Аномальные и загадочные места в республике Хакасия. 2
Менгиры: Республика Хакасия
Изучение мест расположения менгиров методами геофизики и биолокации в Хакасии началось в конце ХХ столетия. В исследованиях принимали участие доктор исторических наук, профессор Я.И. Сунчугашев и я, инженер-геофизик. Такие работы проводились в течение 1977 - 1999 годов по программе Хакасского научно-исследовательского института языка, литературы и истории. Всего было изучено 25 мест стоянок древних изваяний.
Менгиры - это отдельно стоящие каменные изваяния, возле которых пять-четыре тысячи лет назад совершались жертвоприношения, культовые обряды и другие таинственные церемониальные действия. Менгиры содержат еще много нераскрытых тайн, таят в себе удивительные открытия.
Человек создал сложнейшие технические системы, он может летать на космических аппаратах и изучать глубины Мирового океана, «улавливать» доли секунды и расщеплять атомы. Но, восхищаясь удивительными открытиями в области технического прогресса, следует помнить, что это все порождено человеком, его необычайными возможностями. По-видимому, не случайно в древности человека называли микрокосмосом - земным воплощением разума Вселенной. Многими учеными доказано, что возможности наши раскрыты далеко не полностью, они расширяются не только за счет научно-технического прогресса, но пополняются и нетрадиционными способами познания мира.
Одним из них является лозоходство, или в современном понятии - биолокация. Организм человека постоянно испытывает на себе комплексное воздействие различных геофизических полей - электромагнитного, гравитационного, радиоактивного и так далее.
Именно активная реакция рамки в руках биолокатора возле менгиров заставила искать причины этого явления. Биолокационные аномалии вблизи менгиров весьма впечатляющи, и эффект, наблюдаемый здесь, очень неожиданный, еще неизвестный науке. Этот аномальный эффект свидетельствует о том, что менгиры расположены на энергетических участках земной поверхности.
Менгиры привлекали и привлекают внимание сказителей, знатоков и исполнителей фольклора. Сказители по ходу повествования о выдающихся героях эпоса умело вводили в стихотворные сочинения и силу влияния менгиров на окружающий мир. Так, в сказании «Аи Хучин» сказано: «Поднявшись на высокий каменный хребет с подножия кривого менгира, он смотрел вдаль, когда же он разглядел, то обнаружил, что медный менгир является пуповиной земли».
По-видимому, хакасы считали места, где ставили менгиры, священными и необычными. В сказании «Хан Кичигей» сообщается, что у истока светлокаменной речки стоит белый камень (ах тас), который должны поднять проезжающие здесь богатыри; многие из них, не сумев поднять белого камня, погибали. Однако богатырь прежде чем поднять его, верхом на коне объехал этот камень три раза.
Сказание о трех церемониальных кругах вокруг белого камня согласуется с сообщениями первого ученого-путешественника, побывавшего в Хакасии и Сибири, Д.Г. Мессершмидта. Он в своем дневнике 18 августа 1722 года отметил, что «после часа езды, совсем недалеко от этих могильных захоронений, я добрался наконец до широко известной среди этих народов статуи…
Хуртуях, расположенной в холмистой степи. Я сразу же зарисовал ее и в дальнейшем приложил рисунок к настоящим записям. Хуртуях высечена из серого песчаника и вкопана в землю наклонно. Сзади можно было видеть подвешенные толстые, сплетенные из волос косы, в том виде, как их носят калмыкские и татарские женщины…
Татары-язычники из Есь Бельтыра, предоставившие мне лошадей, оказывали большой почет этой старухе; каждый из них трижды объезжал вокруг нее… подкладывали еду в траву поближе к пьедесталу с тем, чтобы та могла воспользоваться едой в соответствии со своим аппетитом». Далее он отмечает, что статуя почитается среди коренного населения, в дар ей приносят речную гальку, мажут ее рот маслом, жиром, молоком и просят о здоровье. Молодые женщины лечатся от бесплодия.
В проведении подобных языческих обрядов мы не одиноки. Так, в Белоруссии камень «Дед» (экспонат музея валунов в Минске) некогда играл большую роль в духовной жизни народа, ибо еще полтора столетия назад к нему шли люди, ища помощи в беде. Каменному «Деду» преподносили мед, молоко, вино - выливали на макушку валуна.
Когда женщина серьезно болела, она на 33 дня надевала на валун передник. Другим примером могут служить знаменитые валуны «Демьян» и «Марья», находящиеся на окраине села Пережир Минской области. Считалось, что они обладают чудодейственной силой, способной исцелять паралитиков, хромых, глухих. Валунам везли богатые пожертвования: лен, шерсть, хлеб, поросят, телят, овец, деньги. Считалось, что результат будет благоприятным, если совершать паломничество к камням в определенное время. Подобный ритуал один к одному похож на обряд, проводимый хакасами у менгира Хуртуях.
Религия по большей части терпимо относилась к обычаям жителей. Более того, у самых знаменитых валунов ставили кресты, часовни, возводили храмы. Люди молились, просили камень избавить от беды и болезней. К камню ходили и в языческий праздник Ивана Купалы, и на христианские Троицу и Пасху.
В европейской части России опытные биолокаторы выявили ряд энергетических участков, так называемые места силы: Соловки, Валаам, Кижи, языческое капище Укса на правом берегу Ладоги, Троице-Сергиеву лавру, где находится келья Сергия Радонежского. Так, известное «место силы» Соловков - на Большом Заяцком острове, где расположены знаменитые «северные лабиринты», возведенные неизвестным народом. У проникших в эти сооружения людей наблюдалось как бы «выравнивание» функций организма: к примеру, за 10 - 15 минут приходило в норму повышенное давление и в то же время мог произойти всплеск жизненных сил.
В пределах Хакасии мы изучили места стоянок менгиров только на территориях Усть-Абаканского, Аскизского и Боградского районов. Все исследованные менгиры расположены в геопатогенных зонах, которые связаны с зонами разломов земной коры. Геопатогенные зоны - это участки земной поверхности, излучающие неизвестный до сих пор науке поток энергии. Как правило, ширина этих зон незначительна и варьируется в пределах 10 - 50 метров, а длина составляет многие сотни метров, а в некоторых случаях - километры.
По форме и силе воздействия этих полей на биолокатора мы разделили геопатогенные зоны на два типа: высокочастотные (отрицательные), когда вектор измеряемого поля направлен «веерообразно» (в этих местах происходит «разбалансировка» биополя человека, что в конечном итоге приводит к патологии), и низкочастотные (положительные), где проявляется синусоидальная форма кривых биолокационного эффекта, при этом направление вектора измеряемого поля в одной части аномалии фиксируется строго вертикально вниз, в другой - вверх. В этих местах происходит выравнивание биополя человека, что способствует его оздоровлению.
Для простоты повествования назовем геопатогенные зоны второго типа «местами силы». На территории Хакасии пока выявлено три таких места: стоянка каменного изваяния Улуг Хуртуях тас, которая расположена на 134-м километре трассы Абакан - Абаза в Аскизском районе, где в настоящее время создан музейный комплекс. Здесь биолокационной съемкой определено, что каменное изваяние было установлено древними людьми в пределах низкочастотной геопатогенной зоны в ее положительной эпицентральной части.
Выявленная низкочастотная геопатогенная зона имеет синусоидальную форму и ширину порядка 20 метров, своей длинной осью ориентирована на северо-восток. Интенсивность биолокационной аномалии здесь составляет порядка 450 условных единиц. Как уже отмечалось, к Хуртуях обращались с различными недомоганиями, лечились и от бесплодия. Да и в настоящее время это «место силы» не пустует, за год его посещают десятки тысяч человек.
Второе - место стоянки двух менгиров - Большие ворота, которые расположены в Усть-Абаканском районе в двух километрах к северо-востоку от Большого Салбыкского кургана. Биолокационными исследованиями выявлено, что эти монолиты установлены в низкочастотной геопатогенной зоне, которая имеет ширину было 23 метров.
Биолокационная аномалия в этом месте синусоидальной формы интенсивностью 450 условных единиц. При этом менгиры установлены на линии «перегиба» кривой. У камня с правой стороны (если смотреть на него с юга) имеется углубление в форме человеческого тела. Это углубление образовалось от «трения» людей о камень, приходивших сюда на протяжении тысячелетий для лечения или для совершения каких-то церемониальных обрядов. На торцевой части монолита выбита тамга в виде контура человеческого тела с тремя лучами, исходящими от головы. Все указывает на то, что это «место силы» было использовано древними людьми для устранения тех или иных недугов.
Третье место - территория Малого дворца древнехакасского государства: на 34-м километре трассы Абакан - Аскиз, в 50 метрах к востоку от шоссе. Здесь буквально в пяти метрах от юго-восточного угла раскопа «дворца» выявлена линейная низкочастотная геопатогенная зона шириной 18 метров северо-восточного направления. Аномалия имеет синусоидальную форму интенсивностью до 800 условных единиц. Нет сомнений, что место под строительство дворцового комплекса выбрано не случайно.
По-видимому, это место почиталось древними людьми, и ранее оно было зафиксировано менгиром. Но с истечением времени камень был утрачен, скорее всего, «переиспользован» при строительстве могильников, как это часто бывало в тагарскую и более поздние эпохи. Многие исследователи считают, что здесь была лечебница.
Так это или нет, но одно ясно: биолокационная аномалия в этом месте идентична по форме, структуре и интенсивности с аномалиями, выявленными на культовых местах Улуг Хуртуях тас и Больших воротах, которые использовались в лечебных целях. Поэтому сегодня возникла необходимость зафиксировать эту аномальную зону, поставив сюда соответствующее каменное изваяние.
В профилактических и лечебных целях рекомендую читателям газеты по возможности посещать «места силы» и находиться там как минимум 15 - 20 минут. Советую приносить с собой и ставить в аномальную зону емкости с водой, поскольку под воздействием силового поля молекулы воды расположатся в определенном порядке - то есть вода станет структурированной, употребление которой и в дальнейшем будет способствовать оздоровительному процессу. (Николай Кузнецов).
Хакасский менгир Ах-Тас «исцеляет» от болезней
В Хакасии есть каменное изваяние, которое исцеляет от различных болезней. По крайней мере, так гласит легенда. Однако некоторые говорят - камень может и беду принести. Когда-то в центре живописной долины Кюг, на берегу реки Аскиз решило обосноваться родовое племя. Старейшин звали Иней и Апсах.
Однако, муж и жена не сошлись во мнениях - где конкретно основать поселение и в результате ссоры Иней пнула своего мужа, да так сильно, что тот перелетел через реку Аскиз и окаменел. Иней тоже окаменела от горя и страданий, и на месте их ссоры установили белый камень - Ах-Тас. По легенде он обладает мощнейшей энергетикой и лечебным эффектом. Изваяние Ах-Тас, или «Белый камень» появился в долине около четырех тысяч лет назад. Современные ученые предполагают, что двухметровый камень из белого гранита установлен точно в зоне геомагнитной аномалии.
По поверьям к камню нельзя подъезжать на любом транспорте. Сотрудники музея «Казановка» говорят – это то же самое, что, например, въехать на автомобиле в спальню родного дома. А именно здесь, по легенде дом духа, который помогает получить здоровье. У сотрудников музея есть факты. «У нас была большая группа из Швейцарии, и в разгаре экскурсии одна из пожилых женщин потеряла сознание. Пришлось срочно прерывать экскурсию, мы срочно организовали медпомощь. Позже получили радостное письмо из Швейцарии, из Берна, о том, что она прошла после возвращения медицинское освидетельствование и, как выяснилось, вылечилась от нескольких хронических заболеваний», - рассказал научный сотрудник хакасского музея-заповедника «Казановка» Леонид Еремин.
Иностранцы и сегодня в долине - осматривают памятники археологии. Пару дней назад итальянцы были и на Ах-Тасе: «Никакого ощущения не получила от контакта с камнем». «Это интересно, но ничего большего». «Я провела обряд с интересом, но ничего особого не почувствовала». Итог подвел переводчик экскурсии, он же преподаватель истории России и Кавказа в университете Венеции.
«Это интересно с культурной точки зрения, но энергетики совсем нет, это общий наш ответ скажем так», - говорит переводчик Альдо Феррари. С туристами Италии не согласился человек, который на Ах-Тас приехал искать бионергию и отклонения в электромагнитном поле. «Тут что-то есть, понимаете, ясное дело что не совсем понятное для нашего обывателя что-то тут происходит. Обхожу камень, и я не могу определить где тут север, где юг. Стрелка на одном месте стоит. Все, вот ее хоть как крути, она на одном месте стоит. Я не знаю, компас-то у меня, в общем-то, рабочий, а тут он себя никак не хочет вести правильно», - говорит биоэнергет-любитель Александр Жаткин.
Радиус магнитной зоны, по его словам, 52 метра. Следующая на очереди биоэнергия. Александр Жаткин говорит, что находит ее следы специальной рамкой. Чтобы почувствовать, либо не почувствовать его энергию, нужно пройти специальный обряд. Так как в эксперименте будет участвовать вся съемочная группа - оператор Андрей Доржу и наш водитель Максим Першуков, мы вместе, все втроем пройдем этот обряд. Для начала пройдем вокруг камня по солнцу три круга.
Чтобы что-то получить, нужно что-то оставить. У нас есть монетки - преподнесем их Ах-Тасу. Говорят, для лечения достаточно провести у камня 15-20 секунд. У водителя съемочной группы сердечное давление поднялось на 10 единиц. Следующий на очереди оператор - Андрей Доржу. Но его давление после посещения камня не изменилось.
Корреспондент Руслан Романов простоял у камня дольше – 30-40 минут. Давление поднялось до 170. Ученые не исключают, что изменение состояния человека объясняется сильной геомагнитной аномалией. И находиться в ее центре более 20 секунд крайне не желательно. Изваяние Ах-Тас находится на территории музея-заповедника «Казановка», в Аскизском районе Хакасии. Остановиться и заказать экскурсию по долине можно в юрточном комплексе на территории музея. («СТВ 7»).
Сундуки в Хакасии
Гряда Хызыл-хая, берущая начало в районе Ефремкинского хребта, пологой дугой изгибается от направления запад - восток к северу, рассекается Белым Июсом и заканчивается на его левом берегу массивом из пяти (некоторые насчитывают их больше) отдельно стоящих столовых гор - останцов, носящих название Сундуки.
Перед Сундуками огромная поляна, ступать на которую могли лишь жрецы. Хакасы боялись этого места и никогда сюда не ходили. В древности на поляне жрецы вели наблюдения. Каждая выемка на скальном уступе, как считает ученый Ларичев, это удобное место наблюдения за определенным созвездием. Большинство ученых относят астрономический комплекс к VIII - II веками до нашей эры, а некоторые и старше. Согласно гипотезе Ларичева в системе 20 Сундуков. Наиболее популярны и доступны лишь пять.
Сундуки имеют порядковые номера. Самый северный из них - Первый Сундук, самый южный - Пятый. С их вершин на многие километры вокруг видна бескрайняя степь с бесчисленными курганами и линиями древних оросительных каналов. Уже в I тысячелетии до н.э. Хакасско-Минусинская котловина была центром орошаемого земледелия. И по многим из каналов до сих пор течет вода. Хакасы уверены, что в древности именно здесь из глубин безграничного океана в виде таинственных каменных Сундуков поднялась земля. И вправду, находясь здесь, ощущаешь древность мира и связь человека с Космосом.
Первый Сундук. Наиболее красивый и значимый в этой гряде. Название Сундуки горы получили именно от Первого Сундука, на вершине которого находится скальный останец в виде куба. От него в западном направлении по пологому склону горы веером расходятся лога. Еще в советское время в этой местности при распашке поля случайно трактором вскрыли могилу шамана. Тогда был выкопан камень, на котором были изображены созвездия другого полушария и некоторые звезды, видимые чуть ли не в телескоп.
Эти горы, по мнению некоторых археологов, использовались для наблюдения за звездами. Если это так, то перед нами древняя обсерватория - сибирский Стоунхендж. По мнению академика В.Е. Ларичева, изучающего Сундуки около 30 лет, именно здесь располагалась «мировая гора» - астрологическое святилище, включающее жреческий храм и древнейшую обсерваторию. Там согласно древнему преданию хранятся священные знания хакасского народа, все тайны глубокой старины.
Огромный амфитеатр, окруженный скальными колоннами, разделенный искусственными валами, в некоторых местах подправленный искусственной каменной кладкой, Первый Сундук впечатляет и завораживает. Вершину украшают несколько останцев, один из которых действительно по форме напоминает сундук (по легенде хакасы называли его «Сундук богатыря Хохо-Бабая», и в нем спрятаны все сокровища долины). Возле вершины горы, «сундука», расположен останец в виде стула с высокой спинкой, (так называемое «Кресло Шамана», откуда виден весь центральный каньон Сундука, а акустика тут заставляет позавидовать некоторые концертные залы.
Второй Сундук примечателен тем, что на нем те самые «последователи эзотерических культов» соорудили чуть ли не сотню небольших каменных пирамидок, которые представляют неизменный интерес для фотографов. Интересно, что у сооружения таких пирамидок есть более глубокие корни – раньше хакасы создавали их как жилища горных духов в особо почитаемых местах, к которым с древности относились и Сундуки.
Необычность Сундуков воспринимается и нынешними хакасами, приходящими сюда из дальних деревень, чтобы привязать полоску ткани к жертвенному дереву - знак поклонения вездесущим духам. А современные пастухи, подражая предкам, складывают на склонах каменные обо - жилища для горных духов таг-ээзи.
На скальных отвесах Четвёртого Сундука находятся наскальные рисунки, выбитые жрецом-художником более двух тысяч лет назад. Петроглифы являются своеобразным героическим эпосом в картинах. В них показан не только нелегкий земной путь героя, но и потусторонний мир, куда он попадает после гибели от рук притаившегося в засаде врага (нижняя часть каменной плиты). Подробнее об их трактовке может рассказать экспозиция Ширинского краеведческого музея.
С Сундуков открывается прекрасная панорама на степь с сетью оросительных каналов, по которым бежит чистая (ее действительно можно пить) и очень холодная вода. Эти каналы были сделаны руками рабов древних хакасов-земледельцев (II-VI вв. н. э.), и до сих пор основная их сеть нормально функционирует.
Об этой долине ходит множество легенд. Достоверно известно, что в ней долгое время жил могучий народ, который строил каменные дома, крепости и умело использовал природные сооружения. В XII в. монголы, проходя через эти края, вырезали все население и постарались разрушить все строения.
Пятый Сундук - самый южный из всех. Перед ним расположена большая группа могильников. Пятый Сундук, полностью связан с движением Солнца. Это Сундук Времени. Здесь встречали Новое Солнце, шаманы проводили обряды поклонения ему. До сих пор осталась тропа, по которой ходили жрецы на пятый Сундук, куда были направлены солнечные лучи. Там изображены две змеи или змея и дракон, разделенные на шесть частей. Виталий Ларичев считает этот Сундук древними часами человечества. Здесь множество астрономических площадок, с которых древний человек вел наблюдения за основными космическими светилами.
…Три десятилетия ведут исследования археологи Новосибирска в Кузнецком Алатау в живописном пограничье горной тайги и степей, прилегающих к заболоченной долине реки Белый Июс на севере Хакасии. Четверть миллиарда лет назад здесь, в равнинной местности, вздыбились пять пирамидальных гор, именуемых в просторечии Сундуками. Человек с незапамятных времен оценил их сказочное величие, поклоняясь этому созданному самой природой храму.
Несколько лет назад по инициативе новосибирских ученых проводилась Всемирная олимпиада психофизических резервов человека.
Ларичев В.Г. пишет: «Сундуки, эти природные подобия египетских пирамид, воспринимаются при взгляде на них с хребтов Алатау первозданного обличья Землей, порожденной водами «Вселенского Океана». Если допустить, что древние владетели «заболоченной чаши» осмысливали среду своего обитания мифологически, то не отыскать в Сибири более подходящего пейзажа для подтверждения соответствия его местам начала становления мира во времена оно.
Сакральную значимость всех этих мест севера Хакасии подтверждают многочисленные святилища на вершинах гор, которые обрамляют «Первозданную Землю» по всему периметру. Там, в наибольшей близости к Небу, за сложенными из плит валами и стенами, отделяющими мир обыденный от мира «святого», жрецы возносили молитвы самым могущественным богам.
А у подножия каждого из Сундуков разместилось множество могильных полей с частоколами памятных плит. В каменистые же обрывы самих Сундуков были встроены храмы и астрономические обсерватории, предназначенные для наблюдений за восходами и заходами светил. Вблизи их свершались культово-обрядовые действа в память предков, во благо живущим и во славу богов.
«Первозданная Земля» примечательна тем, что Создатель, согласно мифу о творении, воздвиг в центре ее гору, вершина которой достигала орбит Луны и Солнца. Первый Сундук, самый грандиозный из всех Сундуков «чаши», представляет почти идеальное отражение такой идеи.
Египетские пирамиды всегда были для людей синонимом великих достижений предков в становлении протонаук и духовных канонов. Сибирские Сундуки, сотворенные Природой и чрезвычайно остроумно, без особо тяжких усилий обустроенные древними людьми, заслуживают не меньшего почитания. Такое утверждение справедливо, помимо прочего, и потому, что, как выяснилось, первобытный человек севера Азии начал оценивать их «небесный аспект» задолго до появления на берегах Нила пирамид - во мраке полутора десятков тысячелетий древнекаменного века, когда в котловине «Первозданной Земли» Июса бродили мамонты и шерстистые носороги».
Ниже приведено еще одно высказывание В.Г. Ларичева: «Первый Сундук впечатляет до нервной дрожи, вызывая в памяти описание горы Меру в священных книгах индоиранцев - Ригведе и Авесте. Это на ее вершине стали после творения восседать боги, а у подножия появились первые люди, животные и растения. Это к ее вершине причалил ковчег, в котором спасалось все живое от потопа, насланного на Землю злым божеством. От нее расселились по всей Земле предки, разнося повсюду астрономические знания. Поразительно, но «Июсская Меру» выглядит соответствующей главным канонам устроения Мировой Горы индоевропейцев, кочевых обитателей степей от Причерноморья до Енисея.
С востока Первый Сундук смотрится конусовидной горой. Венчает ее кубовидной формы вершина, вознесенная на полукилометровую высоту над уровнем моря (да уж не окаменевший ли это ковчег времен потопа?!). Оттуда на десятки километров во все стороны просматривается линия дальнего горизонта - обстоятельство идеальное для проведения точных астрономических наблюдений.
С запада скалу подпирают, как и положено, четыре горы, имеющих вид скалистых гребней. Они ограничивают глубокие каньоны, по которым в древности стекали водные потоки, олицетворения первозданных рек - истоков всех рек земных и наполнители вод «Вселенского Океана». Подножие же горы и склоны ее опоясывает по периметру вал, сооруженный из плит. Он призван был отделить эту обитель высших богов, первых людей и жрецов от мира несовершенного, полного низменных страстей. Меру описывается в мифе индоариев горой, вокруг которой вращаются все светила».
В каньонах и на гребнях Первого Сундука размещается множество храмов, астросвятилищ и астроплощадок, которые предназначались для наблюдения восходов и заходов Луны и Солнца и явления весной, в равноденствие, ярчайшей звезды северной сферы Неба - Арктура, по мировоззренческой значимости равного Сириусу, каким он воспринимался жрецами культур Ближнего Востока и долины Нила. Если в течение года переходить по валу в соответствующем порядке от одного обозначенного плитами места наблюдения к другому, то можно «заставить» вращаться светила вокруг Первого Сундука, тем самым подтверждая законность восприятия его в качестве Меру - Мировой Горы.
И наконец, можно доказать, что Первый Сундук по высоте своей достигает орбит Луны и Солнца. В пределах его и на горах Июсской котловины удалось обнаружить астрономические площадки, с которых можно в определенные дни наблюдать зрелище фантастической красоты - полная Луна зимней ночью, а Солнце в последнюю декаду июньских дней выплывают в Небо прямо из «ковчега» - кубовидной вершины горы. Такое может происходить лишь в случае, если «ковчег» касается орбиты самых великих светил!
В археологической науке в последние годы накоплен огромный материал, подтверждающий давнее внимание первобытного человека к небу и светилам. Древние люди независимо от своего местонахождения старались жить в согласии с гармониями движения в космическом пространстве Луны и Солнца.
Поэтому сегодня археологи не ограничиваются изучением следов материальной культуры ушедших цивилизаций, но и стремятся к познанию самого сложного в древних культурах - интеллектуальных, основанных на протонаучных знаниях, и духовных сторон жизни предков. Здесь, на Сундуках, сибирская археология преображается из науки земной в науку возвышенную, небесную - в астроархеологию, призванную выявлять в памятниках древних культур «астрономические аспекты», намеки на то, значительнее чего в истории первобытности трудно вообразить - как предок воспринимал мир, как структурировал его и объяснял происхождение.
Оказывается, что по глубине астрономических познаний, совершенству систем счисления времени, остроумию мифологического осмысления мира древние сибиряки ни в чем существенном не уступали своим современникам - ученым мужам Древнего Египта и античной Греции
На Сундуках открыты скальные храмы, созданные до рождения Христа, во времена знаменитых античных философов и космологов Анаксимандра и Пифагора. Они, храмы эти, были двоякого назначения - отсчитывали (и поныне отсчитывают!) время по Солнцу и отражали постулаты астральной религии, которую исповедовали обитатели юга Сибири железного века. То была евразийского размаха религия зервано-зороастрийского толка, а зиждилась она на идее нескончаемой борьбы в Природе и человеческом обществе сил Добра и Зла.
Представители могучего жреческого клана долины Белого Июса каждые сутки наблюдали на Сундуках за заходами и восходами Солнца и Луны. Делалось это потому, что ритмике «жизни» обитателей Неба, светил, подчинялась вся культово-ритуальная и экономическая жизнь творцов культур скифского времени юга Западной Сибири. Жрецы севера Хакасии по осведомленности своей и философской мудрости, ориентированной на изучение Вселенной и Человека, едва ли уступали мыслителям Греции и Рима, Ирана и Индии времен античности.
Чтобы понять, как проходили на Сундуках наблюдения нужно подняться на вершину центральной горы. Здесь в горной стене есть едва заметное окошко, явно сделанное когда-то человеком. Что же наблюдали здесь древние астрономы? Нам это до сих пор неизвестно.
Интересны находки, обнаруженные здесь учеными, например каменная черепаха. Изготовлена эта черепаха путем обивки камня. Узор на верхнем панцире изображал годовое движение солнца, а на нижнем луны. Любопытна и другая находка - неприметная, на первый взгляд, пластина, в которой аккуратно просверлены три отверстия. Такую пластину могли использовать в качестве измерителя-визира.
Среди всего открытого на берегах Июса недоставало до недавнего времени памятника, который позволил бы прояснить загадочные обстоятельства появления на свет самой Мировой Горы - «столпа» и «оси» Мироздания. Известно, что событие это увязывалось в космической мифологии индоевропейцев с появлением в Хаосе громадного яйца, снесенного божественной птицей. Оно заключало в себе упорядоченные структуры готовой появиться в мире божьем Вселенной - Небо (скорлупа), круговые воды Мирового Океана (белок) и Земля, сферический желток в центре яйца, воплощение той самой Мировой Горы, столь эффектно представленное Первым Сундуком.
В 2005 году в ходе очередной экспедиции произошло событие вдохновляющее - открыт храм Сотворения Мироздания. Он оказался там, откуда как на ладони просматривается Первый Сундук. На одной из двух плоскостей его, сплошь покрытых многофигурными композициями из разного вида зооморфных и антропоморфных изображений, была запечатлена уникальная для наскального искусства Сибири библейского величия картина. В центре ее размещена главная компонента сюжета, повествующего о сотворении Вселенной, - овальное, вертикально поставленное яйцо.
Внутри его вписаны правильный круг вод Океана и сфера Земли, а в непосредственном соседстве с ним разместились 7 фигур первозданных богов. Тут же выбиты рисунки хищного орла с головами быков у концов широко расставленных крыльев, человека с поднятыми к Небу руками, высшего божества и 13 округлых символов светил, позволяющих считывать время по Луне и Солнцу в течение года и трех лет.
Плоскости храма доселе сохраняет от непогоды «потолок» - массивная песчаниковая плита, а у основания его лежат многотонные блоки, воплощенные в камне круглое плоское Солнце и такая же плоская, серповидных очертаний Луна. Восходы их, соответственно зимой и летом, наблюдались от храма над вершиной Первого Сундука, высота которого точно соответствовала высоте дальнего горизонта. Значит, он и при взгляде от нового храма опять-таки достигал высоты орбит обоих светил, в очередной раз подтверждая сравнение с Мировой Горой.
Салбыкские курганы
Их называют «Сибирским Стоунхенджем». Курганы расположены в Долине Царей, окруженной высокими земляными холмами. Вокруг насыпей пирамидальной формы - десятки каменных стел высотой до 4 м и весом до 60 т. В центре - Большой Салбыкский курган. Его ограда состоит из огромных каменных блоков, в верхней части скошенных на восток. Непонятно, каким образом древние люди смогли это построить.
По словам экспертов, в районе Салбыкских курганов наблюдаются мощные геомагнитные аномалии. Многие, посетив это место, потом рассказывали, что в центре Большого Кургана ощущали колоссальный поток энергии и их тело вибрировало аж от самой макушки до кончиков пальцев на ногах…
Долина царей в Хакасии это исторический комплекс, который включает в себя 56 курганов (самый известный из которых «Большой Салбыкский курган») и отдельно стоящие менгиры «Большие Салбыкские ворота». Все это историческое наследие сосредоточено на площади в пять квадратных километров в Салбыкской долине - небольшой части Камызякской степи.
Название долина получила от хакасского обозначения лужи или какого-либо места расположенного в низине. И ландшафт здесь типично степной - во все стороны до горизонта тянется бесконечное и абсолютно ровное пространство. В наше время здесь расположены археологический музейный комплекс «Большой Салбыкский курган» и муниципальный музей «Древние курганы Салбыкской степи».
Все курганы музейного комплекса «Древние курганы Салбыкской степи» принадлежат Тагарской культуре. Она датируется IX-III веками д.н.э. и относится к эпохам бронзового и железного веков. Само название топонимическое и увязано оно с названием острова Тагарского, который расположен на реке Енисей.
Благодаря курганам нам известно достаточно много о погребальных обрядах жителей того времени. И это при том, что об их повседневной жизни нам известно достаточно мало. В курганах древние степняки хоронили своих вождей и название «Долина царей» отлично подходит для этого места.
Курганы достаточно большие (по сравнению с аналогичными курганами в других местах). Сейчас, даже по прошествии стольких лет, они все равно возвышаются над степью на 5-6 метров. А пять из них по высоте чуть ниже Большого Салбыкского кургана («Малый Салбыкский курган», например, имеет 8,5 метров высоты). Все курганы окружены своеобразными ограждениями из мегалитов. Скорее всего, они были доставлены с берегов реки Енисей. Как и зачем остается для нас загадкой но то, что они привозные, известно нам достоверно. Поверхность мегалитов украшают плохо различимые теперь уже петроглифы - древние наскальные рисунки. В том числе и потому, что современные туристы часто оставляют собственные.
Самый большой курган в Салбыкской долине называется «Большим Салбыкским курганом». Не оригинально? Зато точно передает суть! В СССР проводились археологические раскопки (1954-1956 годы), руководил которыми известный ученый С. В. Киселев. В раскопках участвовали сотрудники Хакасского научно-исследовательский институт языка, литературы и истории и Института истории материальной культуры из тогдашнего Ленинграда. Киселев тогда сделал выкладки согласно которым высота кургана в древности составляла около 30-ти метров. В наше время курган имеет в высоту около 12-ти метров - под воздействием естественного процесса омывания курган все эти тысячелетия оседал.
Вообще говоря, первое письменное описание Большого Салбыкского кургана оставил нам известный российский ученый и путешественник 18-го века Герард Фридрих Миллер. В 1733-1743 г.г. он принимал участие в «Первой академической экспедиции» и в 1739-ом году сделал подробное описание этой достопримечательности.
«Большой Салбыкский курган» это погребальный холм, имеющий в основании равносторонний прямоугольник, а проще говоря квадрат, размером 70x70 метров. Курган сложен из плит (материал девонский песчаник), сверху которых насыпаны сотни тонн земли. Плиты огромадные, их вес от 50 до 70 тонн. Когда-то они возвышались над поверхностью земли на 2 метра.
Киселев утверждал, что курган одновременно служил как место захоронения, как древний храм и даже как древняя астрономическая обсерватория. По периметру квадратного основания древние строители вкопали 23 менгира (вертикально установленные каменные плиты) высотою в 2-3 человеческих роста.
За годы археологических раскопок были воссозданы на бумаге как строение так и обустройство кургана. Согласно этой реконструкции, центральную часть кургана занимал бревенчатый склеп высотой около 2,5 метров. Склеп имел форму усеченной пирамиды и был покрыт берестой. Он накрывал собой двухметровую яму.
Бревенчатый, опять же, коридор вел к гробнице. Сверху был насыпан массивный земляной курган. Здесь был похоронен самый могущественный человек той эпохи. Его власть, возможно, простиралась на всю Хакасско-Минусинскую котловину. А теперь даже имени не осталось... Вместе с ним были захоронены несколько молодых слуг и воинов, которые должны были, как считают ученые, служить ему и охранять его и после смерти.
Еще одним популярным местом среди туристов, эзотериков и шаманов являются «Большие Салбыкские ворота». Это аномальная зона, которая расположена на расстоянии в 1,5 км от «Большого Салбыкского кургана». Она обозначена двумя массивными плитами и символизирует собой вход в загробный мир. Ну или что-то в таком духе. Тут всякий Вам по разному объяснит. Вы лучше шаманов спросите, если застанете. Есть и такой взгляд на предмет - научный или околонаучный. Я Вам процитирую, а Вы уж сами решайте:
В последние годы, благодаря проведенным научными исследованиям было установлено, что менгиры «Большие ворота» расположены в эпицентральной части двухполюсной биолокационной аномалии, в точке наибольшего градиента, что позволяет эффективно проводить коррекцию биополя человека путем воздействия, как на его энергетические точки тела, так и на отдельные системы. Очень хорошо, что в последние годы было принято решение о том, чтобы облагородить территорию Салбыкской долины и создать на её территории муниципальный музей «Древние курганы Салбыкской степи». («По Сибири»).
Долина духов
Поблизости от Сундуков находится место, которое местные называют Долиной Духов. Оттуда якобы можно попасть в параллельный мир, в прошлое или будущее. В старину сюда разрешалось ходить лишь «особым» людям, в основном шаманам. Долина духов для местных жителей является культовой, сюда также съезжаются шаманы со всех уголков Хакасии, Красноярского края и России. По уверениям шаманов, в долине духов можно найти ход в потусторонние миры, а также заглянуть в прошлое и будущее. Стоит ли говорить, что в долине духов Сундуков находится необычайное место силы, которое чтилось еще с древних времен.
Большие Ворота
В Хакасии есть древние ворота, через которые люди заходили в долину царей, а когда умирали, их души через эти же ворота уходили на восток. Шаманы говорят, что у этих ворот можно загадать желание, а если пошатнулось здоровье, то здесь его можно восстановить. Два менгира люди установили в степи по разным источникам от трёх до пяти тысяч лет назад. Шаманы утверждают - ворота стоят точно в зоне тектонического разлома и излучают положительную энергию.
В экспериментах участвуют - корреспондент Руслан Романов, оператор - Владимир Байкалов, водитель - Игорь Стеценко и Валентина Тугужекова. Сегодня директор Института хакасского языка и истории в роли специалиста по биоэнергетике. Она определяет биополе с помощью специальной рамки. Валентина Тугужекова уверяет, - особых навыков не требуется, рамка работает сама и со стопроцентной точностью.
Эксперимент первый. Судя по биополю, всей съемочной группе впору поправлять здоровье. Теперь мы идем к воротам. Валентина Тугужекова говорит, - подходить к ним нужно правильно. С собой иметь - молоко, сыр, хлеб и желательно мясо. «Мы говорим, - сек-сек, мы обращаемся к духам этой местности, мы их задабриваем на 4 стороны света, - объясняет Валентина Тугужекова.
После хлеба - сыр и молоко. Последовательность лучше соблюдать. После того, как мы покормили и задобрили духов местности, мы подходим к нашим камням. У каждого из них свое предназначение, - говорит Валентина Тугужекова. Просить здоровья нужно у женского камня. Он олицетворяет мать, в облике земли. Вы подходите к этому камню, мысленно здороваетесь с ним, мысленно просите, чтобы недуги ушли, благодарите.
По результатам эксперимента оказалось, что биополе у всех участников увеличилось, что должно положительно сказаться на физическом и духовном здоровье. Второй камень - мужской, он, якобы, исполняет желания. Это известная легенда, - у менгиров просят чего-нибудь все, кто сюда приезжает. Месяц назад мы уже были здесь, загадали желания и запаковали их в свои конверты. У одного из участников эксперимента желание сбылось. Остальные отказались говорить. Если что-то не получилось, значит неправильно проводился обряд, - уверена Валентина Тугужекова.
«Нужно просить у камня мужского, который связан с космосом. Но прежде нужно очиститься у женского камня». Салбыкские ворота расположены в 60 километрах к северо-западу от города Абакан по дороге в Сорск. Добраться туда можно на любом автомобиле. Следить за указателями, после отметки 33 километра, - поворот направо. («Юг Сибири»).
Улуг-Хуртуйах-Тас
Улуг-Хуртуях-Тас - каменное изваяние изваяние женщины находится в центре 35-километрового Аскизского могильника вблизи улуса Анхаков на территории Аскизского района Республики Хакасии (в 127 км от Абакана). Ее бездетные женщины молят о появлении детей. С незапамятных времен обитатели степей с поклоном подходили к «каменной старухе», и молили исцелить от бесплодия. Вот с такими словами женщина, не имеющая детей, обращается к Хуртуях Тас: «Наша белая каменная мать! Все звери имеют детей, все птицы имеют детей, все рыбы имеют детей, у всех людей есть дети. У меня одной нет ребенка – помоги мне!»
Женщины, отправляющиеся на поклон к хакасской Божьей матери, уверены, что она им поможет. По преданию, изваяние обладает особой исцеляющей силой для бесплодных женщин, а по свидетельству очевидцев, обращения к чудесной реликвии приносили порой гораздо больше пользы, чем лечение у специалистов.
«Хуртуях-Тас» входит в тройку самых посещаемых музеев Хакасии. Когда ее обнаружили археологи в советское время они ее выкопали и перенесли в краеведческий музей, к другим скульптурам, но она стала там портится и покрываться мохом... беспрецедентное решение принял ученый совет Хакасского республиканского краеведческого музея - переместить одно из древних каменных изваяний, которое известно в науке под именем Улуг-Хуртуях тас и находилось в постоянной экспозиции в специальном зале многие годы, обратно в степь, под открытое небо. Улуг-Хуртуях тас в переводе на русский означает «Большая каменная старуха».
«Степную богиню» перевезли из экспозиции республиканского краеведческого музея и установили на исконном месте недалеко от аала Анхаков. Все это время «каменная бабушка» простояла на открытом воздухе. Для сохранения уникальной стелы от воздействия окружающей среды была построена стеклянная юрта. Теперь это - историко-культурный музей «Улуг Хуртуях тас». Так была создана стеклянная юрта и музей «Улуг Хуртаях Тас»
А теперь легенда.
Легенда гласит, что это была вполне реальная женщина с мужем и детьми (количество детей варьируется от двух до сорока). Во время междуусобицы, семейству пришлось бежать, муж решил отвлечь противника, а жена должна была отправиться с детьми в безопасное место. Она просила богов, помочь ей сохранить детей и боги превратили ее детей в бусы. Но когда Улуг Хуртуях тас добралась, она обнаружила, что нитка порвалась и все бусины потерялись.
Тогда от горя она закричала и запела, пела она так красиво, что боги расстрогались (есть вариант, что разгневались) и ее, лишившуюся своих детей, сделали покровительницей детей чужих, ну и их матерей. Так она и стоит, степная богиня, посреди своей юрты, обращенная лицом на восток, трехметровая статуя из песчанника, рот раскрыт в горестной песне, а на «беременном» животе высечена личина.
Вот ее лицо, ее рот открыт в крике или песне... а на ее животе нарисованы три мира, верхний, средний и нижний, и средний - это человеческая жизнь самая короткая...или узенькая. посмотрите на фото она посередине узенькая. Когда каменное божество Улуг Хуртуях Тас снова вернулось в Сагайскую степь, вокруг забили ключи. Рассказывают, звенели они и 50 лет назад, когда изваяние увозили в Абакан, в краеведческий музей. А потом как-то быстро усохли. Может, это и сказка, но в нее хочется верить. Хакасы и верят. Местные жители из соседней деревни Анхаков приходят молиться Хуртуях, приносят ей дары.
Впрочем, поклоняются этому древнему божеству и многочисленные приезжие из разных уголков страны - и православные, и мусульмане. Женщины, хватаясь за соломинку, едут к ней в надежде родить долгожданного ребенка. И чудо происходит: рассказывают, после визита к божеству некоторые бесплодные паломницы родили первенцев... У ног Хуртуях всегда лежат подношения: молочные продукты, детские игрушки, косметика, бусы, кольца, заколки для волос... Сразу понятно, что здесь - не место мужчинам. Это маленький мир только матери и ребенка. А огромную каменную женщину (рост - 3 метра, вес - 2,6 тонны) часто называют матерью матерей.
- Подобных изваяний раньше в хакасской степи было несколько сотен, - рассказывает экскурсовод Вероника Уптышева. - У одного божества язычники просили богатства, у другого - покровительства в делах, а у Улуг Хуртуях Тас - детей. Она - символ плодородия, помощник для беременных женщин, рожениц и маленьких детей.
Многие до сих пор верят, что богиня обладает магической силой «исцеления» от бесплодия. Считается, чтобы забеременеть, надо обойти Хуртуях три раза по солнцу, разбрызгать на четыре стороны света что-нибудь молочное, а затем поставить перед ней еду и обратиться с просьбой. Кроме того, женщины оставляют каменной бабе свои украшения, которые заряжаются ее силой - а затем забирают их и носят. Говорят, помогает. («Диетс»).