Аномальные и загадочные места в республике Хакасия. 3
Долина царей в Хакасии
Территория Хакасии богата древними достопримечательностями: курганами, настенными рисунками и остатками поселений бронзового века.
В национальном парке «Казановка» находится один из известных исторических объектов – Долина Царей, в которую входят более 30 тысяч различных объектов – курганы, городища, крепости с наскальными рисунками и каменные изваяния. Располагается это место в 60 километрах от города Абакан. Сюда любят приезжать не только обычные туристы, но и экстрасенсы, шаманы и те, которые верят в мистическую силу захоронений. А местные жители в свою очередь придумали название каждому находящему здесь камню.
Археологи считают, что возраст Долины Царей превышает 3 тысячи лет и предназначалась она для захоронения царей Тагарской культуры. Всего на площади несколько десятков километров находится 56 курганов, представляющие собой каменную конструкцию, вес которой превышает 70 тонн. В некоторых из них просматриваются остатки ворот.
Археологами были найдены останки тел, захороненные в разное время. Более ранние захоронения были одиночными. Позже появлялись крупные захоронения. Самым изученным является Салбыкский курган, появившийся примерно в 4-5 веке до н.э. Его высота достигала 30 метров. По краям кургана было установлено 23 стелы высотой 6 метров, вес каждой по 50 тонн. Курган был огражден 2-х метровой каменной плитой.
Ученые подсчитали, чтобы построить такое сооружение требуется труд 100 человек в течение 7 лет. В Салбыкском кургане обнаружены останки пожилого человека, вероятно вождя племени, и еще шести Долина царей в Хакасииеловек. Раскопки курганов продолжаются и сегодня. После нескольких ограблений из захоронений были похищены драгоценности и посуда.
Удивителен тот факт, что практически все найденные предметы изготовлены из бронзы, хотя это время относилось к эпохе железного века, а тагары были успешными в металлообработке. Им принадлежала большая часть медных рудников в Сибири, поэтому они смогли значительно улучшить бронзовый сплав. Их изделия экспортировали в другие региона Евразии.
Результаты исследования других курганов указывают на то, что здесь раньше других было сформировано классовое общество, состоящее из вождей, шаманов, воинов и простых людей. В древних китайских источниках говорилось о существовании в 3 веке до н.э. государства Динлин, располагавшегося на этой территории.
Наскальные рисунки, сделанные 3-5 тыс лет назад, сохранились до сегодняшнего дня. Солнцеподобные божки, звери, фигуры с головами животных отражают жизнь тех людей, их обряды и ритуалы. Археологи копируют изображения на бумагу, которые можно приобрести в качестве сувенира. Некоторые туристы верят, что мистическая сила до сих пор присутствует в этих местах. («По Сибири»).
Туимский провал
Знаменитый Туимский провал по популярности не уступает тому знаменитому провалу, в котором Остап Бендер добывал деньги на поиски 12 стульев, а, может, и обгоняет его. Впрочем, образование Туимского провала – это дело рук человеческих, поскольку раньше на этом месте была шахта, которую затем закрыли, поскольку работы на ней велись с серьёзными нарушениями техники безопасности, а ещё она попросту выработалась.
Закрыли, но не закупорили, и вскоре там начали гибнуть животные. В результате взрыва в центре горы, где велись разработки, образовалась котловина, которую начала заполнять удивительная вода – зелёно-бирюзовая (из-за медных отложений в породе). И через некоторое время из сугубо производственного объекта Туимский провал превратился в местную достопримечательность в постапокалиптическом стиле – с одной стороны озеро в почти отвесных стенах каньона, с другой – явственно торчащие из скалы остатки рельс для вагонеток и другие следы горнодобывающей промышленности в этих местах.
Высота провала или, точнее, глубина до поверхности воды – 120 метров как минимум, ширина – 400 метров, так что зрелище во всех смыслах монументальное. Но в первую очередь Туимский провал – это Мекка российских экстремалов, которые приезжают туда, чтобы прыгать с тарзанки, погрузиться в удивительное бирюзовое озеро и т.д., хотя из-за ненадёжности склонов это не рекомендуется делать.
Впрочем, и сейчас на Туимском провале оснащены площадки для всех видов джампинга, которыми может воспользоваться любой желающий (само собой, за деньги: традиции Остапа Бендера живы в наших сердцах), но и, по признанию путешественников, вид на то, как прыгают другие – достойное зрелище.
Раньше здесь происходило немало несчастных случаев, связанных с тем, что люди пытались сделать прыжок в состоянии алкогольного опьянения или самостоятельно разведать ненадёжные участки провала без соблюдения мер предосторожности, но сейчас за этим строго следят. Для любопытных туристов оборудована площадка, с которой можно полюбоваться озером без риска съехать на пятой точке по скалам, а через пещеры, где раньше работали шахтёры, проложен безопасный выход к озеру, где можно купаться (хотя вода не очень прозрачная, так что это нравится не всем, зато очень чистая).
В любом случае, все, кто побывал возле Туимского провала, подтверждают, что увидеть его определённо стоит, даже просто ради одного озера. (Анастасия Берсенева, Ксения Кржижановская).
Пещера Черного дьявола
На севере Хакасского края в горном массиве Кузнецкого Алатау находится одна из самых страшных пещер на нашей планете - Кошкулакская пещера, которую ученые-исследователи именуют не иначе как пещерой Черного дьявола, и она на редкость оправдывает данное ей название.
Местные жители, а в 20 км от Кошкулака находится поселок Шира, к тому же рядом расположена небольшая деревня Топаново, с детских лет знают о проклятом месте и не ходят к нему. К тому же и спуститься в пещеру самостоятельно практически невозможно - придется преодолеть достаточно отвесный спуск вниз, поэтому без специального сопровождения не обойтись. Природа, словно зная о черной энергетике данного места, специально сделала пещеру труднодоступной для людей.
Впрочем, в последнее время эту страшную пещеру местные власти пытаются превратить в одну из туристических достопримечательностей края, так что сегодня спуститься в пещеру Черного дьявола не составляет труда. Однако те, кто посетил ее, делать этого не советуют, недаром пещера официально входит в первую пятерку самых страшных мест на земле.
Что же делает ее столь опасной? По местной легенде, некогда эта пещера была ритуальным комплексом. Впрочем, находки подтверждают, что действительно она служила ритуальным целям - об этом свидетельствует сложенный в пещере жертвенник. По-видимому, именно здесь шаманы проводили ритуальные жертвоприношения: были ли то животные или люди, сегодня сказать сложно, молва приписывает черным шаманам и убийство детей, и убийство молодых женщин.
За черные дела, творимые шаманом, местные жители его убили, но с тех пор его душа стала мстить за предательскую смерть, являясь спустившимся в пещеру и маня за собою вглубь. Люди, рискнувшие поддаться видению и отправиться вместе с ним, позднее сходили с ума или погибали, и пещера стала считаться среди местного населения проклятым местом. Однако это не остановило ученых перед проведением подробных исследований в пещере.
Первыми в нее спустились в середине 1980-х спелеологи братья Савченко. Им удалось вернуться из проклятого места живыми, однако они в подробностях рассказали, что в пещере их охватил необъяснимый ужас и обоим открылось странное видение: играющий на бубне и зовущий за собой шаман.
Это было не первое видение шамана спустившимся в пещеру людям. По рассказам местных жителей, в 1960-х гг. к пещере отправилась группа студентов. Несмотря на предупреждения не ходить в нее, отчаянная молодежь не могла пройти мимо приключений, однако из 20 человек, спустившихся в пещеру, выбраться удалось только 2 девушкам.
Обе они, когда их обнаружил отряд спасателей, были безумны, но по-своему Одна вела себя буйно, поэтому сразу попала в больницу для душевнобольных, а другая была тихой помешенной и достаточно быстро угасла в обычной больнице. Она ни на минуту не расставалась с какой-то странной каменной фигуркой, крепко зажатой в руке, и скончалась от непонятной болезни.
Следующими пострадавшими от проклятой пещеры были пионеры, уговорившие взрослых пройтись по залам пещеры. В одном из гротов всех присутствующих охватил невероятный ужас и дети бросились бежать к выходу. Прийдя в себя, они рассказали, что видели. Характерно, что многим привиделся опять-таки шаман с горящими глазами, хотя многие видели и другие картины: кто - чудовищного медведя, кто - череп. Поход в проклятую пещеру не прошел бесследно: один из шестиклассников повесился, оставив записку непонятного содержания о дьяволе в черной норе.
Планомерные исследования пещеры начались в 1985 г.; один из исследователей, шедший в группе последним, перед самым выходом также почувствовал невероятный страх и увидел отвратительного шамана, жестами звавшего его к себе. Ученого спасла не только собственная решимость сбросить чары, но и веревка, которой он был привязан к остальным членам группы, которые были уже на выходе из пещеры.
Однако ученые не остановились перед дальнейшим изучением пещеры и провели ряд опытов по изучению причин странных галлюцинаций и панического страха. Им удалось установить, что источником оцепенения и ужаса, охватывавших присутствовавших в пещере людей была геомагнитная аномалия, заключавшаяся в постоянном изменении электромагнитного поля внутри пещеры, импульс поступал всегда с одинаковой амплитудой и шел откуда-то снизу, из глубины пещеры. Он не был постоянным, иногда мог исчезать на несколько дней, а затем появлялся вновь. Именно он и был причиной страхов и ужасов, охватывавших людей, и порождал страшные галлюцинации, сводившие с ума.
В незапамятные времена, когда Кушкулакская пещера выполняла ритуальные функции, ее называли Ах-Чул, что в переводе на русский означает «Белая пещера». По сохранившимся местным преданиям, шаман, встречающий посетителей пещеры, не стремится их убить, а хочет передать им свои ценные знания, однако в обмен за это возьмет их души.
Проведенные исследования подтвердили странный факт: этот аномальный излучатель опасных для человека волн не мог иметь природного происхождения, он был создан и установлен искусственно, но кем и когда - было непонятно. Однако об этом источнике было известно многие сотни лет назад, и шаманы тогда умело использовали выявленную аномалию для наведения ужаса во время ритуальных действ, однако, кто мог создать тысячи лет назад такой излучатель, до сих пор остается загадкой.
Как остается тайной и то, почему большинство людей видят в своих галлюцинациях, вызванных этими волнами, именно шамана с бубном. Вполне возможно, что так проявляется та энергетика, которая веками накапливалась внутри пещеры, а возможно, некие образы сохранились в ее воздухе, на стенах, потолке и проявляются в галлюцинациях людей, которые в этом случае видят то, что некогда совершалось в пещере. Эти тайны ученым еще предстоит разгадать. (Шнуровозова Т. В.).
Мистика Кашкулакской пещеры
Юная «старушка»
Впервые об этой пещере я услышал лет 15 назад от моих знакомых спелеологов, братьев Николая и Владимира Савченко. Вернувшись из очередного похода по пещерам Кузнецкого Алатау, они рассказали мне жуткие истории о найденных в пещере полуистлевших человеческих костях, о тенях и звуках бубна шамана, о беспричинном ужасе, который они испытывали, проходя определенный участок этой пещеры. Поведали братья также историю, которую они, в свою очередь, услышали в походе:
«В 1960-х годах группа студентов из 20 человек полезла в эту чертову дыру. Вышли из нее только две студентки. И то одну девушку в буйном невменяемом состоянии подобрали охотники неподалеку от пещеры. Она кусалась и кричала что-то бессвязное. Ее сразу упрятали в «психушку». Вторая же студентка помешалась «тихо». Ночью ее обнаружил наряд милиции поселка Шира.
Седовласая, с мертвенным лицом, с искусанными в кровь губами, она шла по темным улицам поселка. В руках девушка сжимала какую-то фигурку из камня, которую ни за что не хотела отдавать. Не останавливаясь ни на секунду, она что-то очень быстро и горячо шептала. И эту девушку определили в дом скорби, где она в течение месяца «сгорела» от какой-то загадочной болезни.
Врачи так и не смогли установить причину смерти - стремительно худевшая пациентка была хоть и безумна, но абсолютно здорова. Под матрацем испустившей последнее дыхание юной «старушки» медсестра обнаружила маленькую каменную фигурку...».
Лисья шапка с рогами
Признаюсь - не поверил я тогда рассказчикам. Даже издевался над ними, сопровождая их рассказ остроумными, как мне казалось, комментариями: сколько, мол, братья выпили перед тем, как слушать такие байки. Однако прошло около полугода, и мои знакомые вновь отправились в очередной поход на Кошкулак. В группе из 30 человек в основном были школьники - шли ноябрьские каникулы. Провели наши туристы близ пещеры около трех дней. Первые две экспедиции под землю прошли спокойно.
Наслышанные об ужасах Кошкулака и мечтавшие об острых ощущениях школьники были разочарованы. На третий день, перед сворачиванием лагеря, они упросили взрослых в последний раз «пробежаться по пещере». После того как обошли все гроты, в том числе грот Скелетов, где обычно, если верить очевидцам, и происходит невероятное, ребята уже собрались подниматься наверх. В этот момент все вдруг почувствовали леденящий приступ ужаса. Школьники кинулись к выходу, расталкивая не менее напуганных родителей и учителей...
Уже при свете солнца, когда страх отпустил, пионеры и их провожатые наперебой начали делиться тем, что им причудилось в глубинах пещеры. У каждого, как выяснилось, ужас имел свое «обличье». Одни видели жуткое чудовище с туловищем медведя и с окровавленным человеческим черепом вместо головы, другие увидели огромных ворон, сидящих на груде костей, третьим «явился» (моим знакомым спелеологам в том числе) отвратительный старый шаман в замызганной лисьей шапке с рогами, бьющий в бубен и производящий замысловатые телодвижения. Жестами он как будто звал к себе...
Через некоторое время после возвращения группы домой одного из участников похода, шестиклассника, нашли повешенным на чердаке собственного дома. Он оставил посмертную записку весьма странного содержания. Мальчик писал о каком-то каменном дьяволе, о темных норах и безумии. А в конце:... умри, но помни камни. Родители ушедшего из жизни мальчика утверждали, что эта фраза написана другим почерком. Пещера Кашкулакская (Чёрного дьявола)
Обжигающий взгляд
Ещё в 1980-х годах Кошкулакской пещерой, слухами о привидениях, обитавших в ее недрах, заинтересовались ученые из Новосибирского института клинической и экспериментальной медицины. Были снаряжены экспедиции для изучения феномена пещеры.
Пожалуй, тогда впервые ученые признали, что видения - это не просто фантазии испугавшихся темноты экскурсантов. В 1985 году сотрудник института Константин Вакулин с группой спелеологов обследовал гроты. После нескольких часов работы люди потянулись к выходу. Константин шел последним. Закрепил веревку на специальном поясе, приготовился к подъему. И вдруг почувствовал на себе пристальный взгляд. Ученого обдало жаром. Первое побуждение - бежать! Но ноги не слушались. Посмотреть, что творится за спиной, было безумно страшно. И все же, будто в состоянии гипноза, повинуясь чьей-то чужой воле, он повернул голову и увидел метрах в пяти от себя... пожилого шамана.
Того же самого, из рассказов моих друзей-спелеологов: развевающиеся одежды; мохнатая шапка с рогами, горящие глаза и плавные, зазывающие движения руками - мол, иди, иди за мной!.. Бакунин безотчетно сделал несколько шагов вглубь и тут же, словно сбросив темные чары, начал отчаянно дергать веревку. Не поддавшись на «уговоры» пещерного шамана, он, вполне возможно, и избежал участи когда-то погибших или тронувшихся умом. Свидетелем почти тех же видений стал еще один участник экспедиции - Николай Каманов.
Обобщив полученные свидетельства, ученые предположили, что все эти галлюцинации, безотчетный, панический страх, разумеется, не происки темной силы, а результат вполне материального внешнего воздействия. Известно, например, что инфразвук с частотой около 6 герц может вызвать чувство неописуемого ужаса.
В одном из гротов пещеры черного дьявола была развернута специальная лаборатория. Исследователи ставили там опыты, проводили различные измерения. В результате была установлена геомагнитная аномалия. Электромагнитное поле в пещере постоянно колеблется. Еще на начальной стадии исследования ученые заметили, что среди прочих сигналов устойчиво пробивается строго определенный импульс. Иногда его фиксировали как одиночный, бывало же, что он шел «пучками». Причем всегда с одинаковой амплитудой. Случалось, сигнал пропадал на два-три дня, а то и на неделю, но потом неизменно возвращался.
Таинственный маяк
Учёные задались вопросом: откуда берутся эти странные импульсы? После серии экспериментов было установлено, что пробиваются они из глубины пещеры. Было решено проверить, не связаны ли эти импульсы с жуткими видениями, являющимися тем, кто оказывался в пещере. Время фиксации импульсов в точности совпало с моментом появления у людей нервозности, подавленного состояния, переходящего в панический ужас.
Импульсы, как и предполагали ученые, оказались низкочастотными. Теми самыми, которые не воспринимаются человеческим ухом, но оказывают воздействие на все живое, в том числе и на психику человека. Вот только откуда они идут? У сотрудников института нет сомнений, что такой частоты импульсы с устойчивой амплитудой колебаний способен генерировать только искусственный излучатель. Но откуда ему взяться в глухой тайге, глубоко под землей? Ученые обследовали всю пещеру, спускались в самые потаенные уголки - тщетно. Поиск искусственного излучателя не увенчался успехом. Таинственный маяк, если он только существует в природе, находится еще глубже.
Что касается галлюцинаций (а ученые считают жуткие видения всего лишь безобидными «глюками»), участники исследования сошлись на такой версии: восприятие несуществующих объектов в качестве реальных может вызываться какой-нибудь необычной химической смесью, присутствующей в воздухе, наполняющем пещеру. Однако что это за смесь и насколько она изучена - пока не известно.
Остался открытым и такой вопрос: почему ко многим видение «приходит» именно в облике шамана? С галлюцинациями так быть вроде бы не должно - это, как и сны, явление «эксклюзивное». Впрочем, разовые экспедиции и не могли, наверное, развеять все мифы. Начавшаяся в то время перестройка задала куда более животрепещущие вопросы. Так что разгадка тайн пещеры черного дьявола, наверное, впереди. А пока, за неимением материалистического обоснования происходящего в подземелье, из уст в уста, вместе с душераздирающими рассказами, передаются древние легенды.
Месть шамана
Однойиз них в предыдущем номере «АиФ на Енисее» поделилась «белый» шаман Татьяна Кобежикова. Когда-то неподалеку от этой пещеры был похоронен шаман. Люди нарушили его покой, и он наказывает их тем, что является им во сне, а то и наяву в образе человека в диковинных одеждах, увлекая за собой. Если верить местной молве, дух древнего хакасского шамана обитает в гроте Призраков, что по соседству с гротом Скелетов.
По другой легенде, Кошкулакская пещера была у древних хакасов местом культовым. Здесь язычники поклонялись не только фаллосу как символу продолжения рода - вокруг естественного сталагмита в форме фаллоса сохранилось древнее кострище. Здесь же, по преданию, предки хакасов поклонялись черному дьяволу, приносили жертвы своим богам, в том числе и человеческие. В пользу этой легенды говорит сохранившийся до наших дней древний жертвенник. Кто верит в эту легенду, считает, что пещера за столетия впитала в себя темную энергию древних шаманов, которая, остерегая свои тайны, выплескивается от случая к случаю на излишне любопытных гостей пещеры.
Золото Колчака
Мифы, связанные с Кошкулакской пещерой, не только не умирают, но и рождаются. В буклетах для туристов с вами, например, поделятся предположениями о том, что в одном из гротов пещеры черного дьявола спрятано золото Колчака, что здесь затерян тайный склад оружия «батьки» Соловьева. Верных же ленинцев не может не тронуть такая версия: молодой командир ужурских чоновцев Аркаша Голиков именно у входа в эту пещеру получил свое легендарное прозвище Гайдар.
Дорога в ад
Одно из самых загадочных мест Хакасии - пещера Кошкулак. Это таинственное место находится высоко в горах недалеко от глухой таежной деревушки Топаново Ширинского района. Без опытного спелеолога или местного проводника в пещеру соваться опасно - шутка ли - почти вертикальный спуск около трехсот метров. Да и добраться до пещеры не так просто - плохонькую гравийку осилит не каждый автомобиль . Потом пешочком по тайге в гору потопать надо. А в местах тех живности всякой - навалом. Душу шамана встретишь или нет - еще вопрос, а вот бурого мишку - запросто.
Пыталась уговорить кое - кого из местных жителей проводить к этой пещере - бесполезно. Никаких денег не надо. Говорят, черный шаман, если затянет, уже не отпустит. Кошкулак считается культовым местом. Одни рассказывают, что когда - то в этой пещере приносили в жертву людей (детей там убивали или молодых женщин - точно сказать никто не может), и сейчас у этого места очень дурная слава. Мол, души загубленные покоя найти не могут и мстят живым за свое безрадостное существование.
Там побывала не одна научная экспедиция, некоторые даже видели этого самого черного шамана, про которого говорят местные. Один научный сотрудник, не пожелавший назваться, рассказал такую историю: «Наша группа спускалась в Кошкулак , чтобы проверить . Пещера не самая глубокая, в Ширинском районе есть и поглубже , и покрасивее. А эта, действительно, черная какая - то, человеческих костей мы там, правда, не нашли, зато костей животных там очень много. Может, они сюда умирать приходят. Ощущения в этой пещере не из приятных, но никаких явных проявлений чего - то особенного мы не заметили.
Почти вся наша группа поднялась наверх. Я в цепочке был последним и на какое - то время остался в пещере один. Вдруг почувствовал на себе чей - то взгляд. Обернулся и обомлел: от стены отделилось существо - то ли человек, то ли зверь - тело вроде человеческое, на лице что - то вроде черной маски, а на голове витые рога. Смотрит на меня это существо и пальцем манит.
Я, как завороженный, потянулся к веревке, чтобы развязать узел. В это время кто - то сверху меня окликнул, я очнулся и изо всей силы дернул веревку. Что это было - сон или явь? Но под впечатлением я ходил еще долго. Иногда этот шаман (именно так местные жители описывают черного шамана ) мне потом снился. Нет, больше я в эту пещеру не полезу».
Гора Куня (Кюнь-Таг - гора солнца)
Гора Куня (гора Солнца) находится в гряде подкунинских гор вблизи Усть-Абакана. В древние времена (в эпоху бронзы) гора служила естественной крепостью для оборонения от врагов.
Высота 569 м. На вершине горы находится древняя крепость, откуда открывается потрясающий вид на долину Енисея.
Гора Куня (Кюнь-Таг - гора Солнца) - одна из самых известных достопримечательностей, находящихся близ Абакана и очень популярная для самостоятельных прогулок. Но все же мы рекомендуем вам воспользоваться услугами экскурсовода, поскольку История, которую хранят ее живописные склоны насчитывает не одно тысячелетие и очень богата на события.
Гора Куня представляет собой возвышенность в форме подковы, открытой стороной направленная к берегу Енисея. В средние века, во время кыргызского великодержавия, по краю отвесных склонов горы была сооружена стена и плит песчаника, которая защищала внутреннюю территорию от внезапных набегов неприятеля.
Остатки этой гоной крепости - Све - сохранились и по сей день, но в разрушенном состоянии. Еще раньше, в время тагарской культуры, на горя Куня была создана знаменитая подкунинская писаница, на которой известно более 300 изображений - кони, люди, олени, дикие животные, птицы и многие другие сюжеты.
Писаница находится на скальных уступах мыса, выдающегося далеко вглубь красноярского водохранилища. С этого мыса открывается великолепный вид на широкую водную гладь и красивейший комплекс Енисейские Ворота, объединяющий четыре горы: Суханиха, Куня, Оглахты, Тепсей. Вид поистине захватывающий, в хорошую погоду на этом месте хочется находиться максимально долго, а древняя легенда, которую Вам обязательно расскажет экскурсовод, поможет ощутить личную причастность к истории и культуре Хакасии
Гора Куня - грандиозный памятник наскальной живописи, находящийся в Хакасии. Кюнь-Таг - гора солнца, культовая гора поклонения божеству Солнца является священной для хакасов. Высота Куни составляет более 400 метров - это огромная естественная крепость.
Еще в эпоху бронзы, более 4000 лет назад, люди использовали эту гору для того, чтобы укрыться от вражеского набега. Она протянулась по гребню, отделяющему пологие склоны горы от ее внутренней части, где в распадках могли укрыться не только женщины и дети, но и домашний скот. А мужчины-воины могли успешно оборонять стену от врагов.
Попасть внутрь крепости по кручам врагу было нереально - даже слабые женщины и дети могли с легкостью сбросить нападающих вниз, обрушив им на головы обломки плитняка, в изобилии усеивающие гору. Эти же обломки позволили сложить стену без больших затрат труда. Древней крепостью пользовались на протяжении тысячелетий.
Маленький, всего несколько десятков метров в длину, отрезок стены отсекает мыс с ровной ритуальной площадкой. На скальных обрывах этого мыса находится знаменитая Подкунинская писаница. На древних рисунках писаницы изображены 323 фигуры: люди, олени, козы, лошади, верблюды, птицы, медведи. Рисунки датированы 2 тысячелетием до н.э.
На вершине горы на ритуальной площадке проходили обряды в честь Солнца.
Подкунинские горы, в которой находится вершина гора Куня — это обширная гряда, простирается в субширотном направлении почти на 12 км. Находится в Усть-Абаканском районе Хакасии, является правым склоном долины реки Биджа.
Северный склон крутой, южный — пологий. Абсолютная высота уменьшается с востока на запад. Наивысшая отметка — 569 метров над уровнем моря, относительная высота — от 100 до 200 м. В верхней трети северного склона на поверхность выходят красноцветные песчаники и серо-зеленые аргиллиты девонского возраста. В восточной части найдены наскальные рисунки древнего человека («Подкунинская писаница»).
Гора Куня на карте
Туим-кольцо
Туим-кольцо - погребально-культовый памятник окуневской культуры, относиться к числу наиболее интересных в Хакасии. В центре находятся плитовые могилы женщины-жрицы и двух детей. По окружности стоит 4 больших камня, отмечающих четыре стороны света. От женского погребения на восток выложена символическая дорожка, окаймлённая несколькими небольшими камнями.
В своём роде памятник уникален и по значению сравнивается с английским Стоунхенджем, хотя и уступает ему в размерах. К сожалению при строительстве дороги старый кромлех был разрушен и вы увидите его современный востановленный вариант. Но дух и энергетика старого места осталась. Находится примерно на 8-м километре дороги Шира - Туим, перед крутым поворотом налево. Слева от дороги, на невысоком пригорке перед крутым поворотом налево (обозначен знаком 1.34.2 - красный прямоугольник с белыми стрелками налево).
На плоской площадке между дорогой и скальником из камней выложен большой квадрат, диагонали квадрата также выложены камнями. Вокруг квадрата сооружён кромлех (круг из вкопанных камней-менгиров) диаметром более 80 м. Считается одним из интереснейших примечательных мест Хакасии. В пространстве между скальником и дорогой камнями выложен квадрат, диагонали которого также очерчены камнями. Центр плоскости занимают могилы в виде плит, в которых похоронены жрицы и двое детей. Окружность ограничена четырьмя валунами - мегирами, диаметр каждого превышает 80 метров. Они символизируют север, юг, запад и восток. Отсюда к востоку проложена дорога, ее окаймляют несколько крупногабаритных камней.
Памятник уникален, а суть его близка всем известному Стоунхенджу, расположенному в Англии, только масштаб Туим-кольца гораздо скромнее. Печально, что строительство дороги привело к разрушению древнего кромлеха, сегодня мы видим лишь восстановленный, а не априорный вариант.
Тем не менее, энергетика и духовная составляющая никуда не делись. Бытует мнение, что Туим-кольцо являлось не только культовым местом, но и обсерваторией, недаром валуны обращены к разным частям света. Таинственная атмосфера поражает, подобные сооружения есть во Франции, Северной Германии и Южной Скандинавии. Неподалеку располагается небезызвестный Туимский провал.
От одной из сторон квадрата вдоль дороги по направлению к Шира камнями выложено несколько коротких полос. Существует мнение, что Туим-кольцо было не только культовым местом, но и использовалось, как древняя обсерватории - камни по углам Туим-кольца ориентированы по сторонам света.
В аномальной зоне Хакасии снова ДТП
Снова в Хакасии произошло ДТП на трассе Енисей. 405 км автодороги стал роковым для жительницы поселка Усть-Абакан, которая , управляя автомобилем ХОНДА АККОРД, не справилась с управлением, совершила наезд на металлическое ограждение и допустила съезд в кювет. Как сообщает УГИБДД МВД по РХ, в результате ДТП водитель получила множественные ушибы и ссадины тела, госпитализирована.
По собственной информации авария произошла средь бела дня, на обозримом участке дороги. Очевидцы аварии сообщили в редакцию сайта, что в этом месте (а именно в районе так называемого «калининского» кладбища) часто происходят ДТП. Суеверные водители утверждают, что эта зона является аномальной и «души неупокоенных» провоцируют в окрестностях кладбища различные ДТП. Редакция не берется утверждать, так ли это. Но отметим, что местные жители уже не первый год обивают пороги различных ведомств и руководств, чтобы кладбище хотя бы огородили бетонным забором. («АДИ 19»).
Гравитационная аномалия
Дорога Абакан – Сорск, недалеко от поворота на озеро Улух-голь, в месте под названием Кутень-Булук - гравитационная аномалия - машины сами едут в гору, и вода в гору бежит. Поездка по дороге из Сорска в Абакан республики Хакасия оказалась очень интересной… когда запряженные черти тянут машину.
Рудник Юлия
Боградский район Рудник Юлия. Назвать правда именно урановым рудником его нельзя. т.к. там не конкретно уран добывали, но урановые залежи там есть... но уже лет 30-40 не работает и поселок заброшен. Наблюдались НЛО.
Аномальные зоны в тайге
В таежных областях Хакасии часто наблюдаются небольшие участки местности с уродливыми деревьями, в эти места часто бьет молния, иногда наблюдают шаровые молнии. Механические часы в таких местах спешат или отстают, за сутки на 2-3 минуты. При нахождении в таком месте человек чувствует какую то неуверенность, страх. Зона обычно четко очерчена, за пределами зоны все нормально. Такие зоны хорошо выявляются методом биолокации, угол отклонения рамки достигает 180 градусов.
Загадочный лес
Природа благоухает сочной зеленью разнотравья и ароматом цветов, тихий шепот листьев под слабым ветерком и пение птиц создает неповторимый покой и уют в душе. В тени под прохладной кроной разлапистой ели хорошо отдохнуть лежа на траве, где тоже кипит жизнь, снуют работяги муравьи, куда то деловито ползет жук, где то стрекочет кузнечик, а вот прошмыгнул бурундук с раздутыми щеками или белка в ветвях сосны -идет такая понятная и привычная жизнь тайги.
Медленно поднимаюсь по склону на сопку и вдруг перед глазами непривычная картина нарушающая таежную гармонию: невдалеке большое темное пятно мертвого леса, зелень травы внезапно обрывается, под ногами тощий слой серого суховатого мха, могучие стволы уродливых деревьев совершенно голые, без коры, ветви причудливой формы, то почти закручены в спираль, то растопырены каким то совсем неестественным образом и ни одного листочка, даже ветер не раскачивает их, словно в какой то давно забытой старой сказке о бабе яге. Бурелома, старых сгнивших деревьев тоже нет, ровное место поросшее мхом.
И чем дальше углубляюсь в это мертвое царство тем тревожнее становится на душе, нарастает какое то безотчетное беспокойство, чувство неуверенности. Птиц не видно и не слышно, даже комары, эти вечные спутники тайги, куда то подевались и уже не звенят в ушах, и на земле во мху тоже нет признаков жизни, только огромные изогнутые корни под деревьями выпирают из земли, словно тоже собираются куда то бежать. Невольно ускоряю шаг и минут через десять выхожу на край этого гиблого места.
Любопытно, граница мертвой зоны четко обозначена густыми зелеными зарослями, которые наполнены обычной таежной жизнью. Как возник этот загадочный лес, что и когда погубило его, не знаю, но неуверенность проходит, а любопытство берет свое, возвращаюсь назад осмотреть все внимательнее, заодно вырубил несколько отщепов от деревьев, дерево чистое, следов вредителей нет, почва обычная суглинистая, только гумуса почти нет, да и откуда ему взяться в мертвом лесу. Надо будет наведаться сюда зимой, посмотреть следы зверей, неужели они тоже обходят его стороной. О таких местах слышал много разных легенд, но сам увидел впервые.
В Хакасии утвержден перечень сакральных мест На состоявшемся 18 марта XII съезде хакасского народа его участниками был утвержден перечень сакральных мест Хакасии. О том, для чего необходим данный перечень и какие объекты вошли в него, корреспонденту «Абакана» рассказала директор Хакасского научно-исследовательского института языка, литературы и истории доктор исторических наук Валентина Тугужекова.
- Необходимость в создании перечня сакральных мест вызвана социально-экономическими переменами последних лет. Сегодня у нас возможна аренда частными лицами огромных территорий (тайги, полей и т. д.), на которых могут располагаться священные для хакасского народа объекты. И необходимо сделать все возможное, чтобы эти сакральные места оставались доступными для проведения обрядовой практики. На съезде мы утвердили перечень из 96 сакральных мест хакасского народа, далее мы передадим его в Верховный Совет республики. Надеемся, что в будущем в рамках закона об историко-культурном наследии сакральные места хакасского народа будут взяты государством под свою охрану.
Что считать сакральным местом?
В Хакасии утвержден перечень сакральных мест. Значение слова «сакральный» (от латинского «sacer» - священный) - культовый, обрядовый, тайный. Сакральные памятники Хакасии являются частью этнической культуры хакасов. Сакральное, священное место - место, обладающее священным статусом; пространственный объект, выделенный из области повседневной жизни и предназначенный для выполнения регулярных культовых действий, направленных на взаимодействие со священными сущностями и силами. Оно отличается от мирских и религиозных пространственных объектов совокупностью идеальных (духовных) и материальных (физических) характеристик.
В идеальном плане, в религиозном сознании, священное место - ценность высокого порядка, земное местопребывание духов и богов, сосредоточение магических сил, вызывающее чувство благоговения и требующее чрезвычайного почтительного отношения. Наличие в исторических документах или этнографических данных таковых характеристик позволяет идентифицировать пространственный объект как святилище, священное место.
Конкретное изучение древних святилищ показывает, что в большинстве случаев места для их обустройства выбирались отнюдь не произвольно. Человек выделял в окружающем земном мире места, вызывающие сильные эмоциональные реакции, пробуждающие воображение и стимулирующие интеллектуальную деятельность; эти локусы пространства соответствовали религиозным представлениям о местах обитания духов, богов и иных «сил», отмеченных качеством «святости».
На ранних этапах истории объекты природного ландшафта (горы, водные источники и пр.) маркировались строго по родам. В результате образовались «родовые территории», имевшие выраженные естественные границы. При освоении территории наиболее важным являлся ландшафтный объект (долина, гора, озеро и т. п.), т. е. то место, где собирались люди для проведения общественных мероприятий. Так оформились родовые места поклонения.
У народов Южной Сибири природные места, где проводились национальные праздники, культовые обряды, камлания шаманов, считались сакральными, т. е. священными местами. Как правило, священные места связаны с традиционным мировоззрением коренных народов Южной Сибири. Как и раньше, большая часть коренных народов Южной Сибири (хакасов, тувинцев, алтайцев, шорцев) обожествляют природу, природные стихии, в народной памяти и в обрядовой практике сохраняется поклонение различным природным стихиям, духам: духу огня, духу воды, духу гор и т. д.
Что включили в перечень
В Хакасии, как и в других регионах Южной Сибири, к священным местам относят не только священные горы, определенные местности, но и археологические памятники: древние курганы, каменные изваяния и др. По подсчетам этнографа Виктора Бутанаева, в Хакасии около 200 культовых мест, по данным Совета старейшин Республики Хакасия, их более 300.
Наиболее почитаемые среди хакасского населения священные горы: Борус, Изыхские, Уйтаг, Самохвал, Сундуки. Горы сформировали представления хакасов о своей территории как о горно-степной стране, находящейся в центре Саяно-Алтайского нагорья и окруженной со всех сторон горными хребтами. Например, Кузнецкий Алатау в поэтике хакасского фольклора именуется «Улгеннiг сын» (Божественный хребет), а Саяны - «Хан Тигiр сын» (Поднебесный хребет).
Великие горные вершины Хан-Пургус (Борус), Хан-Прадай, Коль-Тайга, Хан-Чалбан и другие представляют собой родовые горы, , от которых ведут свои жизненные истоки хакасские сеоки. Для почитания горных духов через каждые три года шаманы проводили камлания.
Почитаемые горы и местности, имеющие своих духов-покровителей, назывались «ээлiг чир» - буквально «земля, имеющая своего хозяина». Обычно там происходят аномальные явления, связанные с проделками горных духов. Хакасы с почтением относятся к подобным местам и, проходя мимо, обязательно совершают кропление вином или табаком.
На горных перевалах в честь духов-хозяев насыпались священные каменные груды - «обаа». Каждый проходящий человек обязан им поклониться и внести сюда свою лепту. Как правило, мужчины бросали камни, взятые во время восхождения, а женщины втыкали со стороны востока ветви от берез. Если человек впервые проходил через перевал, то он обязательно должен был повязать священную ленту «чалама» на шесты, воткнутые в груды «обаа», иначе его жизненный век сократится. Около обаа нельзя смеяться или петь песни. При наличии вина присутствующие троекратно по солнцу обходили священную груду камней и окропляли обаа спиртным. В ночное время запрещалось подниматься на перевалы.
В Хакасии утвержден перечень сакральных местКроме священных гор, горных перевалов хакасы издревле почитали культ воды. Ежегодно в начале лета на новолуние совершали моление воде (суг тайии) в истоках почитаемых ручьев или на берегах крупных рек - Абакана, Белого и Черного Июсов, Чулыма и Енисея. В озерном краю северной Хакасии водное жертвоприношение проводилось на берегах озер. Моление проводилось на таких озерах, как Хаара-кол (Черное озеро), Ос-кол (Осиновое), Айран-кол (Айранное озеро), Тигiр-кол (Небесное озеро) и др.
В долинах рек Абакана, Июсов, Чулыма и Енисея хакасы ежегодно проводили Небесные моления. В Хакасии отмечено более сотни гор, где на господствующих вершинах проводились моления Великому небу, причем 20 из них носят названия «Тигiр тайычан таг» - гора Небесного жертвоприношения.
В некоторых местах, как, например, в долинах рек Улень, Камышта и Ниня, каждый год небесные моления проводили на разных горах, но через три года возвращались к исходному положению. Например, семья Кирбижековых проводила «тигiр тайии» в первый год на горе Бытаг, потом - на г. Хайбытаг, на третье лето - на г. Хуюлыг-таг, затем снова все повторялось. Жители аала Усть-Бюрь в первый год делали небесное жертвоприношение на г. Колергит, во второй - на г. Чан-ссорах, в третий - на г. Изых-таг в верховьях р. Уйбат, а затем опять на г. Колергит.
Абаканские качинцы (аал Трояков и др.) устраивали моление Небу на горе Саксор, на правом берегу Уйбата (приток Абакана). На него съезжались жители различных сеоков. Кроме почитания священных гор, воды и неба хакасы издревле поклонялись местам захоронений (культ поклонения предкам), небесным светилам, священным менгирам, родовым местам, древним святилищам. Из наиболее почитаемых каменных изваяний следует отметить Ах-тас (белый камень) и Улуг Хуртуях-тас (Большая каменная старуха).
В километре к северо-востоку от села Казановка, на левом берегу реки Аскиз до шестидесятых годов ХХ века возвышалась живописная скала Иней-тас (Каменная старуха). У этого места есть еще два названия: Иней-хая (Скала-старуха) и Иней-пары (подножье Иней). Этот памятник имел два значения: он был родовой горой Майнагашевых и покровителем скотоводства для всего местного населения.
Это далеко не полный перечень священных, сакральных мест в Хакасии, которые издревле почитались и почитаются современными хакасами, где традиционно шаманы проводят обряды жертвоприношения и поклонения духам и предкам. Всего же, как мы уже отмечали, съезд утвердил 96 сакральных мест хакасского народа. («Тува Азия»).