Аномальные и загадочные места в республике Коми. 2
Языческая роща
«Языческая роща» представляет собой участок леса расположенного на левой стороне речки «Кортвис» ( пер. с коми железная протока), в четырех км. от села Корткерос. Местность мрачная, пения птиц не слышно, а если и слышно, то далеко за его пределами и только вороны сидят на деревьях и каркают. Село Корткерос, расположено на левом берегу р. Вычегда, оно является центром Кортеросского р-на Республики Коми. Наш населенный пункт богат всевозможными достопримечательностями, самой загадочной и таинственной среди которых является «Причудливая роща», которая находится в верхней части Корткероса.
«Причудливая» или «Языческая роща» имеет дугообразную, практически ровную форму. Эта местность очень мрачная, здесь нельзя услышать птичьего пения, а карканье воронов только нагнетает неприятные ощущения. Такое название роще дали за то, что здесь произрастает множество изогнутых и скрученных удивительным образом деревьев.
То несколько деревьев кронами свиваются в одно целое, то от одного корня тянется к небу две, а то и три огромные кроны, или тянется можжевельник по земле. Очень интересно то, что на многих деревьях имеется множество наростов, «ведьминых метел», в обычном лесу можно ни одного не встретить, а тут они кругом.
Многим деревьям в роще даны названия по их внешнему виду, например дерево-русалка, дерево кресло Кӧрт айки (железного человека, героя местной легенды), самым доступным является дерево медвежья лапа. Говорят нужно дотянутся до отпечатка лапы рукой и загадать желание, только не каждому это под силу, ведь находится оно достаточно высоко, около 2,5 м от земли.
Здесь можно увидеть множество ям неизвестного происхождения. По одной из версий, это могут быть могилы древних манси. Также существует предположение, что это чудские ямы. Археологам они интересными не представились, зато после публикации первой статьи о роще «черные копатели» разрыли несколько таких ям. Но видимо ничего ценного не нашли и раскопки на этом закончились.
Роща известна не только своими удивительными деревьями, но и тем, что в самой роще очень легко заплутать даже бывалым. Идешь бывало в одно место рощи, а выходишь совсем в другом. У моих туристов в роще переставали работать телефоны и часы, некоторым в ней было легко, а некоторым не уютно, но все отмечали необычность этого места, мистическую необычность.
«Языческая», или «Причудливая роща» Корткероса в 2009 году претендовала на звание одного из «Чудес Коми». Хотя достопримечательность не вышла в финал конкурса, но набрала несколько сотен голосов и привлекла внимание жителей Республики Коми и соседних регионов. А местные уфологи вот уже несколько лет подряд проводят здесь биолокационные исследования. Их исследования при помощи биорамки выявили ряд аномалий. В местах, где росли скрюченные деревья и были ямы, рамки вращались. При сканировании периметра леса, через каждые метров 15 рамки, делали полный оборот. Причина аномальности данной рощи возможно, геологический разлом.
В роще большое количество изогнутых и скученных деревьев, имеется много наростов. Почти повсеместно можно увидеть «ведьмину метлу», хотя в обычном лесу за целый день можно ни одной не найти. Существует некоторая закономерность. В местах, где произрастают скрюченные деревья находятся во множество ямы, чьи то захоронения. По одной версии это могилы вогулов, древних манси, по другим, это чудские ямы, но точно не определено. Археологам они интереса не представились, зато после публикации статьи в газете, «черные копатели» осквернили несколько могил. Но видимо ничего ценного не нашли и раскопки на этом закончились.
Подтыбокская аномалия
Владимир Николаевич Сальников выдвинул гипотезу земного происхождения НЛО. По его словам это электромагнитные импульсы, появляющиеся в земной толще в результате колебаний пород и прорывающейся на поверхность в местах разломов земной коры. Там где мигрируют электромагнитные сигналы и происходят загадочные явления. Эти места ученые называют геоактивные, негативно влияющим на состояние человека и всего живого. В подобных зонах лучше не жить, не строить, тут дорог, не прокладывать авиатрасс и т.д.
Одна из таких геоактивных зон находится между поселком Подтыбок и с. Подъельск Корткеросского района. Здесь, между этими населенными пунктами, расположена гигантская старица – прежнее русло реки Вычегда. По словам местного жителя, он не раз наблюдал в этих местах непонятное свечение в лесу. Кроме того, редакция распологала данным свидетельством очевидца из с. Сторожевск, наблюдавшего в течении длительного времени в лесу светящийся летающий объект, который по его словам, явно совершал разумные действия.
Раскинувшийся между речками Рене-Неб и Венер великолепный сосновый бор, сама старица привлекает сюда рыбаков и любителей природы. В одном из мест работники редакции и остановились на ночлег. Погода портилась. Рядом поваленные ветром десятки сосен. Ночь запомнилась дикой головной болью. Утром отказал транзистор. «Москвич» отказался, заводится. Полностью «сел» новый итальянский аккумулятор. Остановились у автора статьи, электронные часы.
По дороге в поисках людей, чтобы вытащить «Москвич» встретили сельского коммерсанта, имеющего магазины в Подтыбке и Сторожевске. До этого он много лет работал шофером. Он же пару месяцев был с братом в этих местах. Вечером, когда они стали устраиваться на ночевку брат пошел за дровами и начал собирать валежник, как вдруг не то от ветра, то ли по какой другой причине упала наземь прислоненная к стволу сосны двухстволка. Прогремел дуплет. Выпущенная из двух стволов дробь сразила охотника на повал. Ему удалось брата срочно довести до больницы, и брат выжил.
Оказалось, что работника ночевали буквально в этом месте, где случилась трагедия с выстрелом.«Москвич» с большими трудностями отбуксировали в город Сыктывкар. На утро машина завелась, и все системы заработали исправно. Сопоставляя все, что произошло в тот Жень, каждый из участников поездки припомнил множество абсолютно сюрреалистических явлений, начиная с необычных снов и кончая видением световых эффектов. Говорить о них не целесообразно, мало ли, что кому почудилось. А вот чудеса с машиной, транзистором, с электронными часами, это уже материальные свидетельства того, что в этом месте, скорее всего, присутствует геоактивная зона с мощным геомагнитным излучением. Возможно тут и «рождается» летающее блюжце инопланетян. (С. Ю. Илецкий).
Аномалии в Ухтинской зоне
Сталкерами г. Ухта были совершены походы в предполагаемую аномальную зону недалеко от города.
Сразу скажу, что оба похода оправдали ожидания. Но все по порядку. Как только мы добрались до места в первый раз и залюбовались видами, открывшимися нашему взору, зона встретила нас не заработавшим сначала цифровым фотоаппаратом, хотя до этого он все время работал исправно. Кое-как включив аппарат, я начал снимать красивые пейзажи. Но тут второй сюрприз: мой товарищ по походу окликнул меня и показал рукой в сторону небольшого лесочка вдалеке.
Над деревьями метрах в тридцати висел в течение минуты черный шар, потом он сорвался с места и вскоре исчез с наших глаз. Поудивлявшись этому странному явлению, мы вскоре продолжили свой путь. Целью нашего похода было осмотреть местность на наличие аномалий. Аномалии не заставили нас ждать. Мы заметили, что практически по всей обследованной нами территории встречаются в значительном количестве единичные экземпляры и группы деревьев с характерными искривлениями и дихотомическими разветвлениями стволов и ветвей.
Это преимущественно деревья, стоящие одиночно или растущие на краю лесочка. Часто встречались деревья со специфической спиральной (по или против часовой стрелки закруткой ветвей. Эти деревья были одним из многих странных явлений в этой местности. На протяжении обоих походов мы замечали странные ожоги на деревьях, некоторые были лишь на поверхности стволов, а некоторые являлись рваными ранами на теле дерева, как будто они были порваны изнутри.
Странно, но такие ожоги были почти на каждом дереве на одном из участков пути, иногда, правда, встречались отдельные деревья с ожогами. Магнитных аномалий в этой местности выявлено не было, стрелка компаса показывала все как надо. К сожалению, не удалось походить в зоне с рамкой (тучи оводов, мух и жуков яростно мешали этому), но все еще впереди. Помимо этих явлений было много других, но их еще предстоит обдумать. В ближайшем будущем мы обязательно продолжим наблюдение за местностью, уже придумывается план следующего похода, который, я надеюсь, будет очень продуктивным. (Шестаков Владимир «Корткерос-Космопоиск»).
«Керосская аномалия»
Участок местности расположенный южнее села Керос Корткеросского района Республики Коми. Местные охотники, которые туда попадали, утверждают, что там компас перестает слушатся и просто вращается как заведенный. Возможная геоактивная зона. Изучением этого места занимается группа «Корткерос-Космопоиск».
«Корт яг» (железный лес)
Данный лес находится в двух км. От села Корткерос Республики Коми, и представляет собой сосновый бор. В конце бора располагается живописное озеро «Кия ты». На берегу озера была стоянка древнего человека, каменный век. На месте стоянок были обнаружены фрагменты кремневого оружия. Этот лес считается блудным т.к. хоть и слышны звуки от машин, но человек часто блуждает в этом лесу.
Свидетелем этого был и я сам, когда в этом лесу собирал белые грибы. Лес я знаю, как свои пять пальцев, но, однако, отдохнув возле озера, взял направление к селу и пошел. Прошло минут двадцать, и я к своему удивлению вышел обратно на берег озера, пожал плечами, повернулся и опять двинулся в сторону дома и результат тот же. И так три раза, после этого я разозлился, громко обматерился и спокойно вышел на дорогу.
Старые люди говорили, что им родители не разрешали ходить в этот лес т.к. он гиблый и что туда с неба упал камень. Возможно в этот лес действительно когда-то давно упал метеорит. Были предприняты неоднократно поисковые мероприятия, но метеорит найден не был. Изучением этого места занимается группа «Корткерос-Космопоиск».
«Круги на старой Додзьской дороге»
Круги расположены с левой и правой стороны старой Додзьской дороге. Представляют собой ровные круги диаметром: с левой стороны, со стороны болота «Кузь нюр» два круга около трех метров в диаметре, углубления в земле. С правой стороны по полтора метра, с такими же углублениями.
Круги уже практически не заметны. Впервые они были обнаружены в 1998 году грибниками. Недалеко от этих кругов круглое озеро, с ровным валом, возможно метеоритного происхождения. Существует старое предание. Старые люди говорили, что их родители не пускали в лес за грибами в местечко «Корт яг» (железный лес), что якобы это место проклято, и что туда с неба упал камень. Считается, что железный лес находится правее, где-то на километр и за рекой Кия ю, со стороны с. Корткерос.
«Лёк шор» (плохой ручей)
Лесная речка расположенная недалеко от пос. Веселовка Корткеросского района Республики Коми.
Местные охотники это место называют блудным, т.к. с первого раза ее пройти не возможно. Возможная ГПЗ.
«Чудь кар»
Участок местности расположенный между д. Лабором и д. Наволок с левой стороны озера «Лева-ты» Корткеросского района республики Коми. Рыбаки, во время половодья, проплывая возле этого места, неоднократно видели свечение, представляющее собой синие огни, поднимающиеся в небо. Ранее через Чудь кар проходила дорога. Лошади, когда подходили к горе останавливались и не хотели идти дальше. Ее распрягали и вели пешком, потом эту дорогу перевели в сторону в объезд. Возможная геопатогенная зона.
«Кар мыльк»
Расположен на берегу реки Нившера, недалеко от села Богородск Корткеросского района Республики Коми.
Оно представляет собой возвышенность, там была стоянка древнего человека, т.к. когда весной река размывает берег, рыбакам и местным жителям попадались кремневые наконечники стрел. В Вологодских губернстских ведомостях описывается это место, что если сильно ударить по земле, то можно услышать гул.
Местные жители неоднократно проделывали этот эксперимент и действительно слышался отдаленный гул. Местные жители говорят, что в районе горы ночью слышен какой то шум или гул. В 2006 году проводилась экспедиция группы «Корткерос-Космопоиск», в 2008 году это место посещала группа «Сыктывкар-Косомпоиск». Слышимость гула возможно по причине карстовых пустот.
«Озеро Дальнее»
Расположено в 8 км. От пос. Лопью-вад Усть-Куломского района Республики Коми. По мнению местных жителей данное озеро не имеет дна. Когда искали утопленника, то водолазы не смогли достичь дна. Рыбаки неоднократно пытались при помощи длинного шнура с грузом измерить глубину озера, но длины веревки не хватало. Возможно озеро карстового происхождения и находится над тектоническим разломом.
Блудное место на реке «Локчим»
Расположено в верховьях реки «Локчим» где оно образуется путем слияния двух рек «Бадью» и «Седью» Корткеросского района Республики Коми. По мнению охотников, это место считается блудным. Там неоднократно блуждали охотники, и бесследно пропало несколько человек.
«Белый берег»
Расположено в Корткеросском районе Республики Коми, на реке «Локчим» около 30 км. от его устья, в 152 и 112 квадрате. По другому его еще называют «Глубокое», это самое глубокое место на этой реке и имеет сильный водоворот. Во время прохождения этой реки на байдарках, группа туристов решила остановиться там на ночлег.
Когда все разошлись по палаткам, то собака вдруг заскулила и забралась в палатку к девочкам и выходить от туда отказывалась. Руководитель группы опасаясь, что это может быть медведь бросил в кусты взрывпакет, чтобы отпугнуть зверя. (так он обычно поступает). Через некоторое время собака снова стала скулить, все чувствовали тревогу и не спали до утра, чувствовался какой-то дискомфорт.
Утром, когда рассвело они, обошли вокруг лагеря, но никаких следов не обнаружили, хотя была очень плотная роса и любой след легко можно обнаружить. Возможно в этом месте сильная ГПЗ, а так же есть мнение, что водоворот может создавать сильное электромагнитное излучение, которая повлияла на психику собаки и людей.
Шаровидные конкреции в реке Ижма
Каменные шары на берегу реки Ижма находятся в нескольких десятках метров от деревни Малое Галово, местные называют их «галфедьса изъяс». Бывало, что жители использовали их в лечебных целях – на теплых камнях лежали, чтобы снять боли в пояснице. Бытует мнение, что камни способны «заряжать» людей энергией. С научной стороны - это сидеритовые конкреции, состоящие из карбоната железа, которые выпали из толщи пород, когда река подмыла берег.
Многоствольная ель. Усть-Куломский район
Вековая елка растет в селе Руч Усть-Куломского района. Ее необычность - в многоствольности: основание у лесной красавицы единое, а дальше она разделяется на несколько стволов, что делает ель весьма пышной. За шикарным деревом раньше ухаживала местная жительница, которая умерла около десяти лет назад, почти достигнув, как и сама ель, векового возраста. Бытует легенда, что дерево обладает таинственной силой. Но какой, пока никто не знает.
Гора Манарага. Урал
В переводе с ненецкого «Манарага» означает «подобная медвежьей лапе». Действительно рассеченный гребень горы напоминает когтистую медвежью лапу. Долгое время Манарага считалась самой высокой вершиной Урала, пока в 1927 году не определили, что гора Народная на 200 метров выше. В далекие времена гора Манарага считалась священным местом, кроме шаманов, туда не было дороги ни одному смертному. Шаманы же, прежде чем подняться на вершину, задабривали гору своими подношениями. И в наше время не каждому суждено подняться к вершине «медвежьей лапы».
Городище Новик
Городище Новик расположен на нижнем течении реки Новик неподалеку от деревни Новик Корткеросского района Республики Коми. Место стоянки древнего человека. Представляет собой, возвышенный участок берега размерами двадцать на пятьдесят метров прямоугольных очертаний. Место глухое, лес дремучий, много завалов из давно упавших деревьев. Над этим местом охотники и рыбаки неоднократно видели непонятное свечение.
С интересным явлением столкнулся наш первый вычегодский археологический отряд в окрестностях средневекового городища Новик. Здесь, в нижнем течении реки Новик, мы осматривали возвышенный участок берега размерами двадцать на пятьдесят метров прямоугольных очертаний. Место глухое, лес дремучий, много завалов из давно упавших деревьев... Нам, естественно, хотелось найти следы пребывания людей в средние века, но ничего подобного не обнаружили.
Перед тем, как уйти в лагерь у городища, я сделал несколько кадров для отчета. В это время было солнечно и тихо. Но как-то неестественно тихо. Так что даже обычно шумные ребята молчали. И только возвратившись в лагерь, у костра мы расслабились и разговорились. Вспомнили один из предыдущих сезонов, когда мы встретились с аномальными явлениями в районе озера Полой и деревни Ягсай. Тогда о них рассказал Виктор Демидов в фотоочерке «Ягсай - деревенька за бором».
Оказалось, мы напрасно сожалели. В Сыктывкаре, проявив пленки и отпечатав снимки, я заметил на одном из них три парящих шара правильной формы на фоне деревьев. При съемке ничего подобного я не видел. Треска, как при разряде шаровой молнии, не слышал. Технологический брак исключается.
Так что же это такое?... Городище Новик расположено в зоне геологического разлома. В таких - геопатогенных местах, как пишут некоторые исследователи ( в частности, геолог Г.Силанов из Воронежа), на фотографиях в форме шариков иногда проявляется «холодная плазма»... Происхождение и природа этих загадочных шаров остаются пока дискуссионными. Хотелось бы знать, что думают по этому поводу другие ученые нашего Коми научного центра, в частности, радиологи.
Сами археологи не видели ничего необычного, но на фотопленке, после проявления были видны белые шары и белые полосы. В 2006 и 2007 году были проведены экспедиции группы «Корткерос-Космопоиск», никаких аномалий замечено не было. Возможная геопатогенная зона. Изучением этой зоны занимается группа «Корткерос-Космопоиск».
Не гневите духов коми
Человек всегда питал страх ко всему неизвестному. Необъяснимые явления природы всегда были пищей для рождения в народе мифов и легенд, а также нестерпимого желания человека познать неизвестное. Народ коми, обращенный в христианство к концу XIV века, изначально веровал в магические силы природы.
На протяжении многих веков языческая вера приписывала необъяснимые природные явления гневу или милости богов, повелевающих стихиями. Отголоски язычества слышны на нашей земле до сего времени. Многие верят, что между реальным и потусторонним мирами время от времени открывается дверца, являя чудеса.
Поскольку основными занятиями коми народа исстари были охота и собирательство, мифов и преданий о чудесах в парме сложено великое множество. Однако и наших земляков-современников, искушенных благами цивилизации и привыкших все необъяснимое истолковывать с точки зрения науки, многие необъяснимые явления ставят в тупик.
Многие сельские жители свято верят, что их усопшие родственники становятся ангелами-хранителями и оберегают их от опасностей в мире реальном. Как рассказала жительница сыктывкарского микрорайона Лесозавод Маргарита Кичигина, выбраться из лесной чащи, где она заблудилась, собирая грибы, помогла ей ни кто иная, как её ныне покойная мать.
Когда она уже изнемогла от тщетных поисков дороги домой и уставшая села на пенёк, мысленно обратилась за помощью к своей родительнице. Спустя некоторое время вдалеке эхом послышалось: «Рита, иди домой!» Удивилась, насколько этот голос был похож на голос матери, и поспешила на зов. Голос не удалялся и не приближался, перестал слышаться только тогда, когда вышла на дорогу, где никого видно не было. Тут же на дороге появилась машина, и шофёр, подобравший женщину, сказал Маргарите, что в столь поздний час в лесу никого не заметил.
У коми охотников до сих пор весьма крепки обычаи, согласно которым, нельзя нарушать негласные правила уважения лесных духов. Путник, посетивший лесную избушку, должен сохранять в ней порядок, вести себя тихо, чтоб не потревожить лес, а отдохнув, обязательно оставить запас спичек, продуктов и горбушку хлеба для лесного духа, который эту избушку охраняет.
Группе подростков из Усть-Куломского района этот обычай показался дедушкиной сказкой. Собравшись в поход в лес, они запаслись не только необходимыми продуктами, но и изрядным количеством спиртного. Добравшись до лесной избушки, подростки решили оторваться на всю катушку.
Захмелев, стали крушить поленницу, заботливо сложенную лесниками возле домика, раскидали посуду, включили на всю громкость радиоприёмник, сотрясая лесную чащу криками и хохотом. Легли спать за полночь, даже не затушив кострища, а когда проснулись, с удивлением обнаружили, что поленница аккуратно сложена обратно, посуда на месте, костер, с еще не догоревшими поленьями, затушен. Словно кто-то порицал их за нерадивость.
Хулиганы решили тут же отправиться восвояси и быстро собрались домой, прихватив в качестве сувенира из лесной избушки вместе со своими вещами и закопченную ложку. Проплутав в лесу целые сутки, они, голодные и уставшие, обратно вернулись к той же избушке. Поскольку ни спичек, ни продуктов там не было, легли спать голодные, а всю оставшуюся ночь вокруг домика бродило нечто, тяжко и глубоко вздыхая. Вторая попытка добраться до дому также не увенчалась успехом, тропинка неизменно приводила их обратно к избушке, словно напоминая им об их грехе. И только на третий день они догадались положить ложку на место, а в подарок лесному духу оставили кружку лесной земляники. Даже не ориентируясь по компасу, они вышли на правильную дорогу, словно ноги сами привели их к дому.
Коми охотники верили, что лесные духи вселяются в души лесных зверей. Лесник Анатолий Кузнецов из села Большая Кужба Усть-Куломского района рассказал историю о том, как один раз, намереваясь завалить медведя, убил медведицу. Снял с неё шкуру, развесил её, а когда посмотрел со стороны на освежеванную тушу, на него словно ушат с ледяной водой опрокинули – на земле лежало тело голой женщины.
И фигура, и анатомические детали были поразительно схожи. Ночью ему приснилась медведица, которая подошла к его дому и посмотрела на него с укором. Долгое время после этого ему совсем не везло в охоте, а охотиться на медведей он зарёкся навсегда. Сейчас, чувствуя, что рядом с ним в лесу бродит медведь, он громко с ним разговаривает и извиняется за прошлую ошибку. Может быть, прощение его было принято, один раз медведь проводил его от леса до самого дому и, переночевав возле его бани, ушёл обратно в лес.
Есть в лесных просторах Коми и места, в которых происходят аномальные явления. Как рассказал коми писатель Евгений Козлов, возле деревни Эжолты Усть-Вымского района есть место, где, по поверьям сельчан, кишмя кишат лешие. Житель этой деревни, как-то очутившись там, чертыхнулся и громко выругался. Что было дальше, ничего не помнит. Вернулся домой изможденный, в лохмотьях. Одежду словно изрезали острым ножом на лоскутья. По его словам, мужчину подняла в воздух какая-то невидимая сила и долго мотала по воздуху, задевая верхушки деревьев, а затем с размаху бросила оземь.
Как рассказал житель того же Усть-Вымского района Юрий Патов, есть близ деревни Коквицы странное место, куда уже не одно десятилетие не рискуют ходить даже старожилы. Близ Коквицкой горы в радиусе двух-трёх километров деревья словно прижаты к земле какой-то неведомой силой. Радиус очень четкий. Никаких исторических источников, которые бы рассказали о том, что в это место упал метеорит или прошел мощный ураган, нет. В этом месте редко пролетит комар или мошка, не растут грибы, не водится зверь и птица. Есть свидетельства, что здесь пропадали люди.
Близ деревни Жигановка, что в Княжпогостском районе, какое-то время проходили активные археологические раскопки. В XIV веке здесь было самозахоронение чуди – народа, который не захотел принять христианство. Язычники заживо похоронили себя вместе с домашним скарбом и домашними животными. Археологи изрыли это место так, что оно стало похоже на военный полигон. На буреломе разрослась малина, и местные жители любят ходить сюда за ягодами.
По рассказам одной жительницы, место это проклято и ходить туда нельзя. Как-то она пошла туда за малиной и трижды набирала доверху ведро ягодами, но стоило ей отвернуться, как ведро, стоящее на ровной поверхности, оказывалось опрокинутым. На четвёртый раз она стала наблюдать, как это происходит, и просто онемела от ужаса. Земля подо дном ведра словно вздыбилась, оно накренилось, и ягоды высыпались на землю. Не помня себя, она кинулась прочь от этого проклятого места. По её словам, чудь, потревоженная археологами, не находит себе покоя и мстит всем, кто продолжает нарушать её покой.
В Усть-Куломском районе есть озеро под названием Сьод ты (в переводе Чёрное озеро). Оно похоже на огромный голубой глаз посреди торфяного болота и очень хорошо видно в хорошую погоду с противоположного высокого берега Вычегды. На первый взгляд кажется, что до него рукой подать. Но это мнение ошибочно. Кроме того, что путь до него по болоту весьма долог, подход к Чёрному озеру преграждают опасные топи.
Смельчаки, пробравшиеся до него порыбачить, рассказывают, что, подойдя к берегу озера, ощущаешь чувство изнывающей тоски и пронизывающего холода. Вода в озере, подпитывающемся подземными водами, страшно холодная, а водная гладь сплошь чёрная, поскольку дно покрыто торфом. Караси, которые здесь водятся, тоже совсем чёрные. Те, кто рискнул в нем искупаться, больше таким желанием не горят: глубина и холодная чернота озера наводят ужас и панику, человек начинает тонуть.
Человеку не дано до конца проникнуть в тайны природы. Неизведанное всегда рождает страх. Однако, по словам старожилов, не следует бояться лесных духов, а тем более гневаться на них. Непреложное правило – заходить в лес с добрыми намерениями и заранее поблагодарить духов за то, что они вам преподнесут. Ведь даже наукой доказано, что отрицательная энергия всегда притягивает к себе подобную же. Как сказал Ницше: «Чем пристальнее вглядываешься в бездну, тем пристальнее бездна вглядывается в тебя».
У ручья Эташор появлялась нечисть и пропадали люди
Овраг, расположенный в Удорском районе на Верхней Вашке на проселочной дороге от Усть-Вачерги до Острово, а именно в том месте, где дорогу пересекает овраг с ручьем Эташор, в пяти километрах от деревни Острово. За оврагом Эташор закрепилась слава «нехорошего места». В этом месте были случаи когда дуга упряжи как бы самопроизвольно выскакивает из оглоблей, лошадь останавливается. Людей в этом месте преследуют галлюцинации, бывали случаи исчезновения людей.
Местные краеведы предпологают, что это место является аномальной зоной и связано оно с электромагнитным излучением, где существуют разломы земной коры. Под его воздействием психика человека рождает галлюцинации, и другие непонятные явления, а иногда отказываются работать электроприборы.
Едет, бывало, человек на санях или телеге, спускается в овраг, и тут дуга упряжи как бы самопроизвольно выскакивает из оглоблей, лошадь останавливается. Именно это произошло с жителем деревни Лоптюга Кириллом Ждановым зимой 1938 года. Возвращался он домой из Усть-Вачерги на санях-розвальнях. Был поздний вечер. Седок задремал. Как только сани съехали в овраг Эташор, лошадь распряглась. Кирилл Матвеевич – мужик неробкого десятка – знал о проделках нечистой силы в этом месте.
Он быстро пришел в себя, закрепил дугу в оглоблях, достал нож и, ругаясь последними словами, стал рассекать им воздух крест-накрест перед мордой лошади, чтобы отогнать нечистую силу. Как только сани выехали на другой берег оврага, вся злость седока вылилась на несчастную лошадь: под ударами хлыста та резво побежала от «нехорошего» места.
А летом 1952 года супруги Борисовы с малолетней дочерью ехали в Острово на телеге-одноколке. Припозднились. Дорога песчаная, лошадь шла медленно. Ребенок спал, да и взрослые вздремнули. Уже около полуночи подъехали к Эташору. Когда телега съехала в овраг и колеса коснулись края моста, тяжелая и высокая дуга отлетела в сторону. Упряжь из-за плохой заделки могла рассупониться значительно раньше, ведь были спуски и подъемы не менее крутые. Поворчали супруги, да делать нечего, надо запрягать по новой. Нашли дугу и, закрепив в оглоблях с особой тщательностью, выехали из оврага. Из-за подобных случаев за оврагом Эташор закрепилась слава «нехорошего места».
Почудилось, померещилось
Летом 1939 года учитель Федор Мингалев шел пешком из Усть-Вачерги в деревню Лоптюга. Дойдя до оврага, заметил несколько куриц и петухов и очень удивился: как домашняя живность очутилась в такой глуши? Федор Петрович погнался было за ними, углубляясь в лес. Но птицы вскоре исчезли, а учитель опомнился и вернулся на дорогу.
Небольшое происшествие, приключившееся с молодой учительницей Л. Елисеевой в конце августа 1948 года, тоже было связано с птицами. Не один раз она проходила мимо Эташора и никаких странностей не замечала. Вот и на этот раз спокойно наклонилась к воде, чтобы попить. И тут над головой громко и отчетливо раздалось: «Кук-ну, кук-ну, ка-ка-на!» От неожиданности учительница даже вздрогнула. Посмотрела наверх – никакой птицы на деревьях не было. Да и не остается здесь кукушка в это время года. Перекрестила себя и ту сторону, откуда голос доносился. Птичий крик сопровождал девушку, пока она не выбралась из оврага. И лишь тогда пустилась бегом.
А осенью 1952 года из двух верхневашских колхозов погнали гурты скота в райцентр на мясопоставку. Дойдя до Эташора, телята и коровы остановились и дальше идти не захотели. Как рассказывают погонщики, в одном случае мост через ручей был завален кучами ягеля, а в другой раз скотину отпугивали петухи и курицы. Лишь через пару дней, когда знающие люди особым образом «настроили» животных, гурты благополучно преодолели этот овраг.
Лесные девушки увлекают мужчин
В середине 20-х годов прошлого века в конце лета Семен Елисеев из Усть-Вачерги, мужчина лет 50-ти, отправился в лес. На обратном пути встретили его две босоногие девушки. Разговорились. Девушки пригласили мужика пойти с ними, но тот не согласился. Тогда лесные обитательницы попросили у него нательный крестик – в подарок. Семен знал: отдать крестик – все равно, что отдать душу.
Девушки, однако, попались настырные. Чтобы отвязаться, Семен Николаевич вырезал ножом крестик из бересты и протянул его девушкам на стволе ружья. Лесные жительницы на это только громко рассмеялись и исчезли в лесу. Пришел в себя Семен посреди одного из болот далеко от проселочной дороги. Как туда попал, вспомнить не смог.
Зять Елисеева, уроженец Вендинги, кадровый военный Александр Калинин, осенью 1934 года гостил у тестя. И захотелось ему поохотиться на боровую дичь. Ушел в лес с ружьем и собакой и пропал. Собака к вечеру вернулась, а человека не было. Все всполошились: искали день, другой – безрезультатно.
На третий день Александр Николаевич появился сам, исхудавший и сильно изменившийся в лице. Где он бродил в лесу и что с ним случилось, объяснить не сумел. А в конце 30-х годов прошлого века паренёк из Лоптюги Вася Жданов поехал летом в Усть-Вачергу на тарантасе. В овраге Эташор повозку остановили две босоногие девушки, взяв лошадь под уздцы с двух сторон.
- Куда едешь, парень, и зачем?
- В Усть-Вачергу, за сенокосилкой.
- Ладно, поезжай, привези что надо, но смотри: как только стемнеет, обязательно приходи к нам в лес, – пригласили девушки.
Парнишка доставил сенокосилку, отвел лошадь на колхозную конюшню. Зашел ненадолго домой, а потом, тайком от домашних, ушел в лес. И пропал. Искали день, два, но парень как в воду канул. И только спустя две недели он обнаружился в охотничьей избушке у реки Лопи. Как там очутился, Вася объяснить не мог.
Подобные вещи случались не только с впечатлительными подростками. Летом 1953 года председатель Усть-Вачергского сельпо Василий Карнышев ехал верхом на лошади в деревню Лоптюга. Проехав Эташор, верховой почему-то сошел с дороги, слез с лошади и встал около дерева, обхватив его руками. Заметив проезжающую верхом женщину, Карнышев окликнул ее.
- Не заболел ли? – участливо поинтересовалась та.
- Я здоров, но не знаю, как и почему здесь очутился, – отвечал Василий Егорович.
- Креста на тебе нет, вот и понесла тебя нечистая сила в свою обитель!
- Может, и правда. Только не рассказывай никому, засмеют ведь люди, а я – человек партийный, – взмолился председатель сельпо.
Женщина помогла Карнышеву выйти на дорогу и пообещала молчать. Похожие случаи в этих местах в первой половине ХХ века бывали часто. Местные жители тогда строили разные предположения по поводу встречи мужчин с лесными девушками. В ходу была даже такая молва: у лесных девушек брачная пора, вот и заманивают мужчин в лесную обитель.
Описав эти события, я подумал, что в наше время, когда люди ездят на машинах, такого быть не должно. Но я ошибался. Подобное случается у Эташора и сейчас. Есть предположение, что это связано с электромагнитным излучением в аномальных зонах, где существуют разломы земной коры. Под его воздействием психика человека рождает галлюцинации. Но тогда непонятно, почему животные в этом месте ведут себя странно, дуга вылетает из оглоблей, а иногда отказываются работать электроприборы. Загадки по-прежнему остаются. (Николай Калинин).
Мистика деревни Каргорт. Сыктывдинский район
Деревня Каргорт впервые упомянута в писцовой книге еще в 1586 году, но проживать люди здесь стали намного раньше. Бытует легенда, что на месте нынешней деревни располагалась стоянка древнего народа Чудь. Старожилы утверждают, что иногда из глубины земли слышны стоны и крики, а в полночь на дороге рядом с Каргортом глохнут моторы машин и выключаются фары.
Если повезет, можно увидеть и самих чудин, вышедших ночью из-под земли. Подобную историю описывает пользователь Ярополк в блогах. В 2006 году он выехал в сторону Ыба, где ни разу не был, на охоту. Не доехав до Каргорта, его машина неожиданно заглохла, и он принял решение искать жилье, чтобы переночевать. Пройдя часть пути лесом, и едва не угодив в болото, охотник вышел к озеру и небольшой деревушке.
Там его встретил старик, который пригласил переночевать и в бане помыться. Мужчина согласился, отужинал, сходил в баню и лег спать. Поутру, попрощавшись со стариком, он пошел в сторону Ыба. Каково же было его удивление, когда через километр пути его телефон зазвонил, да и автомобиль, оставленный с вечера на дороге, завелся. Узнав о ночном путешествии, друзья рассказали охотнику, что в этом месте нет никаких деревенек, да и пройти тем путем, которым он шел ночью – невозможно.
Мегалиты на Усе
На самом севере Урала, где тайга сменяется голой тундрой, неподалеку от ледяной реки Усы стоит круг из 15 огромных каменных столбов высотой около 8 м, чем-то напоминающий Стоунхендж. Ширина и толщина каждого столба одинаковы по всей высоте и составляют около полуметра, диаметр круга, по которому выставлены камни, составляет примерно 10 м.
Кто, когда и для каких целей поставил эти огромные глыбы в круг, так и остается до сих пор загадкой. Каменные глыбы вряд ли могут быть природного происхождения, слишком ровные у них грани, к тому же следы выветривания явно говорят о древности сооружения, однако ни изучение легенд северных народов, ни расспросы местных жителей не вносят ясности в то, как оно появилось в заполярной Коми.
Долгое время рассказы охотников и грибников о том, что близ реки Усы стоят мегалиты, считались плодом и вымыслом, тем более что в свидетельствах очевидцев то упоминались камни высотой до 2 м, то глыбы гораздо выше человеческого роста. В 2006 г. началось первое исследование верховьев Усы.
На юго-восточном берегу реки, примерно в 500 м от берега действительно был обнаружен круг из каменных глыб, за которым высились горные вершины Северного Урала. Как свидетельствуют местные оленеводы, прекрасно знающие об этом каменном круге, камни стоят с незапамятных времен, по крайней мере, когда народы коми осваивали эти территории, камни уже были.
Не зная истинного предназначения этих камней, ни коми, ни освоившие эту территорию до них ненцы не испытывали к мегалитам священного трепета, но опасались ходить в район, где стоят каменные глыбы, предупреждая и прибывших исследователей о неприятных последствиях приближения к камням. Геологи, изучавшие камни на предмет их рукотворного либо природного происхождения, также признавались, что чувствуют в этом месте непонятную тяжесть в теле, усталость и желание быстрее покинуть древнее святилище. Среди ученых существует несколько версий функционального использования камней.
Кто-то считает арктические мегалиты прародителями дольменов, кто-то подчеркивает родственность со Стоунхенджем и говорит о древних обсерваториях, кто-то считает их святилищем духов гор, которым поклонялись древние народы. Однако все эти камни имеют строгую ориентированность по сторонам света, одинаковую длину, ширину и толщину, выставлены не в хаотическом порядке, а по кругу. Все это говорит об их истинном предназначении, только нужно уметь прочитать оставленную предками информацию. А пока остается загадкой, кто и как доставил эти исполинские камни в тундру, а главное, какие народности использовали эти сооружения и для чего. (Шнуровозова Т. В.).