Аномальные и загадочные места в республике Марий Эл. 2
32. Источник жен-мироносиц
Неподалеку от Мироносицкого монастыря в селе Ежово (Медведевский р-н РМЭ) располагается источник в честь «святых» жен-мироносиц.
Вода в нем «целебная»: имеются описания случаев «исцеления» от болезней ног, сердца, глаз. Ежовские святые источники имеют очень древнюю историю поклонения. Источники почитаемы среди луговых мари – они посвящены «богам» Купальца Кугу Юмо (Иоанну Крестителю) и Владимирский Шочын Ава (Владимирской Божьей Матери).
Источники расположены в 300 м от Ежовского Мироносицкого монастыря. Значение – место поклонения и целебные источники, у которых совершаются молебны и оздоровительные обряды. Два источника в 200 м друг от друга имеют оформление: установлен крест, небольшая часовенка с иконой владимирской божьей матери.
32а. Озеро Шильма
Медведевский р-н. По местной легенде в стародавние времена на озере жила ведьма, которую так и звали, Шильма. Местные мари её не любили, так как она могла наслать на людей мор, болезни и всякие сглазы и порчу! Вероятно, что к её услугам прибегали и сами местные жители, которые хотели в чем-то напакостить своим недругам.
В конце концов, терпение людей лопнуло, и они её убили, якобы сожгли на костре, а прах развеяли в окрестностях озера. Перед смертью ведьма прокляла этих людей и озеро. Якобы, это проклятие и сейчас висит над озером. Возможно, что по этой причине в окрестных лесах погибло много людей во времена репрессий, и во время войны, а также и после войны!
И говорят, что над озером гораздо чаще пасмурная погода и дождь, чем скажем на Орьере, что в 4 км от Шильмы. И рыба в озере какая-то странная, клюёт не в рыбное время, особенно любит в дождь клевать. Всё со слов местных жителей, в том числе и про рыбу. Недалеко от озера находятся заброшенные ракетные шахты.
33. Железнодорожный перегон
На линии Й-Ола – З.Дол около п. Куяр. Здесь была сбита одна девушка в 80-х годах прошлого века. После этого она стала появляться у места гибели в белой одежде у железнодорожного полотна в ночное время, это наблюдали несколько раз местные жители, а также машинисты тепловозов. Якобы, если она появится около какого-нибудь дома в поселке, то в этой семье обязательно кто-нибудь умрет.
34. Озеро Мазарское
Медведевский р-н. Расположено в пойме Б.Кокшаги, недалеко от ГПЗ «Большая Кокшага». На озере наблюдалась шаровая молния, причем в ясную погоду.
34а. Источник около деревни Шабаши
Советский район. Место, которое обладает большой «благодатью» – положительной энергетикой! Считается, что как родник, так и окрестность вокруг источника, находятся под покровом божьей матери, поэтому здесь по праздникам большое скопление людей. Родник уникален тем, что в период деградации и проявления оккультизма, вода из источника с целью рекламы природных духов «исцеляет» глазные болезни.
35. Скальный комплекс на реке Немда
Скалы Часовой и Чембулат, Немдинские пещеры, Чембулатово мольбище – эти объекты находятся в Кировской области (рядом с границей РМЭ), но раньше тут проживали мари, и сейчас в этих краях сохранились марийские деревни, священные рощи, святые марийские источники, деревья и т.п. Место обладает потрясающей красотой и сильной энергетикой!
По данным кировских туристов и уфологов здесь часто наблюдались полеты НЛО, и, якобы, даже посадка НЛО. По непроверенным данным некоторые контактёры даже вступают здесь в телепатическую связь с инопланетянами (в чем, конечно, можно сомневаться, т.к. телепатия – это вещь субъективная).
Чембулатово мольбище – уникальное место всемарийского значения, сюда для молений собираются мари со всей России! По легендам – дух Чембулата до времени таится в Немдинских скалах! В это место часто приезжают художники, фотографы и поэты – особая энергетика и красота Скального комплекса помогает человеку творить в области искусства!
Недалеко в лесу расположено «блудное место» - здесь постоянно кто-то плутает, сбивается с пути, ходит по кругу, включая местных жителей, знающих эти места с детства. Местные приписывают эти «чары» духу Чембулата, от которого следует либо читать молитвы, либо переодеть одежду наизнанку!
36. Буржацкий утес и Береснятский водопад
Самый высокий водопад Поволжья. Немда в этих местах очень живописна, имеет перекаты и большие плёсы. Рядом с указанными объектами на берегу Немды расположен уникальный комплекс родников, которые образуют кристально-чистое озерцо родниковой воды! В эти места часто приезжают и проводят тренинги йоги различных направлений, теисты, эзотерики, буддисты, даосы и т.п. По их уверениям эти места обладают особыми медитативными свойствами, очень удобны для созерцания и внутренней концентрации, для расслабления, релаксации и отдыха! Особый положительный фон этой зоны очищает ауру человека и исцеляет неврозы.
В округе растет большое количество целебных трав! Мы сами ночевали в этом месте и можем подтвердить положительное её влияние на человека! На Буржацком утесе располагалось древнее поселение людей, там также отмечены миражи и видения неясной природы (про это писалось на форумах Кировских туристов), как правило, всё происходит в темное время суток.
36а. Никольский источник у дер. Мари-Ушем
Кировская обл., рядом с границей РМЭ. Расположен в долине речки Лум. Раньше тут жили мари. Святой источник почитается как христианами, так и язычниками (мари). Вода в роднике считается целебной, издревле здесь празднуют местный праздник – Оленин день, куда собирается множество паломников.
Есть много свидетельств, что родник «живой», он может исчезать, если его осквернить, или сделать в том месте что-либо плохое. Был случай, когда в купель источника бросили собаку, после этого вода в роднике пропала на 2 дня! На один из праздников в купели побывала пьяная компания, которые сквернословили и плохо себя вели – после этого вода также исчезла на несколько дней. Таких случаев зафиксировано множество. Воду из источника полезно пить и полезно ей умываться.
36б. Озеро Шайтан
Кировская обл., рядом с границей РМЭ. Расположен в Бушковском лесу. Раньше тут жили мари. Уникальное озеро - памятник природы. Имеют место процессы выброса фонтанов воды с сильным шумом! Про озеро есть легенды и предания, которые объясняют такое странное название. Местные жители верили, что в озере живет злой дух - Шайтан (чёрт)! Нечистые вещи творятся и в Бушковском лесу - там люди часто плутают, не могут выйти на дорогу, были случаи, что люди там совсем пропадали! местные говорят, что это людей крутит Шайтан. В стародавние времена люди никогда не купались в этом озере! На озере есть плавающие острова.
37. Овда-корем (Куженерском районе)
У деревни Нурсола находится знаменитый овраг - Овда-корем (речные ведьмы). Здесь по преданиям жили овды - лесные существа, покрытые шерстью и с вывернутыми назад ступнями ног. Женщины-овды обладали столь огромными грудями, что им приходилось перекидывать их на спину. Любимое развлечение овд - катание по ночам на украденных у местных жителей лошадях, причем садились они на лошадь весьма своеобразно - вдвоем, спиной друг к другу.
Наутро хозяева находили животных загнанными и мокрыми от пота. Говорят, что еще относительно недавно - в 50-е годы прошлого века - на дне оврага находили круглые, примерно полуметрового диаметра, входы в подземные жилища овд, а в самом начале шестидесятых овды переселились отсюда, ушли подальше от цивилизации, в лесные дебри Кировской области.
Исследователи поначалу относились к этим рассказам со скептицизмом, пока не услышали уже из Кировской области о случаях встреч с йети - таинственным снежным человеком. Организовали экспедицию по его следам и пришли к выводу, что стоянки йети очень напоминали все, что связано с марийскими овдами.
Есть в этом овраге еще одно любопытное местечко, называемое Камай-санга, где, по слухам, в определенное время суток можно наблюдать миражи. В частности, самый известный здешний мираж описывают так: посреди старой городской площади стоит телега, а рядом - девушка. Этакая голограмма – большой объемный снимок из прошлых времен.
38. Деревня Русский Кугунур (Куженерский р-н)
Гнездо молний - на левом берегу речки Кугунурка. Во время гроз молнии очень часто бьют в эти места и выжигают траву и деревья, считается, что их притягивает сюда какая-то сила. В этих местах расположены низменные и заливные луга, где пасут скот, были случаи, когда от молний погибали коровы и лошади. Молнии попадали также и в деревенские дома. В 1972 году здание местного Алексеевского храма сгорело от удара молнии, а позже на этом месте был построен маслозавод, куда также не раз била молния.
39. Деревня Визимбирь (Куженерский р-н)
Уникальный комплекс родников на склонах Вятского Вала! Родниковая вода богата полезными микроэлементами, в частности, серебром. Вода очень полезна как для питья, так и для обливаний. Также родниковая вода обладает особой вибрационной частотой, что придаёт ей дополнительные лечебные качества.
Само место также обладает особой положительной энергетикой – это сильно чувствуют городские жители, которые приезжают сюда отдыхать и набрать воды. Вода из родников долго не портится и может храниться дома. В домашних условиях можно улучшить обычную очищенную воду, если добавить в неё стакан этой родниковой воды (примерно на 5 л.) – тогда у всей воды улучшится энергетика, вкус и полезные свойства. Специалисты рекомендуют пить такую воду 2 раза в год по 2-3 недели – это благотворно сказывается на организме человека и выводит шлаки. Очень полезно на такой воде заваривать целебные травы (которых очень много на склонах местных холмов) и пить настой.
39а. Загадочный Карамасский лес
Который располагался между деревнями Салтак ял и Русские Шои (Куженерский р-н). Мимо деревни в старинные времена проходила одна из веток Уржумского тракта. И на ней в этом лесу хозяйничали разбойники, которые нередко грабили купеческие обозы и убивали людей. Трупы убитых часто бросали прямо в лесу, и даже их не закапывали. Спустя некоторое время местные жители заметили, что, если проезжать (проходить) по этому лесу в темное время суток (даже в сумерках), то можно явно услышать голоса убитых здесь людей, но при этом никого вокруг не видно.
Бывали случаи, когда буквально рядом с прохожим человеком разговаривали двое и больше людей, казалось, что стоит протянуть руку, как можно коснуться говорящих – так близко слышался голос! Однако ни людей, ни их теней вокруг не было заметно! По рассказам местных жителей: в этом лесу даже слышались голоса тех погибших людей, которые им при жизни были знакомы, такие голоса легко узнавались, и даже представлялись тем людям, которые им встречались на пути!
39б. Нежилая деревня Клешнино
Куженерский р-н, что совсем недалеко от Визимьбиря. Около этой деревни расположено, так называемое, блудное место. При этом здесь нет густого леса или непроходимых болот и чащ – вокруг поля, луга, перелески и высокие холмы Вятского вала, но люди здесь часто не могут найти правильную дорогу.
40. Замок Шереметьева в Юрино
Про замок рассказывается множество легенд, в том числе про появляющееся в замке привидение замурованной заживо крепостной девки Палаши. Она появляется в вечернее и ночное время, по рассказам – часто стоит у окна на втором этаже, поэтому её видели и с наружной стороны. Появление призрака сопровождается плачем и загорающимися огоньками. Есть легенды и о скрытых фамильных драгоценностях графа Шереметьева, которые закопаны в окрестностях замка. Также есть предания о хрономиражах, которые возникают рядом с замком Шереметьевых.
41. Озеро Женское (Юринский р-н)
По легендам в этом озере в 19 веке утонул женский монастырь из-за того, что одна послушница согрешила и не покаялась. Вода в озере имеет некоторые целебные свойства и может долго храниться, якобы из-за ионов серебра и золота, которое появляется в воде от храмовой утвари и позолоты куполов. Сам монастырь в воде не виден – он уже давно провалился под дно в глубокие карстовые полости, однако подземные ручьи, питающее озеро, приносят в него различные вещи из погибшей обители.
41а. Озеро Шидьяр (Шыдыяр)
Расположено в Юринском районе (Юркинское лесничество, 56 кв.). Туристами и рыбаками и местными жителями считается, что озеро расположено в плохом (геопатогенном) месте. Даже в солнечный день озеро имеет довольно мрачный вид. От этого, вероятно, и произошло название Шиды-яр – «Злое озеро» (с марийского: шыде - злой, сердитый, гневливый, суровый). Название соответствует также имени рядом протекающей речки Шита.
41б. Озеро Светлое (Юринский р-н)
По рассказам местных жителей - недалеко от озера Светлое есть место, где плутают люди, причем не только приезжие, но и сами местные жители. На север от озера расположены обширное Никешино болото, где есть непролазные трясины, а также опасные «окна», в таких окнах-колодцах можно запросто утонуть, а потом человека никто не найдет. Болото может, якобы, на несколько дней держать у себя ягодника, грибника или охотника, а потом отпустить. Места те очень ягодные, что и привлекает людей. Там настоящая глухомань – вокруг никаких населёнок, полно разной дичи (глухари, тетерева) – они то и дело встречаются по дорогам.
42. Роща Грозная
Тоншаевский р-н Нижегородской обл. Это кюсото посвящена богу полуденного солнца Ош Кече (Кеце) Юмо. Она широко известна среди марийцев даже за пределами Нижегородской области. В 2009г. - 19 ноября там проходило всемарийское моление - приезжал главный карт из Йошкар-Олы. Роще приписывается могучая сила, и с ней связаны особо строгие запреты, соблюдаемые до сих пор.
Отсюда и название – Грозная! В рощу можно ходить только в белом обрядовом костюме. Сохранилось множество преданий, что за не соблюдение правил поведения, или за причинение вреда – людей постигали всякие напасти, болезни, и даже смерть! Местные жители стараются не посещать эту рощу.
42а. Верхопижемская роща
Тоншаевский р-н Нижегородской обл. Кюсото расположено недалеко от д. Одошнур. Небольшая, но красивая и светлая роща, с огромными старыми деревьями, в которых живут души уже умерших и еще не родившихся. Туда и сейчас ходят мари: если свадьба - благословиться на счастливую семейную жизнь.
Известна эта роща тем, что в незапамятные времена над ней открывались небесные врата, и бог через них спускался на землю - прямо на дорогу, по которой сейчас из деревни на речку ходят купаться. Место это помнят до сих пор. Что это было за небесное явление? Когда? Но то, что что-то было, сомневаться не приходится.
Есть версии, что в этом месте опускалось НЛО. Эта древняя роща до сих пор сохраняет прямоугольную форму. Рядом на дороге «нехорошее» место, где часто случаются автомобильные аварии, по рассказам местных жителей: здесь дорогу пересекает «чёртова» тропа, поэтому следует быть крайне осторожным, а лучше перед проездом прочитать молитву.
43 . «Священная» юронгская лиственница
Шарангский р-н Нижегородской обл. расположена в д. Юронга, рядом с границей РМЭ (долина реки Юронга). Священное тотемное дерево – место поклонения мари-язычников, а также и некоторых русских. Дерево обладает сильной биоэнергетикой, считается покровителем семьи и земледельцев.
44. Загадочное Красное озеро
Чуть ниже Ломбенура, на левом берегу в 1,5 км. от реки расположено загадочное Красное озеро (Килемарский р-н), где якобы появлялся (появляется?) ископаемый змей, считается, что озеро нечистое, где очень опасно купаться! Озеро соединено с Кундышем речкой Лапка. Среди местных жителей ходит поверье, что вдоль реки Большой Кундыш по левобережью течет подземная река, которая питает множество озер этой местности (Красное, Молевое, Килемарское, Безукладовское и т.д.), родников и ручьев, а также болот. Поэтому же поверью - по этой подземной реке путешествует огромный змей, который периодически появляется в каждом из озер.
При этом в озерах часто пропадают люди, и тонет скот. Особенно часто это происходит по ночам. По поводу одного утонувшего мужчины в 90-х годах вызывали на Красное озеро водолазов. Водолазы опускались на глубину около 30 метров, но дна у берега не было видно. Там был сильный водоворот и подводное течение. Водолаз был испуган и говорил, что ничего подобного раньше не видел и не испытывал. Также есть легенды, что на озере не раз видели русалку, которая прыгала в воду при приближении человека!
45. Табашинское озеро (Оршанский р-н)
Считается, что озеро притягивает к себе грозы и молнии. Также здесь дожди бывают чаще, чем в округе. Местные жители знают место у озера, куда молнии бьют чаще всего. Это озеро является самым глубоким в РМЭ, и одним из глубочайших в Поволжье! Недавно на дне озера обнаружены карстовые провалы и трещины, которые могут изменить данные о глубине озера.
46. Место на границе Кировской обл. и РМЭ
Около трассы Й-Ола – Яранск (Оршанский р-н). «Марийская правда» (05.01.2002) пишет про эту Зону: «Считается, что неопознанные летающие объекты тяготеют к определенным географическим зонам. Я думаю, есть все основания полагать, что одна из этих зон находится в Марий Эл. Достаточно вспомнить любопытный случай.
Вечером 8 сентября 2000 года несколько очевидцев наблюдали НЛО, зависший над лесом. По форме он напоминал большой шар, излучавший темно-красный свет. Объект наблюдался в течение нескольких часов, то опускаясь за кромку леса, то снова поднимаясь. Наконец он словно разорвался в воздухе, испустив искры. Погода в тот день была безветренная, малооблачная, что обеспечивало хорошую видимость.
Никакого постороннего шума, необычных звуков при наблюдении НЛО очевидцы не слышали. Случайно ли удивительный шар избрал лесную полосу на границе между нашей республикой и Кировской областью? Видимо, нет. Эта местность, вообще, пользуется дурной славой у окрестных жителей - здесь не редкость и другие аномальные явления.
47. Место Нолькинского рыбопитомника под Й-Олой
«Марийская правда» писала в статье про эту Зону такие случаи: «В прошлом году ночь на 28 августа была безветренная и теплая. Мы остановились около садов «Дружба». Было еще темно. Нас - пятеро. Александр Иванович и Саша ехали на мотоцикле «Урал», а я с Николаем и Юрой на «Москвиче-412».
Выше заметил громадный сплюснутый шар, излучающий свет на воду. Быстро остановился, заглушил двигатель, вышел из машины. На часах было ровно 4 утра. Зависший «корабль» представлял собой сплюснутый шар серебристого цвета диаметром 15-20 метров, и завис он на высоте метров 150-200. Я был рядом с этим «чудом». В нижней части «корабля» был иллюминатор, и оттуда луч света бил на воду. Свет был очень ярким, это напоминало электрическую дугу при электросварке.
Сбоку «корабля», с моей стороны, 4 или 5 иллюминаторов, и через них было видно, что внутреннее пространство «объекта» освещено. Через иллюминаторы заметил, как внутри «корабля» передвигаются силуэты, похожие на людей, но ростом, как мне показалось, не более 1,3-1,4 м. Состояние мое было шоковым, но интерес брал свое.
Объект удалялся правее от города по направлению села Семеновка. Наблюдал я за ним до тех пор, пока он не скрылся из виду. После этого я на машине догнал Николая и Юру и спрашиваю: «Что вы видели?» Они рассказали то же самое. Александр Иванович и Саша тоже были в шоке. Потом мы все поехали домой».
48. Аномальные явления на Кокшайской трассе
Это прямая и просматриваемая дорога, однако здесь очень часты серьезные аварии, особенно в районе Устье-Кундыша. Профессиональные водители не любят эту трассу, и особенны осторожны на ней в туман, дождь и гололёд.
49. «Священные» рощи – кюсото
Заповедными островками возвышаются в РМЭ «священные» рощи – кюсото, которых насчитывается здесь несколько десятков. Марийцы, почитающие их как храмы, проводят здесь свои традиционные религиозные обряды, пришедшие от далеких предков. В этих рощах запрещены любые вырубки: ведь каждое дерево здесь – обитель духа. Впрочем, и не только религия, но и наука встает на защиту природы здешних мест, ведь по предположениям специалистов-экологов, кюсото – это дошедшие до наших времен остатки реликтовых лесов, в которых можно отыскать неизвестные науке образчики древней флоры.
По преданиям некоторые из этих рощ (в большинстве своем лиственные) – обиталища «светлых» богов и духов, по праздникам в их честь здесь устраиваются священные моления, на которые порой собираются сотни людей. А в некоторых мрачных еловых рощах, по поверьям, живут темные силы. Специальные обряды по снятию «порчи» или изгнанию злых духов в таких местах проводятся ночью, а уйти из рощи нужно непременно на рассвете, чтобы нечисть, боящаяся солнца, не увязалась следом.
50. Среднее Лучинское озеро
Моркинский р-н, где расположена могила основателя деревни Кульбаш, рядом бьёт святой для татар ключ, его вода считается целебной. Местные татары ухаживают за источником и могилой, могила также считается священной. В 2000 году там плавали аквалангисты и нашли остатки строений, также среднее озеро, оно же и самое большое, неофициально является самым глубоким озером в Марий эл, т.к. там так и не нашли дна, а выход подземных вод был не в виде родников. Опущеный в провал буй, нашли через 2 года в районе Самары.
51. Место к югу от поселка Морки
В 2х километрах к югу от поселка есть «Чертов» овраг, очень глубокий и обрывистый. В вечерних и утренних сумерках у людей, проходящих мимо (там тропа между деревнями) бывают сильные галлюцинации и временные провалы, чем обусловлено неизвестно, но овраг с юга окружен молельными рощами.
52. Лесные массивы между рекой Юронга и Пиштанью
Границы РМЭ, Нижегородской и Кировской областей. В этих малонаселенных местах имели место случаи обнаружения следов человекоподобной формы, по преданиям здесь обитают овды (снежный человек?). Некоторые лесники, якобы, имели встречи с загадочными существами в этой тайге. Также в этой области были случаи блуждания людей по нескольку дней, так, одна туристская группа в течение 3-х дней не могла выбраться из леса.
53. «Целебный» источник Пантелеймона в Бахтино
Новоторъяльский р-н. Уникальный источник с целебной водой, здесь официально зафиксированы случаи неоднократного «исцеления» людей от различных болезней. Сама вода также имеет редкий природный состав, который не похож на прочие источники РМЭ. Геологами открыто подземное карстовое озеро в этом месте, откуда вода выходит через родник.
Считается, что вода, накапливаясь в озере, насыщается от местных пород полезными минеральными солями, а также резонирует в себе биологическую энергию земли. В совокупности все эти факторы (вместе с верой человека в исцеление) приводят к «чудесным» избавлениям от многих «болезней».
Оккультное и языческое место для больных ПГМ
53а. Вий памаш - родник силы (Новоторъяльский р-н)
Эти родники насыщены особой благодатью – природной энергией, и помогают от разных болезней, от хронической усталости, от апатии, спасают в сложных жизненных ситуациях и т.д. При этом было замечено, что энергия в воде циркулирует по особому закону – она не одинакова в разное время суток.
Так, например, днём максимальная положительная энергия бывает с 11 до 13 часов. Потом до 15.15 вода становится нейтральной, а уже вечером: с 19 до 21 часа – в воде энергетика становится «отрицательной». Примечательно то, что от одних заболеваний и недугов (стрессы, хроническая усталость, апатия, малокровие, отсутствие аппетита и т.д.) надо лечиться положительным зарядом, а от других (неврозы, беспокойство, бессонница, раздражительность) – надо лечиться отрицательным зарядом. Рядом расположены почитаемые деревья любви и верности!
54. Деревня Нурумбал (Новоторъяльский р-н)
Находится в 5 км к югу от центра сельской администрации, села Старый Торъял. С северной стороны имеется безымянный овраг, с южной - Иывашкан корем (Иванов овраг) с многочисленными родниками и ключами, которые соединяются на восточной окраине селения и несут свои воды в Огашан пуя (Агафьев пруд) и дальше - в реку Нурма.
Этот овраг окружен легендами, в него часто бьют молнии, там были случаи пропажи скота. На востоке от деревни течет река Нурма, отделяя Нурумбал от деревни Большая Нурма. Склоны оврагов заросли деревьями и кустарниками разных пород, а за безымянными оврагами расположена роща Нашкер - место совершения религиозных марийских обрядов. В самом селении много зеленых насаждений и садов. Вокруг него находятся Иывашкан корем (Иванов овраг), Минкут курык (Никитова гора), Йогыр кусото (Егорова роща) и другие места, связанные с именами людей, живших в далеком прошлом. Здесь до объединения в деревню стояли илемы этих крестьян.
55. Деревня Кожласова (Кожъял)
Новоторъяльский р-н. Не существующая ныне деревня.
Вокруг неё рос хвойный лес. В старину, когда раскорчевывали место под поля, вокруг деревни образовалось несколько перелесков: один из них имел название: Овда чодыра, что в переводе: Ведьмин лес. По преданию в этом лесу в берлогах и норах жили настоящие Овды. Потом, когда люди стали переселяться в эти края, они ушли куда-то на север, где сохранилась настоящая тайга.
Вокруг деревни било 9 родников, которые соединялись в один ручей, впадавший в реку Немда. Ежегодно вблизи деревни в лесу Чашка проходили моления. Молились различным языческим богам, приносили в жертву животных, на моления приезжали и из других деревень. Сейчас в деревне постоянных жителей нет.
56. Деревня Большая Коклала, Сернурский р-н
Рядом с деревней расположена известная на всю Республику кюсото с несколькими священными деревьями – Онапу. Роща посвящена верховному богу МТР Ош Поро Кугу Юмо («Великий добрый белый бог»), которому молятся о благополучии народа, плодородии и урожайности полей и скота, успехах в делах и начинаниях. Недалеко от этого кюсото расположен тёмный еловый лес – Керемет чодыра – Лес Керемета, жилище тёмного злого духа. Местные жители стараются не посещать этот лес.
56а. Источник Марьян-Памаш
Сернурский р-н, д. Часовня. Бытует красивая легенда, объясняющая происхождение этого названия. Девушку насильно хотели выдать замуж за богатого, но она сбежала из дома вместе с любимым и сыграла с ним свадьбу возле ключа. Вскоре и дети пошли. После этого источник стали звать Марьян-Памаш, то есть родник Марии. Люди убеждены, что в этом ключе - мягкая, полезная для здоровья вода. Она особенно помогает женщинам, которые хотят зачать ребенка, но не могут. Считается, что омовение в роднике обязательно поможет этой мечте сбыться.
Здесь же находится Святой ключ, это целое семейство родников. Они бьют на обрывистом склоне крутого и глубокого оврага. И вот, на разной высоте этого склона, выбиваются, кипят прозрачные струи очень чистой ледяной воды, отфильтрованной сквозь толщу песчаников. Марьян Памаш - издавна место поклонения местных жителей. Вот уже более сорока лет, ровно в полночь с 13 на 14 января, в пургу и в стужу люди приходят сюда со своими бедами и желаниями, с верой и надеждой.
57. Деревня Обдасола, Сернурский р-н
Находится в 1, 5 км к юго-западу от центра сельской администрации, села Марисола. Обдасола - официальное название деревни, местное - Овдасола, Овдаево. С названием связана легенда. В деревне жил зажиточный крестьянин Миклай, имевший много лошадей. Как-то раз он заметил, что лошади возвращаются по утрам уставшие и грязные. Тогда он намазал их спины смолой.
На следующее утро одна из лошадей вернулась с девушкой-овдой на спине. Миклай, хлестая ее плеткой, провел по деревне. Измученная девушка прокляла род Миклая и деревню. Ее пророчество сбылось: род Миклая исчез, а название за деревней сохранилось. К востоку от деревни находится священная роща. До 1984 года моления проводил местный карт Х.С. Ведерников, после его смерти обязанности духовного наставника взяла на себя Е.М. Рычкова. В полукилометре к северу находится Марисолинское кладбище.
58. Белая роща (Ошо кюсото)
Деревня Нурсола (Сернурский район РМЭ). Уникальна тем, что в роще молятся сразу 5 богам, причём, как светлым, так и тёмным!!! Главный жертвенник в центре рощи принадлежит Тун Ош Кугу-Юмо, что означает Верховный Белый Великий Бог. То есть бог-творец, демиург. У северной опушки рощи располагался жервтенник Курык-Кугыза – «Горного Старика». Вокруг хвойные деревья, и само онапу тут ель - Курык-Кугыза считается кереметом, то есть темным божеством, а таким богам молились у хвойных деревьев.
С западной стороны рощи располагался жертвенник Мер-Юмо - бога-покровителя марийцев, посредника между людьми и Кугу-Юмо. Его жертвенник был вторым по величине после жертвенника Кугу-Юмо. Еще два жертвенника располагались с восточной стороны рощи: Шочын-Ава и Мланде-Ава. «Ава» - значит, богиня. Здесь молились о плодородии, о рождении и т.д. В этой роще проводились всемарийские моления.
59. Супротивный ключ
Горномарийский р-н. На краю Васильсурска есть знаменитый ключ. Местные жители говорят о нём - святой. Вода аккуратно выведена в жестяной жёлоб. У сруба поставлен металлический крест. Лавочка с неизменной пол-литровой банкой - для тех, кто пришёл испить святой воды. По склону горы к ключу ведёт лестница.
Ключ называют Супротивным - потому что вода из него течёт «противу Солнца», то есть вытекает из горы в южную сторону. А это, по мнению местных жителей неправильно - ведь основной склон горы обращён к северу, к Волге, вот туда бы и бить ключу, а не со стороны обратного ската. Ключ с давних пор почитается священным у народа мари.
59а. Деревня Аргасола
Аргаево – Горномарийский р-н. С момента основания и до 1875 г. д. Аргаево входила в храмовый приход с. Малый Сундырь, а с 1875 г. - в приход Никольского храма с. Виловатово. Со временем рядом с деревней на перекрестке трех дорог была построена часовня, куда до сих пор приходят помолиться деревенские старушки.
Основание здесь часовни объясняется тем, что по соседству с ней находится овраг, где ранее аргаевцы проводили языческие моления с жертвенными животными. Об этом же свидетельствует и ложбина Керемет карем, разделяющая деревню на две части - Изи сир и Кого сир (рядом находятся ложбины Савлян карем и Яко карем). Местными считается, что это место нечисто и проклято.
60. Древнее марийское городище - Цепель
Горномарийский р-н. Расположено не далеко от Васильсурска (устье Суры). Местные называют его - «Чёртово городище», туда редко ходят люди - там растёт густой лес, крутые овраги и бурелом. Вот там и затаился, там скрывается от глаз человеческих среди чащи и буераков древний марийский город (д. Хмелёвка). Рядом священная Цепелинская роща, где молебны не прекращались даже в Советские времена. До наших пор в кюсото осталась традиция проводить языческие молебны по ночам – при свете свечей, такой традиции практически нигде в РМЭ не осталось!
61. Карстообразование в Марий Эл
Много тайн и загадок скрывают в себе марийские озера, очень часто можно услыхать предания и легенды о том, что провалилась под землю целая деревня или храм, что кто проклял селение или дом – и он сгинул. Или Бог прогневался на людей и послал такую напасть за их скверные дела. Чуть ли не каждое второе карстовое озеро в Марий Эл овеяно таким преданием.
Призраки Серебряного озера
Меркусото
Одно из них - древняя молельная роща Меркусото в Куженерском районе. Здесь язычники приносили своим богам в жертву животных, чтобы те покровительствовали их роду. Моленья в этой роще проводят ночью, а уйти нужно непременно на рассвете, чтобы нечисть, боящаяся солнца, не увязалась следом.
В полночь путник в Меркусото может сбиться с пути. Перед ним встает образ жеребенка или теленка. И он начинает ловить животное, которое ему никогда не поймать. Также в этой роще наблюдаются удивительные магнитные аномалии. Стрелка компаса ни с того ни с сего вдруг начинает метаться, отклоняясь градусов на 10.
Лес у реки Юшут
Любопытно место на границах Звениговского, Моркинского и Медведевского районов, где располагаются глухие леса. По преданиям, раньше в этих краях овды справляли свои свадьбы. В тех же местах были многочисленные берлоги этих существ. Легенды об овдах до сих пор сохранились в окрестных деревнях. Якобы еще в 60-х годах прошлого века на речке Шора (приток Юшута) один из лесников нашел следы, похожие на человеческие.
Призраки в военной форме
Овеяна тайной территория между озерами Бойничное, Серебряное, Шильма и Орьер (Звениговский и Медведевский районы). Во время войны здесь умерло от болезней, голода и холода множество солдат резервных войск, а также заключенных. Все они были похоронены в этих лесах в братских могилах. Местные жители и туристы не раз сталкивались здесь, особенно в темное время суток, с призраками людей в военной форме и разными слуховыми миражами. Объясняют все это тем, что погибшие не отпеты по-христиански, поэтому и не могут обрести покой. Кстати, недавно около озера Серебряное установлен памятник умершим здесь солдатам. (Дмитрий Никитин).