Аномальные и загадочные места в республике Тыва. 1
Аномальные и загадочные места в республике Тыва
Республика Тува (столица – город Кызыл) является субъектом РФ. Она входит в состав Сибирского федерального округа. У этого края имеется значительный туристический потенциал, который, к сожалению, пока еще мало используется. Весь край находится в живописном регионе Западного Саяна. Так что в Республике Тува есть и заснеженные пики с вечными ледниками, и тундры, и тайга, а также степи и даже полупустыни.
В плане туризма край интересен еще и тем, что здесь, ввиду географической обособленности, сохранились нетронутыми национальный колорит и древние традиции кочевников. А местные верования тувинцев – интересный микс буддизма и языческого шаманизма – ставят в ступор религиоведов. Сюда приезжают в поисках азиатской духовности, полюбоваться красотами гор и поправить здоровье в местных целительных источниках.
Пришельцы атакуют республику
Установлено: В тех странах, где часто появляются НЛО и прочая нечисть - там и
проявляется гомосексуализм в человеческом обществе
На Туву попытались напасть инопланетяне? А может, это были всего лишь мирные космические туристы или метеорит?
Такими вопросами задались некоторые жители нашей республики, когда в ночь с 30 июня по 1 июля увидели в небе над Кызылом странный светящийся объект. Выходит, все-таки они существуют или перед нами случай массовой галлюцинации? Однозначно ответить на этот вопрос не получится, но покопаться в нем и собрать имеющиеся факты воедино можно.
Разыскиваются фотоохотники на НЛО
Кратко напомним о сути знаменательного события, которое произошло в ночь с 30 июня на 1 июля. В небе над столицей Тувы бдительными гражданами был обнаружен странный летающий объект. Что это могло бы быть? Естественно, НЛО, подумали многие и уже на следующий день начали звонить в редакции СМИ, чтобы рассказать сенсационную новость. Кому-то даже удалось разглядеть, что объект был плоским.
Дальше - больше. Редакция газеты «Известия Тувы» объявила своим читателям, что приобретет фотографию неопознанного летающего объекта, появлявшегося в небе над Кызылом. Счастливчики могли получить тысячу рублей, за удачный снимок. Телевизионщики тоже не отставали. На телеканале «Новый Век» вышел репортаж, посвященный этой теме. Далее весть разнеслась по информационным агентствам. Именно она выскакивает первой, если набрать в поисковых системах Интернета словосочетание: «НЛО в Туве». Одним словом, сенсация.
Интересное совпадение
Автор этого материала не собирается играть в героев известного сериала «Секретные материалы», посвященного паранормальным явлениям. Но поискать в Сети информацию все же интересно. И вот на какие интересные факты удалось натолкнуться. Они были опубликованы на сайте «РИА Новости».
«Жители киргизской столицы в среду, (30 июня 2010 года) вечером стали свидетелями необычного явления - в небе над Бишкеком появлялся неопознанный летающий объект. Вначале НЛО, отдаленно напоминающий комету, двигался, оставляя за собой светящийся след. Затем произошла яркая вспышка или взрыв, после чего образовалось серебристое облако, которое можно было наблюдать около часа».
Естественно, такая сенсация не могла быть не замеченной. Она, также как и в случае с Тувой, разлетелась по Интернету практически со скоростью этого же самого неопознанного летающего объекта. Кое-где «аналитики» в области инопланетных цивилизаций даже сделали вывод, что тарелка взорвалась над Бишкеком.
«Инопланетяне» с Байконура?
Что же, два одинаковых случая за один вечер в Туве и Киргизии все-таки о чем-то, да, говорят. Но, если ознакомиться еще с одним событием, которое произошло именно 30 июня, то все должно встать на свои места.
Именно в этот день, «в 21.35 по времени Астаны с космодрома Байконур осуществлен запуск грузового космического корабля «Прогресс М-06М» №406 ракетой-носителем «Союз-У» №119. Ее полет прошел по штатной программе», - сообщило агентство «Казахстан сегодня». Значит, неопознанный летающий объект над Тувой и Киргизией - всего лишь миф?
По мнению специалистов, появление НЛО над Бишкеком и старт ракеты никак не связаны между собой. Дело в том, что «после запуска ракета-носитель «Союз» направляется в противоположную от Киргизии сторону: на северо-восток, пролетая Алтай, и, набрав высоту, исчезает из поля зрения. Отделение ступеней происходит невысоко от поверхности Земли - первая ступень отходит через две минуты после запуска, а дальше ракета видится издалека как расплывчатая сияющая точка», - пояснил эксперт в космической отрасли.
Что же пролетело над Тувой?
Как говорится, Бишкек Бишкеком, а своя рубаха все-таки ближе к телу. Что же люди видели в небе Кызыла: неземную тарелку или вполне земной летающий объект? Если посмотреть на карту и проследить примерный путь ракеты от Байконура на Алтай, то становится ясным, что увидеть ее у кызылчан было намного больше шансов, чем у киргизов. Но это лишь предположение.
Вполне реальная опасность . Иногда жители Алтая, Казахстана, Тувы и Хакасии принимают летящую с Байконура ракету за НЛО. Почему одни регионы видят такие объекты, а другие - нет? Потому что у каждого запущенного носителя, свой путь. А вот тут-то речь пойдет о более реальной опасности, чем той, которую представляют мифические внеземные «тарелки».
Дело в том, что ракеты поднимаются в космическое пространство за счет сжигания жидкого или твердого топлива. Хранится оно в ступенях, (чаще всего их 3). Эти части носителя порой достигают веса в несколько тонн, а в вышину - более десятка метров. Все бы ничего, но они, после расходования своего содержимого, отделяются и падают на землю. В качестве полигона для такой своеобразной бомбардировки правительством РФ выделена огромная территория, куда входят районы Томской, Омской областей, Красноярского края, а также республик Алтай, Хакасия и Тува и др. По идее, ступени должны приземляться в наименее населенных местах, где практически не ведется хозяйственная деятельность. Но не всегда все идет по плану.
В Китае не все спокойно
Оказывается, нашим соседям, так называемые инопланетяне, приносят куда больше хлопот. Например, спустя неделю после событий в Туве, 7 июля, появление НЛО привело к закрытию аэропорта на час в городе Ханчжоу в провинции Чжэцзян на востоке Китая. Об этом сообщило агентство Синьхуа.
По информации сотрудников аэропорта Сяошань, в 21.00 по местному времени (17.00 мск) в среду в небе в районе аэропорта был замечен неопознанный летающий объект. При этом, как отмечают сотрудники аэропорта, «очевидцам случившегося не посчастливилось рассмотреть его, так как для этого необходимы специальные приборы». Как говорится, инопланетяне атакуют не только нас. (Георгий Богданов).
Карта Тувы
Снежный человек в Туве
Смеркалось. Я медленно поднимался по склону – где-то вверху была привязана небольшая, но очень выносливая монгольская лошадка, которую я оставил ещё утром, перед началом маршрута. Начальник геологического отряда Саша Кривенко должен был встретить меня внизу, где его лошадь паслась на небольшой полянке, покрытой зеленой травой.
На груди у меня был радиометр, на спине – рюкзак с образцами горных пород. Мы занимались геологическими поисками в Западной Туве, километрах в пятидесяти от поселка Мугураксы, в предгорьях Алтая. Я всё ещё никак не мог оторваться от впечатлений, полученных за день: в голове что-то уточнялось, пересекались геологические разломы, дайки и т.п. То есть, как говорится, ещё не «отключился».
Конечно, я уже порядком утомился: радиометр весил пару килограммов – потаскай-ка его весь день то вверх, то вниз по горам, к тому же и рюкзак в придачу. Плюс ко всему на мне ещё были надеты телогрейка и брезентовый плащ: погода изменчивая, в любой момент мог пойти дождь или даже снег, хотя и стояла середина июля. Склон рассекала неширокая балка с нагромождениями осыпавшихся кусков породы. Было безветренно, налетали комары, от которых приходилось отбиваться. Внезапно я почувствовал какое-то внутреннее беспокойство. Возникло неприятное ощущение, что за мной кто-то наблюдает. Я был молод, здоров, активно занимался спортом и не страдал никакими комплексами, а также избытком воображения и чувств.
Казалось, меня пронизывает чей-то взгляд. Стал ощущаться страх, что-то парализовало мою волю, даже почувствовал озноб. С каждым шагом нервное напряжение во мне усиливалось, озноб ощущался всё сильнее. Хотелось как можно скорее покинуть это место. Моя вспотевшая ладонь сжимала дюралюминиевую гильзу прибора – это было всё моё «вооружение»: вероятно, включился инстинкт самозащиты… Путь показался мне долгим, хотя до моей лошади должно было быть всего-то несколько сотен метров.
Наконец, я увидел её силуэт. Она, по обыкновению, шарахнулась было в сторону – «монголки» дичают за время отсутствия человека. Однако широкий поводок, привязанный за корневище куста, держал её крепко. Я весь взмок, но близость сильного животного подействовала успокаивающе. Погладив лошадь по шее и угостив кусочком сахара, я повел её вниз, к Саше, уже почти полностью придя в себя. Тотчас же рассказал ему о своих необъяснимых страхах, странных и необычных ощущениях, возникших там, наверху. Он слегка поиронизировал над ними, но затем, посерьезнев, признался, что и с ним иногда происходило нечто подобное…
Снежный человек в Туве? Что же это было? Какой-то непонятный феномен, аномальная энергетическая зона с негативным воздействием на человека? Или, может быть, близость «снежного человека», на территории которого в тот момент я случайно оказался? Ничего подобного я ранее никогда не ощущал. Прошло много лет, но я по-прежнему помню свои странные, даже жутковатые ощущения в Алтайском предгорье, в Туве. Не раз возвращался к этому вопросу и не находил точного ответа. Просмотрел литературу о «снежном человеке».
Монголы и тувинцы называют его «алмас» (от границы с Монголией до описываемой мною местности было всего-то несколько десятков километров, а ведь тувинские и монгольские пастухи-араты, по их рассказам, не раз встречали это загадочное существо!), тибетцы – «йети», американцы – «бигфут» и «сасквоч»…
Заметим, что Алтай хранит в себе множество и других нераскрытых тайн. Так, в Чарыском районе недавно геологами были открыты облицованные камнем погребальные сооружения, созданные в пятом веке до нашей эры. Внутри обнаружены ходы и лазы для доступа жрецов во внутренние склепы. Устройство алтайских пирамид (а любая из них, как известно, обладает своей особой энергетикой!) напоминает конструкцию их в Юкатане и Перу. Алтайская долина пирамид сейчас перешла в категорию заповедной. (Кто знает, может быть, и я тогда, в маршруте, случайно прикоснулся к какой-либо и поныне нераскрытой тайне?)
На фоне всего этого описанный мною случай может показаться незначительным – ведь я никого не увидел. Однако свои столь необычные, жутковатые ощущения в предвечернее время в горах Алтая до сих пор прочно сидят в моей памяти: видно, я был в данное время незваным гостем в этой местности, и мне дали об этом понять. («Тува Азия»).
Тувинские шаманы
Колдуны, экстрасенсы и гадалки, с приходом демократии они вошли в нашу жизнь так же прочно как Путин и Макдоналдс. Обладают эти люди заявляемыми способностями или все они шарлатаны и психические больные?
В Туве шаманство распространено сильнее любой религии. В этом отношении страна очень близка и к Бурятии, и к Монголии, где много сильных учителей как по шаманству, так и по горловому пению. Бубен, горловое пение и игра на игиле - средства, которыми пользуются шаманы. Чтобы научиться горловому пению, нужно освоить определенные дыхательные техники, уметь погружать организм в такое состояние, когда внутри все буквально вибрирует и звук, способный остановить даже время и продлить человеку жизнь, идет от всего тела.
Кто такие шаманы и чем они занимаются?
Шаманы – это люди, которые понимают силу души и силу духа, развитие души и духа человека. Притягивают прошлое и будущее, чтобы создать равновесие в душе человека. Создают связь между сознанием человека и сознанием вселенной. Шаман – просто помощник, проводник сознания в другие миры. Шаманизм появился вместе с появлением людей на земле. До религии. Поэтому во многих странах его фундамент не исчезает. Шаманизм не управляет массовым сознанием. Это индивидуальная помощь человеку. Шаманизм – это мост с Землёй и вселенной.
Вы общались с разными шаманами в Европе и Америке. Чем отличается шаманизм в России?
Шаманизм везде одинаковый – и задачи, и действия. Отличие в том, что в России только начинают изучать: что такое шаманизм. При социализме этим интересовались только учёные. А людей, которые действительно имеют «силу», очень мало. Те, кто много испытал в жизни, много страдал, начинают изучать себя и начинают видеть «шире», чем обычные люди.
Бывают разные вещи и разные взгляды. Разве можно создать анализ по взгляду шаманизма – что такое любовь? Мы любим Бога, любим близких. Но сама любовь – что это такое? Как можно использовать силу любви? Просто жить в «слепой любви» или сознательно с её помощью делать жизнь лёгкой и открытой? Что такое дух человека? Может быть, это и есть любовь? Что такое душа человека? Может быть, это и есть разрушение? Душа человека всегда торопится: создавать или разрушать…
Шаман – это человек, который ищет силу души и силу духа, помогает понять их и управлять ими. Помогает прийти к балансу души и духа.
Многие думают, что шаманы гоняются за духами. Но это не так. Многие думают, что шаманы могут двигать облаками и менять погоду. Шаман – создаёт гармонию вселенной, гармонию природы. Он не использует силу для решения «мелких вопросов», управления стихиями. Шаман направляет человека на изучение самого себя. Позволяет заглянуть в прошлое: детство или рождение, или даже период в утробе матери. Человек начинает понимать смысл своих перерождений.
Как Вы вошли на путь шаманизма?
Это долгая история. Я работал много лет в искусстве, потом начал заниматься звуком и ощутил у себя голос. Начал учиться и через 3 года, в 1989 году, стал лауреатом Международного симпозиума хоомей , присоединился к обществу шаманов «Бубен». Мы много ездили по миру. Совершенно случайно вокруг меня стали появляться люди и говорить о шаманстве, утверждать, что я сам обладаю большой силой, которая пока просто спит, но вскоре должна проснуться.
Год я учился у Олега Тойдука, известного тувинского шамана и целителя. В 1993г Монгуш Борахович Кенин-Лопсан (профессор – этнограф, доктор исторических наук, исследователь шаманизма) приглашает меня по Европе: в Германию, Италию, Швецию. После возвращения я вышел из круга шаманов и начал работать самостоятельно.
Я езжу по миру. Даю звук. Раньше пели только мужчины, а женщинам запрещалось. Теперь же поют и женщины. Какие музыкальные инструменты Вы используете? Игиль, бубен и варган. Их музыка исцеляет человека. Шаманы считают игиль магическим инструментом. При общении с духом тайги или источником священных вод на нем играют и входят в измененное состояние сознания.
Игиль – тувинский национальный инструмент. Длинный гриф с резной конской головой сверху, на корпусе натянута кожа. Две струны. Полукруглый смычок. Хомус или варган. Это металлическая дуга с язычком, ее вставляют в рот и издают звуки – описать невозможно, но в документальных фильмах про чукчей звучит всегда. При горловом пении вибрация исходит не только из голосовых связок – звучит все, и лобные, и гайморовы пазухи, и глубоко в груди. Пение получается многоголосное. Вибрация мощнейшая.
В чём целительская сила горлового пения?
Чтобы чего-то достичь, человек должен очень хорошо изучить себя. Горловое пение помогает в этом. Такой звук дает вибрацию в пространстве, которая очищает человеческое тело, открывает энергетику. Все тело начинает петь и помогает сознанию. Начинаются изменения на тонком уровне, как и в цигун, и в китайских боевых искусствах. Изучая себя, человек приходит к духовности, начинает освобождаться от ненужных поступков и вещей. В жизни появляется больше общения, больше творчества. Приходит здоровье, долголетие. Чем здоровее становятся суставы, тем больше энергии в теле и дольше живёт человек. («Дом Солнца»).
Шаманские обряды Тувы
Многие жители Тувы по-прежнему верят в магическую силу старинных шаманских обрядов. Горсть шоколадных конфет летит в никелированную миску - вслед за апельсином, нарезанным толстыми ломтями, и двумя брикетами сливочного масла. Широко расставив ноги, на табурете перед миской сидит грузный широколицый старик - верховный шаман Республики Тувы Кара-Оол Тюлюшевич Допчун-Оол. Он срезает жир с бараньих ребер, кладет его на конфеты и бурчит: «Коммунистический предрассудок, понимаешь!» Шаман недоволен - его позвали в последний момент. Родственники смотрят виновато: они думали обойтись светскими поминками. Но не тут-то было.
Кушанье в миске предназначено голодному духу 53-летней продавщицы сельмага Ольги Хууракай. Болезнь почек, реанимация в республиканской больнице в Кызыле, похороны. А через шесть дней после смерти матери 27-летнему Херелу приснился зловещий сон: «Звонит мобильный, беру трубку - а это мать: почему у нас дома столько людей? Зачем столько еды? Не верит, короче, что умерла». После чего родственники решили: надо ехать в город за шаманом, чтобы устроил «чеди-хонук», ритуал седьмого дня после смерти, - успокоил и выпроводил духа, который не хочет оставить семью в покое.
«Николаевна долго болела, даже пить не могла. Значит, что нужно? Вкусно ее накормить, а потом хорошо проводить. Если нет, будет бегать черт, аварии всякие могут случиться. Голодная душа очень опасна», - с нажимом объявляет шаман.
Дом покойной - расшатанная деревянная изба c низким потолком - стоит на главной улице Сесерлига, одноэтажного села с девятью сотнями жителей. Большинство из них работает в Кызыле, до которого отсюда 25 километров пустоты. По утрам водители «Жигулей», заменяющих местные автобусы, набирают по пять пассажиров и везут в город - за 70 рублей. По пути нет ни кафе, ни заправок, ни хотя бы деревьев. От горизонта и до горизонта - одни сопки. И даже лозунг «Миру - мир», который в другом городе украшал бы бетонную стеллу у обочины, выложен камнями на горном склоне.
Ритуальный костер раскладывают во дворе, у входа в дом. Яму очищают от старых углей, из дощечек выкладывают шатер, куда ссыпают содержимое миски - масло, баранину, конфеты и апельсины. Кто-то из мужчин мнет пачку сигарет в руках. Шаман тычет в нее пальцем, чтобы сигареты тоже положили рядом с едой.
Прежде чем поджечь, Кара-Оол Тюлюшевич обводит костер чертой по пыли, но оставляет кольцо незамкнутым - через эту лазейку «дух продавщицы шагнет в пламя». Распахивает пошире входную дверь - навстречу костру. Берет миску с молоком, макает туда ветку можжевельника и резкими взмахами кропит все вокруг. Капли падают на одежду, шипят угли, шаман расхаживает взад-вперед и произносит нараспев: «О-о, Николаевна...». Когда он делает паузу, чтобы набрать в легкие побольше воздуха, становится так тихо, что слышно, как в соседнем дворе жалобно мяукает кошка.
В воздухе пахнет горелым жиром. Шаман больше не поет - он разговаривает обычным голосом, как полчаса назад, когда просил принести дров. Задает вопросы, возражает невидимому собеседнику, разводит руками, иногда запрокидывает голову... Два десятка родных и соседей - пожилые сестры, племянник в кепке, невестка с голыми плечами - выстроились полукругом у костра. Покойная была седьмым ребенком в семье тувинца и хакаски, поэтому родственники-тувинцы шепотом переводят для родственников-хакасцев монолог шамана на русский: «Он спрашивает душу: почему ты так медленно идешь? Ты хромаешь? А она на самом деле последние недели еле ходила, хромала».
Сын покойной исчезает в доме и возвращается с пестрыми упаковками лекарств. Другие достают больничную пижаму в горошек и цветастые тапки - складывают все это в пакет у костра. Завтра эти вещи отнесут на какую-нибудь дальнюю сопку и оставят там, обложив камнями. Наконец верховный шаман Республики Тувы замыкает линию на земле вокруг костра - дух ушел.
Во дворе становится шумно: кто-то разглядел в углях отпечаток лошадиного копыта, вслед за ним стали с облегчением переговариваться остальные. Сестра покойной объясняет: «Это хороший знак, за душой приехали на лошади. Был бы след подошвы - значит, предки пришли за душой пешком. И уведут следом еще кого-нибудь». Внутри избы шаман берет в руки бубен - метр в диаметре, гулкий, из кожи горного козла (коза не годится: у такого бубна, говорят шаманы, «не будет силы»). В точке, куда ударяет, обитая мехом деревянная колотушка, кожа истерта до прозрачности.
Кара-Оол Тюлюшевич переоделся в халат - тяжелый, засаленный, увешанный магическими атрибутами. На одном рукаве - сушеная лапа взрослого медведя с гигантскими когтями и лапа медвежонка. Между ними - гильза от охотничьего патрона. На спине - ворон из белой кожи раскрывает крылья внутри фигуры черного ворона со змеями вместо лап. Тибетские колокольчики свешиваются на кожаных шнурках. Ударяясь, они издают тонкий и долгий звук. Совиные перья шапки упираются в потолок, задевают люстру, до сих пор увешанную новогодней мишурой - хозяйка заболела в январе. У ее черно-белой фотографии на паспорт помигивает электрическая свечка.
В спальню Кара-Оол Тюлюшевич заходит один: провести обряд очищения. Это значит - дать бой погубившим хозяйку духам болезни и смерти, чтобы те не тронули ее наследников. В дыму от можжевельника виден лишь силуэт в лакированной дверце шкафа: фигура с перьями на голове приближается к низкому дверному проему пригнувшись. Верховный шаман даже без шапки на полголовы выше среднего тувинца.
За выдающийся по местным меркам рост («метр семьдесят пять сантиметров, понимаешь!») его когда-то давно взяли в десантники. Но теперь Кара-Оол Тюлюшевич обижен на армию - его не приглашают на встречи ветеранов. «Афганцев зовут, чеченцев зовут, а меня не зовут. А я, понимаешь, участник двух стычек».
Летом 1968-го, когда советские войска вошли в Чехословакию, будущий верховный шаман Тувы в звании сержанта служил в ВДВ. «С базы под Ярославлем в Прагу нас бросили. Куда летим, зачем летим - не сказали. Сказали ждать команды, а будет команда - воевать. Сбросили с парашютами прямо над городом - у меня, кстати, сорок прыжков. Только когда услышали, как местные разговаривают, образованные ребята сказали - это чехи».
Местом второй «стычки» был остров Даманский на Дальнем Востоке, где в 1969-м конфликт советских и китайских пограничных войск чуть было не перерос в войну. И пока молодой Кара-Оол Тюлюшевич прыгал с парашютом и переправлял через реку Уссури обгоревшие трупы пограничников, он знал: на некоторые темы с сослуживцами откровенничать нельзя. Например, о том, что он с детства видит чертей. Простите, каких таких чертей? «Каких-каких, обыкновенных земляных чертей!» У разных народов вся сложная конструкция веры сформирована на основе разных мифов. У одних - о сотворении мира. У других - о завоевании огня. У третьих - о сошествии на землю богочеловека. Для тувинского шаманизма это миф о сталинских репрессиях.
Согласно этому мифу за год до вступления Тувинской Народной Республики в состав СССР, в 1943-м, чекисты якобы арестовали 400 шаманов, согнали их в деревянный амбар и подожгли. И якобы выжили трое самых сильных - они замуровали себя в глыбах льда. И этих троих якобы вызвал в Кремль Сталин накануне Сталинградской битвы. И отправили их летать над осажденным городом. «В полу самолета сделали три дырки, шаманы в них высовывались и били в бубен. И после этого фашисты бежали», - излагает, на полном серьезе, свою версию истории России верховный шаман.
Он сам родился в 1948-м, в один год с Оззи Осборном и принцем Чарльзом. Поэтому амплуа древнего колдуна с клюкой, который знает секреты древности просто в силу возраста, - не его. Но преемственность - это важно. Один из троих выживших в том мифическом огне приходился Кара-Оол Тюлюшевичу родственником. «Еще маленьким мальчиком бегал - видел его у нас в гостях: страшный, изо рта змеи свисают». В шаманы Кара-Оол Тюлюшевича посвятили во время перестройки, в конце 1980-х. И в 2000-х съезд шаманов Тувы избрал его главным в республике. Об этом у Кара-Оол Тюлюшевича даже имеется официальное удостоверение.
Авторитет шаманов в республике признают практически все. Связки ритуального можжевельника, собранного в тайге, продаются в Кызыле на каждом углу - по 50 рублей. И даже местные полицейские после уличного нападения советуют заказать в шаманском центре амулет-оберег, потому что в городе - криминальная обстановка. Среди регионов России Тува занимает печальное второе место по числу тяжких преступлений на 100 тысяч человек.
Однако официально основная религия в Туве - буддизм. На центральной площади Кызыла крутится огромный молитвенный барабан с надписями на тибетском языке. Шаманизму нет места в четверке традиционных религий в России. Да и религия ли это вообще? Верховного шамана это расстраивает настолько, что при каждом обряде он повторяет одну и ту же пламенную речь о вреде буддизма: «Если читать сутры по-тибетски - душа пойдет искать перевод и заблудится. А человек умрет. Или заболеет неизвестной болезнью». Но больше всего он обижен на то, что его не пригласили на встречу с патриархом Кириллом, когда тот приезжал в Туву. Лам, понимаешь, позвали, а его, верховного шамана, нет.
В Кызыле Кара-Оол Тюлюшевич руководит собственным центром «Адыг Ээрен», где работает целая артель шаманов. В переводе с тувинского название значит «Дух медведя». Медведь - тотем рода Тюлюшей, поясняет Кара-Оол Тюлюшевич. Косолапое чучело медвежонка - слева от стола в его кабинете. Визитерам полагается потрогать лоб, попросить у медведя хорошей жизни - и только потом переходить к делу. Чего обычно хотят визитеры? Вылечиться, подправить бизнес, уберечь автомобиль. А еще - хотя и реже - избавить ребенка от шаманского дара.
Центр занимает одноэтажное здание бывшей автобазы, выкрашенное изнутри в грязно-голубой цвет советских присутственных мест. Над воротами - стальная перекладина с крюком, позади - пустые гаражи для грузовиков, откуда еще не выветрился запах солярки. Ржавый остов микроавтобуса, на крыше которого сохнет фанерный обруч, привязанный к старой резиновой шине: заготовка для бубна. На заборе развешаны козлиные, бараньи и лошадиные черепа. Между ними проглядывает колокольня православного храма в соседнем квартале. Прежний священник, говорит Кара-Оол Тюлюшевич, присылал к шаманам людей «с серьезными проблемами» - вроде чертей в доме. Новый - уже нет.
Во дворе автобазы поставили юрту. Здесь у шаманов что-то вроде клуба: пьют чай, играют в карты, ведут беседы, готовят еду и оставляют на ночлег. «Для тувинской семьи юрта как квартира: тут и готовят, и спят». Еще сто лет назад, накануне Первой мировой, так жили все тувинцы: дом ничего не стоило разобрать, погрузить на верблюда и собрать на новом месте. Русские, пришедшие сюда в 1914-м, едва Тува провозгласила независимость от Китая, основали первый город - Белоцарск, будущий Кызыл - и завели моду на жилье, непригодное к перевозке. Но в деревнях юрты остались в ходу.
Когда верховного шамана зовут в Каа-Хем, поселок возле Кызыла, такая же юрта стоит в пустом, без единой травинки, дворе крепкого двухэтажного дома. Внутри уже ждет 62-летняя бабушка Сержима, в прошлом - чабанка. Советская мебель с трудом вписывается в интерьер с круглыми стенами. Бабушка сидит на железной кровати, рядом комод с кухонной утварью, возле зеркала - настенные часы и спортивный диплом кого-то из бабушкиных детей («за второе место на турнире по бильярду»).
У бабушки Сержимы - язва желудка: врачи поставили диагноз, подержали в стационаре и отпустили. «Если человек в больнице долго задерживается - значит не то. Курс лечения должен быть десять дней», - твердо произносит верховный шаман. Его вера не отрицает клинической медицины, просто медики со своими дипломами в городской больнице - что-то вроде стихийного бедствия, случившегося по воле еще одной силы природы, которую только магия может заставить работать как надо.
Бабушка вытягивает руки вперед, верховный шаман обвязывает правое запястье желтой нитью. Другой конец обматывает вокруг кокона, из которого выглядывает чумазое лицо магической фигурки. Судя по толщине слоя ниток, та поучаствовала не в одной тысяче сеансов терапии. Потом нить перережут - и болезнь должна стечь с больной бабушки на фигурку, как молния по громоотводу.
Глядя на трехкилограммовый фотоаппарат, Кара-Оол Тюлюшевич внезапно говорит: «Мое желание такой аппарат создать - УЗИ, томограф или там всякое - чтобы черта узнавать. Пусть он снимает плохого духа, как фотоаппарат. Вот такие надо создавать линзы». Саида Монгуш из «Адыг Ээрена» преподавала в школе русский язык и литературу, а в 2008 году заболела. «Головная боль, галлюцинации, - неохотно вспоминает она. - Три года ходила по врачам - говорили, что здорова. И только невропатолог посоветовал: обратись к шаману. И мне на камнях нагадали, что у меня шаманский род».
Классик антропологии, румынский писатель и историк религий Мирча Элиаде описывает общую для индейцев, ненцев и якутов идею «болезни посвящения». Когда больного мучают головные боли - это «духи рвут на части» и «съедают» прежнего человека, чтобы подменить его новым, способным к потусторонним переживаниям. В точности как у Пушкина в стихотворении «Пророк»: там серафим вырывает будущему пророку язык и вставляет змеиное жало. Рассекает грудь, вынимает сердце, а на его место кладет уголь. Только после этих манипуляций появляется способность жечь глаголом.
Вот только в глубинные смыслы школьного курса литературы Саида не верила ни тогда, ни сейчас: «Ничего глубокого там нет - все герои в учебниках какие-то несчастные и грустные». Она поехала в Улан-Удэ, к бурятскому шаману, избавляться от неожиданного таланта. «Но он отказался. Говорит, я этим должна заняться, иначе мой род пострадает. Долго думала, и тут у меня умирает сестра. Пришла к шаманке чеди-хонук проводить - а та на меня кричит, ругается: почему сама не работаешь, как я? Тогда я купила бубен, оживила его и начала учиться».
Учитель Саиды - 32-летний Орлан Баян, слепой шаман из центра «Дунгур», конкурирующего с «Адыг Ээреном». Вместо гудков на его мобильном звучит воззвание - голосом самого Орлана: «Уважаемые граждане России! Пожалуйста, имейте в виду, что вы будете разговаривать с очень серьезным и деловым человеком. Просим воздержаться от повышенного тона и оскорблений».
Невысокий, полный, со стрижкой ежиком, Орлан похож на Карлсона из мультфильма, который забыл пропеллер и зачем-то надел черные очки. Он сидит на лавке у стены дома, одной рукой выуживает из пакета печенья с заварным кремом, в другой вертит дешевенький цифровой диктофон - любит коллекционировать звуки: «Щебетание воробья могу записать. Грозу. Дятла. А иногда зайду в пенсионный фонд - и стук каблуков по полу записываю».
Клиентов Орлан принимает здесь же, на лавке: они подсаживаются, берут шамана за руку и излагают свою проблему. Пожилая тувинка Александра («раньше акушерки давали русские имена») просит помочь с домом, который достался по наследству от племянницы и который почему-то съемщики обходят стороной. Год назад племянницу в этом доме убил ее сын - и выяснилось это благодаря Орлану. «Думали, что просто в погреб свалилась, шею сломала. Орлан зовет душу - а та сразу защищает сына: это я ругалась, а он меня побил и вниз столкнул».
Разоблачение случилось в присутствии родственников, сын расплакался и даже не думал отпираться: Орлан из тех шаманов, в чьих словах сомневаться не принято. «Он всегда правду говорит, как сказал - так и есть», - рассыпается в похвалах Александра. Орлан родился слепым. А однажды ребенком почувствовал, что рядом висит шаровая молния, побежал - но не от нее, а туда, где были жар и потрескивание. Догнал и схватил рукой: «Чувствую - она, эта молния, стекает в меня куда-то». Тогда ему и начал подчиняться огонь.
Демонстрацией власти над огнем Орлан часто заканчивает свои обряды. В двухэтажном деревянном бараке на окраине Кызыла мать семейства, выслушав шамана, посылает на кухню взрослого старшего сына. Тот возвращается с ножом для резки мяса, разогретым на газовой плите - конец лезвия все еще тускло светится багровым, - и бережно кладет пластиковую рукоять в ладонь шаману. Орлан раскрывает рот, высовывает язык, резко прижимает к нему нож. Слышно шипение, кто-то жмурится. Шаман не торопясь отводит нож в сторону, опять прижимает к языку - становится ясно, что металл и не думал остыть с первого раза. На лезвии остается еще один черный отпечаток.
Любимая музыка слепого шамана - Стас Михайлов. А по ночам он слушает книги про историю и приключения на военно-патриотическом радио «Звезда». Поэтому свое общение со сверхъестественным Орлан описывает на языке, в котором переплетаются слова из милицейского протокола и баллады о гусарах: «Говорю - душа не идет на контакт. Причину смерти установить не представляется возможным. Денег не беру». Это про случаи, когда шаманский дар дает сбой и от работы приходится отказываться.
Где шаман может заново набраться сил? Орлан выбирается на природу в одиночку. У «Адыг Ээрена» такие выезды превратились в целый ритуал. Раз в год несколько автомобилей - верховный шаман за рулем «Волги», великие шаманы на «Жигулях» - выезжают со двора центра и направляются в Улуг-Хемский район, за девяносто километров от города. Там у слияния трех рек находится гора Чалама, священное место рода великого шамана.
Пока шаманы петляют между деревень, цепочка машин медленно растет - в нее встраиваются деревенские на УАЗиках и совсем уж невообразимые грузовики, в каких, возможно, геологи возили свою технику лет тридцать назад: они доверху набиты сидящими женщинами, стоящими детьми и лежащими на полу мужчинами.
Чалама стоит посреди редкого леса, и вокруг увешанного цветными лентами каменного зуба с трехэтажку гудит уже толпа человек в сто. Одни пишут записки с желаниями, чтобы вложить их в щель в камне, другие обходятся без слов. Если, например, семья хочет завести ребенка-девочку, кладут к подножию камня куклу, если мечтают о мальчике - игрушечный автомобиль. Кусты увешаны лентами - белыми, красными, желтыми и зелеными: цвет зависит от года рождения человека, который повязывает ее на счастье. У костра верховный шаман, чтобы подчеркнуть важность момента, оглашает программу по-русски: «Духи вас будут трогать руками. Ласкать. Молодым людям указывать путь в жизни». (Б. Козловский).
В шаманизме отмечается девять культовых обрядов
Культ огня (семейного очага), отвечающий за благополучие семьи. Проводится приблизительно поздней осенью (при первом снеге), в каждой семье лично. У первоисточника огня просят благополучие скота, материальное благополучие семьи и здоровья членов семьи, чтобы удачно пережить трудный сезон года – зиму.
Культ освящения дерева - тел, отвечающий за благополучие и сплоченность семьи. Тут обычно собираются кровные родственники до шестого колена у священного семейного дерева тел (дерево тел - обычно это множество деревьев, растущих из одного корня независимо от породы, или деревья разной породы, растущие из одного корня). Культ проводится, когда созревает урожай, после сенокоса (в середине августа и в начале сентября).
Культ родоплеменной группы (проводится у священной горы), отвечающий за благополучие и сплоченность. Этот обряд является одним из важных, потому что он дает понять человеку, что он принадлежит определенному обществу, и что у него есть свои обязанности перед своим народом. Культ освящения дерева-шамана, который отвечает за непрерывность и преемственность шаманской религии. Обычно дерево-шаман - это старая лиственница, к ветвям которой подвешен бубен и одежда шамана, жившего раньше в этой местности. Считалось, что дух умершего шамана переселился в живет в этом дереве. У такого дерева просили, чтобы дух этого шамана снова переродился в этой родоплеменной группе.
Культ освящения каменного памятника. Этот культ воспитывает бережное отношения к своей истории и к памятникам, которые передались от предков. Считается, что события, которые происходили раньше, влияют на нынешние события. Например, при массовых заболеваниях просили у памятника: «О великие богатыри, которые боролись и отдали свою жизнь за наше будущее, дайте нам силы и помощи. Наши дети болеют, и наш род может прерваться. Не дайте нашему роду исчезнуть с лица земли…».
Культ животворящего источника. Тувинцы-скотоводы, полностью зависящие от воды, свято оберегали места выхода ручьев. Если это источник лечебный (минеральный, радоновый и т.д.), то его называли аржааном. Особенность аржаанов в том, что их водой лечатся не только физически, но и духовно, человек после лечения в аржаане чувствует себя физически здоровым и духовно здоровым.
Окрестность аржаана также считается священной. К началу источника не допускают никого, даже перешагнуть через родник аржаана считается грехом, бросание мусора и грязи в аржаан - тем более. К территории аржаана не допускается домашний скот. Вблизи аржаана не разрешается ломать ветви деревьев и срывать с них листья, а также косить траву. Поклонение аржаану проводили один раз в год, летом при открытии сезона аржаана.
Культ освящения начала русла (роводится весной, когда поливают поля). Освящение проводится при изменении русла реки (ручья) при поливе орошаемых земель. Когда кочевники начали осваивать земледелие, им пришлось задуматься о поливе своих земель. Однако считается, что человек не имеет права изменять окружающую среду. Поэтому при изменении русла реки, просили прощения у реки. Культ освящения танды (определенного горного комплекса со своей природной средой). Культ проводится, чтобы просить благополучие, урожайность у тайги.
Культ освящения неба. Под небом подразумевается все то, что находится выше земли (облака, звезды, планеты и т.д.). Кочевники понимали, что небо влияет на все происходящее вокруг. Поэтому почитали небо отцом, а землю - матерью. Культ считается самым высшим, и его проводили самые сильные шаманы в случаях засухи и природных катаклизмов. Эти девять культов, связанные с природной средой, полностью регулировали гармоничное отношение человека и природы.
Колдуны мира. Камы Тувы и Алтая
Ведьмы. Травники. Колдуны. Это тайное общество, которое открывает свои двери только избранным. Тем, кого благословили духи. Нам они дали шанс прикоснуться к чуду, доверили свои секреты и позволили рассказать о них. Мы проехали полземли. Пересекали реки и озера, побывали в горах и пустынях. Мы сделали это, чтобы познакомиться с колдунами поближе и узнать их тайны! Мы собрали колдунов со всего мира в одном эксклюзивном проекте! Секретные знания, священные обряды вы увидите прямо у себя дома.
Казахские бахсы, камы Тувы и Алтая, ойуны Севера и Южной Сибири, шаманы и ведуны, знахари и ворожеи впервые поделились своими тайнами, показали свои невероятные обряды, чудеса и магические рецепты. «Колдуны мира» – это единственная возможность для многих увидеть таинства колдовских обрядов своими глазами! Совершим удивительное путешествие в мир непознанного!
Шаровая молния уничтожила 84 овцы
Власти Тувы столкнулись с затруднительным случаем. Им предстоит решить вопрос о компенсации одной из агрофирм республики ущерба, вызванного почти невероятными обстоятельствами: шаровая молния убила на чабанской стоянке 84 овцы. Подробности воскресного ЧП стали известны сегодня после доклада специальной комиссии республиканского министерства сельского хозяйства, выезжавшей на место происшествия для определения ущерба.
Все произошло во время сильной грозы в Тес-Хемском районе. Шаровая молния образовалась прямо над стойбищем семьи Сайына Сандыкмаа, чабана агрофермы «Чодураа». Неизвестно, что бы произошло дальше, если бы не скот, который побежал прочь от юрты, чтобы укрыться от дождя под соснами недалеко от стоянки.
Ветром молнию увлекло вслед за овцами, сгрудившимися под деревьями. Светящийся шар столкнулся с одной из сосен и раздался мощнейший взрыв. Сила его была такова, что одну из овец весом под 30 кг, как щепку, отбросило на 10 метров, а ствол 15-метровой сосны расщепило. Когда гроза стихла, выяснилось, что от разряда молнии погибло 84 животных. Семья Сандыкмаа, к счастью, отделалась только шоком. Комиссия пока воздерживается от выводов: слишком невероятен случай гибели от удара молнией такого количества животных. В республике подобного не припомнят даже старожилы.
По словам специалистов министерства, формально оснований для возмещения ущерба животноводческому хозяйству нет ни у органов местного самоуправления, ни у властей республики. До 2004 года прямые выплаты крестьянам и фермерам, пострадавшим в результате стихии, производились, однако затем были отменены федеральным центром – теперь такого рода убытки должны покрываться только через систему страхования. Тем не менее, как сообщили в министерстве, по завершении работы комиссии вопрос о возможности оказания помощи тес-хемскому хозяйству для частичного возмещения потерь будет рассмотрен. («Вести»).