Аномальные и загадочные места в республике Тыва. 2
Места шаманской силы. Тыва
Гора Хайыракан (Медвежья гора)
Хайыракан расположен в двух часах езды от города Кызыла. Это главная святыня не только шаманистов, но и буддистов. Гора даёт силу и «исцеление» всем, кто приходит с открытым сердцем. Шаманы совершают у подножия этой горы свои обряды.
Аржаан Кара-Суг
Тыва славится своими «святыми» источниками - аржаанами. Кара-Суг - один из знаменитых аржаанов в Чаа-Хольском кожууне. Духи Кара-Суга лечат суставы и кости. В середине лета к аржаану съезжаются паломники, чтобы обмыться в целебной воде, выпить её и очистить душу. На подходе к Кара-Сугу всё увешано чалами - ленточками для духов местности, а рядом стоит изваяние Будды Шакьямуни. Сюда также для совершения обрядов приезжают и ламы, и шаманы.
Гора Бай Тайга
Об этой горе ходит много легенд. Бай Тайга считается уникальным местом на планете. Гора находится в Западной Туве на территории Барун Хемчукского района. На её вершине часто бывают крутящиеся в виде воронки снежные бури. Некоторые считают, что это ни что иное как чёрная дыра, которая выходит за пределы Земли. Ясная погода на горе бывает очень редко.
В любое время года Бай Тайга скрывается в тумане и облаках. Старожилы утверждают, что никто до сих пор подняться на вершину этой горы так и не смог. Когда кто-либо приближался к горе, некая сила отрывала человека от земли, и он, испугавшись, убегал или бесследно исчезал. Поэтому подниматься на гору люди не решались и просто молились в честь священной горы.
Под отвесными скалами у подножия самой высокой вершины Бай Тайги находится озеро Ногаан Холь - Зелёное озеро. Оно считается таинственным местом Силы с особой энергетикой. Вода в озере течёт по горе не сверху вниз, а наоборот снизу вверх. Считается, что человек, поклонившийся горе, тут же получает благосклонность великого духа, исцеляется от всех болезней и очищается от негативной энергии.
Ежегодно совершается обряд освящения Бай Тайги. Сначала в местечке Калбак Доргун освящают огромную лиственницу, Дерево Богатства - Бай Дыт. Потом совершается обряд на берегу реки Алаш у Дерева Шаман - Хам Дыт, которому 400-500 лет, а его ствол могут обхватить три человека. Это дерево освящали великие шаманы Кужугет Кес Хам, Кужугет Шокар Хам, Ооржак Шокар Хам и многие другие.
Затем в местности Кок Даш освящается аржаан. На перевале Хону Арт находится обаа - место для проведения обряда подношения пищи духам местности. Здесь обитает сатпак - самый сильный дух. Отсюда видна вершина Бай Тайги и очертания воронки, уходящей в небо. Во время обряда благословения священной Бай Тайги духам подносится белая пища, которую сжигают на огне. Обряд завершается праздником с танцами, песнями и национальными играми.
Обряд освящения Бай Тайги связан с пятью элементами, составляющими физическое тело человека. К ним относятся огонь, вода, воздух, земля, пространство. Так создаётся гармония во взаимодействии тела человека и природы, которая тоже состоит из этих же элементов. В местах Силы человек получает возможность самовосстановиться и очиститься от негативной энергии собственной разрушительной деятельности.
Гора Сыын-Чурээ («Маралье сердце»)
Гора расположена в северном направлении от села Иштии-Хем Улуг-Хемского кожууна, недалеко от дороги Кызыл – Тээли. Имеет вид пирамиды, является природным и историческим объектом. На ее скальных участках рисунки древних людей – петроглифы (рисунки животных и военных конфликтов между племенами). Недалеко от горы находятся курганы, могильники позднескифского времени.
Насчитано шесть кругов с диаметрами до 3 м, четко сложены и окаймлены камнями. Тувинская легенда гласит, что охотники останавливались на этом месте и варили сердце марала. Старожилы говорят, что гора на самом деле называется «Сын чурээ», так как является сердцем (центром) всех горных хребтов Тувы.
Озеро Сут-Холь («Молочное озеро»)
Красивое пресное высокогорное озеро, площадью 1400га, длиной 8 км, шириной 3,5км, глубиной 35 м.
Уникальность Сут-Холя, прежде всего, в его первозданном совершенстве, нетронутой природе. Здесь ежегодно производятся шаманские обряды, во время которых задабривается Хозяин озера, чтобы он помогал в получении хорошего урожая, благосостоянии и защищал население от болезней, джута (нищеты голода и падежа скота). Сут-Холь - родина знаменитых сказителей и самых сильных борцов «Хуреш», и это тоже считается влиянием священного озера.
Устуу-Хурээ
Руины главного храма некогда обширного комплекса сооружений Верхнее-Чаданского буддийского монастыря – хурээ – находятся на берегу притока Хемчика – реки Чадан, в семи километрах от райцентра. Основан в XIX веке и вскоре получил статус главного хурээ кожууна. По сохранившимся документам, служило в храме 470 монахов, другие источники утверждают – до 1000.
Мощные глинобитные стены производят впечатление едва ли не египетской древности, хотя со времени разрушения минуло не более 70 лет. Сохранившиеся стены являются немыми свидетелями гениальности строителей, которые построили храм из песка. В состав раствора, замешанного на желтках диких птиц с озера Убсу-Нур, входила и рубленая таволга (жимолость). Монастырь являл собой очень важный форпост религиозной, медицинской, астрологической и научно-философской мысли.
Бижиктиг-Хая «Писаная скала»
Расположение: Барун-Хемчикский кожуун, недалеко от п. Кызыл-Мажалыг.
На скале есть на китайском, уйгурском и монгольском языках, тибетские заклинания. Расшифрована только одна надпись – древнекитайская. Посреди степи стоит изваяние воина, держащего перед собой сосуд. Тщательно проработанные детали пояса, пряжки, подвесных блях, говорят о том, что воин относился к высшим слоям средневековой кочевой аристократии уйгугского каганата 8-9 веков. Старожилы данной местности, жившие в 1950-1958 годах, говорили, что это памятники царевны Сай-Суу.
Улуг Оваа
Уникальный памятник культурно-исторического наследия, знак границы между Хакасией и Тувой. Оваа собран из особых камней, на которых выбиты на двух языках письмена и гороскопы и издревле являлся местом преклонения местных жителей. Сегодня он заброшен, а раньше мимо него проходила дорога в Туву из-за Саян. Расположение: Сут-Хольский кожуун, на границе Хакасии и Тувы.
Шивээ Диг-Даг («Гора-крепость»)
Со стороны сумона Аксы-Барлык эту гору можно рассмотреть очень четко: камень, похожий на сердце, который выделяется на фоне горы. Высота 3 м, ширина 3 м. В середине этого расколовшегося сердца есть небольшая площадка, для 2-3 человек. Попасть на нее можно только ползком, и для этого надо подняться по западному склону горы, со стороны подножия, где расположены могильники.
Каменные изваяния в сумоне Кара-Холь
Древнетюркские каменные изваяния. Антропоморфные изображения обнаружены на стеллах, установленных возле каменной выкладки. Здесь находятся несколько памятников, которые представляют собой округлые скульптуры, имеющие ограждение из массивных плит. Расположение: долина Кожээлиг-Хову (правый берег Алаша, в 15 км от Дапсы-Аксы). («Мельма», «ТоджаТур»).
Долина царей
Долина царей – это название скифского захоронения, найденного на территории Республики Тыва. Уникальность находки заключается в ее сохранности – археологи нашли курган прежде, чем там побывали «черные копатели» или сельскохозяйственная техника.
Курган диаметром в 100 метров был обнаружен в 2008 году и сегодня он является самым большим захоронением скифского периода на территории Восточной Сибири. Раскопки захоронения ведутся медленными темпами – по словам историков, важно не разрушить необходимый культурный слой.
Большинство найденных в захоронении предметов сделано из золота. Однако археологи не спешат радоваться: в отличие от бронзы, золото не сохраняет частицы тех вещей, которые находились рядом. Не меньший интерес представляют и изделия, вырезанные из кожи, которые редко сохраняются до наших дней. Руководство Республики Тува планирует превратить Долину царей в крупный туристический центр, развивая местную инфраструктуру и гостиничный центр. («Сибирь-Инфо»).
Шаманская клиника Тос Дээр
В большинстве случаев наши знания о шаманах и их деятельности складывается по тематическим выставкам и историческим реконструкциям. В Кызыле же есть уникальная возможность познакомиться с живыми представителями этого ремесла. В тувинской столице находится шаманская клиника «Тос Дээр». Это один из четырех центров нетрадиционной медицины, расположенных по всей республике.
«Тос Дээр» была основана в начале XXI века и объединила семь сильнейших шаманов края. Это несколько нарушает обычаи, согласно которым они держатся по одиночке, но современных уклад жизни не оставляет целителям другого выбора. Всем желающим шаманы могут «предсказать» будущее, «исцелить» их от всех болезней и скорректировать внутренние ритмы. Тех, кто больше доверяет профилактическому осмотру в городской больнице, «Тос Дээр» привлекает как настоящее сокровище этнографии. («Сибирь-Инфо»).
Чревовещания современных шаманов
Многие боятся шаманов и не доверяют им. Это происходит потому, что большинство не знает, что философия этих мистиков является действенным учением о силах Природы, основанным на знаниях самых глубоких ее аспектов. «Судите по поступкам и языку», - так учат мудрые. Разве может человек с «дьявольской верой», как считают некоторые, вобрать в себя горе другого и «пережечь» его в своем сердце, облегчая страдания обиженного, ничего не ожидая при этом взамен. В этом заключается суть целого направления шаманизма.
Шаманизм сегодня значительно помолодел, утверждают эксперты. Если раньше «общаться с духами» могли в основном старики-долгожители, которые множество лет провели наедине с природой, сегодня средний возраст шаманов 25-30 лет, однако это никак не сказывается на доверии к ним.
Более того, если раньше шаманы принимали далеко не всех, часто даже приехавшим давали от ворот поворот, сегодня их деятельность поставлена на коммерческие рельсы, они охотно призывают духов и бьют в бубен, чтобы за деньги вылечить болезни, заглянуть в прошлое или в будущее. И - как уверяют некоторые специалисты - их предсказания удивительно точны, а потому желающих пообщаться с шаманами с каждым днем все больше и больше.
Шаман Карагай - единственный официальный представитель верховного шамана Тувы, известен тем, что ведет активную деятельность в интернете, у него есть свой сайт, на страницах которого он время от времени размещает пророчества. Некоторое время назад Карагай предупредил, что 2015 и 2016 годы станут для России временем испытаний, но страна их с легкостью выдержит. «Россия мощнейшая страна! Недаром ее хранит дух медведя, а он - самый сильный и древний дух! Все будет хорошо, но не сразу. Будет череда увольнений во власти, много голов полетит, кто-то сядет в тюрьму. Рубль будет творить непотребства, вызывая слезы у людей. Но все это мелочи по сравнению с тем, что войны не будет, Россию не втянут, несмотря на то, что многие этого хотят».
Кстати, недавно Карагай был гостем редакции известной столичной газеты. Во время интервью у шамана спросили, может ли он разогнать тучи. Он ответил, что это очень просто, вышел на крышу редакции - дождь прекратился. Рассказывая об этом чуде, Карагай поведал журналистам, что засуха или очень сильный дождь всегда являются «небесными санкциями». Если где-то давно нет дождей, бог дает знать, что засуха в человеческих душах, и хочет, чтобы мы пролили слезы, покаялись. Если дождь, наоборот, сильный, затапливает все вокруг, он хочет смыть чьи-то грехи.
Человечеству нужна встряска, чтобы мир обновился. Тувинская шаманка из общества Тос Дзэр («Девять Небес») Альбина Тава-Самбу говорит: «Главным пороком людей является неосознанность их действий. Им нужно остановиться хотя бы на миг и подумать о том, что они делают, вспомнить свои корни и вернуться к природе».
Сила шаманов всегда отражалась в невероятных историях. Говорят, что очень давно они могли даже летать по воздуху. Сами шаманы сообщают, что это не досужая выдумка - просто раньше люди жили с Духом, а не с машинами. Археологические раскопки и антропологические исследования показали, что древние, не знав колеса и железа, тем не менее проводили сложнейшие операции на головном мозге и обладали знаниями, не доступными современным ученым.
Что закономерно: чем больше человечество приобретает разнообразных знаний, тем дальше оно от Целого Знания. Но уникальность нашего времени в том, что Знание доступно всем, вроде бы бери и постигай, однако с каждым новым годом человечество все уделяется и удаляется от него - так ложные ценности затмевают разум.
Итак, следуя шаманским откровениям, мы подошли к самому краю пропасти, из черноты которой смотрят на нас глазами хищников наши поступки и мысли. Они неотвратимо подбираются к нам, чтобы предстать во всем своем устрашающем величии. Что способно противостоять этим чудовищам, если не вода и огонь, готовые испепелить и растворить в себе наши деяния? Огонь - универсальный очиститель. Так может, все же стоит прислушаться к тому, что шепчет нам Космос устами этих провидцев и, объединив усилия, попытаться отвратить опасность, нависшую над планетой, давшей нам приют в этом великом безбрежном океане по имени Вселенная?
Сибирские шаманы: Убивающие словом
Страшный всадник. Иркутский инженер Андрей Петрович Турчанинов никогда не думал, что с его близкими могут произойти подобные вещи, пока в 1999 году его младший брат Дмитрий не поехал в отпуск отдыхать на высокогорное озеро Селенкен, что на северо-востоке Тувы. Здоровый и полный сил тридцатилетний мужчина через две недели вернулся домой поседевшим лишенным сил стариком, у которого после обследования в больнице обнаружилась остро прогрессирующая злокачественная опухоль.
Незадолго до своей смерти Дмитрий рассказал Андрею Петровичу, что, по его мнению, стало причиной его тяжелого заболевания. Вскоре после прибытия к месту отдыха он поссорился с одним из местных жителей, и тот пообещал жестоко отомстить своему обидчику. А в один из дней, когда Дмитрий загорал на живописном берегу озера, неподалеку от него остановился всадник. От одного вида незваного гостя Дмитрию стало не по себе.
Заросший густой смоляной бородой тувинец, одетый в черный национальный костюм с золотой оторочкой, пристально смотрел недобрым взглядом на Дмитрия, держа в правой руке глубокую глиняную чашу. Вороной конь под ним нетерпеливо выбивал копытами мелкий песок. Вот всадник приблизился к напрягшемуся в тревожном ожидании Турчанинову, начал что-то бормотать себе в усы, затем левой рукой зачерпнул жидкость, находившуюся в чаше, и плеснул ее на Дмитрия. В следующее мгновенье конь развернулся и рысью поскакал прочь. Уже ночью Дмитрий почувствовал недомогание, которое день ото дня все усиливалось. После возвращения в Иркутск ему оставалось жить десять мучительных дней.
Киллеры-шаманы
Как-то через год после столь неожиданной смерти брата Андрей Турчанинов случайно встретился с иркутянином, который занимался изучением паранормальных способностей представителей традиционных религиозных культов народов Сибири. Тот сообщил ему, что среди шаманов есть определенная очень узкая каста людей, которых современным языком можно назвать киллерами. Эти последователи языческих культов при помощи одних лишь заклинаний, состоящих из определенного набора зачастую малопонятных слов, способны свести даже молодого и здорового человека в могилу.
«Вербальные киллеры» присутствуют не только среди шаманов Сибири и Дальнего Востока, но и среди колдунов-староверов и буддистских знахарей. Среди раскольников, бежавших от гнета царя Петра Алексеевича за Урал, существовала легенда о старовере по кличке Дышляк. Согласно ей, этот фанатичный последователь «истинной» русской веры, поселившийся в начале XVIII века у слияния рек Оби и Тобола, в течение года каждый день совершал наговоры на царственную особу. В назначенный колдуном-старовером день государь отошел в иной мир. А вскоре за Петром I последовал и сам Дышляк. На месте, где он уединенно жил, вскоре возникла деревенька, просуществовавшая до середины сороковых годов XX века и носившая название Дышляковка.
Похожую историю связывают и с известным российским заводчиком Акинфием Демидовым, имевшим многочисленные заводы и рудные шахты на Урале и в Сибири. По приказу А. Демидова для работы на предприятиях, располагавшихся в Колывани, силой набирали рабочих самых разных возрастов, как из числа русских переселенцев, так и из местного населения - алтайцев, джунгаров, монголов, казахов и других малых народностей.
По преданию, во время обвала на одной из шахт, где тайно от императорского двора чеканились серебряные монеты, погиб мальчик - сын старейшины ойротского селения. Убитый горем шаман произнес заклятие, в результате которого вскоре умерли управляющий шахтой, два его приказчика, а через месяц и сам всесильный горнозаводчик...
Знахарь из Академгородка
Феномен вербального убийства никогда не изучался с научной точки зрения. В царской России было принято считать подобное явление происками дьявола, в советское время подобным смертям находили вполне материалистическое объяснение - отравление ядами, воздействие радиоактивного излучения и т.п.
Лишь однажды в начале семидесятых годов XX века молодой и талантливый сотрудник одного из «закрытых» НИИ Новосибирского академгородка Сергей Камов заинтересовался этим феноменом. И все потому, что способностью убивать словом обладал его дед - потомственный знахарь из небольшого поселка Коченево, что в Новосибирской области. Еще подростком Сергей увидел, как дед умертвил взбесившуюся дворовую собаку, сказав ей одно лишь слово: «Умри». И через секунду огромный волкодав, метавшийся на привязи со вспененной пастью, обмочился и испустил дух.
К началу восьмидесятых годов Камов собрал множество подобных случаев, провел сотни экспериментов, во время которых снимал показания электрических импульсов нервных окончаний, активности головного мозга и центральной нервной системы людей и животных. Кроме этого, ученый ставил опыты над растениями. Из более чем трехсот наговоров и заклинаний, составленных на пятнадцати языках, диалектах и местных наречиях, полторы сотни обладали поистине «убойной» силой. Так, после первого же произнесения некоторых текстов, растения увядали в течение нескольких минут.
У подопытных собак развивались молниеносно прогрессирующие злокачественные заболевания, оканчивавшиеся летальным исходом. Ряд текстов, обладавших меньшей силой воздействия, влекли за собой тяжелые кратковременные расстройства нервной и иммунной системы, приводили к прогрессии имевшихся хронических заболеваний. После многолетних экспериментов Сергей Камов пришел к выводу, что сила воздействия заклинаний зависит от ключевых слов, закодированных в текстах.
Так, к примеру, в некоторых южносибирских наговорах можно усмотреть тюркоязычное слово «катох», имеющее ярко выраженный бранный смысл. Подобной разрушительной силой обладают и имеющие распространение в русском языке слова и выражения, относящиеся к нецензурным. Это мнение подтверждают и более поздние исследования сибирских ученых, а также статистические данные, согласно которым в семьях, где процветает мат, дети сильно отстают в развитии от своих сверстников, живущих в других социокультурных условиях.
Среди данных подростков к моменту достижения ими совершеннолетия чрезвычайно высок процент страдающих тяжелыми формами психических расстройств и хронических физических заболеваний. Это связано с тем, что бранные слова, даже поданные как шутка, словно крупнокалиберные снаряды пробивают тонкую броню детской ауры, калеча душу и организм ребенка, нанося непоправимый вред даже будущим, еще не рожденным поколениям, утяжеляя их родовую карму.
Изучив механизм формирования губительных текстов, Сергей Камов смог самостоятельно создавать подобные заклинания, используя которые в повседневном общении с определенным человеком, можно нанести ему непоправимый вред. Так, применяя нелепую, на первый взгляд, фразу: «Устал я мри сегодня ты», можно дать установку на то, чтобы собеседник умер именно сегодня. Подобный разрушительный смысл несет фраза: «Земля высохла. Она ждет дождя. Тебя давно не видели».
Большое значение в произнесении текстов имеет интонация голоса. Чувство звукового резонанса весьма развито у народов, практикующих горловое пение - алтайцев, хакасов, тувинцев, ненцев, эвенков. Высокие звуковые обертоны сильно воздействуют на подсознание человека, запуская механизм разрушения организма...
В конце восьмидесятых годов с предложением сотрудничества к Сергею Камову обратились представители одной из советских спецслужб, на что молодой ученый ответил категорическим отказом. За это с него была взята подписка о том, что Камов больше не будет заниматься этой темой. (Сергей Кожушко).
Жуткие байки
Кладбище
290 километров пробивается Енисей через хребты Западного Саяна между Тувой и Хакасией. Река течет здесь в узкой долине, местами – в каньоне шириной всего 100 метров. Здесь по реке или опасно, или вообще невозможно плыть. Даже катер с мощным двигателем сносит на порогах, особенно на Большом пороге. Здесь, близ устья реки Казырсук, русло реки становится ниже на 6 метров на протяжении 320 метров порога, а скорость течения достигает 8 метров в секунду.
Плыть по реке на этом участке невозможно, а ехать по вьючной тропе – вполне сносно. Тропа много раз отойдет от реки, поведет через каменистые, страхолюдные кручи, где рев порожистой реки почти стихнет в отдалении, и только через много километров опять выведет в долину Енисея. Никакая телега, никакая арба с колесами из цельных срезов бревен не проедет по такой дороге.
Кладбище было затоплено при заполнении ложа Саяно-Шушенской ГЭС
Есть другие тропы, поудобнее, через Аскиз и Абазу… На месте этих троп русские быстро построили дорогу, по которой можно ехать и на телеге, а после войны сделали удобную автомобильную трассу через Саянский перевал. Но здесь – самая близкая дорога, и не так уж много надо было везти древнему человеку – вполне хватало вьючных лошадей. Не зарастала эта тропа до самого последнего времени, до эпохи самолетов и грузовых автомашин. В том месте, где могучая река пробивает, наконец, хребты, растекается по равнине, русские еще в XVIII веке построили село Означенное. А выше Означенного, близ современного поселка Майна, в нескольких километрах находилось старинное кладбище.
Не только все обитатели Тувы и Хакасии хоронили здесь своих людей. Путников, которые скончались в пути, а до их родины неблизко, поневоле тоже хоронили в этом месте. Уйгурские могилы, тибетские, китайские, монгольские, ойротские, тангутские, сартские – вся Центральная Азия представлена здесь, на этом клочке земли, наклоненном на северо-восток, к Енисею.
У этого кладбища была особенность. Каждую ночь, ровно в полночь, на кладбище раздавался голос. Откуда он шел, было неясно. Говорил мужчина, но возраст его не взялся бы определять никто. Говорившему могло быть восемнадцать, а вполне могло быть шестьдесят. Какой-то бесплотный, шелестящий голос, словно бы и не живого существа. Тихий голос бесстрастно произносил что-то вроде: «Теки мордо селла поки тева». По крайней мере, я услышал именно такие сочетания звуков.
Все местные жители прекрасно знали об этом голосе. Знали и археологи, и всегда приводили на кладбище очередного новичка. Когда идешь в большой группе людей, не страшно. И все-таки бывает жутковато, когда звучат бесстрастные, шелестящие слова над спящими равнинами, под нависшими громадами хребтов.
Голос записывали на магнитофон, язык пытались определить, слова понять, угадать, расшифровать… сделать понятными одним словом. Много раз пытались определить, откуда все-таки исходит звук. Все, конечно же, безрезультатно. Никто не узнал ни источник звука, ни что говорил удивительный голос, и на каком языке. И не узнает никогда, потому что кладбище затопили в 1980 году при заполнении ложа Саяно-Шушенской ГЭС. Я был в числе последних, кто еще слышал этот голос… да и то уже вода подступала к кладбищу.
Сам по себе неизвестный голос, произносящий непонятную фразу на «рыбьем языке», многим напомнил, конечно же, что-то из братьев Стругацких, – помните, Голос Пустоты из «Полдень, XXII век»? Горбовский производит впечатление на Майку, рассказывает про Голос… Сказка про будущее, которого не будет, помните?
«Есть такой любопытный эффект… Если включить бортовой приемник на автонастройку, рано или поздно он настроится на странную передачу. Раздается голос, спокойный и равнодушный, и повторяет одну и ту же фразу на рыбьем языке. Я слышал это, и многие слышали, но немногие рассказывают. Это не очень приятно вспоминать. Ведь расстояние до Земли невообразимое. Эфир пуст – даже помех нет, только слабые шорохи. И вдруг раздается этот голос…». Так вот, я мог бы назвать археолога, который еще в начале 1960-х работал в этих местах и знавал Аркадия Стругацкого. Интересно претворяются сюжеты в творчестве больших писателей!
Дай соли!
Эта история произошла в самом конце прошлого столетия, на одной из троп, ведущих из Абазы в глубину Саянских гор, на гольцы и белки – места, где уже голо – нет леса и где все бело от снега. Там, в бедных безлюдных горах, кочевали тофалары со своими стадами оленей. Из всего, что есть в большом мире и нет у них в горах, тофаларам нужны были две вещи: соль и железо.
Купец, имя которого потерялось во времени, торговал с тофаларами, привозил им железные иголки, шилья, ножи, топоры. Привозил каждый год два мешка соли, которых хватало тофаларам. У купца была дочь, христианское имя которой память сохранила: Ирина. Может быть, сам купец был некрещеный, потому и имя забылось; но дочь он окрестил, и девочка училась читать и писать по-русски. Из этого уже следует, что купец был человек разумный и для своих времен современный, потому что сам-то он принадлежал к обществу, в котором женщина – вид домашнего скота, но готовил дочь к жизни в совсем другом мире.
Свернув от большой дороги на вьючную тропу, купец с дочерью должны были идти три дня, вести с собой за повод коня, нагруженного всем необходимым, и постепенно подниматься к белкам, на условленное место. Почему купец взял с собой дочь, было ли это в первый раз или повторялось каждый год – умалчивает история.
В конце первого же дня пути купец с дочкой остановились в хижине, специально построенной для проезжающих и проходящих. Для хижины, которой пользовались всего несколько раз в году, в теплое время года, не стали даже валить лес. В землю вколотили жерди, оплели их лозами; одну стену сделали выше другой, чтобы с наклонной крыши стекал дождь и не накапливался снег. Все это обмазали глиной, и первый проходивший по тропе подновлял эту обмазку. Перед хижиной бил ключ; проходящие по тропе выкопали ямку, где накапливалась вода. Здесь же сделали очаг.
Казалось бы, кому нужна была эта нищенская лесная хижина, явно не очень богатый купец и его дочь-подросток? Но из леса за ними следили глаза, для обладателей которых все это – лошадь, запасы еды, товар на обмен – могли стать огромным богатством. Трое беглых каторжников ушли в лес, забились подальше от властей, от дорог, на которых могли бы их искать.
Этого они добились, нет слов, – никто не нашел троих беглых. Но и жизнь в глухой тайге – удовольствие на любителя; а уж если «любитель» совсем не умеет охотиться, ловить рыбу, ходить без дорог; если у него нет подходящей одежды и обуви – совсем плохо дело. Даже найдя хибару, беглые уголовники не решили всех своих проблем. Жить в этой хижине? Но… чем? Да и жить в ней можно только до первых морозов. Построить настоящую избу? Нужны инструменты, нужно умение. А для зимовки – продукты. Добавлю, что разбойники все трое были русские, – это обстоятельство подчеркивалось несколько раз.
Оголодавшие разбойники ушли в тайгу за несколько минут до появления купца и его дочери: еле успели затоптать огонь, уничтожить следы пребывания. Остальное, полагаю, ясно… по крайней мере, в основном. Как и во многих других случаях, есть две похожих версии события. По одной версии, разбойники убили и ограбили обоих, а трупы расчленили и забросили в лес, чтобы их сожрали звери.
По другой, отца они убили, а дочь связали и, уходя, все смеялись над ней – мол, дай еще соли! Уходя, они даже проявили гуманизм – развязали девицу, не стали губить. Гуманизм, конечно, относительный: девушку оставили одну посреди глухой тайги, в полном дне перехода от дороги, рядом с трупом отца. Девица сошла с ума от пережитого; совершенно беспомощная, она так и бегала вокруг хибары, пока не умерла от голода и потери сил.
Вторая версия, честно говоря, гораздо лучше объясняет все дальнейшее. Потому что никакой купец не появляется в этом месте и не осложняет жизни путешественников. Но если вы захотите остановиться на этом удобном сухом пятачке, в полуразвалившейся хибаре, в пламени вашего костра («за костром» – полагают другие) появляется именно дочка. Струи пламени складываются в тонкую девичью фигурку, одетую в продранное во многих местах платье с национальным орнаментом, с полуазиатскими чертами лица.
– Дай соли! – протягивает руку огненная девушка к сидящему.
Тот шарахается, отодвигается, как может. А рука, как резиновая, тянется за ним, удлиняется сама собой.
– Дай соли!
Это «дай соли!» будет повторяться, пока сидящие у костра в панике не убегут.
На мой вопрос, как далеко может тянуться рука, информаторы не смогли ответить сколько-нибудь точно. Что «далеко» – никто не сомневался, но точнее данных у них не было. Что будет, если рука девушки коснется кого-то, мнения распадались. Одни думали, что тронутый девушкой немедленно умрет. Другие полагали, что будет сильный ожог, и человек даже может сгореть, если не убежит. Третьи же всерьез предполагали, что девушке одиноко, что если она поймает кого-нибудь, то для того, чтобы взять этого человека в мужья.
Проверить можно довольно просто. Надо свернуть на вторую пешеходную тропинку слева от дороги, ведущей из Абазы на Саянский перевал и дальше в Туву, и пройти тропами примерно 30 километров. Развалины хибары, кострище в очаге, выложенном камнем-плитняком, и ямка, заполняемая водой из родника, сохранились до сих пор. Желающие могут переночевать там и поставить любой эксперимент. (Андрей Буровский, писатель).
Древняя крепость Пор-Бажин на острове Тере-Холь
Все мы с большим интересом смотрели проект «Форт Баярд», любуясь не только смелостью и сообразительностью участников, но и восхитительными видами крепости, стоящей посреди моря. Но не все знают, что необязательно ехать во Францию, чтобы побывать в прекрасной островной крепости, – прямо в республике Тува находится уникальная крепость Пор-Бажин, которая в чем-то не уступит, а в чем-то и превзойдет знаменитый французский форт.
Расположена крепость Пор-Бажин на острове, который находится на озере Тере-Холь. Она занимает площадь в 3,3 гектара, имеет форму прямоугольника, очерченного толстыми стенами. В центре крепости сохранились остатки главного сооружения, а по внутреннему периметру расположены дворы, где находились жилые и хозяйственные помещения.
Кто же строил крепость на острове?
«Науке это неизвестно», но построена она по технике, принятой в Китае, а внутри была обнаружена китайская керамика, черепица и небольшое количество частично сохранившихся фресок, так что её могли строить либо китайцы для себя, либо пленные китайцы для других. Точно ответить на этот вопрос нельзя, так как в крепости обнаружен останки только одного человека, и, судя по всему, европеоидной расы. Также в крепости был подземный ход, который сейчас затоплен, и куда он вел в своё время – проходил ли под озером или посуху – неизвестно.
В целом Пор-Бажин представляет большой интерес благодаря неординарному стилю и структуре постройке, аналогов которой на территории России попросту нет, а также довольно необычному месту расположения и прекрасному виду. Но не только…
Многие слышали или читали о городе абсолютного знания – Шамбале. Трактовки того, что именно есть Шамбала, и где она находится, исчисляются десятками, но всё сводится к тому, что это – царство света и разума, куда непросто найти дорогу. Одни исследователи считают, что Шамбала реально существует, но надёжно укрыта от людских глаз, а другие подразумевают эзотерическое путешествие. А что, если Пор-Бажин и есть одни из ворот мифического города?
На первый взгляд эта версия кажется безумной, но если подумать, некоторое рациональное зерно в этом имеется. Слишком много загадок связано с постройкой и дальнейшей судьбой Пор-Бажина. Начать стоит хотя бы с того, что место для постройки крепости было выбрано несколько необыкновенное – для обороны не очень удобное, да и стратегически берег был не самым важным.
Более того, в округе найдено самое малое количество следов поселений, так что пробираться через природные препятствия врагам было бы очень утомительно и, главное, бесцельно. А если учесть, что в постройку в своё время было вложено много сил и труда, не говоря уже об искусно созданном плане и весьма пафосных дворцах, которые когда-то здесь находились (даже по остаткам можно судить, насколько они были величественными), значит, крепость именно в этом месте имела для построивших её особое значение.
Пор-Бажин был возведен в VIII веке, и, вероятно, имел своей главной функцией отнюдь не оборонительную. Но какую тогда? Чтобы попробовать понять это, давайте обратимся к истории уничтожения крепости. Она тоже неоднозначна – наиболее вероятной версией является пожар (который мог быть организован как врагами, так и самими жителями крепости).
Тувимский фольклор рассказывает о гибели крепости из-за воды, которая затопила её. Согласно легендам, раньше Пор-Бажин стоял в долине, а не на острове, что более-менее объясняет его трудоёмкую постройку (ведь одни только стены крепости имели толщину в 9 метров, а высоту – до 25, как сейчас предполагают учёные), но однажды источник, снабжавший долину водой, был перекрыт таким образом, чтобы затопить долину полностью – так и образовалось озеро.
В пользу этой версии говорит то, что на Тере-Холь множество мелких островов, которые вполне могли бы быть вершинами холмов, а также недавняя находка – древняя дорога, обнаруженная под водами озера при изучении снимков со спутника. Причём, опять-таки, по некоторым версиям так Порт-Бажин атаковали враги, а по другим – озеро создали те же, кто создал крепость… Подытоживая всё вышесказанное, можно предположить, что в крепости могло храниться что-то ценное – или же в долине располагалось нечто очень ценное, что необходимо было не просто защищать, но защищать ценой уничтожения, если понадобится.
Вот ещё одна загадка крепости – здесь не было найдено человеческих останков, кроме упомянутого выше скелета высокого воина. Почему? Если крепость пала в результате битвы, то должно было остаться гораздо больше трупов, а если кто-то их хоронил, то курган сделали бы неподалёку, и даже если курган остался под водой, то почему тогда забыли про одного воина? А если он там что-то охранял, то почему в одиночку?
Не обошлось здесь и без «нехорошего места», которое в исследованиях крепости не часто упоминается, но зафиксировано документально. Небольшой участок возле крепости, находящийся в лесу, является «мёртвой зоной», где любая электроника выходит из строя, а звери попросту обходят его стороной. Встречаются здесь и странные следы, которые, впрочем, куда чаще встречаются в страшилках археологов…
В общем, крепость Пор-Бажин являет собой множество и научных, и мистических загадок, которые ещё предстоит раскрыть, изучая и саму крепость, и другие острова, и озеро, которое могло быть долиной. Если вы хотите попасть в крепость Пор-Бажын, стоит поторопиться, поскольку сейчас крепость не законсервирована, доступ к ней относительно свободный, а природа, время и неорганизованный туризм способствуют её скорейшему разрушению.
Однако памятник получил федеральный статус, так что есть шансы, что власти все-таки сделают всё возможное для его сохранения. Тем более, что в настоящее время развернулся проект «Пор-Бажин», который объединил не только профессионалов, но и энтузиастов, готовых помочь в восстановлении ключевых сооружений крепости и её сбережении в целом. (Ксения Кржижановская, Анастасия Савиных).