Аномальные и загадочные места в Самарской области. 2
Загадки Жигулей
О Жигулевских горах всегда ходило множество легенд. Много есть удивительного и загадочного на Самарской Луке.
Ученые из группы 'Авеста' - Сергей Александрович Самарин, Олег Владимирович Ратник и Игорь Львович Павлович - всю свою жизнь посвятили изучению жигулевских мифов, загадочных и аномальных явлений, происходящих в наших краях. За несколько лет существования группы в ее архивах накопилась масса очень любопытного материала.
Миражи
Одно из направлений деятельности группы - исследование аномальных проявлений гор, рек, озер… Вот уже в течение нескольких лет ученые из 'Авесты' следят за аномальным поведением Царева кургана.
Дело в том, что иногда курган бывает виден с Лысой горы в районе Студеного оврага, причем чисто физически увидеть его с этой точки просто невозможно. 'Курган становится виден потому, - объясняет Сергей Самарин, - что в какие-то промежутки времени происходит выброс тепла, воздух нагревается, и возникает мираж. На самом же деле с Лысой горы Царев курган не видно: его загораживает более высокая гора Тип-Тяв'. Члены 'Авесты' пытаются определить место нагревания воздуха, благодаря которому можно наблюдать такое необычное явление. По их мнению, со временем там можно сделать санаторий.
Еще один пример такого миража. При Петре Первом по Волге плыл некий голландец. Ему было поручено создание топографической карты нашей местности. Так вот, по записям этого голландца получается, что он плыл прямо по Жигулевским горам. И неожиданно он увидел крепость Самару совсем с другой стороны, нежели она была на самом деле. Из истории миражей, пожалуй, это самый значительный.
Группа 'Авеста' собрала за все время своего существования около 15 сообщений о достаточно интересных миражах. Например, на острове Зелененьком люди неоднократно в течение минут пятнадцати видели призрак большой кирпичного храма. Интересно то, что Зелененький - остров намывной, и никакого храма там не было и в помине.
'Некоторые объекты, как это ни покажется странным, в одни периоды времени появляются, а в другие - бесследно исчезают, - рассказывает Сергей Самарин. - Скажем, лет сто в определенном месте есть вход в пещеру, а в другие сто лет в этом месте туда попасть нельзя. Через определенный промежуток времени, то есть через следующие сто лет, пещера вновь открывается. Самое простое объяснение этого феномена - появление и исчезновение некоего электромагнитного излучения. Оно влияет на подкорку человеческого мозга, и мы теряем ориентацию в пространстве. А сами предметы никуда не деваются'.
С 'Авестой' одно время состояла в переписке московская группа, изучающая аномальные явления. Так вот, они тоже наблюдали подобные чудеса и назвали такие места, где то исчезают, то появляются какие-то предметы, 'путными'. 'Путное' место - где все путается. Вот, например, есть мост через реку, по которому человек сотни раз ходил. А однажды приходит, а моста нет. Ищет-ищет его и не находит. А через какое-то время мост снова появляется в том же месте, где человек его искал.
Ученые, изучающие подобные аномалии, делают вывод: значит в этом месте происходит блокировка человеческого подсознания. Чаще всего виновниками этого становятся именно электромагнитные излучения.
Жигули как геопатогенная зона
Жигули уникальны в своем роде. Здесь находится одна из двух точек в нашей области, откуда исходят сильные электромагнитные лучи. Вторая такая точка располагается на Проране, что возле села Рождествено. Кстати, именно здесь случаются самые сильные грозы. Эти два места представляют собой геопатогенные зоны. Сергей Самарин и Олег Ратник полагают, что там есть какие-то разломы, через которые осуществляются выбросы энергии. В определенное время (через четкие промежутки) энергетические лучи этих двух точек пересекаются в каком-то месте. Именно здесь увеличивается рост катастроф и преступлений.
У Николая Львовича Гумилева есть теория о пассионарных лучах. По мнению этого ученого, есть такие толчки, идущие из космоса (он называет их пассионарными), которые влияют на интенсивность исторического процесса. Происходит такой толчок, и в месте, где это произошло, появляется, например, много выдающихся личностей - людей, исторически значимых, гениев в науке, технике, культуре… А все дело в том, что пассионарный луч воздействует на психику людей.
Члены 'Авесты' считают, что есть всего две точки в мире, где частота попадания туда этих лучей самая высокая. Это Египет и Жигули. 'В данный момент мы наблюдаем еще один пассионарный луч, который пока только развивается, - рассказывает Сергей Самарин. - Он действует в Югославии, Чечне, Пакистане и Индии. Этот луч представляет собой узкую полосу примерно километров в триста. Часть его тянется по Аппенинам. Этот луч сейчас очень активен. Мы пытаемся вычислить закономерность вспышек его активности. Активизируется луч - появляются люди, так называемые пассионарии, которые готовы сделать какой-нибудь переворот, совершить что-то великое'.
А вот Жигули, наоборот, подвергаются пассивным излучениям. В этой связи интересно то, что за все обозримое время существования людей рядом с Жигулями ни разу не было использовано стратегическое положение Жигулей в военных целях. Жигулевские горы представляют собой кольцо, и, при желании, здесь можно было бы зажать и удерживать врага довольно долгое время. То есть в военном плане Жигули - это очень хорошая позиция. А у нас горы в таком качестве ни разу не были востребованы.
Самарская область, благодаря исходящей от Жигулей пассивной энергии, наоборот, всегда представляла собой самое тихое место. Со времен Стеньки Разина и Пугачева все восстания и войны всегда обходили нас стороной. Самара никогда не занимала активную позицию, никогда жестоко не оборонялась от врага.
Камень Авсеня
'Анализируя мифы, легенды и предания Самарского края, чаще всего мы обнаруживаем, что они имеют под собой конкретную историческую почву, - начинает свой рассказ другой член группы 'Авеста' Олег Ратник. - Вот, например, был у нас такой случай. Многие знают предание о камне Авсеня.
Мы знали два варианта этой легенды. По одной версии, языческий сельскохозяйственный бог Авсень катил по дороге огромный камень, и тут ему повстречался Христос и напутствовал его такими словами: 'Бог в помощь'. Авсень бросил камень и убежал. По преданию, на этом месте осталась огромная яма, откуда Авсень вытащил камень, и сам камень, расколотый надвое.
Другой вариант легенды гласит: жил в Жигулях жадный богатырь, и вот узнал он, что в одном из камней испокон веков хранится большой изумруд. Нашел богатырь этот камень, расколол его на две части, взял изумруд и ушел. Обе легенды давали четкие ориентиры местности. Сейчас, как и в древности, в этих местах находятся мордовские и чувашские поселения.
Заклинание дождя
В Самарской области издревле в определенных местах проводились обряды по вызыванию дождя.
Такие ритуалы известны очень давно. 'Для этого необходимо возжигание специального костра, - продолжает свое повествование Олег Ратник. - К сожалению, секрет его до наших дней не сохранился. Дым от такого костра должен был вертикально уходить высоко-высоко в небо.
Раньше столб дыма от места проведения ритуала было видно даже за сорок километров. Для этого костер надо было сложить специальным образом в виде воронки, воздух внутри должен был задерживаться, а потом выбрасываться высоко вверх. Физически вызывание дождя объясняется достаточно просто. Частички дыма возносились очень высоко. Вода обволакивала их и образовывалась большая капля. Таким образом начинался дождик.
У нас подобный обряд совершался в одном из мордовских поселений. Надо сказать, что мордва позже всех приняла христианство, причем приняла его чисто формально. В душе представители этой народности все равно остались язычниками. Мы совершали обряд заклинания дождя возле ритуального места - белой каменной лошади.
В точности соблюдая все правила этого обряда, например, поливая лошадь водой, мы действительно сумели вызвать дождь. Это событие произошло в июле 2000 года, когда стояла засуха и сильная жара. Интересно, что сами местные, мордовские крестьяне, и сейчас вовсю используют этот обряд, когда дождик им необходим'.
Слова, ведущие к смерти
В мордовских поселениях можно встретить еще много загадочных и необычных вещей. Например, в деревне Яблонька, располагающейся в районе Поляны им.Фрунзе, в одной семье Сергей Самарин наблюдал случай необычного колдовства, называемый им кодированием. Суть его сводилась к тому, что молодая здоровая девушка на свой день рождения прочитала несколько слов из присланной ей телеграммы и моментально умерла.
Причем перед ней телеграмму прочитала ее мать, и с ней ничего не произошло. 'Смерть девушки я для себя объясняю так, - рассуждает Сергей Александрович. - У каждого человека существует цепь определенных условных рефлексов на какие-то слова. Эти условные рефлексы можно специально выработать, а комбинация нескольких слов, на которые они определенным образом сработают, в данном случае привела к смерти.
Например, организму дается команда на слово 'Оля' затаить дыхание, на слово 'поздравляю' должна отказать, к примеру, печень, на слова 'с днем рождения' - сердце и т.д. Удивительно - но факт, и никакого колдовства, просто долгие годы дрессировки организма на кодовые слова'.
Огненные змеи
Легенда гласит, что когда вдова очень скорбит об ушедшем муже, то к ней в гости прилетает огненный змей.
Он поднимает крышу дома или проникает через дымоход и принимает облик умершего. После ночи, проведенной вместе, змей улетает, как правило, оставив вдове после себя подарки. Но наутро подарки эти обращаются в обыкновенные камни или черепки.
Бытует мнение, что змеи эти чаще всего того, кого они посещают, убивают. Как повествуют легенды, есть люди, которые умеют вызывать змеев и останавливать их. Одно предание рассказывает, что для того, чтобы поймать змея, надо выйти на перекресток, положить на землю определенным образом ременной крест и, произнося заклинание, пяткой левой ноги наступить в центр креста. Змей спускается к этому человеку и не может лететь дальше, пока знахарь не уберет пятку с креста. Знающие люди получали таким образом нужную им информацию от змеев. А отцепить змея от себя тоже не просто.
Необходимо разорвать на себе рубаху и произнести несколько кодовых слов. Игорь Павлович, исследовавший это явление, не успел застать последнюю знахарку, умеющую вызывать огненных змеев, она умерла. Однако он разыскал вниз по Волге место, где обитают эти огненные змеи или, как их называют в некоторых поселениях мордвы и чувашей, Потавка Бусь, или Огненная голова.
Кстати, в отличие от других мест России, на Самарской Луке огненные змеи и сейчас являются реальностью. Известен случай, когда в 1974 году в одного из таких огненных змеев в районе деревни Аскулы стреляли охотники, а около деревни Старая Рачейка от столкновения с ним во время полета в 1997 году погиб вертолет. Местом возникновения огненных змеев являются штольни.
'Мы полагаем, - говорит Игорь Павлович, - что за змеев жители Самарской области принимают шаровые молнии, образующиеся в некоторых местностях из-за трения глубинных пластов земли. Выделяемая ими энергия и формируется в 'шаровушки'. Такое явление, кстати, свидетельствует о нарастании сейсмической активности в наших недрах, итогом которой может стать крупное и опустошительное землетрясение.
Вполне возможно, что отголоском этих процессов явилось землетрясение, произошедшее в Самаре зимой 2000 года'.
Куда уйдет Волга?
И еще одну удивительную гипотезу выдвигают ученые группы 'Авеста'.
Сергей Самарин разработал теорию, согласно которой река Волга примерно раз в сто лет меняет свое русло. Оказывается, кроме того русла, по которому привычно течет она сейчас, у великой реки есть еще одно русло - вблизи села Рождествено.
И раз в сто лет Волга переходит из одного русла в другое. 'Например, когда в 1586 году возводили крепость Самара, - рассказывает Самарин, - ее почему-то построили в двух-трех верстах от Волги. Казалось бы, крепость призвана была стать наблюдательным пунктом того, что происходит на центральной водной магистрали, а она находится так от нее далеко. На самом деле, это Волга тогда была совсем в другом месте.
А в 1921 году по воспоминаниям современников, Волга 'пересыхала', от нее вблизи Самары оставались одни лужи, то есть Волга тогда протекала по своему второму руслу близ села Рождествено. Сейчас Волга опять медленно отходит от Самары. Сначала река переместится к селу Подгоры, лет через 30-50 Волга потечет по Каменному озеру, а примерно в 2080-2090 годах она будет у с. Рождествено, отойдя от Самары примерно на 2-3 км…' Вновь у Самары Волга окажется лишь в 27 веке. Такая пульсация русла реки объясняется тем, что в районе Самары оно имеет форму кольца, это и заставляет Волгу перемещаться.
Самарские малдеры
Много интересного можно услышать от членов группы 'Авеста'.
Кстати, название группы расшифровывается так: 'Аномальное, Вероятное, Статистически значимое'. Главная задача ученых-энтузиастов - находить интересные и загадочные явления, пытаться их объяснять, выяснять, что послужило прототипом для историй и событий, рассказанных в фантастических произведениях.
Каждый феномен члены 'Авесты' пытаются объяснить с научной точки зрения. Например, кровоточивость икон, как это ни богохульно звучит, объясняется ими жизнедеятельностью некоторых бактерий. Бактерии выделяют органическое вещество, которое иногда бывает бесцветным, и его называют миром, а иногда красного цвета, и тогда говорят, что икона кровоточит.
А так как бактерий особенно на древних иконах скапливается великое множество, то иконы могут 'плакать' кровью или миром достаточно долго и обильно. Происходит это не всегда, а в определенные периоды активности этих бактерий. Это объяснение феномена 'плачущих' икон можно разделять или нет, но каждая точка зрения имеет место быть.
Сейчас ученые заняты поиском метеорита, который упал в наше водохранилище в 2001 году, отрабатывают свои гипотезы, пытаются сохранить памятники прошлых веков от вандализма и разграбления. В общем, жизнь у Сергея Самарина, Олега Ратника и Игоря Павловича весьма насыщенная и интересная. Это тебе не какие-нибудь придуманные 'Секретные материалы'. (С. Горожанин, телекомпания «Орион»).
Легенды и реальность Самарской Луки
Самарская Лука, как природное образование, имеет признаки, ставящие ее в совершенно особое положение по сравнению с другими природными объектами как в нашей стране, так и за ее пределами. Эти особенности определены ее геологическим строением; с ее происхождением связаны также геофизические, биологические, этнографические и другие особенности этой территории.
А все вышеперечисленное, в свою очередь, обуславливает современную мифологическую картину, созданную людьми, живущими на самой Самарской Луке и в лежащих рядом городах и селах. Слово «мифологическая» здесь подразумевает не продукт богатой народной фантазии, как это принято понимать, а хранение памяти об исторических событиях в виде преданий, мифов и легенд.
Некоторое время назад в районе современных Жигулевских гор земная кора подверглась сильнейшему тектоническому воздействию. В результате на поверхность поднялись древние отложения каменноугольного и пермского периодов, состав их и обусловил современные карстовые процессы. В результате размывания этих пород за прошедшие миллионы лет образовалась обширная сеть пещер, провалов и воронок, которая издавна привлекала внимание исследователей.
Одной из загадок Самарской Луки является то, что Волга при огромной массе и силе водного потока не пробила сложенный мягкими породами перешеек в районе Переволок, а огибает Жигулевские горы огромной петлей, идя при этом через выход прочных гранитных пород в районе Самары. Такая форма русла реки создает уникальную геофизическую обстановку.
На заметном участке земной поверхности расположена структура, выполняющая роль электромагнитного контура. Съемки электромагнитного поля в этих местах проводились, возможно, и не однажды. Точно известно, что подобные исследования были перед началом строительства ГЭС, но готовые карты с уникальным материалом «сгинули» где-то в столичных архивах. Занимались ли подобными исследованиями другие ведомства - неизвестно, хотя подобная организация геофизических полей несомненно влияет на психику и физиологию живущих здесь людей.
Большая часть аномальных явлений, наблюдаемых в Самарской Луке (светящиеся шары, столбы света диаметром до нескольких метров и высотой до нескольких километров, «кошачьи уши» и т.д.), скорее всего, есть следствие тектонических и электромагнитных процессов и никак не связана с проявлениями какого-то нечеловеческого разума. Хотя влияние этих наблюдений на человеческое сообщество заслуживает внимания.
Самарским физиком Маркеловым проведены исследования, показывающие, что на Самарской Луке расположен и центр гравитационного вихря.
Кроме того, подобно «зоне безмолвия» в эпицентре закрученных в атмосферном вихре воздушных масс, Лука является «зоной безмолвия» литосферного циклона, неизменной на протяжении миллионов лет среди меняющегося окружения. За это время вокруг поднялись Уральские горы, Кавказ, Альпы и т.д., но Жигули со времен еще более древних катаклизмов неизменны. Это позволило сформироваться уникальной эндемической флоре и фауне - некоторые виды животных и растений встречаются только на территории Луки, и нигде за ее пределами.
Подобное формирование животного и растительного мира происходило еще и за счет пространственной изоляции животного и растительного мира, ограниченного почти со всех сторон водами волжского русла. В наше время ученые пытаются искусственно продолжить изоляцию Самарской Луки, чтобы сохранить редчайшие формы жизни - созданы заповедник и национальный парк «Самарская Лука», хотя это далеко не так эффективно, как хотелось бы.
Кстати, несмотря на то, что наши горы имеют огромный возраст, они растут, и возможно, что мы живем рядом с будущими «Гималаями-2».
В результате естественного или искусственного карстообразования сложилась, как уже было сказано, обширная сеть пещер. Она-то и привлекала внимание исследователей, полагавших, что подземный мир Жигулей был освоен еще палеолитическим человеком.
Так, в 30-х годах под руководством доктора исторических наук П.П.Ефименко был обследован ряд пещер в Жигулях; в 50-м году здесь работала специальная комплексная карстово-спелеологическая экспедиция Московского и Киевского университетов, в цели которой входило детальное обследование пещер у сел Шелехметь, Малая Рязань, Бахилова Поляна и других; в 60-х годах десятки Жигулевских пещер обследовал разведотряд поисковой экспедиции О.Бадера.
Явных следов палеолитических стоянок обнаружено не было, однако причиной этого может быть лишь то, что известняк - главная порода Жигулевских гор - непрочен, и пещеры эпохи палеолита погребены под мощными обвалами. Если в отношении первобытных времен можно только предполагать, как особенности геологического строения Самарской Луки влияли на жизнь первобытного человеческого общества, то в более близкую к нам эпоху это влияние выражалось очень сильно.
В середине прошлого века археолог К.И.Неуструев обнаружил на Луке останки древнего городища-укрепления предположительно 11-12 веков, а у местных жителей сохранилось немало легенд об этом (или аналогичном ему) нагорном укреплении. Рассказывали, что у обитателей городища имелась целая сеть подземных переходов, потайных шахт и галерей, ведущих в том числе и от городища к пристаням на Волге. Многие из этих шахт были сделаны руками горожан.
В селе Ширяево старые жители до сих пор помнят о том, что через систему ходов-пещер Монастырской горы можно было проникнуть в провалы-колодцы, а из них уже, по преданиям, - в тоннели, ведущие на другую сторону Волги. В устном фольклоре Луки, который собран и опубликован лишь частично, сплошь и рядом содержатся упоминания о тайных пещерах, попасть в которые может не каждый, о подземных ходах, с помощью которых можно (по крайней мере, было можно) попасть из почти что любой точки Самарской Луки в другую ее точку.
Даже в наши дни Лука может служить отличным укрытием. Так, в начале 90-х годов из-под стражи сбежала группа уголовников и скрывалась в одной из пещер почти целый год до того, как место их пребывания смогла обнаружить милиция.
Видимо, в старые времена сооружение сети подземных убежищ было достаточно распространено. Например, Г.Хефлинг сообщает, что, по рассказам индейских племен, потомков древних инков, «в недрах южноамериканского континента, глубоко под землей (240 метров), располагается созданная неизвестно кем и неизвестно когда гигантская система туннелей протяженностью во много тысяч километров».
Английский автор Э.Томас пишет о том, что в легендах Востока утверждается существование на Земле системы древних катакомб с кондиционированным воздухом, построенных еще до всепланетных катаклизмов. Ими и сейчас еще пользуются немногие посвященные для своих встреч.
С точки зрения современника рассказы о подземных и подводных туннелях, мягко говоря, бездоказательны, а народный фольклор считается, как правило, только лишь производным народной фантазии. Однако подтверждением тому, что легенды эти не есть чистая выдумка, служат отчеты путешественников, побывавших в наших местах в XVIII-XIX веках. Они описывали множество следов укреплений и рвов, вырытых в горах, и пещеры с железными воротами на входах.
В связи с этим вызывает интерес, что в легендах Самарской Луки настойчиво и ярко вырисовывается образ хранительницы подземных кладовых - Хозяйки гор. Она, подобно Хозяйке Медной горы в уральских сказах, владеет всеми сокровищами жигулевских недр. Скорее всего, это отголоски культа Богини плодородия, Матери-земли (земле всегда приписывалось женское начало), или же следы матриархата, который в течение некоторого времени являлся формой организации у населявших Луку племен.
Так или иначе, до второй половины XVIII века Жигулевские горы именовались Девьими, а на карте 1459 года район гор именуется Амазонией. И легенды, которым не меньше, чем полтысячи лет, рассказывают о группе сестер-богатырок, к которым меряться силой приходили «и добрые молодцы, и калики перехожие».
Является ли это отголоском греческой цивилизации, где существовали жестко организованные общины женщин-воительниц, или же наоборот, греческие амазонки имели прародительниц из южнорусских и волжских племен - этот вопрос пока без ответа. Видимо, с распространением на Руси новой веры, легенды о сестрах-богатырках постепенно заменились на рассказы о ведьмах, спящих долгим сном под Молодецким курганом. В редкую ночь, говорят предания, ведьмы вылетают из-под воды на своих ступах, чтобы потом вернуться и опять уснуть до урочного часа. Эти предания интересным образом перекликаются с современными наблюдениями.
Так, одна из жительниц города Тольятти утром на берегу Волги наблюдала, как в небе появилась звезда, которая быстро росла и в конце концов оказалась «двойной ступой», сложенной широкими концами друг к другу. «Ступа» имела размеры в несколько метров и явно металлический корпус. Из-под воды поднялся конус света, в него влетела «ступа», опустилась под воду и ушла за пределы видимости. Аналогичные случаи сообщали и летчики а/п Курумоч, правда, те видели подобные ступы в воздухе.
Много интересного - и с уфологической точки зрения в том числе - содержат легенды о маге, который в эпоху после крестьянских восстаний стал упорно именоваться Степаном Разиным. Во-первых, наш самарский Степан Разин вовсе не добрый молодец, народный освободитель, как это обычно рассказывается. У нас он - на редкость пакостный старикашка, главное удовольствие для которого - завести кого-нибудь в лесную чащу, напугать или надуть.
Но, кроме этих подробностей, некоторые легенды содержат весьма интересный фактический материал. Так, в одной из них говорится, что волшебная летающая лодка Степана Разина, в которой он хранил свои богатства, как-то оказалась настолько перегруженной золотом и свитками, что не смогла подняться в воздух. И стоит она с тех пор в глубине горы и ждет часа, когда найдут ее богатства.
Само существование «летающей лодки» в XVI-XVIII веках не вызывает удивления, так как к этому же самому времени относятся индийские летописные тексты, описывающие и технологию, и управление виманами - летательными аппаратами, летные качества которых не достигнуты еще и современной авиационной техникой. Самый известный из таких текстов – «Виманика шастра» - говорит, что индийские раджи во время народных празднеств забавляли подданных полетами виман.
В другой самарской легенде указаны приметы для того, кто захочет найти волшебную трубку Степана Разина. Зарыта, говорится, та трубка глубоко под горой, а примета у той горы одна - над ней дымок от трубки курится.
Как мы уже отмечали, легенды удивительно точны во всем, что касается деталей событий, но не относится ко времени, когда эти события происходили. Значит, в легенде говорится о вулкане в Жигулевских горах - это единственная расшифровка, которая может быть применена в данном случае. Сопоставление этой легенды с теми, которые описывают возникновение гор Самарской Луки в результате катаклизма, говорит или о гениальном прозрении древнего автора, или об огромной давности народной памяти, хранящей информацию о событиях в виде легенд и преданий.
Самый надежный способ сохранить какие-то знания в бесписьменной цивилизации состоит в том, чтобы придать этим знаниями характер сказок, легенд или ритуальных действий. В этом случае они передаются через поколения практически без изменения по смыслу, и лишь дополняются всяческими «красивостями». Есть предположение, что легенды Самарской Луки служат именно таким скрытым хранилищем информации о забытых впоследствии знаниях, так как наряду с золотом и драгоценными каменьями, так желанными нищему народу, они постоянно говорят о свитках с какими-то знаниями и о картах, иногда делая на этом главный упор.
Есть еще одна яркая загадка у Жигулевских гор и их ближайших окрестностей - миражи, точнее, фата-моргана. Большая советская энциклопедия так определяет это явление: «Фата-моргана - оптическое явление в атмосфере, состоящее в том, что на горизонте появляются многочисленные изображения, напоминающие удаленные острова, горы, города, замки и другие объекты. Представляет собой случай сложного и особенно эффектного миража». Однако фата-моргана Жигулевских гор опять-таки имеет некоторые отличительные черты.
Различные картины в небе наблюдались над Жигулями с древнейших времен. Первое известное письменное упоминание о подобном наблюдении относится к трудам арабского летописца Ибн-Фадлана, в 922-923 годах посетившего эти места. По его записям можно понять, что эти картины в небе местные жители считали, во-первых, проявлением мира духов, а во-вторых, совершенно обычным явлением.
Сообщение о неких загадочных объектах - городах, замках и т.д., появляющихся в туманах и поднимающихся под утро над Волгой, можно найти и в первой книге о Самарском крае А.Ф.Леопольдова, книга называется «Исторические заметки о Самарском крае» и выпущена в 1860 году. Наиболее древние летописные свидетельства в архивах города Самары содержат описания миражей на протяжении последних трех веков (на более раннее время просто нет письменных источников).
Первая особенность жигулевских миражей - это их не слишком большая удаленность в пространстве от наблюдателя. Современные наблюдения, сделанные совершенно случайными людьми, не знающими ничего об истории таких наблюдений в прошлом, показывают. что характер наблюдаемых явлений один и тот же.
Все объекты - будь то одиночные здания, или же целые архитектурные комплексы - имеют вид совершенно реальных объектов, или, по крайней мере, это идеально выполненная голография. Видимо, на основе наблюдений в народе появились предания о Мирном городе: «И когда встает над Волгой солнце, видны над рекой дворцы и стены Мирного города. И стоит он по-старому, и ждет, когда богатства его людям понадобятся».
Большинство наблюдаемых миражей - воздушные, они видны высоко в небе и совершенно не связаны с окружающим пейзажем. Например, 26 июня 1989 года в 21-15 в грозовых тучах появилось почти правильное квадратное отверстие, по периметру его пробежал ярко-красный луч, затем луч ярко вспыхнул, развернулся веером и погас. После этого в облачном «окне» появилась картина. Это был пейзаж морского залива, ограниченного грядой невысоких, поросших негустым лесом холмов. От них цепочка песчаных дюн сбегала к воде.
Над этим миром существовало свое собственное небо, освещенное гораздо ярче, чем наше. В течение 15 минут сектор обзора медленно поворачивался в горизонтальной плоскости, скрывая холмы и открывая акваторию залива. Над холмами внезапно появилось множество черных точек, рассмотреть которые более подробно не удалось, так как тучи пришли в движение и быстро затянули отверстие.
Часть самарских миражей - приповерхностные. Они как бы непосредственно вписаны в окружающий ландшафт и возникают в любом месте - в оврагах, на склонах гор, в степи и т.д. Чаще всего их наблюдают на закате солнца. имеются также редкие сообщения о ночных миражах.
Житель г.Тольятти Марчук В.С. в апреле 1974 года, рыбача на берегу Волги, вдруг заметил на противоположной стороне реки город-замок, как бы вырастающий из гор. Все было видно настолько четко, что ему удалось рассмотреть даже трещины в каменных стенах. Полная Луна, освещавшая ночной пейзаж, за час с лишним существования миража, передвигаясь по небу, освещала его стены, что говорит о том, что видение имело явно материальную природу (правда, устроенную по непонятным пока законам). Вид и наклон теней, отбрасываемых выступающими частями зданий на стены, за время наблюдения существенно изменялись - так, как они изменялись бы на реальном объекте.
Есть запись наблюдения 1955 года. Ранним утром Б.Б.Зубахин на южной оконечности острова Зелененький наблюдал огромное здание. Больше всего оно походило на православный собор, сложенный из красного кирпича и украшенный золотыми куполами. Это здание оптически полностью закрывало противоположный берег и занимаемую часть острова.
Картина была устойчива в течение 5 минут, здание виделось чрезвычайно четко, хотя отдельные его детали скрывались легкой дымкой, как бы просачивавшейся сквозь стены собора. Затем изображение начало «таять» подобно куску рафинированного сахара, опущенного в горячую воду. Сквозь бледнеющие контуры стали просматриваться контуры противоположного берега.
Часто поступают сообщения от туристов, рассказывающих об огромном куполе с множеством больших и маленьких башенок, появляющемся на склоне горы. Некоторые подходили к нему настолько близко, что замечали, как из-за огромного веса этого сооружения почва вокруг него всегда была несколько влажной. Характерно, что второй раз этот купол никому найти не удавалось.
Есть также упоминания о подземных миражах, но они очень редки и вообще не изучены.
Столь многочисленные (как показывает материал, накопленный самарской исследовательской группой «Авеста») и регулярно поступающие сообщения о наблюдении различных миражей над Жигулями можно объяснить с помощью нескольких гипотез.
Во-первых, надо пояснить, что под общим названием «миражи», видимо, объединяется целый ряд явлений, имеющих совершенно разную природу. Разделить эти явления пока невозможно.
Во-вторых, не исключено, что наблюдаемые миражи - не более, чем своеобразная игра воображения, возникающая при определенном воздействии на человеческий мозг комплекса природных факторов, присущих Самарской Луке.
Итак, первая гипотеза заключается в том, что жигулевские миражи - это на самом деле миражи, т.е. оптические явления, возникающие в атмосфере. Жигули - это огромный каменный массив, расположенный в центре колоссальной впадины, со всех сторон омываемый водой.
За счет разных скоростей нагрева водных масс и известняка гор в течение и суток, и времен года в атмосфере над этим местом образуются световые линзы, дающие возможность видеть очень удаленные от нас части света. Недостатки этой гипотезы в том, что она не объясняет «странность» архитектуры Мирного города - сочетание разных стилей, которые обычно в нашей архитектуре не сочетаются.
Кроме того, есть сообщения (и современные, и из полицейских архивов) о пропаже людей, случайно или намеренно ушедших «в мираж».
Вторая гипотеза привлекает современные космогонические теории, которые предполагают многомерность нашего пространства-времени. Согласно этим теориям, легче всего по граням многомерного мира движутся фотоны, которые при определенных условиях доносят до нас изображения самых удаленных частей нашей Вселенной.
В пользу этой гипотезы может служить уже упоминавшееся изменение величины гравитационного поля в Самарской Луке, возникновение областей поляризованного света и наличие сложной структуры периодически меняющихся электромагнитных полей. Все это может приводить к локальному изменению кривизны пространства и к оптическому соединению (а, может быть, и к более плотному) весьма удаленных частей Вселенной.
Летописное и устное народное творчество имеет свое продолжение и в наше время.
Основано на современных наблюдениях, подобных хранящимся в архивах прошлых веков, оно сохраняет знания в почти неизменной, но пока недоступной расшифровке форме. С ростом городов, где большей частью проживает приезжее население, это творчество не только не ослабляется, но иногда даже усиливается, и требует внимательного изучения. («Тольяттинская Уфологическая Комиссия»).
Шихан-гора (Гора Шаманская клятва)
На северо-востоке Самарской области близ села Большая Йога стоит одинокая и таинственная гора Шихан, о которой до сей поры живут в народе многочисленные легенды и сказания.
На вид гора похожа на огромный полусферический свод, сложенный из огромных камней. Возможно, она возникла в эпоху оледенения, когда ледник, двигаясь на юг, принес с собой несколько тонн каменных глыб, а после таяния льда камни сложились в гору. Однако ученые сомневаются, чтобы ледник дошел до этих широт.
По другой версии, эта каменная гора сотворена не природой, а руками человека в ритуальных целях и сделана из камня-дикаря. При этом местные жители убеждены, что гора внутри полая, и если по ней стукнуть ломом, то раздастся гулкий звук, как из бочки, так как внутри гора состоит из многочисленных пещер, в которых некогда обитали люди-змеи, поэтому и звук, который издает при ударе о нее гора, они называют змеиным шипением.
Придя неизвестно откуда, люди-змеи выстроили себе из камней отдельный огромный змеиный дом в виде горы, но жизнь на горе им быстро наскучила, и они проложили себе путь внутрь горы, а все выходы наружу запечатали. Для охраны общего дома на самом верху горы они поселили своего сторожа, огромного шайтана, обитавшего в одном из озер на вершине горы.
Вид у него, по местным поверьям, был устрашающим: своими очертаниями он напоминал человека, но голова его состояла из огня, а позади туловища виднелись огненные хвосты. Однако по неизвестным причинам дух горы покинул свое черное озеро и улетел, оставив пещеры запечатанными. Позднее в этих пещерах, по мнению местных жителей, стал жить злой колдун, вслед за ним - разбойники.
После основания близ горы села Йога и прихода на самарские земли христианских верований гора, покрытая густым лесом, с бьющими на вершине родниками, стекающими в чистое озеро, стала местной святыней; на ее макушку приходили помолиться в уединении, так как вершина горы обладала мистическими, чудесными, умиротворяющими душу свойствами. Источники освятили и назвали в честь Богоматери Богородицкими родниками.
По большим христианским праздникам на горе устраивали крестные ходы. А во время жестокой засухи проводили молебен о дожде, для чего все сельчане со священниками обходили с иконами поля, а затем с хлебом-солью поднимались к Богородицким родникам, опускали поднос с дарами на специальный молельный камень и служили молебен о даровании дождя. Ритуальное шествие заканчивалось под горой, где читался второй молебен.
Освященное озеро каждый год очищали от тины и растений, благодаря чему вода в нем оставалась чистой и считалась целебной.
Однако после Октябрьской революции с приходом атеизма тропинка на гору стала понемногу зарастать, к молельному камню ходили только старики и богомолки, а с 1970-х гг. путь на вершину горы был практически забыт. Озеро покрылось растительностью, в воде завелись лягушки, и постепенно чистый водоем стал превращаться в болото. Позднее на горе поселились сбежавшие из оренбургских лесов кабаны, и она была окончательно определена местными жителями как недоброе и опасное для жизни место, путь к которому лучше забыть.
С середины 1980-х гг. странная гора со множеством посвященных ей легенд заинтересовала ученых, и они решили проверить аномальность Шихан-горы. Прибыв по искомым координатам, они и в самом деле увидели поросшую лесом гору, сложенную из огромных камней. При этом многие из них были словно оплавлены, что позволило предположить, что гора притягивает молнии во время летних гроз.
Возможно, это было вызвано наличием металла внутри пещер или иными непонятными факторами.
Осмотрев гору, исследователи заметили многочисленные узкие и глубокие тоннели, через которые циркулировал воздух, что позволяло предположить о наличии и внутри горы пустот и пещер. Полностью исследовать гору не удалось: большая часть вершины оказалась заболоченной, а леса были населены не только стадами кабанов, но и энцефалитными клещами.
При этом аномальной была не только гора, достаточно странно вела себя и погода: стоило исследователям приблизиться к горе, как солнечная и, казалось бы, безоблачная погода достаточно быстро сменилась холодным проливным дождем. Можно предположить, что это было случайностью, если бы смена погоды не произошла повторно - при следующей попытке взойти наверх горы и обследовать ее.
Ученым пришлось отступить, с той поры новых исследований этой горы не предпринималось, не ходят на гору и местные жители, не проложены туда и туристические тропы. Шихан-гора продолжает хранить свои тайны о находящихся внутри нее пустотах и секрете притяжения огромного количества молний. (Шнуровозова Т. В.).
Загадочные световые «столбы» Жигулевских гор
Такое странное явление в Жигулевских горах местные жители наблюдают на протяжении вот уже полутора веков. Впрочем, это не означает, что подобное здесь никогда не замечали раньше - просто письменные свидетельства о более ранних наблюдениях не сохранились.
Это красивейшее место в среднем течении Волги получило название Самарская Лука - от слова «излучина». Больше всего известна северная, возвышенная часть этого волжского полуострова, которая издавна именуется Жигулевскими горами. По причине уникального разнообразия естественных ландшафтов, а также обитающих на ее территории представителей флоры и фауны Самарская Лука ныне внесена в каталоги ЮНЕСКО как природно-исторический памятник мирового значения, подлежащий охране.
Однако волжская излучина уже довольно давно внесена еще в один, не менее известный перечень, который составлен всемирными организациями, исследующими аномальные явления на Земле и за ее пределами. Аномальщики считают, что Самарская Лука с Жигулевскими горами является одной из тех точек на карте России, где необычные и во многом таинственные процессы проявляют себя в десятки раз чаще, чем в других районах планеты.
«Столбы жесткого света»
Такое странное явление в Жигулевских горах местные жители наблюдают на протяжении вот уже полутора веков. Впрочем, это не означает, что подобное здесь никогда не замечали раньше - просто письменные свидетельства о более ранних наблюдениях не сохранились. Самый ранний рассказ об этой жигулевской загадке записал в виде местной байки известный собиратель волжского фольклора Д.Н. Садовников (датируется периодом от 1870 до 1875 годов).
«Поехал ширяевский мужик Иван Муханов после Ильина дня в лес за дровами, да задержался. Тут его сумерки и прихватили. Пожадничал, дров нагрузил знатно - лошаденка-то еле-еле плелась. Ну, Иван духа не теряет, дорога-то знакомая. Мурлычет под нос себе песню да смотрит, чтобы колесо в яму не съехало. А уже ночь над горами спустилась, с каждым шагом все темнее и темнее. Первые звезды показались. Ну, Иван думает: «До дома еще верст семь, не больше, до полуночи доберусь, а воз разгружу завтра».
Тут вдруг лошадь дернулась и захрапела. «Неужто волки?» - вздрогнул Иван. Только вдруг нечаянно глянул он влево: батюшки, свет над горой! Неужто, думает, с дороги сбился и проехал мимо своей деревни? Огляделся. Хоть и темно, но дорогу видно чисто. Да и лошадка близость дома почуяла, припустилась чуть ли не бегом. Ведомо, деревня рядом, версты три всего уже осталось.
А свет над горой разгорается и словно столбом стоит. Вот он уже и позади телеги оказался. Мурашки по спине Ивашки побежали - не иначе леший его с пути сбить хочет. Слава Богу, лошадь под горку мигом домчала. Сколько раз крестился Иван, не помнит, последний раз осенил себя знамением, когда в ворота въехал.
А потом от стариков слышал, что это хозяйка Жигулевских гор после Ильина дня выходит ночью погулять, и свет из двери ее подземной горницы всю ночь над горой столбом стоит».
Май 1932 года. Раннее утро воскресного дня. В предрассветной полутьме наблюдатель (его имени и фамилии не сохранилось), находящийся на окраине Самары, увидел странный луч, возникший над горами на противоположной стороне Волги. Луч не имел видимого источника. Некоторое время он в форме столба висел над горами и над Волгой, затем резко опустился вниз, на воду, вызвав хорошо видимые волны. После контакта с водой явление исчезло.
Карта аномалий Жигулей
Август 1978 года. Летний лагерь «Солнечный» в районе села Гаврилова Поляна (восточная окраина Жигулей). Около 23 часов во время вечерней линейки в небе возник вертикальный столб света, который видели около 200 детей. Несколько минут он неподвижно висел над горами, затем стал опускаться вниз.
Конец августа 1988 года. Несколько наблюдателей, находящихся на набережной в Самаре, около полуночи увидели над Волгой и далекими Жигулями световые пятна зеленого цвета. Они возникали в воздухе одно за другим, затем так же быстро исчезали. Пятна имели вид эллипсов и вертикальных полос.
Подобные сведения как раз и собирает «Авеста». Ее представители практически ежегодно выезжают на Самарскую Луку и на волжские острова для изучения жигулевских загадок. И почти каждый летний сезон досье «Авесты» пополняется описаниями наблюдений за какими-нибудь феноменами. (Валерий Ерофеев, «Тайны ХХ века»).