Аномальные и загадочные места в Саратовской области. 3
Медведицкая гряда: легенды, версии, реальность
Медведицкая гряда – легендарное место. Здесь, судя по множеству публикаций, происходит самое большое число необъяснимых природных (многие считают - и не только природных) явлений в России. В сезоне 2007 года гряда стала объектом повышенного внимания туристов. За лето лагерь «Космопоиск - 8» - традиционный пункт летнего пребывания уфологов – охотников за Неопознанными Летающими Объектами (НЛО), по ориентировочным подсчётам посетило примерно 200 – 300 человек.
Аномалии Медведицкой гряды. Искривлённые деревья на Медведицкой гряде встречаются в некоторых местах чаще, чем нормальные. Экспедиция «Космопоиска» 2007 года - 39-я летняя экспедиция - включила в себя и Сбор поисковиков Нижнего Поволжья, состоявшийся 21-22 июля, в котором приняли участие 20 городов России и представители двух стран – Украины и Израиля, отчего экспедиция получила статус международной.
Остающиеся после Сбора в лагере наблюдатели – задерживаются на такое время, которое им позволяют их собственные возможности. И потому состав лагеря – это меняющийся коллектив, - кто-то уезжает, кто-то только приезжает. По числу экспедиций можно понять, что лагерь Медведицкой гряды сам превратился в феномен, разгадать который можно, только поняв космопоисковиков. Которых, условно говоря, можно разделить на две категории: обитателей лагеря и его посетителей.
Обитатели и посетители лагеря. Обитатели – это заметно меньшая часть всех, побывавших в лагере за сезон. Это те, кто пребывает в лагере несколько дней и, хотя бы, стремится более-менее детально ознакомиться с аномальными точками. Таких за сезон наберётся человек 100. Ещё меньшая часть – человек 20-30 - занимается непосредственно исследованиями и изучением гряды, в том числе и замерами с использованием приборов, статистических методов и тому подобными вещами.
Значительная же часть уделяет всё внимание главному, на их взгляд, и наиболее загадочному и спорному артефакту – появлению огней в ночном небе над грядой, предположительно иноземного или параллельного мира. Их основным занятием становится ночное лежание пузом вверх и глазение на небосвод. И, наконец, третья группа обитателей, - это те, кто просто балдеют, разморённые дневной жарой под 38 градусов, обилием разговоров о непонятных вещах, и собственной ненужностью в этом загадочном месте. Что касается посетителей, то многих из них и туристами назвать нельзя – они прибывают на гряду «отдыхать», отдыхать «по-русски».
А поскольку в лагере космопоисковиков действует «сухой закон», то такие группы располагаются поодаль, и, как говорится, «отрываются по полной». Никакого отношения к тому, чем занят «Космопоиск», они, естественно, не имеют. А кроме перечисленных разновидностей «поисковиков», появляются в лагере и люди совершенно особого склада. Они называют себя «контактёрами», то есть либо имевшими контакт с «прищельцами» из иных миров, либо умеющие вступать с ними в контакт, а потому обладающие, будто, даром предвидения и прочими бесполезными в лагере качествами. Верят им плохо, и они, разобиженные, долго в лагере не задерживаются.
И уж совершенно экзотическая категория среди участников экспедиций – уфологи, побывавшие, будто, в Тибете, где тамошние монахи открыли, якобы, им «третий глаз», отчего они обрели совершенно необыкновенные способности – от лечения до предсказания событий. Словом - Эрнст Мулдашев наяву. Таким верят и не верят, но стараются не дискутировать – люди они своеобычные, не всегда находящие общий язык с нашим бренным миром. С большим вниманием в лагере относятся к тем, кто искренне полагает, что Медведицкая гряда – это граница между нашим миром и миром параллельным, и именно в этом месте находится неосознаваемый нами пункт перехода из одного пространства в другое.
По этой версии все загадочные явления хоть и не становятся более понятными, зато легко объяснялись. А ещё приживаются в лагере совершенно бескорыстные волонтёры, готовые просто помогать «по хозяйству» - готовить еду, прибирать в лагере, вести учёт продуктов и тому подобное, а также те, для кого уфология стала чем-то сродни религии – энтузиасты, готовые быть в лагере весь сезон, как, например Рустам из-под Оренбурга. Но подобных - единицы. Иногда днём к костру, оставив в стороне свою лошадь, присаживается местный пастух Валера.
Чем-то похожий на цыгана, в белоснежной рубашке, малословный и неторопливый, он обнаруживает необыкновенную для пастуха интеллигентность и живость ума. Валера для лагеря человек незаменимый. Без его кнута стадо коров давно бы затоптала родник, находящийся ниже лагеря метрах в ста, единственный источник питьевой воды и водных процедур. В сезон 2007 года в лагере полторы недели прожила молодёжная студенческая группа из Саратова, назвавшая себя «Космопоиск-Интеграл». Саратовцы в этом сезоне в некоторые периоды составляли заметную часть обитателей лагеря «Космопоиск – 8». Что случилось, кажется, впервые за все годы.
Лагерь обитателей. Всякое таинство требует соответствующего обрамления. И наоборот – обрамление создаёт ореол таинственности. Помните собаку Баскервилей? Идолы и тотемы – фирменный признак лагеря космопоисковиков. Тотемы – жуткие физиономии, вырезанные из сухих стволов деревьев и раскрашенные в меру фантазии, окружают и лагерь, и некоторые палатки. Каменные же истуканы или идолы размещаются у всякого более или менее заметного или общественно-значимого места, как-то умывальник, пункт ночного наблюдения, у палаток, и даже на тропинках к туалету. Силуэт главного идола, напоминающего знаменитых каменных статуй острова Пасхи, украшает даже обложку книги Вадима Черноброва «Медведицкая гряда».
Изготовлен идол обитателями лагеря на месте, где некогда стоял очень добротный дом немецкого колониста, из каменного блока - обломка этого дома, цементной лепнины и фантазии. Получилось здорово. И другие идолы и истуканы, как и тотемы, - рукотворные творения обитателей лагеря, их можно сказать, хобби, превращающие дело исследования таинств в некоторый хэппенинг, при котором таинством становится сам процесс погружения в загадочный мир здешней природы, процесс, возвышающий участника до статуса «посвящённого».
А, может, тотемизация способствует снятию внутренней напряжённости, которая в лагере посещает даже самого закоренелого материалиста? Образно говоря, собаку, которая зарыта в гряде, размалёвывают до баскервильного вида. Понятно, что реальность существования русалок и домовых в этом круге общения не вызывает сомнений – обсуждаются лишь детали встреч и отношений с ними.
Странные березы на Медведицкой гряде
Но главные дискуссии и обсуждения, всё же, касаются сущностных, с грядой связанных вещей. А гряда, точнее место, так называемое, – вот она, днём и ночью - перед глазами. Из лагеря хорошо видна уходящая вниз долина между возвышенностями. При небольшой фантазии легко представить, как почти под ней, слева направо - от Склона бешеных молний в направлении Оврага опалённых дубов проходит один из тоннелей, где-то у дальней – поперечной возвышенности - пересекающийся с ещё одним.
Говорят, из тоннеля временами доносятся звуки – будто звуки работающих механизмов. Чтобы лучше их слышать, рядом с лагерем в песчаном склоне выкопали даже пещеру. Я полежал там, но безрезультатно, лишь кучу песка получил на голову. Думаю, что «звуки» из под земли – следствие, скорее всего, богатого воображения и психологического настроя, от которого, надо признаться, на Медведицкой гряде трудно отрешиться.
Поговорим о молниях
Постоянно увеличивающийся поток туристов - далеко не благо для гряды Он, однако, имеет и плюс: поток порождает надежду на то, что самим фактом своего существования привлечёт внимание к Медведицкой гряде так называемой «большой науки». Привлечёт как к природному полигону, который, возможно, пора оборудовать постоянно действующими наблюдательными станциями, может - со сменяемым персоналом. По-крайней мере один из феноменов гряды того заслуживает. Речь идёт о природном явлении, называемом шаровыми молниями или, более общо – плазмоидами.
Почему именно шаровые молнии, а не Неопознанные Летающие Объекты (НЛО), под которыми многие понимают корабли инопланетян? Да хотя бы потому, что «большая» наука уже давно теоретически и экспериментально занимается шаровыми молниями. Этому феномену посвящены тысячи статей, сотни учёных разрабатывают гипотезы и модели шаровой молнии, десятки крупных лабораторий проводят эксперименты и исследования, направленные на их проверку. А вдали маячит цель - приблизить человечество к пониманию природы этого сравнительно редкого феномена и, главное, к практическому его использованию.
Дело в том, что ряд крупных учёных видит в шаровой молнии энергетический ресурс или, как минимум образец компактной «упаковки» энергии. Не исключено, что поиски в этом направлении – тупик. Но это надо проверить. Проверить же можно лишь путём экспериментальной проверки. Значит, либо необходимо приблизить к себе шаровую молнию, научившись воспроизводить её в лаборатории, либо… приблизить лабораторию к шаровым молниям – к месту, где они рождаются в изобилии сами по себе. А заодно изучить местность и определить, почему именно здесь они рождаются в изобилии и какие необходимы лабораторные условия, чтобы искусственно воспроизвести перспективное для практики природное явление.
Физическими моделями шаровой молнии занимались такие крупные учёные, как советский физик Пётр Капица, американец Питер Хендел, австралиец Джо Лоук, немец Карл Бергер и многие другие. Появились первые сообщения о получении короткоживущих (1 секунда) шаровых молний в лаборатории профессора Г. Шабанова в Петербурге и в Израиле.
Но в целом наука ещё далека как от понимания природы этого явления, так и его искусственного получения и, тем более, практического использования. Наиболее продвинутым на сегодня представлением о природе ШМ, объясняющим многие её повадки, является, на мой взгляд, гипотеза самарского физика, доктора физико-математических наук, профессора Юрия Ратиса. Но неизвестно ни одной работы по изучению ШМ непосредственно в местах её генерации.
На Медведицкой гряде таких мест, если считать укрупнено, не менее 4-5 – все с собственными экзотическими названиями: «Склон бешеных молний», «Гиблое место», «Пьяная роща», «Силосная яма», и «Овраг опалённых дубов», осмотренный нами этим летом и предложившими это название. Даже экзотика названий будто призывает на гряду исследователей. Следы появления ШМ здесь исчисляются сотнями, что говорит о высокой частоте и плотности проявления феномена. А это, в свою очередь, повышает вероятность непосредственного приборного контакта и эксперимента с ШМ. Это ведь не такой единичный случай, как Атаевский плазмоид, до последних дней вызывающий сомнения в своей реальности.
Сомнения в реальности Атаевского плазмоида развеял Вадим Чернобров почти в первые минуты нашего появления в лагере и нашего с ним знакомства. Внимательно рассмотрев фото огненной юлы и расспросив об условиях её появления, Вадим Александрович указал на ряд отчётливо различимых на фотоснимке признаков, не замеченных нами, и которые, по его мнению, убедительно свидетельствовали о реальности Атаевского плазмоида.
Он даже определил возможную траекторию перемещения, - похожего на скачки, - огненной юлы. Эта траектория, по мнению Черноброва, начиналась где-то за кадром, там, где раскрывалось в сторону реки устье странного оврага, которое обследовали участники экспедиции «Союза юных экологов». Удивительно, но об этом овраге Вадим ничего не знал. Позже к обсуждению феномена присоединился Александр Петухов, руководитель молодёжного поискового объединения «Сталкер», посвятивший исследованию плазмоидов – шаровых молний – Медведицкой гряды несколько лет. Не остался в стороне от обсуждения и руководитель научного отдела «Космопоиска» геолог Александр Солёный.
Соединив все известные нам физические представления и знания геологических особенностей Медведицкой гряды, мы всё больше стали склоняться к версии эффекта «пьезокерамической зажигалки» как наиболее полно объясняющей все известные нам эффекты. По словам Петухова, он и сам к этой мысли стал подходить несколько лет назад, но воздерживался говорить о ней.Слишком невероятной она поначалу казалась, опасался, что это его утверждение не не поймут, или, того хуже, поймут, в смысле «с этою плазмой дойдёшь до маразма».
Судя по отчётам «Сталкера», которыми завершаются ежегодные экспедиции на гряду, так оно и было. Вот некоторые выводы, приведённые в отчёте по результатам исследования около 350 обожжёных деревьев на четырёх участках общей площадью 130 000 квадратных метров и при расстоянии между крайними участками до 7 километров. Кстати, эти участки всё чаще становятся предметом экскурсий из Волгограда и городов Волгоградской области. Картина «лесоубийства», встречающая экскурсантов, выглядит настолько впечатляюще, что почти всех убеждает в том, что гряда – место, и впрямь, аномальное.
Размах же исследований Петухова, обилие цифр, характеризующих объём измерений, служат предостережением тем, кто хотел бы постичь тайны гряды наскоком, без особого труда и усилий. Исходя из собственного опыта, могу заверить, что даже более или менее длительное пребывание на гряде в летнее время сопряжено с немалыми трудностями. Лаконичные строки отчёта отражают, естественно, не трудности, а характер исследований и выводы. Вчитаемся в них:
«Приведённый анализ распределения ожогов от шаровых молний на деревьях… позволяет предположить, что появление шаровых молний здесь возможно не от обычных линейных молний, то есть, сверху, - со стороны атмосферы, а снизу, из-под грунта. Расположение ожогов, на наш взгляд, может вызываться единственным способом – когда энергоразряд идёт снизу вверх (выделено в отчёте – Ю.Ч.)».
Для большей части читателей этот вывод, наверное, покажется парадоксальным или даже фантастическим. Молнии – и из земли! Между тем, это не такое уж редкое природное явление. Исследователям известно, что направление разряда определяется знаком заряда облака. И хотя большинство грозовых туч несёт отрицательный заряд, определяющий направление разряда – сверху вниз, но встречаются разряды и противоположной направленности. В средних широтах обычных разрядов в четыре раза больше. На Медведицкой гряде это соотношение, похоже, сильно отличается от нормы, может, даже, оно обратное. Что, собственно, и делает её аномальной. Почему это так – пока загадка.
Как на предположительный источник развития разрядов из-под земли авторы отчёта указали на протяжённые пустоты (туннели), которые имеются в районе Медведицкой гряды. Направление этих туннелей, оказывается, близко к направлениям азимутов ожогов и азимутов некоторых других измеренных явлений (как-то - направлений на грозовые разряды). Потому то авторы отчёта предположили, что туннели служат своеобразным генератором энергетических разрядов.
Физика и метафизика «молниеповала»
Физическая природа генераторов в отчётах не рассматривалась. Фантазия же подсказывала метафизический вариант гипотезы: туннели создала тысячелетия назад какая-то развитая земная или внеземная цивилизация и до сих пор энергетические заряды, выходящие из-под земли и поражающие корневую систему, могут являться продуктами работы защитной или энергетической системы туннелей.
Метафизика метафизикой, но из этой версии следовало, что по расположению поражённых деревьев можно судить о центрах выходов энергетических разрядов из туннелей и местонахождении самих туннелей. Версия «пьезокерамического эффекта» в качестве генератора предполагала наличие в недрах пород, склонных к электризации (возможно - мраморизованный известняк), и динамические подвижки слоёв земли. Подвижки не только наглядно наблюдается на гряде, но и отражены в названии одного из участков, прилегающих к лагерю.
«Растущие холмы» - так называется этот участок. Здесь, на не очень крутом склоне, исключающем простое скольжение верхних слоёв вниз, могут вдруг образоваться ступенчатые разрывы полуметровой высоты или трещины глубиной с полметра и шириной сантиметров в пятнадцать-двадцать. При высокой траве, скрывающей эти трещины, они представляют очень большую опасность – можно сильно травмировать ноги. Да что там на склоне!
Такие же трещины обнаружены на самом дне долины, влажном от подпитки стекающего сверху ручейка! Где-нибудь ещё встречается такое? Это можно непротиворечиво объяснить, если предположить, что гряда, которая тянется от лагеря и зовётся «растущим холмом» и в самом деле…растёт, выталкиваемая каким-то давлением снизу.
Но, вернёмся к «зажигалке». Эта версия, более близкая к физическому объяснению ударов молний из земли, чем метафизическая, на предсказания выхода «энергетических центров» не претендовала. Из метафизики же следовало, что если продолжить туннели до конца долины, в направлении дальней гряды, расположенной километрах в 6-8 километрах, туда, где во время войны, судя по легендам, был взорван вход в туннель, то там также должны быть обожжёные деревья.
Надо же, - год назад такой участок был обнаружен поисковиком из Жирновска Александром Кармалика. До обследования участка у «космопоисковиков» раньше не доходили руки, точнее ноги, потому-то он не упоминается в отчётах Петухова. В этом году внешнее обследование оказалось возможным благодаря содействию Александра Кармалика и автомашине, которую предоставил поддерживающий устремления саратовских поисковиков известный общественный и политический деятель саратовец Виталий Павлов.
Со склона дальней гряды, расположенной между двумя остроконечными вершинами, похожими на искусственные курганы – «мужской горой» и «женской горой», куда мы проехали почти по целине, - открывается великолепный – километров на 15 - вид на долину, в конце которой просматривалась опушка лагеря «Космопоиск-8» и даже «Склон бешеных молний». Непосредственно внизу расположена пойма речушки Перевозинки, к которой от самых курганов спускался заросший дубовыми деревьями овраг.
Спустившись на самое его дно, мы увидели, что он очень напоминает овраг… у села Атаевка, где предположительно, зародился и откуда выскочил наш плазмоид. Здесь, как и там, сильно различались стены оврага. Если одна из них была чернозёмно-глинистая, то другая - каменисто-песчанная. И возникло сходное ощущение – будто не талые воды создали овраг, а тектонические подвижки, разорвавшие склон на границе разных сред.
По верхнему же краю оврага, похоже, гуляли свои, особенно «бешеные молнии». Дубы, а не берёзы, как в других местах, – через два-три, - были поражены какими то разрядами, похоже, также бьющими из-под земли. У одних было выжжено нутро у корневой системы, другие могучие деревья, будто оторванные от корней взрывом, валялись в нескольких метрах ниже по склону, иные – сломаны на высоте метр – полтора, будто в них попал снаряд.
Картина очень напоминали участки, поросшие берёзой и обследованные Александром Петуховым, и была столь же впечатляющей. Какая стихия здесь бушевала, или постоянно себя проявляет, имеется ли связь с подземными туннелями, с полётами НЛО, с изменением хода времени, изучаемом Вадимом Чернобровом, со строительством в 30-е годы здесь загадочной железной дороги, называемой в народе «миллеровской», словом, где здесь зарыта собака, и что в ней от «баскервилей», ещё предстоит разгадывать.
Не суеверия ради – безопасности для…
Не часто можно слышать рассказ человека, пообщавшегося «лицом к лицу» с шаровой молнией. Тем более в необычайных условиях. И уж, тем более, – в поднебесье. Воспоминания бывшего пилота, а ныне известного социолога и автора интересных публикаций В. Ановруса, опубликованные в предыдущем номере нашей газеты – из этого ряда.
И они являются очень убедительным подтверждением того, что территория Медведицкой гряды, расположенной на границе Саратовской и Волгоградской области, обладает многими удивительными и до конца непонятыми природными свойствами и признаками, выделяющими её среди окружающих территорий. Потому она и называется аномальной зоной.
Один из ориентиров этой зоны указан в рассказе совершено конкретно – это село Каменка Красноармейского района. На карте есть и Большая Каменка, село расположенное недалеко от впадения речки Карамыш в Медведицу. Стоит оно почти на одной параллели с селом Атаевка, часто упоминаемым в связи со знаменитым Атаевским плазмоидом 2006 года.
И, что особенно интересно, так это то, что речка Карамыш, начинающий свой путь у Караульной горы в Волгоградской области и протекающая по Красноармейскому району Саратовской области, как бы дугой охватывает с севера территорию, которую называют Медведицкой грядой. Ну, и что такого, охватывает и охватывает - скажет любой здравомыслящий человек и будет не вполне прав, особенно если он вдруг вздумает посетить Медведицкую гряду.
Собираясь туда, желательно быть если не во всеоружии, то хотя бы вооружённым знанием некоторых особенностей этого места и вытекающими из этого последствиями. В том числе для здоровья. Учитывая, что поток интересующихся «горячей точкой» с каждым годом растёт, полагаю нелишним изложить некоторые представления о природе появления шаровых и иного сорта молний в этой аномальной зоне. Может быть, это окажется полезным тем, кто попадёт в грозу около лагеря «Космопоиск» в наступающем сезоне. (Юрий Чернышов).
Синегорье для Саратова находится вовсе не за далёкими горами. Так называются небольшие холмы и долины между ними в нескольких километрах от посёлка Новинка Жирновского района Волгоградской области. Ещё это место называется Медведицкая гряда. Сегодня трудно представить человека, не слышавшего о Медведицкой гряде.
Расположенная на севере Волгоградской области на границе её с Саратовской областью, эта холмистая возвышенность, прилегающая к реке Медведица, слывёт как самая аномальная зона из всех в России, имеющих такую репутацию. Она же - и самая известная из всех аномальных зон России. Саратов – наиболее близкий к этому месту крупный город, не считая райцентра Жирновск.
Первое и второе, что бросается в глаза в Синегорье – сверхпричудливо изогнутые берёзы почти во всех рощах, окружающих место расположения лагеря, и в непосредственной близости лагеря , и то, что большая часть из них имеет сильные ожоги у корневой части.. Одна из долин, в километре от лагеря, особенно выделяющаяся в этом отношении, получила название «Пьяная роща» или «Роща пьяных берёз».
И в этом нет преувеличения – подобным образом располагаться могут только сильно подвыпившие люди. Но, справедливости ради, заметим, что подобное «пьянство» и «непристойность» встречается и километров за 30 до Синегорья – по дороге в него – ещё в Саратовской области, близ границы её с Волгоградской. Да и вокруг лагеря фантастически изогнутых берёз предостаточно.
Второе, что сразу же обращает на себя внимание, так это то, что большая часть таких деревьев, как правило, поражены ещё и ожогами. Но не такими ожогами, которые наблюдаются после низовых палов, когда сгорает трава вокруг ствола дерева, опаляя его снизу. Непохожи ожоги и на наблюдаемые после ударов молнии в дерево, что очень часто можно видеть на нашей Кумысной поляне. Автор специально «охотился» за подобными деревьями на Кумыске и составил целый альбом для идентификации.
Ожоги берёз Синегорья – будто вызваны взрывом под корнями деревьев или в нижней их части. Само дерево выглядит отлетевшим в сторону, а там, где оно росло, остаётся обгорелый изнутри пенёк, иногда со следом канала – кольцевого ожога. Или, если деревья растут «кустом», картина выглядит, будто после взрыва в середине куста. В этом случае, бывает, куст распадается.Некоторые деревья имеют ожоги в виде полушаровых выемок - будто в это место попала шаровая молния.
Исследователи московской молодёжной группы «Сталкер», руководимые Александром Петуховым, пришли к выводу, что энергетические разряды при таком виде поражения идут не со стороны атмосферы, а из-под земли. К такому же выводу пришли году участники экспедиции «Союза юных экологов Саратовского области» к месту обнаружения гигантского плазмоида - «Атаевского феномена» в 2007. Ими же предложен и термин «Эффект пьезозажигалки». «Сталкеровцы» провели расчет энергии взрыва, отбросившего небольшое реальное дерево на 1 метр. Она оказалась эквивалентной падению груза массой 2 тонны с высоты 1метр!
Сам эффект, как физическое явление, известен давно. С 1929 года к его изучению приступал будущий академик и создатель отечественных полупроводников Иоффе. Называлось это направление простенько: «земное электричество». Для науки не секрет и разряды молний, идущие из-под земли. Подсчитано даже, что в наших широтах их в 4 раза меньше, чем обычных, наблюдаемых всеми разрядов молний, бьющих в землю или происходящих между облаками.
Но, понятно, разряды из-под земли практически не наблюдаемы – они либо заканчиваются в стволе самого дерева, либо распадаются на, так называемые, «чёточные» молнии, которые затем превращаются в шаровые. Именно на последние падает подозрение в «разбое» на «Склоне бешенных молний». Хотя и там их мало кто видел. А несколько свежих «взорванных» и опалённых снизу берёз после недавней грозы были впервые обнаружены в начале августа этого года саратовской экспедицией Лицея гуманитарных наук. Это может говорить о том, что процесс генерации земных разрядов в настоящее время не прекратился и процессы в недрах земли, порождающие разряды, возможно активизируются.
Все эти достаточно скучные подробности не претендуют ни на какую сенсацию, и потому то досужие журналисты стараются не останавливать на них внимание читателя, полагая, не без оснований, что заумные байки более привлекательны. Остаётся, тем не менее, не до конца разрешённым основной вопрос: почему именно в Синегорье разряды снизу, из земли, являются основным видом молнии. Ни одного (!) дерева, поражённого сверху, я там не встречал! Хотя и в этом вопросе есть просвет.
Саратовский географ Александр Башкатов, изучая снимки из космоса местности, расположенной между рекой Медведицей и Волгой, обратил внимание на наличие множества линеаментов – элементов рельефа, как бы копирующих структуру блоков, из которых состоят недра в этом месте, и на которых сформировался рельеф данной территории.
Блоки эти – неустойчивы, подвижны, они трутся дуг о друга, давят друг на друга… (соответственно деформируется и рельеф, расположенный над ними). Отсюда – предположение о возникновении земного электричества, способного при подходящих климатических условиях проявить «эффект пьезозажигалки» - разрядиться. Подвижки земных недр в Синегорье настолько заметны даже на глаз, что холмы, окружающие долину, получили название «Растущие».
Причиной этого могут быть подвижные блоки, формирующие линеаменты. Всё это – реально, и для любопытствующего туриста или исследователя Медведицкая гряда представляет большой интерес. Тем более что этот интерес подогревается рукотворной эзотерикой Синегорья, в частности – её идолами. А теперь насколько строк для тех, кто начитался статеек, напичканных страшилками, типа «в Пьяной роще сильно повышается уровень радиации», кружится голова», «появляется сонливость и тошнота», «хочется убежать» и тому подобное.
Если кто-то и испытывет подобное, то это - следствие его собственных нервов и психики. Мне же в самой первой поездке на гряду - в одиночку на велосипеде в 2006 году - утомившемуся за дорогу и от жары показалось вечеру самым правильным передохнуть. Место выбранное для этого, как после оказалось, - Пьяная роща, где я и уснул. Никаких вредных последствий после полутора часов сна я не ощутил, и до сих пор не ощущаю. Разве что после того случая стал писать статьи, разоблачающие хоть и коллег-журналистов, но, тем не менее - шарлатанов.
Идолы Синегорья сердятся
Идолы – первые существа, встречающие приезжающих в лагерь «Космопоиск-8». В сущности – это просто врытые в землю и выстроившиеся в линию сухие обрубки не слишком толстых деревьев, фантастично - под идолов - раскрашенные. Нечто вроде отряда двухметровых «Буратино». Отличие, разве что, в том, что некоторые Буратино украшены не колпаками с кисточкой, а натуральными коровьими рогами и даже черепами животных.
Картина впечатляющая, но никакого отношения к языческим обрядам, то есть культового или ритуального значения она не имеет. Это, – скорее, - хэппенинг, «пространство игры», «веселуха», к чему каждый может приобщиться и, тем самым, оставить в лагере память о себе. Всего и надо то – побыть «папой Карло». То есть, отыскать в роще подходящее сухое дерево, отрубить от него двухметровое или более бревно, врыть его вертикально в ряд с уже стоящими «Буратино» и раскрасить заготовленными для того красками.
Благодаря такой простоте ряд идолов постоянно удлиняется, добавляя неповторимости лагерю и, конечно, привлекая фотографов. Есть здесь и каменные идолы, стоящие поодаль и наводящие на мысли об острове Пасхи. Один такой идол, у подножья которого лежит плита с «египетскими» иероглифами, изображён даже на обложке книги «гуру» Космопоиска Вадима Черноброва «Медведицкая гряда», имеющей подзаголовок «Загадки аномалий Поволжья». Словом, идолы служат своеобразным обрамлением, «рамкой» для легенд, мифов и, в последнюю очередь, реальных аномалий Синегорья. Так, по крайней мере, думал я - до последней – в начале августа этого года – поездки в лагерь.
В этот раз идолы, точнее – один из них – «ожил». Впечатление такое, что он рассердился. В день приезда идолы стали одними из первых объектов, привлекающих фотографов. Вечером, когда стемнело, я решил сделать «сессию» - сфотографировать идолов одного за другим в свете вспышки. К этому идол привыкли и первые «идолы» во время фотосессии и глазом не моргнули.
Когда же дело дошло до наиболее красочного и, похоже, недавно установленного и раскрашенного истукана, вспышка сработала как-то странновато. Показалось даже, что она произведена не моим фотоаппаратом, а как бы со стороны. И я повторно нажал на спуск и на этот раз всё было так, как и должно быть при срабатывании вспышки. Уже после возвращения с гряды, просматривая снимки, я увидел нечто, поразившее меня, и что сегодня могут оценить и читатели. Снимки публикуются впервые.
На первом снимке вместо чёткого раскрашенного столба на фото маячил лишь расплывчатый его контур – похоже на то, что автоматическая фокусировка, в отличие от предыдущих снимков, на столбе явно не сфокусировалась. Зато чрезвычайно чётко, до деталей, оказался запечатлён какой то огненный след около идола, траектория какого-то сгустка, вроде распадающейся на части миниатюрной шаровой молнии, с ореолом – наподобие дымка - с одной стороны.
Причём траекторий было несколько, идущих параллельно, будто каждая создана отдельным светящимся ядром. На втором снимке оказался запечатлённым тот же светящийся объект уже в последней стадии угасания. Картинка очень напоминает гаснущую ракету во время фейерверка. При увеличении видно, что от объёкта во все стороны разлетаются искры. На этом, втором снимке очень чётко, до деталей рисунка раскраски, запечатлён сам истукан – на сей раз фокусировка сбоя не дала.
Первое предположение, появившееся при разглядывании невиданной картинки, - дефект фотоматрицы, проявляющийся время от времени в цифровых фотоаппаратах. Ранее похожий эффект я видел несколько раз, но не на своих снимках, да, к тому же, ни разу знатоки цифровой техники не смогли уверено определить, что на фото отражён именно дефект, а не реальный артефакт, зафиксированной фотоаппаратом.
Один из таких артефактов – уже ставший знаменитым так называемый «Атаевский феномен», фото которого не один раз публиковалось в саратовских изданиях и выкладывалось на сайтах. Такое название получило фото шаровой молнии – «плазмоида» - в виде гигантской перевёрнутой юлы, случайно запечатлённой фотокамерой в октябре 2006 года на берегу реки Медведица у села Атаевки (на сайте этот материал имеется).
Можно предположить, что в моём случае был запечатлён микроплазмоид или, менее точно, шаровая микромолния. Уверенность в этом придаёт то, что делалась серия снимков и на двух из них, сделанных подряд, запечатлены разные стадии одного процесса. Физической версии, объясняющей фотоснимок, пока не имеется. Любителей же эзотерики, наверное, привлечёт такая легенда: «идол» ожил как Буратино, рассердился на инфракрасный луч фокусировки фотоаппарата и «плюнул» в его сторону электрическим сгустком.
Отсюда и ощущение вспышки «будто со стороны», и фокусировка не на столбе-«идоле», а на ярком огненном сгустке. Других версий пока не имеется. А вот желание ещё раз пообщаться с компанией «Буратино» в сходных условиях, и повторить «фотосессию», сделав её более продолжительной, возникло невероятно сильное. Есть только два опасения: вдруг «идолы» подобреют и перестанут «плеваться» или же, наоборот, «плюнут» хором, да так, что мало не покажется. (Юрий Чернышов).
Язычники Саратова
В язычестве нет представления о победе некоего добра над неким злом (это разве что применительно на самых нижних, бытовых ступенях), а говорится о гармонии. То есть, язычество предполагает множество смыслов (выраженных, в частности, в архетипах множества богов). Бог познания и творчества - Велес, сексуальной стороны жизни - Ярило (Велес молодой), боевых искусств, спорта - Перун, бог так называемых высоких чувств - Ладо... и так далее, соответственно специализациям богов...
Казаков В. C.: «Мы считаем, что современное Родноверие не ставит перед собой целью обычное воссоздание того, что было раньше, в седой древности. Глупо стремиться к буквальному «возврату в прошлое», глупо стремиться к возвращению назад, нужно, используя достижения прошлого, опыт предков, двигаться вперёд.
Родноверие рассматривается нами не как застывшая в своём развитии непреложная истина, но как живое повествование, живое единение. Опыт предков мирно соседствует в нём с непосредственным опытом потомков, с нашим личным опытом. И в этом нет никакого противоречия. Опыт предков – это основа, на которой утверждается само здание Родноверия.
Мы же стараемся не только сохранить наследие предков, но и преумножить его результатами своего собственного духовного поиска, своего собственного роста, своего собственного развития. Если угодно, то Родноверие – это книга, которая непрерывно пишется каждым поколением Славян».
«Территориально мы находимся в Саратове и Саратовской области. Мы не являемся общиной в классическом понимании данного слова, так как мы не ведем совместной хозяйственной деятельности, не проживаем в непосредственной близости друг от друга. Мы содружество людей, чаще всего собирающихся вместе для проведения праздников и обрядов.
Мы занимаемся этим потому что мы слышим голос крови, слова Предков наших, потому и хотим чтобы наши дети были свободными людьми на своей земле». Недавно языческий ритуал в честь древнеславянских Богов прошел в центре города, во дворе Этнографического музея Саратова. Обряд, по заверению организаторов, не отличался от тех, что проводились в Древней Руси, и включал в себя магические заклинания и жертвоприношения.
Редкое для Саратова мероприятия было организовано содружеством «Колослава», которое отмечает языческие празднования славян. «Тем самым, - рассказал член сообщества Георгий Данилов, - мы пытаемся возродить исконные традиции наших предков. Языческие верования Древней Руси, содержали в себе обычаи, которые нельзя забывать, учили человека жить в гармонии с окружающим миром и природой».
Обряд начался с разжигания священного костра. Чтобы следовать правилам, жрецы, облаченные в национальные костюмы, зажгли огонь трением. Когда от полученной искры загорелся заменявший в древности бумагу лен и первые языки пламени коснулись хвороста, один из жрецов (каждый из них строго выполнял определенные обязанности), произнес священное славление Богов. Основу его слов составляла известная всем с детства фраза «гори, гори ясно, чтобы не погасло». Оказывается, это выражение носило в Древней Руси ведический смысл.
Потом, когда костер разгорелся, участники обряда, поочередно подходили к нему и слегка обжигали в огне свои руки. Некоторые, после этого, проводили ладонями по лицу, словно омывались водой. Таким образом, они следовали обычаю – древние славяне верили, что священный огонь имеет очищающий характер и помогает преодолеть трудности и внутренние противоречия. Вслед за жрецами, древней традиции решили последовать многие из присутствующих, один из них даже опустил в огонь свой православный крестик.
Затем наступил черед жертвоприношения. Потчевать Богов на обряде решено было хлебом, блинами и квасом. После того, как в костер опустили эти блюда, всех присутствовавших угостили квасом. При этом последователи древнеславянских верований отметили, что жители Руси почти не употребляли спиртного и даже хмельное пиво пили до тех пор, пока оно не простояло трех дней и не приобрело высокий градус.
Кульминацией мероприятия стала, вторая заключительная часть обряда – праздничная. На ней все присутствующие, взявшись за руки, прошли в хороводе, вокруг костра. Эти действия сопровождались игрой на древнерусских музыкальных инструментах: флейтах и бубне, сделанных вручную. Точно так же, или с небольшими отличиями, древние славяне проводили свои обряды более 1,5 тысячи лет назад, уверен Данилов. «Сегодняшний обряд не связан с конкретным праздником, мы отдавали почести Богам и нашим предкам.
Кроме того, мы хотели познакомить людей с языческими обычаями Руси, приобщить их к исконным традициям наших предков», - рассказал собеседник, отметив, что информацию для проведения подобных мероприятий им приходится собирать из разных источников. «Дело в том, что языческие обряды делились на 2 мероприятия: ритуальное и праздничное. Если последняя, праздничная составляющая, частично сохранилась и по сей день, в таких мероприятиях, как кулачные бои на масленицу, прыжки в высоту и тому подобное, то информацию о ритуалах приходится собирать по крупицам. Основную часть сведений мы берем из литературы, посвященной этой тематике.
Помимо этого, большой вклад внесли полевые исследования фино-угорских народов в средней полосе России. В ритуальных обрядах этих народов и славян много общего. При этом жертвоприношения животных у них проводились до начала 20 века. Это позволило свидетелям обрядов подробно изучить весь процесс, вплоть до мельчайших деталей», - рассказал язычник. («Саратов Новости»).