Главная
МЕНЮ САЙТА
КАТЕГОРИИ РАЗДЕЛА
ГЛАВНАЯ [1]
НЛО [291]
КОНТАКТЕРЫ [0]
КРУГИ НА ПОЛЯХ [0]
АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ [259]
КРИПТОЗООЛОГИЯ [276]
ЖЕРТВОПРИНОШ. [0]
ПРИВИДЕНИЯ [283]
АСТРОЛОГИЯ [0]
МАСОНСТВО [0]
СПИРИТИЗМ [0]
ЯЗЫЧЕСТВО [0]
САТАНИЗМ [0]
КЛЕРИКАЛИЗМ [0]
ГОМОСЕКСУАЛИЗМ [0]
ПРОСТИТУЦИЯ [0]
НАРКОМАНИЯ [0]
ПЕДОФИЛИЯ [0]
ПРЕСТУПНОСТЬ [0]
НАЦИОНАЛИЗМ [0]
КОРРУПЦИЯ [0]
ФАШИЗМ [0]
РАБСТВО [0]
БОЛЕЗНИ [0]
БЕДНОСТЬ [0]
НЕРАВЕНСТВО [0]
НЕГРАМОТНОСТЬ [0]
БИБЛИЯ
ПОИСК ПО САЙТУ
СТРАНИЦА В СОЦСЕТИ
ПЕРЕВОДЧИК
ГРУППА СТАТИСТИКИ
ДРУЗЬЯ САЙТА
  • Вперёд в Прошлое
  • Последний Зов

  • СТАТИСТИКА

    Главная » Статьи » СТАТИСТИКА ОККУЛЬТИЗМА » АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ

    Аномальные и загадочные места в Смоленской области. 3

    Родноверы Смоленска

    «Многие уповают на мудрость Востока, на силу Запада. А зачем ходить за тридевять морей искать то, что можно найти здесь и сейчас, надо только хорошо прислушаться и присмотреться» (волхв Благумил). В наше время многие увлекаются различными (преимущественно восточными) духовными течениями. Это похвально, так как любое стремление к духовному развитию заслуживает похвалы. Но, к сожалению, подавляющее большинство людей мало что знает о мудрости своихпредков. Сейчас легко найти сведения о китайских, японских, индийских и прочих учениях, а отыскать информацию про русскую Традицию значительно сложнее. Сказывается многолетнее уничтожение русской культуры… 

    Но, тем не менее, Традиция жива. И всё больше людей обращается к своим корням, восстанавливает разорванную связь поколений. Родная Вера (термин «язычество» используется в наше время в силу общеупотребительности; наши пращуры не называли так свою веру), несмотря на столетия гонений, возрождается на Руси.

    Это – религия Жизни. Её основа – почитание Рода-Породителя (Всевышнего) и Природы, а также – Богов и предков своих. По нашему мнению, Вселенная не сотворена «из ничего», но является проявлением Бога, который – всё и во всём. Родная Вера едина в многообразии (как сама Жизнь) – внутри неё существуют различные течения, и это вполне естественно, так как наша Традиция не приемлет жёстких канонов, признавая право каждого избирать свой собственный путь. Даже само название веры может звучать по-разному: «Родноверие», «Родянство», «Ведовство», «Исконная Традиция», «Покон», «Древлеславие», «Православие», «Язычество». Но суть от этого не меняется.

    К другим религиям последователи Родной Веры относятся вполне терпимо. Древний мир не знал религиозных войн, поскольку никто не объявлял свою веру «единственно истинной» и не навязывал её другим. Но мы не причиняем зла лишь тем, кто не творит бед нам. Ибо защищать себя – священное право каждого человека.

    Многие из знаний принадлежащих русской Традиции, сейчас бы назвали «эзотерическими». Широко известна классическая восточная система из семи чакр, но мало кто знает, что у славян существуют подобные представления. Только основных чакр выделяется не семь, а девять (две плечевые). Пользуются популярностью в современном мире скандинавские руны, но почти неизвестны, к примеру, руны балтийских славян.

    Да та же «кириллица» (якобы придуманная византийскими монахами) – по сути дела, рунический строй, где каждому знаку соответствует определённый образ. Вспомните: Аз, Буки, Веди, Добро, Глаголь… Древние волхвы прекрасно умели «исцелять», работать с энергией, общаться с духами. И, хотя многое было утеряно, Традиция не прервалась. Часть (и немалая) знаний пращуров дошла до нас из глубинывеков.

    Круг радарей «Пламя Сварги» – одна из многих организаций, занимающихся возрождением Родной Веры. В нашем круге не существует иерархии. Решения принимаются на вече. Слово «радарь», неизвестное большинству людей в наше время, означает человека радеющего (заботящегося) о чём-либо. В родноверческом движении «радарями» называют тех, кто стремится сделать для Родной веры как можно больше, не являясь ещё профессиональным священнослужителем (волхвом, жрецом). А «Сварга» значит «Небо».

    Основное направление нашей деятельности – проведение славянских обрядов и праздников. На них мы общаемся со Всевышним, Богами и предками. Кроме того, занимаемся духовными практиками (медитацией, шаманизмом и т. п.). Совместно с другими заинтересованными людьми наш круг изучает фольклор.

    Познавая Традицию предков, мы стараемся знакомить с ней тех, кому это нужно: на наши праздники часто приходят гости, желающие участвовать в обрядах или просто посмотреть на них. Скоро возобновится выпуск вестника «Светозарье», рассказывающего о древней вере, культуре и истории славян. Надеюсь, что написанное мною в этой статье помогло читателям узнать что-то новое о Традиции пращуров. Всем, кто стремится идти Путём Прави (жить, соблюдая законы Всевышнего) – удачи! (волхв Мирослав).



    Карта неоязыческих сообществ в Смоленской области



    Языческие святилища древних славян на Смоленщине

    Всем известно, что когда-то давно не существовало тех мировых религий, которые сегодня исповедуются людьми. Наши предки поклонялись многочисленным богам, которые часто были связаны с природой и не только. Были боги воды, солнца, деревьев, огня, любви, плодородия и многие другие. Кстати, такая религия, основанная на многобожии, называется язычеством.

    Вся жизнь древних славян, как они полагали, их урожай, их семейное благополучие, их достаток зависели именно от воли богов, от их расположения к человеку. Поэтому и неудивительно, что этих богов всегда старались задобрить, сделать благосклонными. Для этого им не только делали жертвоприношения и совершали обряды, но и строили особые сооружения. 

    Если сегодня местами для богослужений являются церкви и храмы у крестьян, мечети у мусульман, то у наших предков это называлось языческое святилище славян (иногда их еще называют капищами, что не совсем верно. Капище – это разновидность святилища, представляющая собой площадку). Относится возникновение таких священных сооружений к пятому-седьмом векам.

    Святилище славян обычно располагалось за пределами жилых и многолюдных поселений. Обычно для строительства выбирали возвышенное место. В постройке были свои особенности, зависящие от района проживания, местных традиций и природных условий. Обычно диаметр площадок сооружения колебался от семи до тридцати метров. Капища и святилища древних славян, независимо от района государства, имели общую черту: ограждение для защиты и не только, которое представляло собой ров или канаву до пяти метров шириной. Глубина их была небольшой. Помимо защиты они выполняли функцию вместилища для жертвоприношений.

    Асташково, Смоленская обл., Россия - городище в лесу среди болот на левом берегу Сожа. Овальная площадка (14,5х12 м) окружена расплывшимся валом (ширина 4 м, высота 0,5 м) и рвом глубиной 50 см. Под насыпью вала и в ней встречается уголь. Площадка городища вдоль вала прокалена. Третьяков П.; Шмидт Е. А., 1963. С.124-125.

    Красногорье, Смоленская обл., Россия - круглое городище (диаметр 20 м) среди болот окружено двумя концентрическими валами. Под насыпью внутреннего вала обнаружена каменная кладка со следами огня и зольный слой. Такой же слой и обгоревшие бревна лежали на верху вала. Рядом расположено поселение X-XIII вв.

    Кушлянщина, Смоленская обл., Россия - городище с круглой площадкой и двумя концентрическими валами расположено среди болот. Рядом находится селище VIII-начала XI в. и курганный могильник. Петрово, Смоленская обл., Россия - городище с круглой площадкой (диаметр 22 м) расположено среди болот. Окружено двумя концентрическими валами и рвом между ними (ширина рва 8-15 м). У края площадки на глубине 35 см (в насыпи внутреннего вала?) прослеживается зольно-угольный слой толщиной 10-13 см. Рядом находится селище древнерусского времени.

    Рудлово, Смоленская обл., Россия 9 городище с овальной площадкой (22х28 м) находится ва мысу среди болот, окружено двумя кольцевидными валами. Вблизи расположено селище X-XIII вв. Шапырево, Смоленская обл., Россия 9 городище находится среди болот. Овальная площадка (14х9 м) окружена двумя концентрическими валами и рвом (ширина рва 4 м, глубина 0,4 м), на дне которого лежат обожженные камни, уголь, зола. Центральная часть площадки окружена кругом столбовых ям и вдоль него земля покрыта углистым слоем, а под насыпью вала проходят две параллельные канавки. Найдены черепки IX-X и XII-XIII вв. (Русанова И., Тимощук).



    Оккультные источники языческого православия



    Заповедник нечистой силы

    О том, что на Земле хватает всякого рода гиблых мест, знали еще наши далекие предки. Ведали они и о «святых» местах, где сооружали капища добрым богам, а позднее - храмы. И те и другие зоны считались точками скопления некой Силы, в одном случае опасной и смертоносной, в другом - благодатной и целительной.

    Ряд современных специалистов уверен, что в этих местах открываются врата в иные миры. В наши дни ученые многих стран занимаются изучением свойств аномальных зон и составляют карту их расположения на земном шаре. Свой вклад в это дело решила внести и автор данной статьи, рассказывающая о «заколдованном месте» на юге Смоленской области.

    Сосны плавились в августовском полдне, прозрачно-голубое небо гляделось в гладь водохранилища. Вода была чересчур теплой, она нагревалась от атомной электростанции в Десногорске. Мы уже устали плавать и бултыхались теперь на мелководье. Мы - это я, 19-летняя студентка пединститута, моя мама, тетка и двоюродные сестры. И тут тетя попросила: «Юлечка, ну расскажи же нам, что там у вас в лагере за ужасы творились».

    Легко сказать «расскажи». Я не страдаю косноязычием, но тогда минут пять слова из себя выдавить не могла. А когда наконец заставила себя сосредоточиться и начала говорить, сама удивилась - запиналась на каждом слове. Однако недолго - нас вдруг приподняло приличной (баллов семь) волной и бросило к берегу. Мы не придали этому значения. Но пришла еще одна волна, за ней другая... Катер, что ли?

    Оглянулись - не только катера, даже резиновой лодки нет.

    Волны, однако, продолжали наступление, словно водохранилище сошло с ума. Небо из ясно-голубого стало серым, неизвестно откуда набежали тяжелые тучи, засвистел ветер. Мне стало жутко, и я замолчала. В ту же минуту водохранилище успокоилось, ветер улегся, а небо полностью очистилось. Мы находились за несколько десятков километров от детского лагеря «Прудок», расположенного в 30 километрах от города Рославль. В этом лагере и в окрестностях происходило много странного. Шел 1993 год.

    В то время я, как и многие на волне паранормального бума, увлекалась гаданиями, гороскопами, магией, аномальными зонами и тому подобным. А тут такие вещи происходят прямо под боком. Отовсюду - из детских комнат после отбоя, из воспитательских «боковушек» и даже от самой начальницы лагеря - до меня долетали обрывки странных, а порой и страшных историй. Но - только обрывки.

    Подробностей ни у кого было не выудить. Особенно подозрительно вел себя плаврук Володя: всегда дружелюбный и общительный, он, стоило мне об этом заговорить, словно язык проглатывал. А мне так хотелось узнать, что такое Филины, Заброшенное кладбище и Котлован. Как-то поздним вечером мы, взрослые, уложив и утихомирив детей, собрались на дружеский междусобойчик с пивом, салом и помидорчиками. Выбрав момент, я не без труда и с помощью коллег упросила Володю рассказать, что же все-таки происходит. С речью у 

    Владимира все нормально, но тут я почти физически ощущала, с каким трудом он выдавливает из себя слова. Как следовало из его рассказа, во вторую смену в лагере воспитателем работала учительница средних лет - Зоя Викторовна. С ней в корпусе была молоденькая воспитательница Света. Дети им достались самые старшие. А какое развлечение для подростков лучше, чем темнота, костер, песни под гитару?


    Надо сказать, что в лагере есть два специально оборудованных костровых места. Одно очень нравится детям, но не нравится воспитателям, потому что идти нужно за озеро, по лесной тропинке, где тьма кромешная. Зато другое - совсем рядом, специально оборудованное и светлое. Практически не бывает здесь друга молодежи - темноты.

    С самого начала смены дети упрашивали Зою сходить с ними «на костер» в лес. Однако у той каждый раз находились отговорки. И вот однажды ребята все же ее уговорили. Плаврук, по инструкции, должен сопровождать детей в походах и других мероприятиях в лесу. Они пошли все вместе: Зоя, Володя и человек двадцать детей. Было около десяти вечера, стояли самые длинные в году июньские дни. Пришли на место, Володя развел костер, дети уселись вокруг, завели песни, разговоры...

    Когда Владимир в своем рассказе дошел до этого места, с ним начали происходить странные вещи. Был он в майке, и я вдруг заметила, что его не по годам пышная растительность на груди и руках в прямом смысле слова встала дыбом и зашевелилась. Более того, из глаз совершенно непроизвольно потекли самые настоящие слезы. Говорить ему становилось все труднее. «Вот видите, - пояснил Володя дрожащим голосом, - опять. Как только начинаю об этом рассказывать, сразу трясет всего и слезы текут».

    ...Володе не сиделось у костра. Какая-то неведомая сила словно тянула его за собой. Повинуясь ей, он встал и побрел в сторону лагеря. Но, заметив слева густо заросшую травой тропу, свернул на нее и через двадцать шагов очутился на краю котлована. Было совершенно светло.

    Неизвестно, кто и с какой целью выкопал этот котлован, но произошло это явно очень давно, потому что дно его успело густо зарасти иван-чаем. Владимир словно оцепенел. Как завороженный, смотрел он на дно котлована и не мог отвести глаз. Ему казалось, что сила, заставившая его уйти от людей и огня, хотела привести его именно сюда. Но зачем?

    Вечер был на редкость тихий. Вдруг по дну котлована, по зарослям иван-чая, стремительно пронеслось нечто - как стрела, как порыв ветра. У-у-ух - стебли иван-чая склонились в одну сторону. В ту же секунду нечто прошуршало обратно. У-у-ух - склонился в противоположную сторону иван-чай. Снова все затихло. Животный, панический ужас охватил Володю. Его забила крупная дрожь, затряслись руки, из глаз непроизвольно полились слезы.

    Как добрался до костра, Владимир не помнил. Едва взглянув на него, Зоя Викторовна поняла, где он только что был. Говорить он не мог. Зоя начала водить вокруг Володи руками на манер Алана Чумака, и ее манипуляции помогли: дрожь утихла, слезы больше не лились, вернулась речь. Ровно три дня после этого случая Владимира мучили головные боли, все тело чесалось, а глаза слезились. Потом все прошло, но до сих пор он не может вспоминать эту историю без того, чтобы вновь не началась дрожь и не потекли слезы. Да и говорить об этом ему трудно, словно кто-то запрещает.

    Ох, как же мне захотелось побывать на «страшном месте» и своими глазами увидеть что-нибудь эдакое! Нашелся и еще любитель острых ощущений - лагерный тренер. Напрасно мы упрашивали Владимира показать нам это место - он наотрез отказался. Еле уговорили нарисовать план. Прихватив бумажку с его каракулями, мы пошли. Однако наши двухчасовые поиски не увенчались успехом. Лес никак не дал нам понять, что место «нечистое». Так и вернулись ни с чем.

    Прошел год. Мы с мамой снова приехали в лагерь, но не работать, а просто отдохнуть на денек. Пошли гулять. Есть там очень красивый луг, известный под названием Земляничная горка. Дорога шла как раз мимо злополучного кострового места. Был пятый час знойного июльского дня. Я была вся в своих мыслях и начисто забыла о том, где нахожусь...

    Вдруг знойную тишь прорезал жуткий крик. Ни птица, ни зверь, ни человек так кричать не могут. Вопль этот как бы предупреждал: Я здесь. И принадлежал он лесной нежити. Мы с мамой переглянулись. И вспомнили, где мы. Вопль повторился. Мы заспешили прочь. Вечером у нас адски разболелись головы, а все тело стало страшно чесаться. Продолжалось это ровно три дня, как у Володи.


    ...На Земляничной горке стояла раньше помещичья усадьба - об этом свидетельствуют одичавшие яблони, строгая липовая аллея, остатки клумб, а еще - маленькое заброшенное семейное кладбище поодаль, в лесочке. Могилки почти сравнялись с землей и густо заросли земляничником, черничником и малинником. Как-то раз я совершенно случайно наткнулась на кладбище, но потом, когда меня попросили показать его, никак не могла найти. И такое происходило не раз, да и не со мной одной.

    Например, с Аллой Аркадьевной, бессменным директором лагеря, любившей в свободное время собирать ягоды и грибы. Пошла она как-то в тихий час в молоденький лесок за котлованом, который знала как свои пять пальцев. Быстро набрала банку черники и, глядь, уперлась в бурелом. Смотрит: и тропинка совсем не та, и лес все гуще. Посмотрела вверх, чтобы определить, где солнце.

    Верхушки деревьев завели вокруг нее хоровод в медленном зловещем ритме, шелестели, нагоняя забытье. У Аллы закружилась голова, она оступилась и упала ничком. Встала, огляделась - вокруг продолговатые холмики. Тут до Аллы дошло, что она попала на то самое семейное кладбище. В ужасе она отбежала от могил, попыталась сориентироваться - бесполезно. Решила идти вперед - и через некоторое время оказалась на том же месте.

    Еще около часа леший (или как его там) водил Аллу кругами. И неизвестно, сколько бы она так плутала, если бы вдруг не услышала, как в лагере что-то объявили по громкоговорителю. Тут же к ней вернулось ощущение пространства, и она уже без труда нашла дорогу.

    ...Корпус № 2 дети считали нехорошим, особенно дурная слава шла о комнате «8»: все говорили, что одна из кроватей стоит «в плохом углу». Никто не хотел на ней спать. Те, кому она доставалась, видели дурные сны, страдали головной болью. Поэтому воспитатели селили в эту комнату не пять человек, на которых она была рассчитана, а только четверых. Но вот с небольшим опозданием, когда все комнаты уже были заняты, в лагерь привезли еще одну девочку. Наташе было 11 лет, и она непременно хотела жить в одной комнате со своей подружкой.

    А подружка уже поселилась в комнате «8», где одна кровать, естественно, была свободной.

    На следующее утро ко мне прибежала одна из соседок новенькой с криком: «У Наташи на шее красные пятна! Ее кто-то душил!» Девочки из этой комнаты и раньше жаловались, что их кто-то «душит» по ночам, но я считала это обычными детскими выдумками. «Что случилось?» - спросила я, входя. Новенькая, очень напуганная, сидела на кровати. «Мне снилось, что какой-то страшный мужик таскал меня по лагерю на ошейнике. У меня шея болит», - пожаловалась Наташа. На белой, нежной шейке ребенка я ясно увидела пунцовые отпечатки больших пальцев...

    В последние годы страшные крики - вроде тех, что я слышала у котлована, - стали раздаваться по ночам и возле самых корпусов. Официальная версия для детей: это кричат филины. Но ведь нам-то, взрослым, известно, что филины кричат только поздней осенью, да и гнезда они вряд ли стали бы устраивать возле домов, населенных детьми, которые ни одну зверушку просто так не отпустят.

    Окрестные села расположены, как будто нарочно, далеко. Наверное, местные знают о нехорошем месте больше моего, но они туда не ходят. А начни они рассказывать, так, может, у них тоже, как у Володи, язык станет отниматься. В специальной литературе упоминаний об аномальной зоне на юге Смоленской области я тоже не обнаружила... (Юлия Горская).



    Гнёздовские курганы

    Так называют комплекс древнерусских памятников, курганных могильников и городища, которые расположены вблизи поселка Гнёздово на берегу Днепра в 12 км к западу от Смоленска. Считается одним из самых значительных археологических памятников культуры смоленских длинных курганов, крупнейшим курганным могильником Восточной и Северной Европы.

    В курганах покоятся как богатые воины со всем скарбом их военного вооружения, так и простые горожане с их многочисленными бытовыми вещами. В Гнёздовских могильниках найдено около трети всех обнаруженных на территории Восточной Европы скандинавских языческих амулетов, которые называют еще «молоточками Тора».

    Такое количество скандинавских предметов IX–X веков говорит в пользу того, что в те времена варяги не только проникали в среднее течение Днепра, но и селились в этих краях. Археологические раскопки показали, что в центре поселения находилось городище - укрепленная часть города, рядом был расположен посад и кладбище (курганные могильники). В Гнёздовских курганах погребены богатые воины с предметами вооружения или простые горожане с многочисленными бытовыми вещами и орудиями, которыми они пользовались при жизни. 

    Из гнёздовского археологического комплекса происходит около трети всех известных в настоящее время скандинавских языческих амулетов, найденных на территории Восточной Европы - «молоточки Тора», кресаловидные привески и т. д. Наиболее ранние скандинавские находки в Гнёздове сравнительно немногочисленны и относятся к первой половине X века, тогда как основная их масса датируется серединой - второй половиной X века.

    Скандинавы составляли определенную часть населения «гнёздовского Смоленска» конца IX-XI вв. По подсчётам Д. А. Авдусина, среди гнёздовских курганов более 40, возможно, содержали скандинавские погребения, ещё в 17 найдены скандинавские вещи. При анализе Гнёздовского курганного некрополя выявляются интересные тенденции в развитии погребального обряда. С середины - третьей четверти X века в центральной части могильника образуется своего рода «аристократическое кладбище», состоящее из цепочки особенно высоких, так называемых «больших курганов» (до 5-8 м высотой и от 25 до 37 м в диаметре). 

    С наибольшими основаниями к этой группе относятся 6 курганов, четыре из которых расположены в Центральном могильнике (курган 20, курган 74, курган Ц-2, один - в Днепровском могильнике (курган 86), один - в Ольшанском могильнике. В погребальном обряде этих насыпей обычаи, привнесенные варягами (сожжение в ладье), соединились со своеобразными новыми ритуалами, выработанными в местной среде и неизвестными в Скандинавии.

    Эти погребальные комплексы сопоставляют с аналогичными «большими курганами» Чернигова - Гульбищем и Чёрной могилой. Очевидно, что в «больших курганах» Гнёздова и Чернигова похоронены люди, обладавшие огромной сакральной и военно-административной властью. Видимо, к середине X века в Гнёздове оформилась собственная княжеская власть, субъекты которой, возможно, входили в группу лиц, упомянутых в Повести временных лет под 907 годом: «по тем... городом седяху велиции князи, под Олгом суще».

    В 950-е годы все сооружения «центрального» участка (раскоп П-8) погибли в результате пожара. В лежащих выше горизонта нивелировки слоях содержится значительная доля «среднеднепровской» высококачественной круговой керамики, овручские пирофиллитовые пряслица и ременные украшения «черниговской» школы. В 950 - первой половине 960-х годов Гнёздово подверглось военному разгрому, сопровождавшемуся уничтожением высшего слоя гнёздовской элиты. На возможный насильственный характер этих изменений указывает выпадение целой группы кладов в 950 - начале 960-х годов.

    По гипотезе Н. И. Платоновой, 22 «князя» или «архонта» Руси, чьи представители упомянуты наряду с послами Игоря, Ольги и Святослава в русско-византийском договоре 944 года и протоколах приёмов Ольги в Константинополе в 946 или 957 году и, напротив, не упомянутые в русско-византийском договоре 971 года, были устранены с политической сцены в 50-60-х годах X века.

    После разорения раннегородской центр в Гнёздове был немедленно восстановлен и на следующие десятилетия приходится его расцвет, фиксируемый по археологическим данным. Новая элита, управлявшая городом и его округой в период господства киевской администрации, представлена погребениями в камерных могилах, которые в совокупности датируются второй половиной X века.


    Для Гнёздова наиболее характерны ингумации в деревянных камерах каркасно-столбовой конструкции (как и для могильников Шестовиц и Чернигова) - угловые деревянные столбы вкапывались или вбивались по углам могильной ямы, а уже к ним крепились деревянные стены погребального склепа.

    В нескольких захоронениях в Гнёздове, Старой Ладоге, Тимерёве и Пскове зафиксированы следы берёсты, покрывавшей дно могилы. В ряде случаев в Гнёздове, Шестовицах, Киеве (некрополь на Старокиевской горе), Чернигове и Тимерёве исследователями отмечено существование камер отличной и от срубной, и от столбовой конструкций.

    В Гнёздово камеры распределены достаточно равномерно между всеми могильниками, чаще всего, по границам курганных групп. В самых поздних группах погребений (в Правобережной Ольшанской и в Днепровской) камеры расположены хаотично по всей площади могильника. По основаниям столбов из двух камерных погребений Гнёздовского некрополя получены дендродаты - 975 и 979 годы. В погребении в камере кургана Ц-171 отмечен обряд, где гроб, сбитый гвоздями и содержавший останки женщины, был помещён в камеру столбовой конструкции, что типично для Южной Балтики и староладожского Плакуна, а в Бирке гробы в камерах отсутствуют.

    Основными занятиями населения Гнёздова были торговля и ремесло. В городе имелись разные ремесленные мастерские: кузнечные, слесарные, ювелирные. Гнёздово, наряду с Городком на Ловати, было одним из двух центров производства трёхдырчатых и ромбовидных подвесок. Находки шиферных бус в Гнёздове и на Очеретяной горе близ Шестовиц свидетельствуют о попытке производства собственных бус из местного сырья в Южной Руси во второй половине X века.

    Самой многочисленной находкой была домашняя утварь. Также среди вещей, найденных в Гнёздово были бритвы и ножницы, серпы, подковообразные застёжки-фибулы, подвески к ожерельям, славянские и балтийские височные кольца, языческие амулеты, восточные ременные наборы.

    При раскопках кургана № 13 была найдена корчага из Керчи, с древнейшей у нас кириллической надписью. По мнению О. Н. Трубачёва кириллица древнего образца свидетельствует о проникновении на Русь глаголицы из Среднего Подунавья. Однако обнаруженное в 2013 году писало норманистка Тамара Пушкина отнесла не к X веку, а к XII или XIII веку.

    Луннические височные кольца «нитранского типа», кольца с гроздевидной подвеской, лучевые височные кольца (рубеж IX-X вв.), обнаруженные в Гнёздове, и некоторые типы гончарной керамики (20-30-е годы X века) своим происхождением связаны с Великой Моравией, откуда, вероятно, прибыли славянские беженцы, теснимые венграми.

    Некоторые изделия привозные, преимущественно женские украшения из Скандинавии. Отдельные предметы вооружения имеют североевропейское, западнославянское и восточное происхождение, относящиеся к IX-XI векам (шлемы, стрелы, боевые топоры, мечи). При раскопках найдено большое количество восточных арабских монет - дирхемов, попавших сюда с арабского Востока по Волго-Балтийскому пути. 

    Широтный путь росов с верховьев Днепра «в чёрную Булгарию и Хазарию» на Волгу, описанный в 42-й главе византийского трактата X века «Об управлении империей», совпадает с выводами археологов о том, что широтный торговый путь «Западная Двина - Днепр - Ока - Волга» был главной коммуникационной артерией в истории раннего Гнёздова, а «Путь из варяг в греки» стал в Гнёздове основной торговой магистралью только с середины X века.

    В двух погребениях были обнаружены кольчуги, довольно часто находят отдельные кольца и обрывки кольчужного плетения. В Гнёздово нашли две целые и одну фрагментированную доспешные пластины. Ещё одна пластина от доспехов с древнерусской территории, относящаяся к Х веку, найдена на селище рядом с Сарским городищем.

    При раскопках в Гнездово в так называемых Больших курганах, где, возможно, захоронены представители княжеской династии. Один из шлемов находит аналогии среди материалов Великой Моравии, что, наряду с другими великоморавскими артефактами, найденными в Гнёздово, позволяет предполагать передвижение в Гнёздово беженцев из Великой Моравии после её разгрома венграми. Второй шлем имеет аналогии со степными, кочевническими древностями.

    Т. И. Алексеева, исследовав в 1990 году краниологическую серию Гнёздовского могильника из четырёх мужских и пяти женских захоронений (два мужчины и две женщины из погребений в камерах), определила явное сходство с балтским и прибалтийско-финским комплексом и отличие от германского комплекса.


    Анне Стальсберг считает, что одновременные парные погребения с ладьёй в Гнёздово не идентичны вторичным захоронениям, найденным в несожжённых камерах в Бирке. Также она определила, что ладейные заклёпки из Гнёздова ближе к балтийской и славянской традиции, нежели к скандинавской, и объединила их с заклёпками из староладожского Плакуна, приведя заключение Я. Билля о том, что заклёпки из Плакуна ближе к балтийским и славянским. А. Стальсберг полагает, что при захоронении славянок могли использовать одну фибулу. Из 43 гнёздовских трупосожжений с овальными фибулами, лишь в 5 случаях отмечено не менее двух фибул. Всего к 2001 году в Гнёздовском археологическом комплексе обнаружено 155 фибул.

    Раскопки в Гнёздово продолжаются до настоящего времени.

    Ученые предполагают, что население города было полиэтничным (имеются разногласия о преобладающем этносе и его количестве). По мнению писателя С. Э. Цветкова, постановка такого вопроса является надуманной со стороны последователей норманнской теории. По его мнению, можно говорить лишь только о славянах, так как 96 % находок относится к этому этносу, по остальным 4 % принадлежность установить сложно.

    Очень многие черты погребального обряда и материальной культуры схожи со скандинавскими. Найденные в Гнёздове предметы имеют аналогии с предметами, найденными на территории Скандинавии. На данный момент у ученых, занимающихся раскопками в Гнёздове, не вызывает никакого сомнения факт присутствия там большого количества скандинавов. По подсчетам Ю. Э. Жарнова на основе материалов погребений, скандинавы составляли не менее четверти населения Гнёздова.

    1 2 3                  


















    Категория: АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ | Добавил: admin (14.01.2017)
    Просмотров: 1925 | Рейтинг: 5.0/3