Аномальные и загадочные места в Тульской области. 2
Хованщино (плазмоиды)
Этой осенью (в сентябре) занесла нас нелегкая в Кимовский район. Ну, еще бы, конец сентября, на Куликовом поле фестиваль, а такое событие мы не могли пропустить. Короче говоря, собрались, да поехали. А заодно, раз уж все равно в тех краях будем, решили хотя бы один «святой» источник посетить и на чудеса архитектуры полюбоваться. Прикинули маршрут: Богородицк, Епифань, Хованщино и дальше уже Монастрыщино.
В Богородицке в этот раз останавливаться не стали, а вот в Епифань заехали (я о ней еще буду говорить), но в данной статье остановлюсь на селе Хованщино (оно же Хованщина). Поехали мы туда, чтобы «святой» источник посетить и на храм посмотреть, заодно и полезное дело сделать. Все же в нашей глубинке такие шедевры архитектуры попадаются, что дух захватывает, а самое печальное то, что время их не щадит, и скоро, совсем скоро, сотрет с лица земли, так, хотя бы на фото соберем былое наше величие. А заодно и с каталогами православной архитектуры поделимся, цель у нас общая.
Короче говоря, приехали, посмотрели, чем и как село живет. Свежим воздухом подышали, сделали несколько фото. Вот тут стоит отметить, что фотографируем мы на два фотоаппарата. Все же два человека, две пары глаз и совершенно разные взгляды на одни и те же вещи. К тому же, один что-то подмечает, а второй этого не видит, а когда фотографии делают двое, картинка более полная собирается. К тому же, я тот еще фотограф, рот раскрою и по сторонам глазею.
Но не в этом суть, самое интересное началось дома, когда мы стали фото просматривать (с этим вышла заминка, о которой я ниже расскажу). И вот, на одной фотографии обнаружился… кружок шарик сфера!
- Смотри! Что это такое?
- Да я откуда знаю? Фото, наверное, плохое.
Вот, да, я бы и не заметила этот кружок, если честно. Но он возник и на другой фотографии, сделанной с иного ракурса.
- О! Опять он.
- Это у тебя фотик сломался, смирись.
- Нет, это плазмоид!
Есть мнения, что плазмоиды – форма жизни. У них даже нормальные названия есть: летуны, гарпии, сущности, орбы и, как ни странно, НЛО. Пугающие, между прочим, названия. Говорят, что они (эти самые существа) бывают не только круглыми, форма совершенно разная, даже на медуз похожи. Встречаются везде, где им хочется, особого вреда не несут.
Еще есть предположения, что это души умерших людей, жители параллельного мира и прочее и прочее. Невооруженным глазом их не заметить, но на фото и видео эти красавчики вовсю появляются. Иногда, как в нашем случае, по одному, иногда целыми «стаями». А еще, говорят, что такие сущности оказывают положительное воздействие на человека. Уж не знаю, не знаю, с нами все совсем наоборот было.
Версия вторая. Научная
Что такое плазмоид? По сути своей – сгусток плазмы, который, более или менее, свободно живет (свободно, но не долго). Плазма науке известна, но до конца совсем не изучена. Мы привыкли к плазме в ее газообразном состоянии, а какой она еще бывает, кто ж ее знает??? Отличным примером такого плазменного плазмоида (масло масленое) является шаровая молния, но ее природа, опять-таки, до конца не изучена. Так вот, чтобы плазмоид возник, какие-то специальные условия быть должны (температура, заморочки с магнитными полями и тому подобное). Вот, например, даже в микроволновке его можно сделать (только не нужно).
Призрак бродит по школе
Чей дух пугает припозднившихся учителей? В Ямно-Селезенёвской школе района по вечерам появляется призрак князя Волконского. Ходят слухи, что после полуночи здание школы заполняется странными звуками. То в школьной столовой начинают звенеть ложки и вилки, то кто-то шумно перекладывает листы бумаги в учительской, то отчетливо слышны чьи-то шаги.
Для пресечения этих безобразий в школу пригласили двух православных священников. Все заметили, что во время обряда освящения необычайно сильно трещали свечи, словно неведомый дух не желал уходить из облюбованного места. После этого о призраке слышали редко, но в последнее время он якобы вновь активизировался.
Он любит появляться вечером, когда вокруг тихо и мало людей. Проникает внутрь даже через запертую на ключ дверь и бродит по школе. Причём никакого страха у людей его присутствие не вызывает, так что, по-видимому, это добрый дух. К ученикам призрак относится положительно. Детям в школе весьма комфортно, а успеваемость - одна из лучших в Ленинском районе. Таким образом, Ямно-Селезенёвская школа напоминает старые английские учебные заведения, обязательно имеющие своё привидение.
Обвинён и бит кнутом
В бывшем селе Селезенёве и ныне процветающей деревне Ямна была старинная вотчина князей Волконских, ведущих свой род от самого Рюрика. И самым знаменитым отпрыском этой ветви семьи считается князь Григорий Волконский (1666 - 1718).
Григорий Иванович - незаурядный человек. Активно участвовал в войне со шведами, был ярославским и тверским обер-комендантом, служил воеводой в Козлове, подавлял Булавинское восстание на Дону. В конце карьеры «имел в своём ведении всё оружейное дело вообще». Благодаря дружбе с Меншиковым в 1711 году Волконский вошёл в состав первого петровского сената. Через год, по именному указу Петра I, князь Григорий начал строительство Тульского оружейного завода.
Одновременно с созданием завода Волконский обустраивает свою тульскую резиденцию. Возводит в Селезенёве каменный храм во имя «святого» Николая Чудотворца, строит в усадьбе большой каменный дом, интерьеры которого по роскоши напоминали подмосковные усадьбы царских вельмож.
В 1715 году, когда оружейный завод был в основном построен, в царскую канцелярию подбросили подмётные письма с доносом на нескольких влиятельных сановников. Под следствием оказался и Волконский. По Туле больших злоупотреблений за ним не выявилось, но вскрылось немало других грешков.
Князь Григорий был схвачен по обвинению в «причинении тягости народу» и «посрамлении правительствующего Сената», бит кнутом. За нарушение присяги ему жгли раскалённым железом язык. Царь был очень раздражён на Волконского и называл его Иудой... Когда через несколько лет преступники были восстановлены в правах и звании, Волконского эта амнистия в живых уже не застала. Возможно, он без покаяния умер в застенках под пытками. Впрочем, есть сведения, что Волконский скончался уже здесь, в Селезенёве,в 1720 году.
Из храмовых кирпичей
В 1755 году внучка князя Григория Волконского вышла замуж за калужского помещика Ардалиона Лопухина и получила в приданое Селезенёво и Ямну. Потомки от этого брака владели поместьем до самой революции. В 30-х годах Никольский храм в Селезенёве и могилы Волконских были разрушены. На месте барской усадьбы из храмовых кирпичей выстроили двухэтажное здание, в котором устроили артель по пошиву обуви.
В 1961 году там разместилась Ямно-Селезенёвская школа. Вероятно, кипучая энергия её учеников и разбудила силы, долгие годы дремавшие в стенах, возведённых из храмовых кирпичей. Прямой потомок наказанного сенатора - князь Олег Валентинович Волконский, ныне живущий то в Вашингтоне, то в Москве, узнав о печальной судьбе бывшей вотчины, разрушенной церкви и поруганных могилах предков, написал: «Призрак правильно делает, что пугает учителей, хотя они ни в чём не виноваты…». А недавно в овраге рядом со школой поисковики обнаружили останки расстрелянных немцами людей. В годы Великой Отечественной войны школьное здание находилось в самом центре битвы за Тулу.
Материалы Нюрнбергского трибунала так описывают эти трагические события: «8 декабря гитлеровцы прикрывали своё отступление из деревни Ямна Тульской области гражданами из местного населения. 12 декабря в том же районе они собрали 120 человек стариков и детей и пустили их впереди своих войск во время боёв с наступавшими частями Красной Армии».
Как вспоминали наши ветераны - участники тех сражений, «...в девять часов утра немецкие автоматчики пошли в наступление из деревни Ямны на деревню Барсуки, где находились исходные рубежи наших войск. Когда наша пехота поднялась в контратаку, её начал косить пулемётный и миномётный огонь. Оказывается, в деревне Ямны на нижнем этаже двухэтажного кирпичного здания (где ныне школа) были установлены два пулемёта и один миномёт. Орудие сержанта Горбача выкатили на прямую наводку. Наводчик Золя и заряжающий Лукин послали четыре снаряда прямо в цель. Огневые точки замолчали...».
Смерть так и ходила вокруг этого места. Здесь гибли мирные жители, наши и немецкие солдаты. Стоит ли удивляться появлению призрака. Странно, что он один… («АиФ в Туле»).
Дама в белом. Легенда Богородицка
Вообще, парк в Богородицке хранит много загадочных историй, с ним связан не один миф (мы их все, конечно же, рассмотрим), но именно эту я нашла случайно, и раньше никогда даже не слышала. За достоверность информации (хотя, какая уж тут достоверность в таких-то случаях) вообще, не ручаюсь. Но все равно расскажу, потому что люблю такие страшилки.
На этот раз говорить будем о привидениях. На самом, деле призраки в России встречались довольно-таки часто, но это почему-то в начале века XX – в конце IX. Возможно, это как-то связано со спиритическим бумом в те времена (среди дворян популярное развлечение было, правда, в Европе в основном, хотя и наши не отставали), но, да ладно. Сейчас, говорят, их тоже видят, правда, значительно реже. А вот об одном призраке поговорим подробней.
Дело было так
Происходило все, как уже видно из заголовка в тихом городке – Богородицке. Мы уже писали, что это город с историей, с красивым парком, и некогда прекрасным прудом. Графская усадьба, кое-где разбросанные руины (мелкомасштабные, правда) – остатки былой роскоши, и отдаленные уголки, заросшие старыми деревьями, в наличии тоже имеются. Рай для призраков (удивляюсь, как это я ничего и никого такого-этакого еще там не встретила). Усадьба эта сейчас превращена в музей, но раньше она, само собой, была жилой (принадлежала графу Бобринскому). Место в свое время очень и очень красивое было, соответственно, гости туда съезжались со всех сторон, даже из нашей второй столицы – Петербурга.
Ну, и в тот злополучный раз в усадьбу понаехали гости. Гуляли, забавлялись, наслаждались потрясающими прогулками по парку и набережной Большого пруда. Удивлялись, глядя на водопады и то тут, то там мелькающие островки. Короче говоря, чудесно проводили время. Среди отдыхающих так же была гостья из Петербурга. Молодая дворянка, ни имени ее я не знаю, да, вообще, ничего о ней не знаю. Так вот, эта леди имела неосторожность влюбиться в местного садовника.
Уж не знаю, что у них там вышло. То ли садовник не ответил взаимностью, то ли ответил, но не так, как хотелось бы молодой леди. Короче говоря, сердце ее было разбито, смысла в своей дальнейшей жизни девушка не видела, и… утопилась в пруду с горя. Вот, что с людьми любовь вытворяет. Призраки в России. Теперь начинается самое интересное. Рассказывают, будто бы ее неупокоенная душа до сих пор бродит по набережной, по парку, посещает усадьбу. Поднимается по винтовой лестнице на обзорную площадку. Может быть, ждет кого-то или ищет? Может быть того самого садовника, который разбил ей сердце?
Однако многие гуляли в тех местах, я в том числе. И даже по ночам, и даже в самых дебрях парка, но никаких призраков не видела ни я, ни мои товарищи. Очевидно, эта леди пугает избранных, возможно, только садовников? Говорят, что кто-то умудрялся сфотографировать Богородицкое привидение. Опять же, фотографий ее я не встречала, а хотелось бы. Так что придется нам ограничиться только рассказом. Он, кстати, может пригодиться, надо же какие-то истории ночью у костра рассказывать.
Крутоярский зверь – миф или реальность
Творчество М. М. Пришвина тесно связано с русской глубинкой… В начале двадцатого века писатель некоторое время провел в г. Белеве, Тульской области. И там были написаны несколько рассказов входящих в так называемый белевский цикл. Один из рассказов называется «Крутоярский зверь», при его создании были использованы некоторые легенды белевской земли. Конечно, художественная фантазия писателя значительно изменила подлинные предания, но все же они достаточно легко могут быть выделены. Достаточно просто быть знакомым с их содержанием.
В частности М. М. Пришвин переработал легенду об основании г. Белева. Та легенда гласит, что на месте основания этого древнерусского города жил «был» некий «лев»: «бе-лев». Однако это предание писатель переработал, изменив наименование на «бе зверь», и объединил с поверьем о некоем звере обитавшем в озере Крутоярском: «Никто его не видел, но все знают, что губы у него телячьи. Никто его не слышал, но все знают, что кричит он черным голосом. И голос его роковой».
Казалось бы, что упоминание о неизвестном животном относится именно к тому случаю, когда говориться об авторской фантазии. Ведь согласно рассказу город Безверск (прототип Белева) находится на берегу Крутоярского озера. А на самом деле у Белева не расположено каких-либо крупных естественных водоемов кроме Оки и в округе нет топонимов типа «Крутоярское озеро». Но, если предположить, что писателю удалось зафиксировать неизвестную ныне легенду, то может, стоит продолжить поиск упоминаний о мифическом звере?
Этот вопрос так бы и оставался открытым, если бы автору этой работы не встретилось подобное упоминание, но уже от реального человека. В ходе сбора этнографических материалов в 1999 году встретилось интересное сообщение: «В одном озере Белевского района, водится какое-то животное, оно плескается и кричит по ночам». Поскольку, это сообщение было записано от жителя г. Белева, то было отнесено в разряд интересных слухов, ничем не подтвержденных. Но оно позволило задуматься над рассказом М. М. Пришвина. Сколь далеко зашла фантазия писателя, и где заканчивается правда и начинается вымысел?
Дальнейшее продолжение эта тема нашла тогда, когда в личной беседе с одним белевским краеведом зашла речь об этом животном. Он как человек интересующийся историей родного края, не мог не знать эту легенду. И действительно он был с ней знаком. Однако, как положено воспитаннику советской школы, он отвергал реальную возможность существования неизвестного науки животного. Он высказал предположение, что если бы такое животное и существовало, то было бы неминуемо унесено из озера вместе с разливом реки Оки.
Что собой представляет искомое озеро – это, по-видимому, старица (часть древнего русла Оки), вытянуто вдоль течения Оки, недалеко от нынешнего русла реки. Расположено оно в широкой распахиваемой пойме. По свидетельству жителей окрестных сел, озеро было богато рыбой, запасы которой возобновлялись вместе с очередными разливами Оки, однако о неизвестном животном они молчат. Само озеро не очень большое, примерно 100 на 300-400 метров.
Уже можно сделать вывод, что в недалеком прошлом была известна легенда о необычном животном, обитавшем в озере. Эту легенду услышал М. М. Пришвин и знал краевед. К сожалению, непосредственного носителя этого предания найти, пока не довелось. Однако цель у этой работы несколько иная. Хотелось бы задуматься не над этнографической ценностью легенды, а над ее достоинством в качестве источника информации.
Зададимся вопросом, на сколько это сообщение является легендой, а на сколько рассказами очевидцев о встрече с неизвестном науке животном? Для начала рассмотрим факторы, по причине которых такого животного быть не может, а затем через рассмотрение данных допускающих такую возможность ответим на вопросы:
1. озеро очень маленькое, для существования популяции относительно крупных животных. 2. озеро находится в Центральной России и маловероятно, что животные смогли существовать, будучи не обнаруженными учеными. 3. разливы Оки действительно практически обновляли весь водный запас озера. 4. если бы такое животное и существовало в реальности, о нем бы знал достаточно широкий круг людей, а в нашем случае только оговорки и недомолвки. 5. если такое животное и существовало, то представители этого вида должны были встречаться и в других местах Центральной России.
Итак, очень много факторов говорит не в пользу вероятности существования какого-либо неизвестного животного в Сныховском озере и, шире, в Центральной России. Но не будем отрицать саму возможность, как советовал известный ученый В. И. Даль. Рассмотрим свидетельства говорящие в пользу такой возможности.
Поскольку к концу ХХ века не было зарегистрировано ни одного внушающего доверия свидетельства, следует признать, что, если такое животное, и существовало, то в прошлом веке или еще раньше популяция была истреблена. Все-таки антропогенное воздействие могло нанести непоправимый ущерб существованию группы животных. Распахивание земли в непосредственной близости от озера, интенсивная рыбная ловля, а во второй половине ХХ века химизация сельского хозяйства не могли благотворно повлиять на природные условия. А значит, до этих зверей (если верить писателю М. М. Пришвину) могли и не добраться вездесущие ученые-биологи.
Но, если животное существовало в прошлом, и его популяция насчитывала достаточное количество особей для продолжения вида, то о нем непременно остались бы какие-либо сведения. И, как ни странно, такие сведения имеются. По отношению к региону белевского края можно назвать легенду, зафиксированную в рассказе «Крутоярский зверь» и немногочисленный слухи, сохранившиеся до сих пор в народе. По отношению же к более широкой территории Центральной России можно привлечь данные, имеющиеся в монографии академика Б. А. Рыбакова «Язычество древней Руси», конечно, эти строки вспоминаются всегда, когда заходит речь о возможности существования неизвестных рептилий, но, все же, хотелось бы их повторить:
«Представляет интерес реальный прообраз священного ящера, подводного бога, которого новгородцы XYII века называли «коркодилом». Современная зоология плохо помогает нам в поиске прообраза ящера, но если мы обратимся к «Запискам о Московии» С. Герберштейна, написанным в первой половине XYI в., то найдем там искомое в разделе о Литве:
«Там и поныне очень много идолопоклонников, которых кормят у себя дома, как бы пенатов, каких-то змей с короткими лапами на подобие ящериц с черным и жирным телом, имеющих более 3 пядей (60-75 см) в длину и называемых гивоитами. В положенные дни люди очищают свой дом и с каким-то страхом, со всем семейством благоговейно поклоняются им, выползающим к поставленной пище. Несчастья приписывают тому, что божество-змея было плохо накормлено». Вот такие реальные земноводные, являющиеся объектом домашнего культа, и могли быть исходным материалом для образа более значительного бога озера, реки или всего подземного мира.
Рассказ австрийского посланника о ящерах не является выдумкой – в том же XYI в. его подтвердил псковский летописец: «В лета 7090 (1582) … Того же лета изыдоша коркодили лютии звери из реки и путь затвориша; людей много поядоша. И ужасошася людие и молиша бога по всеи земли. И паки спряташася, а иних избиша».
Здесь речь идет не о прикормленных к дому обожествленных «гивоитах» («живоитах»), а о реальном нашествии речных ящеров». К работе Б. А. Рыбакова можно добавить еще один из сюжетов русского лубка – «Баба-Яга едет с коркоделом битися», на котором изображена ведьма в ступе и какое-то странное существо темно серого цвета. Вид у «коркодела» скорее антропоморфный, так обычно в лубке изображали водяных, но сам сюжет говорит о том, что с «коркоделом» наш народ был знаком и до появления чартерных рейсов в Египет и Индию.
Можно даже предположить, что эти «крутоярские звери» были не рептилии, а земноводные, наподобие крупных саламандр, которые в теплых регионах планеты достигают полуметра и более. Если принять эту версию о земноводном, то тогда объясняются некоторые особенности поведения этих животных. Жирное тело, о котором упоминал Симеон Герберштейн, может быть телом земноводного без чешуи, покрытом слизью.
Объясняется и громкий крик животного по ночам, у большинства земноводных это является признаком брачного периода и обозначения своей территории. Проживание животного в конкретном водоеме или возвращение в него в период размножения – это так же характерный признак жизнедеятельности земноводных. Объясняются даже телячьи губы крутоярского зверя – у земноводных нет сильно развитых зубов как у рептилий. Питаться такое животное могло лягушками и рыбами, могло и переходить в Оку – инстинкт непременно вернул бы его в озеро, где оно вывелось. На зиму земноводные зарываются в ил и впадают в спячку, которая заканчивается уже после того как прошло половодье.
Если это животное не представляло промыслового интереса, то могло быть и не известно большинству населения или было известно, но не представляло интереса. Чем и обусловлено практически полное молчание народной памяти об этом земноводном. Мы же сейчас не очень много встречаем упоминаний о лягушках в современных новостях. А вот если они начнут бросаться на людей и «много людей поядоша», тогда мы о них точно услышим. (Виталий Егоров. Тула).
Кургузовские лабиринты под Тулой
Корреспонденты «Слободы» отправились в населенный пункт, что в нескольких сотнях метров от разлома. Ощущения здесь, скажем, не самые приятные: кажется, что на голову постоянно что-то давит, не покидает ощущение тревоги и страха. Быть может поэтому, обойдя все дома, мы не застали в деревне ни одного жителя? Пожухлая трава вдоль проселочной дороги (вокруг – зеленая!) примята каким-то особым образом. Одного местного жителя нам все-таки удалось встретить: им оказался дачник и по совместительству сторож по имени Владимир. Он сначала рассмеялся на наш вопрос о геопатогенной зоне, но потом призадумался…
– Вот, например, в прошлом году был такой случай: один москвич пошел в лес, – рассказывает Владимир. – Предупреждали его, а он в ответ только отмахивался: мол, я много по лесам ходил, и в брянских лесах бывал, и в тайге, не заблужусь.
…Говорят, из леса самонадеянный мужчина вышел только под вечер, в районе поселка Гигант. Казалось бы, от Кургузовки до Гиганта всего около 7-8 километров, но плутал мужик очень долго.
– С тех пор в лес он больше не ходит, – говорит Владимир.
Старожилы из Кургузовки рассказывают, что странные явления в их деревне случались и раньше. Самый громкий случай произошел около десяти лет назад: тогда два жителя Московской области пошли по грибы в лес за деревней. Разделившись буквально на пару минут, мужчины потеряли друг друга из виду. Первый через некоторое время вышел к автомобилю, стоявшему рядом с лесополосой. Не найдя товарища, он отправился в Кургузовку за помощью.
Пока мужчина вел поиски, наступил вечер. И к машине, стоящей возле леса, вышел его заблудившийся товарищ. По словам «потеряшки», он плутал всего полчаса, за которые успел выйти на странную поляну с пожухлой желтой травой (это в разгар лета!). В реале с момента, когда он потерялся, прошло более десяти часов… Именно такие явления – «не было полдня, а прошло всего пять минут» – называются хрономиражи: как бы мираж, но со временем.
– Если не местный человек заходит в наш лес, он часто теряется, – говорит Владимир. – Там у нас овраги… идешь через них, спускаешься в один, в другой – и как в лабиринте! Возвращаются из них действительно позже, чем могли бы.
Кстати, во время нашего пребывания в Кургузовке у нас отказывался нормально работать компас: стрелка указывала в противоположном направлении, хотя залежей металлов в этой местности никогда не бывало… Некоторые местные – из тех, что помоложе – ходят по лесу с навигаторами. Хотя в здешних местах и навигаторы часто врут.
«Зона» забирает жизни?
Неподалеку от деревни проходит железнодорожное полотно – именно здесь, по рассказам местных жителей, постоянно гибнут люди.
Сергей Дубинин – Не знаю, по какой причине – аномальной или это нарушение техники безопасности, но гибнет много, – рассказывает Сергей Дубинин, работник комплекса технических средств для модернизации (КТСМ). – Лично я своими глазами видел два трупа – но говорят, их тут было гораздо больше. Хотя здесь открытый и ровный участок полотна, и как можно не заметить приближающийся поезд – ума не приложу…
Другое необъяснимое и странное явление здесь наблюдается весной.
– Прямо рядом с полотном, у железной опоры – страсть сколько ужей! – продолжает Сергей. – Прямо целые клубки. И главное, такие «шланги» – чуть ли не с руку толщиной!
В деревне Федяшево близ Кургузовки – свои странности: здесь зашкаливает уровень преступности. (Валентина Иванова) – Я на пенсии уже 15 лет, здесь сижу безвыездно, – говорит жительница Федяшева Валентина Иванова. – За прошлый год около 12 человек в тюрьму посадили за разбои и убийства – одна молодежь! Вот такие у нас «аномалии»…
Нетипично высокий уровень преступности говорит о том, что на людей действительно воздействует какая-то непреодолимая сила. Кроме этого, в Федяшеве также наблюдаются существенные нарушения хода и восприятия времени. Местные животные и птицы здесь избегают определенного места, а именно – почти до основания разрушенного имения Марии Александровны Гартунг, дочери великого русского поэта Александра Пушкина. Корреспонденты «Слободы» пробыли в этом месте порядка получаса. Ощущение от этих развалин – самое неприятное: гнетущее и тяжелое, страх и даже паника. В Тулу мы возвращались с плохим самочувствием, ощущением слабости, разбитости и подавленности. («Эзо Рейтер»).
Город Суворов, аномальная зона
Сегодня речь пойдет Тульской области, вернее о городе Суворове, именно в окрестностях этого славного города местные жители замечают странные аномальные явления. Корреспонденты «Слободы» отправились в аномальную зону, чтобы выяснить, действительно ли там есть что-то необычное. Местные рассказали нам несколько презабавных историй. Суворовец Юрий поделился информацией о неопознанном летающем объекте, который прилетал этой весной в поселок неподалеку и оставил на суворовских полях жутковатые круги.
- Сделать такое любой сельскохозяйственной техникой или вручную просто нереально, - уверял Юрий. - Сразу после загадочного случая на место предполагаемой высадки НЛО даже специально приезжали уфологи из Москвы. Корреспонденты «Слободы» отыскали человека из Северо-Ватцевского лесничества, который был очевидцем происшествия. Алексей Толоконников рассказал нам подробности произошедшего в мае 2010 года не-обычного случая.
- Было это около пяти-шести часов вечера, - рассказывает Алексей Трофимович. - Окраину населенного пункта озарила ярко-красная зарница, причем свет взялся непонятно откуда:
Когда люди прибежали на поле, они увидели два громадных круга примятой травы диаметром 10-15 метров. При этом трава была примята в разные стороны: один круг - по часовой, а другой - против часовой стрелки.
- Минут через пять красный свет начал уходить в небо, - говорит Алексей Трофимович. - При этом никаких громких звуков слышно не было. Это случилось весной, так что следов на траве сейчас, конечно, не осталось - все заросло.
Кстати, около года назад жители лесничества наблюдали такую же зарницу на том же самом поле.
- У нас это уже второй подобный случай, - говорит Алексей Трофимович. - Выглядело все так, как будто ураган прошел и траву положило. Но вихря-то никакого не было!
- Есть здесь неподалеку одно странное место, - рассказывает Сергей Иванов, 47-летний житель Суворова. - Раньше там была железная дорога - узкоколейка, сейчас от нее осталась только одна насыпь. Когда-то, еще до войны, по ней возили дрова в Тулу. Так вот, это место тамошнее население называет аномальным: там компас начинает крутиться, как бешеный, и там очень легко потеряться, поскольку невозможно определить, где ты находишься.
А еще Сергей Иванов рассказал, что в этом районе с незапамятных времен была необычная яма.
- Когда была жива моя прабабка, мы ходили туда за грибами, - говорит Сергей. - Глубиной яма метров 30-40, диаметром метров сто. Я своими глазами ее видел, хотя теперь уже вряд ли найду.
Когда именно возникла эта воронка, уже никто не помнит. Но рассказывают, что много людей здесь сгинуло: ушли и не вернулись. На озерах была секретная военная база. После разговора с местными жителями мы отправились в сторону загадочных суворовских озер.
- Рабочие поселения здесь существуют с 60-х годов, - рассказал нам Виктор Васильевич Леонов, житель рабочего поселка неподалеку от карьера. - При Советской власти место это действительно было охраняемое - всегда были надзирающие, те, кто смотрел. Добывали здесь огнеупорную глину - особенно ценную, другой такой во всем Союзе не было - по сто вагонов за смену отгружали!
Вблизи единственного сохранившегося поселка из нескольких домов - полуразрушенные жилые и производственные помещения. Раньше и здесь люди жили, но потом покинули эти места. Долго находиться здесь, рядом со строениями, довольно сложно: гнетущая атмосфера, недостаток воздуха (хоть и находишься посреди леса, но ощущение, как будто задыхаешься) и гробовая тишина делают свое дело.
Отдыхающие на озерах люди рассказывают, что на этом месте была когда-то закрытая военная база. Косвенно эту версию подтверждают и местные дороги, не обозначенные ни на одной карте района и области, и рельеф местности.
«Бесовский карьер»
Проехав несколько километров через озера, мы оказались на Безовском (по названию населенного пункта Безово) карьере. Говорят, свое название поселок поменял, а раньше называли его «беСово» - уж больно странные здесь места. Сейчас карьер, где добывали глину, пользуется популярностью в качестве зоны отдыха. Но песок, который по всем законам физики должен глушить звук, здесь дает обратный эффект: в «бесовском карьере» - отличная акустика, гулкое эхо от голосов разносит звуки на всю округу. Мы провели что-то вроде эксперимента: пытались, развернувшись друг к другу спиной, угадать, как далеко отошел от тебя коллега по звуку его голоса. Вроде человек находится на расстоянии десятка метров от тебя, а кажется, что стоит в двух шагах!
Другая достопримечательность «бесовского карьера» - сад мертвых деревьев, стоящих в воде. Их древесину игнорируют вредители, а непонятно откуда взявшаяся вода уходит из этого места аккуратно два раза в год. Близ карьера практически отсутствуют комары и мухи, нет здесь даже муравейников - из живности мы увидели только пару чаек. На протяжении «слободской» экспедиции в «каньон» нас ни на минуту не покидало ощущение, что за нами кто-то постоянно и пристально наблюдает - хотя вокруг не было ни души!
Почва в карьере - утрамбованный песок с травяным выгоревшим покрытием, по ощущениям напоминает резину беговой дорожки: следов на нем не остается вообще, даже если прыгать со всей силы. Наступаешь на эту «резину» - и она проваливается, а убираешь ногу - принимает исходное состояние. Высота насыпей сопоставима с высотой девятиэтажного дома - на такую гору по открытой местности животное точно не полезет. Но буквально на вершине одной из насыпей мы обнаружили непонятные круглые следы около 20 см в диаметре и порядка 7-10 см в глубину. Характер следов очень странный: попадаются и одиночные, и группами по 3-4 штуки. Что за неведомое существо оставило их на склоне, так и осталось для нас загадкой:
Список необъяснимых и загадочных явлений завершает непонятно откуда взявшееся в расщелине песчаных гор озеро. Говорят (но официальных доказательств тому нет!), что здешняя грязь обладает целебными свойствами - не зря в ней круглый год купаются и взрослые, и дети. Местная вода источает явственный запах сероводорода и, по словам купальщиков, содержит примесь глины - сильно стягивает кожу.
Заколдованный лес
Недалеко от нашего города Донского есть лес под названием Каменный (хотя там нет ни одного камня). Однажды мы с женой пошли туда за грибами, и там со мной приключилась просто невероятная история. День выдался ясный и теплый. Нам попалось грибное место, за пару часов набрали два ведра. Мы с женой так увлеклись, что разошлись в разные стороны. Сначала долго аукались, потом жена перестала мне отвечать. Я подумал, что зашел слишком далеко и надо бы возвращаться на то место, где мы расстались. Шел, шел, но с женой так и не встретился. На мои крики она не отвечала.
Погода вдруг стала портиться. Набежали тучи. Потемнело. Я не знал, что и подумать. Где искать жену? Мало того, что я был встревожен, так вдобавок еще и сильно устал. Ведро, полное грибов, оттягивало руку. В поисках жены прошло, наверное, часа два или три. Часов у меня с собой не было, я не мог точно определить время. Я видел лишь, что уже наступил вечер и надо поскорее выбираться из леса.
Наконец, я решил, что жена, не найдя меня, наверняка вернулась домой. Хотя на нее это было не похоже, ведь мы привыкли всегда быть вместе. В общем, стало ясно одно: мы заблудились (или, скорее всего, только я). Хотя заблудиться в нашем лесу трудновато - из конца в конец он не более пяти километров. И все же, как это ни удивляло, я не мог выйти из леса.
Пока блуждал, присаживался отдыхать и где-то оставил ведро с грибами... Полил дождь. Я уже было отчаялся, как вдруг увидел знакомый домик лесника и поспешил к нему. Лесничество у нас прикрыли, поэтому дом находился в запустении. «Ну, теперь, по крайней мере, я знаю, в какой части леса нахожусь», - мелькнула мысль. Я вошел в дом, чтобы там переждать дождь. Присел на колченогий диванчик и заснул. Не знаю, сколько я проспал, но проснулся не вечером, как можно было ожидать, а ясным днем. Дождь уже закончился. И, что странно, трава и деревья оказались сухими! Я знал, куда идти. Без грибов, которые я где-то потерял, налегке, шел быстро. Иду и вдруг слышу:
- А-у-у!
«Это же голос жены! - обрадовался я. - Вот молодец, пришла на следующий день и ищет меня!»
Выхожу на полянку - вот она!
- Где ты пропадал? - воскликнула супруга. - Целый час не могу найти. Кричала, кричала...
У меня глаза на лоб полезли от удивления.
- Какой час? Я всю ночь проспал в доме лесника. Прятался от дождя.
- Не было никакого дождя, - ответила она.
Пришлось признать, что лес в тот день был каким-то заколдованным. Впрочем, мы и раньше слышали всякие невероятные истории про него. На этот раз он подшутил над нами: перепутал время, увел меня в сторону от жены, вывел к домику лесника, усыпил якобы на всю ночь, а потом снова привел к жене в тот же день и почти в тот же час. Вот такая история. Кому ни расскажу - никто не верит. (Геннадий Александровский, г. Донской Тульской обл.).
Конь-камень и Ишутинское городище в области
Конь – персонаж очень важный в любой сказке. То он вовремя добра молодца из полымя вытащит, то мудрый совет даст.
И даже Конь-камень может вам помочь в решении некоторых проблем. Впрочем, к камням на Руси всегда было особое отношение – они были не только способами отметить какое-то важное место, но и защитниками, целителями и даже объектами для трансляции божьей воли. Но не каждый камень на это способен – слава по земле русской идет о таком валуне, как конь-камень в Тульской области.
Это огромный кусок серого гранита, которому природа придала форму головы коня, некоторое дополнительное художественное сходство придают «ножки» из других валунов, на которых он стоит. Кроме того, на нем есть специальные углубления искусственного происхождения, которые свидетельствуют о том, что людям было важно взбираться на Конь-камень издревле, до того, как он стал популярным туристическим объектом. Он имеет весьма внушительные параметры – более 750 тонн веса, высота – 4 метров, длина и ширина – 9 и 6 метров соответственно. Второе его название – Коневец.
История его происхождения, как водится, не простая, а золотая – золотой фольклор, если говорить точнее. Якобы валун этот – остатки Мамаева войска, которых гнали с Руси-матушки поганой метлой, и, как только они пересекли одну из рек и коснулись другого берега, они обернулись этим камнем. Настоящая же причина появления здесь валуна, названная учёными как наиболее вероятная, значительно скучнее: ледниковый период, который принёс камень и поставил его на мелкие.
Не исключается и возможность действительной связи камня с войной с монголо-татарами – камнем могло быть отмечено место последней битвы с ними, которое положило конец многочисленным сражениям. И ещё одна научная версия гласит, что камень был чем-то вроде компаса, который отмечал точку восхода солнца и служил полезным ориентиром. Действительно, щели камня, когда в них проникают свет, организуют интересую систему лучей, которая могла иметь практическое применение. Некоторые считают, что эти лучи могли быть даже сигналами для пришельцев, навещающих наши места, но это уже все-таки слишком.
На этом легендарная история Конь-камня не заканчивается. Предположительно, камень долгое время служил местом проведения языческих обрядов. Считается, что ежегодно здесь приносили в жертву одного коня (что также может объяснить название камня). Вероятно, память об этом (а, может, и особая энергетика) отложились, причём настолько, что однажды, когда в эти места прибыл «святой» Арсений Коневский, он совершил крестный ход вокруг камня и окропил его «святой» водой, после чего из него вылетели «тысячи бесов», которые покинули эти места навсегда.
В память об этом в XIX веке здесь возвели часовню «святого» Арсения Коневского. А сам камень приобрел новые свойства – тоже отчасти, впрочем, языческие. Но считается, что мужчина, побывавший на этом камне, может значительно увеличить или даже вернуть свою мужскую силу. Женщины же приходят сюда, чтобы помолиться об излечении бесплодия – и, говорят, очень успешно.
Хотя местные жители относятся к этим местам неоднозначно. Вроде бы советская власть и здесь прочла лекции о борьбе с шаманизмом в калмыцких степях, и давно уже «святой» Арсений изгнал бесов из валуна, а все-таки некоторые считают его недобрым местом, которого лучше держаться стороной. Как написал Николай Гумилёв, видевший этот камень, «Взгляни, как злобно смотрит камень», «призванный» из моря друидами. Впрочем, если не малевать на серых, временем отполированных стенах что-нибудь типа «Киса и Ося были здесь», то и камень не будет относиться к вам враждебно.
А вот неподалёку от него есть место, которое пользуется и вовсе дурной славой – Ишутинское городище. Это малоизвестное и малоизученное святилище язычников в лесу, где сохранились воронки, предположительно, для сбора воды, а, может, и жертвенной крови, а также площадка для жертвоприношения. Это самое Ишутинское городище и не рекомендуют посещать туристам, приехавшим в эти края, хотя места тут поистине красивые. Возможно, это тоже лишь отпечаток религиозных запретов, целью которых было полное искоренение языческих ритуалов.
Конь-камень помнит не только их, помнит ледниковый период, помнит советскую власть, о которой, впрочем, едва ли хранит теплые воспоминания, поскольку в период ее существования камень пытались взорвать, неизвестно, военным ли снарядом или кастрюлей динамита для хозяйственных нужд. Взрыв довольно сильно повредил валун, хотя и не изменил его облика.
Еще одной интересной особенностью камня является то, что, говорят, он уменьшается в размерах, совсем как Синий Камень у Плещеева озера. К сожалению, заверения тех же местных жителей в том, что камень словно бы съёживается из года в год, недостаточно заинтересовали учёных, чтобы проводить замеры. Это тоже можно объяснить – ведь известно, что деревья раньше были выше.
Конь-камень представляет собой интереснейшее природное явление, заслуживающее внимания, сомнению не подлежит.
Надо заметить, что конь-камнями назывались и просто группы валунов, размещенных на нескольких камнях поменьше. Такие сооружения появлялись как естественным, так и искусственным путём, им приписывались самые невероятные свойства. Вы можете и сами попробовать ощутить их на себе, не боясь негативных эффектов – все-таки они были помощниками когда-то живших народов, а уж посредством ли богов, пришельцев или чего-то еще – не столь важно. (Ксения Кржижановская, Анастасия Берсенева).