Главная
МЕНЮ САЙТА
КАТЕГОРИИ РАЗДЕЛА
ГЛАВНАЯ [1]
НЛО [291]
КОНТАКТЕРЫ [0]
КРУГИ НА ПОЛЯХ [0]
АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ [259]
КРИПТОЗООЛОГИЯ [276]
ЖЕРТВОПРИНОШ. [0]
ПРИВИДЕНИЯ [283]
АСТРОЛОГИЯ [0]
МАСОНСТВО [0]
СПИРИТИЗМ [0]
ЯЗЫЧЕСТВО [0]
САТАНИЗМ [0]
КЛЕРИКАЛИЗМ [0]
ГОМОСЕКСУАЛИЗМ [0]
ПРОСТИТУЦИЯ [0]
НАРКОМАНИЯ [0]
ПЕДОФИЛИЯ [0]
ПРЕСТУПНОСТЬ [0]
НАЦИОНАЛИЗМ [0]
КОРРУПЦИЯ [0]
ФАШИЗМ [0]
РАБСТВО [0]
БОЛЕЗНИ [0]
БЕДНОСТЬ [0]
НЕРАВЕНСТВО [0]
НЕГРАМОТНОСТЬ [0]
БИБЛИЯ
ПОИСК ПО САЙТУ
СТРАНИЦА В СОЦСЕТИ
ПЕРЕВОДЧИК
ГРУППА СТАТИСТИКИ
ДРУЗЬЯ САЙТА
  • Вперёд в Прошлое
  • Последний Зов

  • СТАТИСТИКА

    Главная » Статьи » СТАТИСТИКА ОККУЛЬТИЗМА » АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ

    Аномальные и загадочные места в Тульской области. 3

    Неоязычники в Тульской области

    В постсоветский период в нашей стране в силу разных причин начали активно возникать объединения новых язычников, или, как принято теперь их именовать, неоязычников. Новая философская энциклопедия определяет неоязычество как широкое и разнородное по составу современное религиозное направление, возникшее на основе магизма, шаманизма, мифологии и сатанизма и претендующее на осмысление и разрешение проблем личности и общества, чего, как утверждают последователи неоязычества, невозможно добиться с помощью традиционных религий или современной науки.

    Многие российские неоязычники заявляют, что они следуют тем верованиям, что были у наших предков более тысячи лет назад. Но это не так. Источников, описывающих детально те древнеславянские религиозные верования, нет. Есть обрывистые сведения, сохранившиеся в народных преданиях и сказках, и теории современных ученых. Вот из этого и конструируют современные «язычники» свои верования, создавая на самом деле религии-новоделы.

    Конечно, эти порочные метания отдельных представителей современного российского общества не обошли и Тульскую область. Как и в других регионах России, у нас так же есть неоязычники. Как показывают проводимые специалистами миссионерского отдела Тульской епархии исследования, их не так много. Но и при малом своем количестве неоязычники способны заметно деструктивно влиять как на отдельных людей, так и на общество в целом.

    В Туле и области, начиная с 1990-х годов и по сей день, не возникло ни одного многочисленного и заметного объединения неоязычников. Почти все общины неоязычников, появившиеся в Тульской области в 1990-е и в первом десятилетии 2000-х годов, в настоящее время не проявляют никаких признаков своего существования. Они были малочисленны, костяк некоторых из них в лучшем случае составляли 15 – 20 человек.

    Малочисленны и ныне действующие тульские неоязыческие объединения, число членов которых зачастую не превышает и десятка человек. Бывало, и периодически случается и теперь, что на те или иные «славянские праздники», справляемые относительно активной неоязыческой общиной за городом на природе, могли собраться от 40 до 100 человек.

    Но, как правило, эти десятки человек являются либо просто зеваками, любящими посмотреть что-то необычное, либо т.н. «ролевиками» – теми, кто примеряет на себе различные образы (в т.ч. и образ язычника) и участвует в каких-то сюжетных действах в качестве развлечения. Проявлению временного интереса разных категорий граждан к неоязыческим мероприятиям еще способствует и то, что сектанты наряжаются на таких праздниках в стилизованные под древнеславянские одежды, совершают некие «таинственные» обряды, в т.ч. и с жертвоприношениями домашних птиц, весело проводят время на природе, играя в старинные подвижные игры.

    В 2004 году, благодаря тульской газете «Слобода», стало известно о существовании в Туле неоязыческой общины «Крыница». Журналисты газеты побывали на одном из выездных культовых мероприятий секты в Тульской области и с восторгом сообщили об этом своим читателям. Сообщалось, что «Крыница» была сформирована в 2002 году.

    На момент публикации статьи в «Слободе» костяк общины составляли 20 человек. Как раз на выездные мероприятия этой неоязыческой секты собиралось иной раз до 100 человек. «Крыничники» устраивали в лесах Тульской области неоязыческие культовые действа. Сами изготавливали из бревен статуи свих «божков» для капища, шили обрядовые костюмы. «Крыницу» наполняли люди разных специальностей: менеджеры, продавцы и проч. Были среди них и студенты ВУЗов. В группу вместе с родителями входили и несовершеннолетние дети. На некоторых обрядовых мероприятиях «крыничники» приносили в жертву петухов. Лидером общины значился некий «волхв» Мстислав, «мирское» имя которого Алексей.

    В настоящее время о данной общине ничего неизвестно, не наблюдается активность «крыничников» и в сети Интернет. Можно с большой долей вероятности предположить, что данное объединение неоязычников прекратило свое существование.

    Также, благодаря статье в еще одной тульской газете «Новотульский металлург», стало известно о небольшой группе неоязычников, возглавляемой жителем Тулы Андреем Соколовым. Эта группа неоязычников также справляла в лесах тульской области разного рода неоязыческие обряды, в том числе и обряд «перекрещивания» людей или, как они его именовали, обряд «изгнания из человека Христа». Сектанты изготавливали деревянных божков, одевались в «старорусские» одежды, устраивали совместные купания нагишом. Кроме того, одно время они увлекались расписыванием каббалистическими знаками заброшенной колокольни разрушенного православного храма близь деревушки Дорогонька под Одоевым.

    Карта неоязыческих сообществ в Тульской области

    Лидер группы Андрей Соколов представлялся «жрецом Божеславом». В упомянутой выше статье газеты «Новотульский Металлург» №38 от 9 июня 2005 года А.Соколов говорил о себе так: «В СССР я был «тенденционистом» – это чуть лучше «диссидента», т.е. «невыездной» и без возможности сделать карьеру. В России – я нищий, невостребованный специалист. Обе фазы жизни моей родины не достойны того, чтобы чтить ее законы и порядки. Что касается законов духа – я их чту превыше своей выгоды…».

    На момент публикации статьи в группе А.Соколова состояли не более 10 человек в возрасте около 30 лет. В настоящее время о данном неоязыческом объединении ничего неизвестно. В первое десятилетие 2000-х годов на страницах Интернет-ресурсов таких относительно крупных российских объединений неоязычников как «Круг языческой традиции» (КЯТ) и «Союз Славянских Общин Славянская Родная Вера» (ССО СРВ) содержались очень скупые сведения о том, что в Тульской области имеются неоязыческие общины, ставшие членами этих объединений.

    Так, в «Круг языческой традиции» входила тульская неоязыческая секта «Тульская ведическая община». Возглавлял эту общину некий «верховода» Мечислав. Так же, по состоянию на июль 2002 года, в общине значился второй «волхв» и «воевода» с культовым именем «Iрбисъ».

    «Тульская ведическая община» также прекратила свое существование, и случилось это достаточно давно. Еще одна неоязыческая секта, о которой было известно в тот же период времени – группа, входившая в «Союз Славянских Общин Славянская Родная Вера» и в объединение «Земля Вятичей СРВ». Как она называлась – неизвестно, и по некоторым данным, она также прекратила свое существование.

    Вообще, кроме этой общины, от Тулы в «Союз Славянских Общин Славянская Родная Вера» до 2010 года вступали еще три общины неоязычников и, спустя небольшой промежуток времени, исчезали. По состоянию на 2016 год в Тульской области нет общин, состоящих в ССО СРВ. На сайте «Союза Славянских Общин Славянская Родная Вера» значится только, что в Туле в настоящее время имеются т.н. «подворья» ССО СРВ. Что собой представляют данные подворья, там не расшифровывается. Вероятно, под «подворьями» подразумеваются отдельные тульские неоязычники, сочувствующие идеологии ССО СРВ.

    Важно отметить, что идеология «Союза Славянских Общин Славянская Родная Вера» националистическая, расистская. У неоязычников этого объединения слова «славянин» и «родновер» оказываются синонимами. Славянское язычество представляется единственным источником национальной славянской идентификации. Христианство же, напротив, видится как религия, навязанная извне иудеями, не способная противостоять глобализму. «Одна Родина, одна кровь, один язык, одна вера!» – вот лозунг ССО СРВ.

    Соответственно, для ССО СРВ недопустимо сопоставление или прямое смешивание языческих традиций разных индоевропейских народов, что можно встретить в «Круге языческой традиции» и в других нативистских организациях. Отсутствие толерантности в идеологии ССО СРВ и жесткое харизматическое лидерство основателя ССО Казакова существенно замедляют рост Союза. Приток членов в ССО СРВ осуществляется за счет профашистски настроенной молодежи. Благоприятной средой влияния идеологии национал-нативизма являются группировки скинхедов.

    Говоря о профашистких идеях в современном неоязычестве, стоит упомянуть тульского неоязычника-одиночку с культовым именем Чернобор. Он не входит ни в какие общины и является, с его слов, «сторонником автономного сопротивления». Чему конкретно Чернобор оказывает сопротивление, он не уточняет, но, судя по всему, это сопротивление оказывается, прежде всего, православию.

    У Чернобора, с его же слов, много соратников по городам России, Украины и Польши. Он с ними поддерживает контакты. Справлять неоязыческие «требы» и праздновать «славянские» праздники он предпочитает в кругу соратников вне Тульской области, т.к., с его слов, люди там серьезнее. В своих электронных письмах Чернобор подписывается числом «14/88», т.е. кодовым лозунгом так называемых «белых националистов», в котором число «88» означает приветствие немецких фашистов «Хайль Гитлер!».

    По состоянию на 2015 год в Туле и области проявляли пусть и незначительную активность следующие неоязыческие группы: община «Даждьбожьи внуки», «Тульская община родноверов «Перуница», община «Руница», «Концептуально-языческая община «Здравница», община «Громоцвет» (г. Алексин) и группа славяно-горицкой борьбы.

    Как и прочие неоязыческие секты в Тульской области, община «Даждьбожьи внуки» невелика. В ней состоит около 10 человек. Представители общины ездят по всяким сборищам неоязычников, проходящим в других областях. На различные организуемые сектой выездные неоязыческие мероприятия в тульских лесах, бывает, собирается до 40 человек. Одно время община входила в объединение неоязычников «Ярга», но в результате разногласий оттуда вышла. В настоящее время «Даждьбожьи внуки» действуют самостоятельно, поддерживая тесные связи с рязанскими и обнинскими неоязычниками.


    Основным направлением своей деятельности активисты секты считают: «изучение Преданий наших Славных Предков, проведение наших Славянских Праздников, почитание Славянских Богов, изучение музыкальной традиции наших Славных Предков, создание экопоселения на принципах полного самообеспечения». При этом не очень ясно, основываясь на чем они планируют изучать верования славян дохристианского периода, если никаких источников, описывающих в подробностях их верования, нет.

    «Даждьбожьи внуки» периодически посещают небольшое поле, расположенное в Кимовском районе Тульской области. На этом поле хаотично лежат довольно крупные камни. Это скопление камней неоязычники именуют «храмом Велеса» или «Святилищем». С их слов, находясь среди этих камней, можно услышать легкое гудение, исходящее от них.

    Также в настоящее время слабую активность проявляет «Тульская Община Родноверов «Перуница». По замыслу организаторов данной неоязыческой секты, «Тульская Община Родноверов «Перуница» ставит своей главной задачей осмысление Наследия наших Предков, возрождение Древней Славянской Традиции на Тульской земле, а также объединение сторонников Родной Веры, развитие Родноверческой духовности. Община создана для объединения активных людей, готовых своими действиями поддержать и развить Родноверие в Туле».

    Далее организаторы этой общины пишут: «Тульская Община Родноверов «Перуница» разделяет взгляды Союза Славянских Общин Славянской Родной Веры (ССО СРВ) и Содружества Общин Велесов Круг, а также вольных родноверов». «Перуничники» не признают таких «экзотических» неоязычников как инглики, «КПЕшники» и т.п. В прошлые годы встречи активистов этого объединения проходили 1-2 раза в месяц по воскресеньям. В общине есть «верховода», «старейшина» и «распорядитель». Что касается количества членов этой секты, то, судя по всему, вышеперечисленными тремя ее активистами она и ограничивается.

    Проявляет малую активность еще одна тульская неоязыческая секта «Руница». В ней состоит примерно 10 человек. В настоящее время «верховодой» Тульской общины «Руница» является жительница Петербурга. Данная община входит в так называемый «Союз Родноверческих общин Тульской области «Круг Вятичей». Известно, что «верховода» «Руницы» в Туле выступала с музыкальной группой «Spiritus Lacum» в проекте «Тульский троллейбус творчества «Субботняя улитка». Несколько лет назад на неоязыческих форумах в сети Интернет проявлял активность член «Руницы» с культовым именем «Яромудр».

    Как было указано выше, «Руница» входит в небольшое объединение неоязычников, именуемое «Союзом Родноверческих общин Тульской области «Круг Вятичей». В данном объединении, помимо «Руницы», состоит еще одна община неоязычников из г. Алексина Тульской области «Громоцвет». Этими двумя сектами данное объединение и ограничивается.

    Алексинская неоязыческая община «Громоцвет» также невелика. В нее входят около 10 человек. Активистом группы является некий Велеслав. Помимо «Круга Вятичей», указанная группа числится еще в одном неоязыческом объединении – «Родовой Союз Славян» (РОСС). Известно, что одним из создателей РОСС был К.П.Петров – основоположник оккультной секты-политической партии «Курсом Правды и Единения» (КПЕ).

    Возле деревни Журавлевка Ленинского района Тульской области «Круг Вятичей» имеется капище «Велесовой рощи», где установлены неоязыческие истуканы. Там сектанты справляют различные культовые обряды и праздники, например, «Перунов день». На странице группы «Круга Вятичей» в соцсети «ВКонтакте» активист этого неоязыческого объединения оставил однажды довольно забавную запись, касающуюся их совместного капища:

    «Народ! Я сегодня был на капище! Там были чужие. Осталась пачка от сигарет и бутылка из-под портвейна. В лагере выгребли полностью мелочь из горшка «общинного фонда» На капь Велеса положили гриб (гриб сгнил и дерево потемнело) и выдернули рога. Я уже отремонтировал рога. Благо, что само капище никто не осквернил, там следов не осталось».

    В будущем неоязычники этого объединения планируют свой союз зарегистрировать. В соцсети «ВКонтакте» существует страница еще одного объединения тульских общин неоязычников под названием «Тульское Сообщество Славянских Общин». Сколько неоязыческих групп объединяет указанное сообщество – неизвестно. Известно, что сформировалось оно осенью 2012 года. Решение о начале работы указанной выше страницы было принято на четвертом «межобщинном вече» тульских общин 29 сентября 2012 года.

    Из этого следует, что тульские неоязычники из разных общин ранее собирались на некие «межобщинные вече». Сейчас практически не проявляет никакой активности еще одна тульская неоязыческая секта «Концептуально-языческая община «Здравница». «Здравница» – это довольно экзотическая неоязыческая секта. Ее члены именуют себя «ведрусами, поддерживающими ведическую культуру как целостное мировоззрение».


    О себе члены «Здравицы» пишут: «Мы увлекаемся самыми разными вещами, это: ведическая культура, русское язычество, астрология, астрономия, история, система знаний - Концепция Общественной Безопасности и многое другое! Очень поддерживаем и любим людей с интересными философскими взглядами, которым есть что рассказать и поделиться своей точкой зрения в отношении многих вещей!». Одним словом увлечения тульских «ведрусов» – идеологическая «каша», причем низкопробная.

    Известно, что в 2011 году тульские «ведрусы» планировали праздновать «Ивана Купалу» под Венёвом на природе. Возможно, там, где ранее предположительно располагалось капище описанной ранее неоязыческой секты «Крыница». В настоящее время активность группы очень низкая. В группе состоит 2-3 человека.

    Говоря о распространении неоязыческих взглядов в Туле, стоит упомянуть т.н. группы (секции) Славяно-горицкой борьбы (СГБ). В Туле такие секции в прошлые годы организовывались довольно часто. Они действовали в школе №1 (район Заречье), школе №4 (Советский район) и др. Детям, обучавшимся в этих группах, помимо преподавания искусства борьбы, предлагалась и неоязыческая «философия». В настоящее время (2016 год) известно о существовании в Туле клуба «Славяно-горицкой борьбы», активистом которого является «старейшина» тульской неоязыческой группы «Перуница». У клуба есть закрытая группа в социальной сети «ВКонтакте». 

    Была информация о том, что раньше в Тульской области существовала неоязыческая «воинская дружина «Славь», но сейчас ее нет. Вообще, тема военизированных объединений неоязычников очень актуальна. Достаточно вспомнить, какую роль такие объединения сыграли в недавнем государственном перевороте на Украине, и как они себя проявили позже в Донбассе. Деятельность украинских неоязычников вызвала полное сочувствие и у ряда тульских неоязычников. И тому есть пример. В 2015 году в Туле на некоторых улицах города были расклеены листовки украинского неоязыческого профашистского батальона «Азов».

    В листовках, помимо символики «Азова», имелась и надпись на английском языке: «Good Night White Pride». Данное словосочетание переводятся следующим образом: «Спокойной ночи, белая гордость». «Белая гордость» – это ссылка на современную идеологию ультра-правых, которая уже не столько говорит об «арийцах» или «германцах», сколько о «белой расе», которая якобы находится под угрозой исчезновения.

    «Азов» известен не только профашистской ориентацией, но и неоязыческой. «Интерфакс-Религия» в свое время приводил обращение командира «Азова» Андрея Билецкого, известного среди своих соратников как «Белый вождь», к новобранцам во время присяги на Софийской площади в центре Киева: «Если кто-то из нас погибнет в бою, то в Вальхалле нас ждут наши предки!»

    Тот же информационный Интернет-ресурс сообщал, что «Азов» вырос из присоединившихся к Билецкому активистов правых организаций и футбольных болельщиков. 22 июня 2014 года представители батальона приняли участие в праздновании дня Ивана Купалы, проводимом т.н. «Русским православным коло» (неоязыческое украинское объединение). На сайте этого неоязыческого объединения идет сбор денег «на поддержку воинов-родноверов в батальоне «Азов». В него же влилась неонацистская группировка «Misanthropic Division», девиз которой – «Убивать за Вотана».

    По некоторым данным, эти листовки расклеивали в Туле несколько человек, разделяющих неоязыческую идеологию. Пропагандой неоязычества в Туле занимался и скандально известный тульский магазин «Тула-Пресс», где можно было, помимо прочих неоязыческих изданий, приобрести и такой печатный орган российских неоязычников как «Общероссийский журнал «Родноверие».

    Эффективным способом донесения неоязыческих воззрений до молодежи являются создаваемые неоязычниками музыкальные группы. Такие группы есть и в Тульской области. Например, группа «Велимор», созданная в 2000 году в г.Новомосковске Тульской области. Группа выпустила несколько альбомов, последний датируется 2006 годом. Один из почитателей данной группы на просторах Интернета писал о стиле музыки «Велимора» следующее: «… тот же блэк, только тексты с упором в скинхедскую идеологию вперемешку с язычеством – Велимор, например, ярчайший представитель, группа из Новомосковска».

    В последние годы «Велимор» выступает редко, сайт группы в сети интернет закрыт. Кроме «Велимора», в Тульской области еще есть аналогичные музыкальные группы, правда, менее известные. В Новомосковске Тульской области, помимо названной неоязыческой музыкальной группы, несколько лет назад была отмечена активность группы неоязычников «Перуновы дети».

    Рекламный стенд группы был даже размещен в новомосковском парке. Текст этого рекламного стенда зазывал всех желающих в некий «клуб реконструкции». Известно также, что один из активистов данного неоязыческого объединения, именующий себя «Светославом», в сети Интернет называл указанное объединение «славянским этно-спортивным клубом «Перуновы дети» и «славянской дружиной».


     Собрания «Перуновых детей» проходили в помещении школы №4 г. Новомосковска. Сейчас никакой активности группа не проявляет. Есть в Новомосковске и т.н. индивидуальный участник российского неоязыческого объединения «Круг Языческой Традиции». Это житель Новомосковска, активно участвующий в жизни указанного неоязыческого объединения, культовое имя его не известно.

    Неоязычники в Тульской области выделяют для себя несколько особых «исторических» культовых мест. Помимо упомянутого выше «храма Велеса», почитаемого членами общины «Даждьбожьи внуки», есть, например, на склоне долины реки Красивая Меча недалеко от села Козье Ефремовского района Тульской области т.н. «Конь-камень». «Конь-камень» – мегалит в скоплении валунов (кварцитовидный песчаник) весом около 20 тонн и размером в поперечнике более 5 метров. Он будто бы стоит на трёх других камнях и напоминает своей формой конскую голову, откуда, собственно, и пошло название.

    Неоязычники и просто суеверные люди этому камню приписывают удивительные свойства. Утверждается, что женщины, немного посидев на этом камне, могут после долгих неудач, наконец, зачать ребёнка. Мужчины, посидев на «Конь-камне», увеличивают свою мужскую силу. За этим до сих пор к этому камню приезжают люди. Одно из поверий гласит, что сидеть необходимо именно с восточной стороны, лицом на восток.

    Ещё одно поверье гласит, что вода, скапливающаяся с восточной стороны каменной гряды, имеет целебную силу. Известным ритуалом, который существовал вплоть до XX века, было опахивание земли вокруг камня, чтобы предотвратить падёж домашней скотины и отвратить от животных различные болезни. По некоторым данным в деревне Козье проживает неоязычник, который «опекает» этот камень.

    Есть в Тульской области и т.н. «Бож-камень». Расположен он между селом Селиваново и городом Щекино. Известно, что это место издавна посещали окрестные бабки. Лили на него воду, читали заговоры, а потом собранной водой «лечили» всяческие хвори и варили на ней «приворотные зелья». Тульский историк Владимир Зайцев считает, что этот камень был языческим жертвенником. На это, по его мнению, указывают специально выдолбленные в камне отверстия.

    Никаких точных данных о том, что эти камни в древности имели какое-либо культовое значение для живших здесь славян, нет. Но это не столь важно для современных неоязычников, они без особых трудностей готовы наделить «историческим» культовым значением любой понравившийся им необычный предмет.

    В 2008 году в Тульской области был зафиксирован смертельный случай, связанный с неоязыческими верованиями. Большой резонанс в обществе вызвал случай самосожжения неоязычника из поселка Шварцевский Киреевского района по имени Роман. 31-летний мужчина страдал психическим расстройством. Он ушел из дома, оставив предсмертную записку, которая и помогла его обнаружить. В записке была нарисована карта-схема с отмеченным на ней полем в нескольких сотнях метров от трассы «Дон».

    На месте, указанном на карте, и было обнаружено обгоревшее тело Романа. Рядом валялась бутылка из-под скипидара. С двух сторон от обгоревшего тела лежали нож и меч. Все указывало на ритуальный характер самоубийства: в нескольких метрах от трупа нашли специально сооруженное Романом обгоревшее капище: сложенные друг рядом с другом стволы молодых деревьев и завершающую их покрышку от грузового автомобиля.

    Текст предсмертной записки, оставленной погибшим, также указывает на неозыческий ритуал: «Ну вот и пришло время уйти! Похороните прах в поле на том месте, где я вознесся в огне. Не по христианскому обычаю, а по древнеславянскому обычаю Бога Велеса, сына Сварога». Весь год до своего самоубийства Роман просидел в Интернете. Действительно, интернет стал сейчас основным местом пропаганды различных сект, в том числе и неоязыческих.

    Хотя неоязычество в Тульской области и не получило большого распространения, все же, как мы убедились, неоязычники в области есть, и они осуществляют определенную деятельность. При относительно малой своей численности они все же действуют в соцсетях, участвуют в работе разного рода Интернет-форумов. Привлекают людей к участию в своих ритуальных мероприятиях. Всего же по нашим данным в Туле и области действительно убежденных неоязычников немногим более 50 человек. Отрадно и то, что особых предпосылок для увеличения их числа в настоящее время и в ближайшем будущем нет. (Алексей Ярасов).



    Оккультные источники языческого православия



    Камни Баш и Башиха

    С этими камнями, находившимися в Одоевском районе Тульской области (да-да, в Одоевском, хотя бытует мнение, что ныне та территория принадлежит Щекинскому району, я все же буду придерживаться версии официальной) связано больше всего легенд.

    Итак: Баш и Башиха (они же Баши) «находятся в селе Башеве, въ верстахъ 25 отъ Одоева и саженяхъ въ 50 отъ храма, близъ дороги на пахотном поле. Место, где находятся эти камни, имеетъ довольно значительную возвышенность. Фигура этихъ камней обыкновенная, неправильно квадратная и небольшихъ размеров. Между собою они лежатъ параллельно на расстоянiи одинъ отъ другаго не более полтора аршинъ. Тамошнiе жители утверждаютъ, что Башъ и Башиха были люди, мужчина и женщина; по мненiю однихъ - мужъ и жена, другихъ - кумъ и кума, или Богъ и Божиха» (из книги Забылина «Русский народ. Его обычаи»).

    История появления камней (точнее истории) на этом месте интересная. Но все они сводятся к тому, что камни в прошлом были людьми (поэтому, видимо, и называют их живыми). По одной версии… Лучше сделаю выписку из книги И. П. Сахарова «Памятники Тульской губернии» за 1851 год (у меня об этих камнях написано на 39-ой странице). Башъ и Башиха - два небольшихъ камня, въ роде надгробныхъ, находятся въ Одоевскомъ уезде близъ села Скобычева. Они, безъ всякихъ надписей, давно уже вросли въ землю.

    Народное преданіе олицетворяетъ въ нихъ мужчину и женщину. Жили, говорятъ старые люди, когда-то на чужой земле мужъ съ женою, въ миру и согласьи. Мужа все звали Башемъ, а жену Башихой. Жили они долго и много, что и счета летамъ ихъ никто не помнилъ, состарелись старыми стариками и оба въ день преставились. Какъ переставились, такъ оба, не весь отъ чего, окаменели. Налетала буря съ непогодой, подхватили камни и перенесли на наше поле. А когда это было, ужъ никто изъ нашихъ стариковъ не помнітъ на своемъ веку. Съ той поры Башъ и Башиха здесь лежатъ, да и будутъ лежать до конца века.

    Летъ за сто или более тому назадъ, говорили наши старики, одинъ баринъ вздумалъ себе: дай-ка подъ камнями вырою землю, да псмотрю: что тутъ такое? Нарядили мужиковъ съ лапатами, да съ заступами. Пороютъ мужички днемъ землю, а ночью камни, сами собой, опять перейдутъ на то же место, да ужъ такъ крепко прилягутъ къ земле, что ни какая сила не оторветъ отъ земли. Недели съ три бились надъ Башемъ и Башихой. Барину ужасъ, какъ хот лось доведаться, отъ чего такъ камни крепко стерегутъ землю? Видно, что нибудь у нихъ здесь зарыто.

    Съ горя и досады баринъ бросилъ свою думу и велелъ мужикамъ идти по дворамъ. Что же после сделалось: въ одну ночь, не весть съ чего, всю землю, что вырыли мужики, невидимая сила перетаскала на прежнее место, да такъ, что и приметы не осталось, какъ будто и землю здесь никто не рылъ. Вот такая вот легенда, мне она, кстати, больше всех нравится. По другой же легенде Баш и Башиха были татарскими князьями (точнее Баш князем, а Башиха его женой), жив на Руси, они вели, благочестивую жизнь, потом крестились и перешли в православную веру, а после смерти, эти камни приплыли по реке на их могилу, являющиеся как бы тенями их душ.

    Легенда говорит, что сначала эти камни были на расстоянии, а потом начали приближаться друг к другу. Так они и стояли рядом, пока однажды один из камней (Башиха) отодвинулся(!). Люди рассказывали, что на нем появился след от сапога, будто-бы кто-то камень пнул (даже видны были гвозди подошвы). Местные сразу же нашли объяснение такому поведению камней, мол, Баш за что-то разгневался на свою жену, ну и… «отвесил ей пинка».

    Еще есть одна легенда, на том же камне, были следы, будто-бы кто-то рубил его. И снова людям на ум пришло объяснение таким следам. Опять же виноват был Баш, мол, он свою жену (бедная женщина) шашкой полоснул. А по второй версии, это местный помещик хотел узнать породу камней и поэтому рубил их топором (или же, когда не получилось эти камни вынуть из земли, помещик, раздосадованный таким положением дел, начал их рубить, и рассказывают, будто бы в месте, куда падало лезвие топора, выступала кровь, как от ран).

    В общем, видя такое странное поведение камней, жители села начали поклоняться им, и на фоне этого возникли новые легенды. И снова отрывок из книги М. Забылина: «…замечаютъ и чудодейственную, благодетельную силу на техъ, которые къ нимъ прибегаютъ за помощiю, и потому въ летнее время, около Петрова дня, народъ стекается въ село толпами; сперва служатъ молебенъ Божiей Матери - Умиленiю, а потомъ ходятъ кланяться камнямъ, как бы на могилы усопшихъ родственниковъ.После сего обряда у камней Вашей оставляют вещи, деньги, волну (шерсть), холстъ и прочее, что потомъ собираетъ ктиторъ (храмовый староста), и это жертвованiе поступаетъ въ храм… Рассказывали, что будто бы Баши многимъ въ сновиденияхъ открываютъ повеленiе искать ихъ помощи. 


    Такъ, напримеръ, когда въ одномъ доме вымерли все овцы, то хозяйке дома было открыто повеленiе, - поклониться означеннымъ камнямъ, взять из-под нихъ земли; тогда овцы перестанутъ умирать, что по исполнению предписания оправдалось на деле. Где берутъ землю, тамъ образовалось большая яма. Земля эта еще полезна для размножения скота и отъ порчи, по народному убежденiю. Осколки Башей почитаются врачевствомъ от зубной боли».

    Одним словом, люди уважали, боялись и обращались за помощью к камням, как «святым». Даже на поле место, где они стояли, старались лишний раз не тревожить. Теперь о грустном: от Баша и Башихи, не осталось ничего, кроме памяти и этих легенд. Говорят, в советское время, камни свалили в овраг (по другой версии, один из них свалили в овраг, куда делся второй не известно) и там они были погребены под слоем грунта при обрушении подмытого водой речного берега. Что касается места, где покоятся эти камни, рассказывают, будто бы некоторые местные старожилы еще могут его показать. Но…скоро и этих людей не останется.



    Сныховский камень

    Предыстория находки Сныховского камня такова: в 1996 году белевский краевед И.И.Некрасов обратился к сыну священника Троицкого храма с.Сныхово Н.М.Никольского - Федору Николаевичу с просьбой поделиться воспоминаниями о своем отце, литераторе, краеведе, публицисте начала XX века, знатоке древностей местного края. Детство Ф.Н.Никольского прошло в 1910-20х г.г. в с. Сныхово и его окрестностях, впоследствии он жил в Москве.

    Отвечая на письмо краеведа он упомянул о лежавшем на южной окраине села, на высоком берегу Оки, недалеко от часовни, гранитном валуне, который в начале 30-х годов, после разрушения часовни, воинствующими безбожниками, был сброшен со своего места вниз, в Оку. Последовавшие за этим событием десятилетия советской истории не позволяли сельчанам вспоминать о камне. Нами предпринимались неоднократные попытки обнаружить камень, и только весной 2002г. поиски увенчались успехом. Детским клубом «Вятич» (руководитель Барбашов Е.Р.) Белевского Дома детского творчества камень удалось найти в илу и, с помощью лебедки, установленной на машине, поднять валун из р.Оки и поместить на вершине холма, примерно в том месте, где он лежал ранее.

    Сныховский каменьКамень представляет собой гранитный валун светло-серого цвета моренного происхождения. Форма его яйцевидно-овальная, основание плоское. Длина камня составляет - 120 см, высота - 56 см, ширина по основанию 70 см. Широкие боковые поверхности его сильно уплощены. На одной из них фиксируется композиция из трех фигур. Аналогичных камней на территории России до сих пор найдено не было. Камень осмотрели тульские археологи из областного краеведческого музея: заведующий отделом археологии Екимов Юрий Георгиевич и научный сотрудник Зацаринный Сергей Валерьевич. По их мнению, изображения на камне были выбиты каменными орудиями в период неолита и датированы в предварительном плане III тыс. до н.э.

    Еще со времен палеолита известны изображения в пещерах животных. Это были, своего рода, алтари древности, где люди задабривали духов зверей и богов, чтобы те даровали им удачную охоту и добычу. Удивительно и то, что камень мог сохраниться на протяжении многих тысячелетий и сохранить свое культовое назначение. На это указывает соседство (не далее 2 км от камня) поселений эпохи бронзы, раннего железного века и древних балтов.

    С точностью можно сказать, что и в славянский период этот камень был культовым. Основанием для этого служит то, что он находится за пределами села Сныхово, возникновение которого относится (по заключению археолога Мироновой В.Г., 1979 г.) к началу XII века, хотя вокруг этого села находились и более древние славянские поселения (Миронова В.Г. Отчет о разведке в Валдайском районе Новгородской области и разведке в Тульской области, 1979. Архив института археологии РАН). Как известно, культовые места язычников-славян находились за пределами поселений.

    Со Сныховским камнем связаны легенды этой местности, которые здесь намеренно опущены. В связи с этой находкой Е.Р.Барбашов в 2002г. стал победителем областного конкурса «Лудшая краеведческая находка года». В ближайшем времени ожидается доклад археолога Екимова Ю.Г., посвященного этому камню. В среде российской истории и краеведения назревает настоящая сенсация. Подождем...



    Гурьевские пещеры

    Очутившись в пещере в самый первый раз (впоследствии оказалось, что это была судьбоносная встреча), я поразилась, насколько приятными могут быть темнота, тишина и отсутствие привычной суеты. Моими проводниками стали ответственные и мудрые люди, поэтому страшно не было. Со временем я больше узнала о том особом пространстве, которое формируется под землей, и о том, что оно может дать современному человеку.

    Устройство Гурьевских пещер

    Для начала поведаю немного об устройстве пещер. Искусственные каменоломни Тульской области (изначально созданные, однако, водой и естественными движениями пластов земли, и только потом «обустроенные» руками человека) – это настоящее многообразие запутанных лабиринтов протяженностью более 90 км. По этой причине, кстати, в одиночестве ходить в пещеру не рекомендуется. Температура воздуха одинаковая в любое время года – примерно +8°C. Потолки невысокие: метра полтора, но есть залы и проходы с высокими сводами. Кое-где нужно передвигаться ползком. Имеются в пещере красивейшие тектонические щели с карстовыми натеками, и даже целое подземное «море».

    История освоения

    Когда в 70-х годах Гурьевскую пещеру Тульской области облюбовали спелеологи, в ней появилось много уютно обустроенных подземных стоянок, различных «знаковых» мест (одним из таких мест являются «чайники» – настоящие чайники недалеко от входа в пещеру), система обзавелась «журналом» и через несколько лет – подземной картой.

    Популярность и особенности путешествий в Гурьевские пещеры

    Тогда-то пещера и обрела свою популярность. Множество людей с тех пор спускались и спускаются под землю, и каждый ищет там что-то свое: кто тишину, а кто – компанию: многие говорят, что в пещере люди раскрываются, становятся собой. Мне самой приходилось наблюдать, как люди воскрешают в памяти свои детские мечты, вспоминают давно забытые песни или сочиняют стихи. О, а песни под гитару в подземельях – это нечто! Да и любой музыкальный инструмент здесь звучит по-особенному: благодаря потрясающей акустике звук наполняет пространство и делает его глубоким и буквально космическим.

    Среди обилия просторных гротов, рассчитанных на большие компании, тут есть и маленькие комнаты, в которых очень удобно уединяться и медитировать. Вообще, когда попадаешь под землю, понимаешь, что самое основное здесь – это свет. В полной темноте ни за что не добраться до выхода. Поэтому обычно в пещеру берут фонарь, запасной фонарь, зажигалку и много свечей.

    Одна из самых интересных практик под землей – это созерцание пламени свечи. Когда тебя ничто не отвлекает, можно думать о вечном в свое удовольствие или не думать вовсе, глядя на неугасимый огонь, озаряющий стены подземных залов. Можно долго слушать тишину, растворяясь в ней, а можно лечь спать и увидеть самые невероятные и яркие сны.

    Подземный сон – это отдельная тема. В пещере биоритмы человека сменяются на природные, и тогда приходит настоящая релаксация и организм наслаждается отдыхом. Время в пещере течет по своим законам, и непонятно – утро сейчас, день или вечер. В полной темноте стираются границы, в том числе, между сном и явью. Порою снится, что сидишь в подземном гроте, занимаешься чем-то… А потом вдруг просыпаешься.

    После акклиматизации (для которой достаточно покушать под землей, и еще лучше - поспать) привычный мир остается «где-то там, наверху», а человек оказывается лицом к лицу с тайнами подземелий. Конечно, обязательно придется столкнуться и со своими страхами. Но что такое страх, когда вокруг – огромные неизведанные просторы? Шагая ли за проводником, или рассматривая древние ископаемые ракушки, впечатанные в стены, или готовя себе вкусный чай на горелке – постепенно, доверяя окружающему пространству, можно выйти за его пределы.

    Как раз это и случилось со мной однажды, после чего я навсегда полюбила невероятный мир пещер. В настоящий момент, благодаря команде ребят из «Путь открыт», я могу показать этот мир другим людям. Настоящий свет разворачивается из темноты и освещает жизненный путь. Обязательно приходите в пещеру! («Эзо Туризм»).



    1 2 3                  

















    Категория: АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ | Добавил: admin (14.01.2017)
    Просмотров: 1569 | Рейтинг: 5.0/2