Таинственные животные в Чукотском автономном округе. 1
Таинственные животные в Чукотке
Анкы-келе
Анкы-келе - в мифологии Чукотки дух-хозяин моря
Анки-Киеле - вариант русского написания имени Анкы-келе. В мифологии Чукотки Анкы-келе является духом-хозяином моря. Учитывая, что чукча Онно никак не певица Мадонна, добыть более подробную информацию о нем - задача трудновыполнимая. Но трудно не значит невозможно. Интересующий нас рисунок хранится в государственном музее истории религии в Петербурге. Именно там можно получить более подробную информацию о его происхождении.
Итак, рисунки Онно мир увидел благодаря стараниям исследователя чукотской культуры Игоря Петровича Лаврова. Он познакомился с Онно в 1940 году на Культбазе в поселке Лаврентия, где преподавал рисунок в изостудии Дома народов Севера. Лавров попросил Онно создать целую серию карандашных работ на тему образов чукотской мифологии, а в 1947 году опубликовал их в журнале «Советская этнография» (Советская этнография №2, И.П.Лавров. Рисунки Онно «К мифологии чукчей»). Надо сказать, Онно был хорошо знаком с этой тематикой, поскольку в юности он готовился стать шаманом и прошел обучение у старого опытного шамана по имени Анкауге.
Рисунок Анкы-келе был первой карандашной работой Онно (еще до освоения карандашной графики он славился как отличный резчик по кости). По свидетельствам И.П.Лаврова, для жителей приморских поселков изображение оказалось очень убедительным и они без труда узнавали в нарисованном существе Хозяина моря. Вокруг него плавают киты и другие морские звери, а над водой нарисован шаман, готовящийся отправиться в подводный мир для встречи с Анкы-келе. Считается, что Хозяин моря изображен на рисунке в виде огромного камня, поросшего водорослями. Однако, вероятнее всего, Онно имел ввиду нечто иное, нежели валун и водоросли. Чтобы понять о чем речь обратимся к работам еще одного именитого исследователя культуры и истории народов Чукотки Владимира Германовича Богораза.
В своей книге «Чукчи», том 2 «Религия», глава первая «Религиозные представления/владетели или хозяева (619: Т.2, с.8) Богораз приводит следующее описание Анкы-келе: «...с рыбьим телом и огромной косматой головой».
Тут же упоминается другой рисунок, не вошедший в книгу, который изображает большого морского духа с длинными волосами «на голове и на заду». Кроме того, в той же книге в главе «Охранители у приморских чукч/Семейные охранители» мы встречаем изображение фигурок морского духа с характерными ластообразными конечностями и его собаки. Таким образом складывается довольно четкий образ Хозяина моря, имеющего рыбье тело (либо тело какого-то морского зверя), почти человеческие руки и большую лохматую голову. Посредником между простыми людьми и Хозяином моря призван выступать шаман. (Богораз, В.Г. «Чукчи»).
Снежный человек в Чукотке
Чукчи называют «диких волосатых людей» тэреке и считают их людоедами. Известный советский писатель Юрий Рытхеу, чукча по национальности, в беседе с А.И.Бурцевой, рассказал ей, что эти существа хорошо известны на Чукотке, но местные жители из суеверных соображений неохотно рассказывают о них. Считается, что это принесёт несчастье.
Познакомимся с некоторыми рассказами очевидцев:
И.Санков, житель посёлка Кенда Хабаровского края, рассказал о своей встрече с волосатым человекоподобным существом в районе озера Соболёк. Это произошло 31 августа 1965 года. Сонков и ещё двое мальчишек половили рыбу и, возвращаясь, домой заблудились. Они остановились у перекрёстка дорог, чтобы дождаться кого-нибудь из взрослых. Неожиданно вдалеке показался человек, которого они сначала приняли за чукчу. Когда же этот «человек» приблизился, ребят удивило, почему он летом ходит в шкурах. Но «человек» вдруг встал на четвереньки и стал что-то ловить в траве. Ребята притаились и стали наблюдать за ним.
Теперь они ясно видели, что на нём не оленья шкура, а его собственная шерсть бурого цвета. Через некоторое время «чукча» выпрямился и на двух ногах пошёл дальше. Через два года, примерно на том же месте, Сонков с отцом обнаружили следы босых человеческих ног. Чукчи босиком никогда не ходят.
Эти опущенные (падшие) ангелы строят из себя страшных упырей с целью запугивания слабовольных людей, так как бесы будучи отверженными рассчитывают приподняться за счёт устрашения и унижения слабых. Но из-за своего позора трусливые бесы боятся тех, кто силён поставить астральную мразь на место
«Дикого человека» в тех местах называют «кэле» или «пикилян».
А вот, что рассказал известный московский киноактёр В.Чеботарёв, выросший на Чукотке, в посёлке Гветинот: В 1970 году он с двумя приятелями возвращался с охоты. Идя вдоль линии электропередач они заметили под одной из опор, как им показалось, бочку из-под горючего (таких бочек по всему побережью Чукотки и вдоль автомобильных трасс разбросано великое множество). Охота была неудачной, и ребята решили для развлечения пострелять по этой бочке. Не успел первый из них нажать курок, как «бочка» зашевелилась и, выпрямившись, превратилась в огромного волосатого человека.
Рост его, по словам Чеботарёва, достигал двух третей столба (при стандартной высоте столба 6 метров получается, что рост этого существа был не меньше трёх метров). «Дикий человек» большими шагами двинулся в сторону реки и скрылся в прибрежных кустах. Инженер О.В.Шаров в своём письме рассказал о встрече с «диким человеком» в 1989 году в Иультинском районе Чукотки, на реке Амгуэме, где он работал в экспедиции. Все члены экспедиции уехали за продуктами. На база остались только он и его жена. Несколько дней они жили вдвоём, проводя необходимые наблюдения и записывая показания приборов. 20 октября он, выполнив наблюдения на склоне сопки, в полутора километрах от базы, возвращался домой.
Шёл мокрый снег с дождём, видимость была отвратительная. Спускаясь по склону, он увидел впереди себя какую-то тёмную движущуюся массу. Решив, что это может быть медведь, он остановился. В это время «масса» медленно выпрямилась, и перед ним во весь свой огромный рост встало обезьяноподобное существо с могучими мускулистыми руками, которые у него свисали почти до колен.
Встреча продолжалась всего несколько секунд, так как, увидев человека, странное существо, не торопясь, повернулось к нему спиной и скрылось в сетке дождя. Тем не менее, Шаров кое-что успел рассмотреть: мощное тело этого существа было покрыто довольно длинной светло-серой шерстью. Рост его был не меньше 220 – 230 сантиметров, но возможно и больше, так как Шаров находился выше его по склону и наблюдал его сверху. Кроме того, оно сильно сутулилось. Особенно запомнилось Шарову лицо – оно было почти полностью обволошено, как и все тело, глубоко посаженные глаза.
Волос не было только под глазами. В целом лицо напоминало обезьянье. Позже Шарову местный краевед из посёлка Гветинот рассказывал, что охотники зимой видели подобное существо, и тоже на Амгуэме, но в верховьях. Оба случая произошли в 1989 году. (В. Макаров, «Атлас Снежного человека»).
Из кустов вышло существо ростом 2,5 метра...
Между прочим, были несколько случаев наблюдения снежного человека и на территории Чукотского автономного округа. Так, самый последний из них относится к середине 80-х годов прошлого столетия, когда киевские геологи, работавшие в экспедиции в Шмидтовском районе, несколько дней подряд наблюдали странное обезьяноподобное существо.
Последнее не выказывало никаких признаков агрессии и как будто тоже с нескрываемым интересом рассматривало людей. Но когда кто-то из сотрудников геологической партии пытался приблизиться к находившемуся на отдалении незнакомцу, тот немедленно давал «задний ход» и убегал. А вот что рассказал «КС» ныне житель в Москвы Владимир Куперский, который родился и вырос в Анадыре:
- Сам я не был свидетелем этого случая, поэтому передаю все по памяти, так, как поведал мне покойный ныне отец, трудившийся раньше в одной из строительных организаций. В 1977 году его бригада работала в селе Марково. И вот в один из теплых летних дней он вместе с друзьями отправился на рыбалку, благо, был выходной. Сам он говорил, что все были абсолютно трезвыми - чтобы усмешек соответствующих не возникало...
Так вот, когда они готовили снасти, один из приятелей отца обратил внимание остальных на странное шевеление кустарника на противоположном берегу реки. А был редкий безветренный день, поэтому все удивились. Но еще больше изумились, когда из кустов на берег вышло какое-то странное, обросшее шерстью существо ростом метра два с половиной, одновременно похожее на человека, но в то же время, не имеющее с ним ничего общего. Отец вспоминал, что, несмотря на расстояние всего в каких-то 40 метров, отделявшее их от монстра, никто особо не испугался - у мужиков были с собой охотничьи ружья. Но поначалу двинуться от удивления не могли - все вытаращили глаза на пришельца.
А тот, как бы особо не обращая внимания на людей, спокойно напился из реки и также стал разглядывать всю честную компанию. Когда примерно через минуту оцепенение прошло, один из мужиков бросился в палатку, где у него лежал фотоаппарат. Но существо словно бы почуяло неладное и неторопливо, с чувством собственного достоинства удалилось в густой кустарник на противоположном берегу. Как рассказывал отец, они, посовещавшись, решили после этого случая перенести место рыбалки километров на пять выше по течению. Как-то не по себе было...
Этот рассказ только подтверждает большую нелюбовь йети к фото- и видеосъемкам собственной персоны. За всю современную историю исследования этого феномена известно всего несколько случаев, когда людям удавалось сфотографировать чудище. Но каждый раз снимки эти, как назло, оказывались просто отвратительного качества. Был, правда, знаменитый случай, когда двум американцам удалось в 1967 году заснять йети на кинокамеру, но пару лет назад при тщательном компьютерном изучении пленки в лабораториях Голливуда эксперты выяснили, что эта сенсационная съемка - фальшивка, блеф, и роль снежного человека сыграл актер, на которого нацепили заранее изготовленный костюм.
Между прочим, до самой своей смерти один из авторов фильма утверждал, что кадры - истинные, а другой вынужден был признаться в обмане только под напором неопровержимых доказательств, полученных голливудскими экспертами в области спецэффектов. Зачем все это было нужно янки? Да они просто продавали кассеты с «уникальными» кадрами за немалую цену всем желающим...
Пришелец из параллельных миров?
Но снежного человека в действительности наблюдали многие другие жители совершенно разных стран, причем не жулики, подобные вышеописанным, а вполне уважаемые люди. Такие, как знаменитый советский летчик-испытатель Марина Попович, которая была в составе экспедиции по поиску снежного человека на Памире, или выдающийся итальянский альпинист Рейнгольд Месснер, несколько раз сталкивавшийся с йети в Гималаях.
Что действительно странно, так это то, что до сих пор никто не обнаруживал мест обитания снежного человека - берлог, нор или каких-либо других укрытий. Тем более, что жилища таких гигантов должны быть немалых размеров. Не находили и обглоданных снежным человеком костей зверей или каких-то других остатков его трапез, что также могло бы помочь обнаружить места его отдыха.
И, что самое интересное, никогда не были найдены экскременты этого существа, по составу которых современные ученые легко смогли бы определить, что же это за диковинка такая - йети, и из чего он «слеплен». Правда, ходили слухи, что власти Китая лет десять назад обнаружили фекалии загадочного существа и уже провели их обширный анализ, но каковы были выводы - тайна за семью печатями. Видимо, китайцам действительно есть что скрывать...
С подачи одного из американских исследователей НЛО в свое время активно муссировался слух, что йети - это те же самые инопланетяне! По его версии, в свое время в штате Пенсильвания местные жители стали свидетелями приземления неопознанного объекта дискообразной формы, из которого вышли три существа, идентичные по описаниям снежному человеку. Якобы потом эту троицу видели в разных частях света более 250 раз!
Но, пожалуй, самая фантастическая версия о происхождении так называемого снежного человека - то, что он, собственно, «не от мира сего». Согласно ей, это существо - обитатель одного из параллельных миров, и материализуется оно в нашей реальности, каким-то образом проваливаясь в дыры из своего измерения. Согласитесь, звучит красиво. Вот только узнаем ли мы когда-нибудь правду? («Крайний Север», 06.06.2003, Анадырь, n22, стр.14).
В поисках арктической Несси
Есть на Чукотке удивительное озеро Эльгыгытгын с кристально чистой, необыкновенно прозрачной водой. В переводе с чукотского Эльгыгытгын означает «незамерзающее озеро». Это преувеличение, оно замерзает и лишь пару месяцев в году бывает свободным ото льда. Местные жители считают озеро колдовским и рассказывают о нем легенды.
Из них можно узнать о том, что жил когда-то на озере шаман с ледяной головой и что однажды поймали там страшную рыбу, позвонки которой были чуть ли не в человеческий рост... Рассказывают еще, что, когда загораются над озером странные северные миражи, люди, оказавшиеся вблизи него, бесследно исчезают. В последнее время появились слухи, что в озере обитает чудище побольше лох-несского...
Однако для серьезных ученых Эльгыгытгын – источник ценнейших научных данных. Первым описал озеро еще в 30-х годах прошлого века выдающийся советский ученый Сергей Обручев. В его работах это озеро называлось Эльгыдхын. Этот уникальный в своем роде водоем возник примерно 3,5–5 млн. лет назад. В отличие от остальной территории Чукотки озеро Эльгыгытгын никогда не подвергалось оледенению, и потому его донные отложения – это настоящий архив палеоклиматической и биологической информации. Но ученые еще не заглядывали в глубины этого водоема.
Само происхождение Эльгыгытгына – загадка. Озеро имеет идеально круглую форму. Вначале ученые считали, что котловина водоема – вулканического происхождения. Но в 70-х годах прошлого столетия, после возникновения космических снимков, появились убедительные доказательства, что озеро Эльгыгытгын – результат падения метеорита. Были даже проведены расчеты, указывавшие на то, что Эльгыгытгынский метеорит имел массу 100–150 млн. тонн, его диаметр составлял 400 метров, а в Землю он врезался на скорости 15 километров в секунду.
Первая оснащенная приборами экспедиция прибыла на озеро в 1998 году. Для ее организации был создан российско-германо-американский проект. Ученые развернули на озере радиолокационные работы, провели эхозондирование и сейсмические исследования. Первые же результаты превзошли все ожидания. Оказалось, что в озере около 200 метров осадков – ракушек, живых микроорганизмов. Это своеобразный рекорд: такого количества отложений нет ни в одном озере в Арктике. Существуют колонки осадков по два метра, десять, двадцать. А здесь – почти 200!
Если озеро действительно не подвергалось оледенению, то нельзя исключить и возможности обитания в нем неизвестных реликтовых организмов, и тогда легенды о доисторических чудовищах могут подтвердиться. Правда, на эту тему ученые пока говорят крайне осторожно, опасаясь того, что любые рассуждения об «озерных чудищах» сразу же поставят крест на запланированной серьезной исследовательской работе. А озеро Эльгыгытгын способно преподнести любые, самые неожиданные сюрпризы.
Для того чтобы провести полноценные исследования озера, необходимо осуществить его глубокое бурение. Стоимость такого исследовательского проекта оценивается в несколько миллионов долларов. Зато информация, которую ученые смогут получить, невозможно переоценить. Даже если никакого чудовища в нем не водится (ученые особенно и не надеются обнаружить в Эльгыгытгыне чукотскую Несси), они смогут, пробурив скважину глубиной 550 метров, извлечь со дна озера образцы породы. Поднятые при помощи специальных буровых платформ керны надо будет сохранить должным образом, чтобы не занести современные бактерии. Уже сейчас крупнейшие институты планеты надеются получить для исследования глубинно-озерные отложения.
Так будут реконструировать изменение растительности и животного мира в этом регионе и соответственно судить о климате Арктики. Самому старому арктическому грунту, который есть сегодня в распоряжении ученых, всего 300 тыс. лет. И если чукотский эксперимент завершится успешно, то ученые смогут восстановить историю климата в этом регионе Земли за длительный период. Удастся, например, проверить гипотезу о том, что 3,5 млн. лет назад Европа была субтропической зоной.
Само происхождение Эльгыгытгына – загадка. Озеро имеет идеально круглую форму. Вначале ученые считали, что котловина водоема – вулканического происхождения. Но в 70-х годах прошлого столетия, после возникновения космических снимков, появились убедительные доказательства, что озеро Эльгыгытгын – результат падения метеорита. Были даже проведены расчеты, указывавшие на то, что Эльгыгытгынский метеорит имел массу 100–150 млн. тонн, его диаметр составлял 400 метров, а в Землю он врезался на скорости 15 километров в секунду.
Первая оснащенная приборами экспедиция прибыла на озеро в 1998 году. Для ее организации был создан российско-германо-американский проект. Ученые развернули на озере радиолокационные работы, провели эхозондирование и сейсмические исследования. Первые же результаты превзошли все ожидания. Оказалось, что в озере около 200 метров осадков – ракушек, живых микроорганизмов. Это своеобразный рекорд: такого количества отложений нет ни в одном озере в Арктике. Существуют колонки осадков по два метра, десять, двадцать. А здесь – почти 200!
Если озеро действительно не подвергалось оледенению, то нельзя исключить и возможности обитания в нем неизвестных реликтовых организмов, и тогда легенды о доисторических чудовищах могут подтвердиться. Правда, на эту тему ученые пока говорят крайне осторожно, опасаясь того, что любые рассуждения об «озерных чудищах» сразу же поставят крест на запланированной серьезной исследовательской работе. А озеро Эльгыгытгын способно преподнести любые, самые неожиданные сюрпризы.
Для того чтобы провести полноценные исследования озера, необходимо осуществить его глубокое бурение. Стоимость такого исследовательского проекта оценивается в несколько миллионов долларов. Зато информация, которую ученые смогут получить, невозможно переоценить. Даже если никакого чудовища в нем не водится (ученые особенно и не надеются обнаружить в Эльгыгытгыне чукотскую Несси), они смогут, пробурив скважину глубиной 550 метров, извлечь со дна озера образцы породы. Поднятые при помощи специальных буровых платформ керны надо будет сохранить должным образом, чтобы не занести современные бактерии. Уже сейчас крупнейшие институты планеты надеются получить для исследования глубинно-озерные отложения.
Так будут реконструировать изменение растительности и животного мира в этом регионе и соответственно судить о климате Арктики. Самому старому арктическому грунту, который есть сегодня в распоряжении ученых, всего 300 тыс. лет. И если чукотский эксперимент завершится успешно, то ученые смогут восстановить историю климата в этом регионе Земли за длительный период. Удастся, например, проверить гипотезу о том, что 3,5 млн. лет назад Европа была субтропической зоной. («Независимая Газета»).
Свидетельства о живых мамонтах
Науке известно, что отдельные группы мамонтов, обитавшие в отрезанных от мира природных заповедниках, пережили окончание ледникового периода на долгое время. На острове Врангеля менее четырёх тысяч лет назад (то есть в эпоху строительства древнеегипетских пирамид!) продолжала цепляться за жизнь небольшая популяция мамонтов, правда, измельчавших до состояния карликов. Взрослый самец в холке не достигал и полутора метров.
Схожая ситуация имела место и в Америке: изолированное островное стадо так называемых колумбовых мамонтов (вид очень близкий тому, что обитал в Сибири) совсем чуть-чуть не дожило до открытий Колумба, причём и эти животные стали карликами, разумеется, по сравнению с обычными мамонтами.
Дела дней минувших
Впрочем, островная изоляция, похоже, не обязательна. В предгорьях Анд последние разновидности американских мамонтов, возможно, дожили до появления первых индейских цивилизаций. Есть свидетельства и более позднего их существования в Новом Свете и на просторах Евразии. Часть данных всё-таки приносит палеонтология, но недавняя, постледниковая, к примеру, находка костей мамонта у села Межи-рич (Украина) даёт ориентировочную датировку: V-IV тысячелетие до н.э. Существуют также и свидетельства, которые базируются на рассказах очевидцев.
Китайский историк и географ Сыма Цянь (145 или 135 - ок. 86 гг до н.э.) в своих «Исторических записках» недвусмысленно сообщает о северной Сибири: «Из зверей водятся... огромные кабаны, северные слоны в щетине и северных носорогов род». Существует старинный китайский рисунок такого слона, но гораздо более поздних времён. Изображённое на нём существо на мамонта похоже весьма условно, однако не меньше, чем похожи на слонов китайские «слоновьи» рисунки. Вот только нельзя быть до конца уверенным, опирался ли художник на впечатления о живом существе или о его вытаявшей из вечной мерзлоты туше?!
Барон Сигизмунд Герберштейн, оставивший подробные воспоминания о своих поездках в Московию второй половины XVI века, описывая племена «самоедов», живущих за рекой Печора и вплоть до Оби, среди добываемых ими животных упоминает и зверя под названием wess. В языке остяков это мамонт. Но было ли это названием живого зверя или просто источника ископаемых бивней? Знал ли сам Герберштейн о «весе» что-либо, кроме того, что это тот самый зверь, «из которого бивни растут» (в то время они вполне могли быть ископаемыми и для него!). Но вообще-то фауну Сибири он описал весьма точно, от соболя до «рыбы по имени сёмга».
Ещё интереснее сообщение боярина Мусина-Пушкина (воеводствовал он в Смоленске, но в качестве правительственного интенданта бывал и на территории Сибири), датированное 1685 годом. По его словам, в устье Лены есть острова, где обитает промысловый зверь «бегемот», на которого местные жители охотятся ради его бивней. Библейский термин «бегемот» явно употреблён по аналогии, вряд ли он указывает на что-то иное, кроме больших размеров зверя. В целом же информация заставляет вспомнить об изолированных островных группах мамонтов, на многие тысячелетия переживших «своё» время.
Правда, изоляция на речном острове весьма относительна, особенно если его обитатели хорошо плавают. Ведь известно, как часто современные слоны тяготеют к воде, как хорошо они плавают и передвигаются по болотам, кормятся по рекам и озёрным берегам. Известно и то, что эволюция не раз приводила- многих хоботных к полуводному образу жизни.
Но это всё дела давно минувших дней. Есть ли более свежие данные?
Из отчёта месье Галлона
Больше всего подробностей содержит наблюдение, зафиксированное в 1918 году месье Галлоном, французским консулом во Владивостоке. В своём отчёте Галлон приводит рассказ опытного таёжного охотника. К сожалению, имя его консул не называет (эта осторожность понятна: отчёт был опубликован вскоре после гражданской войны, и анонимность требовалась хотя бы просто для безопасности человека, в недавнем прошлом так или иначе сотрудничавшего с союзниками белогвардейцев), но ясно, что это был не туземец, а один из русских обитателей края.
«...Пару лет назад в тайге я увидел неимоверно большие и странные следы. Мне никогда не приходилось видеть зверя, который оставляет такие отпечатки, и даже слышать о нём. Была уже довольно поздняя осень, но заморозки ещё не наступили, поэтому следы отпечатались в грязи очень чётко. Это были овальные впадины примерно 60 на 45 см, с ровными краями. Следуя по ним, я вскоре увидел огромную кучу помёта. Следы вели от опушки вглубь леса, и по тому, на какой высоте в чаше попадались сломанные ветки, я понял, что от земли до верхней части тела зверь достигал не меньше 3 метров».
Вряд ли таёжный охотник, пусть даже сравнительно грамотный для того места и времени (а ему, как выяснилось, доводилось, по крайней мере, видеть книги с картинками, что, впрочем, не было на Дальнем Востоке такой уж редкостью в те годы даже среди простонародья), измерял расстояние в метрах и сантиметрах. Скорее всего, это французский консул перевёл указанные им размеры в метрическую систему. Продолжая опрос, консул выяснил, что отпечатки вели примерно в том направлении, куда охотник и планировал идти, поэтому (а ещё и из любопытства) он следовал за неведомым зверем несколько дней. В конце концов эта цепочка следов сошлась с другой, очень на неё похожей. Вскоре после этого охотнику удалось увидеть и самих животных. Наблюдение длилось около пяти минут.
«...Теперь следы были настолько свежими, что я понял: звери прошли тут совсем незадолго до меня. Ветер дул в мою сторону, поэтому они не могли меня почуять. Наконец, я сумел увидеть вдали, между деревьев, одного из животных: это был огромный слон с белыми, сильно изогнутыми бивнями. Тело его покрывала шерсть каштанового цвета, как мне показалось, на задней части туловища более длинная, чем на передней. Я никогда не думал, что слоны такие большие!
Мне случалось видеть слонов на картинках, но я всегда думал, что они должны быть ростом поменьше. Этот же зверь казался просто огромным, хотя я наблюдал за ним с расстояния около 270 м (скорее всего, и в этом случае охотник назвал привычно-округлённую цифру вроде «чуть менее 400 шагов», но месье Галлон снова перевёл это расстояние в метры). Неподалёку от него держался ешё один слон. Он был полускрыт стволами деревьев, поэтому его я рассмотрел хуже. Но, как мне показалось, размерами он не уступал первому». (Григорий Панченко).
След мамонта
Где прячутся оставшиеся в живых гигантские животные?
«Мамонт по своему нраву - животное кроткое и миролюбивое, а к людям ласковое. при встречах с человеком мамонт не только не нападает на него, но даже льнет и ластится к человеку» (из записей тобольского краеведа П.Городцова, XIX век). Среди животных, исчезнувших на глазах человека, особое место занимает мамонт. И дело здесь не в том, что это самое крупное сухопутное млекопитающее, с которым столкнулись люди.
До сих пор нет полной ясности, отчего так неожиданно погиб этот сибирский великан. Ученые, не колеблясь, относят мамонта к давно вымершим животным. И понять их легко. Никому из биологов еще не удалось привезти из северных экспедиций шкуру «свежезабитого» зверя. Следовательно, его и не существует. Для ученых вопрос состоит только в том, в результате каких катаклизмов исчез с лица земли этот огромный северный слон, 10-15 тысяч лет назад бродивший по бескрайним просторам Сибири?
Если полистать старые учебники истории, то можно узнать, что, оказывается, виновниками вымирания этого великана стали люди каменного века. В свое время была распространена гипотеза о потрясающей ловкости первобытных охотников, специализировавшихся исключительно на поедании мамонтов. Они загоняли в ловушки этого мощного зверя и безжалостно уничтожали его.
Доказательством такого предположения послужило то, что кости мамонта находили почти на всех древних стоянках. Иногда даже раскапывали хижины древних людей, сделанные из черепов и бивней бедолаги. Правда, даже глядя на великолепную фреску на стене Исторического музея, изображающую, с какой легкостью забиваются северные слоны крупными камнями, в удачливость такой охоты веришь с трудом.
Но вот в конце ХХ века древние охотники были реабилитированы. Сделал это академик Николай Шило. Он выдвинул теорию, объясняющую гибель не только мамонтов, но и других жителей Севера: арктического яка, сайгака и шерстистого носорога. 10 000 лет назад Северная Америка и большая часть Евразии представляли собой единый материк, спаянный толщей плавучих льдов, перекрытых так называемыми лёссами - пылевидными частицами. Под безоблачным небом и незаходящим солнцем лёсс был сплошь покрыт густой травой. Малоснежные суровые зимы не мешали мамонтам получать в большом количестве замороженную траву, а длинные густые волосы, толстый подшерсток и запасы жира помогали им справляться даже с сильными морозами.
Но вот что странно. Как будто назло ученым, свежие останки мамонтов продолжают находить в Сибири.
В 1977 году на реке Кригилях был обнаружен прекрасно сохранившийся семимесячный мамонтенок. Немного позже в Магаданской области нашли энмынвильского мамонта, точнее, его одну заднюю ногу. Но что это была за нога! Она отличалась удивительной свежестью и не сохранила ни следа гниения. Эти останки позволили ученым Л.Горбачеву и С.Задальскому из Института биологических проблем Севера детально изучить не только волосяной покров мамонта, но и особенности строения кожи, даже содержание потовых и сальных желез. И выяснилось, что мамонты имели мощный волосяной покров, обильно смазывающийся жиром, так что изменение климата не могло привести к полному уничтожению этих животных.
Смена питания также не могла стать роковой для «северного слона». Еще в 1901 году на реке Березовке, притоке Колымы, был найден труп мамонта, детально изученный Петербургской академией наук. В желудке животного ученые обнаружили остатки растений, характерные для современных пойменных лугов низовий реки Лены.
Новая информация позволяет более серьезно отнестись к случаям встреч людей с мамонтами. Начались эти встречи давно. Путешественники из многих стран, побывавшие в Московии и Сибири, даже не подозревавшие о теориях современных биологов, упрямо писали о существовании мамонтов. Скажем, китайский географ Сыма Цянь в своих исторических записках (188-155 годы до нашей эры) пишет: «...из зверей водятся... огромные кабаны, северные слоны в щетине и северных носорогов род». Герберштейн, посол австрийского императора Сигизмунда, посетивший в середине XVI века Русь, писал в своих «Записках о Московии»: «В Сибири... водится великое множество птиц и различных животных, каковы, например, соболи, куницы, бобры, горностаи, белки... Кроме того, вес. Точно так же белые медведи, зайцы...».
О таинственном звере «весе» рассказывает тобольский краевед П.Городцов в очерке «Поездка в Салымский край», изданном в 1911 году. Оказывается, колымские ханты были знакомы со странным зверем «весь». Этот «монстр» был покрыт густой, длинной шерстью и имел рога. Иногда «веси» затевали между собой такую возню, что лед на озере ломался со страшным грохотом.
Вот еще одно очень интересное свидетельство. Во время знаменитого похода Ермака в Сибирь в дремучей тайге его воины видели огромных волосатых слонов. До сих пор специалисты теряются в догадках: кого встретили дружинники? Ведь настоящих слонов в то время на Руси уже знали. Они содержались не только в царском зверинце, но и при дворах некоторых воевод. Теперь обратимся к еще одному пласту информации - к легендам, сохранившимся у местных жителей. Обские угры, сибирские татары были уверены в существовании северного исполина и подробно описывали его П.Городцову именно так, как говорится в цитате, помещенной в начале статьи.
Встречали этого «вымершего» великана и в ХХ веке. Западная Сибирь. Мелкое озеро Леуша. После празднования Троицына дня возвращались в деревянных лодках парни и девушки, играла гармошка. И вдруг в 300 метрах от них из воды поднимается огромная волосатая туша. Кто-то из мужиков закричал: «Мамонт!» Лодки сбились в кучу, и люди со страхом наблюдали, как появившаяся над водой трехметровая туша несколько мгновений качалась на волнах. Потом волосатое тело нырнуло и исчезло в пучине.
Таких свидетельств много. Например, известный исследователь исчезнувших животных Майя Быкова рассказывала о летчике, видевшем мамонта в Якутии в 40-е годы. Причем последний также погрузился в воду и уплыл прочь по озерной глади.
Не только в Сибири можно встретить мамонта. В 1899 году в американском журнале «Мак Клюрс Мэгэзин» была напечатана заметка о встрече с мамонтом на Аляске. Когда ее автор Х.Тьюкман путешествовал в 1890 году по рекам Сент-Майкл и Юкон, он долго прожил в одном небольшом индейском племени и услышал там много интересных рассказов от старого индейца Джо. Однажды Джо увидел в книге картинку слона. Он пришел в возбуждение и сказал, что встречал это животное на реке Поркъюпайн. Здесь в горах находилась страна, которую индейцы называли Ти-Кай-Коя (след дьявола).
Джо и его сын отправились настрелять бобров. После долгого пути по горам они вышли в обширную, поросшую деревьями долину с большим озером посредине. За два дня индейцы сделали плот и перебрались через длинное, как река, озеро. Вот там-то Джо и увидел огромное животное, напоминавшее слона: «Он лил на себя воду из своего длинного носа, а перед его головой торчало два зуба длиной в десять ружей каждый, загнутые и сверкающие на солнце белизной. Его шерсть была черной и сверкающей и висела по бокам точно пучки сорной травы на ветвях после половодья... Но вот оно легло в воду, и побежавшие через тростник волны достигли наших подмышек, такой был всплеск».
И все же где могли спрятаться такие громадные животные? Попытаемся разобраться. Климат в Сибири изменился. В хвойной тайге пищи не найдешь. Другое дело - по долинам рек или около озер. Правда, богатые заливные луга сменяются здесь непроходимыми болотами, и удобнее всего к ним подобраться по воде. А что мешает это сделать мамонту? Почему бы ему не перейти на земноводный образ жизни? Плавать он должен уметь, и неплохо. Здесь мы можем опираться не только на легенды, но и на научные факты. Как известно, ближайшими родственниками мамонтов являются слоны. И вот совсем недавно выяснилось, что эти великаны - прекрасные пловцы. Они не только любят купаться на мелководье, но и заплывают на несколько десятков километров в море!
Но если слоны не только любят купаться, но и делают многокилометровые заплывы в море, то почему бы не уметь это и мамонтам? Ведь они - ближайшие родичи слонов. А кто их дальние родственники? Как вы думаете? Знаменитые морские сирены - животные, превращенные в мифах в сладкоголосых женщин-русалок. Они произошли от наземных хоботных животных и сохранили общие со слонами признаки: грудные молочные железы, смену коренных зубов в течение всей жизни и бивнеподобные резцы.
Оказывается, не только у сирен есть слоновьи признаки. Слоны тоже сохранили некоторые свойства, характерные для морских животных. Совсем недавно биологи обнаружили, что они способны издавать инфразвуки на частоте ниже порога чувствительности человеческого уха и воспринимать эти звуки. Причем органом слуха у слонов служат вибрирующие лобные кости. Такими способностями обладают лишь морские животные, например киты. Для сухопутных животных это уникальное свойство. Вероятно, кроме этого свойства слоны и их родичи мамонты сохранили и другие качества, облегчающие их переход на водное существование.
И еще один довод в пользу существования мамонта на Севере. Это описание таинственных животных, обитаю щих в холодных озерах Сибири. Первым увидел странное животное, обитающее в якутском озере Лабынкыр, геолог Виктор Твердохлебов. 30 июля 1953 года ему повезло так, как не везло ни одному из исследователей непознанного вот уже почти полвека. Находясь на плато, возвышавшемся на поверхности озера, Виктор наблюдал «нечто», едва поднимавшееся над поверхностью воды. От темно-серой туши животного, тяжелыми бросками плывущего к берегу, треугольником расходились большие волны. (Михаил Таранов, кандидат геолого-минералогических наук).
Чучуна
Предания о «снежном человеке» обычно описывают два вида этого существа: бигфута и йети.
Но в горах Якутии и южнее до Сихотэ-Алиня ходят легенды про третий, уникальный вид - чучуну. От других «реликтовых гоминид» чучуну отличают длинные, развевающиеся на бегу волосы. Стройный, среднего роста и атлетического сложения, среди прочих «снежных людей» он выделяется цивилизованностью. Чучуна покрыт шерстью и боится огня, однако носит грубые одежды из шкур и охотится, применяя оружие - камни, костяные ножи, а иногда и луки. И если бигфуты и йети всегда молчаливые одиночки, то чучуны обычно появляются вдвоём или втроём, переговариваясь с помощью пронзительного свиста.
Казалось бы, при таком обилии сведений, установить местонахождение чучуна, а тем более, найти его следы, оружие или, на худой конец, останки не составит для исследователей труда. Но не тут-то было! За все время поисков не удалось найти абсолютно никаких следов снежного человека. Смущало ученых и отсутствие какого-либо потомства чучуна.
В свете всего этого в научной среде сложилось мнение, что чучуна - это чудом спасшиеся с отколовшихся льдин охотники и рыболовы с берегов Чукотки. По местным традициям, они не могли возвратиться в свои жилища, так как их уже считали мертвыми. Жизнь в пещерах ожидала и тех, кто преступал законы людского племени: убийц, грабителей, насильников - все они подвергались изгнанию со стойбищ.
Лишенные всего, попавшие в незнакомые места, изгнанники быстро дичали. Голод вынуждал их добывать пропитание охотой, а нередко - воровством и даже грабежами. В организме человека, попавшего в экстремальные северные условия (при температуре зимой до-50°С) происходили кардинальные изменения. Он обрастал шерстью, одновременно неимоверно увеличивалась его физическая сила. Лишенный общения с себе подобными, он постепенно забывал человеческую речь. Ученые отмечали и то обстоятельство, что с началом механизации рыбной ловли при социализме, совершенствовании морского промысла на Чукотке, легенды и предания о чучуна стали забываться.
В 1929 году в газете «Автономная Якутия» была напечатана статья «Чучуна». Содержание статьи сводилось к тому, что еще со времен царизма на Севере живет никому не ведомый дикий народ. Авторы утверждали, что чучуна - реальное существо. Приводились свидетельства очевидцев, воочию видевших снежного человека. Указывалось, что излюбленное место обитания чучуна - Бутантайский наслег Верхоянского улуса.
До революции здесь ежегодно видели чучуна. По свидетельствам очевидцев, чучуна - высокого роста, крепкого сложения, одет в звериные шкуры, имеет очень длинные волосы, вооружен луком со стрелами. Отмечался случай, когда чучуна ночью ради забавы бросал в юрту небольшими камнями.На чучуна пробовали охотиться. Двух или трех в разное время удалось убить из берданки. Трупы закопали, и охотники упорно скрывали это от властей, боясь преследования за убийство.
Естественно, мимо внимания ученых не могли пройти подобного рода факты. В первые годы советской власти изучением материалов о чучуна занимался профессор-геолог Петр Людовикович Драверт. Он написал статью «Люди-мулены и чучуна по сказаниям тунгусов и якутов», которую напечатал в 1933 году журнал «Будущая Сибирь».
Передвигаются в одиночку или мелкими группами, придерживаясь малонаселенных или пустынных мест. Умеют разжигать огонь. Они нападают на охотников-одиночек, но только тогда, когда чувствуют недоброе к себе отношение. Кроме того, было несколько случаев, когда мулены отбирали у охотников одежду и оружие. Сейчас эти загадочные существа почти вымерли. Статья заканчивалась призывом взять чучуна под охрану советских законов, тем самым спасая для науки древнейший сохранившийся народ Северной Азии.
Драверту возражал известный якутский ученый-этнограф Г.В. Ксенофонтов. Опираясь на тот же фактический материал (легенды, свидетельства и опросы местных жителей), что и его оппонент, Ксенофонтов пришел к выводу, что чучуна существует лишь в устном народном творчестве как мифологизированный персонаж. «Существование дикого народа было бы более или менее правдоподобно, если бы указывалась какая-нибудь отдаленная, находящаяся в стороне от жилых пунктов, замкнутая и обособленная территория как район его постоянного обитания.
А между тем, на деле образ чучуна живет повсюду в области распространения северных якутов, от Хатанги до Индигирки, возможно, и еще восточнее. Все изложенное доказывает, что представления о чучуна, или диком, обросшем шерстью охотнике, нужно отнести к остаткам древнейших религиозных верований скотоводческих народов. Эти верования занесены на Север, по всей вероятности, якутами, более отчетливо сохранились до наших дней у полярных якутов, ранних колонистов бассейна Лены», - утверждал Ксенофонтов.
Норвежские саги упоминают об утбурдах - нежити, в которую превращаются младенцы, брошенные в лесу в голодные годы. На Чукотке подобные демоны зовутся ангъяками. Но по сравнению с Арктикой Норвегию можно считать курортом. В ледяной пустыне не выжить и взрослому изгнаннику. Поэтому на берегах Ледовитого океана встречаются ещё и рэккены, не имеющие аналогов в тёплой Скандинавии. («Комсомольская правда»).