На Северном Кавказе самка йети приставала к мужчинам
Сенсационный случай произошел в Чегемском ущелье на Северном Кавказе - исследователи нашли неожиданные подтверждения существования там «снежного человека». Местные жители признались, что самка йетти - здесь подобных диких существ зовут Алмасты - не только вышла к людям, но и пыталась вступить в половой контакт.
В окрестностях поселка Эльбрус, по словам, местных жителей, нынешней осенью и зимой не раз встречали подобных загадочных существ.- Там много заброшенных сараев осталось, - рассказывает Адельгерий Тилов, - вокруг валуны, лес. - Чаще всего Алмасты там видят. Оттуда они в село приходят. В Эльбрусе, окруженном со всех сторон горами и лесом, Снежного человека хоть однажды видел каждый из местных жителей. Более того, местные женщины под большим секретом называют имена мужчин, которые общаются с Алмасты. Точнее, с их самками.
- Конечно, в своем настоящем обличии дикая женщина больше похожа на большую обезьяну, но мужчину соблазнить может, - рассказывает один из старожилов Кази Хаджиев. - Алмасты умеют наводить морок на человека.
Говорят, мужчина, которого соблазняет Дикая женщина, видит не ее, а ту, которую хочет видеть. Получается что-то вроде гипноза... Всюду, где лес близко подступает к человеческому жилищу, от встречи со «снежной бабой» никто не застрахован. Поэтому балкарцы «свято» соблюдают традицию предков. Каждый вечер после ужина немного еды и питья с хозяйского стола выносят на задний двор.
Это угощение для Алмасты. - Дикий человек тоже человек, вот и стараемся дружить с ним, - рассказывает Адильгерий Тилов. - По рассказам деда знаю, что Алмасты всегда тут жили. Но особенно много их стало, когда после выселения балкарцев наши села опустели. Уж тогда они тут полноправными хозяевами себя почувствовали.
Наверное, потому и стали чаще людям показываться.
Несколько месяцев назад пенсионер убедился в близости Алмасты лично.ОгоньЕще по рассказам деда Адильгерий знает, что дикие люди очень тянутся к огню. И большинство контактов с ними происходит именно у костра. Так вышло и с ним.- Летом поехал я в соседнее село полить огород. И пришлось заночевать там. Расположился я в заброшенном сарае на окраине. Развел рядом с ним огонь и лег спать. Под утро открываю глаза и вижу, в метре от меня сидит у костра Она. И смотрит на огонь как-то задумчиво. Ростом чуть выше метра. Черная, лохматая.
Только на лице волосы покороче, чем на теле. И шерсть волосок к волоску лежит, как будто расчесанная. Я, конечно, испугался. Лежу, жду, что будет. Она еще минут десять посидела. Потом ушла в сторону леса. Я тут же вслед выскочил. И минуты не прошло, а она словно под землю провалилась...
Специально встречи с Алмасты никто из местных жителей никогда не ищет. Все знают - это небезопасно. - Дикий человек не любит, когда его беспокоят. А уж если, кому-то доведется обидеть Алмасты, даже нечаянно, - жди беды, - рассказывает один из старожилов поселка Тегенекли Кази Хаджиев. –
Однажды в нашем селе дети играли на улице. И так случилось, что неподалеку на солнышке сидела и грелась дикая женщина. Один из мальчишек разыгравшись, подбежал к ней и дернул за длинную шерсть. Та даже не шелохнулась, а лишь пронзительно на него посмотрела. Через несколько дней этот мальчик умер от непонятной болезни.
Способность Снежного человека без слов воздействовать на людей и становиться невидимым для наших глаз, доктор биологических наук, профессор Российского государственного гидрометеорологического университета Валентин Сапунов объясняет экстрасенсорными способностями существа, которое, он называет троглодитом («пещерным человеком»).
Находясь рядом с нами, он ухитряется не только оставаться невидимым, но и способен каким-то образом вызывать у всех окружающих первобытный страх - даже не видя его, находящие рядом люди испытывают панический ужас, - говорит Валентин Борисович. - Я сам испытывал его, когда был буквально в трех шагах от него....Учеными зарегистрированы случаи заболеваний, которые развивались после встречи с троглодитом. А еще троглодит очень хорошо «считывает» наши мысли, ощущая направленную против него агрессию.
Эти опущенные (падшие) ангелы строят из себя страшных упырей с целью запугивания слабовольных людей, так как бесы будучи отверженными рассчитывают приподняться за счёт устрашения и унижения слабых. Но из-за своего позора трусливые бесы боятся тех, кто силён поставить астральную мразь на место
Почти каждое поколение жителей Приэльбрусья собственным опытом пополняет копилку легенд, связанных с постоянным соседством Алмасты. Нафисат Этезова-Бозиева одна из тех, кого коснулось проклятие дикого человека.
- Я с детства знала эту историю, но и подумать не могла, что она окажется правдой, - рассказывает пенсионерка. - Говорят, началось это еще до революции. Один из предков рода Бозиевых, повстречал в лесу дикую женщину и завязалась между ними дружба. Потом он ее даже в село привел, как жену. Для людей, конечно, это стало шоком. Многие женщины открыто смеялись над этой дикаркой. И однажды она прокляла их. Среди обидчиц Алмасты оказались женщины из рода Бозиевых. И с тех самых пор в роду моего мужа, словно, по наследству передается женщинам одиночество. Многим так и не удалось создать свою семью. Остальные либо выходят замуж очень поздно, либо несчастливы в браке. У самой Нафисат пятеро взрослых дочерей.
Трем из них до сих пор не удается создать семью. Но есть в Кабардино-Балкарии и другие истории:- Мой брат Абиль был человеком немногословным, об этом тем более никому из посторонних не рассказывал. Хотя зачем было говорить, если все это видели и знали. Абиль познакомился с дикой женщиной в Казахстане.
Наша семья жила там во время депортации. В нашем селе была мельница. И человек, который там работал, всех предупреждал, что по ночам туда приходит Алмасты. Поэтому, с наступлением темноты, люди старались держаться подальше от этого места. А моему брату однажды пришлось приехать туда вечером. Пока он занимался делами, ушла его лошадь. Абиль стал искать ее. Вошел в темный сарай и сразу нащупал что-то теплое и волосатое.
По словам брата, существо засмеялось и заговорило с ним «без голоса». Ее слова доходили до Абиля как мысли.Потом молодой ветеринар неоднократно признавался родным, что стоит ему в сумерки оказаться в одиночестве во дворе или на улице, дикая женщина обязательно выходила ему на встречу и говорила с ним. Но самое удивительное произошло, когда семья Хаджиевых, наконец, смогла вернуться на родной Кавказ.ЗагадкаАбиль Хаджиев успел построить дом в родном Тегенекли.
Женился и завел детей. Но однажды вечером во дворе своего дома увидел ту самую дикую женщину, с которой общался в Казахстане.- Как она смогла найти его через столько лет? Как преодолела такое расстояние, одному Аллаху известно, - говорит Кази Хаджиев. – Наверное, сильная у нее была любовь к моему брату. Очередная встреча с Алмасты полностью перевернула жизнь Абиля. Вскоре он овдовел и потерял единственного сына. Дочери вышли замуж и он остался в доме совершенно один.
Но все село замечало, что ветеринар стал вести себя странно. - Он часто стал уходить в лес по ночам. И мог не возвращаться домой несколько дней. А на сенокос всегда отправлялся один, но при этом всегда брал с собой вилы для двоих. Люди говорили, что все это из-за дикой женщины. Но Абиль уже ни с кем не обсуждал Алмасты.
А в 1982 году он в очередной раз ушел в лес и пропал. Ему было всего 63 года и на здоровье он не жаловался. Через несколько дней его нашли мертвым в лесу. Но от чего он погиб понять не смогли.По мнению ученых, с точки зрения физиологии сексуальные контакты между «снежным человеком» и гомо сапиенс возможны. Для привлечения самцов йетти исследователи использовали тряпки с женской менструальной кровью - и успешно. Впрочем, так же притягательны для них и подобные выделения обезьян. («Лайф»).
Алмасты живет рядом с нами
Алмасты как фольклорный персонаж, олицетворяющий демонические силы, встречается практически у всех народов Северного Кавказа. Кабардинцы, балкарцы и карачаевцы так его и называют. Чеченцы и ингуши – алмасы, алмазы; кумыки – албаслы къатын, ногайцы – албаслы; агульцы и рутульцы – албасти; лезгины – албаб; лакцы – сухасулу; аварцы – рохдулай, таты – дедей-ол…
Практически одинаково и визуальное представление о лесном человеке: чаще всего в образе представительницы женского пола, покрытой шерстью, с безобразным лицом, длинными космами распущенных волос, отвисшими чуть ли не до пояса грудями. Место обитания – в основном высокогорье, чащобы. Но не только – «по поверьям кабардинцев, алмасты живет в оврагах, кустарниках, нередко посещает заросли полей, особенно кукурузные плантации. Может появиться и в садах, огородах населенных пунктов».
С последним, как сегодня видится, пришлось впрямую столкнуться одному из нас в начале шестидесятых годов прошлого века, а если уж точнее – летом 1963 года, находясь в пионерлагере близ Нальчика. Ушла из памяти причина, чем обидели мальчишку десятилетние сверстники, но сохранилось, как лез через лагерную ограду, как долго-долго брел по лесной чаще, поднимаясь на гору, пока не наткнулся на небольшую полянку с зеленеющим кукурузным полем. Здесь и присел на бугорок, где вновь настигли нанесенные друзьями несправедливые обиды и насмешки, от которых слезы сами навернулись на глаза, превратившись в нешуточные рыдания со всхлипами.
Беспредельно жалко было себя, и поэтому не сразу заметил, что из стеблей наблюдает за происходящим непонятное существо – все обросшее светло-коричневой шерстью, похожее на обезьяну (впоследствии был уверен, что с ней и повстречался, так как о лесных людях на тот момент ничего не слышал), но с человеческим лицом. А когда это существо раздвинуло стебли и предстало, так сказать, во всей красе – огромное, вровень с двухметровой кукурузой, с длиннющими руками и страшным лицом-мордой, животный ужас пронзил тело, мгновенно подбросил вверх, стремительно унося по направлению к лагерю.
Бежал, не обращая внимания на кустарники, ветви деревьев, ямы и лощины, оглашая все вокруг возгласом: «Чур меня!». Не знаю, почему именно это словосочетание, неизвестно откуда всплывшее в памяти и действительно означающее «Не прикасайся, не тронь!», показалось мне спасительным в этой ситуации, но прокричал я его великое множество раз. (Кстати, по одной из версий, упоминаемых Фарсмером, это понятие происходит от слова «черт»). И даже продолжал кричать, находясь уже в лагере.
Об этом случае я никому – ни воспитателям, ни родителям, а тем более сверстникам – не рассказал, но столь велик был буквально впитавшийся в лицо ужас, что приехавшие на следующий день проведать меня отец с матерью, увидев свое дитя, тут же, даже не задавая каких-то вопросов, предложили возвращаться домой. Сегодня, спустя чуть ли не пятьдесят лет с того времени, в поведении алмасты (а это, конечно, был он, а не обезьяна), двинувшегося в сторону человека, а не наоборот, можно увидеть скорее не угрозу, а сочувствие… Впрочем, воспроизводя эту историю, мы ни на чем не настаиваем и вполне допускаем, что поведанный эпизод – плод детской фантазии. Но уже вовсе не фантазия все, что будет сообщено ниже.
Вначале короткая историческая реминисценция. Юлиус Генрих Клапрот (1783–1835), выдающийся немецкий путешественник и языковед, являвшийся иностранным членом Императорской Академии наук в Петербурге, побывал в начале XIX века на Кавказе, оставив записки о своем путешествии. (В 2008 году в Нальчике вышла его книга «Описание поездок по Кавказу и Грузии в 1807 и 1808 годах»).
Вот что он пишет об алмасты, называя его салмасты: «Что до остального, эти люди, как и все горцы, очень суеверны и рассказывают бесчисленные небылицы о злых духах и домовых, обитающих, по их словам, в горах; образчиком может служить следующая история. Зловредный дух в женском обличии, с очень длинными волосами, которого они именуют на своем языке Салмасты, живет, по их словам, в некоем лесу. Где-то двадцать пять лет назад один из жителей села поймал домового, принес к себе домой и отрезал его волосы, кои тщательно спрятал и чем превратил дух в покорного себе.
Однажды он приказал ему сделать немного боза; тогда домовой поставил котелок на огонь, сварил горох, и, пока суп готовился, хозяин и хозяйка вышли из дома, оставив в нем лишь двух маленьких детей. Скоро они стали просить духа дать им что-нибудь поесть. Тот пообещал сделать это, если они скажут ему, где спрятаны его волосы. Не успели дети указать на место, где лежали волосы, как демон схватил их и тем самым освободился от покорности своему хозяину. После этого он бросил двух детей в котел с кипящей боза и убежал назад в лес, где, как утверждают, он все еще и живет».
В чем-то похожую историю поведала уже в наше время жительница Зольского района Кабардино-Балкарии девяностолетняя Нахцук. Своей внучке – доктору филологических наук, профессору КБГУ Ирине Баловой – она рассказывала, как, зайдя поутру в сарай, где хранилась кукуруза, увидела странное, обросшее волосами человекообразное существо, распластавшееся на земле и сжавшееся при виде человека.
Бабушка поняла, что алмасты больна, поэтому принесла из дома одежду, укрыла лесную женщину и в течение нескольких дней подкармливала едой со своего стола. Когда алмасты стало лучше, та ушла. Из этого следует, что эпизод, поведанный Клапроту, имеет не столько мифологические, сколько реальные, бытовые корни. Впрочем, подобного рода эпизодов – многие сотни, и большинство из них связано (найдено, записано, обнародовано) с экспедицией Жанны Кофман, которая на протяжении более чем четырех десятилетий занималась поисками снежного человека.
О Жанне Кофман и результатах ее экспедиции мы рассказали в книге «Таинственная Кабардино-Балкария» в солидном очерке объемом более трех печатных листов, к которому и отсылаем всех интересующихся. Для остальных же коротко сообщим: Жанна-Мария Иосифовна Кофман долгие годы являлась почетным председателем Российского общества криптозоологии (наука о животных, существование которых не доказано или считается невозможным в данной местности в данное время).
Однажды друзья-альпинисты познакомили ее, врача-хирурга, с ученым Б.Ф. Поршневым (1905–1972) – советским историком и социологом, доктором исторических и философских наук. Борис Федорович собрал богатейшие исторические свидетельства о существовании гоминоида, восходящие к древнейшим литературным памятникам; показал, как на протяжении столетий уменьшался ареал распространения этого существа, вытесненного в конечном итоге высоко в горы, хотя основная среда его обитания всегда находилась куда как ниже. Но самое главное, представил убедительные доказательства того, что, говоря о «снежном человеке» мы ведем речь не об одичавших в силу различных причин людях, а именно о реликтовых гоминоидах.
Жанна Кофман стала достойным продолжателем дела ученого, так и не увидевшего при жизни напечатанной подготовленную им работу о гоминоидах. В 1960 году она организует в селе Сармаково Кабардино-Балкарии базу экспедиции. Полученные ею результаты поражают: сотни свидетельств людей, встречавшихся с алмасты. Десятки из них приведены в нашей книге.
А вот что писал об итогах экспедиции ученый В. Макаров: «Она объехала верхом или на машине и обошла пешком с рюкзаком за плечами почти весь Кавказ. Ее живой характер и общительность раскрывали перед ней двери домов и души горцев, от которых она услышала много интересного не только об алмасты и его собратьях, но и о некоторых других не изученных до настоящего времени животных вроде гигантских высокогорных варанов, необычных змей и других. Но все-таки главное ее внимание было приковано к «дикому волосатому человеку» Кавказа – алмасты.
Почти ежегодно на базе экспедиции останавливались группы молодых ребят, чаще всего студентов, отправляющиеся на поиски легендарного существа. Все они получали у нее подробнейший инструктаж, необходимое снаряжение, которое, к сожалению, иногда забывали возвращать. За почти 30 лет работы экспедицией был собран огромный материал: сотни рассказов очевидцев из разных районов, десятки фотографий следов, несколько отлично выполненных гипсовых слепков.
Неоднократно Жанна Иосифовна буквально «сидела на хвосте» у своего подопечного, но каждый раз ему удавалось скрыться от нее. Правда, в узком кругу она признавалась, что несколько раз видела существо, которое, по всей видимости, было не кем иным, как алмасты, но это было на таком расстоянии, что сфотографировать его не было возможности. Следовательно, доказать, что это он, было нельзя. Неоднократно участники поисковых групп шли по следам алмасты, видели в темноте светящиеся красным светом глаза, которые находились на высоте примерно полутора метров и, следовательно, не могли принадлежать волку или рыси (и у того, и у другого глаза ночью светятся зеленым, а не красным светом). Некоторым из участников экспедиции посчастливилось увидеть алмасты».
Из многих сотен рассказов очевидцев, собранных Ж.И. Кофман и ее помощниками, получилась следующая статистика.
Распределение встреч с алмасты по годам: до 1930 года – 5, в 30-е годы – 8, в 40-е – 14, в 50-е – 14, в 60-е – 26; год неизвестен – 32.
Распределение по времени года: зимой – 12, весной – 7, летом – 32, осенью – 22; время неизвестно – 27.
Распределение по времени суток: ночью – 30, утром – 6, днем – 31, вечером – 13; время неизвестно – 20.
Распределение по полу: мужской – 21, женский – 38, не указан – 41.
Наблюдения детенышей: всего – 7, одного – 2, двух – 4, трех – 1.
Случаи поимки с последующим отпусканием – 4, приручения – 3, убийства – 5.
Рост: до 180 см – 8, 2 м – 9, 2,4 м – 1, около 3 м – 3; в остальных случаях рост не указан.
Так кто же они такие, кабардино-балкарские алмасты?
Существует несколько версий того, кем являются, откуда приходят или куда уходят «снежные люди». Среди них – предки человека, некое недостающее звено в эволюции; одичавшие современные люди, потомство которых во втором-третьем поколениях чурается цивилизации; представители инопланетной формы жизни; жители парамиров; плод воображения.
И одна из наиболее убедительных – отталкиваемый вид. Согласно этой версии, выдвинутой доктором биологических наук В.Б. Сапуновым, криптозоологом из Петербурга, «человечество на заре своего становления столкнулось с реликтовыми гоминоидами (так называемыми лешими или снежными людьми), которые так же, как и люди, произошли от человека разумного.
В результате конкуренции двух близких видов получилось следующее: гоминоиды ушли в глухие места, стали более скрытными, развили свои экстрасенсорные способности. А люди, обладавшие меньшей физической силой, для того чтобы победить в борьбе за выживание, стали создавать орудия труда и охоты, создали сложную систему коллективных взаимоотношений, технику, науку и только так одолели «лесных братьев». Следовательно, «снежные люди» родом с Земли, здесь они были столько, сколько помнят себя люди: следовательно, всегда. Сколько их осталось сегодня конкретно в Кабардино-Балкарии? Вероятнее всего – единицы.
Звериное чутье
Моя пожилая тетя собралась на юбилей к сестре, и кто-то должен был присмотреть за ее «зверинцем» - курочками, двумя котами и собакой Тобиком. Выпросила я на работе три отгула и поехала в Вольный аул - частный сектор, который уже считается районом города Нальчика. Вечером 10 октября 2008 года я прибыла на место, тетя дала мне жесткий инструктаж, как и чем кормить животных, в какое время, какие их капризы и требования выполнять, а какие оставить без внимания. И вот ранним утром я проводила ее на автобусную остановку, чтобы она успела на первую электричку до станции Минеральные Воды.
Нарушая все ее инструкции, я наложила в миски котам и собаке корма, открыла курятник, чтобы куры могли, когда захотят, выйти на огороженный сеткой птичий двор, насыпала им тоже корму и легла спать. Проснулась от пронзительного мяуканья. Возле дивана стоял кот Тимофей, смотрел на меня своими круглыми глазами, а его мама кошка Дарья, находясь у двери, тоже наблюдала за мной и явно нервничала: ее хвост, как маятник стенных часов, двигался безостановочно вправо-влево. Со двора слышалось громкое встревоженное кудахтанье, лаял с подвыванием пес.
«Взбунтовались, - мелькнуло у меня в голове, - чувствуют, хозяйка уехала!» Я взглянула на часы - только двадцать минут после полудня. «Раненько, - думаю, - вы проголодались!» Сев на низенькую скамеечку перед мисками, стала чистить вареное яйцо - любимое лакомство Тимофея. Но кот на угощение - ноль внимания. Вместо этого вдруг ка-ак прыгнет на меня, да так, что я упала на пол. Кошка Дарья громко мяукала и скребла когтями входную дверь. Я выпустила животных во двор.
Тобик, гремя цепью, бегал вдоль проволоки. Подсунув морду в промежуток между забором и калиткой, он напряженно выл, и вдалеке ему вторили другие собаки. На птичьем дворе куры, с открытыми клювами столпившись у сетки, громко кудахтали. В свинцово-сером небе низко над домами шумно пролетела стая воробьев...
«Конец света, что ли, наступает?» - поежилась я и, выпив молочка для успокоения, снова прилегла на диван.
Через несколько минут к дивану спланировала бумажная репродукция Серафима Саровского, прежде прикрепленная за два верхние угла на стене напротив меня. Я поднялась, чтобы вернуть ее на место, и вдруг... дом заходил ходуном! Раскачивалась старенькая люстра, звенела посуда в шкафу, все вокруг тряслось, как в лихорадке, закуковала кукушка в настенных часах, затем как-то быстро осеклась и замолкла... «Землетрясение!» - поняла я. Мои часы показывала 13.15. Я выскочила во двор. Тобик, распластавшись на земле с прижатыми ушами, тихо скулил. Многие куры валялись на боку - будто в обмороке, и не скоро пришли в себя. Коты вернулись только к ночи, и то ночевали на крыльце. Да и я, хотя это был всего один подземный толчок, долго не могла уснуть и подскакивала от каждого шороха...
В школьные годы я часто ездила к бабушке, которая проживала на хуторе в степной местности Ставропольского края. За неделю до проливных дождей, которые приводили к наводнению, коренные местные жители замечали, что суслики покидали свои норы, змеи уползали из подтопляемых мест, из домов исчезали мыши, и после наводнения вся эта живность нескоро возвращалась...
Граница
Это произошло десять лет назад, когда я проходил службу в рядах пограничных войск в Кабардино-Балкарии. Заканчивался первый год моей службы в звании сержанта, имевшего за плечами уже двадцать пять суток боевых и медаль за участие в боевых действиях. В общем, считал себя смелым и сильным, одним словом - дед.
- Сами знаете, где служите! Ситуация в регионе сложная, поэтому пять сержантов в составе маневренной группы поднимут в горы на усиление линейной заставы, - выдал полковник Захаров перед строем.
Одним из этих сержантов был я. Утром следующего дня с военного аэропорта Нальчика вылетел забитый бойцами Ми-8, и, сделав круг над городом, взял курс на видневшиеся вдали горы. Вершины, окутанные серыми тучами, давали понять, что там идёт дождь. Внутри вертушки все как-то утряслось, и солдаты смогли присесть на полусогнутых, зажав автоматы между колен. Летели молча, говорить в безумно гремящей машине было невозможно.
В какой-то момент машина перестала лететь вперёд, а стала подниматься вертикально, вдоль отвесного склона гор. На сером от дождя камне, вытекая из тумана, нарисовалось бело-грязное тулово горного козла, стоящего на выступе шириной с ладонь. Животное умудрились развернуться рогами в сторону вертолета и, наклонов башку, на виду у десятка солдат прыгнуло, полетев в пропасть, как камень. Все молча переглянулись, кто-то крикнул – суицидник, вызвав улыбку у тех, кто был в теме.
Высаживались метрах в трехстах от заставы, на поляне которой паслись две служебных кобылы под присмотром солдатика. Тот проводил нас глазами и указал в какую сторону нам идти. Застава была печальной в прямом смысле слова... Связь через рацию, тепло через костер, сон через палатку, про свет можно и не спрашивать, вода – ручей, бегущий ста метрами выше. Высота -две восемьсот над морем, голова болит, дышать тяжело.
На четвертый день моего пребывания во время боевого развода прозвучала моя фамилия. «Все-таки, для этого сюда и подняли», - подумал я, посмотрев на трех бойцов, с которыми сегодня ночью предстояло идти в дозор. Вечер навалился мгновенно, и, выйдя на приказ, мы быстро собрались. Погрузив провизию на лошадь, а на себя - броню и разгрузку, я доложил о готовности, и, выйдя на тропу, пошел первым...
Переведя взгляд вниз, я четко увидел... Возле крупного камня, на корточках, сидело существо, глаза которого ярко светились через прибор. Черный провал рта виднелся на фоне крупной вытянутой головы, одна рука лежала на камне, а другая упиралась в землю. Страх холодной волной ударил по телу, я не мог отвести взгляд от открывавшегося и закрывавшегося рта, как будто оно пробовало воздух на вкус.
Я стал медленно подтягивать из-за спины автомат, взяв левой рукой за цевье, а правой щелкнув предохранителем. В этот момент существо встало, заставив меня помянуть Бога. Роста в нем было метра два с половиной, непропорционально длинные руки заканчивались такими же длинными пальцами. Уперев приклад в плечо, я направил ствол на эту штуку, уже решившись дать по ней очередь, но в этот момент существо отпрыгнуло и побежало вниз по склону. Я быстро потерял его из виду, и только на слух понял, что оно скрылось. Бойцу я сказал, что это был тур, но он мне не поверил.
Чудовища и страшилища
Конечно, могучие силы природы во много раз превышали возможности и силы человека. Поэтому при их олицетворении стихиям придавался облик громадных и уродливых существ, грозных и прожорливых. К наиболее древним из таких существ в карачаево-балкарской мифологии относится, наверное, дракон (сарыуек) - змей с тремя, семью или девятью головами, чудовищной величины и мощи.
В сказках и в эпосе дракон представляется как существо, враждебное людям - он преграждает течение реки или выпивает воду в ней, отчего наступает голод и засуха. Он требует в уплату за воду дань - красивых девушек, которых тут же съедает. В древности дракон считался покровителем воды, земли, он мог поэтому даровать урожай или лишить его. Пытаясь задобрить его, ему в жертву приносили девушек. Такой обряд сохранялся у карачаевцев долго (конечно, в измененном виде: девушку перед пахотой окапывали в землю, а затем старики уговорами «выкупали» ей свободу.
Часто упоминаются в мифах и сказках птицы Анкъа или Анкъар. Они могут уносить и людей, и жеребят, коров и т. д. Считалось, что эти птицы живут на краю земли, в высоких горах. Самые известные в карачаево-балкарском фольклоре чудовища - эмегены, великаны уродливого вида, сплошь обросшие густой шерстью, тупоголовые и прожорливые. Особенно они любят человеческое мясо. Они отдаленно напоминают людей тем, что умеют разговаривать, из хозяйственных занятий они знают только одно - пасти коз. Кровь их ядовита. Эмегены в эпосе являются смертельными врагами нартов, с которыми ведут жестокую борьбу. В конце концов нарты одолевают их и в последнем решающем сражении уничтожают всех до одного.
Другое мифологическое существо, напоминающее эмегена – «лесной человек» (агъач киши). Он огромного роста и силы, с острым, в виде топора, костяным наростом на груди. Он .может, по мифам и сказкам, напасть на человека, но может и помочь. Очень много рассказов о встрече одинокого охотника с одним из Агъач Киши, ночью, у костра. Когда охотник, обманув задремавшее чудовище, забирается на дерево, положив вместо себя бревно и накрыв буркой, тот просыпается, и думая, что охотник спит, бросается грудью на это бревно. Охотник ранит его выстрелом и Агъач Киши убегает.
Кроме того, Агъач Киши представлялся нашим предкам хранителем леса. Он строго следил, чтобы люди зря не рубили деревья - за это он жестоко наказывал. Иногда рассказывается, что «лесных людей» было много, и что они жили стадами, бродя по лесам. Другое страшное существо - алмасты. Они, как и люди, делятся на мужчин и женщин, но чаще рассказывают о женщинах. Их описывают то как очень безобразных, то как неслыханный красавиц, с длинными до пят волосами, безо всякой одежды. Они могут жить и в лесу, в оврагах, но могут поселиться на чердаке дома и тогда нужно оставлять там еду для алмасты. Убивать алмасты, как считали, нельзя - перед смертью это существо проклинает убийцу и проклятие всегда сбывается.
Рассказывают о гигантских пауках, величиной с большую корзину, нападавших на людей. Спасаясь от них, люди бежали на равнины или на вершины гор - пауки туда вскарабкаться не могли. В конце концов они были истреблены нартами. О нескольких мифологических чудовищах никаких мифов не сохранилось. Это Хохури - небесный волк с длинной и зубастой пастью. Къан Тулукъ - страшное существо, напоминающее сосуд с кровью, верхняя оболочка которого очень тонка, и если хоть слепка коснуться его, оттуда на человека брызгает ядовитая кровь и человек заболевает и умирает.
О плохом человеке говорят: «Къан Тулукъ!». По верованиям кумыков, это существо выходило из могилы злой женщины в полночь, на поиски добычи. Такими же враждебными человеку существами были, видимо, и два других - эмгек (кровосос) и эмеуюл. Возможно, впрочем, что это два названия одного демона. Возможно также, что некими грозными существами считались Бабай и Маму, именами которых пугают детей. Первое напоминает имя скифского бога грома - Папай, которое в такой форме сохранилось в одном из заклинаний.
Хорошо известно в карачаево-балкарской мифология другое чудовище - Желмауз. Это кровожадная людоедка, обладающая неимоверной силой, со стальными зубами. Некогда она была разорвана на части крылатыми собаками нарта Кыйынлы). Но ее голова вместе с вцепившимися в нее собаками (они называются самырами) улетела в небо, где собаки стали охранять от нее луну. Один раз в течение года собаки от усталости засыпают, и тогда голова Желмауз набрасывается на луну, пытаясь ее проглотить, отчего происходят лунные затмения.
Тогда люди начинают стрелять из ружей, кричать, бить в медные тазы, чтобы, разбудить собак. Те просыпаются и оттаскивают голову Желмауз от луны, и она снова светлеет. Иногда встречаются в сказках некие страшные и могучие существа - ДЕУ - великаны с длинными кривыми когтями, напоминающие по описаниям эмегенов. Обычно они охраняют волшебное дерево или какое-нибудь другое сокровище.
Следы на турбазе Долина нарзанов
Весной 1976 года произошло ещё одно знаменательное событие. В середине марта Жанне Иосифовне сообщили, что на территории одной из туристических баз утром 17 апреля были обнаружены свежие следы алмасты. Срочно выехав на место, она увидела цепочку чётких следов странных босых ног человекоподобного существа, прошедшего или скорее пробежавшего, по спортивной площадке. Следы были обнаружены накануне утром. Сторож рассказал, что тогда ночью очень сильно лаяли собаки, а, когда он вышел, то они бросились ему в ноги, но он ничего не увидел, утром же обнаружил следы. Туристов в это время на турбазе не было.
В конце апреля автор выехал на Кавказ. Добравшись до турбазы я познакомился со сторожем, который рассказал о том, что же произошло. В ночь с 16 на 17 апреля он был разбужен испуганным лаем собаки. Когда он открыл дверь и вышел на крыльцо, она бросилась к нему под ноги. Взяв ружьё, он обошёл вокруг дома, но ничего не увидел. Собака осталась под крыльцом.
Утром при обходе территории турбазы он увидел цепочку свежих следов босых ног, пересекавших волейбольную площадку. Следы были похожи на человеческие, но отличались пропорциями. Рядом находился домик, в котором жили рабочие, ремонтировавшие домики для туристов. Они тоже, выйдя из дома, видели эти следы. К чести сторожа и рабочих никто из них не прикоснулся к этим следам.
Всего было видно 23 отпечатка, которые тянулись в одну линию. Длина шага была около метра. Посетившая турбазу особь была не из крупных – ростом примерно 160 см. Выполненные Ж.И.Кофман, фотографии цепочки и гипсовые слепки по своему качеству лучшие в СССР, а возможно, и в мире. К моему приезду следы были сильно размыты дождями, но некоторые ещё можно было угадать. На протяжении десяти дней я осматривал окрестности турбазы: ущелье Малки и нижнюю часть ущелья Мушты. За это время мне попалось несколько отпечатков следов алмасты.
Верхние два отпечатка зафиксировали следы одной и той же ноги, нижний – оставлен более крупной особью. Его размеры 38х18 см (см. А.Данилова). Ради эксперимента я показал в Москве эти фотографии известному в 70-е годы московскому экстрасенсу Б.Иванову. Взглянув на верхние фотографии, он сказал: «Женщина, примерно 70 лет», про второй – «Мужчина, ростом около 180 см».
К сожалению с этой цепочкой следов произошла неприятность.
Иосифовны, самый квалифицированный член её экспедиции, студент-медик Андрей Козлов раньше неё узнал о появлении этих следов и первым оказался на месте происшествия. Когда она приехала на турбазу, то оказалось что Козлов без её ведома вырезал из середины цепочки один из лучших отпечатков. Козлов невольно зафиксировал свой неблаговидный поступок, попросив сторожа сфотграфировать его, когда он измерял расстояние между отпечатками.
Летом 1994 года удача чуть было не улыбнулась Жанне Иосифовне. Один из чабанов сообщил ей, что накануне утром он видел в районе одной балки, километрах в семи от Сармаково, трёх алмасты. Кофман с двумя своими коллегами срочно выехала в указанное чабаном место. Спускаясь по дороге на дно балки, Жанна Иосифовна и её спутники увидели на противоположной стороне балки стоящую около большого куста массивную фигуру. Расстояние было слишком большое, и разглядеть какие-либо детали было нельзя, даже в бинокль. Чтобы приблизиться, двинулись напрямик по склону, но, когда обогнули стоящий на пути куст, то этой фигуры на месте не оказалось. Прочесали балку, но ничего не нашли.
Из многих сотен рассказов очевидцев, собранных Ж.И.Кофман и её помощниками, небольшая часть вошла в 8-й сборник «Информационных материалов комиссии по изучению «снежного человека» (первые 4 сборника ещё можно обнаружить в некоторых крупных библиотеках, остальные существуют пока только в рукописях и ждут спонсоров для опубликования).
Собранные на Кавказе материалы по экологии и поведению алмасты были опубликованы Ж.И.Кофман, но в основном, в зарубежных изданиях. Частично с её разрешения они использованы в соответствующих разделах данной книги. Помимо богатейшего опросного материала и собственных наблюдений участниками экспедиции собран ценный фактический материал – это фотографии и слепки следов, фекалии и образцы волос. Исследования фекалиев специалистами подтвердили известный факт преимущественно растительного рациона алмасты. Исследования волос различными методами позволило сделать вывод о том, эти волосы принадлежат примату, но имеют отличия от волос человека и человекообразных обезьян.
Большую ценность представляет собой собранная Кофман коллекция рисунков алмасты, выполненных либо самими очевидцами, либо художниками с их слов – то, что в криминалистике называется «словесным портретом», а также записанные ею и её помощниками рассказы очевидцев. Часть из них были приведены в главе 3.
Ещё будучи студентом Московского университета Гурвич познакомился с известным чукотским художником – резчиком по кости Букволом, который как-то упомянул между прочим, что на севере Якутии живут совсем неведомые люди и посоветовал молодому студенту прочитать заметку в газете «Автономная Якутия» за 26 марта 1939 года. Эта заметка называлась «Чучуна», и речь в ней шла о диких волосатых человекоподобных существах, которые встречаются в разных районах Якутии. Среди очевидцев, видевших это существо, назывались авторитетные и известные в республике люди, так что не верить их сообщениям было нельзя.
Позже он познакомился с работами профессоров Драверта и Ксенофонтова, из которых первый был сторонником версии о реальности существования чучуна, а второй – противником. Гурвич заинтересовался этой проблемой и решил сам разобраться в ней. По окончании университета он попросился на работу в Якутию. За 20 лет работы там он во время своих этнографических экспедиций объехал огромную территорию этой северной страны.
Побывав в самых отдалённых селениях в бассейне рек Оленёк, Средней и Нижней Лены и её притоках, он услышал и записал множество рассказов о таинственном чучуна. Он встречал многих людей, которые говорили ему, что видели следы этого существа, слышали его громкий свист и даже видели его самого, так что сомнений в реальности чучуна у него не осталось. Чучуна – это рослый волосатый человек, он очень быстро бегает, громко свистит, имеет копье, лук и стрелы. Правда стреляет он плохо и бестолково, не прицеливаясь. Расстреляет все свои стрелы и хватается за копьё. В этот момент, по словам якутов, и надо его стрелять. (В. Макаров, «Атлас Снежного человека»).
Установлено: В тех странах, где часто появляются бесы-русалки, криптиды, призраки, НЛО и др.
- там и проявляются половые извращения в человеческом обществе
«Места силы»: Голубые озера
Историй возникновения этого фантастического озера достаточно много, и одна удивительней другой. Здесь и сбитый лучниками огромный дракон, пробивший землю, и слезы любви, залившие глубочайшие колодцы, и много чего еще. Но достоверным фактом остается то, что Голубое озеро или Церик-Кель – одно из самых глубоких озер мира, где обитают не только легенды и их мистические герои, но и дайверы. О том, чем же так манят дайверов со всего света воды Голубого озера и при чем тут Жак-Ив Кусто, узнаете ниже.
На самом деле, здесь, в долине реки Черек-Балкарский, в 30 км к югу от Нальчика, расположено сразу пять карстовых озер, а весь этот ансамбль называют Голубые озера. Например, к востоку от Церик-Келя расположено озеро Кель-Кетчхен, глубина которого (177 метров) также способна внушать страх, но все же не дотягивает до таинственного рекордсмена. А вот глубина Верхнего Голубого озера ровно в десять раз меньше озера Церик-Кель, но вернемся к нашему гиганту, известному далеко за пределами Кавказа.
В глубину шахта Церик-Кель ушла под землю на 258 метров, однако его расширенная верхняя часть имеет участки глубиной от 0 до 40 метров. Кристально чистая вода озера имеет постоянную круглогодичную температуру 9 градусов, а видимость под водой достигает 20-40 метров! Первые упоминания об озере в трудах ученых появились еще в ХIХ веке, а что касается погружений, то настоящее открытие Голубого озера произошло лишь в конце ХХ века. В числе первопроходцев, отважившихся погрузиться в бездну Церик-Кель, значится москвич Роман Прохоров, на чистом энтузиазме достигший здесь в 1982 году глубины 70 метров.
Для сравнения: обычно здесь приводят историю погружений Кусто в карстовый колодец Воклюз во Франции. При первой попытке французский дайвер достиг лишь 46 метров, что, видимо, и положило начало легенды о том, как Кусто не смог нырнуть до дна Голубого озера. Так или иначе, после ряда удачных экспедиций Романа и его напарника Игоря Галайда и переговоров с местной администрацией, на берегу озера Церик-Кель появился научно-исследовательский подводный центр «Голубое озеро».
Тайна Голубого озера в Кабардино-Балкарии - одного из самых глубоких в Европе - осталась нераскрытой. Точных данных о глубине озера не существует, а беспилотные подводные аппараты смогли опуститься только до глубины 365 метров. Ученые понимают, как оно образовалось и что там внизу. Последний раз Голубое озеро исследовали в 20-х годах прошлого века. Известно, что его уровень может меняться несколько раз в день. По какой причине - ученым до сих пор неизвестно. Голубые озера Кабардино-Балкарии находятся в Черекском ущелье. Всего там насчитывается 5 озер. Все они имеют карстовую природу образования.
Церик-Кель - именно так называют это озеро местные жители, что в переводе означает, как гнилое озеро. О происхождении этого озера среди местного населения ходит легенда. Некогда на территории Кабардино-Балкарии жил бесстрашный богатырь Батараз, который в поединке победил злого дракона. И когда дракон рухнул, то в горах образовался провал, который наполнился водой. Дракон и по сегодняшний день лежит на дне этого озера и льет слезы, тем самым наполняя озеро водой и неприятным запахом. («Аномальные новости со всего мира»).