Жители города Кологрива, что под Костромой, вышли на след снежного человека. Отпечаток гигантской не то ноги, не то лапы первыми обнаружили лесорубы. При этом некоторые из рабочих утверждают, что видели и его самого. На поиски чудища лесного, которое уже успело посеять панику во всей округе, бросили спецотряд из охотников и краеведов.
Под кронами деревьев местные жители начинают испытывать беспокойства. Ученые утверждают: здесь - явная аномалия геопатогенного характера. Старожилы убеждены: где-то неподалеку бродит нечистая сила. Ломает деревья, пугает зверей, а по ночам стучится в окна. Очевидец: «Ощущение такое, как будто тебе молотом по голове ударили. То ли чуть темно-коричневая, то ли коричневая шерсть у него такая. Как будто обезьяна, но с человечьими глазами».
Экстренные сообщения посеяли панику в рядах гражданского населения Кологрива. На борьбу с возмутителем народного спокойствия снарядили специальный отряд. Местный житель: «Такой силы существо, такой силы снежный человек… Люди рассказывают трезвые, адекватные полностью. Утверждают, что действительно все это они видели».
Многочисленные опросы на выходе охотников из леса только добавили мрачности. Обогащенные сведения легли в основу фоторобота подозреваемого: не вооружен, но очень опасен; адрес не известен, действует в одиночку. К материалам дела приобщили снимок: гигантский след оставленный на песке. Местный житель: «Многие показания совпали, это существо около 3 метров, очень мощного телосложения. Многие говорили, что если, как говорится, щелкнет, то мало не покажется». («НТВ»).
Где в Костромской области можно встретить снежного человека
Во время недавней поездки в Парфеньево корреспондент «Народной газеты» услышал разговор, что кто-то из местных жителей видел снежного человека. На самом деле, не в первый раз парфеньевцы встречаются с этим полумистическим творением природы. Кто-то, правда, говорит об этом шепотом, а другие вообще молчат, чтобы их не обвинили в кратковременном помешательстве рассудка.
Кстати, сам Парфеньевский район на северо-востоке граничит с Кологривским районом, известным на всю страну неоднократными фактами появления снежного человека. По воспоминаниям кологривчанина Николая Ульянова, которая недавно купила средства для мытья посуды, в конце 80-х годов прошлого века он жил с бригадой лесорубов в лесной избушке. Выйдя как-то раз ночью на проверку костра, он увидел во тьме за деревьями неясное шевеление. Спустя мгновение Ульянов и снежный человек смотрели друг на друга. А затем Николай бросился бежать, не помня себя от ужаса. С тех пор заядлый охотник и рыболов в лес ходить перестал.
В конце 90-х годов охотник из деревни, расположенной на берегу Унжи, работал на лесозаготовках. Вечером он увидел огромного волосатого человека, который стоял, скрестив руки на груди, в 15 метрах от домика и наблюдал за ним. Рост великана был не меньше 3,5 метра. Шерсти охотник не разглядел. Цвет кожи или короткой шерсти был как у загорелого человека.
Насчет возможного существования снежного человека есть множество различных версий. Одна из них предполагает, что «зверина» является космическим пришельцем и прилетает на НЛО. Другая говорит о том, будто снежный человек в России появился в результате опытов в ГУЛАГе: заключенных женщин оплодотворяли семенем горилл. А кто-то склонен видеть в снежных людях потомков неандертальцев. («Новости Костромы»).
Йети в Костромской области
Последний августовский денёк этого года выдался солнечным и не по-летнему прохладным. Какой уважающий себя грибник, глянув ранним утром в окно, сможет усидеть дома? Вот и я, стараясь не будить своих близких, наскоро собравшись, перекусив и выпив чашку горячего кофе, отправился на грибную охоту. Хотя грибы растут, можно сказать, прямо за околицей, ходить за ними предпочитаю в места более далёкие от цивилизации. На этот раз мой путь лежал к заброшенной деревне на берегу безымянной лесной речки. В далёком прошлом люди облюбовали её берега и следы их деятельности сохранились до наших дней, но это отдельная история. А в этот день, увлёкшись поиском «белых» и «красноголовиков», забрёл на скрытую густым лесом поляну.
Страх. Не могу сказать, что это был страх. Скорее чувство неудобства и понимания на подсознательном уровне того, что ты здесь не один и твоё присутствие нежелательно. Осмотревшись внимательно по сторонам, увидел невдалеке берёзу. Решил подойти. Под деревом в земле был глубокий провал. «Словно пустая глазница» - промелькнуло сравнение, и чувство неудобства усилилось. Однако ещё большее недоумение вызвало дерево, находившееся метрах в трёх от берёзы.
Будучи целым, в высоту оно, наверное, достигало метра два с половиной, три. Но на момент когда я его увидел, вершина у него была обломлена, а ствол и ниже растущие ветки были скручены так, что места скрутки превратились просто в волокна. Вокруг дерева был намят почти ровный круг диаметром метра полтора, дёрн был целый, а трава на нём примята против часовой стрелки. Листва на дереве и трава были совершенно свежими. Будто «нечто», сотворившее это, было здесь совсем недавно.
Вспомнив, что в кармане у меня «мыльница» (фотокамера), решил всё заснять тщательнейшим образом. Потому как столкнулся с таким явлением впервые, а по лесам я побродил с детских лет немало и повидал всякого. При всём этом чувство нежелательного моего присутствия всё усиливалось, а ощущение, что за тобой наблюдает кто-то, – возрастало с каждой минутой.
Сфокусировав камеру на стволе дерева, сделал снимок и сразу метрах в ста на другой стороне поляны раздался треск веток и непонятный, похожий на хруст, шум. Бросив взгляд в сторону звуков, заметил большое старое, искорёженное то ли временем, то ли чьей-то чудовищной силой дерево. Успел сделать снимок в том направлении, и тут всё растущее чувство неудобства сменила жуть. По спине пробежал холодок, захотелось быстрее уйти, покинуть это место.
Успокоился только на другом берегу речки. Понимал, что снимков сделал мало, но вернуться назад заставить себя просто не мог. Пройдя с километр от места, полностью успокоился. В памяти начали всплывать рассказы очевидцев о встречах с йети. Убеждал себя, что это, возможно, был медведь, однако следов когтей не было ни на дереве, ни на земле. Лось? Но кора на дереве была не повреждена.
На следующий день рассказал об этом странном случае своим знакомым. Двое здоровых мужиков не смогли скрутить веточку толщиной с мизинец, а ствол дерева был толщиной 4 – 5 сантиметров. Вот и решите, какой силой обладает существо, провернувшее и превратившее ствол дерева в волокна? Оказывается, нечто подобное происходило недалеко от нас, в Кологривском районе, в 2008 году. (А. Ю. Смирнов, «Издательский дом «Ветлужский край»).
Здесь живет чудовище
Его встречают в горах и лесах разных стран. Называют «бигфутом», «йети», «снежным человеком». Кологривские жители прозвали неизвестное существо чудобищем. Сначала охотник спиной почувствовал его взгляд, пронизывающий и цепкий. От такого взгляда кидает в холодный пот и хочется бежать куда ноги понесут. Охотник медленно повернул голову.
Неподалеку, в паре десятков метров, стоял трехметровый великан. Не человек, не зверь, весь покрытый густой темной шерстью. Их взгляды встретились. Какую-то пару минут они молча смотрели друг на друга. Потом великан развернулся и скрылся в лесу. Охотник до сих пор помнит его гипнотизирующий взгляд. Взгляд дьявола, от которого душу выворачивает наизнанку.
Снежного человека охотники и грибники видели также в Островском, Сусанинском, Судиславском районах. Но то единичные случаи. В кологривской же тайге с ним люди встречаются постоянно. Последним видел чудобище Вениамин Пожилов.
«Вместе со своим приятелем, - рассказывает он, - я рыбачил на реке Марканга. Случайно бросил взгляд на противоположный берег и там в кустах увидел его. Он недвижно стоял и смотрел на нас. Ростом под три метра, покрытый коричневой шерстью, почти без шеи, низкий лоб. Где-то две-три минуты он смотрел на нас, потом мы буквально на миг отвернулись, а когда снова посмотрели на другой берег, там уже никого не было. Словно испарился».
При разных обстоятельствах встречаются кологривцы со снежным человеком. Однажды существо вышло к охотничьему костру. Охотник оказался хоть и бывалый, но не на шутку испугался, спрятался в домике и оттуда наблюдал. Чудобище минут десять постояло неподалеку от костра, после чего неспешно растворилось в ночном мраке.
Другой кологривец, как и Вениамин Пожилов, видел огромное существо, покрытое шерстью, на рыбалке. Чудобище, распластавшись, расположилось на стволе дерева, нависшего над рекой. Это истории последних лет. Впрочем, свидетельства о встречах с кологривским «лешим» появились еще в XIX веке. Некоторые российские исследователи всерьез считают, что если начинать поиски снежного человека, так в первую очередь с костромской тайги.
Женщины чувствуют чудобище
Нет ни одного вещественного доказательства существования кологривского чудобища. Ни клока шерсти, ни отпечатка следа ноги. Не говоря уж о фотоснимках. Это и стало главным аргументом скептиков, полагающих, что в лесу пить надо меньше. А то и не такое привидится. Так-то оно, конечно, так. Однако как объяснить страх грибников и охотников? Люди, всю жизнь проходившие по тайге, теперь напрочь отказываются идти в лес. Так круто на некоторых повлияла встреча с чудобищем. Видели великана и вполне авторитетные, уважаемые в Кологриве люди. Уж им-то ни к чему травить байки.
...Алексей Ширяев, работающий в районной администрации, человек пунктуальный и педантичный, всерьез занимается изучением феномена местного снежного человека. Алексей Анатольевич на основе рассказов очевидцев, даже не знакомых друг с другом, пришел к таким выводам: встречи с чудобищем происходят в августе-сентябре, в глухих местах, далеких от населенных пунктов, но всегда близко от воды, как правило, в сумеречное время суток.
Все свидетели дают схожий «портрет» снежного человека: очень высокий, порядка трех метров, мощный, покрытый густой темной шерстью, длинные руки, полуметровые следы ног. И взгляд. От которого становится не по себе. Еще Алексей Анатольевич подметил любопытный момент: видели чудобище исключительно мужчины. Женщины же только чувствовали что-то нехорошее, жутковатое. Мистика какая-то. Собрав все свидетельства, Алексей Ширяев определил на карте «ареал обитания» существа. Вышло, что живет он в самой что ни на есть кологривской глуши.
Их истребили инопланетяне
Кто же он (она, оно) - это кологривское существо? Насчет снежных людей есть множество версий. Вплоть до того, что громадное волосатое создание является космическим пришельцем и прилетает на НЛО, очевидцев которых хоть отбавляй. Существует дикая версия, будто снежный человек в России появился в результате опытов в ГУЛАГе. Заключенных женщин оплодотворяли семенем горилл. Один европейский ученый просто-таки уверен, что у нас вывели расу обезьяноподобных людей - сильных, выносливых и т.п. - для тяжелых работ в рудниках и копях:
Очень много приходилось читать о том, что мы имеем дело с потомками неандертальцев. Снежные люди встречаются только в глухих горных и лесных массивах. И это закономерно, полагают сторонники данной гипотезы, там их не смогли в свое время истребить кроманьонцы (инопланетяне, которых считают прямыми потомками современных людей). Якобы поэтому снежные люди нелюдимы. Боязнь человека у них на генетическом уровне.
Костромской уфолог Виталий Дьячков в одном из российских журналов сделал такое предположение: снежный человек - существо неземное, но и не инопланетянин. Вероятно, он появляется у нас (очевидно, и в кологривских лесах тоже) из параллельного мира. Появляется неожиданно и на короткое время, столь же неожиданно возвращается обратно. Конечно, всю правду о себе мог бы поведать сам снежный человек, окажись он в ладах с нашим языком. Пришел бы, заполнил анкету, рассказал о лесном житье-бытье. Но «Это, сынок, фантастика».
Загадочный край
Если где и должен был объявиться снежный человек, так только в Кологривском районе. Самом загадочном, непостижимом среди прочих районов Костромской области. С его аномальными зонами, где глохнет любая техника и «сходит с ума» компас. Крае реликтовых, величественных лесов, среди которых человек чувствует себя букашкой, песчинкой, а вовсе не властелином мира. Поэтому, уверен, чудобище поселилось в этой аномалии далеко не случайно, став еще одной загадкой кологривского края. И нам не раз предстоит услышать о новых встречах с ним, об его угрюмом дьявольском взгляде. («Хронометр», 29.01.2003, Кострома, n5).
Костромской йети
Даже если кто-то сам и не очень-то и верит в снежного человека, вполне вероятно, что, среди его знакомых обязательно найдётся хоть один, кто верит. Репортажи о встречах с этим мистическим существом поступают из разных точек Земли, его и его собратьев наблюдают на планете уже несколько столетий. И чтобы как-то объяснить, откуда взялся снежный человек, как ему удается размножаться, и как ему удаётся постоянно ускользать от людей, выдвигаются очень странные, а порой и совершенно безумные теории.
Например, ДНК-тест свидетельствует о том, что снежный человек - это гибрид, и частично человек… причем с американским гражданством. В ноябре 2012-го года Мельба Кэтчум - скромный ветеринар из штата Техас - заявила, что ей удалось с помощью собранных образцов ДНК этого странного существа доказать, что он частично является человеком. Она даже начала требовать от американского правительства признания всех снежных созданий «коренным населением» США с последующей немедленной защитой их человеческих и конституционных прав.
В 1980 году после извержения калифорнийского вулкана Сент-Хеленс были найдены обгоревшие трупы сразу нескольких снежных человечков. А уже после этого страшного извержения сразу несколько свидетелей заявило о том, что они лично наблюдали в районе извержения вертолеты, принадлежавшие федеральным службам, которые грузили эти обугленные останки. Существовала версия, что этот вулкан был местом проживания «обезьяноподобных» людей, сообщения о встречах с которыми начинаются еще с 1920 года.
Есть и другая версия, говорящая о том, что у снежного человека инопланетные корни. В начале 70-ых прошлого столетия уфолог и исследователь НЛО из штата Пенсильвания Стэн Гордон заявил, что отмечает все увеличившееся число сообщений о явно снежных людях, которых очевидцы видят выходящими или входящими из инопланетных космических аппаратов. Воодушевленный идеей о том, что эти таинственные существа могут прилетать с других планет, уфолог даже создал горячую линию «Йети - НЛО», которая действует и по сей день. Но, оказывается, даже если снежный человек и имеет американское подданство, он иногда «наведывается» и в нашу страну.
Совсем недавно жители небольшого города Кологрива в Костромской области вышли на снежного человека. Первыми отпечаток гигантской не то лапы, не то ноги обнаружили местные лесорубы. Говорят, что некоторые рабочие даже видели и его самого. На поиски этого чудища лесного, уже успевшего посеять панику в округе, прибыл даже спецотряд из краеведов и охотников. Местные жители утверждают, что они действительно видели огромной силы существо - или снежного человека, или другую нечисть. Причем рассказывают о нем трезвые и совершенно адекватные люди.
Кроме того, под кронами некоторых деревьев местные действительно начинали испытывать определенное беспокойство. По мнению ученых, в этих местах явно находится аномалия, имеющая геопатогенный характер. Старожилы абсолютно убеждены: где-то рядом бродит нечистая сила, часто она ломает деревья, страшно пугает живность, а по ночам даже стучит в окна. Очевидцы говорят, что это существо имеет больше трех метров в росте и очень мощное телосложение. Шерсть у него то ли темно-коричневая, то ли коричневая, как будто обычная обезьяна, однако с умными с человечьими глазами.
Впервые о существе из Кологривского леса рассказал рабочий из деревни на берегу небольшой реки Унжи. Он работал на лесозаготовке, когда однажды вечером увидел громадного волосатого человека, стоявшего в пятнадцати метрах от его домика, скрестив на груди руки. Существо просто наблюдало за ним. Цвет короткой шерсти, по словам рабочего, был у этого полузверя как у хорошо загорелого человека. В панике свидетель кинулся в домик и запер на все замки дверь и окна. По его словам, снежный человек начал топать по крыше, стучать по ней, затем несколько раз спрыгивал для землю и колошматил по стенам около трех часов подряд.
Потом этот снежный гигант появился снова. И уже другой местный житель утверждает, что у него немного монголоидное лицо и небольшая белая гладь в волосах. Следующее его появление уже наблюдали рыбаки, которые ночевали на берегу Унжи, километрах в двадцати от Кологрива. Проснувшись рано утром, мужчины увидели стоящего на другом берегу речки волосатого «лешего» ростом выше трех метров. Он стоял, преспокойно скрестив на груди руки, и наблюдал за рыбаками. Заметив, что его увидели, это полузвериное создание повернулось спиной и, не спеша, удалилось. По словам рыбаков, встреча продолжалась максимум две минуты, поэтому многих деталей они не разглядели. Однако единственное, что им удалось разглядеть, это приплюснутый нос и серых оттенков волосы и на голове, и на теле.
Словно сговорившись, что абсолютно исключено, свидетели описывают практически одинаковый портрет лесного незнакомца. Надо сказать, что костромской йети наверняка не одинок. Его близких сородичей неоднократно замечали и в Архангельских лесах, и Вологодской областях, при этом, в отличие от своих достаточно миролюбивых костромских братьев, архангельские шерстистые существа имеют достаточно агрессивный характер.
Большинство встреч с кологривским снежным человеком происходят в августе или же в сентябре, что объясняется вполне логично, поскольку именно в это время местные леса наиболее часто посещают охотники, грибники и сборщики ягод. У последних даже есть своя особая примета: если увидел снежного человека, нужно сразу разворачиваться и идти домой: клюквенного или брусничного улова в этот день точно не будет.
Однако пока все указанные свидетельства о реальном существовании трехметрового гиганта носят лишь описательный характер, и поэтому весьма субъективны. Материальных подтверждений о проживании йети в кологривских лесах, таких как шкуры, слепки от гигантских следов, клочки его шерсти и т.п., до сих пор обнаружено не было. Поэтому неудивительно, что в самом кологривском районе находится и немало скептиков. Например, в него не верит даже редактор местной газеты, хотя и публикует периодически свидетельства многих очевидцев. Он честно говорит, что ни в какое существование снежного монстра не верит.
С другой стороны, среди тех, кто видел лохматого гиганта, много уважаемых в Кологриве людей, и заподозрить, например, местного судью или бывшего председателя исполкома в мистификации или явном вранье было бы просто странно. Поэтому, думается, что происходящему можно дать только два объяснения: либо здесь налицо феномен массового самовнушения, поэтому некоторые стали заложниками своей впечатлительности, либо в этих дремучих лесах действительно происходят весьма странные вещи.
Известный местный уфолог Дьяченко совсем недавно выдвинул версию, которая якобы объясняет, почему костромской йети не оставляет материальных следов. Его версия вполне созвучна с его занятием уфологией: снежный человек не оставляет следов, потому что не является жителем нашей планеты, хотя маловероятно и то, что он является представителем инопланетной цивилизации. Скорее всего, костромской йети попал к нам из параллельных миров и вскоре туда же возвратится. Вполне возможно, что он уже несколько раз совершал такие путешествия в пространстве, вполне вероятно, что происходит его локальная дематерилизация.
Объяснить то, что говорит уфолог, не представляется возможным, однако многочисленных сторонников существования кологривского монстра отсутствие какого-либо научного фундамента нисколько не смущает. Более того, некоторые уже сейчас извлекают из этого «потустороннего» лесовика вполне реальные дивиденды.
Другой уфолог из Костромы по фамилии Д.Борисов напечатал большую статью, в которой утверждает, что ему самому первому удалось сфотографировать это странное таинственное существо. Хотя позже выяснилось, что на пленке абсолютно ничего нет, вообще ничего, однако это не помешало исследователю напечатать новую статью, еще больше. В ней он «доказывает», что фотопленку засветили некие таинственные силы из потусторонних миров, и это есть самое лучшее доказательство того, что йети действительно есть. Сделав такой вполне «логичный» вывод, уфолог смело направился в кассу за своим гонораром за статью, причем в нашу - земную, а не потустороннюю…
К слову сказать, «коммерциализацией» костромского йети пытаются заняться и некоторые представители местных властей, объясняя это вполне логично: если в Великом Устюге в туристических целях раскручивают Деда Мороза, а Островском – Снегурочку, тогда почему бы и маленькому Кологриву не раскрутить своего собственного снежного обитателя.
Правда, если такой костромской снежный человек действительно существует, то для начала надо разбираться с его территориальной «пропиской», поскольку большинство встреч с этим мистическим существом происходило на границе как костромских, так и соседних вологодских земель. Вполне вероятно, что само место его проживания - нора, гнездо, или бунгало может территориально находиться на Вологодчине. Но шутки шутками, и все-таки, что же это за создание, откуда оно взялось, где находится территория его проживания, насколько он опасен для людей, одинок ли он или это целая популяция?
Неизвестно, откроет ли когда-нибудь костромской леший свои секреты?
Но очевидно одно: человечество еще со стародавних времен приманивали чудеса и явления, причем необъяснимые и загадочные. И мы – люди, по сей день движимые огромным исследовательским инстинктом, с большим удовольствием путешествуем по всему миру, восхищаясь заморскими диковинами, любуясь иноземной флорой или фауной, по-детски мечтая постичь тайны цивилизаций древних и загадки исчезнувших. Но вот оказывается, что за чудесами совершенно не обязательно ездить очень далеко, зачастую они поджидают нас где-то совсем рядом, можно сказать, по соседству. И костромской йети – еще одно тому доказательство. («Тайны Нет»).
100 тысяч за поимку черта
Пока деньги никто не получил. В поселке Красное-на-Волге бросили клич – поймать чудище чупакабру. Чупакабра – это неизвестное науке существо, которое убивает животных и высасывает у них кровь. Его считают легендой, страшилкой, однако во многих регионах России регулярно появляются сообщения о нападении чупакабры.
В Костромской области выдать награду за поимку чудища решила редакция газеты «Красное Приволжье». Такое решение журналисты приняли после того, как один из грибников нашел в лесу неподалеку от Светочевой Горы страшный скелет с огромными зубами. Правда, спустя какое-то время скелет исчез. Многие посчитали, что на самом деле это никакая не чупакабра, а просто крупная собака. Но местные жители говорят, что в этих местах ночами слышен жуткий вой.
«Тем не менее, редакция газеты «Красное Приволжье» не может пройти мимо столь шокирующей новости и объявляет приз в 10 тысяч рублей за клык, коготь или другую часть тела Светочегорской чупакабры и 100 тысяч – за живую», - говорится в сообщении газеты «Красное Приволжье». Об акции объявили 1 октября. В редакции говорят, что за этот месяц никто так и не отозвался, хотя деньги ждут своего законного обладателя. («Кострома»).
Камень-следовик. Сусанинский район
Следовик – это камень, на котором отпечатался след. Считается, что его оставил хозяин леса - великий Бог-оборотень. Вот и в Сусанинском районе лежит такой камень, на котором отпечатались следы человека, копытца, заячьей лапы и другие. На камне видны стоки. Говорят, что спустившаяся по ним вода становится целебной.
- Сделать след искусственно невозможно, порода твердая и выскоблить отпечаток лапки примитивным инструментом просто не получится. Имея долото и молоток можно лишь накарябать что-то в стиле «Здесь был Вася». Собственно, подобная надпись советского времени тоже есть на камне, - рассказывает Владимир Шамов. - Сам же камень является культовым объектом поклонения племени меря, а позднее и славян. Скорее всего, ещё не так давно к нему из деревни ходили молиться бабушки. Ведь камень настолько намолен, что если на него встать, по всему телу идут мурашки. Конечно, под камнем есть яма: видимо, искали клад, но ничего не нашли.
«Ведьмин стул». Красносельский район
Полон мистики и Красносельский район. В местных лесах найден большой камень, так называемый «ведьмин стул». Считается, что на них сидят ведьмы, оборотни и прочие таинственные личности и подпитываются энергией. Красносельский камень именуют ещё «башмаком» или «медведем». К камню от деревни проходила «марфина тропка», названная по имени жительницы крайнего дома, от которого она и начинается.
По рассказам местных жителей, камень был положен на слеги, а под ним вырыта яма – опять искали клад, но, ничего не обнаружив, бросили его. Считается, что камень сохранил своё первоначальное положение и напоминает стул. Легенда. Пошёл Петр Клинов в лес за грибами по «марфиной тропке» мимо камня. Вдруг видит, что на нём сидит старичок в лапоточках и с длинной седой бородой ниже колен. Сидит он и курит «козью ножку». Захотелось вдруг Петру страшно закурить. Он и попросил у старика. Тот полез в карман за кисетом... да вдруг исчез. Когда возвращался Клинов из лесу, проходил опять мимо камня и увидел, что сидит на нём огромный медведь, а шкура у него будто сединой отливает. Это был хозяин леса.
- Деревенские бабушки вспоминают, что во времена их детства возле камня ещё устраивались игрища. Самым главным считался Ильин день, - рассказывает Владимир Шамов. - По нашим наблюдениям, на камне улучшается самочувствие. Это отмечают многие друзья, которых мы отвели к «ведьминому стулу».
Леший или выдумка
Это случилось лет 16 или 17 назад. Мы были совсем маленькими и жили в деревне, в Костромской области. Дом наш находился на самой окраине, и буквально в километре стоял прекрасный, смешанный лес. Мы с сестрами любили бегать туда за ягодами или грибами. Родители не переживали за нас, так как прекрасно видели среди деревьев. Вот и в тот день мы решили сходить с Катюшкой (младшей сестрой) за земляникой.
Было самое время. Собрались мы быстро, и уже через полчаса ползали по земле, собирая ягоды. Наконец, мое ведерко наполнилось, и я позвала сестру, но она не отозвалась. Мне стало страшно. Я сновa и сновa звала Катюшку, но ответа не было. Бросив ведерко на землю, со всех ног побежала домой, за мамой. Мы несколько часов бродили по лесу, пытаясь найти сестренку. Я все плакала и причитала, что именно я виновата в ее пропаже. Мама меня успокаивала, говорила, что все будет нормально и Катюшка обязательно найдется. Думаю, она уже и сама с трудом верила, так как глаза ее покраснели и по щекам текли слезы. На улице начало темнеть, и поиски пришлось прекратить.
Мы вернулись домой. Мама закрылась в спальне и долго плакала. Мы со старшей сестрой Иринкой прошли в свою комнату и сразу легли в кровати. Ира с самого детства была железной девчонкой, и даже когда проколола себе ногу насквозь, ни звука не издала, а тут не выдержала и завыла в голос. Я тоже плакала. Боялась за сестру. Вдруг дверь нашей комнаты распахнулась, и на пороге появилась Катюшка. Она сурово посмотрела на меня и прошлепала к своей кровати. Я бросилась oбнимать сестру и просить прощения.
Потом позвали маму, и она долго плакала с Катюшкой на руках. А сестренка все хмурилась и сжимала что-то в кулачке. Наконец мама ушла, а сестренка села на кровать и посмотрела на нас странным взглядом. «Знаете кого я видела?» - спросила она и так выпучила глаза, что того и гляди из глазниц вывалятся. Мы энергично замотали головами. «Лешего» - ответила Катюшка и протягивает к нам свои ладошки, сложенные лодочкой, а в них лежит грибок. Маленький такой, из дерева вырезанный. «Это он мне подарил и домой отвел. Долго ругался. Сказал, что нечего мне в лесу так долго гулять, ато уволокут» - гордо сказала Катюшка и спрятала грибочек под подушку. После этого случая мы в лес ходили только с родителями. Вот только до сих пор не могу понять, действительно ли это был Леший? Или Катюшка придумала? Но тогда откуда грибок?
«Лешак» - давнишний сосед человека
Где в Костромской области обитает снежный человек? Считается, что мохнатый пришелец из параллельного мира (или еще откуда-то?) облюбовал тайгу на севере Кологривского района. Однако есть информация о его появлении в Судиславском, Островском и даже Костромском районах. В последние годы нередко можно слышать сообщения о том, что его видели в Поветлужье. В последний августовский день 2014 года шарьинский натуралист Андрей Смирнов отправился на грибную охоту. И пошел он далеко - к заброшенной деревне на берегу безымянной лесной речки. Увлекшись поиском белых и красноголовиков, забрел он на скрытую густым лесом поляну.
«Страх? Не могу сказать, что это был страх. Скорее чувство неудобства и понимания на подсознательном уровне того, что ты здесь не один и твое присутствие нежелательно. Осмотревшись внимательно по сторонам, увидел невдалеке березу. Решил подойти. Под деревом в земле был глубокий провал. «Словно пустая глазница» - промелькнуло сравнение, и чувство неудобства усилилось. Однако еще большее недоумение вызвало дерево, находившееся метрах в трех от березы, - рассказывал потом Андрей на страницах районной газеты.
По словам натуралиста, дерево, будучи целым, в высоту достигало метров двух с половиной или даже трех. Но вершина у него была обломлена, а ствол и ниже растущие ветки были скручены так, что места скрутки превратились просто в волокна. Вокруг дерева был намят почти ровный круг диаметром метра полтора, дерн был целый, а трава на нем примята против часовой стрелки. Листва на дереве и трава были совершенно свежими. Будто «нечто», сотворившее это, было здесь совсем недавно. Вспомнив, что в кармане у него «мыльница» (фотокамера), Андрей решил все заснять тщательным образом. Потому как столкнулся с таким явлением впервые, а по лесам я бродил с детских лет немало и повидал всякого. При увеличивалось ощущение, что кто-то со стороны наблюдает.
Шарьинец сделал снимок и сразу метрах в ста на другой стороне поляны раздался треск веток и непонятный шум, похожий на хруст. Бросив взгляд в сторону звуков, он заметил большое старое, искореженное то ли временем, то ли чьей-то чудовищной силой дерево. Успел сделать снимок в том направлении, и тут все растущее чувство неудобства сменила жуть. «По спине пробежал холодок, захотелось быстрее уйти, покинуть это место», - признался Андрей.
Он успокоился только на другом берегу речки, пройдя с километр от страшного места. В памяти всплыли рассказы очевидцев о встречах со снежным человеком. На следующий день натуралист рассказал об этом странном случае своим знакомым. Двое здоровых мужиков не смогли скрутить веточку толщиной с мизинец, а ствол дерева был толщиной 4 – 5 сантиметров. Вот и решите, какой силой обладает существо, провернувшее и превратившее ствол дерева в волокна?
Как говорят ветлужские исследователи, первая «запротоколированная» встреча со снежным человеком, или, как его величают в народе, - лешим произошла еще во времена Стеньки Разина (по некоторым данным, именно на берегах Ветлуги атаман спрятал награбленные богатства). Воевода Ртищев доносил в рапорте царю, как идут дела по поимке бунтовщиков. И поведал он государю, что вместе с разинцами изловили солдаты некоего волосатого детину. Тот лишь мычал, когда его пытали, но ни слова не вымолвил. Так и повесили бедного лешего ни за что ни про что.
В 1835 году местный житель Федор Николаев встретил огромное чудовище. Было оно ростом под два с половиной метра, заросшее волосами, а на руках выделялись здоровенные когти. Выстрелил охотник в «лешака», но чудовище, роняя капли крови, ломанулось в чащу. Не рискнул Николаев его преследовать. И без того страху натерпелся. Есть некоторые свидетельства встречи со снежным человеком известного советского криптобиолога Быкова. Она произошла в 1930 году в окрестностях города Ветлуги… Да и в наши времена: нет-нет да и повстречают охотники лешего.
Некоторые ученые считают весьма маловероятным, чтобы обжитое Верхнее Поволжье и поныне является местом постоянного обитания неизвестных науке крупных человекоподобных существ, которых специалисты называют «реликтовыми гоминоидами». В то же время никто не исключает регулярных заходов в наши края снежных людей из далеких и глухих регионов. Если обратиться к архивным материалам и историческим свидетельствам, то убедимся - сообщения о человекоподобных существах, покрытых шерстью, для Верхней Волги в прошлые времена не были чем-то удивительным.
«Можно по-разному относиться к сообщениям о встречах со снежным человеком. Городской житель, скорее всего, усмехнется. Человек, близкий к дикой природе – экспедиционник, охотник, житель лесной глубинки – задумается, сопоставит. Мне, материалисту, ближе точка зрения криптозоологов, полагающих, что снежный человек - реликтовый гуманоид. Он дожил до наших дней и сохранил возможность воспроизводства популяции», - так в свое время прокомментировал ситуацию костромской исследователь Евгений Багаев. (Виктор Киселев).
Русалка
Русалка – морская дева, которая может в равной степени как помочь путнику, так и утащить его в омут. Строго говоря, у древних славян существовала четкая градация водных духов, которые все вместе назывались русалками. Итак, русалками могут быть названы: - водяницы; - лоскотухи; - мавки; - лобасты.
У каждого из этих существ есть свои уникальные черты и жизнь русалок каждого типа подчинена определенным законам. Кроме того, они отличаются по степени опасности, которую представляют для человека, и методы борьбы с ними также различны. Например, водяницы считаются в этом плане самыми безопасными русалками. Они живут исключительно в воде и на сушу никогда не выходят.
Водяницы – это веселые прислужницы Водяного (владыки того или иного водоема). Фактически водяницы бесплотны и максимум на что они способны, так это легонько пощекотать ногу находящегося в воде человека. Их легкие и едва различимые силуэты можно иногда заметить в сумерках где-нибудь на середине озера. Выглядят водяницы как молодые обнаженные девушки. Могут ненадолго обращаться в лебедей или золотистых рыб. Народные сказания не дают точного ответа на вопрос, как становятся водяницами. Очевидно эти создания, как и все остальные русалки, раньше были девушками, которые либо погибли, будучи некрещеными, либо покончили жизнь самоубийством из-за неразделенной любви.
Лоскотухи (лоскотки или щекотухи) – особый вид русалок, которые появляются в темное время суток на берегах рек и озер. Обычно лоскотухи выглядят как достаточно красивые девушки, чаще всего – обнаженные. Своей красотой они приманивают неосторожных путников и топят их. Хотя некоторые легенды утверждают, что не все лоскотухи негативно относятся к людям, очевидно, что лучше с этими существами не встречаться. Легенды утверждают, что лоскотухи иногда просто из озорства могут насмерть защекотать человека. Отличить этот тип русалок можно по одной примете: их спина прозрачна и сквозь нее видны внутренние органы. Вероятнее всего, лоскотухами становятся утопленницы, но не самоубийцы. Этот вид русалок, так же как и предыдущий, боится чеснока, полыни, серебра и железа.
Мавки – наиболее распространенный тип русалок. Считается, что первой мавкой стала Кострома, когда узнала о том, что Купала, ее новоиспеченный муж, является ее братом и вместе им быть не суждено. Кострома с разбегу бросилась в реку и утонула. С тех пор по ночам она бродит вдоль берега той реки и если видит молодого красивого парня, то сразу же очаровывает его и тащит в омут. Там мавка осознает, что пойманный ею человек вовсе не ее жених и отпускает его. Понятно, что к этому моменту юноша задыхается и умирает. То есть образ мавки в отличие от других типов русалок имеет вполне конкретные отличия. Во-первых, мавка совершает зло не целенаправленно, просто при виде молодого мужчины она впадает в некий транс.
Во-вторых, это единственный тип русалок, который обращает внимание только на молодых мужчин, остальные русалки не брезгают ни стариками, ни женщинами, ни даже детьми. Полыни, чеснока и железа мавка не боится. Да и серебро, судя по легендам, на нее не действует. Зато считается, что мавку вполне можно заговорить или подарить ей гребешок и тем самым откупиться от нее. Отличительной чертой внешнего облика мавки являются очень длинные волосы, обычно зеленоватого оттенка, а также красота. Красота мавки совершенна. Легенды говорят, что некоторые некрасивые девушки специально топились, чтобы после смерти стать мавками и обрести неземную красоту. При этом мавки в отличие от водяниц или лоскотух умеют петь, а их голоса столь же красивы как и они сами. По некоторым легендам именно мавки, а не лоскотухи прозрачны со спины.
Лобасты (или албасты) – наиболее опасный вид русалок. Очевидно, ими становятся самые старые и самые опытные лоскотухи или мавки, продавшие свою душу Чернобогу. Лобасты живут в камышах или других прибрежных зарослях. В отличие от остальных видов русалок лобасты явно принадлежат к нежити, они не призраки, но и не абсолютные мертвецы. Выглядят лобасты как чудовищные (иногда змееподобные) создания, отдельными частями тела походящие на земных женщин.
Лобасты крайне агрессивны и могут в одиночку нападать на целые группы людей. Они нечеловечески сильны, с ними нельзя договориться и на них не действуют ни чеснок, ни полынь, ни серебро. От этого типа русалок можно либо убежать (к счастью, они не слишком быстро перемещаются), либо убить их, пронзив сердце, отрубив голову, расчленив тело и кремировав его. Сражаться с лобастами можно как серебряным, так и железным оружием.
Таким образом, существует четыре основных типа русалок. При этом в некоторых легендах черты одного типа вполне могут приписываться другому и зачастую сложно определить о каких именно русалках идет речь. Их общая черта – явная принадлежность к женскому полу (видимо, ввиду происхождения) и негативное (по большей части) отношение к живым людям. Жизнь русалок представляет собой серое монотонное и безрадостное существование, видимо именно поэтому ими становятся девушки, чьи души при жизни не знали счастья. То есть русалка – это далеко не то создание, с которым человеку стоило бы встречаться.
Нужно сказать, что существует несколько легенд, в которых упоминается некий магически артефакт – хвост русалки. Очевидно, хвост русалки может выступать в роли ингредиента для колдовского зелья, либо же сам по себе является неким предметом, наделенным удивительной способностью на время приоткрывать завесу между миром живых (Явь) и миром мертвых (Правь).
Некоторые исследователи склонны заблуждаться на счет существования русалов – русалок мужчин. Однако такой вид стихийного духа как русал в славянском фольклоре не упоминается и не существует ни одного источника, который мог бы это подтвердить. Зато наши предки верили в тритонов – прислужников Водяного с явно мужским обликом.