Попытки навести среди уральских спелеологов и спелеодайверов справки насчет «подводного тоннеля» привели к обескураживающему результату – никто из них исследования в районе горы Чучек не проводил, и не слышал о таких... Точно так же и археологического ее изучения вроде бы не проводилось. Однако предания про живших когда-то низкорослых людей, то ли вытесненных, то ли выбитых народами-переселенцами, бытуют не только в Пермской области, напротив, распространены на Урале очень широко, хотя именовали карликов по разному:
- Был такой низкорослый народ - чудаки. Они себя, когда новое население пришло, живьем закапывали. Под Харино такое место есть, вроде их могилы. Там любой покажет. Летом на Троицу туда народ приходит, поминает их – просвещал меня молодой охотник в Коми-Пермяцком округе.
Этнограф, ныне редактор Кудымкарской газеты Елена Ивановна Коньшина обобщает:
- Таких рассказов у нас много ходит. Сама записывала. Обычно говорят, что карлики эти, чудь, как чаще их называли, сами себя хоронили, когда завоеватели пришли: копали яму, ставили на столбах крышу, подрубали столбы... Были долго слышны стоны и плач из-под земли. До сих пор туда люди каждый год приходят. Предками чудь не считают, но все равно уважают. На месте одной их «могилы» даже крест поставили.
Известный знаток уральских преданий П.П.Бажов про низкорослых людей слышал с детства, а жил он на юге нынешней Свердловской области: «Чаще всего говорилось о «старых людях». Эти «старые люди» натаскали тут всякого богатства, а потом, как наши пришли в здешние края, эти старые люди навовсе в землю зарылись, только одну девку оставили смотреть за всем». «Стары люди вовсе маленькие были. Они ходили под землей по одним им ведомым «ходкам» и «знали все нутро». «Стары люди – это не русские и не татарва, до них здесь жили».
Гномы, зетте, сиды, чакли, донбеттыры...
Вообще говоря, легенды о карликах-рудознатцах издавна бытуют по всей Евразии, только называют их по разному: гномы, зетте, сиды, чакли, донбеттыры... Однако уральские предания наиболее реалистичны: подземные жители здесь вовсе не «мальчики с пальчики»: рост их просто немного ниже, чем у обычного человека, обычная оценка: с «подростка».
Получается, вполне реальные африканские пигмеи даже ниже легендарных подземных жителей! Да и «духами», выходцами с того света этих детей подземелий на Урале никогда не считали – просто умелый, искусный, но физически слабый народ, вытесненный завоевателями под землю. Из легенд и преданий можно даже выяснить особенности их общественного устройства и культуры. Так, необычно большое число дев-правительниц может говорить о матриархате у чучек. Не чуждо им и имущественное расслоение:
«Сирты (так называют наших героев ненцы) живут теперь внутри земли, потому что они не могут выносить света солнца, они имеют свой язык, но понимают и язык ненцев. Однажды ненец, роясь в земле, напал на пещеру, в которой жили сирты. Один из них сказал: «Оставь нас в покое, мы боимся света и любим мрак земли, но здесь есть ходы, ступай к нашим богачам, если ты ищешь богатства, а мы бедны.» Самоед побоялся идти темными ходами и снова завалил открытую им пещеру. (Н.А.Криничная Предания Русского Севера)
Таинственные невидимки
За легендами часто стоит пусть искаженная, но реальность. Я попытался поискать возможные следы чучек/чуди/старых людей не только в фольклоре, но и среди археологических данных – и их оказалось немало. Однако разрозненных и, как правило, несистематизированных. Еще известный академик Симон Паллас, по заданию Петра составлявший географическое описание Российской Империи, писал о «чудских копях» и даже о найденных в них предметах обихода: рукавичек и сумочке. Чуть позже в том же веке уже российский академик, Иван Лепехин писал:
«Вся самоядская земля и нынешний Мезенский округе наполнена запустевшими жилищами некоего древнего народа. Находят оные на многих местах, при озерах на тундре и в лесах при речках, сделанные в горах и холмах наподобие пещер с отверстиями, подобными дверям. В сих пещерах обретают печи, и находят железные, медные и глиняные обломки домашних вещей и сверх того человеческие кости. Русские называют сии домовища чудскими жилищами. Сии запустевшие жилища, по мнению самоедов, принадлежат некоторым невидимкам, собственно называемым по самоядски «сирте».
Особенно же впечатляет загадка «чудского литья». По всему Уралу найдены даже не тысячи, а десятки тысяч так называемых «шаманских бляшек»: литых медных и бронзовых миниатюр, изображающих животных и людей в удивительно экспрессивных позах. В 1910 году один из первых российских археологов А.А.Спицын выпустил целый атлас с рисунками таких вещиц. Изучают их и современные археологи: бляшки есть во многих уральских музеях. Искусствоведы даже термин ввели: «Пермский звериный стиль».
Удивительно, но в Средневековье культура их резко исчезает: на южном Урале чуть раньше, на Северном чуть позже. Бесспорно, под влиянием пришедших на Урал переселенцев – тюрков и русских. Куда исчез целый народ древних металлургов? Археологи, с коими я говорил на эту тему, пожимают плечами: часть могла быть перебита, часть ассимилирована. Однако все полуподземные жилища чуди выглядят скорее покинутыми, заметных следов битв нет. Куда же ушли их обитатели? Иногда потомками чуди, ушедшей в глухую тайгу, называют современных хантов и манси – однако, по моему, геометрические орнаменты их вышивок не имеют ничего общего с «пермским звериным стилем».
А вдруг правы легенды, и чудь ушла не в леса, а под землю? Тем более, что опыт сооружения полуподземных жилищ и устройства рудных шахт у этого народа уже был накоплен изрядный. Да и прецеденты имеются.
Подземные города
...Еще недавно даже коренные жители турецкого города Деринкуйю (в переводе означает Глубокие Колодцы) не могли объяснить назначение давших городу название глубоких, но сухих колодцев, и на вопросы лишь пожимали плечами: испокон веков были, кто их устроил и зачем – неизвестно. Только в конце ХХ века складской рабочий Омар Демир сделал поразительное открытие: под городом расположен второй город, подземный: с жилыми «квартирами», подземным храмом, помещениями для собраний... Вся «инфраструктура» расположена на пяти ярусах до глубины в шестьдесят метров.
Подсчитано, что здесь одновременно могли находиться более десяти тысяч человек. Неподалеку находится меньшее подземное поселение – Каймаклы. Предполагается, что будут найдены и другие – многие ходы закрыты каменными дверьми-колесами, что за ними - неизвестно. Археологи предполагают, что первыми строителями подземных городов были хетты, позже эстафету у них приняли христиане, стремившиеся сохранить свою веру и свою культуру под натиском завоевателей-мусульман...
Некоторые предания прямо говорят о подобных подземных городах на Урале. Более того – даже в ХХ веке находились люди, уверявшие, что «стары люди» еще живут даже на Среднем Урале: «Дивьи люди живут в Уральских горах, выходы в мир имеют через пещеры. В заводе Каслях, по Луньевской ж.-д. ветке, они выходят из гор и ходят между людьми, но люди их не видят. Культура у них величайшая и свет у них в горах не хуже солнца.
Дивьи люди небольшого роста, очень красивы и с приятным голосом, но слышать их могут только избранные. Они предвещают людям разные события. В некоторых селах в полночь слышится звон. Слышали его только люди хорошей жизни, с чистой совестью. Такие люди слышат звон и идут на площадь к храму. Приходит старик из дивьих людей и рассказывает о событиях, предсказывает, что будет. Недостойный человек ничего не слышит и не видит. Мужики тех местах знают все, что скрывают большевики». Записано собщение собирателем фольклра Н.Е.Онучковым в 1927 г в Свердловске. (Онучков Н.Е. Из уральского фольклора // Сказочная комиссия в 1927г. (Обзор работ) Л. 1928).
Конечно, сообщение выглядит уж очень неправдоподобным, но все же еще в 2001 году вместе с друзьями мы побывали в указанном месте. Оказалось, два старинных дома села бесспорно соединяет подземный ход – он четко прослеживается благодаря провалам. Еще в 1940 –х годах часть его можно было увидеть и изнутри.
- В том доме школа была, - рассказывала словоохотливая бабушка Маргарита. – Учительница нас оставит после уроков, а мы в подпол и туда. Кирпичом обоженный туннель был. Метров пятьдесят можно было пройти, а дальше завал...
Зачем было устраивать здесь ход? Дома явно принадлежали пусть и зажиточным, но не особенно богатым людям... Сельские предания говорят, что раньше вел он на Белую Гору, а там имелись уже совершенно особые пещеры. И сейчас имеются: можно подойти и заглянуть. Но пролезть в дыры сможет разве что ребенок. Мы так и не смогли однозначно решить: искусственного или природного происхождения пещеры в Белой горе, однако сточки зрения приведенной легенды, все логично: подземный ход могли «на паритетных началах» устроить посвященные в тайну «нижних людей» представители верхних...
Исследовать подземелья в районе Белой Горы с привлечением геофизических методов не помешало бы, но все же приведенная версия слишком фантастична, чтобы всерьез рассчитывать на ее подтверждение. Другое дело – рассказы ненцев. Во многих районах крайнего Севера и Полярного Урала и сейчас оленеводы относятся к сиртям как к реальности: якобы, до сих пор те выходят по ночам из пещер, иногда воруют рыбу и дичь из ловушек ненцев, а иногда, особенно в чуть более старые времена, ведут с ними меновую торговлю. Помимо кузнечного ремесла, являются подземные жители, по словам контактировавших с ними жителей Заполярья, искусными врачевателями, так что предложить в обмен на продовольствие им есть что...
Нет контакта
Однако, если остатки подземной чуди дожили до наших дней – почему они не идут на официальный, так сказать, контакт? Здесь остается только гадать: может быть, подземные вожди доходчиво объясняют подданным, что на поверхности людей на сковородах жарят, можно придумать и другие причины... А может быть, чудаки и в самом деле уже полностью исчезли... Во всяком случае, ясно – инициатива в поисках их следов (а может, чем черт не шутит, и самих карликов) должна принадлежать нам, «верхним людям».
Вместе с друзьями, я уже много лет мечтаю о серьезной экспедиции на Полярный Урал. Тем более, что некоторые предания указывают точное местонахождение «пещер чуди». Однако дилетантизм в таком деле недопустим! В поисках должны принимать участие не только спелеологи, но и археологи, этнографы, в конце концов, переводчики с языков малых народов...
Плюс ко всему – места те весьма малонаселенные. Так что займет экспедиция много времени и влетит в не слишком большую, но все же неподъемную для любителей «копеечку». Может быть, интерес к поискам, грозящим открыть новые, неизвестные и неожиданные страницы отечественной истории, особенно истории Севера, проявят спонсоры из числа расположенных в интересующих нас районах нефтегазовых фирм? («Комсомольская Правда»).
Пес-зомби. Случай из жизни
Само появление Тимки в нашем доме было не совсем обычным. В то, теперь уже далекое лето 1991 года пропал мой любимец – белый королевский пудель Ларри. Как-то раз он выскочил за ворота и пропал. Исчез бесследно. Каждую ночь я мысленно просила высшие силы вернуть мне пса. Или помочь обрести прежнее душевное равновесие.
Однажды мне приснился сон. Невидимый голос приказывал мне немедля выйти во двор. Он повторял это снова и снова, хотя у меня и в мыслях не было ослушаться его. Я поднялась с кровати и… проснулась. Было раннее утро. Первые лучи солнца едва пробивались сквозь прозрачные облака. Мое сердце тяжелым молотом бухало в висках. Я опрометью выскочила во двор. Как была, в ночной сорочке. И босиком.
У самой дорожки сидело нечто маленькое, круглое и лохматое, глядя на меня любопытными глазками-бусинками. Щенок! Обычная дворняжка. Черная, в белых носочках. Я схватила его на руки. От силы месяца два щенку. И лохматые у него только уши, слишком большие для такой собачки. Тимка, как мы назвали песика, со временем стал послушным и смышленым. Вот только ростом не вышел. В весеннюю распутицу муж на руках занес во двор Тимку, грязного и окровавленного. Его сбила машина. Не просто сбила. Колесо проехалось по задней части его щупленького тела, сломав позвоночник и раздробив задние лапки.
Мы положили Тима в коробку, постелив туда мягкую тряпку. Тимка ещё дышал, но мы видели, что помочь ему уже невозможно. Вскоре он затих, а потом начал коченеть. Приказав своим домашним оставаться на месте, я решительно взяла в одну руку лопату, под другую – коробку с тельцем Тима и направилась в сторону реки, на небольшой пустырь. Я своими руками вырыла яму! Земля еще плохо оттаяла, копать было трудно. Но тогда я этого не замечала. Засыпав закрытую коробку землей, я, не оглядываясь, пошла прочь.
Прошло дней десять, может, чуть больше. Я занималась обедом на кухне, когда услышала, стук ворот, а через окно успела увидеть, как кто-то быстро пробежал через двор. Мне померещилось, что негромко тявкнула собака.
Странно, в дом никто не входил… Я вышла посмотреть, что это за гость такой явился и стесняется войти. На крылечке, прислонившись к двери, сидела моя подруга Люба, держась за сердце. Обычно румяное лицо ее было пепельно-серого цвета. И на этом сером фоне жутко выделялись ярко накрашенные губы. Она посмотрела не меня таким взглядом, что я испугалась за ее психическое здоровье.
- Кладбище домашних животных, - тихо произнесла Люба.
У меня похолодело внутри. Точно, умом тронулась подруженька. Недавно мы прочли с ней эту книгу Кинга. Но к чему она сейчас вспомнила о ней?! Люба еще раз повторила название книги, слабой рукой показывая куда-то во двор. Я проследила взглядом за ее рукой и увидела, что в паре шагов от крылечка стоит… Тимка! Живой! И, похоже, здоровый!
Ноги подкосились, и я потихоньку сползла по стене на крыльцо. Думаю, что выглядела я в тот момент не краше своей подруги. По крайней мере, я никогда в жизни не чувствовала себя так паршиво. Все вокруг казалось каким-то нереальным, перед глазами плыли разноцветные круги, а сердце сжимал дикий первобытный страх. Я никогда не верила в мистику, но чем иначе можно было объяснить происходящее? Он же был мертвый! У него же вместо ног было кровавое месиво! И мне надо поверить в рациональное научное объяснение, что он просто отлежался, вылез из-под земли и пришел домой?
Я не могла подойти к Тимке, не могла заставить себя погладить его я боялась идти домой, зная, что во дворе - Тимка. Да и он как-то не слишком жаждал общения с кем-либо. Тим теперь не «стриг» своими смешными ушами, не бежал вприпрыжку навстречу. Наш озорник и непоседа мог теперь долго сидеть на одном месте, глядя туманными глазами в никуда.
Только внешне он был прежним. Да и то, как-то раз попытавшись погладить его, моя подруга поспешно отдернула руку. Она сказала, что шерсть собаки, раньше мягкая и шелковистая, напоминала теперь на ощупь скатавшийся войлок. И пахло от него чем-то непонятным. Недели через три Тимку в клочья разорвала соседская овчарка. А раньше они были друзьями. Теперь Тима хоронили сын с мужем. А я еще долго с опаской выходила во двор, боясь, что он снова вернулся. Его второго пришествия моя психика бы не вынесла. (Людмила Сафонова. Куртамыш. Курганская обл.).
Рогатый хранитель в Шадринске
Протопоповский клад, долго считался мифическим, пока в 1988 году его, наконец, не нашли. Старший Протопопов, дед, был крупным землевладельцем, имел 500 десятин земли в районе Батурино, ему принадлежали один деревянный и два каменных дома в Шадринске. Внук его бежал из города с белочехами, которые, как известно, ушли буквально за одну ночь.
Отправился Протопопов-младший налегке, и земляки его были уверены: спрятал он где-то дедов-ские сокровища. Их начали рьяно искать в доме на углу улиц Розы Люксембург и Советской. Выворотили полы, перерыли чердак, простучали стены, но клада не нашли. Так вот, по городской легенде, необследованным остался подвал. Там поселился козел: бодучий, вонючий и с пресквернейшим характером. Никого в подвал не пускал – все желающие проникнуть туда нарывались на рога этого душного козла.
Постепенно горожане успокоились, клад искать перестали. В 80-е годы стали пристраивать к этому дому еще один подъезд, начали чистить протопоповский подвал, чтобы присоединить новые коммуникации. Тогда с разницей в несколько дней и нашли два мешка с теми самыми сокровищами. Вызвали милицию, потом отправили клад в Москву на атрибуцию, сейчас его часть хранится в запасниках нашего музея, один раз его выставляли. Монеты, коллекция запонок, памятные медали, печати из полудрагоценных камней – интересное, конечно, собрание. Что касается козла, разумеется, это не научное объяснение, но считается, что у каждого клада есть свой хранитель, принимающий иногда даже такой необычный вид.
Там леший бродит
Воистину, всякие чудеса случаются на свете. Никто из нас не может предугадать, что может с ним приключиться, тем более, если забрёл человек в дикий лес. Страшно в лесу. Сурово глядят неприступные сосны. То там, то здесь слышатся странные шорохи. Кажется, порой, будто кто-то прячется за пеньком, высматривая зловещим взглядом… Брр!
Ходит легенда, будто в лесах курганских странные существа водятся. Вроде и на людей похожи, а кто ж их разберёт…
Шёл однажды грибник один по лесу. Никому не мешал, червивые синявки ковыряя. Вдруг откуда ни возьмись, является ему некто. По пояс раздетый, на животе - ложка деревянная висит, на ногах - ботинки страшные. Изумился грибник, да спрашивает:
- Ты кто?
И молвит существо голосом человечьим:
- Я - совесть здешних мест!
Испугался грибник, задрожал, аки лист осиновый. А существо и говорит ему:
- Вот ты лешему-то как, поклонился?
- Нет…
- Так поди поклонись!
Тут мужика такой страх взял, что он и лешему дары принёс, и клятвенно обещал в лесу отныне не гадить да не мусорить. Уходил из леса с чувством глубокого просветления…
А в другой раз, говорят, тоже видали в лесу существо странное. Вроде и похож, а кто знает… Явилось то существо перед грибниками и молвило голосом человечьим:
- Люди добрые, вы туда не ходите!
И рукой машет вправо. А в той стороне, говорят, место чудное есть. Стоят там столбы отёсанные, на столбах на тех знаки странные и лики чьи-то вырезаны. И всякого, туда забредшего, такая оторопь берёт, что бежит он оттуда сломя голову. А по ночам там такие крики слышны, что всё живое в ужасе хоронится…
Но грибники любопытные попались, вопрошали:
- А что там?
И отвечало им существо голосом грозным:
- Не вашего ума дело!
И исчезло неведомо куда. И ушли грибники в глубокой растерянности, и отбило у них охоту в те места забредать…
А люди вещие говорили, что уж больно то существо напоминало общинника Милояра. (Светлояр).
Баня
Реальная история. Хотите - верьте, хотите - нет. Кому то может показаться смешным, мол, голая девчонка, вот в гости и забежали, но ей в тот момент было далеко не до смеха... Случилось это в 2006 году, в поселке Варгаши Курганской области. Был осенний вечер, плавно перетекающий в ночь, мы нагулялись и пошли по домам. Моя подруга (сразу скажу, в мистику она не верила до этого случая) после прогулки решила пойти в баню. Зашла, разделась и начала принимать водные процедуры. Вдруг слышит, что дверь в баню кто то открыл. Она подумала, что это мама зашла проверить, все ли хорошо, поздно ведь.
«Мам, ты?» - крикнула подруга. В ответ тишина. Она опять: «Мам?!». И слышит, как кто-то ходит в предбаннике. А еще такие звуки издает, то ли кряхтение, то ли хрюканье, словно свинья за дверью. Она не поняла ничего. Дверь в саму баню подруга всегда закрывала и закрывает на крючок. Она подошла к двери и через щель увидела, что в предбаннике кто-то стоит. Темный силуэт, небольшого роста, можно сказать, что животное (она сравнивала всё с той же свиньей). Подруга опешила... а этот кабан(так далее она его называла) стал дверь дергать, да так, что крючок еле выдерживал.
Подруга схватила ручку двери и тянет на себя, чтобы дверь не открылась и крючок не слетел. Тянет, а сама кричит благим голосом. Да кто услышит-то в деревне ночью, баня в огороде стоит. Телефоны в то время, лично у нас в поселке, были еще роскошью, да и в баню их точно не брали. Потом резко дверь перестали дергать, и нечто выбежало из бани (ясное дело, от таких-то криков, она очень громко кричала). Подругу всю трясет, не знает, что делать. Боится выйти, вдруг это на улице, возле порога стоит, ее поджидает. Кто жил в деревнях или поселках, тот знает, что раньше бани строились на славу, и, чтобы забраться под крышу бани, нужно очень постараться, если вообще была возможность туда залезть (по крайней мере у нас в поселке было и есть так).
Так вот, подругу трясет, не знает, что делать... Прислушалась. Слышит - под крышей такие же шаги, а потом над потолком заскреблись, словно землю рыли. И вдруг как пойдет пар из печки (я сама не понимаю, как это возможно), так она с криками, голая, и побежала домой. Прибежала, маму чуть с ног не сбила. Рассказала ей всё, а она ее до последнего убеждала, что это ей причудилось все, хотя сама гадалка. Может, берегла ее психику, и пугать не хотела... Подруга тут же мне позвонила, и я могу сказать, что голос у нее был охрипший. После этого случая подруга ходит мыться только днем, с музыкой на телефоне или маленьким радио. А я до сих пор боюсь бань.