Главная
МЕНЮ САЙТА
КАТЕГОРИИ РАЗДЕЛА
ГЛАВНАЯ [1]
НЛО [291]
КОНТАКТЕРЫ [0]
КРУГИ НА ПОЛЯХ [0]
АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ [259]
КРИПТОЗООЛОГИЯ [276]
ЖЕРТВОПРИНОШ. [0]
ПРИВИДЕНИЯ [283]
АСТРОЛОГИЯ [0]
МАСОНСТВО [0]
СПИРИТИЗМ [0]
ЯЗЫЧЕСТВО [0]
САТАНИЗМ [0]
КЛЕРИКАЛИЗМ [0]
ГОМОСЕКСУАЛИЗМ [0]
ПРОСТИТУЦИЯ [0]
НАРКОМАНИЯ [0]
ПЕДОФИЛИЯ [0]
ПРЕСТУПНОСТЬ [0]
НАЦИОНАЛИЗМ [0]
КОРРУПЦИЯ [0]
ФАШИЗМ [0]
РАБСТВО [0]
БОЛЕЗНИ [0]
БЕДНОСТЬ [0]
НЕРАВЕНСТВО [0]
НЕГРАМОТНОСТЬ [0]
БИБЛИЯ
ПОИСК ПО САЙТУ
СТРАНИЦА В СОЦСЕТИ
ПЕРЕВОДЧИК
ГРУППА СТАТИСТИКИ
ДРУЗЬЯ САЙТА
  • Вперёд в Прошлое
  • Последний Зов

  • СТАТИСТИКА

    Главная » Статьи » СТАТИСТИКА ОККУЛЬТИЗМА » КРИПТОЗООЛОГИЯ

    Таинственные животные в Мурманской области. 3




    Снежный человек живет под Шонгуем

    Об этих следах я не вспоминал несколько лет. Но в 2012 году я проходил обследование в областной больнице. По соседству со мной в палате оказался молодой человек, бывший спецназовец, был в горячих точках, занимался штангой, ростом около 2 м, 150 кг весом, с решительным характером.

    Ему-то я и рассказал о необыкновенных следах на Домашнем озере, а сосед сказал, что видел снежного человека около той самой избушки. Ночью услышал, что кто-то ходит, и выглянул в окно. На него смотрели страшные красные глаза. Он отпрыгнул в сторону, но открывать дверь не стал. К утру это существо ушло, и парень благополучно вернулся домой.

    После этого я решил посмотреть в Интернете, узнать, нет ли там следов этого зверя. И я нашел то, что видел в лесу. Все совпало. После этого я поверил, что зверь этот существует. Видеоролик в Интернете только подтвердил мои догадки. В нашем обществе не принято говорить о том, что видели снежного человека. Но в том, что снежный человек в районе Шонгуя существует, я полностью уверен. Это существо надо как-то сохранить. Очень много нарезного охотничьего оружия развелось у охотников. Нужна реклама, запрещающая стрелять в этого зверя. В Мурманск надо пригласить исследователя Тимофея Баженова из телепередачи «Дикий мир». У него есть необходимые телекамеры с дистанционным управлением и прочая аппаратура.

    Возможно, он сможет организовать поиск снежного человека под Шонгуем. Местность в этом районе очень удобна для наблюдения: гористая с крупным лесом. Территория просматривается на большое расстояние. Возможно, еще кто-то из земляков видел это животное. Хотелось бы услышать их рассказы. Любителям природы, может быть, следует организовать заповедный уголок в этом районе.

    Об этих следах я не вспоминал несколько лет. Но в 2012 году я проходил обследование в областной больнице. По соседству со мной в палате оказался молодой человек, бывший спецназовец, был в горячих точках, занимался штангой, ростом около 2 м, 150 кг весом, с решительным характером.

    Ему-то я и рассказал о необыкновенных следах на Домашнем озере, а сосед сказал, что видел снежного человека около той самой избушки. Ночью услышал, что кто-то ходит, и выглянул в окно. На него смотрели страшные красные глаза. Он отпрыгнул в сторону, но открывать дверь не стал. К утру это существо ушло, и парень благополучно вернулся домой. После этого я решил посмотреть в Интернете, узнать, нет ли там следов этого зверя. И я нашел то, что видел в лесу. Все совпало. После этого я поверил, что зверь этот существует. Видеоролик в Интернете только подтвердил мои догадки.

    В нашем обществе не принято говорить о том, что видели снежного человека. Но в том, что снежный человек в районе Шонгуя существует, я полностью уверен. Это существо надо как-то сохранить. Очень много нарезного охотничьего оружия развелось у охотников. Нужна реклама, запрещающая стрелять в этого зверя. В Мурманск надо пригласить исследователя Тимофея Баженова из телепередачи «Дикий мир». У него есть необходимые телекамеры с дистанционным управлением и прочая аппаратура.

    Возможно, он сможет организовать поиск снежного человека под Шонгуем. Местность в этом районе очень удобна для наблюдения: гористая с крупным лесом. Территория просматривается на большое расстояние. Возможно, еще кто-то из земляков видел это животное. Хотелось бы услышать их рассказы. Любителям природы, может быть, следует организовать заповедный уголок в этом районе. (В. И. Горнов, Мурманск).


     

    Русалки

    Все случилось в ночь с третьего на четвертое августа, это, почему-то я запомнил очень четко. Мы с другом на его машине решили съездить после жаркого дня, искупаться, только припозднились и подъехали к нашему озеру уже в сумерках. Озеро называется Имандра, наш Мончегорск стоит прям, можно сказать, на нем. 

    В эти дни, как ни странно, стояла хорошая погода, вскоре уже обещали дожди, поэтому мы решили не проворонить момент. Приехали на «наше» место, о нем знаем только мы, и народу там сроду не бывает. Разделись, зашли в озеро, вода к вечеру уже была теплой (хотя теплая вода у нас и, например, в Сочи, это два разных явления). Искупались, вылезли на берег, сидим – курим. Спокойно, тихо, хорошо. Даже разговаривать неохота.

    И тут услышали тихий всплеск и нечто вроде смеха. Говорю нечто, потому что было очень неразборчиво, едва слышно. Пригляделись, по берегу, вдалеке, метрах в шестидесяти, две девчонки купаются, веселятся, брызгаются. Мой друг сразу приободрился, полез в воду, стал с шумом плавать баттерфляем, чтобы внимание привлечь. И у него это получилось. Девчонки обернулись и машут ему рукой, мол, плыви к нам.

    Илья говорит, поплыли, вроде или вдоль берега пройдем. А я уперся. Не понравилось мне все это. В пустынном месте, ночью, девушки одни, плавают, флиртуют с мужиками. Не то, чтобы я всегда такой подозрительный, но тут просто неосознанно напрягся. А друг рукой им машет, дескать, давайте вы к нам. Вот тут и случилась самое жуткое.

    Она действительно поплыли, только не как обычные люди. По скорости это скорее напоминало движение моторной лодки, только плавное, без брызг. Илюха тут уже понял, что все идет как-то не так и успел выскочить на берег, благо был недалеко, а эти «девчонки» в считанные секунды оказались около нас. Тут удалось их разглядеть поближе.

    Кожа странная, бледная, с беловатым оттенком, глаза большие, действительно «рыбьи», по-другому не скажешь. Но самое страшное – это челюсть. Она как-то странно выпирала, сначала даже не поняли почему, но когда одна из них открыла рот, и мы увидели мелкий ряд острых зубов, тут уже душа ушла в пятки. Не сговариваясь, бросились в машину и закрылись изнутри. Все думаю, что сейчас две твари вылезут на берег и хрен знает, что будет. «Эти» две плавали около пяти минут, не сводя с нас глаз, но потом первая сказал что-то своей подруге – хотя звука мы не слышали, видно было только открытый рот, после чего они просто поплыли от берега и вскоре исчезли из вида. Мы, не без дрожи вылезли наружу, собрали быстро вещи и уехали оттуда.

    Вот и вся моя страшная история про русалок. Мы можете сказать, что это были вовсе не они, я даже с удовольствием послушаю ваше мнение, относительно этого вопроса. Сам не особо верил в мифических существ, тем более, казалось бы, откуда им взяться в нашей Мурманской области. Условия не самые благоприятные для места проживания. С другой стороны, что мы знаем о русалках? Да ничего. Поэтому все может быть.



    Какой-то зверь

    В 1989 году, в п. Ревда, что в Мурманской области, произошел странный и необъяснимый случай. Он достаточно известный. Четверо парней отправились в горы на озеро Сейдъявр, в поход... Что там случилось - никому не известно. Как установило следствие, кто-то или что-то их здорово напугало, так, что они бросили вещи и палатку и пустились бежать в сторону рудника Карнасурт.

    Первого нашли в километре от брошенной палатки, остальных, одного за другим по пути к руднику. Последний не добежал 200 м, проделав путь в 14 км... У всех на лицах гримаса ужаса и обширный инфаркт. Охотники говорят, что это был Афоня (местное название снежного человека). Я лично видел их четыре памятника из черного гранита... Им было по 17 лет.

    Второй случай, может и не настолько страшный, произошел с моим отцом. Там же, в Ловозерском районе Мурманской области, мой отец со своими приятелями отправились на рыбалку на горное озеро Светлое, что в 15 км от Ловозера. Добрались благополучно, разместились в домике, сидят, ужинают... Через час в домик заходит охотник и рассказывает: «Уже несколько дней выслеживаю зверя какого-то, оленей рвет, зайцев ловит, на медведя и росомаху не похож, рыжий и большой. По вашим следам шел, за сто метров от домика следы потерялись». Мужики перепугались и с утра отправились обратно.





    Баенник, обдериха 

    Рассказы о мифических обитателях бани распространены по всему Северу. 

    Баня занимает очень существенное место в крестьянской жизни. И так было с древнейших времен. Описания бань и некоторых обычаев, связанных с ними, имеются в наших первых летописях. Особенно важна баня в суровых условиях Русского Севера. Она не только моет, но и лечит, доставляет удовольствие. Омовение в бане есть очищение, поэтому баня и мытье в ней - элемент многих обрядов и ритуалов. В бане рожали женщины. Зимними вечерами в натопленную баню собирались на супрядки. Вместе с тем баня - место нечистое, «хоромина погана», «без креста», так как в ней нет иконы. В баке совершают бесовские, нечестивые действия: колдуют, гадают, играют в карты. Там появляются и хозяйничают черти, бесы, строят людям разные подвохи, особенно если нарушить запрет мыться в третьем пару, ночью. 

    Есть в бане и специально банный дух. Это либо один мужской персонаж (байник, банник, баенный, баенщик и др.), либо-чаще- один женский (байница, байниха, баянная бабушка обдериха и др.), редко два, составляющие пару (байник и байница). Баенный персонаж враждебен людям, строит им всяческие козни: может затолкать в бочку из-под воды, в каменку, не давать выйти из бани, мучить и даже задрать до смерти. Злые проделки банника обычно являются ответом на нарушение запретов: нельзя ходить в третий пар, когда моются черти или сами банники, после 12 часов ночи, нельзя топить баню в праздники, перед заходом в баню надо не забыть «попроситься», а перед уходом поблагодарить банного хозяина. Является банник кошкой, собачками, конской головой, женщиной в сарафане, «кому страшно совсем покажется»: «волосами завесилась, зубы-то длинны, глаза-то широки». 

    Особенно красочны рассказы о банном персонаже в Архангельской области, на реке Пинеге. Там и в некоторых других районах в банях обитает обдериха. Названье этого персонажа порождено поверьем, что обдериха может «задрать»: «Вышла она, соседка (рассказчицы), из байны-то, спина вся изодрана. Это обдериха драла. Под полком в бане, там, бывает, обдериха сидит. Они людей задирали. В полуночье они могли кошкой повидеться, глаза широкие!» 



    Чертовщина Кольского полуострова

    У коренного населения Кольского полуострова – саами, или лопарей (или лоппи) на протяжении многих столетий благополучно соседствуют христианские верования и языческие ритуалы поклонения древним богам, некогда могущественным властителям их земли.  Со старинными верованиями связан ряд легенд, бытующих и в наши дни. Так, весьма любопытным представляется предание о страшном великане Куйва, в незапамятные времена напавшем на жителей полуострова. Саами, отчаявшиеся победить врага своими силами, обратились за помощью к богам, которые, метнув в Куйву сноп молний, испепелили великана. 

    От Куйвы на Ангвундасчорр – самом высоком пике Ловозерской тундры – остался лишь отпечаток, который, несмотря на выветривание и осыпание скальной породы, до наших дней сохранился в отличном виде. По словам местных жителей, дух грозного великана иногда спускается в долину, и тогда отпечаток Куйвы начинает зловеще светиться. По этой причине долина у пика Ангвундасчорр считается у саами нехорошим местом, куда не забредают охотники и где даже не водятся животные.

    Еще одна необычная легенда связана с подземными жителями этого края, которых саами называют сайвок. Этот таинственный народ когда-то обитал на поверхности земли, но после сильного природного катаклизма, воспоминания о котором сохранились в лапландских преданиях, ушел в подземные пещеры, оставив после себя на севере полуострова гранитные мегалитические сооружения. 

    Устный народный эпос описывает сайвок как маленьких существ, живущих глубоко под землей. Они понимают человеческий язык, а их колдовство обладает страшной силой, способной остановить солнце и луну, а также убить человека, который всегда опасался встреч с ними. Однако и в наши дни время от времени появляется информация о встречах местных жителей, ученых и путешественников с загадочными сайвок.

    Таинственные встречи и необъяснимые смерти

    В 1996 году на Кольском полуострове довелось побывать Егору Андрееву (фамилия изменена), который в составе группы «черных метеоритчиков» в долине Хибин нелегально занимался поиском фрагментов метеорита, упавшего в тех краях во времена ледникового периода. По воспоминаниям Егора, в одну из летних ночей он услышал рядом с палаткой странные звуки, похожие на сорочий стрекот. 

    Андреев выглянул из палатки и вдруг увидел трех мохнатых существ, отдаленно напоминавших бобров. А уже через мгновение Егора объял ужас – существа, принятые им за животных, имели человеческие лица с заостренными носами, маленькими безгубыми ртами, из которых торчало по два длинных клыка, и горевшими в темноте зеленоватым светом глазами. Андреев сделал шаг им навстречу и неожиданно понял, что не может двигаться…

    Только к вечеру следующего дня товарищи обнаружили Егора лежащим без сознания в трех километрах от стоянки. Что произошло с Андреевым после того, как он покинул палатку, молодой человек так и не смог объяснить. Обстоятельства встречи Егора с загадочными существами оказались стертыми из его памяти…

    А в 1999 году на Кольском полуострове произошла настоящая трагедия. 

    Тогда на одном из перевалов неподалеку от Сейдозера погибли четверо туристов. Признаков насильственной смерти на их телах обнаружено не было, однако на лицах несчастных был запечатлен ужас. Вблизи же тел местные жители заметили странные следы, отдаленно напоминавшие человеческие, однако очень большого размера. 

    Сразу после этой трагедии вспомнили об аналогичном происшествии, случившемся летом 1965 года, когда в Ловозерской тундре по необъяснимой причине погибли три геолога, таинственным образом исчезнувшие из лагеря. Их обглоданные лисами тела были найдены два месяца спустя. Тогда была выдвинута официальная версия, согласно которой геологи отравились ядовитыми грибами… 

    Начавшееся в семидесятые годы прошлого века на Кольском полуострове бурение сверхглубокой скважины вызвало среди местного населения сильное недовольство. Главной его причиной было то, что старейшины лопарей опасались гнева потревоженных подземных жителей, слухи о существовании которых постоянно доходили до прибывших с Большой земли бурильщиков.

    Однако первые километры дались проходчикам на удивление легко. И лишь когда глубина скважины достигла десяти километров, начались серьезные проблемы. Аварии на буровой следовали одна за другой. Несколько раз обрывался трос, словно некая невероятная сила дергала его вниз, утаскивая в бурлящие и неведомые недра.  

    Дважды на поверхность вытаскивали оплавленным особо прочный бур, который был способен выдержать температуры, сравнимые с температурой на поверхности Солнца. Порой звуки, вырывавшиеся из жерла скважины, походили на стоны и завывания тысяч людей, заставляя привычных ко всему бурильщиков испытывать почти мистический страх.

    А вскоре на буровой стали происходить несчастья. В 1982 году одного из рабочих придавило внезапно упавшей металлической конструкцией. В 1984 году начальнику буровой смены оторвало голову сорвавшимся механизмом. Три года спустя бригада из десяти человек была отправлена вертолетом в Мурманск с симптомами загадочного заболевания: у рабочих внезапно распухло тело, и из его пор стала сочиться кровь. Но стоило буровикам оказаться в больнице, как без какого-либо лечения странная болезнь бесследно прошла.

    Когда один из рабочих, являвшийся местным жителем, узнал о случившемся, то сразу заявил, что это сайвок таким образом наказали людей, вторгшихся в их владения, после чего написал заявление об увольнении… В наши дни ежегодно десятки охочих до сенсаций людей приезжают на Кольский полуостров: кто за осколками знаменитого метеорита, кто в поисках костей ископаемых животных, а кто и с целью поближе познакомиться с мистическими загадками, коими изобилует этот древний край.

     




    Смерть на Ревдинском перевале

    О встречах с местной разновидностью бигфута мне рассказывали практически все встречавшиеся на пути охотники и рыбаки, но поначалу в услышанном я невольно выискивал элементы «рыбацких быличек». Впрочем, скептицизм мой резко поубавился после встречи с заведующей Ловозерского краеведческого музея Галиной Александровной Кулинченко, которая пожаловалась на совсем свежую проделку бигфута. За пару дней до этого семья Кулинченко отправилась по делам на другой берег озера, но «хозяин» попросту не дал им даже отойти далеко от лодки, люди же сочли за благо немедленно удалиться восвояси… 

    От лодочника, встретившегося нам на Мотке, я услышал уже другую историю – его знакомый также недавно бродил с ружьишком по тайге и недалеко от берега заметил (уже не в первый раз за свою жизнь) большие, можно сказать, даже огромные (35– 40 см) следы босых ног… Потом – подряд еще пару невнятных историй, на которые в другой ситуации скорей всего и внимания бы не обратил… На этот раз я поверил в бездоказательные по сути свидетельства, хотя бы потому, что все услышанные рассказы были об одном и том же месте!

    Попасть в нужную точку мне, правда, с ходу не удалось – охотники, узнав цель вояжа, наотрез отказались быть проводниками. Да и отсоветовали: мол, «хозяин» за два дня все равно мог уйти далеко. Страх перед ним у местных охотников до сих пор не ослабевает. Рассказывают, что когда-то, несколько лет назад, они собрались с духом и пошли «по пьянке» охотиться на «хозяина», выследили его, но хмель быстро прошел, и, хотя снежный человек был уже в прицелах, ни один дрожащий палец так и не нажал на курок…

    Зато в советах местные ревдинские рыбаки и охотники никогда не отказывали. Все, кого мы встречали в тайге или даже в поселке, в один голос заявляли – четверых, что не так давно погибли на перевале, однозначно убил снежный человек, «хозяин леса»! Доказательства? Накануне, говорят, на берегу Сейдозе-ра рыбаки в очередной раз видели его следы… И вообще он был тогда удивительно активен. Чуть раньше выгнал из леса другую группу парней – видимо, зашли не туда, вторглись в запретные для нас места…

    Зимой в самом начале 1998 года на острове с многообещающим древним названием Колдун «хозяин» едва не довел до сердечного приступа пятерку молодых выпивох, обосновавшихся в избе, ходил с ревом вокруг, стучал кулачищами по бревнам, в общем, смешного было мало…

    Летом местного лесоруба едва не задушила в объятиях лесная волосатая красотка. Тот рубил толстое дерево, когда почувствовал легкое похлопывание по плечу. Оборачивается, видит огромный волосатый торс, поднял глаза и… так и остался стоять с открытым ртом. То, что перед ним особь женского пола, понял только потом, когда рассмотрел «хозяйку» со стороны. Но перед этим тетеньке, видимо, не понравилось долгое молчание, и она (возможно и легонько) зашвырнула лесоруба в кусты. Не помня себя от страха, бедолага бросился к лодке, завел мотор и отдышался только далеко от берега. 

    Тут только и разглядел случайную незнакомку. А поразмыслив, понял, что ничего страшного ему не угрожало. Сплавал в поселок Ловозеро, взял фотоаппарат, вернулся (туда и обратно хода 2, 5 часа!) и, крадучись, стал пробираться по лесу в поисках «хозяйки». Та появилась вновь внезапно, и лесоруб, вдруг растеряв весь запас храбрости, вновь бросился к лодке. О фотоаппарате вновь вспомнил только на спасительном удалении, но снимать оставалось только пустой берег… О своем внезапно нахлынувшем недолгом, но «страшно паническом» страхе этот не робкого десятка лесоруб вспоминал со стыдом и удивлением…

    Но о смертоубийствах до той поры не слышали. В Якутии, на Тянь-Шане, Кавказе, в Тибете, да и на Кольском полуострове до и после приведенного случая убийств зафиксировано не было. Как рассказывают местные жители, йети частенько воруют скот, даже уводят из далеких стойбищ молодых девушек. Про фатальные исходы встреч с этим нашим биологическим нонсенсом что-то мне не приходилось читать. Что же здесь случилось с бывшим «тихоней»?

    Одну из версий, по какой причине произошло нападение «хозяина» на погибшую четверку, мне подсказал охотник из Ревды – по его словам, накануне у его знакомого в медвежий капкан попал «кто-то посильнее медведя», разломал железяку и выбрался на свободу. А ребята, значит, случайно попались раненому бигфуту под его горячую волосатую руку.

    По словам сторожа горного рудника, пустившего нас к себе отдохнуть, один из убитых парней как раз и был сыном охотника. «А вообще-то я его хорошо знал, его семья – мои соседи»… Подумав немного, добавляет: «Их убил страх!» Но, возражаю ему, не всех сразу, может, все-таки их убили? «Не было никаких следов убийства! А ты знаешь, какой это страх, сам я не знаю, но охотники до сих пор трясутся, когда о встречах со снежным рассказывают!» Но как он их? Может, гипнозом убил на расстоянии? «Не знаю, не знаюю… как угодно, но только это его рук дело!»

    …Пора было возвращаться. Так и не разобравшись до конца с бигфутовскими делами, мы шли знакомым путем мимо камня со звездой и надписью «Саша». Остановились поговорить со встречными рыбаками. Оказалось, о наших заинтересованных расспросах местные уже наслышаны. «Это вы из Москвы? А вы знаете, что на этом месте снежный человек убил старшеклассника Сашу?» Да, отвечаю, знаю, а что еще скажете об этих местах? Рыбак морщит лоб, затягивается папироской и выдает: «В прошлом году кто-то из ловозерских рядом, точно место не знаю, находил здесь пещеру, сам он не влезал внутрь, приезжал сюда с норвежцами или шведами, но те наотрез отказались спускаться – страшно; тогда ему заплатили и уехали…».

    Слова рыбака долго не выходили из головы. Что же это за страх такой, который не пускает в пещеру?.. Гримасы застывшего ужаса на лицах… Быть может, где-то рядом его логово? Искать немедленно это самое логово не стал, я уже знал, как «хозяин» ревностно относится к охране своих владений… (Чернобров В.).


     

    Немного странного из леса...

    Итак, случай первый. Я и Серый лет 8 назад в начале августа, на вторые сутки гулянок по лесу, поспав поутру, встали, позавтракали и продолжили движение в сторону границы (т.е. подальше от цивилизации). За предыдущие сутки мы километров на 30-40 ушли от ближайшей трассы Мурманск-Никель. Шли не спеша, я ягодами лакомился, время от времени развалившись во мху, Серый то гонял мелкую живность, то рядом валялся на привалах (язык через плечо, жарковато было для нашего климата).

    Ну, к обеду вышли на берег большого озера, их у нас полно. Берег болотистый сантиметров на 10-20 выше воды, Серый пить пристроился, я тоже фляжку набрать присел, умылся немного. Минуты три тишины, только Серенький с шумом воду лакает. И вдруг, метрах в 20-30 от нас, столб воды, как от попадания снаряда, и рябь - что-то под водой плывёт, ширина ряби метра два, движется прямо на нас. Секунда ступора, пёс мой загривок поднял с рычанием, я рюкзак нащупал, подхватил - и дёру. Метров тоже где-то на 20 отбежали от берега, смотрю на воду - тишина. Полчаса посидели, подождали - ничего. Сразу скажу, хвостов, плавников или ещё чего не видел. Такой крупной рыбы у нас в озёрах не водится. Человек тоже никак не может быть причастен к данным событиям, ну если только на грани фантастики и с огромной натяжкой.

    Случай второй. Опять же я и Серый в километре от трассы уже из леса на выход шли, конец августа, судя по природе, на память был, по-моему, даже в тот же год, когда и первая история произошла, или на год позже. Так вот, вечер, сумерки, но места как свои пять пальцев знаем, частая точка входа-выхода была. Тут пёс забеспокоился, носом заводил, а затем, знаете, ощущение - в спину взгляд пристальный… Вот неприятно так стало, и смотрю - у Серого шерсть на загривке встаёт. Так-с понятно, поворачиваюсь на 180, нож даже выхватил, до сих пор вспоминаю, не знаю зачем. 

    Обычно не из трусливых, сначала осмотреться надо, а тут сразу - за нож. И не сразу сообразил - что не так на картинке. Активного движения нет, затем посмотрел на валун метрах в 300-х от нас и обалдел малёха. Выдало движение небольшое конечности и плеча этой туши, по-другому не скажешь. Кратко опишу: фигура человеческая (гуманоидная), бурая или тёмно-серая шерсть (не чёрная и не светлая), в одной верхней конечности что-то зажато (по форме сложно сказать - то ли кусок дерева, а может, и нога зверя какого), стоит очень прямо, медведь так долго не может стоять. И форма головы (морды) не вытянутая, кудряшки шерсти видны, но моська более плоская, чем у мишки, более человеческая, что ли...

    В общем, ступор. Рассматриваем молча друг друга, пытаюсь сообразить, не мерещится ли всё это мне. Размер валуна прикидываю, а потом необъяснимый страх, даже ужас какой-то накатил, причём Серый раньше меня рванул, бежали до самой трассы, у меня впервые в жизни, по-моему, волосы как у пса на загривке вздыбились. Скажете, трусливые какие-то - что пёс, что хозяин. Про пса я выше рассказал, Серенький боевой товарищ. Я и медведей в лесу встречал, и с волком один раз глаза в глаза с двух метров в гляделки играть пришлось, и росомаха как-то за мной с лесником ходила пару дней по пятам. Трижды ранен - одно пулевое, два ножевых... Страха такого, ужаса, не испытывал. А потом про йети почитал, оказывается, многие очевидцы рассказывают именно про непонятный животный ужас, я раньше этого факта не знал.





    Кицка Жонка

    Кицка жонка - в поверьях русского севера водяной дух в обличье женщины с рыбьим хвостом, обитающий в реке Кице. «В стародавни времена это она тут поселивши была, проклятуща. Река Кица то, она глыбока, тиха, леса округ ее стоят дремучи, - нечисти в этих местах жить, и приятно. Вот поселилась на реки Кицка жонка. Живет, водяну траву жует, рыбой семгой командувает. С виду-то она ровно девка али жонка, а хвост у ей бытто рыбий».

    В рассказе жительницы села Кузомень Терского берега Белого моря Кицка жонка описывается в общем сходно с водянихами, русалками: она обитательница и «хозяйка» впадающей в реку Варзугу реки Кицы. Кицка жонка «командувает рыбой» (деталь, не свойственная повествованиям о русалках). От русалок севернорусских и великорусских поверий Кицку жонку отличает рыбий хвост, характеризующий фараонок. 

    Очень редок (если не единичен) для рассказов о русалках и мотив требования человеческих жертв в обмен на рыбу, прослеживающийся иногда в повествованиях о водяном (записанная здесь же быличка о русалках, мстящих нечаянно плюнувшему «на их свадебный стол» рыбаку и пр., позволяет предположить, что в этом районе бытовал (или бытует) некий «цикл» повествований о русалках).

    «Поселились на Кицкой тони два брата Заборщиковы. Не богаты были братовья, за тоню-то, быват, из последнего заплатили... Тольки все у них неудача. Кольки разов сети выволакивали - все в их рыба уснувши и бытто несвежа. Вот как-то вечером выволокли они харвы. И почудилось им, что под харвам рыба как-то болшуща полыхнулась. Рыба-то рыбой, а голова с волосам, ровно у девки, и руки голы. Ах ты подла! Это ты, быват, со зла нам всю рыбу портишь? Потужили братовья, стали раздумывать, что нонь делать... 

    И порешили братовья как ни есть, а жонку Кицку переупрямить и хорошего лова добиться. Вот о полночь приходят братья на берег, молят, вызывают: „Кажись нам, нечиста сила». А она уж тут как тут, волоса распустила, хвостом хлобыщется, глазищи свои бесстыжие так и пялит. «Чаго, - грит, - вам от меня нать?» А Заборщиковы ей и говорят: «Так, мол, и так, твои все это штуки, рыба у нас все сонна ловится, скажи толком, сделай милость, чего ты от нас хочешь?» 

    А жонка Кицка и говорит: „Это я с печали да с горя». – «Како, мол, у тя, у нечистой силы, горе?» – «А то горе, - жонка отвечат, - что давно я человечьего мяса не пробовала. Дайте вы мне, - говорит, - свежей человечинки, так я вас таким уловом порадую - озолотитесь обои с одного вылова». Сказала, хвостом вернула и была такова. А рыбаки, ровно ошалевши домой пошли». Колпакова Н. «Поморские «бывальщины».

    Вскоре после этого на Кицком берегу начинают пропадать люди:

    «То парня не доищутся маленького, то девки, то старухи. Люди все дивятся, плачут, а потом как-то странно слух пошел, что людей этих жонка Кицка к себе требовала, а то улова всей деревне не будет. В нечистуто силу у нас вековечно верили. А вот тольки, как именно эти люди исчезали - никто не видал. 

    И стали про пропавших говорить шепотом - «утонул». И ниче боле. Боялись об этом громко говорить, как бы нечиста сила не наказала. А только купцы на тыих тонях богатели. Туды к Заборщиковым Обросимовы переехали, за има - Рагозины. Все тыим делом семужьим кормились и богатели. Много десятков годов шло». Колпакова Н. «Поморские «бывальщины».

    «Дело раскрывается» лишь после того, как чудом выживает брошенный на Кицкой тоне в воду мальчик. Его подбирают и выхаживают монахи с тони Соловецкого монастыря. «Он ни имя свое, ни деревню никак спомнить не мог. Так безвестным у монахов и жил. А пришел в возраст - обет дал за свое чудесно спасенье в монастырь постригчись. И так его монахи к своей жизни склонили, что он ни об чем другом и не помышлял. А вот как нечаянно со старцем отправился (собирать на чудотворную икону, в том числе в свой бывшей деревне) да мать увидел - враз прочунел, все спомнил, всё рассказал, как дело было.

    Хотели было начальству жаловаться - да купцы, видно, всем становым и урядникам уши позолотили. Не слышут ничо, да и баста. Хотели всем миром с убивцами своей рукой разделаться - монахи отговорили: «Господь, - говорят, - свою милость к младенцу показал, благоговейте перед чудом, а убийц ихняя совесть сама накажет. А вы не троньте: блаженни, мол, милостивии». Так народ их и не тронул. Тольки с тыих пор люди на Кицком пропадать перестали. А Заборщиковы богатой вклад в Соловецкой тыим годом отправили». (Колпакова Н.). (по материалам Марины Власова «Энциклопедия русских суеверий»).



    Духи подземелья

    У лопарей, живущих на Кольском полуострове, и у их соседей саами бытуют легенды о карликах, поселившихся когда-то под землей. Лопари называют их «сайвок». Лапландцы – народ кочевой. Раскинув свое легкое жилище на удобном месте, они иногда могли слышать, как из-под земли до них доносились неясные голоса и звяканье железа. Это служило сигналом: немедленно переносить юрту на новое место – она закрывала вход в подземное жилище сайвок. С карликами – подземными жителями, боявшимися дневного света, но могучими волшебниками, лопари опасались ссориться.

    Легенды о маленьких подземных жителях, умеющих обрабатывать железо и обладающих сверхъестественными способностями, сохранились у всех народов, населяющих Север России. Так, коми, живущие на Печорской низменности, знают о существовании маленьких человечков, творящих чудеса и предсказывающих будущее. Они пришли с севера. Сначала человечки не умели говорить на языке коми, потом постепенно выучились. Они же научили людей ковать железо. Колдовство их обладало страшной силой. По их приказанию меркли Солнце и Луна.

    На побережье Ледовитого океана эстафету легенд коми о карликах принимают ненцы. «Давным-давно, когда наших людей здесь не было, тут жили «сииртя» – маленького роста люди. Когда людей много стало, они насквозь в землю ушли». Так рассказывают о сииртя – странном, мифическом народе, некогда якобы населявшем пространство от Канина Носа до Енисея.

    У русских землепроходцев, появившихся на Урале позднее, тоже есть предания и сказы о живущих в горах людях небольшого роста, красивых, с необычайно приятными голосами. Так же, как сайвок на Кольском полуострове, они не любят бывать на дневном свету, но некоторые люди слышат исходящий из-под земли звон. И звон этот неслучаен. «Чудь белоглазая» – под таким именем фигурируют карлики в уральских сказах – занималась под землей добычей золота, серебра, меди. Когда на Урал пришли русские, по совету вещих, знающих будущее шаманов чудь белоглазая, жившая на западных склонах Урала, прокопала длинные подземные ходы и скрылась в недрах гор со всеми своими сокровищами.

    В этих предгорьях Урала, где исчезла чудь, находится еще одно место – пещера Сумган, с которой связано «ощущение ужаса», как и в случае с лазом, найденным экспедицией ОГПУ на Кольском полуострове. Спелеологи, не один раз штурмовавшие эту пещеру и доходившие до ее второго дна, вспоминают чувство непонятного, ничем не обоснованного страха, охватывающего их в одном из ходов пещеры. И по сей день узкий лаз, в который переходит этот ход, никем не пройден.

    Встречаются следы таинственных подземных жителей и в далекой Якутии, в бассейне реки Вилюй, в месте, носящем многозначительное название Долина смерти. Редкие исследователи, добравшиеся до этого загадочного места, рассказывают об удивительных металлических колоколах, прикрывающих проходы, уводящие в неизведанные недра. Михаилу Корецкому из Владивостока повезло – он побывал в Долине смерти три раза. 

    Попадал он туда не от хорошей жизни – в этом месте большинство людей могли мыть золото, не опасаясь получить пулю в затылок. «Я видел, – рассказывает Корецкий, – семь «котлов». Размер их от шести до девяти метров в диаметре. Изготовлены они из непонятного металла, который не берет даже отточенное зубило. Сверху металл покрыт слоем неизвестного материала, похожего на наждак, который нельзя ни сколоть, ни поцарапать». Якуты рассказывают, что раньше из-под куполов можно было попасть в расположенные глубоко под землей комнаты, где лежат промерзшие насквозь худые одноглазые люди в железных одеждах.



    Код нечистой силы в мифологии Мурманской области

    Визуальный облик демонологических персонажей складывается из определенного, более или менее изменчивого набора компонентов. Это и физические параметры персонажа (его рост, толщина или худоба), и одежда, и присущие ему атрибуты. И, безусловно, поскольку мы имеем дело с существами, способными к изменению своего облика, доминирующим в описании персонажа народной демонологии будет считаться тот образ, в котором он предстает перед человеком.

    Не секрет, что народное сознание приписывает черту материальный облик. Диапазон его воплощений практически не ограничен. Подтверждение этому мы находим в записанных рассказах: «Черт тоже может всяко выглядеть» (Чрп. №261). И мы в этом можем убедиться. В рассказах Карелии и сопредельных областей образы демонологических персонажей разработаны достаточно подробно. Классифицировать их можно так: 1) зооморфные; 2) антропоморфные; 3) зооантропоморфные; 4) природные.

    Зооморфные образы демонологических персонажей в изучаемых рассказах встречаются несколько раз. Черт принимает облик как домашних, так и диких зверей. Из домашних животных в качестве воплощений нечистого фигурирует кошка и бык. В сказке о том, как солдат изгоняет из заселенного нечистыми дома Сатану, мы видим, как последний, спасаясь бегством, превращается в кошку: 

    «…ён повернулсы кошкой – сотона бежать проць!» (Сок. №43). Кошка наделяется в народных представлениях двойственной символикой. В ряде мифологических традиций она выступает в качестве образа божественных персонажей высшего уровня. С другой стороны, в низшей мифологии она является воплощением нечистой силы, обладает демоническими функциями. Неудивительно поэтому, что Сатана избирает этот облик для очередного превращения.

    Образ быка черт принимает на себя в рассказе о тоскующей по убитому сыну женщине. Родственники, желая спасти ее от нечистого, сходили к колдуну. В тот же вечер она вышла к поленнице, а «он ее как треснул по голове… Она аж упала. Лежу, говорит, и вижу: бык от меня пошел и хвост задрал. Какой уж тут сын ходил – тут нечистая сила ходила» (Чрп. №22). По болгарским представлениям, бык недосягаем для нечистой силы. С другой стороны, нечистый сам мог явиться в облике быка. Славяне жертвовали быков богу – «творцу молний». Вполне вероятно, что с приходом христианства негативно переосмысленными оказались не только сами языческие божества, но и присущие им атрибуты и образы, в том числе и образ быка.

    Образы диких животных, которые мы встречаем в изучаемых рассказах, часто соответствуют роду занятий людей (рыбный промысел, охота), что и неудивительно, поскольку фантазия человека с древнейших времен населила леса, поля и водоемы сверхъестественными существами, так называемыми духами – «хозяевами» стихий. И даже с приходом христианства, перейдя в разряд отрицательно маркированных существ, эти духи не перестали определять жизнь человека, также продолжавшего кормиться охотой, ловлей рыбы, земледельческим трудом. 

    Например, в «охотничьих» рассказах черт превращается в рябчика или белку. «Мужицёк ходил за охотой… увидел рябцика на стожье, сидит на коле. Поднял курок и лопнул этово рябцика» (Сок. №35). Рябчик этот, однако, оказался нечистой силой, и мужику предстояло испытание, прежде чем он смог безопасно продолжать охотиться в лесу. Похожая история произошла с другим охотником, только на этот раз черт превратился в белку: «… ходил он целой день и не мог сыскать ни одновой птицы. На закате соунца увидеу на ёлке беуку. Когда он выстрелил в неё, то вместо беуки послышался человечий голос» (Сок. №110).

    Людям, живущим ближе к морю и питающимся его дарами, нечистая сила может представляться в виде морских животных. Отец, спасающий свою дочь от черта, «в карбас сел, дак карбас хотел опрокинуть (нечистый) (в море как тюлень выстанет на лапы, готов его схватить)» (Блш. №17).

    Все вышеперечисленные образы, как уже говорилось, тесно связаны с древними языческими богами – духами природы. Однако фольклорные тексты не обошлись и без влияния христианских мотивов в изображении нечистой силы. Так, текст «Провалившийся в землю дом» (Крин. №13) дает нам картину апокалипсиса. Этот рассказ пронизан христианскими представлениями о последних днях мира. Здесь же мы встречаемся с христианскими воплощениями дьявола – пресмыкающимися гадами и ящерицами. Интересно, что и сами люди описываются похожими на представителей потустороннего мира: «народ казался с чудовищными головами, вместо рук медвежьи лапы, с лошадиными ногами, забегало множество ящериц и… пресмыкающихся гадов, появились обитатели преисподней бездны». С некоторыми из этих атрибутов мы столкнемся в дальнейшем.

    Итак, зооморфные образы нечистой силы представлены в мифологических рассказах Карелии и сопредельных областей достаточно полно. Некоторые из них тесно связаны с древнейшими верованиями человека, но несомненно и то влияние, которое оказало на изучаемые произведения пришедшее на Русь христианство. Обратимся теперь к антропоморфным образам нечистого.

    Образы антропоморфные, так же как и зооморфные, можно разделить на несколько категорий. Это деление 1) по возрасту (старики – молодежь), 2) по родственным отношениям (отец, муж, сын) и 3) соответственно социальному статусу.

    Антропоморфный облик черт принимает чаще всего. В целом ряде рассказов мы встречаемся с непосредственным упоминанием человеческого образа: мужик, неудачливый в рыбной ловле, вспоминает черта, а тот тут как тут: «на дороге попался ему человек и говорит: «Что ты, мужик, думал?» (Онч. №67). Охотнику, подстрелившему черта в виде белки, является «из лесу большова роста человек с длинной рогатиной» (Сок. №110).

    Черт может превращаться как в молодых, так и в пожилых людей. Например, на вечеринку являются парни и девушки: «Видит, наши ребята танцуют. Гармонь играе, танцуют с девушкамы, хоть того больше» (Крин. №2). «Вот с вецера прикатило ребят к им партия человек в двадцать» (Сок. №64). Напротив, главе дьявольского рода приличествует быть старым и мудрым: «Сидит старик в избы, стрась и гледеть» (Онч. №96). Другой текст (Блш. №125) дает такую картину: «Ну, он отвернул оленя в домашню сторону. Отвернул, подъехал немного, едет старик навстречу, на двух оленях, хромой старик». Таким образом, в мифологических рассказах о встрече с нечистым присутствует и возрастная характеристика последнего.

    Нечистого в образе родственника рассказчика (отца, мужа, сына) мы встречаем довольно часто. Это в первую очередь тексты о тоскующих женщинах: «Досюль жил мужик с жоной и в Питер уехал. Сказали жонки, што помёр; она об нём плацет: «Хоть бы мертвый, приехал». И приезжаэт домой…» (Онч. №87). «У моей тетушки сына убили на войне. Она по нем все и скучала. И стало ей казаться, что он к ней приходит…» (Чрп. №22).

    Помимо рассказов о посещении женщины нечистым в образе ее мужа или сына, в мифологической прозе Карелии мы сталкиваемся со сравнительно новыми обликами черта – обликами, имеющими социальную окраску. Они связаны с военной, армейской тематикой. В одном рассказе нечистый предстает перед нами в образе генерала (Сок. №43), в другом – красноармейцев (Чрп. №276). Вероятно, эти былички и бывальщины восходят к древним мифам о встречах с языческими божествами, а реалии, наполняющие их, позаимствованы из современной жизни.

    Одним из самых загадочных является облик черта, изображенный в терской сказке. Здесь визуальная характеристика персонажа замещается самой его номинацией – полдьявола–полчеловека: «…заходят в дом, а там живут мужик полдьявола–полчеловека, и такая же жена и три дочери таких же» (Блш. №67). Это наименование подчеркивает двоякую природу существа – человеческую и дьявольскую. Примеры подобного «дуализма» мы найдем и в других рассказах, где часто посредством лишь одной детали описывается облик зооантропоморфных или «гибридных» существ.

    Персонажи с зооантропоморфными чертами оказываются наиболее распространенными в анализируемых рассказах. Обычно демонические существа описываются похожими на человека, но имеющими рога, когти, копыта, хвост. «И вот вечером, в двенадцать часов приходит черт с рогами» (СкЗ. №24). «А он… глазом видит: не люди, а беси с рогамы, с хвостамы» (Балашов №118).

    1 2 3                       











    Категория: КРИПТОЗООЛОГИЯ | Добавил: admin (14.01.2017)
    Просмотров: 714 | Рейтинг: 5.0/3