Загадочное существо (не то крокодил, не то доисторический динозавр) обнаружилось в городе Арзамасе в начале восемнадцатого века. Власти заспиртовали чудовище в бочке и послали в Петербург для изучения. Но по сопровождавшие груз мужики, как можно предположить, спирт из бочонка выпили, а реликтового ящера (возможно последнего на планете) пустили на закуску...
Герб города Москвы всем известен - на нем изображен Геогий Победоносец, пронзающий копьем Змея. Но мало кто догадывается, что этот самый Змей (не исключено) вполне реальное существо, обитавшее когда-то в российских лесах.
Старые легенды рассказывают о том, что когда-то в европейской части России водились кровожадные чудовища. Похожие на драконов, они обладали свирепым нравом, набрасываясь без сомнений на пеших и конных, разрывая их на куски. С ними боролись сказочные русские богатыри. Их уничтожали средневековые рыцари, чтобы завоевать благосклонный взгляд принцессы. И, как знать, возможно не без их участия с лица Земли исчезли какой-то вид доисторических ящеров, переживший даже ледниковый период.
Это не такой уж абсурд, каким может показаться не первый взгляд. Ведь не только легенды и сказки рассказывают о загадочных монстрах, напоминающим по описанию первобытных ящеров. Существуют и другие, вполне заслуживающие доверия источники, повествующие о неведомых драконоподобных тварях. Если открыть тридцатый том Полного собрания русских летописей там можно найти удивительную запись, датируемую 1582 годом:
«В лето изыдоша коркодилы лютии из реки и путь затвориша, людей много поядаша, и ужосашося люди и молиша Бога по всей земле. И паки спряташася, а иных избиша. Того же году представися царевич Иван Иванович, в Слободе, декабря в 14 день». Что это за коркодилы (крокодилы?) вышли из реки и напали на людей? Ведь дело происходило не в далекой Африке, а под Новгородом. Может летописец просто приврал для «красного словца»? Но вот еще одна запись, сделанная агентом английской торговой компании по имени Джером Гарсей.
Странные ящеры, нехарактерные для нашей фауны, встречаются и в воспоминаниях австрийского посла в России Сигизмунда Герберштейна, бывавшего у нас в 1517 и в 1526 годах. Вот его слова: «Эта область изобилует рощами и лесами, в которых можно наблюдать страшные явления. Именно там и поныне очень много идолопоклонников, которые кормят у себя дома каких-то змей с четырьмя короткими ногами наподобие ящериц, с черным и жирным телом... с каким-то страхом благоговейно поклоняются им, выползающим к поставленной пище...».
Три исторических источника, повествующих об очень похожих феноменах. Разве это не заслуживает внимания? Конечно, можно попытаться отмахнуться от этих свидетельских показаний, так как они явно не вписываются в привычную картину мира. Именно так и поступили однажды ученые с рассказом одного летчика, потерпевшего аварию на острове Комодо в Яванском море.
Это было в 1912 году, Вернувшись на родину он стал рассказывать невероятные истории о каких-то кровожадных монстрах, которые якобы обитают в тех местах. Лишь летом 1926 года на остров прибыла экспедиция зоологов, которые действительно обнаружили гигантских реликтовых ящеров, названных ими «драконами острова Комодо».
Эти доисторические животные численностью не более тысячи особой достигают длины 3,5 метра и весят около 150 килограммов. Гигантские вараны достаточно агрессивны, иногда воруют овец уместных крестьян, охотятся на антилоп. Известный немецкий охотник, убивший за свою жизнь немало львов, тигров и прочих опасных хищников, погиб на острове Комодо при невыясненных обстоятельствах. Он пошел фотографировать стаю варанов и не вернулся. На берегу болота нашли лишь его ботинки и исковерканную кинокамеру. Не исключено, что он на своей шкуре убедился в достоверности существования реликтовых существ, став жертвой этих древних тварей.
Может нечто подобное водилось когда-то и в русских лесах? Хочется верить, что однажды криптозоологи заинтересуются легендами о «российских крокодилах». Ведь уже не раз, проверяя подобные слухи, они убеждались, что народные предания не возникают на пустом месте. («Сокрытое»).
Озеро Малое Плотово
В междуречье рек Ветлуги и Керженца (левый берег Волги) сохранилось множество девственных и красивых озер, расположенных в лесном краю. В Воротынском районе Нижегородской области, рядом с пос. Кузьмияр находятся озёра Большое и Малое Плотово. Большое Плотово выделяется тем, что это самое большое озеро Нижегородского края, а вот Малое Плотово - окутано тайнами и легендами.
Озеро представляет из себя бессточный водоем в форме восьмерки, площадью приблизительно 50 гектаров и размерами 1000 м на 500 м. Как сообщают справочники, глубина озера в некоторых местах достигает 18 метров. Его окружают болота и потому берега пустынны. Единственными редкими посетителями водоема являются рыбаки, приезжающие в конце лета-осенью ловить линя и щуку. Название озера связано с тем, что жители окрестных сел, для каких-то своих нужд сооружали на озере плоты. В 1976 году озеро объявлено Памятником природы, и охраняется государством.
О том, что это озеро необычно, знают очень не многие. Я как и другие не обратил бы на него ровным счетом никакого внимания. Мало ли в Нижегородской области озер? Но мне, попалась в руки книжка «Новейшая энциклопедия таинственных мест России» авторов Ю.Супруненко и И.Шлионская. В ней этому водному ресурсу выделена целая глава.
В своей книге авторы сообщают, что озеро пользовалось дурной славой еще в царские времена. Местные жители обходили озеро стороной и считали его проклятым. Приводится несколько леденящих души историй, произошедших в разные времена. Во всех фигурирует некий «Таинственный остров», то возникающий, то пропадающий в центре озера. Очевидцы утверждают, что остров с виду вполне обычный, на нем растут деревья и трава.
Первая история случилась в середине XVII века. В ней рассказывается, как один из крестьян местного помещика забрался на остров и еле живой вернулся обратно. Получив серьезные увечья, он через некоторое время скончался, перед смертью поведав о том, что на острове творится чертовщина: слышится лай и вой, в ушах стоит звон, и невесть откуда появляются и исчезают огни. О том, кто нанес ему травмы история умалчивает. Другой рассказ повествует о событиях, произошедших в конце 30-х годов прошлого века. В ней тоже фигурирует неожиданно возникший посреди озера остров, и уже новый смельчак, решивший набрать на нем земляники. И опять, он еле живым вернулся к товарищам из бригады, перед смертью рассказывая о творящихся на острове чудесах. Будто бы он столкнулся с нечистью которая хотела его извести.
Третий описываемый случай произошел с местным жителем Василием Летовым уже в новом тысячелетии. Опять возник Таинственный остров, и к нему с целью наживы и просто из любопытства направился герой истории. Описываются подробно его переживания, приключения и чудестное избавление от напасти с помощью смекалки, и не покинувшего героя присутствия духа. Как описывает Летов, сначала он был очень удивлен неправдоподобными размерами острова, чащобе которого он даже смог заблудиться. Потом он ощутил на себе воздействие шумовых и визуальных эффектов присутствия нечистой силы. Слышалось блеянье коз, петушиные крики и истошный детский плач.
Солнце скрылось, стало темно, и навстречу ему вышла фигура лохматого чудища в окружении мертвецов и вампиров. Сообщается, что только чудом Василий выбрался из этого кромешного ада и вернулся на своей лодке. Возвращаясь на Большую землю он обернулся и увидел, что остров исчез не оставив никаких следов.
Вот такие удивительные истории рассказывают об этом, на первый взгляд вполне обычном озере. К сожалению, а может быть и к счастью, я никакого острова на озере не заметил. Возможно, для этого нужно приехать в какое-то особое время или совершить мистический ритуал. (Сергей Карпеев).
Снежный человек из Кологривского леса
На границе Костромской и Нижегородской областей находится Кологривский лес, где нередки встречи со снежным человеком. Первые сведения о нем относятся к послереволюционному периоду. Тогда эта часть территории относилась к Горьковской области (в настоящее время - Костромская область), а плотность населения здесь составляла 8 человек на 1 м2.
Времена были неспокойные - боролись с эсерами, троцкистами, бухаринцами, меньшевиками и просто с вредителями. И тут в Кологривском лесу появились партизаны... Ранней весной эти неведомые партизаны, в которых гораздо позже признали гоминидов, убили директора леспромхоза и председателя леспромхоза. Правда, сделали они это неслучайно - люди объявили снежному человеку войну и устроили облаву на гоминидов. После неудачной травли оставшихся в живых опытных охотников пришлось приводить в чувство медикам. Они так и не смогли толком объяснить, что с ними приключилось. Лишь водитель из райкома бормотал что-то о волосатом громиле:
«У этого чудовища были мощные плечи, короткая шея и низкий лоб, длинные, до колен, руки, маленькие злые глазки. Весь он с ног до головы покрыт длинной, как шуба, рыжей шерстью. Когда я увидел его, то испытал такое жуткое чувство страха, что до сих пор трясет. Если бы не находился в охотничьем домике, мне бы точно пришел каюк. Этот волосатик заглядывал в окно, стучал в дверь и стены своими огромными кулачищами. Я думал, что домик развалится».
В конце концов водитель впал в ступор и был отправлен в психиатрическую лечебницу. Криминалистическая экспертиза тоже не прояснила ситуацию. Специалисты лишь могли констатировать, что на людей напал не медведь или другой хищник, а какое-то неизвестное науке существо. Тем временем гоминиды вовсе распоясались. В одной деревне они украли из хлева корову, в другой присвоили себе мешок картофеля и свиной окорок.
Вскоре к деревенским родственникам приехал из Кологрива секретарь обкома партии. Йети ограбили его, а ружье, которым тот так и не успел воспользоваться, закрутили спиралью. Для того чтобы разобраться с этим запутанным делом, из Москвы даже прислали эмиссара наркома безопасности. Он устроил местным властям форменный разнос и уехал восвояси. После его отъезда по всему лесу были расставлены капканы, в один из которых попал следователь Малов, совершавший обход в поисках следов снежного человека. Мужчина начал звать на помощь. Однако до ближайшей деревни было достаточно далеко, поэтому шансы, что кто-нибудь его услышит, были ничтожно малы.
Внезапно Малов почувствовал, что рядом находится какое-то живое существо. На него накатила волна леденящего страха. А еще через мгновение следователь увидел снежного человека. К нему приближалось огромное существо, с ног до головы покрытое длинной и спутанной шерстью рыжего цвета. Мужчина решил, что гоминид появился для того, чтобы расправиться с ним, и мысленно распрощался с жизнью. Однако снежный человек, даже не обратив на следователя внимания, прошел мимо.
Малов понял, что задача по уничтожению так называемых партизан практически невыполнима. Ведь устраивать засады на снежных людей было просто смешно - они обладают необычайным чутьем и чувствуют угрозу на большом расстоянии. Но Малов все же нашел способ поймать гоминида. Поверх вырытой глубокой ямы навалили еловые лапы, а затем разбросали экскременты снежного человека. Сам следователь с помощниками устроил засаду. Его усилия не пропали даром. Под утро лес буквально задрожал от страшного рева - снежный человек все-таки попал в ловушку.
С помощью сети его вытащили из ямы и погрузили на телегу. Однако торжествовал Малов недолго - гоминид проворно выпутался и через мгновение скрылся в лесу. После этого следователь пропал. Долгое время ходили упорные слухи, что он застрелился. Жители окрестных деревень уверены, что гоминиды живут в лесу и в настоящее время. Иногда они попадаются на глаза грибникам и охотникам. Один из таких свидетелей рассказывает: «Глаза горят, как два изумруда. Он может прямо на глазах менять облик. Женщины просто теряют сознание, мужчин охватывает страх, панический ужас».
Охотник из деревни, находящейся на берегу реки Унжи, однажды увидел огромного волосатого человека трехметрового роста, который стоял около лесозаготовки, скрестив руки на груди. Снежный человек будто наблюдал за охотником. Тот, объятый ужасом, бросился в домик и запер дверь. Гоминид пытался пробраться внутрь, а когда у него это не получилось, он влез на крышу и начал топать. Затем он снова спустился и колотил по стенам до тех пор, пока охотник чуть не сошел с ума от страха. После этого о снежном человеке достаточно долго не было ничего слышно. Но однажды он появился вновь. И этому есть свидетель:
«Я слышал о снежном человеке, но представлял его совсем по-другому: страшным, наподобие гориллы, и с черной лохматой шерстью. А тут нормальное, чуть монголоидное лицо, белая гладкая шерсть. Это было уже потом, а в тот момент я почувствовал холод и дрожь в ногах. Он постоял возле меня минут пять, потом повернулся ко мне спиной и ушел».
После этого гоминида видели рыбаки, остановившиеся на берегу притока реки Унжи. На рассвете один из них проснулся и увидел, что над его другом склонилось огромное волосатое существо. Рост снежного человека был не менее 3 м. Вел он себя спокойно - просто стоял, скрестив руки на груди, и рассматривал спящего рыбака. Поняв, что за ним наблюдают, гоминид повернулся и неторопливо прошествовал прочь. Описывая снежного человека, рыбак вспомнил еще, что шерсть его была различных оттенков серого цвета, а нос существа был сильно приплюснут.
Происхождение русалок
В деревнях Нижегородской области русалок чаще всего называют «мутницы». Вопреки расхожим представлениям о том, что русалка – это женщина с рыбьим хвостом, наши мутницы не имеют ни хвостов, ни жабр, ни чешуи.
- Это обыкновенные девушки, слегка проклятые, которые сидят у водоемов и печалятся, - объяснила «Комсомолке» Ольга Ляпаева. – Мутниц можно встретить у пруда, бани, колодца. В южных краях считается, что они могут защекотать человека до смерти. У нас же есть поверье, что мутницы заманивают пением в воду, и человек тонет.
Самое интересное в описании мутниц – это их появление.
- Если мать в неурочный час начнет бранить свою дочь и пошлет ее к лешему, она уйдет и станет мутницей, - объясняет Ольга Николаевна. – Это проклятие. Какое именно время считается неурочным, неизвестно. Кто-то считает, что полдень, кто-то что полночь, но лучше всего родителям ругая своих детей избегать таких слов.
Народ признает русалками заложных покойниц, то есть женщин, умерших неестественной смертью. Вместе с женщинами мы видим и детей, которые выделяются в особый разряд мавок. Русалки - души некрещенных детей, утопленниц и вообще женщин и девиц, лишивших себя жизни и непогребенных. Русалки-шутовки - это обыкновенные древние люди, на которых тяготеет родительское проклятие. Русалки - девицы, пропавшие без вести. Русалки - девушки, утонувшие в озере или в реке от неудавшейся любви или с горя. Русалки - это похищенные у матерей дети, преимущественно некрещеные.
Особняком стоит сказание, записанное священником Доброзраковым в селе Ульяновке Нижегородской губернии: «…при сотворении мира Богом диавол, подражая Богу, начал бить одним камнем о другой, и из осколков явились домовые, лешие, русалки и подобные им существа». Русалки - людские дочери, «проклятые родителями еще в материнской утробе, умершие некрещеными», а также молодые утопленницы. Душа самоубийцы «становится русалкою, поступающую под суровую власть водяника, с которым принуждена вести ненавистную связь».
Гораздо реже, в виде исключения, встречаются три следующих воззрения, из которых одно считает русалок оборотнями женщин, превращенных Богом в наказание за грехи, другое причисляет к русалкам покойников, умерших в определенное время года, а именно во время русальных праздников; третье - отождествляет русалок с фараонами. Есть даже такая история: когда войско Фараона потонуло в Черном море, все утонувшие обратились - мужчины в водяных, а женщины и дети в русалок, и партиями разбрелись по морю и по рекам.
Вид они имеют: верхняя часть тела до пупа человечья, а нижняя - рыбья. Они иногда останавливают на море корабли и на реках лодки и спрашивают, скоро ли будет страшный суд, продолжают ли дети носить под праздник Рождества Христова «вечерю» своему крестному отцу и своей крестной матери. Получив на первый вопрос утвердительный, а на второй отрицательный ответ, радуются; в противном же случае с досады топят даже корабли.
Мифологема «русалка» в говорах Нижегородской области
Рассматривается мифологема «русалка» в системе образов, представленной в говорах Нижегородской области, определяется ее место в системе мифологических представлений названного региона. Выполняется анализ записей диалектной речи. Уделяется внимание таким признакам, составляющим содержание данной мифологемы, как локативная характеристика (место обитания персонажа); экзистенциальная характеристика (внешний облик); функциональная
характеристика (специфические действия, занятия, функции персонажа); акциональная характеристика (отношение к человеку); реляционная характеристика (связи с другими мифологическими персонажами). Делается вывод о том, что в говорах Нижегородской области этот образ народной мифологии является полифункциональным, обладающим внутренней и внешней полифункциональностью.
Доказывается, что в анализируемой мифологеме «русалка» обнаруживается проявление одного из феноменов народной духовной культуры - христианско-языческого синкретизма, под которым понимается переплетение, совмещение, взаимодействие языческих и христианских традиций в мировосприятии, праздниках и обычаях сельского жителя.
Новизна исследования состоит в том, что традиционный для народной мифологии образ русалки впервые рассматривается на новом региональном материале: говорах отдельно взятого региона России - Нижегородской области. Актуальность работы обусловлена тем, что в связи с изменением общей ситуации в гуманитарной науке сегодня вновь уделяется внимание народным обрядам, легендам, языческим верованиям, заговорам, духовным стихам - всему тому, в чем отразилось своеобразие языковой картины мира русского человека.
В нижегородских говорах содержание мифологемы «русалка», по нашим данным, организуют следующие основные составляющие: место, сфера обитания; внешний облик; специфические действия, занятия; отношение к человеку; связи с другими мифологическими персонажами.
Местом обитания русалок являются различные водоемы, причем в нижегородских говорах считается, что русалки обитают обычно в чистой воде - в реках, озерах и т. п.: В реке русалка живёт. Говорят, больно уж она красива: хвост большой у ней и блестит, волосы длинны. Она мужиков к себе зазыват, вот они и тонут (с. Лопатино Лукояновского р-на); Говорят, русалки в озере живут (д. Драчиха Княгининского р-на). Вода как сфера обитания объединяет довольно много мифологических персонажей - в говорах Нижегородской области это, кроме русалки, еще и водяной, водяная, водяница, кикимора, касатка, лешиха, молдаванка и некоторые другие.
В рассказах информаторов места пребывания данных персонажей и русалки чаще всего дифференцированы, сравним: Водяной-то в бродах живёт, косматый, холодный, зелёный, в тине. А русалки-ти в озёрах (с. Мотовилово Арзамасского р-на); В реках русалки живут, а в болотах и в озере - водяной (с. Заречное Арзамасского р-на); Знаю, что водяной сидит в болоте, а русалка - в реке (с. Ветошкино Арзамасского р-на); Кикимора... живёт в болоте или пруду - Русалки по ночам у реки плачут (д. Полупочинки Дивеевского р-на) и др.
В некоторых региональных номинантах этой группы место обитания персонажа (вода) выступает в качестве мотивировочного признака (первичного или вторичного), например: болотница - Люди бают, что болотница космата, страшна, зелёна. В болоте всё время сидит, выходит только ночью(п. Разино Лукояновского р-на); болотник - Болотник в болоте живёт, кто попадёт туда - из воды не выпустит (с. Сеченово Сеченовского р-на); водяниха - В воде-то водяниха живёт (с. Круглово Ардатовского р-на); кикимора болотная - Кикимора болотная в болоте есть, она людей пугат, воет (д. Драчиха Княгининского р-на); водяная кикимора - В болоте тоже кто-то был… Водяная кикимора что ли (с. Балахна Перевозского р-на) и др.
Показательно, что и одна из версий, объясняющих происхождение названия русалка, связывает его с местом обитания этого мифологического персонажа - с рекой, ее руслом. Об этом свидетельствуют и материалы нижегородских говоров, например: Русалкой её потому и зовут, что руслая - в реке живёт (с. Елховка Шатковского р-на). Некоторые исследователи полагают также, что слово русалка восходит к латинскому rosalia, означающему праздник весны, плодородия и розы как символа цветущей жизни.
Одним из определяющих признаков мифологического персонажа является его «внешность». Русалка относится к числу немногих региональных мифологических образов, за которыми народная фантазия закрепила четко определенный внешний облик: полуженщина-полурыба, с длинными красивыми волосами и рыбьим хвостом вместо ног.
Такой традиционный «портрет» сохранился и в памяти нижегородских информаторов, например: Русалки-ти в озёрах живут. Они волосаты, волосы-ти кудрявы, с рыбьим хвостом, в чешуе, чешуя-то блестит, с голыми грудями, а тело-то всё в бородавках (с. Мотовилово Арзамасского р-на); Русалки вроде как женщины, только ног нету, на их месте хвост (с. Новый Усад Арзамасского р-на); Люди говорят, что у русалки волосы длинны, а ног нету, только хвост (п. Разино Лукояновского р-на); Русалки вроде в воде плавают, как рыбы они, только человеческай облик. Человек это, только с хвостом, вместо ног-ти рыбий хвост… (с. Абрамово Арзамасского р-на) и т. п.
Полиморфный облик русалки (получеловек-полурыба), вероятно, обусловлен в том числе и приписываемыми ей мифологическим мышлением связями с человеком. Как известно, в народе с русалками связаны представления о погибших в воде девушках или женщинах. Данные нижегородских говоров подтверждают эту информацию, например:
Девки утопшие русалками звались, у них рыбьи хвосты отрастали (д. Рузаново Дивеевского р-на); Русалок вроде нет, но, говорят, это те же утопленницы - в воде они живут, а некоторые на ветвях в лесу сидят. Это просто дух такой - русалка (д. Туркуши Кулебакского р-на); Русалка - это девушка молодая, утопленница. Утонул кто, того дух в воде и живёт… Кто ночью купается, того она в омуты тащит (д. Березовка Лукояновского р-на); Говорят, что русалки-то - это молодые девушки, что утонули. Одиноко им, вот они ищут себе пару. Они больно любят молодых парней, всё их к себе заманивают (с. Мадаево Починковского р-на) и т. д
Наши предки верили также в возможность брачных союзов человека с мифическими персонажами, например, с той же русалкой. Свидетельства об этом сохранились в нижегородских говорах. Так, в диалектной системе с. Ревезень Перевозского р-на функционирует микротопоним Комарово озеро, происхождение которого местные старожилы объясняют следующим образом: Прапрадед Комарова в этом озере русалку нашёл и женился на ней, вот озеро Комаровым и назвали.
В нижегородских говорах персонажи народной мифологии организованы в систему, которая имеет антропоцентрическое строение. Антропоцентризм проявляется, например, в том, что взаимоотношения и связи, присущие человеческому обществу, мифологическое мышление перенесло и на мифологические образы.
В систему образов нижегородской мифологии русалка включается, в частности, через «родственные» и «брачные» связи с другими персонажами, например: Русалка - это водяного дочь (с. Григорово Большемурашкинского р-на), Русалка-то - дочь водяного, утопленница она (ст. Ужовка Починковского р-на), Русалка - это дочка кикиморы (с. Лопатино Сергачского р-на), Русалка и кикимора - сёстры, в воде живут, пугают всех, песни поют и волосами беду треплют (с. Азрапино Починковского р-на), Может, русалка водяному-то жена, раз вместе живут в воде, чёрт их знат. Стары люди, может, и выдумали всё (с. Ковакса Арзамасского р-на).
В говорах Нижегородской области значимыми мотивами в семантическом наполнении мифологемы «русалка» являются родительское проклятье и похищение детей нечистой силой - в результате этих действий ребенок или девушка превращаются в русалку: А русалки - это и есть проклятые девки, они в реке живут, могут человека утопить (с. Большая Арать Гагинского р-на); Так ведь в воде русалки живут. Они по ночам выходют на берег и сидят на нём, песни поют. Они, говорят, голы совсем, волосы у них длинны. Говорят, что русалки-то - это дети прокляты (с. Ново-Еделево Гагинского р-на);
Русалки с человеком связаны. Это девушки, которых матеря прокляли. Они ночью на берег ложатся и плачут - тоскуют, значит… Русалок, когда они ещё маленькими бывают, нечиста сила забирает из дома, а родителям полено ложит, оборотня. Для них он ребёнок, а так полено - не растёт и плачет всё время (п. Сарма Вознесенского р-на) и т. п.
В нижегородских говорах мотив похищения детей нечистой силой оказывается семантически емким: проклятые матерью дети, похищенные из родительского дома нечистой силой, превращаются в русалок, а русалки - уже как нечистая сила - сами могут украсть ребенка, сравним: У нас видели, как русалки детей воровали, которых мать прокляла. Из зыбки даже утаскивали… Ну, как русалка-то выглядит, чай, космы у ней большие, сама нечёсана. Они людям не вредят, могут только дитя унести (с. Теплово Кулебакского р-на).
Исследователи славянского язычества полагают, что у славян долго держалось представление о духах, творящих как добро, так и зло как бы непреднамеренно, стихийно. Это подтверждает, в частности, мифологема «русалка»: поскольку образы русалок связаны в основном с девушками-утопленницами и детьми, то и вред, который они причиняют людям, причиняют словно неразумные дети, как бы играя, не осознавая, что есть добро и что есть зло.
Традиционно сферой обитания русалок, как мы уже отмечали, считалась вода, но наши предки верили также, что весной русалки выходят из воды на берег, поселяются в лесах, на лугах, водят там хороводы, качаются на ветвях деревьев, расчесывают свои длинные волосы, поют песни, заманивают к себе прохожих и стараются защекотать их до смерти. Эта информация сохранилась и в нижегородских говорах, например: Русалки живут в воде, но иногда, когда всё цветёт, они странствуют на берегах своих рек, в лесах да рощах. Сидят на ветках дубов, качаются, пряжу прядут…
Русалки молодые да красивы. Иногда они заводят красивых парней и девок в лес, а там защекочивают их до смерти (с. Никулино Лукояновского р-на); Рассказывали, русалки утягивали в воду, с собой заманивали. Понравится русалке человек, она его заманит, и он вроде как утонет, а по приметам - русалка его затянула (с. Абрамово Арзамасского р-на); В реке русалка живёт. У нас бают, она сама топит тех, кто ей нравится (с. Азрапино Починковского р-на) и т.п.
Как известно, сосуществование мифологического и христианско-религиозного мировоззрений привело к тому, что мифологическое мировоззрение частично перешло в ранг суеверий, а частично слилось с христианством. Характерно, что языческий праздник в честь русалок совершался одновременно с праздником весны, когда деревья покрывались листьями, в христианскую же эпоху он был приурочен к Троицыну и Духову дням.
В народе считалось, что русалки выходят из воды на берег не вообще весной, а в так называемую русальную неделю, следующую за Троицей, сравним: Русалки появляются в русальную неделю, кажется, к Троице близко. Тогда человек может в поле увидеть, как девки, эти русалки, хоровод водят, загадки загадывают.
Если не отгадаешь, то они могут человека насмерть защекотать. А то могут в хороводе закружить иль просто убежать (с. Ветошкино Арзамасского р-на). Вышедшие из воды русалки выбирали себе для жительства плакучие березы, поэтому деревенские девушки обязательно ходили «завивать березки», чтобы задобрить русалок. Кроме того, на деревья женщины вешали пряжу, полотенца, нитки, а девушки - венки.
В рассказах жителей Нижегородской области содержится информация об этих древних обычаях (с ретроспективными маркерами бывало, раньше, помню и т. п.), но то, что изначально они были связаны с русалками, уже, очевидно, забыто: Завивали берёзку у нас на Троицу. Бывало, веток наломашь и домой тащишь, принесём и дом украшать будем.
И у всех так. А вечером вся молодёжь сбиралась, и мы гуляли, чай, праздник был (с. Большая Арать Гагинского р-на); Вот это на Духов день завивали берёзки, вот её топят в речке - вот это завивать берёзки. Это любой человек мог, да хоть ты делай - наряди да иди пляши, а потом в речку.
Такой обычай, наверно (д. Марьино Вознесенского р-на); На Троицу незамужни девушки ходили в лес, завивали там берёзку молодую, украшали лентами, плели из её венки… (с. Никольское Арзамасского р-на); Помню, накануне Троицы мы берёзку завивали, а для чего это делали, не знаю. Матери нам внушали, что надо делать, вот мы и делали, поверье у нас такое было, обычай (с. Стрелка Вадского р-на) и т. п.
Исследователи полагают, что понятия и образные представления язычества, изгнанные христианством из сферы религии в область сказок и суеверий, не исчезли в ней, а внедрились в народный быт, сельские праздники, занятия, обычаи и язык. Русь христианская, по словам А. Г. Кузьмина, «соединялась с языческой, как бы продолжая ее».
Таким образом, анализ мифологемы «русалка», функционирующей в говорах Нижегородской области, позволяет нам утверждать, что в данной группе говоров сохранилась достаточно полная информация об этом мифологическом персонаже, а содержание самой региональной мифологемы, в которой отразились особенности мировосприятия наших предков, связанные с древним языческим прошлым, обладает семантической и этнолингвистической многоплановостью. (Любова Елена Юрьевна 2015, Арзамас, Россия)
Озеро свято и русалки
В России немало озёр, которые именуют сакральными по тем или иным причинам. Вот, например, в Навашинском районе Нижегородской области есть место отдыха, которое так и называется «Турбаза «Озеро свято». Место аномальное: часы там никогда не встают, не отстают, не бегут вперёд. По старым легендам, веке в 16-17 было на этом месте село Русаки. Два монастыря стояло - мужской и женский. От одного к другому под селом прорыли немало подземных ходов, чтоб монахам к монахиням на свидания бегать. А Русаками названо село было потому, что монахи, дескать, с русалками грешили...
И вот то ли Бог разгневался на тех монахов, то ли ещё что, но в 17 веке село вместе с монастырями ушло под землю во время венчания. Только пустая тройка успела рвануть с того места и примчалась в соседнее село Дедово. На месте Русаков возникло озеро. Спустя несколько лет там всплыла икона Николая Угодника. Она и поныне находится в храме села Дедово. А то ещё один рыбак, говорят, поймал в озере верёвку; тянул-тянул - и вытащил купол. Но перевернулся и утонул - купол его на дно утащил.
Многие отдыхающие слышат там по вечерам песнопения, звон колоколов. А в полнолуние под водой можно увидеть золотой крест. Вода в озере холодная, не выше 7 градусов, в ней содержится много серебра. Люди там часто тонут. Исследователи видели под водой деревянный пол, цепи, колонны... А 21 сентября этого года возле озера на песке появился лик Богородицы с младенцем. Рыбак, который увидел свечение и появление лика, сошёл с ума. А теперь паломники со всей страны съезжаются посмотреть на чудо.Ну, подстроено всё это или нет - не знаю. А вот в 50-е ребёнок из пионерского лагеря чуть не утонул в озере. Вожатая его спасла, а сама ушла под воду. Там после памятник поставили и выцарапали её имя - Татьяна.
Владычица вод - Ведява
Не одну сотню лет ходят по нижегородской земле сказки, предания и рассказы о русалках. Однако истинные хозяйки вод в нашем крае - вовсе не русалки, потому что согласно древней мифологии коренного населения края, поволжских финнов - эрзи, мокши и исчезнувших на сей день терюхан, в каждом водоеме юга Нижегородской области живет мордовская владычица вод - Ведява.
Олицетворяя опасность водной стихии, образ Ведявы вызывал у людей чувство страха. Они верили, что Ведява могла не только утопить, но и наслать болезни, если не совершить жертвоприношение ей. Полагали, что Ведява покровительствует любви и деторождению. Она будто бы может рассердиться на мужчину или женщину и обречь их на бесплодие. Бездетные женщины просили Ведяву дать им детей, устраивали особые моления (ведьозкс). В то же время люди понимали, что без воды не может быть жизни: она делает плодородными поля, луга, леса, в реках и озёрах можно ловить рыбу и т. п. Поэтому в произведениях устного народного творчества образ Ведявы наделён не только отрицательными, но и положительными качествами.
Русалочка, да без хвоста
Этот случай произошел в эрзянском селе Акузово Сергачского района. О нем мне рассказала пожилая знахарка Зоя Семеновна Сорокина. Было это после войны. Шла ее крестная вдоль берега Пьяны. Глядит, на высоком берегу сидит нагая женщина и волосы гребнем расчесывает.
Лица ее не видать, а волосы длинные-предлинные. Хотела было подойти любопытная крестная к женщине, однако та, завидя ее, вдруг вскочила, громко захохотала и спрыгнула с высокого обрыва в омут. А всплеск был таков, что вода вышла из берегов. Только тогда поняла баба, что не смертная женщина это была вовсе, а эрзянская богиня, дух вод - Ведява.
И действительно, мордовское языческое божество - дух вод - Ведь-ава («ведь» - вода, «ава» - мать, женщина) в религиозных верованиях мордовского народа представляется как высокая, красивая, обнаженная женщина, сидящая около водоема и расчесывающая гребнем длинные русые, белые или зеленые волосы. У соседних марийцев тоже есть аналогичный персонаж - Вуд-ава. В отличие от славянской утопленницы с рыбьим хвостом - русалки, Ведява представляется с ногами и имеет более привилегированный - божественный статус.
Кстати, вместе с ней в легендах живет седобородый мужской дух Ведь-атя - водяной-старик, который считается мужем женского божества. Тем не менее главенствующая роль в мордовской мифологии отводится именно женским божествам, а все потому, что архаичные верования в эти божества возникли в эпоху матриархата.
Обширные этнографические материалы эрзи, мокши и терюхан свидетельствуют, что человек отождествлял богов и духов с теми природными объектами, которые, в первую очередь, пользовались почитанием у него самого. А одной из самых необходимых и в то же время опасных сред в жизни людей, конечно же, была вода.
С глубокой древности эта стихия пугала людей. Кроме того, что они ежечасно могли утонуть, разливами смывало плотины, сносило и подтапливало мельницы, дома, заливало дождями посевы земледельцев. И наоборот, вода была необходима человеку для жизни, хозяйства, земледелия и промысла: люди ловили рыбу, охотились на бобра, водоплавающую птицу. Именно поэтому особым почитанием пользовался культ духа - покровительницы воды.
Нравом строгим отличалась…
Зачастую в преданиях, сказках, песнях, быличках эрзян и мокшан Ведява описывается как вредоносный, опасный, злобный дух, случайная встреча с которым сулит людям большие неприятности, а нередко - и скорую смерть. В этих рассказах властная покровительница воды выступает как неизбежная карающая сила или как злой дух, пророчащий смертным огромные несчастья.
Согласно воле Ведявы умирают взрослые и дети, гибнет домашний скот, приходят в упадок домашнее хозяйство и лесные промыслы. Неотвратимые наказания мордовской водной владычицы распространялись на людей, нарушивших древние заповеди. Так, согласно традиционным религиозным представлениям мордвы и других поволжских финнов, людям запрещалось стирать в водоемах со стоячей водой (в озерах и прудах), рубить близко стоящие к водоемам деревья, допускать попадание грязи в священные источники и уличные колодцы.
Считалось, что Ведява и ее муж Ведятя живут в глубоких омутах и могут утопить человека: согласно мокшанским, эрзянским и терюханским верованиям, они забирают на дно ровно столько людей, сколько им надобно. Еще совсем недавно духом воды пугали детей: «Смотрите не ходите купаться, а то вас Ведява на дно утащит».
Правда, иногда водные духи якобы щадили людей, которых топили, выталкивая бедняг на берег своими холодными руками. Поэтому если тонущий человек все же оставался жив, он тот час был обязан раскланяться водным божествам, а после отблагодарить их деньгами - 5 или 10 копейками, а еще пшеном и хмелем для изготовления «пуре» - мордовского национального алкогольного напитка, приготовленного на основе меда и перги.
«Они (духи воды) уж больно бражке рады и вину тоже», - рассказывают местные старожилы. Если же каким-то образом на берег выплывала тонущая молодая девушка, она также благодарила Ведяву - бросала в реку или озеро или кольцо, или платок, или сережки. О случае чудесного спасения утопающего мне рассказала все та же Зоя Сорокина. По ее словам, пошел как-то вечером парень из ее земляков порыбачить на реку Пьяну. Да вот беда - был он выпивши, а потому оступился, упал в глубокий бурлящий омут и стал тонуть.
Только начнет бедняга выплывать на поверхность, чуточку глотнет воздуха, да не тут-то было, чьи-то цепкие холодные руки снова тянут его в речную пучину. Когда же неведомая хватка ослабла, парень что есть силы оттолкнулся от вязкого дна и, выплыв на речную поверхность, стал гневно браниться. Его проклятья были настолько страшны, что невидимое существо испугалось и уплыло прочь.
Необычную историю мне рассказала мокшанка из Саранска - Марина Агеева - корреспондент национальной радиопрограммы. Ей поведал об этом дядя, Николай Сяткин из мокшанского села Атюрьево. «Утонул там, в речке, маленький ребенок. Мужики все дно обшарили. Ну, нет, нигде не могут тело найти. Тогда мать утопшего ребенка пришла на берег с чашкой, в которой была жертвенная пища - домашний ржаной хлеб и воткнутая в него свеча. Помолилась Ведень Кирди - Ведяте (держателю, хозяину воды - старику водяному) и Ведень Кирди - Ведяве (хозяйке воды).
А напоследок женщина и говорит: «Раз вы уж забрали душу ребенка, то верните нам хотя бы тело, чтобы похоронить по-человечески». И пустила чашу в воду. Та поплавала-поплавала, покружилась-покружилась, да у бережка и утонула. Там и нашлось тело».
…И водицы не жалела
Среди мордвы ходили и другие поверья. Мол, Ведява может не только утопить человека, но и наслать на него тяжкие болезни, любой недуг. Считалось, что посланные людям Ведявой болезни и страдания не вылечит никто: человек перекупался, упал в воду, провалился под лед, простыл... Или долгое время после свадьбы молодые не могли зачать дитя, и тогда бедные женщины шли на берега источников и совершали там таинственные моления, обращаясь к водной владычице с просьбами о ниспослании им «чадородия».
А некогда Ведява считалась богиней плодородия. И водой, взятой из ее чертогов, земледельцы орошали поля, значит, лишь у нее одной следовало просить дождя в засуху. Но если в русских селениях Нижегородского края прошение о дожде проходило с обязательным шествием вокруг села крестного хода, во главе которого селяне, а зачастую и священники, несли языческие православные иконы, то будучи уже давно православной мордва предпочитала проводить «моление о дожде» совсем иначе. Хотя в ее языческих молянах прослеживалось и множество православных мотивов. В засушливые годы мокшанские и эрзянские земледельцы-садоводы-огородники, как и в былую старину, обращались к водным духам, выспрашивая у них дождя. (Дмитрий Карабельников, краевед).
Самая злобная тварь Поволжья - летун
Вот кого нужно бояться, так это огненного змея (или «летун»). Правда, он угрожает, прежде всего, женской половине человечества.
- Это злой дух, который принимает облик умершего мужа и приходит к вдове, - объясняет этнограф. – Посторонние видят его в виде огненного змея и в других огненных формах. Толкушки, бутылки самогона и т.д. Он самый опасный из всех фантастических тварей Поволжья! Он приходит, чтобы забрать душу женщины. Если она поверит в него, огненный змей заберет душу себе. Он дарит ей всякие подарки, которые на утро могут превратиться в козьи какашки. Важно, чтобы женщина распознала, что это какое-то потустороннее существо и разоблачить его. Бабушки советуют уронить под стол вилку. Когда вдова начнет ее поднимать, то увидит, что у «мужа» вместо одной ноги конское копыто. Также можно попробовать заглянуть ему за спину и выясниться, что он прозрачный. Спереди он, как человек, а вот сзади видно все его внутренности: кости, кишки. Чтобы избавиться от него чертят крестики на окнах, зовут ночевать в дом детей, которых огненный змей боится, как безгрешных душ. Можно очертить себя мелом и сказать: «Не ходи черт за черту!» Если вдова поддается этому духу, то ее находят удавившейся на дворе. То есть она сразу попадает в ад, по христианским поверьям. Еще для защиты от огненного змея приглашают бабушек, которые отчитывают вдову. По традиции, считается важным, чтобы бабушкам заплатили, так как они занимаются богоугодным делом. Они ведут женщину париться в баню, и обязательно по новым половикам. Это такой символ новой жизни.
Сейчас в искусстве огромное количество фантастических тварей, но большинство из них - современные новоделы. К примеру, чупакабра. Этнографы ставят перед собой цель сохранить подлинный поволжский фольклор, о котором рассказывали наши предки.