Вайнахская мифология - боги, богини, обожествлённые понятия, объекты мироустройства, духи и чудовища мифологии древних вайнахских племён и народностей, а также различные фольклорные персонажи современных вайнахов (бацбийцев, ингушей и чеченцев). Список составлен на основе статей чеченского профессора А. У. Мальсагова и ингушского профессора А. Х. Танкиева, размещённых в 1980 г. в двухтомнике «Мифы народов мира» издательства «Советская энциклопедия» а также в 1990 г. в «Мифологическом словаре».
Согласно космогоническим представлениям вайнахов, Вселенная состояла из семи небес и семи земель. В центре Вселенной находится Земля - «Солнечный мир» (маьлха дуьне). Над Землей расположено семь небес, а под Землей - семь подземных миров. Солнечный мир - это мир живых. Средневековые вайнахи верили, что днем солнце освещает мир живых, а ночью посещает подземный мир мертвых. Но, появляясь в подземном мире, солнце отворачивается от него лицом, поэтому в мире мертвых всегда холодно и сумрачно.
Считалось, что после смерти человека его душа - «са» - перемещается в загробный мир, где, материализовавшись, должна продолжить привычный образ жизни. Поэтому вплоть до принятия ислама вайнахи сопровождали покойников оружием, заупокойной пищей в сосудах, клали в могилы украшения и амулеты - обереги.
В течение веков нахи много раз меняли обрядность, но в средневековье она устойчиво характеризовалась захоронением в вытянутом положении в каменных ящиках (горная зона) и катакомбным типом захоронения в подземных камерах, соединенных с поверхностью наклонным коридором (дромос), на равнине.
Миф и верования в тот исторический период зачастую переплетались. Так, происхождение небесных светил - солнца, луны, звезд связывалось с пребыванием на небе языческих богов. Считалось, что Млечный путь возник благодаря богине молнии Села Сата, созвездие Большая Медведица образовалось в результате «переселения» на небо семи сыновей богини вьюги Дарцананилг.
В подземном мире, по представлению нахов того времени, господствовал бог Эштар. В небе находилось светило живых - солнце (малх). Луна (бутт) считалась светилом мира мертвых. Нахи знали о летнем и зимнем равноденствии, имели свой календарь земледельческих работ, отраженный в петроглифах, в частности, в солярных знаках. Культ солнца у нахов был весьма древним, а в эпоху средневековья, в связи с развитием земледелия, его значение возросло. С культом солнца было связано и почитание огня, что нашло отражение в архаической лексике.
Из животного мира нахи особо почитали черепаху и ежа. Черепаха считалась прародительницей растительного и животного мира, а еж выступал в роли культурного героя человечества: он научил людей выращивать злаки, приручать диких животных. Согласно представлениям народной мифологии, волк (борз) символизировал смелость, отвагу и решительность. Считалось, что только волк из всех зверей является героем, богатырем (турпал). Почитались также благородный олень (сэй) и ряд птиц.
Согласно утверждениям Я. З. Ахмадова: «В нахской мифологии, как и в греческой, существовало представление о золотом веке - период «мировой благодати» (дуьненан беркат). Это то время, по нахским мифам, когда всего было вдоволь: в лесах было много дичи, в реках - рыбы, трава была густой и высокой как деревья, а земля настолько жирной, что если сжать в руках горсть, то капало масло. Не было ни войн, ни хитрости и обмана. Все было огромного роста: и люди, и растения, и животные. С возрастанием в обществе подлости и обмана, с падением честности и справедливости в отношениях людей, мир и все сущее стало мельчать и дошло до настоящих размеров».
Средневековые нахи сохраняли в своих представлениях древние магические и тотемистические воззрения. Так, в отдельных преданиях некая птица обеспечивала человеку обильные урожаи, покровительница змея давала благополучие и защиту домашним животным. Более того, популярны были представления о людях рожденных от зверей и домашних животных - «медвежий сын», «коровий сын», что отражало пережиточные представления о них как покровителях данного рода-племени.
Культ животных, в том числе и коня, навеянного кочевыми ираноязычными племенами Предкавказья, нашел широкое отражение в наборе украшений средневековых нахов и погребальном инвентаре. Изогнутые рога (символ плодородия и мужской силы), скульптурные, рельефные и чеканные изображения оленей, лошадей, кошачьих хищников, змей и птиц очень часты на металлических изделиях средневековых нахов.
Накануне распространения монотеистических мировых религий в нахском народном сознании уже сложилось представление о едином боге, создателе всего сущего - Дала / Диела. Именно он, по их верованиям, создал землю, солнце, звезды, человека, растительный и животный мир, определил, каким должен быть миропорядок. На верховном боге Дала как бы заканчивается длительное развитие языческого пантеона нахов и упорядочиваются их космогонические представления (о создании Вселенной, Земли и человека).
Дала стоит во главе Вселенной, ему подвластны все остальные боги, доступ к нему имеет только заступница людей богиня плодородия Тушоли. От нее зависит плодородие земли, скота, обилие и деторождение. Культ Тушоли, имеющий аналогии в странах древней Передней Азии, был распространен почти на всем Большом Кавказе. Существовали святилища и скульптурные изображения (из дерева и металла), посвященные ей. Птица удод, посвященная Тушоли, считалась священной; ее так и называли «Тушоли котам» (курица Тушоли).
Следующим в языческой иерархии нахских богов после Дала/Диела следовал бог грома и молнии Села. Как и в греческом мифе о громовержце Зевсе и Прометее в нахском сказании герой Пхьармат похищает у Селы небесный огонь и приносит его людям, за что сурово наказывается; другого героя - Куркъи, соперничавшего с Села, бог также приковывает к скале и посылает орла клевать сердце героя.
В честь погибшего от удара молнии нахи сооружали культовый памятник - «селинг». Погибшего сажали у селинга в полном облачении, ставили пищу, напитки и оставляли музыкальный инструмент. Такой покойник считался отмеченным божественным знаком. Бог Елта, сын Дала, выполнял две функции - бог урожая и покровитель лесных животных. Затем функция обеспечения плодородия переместилась к Тушоли и местным богам, а Елта стал «пастухом» диких животных, покровителем охотников, но и возмездием для тех, кто позволяет себе убивать много животных. Каждый охотник должен был ограничить себя одной тысячью зверя; если он переступал эту черту, то Елта являлся к нему с предупреждением.
Поклонение богам вылилось у нахов в строительство специальных святилищ - «эльгац», посвящаемых, как правило, местным богам-покровителям или Тушоли. Кроме того, нахи верили в существование добых и злых духов, различных чудовищ, в ведьм и колдунов, о чем говорит и лексика: «гIам» (ведьма), «тарам» (дух-покровитель), «хьун саг», «алмас» (лесной человек), «джиннаш» (духи добрые и злые).
Для обслуживания языческих культов в нахском обществе раннего средневековья существовали жрецы. Они являлись распорядителями на празднествах, посвященных богам и приуроченных к важнейшим датам традиционного календаря. Языческие обряды содержали в себе жертвоприношения (как правило, скотом), раздачу милостыни, молитвы, танцы, песни, гадания и военно-спортивные состязания. Празднества происходили, как правило, у стен святилищ и в табуированных местах (вершины гор, озера, священные рощи, пещеры). Этнографические и частично археологические материалы подтверждают наличие сословия жрецов, называвшихся «цIенсаг» (чистый человек) и жриц - «маьлхазни» (девушки солнца)». Тотемизм сохранился в вайнахской топонимике, о чем свидетельствуют отдельные названия сел в верховьях Чанты-Аргуна: «Борзой» (борз - волк), «Хьак - хой» (хьакха - свинья).
С анимизмом у вайнахов связано почитание местных гор, рощ, пастбищ, скал, камней, рек и озер. Большое место в системе древних религиозных представлений и верований вайнахов играла магия, связанная с чисто хозяйственной деятельностью человека. Земледельческая магия включала в себя такие приемы, как перетаскивание плуга через реку, мытье в реке мотыг, одымление вспаханного поля перед посевом, а в засуху прибегали к обряду «къоршкъали» - «ряженый», суть которого заключалась в вызывании дождя ряженым в окружении детей и подростков. Часто их гоняли по селу, обливая водой.
Комплекс магических действий применялся также при животноводческой деятельности, охоте, ремесленном производстве, лечении. Местные знахари манипулировали высушенной лапой медведя, хвостом черной кошки или волка, знахарским средством хIолмач (араб. холматун - «красная ткань») - узелком из красной материи, куда завязывались кости, зубы, когти, уголь, который закапывался в комнате под окном или у околицы. Все эти обряды в той или иной мере сохранились в наши дни в повседневном быту чеченцев.
Как раньше, так и сейчас люди верят в силу магических обрядов. Вредоносная магия преследовала цель послать на человека «порчу», для человека использовалась обувь, кусок одежды намечанной жертвы, волчий астрагал (род растений), обрезки ногтей и волос. Вайнахи верили и верят, что человеку можно нанести вред словом и сглазом, а поэтому для предохранения от сглаза пользовались и пользуются множеством амулетов. Любовная магия включала различные действия, имеющие целью приворожить любимого человека: гадания, угощение ослиным мясом, вшивание в одежду заклинания и так далее. Особенно распространено гадание на звездной книге (седаджейна), камушках, бараньей лопатке.
Во многих домах существуют свои суеверия. В некоторых домах подвешивают подкову у входа или разукрашенный веник; ставят статуэтки в виде слона, лягушки. Все эти пережитки дошли до нас с языческих времен вайнахов. По сей день сохранились мужские и женские имена, связанные с названиями птиц, и это потому что птица была почитаемым божеством и культом у вайнахов: это такие имена как Леча (сокол), Аьрзу (орел), Кхокха (голубь), ТIаус (павлин) и другие.
Мифы складывались на протяжении многих веков, отражая исторические этапы развития общества - от изображения человеком орудий труда до реальных исторических этапов, подлинность которых подтверждается современными археологическими раскопками. Мифологические сказания и образы служили средством передачи социального опыта, традиций, навыков, обслуживания ритуалов. С помощью мифа прошлое связывалось с настоящим и будущим, обеспечивалась духовная связь поколений. От поколения к поколению передавались духовные ценности, зачатки знаний, религиозные верования, секреты различных видов искусств.
Благодаря, казалось бы таким простым вещам, как обереги, амулеты, магические обряды, имена, различные статуэтки, сохраняется некая связь времен. Узнаем как жили в старину, кому или чему они поклонялись. Можно узнать о значении слов, которые мы употребляем в повседневной речи, не задумываясь.
Богиня Аза покровительница всего живого, животворящая сила солнечных лучей дочь бога Гелы-солнца
Алла и Белла архаичные божества предсказывают судьбу людей, будущее их именами клялись в особо важных случаях покровительствуют диким животным, выходят к людям со злобными намерениями обитают в чаще леса, на высокогорьях по некоторым представлениям могущественнее бога Селы.
Алмазы лесные духи преимущественно женщины-великаны, как красавицы, так и безобразные (могут принимать вид огненного столба). Бывают обоих полов. Мужчины - обросшие шерстью, существа с топором в груди. Злобные и коварные. Женщины отличаются красотой. По некоторым преданиям, их можно встретить в темное время суток на могилах или глухих местах. Они просят путников потанцевать с ними и при этом за отказ они наказывают. Также алмас предвещает смерть человека заунывным пением, при этом произнося его имя.
Ана, Латта богиня - персонификация.
Олицетворение в природе земля. Лик обращён на восток (утренняя заря - это его сияние), затылок на запад; жена неба (варианты: солнца, космического быка)
Анайче - обожествлённое понятие культ живота матери-земли, в нём находиться женское семя, из которого появляется всё живое
Белая птица - космогоническое существо прилетела на гладкую, пустую землю; из её мочи образовалась вода, а из кала - семя огромная белая птица - гораБешлам-Корто. Казбек место обитания богов Селы иФурки, откуда они повелевают вюгами и снегопадами здесь на вершине прикован герой нартКурюко на снежном конусе богиней Фурки начертан магический круг, через который не осмеливается пройти ни один смертный, боясь быть сброшенными ею с кручи - Боткий Ширтка -культурный герой -дал людям плуг и водяную мельницу советчик нарт-орстхойцев, которого они постоянно изводят обладает способностью исчезать в подземный мир мёртвых (Ел) и возвращаться обратно
Бятар герой нарт проник в мир мёртвых - Ел.
Вампал чудовище огромное и обладает сверхъестественной силой (иногда имеет несколько голов); бывает как мужского, так женского пола
Вочаби - дух хозяин туров, всегда сторожит и пасёт их стадо, хитростью завлекают к себе героев, усыпив.
Гамсилг духи, оборотни высасывают у них кровь (пожирают); обитают в чаще леса, на высокогорьях
Гела бог - персонификация Солнце освещает днём своим ликом мир людей, ночью затылком - мир мёртвых, причина засух; живёт на небесах
Дяла бог-демиург глава пантеона, создал небо, землю, Ел, людей и зверей (7 миров, в каждом небо и земля); живёт на небесах антропоморфный облик; старший брат Селы, отец Тушоли. отождествл. Аллах Ел, Эл объект мироустройства мир мёртвых, делиться на рай иад, создан Дялой за 7 лет; находиться на западе, под землей, ночью освещается солнцем (вариант: луной) путь в него проходит по лестнице от края земли Ел-да, Элда, Этер, Эшпор Эштр бог смерти владыка подземного мира мёртвых - Ела, судит души усопших, мудр, обладает даром провидения; живёт в подземном мире сидит на троне из человеческих костей (в башне из костей) - Елта - бог злаков ипомимо злаковых растений, покровительствует диким животным, от него зависит успешная охота антропоморфный вид, одноглазый; сын Сел вероятно, его культ замещён местными божествами (см. Тамыж-Ерды, Молдза-Ерды и Мелер-Ерды), по некоторым представлениям живёт в горах в пещере Ешап чудовище охраняет вход в Ел - не впускает в него живых и не выпускает мёртвых. Облик огромное антропоморфное бесполое тело, поросшее длинными космами облепленными вшами, имеет девять глаз, рук и ног.
Молдза-Ерды божество войны.
Муста-Гударг бог дождя облик зооморфный козел.
Нарт-орстхоецы злокозненные герои обычно как насильники, совершавшие набеги на мирных людей и притеснявшие безвинных,вариант: из-за них с земли исчезла дунен беркат; погибли место обитания богов, создано Дялой Пира, Пироън сын бога Села бога грома и молнии. Прожил 500 лет. Погублен гамсилг
Пхармат культурный герой (нарт-орстхоец) богоборец, похитил у Селы для нарт-орстхойцев огонь. прикован к вершине Бешлам-Корт - Курюко.
Са (душа) нематериальная сущность - душа, которую имеют все объекты и явления живой и не живой природы (позднее: только у живых созданий
Сармак дракон обвив своим телом источник, требует от людей дани]( Дяла спускает с неба на цепи несколько сармаков) -
«Священная река» объект. мироустройства - река, воды которой лечат от всех недугов и оживляют мёртвых; находиться в Еле (мире мёртвых)
Села, Стела бог грома и молнии владыка людей и богов не считался таким всемогущим.; живёт на горе Бешлам-Корт
Радуга - его лук, молнии - его стрелы; отец Елта, Села Саты, муж Фурки, младший брат Дялы владыка людей и богов не считался таким всемогущживёт на горе Бешлам-Корт радуга - его лук, молнии - его стрелы; отец Елта,Села Саты, муж Фурки, младший брат Дялы.
Села Сата - астральное божество Млечный Путь и 3 звезды
Синош духи умершие люди, обитающие в мире мёртвых - Еле!
Тамыж-Ерды местное божество маленький человек, сидящий на коне размером с козлёнка.
Тарамы духи-хранители каждый человек имеет подобного духа, который везде его сопровождает домашние духи, защищающие дом от бедствий.
Ун-Нана дух эпидемий и болезней бранясь, она разбрасывает из своей котомки заразные болезни там, где её недостаточно почитают пожилая, некрасивая, плохо одетая женщина
Фурки - богиня водная стихия и ветер живёт на вершине Бешлам-Корт совместно с богом Селой, откуда они повелевают вьюгами и снегопадами; охраняет прикованного героя Курюко
Хунсаг - лесной дух покровитель леса и лесных животных, стремиться погубить всех встречаемых им охотников. Облик антропоморфный; из его груди торчит костяной топор, который он вонзает в свои жертвы
Убур - Злой дух, вошедший в какое-либо животное; это вампир, пьющий кровь у человека.
Гам-саг - Они имеют способность превращаться в животных. При превращении, душа покидает тело и вселяется в любое животное. Если в этот момент перевернуть оставленное тело, то гам-саг умрет. По одному из преданий, записанному Б.К Далгатом со слов жреца Ганыжа, ночью они собирались вместе и кидали жребий. Тот кому выпадал жребий, должен был убить человека.
Духи озёр
В горной Чечне, в Акинском обществе, у селения Галанчодж, находится небольшое озеро; и вот при этом благоприятном условии у чеченцев немедленно возникает представление о Духе озера, которого они высоко чтут. Поэтический миф о возникновении озера Галанчодж и культа Духа озера записан В. Миллером.
«Близ аула Ялхорой, говорит предание, в месте, называемом Амка, было прежде озеро. Однажды мать с дочерью отправились на берег его и по неразумию стали стирать грязные пеленки в его хрустальной воде. Разгневанный Дух озера за это осквернение обратил обеих женщин в камни, которые и теперь еще виднеются у Амки. Но и озеро не хотело оставаться в оскверненном ложе. Оно обратилось в чудного рослого быка, который перешел скалистый кряж, оставив след в виде громадной выемки, и спустился вниз почти с отвесной высоты.
Затем бык подошел к тому месту, где теперь лежит озеро и где прежде были расположены пахотные участки.
Одни из местных жителей хотели впрячь быка для работы, другие говорили, что это божий бык и противились его запряжке в плуг, но, в конце концов, быка запрягли. Когда он вел первую борозду, в ней выступила грязь: при второй стало еще мокрее: при третьей - из земли выступила вода, при четвертой борозде вода хлынула стремительно, затопила поле и всех людей. Бык исчез в волнах озера. С тех пор появившееся внезапно озеро внушает суеверный страх туземцам: они считают его бездонным и не пьют его воду».
Горные духи
Алла-Белла - горный дух
Бельлас - главный вещий из числа горных духов
По сказанию «Черкес Иса и чеченец Иса», записанному Ч. Ахриевым (в ауле Карак), два друга (черкес и чеченец) заночевали в горной пещере. Чеченец Иса услышал в пещере разговор горных духов. Алла-Белла звал Бельласа на поминки, но тот отказался, сославшись на то, что в его пещере гости и рассказал Алла-Белле о том, что они едут за невестой. Когда друзья во второй раз заночевали в пещере, Бельлас предсказал, что в брачную ночь черкеса и его жену ужалит змея. А тот, кто услышит это предсказание и передаст другому - окаменеет.
Чеченец охранял покои женившегося друга, но этим вызвал подозрения у черкеса и ему пришлось рассказать о подслушанном разговоре духов. Черкес Иса пошел в пещеру духов и те подсказали ему как оживить друга. Для этого потребовалось прикосновение ласточки, которая находилась в голове у сына черкеса. Он нашел его и рассказал всю историю. Сын согласился пожертвовать своей жизнью ради друга отца. Когда чеченец снова стал прежним, то первым делом попросил принести ему ласточку.
С помощью птицы и дуновения на голову и тело, он оживил сына черкеса.
Сармак
Сармак, Сармик (в переводе с ингушского и чеченского языков) - дракон, змей. Персонаж вайнахской мифологии.
Перекрывал людям доступ к воде или «брал озеро в кольцо». За пользование водой требовал дань в виде девушки. Его убивают или семь богатырей-братьев или же в качестве помощи, бог спускает с небес тучи, которые поднимают дракона на небо, открывая доступ к воде.
- Изрыгает синее пламя.
- Обвивает дуб, на котором находится гнездо орлицы и поедает ее птенцов.
- Гость для горца священен, и даже сармак соблюдает по отношению к нему обычай гостеприимства.
- Обитает в нижнем мире (мире мертвых), и находились в подчинении бога Эштра. Сармаки и прочие змеи лежат на золоте и серебре, которое разбросано по земле во фруктовых садах.
- На свете много зверей, удавов, но под землей их еще больше. Все подземные сармаки и змеи говорят, что их тамада находится в верхнем мире, а сармаки и змеи верхнего мира говорят, что их тамада живет в нижнем мире.
- Iэржи Хожа (Черный Хожа) пахал на сармаках землю. Вместо кнутов погонял он их змеями.
= Вблизи Насыр-Корта протекает речка Наьсаре и там есть болотца. Рассказывают, что раньше это было озеро и там проживал сармак.
- Сартал-Сармак или царь Дракон. Ночью превращался в дракона и вредил людям. В бою Солсой, громовержец Села молнией поразил Сартала в правый глаз.
- Дочь ногайского хана, за отказ взять ее в жены, превратилась в Сармака и успела укусить нарта Нясара за подбородок.
- Также известен мотив, в котором дракон лежит с открытым ртом и пускает в реку ядовитые слюни.
- В нартском эпосе, Сармак проглатывает солнце, и затем, чтобы оно не сожгло его, ложится у истока реки с открытым ртом. Хамчий Патриж по просьбе Малха-Азы убивает дракона и освобождает солнце.
- Являлся во сне провидцу Боткий Ширтке и предупреждал насчет злых умыслов нарта Инкара.