Следы снежного человека теряются в горах Дагестана
Дагестан, особенно горная его часть, - уникальный уголок Северного Кавказа, вызывающий огромный интерес у историков, археологов и этнографов. На сегодняшний день в республике насчитывается около 350 исторических и культурных памятников, охраняемых государством, и не менее 300, охраняемых по местным обычаям и традициям. Высоко в горах сохранились развалины средневековых мечетей, древних крепостей, сторожевых и боевых башен. До сих пор археологи находят здесь редчайшие экземпляры оружия, предметы быта и украшения, изготовленные еще до нашей эры.image
На учебно-методических сборах в Кидиринской школе Цунтинского района, прошедших в рамках межведомственной гуманитарной акции «Добрая воля», организованной Пограничной службой ФСБ России, я познакомился с очень интересным человеком, увлеченным своим делом. Роза Мусаевна Магомедова - бывший учитель истории Тлядальской средней школы, ныне сотрудник кафедры «История Дагестана» Дагестанского государственного педагогического университета.
В свое время многие дагестанские ученые интересовались нестандартными уроками Розы Мусаевны. Роза Магомедова работает над кандидатской диссертацией на тему «Капучинское вольное общество», посвященной истории капучинской народности. Кроме этого, Роза Магомедова - непосредственный участник археологических раскопок в районе Бежтинского могильника, что в нескольких километрах от ее родного села. Кстати сказать, местонахождение могильника установлено в 1956 году. Когда-то профессор, академик Гаджи-Али Даниялов, написавший много научных трудов, сказал Розе Магомедовой, что она потомок амазонок. Роза Мусаевна подумала, что академик шутит. Но в каждой шутке, как известно, есть доля истины.
- Мы вели раскопки с учениками и собрали достаточно богатый археологический материал, - рассказывает Роза Мусаевна. - Нашли захоронение. Что любопытно, захоронение не горизонтальное, а вертикальное. На женском скелете были бусы, датируемые первым веком нашей эры. К сожалению, бусинки сохранились не в очень хорошем состоянии. Рядом с останками мы нашли меч.
В древности в горах Дагестана обитали отряды воинственных женщин, их приглашали на службу грузинские цари. Это подтверждают и древние исторические документы. У каждой женщины было свое боевое оружие, это говорит о том, что Грузия вела постоянную войну с другими племенами и народами. В Бежтинском могильнике находили наконечники копий и стрел, нагрудные балдахины, нагрудники лошадей с различными изображениями.
Легенда или быль
В Дагестане распространена легенда о всаднике, который вез народам мира языки. В его мешке их было множество. Перескакивая через горы, усталый конь споткнулся, а мешок случайно зацепился за скалу. Вниз по каменистым склонам и уступам покатились языки и достались местным жителям, каждому селению - свой. Дагестан можно назвать не только страною гор, но и страною языков, ведь народности Дагестана насчитывают более 70 наречий.
Роза Магомедова, как драгоценные находки, собирает народные песни, обряды и легенды.
- В прошлом году в наших краях работали специалисты Московского института лингвистики, - рассказывает она. - Не знаю почему, но их очень заинтересовала легенда о снежном человеке. Ее несколько раз рассказывала моя бабушка, которой сейчас 109 лет. Свой рассказ она подтверждала фактами, называла конкретные имена. Бабушкина история мне долго казалась сказкой. Но однажды я купила книгу известного историка-краеведа, заслуженного учителя России Булача Гаджиева, в прошлом году ушедшего из жизни. В его трудах я нашла описание снежного, или, по-другому, острогрудого, человека, совпадающее с описанием моей бабушки. Бабушка мне показывала горы, где нашли снежного человека.
Роза Мусаевна бывала на тех вершинах, фотографировала местность, сегодня там проходит летняя дойка коров и готовится сыр. Я с неподдельным интересом слушал историю, которая произошла в здешних краях в самом начале XX века. Однажды две женщины пошли в горы за хворостом. Когда они уже собирались домой, та, что шла впереди, услышала крик подруги. Обернулась - ее уже нет. Женщина звала ее, искала, но все напрасно. Вернулась в аул и рассказала о том, что случилось. Все селение поднялось на поиски пропавшей женщины, но несчастную так и не нашли.
...Через два года трое охотников пошли охотиться на горных козлов. Чтобы попасть в место охоты, нужно было два дня добираться на лошадях. Охота прошла удачно, мужчины подстрелили горного козла, но возвращаться домой было уже поздно, они развели костер, устроились на ночлег. По очереди сторожили добычу.
Один из охотников обомлел, когда среди ночи увидел, что к костру приближается что-то похожее на медведя, но стоящее на двух ногах. Не успел охотник опомниться, как существо взвалило на себя охотничью добычу и исчезло во тьме. Охотник выстрелил вслед. Утром, когда рассвело, охотники увидели на снегу кровавые следы и пошли по ним. Следы заканчивались у обрыва. Один из охотников заметил внизу у речки силуэт женщины.
Стали кричать, звать ее, но женщина не услышала. Тогда один из мужчин достал осколок зеркала и стал пускать солнечные зайчики ей в глаза. Женщина увидела людей. «Смотрите, это же моя пропавшая двоюродная сестра», - воскликнул один из горцев. Охотники спустились, женщина пошла им навстречу. Она рассказала о том, что ее похитил снежный человек, весь заросший густой шерстью, длиннорукий и острогрудый, что недавно он уснул в пещере, раненный в ногу. Охотники пошли по узкой тропинке за женщиной. То, что они увидели в огромной пещере, потрясло их.
В полумраке шевелились два маленьких детеныша, они были похожи на отца, тоже заросшие густой шерстью. Снежный человек лежал на шкурах, рядом с ним - куски мяса, оставшиеся от горного козла. Охотники сказали женщине, что пристрелят этого «монстра». Она взмолилась, чтобы не убивали детей. Охотники залпом выстрелили в голову снежному человеку и убили его.
Забрали детей и стали возвращаться в аул. По мере того как они спускались с гор, маленьким «снежным человечкам» становилось плохо, они сильно потели, им было трудно дышать. Бабушка Розы Мусаевны помнит, хотя и была в то время еще очень маленькой, как в тот день собрались все жители аула, в арбу положили два волосатых комочка и увезли в неизвестном направлении, а потом дошел слух, что детеныши умерли в дороге...
Люди разделились на «своих» и «чужих» Но вернемся в день нынешний. Интересуюсь у Розы Магомедовой, как обстоят школьные дела в ее родных краях, как живут люди. По словам учителя истории, Тлядальская школа в плачевном состоянии, то же самое можно сказать и о материально-технической базе. В этом году на ремонт школы выделили всего пять тысяч рублей.
Роза Магомедова, когда работала в школе, оформляла кабинет истории на свои средства, создавала музей. Беда в том, что сегодня не чувствуется поддержки со стороны властей всех уровней. Некогда единое селение, в котором жили пять тухумов, то есть родов, постепенно превратилось в населенный пункт, где главенствует единственный тухум, в переводе с местного наречия означающий «возвышенный».
Одна половина села не разговаривает с другой его половиной, отец с матерью не разговаривает, брат - с братом. Люди разделились на «своих» и «чужих». Из-за чего? В основном, конечно, из-за низкого социально-экономического положения отдаленных районов. Достойной работы найти невозможно, все рвутся занять высокую должность, чтобы обеспечить семью.
В маленькой сельской библиотеке три работника, а читателей днем с огнем поискать. Неугодных людей, в том числе и учителей, стараются уволить, понизить в должности. Ничего не могут с этим сделать даже имамы, старейшины. Духовных лидеров нет, традиции нарушены. Люди стали жить по принципу «это мой человек, это - твой». («Учительская газета», Цунтинский район, Республика Дагестан).
Азербайджанский ученый рассказал о существах, обитающих в Каспии
Самед Али оглу Джафаров - известный в Москве биолог, работающий в НИИ биологии при РАН и специализирующийся на видах морских животных. Но больше он известен в узких кругах как криптозоолог. На последней конференции по аномальным явлениям в прикаспийских государствах, прошедшей в Тебризе в марте этого года, и куда были приглашены, кроме уфологов, еще и криптозоологи, его доклад был одним из основных и произвел фурор. Доклад касался неизвестных биологических видов, обитавших и обитающих.
Каспии. Большое место в докладе было отведено так называемому Рунаншаху - так в Иране называют якобы обитающего в Каспии человека-русалку. Причем об этой конференции в СМИ не было практически никакой информации. В связи с этим и первый вопрос Самеду Джафарову:
- Почему об этом почти никто не писал?
- «Серьезные» ученые считают, что мы занимаемся несерьезным делом. Поэтому чтобы избежать ненужного ажиотажа, а заодно и ненужной критики, мы решили, что в интернет-издания никакой информации давать не будем. Потому что Интернет чаще всего - вещь анонимная, призвать журналиста к ответу практически невозможно, каждый пишет что кому не лень, и в итоге от первичной информации практически ничего не остается. Так и возникают слухи, которыми питается «желтая пресса». О нашей конференции писали некоторые иранские газеты, две московские и парочка уфологических бюллетеней. И, по-моему, одна газета в Туркменистане. Кому надо - тот и так о ней знал.
- В последнее время в СМИ тем не менее появляется довольно много информации о Рунаншахе. Иногда это сообщения, вызывающие доверие, но чаще всего это похоже на досужие вымыслы. Вы сами верите в его существование?
- Да, в СМИ очень часто появляются откровенные сказки, но иногда попадается и достоверная информация. Правда, я вынужден вас поправить: сейчас информации стало меньше. Что касается того, верю ли я, то отвечу однозначно: верю! Слишком много есть и косвенных, и прямых доказательств его существования. Ученые-скептики меня сейчас поднимут на смех, скажут - серьезный ученый, а в сказки верит! Но это не сказки. Кроме свидетельств очевидцев, есть и фотографии. Да я сам его видел! Практически все детство я провел в Лянкяране, там до сих пор живут мои родственники. Когда мне было лет пятнадцать - а это уже не младенчество! - я лично видел нечто, сильно напоминающее русалку, когда с моим дядей мы вышли на ночную рыбную ловлю. Существо с головой, сильно напоминающей человеческую, плыло среди косяка рыб. Меня поразило то, что косяк словно слушался это существо, послушно меняя направление своего движения согласно взмаху его руки. От нашей лодки до существа было метров десять, на небе висела полная луна, и все было хорошо видно. От неожиданности я закричал, существо нырнуло и больше не показалось. Дядя, помнится, меня еще упрекнул: что, мол, кричишь, будто никогда о таком не слышал. Слышать-то слышал, а вот увидеть довелось в первый раз.
- Этот раз был единственным?
- Нет, я его видел еще раз, уже днем. Там расстояние было уже побольше, но я снова разглядел голову и руки.
- Почему не допустить, что это был обычный пловец?
- Во-первых, с зелеными волосами пловцов не бывает. То есть нет, конечно, люди красят свои волосы и в малиновый, и в оранжевый цвет, но, как правило, такими вещами увлекаются подростки. А подростки так далеко не заплывают. А это было очень далеко: берег едва-едва виднелся. А поблизости не было ни одного судна, кроме нашего баркаса.
- Если вы видели Рунаншаха лично, а так же его фотографии, можете привести его портрет?
- Я сделаю как бы обобщенный портрет на основе своих впечатлений и других свидетельств. Кстати, его и на суше замечали, особенно на иранской территории. Говорят, что он среднего роста, приводятся даже точные цифры - 165 см. В это я уже не верю, потому что никто к нему с сантиметровой лентой не приближался. Телосложение плотное, цвет кожи - бледный, голубовато-серебристый, слегка мерцающий. Волосы на вид жесткие, темно-зеленые, многие утверждают, что похожи на водоросли. Живот выпуклый, гребнеобразный. Лицо напоминает человеческое, но с сильными отличиями. Например, нет ушей и подбородка, выступающая нижняя челюсть большого рта как бы сразу переходит в шею. Нос большой, крючкообразный, ну, или горбатый, чем-то напоминает дельфиний. Глаза большие, круглые. Руки короче и толще, чем у человека. На кистях - по четыре пальца и с перепонками. Ноги - тоже короче и с чем-то, напоминающим ласты. Видимо, тоже с перепонками. Впрочем, кое-кто говорит, что ног вообще нет, вместо них - рыбий хвост. Тут я ничего сказать не могу, потому что и я, и те, кому удалось сделать фотографии, видели только верх туловища. Если ног нет, то как он по суше ходил?
- А тем, кто его на суше видел, доверять можно?
- Да бог их знает! Но свидетельств много, и все они, в общем, друг другу не противоречат.
- А что это за фотография, о которой вы упомянули?
- А, это нашумевшая история! Эту фотографию сделали с борта рыболовецкого траулера «Баку». Капитан судна Гафар Гасанов о нем рассказывал так: «Странное существо долго плыло неподалеку от нас параллельным курсом. Вначале мы подумали, что это крупная рыба. Но потом заметили, что на голове чудища ясно видны волосы, а передние плавники вовсе и не плавники, а... руки!» Когда Гасанов пришел с траулером домой, его даже слушать никто не захотел! Все вокруг потешались, мол, напился до чертиков, вот и примерещилось!
- Вы уверены, что на самом деле так не было?
- Я встречался с Гасановым. Он произвел на меня положительное впечатление. Солидный, серьезный человек, и незаметно, чтобы был любителем бутылки. Да и сложно себе представить, чтобы вся команда упилась до потери пульса и всем привиделось одно и то же. Да и фотография опять же... Доказательство, как ни крути! Так что это не белая горячка! Впрочем, наши ортодоксальные ученые даже от фотографии отмахнулись, мол, фотомонтаж. А ее исследовали независимые эксперты. Вывод однозначный: фотография подлинная. Чем меня эти ученые бесят, так это тем, что если факт не укладывается в официальную схему, от него просто отмахиваются. И делают вид, что его просто не существует! Ну точно страусы! Хотя я как биолог знаю, что страус от страха голову в песок не зарывает, это просто такое образное выражение.
- Откуда стало известно, что с борта «Баку» был замечен Рунаншах?
- Гасанов в порту Энзели дал интервью иранской газете «Зиндаги». Иранцы, когда прослышали об этой истории, сразу отреагировали. Они, в отличие от наших ученых и журналистов, сразу смекнули, что стоит обратить на это внимание. Ведь у них там тоже ходят легенды о Рунаншахе, это слово, кстати, как раз из Ирана. Там это означает «повелитель воды». Иранские океанологи, между прочим, судя по последним сообщениям в прессе, уже приступили к изучению феномена Рунаншаха. А когда заметка вышла в иранской газете, наши журналисты как с цепи сорвались. Заметку тут же перепечатали десятки изданий, включая многочисленные интернет-издания. И тут же стали появляться очевидцы, стали писать в газеты письма. Видимо, до этого просто боялись, что их примут за сумасшедших. После того, как в 2003 году в районе Бабольсера проснулись спящие подводные вулканы, а из морских скважин добывалось какое-то рекордное количество нефти, т.е. из-за загрязнения Каспия, Рунаншах стал появляться гораздо чаще. И на суше его видели, и в море.
- Какая связь между человеком-амфибией и загрязнением Каспия?
- О, это как раз самое интересное! Каспий - удивительное природное образование. Сейчас это самое большое соленое озеро в мире. Но озеро - это сейчас, а есть мнение, что раньше Каспий был морем. Уфологи считают, что в нем, на его дне существует цивилизация, к которой как раз и принадлежит Рунаншах и которого чаще всего встречали в секторе от города Чалус на севере Ирана до азербайджанского Лянкярана, а также в Туркменистане, в районе Челекена. Эта цивилизация - одна из самых древних на земле, и она жила себе тихо-мирно, скрытно от глаз человека, пока не пришли мы и со своим потребительским отношением к природе, с хищнической эксплуатацией рыбных ресурсов не заставили рунаншахов активизироваться. Они почувствовали угрозу своему спокойному существованию. Увеличение нефтедобычи со дна моря и подводные вулканы заметно ухудшили состояние морской флоры и фауны. Астраханские рыбаки, например, давно жалуются на резкое уменьшение осетровых пород, на практически полное исчезновение кильки. Но вот что странно: на севере Каспия подводная экологическая ситуация продолжает ухудшаться, а на юге, где тем не менее ведутся работы по разведке нефтяных месторождений, с 2007 года заметно улучшилась.
- Вы считаете, что это связано с Рунаншахом?
- Да, я считаю, что эта подводная цивилизация начала спасать море, очищая его воды. И так считаю не только я, множество исследователей склоняется к такому же мнению. Владимир Максимович Амельченко вообще считает, что легендарную Атлантиду надо искать не где-нибудь, а в Каспийском море. В своем труде «Атлантида Платона - на юге России» Амельченко пишет, что им «на кончике пера» была открыта легендарная Атлантида, целиком соответствующая описанию Платона. Он собрал, по его выражению, максимальное количество «улик» древней катастрофы, впервые свел в единую систему сведения, содержавшиеся в рукописи Платона, характеристику соседних народов, сравнил описание добываемых на ее территории металлов с полезными ископаемыми, обнаруженными вокруг Каспия и т.д. Я считаю, что люди-русалки - это потомки атлантов.
- Очень интригующая версия! Однако если Атлантида действительно располагалась на дне Каспия, то как смогли потомки атлантов прожить незамеченными столько лет?
- Да почему же незамеченными?! Еще как замеченными! Просто ученые считали свидетельства о встречах с русалками выдумкой, сказками, а если кому и верили, то говорили, что за русалок принимали морских коров, уничтоженных двести лет назад, или крупного тюленя. Но, к счастью, не все ученые так слепы. Например, американский зоолог Карл Банзе опубликовал в серьезном международном научном журнале «Лимнология и океанография» реферат своей работы «Основы биологии русалок». Вот, смотрите, что он пишет: «Детали изображений таких существ во многом сходятся, начиная с описаний, данных еще Аристотелем. Типичная русалка обладает бинокулярным зрением, оба ее глаза смотрят в одном направлении. У нее характерный для человека противопоставленный остальным большой палец, что позволяет захватывать орудия труда. На всех изображениях видна большая голова, говорящая, по-видимому, о хорошо развитом мозге. Нижняя часть тела - это, скорее, нечто вроде хвостовых лопастей китообразных. А рыбья чешуя - это всего лишь ороговевшие складки кожи». Банзе сокрушается, что этот вид людей-амфибий вымирает из-за загрязнения окружающей среды и массового развития рыболовства. Ему вторит Валентин Сапунов из Петербурга, доктор биологических наук, ведущий научный сотрудник Академии экологической безопасности. Он утверждает, что русалки существуют. «У морских людей есть вполне определенный ареал обитания, что характерно для реально существующих особей. Ведь сказочным чертям, лешим и домовым такие географические ограничения не свойственны. Во-вторых, если отбросить несущественные детали вроде формы хвоста, то русалка во всех описаниях выглядит как человекообразное существо. Ее можно назвать реликтовым гуманоидом».
- Получается, что это еще одна ветвь гомо сапиенса? Но как они возникли?
- Некоторые уфологи считают, что люди-амфибии - это искусственно созданная раса. Еще со времен Древней Греции о них полно свидетельств. Говорят, что население некоего приморского города или даже той же Атлантиды было вынуждено вернуться назад в море.
- Почему вернуться?
- Но ведь доказано, что все мы, живые существа, вышли из моря, об этом говорит и строение человеческого зародыша на первых месяцах беременности: у плода есть жабры. Гораздо логичнее вам было бы задать вопрос, почему это искусственно созданная раса. Я думаю, что ученые того времени обладали утерянными ныне знаниями, позволившими им путем генной инженерии внести в строение тела людей необходимые изменения, позволяющие им перейти к земноводному существованию. Предполагают, что первым местом их обитания было Средиземное море. Позже, спасаясь от повсеместного наступления технократической цивилизации, некоторые их виды распространились и в других местах, например, в Карибском море с его многочисленными малозаселенными островами. Русалок до сих пор там встречают. Еще в 1905 году, в сборнике «Вселенная и человечество», изданном в Петербурге, описан случай поимки «морской женщины» в Карибском море. Упомянуты там и найденные в 1876 году на побережье Азорских островов трупы людей-амфибий, совпадающие, кстати, с описаниями Рунаншаха. Широко известен карельский человек-амфибия. В 1928 году в Карелию на Ведлозеро, где его неоднократно видели местные жители, была отправлена экспедиция Петрозаводского университета. К сожалению, данные, с которыми вернулись ученые, были засекречены, а самих участников экспедиции сгноили в ГУЛАГе.
В 1963 году командир советского погранотряда на границе Молдавии и Румынии, ныне полковник запаса, не помню, к сожалению, фамилию, повстречал в кагульских плавнях человека-амфибию. Об этом случае подробно рассказал Николай Непомнящий в своей научно-популярной книге «Тайны природы». Но самое большое количество свидетельств имеется все-таки от жителей прикаспийских стран.
- Но ведь если это отдельная раса, то чтобы выжить, количество особей должно превышать несколько десятков тысяч. Значит, должны быть еще какие-то свидетельства, не только от жителей Каспия или Карибов?...
- Да, свидетельства впечатляют. Но причем здесь рыба-игла? Это что, такая месть «ихтиандров»?
- Да нет, видимо, все проще, вряд ли они приручили этих рыб и натравили их на рыбаков. Видимо, «ихтиандры» ушли от «доставших» их людей в глубины моря, растревожив и выгнав на поверхность опаснейших рыб-игл.
- Однако нам, с нашим материалистическим воспитанием трудно во все это поверить. Как вы считаете, человек, в принципе, способен жить в воде? Не генномодифицированный, а обычный?...
- Что надо сделать, чтобы доказать существование Рунаншаха?
- Зачем доказывать существование того, что и так существует? Надо лучше подумать, как сделать так, чтобы он не вымер! Его надо изучать, ему нельзя мешать, ведь он нам помогает! Там, где он проплывает - как утверждают очевидцы - море становится удивительно прозрачным дня на два-три. Вода буквально искрится кристально-чистым прозрачным светом. В местах его появления увеличивается количество рыбы. Так что если мы будем продолжать загрязнять свой дом, свою планету, свое море, то и он вымрет, и мы вслед за ним! («Day.Az»).
Странности одной квартиры
Мы несколько лет прожили за границей, квартиру, чтобы не пустовала, сдавали милой женщине с ребенком из Дагестана (назовем ее Люся). И вот настал день, когда мы вернулись в родные пенаты. Люся нас встретила, все хорошо, в квартире чистота и порядок. Квартирантка уже собрала свои вещи и попросила поглядеть за её кошкой, так как та должна была на днях окотиться, а Люсе некуда пока ее забрать. Мы животных любим, поэтому с легкостью согласились. Некоторое время все было хорошо, кошка окотилась, потомство ее подрастало. Потом как-то неожиданно котята стали умирать один за одним. «Ну бывает», - скажете вы. Мы тоже сначала так подумали.
В один далеко не прекрасный день я зашла в комнату, где у нас была лежанка для кошки. То, что я увидела, повергло меня в шок: на пледе лежал котенок без головы, и рядом не было ни капли (!) крови. Переместив свой взгляд влево, я увидела его собрата: тот так же лежал без головы, и у него отсутствовали конечности. Крови так же нигде не было. Я думаю, вам понятно, что ни голову, ни конечности мы так и не нашли, следов крови тоже, хотя облазили всю квартиру буквально на карачках. Люся, к слову, на связь не выходила. Потом мама нашла в комнате карты Таро.
Из нас никто ими не пользуется, но что самое интересное - они потом так же куда-то пропали. Последней каплей стало следующее: мама пошла в ванну что-то постирать, а когда обернулась, в проеме увидела силуэт мужчины. Мама закричала, и всё пропало. Мы продали квартиру. Люся так и не объявилась. Ко всему прочему ещё выяснилось, что у нас за полтора года не плачена коммуналка (мы денег за съём не брали, просили только оплачивать коммунальные услуги). Вот такая история.
Огненные змеи на Кавказе
1980-е года – Согласно непроверенной информации среди альпинистов бывшего СССР бытовало поверье о целом «плоскогорье Огненных змей», расположенном на южной границе Дагестана в районе пика Гутон, главный Кавказский хребет и менее известном горном урочище Бочохмэер, Богосский хребет.
Большинство современных исследователей сходится во мнении, что образ Огненного Змея очень стар. В различных мифологических системах, где змей часто носит черты дракона (летает, имеет огненное тело или дыхание) обычно отмечается его отрицательная роль как воплощения Нижнего (водного, подземного или потустороннего) Мира.
В XVIII веке разразились целые эпидемии вампиризма в Восточной Европе (Россия, Украина и Беларусь) и на Балканах. Огненные змеи известны коренным народам Северного Кавказа, Малой и Средней Азии, Казахстана, Западной Сибири. Начало распространения данного феномена приходится на середину XVII век (В. Деружинский). Согласно поверьям жителей Самарской области, огненные змеи подымаются из глубин земли через систему разломов.
Чаще всего огненные змеи нападают на женщин, чьи мужья заняты отхожим промыслом (отхожий промысел – временная, чаще всего сезонная работа крестьян вне места постоянного жительства, когда нужно «отходить», уходить из села или деревни. Людей, уходивших на заработки называли «отходниками»). Уязвимы также вдовы и набожные женщины со слабой психикой.
Замеченные закономерности:
1. Появляется всегда после заката или до восхода солнца, откуда-то со стороны (не с неба);
2. Всегда одинаковые параметры;
3. За редким исключением появляется всегда над населенными пунктами. Особо тяготеют к домам вдовых, где рассыпаются искрами или ныряют в трубу. В этом случае в избе появляется умерший (много очевидцев);
4. Очень были распространены до 1960-х годов. Сейчас наблюдаются редко. (По данным М. Герштейна и Д. Казакова).
При глубоком анализе большего количества свидетельств об огненном змее (мифическом любовнике) прослеживается устойчивая связь: огненный змей – инкуб – вампир (покойник) – одержимость – полтергейст.
Сокращение наблюдений огненного змея после 1960-х годов может зависеть от двух причин:
1. Феномен мимикрии. В ногу с космической эпохой, началом которой служат 1958-61 года (полет первого спутника и первого космонавта), «огненные гости» все чаще стали принимать образ инопланетных астронавтов. Сексуальные контакты стали теперь входить в «программу исследования и улучшения человеческой расы». Если раньше от союзов огненных змеев с женщинами рождались кикиморы, то сейчас от «инопланетян» рождаются некие «человеческие гибриды». Если раньше человеческих детей крала или подменяла нечистая сила, то теперь этим занимаются «благородные и высокоразвитые инопланетяне».
Исследователь фольклора Н. Козлова отмечает, что в поздних воззрениях о мифическом любовнике (вторая половина XX века) отсутствует образ змея. Иными словами, свидетельницы уже не видят летающее существо, они просто контактируют с инкубами, которые появляются «из ниоткуда» (либо проникают через двери, окна, стены и т.п.).
2. Огненных змеев отпугивает повышенный электромагнитный фон в городах и поселках. Связано это с электрификацией населенных пунктов и постоянным повышением числа всевозможных электрических приборов (линии электропередач, мобильная связь, радио, телевидение и т.д.).
Мифология народностей Дагестана
Несколько веков дагестанцы исповедуют ислам, но до сих пор в высокогорных селениях еще сильны суеверия. В Дагестане нет общего наименования мифологических персонажей с одинаковыми функциями, почти каждый из народов имеет своих богов. Все мифологически существа условно можно разделить на несколько категорий.
1. Покровители рек, озёр, морей, горных вершин и т. п., а также охотников. Существуют легенды о хозяевах диких зверей, пасущих и доящих оленей и туров. Они дарят охотнику дичь, убивать которую без их разрешения воспрещается, а ослушник всегда наказывается. К их числу относится Абдал (у цахуров и лакцев). Иногда крадет из утробы матери еще не родившегося ребенка и делает его пастухом туров. Со временем ребенок становится Абдалом.
У аварцев покровители охоты - Будуалы, выступающие группой. Грешных людей забрасывают камнями, безгрешных же пропускают беспрепятственно. Иногда угощают охотника, при этом собирают кости съеденного животного и оживляют его после трапезы. По поверьям, если осенью на высохшей траве обнаружатся следы Будуалов, то будет засуха, но если подняться на гору и сделать жертвоприношение, то пойдет дождь. По некоторым поверьям забирают к себе невинных детей из утробы матери для замены умершего Будуала.
У лезгин особо почиталось божество земледелия и скотоводства Гупар.
2. Домашие духи (домовые). Этот образ распространен почти у всех народов. Местом обитания «домового» считается центральный столб дома. По поверьям, домовой может препятствовать краже скота, его падежу. По преданиям аварцев и рутульцев, «домовой» внезапно появляется перед вором при попытке кражи домашнего скота и тем самым препятствует ее совершению. Однажды вор намеревался украсть овцу. Как только он дотронулся до шерсти овцы, перед ним предстала женщина необычайной красоты и шерсть овцы тут же засияла неземным светом. Женщина повелительно сказала: «Не тронь овцу!» Вор убежал, не чуя под собой ног.
Лакцы называют домового Аццалов. Он бывает добрым и злым. Оказывает помощь обитателям дома. Иногда же начинает душить спящего. От него можно избавиться, сорвав с него ожерелье и бросив в маслобойку.
У татов - Нумнегир «имя, которое не произносится», у дидойцев – Кине, у даргинцев – Куне, у лакцев – Кини (или Кяла чири «белая борода»), у рутульцев – Тушедрышбе, у аварцев – Бакараб рух. Это добрые духи, покровительствующие роду, семейному очагу, приносят в дом изобилие. Они невидимы, но могут показаться в облике кошки, хомяка, змеи с ногами и золотыми рогами. Увидевшему Кини, суждено счастье. В представлениях же даргинцев Куне – женщина высокого роста, с большими грудями, с красными до пят волосами. Никогда не причиняет зла, но ее уход из дома предвещает беду.
В мифологии лакцев существует хозяйка ветров (Чассажи), существо с длинными распущенными волосами. Живет в доме, находящемся в безлюдном месте. На людей, совершивших дурные поступки, насылает ветер, сметающий все на пути. Для ее умилостивления вытапливают на огне сало жертвенного барана. Мантули, Лки хллу (длинная коса) – у лакцев добрый горный дух в облике девушки с длинными золотистыми волосами. Живет в пещере. Помогает женщинам в их домашней работе, но об этом никто не должен знать. Согласно мифу, женщина, разболтавшая о ее помощи, была жестоко наказана – ее дом был разрушен, дети погибли.
Таты же представляют своего «домового» в облике ласки или большой крысы. По поверьям шкурка животного, прибитая над постелью роженицы, больной, может предохранить их от беды. Появление же домового рассматривается как предвестник несчастья.Тушедрышбе – у рутульцев добрый дух, покровитель ковроткачества.
Кроме доброго домашнего духа, по поверьям дагестанцев, существует и злой домашний дух. Кушкафтар – в мифологии табасаранцев, лезгин, рутульцев (Кашкафтар), цахуров (Ална йед), лакцев (Кавтар кари) – злой дух, в образе безобразной старухи с острыми, торчащими изо рта клыками, горящими глазами, с нечесанными длинными волосами, большими грудями. Живет с дочерью в лесу, похищает детей и сжирает их ночью.
Гамалакар – злой дух в мифологии жителей с. Шуланиб, антипод доброго духа, покровителя ковроткачества. Он собирает клубки ниток как подаяние в семьях, где были девочки. Если ему давали клубок ниток, который пряла не сама девочка, то дух отвергал подношение. Иногда Гамалакар требовал мальчика. Тогда ему в качестве выкупа давали нож. Представляется существом без рук, без ног, с кожаным мешком, наполненным шерстью.
Сухасулу – в мифологии лакцев, аварцев (Кегилу), лезгин (Квал), рутульцев (Хварц), табасаранов (Хварс), цахуров (Курчел) – имеет вид старухи в лохмотьях, с дряблыми грудями, распущенными волосами. Живет по закромам, наваливается на человека и душит его. Служит человеку, которому удалось похитить ее ожерелье. Квал принимает облик старика или домашних животных.
Аварский Бакараб рух и лакский Кяла Чири бывают, добрым, приносящим в дом достаток, или злым, приносящим в дом постоянную нужду. Предстает в облике мужчины с белой бородой в белоснежной одежде. Дух является верхом на коне, требуя еды. Те, которые насытили его, вознаграждаются благополучием; отказавших ему в еде – наказывает нищетой.
Лезгинский домашний дух, Квал, также выступает и как добрый (в образе доброго старика), и как злой дух. Появляется ночью и пытается задушить спящего. Иногда представляется с вывернутыми назад ногами, что сближает его с чертями. Домовой кумыков Басдырыкъ, также имеет привычку нападать на всех. Но чаще он нападает на больных хронической болезнью. Из-за этого его называют джинни азгъаны «худой измельчавший».
Андийский домовой Челкан, домашний дух в образе кошки, напоминающей своим обликом человека, хотя никого и не душит, но может вызвать у грудных детей кровь из носа, отчего они умирают. Кибирхан – у даргинцев, посещает избранных людей к большой удаче или к большому несчастью, к перемене судьбы. Тому, кто сможет у него спросить «Что мне?» он предсказывает судьбу.
Хегело – злой дух у аварцев, сотворенный из обожженной глины. Ночью начинает душить спящего, не давая ему заговорить, крикнуть.
Цыр – у рутульцев плачущий дух. Просит жертвоприношений. Представляется в образе мужчины в черном или в образе белых мотыльков.
3. Божество огня. У лезгин Алпан, у лакцев Вилах. Обиталище духа – очаг дома. В прошлом горцы сохраняли в очаге тлеющий огонь. В очаг запрещалось плевать, выливать воду, бросать мусор и т.п.
4. Небесные божества. У лакцев - Барз, лезгин (Варз), даргинцев (Бадз), аварцев (Моз) – божество луны. Имеет облик прекрасноликой девушки. Распространен сюжет о пятнах на луне. Луна и солнце когда-то были влюблены друг в друга. Но луна стала хвастаться тем, что она красивее солнца и на нее смотрят больше чем на него. Тогда солнце бросило на лик луны комья несмываемой грязи, отсюда – пятна. Обидевшись, луна убежала от солнца, которое поняло свою вину и тщетно пытается догнать луну. Горцы Дагестана наделяли луну и солнце обликами девушки и юноши, в одних мифах они считались братом и сестрой, в других - возлюбленными. Особо почитаются божества грома и молнии Асс (у лакцев), Арш (у цахуров), божества дождя Зювил (у лакцев), Гудил (у табасаранцев), Гуди (у рутульцев), Годей (у цахуров), Пешапай (у лезгин).
5. Олицетворения болезней. Так как жизнь горцев очень сурова, то и в мифологии преобладали злые духи. Большую роль играли олицетворения различных болезней (шайтаны). У дагестанских народов шайтаны - это существа, обросшие волосами, с вывороченными ногами и руками, ростом меньше человека. Живут они в уединённых местах, ведут тот же образ жизни, что и люди: справляют свадьбы, рождают детей (при трудных родах приглашают женщину-повитуху); любят кататься на лошадях. Иногда принимают облик знакомого человека. Унтул эбел (Мать болезней), Рукъурлъи ила, Гадалъи ила – у аварцев дух, предвещающий несчастье. Если она назовет человека по имени, он умрет, если попросит еду – ожидается голод, тряпку - не будет мануфактуры, шкуру – мор скота. Чтобы умилостивить ее и уберечь себя от бед, надо дать ей выкуп.
Залзанагый, Йдлаин, Унтун, Эбл, Рукурли ила, Годаги ила, Аццалав – в мифологии рутульцев, аварцев, ийцев, ботлихцев и лакцев – злой дух, в облике женщины огромного роста, с длинным носом, нечесаными волосами, в лохмотьях. Ее появление влечет болезни, войны, голод и т.п. От нее можно откупиться едой или старой одеждой.Мамов, Молу – в мифологии лакцев, андийцев, даргинцев-акушинцев, татов, аварцев-андалальцев – духи, покровительницы рожениц. По другим поверьям - опасные, злобные духи, насылающие на детей болезни и смерть. Имеют облик старух в белых или черных одеждах.
6. Тотемы. У многих горских народов существовали тотемические представления. Тотемами выступали предки людей медведь, корова, собака, конь, орёл. Значительна роль змеи; у аварцев и лакцев змея - добрый дух, покровитель дома, у гидатлинцев - олицетворение воды, дождя и молнии.
7. Дикие люди. Галхулчи – у аварцев дикий человек с топором в груди. В некоторых преданиях выступает саблегрудая женщина, «Дангъалай». У других народов известны «Темиртеш» («Железная грудь»), «Кылычтеш» («Саблегрудый мужчина») – у кумыков, «Рикирал дак» («Грудь топором») – у лакцев, «Старец-кине» («Старец-призрак») – у даргинцев. Враждебен человеку, которого старается погубить при встрече с ним в лесу.
Рохдулай у аварцев воплощение злой женщины огромного роста, с вывернутыми назад ступнями, длинными черными волосами на ногах, одетой в лохмотья. Обитает она в скалах. Человек, увидев ее, заболевал и, мучимый лихорадкой, умирал. Она вступает в поединок со встреченным ею человеком и всегда одолевает его. Убить ее может только злаковый бульон
Возможно из-за того, что в мифологии Дагестана существовало много различных божеств, горцы так быстро приняли зороастризм. Он легко вписывался в древние местные верования, в основу которых было положено поклонение силам природы - солнцу, огню, воде и земле, без которых не мыслил себя человек-земледелец и скотовод.
Мифотворчество, составляя одну из основных форм понимания человеком окружающего мира и осмысления себя в нем, представляет собой важнейшее явление в культурной истории человечества. Кавказская мифология, к которой относится и аварская, сложилась в глубокой древности. О существовании в древнем Дагестане мифологии свидетельствуют результаты исследований археологов, этнографов, искусствоведов, фольклористов.
Эти исследования донесли до нас мифы о культе близнецов, о покровителях охоты, зверей, богоборческие, космогонические (о мироздании, о происхождении тех или иных явлений природы) и т.д. Культ божества плодородия, благодати, культ богини матери имел распространение как в мифологии и фольклоре, так и древнеземледельческих памятниках искусства горного Дагестана.
У народов Дагестана нет общего наименования верховного божества. В фольклоре аварцев его называли Бечед, Цоб, у лакцев - Зал, у кумыков - Тенгри и т.д. В данной статье мы остановимся на наиболее характерных для аварского фольклора мифологических персонажах. Здесь в трансформированной форме сохранились персонифицированные образы Ракьул эбел (Мать земли), Лъадал эбел (Мать воды), Гьорол эбел (Мать ветра), Унтул эбел (Мать болезней), которые изначально, видимо, восходили к образу матери-созидательницы.
В процессе исторического развития эти образы трансформировались, претерпевали существенные изменения и представали иногда как антиподы божества. Так, первоначальная функция Гьорол эбел, доброго духа или божества, покровительствующего социально-обездоленным, отчетливо проявляется в волшебной сказке «Мать ветра». В признательность за умелое выполнение своего поручения она окунает падчерицу в золотое озеро. В позднейшей стадии развития Гьорол эбел изображается как враждебная человеку сила в облике женщины с распущенными волосами, в изорванной одежде.
К древнейшим мифологическим воззрениям восходят представления о духах, приносящих болезни. Нам представляется, что первоначально Унтул эбел (Мать болезней) была добрым божеством или духом. Так, по верованию жителей сел. Зубутли Казбековского района, Унтул эбел может и напустить болезни, и исцелить больных, т.е. в такой трактовке образа сохранились изначальные магические функции доброго духа; в горных же районах она олицетворяет только зло. По рассказам, Унтул эбел демонологический персонаж, имеющий облик нагого ребенка с жестким, как кора дерева, телом.
По верованию аварцев сел. Анди, Миарсо Унтул эбел - существо в тряпках -полуплоть, полудух, женщина огромного роста, лица которой со впалыми щеками и длинным носом не видно из-за рыжих волос. Обычно она появляется в селении неслышно, ночью. Приход ее предвещает болезни, эпидемии. Чтобы умилостивить ее и уберечь себя от бед, надо дать выкуп, жертвоприношение, еду, старую одежду.
В сел. Хунзах Мать болезней называли еще Ухьила хер (Стонущей травой). По поверью, услышавший стон этого мифического существа должен задобрить его обещанием, произнося распространенные в народе-заговоры: «Дам тебе масла помазать потрескавшиеся руки, ноги», или «Иди вверх на гору, вниз по реке, перейди на траву, на землю». Форма словесного обращения-изгнания служит средством воздействия на дух.
Особый интерес представляют рассказы о голодном духе. Вера в загробную жизнь, почитание предков, страх перед мертвецами, видимо, стали основой для возникновения представления о голодном духе. Душе умершего, которая не получает жертв в народе дается название Бакъараб рухI (Голодный дух). По народному верованию, он старается вымещать на людях свое недовольство, мстит им за то, что они не совершают жертвоприношения, чтобы успокоить дух умершего.
Аварцы представляли Бакъараб Рух существом огромных размеров, достигающего неба. У него огромные, похожие на человеческие, руки и ноги. В с. Хиндах Шамильского района считали, что он бывает черный - злой или белый - добрый. Разнообразны, разнолики мифологические персонажи аварцев, восходящие в своей основе к отдаленной древности и рассказывающие о связях их с миром природы. Древние духи, божества обладали таким реликтовым общим признаком, как олицетворение плодородия, изобилия.
Редкий архаичный мотив превращения братьев в горы сохранился в андийском мифе «Бахарган и Моду», записанном X. Сайпуевым в сел. Рикваниб. В этом чудом сохранившемся мифе повествуется о верховном боге аварцев Цобе и его сыновьях-близнецах (Бахарган и Моду), непорочно зачатых от земной женщины. По наговору завистливых людей жестокие боги превратили одного брата в скалистую гору Бахарган, другого - в гору Моду покрытую пышной растительностью. После смерти матери сердце ее захоронили в центре горы Моду, у ее подножия - один глаз, а другой - у основания горы Бахарган. Из глаз матери и по сей день текут слезы, со скалистой горы капает холодная, леденящая вода, с живописной горы Моду - теплая, целебная.
Горы Моду, Бахарган выступали у андийцев как своеобразные культовые центры. По мифологическим сюжетам, бытовавшим в этом регионе, на вершине горы Бахарган обитало сообщество божеств, чье существование было уподоблено образу жизни людей. Верховным божеством их считался Цоб.
Одним из древнейших образов является образ покровителя дома, домашнего очага. Таков древнейший образ змеи, которая выступает в представлениях, верованиях горцев как символ богатства, благополучия и плодородия. По верованию гидатлинцев, от ее прикосновения разрастается все живое. Аналогичные образы встречаются и у других народов. По гидатлинским преданиям, домашний дух, представленный в облике женщины необычайной красоты, заботится о сохранности скотины. Позднее функции покровителя дома переходят к гостю, который, согласно народным представлениям, священен и неприкосновенен, он вносит в дом баракат (благополучие), мир, согласие, отводит беду.
Рассказывают, что в прошлом люди находили утром дома вычесанную домашними духами шерсть, вытканные ими ковры, паласы, выделанные бурки и т.д. По верованию зубутлинцев, Темирхъо - всевидящая молодая невеста, которая непосредственно управляет процессом изготовления войлочного паласа, незримо присутствует между женщинами, прессующими палас, магически воздействует на ритмичность их движений. В сел. Андых Советского района Темирхъо выступала и как покровительница пахоты.
В сел. Шуланиб Гунибского района бытуют рассказы о мифологическом персонаже ГIамалакIар. Это существо без рук, без ног, с кожаным мешком, наполненном шерстью. В семьях, где были девочки, ГIамалакIар требовал как подаяние клубок ниток или дочку (клубок ниток на аварском языке обозначается словом «г1амал», вероятно, отсюда и произошло имя этого персонажа). Когда ГIамалакIар требовал мальчика, ему в качестве выкупа давали нож. Говорят, что у тех, кто не давал ему подаяние, ГIамалакIар забирал детей.(«Открытый Дагестан»).