Озеро, названное Поганым, просто обязано пугать народ всякими былями и небылицами. Местное население – мордва - генетически лесные жители, их на русалочий испуг не возьмёшь. Поэтому в Старом Пичеуре легенды имеют скорее романтический, чем мистический характер.
Рассказывают, например, что обручённая невеста уронила как-то в озеро колечко. Жених сильно осерчал, потому что не поверил девушке и обвинил её в коварной измене. Невеста совершила суицид путём утопления. После её похорон сердитый жених пошёл к роднику под горой умыться. Наклонился он к воде. Глядь, - а на дне то самое колечко сверкает. Не обманула невеста: колечко она обронила в озере, а наружу его подземная река вынесла. Понятно, что жених совершил джентльменский поступок: он женился и свою третью дочь назвал в честь бабушки безвинно погибшей барышни.
Говорят, так же, что по берегам озера любит гулять леший. В глаза его никто не видел, но запоздавшие рыбаки слышат порой, как без ветра ломаются ветви деревьев и как человеческим голосом кричат берёзы и осины. Случаются на озере истории вполне вероятные. На Поганке очень активно растут сфанговые мхи. Ковёр из них выдерживает вес человека.
Есть два довольно больших плавающих острова из мха, на которых растут деревья. Как-то заезжий рыбак разбил под деревом палатку неподалёку от своей машины. Когда он утром проснулся, то не увидел ни машины, ни берега. Ночной ветер отогнал плавучий остров с рыбаком и его палаткой на середину озера. После того случая в больнице имени Карамзина стало одним пациентом больше.
Мордовская владычица вод - Ведява
Не одну сотню лет ходят по нижегородской земле сказки, предания и рассказы о русалках. Однако истинные хозяйки вод в нашем крае - вовсе не русалки, потому что согласно древней мифологии коренного населения края, поволжских финнов - эрзи, мокши и исчезнувших на сей день терюхан, в каждом водоеме юга Нижегородской области живет мордовская владычица вод - Ведява.
Олицетворяя опасность водной стихии, образ Ведявы вызывал у людей чувство страха. Они верили, что Ведява могла не только утопить, но и наслать болезни, если не совершить жертвоприношение ей. Полагали, что Ведява покровительствует любви и деторождению. Она будто бы может рассердиться на мужчину или женщину и обречь их на бесплодие. Бездетные женщины просили Ведяву дать им детей, устраивали особые моления (ведьозкс). В то же время люди понимали, что без воды не может быть жизни: она делает плодородными поля, луга, леса, в реках и озёрах можно ловить рыбу и т. п. Поэтому в произведениях устного народного творчества образ Ведявы наделён не только отрицательными, но и положительными качествами.
Русалочка, да без хвоста
Этот случай произошел в эрзянском селе Акузово Сергачского района. О нем мне рассказала пожилая знахарка Зоя Семеновна Сорокина. Было это после войны. Шла ее крестная вдоль берега Пьяны. Глядит, на высоком берегу сидит нагая женщина и волосы гребнем расчесывает.
Лица ее не видать, а волосы длинные-предлинные. Хотела было подойти любопытная крестная к женщине, однако та, завидя ее, вдруг вскочила, громко захохотала и спрыгнула с высокого обрыва в омут. А всплеск был таков, что вода вышла из берегов. Только тогда поняла баба, что не смертная женщина это была вовсе, а эрзянская богиня, дух вод - Ведява.
И действительно, мордовское языческое божество - дух вод - Ведь-ава («ведь» - вода, «ава» - мать, женщина) в религиозных верованиях мордовского народа представляется как высокая, красивая, обнаженная женщина, сидящая около водоема и расчесывающая гребнем длинные русые, белые или зеленые волосы. У соседних марийцев тоже есть аналогичный персонаж - Вуд-ава. В отличие от славянской утопленницы с рыбьим хвостом - русалки, Ведява представляется с ногами и имеет более привилегированный - божественный статус.
Кстати, вместе с ней в легендах живет седобородый мужской дух Ведь-атя - водяной-старик, который считается мужем женского божества. Тем не менее главенствующая роль в мордовской мифологии отводится именно женским божествам, а все потому, что архаичные верования в эти божества возникли в эпоху матриархата.
Обширные этнографические материалы эрзи, мокши и терюхан свидетельствуют, что человек отождествлял богов и духов с теми природными объектами, которые, в первую очередь, пользовались почитанием у него самого. А одной из самых необходимых и в то же время опасных сред в жизни людей, конечно же, была вода.
С глубокой древности эта стихия пугала людей. Кроме того, что они ежечасно могли утонуть, разливами смывало плотины, сносило и подтапливало мельницы, дома, заливало дождями посевы земледельцев. И наоборот, вода была необходима человеку для жизни, хозяйства, земледелия и промысла: люди ловили рыбу, охотились на бобра, водоплавающую птицу. Именно поэтому особым почитанием пользовался культ духа - покровительницы воды.
Нравом строгим отличалась…
Зачастую в преданиях, сказках, песнях, быличках эрзян и мокшан Ведява описывается как вредоносный, опасный, злобный дух, случайная встреча с которым сулит людям большие неприятности, а нередко - и скорую смерть. В этих рассказах властная покровительница воды выступает как неизбежная карающая сила или как злой дух, пророчащий смертным огромные несчастья.
Согласно воле Ведявы умирают взрослые и дети, гибнет домашний скот, приходят в упадок домашнее хозяйство и лесные промыслы. Неотвратимые наказания мордовской водной владычицы распространялись на людей, нарушивших древние заповеди. Так, согласно традиционным религиозным представлениям мордвы и других поволжских финнов, людям запрещалось стирать в водоемах со стоячей водой (в озерах и прудах), рубить близко стоящие к водоемам деревья, допускать попадание грязи в священные источники и уличные колодцы.
Считалось, что Ведява и ее муж Ведятя живут в глубоких омутах и могут утопить человека: согласно мокшанским, эрзянским и терюханским верованиям, они забирают на дно ровно столько людей, сколько им надобно. Еще совсем недавно духом воды пугали детей: «Смотрите не ходите купаться, а то вас Ведява на дно утащит».
Правда, иногда водные духи якобы щадили людей, которых топили, выталкивая бедняг на берег своими холодными руками. Поэтому если тонущий человек все же оставался жив, он тот час был обязан раскланяться водным божествам, а после отблагодарить их деньгами - 5 или 10 копейками, а еще пшеном и хмелем для изготовления «пуре» - мордовского национального алкогольного напитка, приготовленного на основе меда и перги.
«Они (духи воды - Авт.) уж больно бражке рады и вину тоже», - рассказывают местные старожилы.
Если же каким-то образом на берег выплывала тонущая молодая девушка, она также благодарила Ведяву - бросала в реку или озеро или кольцо, или платок, или сережки. О случае чудесного спасения утопающего мне рассказала все та же Зоя Сорокина. По ее словам, пошел как-то вечером парень из ее земляков порыбачить на реку Пьяну. Да вот беда - был он выпивши, а потому оступился, упал в глубокий бурлящий омут и стал тонуть.
Только начнет бедняга выплывать на поверхность, чуточку глотнет воздуха, да не тут-то было, чьи-то цепкие холодные руки снова тянут его в речную пучину. Когда же неведомая хватка ослабла, парень что есть силы оттолкнулся от вязкого дна и, выплыв на речную поверхность, стал гневно браниться. Его проклятья были настолько страшны, что невидимое существо испугалось и уплыло прочь.
Необычную историю мне рассказала мокшанка из Саранска - Марина Агеева - корреспондент национальной радиопрограммы. Ей поведал об этом дядя, Николай Сяткин из мокшанского села Атюрьево. «Утонул там, в речке, маленький ребенок. Мужики все дно обшарили. Ну, нет, нигде не могут тело найти. Тогда мать утопшего ребенка пришла на берег с чашкой, в которой была жертвенная пища - домашний ржаной хлеб и воткнутая в него свеча. Помолилась Ведень Кирди - Ведяте (держателю, хозяину воды - старику водяному) и Ведень Кирди - Ведяве (хозяйке воды).
А напоследок женщина и говорит: «Раз вы уж забрали душу ребенка, то верните нам хотя бы тело, чтобы похоронить по-человечески». И пустила чашу в воду. Та поплавала-поплавала, покружилась-покружилась, да у бережка и утонула. Там и нашлось тело».
…И водицы не жалела
Среди мордвы ходили и другие поверья. Мол, Ведява может не только утопить человека, но и наслать на него тяжкие болезни, любой недуг. Считалось, что посланные людям Ведявой болезни и страдания не вылечит никто: человек перекупался, упал в воду, провалился под лед, простыл... Или долгое время после свадьбы молодые не могли зачать дитя, и тогда бедные женщины шли на берега источников и совершали там таинственные моления, обращаясь к водной владычице с просьбами о ниспослании им «чадородия».
А некогда Ведява считалась богиней плодородия. И водой, взятой из ее чертогов, земледельцы орошали поля, значит, лишь у нее одной следовало просить дождя в засуху. Но если в русских селениях Нижегородского края прошение о дожде проходило с обязательным шествием вокруг села крестного хода, во главе которого селяне, а зачастую и священники, несли языческие православные иконы, то будучи уже давно православной мордва предпочитала проводить «моление о дожде» совсем иначе. Хотя в ее языческих молянах прослеживалось и множество православных мотивов. В засушливые годы мокшанские и эрзянские земледельцы-садоводы-огородники, как и в былую старину, обращались к водным духам, выспрашивая у них дождя. (Дмитрий Карабельников, краевед).
Кикимора с младенцем на руках
Леса - это не просто поросшие деревьями участки местности. Это очень сложные биологические системы, состоящие из растительности, животных, птиц и… еще каких-то странных существ. Их часто именуют по названию местности, где они живут: леший, водяной, болотник и т.д.
С одной стороны, они как будто и сказочные, и обладают совершенно невероятными, с точки зрения современной науки, свойствами: могут становиться в рост с деревьями, а могут быть и ниже травы, живут на воздухе, но способны существовать и под водой. Но есть и другая сторона. В ней они обретают плоть и действуют как вполне реальные разумные существа. Попытаемся разобраться в их поведении на примере «лесных жительниц». В сказках они встречаются реже, чем мужские «особи», зато поведение их более объяснимо.
В существование лешачих, русалок, кикимор и других лесных баб, живущих в дремучих чащах, на болотах, в реках или озерах, верили издавна во всех русских деревнях. Но вот что странно: почему-то эти «сказочные существа» вместо того, чтобы спокойно жить в глухих непролазных лесах, упрямо держались около людей. Их постоянно встречали охотники, выходившие на ранней зорьке пострелять уток, бабы, собиравшие в лесу ягоды, мальчишки, сторожившие коней в ночном. И вот что странно: описания их внешнего облика, поведения, удивительных способностей у крестьян, живших в южных губерниях, практически не отличались от рассказов жителей северных окраин.
Сегодня такие встречи редко, но происходят. Причем описания странных существ женского рода практически не изменились. Чаще всего лесная баба имеет облик знакомой по народным сказкам кикиморы. Вот, например, с каким чудищем встретились молодые парни на лесной дороге около мордовского села Аскулы: «Все случилось на обратном пути, когда вся подвыпившая ватага переезжала мостки на дне глухого Тайбакского оврага. Впереди на дороге вдруг показалась неясная, будто закутанная во что-то белое фигура. Подъехав поближе, парни вмиг протрезвели: перед ними стояло настоящее страшилище. Вроде женщина, но жуткого вида, громадная, нагая, укрытая до самых пяток лишь копной лохматых волос».
Таких чудовищ до сих пор можно встретить возле глухих сел и деревень Самарской Луки, из которых выехали почти все жители. Называют их здесь по-разному: лишенками, русалками, а чаще шишигами. Бродят они, голые и раскосмаченные, по лесам и болотам и особого вреда людям не наносят. А вот подшутить, особенно над мужчинами, шишиги любят. Нырнет, например, парень в пруд, а они подкрадутся, и давай его щекотать. Могут и у ребят, которые лошадей в ночном пасут, одеяло утащить.
В то, что шишиги - не выдумка, а действительно существуют, верят в деревнях на Самарской Луке все: и мал, и стар. Да как можно не верить, если был случай, когда шишигу поймали в лесу, точнее, не поймали, а нашли, замерзшую от холода. Вот как описал этот случай краевед Юрий Киевский в мордовском селе Торново. Однажды трое братьев, отправившись зимой за дровами, откопали в сугробе «виряву», так называют здесь лесную женщину: «голая, волосы длинные, пальцы длинные». Замерзла она, лежа на снегу, и стала «твердой, как колодка». Парни привезли виряву в избу и стали отогревать на печи. Когда та «оттаяла» и ожила, то принялась безудержно хохотать. Человеческой речи не понимала, одежду с себя срывала, от людей испуганно пятилась. Подумали, подумали мужики, да и отвезли виряву в лес, где ее нашли.
Но не всегда лесная баба имеет облик кикиморы - костлявой, угловатой женщины, порой она больше похожа на огромную обезьяну. Но вот что удивительно: все эти лесные существа, как бы они ни выглядели, любят подшутить над пришедшими в болото или на берег озера парнями. Произошел такой случай далеко от Волги на Кольском полуострове. Пришел на берег Сейдозера молодой лесоруб, так его там едва не задушила в объятиях лесная волосатая красотка.
Парень рубил толстое дерево, когда вдруг почувствовал легкое похлопывание по плечу. Он удивленно обернулся и увидел огромный волосатый торс, поднял глаза и… так и остался стоять с открытым ртом. Над ним возвышалась особь женского пола. Лесной «красавице» такое поведение парня явно не понравилось, и она просто-напросто зашвырнула его в кусты. До смерти испуганный лесоруб бросился к лодке, завел мотор и отдышался только тогда, когда отплыл далеко от берега.
Довелось встретиться с «лесной бабой» и великому русскому писателю Ивану Тургеневу. Прямо можно сказать, ее назойливое внимание произвело на него неизгладимое впечатление, которым он поспешил поделиться со своим французским другом Ги де Мопассаном. Во время своей поездки в Полесье писатель встретился на берегу реки с волосатой женщиной. Увидев Тургенева, женщина пришла в восторг и бросилась к нему, «издавая звериные крики». Но Иван Сергеевич не оправдал ее надежд и поспешил удалиться от места неожиданной встречи.
Кроме чувства юмора, правда, порой довольно примитивного, есть еще одно свойство, сохраняющееся у всех лесных баб вне зависимости от места их обитания: любовь и бережное отношение к детям. Несмотря на их страшный, волосатый облик, маленькие ребятишки их совершенно не боятся. И правильно делают, потому что не было ни одного случая, чтобы лесные бабы обидели ребенка. Наоборот, они весьма неравнодушны к голеньким человеческим «детенышам», заботятся о них, хотя порой и пытаются их «умыкнуть» или обменять на своего - волосатого.
В районе Северного Урала, к примеру, произошла вот такая история. Пропала пятилетняя девочка. Вся деревня бросилась искать ее в стоящем у самых изб густом лесу. Мать ребенка была безутешна от горя. Нашли девочку на следующий день, причем там, где неоднократно проходили люди. По словам девочки, кто-то в «теплой шубе» долго носил ее по лесу, а затем посадил на дороге. А вот другой случай, также произошедший на Урале. Маленький ребенок стал исчезать из дома чуть ли не каждую ночь. Возвращаясь по утрам, он объяснял родителям, что был в лесу, где у него «есть другая мама».
Но самый невероятный случай «появления другой, лесной мамы» произошел в деревне Михалево Черемисинского уезда еще до отмены крепостного права. О нем поведал дьякон Храма Преображения Господня. Дом исправного мужика Ивана Галкина стоял на краю деревни. Однажды утором Иван, лучший столяр деревни, отправился чинить барскую карету. Его жена Настя прицепила колыбельку с малюткой к ветке яблони, выросшей у самой избы. Мать ненадолго отошла, а возвратясь, обомлела: колыбелька была пуста, а за плетнем мелькнула чья-то темная спина.
Истошно закричав, она схватила висевший на стене цеп и бросилась вдогонку. Догнала, замахнулась цепом - и тут похититель ребенка обернулся. Это была лешачиха, ростом вершков на десять выше ее, вся в шерсти, только лицо светлое. От ужаса Настя замерла, еле-еле подняла руку, чтобы перекреститься, а рука, словно не своя, каменной стала. Заплакала Настя от горя, даже не заплакала, а заскулила протяжно и жалобно. И тут лешачиха сделала три больших шага к ней и протянула на вытянутых руках ребенка. Отдав младенца, лешачиха фыркнула и быстро, не оглядываясь, пошла к лесу.
Прошло несколько лет. Малышка, ее тоже назвали Настенькой, превратилась в красивую, смышленую девчушку. Родители не могли нарадоваться на нее. А на седьмом году снова случилось несчастье. Днем, бесшумно, как и в первый раз, проникла во двор «лесная баба». Легко перепрыгнув через высокий забор, она совсем по-человечески поманила девочку пальцем. На глазах у перепуганной матери та встала и спокойно подошла к лешачихе. Лесная баба осторожно взяла ручку Настеньки в свою лапищу, повела малышку к калитке, отворила ее и, не торопясь, отправилась в лес. На дворе осталась только несчастная мать, заворожено глядевшая вслед лешачихе, уводившей ее дочку.
На десятый день произошло чудо: Настенька вернулась домой. Вернулась спокойная, словно и не была похищена лешачихой и утащена в дремучий лес, а гостила у своей бабушки, в чистом платьице, с аккуратно заплетенными косичками. На расспросы не помнящей себя от счастья матери отвечала охотно. Лепетала что-то о добрых дядях и тетях, которые ее встретили в лесу и накормили вкусной едой. С удовольствием вспоминала, что «спала в колыбельке, только на мху». И вот что очень интересно. После своего посещения «лесных дядей и тетей» у Настеньки открылись удивительные способности: простым наложением рук она начала лечить своих односельчан.
В случае с Настенькой у лесной бабы - лешачихи отчетливо проявляются два свойства, которые вполне можно назвать экстрасенсорными. Во-первых, она явно способна лишать людей возможности двигаться, во-вторых, может пробуждать в людях, особенно в детях, скрытые в них способности, например к лечению или предвидению.
Еще одна характерная черта «лесных существ» - это способность заворожить человека. Все встретившие озерных или болотных баб рассказывали, что их руки и ноги каменели. Они были не способны ни бежать, ни звать на помощь. Правда, этого и не требовалось - всех завороженных отпускали домой подобру-поздорову. Порой озерные, болотные и речные бабы могли не просто заворожить, а отвести глаза людям. Вот человек видит лохматое или костлявое существо женского пола, а через мгновение он не понимает, как он мог принять пень, дерево или куст за человека.
Вот как весьма образно описывает «лесных баб», встреченных в горах, криптозоолог П. Ельцин: «…Вход в ущелье был широким, и поначалу дорога шла в стороне от реки. Она закончилась у поселка пчеловодов Лабиджой. Наиболее нетерпеливые исследователи с проводником уже скрылись за поворотом ущелья, а я как замыкающий инструктор должен был идти последним. Пройдя шаткий мост перед осыпушкой, задержался, чтобы набрать свежей воды.
На некоторое время я остался один на один с водой и скалами. Шагая по тропе и прислушиваясь к разным звукам, не заметил, как ущелье слегка расширилось после моста. В 10 шагах я увидел сидящую на камне старуху с палкой в руке. У ног ее лежала сумка с крошками еды. Как она здесь оказалась? Возможно ли, чтобы местные старухи ходили из аула в аул через высокогорные перевалы? Подобные мысли вмиг пронеслись в сознании, и мне стало жаль женщину.
- Сынок, дай что-нибудь голодной женщине, - попросила она. Я сбросил рюкзак и развязал его. Достал все, что можно было есть из незаконсервированного, и отдал ей.
- Будь здорова, матушка! - сказал я и продолжил свой путь. Через несколько шагов что-то заставило меня оглянуться. Женщина шла бодрым шагом вниз так, как будто ей было не семьдесят, а тридцать. Я удивился ее прыткости и снова повернулся навстречу течению. Спустя несколько шагов, я не выдержал и снова обернулся. К моему великому удивлению вместо старухи я увидел молодую девушку, которая глядела мне вслед и широко улыбалась во весь рот, обнажив прекрасные жемчужные зубы. Ветхой одежды как не бывало, легкое платье облегало ее молодое тело, развеваясь на ветру, сумка и клюка также исчезли… Через секунду ее уже не было видно за поворотом. Через несколько минут я догнал группу, которая расположилась на отдых… Как оказалось, никто из группы не встретил на узкой горной тропке странную старуху, зато все видели лежащую на тропе гюрзу, некоторые заметили вдалеке варана. Откуда взялась старуха-молодуха? Таджики поговаривали, что местные «снежные люди» вполне могут, когда надо запутать, загипнотизировать даже большую группу людей, так что они вместо лохматого монстра увидят кого угодно - и мирную козочку, и змею».
А теперь подведем итоги. Но сначала поинтересуемся мнением двух ученых: самого известного в России криптозоолога Майи Быковой и доктора биологических наук Валентина Сапунова.
По мнению М. Быковой, наши предки, зародившиеся в Африке, в какой-то момент, по неизвестным пока ученым причинам, мигрировали через Азию в Европу. Здесь они столкнулись с более молодым видом - неандертальцами. Этот вид развивался параллельно с человеком, но шел по другому пути. Его представители обладали сильнейшими способами биологической защиты: волевым внушением или, точнее, принуждением. Очевидцы утверждают, что представители этого вида, его часто называют «снежным человеком», разговаривали с ними, не разжимая губ. Кроме того, они обладали даром к «оборотничеству», либо «отводу глаз». Порой было неясно, кто идет рядом с тобой - то ли человек, то ли собака, то ли овца.
На схожих позициях стоит доктор биологических наук Валентин Сапунов. Он считает, что развитие животного мира идет в основном «по Дарвину». Но как только встречаются два близких вида, заселяющих одну биологическую нишу, то вступает в силу закон «расталкивания». Человек на заре своего становления пересекался с реликтовыми гоминидами: «лешими или снежными людьми». В результате конкуренции двух близких видов произошло следующее: «лешие» стали более скрытными, развили свои экстрасенсорные способности, а люди для того, чтобы победить в борьбе за выживание, стали создавать орудия труда и охоты, выработали сложную систему коллективных взаимоотношений, технику, науку, с помощью которых выжили «лесные братья» в глухих местах.
Мнение обоих ученых вполне объясняет внешнюю необычность встреч человека с «лесными бабами», обладающими экстрасенсорными способностями, позволяющими легко «отводить глаза» и скрываться от назойливых людей. Судя по их бережному отношению к детям, их нельзя назвать представителями реликтовых гоминидов, идущих по тупиковому пути развития. Пожалуй, они являются своеобразным резервом природы, созданным на случай, если хомо сапиенс - «человек разумный» умудрится уничтожить свою техническую цивилизацию и окажется на грани самоуничтожения. И символом этой «ветви» развития может служить кикимора с человеческим младенцем на руках. («Эдемский сад»).
Чудь белоглазая
Всем хорошо известны такие существа как гномы - маленькие человечки, которые живут в подземных городах и не очень-то любят встречаться с людьми. Наверно, всем нам в детстве читали сказки, рассказывающие про этот загадочный маленький народец. «Сказка - ложь, да в ней намек».
Оказывается, есть реальные факты, доказывающие, что испокон веков существовали таинственные подземные города, где жил народ, ушедший под землю из-за тех или иных природных катаклизмов или кровопролитных войн с заведомо превосходящими силами. «Чудь «ушла в камень, в нем хоронится. По вечерам она внутри гор разговаривает» (В. И. Немирович-Данченко, «Страна холода»). В легендах Индии говорится о подземном городе Шамбале-Агарте, где живут верные люди, знающие будущее. Теорию так называемой полой Земли уже в древности отстаивал Платон.
На Урале и Алтае среди местных жителей до сих пор ходят легенды о «Чуди белоглазой», или «дивьих людях». Их пересказывает художник и философ Н. К. Рерих (написавший, кстати, картину «Чудь под землю ушла») в книге «Сердце Азии»: будто бы жили когда-то в этих краях высокие темнокожие люди, сведущие в ремеслах и науках, заложили множество городов, но, узнав о приближении «белого» народа, ушли под землю…
Древняя «Начальная летопись Нестора» интересна таким отрывком: «В горе (выходящей к заливу морскому) просечено оконце малое и оттуда говорят, но не понять языка их (живущих в горе), но показывают на железо и машут руками. Просят железо. И если кто дает им нож или секиру, они взамен дают меха… Путь же до тех гор непроходим из-за пропастей, снега и леса, потому и не всегда доходят до них (горных жителей)».
Краеведы в 1928 году зафиксировали такой рассказ жителя Урала: «Дивьи люди живут в Уральских горах, выходы в мир имеют через пещеры. …Культура у них величайшая, и свет у них в горах не хуже солнца». Очень многие факты говорят в пользу того, что «Чудь белоглазая» - не мифический народ, она действительно существует, видимо, как-то приспособившись к жизни под землей. Зафиксированы рассказы людей, встречавшихся с выходцами из загадочного народа. Русский ученый А. Шренк беседовал со многими самоедами, и вот что рассказал ему один из них:
«Однажды, - продолжал он, - один ненец, копая яму на каком-то холме, вдруг увидел пещеру, в которой жили сирты. Один из них сказал ему: «Оставь нас в покое, мы сторонимся солнечного света, который озаряет вашу страну, и любим мрак, господствующий в нашем подземелье…».Часто заблудившиеся охотники и рыбаки встречаются с высоким седовласым стариком, который выводит их к безопасному месту и после этого исчезает. Местные жители называют его Белым Стариком и считают одним из подземных жителей, изредка выходящим на поверхность. Так что же это за народ - «Чудь белоглазая», «дивьи люди», «сирты»? Почему они избегают контактов с обычными, «наземными» людьми?
Объяснение напрашивается само собой в свете новых исследований и открытий! В незапамятные времена существовала на севере огромная страна Гиперборея, упоминаемая в трудах античных авторов (Плутарха, Диодора Сицилийского и др.). Благодаря распространенному тогда в тех краях сравнительно теплому климату жизнь гиперборейцев была приятной, и они посвящали ее занятиям науками и искусствами, в которых достигли небывалого совершенства (чего стоит их способность летать по воздуху!).
Но около десяти тысяч лет назад произошла небывалая по своим последствиям катастрофа, зафиксированная в преданиях всего мира. Вследствие изменения наклона земной оси материк Арктида, располагавшийся у полюса, перестал существовать, а климатические условия изменились: солнце исчезло, наступила полярная ночь. В китайском трактате «Хуайнаньцзы» это описывается так: «Небесный свод разломился, земные веси оборвались.
Небо накренилось на северо-запад. Солнце и звезды переместились. Земля на юго-востоке оказалась неполной, и поэтому воды и ил устремились туда…» Между прочим, сейчас многие исследователи Северного Ледовитого океана и его дна из разных стран единодушно утверждают, что хребты Менделеева и Ломоносова, пребывающие сейчас под водой, именно 10-20 тысячелетий назад были сушей, что говорит в пользу существования Арктиды.
Уцелевшие гиперборейцы и их потомки, арии, стали селиться южнее, осваивать Таймыр, Кольский полуостров, Скандинавию. По мере изменения климата они мигрировали все дальше и дальше на юг. Современные исследователи выдвигают версию, что они достигли Индии и основали там выдающуюся цивилизацию. «Авеста» и «Ригведа», древние памятники литературы Индии, таким образом, считаются сокровищницами уцелевших древних знаний гиперборейцев о своей прародине: «Родина арьев была некогда светлой прекрасной страной, но злой демон наслал на нее холод и снег, которые стали поражать ее ежегодно по десять месяцев. …По совету богов люди ушли оттуда навсегда» («Авеста»).
Но то, что гиперборейцы (между прочим, и наши с вами предки!) достигли Сибири, неоспоримо. А холода наступали - чтобы выжить, приходилось строить огромные подземные города, пользуясь своими обширными знаниями и высокими технологиями. Скорее всего, они не планировали жить там всегда, намеревались лишь дождаться потепления, не желая далеко уходить от своей исконной родины, Гипербореи. Но климат уже установился и меняться не собирался…
Человек в принципе может жить под землей (взять хотя бы подземные города СС), выходя время от времени на поверхность, обширные подземные и пещерные города находят по всему миру. Вспомним еще мнение К. Э. Циолковского, что в будущем люди будут существовать в форме энергетических полей, а не материального тела. Скорее всего, далеко ушедшая от нас вперед подземная цивилизация давно приняла подобный облик.
Ведь не зря говорят, что Чудь обладает способностью жить одновременно в двух мирах: «том» и «этом», и в критические моменты просто уходит в другой, параллельный мир. Этим объясняется то, что до сих пор документально зафиксированных свидетельств встреч с нею или фотографий не существует. Целая группа американских ученых сегодня считает, что входы в подземный мир разбросаны по всему свету, но - вот незадача! - они находятся в четвертом измерении и лишь иногда открываются непосвященным.
Вероятно, ушедший под землю народ активно осваивал горное дело и металлургию - не зря в русском фольклоре бытуют сказки про Медное, Золотое и Серебряное царства. Да и известные сказы П. П. Бажова о Хозяйке Медной горы написаны во многом со слов уральских старожилов-горнодобытчиков, описывающих под большим секретом свои встречи с выходцами из «горного народа». Ходит много историй о кладах Чуди, зачарованных особыми заклинаниями и недоступных алчным любителям легкой наживы.
Кстати, название Чуди - «белоглазая» - скорее всего, говорит о том, что этот народ, после долгого пребывания под землей, генетически мутировал, люди приобрели светобоязнь и слабую пигментацию радужной оболочки. Это, между прочим, объясняет их нелюбовь к солнечному свету и выход на поверхность земли в сумерки и темное время суток.
По одной из гипотез, мегалиты, дольмены, лабиринты и различные циклопические сооружения древности обозначают именно места входа в подземный мир. Конечно, обычному человеку просто так туда не пройти - а вот древние жрецы и колдуны, вероятно, с помощью особых ритуалов умели проникать под землю в виде тонкоматериальных сгустков энергии и общаться с тамошними мудрецами, получая от них советы…
Но есть мнение - и у него существуют определенные приверженцы, - что в земных недрах живет никакая не Чудь, а… инопланетяне. Будто бы разместили они там свои военные базы и часто вылетают на поверхность, чтобы побольше узнать о Земле и ее жителях. Это объясняет тот факт, что до сих пор никто так и не обнаружил инопланетные базы на поверхности Земли. Не зря ведь Гитлер в конце Второй Мировой войны направил вполне серьезную научную экспедицию на поиски входа в подземный «параллельный» мир, желая укрыться там от возмездия.
Известно, что в 1976 году японские ученые с помощью высокотехнологичной аппаратуры проследили за тем, как около 20 «тарелок», прилетев из Космоса, снизились над Антарктидой и… исчезли. Сегодня многие исследователи склоняются к мнению, что одна из главных подземных баз пришельцев лежит под Антарктидой и надежно ими охраняется. Ну а собственно, почему бы не предположить, что так называемые инопланетяне, живущие в недрах земли, и есть потомки гиперборейцев, далеко обогнавшие нас в своем развитии? Тогда все легко объяснимо. Все это интересно, а нашли ли до сих пор хотя бы один подземный город? Тогда я поверю, что это не выдумки!»
Под городом Николаевым у Черного моря в 1956 году был обнаружен древний подземный город, причем на стенах залов имелись надписи на неведомом языке. Все знают о киевских пещерах, которые сейчас используются монахами. Но пещеры были вырыты задолго до появления христианства…
Не так давно писали об открытии целого города в Саранской горе (город Наровчат, Пензенская область на границе с Мордовией). Сохранились остатки ремесленных слободок и других строений, местные жители говорят, что внутри есть и подземное озеро с каменными скамейками по берегам, чтобы любоваться красотами пейзажа… Исследования еще ведутся и сулят много неожиданностей. Область у реки Медведица в Поволжье известна любителям таинственного многочисленными аномальными явлениями и древним лабиринтом разветвленных туннелей, в который уже несколько лет пытаются проникнуть исследователи.
Вокруг Старой Ладоги существует «множество неизведанных пещер и подземных ходов, один из них даже проложен под Волховом. Современные гидрогеологи отрицают даже принципиальную возможность сооружения чего-то подобного в далеком прошлом (из-за отсутствия инженерных навыков и соответствующей техники). Но ведь система подземных убежищ и туннелей могла возникнуть гораздо раньше, в гиперборейские времена, когда уровень развития был совершенно иным» (В. Назаров, «Загадки Русского Междуречья»). Несколько отклоняясь от темы, скажем, что легенда гласит, будто в одном из подземелий Ладоги находится и тайная могила Рюрика в золотом гробу.
В Малой Азии, в местечке Глубокий Колодец во второй половине прошлого века также открыли подземный город, население которого, по примерным подсчетам, превышало 20 тысяч человек. Город был подготовлен к возможному отражению неприятеля: проходы перекрывали около 600 гранитных дверей.
Недавно известный исследователь и офтальмолог Э. Мулдашев и его экспедиция побывали на Алтае, где местные жители показали им отверстие, по легендам, ведущее в подземный мир, и рассказали предание о Стране Красного Хана. В этой стране постоянно светит внутреннее солнце и плещутся воды внутреннего моря, вода в котором желтого цвета. Именно сюда попадают души людей, чтобы предстать перед высшим судом, на котором определяется их посмертная судьба.
Норбер Кастере в книге «Моя жизнь под землей» пишет: «Кажется, нашу планету уже всю исходили и облетали, все моря избороздили и мало осталось неоткрытого на поверхности земли, но под землей еще очень много неисследованного, и можно попытаться открыть тайны неизвестного подземного мира, тайны «белых пятен», «неоткрытых земель»». И с этим его мнением согласны многие современные исследователи-энтузиасты, посвятившие свою жизнь изучению подземного мира.
Оговоримся, что чересчур любопытным людям, не имеющим опыта в спелеологии и не снабженным специальной техникой, не стоит устремляться в пещеры и подземные ходы в поисках «страны счастья» или «эликсира бессмертия» - особенно поодиночке. Слишком опасны темные подземелья, слишком велик риск: неопытного путешественника подстерегают обвалы, многочисленные тупиковые ходы, древние «ловушки» и - самое главное - столкновения со сверхъестественными явлениями, которые пугают даже видавших виды исследователей. Многим являются призраки и непонятные плазменные шары, кого-то охватывает необъяснимый ужас, и очень часто из-под земли слышится странный гул, похожий на звуки работающей мощной техники.
Выйдет ли Чудь из-под земли?
Старинное предание говорит: «Только не навсегда ушла Чудь. Когда вернется счастливое время и придут люди из Беловодья и дадут всему народу Великую науку, тогда придет опять Чудь, со всеми добытыми сокровищами». Беловодье - это опять же область Белого моря, область легендарной Гипербореи, где в наши дни находят множество древнейших поселений и предметов быта. Как знать, может, когда-нибудь действительно «земляне» и «подземные люди» наладят контакты? Как далеко шагнула бы тогда наука и техника!
Сейчас люди в большинстве своем к такому контакту не готовы, нужны сотни лет неустанного духовного совершенствования, работы над собой. Для общения с Высшими Силами мало даже шести, не то что даже традиционных пяти чувств - требуется развитое космическое сознание. Но я верю в то, что отдельные люди и сегодня могут почти на равных пообщаться с теми, кого большинство, со смешанным чувством страха и любопытства, называет «Чудью»…