Главная
МЕНЮ САЙТА
КАТЕГОРИИ РАЗДЕЛА
ГЛАВНАЯ [1]
НЛО [291]
КОНТАКТЕРЫ [0]
КРУГИ НА ПОЛЯХ [0]
АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ [259]
КРИПТОЗООЛОГИЯ [276]
ЖЕРТВОПРИНОШ. [0]
ПРИВИДЕНИЯ [283]
АСТРОЛОГИЯ [0]
МАСОНСТВО [0]
СПИРИТИЗМ [0]
ЯЗЫЧЕСТВО [0]
САТАНИЗМ [0]
КЛЕРИКАЛИЗМ [0]
ГОМОСЕКСУАЛИЗМ [0]
ПРОСТИТУЦИЯ [0]
НАРКОМАНИЯ [0]
ПЕДОФИЛИЯ [0]
ПРЕСТУПНОСТЬ [0]
НАЦИОНАЛИЗМ [0]
КОРРУПЦИЯ [0]
ФАШИЗМ [0]
РАБСТВО [0]
БОЛЕЗНИ [0]
БЕДНОСТЬ [0]
НЕРАВЕНСТВО [0]
НЕГРАМОТНОСТЬ [0]
БИБЛИЯ
ПОИСК ПО САЙТУ
СТРАНИЦА В СОЦСЕТИ
ПЕРЕВОДЧИК
ГРУППА СТАТИСТИКИ
ДРУЗЬЯ САЙТА
  • Вперёд в Прошлое
  • Последний Зов

  • СТАТИСТИКА

    Главная » Статьи » СТАТИСТИКА ОККУЛЬТИЗМА » КРИПТОЗООЛОГИЯ

    Таинственные животные в республике Татарстан. 3


    Легенды о гномах

    У многих народов Евразии есть сказания о карликах, живущих под землей. Их могли называть по-разному, но в общих чертах описание подземного народа совпадало. Наиболее распространенное название – гномы. Подобные предания особенно характерны для скандинавского и германского фольклора. Согласно сказаниям, гномы веселы и бородаты, славятся богатством и мастерством.

     На территории Европы давно была открыта сеть подземных туннелей, высотой 70 см.  С позапрошлого века подземных тоннелей нашлось столько, что и не сосчитать. В некоторых европейских странах обнаружено по 500-700 штук, расположенных на глубине нескольких десятков метров. Многие из них переходят один в другой. Ныне речь уже идет о целой гигантской подземной сети, которая тянется от Шотландии, далее от атлантического побережья Франции к Средиземному морю - до Турции.

    Похожие легенды есть и в России. К примеру, на Урале. Обычно Урал и Сибирь, республику Коми, принято связывать с легендами о Чудском народе, Чуди-белоглазой, которая ушла под землю, спасаясь от засилья их земель иноверцами-христианами. Но в летописях, исторических и этнографических трудах XVIII-XIX в.в. можно найти много упоминаний и о Дивьих людях. 

    Испокон веков Чудской народ и Дивьи люди были одним родом. Своими прародителями они считали Чурилу Дыевича и Тарусу. Считается, что они дали начало многим арийским и финским родам. Разделение рода на два народа произошло, как утверждают легенды, по религиозным мотивам. После битвы Сварога и Дыя часть людей спустились вместе с Дыем в подземные города. В мифах их называют дивами или дивьими людьми. Чудской народ ушел в пещеры чуть позже, незадолго до включения Урала в Московское царство.

    На территории Татарстана нет таких серьезных гор как на Урале. Разве что город Альметьевск расположен на склонах Бугульминско-Белебеевской возвышенности, которая относится к Приуралью. Она образует водораздел высотой до 418 м левых притоков рек Белой, Камы и Волги. Этот край известен месторождением нефти и карстовыми образованиями. И вроде бы, никаких легенд про горный народец. Наверное, в связи с тем, что в этих горах нет серьезных горных разработок, штолен. Однако, совсем другая ситуация сложилась в Услонских горах. 

    Они находятся на правом берегу Волги, их начало видно из Казани. Тянутся до села Теньки на юге. До конца XX века в Услонских горах добывался строительный камень (Печищенский рудник, Свияжский рудник). Из полезных ископаемых имеются известняки, глины, доломиты, песчаники. Удивительно было узнать, но в газете «Аномальные новости» (выпуск №21 (393) 2008 г.) прошла следующая информация: «... Услонские горы прорезают весь правый берег Волги на протяжении нескольких десятков километров, на красивых склонах расположено несколько деревень и многочисленные коттеджи и дачи. Местная достопримечательность - пещеры, многие из которых до сих пор не исследованы. 

    Говорят, что часть этих пещер заселена сегодня довольно необычными существами. Казанские дачники называют их гномами, а местным жителям они известны как «тобыки». Нередко эти маленькие, ростом с двухлетнего ребенка, существа в обмен на овощи и фрукты выносят из пещер  красивые, сверкающие на солнце камни. Местные жители верят, что «тобыки» поклоняются Луне и часто в полнолуние, выстроившись в круг, поют писклявыми голосами странные песни. Еще очевидцы необычных встреч уверяют, что «тобыки» не боятся диких животных, считают их своими друзьями и запросто играют с лисами, волками и медведями. А в главный свой праздник в конце зимы устраивают скачки верхом… на зайцах». 

    Жаль, что в статье хотя бы примерно не указан населенный пункт, жители которого стали свидетелями таких чудес. Может быть, это просто красивая легенда, связанная с необычной местностью?.. Драгоценных и полудрагоценных камней в этих местах нет, впрочем, как и больших лесов (в наши дни), в которых водятся медведи. Название «тобыки» могло произойти от татарского слово «табак», что означает глубокую посуду, блюдо. Ведь гномы как раз и проживают в данном случае в глубоких оврагах и расщелинах. Наша группа узнала еще одну историю, касающуюся подземного народца на правом берегу Волги. А именно – это про город Тетюши.

    Старинный городок Тетюши известен еще со времен Казанского ханства. Основанный в середине XVI века для защиты от татарских набегов, он располагается на высоком водоразделе рек Волга и Улема. Овраги и речные долины являются характерной частью городского ландшафта. Они разобщают его на отдельные увалы, протягивающиеся в различных направлениях, придавая ей слабо всхолмленный характер. На территорию города овраги выходят, в большинстве случаев, своими вершинами. Но несколько из них значительно расчленяют территорию города. 

    Длина оврагов - 350-400 м, в отдельных случаях - 1,5-1,8 км (овраг «Пологий взвоз»). Ширина оврагов между бровками значительная и, нередко, достигает 300-400 м, а глубина - 80-100 м. Если сейчас опрашивать жителей Тетюш, то молодежь и люди среднего возраста не смогут подтвердить или вспомнить легенды про маленький народ, который раньше жил в этих оврагах. Но люди, которые жили здесь в первой половине прошлого века, могли знать об этом. Вот одна из историй, рассказанная жительницей Тетюш. 

    Её мама, будучи ребенком, однажды пошла собирать травы, и спустилась в один из оврагов. Она была одна, и время близилось к обеду. Собирая травы, она в какой-то момент подняла голову и увидела на склоне оврага маленького старичка в лаптях и с бородой. Примерно через минуту он скрылся в норе, не очень заметную в траве. Девочка в тот момент ничего предпринимать не стала, а вернулась домой и рассказала об увиденном подругам. Через пару дней они собрались сходить туда, чтобы изучить нору. Взяв с собой свечи и веревку, вечером они пришли в овраг. Это место они нашли сразу. Солнце садилось, надвигались сумерки. Девочки чувствовали сильный страх. И чем ближе они приближались к пещере, тем сильнее он был. Страх оказался настолько неопределимым барьером, что помешал им туда попасть. Возможно, именно так 

    маленький народец защищал свои подземелья от нежелательных визитов. Еще один случай произошел с мальчиком: гуляя по оврагам, он оступился и упал. Из-за сломанной ноги он не мог передвигаться, но его спасли гномы, которые помогли добраться до дома. Это лишь часть историй про гномов в Тетюшах, которые нам удалось услышать.

    Соответственно, возникает вопрос: реально ли в наши дни встретить представителей подземного народа  в этих местах?.. Или просто найти признаки существования подземного города? Скорее всего, нет. Среда их проживания изменилась к худшему: подземный мир рушиться. И дело не только в расширении города, но и в естественных факторах. На сегодняшний день прибрежная полоса реки Волга осложнена оползнями, образующими иногда террасовидные уступы. Оползни особенно интенсивно происходят в подошвах склонов оврагов и на крутом склоне реки, где крутизна берегового склона достигает 45-60° и более.

    Создание Куйбышевского водохранилища в 50-х гг. прошлого века вызвало активную переработку берегового склона, повлекшую за собой активизацию оползневых явлений, в прошлом имевших значительное развитие (наличие на береговом склоне террасовидных площадок оползневого происхождения).

    Ежегодно от волнового воздействия размывается от 3 до 5 метров берега, и происходят активные оползневые процессы на протяжении 3-х км в зоне роста овражно-балочной системы от пристани в сторону города к улице Камая. Оползни в таких балках и оврагах происходят вследствие того, что дно и основание склонов интенсивно подмывается временными водотоками. 

    Нередко оползневые процессы происходят с обоих склонов. Подземный народец куда-то тихо исчез, ушел в другие места, или ушел еще глубже. И такая картина с исчезновением гномов сложилась во многих других местах: их еще видели в начале XX века, но затем  все эти истории превратились в сказку. «Сказка ложь, но в ней намек…», - вспомнив слова известного поэта А. С. Пушкина, мы просмотрели список наиболее известных персонажей татарской мифологии. Но ничего похожего не нашли. Может быть,  из-за того, что информация о гномах в Услонских и Тетюшских горах была локального характера, она  не попала в общеизвестные легенды. Но скорее всего, гномы являются местными горными духами, которые берегут эти места, и видеть их может далеко не каждый. («Казань-Косомопоиск»).



    «Вампир» в деревне Чита РТ

    12 октября 2008 года группе «Казань-Космопоиск» удалось узнать, кем являлся жестокий хищник, который погубил не менее полсотни баранов и овец в деревне Чита и был прозван местными жителями «вампиром». Подробности можно прочитать в последнем отчете в разделе «Экспедиции»:

    В одном из случаев хищник отогнул прутья ограды загона, чтобы проникнуть туда, а вылез, перегрызя сильными челюстями одну из деревянных планок ограды. Как раз в этом месте осталась шерсть неизвестного животного, которую, как узнал корреспондент «КП» в Казани Ринат Садыков, ветеринары Пестречинского района позже отдали на судмедэкспертизу в Казань. 

     Видели животное немногие, в темноте и мельком. Связи с этим описание внешности животного было очень неопределенным и расплывчатым: среднего роста, чуть больше кошки, но меньше собаки, темная шерсть, и когти, которые не вбираются и звучат «цок-цок». Исходя из имеющихся данных замдиректор по зооветеринарной части казанского зооботсада Александр Малев предположил, что это может быть волк или росомаха. Для волка характерно перегрызание горла и охотничий азарт, но «как правило, волк в первую очередь убивает собак - а здесь не тронул». 

    Росомаха тоже подходит в качестве кандидата на роль читинского «вампира» - длинные, неубирающиеся когти, агрессия и небольшие размеры, но в нашей полосе она не водится и нападает обычно из засады. То есть имеются признаки сильного агрессивного животного, чье поведение не совсем вписывается в рамки наиболее известной фауны Республики Татарстан. 

    Расследование группы «Казань-Космопоиск»

    Узнав о случае «вампиризма» в деревне Чита, группа «Казань-Космопоиск» для начала решила уточнить информацию у одного из своих людей, проживающего в пос. Пестрецы. Ему удалось узнать, что его родственница две недели назад видела это животное у себя во дворе, и у нее пострадал баран. По ее мнению, это животное больше всего было похоже на… рысь. Рысь действительно водится на территории Республики Татарстан, но в очень небольшой популяции. Она является единственным представителем рода кошачьих в этой местности, и если бы выбрала жертвой читинских баранов, то просто перепрыгнула бы через ограду, а не стала бы ее грызть. Тем более в почерк умерщвления добычи у рыси не входит перегрызание горла – она клыками прокусывает позвоночник жертвы.

    Прошло несколько дней, новых сведений не поступало… Но в то же время информация о кровожадном и неуловимом «вампире» стала расходиться по Интернету, в том числе попадая на сайты, посвященные аномальным явлениям… Действительно ли в Татарстане появился местный чупакабра или же ответ более прозаичен?..

    Группа «Казань-Космопоиск» выехала в деревню Чита 12 октября в составе 4-х человек. В первую очередь мы обратились в администрацию деревни, откуда нас направили в местную школу, сказав, что нужных людей мы найдем именно там. Действительно, в школе нам удалось встретиться с Масанией Шамсутдиновой (это к ней во двор проник хищник и прогрыз дыру в деревянном заборе), а также с Гавриловым Петром Дмитриевичем, председателем сельского поселения Чита.

    Из беседы с Петром Дмитриевичем мы узнали, что последний случай гибели баранов был в прошлое воскресенье (неделю назад) и это больше не повторялось. По его мнению, слухи о вампире или о чем-то подобном, изначально сильно преувеличены прессой и ничего особенно в произошедшем событии нет. Животное изловить не удалось, но считается, что проблема уже решена благодаря тому, что были отстреляны дикие собаки, которые не так давно появились в деревне. Их было 5 особей, небольшого размера (меньше, чем обычная овчарка) и они составили стаю. Их трупы были переданы ветеринарам Пестричинского района на экспертизу, где было установлено, что эти животные не были заражены бешенством.

    Масания Шамсутдинова повторила нам историю того, как она обнаружила погибших животных в своем хозяйстве и разрешила нам пройти к ее дому и осмотреть место происшествия. Сама она виновника гибели овец не видела. Также она сообщила, что трупы всех погибших животных (овец и баранов) были сброшены в скотомогильник, сожжены и закопаны, а не пущены на питание. Мы осмотрели дом и прилегающую территорию к дому Масании Шамсутдиновой, а также загон, где были овцы. На ограде до сих пор остались следы ночного вторжения – отогнутый в сторону прут и отгрызенная деревянная планка.

    Дерево до сих хранит отпечатки мелких зубов и редкие волоски шерсти. Похоже, что хищника не устроил вариант вернуться через прутья – оно пыталось прогрызть дыру побольше – может, потому что увеличилось в объеме от обилия еды (крови), а может надеялся вытащить добычу из загона. Но времени у него хватило только на одну планку, а также погрызть боковые. Пролезая через дыру, оно зацепилось спиной за огрызок планки и оставило шерсть, которую потом собрали местные ветеринары. Но и нам кое-что перепало: скорее, это уже был подшерсток – короткие тонкие волоски белого и темно-коричневого цвета. К сожалению, объем собранных «улик» был минимален, чтобы отдавать на анализ. (Мария Петрова).



    Снежный человек существует, уверен детектив

    Снежный человек существует, уверен детектив по розыску пропавших животных Валерий Сугробов. Сейчас он собирает команду, чтобы весной отправиться на поиски йети. Когда-то москвич Валерий Сугробов, как и большинство людей, которых называют нормальными, не верил в существование снежного человека. Мало ли что по телевизору разные чудаки рассказывают, а доказательства-то где? Но! Сугробов, первый в Москве детектив по розыску пропавших животных, когда-то работал старшим экспертом-криминалистом Тимирязевского РУВД.

    С конца 80-х, когда ушел из органов, с такими хитростями контрабандистов и похитителей дорогущих собак сталкивался и к таким уловкам прибегал, чтобы выйти на след пропавших домашних любимцев, что хоть книги пиши. И писал: в этом году Сугробов выпустил 29-ю книжку «Записки зоосыщика». Даже фильм о приключениях нашего детектива был снят - «Похищение воробья». Автором сценария выступил покойный ныне писатель Валерий Залотуха. Короче говоря, детектив по розыску пропавших животных шит не лыком и считает, что удивить его невозможно.

    - Лет сорок назад мой приятель и коллега рассказал, что его мама, она тогда жила в Татарии, видела снежную женщину. Та сидела у реки.

    Была вся покрыта волосами, - вспоминает сыщик. Сугробов поверил и с тех пор от весточек о снежном человеке не отмахивался. - Свидетельства поступали и поступают очень четкие, и самое важное, что большинство из них - из одного и того же места: почти все ниточки ведут в Татарстан, - говорит Сугробов.

    Подробностей о месте обитания йети сыщик не раскрывает, не желая привлекать нездоровое внимание. Сугробов решил: хватит слушать, что рассказывают другие, пора найти снежного человека. - Сыщик я или нет! - усмехается он.

    Сейчас московский детектив по розыску пропавших животных собирает экспедицию. - Последним аргументом стали результаты исследования клочка шерсти, найденной в предполагаемом месте обитания снежного человека, - продолжает рассказ Сугробов. Клок серо-белесого цвета нашли в лесу, рядом с трупом коровы, - первое впечатление, что Буренку разодрал огромный волк, и шерсть у него жесткая, как проволока. - Шерсть была исследована в лаборатории, - поясняет сыщик. - Заключение впечатляет: она не принадлежит ни одному из известных видов животных. Да это и не шерсть. По составу - человеческие волосы, но такие, которых не существует в природе. Предположительно поиски снежного человека начнутся весной. Сейчас идет подготовка. Нужно тщательно все продумать, предусмотреть, набрать команду профессионалов.

    - Я собираю группу, человек 6–10, - говорит о планах Сугробов. - Приглашаю спецов - врачей, охотников, этнографов, биологов. Их опыт и знания очень пригодятся. Зазываю и спонсоров, которые хотят быть причастными к будущей сенсации: например, компании, занимающиеся походным оборудованием, спецодеждой.

    В арсенале детектива все, что необходимо для любого, даже самого сложного похода есть, но порядком износилось. Все-таки Сугробов - следопыт со стажем, столько лесов обошел. - Но самое главное - я ищу таких же, как и я, романтиков, - улыбается детектив. - Нас ждет приключение! По какому маршруту идти, как отслеживать йети, чем ловить и что потом с ним делать: вопросов у идейного вдохновителя экспедиции пока больше, чем ответов. Очевидны две вещи: первая - Сугробову и его команде в случае находки «светит» Книга рекордов, и вторая - поисковикам-романтикам придется брать с собой много снотворного.

    - Мы усыпим йети, - предполагает сыщик. - Это человекообразное животное сильнее человека в 50 раз, без снотворного не обойтись.

    А что потом? Главное - показать йети ученым.

    - Привезем йети в Москву, отдадим в зоопарк. Или на дачу к себе заберу, пусть соседей пугает, чтобы яблоки не воровали, - Валерий Сугробов, конечно, большой шутник и за словом в карман не полезет, но что бы ни говорил сыщик, ни одну животину он не обидит. И уж тем более снежного человека. («Криптозоология»).





    Шурале - лесной любитель щекотки

     «Был бы лес, а леший будет» (русская пословица).

    Многим людям известна популярная сказка про «Шурале», изложенная знаменитым татарским поэтом Габдуллой Тукаем. Сюжет у неё следующий. Один джигит из деревни Кырлай, поехал в лес ночью в полнолуние за дровами. Там ему и встретился Шурале, который его решил защекотать до смерти. Но парень, не будь промах, попросил нечистого помочь перенести бревно на телегу, а когда наивный лесной житель сунул пальцы в щель бревна, джигит выбил клин, защемив пальцы Шурале в колоде.  Кто же он, этот Шурале? Действительно ли это просто сказка или эта история имеет реальную основу? 

    Шурале - это татарский леший (лесной дух). Он встречается в татарских и башкирских мифах и легендах. Считается, что лешие - это потомки людей, не принявших ислам или умерших преждевременной, насильственной смертью и не обретших покой в могиле. Обычно для лешего характерны рога и козлиные ноги, длинные растрепанные волосы и большая седая борода. Одет он чаще всего в белую рубаху или балахон, на ногах лапти, а на голове широкая большая шляпа. Рост он меняет в зависимости от того, где он находится. В лесу он вровень с самыми высокими деревьями, а на лугу или поляне - он вровень с травой. Леший может явиться в виде зверя, птицы, жеребца, человека и даже гриба.

    Но внешний же вид Шурале более своеобразен. «Он похож на человека, очень тонкий и нагой, узкий лоб украшен рогом в палец наш величиной. У него же в пол-аршина пальцы на руках кривых, десять пальцев безобразных, острых, длинных и прямых». Общее поведение леших сходно. Они воруют детей, оставленных без присмотра, сбивают человека с пути, пугают хохотом. Шурале отличается тем, что заманивает только неопытных и одиноких. 

    На вопросы он никогда не отвечает, но сам любит спрашивать. Ни в коем случае не следует отвечать ему и вообще открывать рот. Как только Шурале увидит у человека зубы - начинает щекотать его и щекочет до смерти. (Именно так убивают свои жертвы кикиморы и русалки). Спастись от него можно, перейдя на другой берег реки или ручья, потому что он боится воды. Или же предложить игру в щель, на что он обычно соглашается, как в стихотворении Г. Тукая.

    Сказка-поэма Г. Тукая «Шурале» (1907 г.), несомненно, связана с Кырлаем. Аул Кырлай был расположен по обоим берегам небольшого ручейка в лощине, и окружали его смешанные леса. «Есть аул вблизи Казани, по названию Кырлай. Даже куры в том Кырлае петь умеют... Дивный край…». Здесь будущий поэт прожил в детстве с 1892 по 1894 год. Сейчас в селе Новый Кырлай (Арский район) литературно-мемориальный комплекс Г. Тукая. Лицо музея определяет тема «Шурале» - центрального образа в творчестве поэта.

    Именно в Кырлае он и услышал эту легенду. Один из современников Г. Тукая, рассказывал: «Габдулла любил щекотать других, как Шурале. Неподалеку от нас стояла бедная деревенька Новый Менгер. Поговаривали, что жители этой деревни забили насмерть Шурале, потому, мол, они такие и бедные. Очевидно, что Габдулла слышал и об этом».

    Скорее всего, подобные легенды были распространены во многих местах. В них говорится, что Шурале очень любит ездить на хороших лошадях. Если на опушке леса пасется табун, непременно выберет самого хорошего коня и скачет на нем до тех пор, пока конь не издохнет. В старину многих Шурале изловили, намазав спину лошадей смолой, и те привозили Шурале в деревню. Но жителей деревень, которые расправились с Шурале, постигало его проклятие. 

    Вот один рассказ: - Жители одного починка (сельского поселения), находившегося вблизи леса, много потерпев от нападений Шурале на их лошадей, ухитрились поймать его. Они намазали спину самого хорошего коня смолой и пустили в табун. Вечером видят, что на этом самом коне сломя голову несется Шурале в облике женщины. Конь полным ходом прискакал прямо в починок. Вся деревня сбежалась посмотреть на чудовище. Шурале сидел на лошади задом наперед, совсем без платья и все ревел. Голова маленькая, волосы короткие, глаза большие, груди как у женщины. 

    На вопросы он не отвечал, а только ревел: «Былтыр кысты!» При виде такого всадника все изумились и поначалу не знали, как с ним поступить. В итоге, решили на сходе сжечь его на костре. Перед казнью Шурале жалостно просил отпустить его, но просьбу эту не исполнили. За это Шурале проклял своих погубителей. Жители этого починка стали жить очень бедно. Число дворов в нем не превышает пятнадцати, никто не имеет двух изб и запасов хлеба. Живут бесшабашно, не думая о завтрашнем дне. И объясняют это тем, что их прадеды казнили Шурале, а он перед этим проклял их самих и все потомство.

    Российские исследователи снежного человека (Д. Виноградова, Н. Непомнящий, А. Новиков) пришли к интересному выводу. Они считают, что общее название темной нечисти - это черт. А каждая нечисть - леший, домовой, водяной, русалка, кикимора, банник и пр. - получала название в зависимости от времени или места встречи с ней, хотя на самом деле это один и тот же зоологический объект (снежный человек). 

    В преданиях они все имеют сходную внешность. К примеру, «черт - это черный человек в шерсти», «он как человек, но волосатый, косматый». Пословицы и поговорки, в отличии от сказок не содержат вымысла. Это словосочетания, выражающие общее бесспорное суждение - итог житейского опыта. У В. Даля найдено много подтверждений в виде пословиц и поговорок. Вот некоторые из них: «все черти одной шерсти», «леший живет, остроголовый, мохнатый», «все люди, как люди, только черт в колпаке». 

    Эту непонятную деталь внешности - заостренность головы - устное творчество, передавая от человека к человеку, сделало всем понятными рогами. Эта же особенность как один из характерных признаков гоминоида сильно преувеличена на лубочных картинках с изображениями водяного и лешего. Её мы и замечаем у Шурале в виде рога. Сопоставление внешности мифологического персонажа со снежным человеком можно продолжать долго: внешность будет совпадать почти всегда. Поэтому ученые считают, что «персонаж из области мифологии потому и возник, что издавна рядом с людьми существовали подобные нелюди - не люди».

    В соседних республиках от Татарстана имеются свидетельства проявления гоминоида. К примеру, в Башкирии несколько конюхов преследовали примата - большого, черного. С вилами и лопатами. Он дошел до белой стены и … исчез.

    А в Марий Эл есть сказка - с лесной реки Ветлуги - притока Волги. Там, по преданию, появился в прибрежных болотах злой дух. В ночь, когда зарождалась новая луна, он налетал на села и уносил в свое болотное царство девушек. Никто не мог помешать ему - злодея нельзя было увидеть. Но она оказалась основана на реальных фактах. Г. М. Хвановым было отмечено, что между реками Ветлуга и Керженец очень низкая плотность населения. Там есть жертвенные рощи, сохранились языческие обряды, есть места, куда люди не ходят, потому что там живет леший.

    Итак, неужели Шурале мог быть снежным человеком? Если опираться на гипотезу российских ученых, то можно предположить, что некий местный гоминид проживал в лесах Татарии и Башкирии, иначе не было бы легенд. К сожалению, легенды достаточно образно передают его описание внешности. И трудно понять, где же правда, а где вымысел, которые неразрывно переплелись между собой. И это затрудняет возможность определить, что же это было за существо, так сильно поразившее людей, живших в татарских деревнях. Вывод можно сделать следующий: персонаж из области мифологии потому и возник, что издавна рядом с людьми существовали подобные нелюди - не люди. (Петрова Мария).



    Мифические и сказочные существа татар

    1) Под именем су-бабасы татары разумеют живущего в воде (по собранным мною сказкам именно в озере) повелителя воды, водяного деда. Но ни в одной сказке не видно, чтобы дед этот выходил когда-либо из воды и относился к людям непосредственно; на это у него, как видно, есть родственное ему существо, вроде слуги, докладчика и исполнителя его повелений, это -

    2) Су-ияси (то есть «водяной хозяин»). В одной из записанных мною татарских сказок, су-ияси является татарину в образе бойкого мальчишки, посредника между татарином и своим повелителем, водяным дедом, - и образе посредника глуповатого, трусливого, неопытного, не знающего хорошенько татарина, но более сильного, чем татарин и менее, чем медведь.

    3) Су-анасы, как показывают сами слова, есть существо женского пола, ибо по-русски означает «водяную мать». Так как у татар нет более имен водяным существам, исключая юхи, неродственной по своему происхождению описанным сейчас, и так как, по словам татар, сказанные существа родственны между собою, то я заключаю, что су-анасы есть мать су-ияси и жена су-бабасы. Еще надобно заметить, что су-анасы бывает иногда видима нечаянно подошедшему к воле татарину в образе женщины, чешущей себе гребнем волосы - видима и днем и ночью. Больше ничего не могу о ней сказать; замечу только, что в рассказах слово су-анасы татары часто и по произволу заменяют словом су-ияси. Разумеется, не могло быть этого в старину; иначе к чему два слова для одного понятия?    

        

    Впрочем, что касается до того, что,  по понятиям татар, баснословные существа исполняют брачные обязанности - это несомненно  покажется и моими исследованиями, кои сообщу ниже, и чувашским баснословием, допускающим между богами мужей, жен, детей и проч. Чуваш потому мы должны иметь здесь в виду, что они так же, как татары, тюркского происхождения.

    4) У всех известных народов змеи служили и служат предметом баснословных сказаний; так и у татар. У них баснословие о змеях является со следующими чертами: все змеи бывают черного цвета, исключая князька их (джилан-падшасы), который белого цвета. Черные змеи злобны в отношении к татарину, а белый благоволит ему, и сверх того, имеет дар предвидения и предсказывания и пользуется им во благо татарина. Кроме того, кожа змея вообще прогоняет будто бы лихорадку. Если змей (джилан) проживет сто лет, то состарившись превращается в дракона (аждага). 

    Сверх того, дракон живет на свете ни больше, ни меньше как тысячу лет и совершенно не водится в татарщине. Куда же девается столетний, только что превратившийся в дракона? - Его подхватывает облако, несет на морской остров и здесь бросает. Татары уверяют, будто бы в то время, когда дракон несется по воздуху, в облаках бывает даже видно, как он бьет своим хвостом и волнуется. На острове, по прошествии тысячи лет, дракон превращается в юху-девицу. Превратившись в юху, дракон может принимать на себя различные чувственные образы и в них являться татарину, чтобы всячески вредить ему; между прочим он принимает иногда образ девицы необыкновенной красоты, которая расчесывает себе волосы, сидя на берегу озера. 

    Дело такого рода: один царевич женился на юхе-девице (разумеется, по любви и неведению), и когда по всем сейчас сказанным признакам убедился, что живет с чудовищем, то построил украшенный извне и внутри, без окон и дверей, терем из одного железа; пригласил туда, после нескольких усилий, свою таинственную супругу, потом мгновенно защелкнул за ней вход в терем, и обложив его со всех сторон дровами, развел вокруг него сильный огонь и таким образом предал юху сожжению. Царевич при этом даже слышал, как юха-девица превратившись опять в змею громадным хвостом своим била во все стороны терема, и оттого все здание ужасно тряслось.

     5) Убыр, у малороссов упырь, у чуваш вобур (в действительности вампир, животное кровожадное, водящееся в Южной Америке), по понятиям татар, есть такого рода баснословное существо, которое, хотя иногда и действует отдельно и самостоятельно, но всегдашнее внталище имеет в одном каком-либо человеке, который потому и называется убырлыкши («вампир-человек»). Убырами в сказках я встречал старух (убыр-карчык). 

    Узнать убыра-человека татарин может легко потому, что у него под мышкою вовнутрь организма бывает дырка, через которую входит в человека убыр. Убыр, как у русских «домовой», может давить татарина и даже являться ему наяву. Когда убыр давит татарина, то этот последний не может шевельнуться; но если только ему удастся как-нибудь укусить убыра. тогда то лицо, в котором давящий убыр имеет свое пребывание, будет непременно укушено в тот же член, в который давимый татарин грызнул убыра.

    Убыр-старухи всегда, по сказкам, живут в глуши и вдали от татарских жилищ, куда может попасть татарин, только сбившийся с дороги - когда идет или едет. Живут они в избушках, только не на курьих ножках, как в русских сказках. Впрочем, бывают случаи, когда татары, имея нужду узнать о потере чего-нибудь важного, сами стараются отыскать убыр-старуху; но это бывают счастливцы, люди достойные, силачи, хитрецы. Как же они узнают о местопребывании убыр-старухи? А вот как: они пускаются в путь, куда глаза глядят, и после долгого странствования находят, наконец, на берегу озера женщину-красавицу, расчесывающую себе волосы гребнем; она-то и сказывает, где живет убыр. Но не подумайте, что это юха-кыз; юха татарину только вредит; а это жена диу-пэри, татарка, похищенная в детстве этим страшным и таинственным существом. Не об этом-после. 

    Бывают однако случаи, когда дорогу к убыр-старухе показывает татарину не жена диу-пэри, обыкновенно сочувствующая человеку, а тот, кто уже был у старухи: в этом случае посещают убыр-старуху люди недостойные, сребролюбивые и сластолюбивые. Как те, так и другие, отыскивают жилье старухи всегда во время ночи, по огоньку, видимому издалека из избушки. 

    При входе застают старуху за едою: она ест огонь. Вошедший непременно должен приветствовать старуху обычными словами: «эс-саляму галейкюм!» (мир вам!), иначе беда: съест его старуха. Однако же силачи, вроде тех, которые носят в дороге 40-ка-пудовую дубину, обуты в 10ти-пудовые башмаки и перебрасывают через мечеть тройку с возницей и алпаутом («барином», а собственно - становым или капитаном-исправником, то есть людьми вообще тяжеловесными), никогда не дают салям убыр-старухе, и когда та, разъярившись, объявляет им, что она скомкает их, силачи (джигит, «молодец») одним взмахом сабли порешают жизнь убыр-старухи. Эти люди всегда и сами собою, без советов убыр-старухи, к которой и заходят видно более только из любопытства, совершают свои трудные предприятия.

    6) Албасты (от эль-«рука» и басмак – «давить»: существо, давящее кого-либо рукою; или от алт – «перед» и басмак – «давить»: существо, давящее перед, то есть грудь). Это баснословное существо, подобно русскому домовому и татарскому убыру, наваливается на татарина и давит его во время сна, и кроме того, по поверию татар, пьет при этом из сердца кровь. 

    Странно однако, почему воображение татарина не отнесло кровожадность исключительно к убыру, получившему очевидно свое имя от зверя, который в самом деле нападает на людей и больших зверей, прокусывает им кожу и высасывает кровь. Правда, мы сказали выше, что убыр угрожает съесть гостя, но не по кровожадности, а по досаде, что гость не дал салям. Следовательно, не кровь составляет пищу убыра. Кстати замечу: в переносном смысле, татары называют убыром человека работящего и проворного, а именем албасты обзывают неповоротливого и лентяя. Почему это?

    7) Уряк (от урмяк, «дуть»). Так называется баснословное существо, являющееся татарину где-нибудь в лесу или на дороге над умершим насильственною смертью. Его видит прохожий татарин, по поверью, в образе человека или копны, переваливающейся и идущей вперед. Также рассказывают татары, что уряк может преобразиться в облако. Если бы прохожий татарин и не увидал сразу на пути мертвое тело, то раздирающий клик уряка непременно обратил бы его внимание на это тело. Если при этом человек захотел бы на видимого издали и кричащего уряка посмотреть вблизи, то уряк сделался бы невидимым. 

    Из страха увидать непонятное и таинственное существо и слышать его раздирающий душу голос татарин всячески остерегается наткнуться ночью на пути на мертвое тело. Когда татарин слишком чего испугается, он говорит: «мой уряк поднялся!» Видно, что уряк имеется у всякого татарина. Так как в настоящее время для выражения слова душа татары употребляют чужое, персидское слово джан, а как однако слово уряк - татарское, может происходить от татарского же глагола урмяк - дуть, то с достоверностью можно заключить, что в баснословии об уряке сохранились еще доселе некоторые домусульманские понятия татарина о человеческой душе.

    8) Бичура у татар то же, что у русских простолюдинов - кикимора. Она не причиняет никакого существенного вреда татарину, но сильно и на разные лады беспокоит его ночью: кричит, играет, смеется, шутит, спящего перетаскивает с места на место; вещи, положенные в одно место, прячет в другое, У татар о ней имеется поговорка: «куда делась эта вещь; не бичура ли украла?» Если закроют трубу, ночью она откроет, и вообще шалит. Как попадает в дом бичура? Татары об этом говорят вот что: она попадает в дом тогда, когда татарин долго не кладет в нем печи, а потом переходит в него на житье. Есть ли средства выгнать из дома бичуру? Одни говорят, что для этого нужно разобрать весь дом и построить его на другом месте, а другие утверждают, что довольно привести в дом медведя, и бичура убежит.

    У татар бичура представлялись в образе женщины маленького роста в старинном головном уборе. Считалось, что бичура могут поселяться в домах под полом или в банях. В отличие от ой иясе бывает не во всех домах. Иногда для бичура отводили особую комнату, в комнате на ночь оставляли тарелку с едой и несколько ложек. Считалось, бичура проказничает в доме (открывает в печи трубу, шумит, прячет вещи, наваливается на спящих, пугает), но к некоторым благоволит, приносит деньги, помогая разбогатеть. 

    9) Уй-ияси (домохозяин, домовой). Отличается он от бичуры тем, что в доме не шалит, а занимается полезным трудом: в одном доме чеканит пенязи, в другом прядет, в третьем пишет со скрипом пера по бумаге и перелистывает книги. Однако татарин не пользуется трудом уй-ияси непосредственно; но труд его имеет для татарина предсказательное значение: где уй-ияси чеканит пенязи, там слышавший звуки: «чик! чик!» обогащается посредством торговли, если только займется ею и скует себе капитал, где уй-ияси прядет, там слышавшие нечто звучащее вроде посычки, обогатятся в таком случае или будут благоденствовать, когда займутся этим рукоделием: где, наконец, в доме кто услышит скрип пера и перелистывание книги, то тот сделается ученым. Но в последнем случае в сказках нет слова о богатстве, видно труженикам науки везде оно мало известно! Татары говорят только, что присутствие духа-покровителя и предвещателя только тогда чувствуется, когда в доме тишина и когда кто-нибудь, сидит в одиночку - и естественно!

     10) Абзар-ияси (хозяин хлевов). Так, называется воображаемый властелин домашнего скота, лошадей и коров - по преимуществу, имеющий своею столицею конюшни и хлевы. Та скотина, которую он полюбит, всегда бывает жирна, гладка и красива, а которую возненавидит, та бывает потна и быстро худеет. Имеются такие чудаки из татар, которые заметив худобу или частую опотелость на лошади, продают ее и при этом выражаются так: «Эта лошадь мне не по цвету», то есть не нравится абзар-иясию.

    11) Чячяк-анасы и чячяк-ияси («оспенная мать» и «оспенный хозяин»). По поверью татар, когда ребенок болит оспою, то в больших оспинах именно и присутствуют сейчас сказанные существа. Здесь следует заметить, что одни из татар допускают существование чячяк-анасы, а другие утверждают совокупное бытие того и другого баснословных существ.

    12) Шюряли, баснословное существо вроде лешего у русских. Шюряли водятся в лесах и не по одному; видимы бывают татарину в человеческом образе. Все они имеют очень большие груди, из которых одну закидывают на правое плечо, а другую - на левое. Если повстречается им в лесу татарин, то они приглашают его играть в щекотанье, но если тот согласится, защекочивают его до смерти. Но татарин может перехитрить шюряли; а как? Он предложит шюряли играть в щель, и тот, по глупости своей согласившись, погибает. Что же это за игра? Татарин ударом топора вдоль толстого дерева делает в дереве щель, и чтобы она была шире, забивает и нее клин, а когда шюряли засунет в щель свой палец, татарин мигом выхватывает оттуда свой клин и таким образом ущемляет шюрялия.

    Шюряли завопит от боли диким голосом, чтобы сбежались подобные ему существа, и освободив его от беды, отомстили бы татарину, защекотав его насмерть. Но если раньше татарин на вопрос шюряли: «как ему имя?» догадался ответить: «имя мое былтыр» (прошлый год), то ущемив шюряли и бросившись бежать, спасается, потому что шюряли закричит тогда впопыхах: «прошлый год ущемил!», а сбежавшиеся товарищи, не только не побегут искать хитреца, а просто расхохочутся над беднягою: «чего искать прошлый год, не найдешь!» - скажут ему тогда в ответ - Видно шюряли очень глупы!

    13) Джин (чёрт) сам по себе не есть существо бесполое; но может сожительствовать татарину или татарке в образе мужа или жены.

    Кроме того, джин бывает видим татарину в образе собаки, кошки, змеи, и тот татарин, который увидит джина, начинает хворать нервическою какою-нибудь болезнью, ночью будет бредить или получит водянку. Однако татарину увидать джина случается очень редко, и то нечаянно, ибо сами джины бегут от него. Но много джинов шляется на дорогах в виде слепых, хромых, и притом еще невидимо: вот если татарин заденет как-нибудь нечаянно такое существо, то такой бедняга джин непременно должен будет войти в татарина. Татарин будет страдать, да и джину не легче, и он непременно сам захворает. 

    Другие представляют джина каким-то неотвязчивым существом, которое не только не бегает от татарина, но даже неотвязчивость свою простирает до того, что поваживается по ночам навещать татарок, и когда они спят, ложится подле них и обращается с ними так, как можно одному только супругу. Но, по поверью татар, татарка, имеющая - невольное и бессознательное отношение к джину, не может рожать детей. А равно не видно из легенд татарских и того, чтобы джин, превратившись в жену человека, мог породить ему дитя. 

    От союза между собою джинны рожают детей, и это видно из тех же легенд, ибо в них есть указание на то, что джины подменивают своими детьми детей татарских в колыбели и даже во чреве матери. Джины боятся железа (и потому опасающиеся их татары, ложась спать, кладут под постель топор или какое-либо другое железное орудие); боятся еще джины можжевельника, - а почему? Я думаю потому, что татары приписывают джинам, между прочим, водянку; а можжевельник и татарами, и русскими Казанского края употребляется как врачебное средство против этой болезни.

    14) Диу-пэри. Дивы являются татарину обыкновенно в лесах и в полях, и притом в различных образах: иногда копною сена, иногда в образе девицы, причем могут выйти за татарина замуж. Живут в особенных своих городах, имеют царства под землею и морем, и невидимо - на земле. На нашей планете, между прочим, они живут и владеют теми местами и там, где положен клад; да и сами кладовые вещи, обыкновенно неблагоприобретенные, от продолжительного пребывания в земле порождают дивов, подобных во всем своим предкам. О дивах нужно заметить, что они непримиримо враждебны татарину: 

    а) они похищают девочек; до возраста держат их у себя и тогда на них женятся; 

    б) дивы ругаются над татарином: например, в образе какого-либо знакомца или добряка див уводит татарина в свой город, в доме у себя угощает его; но если татарин скажет: «бисмиллю» (во имя Бога!) перед вкушением пищи, поставленной дивом, то явно будет татарину, что это не пища, а лошадиный помет; 3) див непременно постарается зазванного к себе в гости татарина свести с лица земли и обыкновенно так: прикажет жене истопить баню, поведет в нее гостя, и когда тот разденется, див предложит ему с видимым радушием услуги свои - помыть, испарить, а когда татарин подставит спину, то див забьет его комлем веника до смерти и мертвого зароет под полком своей бани. 

    Однако див боится «бисмилли»; хотя редко, но могут его побеждать такие джигиты, о которых замечено выше в рассказе об убыре. Такие молодцы не поддаются обману в бане: они сорокапудовою дубиною, подкравшись сзади, двинут дива в потылицу и дадут ему карачун, то есть убьют его. Впрочем, когда див по любопытству испробует еще в избе своей вес дубины, то от натуги, при подъеме ее сделает неделикатность; или же, когда увидит, что силач (в сказке, по которой говорю, - десятилетний) вертит дубиною как палочкою, то и без подкрадывания сзади к нему джигита див весь в руках его. Див чистосердечно расскажет, сколько положил под полок татар, по требованию джигита откопает их, и напоив их душевным лекарством (джан-даруы) всех воскресит. Следовательно, дивам татары приписывают силу воскрешать мертвых.


    1 2 3                       













    Категория: КРИПТОЗООЛОГИЯ | Добавил: admin (14.01.2017)
    Просмотров: 719 | Рейтинг: 5.0/2