Главная
МЕНЮ САЙТА
КАТЕГОРИИ РАЗДЕЛА
ГЛАВНАЯ [1]
НЛО [291]
КОНТАКТЕРЫ [0]
КРУГИ НА ПОЛЯХ [0]
АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ [259]
КРИПТОЗООЛОГИЯ [276]
ЖЕРТВОПРИНОШ. [0]
ПРИВИДЕНИЯ [283]
АСТРОЛОГИЯ [0]
МАСОНСТВО [0]
СПИРИТИЗМ [0]
ЯЗЫЧЕСТВО [0]
САТАНИЗМ [0]
КЛЕРИКАЛИЗМ [0]
ГОМОСЕКСУАЛИЗМ [0]
ПРОСТИТУЦИЯ [0]
НАРКОМАНИЯ [0]
ПЕДОФИЛИЯ [0]
ПРЕСТУПНОСТЬ [0]
НАЦИОНАЛИЗМ [0]
КОРРУПЦИЯ [0]
ФАШИЗМ [0]
РАБСТВО [0]
БОЛЕЗНИ [0]
БЕДНОСТЬ [0]
НЕРАВЕНСТВО [0]
НЕГРАМОТНОСТЬ [0]
БИБЛИЯ
ПОИСК ПО САЙТУ
СТРАНИЦА В СОЦСЕТИ
ПЕРЕВОДЧИК
ГРУППА СТАТИСТИКИ
ДРУЗЬЯ САЙТА
  • Вперёд в Прошлое
  • Последний Зов

  • СТАТИСТИКА

    Главная » Статьи » СТАТИСТИКА ОККУЛЬТИЗМА » КРИПТОЗООЛОГИЯ

    Таинственные животные в республике Удмуртия. 2


    Алангасаргурезь - гора алангасара

    Когда-то, когда на земле еще не было людей,  жили на прикамских просторах по поверьям древних  удмуртов великаны – алангасары. Приплыли  они в удмуртские земли по реке, а потом вернулись обратно в свою страну. Несмотря на большой рост, были алангасары  не очень-то умны. А были они такими большими, что, если великан отряхивал грязь с обуви, то образовывалась настоящая гора. 

    Так что своим равнинно-всхолмленным рельефом Удмуртия обязана именно им.  Остались от них лишь упоминания в сказках удмуртов да  название горы – Алангасаргурезь (гурезь – гора, получается дословно – «гора Алангасара» или «Алангасарская гора»). Находится она в Алнашском районе Удмуртии, рядом с деревней Верхний Утчан.

    На Алангасарской горе в Верхнем Утчане найдено древнее городище.  По предположениям археологов здесь во   II половине I тыс. н.э. проживали предки южных удмуртов. Обнаруженные здесь  предметы  говорят о связях местных племен с южными соседями. Древние великаны (Алангасары, Зэрпа́лы) встречаются в  удмуртской мифологии. Изображались в сказках глуповатыми.

    Предания об алангасарах, мифических великанах, имеются также у татар, башкир, марийцев, ногайцев, караимов. Образ и имя алангасаров («ленивый, глупый») заимствован удмуртами у татар. Понятие «алангасар» встречается в удмуртском фольклоре довольно редко и не является общеудмуртским.

    Ученые предполагают, что само слово « алангасар» состоит названий двух народов: алан (иранское племя) и хазар (тюркское племя). Аланское войско играло заметную роль в Хазарском каганате в середине I тысячелетия н.э. Возможно, южные удмурты вместе с марийскими, мордовскими племенами были их данниками. А мифологических великанов Зэрпалов  В. Е. Владыкин связывает  с одним из северных пермских народов. «Зэрпал» можно с удмуртского языка перевести как  Человек со стороны Зэр. Зэр – возможно народность зыряне, или другой этнос, растворившийся позднее в других народах.

    Миф о великанах является одним из самых древних и встречается у многих народов. Первый и пока единственный полнометражный фильм, снятый на территории Удмуртии, был посвящен древним временам и назывался «Тень алангасара». Правда снимался не у подножия горы Алангасаргурезь, а в Шарканском районе. («Ижевск и Удмуртия»).



    Проклятие русского леса

    За Удмуртией прочно закрепилась худая слава как о земле, полной мистики и самых разных воплощений духов. Где здесь правда, а где выдумка - уже не разберешь. Студенты Удмуртского университета попытались вывести нечисть на чистую воду. Насколько это получилось, судите сами.

    Одним из самых известных проявлений нечисти является леший. Он же лесовик, лешак, лисун. Кое-где в Удмуртии его называют просто лесной или долгий. Но долгий не в смысле долговязый. Просто лесовик может так заморочить человека, что тот теряет всякую ориентацию и долго плутает даже по хорошо знакомой местности. Лешему, как и любой другой нечисти, нужно только одно: покуражиться над нами, поиздеваться.

    Испокон веков восточно-славянская традиция воспринимала лешего как злого духа, хозяина леса и зверей. В другом варианте лешак - это проклятый человек или вредоносный покойник. Кроме того, есть основания полагать, что существуют женские особи лесных духов - лисунки или лешачки. Самая яркая деталь их внешности - длинные, закинутые за спину груди.

    Считается, что леший может перегонять стада животных из одного леса в другой, пугать людей своим смехом и уханьем, сбивать с пути, уводить детей и даже манипулировать собственным ростом, становясь ниже травы или выше деревьев. Причастность лешего к нечистой силе выдает его связь со всем левым: левая сторона одежды у него запахнута на правую, левый лапоть на правой ноге и т.д. Аналогичная «левизна» прослеживается и у другой нечисти. Например, с левой полы водяного постоянно капает вода, а домовой может вывестись из петушиного яйца, если его носить под левой подмышкой.

    Раскаяния лешего в «Новогодних приключениях Маши и Вити» с жизнью не имеют ничего общего. Это хорошо видно по фольклорным экспедициям Удмуртского госуниверситета. Собранный ими материал показывает: леший с удовольствием пошаливал даже тогда, когда настоятельно рекомендовалось считать его «вредным суеверием».

    О проделках лесовика при социализме рассказала одна из жительниц Увы. «В 12 часов ночи иду после партсобрания летом по лесу в капроновых чулках, в розовой шляпе. А пять километров надо было лесом идти. Вдруг слышу - кричит, поет кто-то (обычно из деревни Мяслуд в деревню Киби-Жикья Ершов, бригадир, пьяный без песен не ходил). Но если, думаю, нечистая сила, сверну с дороги. Сняла чулки, шляпу - жалко портить было. А пение все громче, все ближе. А в середине леса протекала речка Безымянка. Только через речку перешла, и в 12 часов ночи стадо овец мимо промчалось. Никогда в лесу этих овец не бывало! И тут же около меня крик: у-уить! И хвоя на голову осыпалась, словно град стряхнул. Через неделю телеграмму получили: брат двоюродный застрелился».

    В данном случае лешак не показался, но его присутствие все равно оказалось не к добру. В том же поселке филологам пересказали историю одного лесника, умершего спустя месяц после встречи с нечистью. «Иду, остановился, столбик поставил, не так поздно было. Только начал отметку ставить, откуда ни возьмись - стоит около меня высокий мужчина, борода по пояс, на голове непонятно что: то ли седые волосы взлохмаченные, то ли шапка. 

    От страха чуть не сел и восвояси побежал, а он все за мной и в Карксигае никак не отстает. Думаю: до дома дойду, неужели и в дом зайдет? В ворота не пошел, через другой вход на двух-этажный амбар забрался. Деревянную задвижку открыл - он уже тут! Куда теперь от страшилы деваться?! Только перекрестился, он и исчез... Мужчина как мужчина, но как лесной дедушка».

    Но чаще леший обходится без погони. Хотя нервы тоже потреплет, как это случилось с уроженками села Балдейка Кизнерского района, когда те отправились на голубичное болото. «Собирали голубику, и вдруг на голубичнике мужичок сидит. Мохнатый такой, борода рыжая, кудлатая и волос нечесаный... Ходит вокруг, кружит. Деревня недалеко, а ничего не видно: ни леса, ни деревни! Испугались, а леший хохочет, как филин, ухает, но близко не подходит. Вспомнили: одежду на левую сторону надо надеть да обувь - накосулю. Переоделись, а лешему это не понравилось: ухнул разок и скрылся».

    В деревне Молчаны рассказывают о некоем «блуждающем острове» - вотчине лешего, где можно бродить до потери пульса. И в этой же деревне был случай лешачьего киднеппинга. «Гальку из Кирова леший сутки у себя в доме держал. Ушла под вечер, а ей семь-восемь лет. Всю ночь целой деревней искали. Думали: все, пропала девка. Пришли к болоту, а она из дупла выглядывает... Привезли домой, спрашивают: «Где была-то?» - «У дедушки», - говорит. Раньше была очень сопливая, смотреть страшно, а тут девку впрямь подменили, и сопли не висят. Говорит, что спали на полатях с дедушкой. Сам-то вроде был огромный, башка большая, а борода - зелень одна, а не волосы».

    Еще более интересную историю похищения ребенка рассказали в деревне Сям-Можга (Увинский район). Это случилось в деревне Одинцово, в семье Смирновых. Восьмилетняя Лена пришла в поле к матери, потом ушла домой. Мать приходит после работы, а ее нет. Стали искать, но не нашли, а на другой день сеяли в поле рожь и видят, как она бегает по полю. Они за ней, зовут, но догнать не могут. Так и бегала двенадцать дней по полю, по лесу; весь народ ее видел, однако домой она не возвращалась. А на тринадцатый день пастухи нашли ее спящей под большой елью. Говорят: «Ты ведь устала, столько дней бегала!» А она: «Нет. Я ведь не пешком ходила, меня дедушка на закорках носил».

    Обычно влияние злых духов проявляется через внушаемые ими мысли, но порой дело доходит до откровенного гипнотического воздействия. Этим, в частности, можно объяснить всевозможные перевоплощения ведьм, магов и колдунов (которые с помощью демонических сил «превращаются» во что угодно, оставаясь при этом в человеческом обличии). Всего один пример. Как-то настоятелю Никольского храма в Завьялово женщина рассказала историю о том, как ее старая соседка (которую все считали колдуньей) превращалась в кошку. Однажды сосед избил эту кошку, будучи уверен, что она и есть та самая колдунья. Спустя какое-то время эта старушка вышла с перевязанной головой и выбитым глазом, подошла к соседу и с укором сказала: «Что ж ты со мною сделал!» Вскоре она умерла.

    Ясно, что связываться с нечистой силой не стоит ни при каких обстоятельствах: многие после таких контактов «съезжают» либо накладывают на себя руки (сказавши «а», отделаться от нечисти бывает уже крайне трудно). Один из таких примеров - история некой Тани Пашиной из деревни Ивановка Можгинского района. Девушка училась у демонов на колдунью, но не нашла в себе силы пройти третье испытание: в полночь она должна была прийти голой в баню, где ее ждала большая черная собака с огромной смердящей пастью. Соискательнице на звание колдуньи требовалось влезть этому мерзкому животному в рот и вылезти через задний проход. Однако девушка испугалась и убежала.

    С тех пор бесы стали ей досаждать: мешали ночью спать, требуя «работы». «Обступят кровать и душат меня, - жаловалась она подругам. - Я возьму чашку конопли, кину в солому - собирайте! Пока они ищут, я и посплю немного». По словам очевидцев, постепенно девушка стала «совсем дурной»: прямо в доме колола дрова, резала овец.

    Кстати, с бессонницей от нечисти связан один из ижевских случаев, показывающий, чьи уши торчат из-за спины экстрасенсов и прочих сомнительных целителей. Одна из жительниц Ижевска заболела раком груди, прошла химиотерапию и облучение, но ничего не помогло. Вскоре она начала слышать голоса, которые внушали ей взять различные средства (включая экскременты) и приготовить снадобье. Женщина послушалась, онкопроцесс остановился, но голоса так и не смолкли, заявив: «Теперь ты будешь целительницей». Однако женщина наотрез отказалась, и от нее отстали. Но затем ей начали мстить: женщина больше не смогла спать: как только она закрывала глаза, сразу же возникала боль, словно в глазные яблоки вонзались острые иглы. Причем экзекуция усугублялась сильными ударами в области печени и почек.

    За три бессонных месяца женщина практически дошла до сумасшествия. Наконец она пришла в православный храм, где смогла спать хотя бы непродолжительное время (позже с помощью определенных молитв сон несчастной увеличился до четырех часов). А видимая причина ее изуверской бессонницы выяснилась при освящении квартиры. Оказалось, следуя рекомендациям экстрасенсов и оккультных изданий, эта женщина «для защиты от нечистой силы» натыкала в стены иголок и всюду развесила ножи и другие острые предметы. В действительности эти магические приемы, напротив, привлекли внимание демонов.

    Иногда даже случается ничем не прикрытое насилие. Например, однажды в том же Завьялово к священнику пришла молодая женщина с матерью, которая рассказала совершенно жуткую историю. Как-то они вдвоем находились в квартире, где внезапно появилось некое хвостатое существо, которое прямо на глазах пожилой женщины жестоко изнасиловало ее дочь.

    Но чаще нечисть действует более изощренно, являясь в образе ангелов, умерших супругов и т.п. В частности, можно услышать такие рассказы: раньше мы с мужем жили не очень хорошо, а после смерти он приходит ко мне каждую ночь, мы общаемся и даже вступаем в интимные отношения. И таких историй хоть пруд пруди, хотя уже давно известно о существовании инкубов и суккубов - демонов, принимающих мужское или женское обличие и склоняющих человека к соитию.

    А не так давно в Удмуртии в довольно грубой форме засветился еще один «сказочный персонаж». История произошла около одного из местных монастырей, куда на сенокос приехали двое молодых людей. Накосив сена, они начали переправлять его через реку, и тут один из них решил «погарцевать» перед девчонками: прямо в одежде прыгнул в воду и давай плескаться. Но потом с ним стало твориться что-то непонятное: уйдет под воду, вынырнет и вопит: «Тону!» Тем не менее в лодке все это приняли за шутку: плавать вроде бы умеет, да и река сравнительно узкая...

    Так он побултыхался-побултыхался, наконец подплыл к берегу, но из воды не вылезает, требуя принести штаны. Напарник ничего понять не может: какие штаны - ты же в джинсах! А тот - матом: давай портки, и все тут. Напарник сбегал, принес. А когда парень оделся и пришел в себя, рассказал: плещется он, все хорошо, и вдруг кто-то берет его сзади за талию, сдавливает холодными сильными руками и тянет на дно. Он вырывается, а его снова вниз; даже не понял, как без штанов остался. В тот же день он уехал. Мораль: водяной, леший, интим с умершими родственниками и другие похожие контакты - все это звенья одной цепи... (Вадим Крупенин, «Совершенно конкретно», Ижевск).



    Заколдованный лес

    «Вы были когда-нибудь в лесу? Вокруг много разных звуков, шорохов, всегда присутствует та или иная жизнь. А тут полная тишина. И вдруг в этой тишине раздался жуткий звук. Можете считать меня сумасшедшей, но это было так похоже на чей-то громкий ехидный смех, что я оторопела. Мне стало по- настоящему страшно: я чувствовала, что это не птица. Мой взгляд сам собой уперся в стену дикого леса, и я была уверена, что это доносится оттуда. Не помню, как выбралась, но от шока даже расплакалась.

    Придя домой, я рассказала, что слышала в лесу крик, похожий на смех. И на этом все вроде бы закончилось. Я уже и думать забыла об этом случае, как однажды ночью мне приснился сон. Снилось, что я опять стою в этом яру и вижу перед собой стену дикого леса. Все точно так, как тогда. Вдруг от деревьев отделилась чья-то фигура, и я увидела, что это мужчина.

    Он шел ко мне и пристально смотрел: и тут я поняла, что это не человек. У него была гладкая зеленоватая кожа, он был полностью обнажен. На голове пробивался плющ. Взгляд бездонных глаз, в которых плескался зеленый огонь, пронизывал меня насквозь. Он сказал: - Я послал тебе этот сон, чтобы ты знала – все, что с тобой случилось, правда. Люди забывают про то, что в лесу живут лешие, а я хочу, чтобы ты это знала. Может, он что-то еще говорил, я не запомнила. Искренне верю, что это все правда, потому что мне с детства снились вещие сны и многие из них исполнялись в реальности». (Наталья Бородина, г.Ижевск).



    Гагаринец

    Напишу о заброшенном лагере под названием Гагаринец. Находится этот лагерь километрах в 10-15-ти от города (г.Ижевск), рядом есть и работающие лагеря, самый ближний Фестивальный(могу ошибаться с названием так сама туда не ездила) и как предполагают люди знающие историю этого места, оно явно в геопатогенной зоне, попросту говоря «нечистое»...События из - за которых лагерь решено было закрыть (до выяснения обстоятельств) произошли еще в советские времена, то есть этому заброшенному лагерю около 30 лет если не больше. 

    В общем, была у тамошней ребятни и вожатых забава: почти как прятки только водящего привязывали к дереву, он должен был отвязаться (привязывали специально слабенько) и пойти искать друзей. Леса на территории лагеря (да и вообще в округе) предостаточно, вот и резвилась ребятня. В один совсем не прекрасный день вожатая с группой детей так же привязала мальчишку к стволу и все побежали прятаться... спрятались видимо хорошо, при этом подзабыв где привязали водилу. Когда игроки с вожатой обеспокоившись пропажей ребенка с подмогой производили поиски, у дерева нашли уже истерзанное (предположительно диким зверем) тело мальчика..! 

    Для того времени естественным было не предавать дело огласке, все списали на беспутную вожатую, детей в срочном порядке вывезли, лагерь закрыли...Казалось бы трагичная история и только.. но!!! Не один человек побывавший в том месте утверждает, что оно не хорошее... Сторожа в закрытом лагере не задерживались, спивались, пропадали, кончали жизнь самоубийством.. Вскоре необходимость в них отпала, так вещи, вывозимые из лагеря или просто ломались или оказывались на том же месте, с которого их взяли!!! 

    В итоге лагерь «разогнал» всех, кто пытался законно или мародерским путем что-то забрать... Даже бомжи в том месте не живут!!! Конечно, хватает любителей острых ощущений, которые специально едут в то место с ночевкой, ходят там на развалинах.. Многие говорят о каких-то картинах в сохранившихся корпусах, которые не хотят отдираться от стен, говорят на одной изображена жуткого вида куколка, которая потом не одну ночь во сне сниться... Самое жуткое это то, что буквально в 500 метрах действующий лагерь, а ведь дети народ очень любопытный...!!! («Мистические истории»).

      


    Удмуртский лес

    Живу я в Удмуртской республике в городе Ижевск. Те теплые дни запомнились мне очень хорошо, я гостила у своей бабушки в деревне Карамас-Пельга. Утром мы решили пойти в лес ради прогулки. Солнце светило ярко. Идти в глубину леса было не страшно. Бабушка остановилась у какого-то старого пня, на котором нашла маслят, дедушка остался с ней, а я решила пройти чуть дальше. 

    Немного отклонившись от тропы, я увидела за деревьями шевеление, вскоре я различила высокую фигуру. Мое зрение часто меня подводит, поэтому сжавшись от страха, я подошла ближе. Чуть поодаль от меня прислонившись к дереву, стояло оно. Пол было различить трудно. Существо, иначе не назовешь, было высоким, но очень изящным. Одето было, если я точно помню в какой-то черный фрак. На его голове был цилиндр. Не считайте меня за дуру, нет, это был не человек. Пока я, открыв рот, смотрела, он повернулся ко мне и уставился на меня. Глаза у него были красные, нос длинный и крючковатый, а кожа была морщинистой и бледной, будто у него нет крови. Тут меня окликнул дед, я на мгновение оторвалась от этого существа, но повернувшись, увидела лишь, как оно взлетело на ветку дерева и быстро исчезло из виду.

    После этого я не могла долго прийти в себя. Я рассказала все о случившемся и увиденном дедушке с бабушкой. Я думала, они мне не поверят, но дед лишь покачал головой и сказал мне кое-что. Мол, они нас не трогают, а мы на них и внимания не обращаем. Сколько я не выпытывала у деда, кто эти существа, он так и не рассказал. Может вы тоже видели этих существ? («Мистические истории»).





    Домовенок Витя

    Домовенок  ВитяЭто произошло в 1991 году. Нам тогда дали трехкомнатную квартиру. До этого мы жили на четвертом этаже, а тут восьмой, да еще и с большой лоджией! Правда, я почему-то на ней себя очень плохо чувствовала. Меня там не покидала какая-то тревога. Я списала это на то, что после четвертого этажа мне на восьмом непривычно, очень высоко. Однако не только меня тревожила лоджия. Наш кот Васька ни в какую не хотел туда выходить. Когда же мы пытались занести его туда на руках, он сопротивлялся и орал страшным голосом.

    При переезде мы все банки с консервами вынесли на лоджию. И вот как-то днем я решила покрасить там карнизы. Раздвинула банки по углам, чтобы не мешали, и стала красить. И тут позади что-то зашуршало. Поначалу я подумала, что наш кот наконец-то расхрабрился и вышел-таки на лоджию. Оглянувшись через плечо, я увидела, что на стиральной машине сидит... мохнатый комочек с глазами! Глаза у него были не просто сердитые - злющие. Я оторопела, обронила кисточку и резко повернулась. Однако это странное существо буквально стекло с машинки, как вода, и пропало.

    Домашним я ничего рассказывать не стала. Дети тогда еще были небольшие, я побоялась их напугать. Не знаю, может, по наитию, но я решила подружиться с этим чем-то разозленным существом. Я поставила на лоджии блюдце с молоком и положила конфет. И надо сказать, с тех пор я стала себя там чувствовать совершенно спокойно. А вот кот по-прежнему этого места избегал.

    Прошли годы. Дети выросли, дочь Наташа вышла замуж и подарила нам внука. Как-то наш Тема спал в комнате в коляске, мы же с дочерью сидели на лоджии и обсуждали странное происшествие. Дело в том, что накануне ночью дочь, сидя на кровати, кормила малыша и тот, махнув ручкой, порвал у нее на шее золотую цепочку. 

    Цепочка тут же исчезла в складках постельного белья. Сразу дочка ее не нашла, а утром пропажа обнаружилась. Правда, нашлась только цепочка, а вот подвеска, которая была на ней, нет. Мы несколько раз перетрясли все постельное белье, покрывало, прощупали каждый миллиметр кровати и даже детской кроватки, но увы. И тут я вспомнила, как много лет назад повстречала на лоджии странное существо. Я рассказала об этой встрече дочери, добавив, что у нас в доме есть свой таинственный хозяин. А потом мы вспомнили, что существует поверье - если пропало что-нибудь, нужно сказать: «Хозяин, поиграй и отдай, что взял».

    В этот момент Тема заплакал. Наташа, шутя, произнесла эти слова и пошла успокаивать сына. Вскоре она вернулась на лоджию и выглядела весьма взволнованной. Тут я увидела у нее в руке пропавшую подвеску. Оказалось, та лежала на покрывале, которым мы застилали кровать, прямо посередине, на самом видном месте! Мы своего домохозяина прозвали Виктором. Он не раз помогал нам. Например, когда к нам в квартиру дважды проникали воры, наш Виктор укрывал от них золото и другие ценности. Воры в поисках драгоценностей и денег перерывали и белье, и посуду. Представляете, вся посуда из шкафа выставлена, а на верхней полке стоит нетронутая хрустальная ваза и именно в ней лежат все золото и деньги! Так что не зря я примирилась тогда с нашим хозяином! («Мистические истории»).



    Кто в поле хозяин

    Каждый хоть раз слышал о так называемых «хозяевах», охраняющих место, где они живут, и способных навлечь массу неприятностей на тех, кто нарушает покой их владений. Это домовые, лешие, водяные, и прочие духи, сфера деятельности которых ограничена местом «проживания». Как правило, они не причиняют вреда человеку, разве что вещь какую в доме спрячут, или в чащу леса заведут, но в целом, их даже нечистой силой назвать нельзя. Домашние духи даже пользуются уважением своих «квартирантов», особенно в деревнях: им оставляют еду и подарки под порогом, с ними разговаривают, их немного побаиваются. Потому, что согласно поверью, коли невзлюбит домовой своего «квартиранта» - непременно его из дома выживет. 

    В Удмуртии, неподалеку от Ижевска, и по сей день встречаются полевые «хозяева». В народе в старину подобные существа упоминаются, как полевики,- духи, охраняющие рожь во время покоса. Прежде, кто их видел, говорили, что это странные люди в больших шапках. Сегодня они появляются перед очевидцами чаще в женском обличье. Одетые в длинное белое одеяние, наподобие ночной сорочки, они разговаривают с человеком только тет-а-тет, и всегда для того, чтобы о чем-то предупредить, материализуются они не пред каждым: того, с кем будут «переговоры», полевик выбирает. Партнёр «диалога» зачастую легко раним, восприимчив, жалостлив ... другими словами, со слабым нравом. 

    На 35-м километре Ноелгинского тракта, между деревнями Норья и Постола, есть лог, этакий разлом в земной коре. Именно там и происходят встречи с полевиками. Появление их начинается во время покоса и жатвы ржи - в августе, после полуночи и до первых петухов. Как только рожь с поля убрали, хозяев не видно и не слышно до следующего сбора урожая. В окрестных деревнях едва ли не каждый их встречал. 

    Побеседовав со многими очевидцами, я обобщил их рассказы и пришел к выводу, что полевики проявляют свою активность по разному, и показываются «зрителям» в нескольких разных видах: иногда как световой шар, заря ночью, или зарево от как лесного пожара (смельчаки ходили проверить, но ничего не нашли), иногда из леса летят искры и дым валит, но признаков костра нет, иной раз в тихую безветренную ночь вдруг по полю начинает словно маленький смерч гулять, слышен топот, на слух, среднее нечто между лошадиным и человеческим, только «шаги» тяжелее, пыхтенье в пустоте... И колосья движутся, как будто кто-то невидимый бежит по ним, причем весьма быстро. И, конечно, многие описывают таинственных «женщин в белом», которые просят случайных прохожих удалиться подобру-поздорову. 

    Вот лишь несколько рассказов очевидцев: 

    ... Было это летом. Шли мы со сторожем мимо садов, видим, вдали едет мотоцикл. Сам-то он не виден - ночь, а фару видно, плывет вдоль дороги. Мы поспешили туда - проверить надо, кто такой едет. Добежали до дороги и видим, что мотоцикла никакого нет, а светящееся пятно, что мы за фару приняли, летит по воздуху чуть ниже макушек сосен, без каких либо звуков мотора ... 

    Светящийся «глаз» словно увидел нас на дороге, тут же снизился до уровня груди и полетел прямо на нас. Мы перепугались малость, но свет вдруг резко повернул и исчез. Утром мы пошли на то место. Надо сказать, что за день до этого был дождь, дорога была вязкой грязью покрыта, а то место, над которым мы видели ночью «фару» словно кто высушил моментально - по всей траектории «полета» тянулась дорожка сухой пыли. 

    ...В другую ночь видим со сторожем, со стороны лога яркая вспышка. Мы повернулись на свет, и тут вдруг из зарослей в небо взвивается яркая молния, прямая такая, сантимов 30 в диаметре... Достигнув лучом неба, «молния» растеклась по нему, как круги по воде... Мы побежали к логу. Сторож ворчит, мол поймаем сейчас хулиганов! Он подумал, что кто-то пиротехникой балуется. Спускаемся в лог: тишина. Никого! Сторож кричит: «Эй! Кто здесь балует?» И тогда с боку раздался громкий топот, как будто бежали двое двуногих лошадей, или людей с очень тяжелыми шагами. Приблизившись к нам вплотную, «двое» разделились, «побежали» в разные стороны. Звук шагов был, но никого не было видно, только сильный ветер помчался вслед за невидимыми беглецами, шевеля и пригибая ветки.

    «...Колхозник, после тяжелого дня, решил срезать путь, и поехал на тракторе по полю. Вдруг прямо перед ним является женщина в белом. И просит его уйти, мол, нельзя сюда, тут свадьба будет. Мужик перепугался, погнал обратно, что есть мочи. Ехал километра 3-4, не оборачиваясь. Но любопытство победило. Обернулся и увидел вихрь, или смерч на том месте, где он дорогу срезал. А ночь была на редкость спокойная!...». 

    ...Женщина пошла по грибы. Дойдя до окраины леса, вдруг видит бабу в белом. Та ей говорит: уходи, здесь свадьба играется, и иди не оглядывайся! ... Хорошее утро было, тёплое безветренное... Отошла эта женщина на несколько метров, но не вытерпела соблазна и обернулась. А там поле ожило - по нему ветер гуляет, и маленькие пылевые вихри... наблюдала вспышки и зарево в лесу по вечерам... А один раз такой яркий свет, как от ... корабля НЛО большого, в кино такие показывают... Я испугалась и в сарае спряталась. А говорят, ходили смельчаки поглядеть, разобраться. И ничего не нашли. ... Дядя говорил как-то, что более десяти лет тому назад, ехал он на ЗИЛке своём, а в близи в небе огромное, ярко светящееся нечто. Мотор заглох и не заводился долго… 

    От редакции: Можно, конечно, обвинить свидетелей в том, что у них слишком разыгралось воображение. Но легенда существует, а опыт человечества подсказывает, что даже самый невероятный миф никогда не родится на пустом месте. И тот факт, что десятки людей, ничем не связанных (и даже не знакомых) друг с другом, описывают примерно одно и то же, и множество свидетельств из других местностей о появлении так называемых младших духов - водяных, леших, и тому подобного - говорит в пользу этой легенды. 

    Но вот еще, что странно: нынешним летом автор материала специально отправился в поля, чтобы самому зафиксировать полевиков с помощью каких-либо «подручных средств» - фотоаппарата, камеры, или хоть найти аномальную энергию проверенным «дедовским» способом - проволочной рамочкой. Но он даже визуально не увидел ничего - ни странного света, ни «вихрей», ни девы призрачной, хотя просидел в поле до самого окончания жатвы. Одно из двух - или таинственные духи уже отступили под нашествием человека, или они совсем не тщеславны и не пожелали идти на контакт с журналистом.  (Вестник RUFO # 9 (25) – 2001). 





    Леший водит

    Как и обещал в предыдущей истории, рассказываю про место, где «леший водит», подробнее. Рассказ ведется со слов местного жителя одной небольшой деревни, название которой я говорить не буду. Помню, была осень, день назад по земле прошелся небольшой дождик, на улице тепло, и светит солнце. В общем, самое время идти грибы собирать, а я – настоящий мастер в этом деле, поэтому не стал упускать возможности. Взяв с собой двух детей, жену, маму и сестру, я сел в машину, и вместе мы поехали за деревню, туда, где лес начинается.

    План наш был таковым: мы хотели обыскать несколько небольших лесочков и уже после них пойти в самое грибное место, которое называется Сарай-Гурезь. Туда мало кто ходит, ведь про него старики со старухами страшные легенды рассказывают, мол, по правую сторону дороги, проходящей через весь этот лес, живет Нюлес Мурт (Дитя Леса, по-удмуртски) и, если кого-то заметит (причем, этот кто-то должен быть плохим и причинять какой-либо вред лесу), то станет водить его по лесу и закроет ему выход из него.

    План был хорошим, и я решил не нарушать его. Собрав грибы в небольших лесочках, мы вновь сели в машину, и я отвез нас к Сарай Гурезю, в котором на этот раз грибов, к сожалению, набралось только пол ведра. «Негоже домой с пустыми ведрами возвращаться, - подумал я и вдруг решил, - По правую сторону от дороги ведь тоже лес растет! Там-то, из-за всех этих страшилок, отпугивающих людей, грибов точно будет много!» Я озвучил свои мысли и тут же получил отказ. Никому не хотелось переходить дорогу, им всем было слишком страшно.

    Но такой расклад меня не устроил, и я все же настоял на своем. Как теперь думаю, это было очень большой ошибкой. В общем, собрались мы в небольшую группу и перешли дорогу, договорившись, что вглубь леса заходить не будем, а пройдемся лишь по его окраинам. Все же, сказки и легенды немного пугали нас. «Ничего плохого не произойдет, - думал я тогда, - Что может случиться со мной, бывалым грибником?»

    Да, я был глуп, но зато теперь на всю жизнь запомнил, что в эту часть леса вообще заходить нельзя. Итак, мы благополучно набивали свои ведра грибами, и я, как в одной знаменитой сказке, слишком увлекся, поднимаю голову и вижу – вокруг меня кругом лес, дороги не видно, и вообще, все, кто был со мной, куда-то исчезли. Ноги сами захотели повести меня обратно, но разум заставлял идти вперед, ведь передо мной был глубокий овраг, на дне которого текла неширокая речушка, а за этим оврагом – настоящий рай для грибника. Белые грибы, красноголовики… эх, чего там только не было.

    Нужно ли говорить, что разум победил ноги? Я сделал несколько шагов вперед и сам не понял, как уже оказался по другую сторону оврага, а мои ноги были запачканы грязью из речки. Ведро, грибы в котором всего лишь закрывали дно, стало быстро наполняться, я шел вперед, собирая их, и вдруг почувствовал что-то такое, что сейчас объяснить уже не смогу. Оторвался я от собирания, поднял голову вверх, и ни оврага, ни моих следов, которые бы привели меня обратно, не увидел.

    Ну, развернулся я, иду на восток (до этого шел строго на запад), а оврага все нет и нет. Проходил я так около двадцати минут и понял, что заблудился. Паника постепенно начала зарождаться во мне, а ноги уже тряслись от страха. Выхода из леса совсем не было, и я постоянно приходил к одному и тому же месту, которое можно описать только тремя вещами: береза, пенек, лосиный череп.

    Вдруг я почувствовал неописуемую ярость, вспыхнувшую в моей груди. Мне захотелось орать от нее, но я только со всей силы наступил на лосиный череп, и он раскололся на кусочки, словно был сделан из стекла. Это, как ни странно, мне помогло и уняло мою ярость. Я успокоился и стал вспоминать рассказы стариков об этом месте. Они говорили, что, чтобы выбраться отсюда, нужно снять с себя всю одежду и надеть ее наизнанку.

    Я уже собирался сделать это, как вдруг услышал за своей спиной веселые детские голоса. Мое сердце остановилось в этот момент, я развернулся и увидел, что прямо на меня идут примерно десять детей, все в нарядной традиционной удмуртской одежде и с длинными-длинными желтыми волосами. Они смеялись и о чем-то оживленно разговаривали.

    Некоторые люди рассказывают, что цепенеют в таких же ситуациях и не могут сдвинуться с места. Со мной такого не произошло, и я со всех ног побежал на восток, где, по-моему, должен был быть овраг. Я бежал, а его все не было. Тогда мне пришлось остановиться. Я огляделся по сторонам и призрачных детей не заметил, но их голоса все еще слышал. Они приближались ко мне с огромной скоростью. Я быстренько снял с себя всю одежду, надел ее наизнанку и побежал дальше. И вот – искомый овраг, а за ним дорога и обеспокоенные моим длительным отсутствием родственники. Да, повезло мне, что я вспомнил трюк с одеждой. Если бы не он, убили бы меня эти дети…



    «Добрый» леший

    Бывает, обидится лесной дух на охотника да и попытается ему отомстить, а то и, наоборот, приветит, ночлег даст да еще и поможет, подскажет, где зверья поболее. Заблудился охотник однажды осенью. Дело уж к ночи, надо ночлег искать, а тут и огонек в чаще засветился. Стоит посреди леса огромный дом, а хозяйства рядом никакого нет. Понял охотник, что это дом нюлэсмурта, но не испугался ничуть: нюлэсмурту жертву он постоянно приносил, в лесу не жадничал. Уложил его хозяин спать на полати, а после полуночи стали в дом один за другим заявляться медведи. 

    Спрашивает зверье у лесного хозяина, не пора ли им уже в берлоги залегать на зимнюю спячку. Каждому зверю указал нюлэсмурт свое место и те под утро покинули дом. Наутро распрощался охотник с лесным хозяином и отправился домой. Удачно он охотился в следующую зиму. Да и как иначе, коли знал прекрасно, где медведи в берлогах обосновались. С того медвежьего промысла, говорят, и разбогател. Рассказ об этом вошел и в книгу «Мифы, легенды и сказки удмуртского народа». («Жилин Ижевск»).



    Лесные коллеги

    Леший - нюлэсмурт по отношению к охотнику бывает и злым, и добрым, а вот другие его лесные «коллеги» добрыми уж никогда не бывают. Таков, например, палэсмурт. Вот каким его увидел один из охотников: «Он страшный-престрашный, безобразный, как бы рассеченный пополам вдоль позвонка человек… Видал все внутренности его… Я тут обезумел от страха и остановился… Смотрит одним глазом на меня, как будто съесть меня хочет… Молчит, ничего не говорит. Собака моя и не лает. Так я стоял некоторое время, не зная, что делать. К счастью моему, по дорожке шел знакомый мужик и я давай кричать его:

    - Иван, - говорю, - Иван, иди ко мне скорее!

    Он услышал меня и пошел по направлению ко мне. Он пошел, и палэсмурта не стало. Вот какая гадина показалась! Не дай Инмар видеть таких».

    А то вдруг заявится в гости в лесную избушку дух лесного бора Ягпери. О подобном случае рассказал этнографу охотник и рыбак по имени Ядыгар. Осенью Ядыгар охотился в лесу, а по весне и летом рыбачил на Иже. Рыба ловилась хорошо, ею добытчики и сыты были. Взял как-то добытчик с собой четырнадцатилетнего напарника. Собирал мальчик в лесу сучья и хворост для костра, дядя у печурки возится. Тут-то племянник с перепуганным лицом и ринулся бежать к дому. 

    Увидел он в лесу седого бородатого старика, напугало его это старое страшилище. Успокоил Ядыгар мальчика, а сам все о Ягпери думает. Похлебали рыболовы вкусной ушицы. Тут и вломился в двери непрошенный гость. Поздоровался он, и его за стол на уху пригласили. «Э, уха-то у вас без соли!» Достал Ягпери склянку с каким-то порошком, высыпал его в уху, и та тут пожелтела, как будто с яйцом сварена оказалась. А уж вкусной оказалась! Хлеб да соль закончили, завели разговор о рыбачестве.

    -  У меня, - говорит нежданный гость, - соленой рыбы десять ведер запасено. Пожалуйте ко мне в гости.

    Боязно к Ягпери в гости идти, да кто отказаться посмеет. Зашли путники в лес, остановились у ямы. Тут Ягпери и исчез, будто его не было. Поднялся сильнейший ветер, деревья гнет, ветви ломает. Темно сделалось. Оглянулись дядя с племянником, а они уже за несколько верст, на плотине мельницы оказались. Там только в себя и пришли. Бросились к ним односельчане: «Где вы были? Как вдруг на плотине очутились?» С ними домой и вернулись.

    Захворал племянник вскоре после этого случая.

    Часто такое бывает после встречи с лесной нечистью. Отправился дядя посоветоваться к известному ворожцу. Ворожец поведал, что непременно надо пожертвовать Ягпери пару белых уток, тогда и племянник выздоровеет. Оказывается, являлся дух бора к Ядыгару не как к рыбаку, а как к охотнику, принесшему во время осенней охоты недостаточную жертву. Так про Ягпери и говорили удмурты: «Задобришь его, и он нагонит в леса всякой дичи, а не задобришь, ничего не получится». Принес Ядыгар в жертву пару белых уток, и племянник его вскоре выздоровел. («Жилин Ижевск»).





    «Лохнесское чудовище» в Сарапульском районе

    Объекты своих исследований Валерий Котов ищет в районных газетах и в рассказах деревенских стариков. «Чертово болото» он сам заметил из окна электрички. Часть легенд приходится развеивать. Например, над болотами иногда испаряется газ. И под его воздействием некоторые люди начинают видеть галлюцинации.

    Логичное объяснение есть и загнутым аркой молодым деревьям. Люди часто начинают фантазировать, попав на поляну с «поникшими» березами или елями. Но и этому явлению есть объяснение. Случается, что весной на ветках образуется большая наледь, и стволы прогибаются к земле. На то, чтобы снова принять вертикальное положение, иногда деревьям требуется несколько месяцев. Еще часто люди с удовольствием поддаются легендам. И начинают видеть то, чего нет на самом деле. Верят в сказку и домысливают ее в своем воображении.

    - Нам несколько раз сообщали, что в селе Галаново видят какое-то темное существо, - рассказывает руководитель «Сферы Х». – Одни описывали тень, другие видели даже дракона. («Комсомольская Правда»).



    Лесные хозяева

    Да разве один только леший проказит в лесу! Перед Покровом погуляет лесной хозяин в полную силу, наломает вволю деревьев, навырывает с корнем кустов, разгонит зверье по норам да и утихомирится до весны. Вот тогда в лесу полное раздолье для Ауки - этот не спит ни зимой, ни летом. Кричи спутникам своим: «Ау-у!» - все равно отзыв не с той стороны придет. И этот любит людям головы морочить.

    Навыдумывал русский человек всякой лесной нечисти: на ягодных местах, особенно на клюкве да бруснике, боли-бошка обитает; грибами ведают маленькие старички-боровики; по осени хороводы водят лесавки - дед и бабка лешего, а предводительствует ими старый слепой дух Листин. Полюбили глухие чащобы, болотные леса и черти, у них это тоже заветные места.

    Лесные верования возникли на заре развития человечества, а потому и имеют явное сходство у разных народов. Удмуртский Нюлэсмурт, как и русский леший, тоже бывает ростом с самое высокое дерево. Именно он разрешает зверью залечь в норы, решает, одарить ли охотника добычей, а то и посмеется над ним. Частенько Нюлэсмурт заманивает в лес молодых парней или детей. Почти всегда встречи эти заканчиваются трагически. Рассказывают, что одного паренька из деревни Старый Кыч, что на Тыловайской дороге, сманил Нюлэсмурт и оставил у себя жить. 

    Работал он на лесного хозяина, а взамен получил хлеб, ягоды, молоко. Как-то раз послал его Нюлэсмурт подоить корову. Удивился паренек: «Да это ж лось!» - «Это наша корова», - услышал в ответ. Парнишка, недолго думая, нырнул в ближайший лог и - дёру. Поплутал, конечно, изрядно, пока до деревни добрался. И жить бы ему вроде, молодому совсем, да несчастный случай с ним приключился. Народ поговаривал, что таки отомстил ему лесной хозяин за самовольный уход.

    И все-таки не всегда встреча с Нюлэсмуртом заканчивалась трагедией. Не одну историю слышал я о том, как, бывало, спасал он заблудившихся детей. В одной из лесных деревенек потерялся пятилетний мальчик. Неделю его искали, а все никаких следов не нашли. Родители уже отчаялись сына увидеть, да вдруг случайно на лесной опушке на него наткнулись их соседи. Судя по довольному, веселому виду мальчика, уж неделю он точно не голодал. Не оставил его лесной хозяин, кормил хлебом, молоком, ягодами, а затем вывел из леса, предупредив напоследок, чтобы не болтал.

    Разным, порой непредсказуемым бывает Нюлэсмурт, а также другие хозяева удмуртского леса - Нюлэснюня (лесной батюшка), Нюлэссутись (хранитель). Зато иные лесные духи обычно агрессивны по отношению к человеку. Очень любит пугать людей Палэсмурт - одноногий, однорукий и одноглазый (пал - с удмуртского половина). Кузь-Пинемурт - человек с длинными зубами - так и вообще питается человеческим мясом. Так что немудрено, что удмурты, живя среди глухих чащ, побаивались своих лесных духов и сотворили про них немало легенд.


    1 2 3                       














    Категория: КРИПТОЗООЛОГИЯ | Добавил: admin (14.01.2017)
    Просмотров: 785 | Рейтинг: 5.0/3