Нет ничего зловещей болота. Предательская трясина, поглотившая множество жизней, легенды о нечисти, обитающей в болоте, призраки и пугающие крики - все это создает мрачную репутацию пространству, как бы выкинутому из нашей реальности. Создается ощущение, что болото - это вход в параллельный мир. В мир пугающий и кошмарный. В народе болота часто прозывают «нечистыми» или «чертовыми» местами.
Мне не раз приходилось слышать о таких местах. В России множество болот и почти у каждого из них дурная слава. Занимаясь исследованиями аномальных явлений вот уже 10 лет, мне довелось исследовать одно из таких болот. В Удмуртии, недалеко от города Сарапул, на противоположном берегу Камы в лесном массиве находится Чертово болото, имеющее форму треугольника. В 2000 году его начала изучать сарапульская научно-исследовательская группа по изучению аномальных явлений «Сфера-Х». Поводом послужили свидетельства очевидцев о странностях, которые здесь творятся.
В небе над болотом люди не раз замечали большие светящиеся шары, летавшие по непонятной траектории. Кроме того, очевидцы событий клялись, что отчетливо слышали женский голос, доносящийся со дна гиблого места. Он словно кого-то звал или просил о чем-то. Необъяснимым было и поведение густого стелющегося тумана, часто покрывавшего поверхность болота. Его внезапные появления, когда струйка белесого дыма вдруг начинала сочиться со стороны близлежащего леса, пока из нее не образовывался настоящий стремительный поток, передвигавшийся с невероятным проворством из стороны в сторону, наводили ужас на редких свидетелей.
Первая экспедиция команды «Сфера-Х» в составе семи человек отправилась в район загадочных аномалий в июле 2000 года. Вот как описывает события руководитель группы:
- Из-за позднего прибытия поезда попали мы на место уже ночью. Здесь нас встретили белеющие в темноте стволы берез и гнетущая тишина. Да и сама причудливая форма болота придавала окружающему пейзажу весьма таинственный вид. Чтобы обезопасить себя от неизвестных пока явлений, было принято решение разбить лагерь несколько в стороне от подозрительного места. Пока ставили палатки, сооружали костер, готовили пищу - начало светать.
В 4 часа 20 минут, когда мы уже собрались отдохнуть, неожиданно в воздухе над болотом нами был замечен движущийся светящийся шар желтого цвета. Он плавно летел над редкими деревьями, выступающими из воды, пока не достиг границы леса. Через минуту шар так же неспешно исчез где-то за верхушками елей. Сразу же отправиться по его следам мы не решились, так как еще не рассвело. Позже, днем, мы все-таки предприняли эту попытку, но, пройдя по лесу около четырех километров, вернулись в лагерь, так и не найдя ничего. На протяжении двух суток мы проводили замеры, брали пробы, вели наблюдения. В то
Сначала мы заметили странное поведение тумана. Выйдя к болоту для проведения наблюдений, мы обратили внимание, что оно было густо окутано этим туманом. Но что это? Внезапно воздух начал проясняться. Туман, словно живое существо, колеблясь и подрагивая, стал скручиваться в длинную ленту и медленно отходить куда-то влево. Мы не пытались его преследовать, но через некоторое время заметили, что он пополз, как бы окружая нас. Он двигался подобно гигантской змее - бесшумно и уверенно.
Зрелище было невероятным. Я с одним из участников экспедиции, К., решил двинуться к этому странному сгустку материи. Но, как только мы коснулись ее, туман такой же лентой начал отходить от нас в лес, пока не исчез совсем. Стоило нам вернуться к остальным, как «змей» снова высунулся из своей «норы», но он уже не предпринимал попыток приблизиться - держался в стороне, как бы наблюдая за нами.
В какой-то момент я заметил, что К. напряженно всматривается в пространство между деревьями. Я тоже посмотрел туда. «Ты видишь?» - шепотом спросил он. «Да!» - так же тихо ответил я. В воздухе четко просматривался контур человеческого лица. Его большие немигающие глазницы, нос и рот были ясно различимы в темноте. Зачарованные, мы, молча, смотрели в глаза призраку. Через минуту его облик исчез, растворившись в болотном мареве. В этот момент все участники экспедиции стали показывать друг другу на что-то в середине болота.
Переведя взгляд в этом направлении, я заметил белое овальное пятно, которое плавно перемещалось между сухими деревьями. Затем возникло еще одно пятно. Овалы кружились вокруг деревьев, то приближаясь к нам, то отдаляясь. Неожиданно в воздухе, словно из ниоткуда, возник яркий светящийся шар. Он медленно опустился на поверхность болота и погас. В последующие часы болото продолжало играть с нами. Незадолго до рассвета явления прекратились, как будто нечисть отправилась спать.
Мы вернулись домой, полные впечатлений и вопросов. В следующей экспедиции в этом же году мы дважды полностью пересекли болото, пытаясь найти ответы на вопросы. Мы не обнаружили никаких признаков выхода газов или галлюциногенных растений. Лабораторный анализ показал наличие нормальных колоний одноклеточных, правда, несколько необычно реагирующих на солнечный свет. Кроме того, болото постепенно исчезает, зарастая густым кустарником. Но не стоит спешить делать какие-либо выводы. Данная работа требует своего продолжения. Мы будем и дальше исследовать загадочное болото, в надежде найти хоть какие-то следы, проливающие свет на тайну этого мистического места. (Валерий Котов, Сарапул).
Пещеры, легенды и родники Удмуртии
Редакция газеты «Удмуртская правда» продолжает серию публикаций, посвященных богатствам удмуртской глубинки. Мы рассказываем читателям о туристических тропах и этнотуристических маршрутах городов и сел Удмуртии. О маленьких районных музеях и их гостеприимных хозяевах, которые знакомят жителей и гостей республики с удмуртской природой, преданиями местных жителей и этнической культурой родного края.
Давно это было. Пять тысяч лет назад. На высокий берег у слияния рек Белой и Камы (недалеко от современного поселка Чеганда Каракулинского района Удмуртии) пришло незнакомое племя, пригнав с собой весь скот. Откуда пришли и от чего бежали эти люди – неизвестно. Да только сильно они отличались от местных жителей. Были ростом около двух метров, беловолосы и голубоглазы, не торговали с соседними племенами, не подпускали к себе посторонних и вели скрытный образ жизни.
Около ста лет простояло загадочное племя на этом месте. Именно они, утверждает легенда, вырыли на берегу Камы, пещеру Белую. Что произошло, никто не знает, но все племя (две тысячи человек), неожиданно побросали свое имущество и ушли в эту пещеру по одному из туннелей, завалив изнутри вход огромным камнем.
Через несколько веков, здесь поселилось племя пьяноборской культуры. Они использовали эту пещеру как медный рудник. Современные исследователи обнаружили там остатки трех плавильных печей (видимо медь выплавляли прямо в пещере), а также слой медистого песчаника.
Неподалеку от Белой есть еще пещеры. По слухам, ходившим в данной местности долгие годы, в Чегандинских пещерах останавливался Стенька Разин, потому что из них открывался замечательный вид на все проходящие мимо суда. Он использовал это место как наблюдательный пункт, и с соседнего острова нападал на суда. Один из ижевских историков нашел в архивах упоминание о том, что пещеру Белую при Иване Грозном посещал сам Ермак, отправившийся на покорение Сибири. Не встретив большого сопротивления, он пробыл здесь около месяца и отбыл дальше. По другим источникам в пещерах прятались пугачевцы.
В годы Гражданской войны в округе бесчинствовала банда. Она обворовывала сначала путников, затем богачей и, в конце концов, занялась грабежом крестьян. Местные жители сумели выловить всех членов банды. Отвели их в пещеру Белую и обвалили вход. С тех пор пещера начала «вести себя» подозрительно. Рассказывают, что вход в нее периодически менял свое местонахождение. Что оттуда слышатся странные звуки. А однажды потерялся мальчик из соседней деревни. Последний раз его видели неподалеку от пещеры. На песке увидели следы ребенка, которые заходили внутрь. Все полтора километра внутренних коридоров пещеры были досконально изучены, но тело ребенка так и не нашлось.
В одной из научных экспедиций все члены команды одновременно стали испытывать чувство тревоги. Отчетливо слышали лай собаки, наблюдали неадекватное поведение двух крупных псов – черного и белого. Рыбаки рассказывали, как видели Чегандинские пещеры со своей лодки, но придя в то самое место, пещер не обнаружили, будто их никогда и не было вовсе!
Пещера Белая раньше имела четыре входа, два из которых обвалились. Теперь главный вход расположен посреди крутого обрыва, метрах в десяти от воды – с берега обнаружить его практически невозможно, даже с Камы можно увидеть только под определенным углом. Не меньше тайн хранит уникальная зуевоключевская земля, что в одноименной деревне Каракулинского района. Представители нетрадиционных религий считают эти места благоприятными для общения с космосом. Нередко от местных жителей можно услышать байки об увиденных здесь НЛО, инопланетных кораблях и пришельцах.
В настоящее время на охраняемой территории Зуевоключевского городища живет целительница Зинаида Белоусова. Здесь ее фермерское хозяйство, сенокосные угодья, конюшни и гостевой дом для приема туристов. На месте древнего городища, считавшегося в V веке до н.э. хозяйственным и идеологическим центром южного Прикамья, регулярно ведутся археологические раскопки, позволяющие найти следы древних поселений I-II тыс. лет до н.э. Удивительно, но здесь сохранись искусственные и естественные укрепления – оборонительный вал и овраг, защищавшие древнее поселение от набегов соседних племен.
Каракулино – один из немногих районов Удмуртии, насыщенный археологическими памятниками. Здесь их насчитывается свыше 180: это древние стоянки и селища, могильники и городища, множество разрозненных «кладов», памятники культового и деревянного зодчества. Ряд каракулинских находок экспонируется в Государственном Эрмитаже Петербурга.
В быту каракулинцы постоянно сталкиваются с проявлениями столетней истории своего района. Весенние ручьи выносят с полей старинные монеты. На огородах хозяйки то и дело выкапывают бляшки, сосуды, подвески, бусы, пуговицы, фрагменты окаменелых деревьев. Однажды нашли проржавевшие остатки кольчуги и даже римскую литую кастрюлю. Ребятишки, купаясь в Каме, разодрали ногу о фрагмент челюсти мамонта. Потом этот раритет принесли в краеведческий музей истории района.
Местность близ деревни Зуевы Ключи в народе называют «местом силы». Со всех уголков Удмуртии и соседних республик сюда приезжают люди, чтобы зарядиться положительной энергией. На подъезде к населенному пункту стоит дерево желаний, на которое можно повязать ленточку и загадать самое сокровенное. С вершины горы Кереметь с одиноким вязом на макушке открывается роскошный вид на Каму с ее многочисленными островками и разливами. Старожилы этих мест верят, что эта гора священная и что именно здесь захоронены древние вожди.
В Зуевых Ключах находится символический знак самой южной точки Удмуртии. Неподалеку часовня в честь Флора и Лавра, куда приезжают паломники, чтобы помолиться и окунуться в купель у «святого ключа». По преданию он лечит душу и не зря здесь стоят иконостасы. Прежде чем набрать воду, люди молятся перед образами. Другой, Гремячий ключ (назван так по шуму воды, спускающейся по камням), лечит телесные недуги. В составе ключевой воды обнаружены ионы серебра.
История возникновения двух родников тоже имеет красивую легенду. Несколько веков назад одному монаху явилось видение: икона пресвятой богородицы, стоящая на камне. Затем ему явилась сама пресвятая Богородица и сказала: «Ты должен отыскать мой образ. Я поведу тебя к нему». Монах отправился в путь. Около года странствовал он, пока нашел образ пресвятой. Взял монах образ в руки, и в этот момент из-под камня, на котором стояла икона, забил родник. Сверкнула молния при ясном небе, ударила в вершину соседнего холма, и оттуда забил Гремячий ключ. Соседний холм – ведьмина гора, место проживания древней языческой цивилизации. И молния, ударившая в холм, ознаменовала конец язычеству.
Администрация и отдел культуры Каракулинского района мечтают сделать Чегандинские пещеры и Зуевы Ключи брендами района, привлекательными для широкого круга туристов. Однако для этого потребуются немалые средства. Во-первых, чтобы расчистить пещеры и укрепить осыпающиеся своды. Во-вторых, сделать ступеньки в природном склоне холма, удобные для спуска от часовни к сакральному источнику, проложить удобную дорогу к роднику, спасающую путников от распутицы в межсезонье. В-третьих, сделать реконструкцию Зуевоключевского городища, чтобы популяризировать уникальную археологию района.
Туристическое предназначение Каракулино закреплено в генплане развития Удмуртской Республики. Пока что это единственный район Удмуртии, который официально признан туристско-рекреационным кластером. Подобный статус определяет позиционирование территории и влияет на формирование имиджа всего региона.
В планах главы Каракулинского района Сергея Русинова вместе с Сарапульским районом, Пермским краем и Елабугой создать единый туристический маршрут по Каме, взяв за идею древние торговые пути и речные экономические пути поздней российской империи. В маршруте отразится не только купеческая сущность основных прикамских регионов, но и их природная и туристическая привлекательность – возможность рейдового причаливания к камским речным судам, развитие фуражной рыбалки и паромной службы перевозок, утиной охоты и ночевки в гостевых домиках на воде, лодочных стоянок и речных круизов.
Если «камское» направление туризма находится в Каракулино в стадии разработки, то культурно-познавательные маршруты действуют в полную силу. Приехать в Каракулино можно всей семьей, малой группой коллег по работе или организовать целую выездную экспедицию. Прежде нужно только предупредить хозяев о своем решении погостить в Каракулино. Один из первых в Удмуртии визит-центров, наряду с Игринским районом, откроется здесь уже этой осенью. («Удмуртская правда»).
Водяные Удмуртии
Все исследователи народной жизни удмуртов отмечали особое почтительное отношение к воде. Да и как иначе, коль здесь обычно и начинается другой, непонятный, а то и враждебный человеку мир. Еще в двадцатом веке многие прикамские удмурты были убеждены, что землю держит на своих рогах огромный черный подземный бык, который, в свою очередь, стоит на спине огромной рыбы, живущей в подземном море. Соответственно, наблюдалось особое отношение к обитателям рек и озер. Известный ученый-этнограф В.Е. Владыкин отметил, что, например, хариуса и форель в Удмуртии почитали как священную рыбу.
Что ж тут удивительного, когда, бывало, и удмуртские божества при надобности превращались в рыбу. Удмуртские вумурты живут в богатых домах, построенных в глубоких местах. Жены их необыкновенно красивы, имеют пышные волосы, которые и любят расчесывать. В одном из районов на севере Удмуртии сорокалетний мужчина рассказывал мне:
- Пошел как-то отец мой рыбачить. А у реки сидит огромная женщина - вумурт кышно (жена водяного), расчесывает гребнем волосы. «Что, - спрашивает она у отца, - ты уже пришел?» Отец мой снасти все бросил и бегом с реки.
Но и многие русские были убеждены, что водяные живут семьями. Удмуртскую вумурт кышно очень напоминает в русских верованиях водяниха - женщина с длинными распущенными волосами. Чаще всего она сидит на камне и расчесывает свои волосы. Обычно при появлении человека она скрывается под водой, но порой способна и угрожать ему. У водянихи большие отвислые груди, белая, полная, она выходит из воды обычно в полночь.
В некоторых губерниях были уверены, что водяные обитают в подземных дворцах. Вятский же крестьянин был убежден, что жилище водяного - обычный крестьянский дом, но под водой. Впрочем, и в этом, бывало, ему отказывали, полагая, что он попросту живет в омуте реки или в самом глубоком месте озера. Речные омуты, как и лесные овраги, запустелые здания, места убийств и самоубийств издавна считались в народе нечистыми.
Да разве только один водяной проказил под водой и на воде! Кто ж не помнит про русалку, которая «на ветвях сидит»! Почти каждый русский поэт посвятил ей стихи: Пушкин, Лермонтов, Жуковский, Блок, Есенин, Гумилев, Ахматова… Кое-где русалку путали с водянихой - и та и другая нагими выходили из воды и расчесывали свои волосы. Какими только их не видел в своем воображении русский человек!
В Вятской губернии считали, что русалка - нагая женщина, живет она в лесу, побежит, так и на лошади не угонишься. И все-таки народное сознание обычно помещает русалок неподалеку от воды. Становятся ими чаще всего девушки-утопленницы и проклятые. Нередко русалки ведут себя как обычные девушки: водят хороводы, поют песни, плетут венки. Из воды они выходят начиная с Троицы. Существовал в Вятской губернии и особый вид русалок - албаста. Слово это, по-видимому, тюркское. Так называли русалку страшную. От обычной русалки она отличалась только отталкивающим видом.
Но ведь не одна же нечисть скрывается в воде. Удмуртию с легкой руки московского поэта Владимира Семакина стали называть родниковым краем. В Каракулинском районе есть деревня со звучным названием Зуевы Ключи (кстати, самая южная точка Удмуртии находится неподалеку от этой деревни). А деревня и впрямь славится своими ключами. Говорят, вода Гремячего ключа залечивает душевные раны, а вода сакрального ключа - раны телесные.
Немало подобных случаев зафиксировала человеческая память. На ключе иногда проводятся и религиозные службы, даже архиепископ ижевский и удмуртский Николай приезжал сюда. Окрестные жители называют эту воду сакральной и говорят, что на том месте было когда-то явление духа «божией матери». И приезжавшие сюда уфологи отметили, что место это особенное, дающее людям положительный заряд.
Да разве в одном Каракулинском районе есть чудесные ключи и родники! Неподалеку от Кеза есть деревенька, где близко друг от друга расположены три родника. Старики рассказывают, что если из всех взять воду и дать ее больному человеку, то он непременно выздоровеет. Так что, как бы ни старалась нечисть испоганить воду, не получится это. («Жилин Ижевск»).
На холме
Уж такое это место - лес, что всякий человек в нем настороже держится. Зверь ли мелькнет меж стволов, птица ли взлетит из-под ног - вздрагивает и обмирает сердце грибника или ягодника. А при встрече с другим человеком не столько в лукошко его смотришь, сколько в глаза - к добру ли? И то, в местах наших лесных про чащобную нечисть страсть сколько рассказывают. Не успеешь отчураться да молитвой от лесного хозяина оборониться, закружит он тебя по своим владениям. И окажется потом, что в трех соснах заплутал.
Особенно любит леший подшутить над выпившим человеком. Возле деревни Дзилья, что в Дебесском районе, странное место есть - холм Пуртывыр (состоит из двух слов «котел» и «холм»). Пуртывыр и вправду напоминает перевернутый котел. Вот уж где нечистая сила водит человека. Торопился однажды мужичок деревенский после зарплаты домой да и рискнул напрямую через лесок, через холм путь сократить.
И сократил на свою голову - вот она, деревня, вроде бы рядом, чувствует он ее, а выйти к ней ну никак не получается. А тут и сумерки пали, ночь постепенно опустилась. Наконец наткнулся мужичок на стог сена возле леска да и уснул в нем. Просыпается он утром, а стог совершенно по другую сторону речушки расположен. А уж ее-то он точно не переходил. Впрочем, ухмыляются деревенские и поныне, чего после получки не бывает - тут и без лешего немудрено заблудиться. («Жилин Ижевск»).
«Я уеду из этой деревни…»
Огромное количество небольших деревень в 50-70-е годы ХХ века оказались неперспективными. Обитатели их переехали кто на центральную усадьбу колхоза, кто в райцентр, а то и подале. Старики зачастую доживали свой век уже без радио и электричества. На картах кое-где и ныне можно увидеть названия этих деревенек с пометкой «бывш». Это значит, что еще сохранились где руины развалившегося дома, где остатки фундамента. Ну а если уж повезет, то найдется и более или менее целый дом - временное пристанище для рыбаков или охотников.
Вот уж где лесная нежить над вами подшутит, коль неправильно себя поведете. В одну из таких «бывших» деревенек, на родину моего друга мы и отправились. Много в тех местах ходило легенд о Белом человеке, что жил в Черном лесу (Сьоднюлэс). Ох как радовался он, когда окрестные деревни начали умирать, разрушаться. Под вечер выходил Белый человек на вершину холма Нимшур-йыл, поросшую можжевельником, и прыгал там, исполняя дикие танцы от радости, что уходят люди из его владений, один он тут хозяином остается.
Как раз на этом холме и ночевали мы с другом. В июньском воздухе звенели комариные тучи, огромная луна нависла над Черным лесом, и, конечно, уж никак не до сна было нам. Навалишь в костер травы, чтобы дым погуще шел, отгонял комаров, и снова слушаешь старинные были вперемешку с небылью.
Страшно, мрачно в Черном лесу, а деваться некуда, приходилось окрестным жителям частенько там бывать. Вот и поехал как-то один крестьянин туда за дровами. Повалил он несколько деревьев, обрубил сучья, распилил на бревна. Осталось их на телегу уложить, да лошадь что-то забеспокоилась. Кое-как управился он с бревнами - сложил, связал, а чуткая скотина все не успокаивается. Тут и сам удмурт забеспокоился: не дай Бог, волки или медведь где-то рядом! Оглянулся он, а за спиной его огромный, под три метра, человек, весь шерстью белой покрытый. Взвизгнул крестьянин, кулем на уложенные дрова повалился, хлестнул лошаденку, а та уж понесла во всю прыть. В себя он уж дома только пришел. Да ведь не случайно говорят, что встреча с нечистью редко когда добром заканчивается - чахнуть с тех пор крестьянин стал, полгода всего и протянул.
Надолго запомнился мне Черный лес. А неподалеку от него еще один странный лес находится - Чокмор называется. Когда-то рядом с ним жил человек по имени Чокмор. Занимался он скорее всего печным делом. Говорили мне, будто Чокмор - это особый молоток, которым удмуртские печники пользуются. Побаиваются ходить в этот лес окрестные жители, хотя вроде бы ничего страшного в нем не случалось. Чокмор как бы изолирован от внешнего мира, живет по своим древним законам, потому и чувствует себя человек в нем маленьким и никчемным.
Я бы лес этот с толкиеновской Древлепущей сравнил. А вот из леса, что напротив Чокмора высится, иногда раздается какое-то странное торжественное пение, только явно не храмовое. Плохая примета - услышать его. Колхозный бригадир как-то в Троицу его и услышал. Еще с утра он принаряженным по деревне гулял, а к вечеру беднягу уже из петли вытащили. Только не все так мрачно в нашей лесной Удмуртии. Вспомните-ка, сколько здесь лесов чистых, светлых, звонких, где чуть ли не «под каждой березой - гриб, подберезовик и под каждой осиной - гриб, подосиновик…». («Жилин Ижевск»).
Давным-давно
Леса наши не менее исторические места, нежели города и села. Среди удмуртских лесов протянулась государева дорога - старый Сибирский тракт. О славном времени правления Александра I еще кое-где напоминают старые березы, посаженные по его указу. О старом дубе, что возле села Пышкет в Юкаменском районе, ходит легенда, будто посадили его каторжане, которых гнали в Сибирь. В лесах Сарапульского уезда укрывался и легендарный удмуртский разбойник Камит Усманов:
И совсем не случайно жизнь разбойничья в удмуртском фольклоре ассоциировалась прежде всего с лесом - «словно зеленый клен мой стан», «руки как сосновые ветки»… Из молодого лесного клена, вырванного вместе с корнем, изготовил себе лук легендарный удмуртский батыр Эш-Тэрек. Сохранила народная память воспоминания о священной книге на бересте, в которой пусами были записаны древние законы, молитвы и обряды.
Для удмурта, выросшего среди лесов, деревья всегда были как живые существа. Без важной причины он ни за что бы не поднял на них топор. И совсем не случайно места для молений удмурты выбирали в священных рощах-кереметях. Еще несколько десятков лет назад на Карлутке, в районе современного Буммаша, стояла огромная сосна, которой прежде поклонялись удмурты. Дерево это до сих пор помнят и рассказывают о нем многие пожилые люди. В начале ХХ века у деревни Пирогово также росла многовековая сосна, у которой проходили языческие моления. На смену язычеству пришло христианство, а затем и почти полное безбожие. А вот поди ж ты, и тогда, оказавшись в лесной чаще, человек поневоле вспоминал свои лесные верования, возникшие на заре развития человечества. («Жилин Ижевск»).
Лесная быль
Леса наши сплошь и рядом заселены волшебными существами. Только сдается мне, что и без них лес был бы волшебным миром, о котором немало легенд сложено. Много порассказывала мне об этом старая травница бабушка Анна, встреченная неподалеку от Чепцы. С удивлением услышал я, что в ночь на Ивана Купалу деревья способны переходить с одного места на другое и даже разговаривать друг с другом.
Особым, благословенным деревом считается береза, когда-то укрывшая Богородицу и Христа от непогоды, а Параскеву-Пятницу от нечистого. Лист на осине вечно дрожит оттого, что именно на ней повесился Иуда. Без осинового кола никак не обойтись в схватке с упырем. Рябина - дерево мстительное - недолго проживет тот, кто ее срубит. Кстати, удмурты в новом доме развешивали ветви рябины для защиты его от колдовской порчи, а себя от происков домового (по-удмуртски «корка-мурт»).
Ну а уж про травы бабушка Анка знала, наверное, все. Колюка и Адамова голова, по преданию, придают необыкновенную меткость охотничьему ружью. Трава блекота куда как хороша для рыбаков, поскольку делает рыб ручными. Чертополох, вполне естественно, вызывает переполох среди нечистой силы. Разрыв-трава - та больше для «домушников» и «медвежатников» подходит.
Дягиль и от порчи спасет, и любви человеческой добавит. От ведьм охраняет двор и дом веточка полыни. Так что каждое дерево, каждое растение по-своему значимы в судьбе человека, а в приметах и легендах, связанных с лесом, отражена вся его мифологическая история. Вот только вглядеться надо в окружающий мир, вслушаться в него. Тогда и поведает Удмуртия свою лесную быль вперемешку с небылью. («Жилин Ижевск»).
Мифы и легенды Удмуртского народа
Наиболее яркой составляющей величиной любой религии является ее пантеон. Язычество удмуртов, характеризующееся детально разработанной системой культовых мест, обрядов и ритуалов, располагало обширным пантеоном, включающим около 40 духов и божеств, которые были строго соподчинены друг другу.
Низшие божества (духи): Олицетворяющие природу
Нюлэсмурт - лесной человек
Лудмурт - полевик, луговик
Вумурт, Вупуш - водяной
Тӧлпери - дух ветра
Олицетворяющие разнообразные болезни:
Кыль - злой дух
Мыж - болезнь, порча
Чер - злой дух эпидемических болезней
Дэй - дух болезней
Кутӥсь - злой дух болезней
Обилие болезнетворных духов и божеств в мифологическом плане свидетельствует о жизни удмуртов. Олицетворяющие дом и хозяйственные постройки:
Коркамурт (Корка кузё) - домовой
Гидкуамурт (Гид кузё) - усадебный человек
Мунчомурт (Мунчо кузё) - банный человек
Представления о духах-матерях:
By мумы - мать воды
Пызеп мумы, Чупчи мумы - матери рек Пызеп и Чупчи
Вожо мумы - мать особого переходного времени - летнего и зимнего солнцестояния;
Музъем мумы - мать земли
Пужмер мумы - мать инея и ветра
Матери-небожители:
Ин мумы - мать неба
Шунды мумы - мать солнца
Толэзь мумы - мать луны
Гудыри мумы - мать грома
Инву мумы - мать небесной воды
Алид
- Леший из Удмуртии. Еще более страшен и причудлив удмуртский Леший Алид , о котором у Кира Булычева сказано: «.. .считается, что у Алида одна нога, и та навыворот, то есть ступает он пяткой вперед. Есть у Алида один большой глаз и, простите за натуралистическую подробность, которую из песни не выкинешь, одна обросшая шерстью обвислая грудь, которую он, засовывает вздремнувшему в лесу путнику в рот и душит его». Этот Алид является разновидностью циклопа.
Главное божество удмуртов-язы чников. Инмар. Это - источник всего «доброго»; он - творец неба, живет постоянно на солнце, - добр настолько, что удмурты не боятся его. Ему приносятся только благодарстве нные жертвы.
Этимология имени В XIX веке наиболее распространена была этимология ин+мар «небо-что» . Некоторые учёные считали, что имя Инмар происходит от Инмурт «небесный человек» . Но по версии М. Г. Атаманова, слово Инмар возникло в результате слияния удм. ин(м) «небо» и ар «человек» (из булгарского). В настоящее время наиболее приемлемой является гипотеза о том, что в слове Инмар сохранился древний суффикс -r, а само слово происходит от финно-пермского имени небесного божества (ilmar, ср. Ильмаринен ).
Таким образом, наиболее подходящим именем нашего первопредка является Ильмар. В русской православной традиции его заменил Илья Пророк, скачущий на колеснице по небу во время дождя и грохот от этой колесницы порождает гром. Отдаленным потомком Ильмара - в смысле генеческом и этимологическим -является Илья Муромец - Иль-Мар.
Вукузё («хозяин воды»)
- в мифах удмуртов - властитель водной стихии, обитатель первичного океана. В дуалистических космогонических мифах Вукузё является противоположностью Инмара, который достал землю со дна океана. По мифу, Вукузё испортит сотворённых Инмаром великанов-алангасар ов, обманув сторожившую их собаку. Подражая творению Инмара - собаке, он сотворил козу, а затем водяных духов вумуртов. Вукузё представляли в виде старика с длинной зелёной бородой.
Всем известен веселый праздник - День Нептуна, но не все знают День Вукузе, который второй год подряд в середине лета отмечают в Ижевске! Вукузё («хозяин воды») в мифах удмуртов - властитель водной стихии, поселился в нашем городе. Этим летом Вукузе и его друзей можно будет встретить в Летнем Саду, в его обновленном домике.
Нюлэс-Мурт (нюл - лес, чаща)
живет в лесу, имеет собственное хозяйство и семью. По одежде и образу жизни он похож на людей. Как люди, Нюлэс-Мурты устраивают браки и пируют. Путь, по которому проехала свадьба Нюлэс-Муртов, отмечается множеством сломанных деревьев. От людей Нюлэс-Мурты отличаются высоким ростом (рост самых высоких деревьев) и черным цветом кожи. Нюлэс-Мурты разрешают зверям залегать в норы и берлоги; посылают охотникам добычу, скотине - корм, помогают войску одерживать победу, благодаря своей особенной способности - производить ветер и бросать песок в глаза.
Нюлэсмурт выделялся по своему значению среди всех других существ удмуртской мифологии. Иногда его называли «Великий дед, отец». Некоторые исследователи даже считали, что «первый и самый главный бог в плеяде языческих богов углазовских вотяков - бог лесов и ветров. Всё это объясняется огромной ролью леса в жизни удмурта традиционной культуры.
Нюлэсмурт - хозяин леса, а так как лес практически составлял всё природное окружение удмуртов, то всем этим ведал Нюлэсмурт, он - хозяин зверей, к нему обращаются охотники за помощью и содействием в охоте. От Нюлэсмурта зависело и благополучие скота. Иногда он был даже как-то связан с умершими предками. Дорогой Нюлэсмурта называли завалы леса, где прошёл ураган, смерч, именно поэтому иногда Нюлэсмурта считали и божеством ветра.
Луд-Мурт (луд - поле)
- полевик. Это маленький человек, ростом не выше пятилетнего ребенка. Рост его может изменяться в зависимости от места, на котором Луд-Мурт находится: между высокими колосьями Луд-Мурт выше, в молодой траве луга он очень мал. Весной при выгоне скота в поле Луд-Мурту читается молитва: «хорошенько сохраняй животных, хорошенько води их в поле, не давай их зверям (волкам)» .
Корка-Мурт (ко рка - изба) - дух вроде домового (у русских), заведует мужскими и женскими работами, совершаемыми в избе. Иногда за хозяйку дома он исполняет работы - щиплет лучину, колет дрова, прядет и прочее. Корка-Мурты иногда подменивают своих детей людям.
По внешности коркамурт похож на пожилого человека в тулупе, вывернутом шерстью наружу. Если коркамурт переехал вместе с хозяевами из старой избы, его называют. Вужмурт(у дм. Старый человек). Переход из старой избы в новую уудмуртовсопровож дался специальным обрядом в честь коркамурта, ановосельеназывал ось Корка мурт сектан «угощение домового». В виде пережитка в этом обряде сохранялась память о принесении в жертву коркамуртубыкапри переселении в новый дом.
Ву-Мурт (ву - вода)
- водяной человек; его ведению подлежат все воды на земле; живет он в озерах, маленьких речках, в прудах, по преимуществу в глубоких местах. У него есть жена, необыкновенно красивая, сыновья и дочери. Сыновей своих Ву-Мурты женят на дочерях Ву-Муртов соседних вод; свадьбы правят по большей части осенью и весной, при чем свадебный поезд, направляя путь свой по воде, разрывает мельничные плотины и повышает уровень воды во всех встречных речках. Ву-Мурты не прочь родниться и с людьми и вообще нередко появляются среди людей.
Вумурт (удмуртское ву - «вода», мурт - «человек»)- в удмуртских мифах водяной дух с длинными черными волосами, иногда в виде щуки. Создан «хозяином воды» Вукузё. Живет в глубине больших рек и озер, но любит появляться в ручьях и мельничных прудах. Может топить людей и насылать болезни, смывать плотины, истреблять рыбу, но иногда и помогает человеку.
В воде у него свой дом, большие богатства и много скота, красавицы жена и дочь. Вумурт появляется среди людей на ярмарках, где его можно узнать по мокрой левой поле кафтана , или в деревне, в сумерки; его появление предвещает несчастье. Вумурта прогоняют, стуча палками и топорами по льду. Чтобы откупиться от вумурта, ему приносят в жертву животных, птиц, хлеб.
Воршуд
Ообое место в верованиях удмуртов занимало понятие воршуд. Воршуд - сложное понятие, которое означало:
1) родовую или семейную святыню, хранящуюся в куале. Обычно это воршудная коробка, в которой содержалось несколько серебряных монет, беличья шкурка, крылышки рябчика, челюсть щуки, перья тетерева, ритуальная посуда, кусок жертвенного хлеба, мука, крупа, ветка дерева. Словом, здесь была сосредоточена своеобразная материализованная предметная информация об окружающем мире на всех его важнейших структурных уровнях, это символическая модель мира, его микрокосм, своего рода «Ноев ковчег»;
2) абстрактное божество-покровитель рода или семьи и совокупность идей, представлений, связанных с ним;
3) конкретное орнито-, зоо-, антропоморфное изображение божества: гуся с серебряным клювом, быка с золотыми рогами, какого-то идола и т.д.;
4) экзогамное объединение родственников по материнской линии, имеющих одного покровителя. Каждый воршуд имел свое имя. Исследователями зафиксировано около 70 таких имен (Можга, Бигра, Пурга, Какся, Боня, Вортча и т.д.), ведущих свое происхождение, по-видимому, от тотемических предков. В честь покровителя-воршуда устраивались моления по каждому сколько-нибудь важному поводу.
Оформившись, очевидно, в эпоху материнско-родовой организации в качестве тотемной группы, Воршуд, утрачивая социально-хозяйственные функции, постепенно превратился в чисто культовый институт, вошедший позднее в другие формы религиозных образований. Все удмурты знали, к какому Воршуду они относятся. Если в деревне жили представители нескольких воршудов, соответственно столько же было и родовых святилищ - быдым куа/ или культовых сооружений в честь Воршуда, которые строили во дворе жреца или чаще в лесу около ручья или родника неподалеку от деревни.
Это многообразие богов требовало соответствующего осмысления, интерпретации, выработки норм культового этикета - всеми этими вопросами ведали служители культа (клир). Они же в значительной степени были и непосредственными творцами тех или иных религиозно-мифологических идей, распространителями их среди своих соплеменников, а также своеобразными посредниками между божествами и общей массой верующих.
Лопшо Педунь
– сказочный герой удмуртов. Согласно легенде, давным-давно жил в одной из удмуртских деревень мужик. Трудно жилось ему, но весело, потому что однажды познал он секрет жизни. Удмурты знают, что давным-давно была у них Священная книга, по которой строили они свою жизнь. Со временем она была утеряна, разлетелись листочки Священной книги по всему белому свету.
Во время очередного хождения по родне посчастливилось ему найти одну из страниц этой мудрой книги, на которой было написано: «Не принимай всё близко к сердцу, на всё смотри весело, и удача не обойдёт тебя». С той поры у него любая работа в руках спорилась, и стал он источником неистощимого юмора, остроумия, житейской хитрости. В народе прозвали его Лопшо Педунем.
Крезь название традиционной песни, а также музыкального инструмента типа гуслей у удмуртов. При современном росте национального самосознания традиционный инструмент крезьвсё больше вызываетк себе интереси становится известным очень широкому кругу слушателей. На наших глазах происходит возрождение этого удивительного инструмента фактическииз полного забвения. Срадостью можно наблюдать, как крезь становится неотъемлемой частьюне только удмуртского музыкального фольклора, нои культурной жизнив целом, ав скором будущем войдёти вкаждый удмуртскийдом, какэто былоещё вначале прошлого 20 -го века.