Кто знает славянский бесконечный лес в Новоспасском уезде: он не так далеко от Старой Рязани: не бывал ли кто там по соседству в селе Городном, или в деревне Лупежах; там, говорят, ещё раздольнее лешим; там есть из них царьки с золотыми рожками, там видали их в больших проказах!
Вот бедный крестьянин с половиною фороды: ему защипал её леший. Вот сваха-старушка: она шла по лесу под хмельком, и леший всю выкрасил её тиною! Вот богатого мужика корова: шут сломал её, как дитя игрушку, - корова свёрнута в кольцо, её хвост запутан на её же рожках! - Беда! Беда, - гулять, без молитвы, по славянскому лесу! (М. Макаров)
Слово леший в областных говорах и в старинных памятниках означает: лесной, лесистый; в разных губерниях и уездах лешего называют лешак, лесовик, лесник, лисун (полисун) и даже лес. Они живут в лесных трущобах и пустырях, но обыкновенно с первыми морозами (в начале октября) проваливаются сквозь землю, исчезая на целую зиму, а весною опять выскакивают из земли, - как ни в чем не бывало.
Расставаясь осенью с лесом, они бесятся, ломают с досады деревья, словно хрупкие трости, и разгоняют всех зверей по норам. Весь тот день воет по лесу страшный ветер. В этом любопытном поверье ясно сказывается тождество леших с творческими силами лета. Подчиняясь влиянию зимы, тучи перестают блистать молниями, грохотать громом и разливаться дождем; это оцепенение, или зимний сон, фантазия соединяет со всеми их мифическими олицетворениями. Подобно тому как водяной спит всю зиму и только в апреле просыпается, бешеный и шумный, и лешие проваливаются сквозь землю в холодное время осени, и в темных подземельях успокаиваются до весеннего своего пробуждения.
Древнее сказание о грозовых демонах, исчезающих осенью, в дни месяца листопада, и снова появляющихся весною, народная фантазия, согласно с усвоением этих духов лесного типа, связала с замиранием и возрождением жизни в дубравах и рощах, которые к зиме сбрасывают с себя листья, а в вешнюю пору одеваются в зелень и цветы. Покидая землю, лешие поднимают ветры, ломают деревья и разносят их пожелтевшие листья: в этих обычных явлениях бурной осени поэтический взгляд народа усматривает их досаду, чувство недовольства и тоски по умирающей природе.
Впрочем, лешие не все исчезают на зиму; в некоторых местах их смешивают с демонами зимних вьюг. Стремительные вихри, по мнению крестьян, есть дело лешего. Так, поломанные бурею в лесах деревья обыкновенно причисляются к его проказам; по народному поверью, леший никогда не ходил просто, а спереди и сзади его всегда сопровождает сильный ветер, и по направлению ветра можно заключать, куда именно держит он путь. Никто не видал, чтобы он оставил где-нибудь след своих ног, хотя бы прошел по песку или снегу: это потому, что он вихрем заметает свой след, как поступают и ведьмы.
В августе месяцы поселяне караулят по ночам снопы от потехи лешего, который раскидывает их, поднимая вихри; с целью помешать ему, они ходят на гумно в вывороченных тулупах и обводят около снопов круговую черту кочергою, то есть замыкают гумно со всех сторон как бы оградою; вывороченный тулуп - это эмблема облачного одеяния, в которое рядится бог-громовник, гонитель демонов, а кочерга - эмблема его молниеносной палицы. Уверяют также, что леший боится головешки…
Могучие явления грозы предки наши олицетворяли то в образе великанов, тождественных с громадными тучами, то в образе карликов, тождественных с малютками-молниями, обитающими в облачных горах. Оба представления приданы и лешим, которые бывают то ниже травы, то выше самых высоких деревьев. Как надвигающаяся на небо туча из едва заметного вдали черного пятна быстро вырастает в своем объеме и достигает исполинских размеров, так и леший мгновенно может вырастать и умаляться. О богатырях и великанах сказки выражаются, что они растут не по дням, не по часам, а по минутам. Обыкновенно в лесу леший равен с высокими дубами и соснами, а на поляне - с травою…
В весенней грозе древние племена видели упорный и смертоносный бой великанов-туч; этот воинственный тип усвоен и лешим. Лесовики, рассказывают крестьяне, ведут между собою частые войны; но, как существа титанической породы, они не знают ни пушек, ни ружей, ни пороха, а ломят своих противников столетними деревьями, которые тут же вырывают с корнем, и стопудовыми камнями, отбитыми от скал; брошенные рукою лешего, камни эти и деревья летят в десять раз скорее и на громадные расстояния - верст на пятьдесят и более.
Поломанные бурей леса и горные обвалы суть следы их ожесточенной битвы. В такой грандиозной картине изображает народ удары грозы и полет бурных облаков, перенося древние представления о небесных деревьях и горах-тучах на обыкновенные леса и скалы… Лешие - властители дремучих лесов, и в некоторых областях их называют лесовыми царьками, господарями над лесом. В больших лесах господствуют по два и по три леших.
В Архангельской губернии есть рассказ о том, как два леших поссорились с третьим при дележе лесных дач, связали его и бросили; случайно набрел на него промышленник и освободил; в благодарность за это леший донес его вихрем с Новой Земли на родину и после пошел за него в рекруты и отбыл трудную службу.
Когда леший идет дозором по своим владениям, то, при его приближении, шумит лес и кругом трещат деревья. По ночам он приходит спать в какой-нибудь станок (сторожку) и, проснувшись поутру, назначает место будущего своего ночлега: Если избранную им лесную избушку займет запоздавший путник или охотник, леший старается его выпроводить: то вихрем пронесется над избушкой и пошатнет ее кровлю, то распахнет дверь, то тряхнет ближайшими деревьями и подымет страшный шум; словом - ему приписываются все явления, вызываемые в лесу порывами ветров. Если незваный гость и тогда не послушается, то ему грозит беда: он или заблудится, или завязнет в болоте, заведенный туда разгневанным лешим.
Вместе с лесными угодьями под властью и покровительством лешего состоит и всякий зверь, обитающий в лесах, и всякая птица, которая там водится. Наиболее любимое им животное - медведь, о котором предания говорят как об одном из главнейших воплощений бога-громовика. Леший - большой охотник до вина (метафора дождя), а все-таки ни единого ведра не выпьет без того, чтобы не попотчевать зауряд и медведя. Кроме этого зверя, он никого не берет в услужение к себе, и когда, опьяненный, ляжет соснуть, то медведь ходит около него дозором и сторожит его от нападения водяных.
В 1843 г. в лесах Варнавинского и Ветлужского уездов вдруг показалось огромное количество ходовых белок; тамошние мужики говорили, что белок гонит леший из Вятской губернии в Вологодскую; а другие прибавляли, что один леший проиграл своих белок в карты другому лешему и потому перегоняет их из своего владения в чужое. Успех в ремесле охотника зависит от благосклонности к нему местного лешего.
Кто вздумает «лесовать» (охотится на лесного зверя), тот, прежде всего, должен принести что-нибудь на поклон лешему, чтобы лов был удачен и чтобы таинственный хозяин леса не замотал в дебрях зверолова. На поклон приносят в лес краюшку хлеба (или блин) с солью сверху и кладут это приношение на какой-нибудь пень. Пермяки молят лешего ежегодно, принося ему пачку листового табаку, до которого, по их мнению, он сильно охоч. В лесистых местах Поволжья у охотников есть обычай: первый улов оставлять в дубраве как жертву лесному духу. (А. Афанасьев).
Чего хотел старец?
История загадочного старца из лесов близ Стенькино, как одна из многих легенд о чудесах и тайнах мещерских лесов, вполне могла бы кануть в лету. Вспомнить о ней нас заставило письмо, пришедшее в редакцию в середине марта. В этом письме не было ровным счетом ничего мистического. Напротив, один из жителей области рассказывал нам анекдотичный случай про лыжный поход в день первого весеннего праздника. Вместе с друзьями он отправился покорять снежную целину в рязанские леса. Когда поход уже близился к концу, приятели увидели странного местного жителя.
На пожилом человеке, несмотря на мороз, не было никакой одежды. Кроме полотняных штанов и рубахи. На пьяного он похож не был, шел уверенной походкой в сторону ближайшего села. Кто-то из лыжников окликнул его. Дед то ли не услышал, то ли не захотел оборачиваться. Автор письма высказал предположение, что повстречал одного из сухопутных «моржей». Мол, если бывают те, кто закаляется, купаясь, в лютую стужу в проруби, отчего не быть и таким «моржам», которые разгуливают по морозу босиком...
Вот только местечко, возле которого лыжники видели босого старика, показалось нам подозрительно знакомым. Одна из деревень в нескольких километрах от учхоза Стенькино. Мы намеренно не даем ее точного названия. Любопытных у нас хватает, но это как раз тот случай, когда любопытство может выйти боком. Упоминание о загадочном «старце», якобы живущем в «пропащем овраге близ Стенькино», встречается в записках рязанских этнографов.
По их словам, деревенские жители не раз видели, как в дождь или в снег со стороны оврага на окраине деревни приходил босой старик в грубых домотканых одеждах. Иногда он тихонько стучал в окно и просил детей вынести ему воды напиться. Иногда просто проходил мимо. Подметили местные, что появлялся старик перед тем, как случиться несчастью. Заговаривать с ним боялись. Считали, что в дом, возле которого старик остановится, вслед за ним придут болезнь или неприятности.
Рассказывали о местном жителе, рискнувшем любопытства ради проследить за стариком. Незамеченный, он дошел до «пропащего оврага» и спустился туда вслед за ним. Но никакого старца он не увидел. «Перед глазами все поплыло, - вспоминал очевидец, - заложило уши. Небо словно закрыли плотными ставнями...» Родные нашли его несколько часов спустя в километре от оврага, совершенно седого.
Был ли человек, повстречавшийся лыжникам, тем самым «призрачным старцем» или нет - неизвестно. Точно известно, что люди, живущие по соседству с «пропащим оврагом», давно обходят его стороной. Сказка сказкой, а как-то боязно... (Александр Абрамов).
Трехметровые пращуры
Неужели легенда о том, что некогда в мещерских лесах существовало племя людей-исполинов, имеет под собой реальную почву? За комментариями мы обратились к еще одному исследователю, антропологу - Владимиру Дубину…
Кухонный топорик величиной с карданный вал
- Это рубило, - перехватывает Грибов мой вопросительный взгляд. - С такими вот «камушками» наши предки еще несколько тысяч лет тому назад отправлялись в лес за «хворостом», рубили мясо. Потрогайте кромку. Она и сейчас остра, как лезвие бритвы... Специалисты-археологи подтвердили - изделие ручной работы. И назвали примерный возраст камня: около четырех тысяч лет. Сказали, ценности особой не представляет, вот разве что размеры уж больно впечатляющие...
По утверждению Грибова, каменные артефакты были обнаружены им во время последней экспедиции в места близ деревни Просандеевка Шацкого района Рязанской области. Одна из стен огромного оврага у реки Аза уже многие годы размывалась подземными водами. Этим летом в промоинах показались острые каменные грани.
Грибов попробовал извлечь хотя бы один из валунов на свет, но «голыми руками» с камнем не справился. Вернулся с инструментом. И вслед за одной находкой последовала другая, третья... Рубило величиною с карданный вал, детская игрушка - чуть меньше футбольного мяча, фрагменты керамической посуды, каждый - размером с тазик для белья... В багажник поместилось далеко не все.
К слову сказать, размеры «рубила» не подходят ни под какие «стандартные» описания предметов быта людей каменного века. Большинство подобных экспонатов, найденных во время археологических изыскании, в длину не превышают 30 сантиметров, весом доходят до 2-3 килограммов. Какой же великан мог изваять такой пудовый «топорик»? И какой недюжинной физической силой должен был обладать младенец, который, возможно, четыре тысячелетия назад играл каменной «пирамидкой» весом чуть меньше килограмма и длиною больше 10 сантиметров?
Военная хитрость? Неужели легенда о том, что некогда в мещерских лесах существовало племя людей-исполинов, имеет под собой реальную почву? За комментариями мы обратились к еще одному исследователю, антропологу - Владимиру Дубину…
- Несложно подсчитать, - поведал нам Владимир Сергеевич, - что при размере каменного рубила около 50 сантиметров и весе в 15 килограммов человек, использовавший его в работе, должен был обладать руками несравнимо большими, нежели у современного homo sapiens. И рост у него был бы в пределах от 2-х до 3-х метров. Не менее внушительными представляются и размеры «доисторического» младенца. Чтобы играть с подобной игрушкой, он должен был обладать силой пятилетнего ребенка, а значит, и ростом был не ниже метра. Но я бы на вашем месте не верил во все эти «сказки» о великанах... Мне не раз доводилось слышать гипотезу, что наши предки, будучи совершенно обычными людьми, специально изготавливали не нужные в быту гигантские вещи: ножи, топоры, посуду. Якобы предназначение у всех этих предметов было только в том, чтобы напугать врага при необходимости оставить поселение. Мол, если оружие да погремушки у них такие, то какие же они сами?..
Куда исчезли вяты?
Между тем, Владимир Грибов уверен: находки из Шацкого оврага подтверждают его гипотезу о том, что пращуры современных рязанцев обладали нечеловеческими возможностями. Или, как повествуется в легендах, могли выжимать воду из камня и свистом пригибать деревья к земле...
- Даже в летописях середины I тысячелетия нашей эры наши предки - вятичи - описываются, мягко скажем, как «не совсем обычные люди», - объясняет Грибов свою точку зрения.
- «Живяху вятичи в лесе,яко же и всякий зверь, и игрища у них дики, один имяху по две и три жены, и силы буйна, ни радимич, ни кривич супротив не устоит...» (из рязанских летописей IXвека н.э.).
Другие исторические документы повествуют о том, что «вяты пришлы были с Востока из земель пустынных». На востоке известна только одна крупная пустыня - Гоби. И именно там в разное время было сделано самое большое количество находок, указывающих на существование великанов. Следы от исполинских ног, окаменевшие человеческие кости невероятных размеров, каменные топоры весом по 20-30 килограммов... Но что же сталось с рязанскими исполинами? Какая неведомая катастрофа привела к тому, что великаны исчезли?
- Ряд ученых, допускающих существование в прежние времена людей трехметрового роста, полагает, что причиной их исчезновения, как и в истории с вымиранием динозавров, могло стать глобальное похолодание, - продолжает Грибов. - Логика у этой версии проста. Человеку малого роста проще найти для себя одежду, проще прокормиться и обогреться. Есть и другая версия, согласно которой «измельчение» человека стало следствием эволюции. Знаете, какой рост был у знаменитого рыцаря Ланселота? Говорят, что всего 1 метр 50 сантиметров...
При всем уважении к мнению автора гипотезы Владимира Грибова, не можем не отметить, что помимо пустыни Гоби в мире существуют еще два места, где ученые неоднократно находили следы существования исполинских людей. Одно из них - Патагония (Южная Америка). Окаменелые берцовые человеческие кости (каждая по полтора метра в длину) были обнаружены там еще в 1931 году. Другое расположено на месте нынешнего штата Огайо (США).
Вес и размеры обнаруженных при раскопках орудий труда Каменного века не оставляют сомнений - работать с таким «инструментом» могли только люди необычайно высокого роста и обладавшие к тому же недюжинной физической силой. Что любопытно - ни в Африке, ни на территории Европы ничего подобного ученым обнаружить пока не удалось... А стало быть, не исключено, что легендарные «вяты» - предки современных рязанцев - были представителями одной из трех «семей» великанов в мире... Скажете, фантастика? А может быть, одна из страниц истории, которую еще только предстоит открыть науке? (Александр Абрамов).
О русалках
В самой глубинке России, в Рязанской области есть старинное село Кадом. На этом месте была, когда–то небольшая деревня, расположенная на левом берегу реки Мокша, она разрасталась и плавно перешла и на правый берег. Маленькая деревня превратилась в большое село, городского типа, но уклад там остался деревенский. До революции здесь было одиннадцать действующих храмов и монастырей, после неё осталась одна большая старинный храм в центре села.
Не революция, не перестройка почти не изменила деревенскую жизнь. Здесь прижилось новое, и не исчезли старые, нажитые годами привычки. Так же, как в старину, после дневных забот, выходят деревенские жители на улицу, стар и млад, усаживаются на лавочках, грызут семечки, говорят о дневных заботах. А порой начинают петь и, как поют, заслушаешься. Порой вспоминают молодость, забавные истории и постепенно перейдут на страшные. Вспоминают, с кем, когда, чего случилось, что рассказывали родители. Рядом играют дети, но, услышав страшные, захватывающие истории, подсаживаются к взрослым и слушают, открыв рот.
Я купила дом в Кадоме, потому, что это Родина моей мамы. Пока мама была жива, уезжала в дом на всё лето, забрав с собой моих детей, а сейчас я езжу с внуками. Дом мой находиться на самом въезде в село, улица мощённая, магазин, речка рядом, мне нравится. По вечерам и мы сидим с соседями, беседуем о том, о сём. Вот как-то раз засиделись за полночь, вечер тёплый, одна беда, комар одолел. Постепенно разговор перешёл на разные истории и, конечно, на страшные. Я, по натуре своей, человек боязливый, поскольку сама в молодости видела домового, но слушать такие истории очень люблю, хотя потом, ночью, долго не могу уснуть, из каждого угла чего-то мерещится.
Рассказывает моя соседка, тётя Валя, такую историю: «Косил, как-то мужик у речки сено для коровы. Жара стояла сильная, хотя день шёл на убыль, почти смеркалось. Вдруг, слышит он всплеск воды, обернулся, подумал, что кто-то купаться пришёл, и видит, выходит из воды девушка, на лицо бледная, волосы длинные. А как вышла она полностью из воды, увидел у неё мужик вместо ног, рыбий хвост. Мужика пот холодный прошиб, глазам своим не верит, перед ним русалка. Усаживается та русалка на бережок и говорит: «Жду раба Божьего, никак не дождусь» - и так повторила три раза, и снова ушла в воду.
Волосы у мужика встали дыбом, мороз по коже пошёл, и решил он ретироваться. Но, вдруг, видит, бежит кто-то. Поравнялся с ним, то был мужчина среднего возраста, и мимо его к реке. «Эй, парень, постой, туда нельзя» - кричит ему косарь.
«Искупаться хочу» - отвечает ему пришедший – «Сидел дома, спать уж, было собрался, как, вдруг, меня кто-то позвал, и так меня на речку искупаться потянуло, аж по телу зуд пошёл». А мужик его отговаривает, рассказывает ему про то, что он только что видел, а тот смеётся, не верит. «Ну, давай я тебе принесу ведро воды и оболью, только не входи в реку» - тот согласился.
Набрал косарь воды в ведро, облил мужика, а тот тут же умер, видно суждено ему было в этот час умереть, судьбу не обманешь и на кобыле не объедешь, не зря звала его русалка» - закончила свой рассказ тётя Валя. А другая соседка, тётя Маша обратилась к тёте Вали: «Валя, а ты знаешь Мишку, ну тот, что на асфальтовом заводе работает?»
« Ну, знаю» - отвечает тётя Валя.
«Так, вот» - продолжает тётя Маша – « Вчера, на зорьке, они с соседом, Степаном, собрались рыбу ловить на озеро поехали на мотоцикле и только закинули удочки, выходит из воды русалка и манит их к себе пальцем. Мужики от страха всё побросали, на мотоцикл и домой. Мишке бы, с роду, никто не поверил, ведь он пьёт, подумали бы, что у него белая горячка, да Степан, совсем не пьёт. Мишка – то и сам бы себе не поверил, думал, что белочку поймал, как глянул на Степана, у того кепка на голове поднялась, понял, что и тот то же самое видит. Ну, ноги в руки, и домой, так, ведь вчера была ночь Ивана Купало»
«А вот я Вам расскажу историю, это мне ещё дед мой поведал» - начал дядя Саша, которому уж самому перевалило за семьдесят – «Было это накануне Ивана Купало. Жил у реки парень молодой с женой, промышлял рыбалкой, рыба их кормила и поила и одевала. Жена по хозяйству управлялась, шила, вязала, готовила, да мало ли дел по дому. Собрался как-то раз Иван, так звали парня, на рыбалку часов в шесть вечера, думал, что посидит часок, другой, забавы ради, да и домой. Раньше Мокша была широкая, по ней пароходы ходили, это сейчас обмельчала, песком затянуло.
Ну, сел он в лодку, догрёб до середины реки, да и закинул удочку. Клёв был хороший, и рыбак так увлёкся, что и не заметил, как серые сумерки спустились на землю, а горизонт как-то необычно ярко горит и вспыхивает, как будто что вещает. Вдруг его внимание привлекло какое-то движение на реке, словно дышит она и от её дыхания волны расходятся, а никого не видать. «Может рыба, какая крупная» - подумал он и почти был прав. Это была русалка. Вышла она на берег, уселась на камень, хвостом бьёт, волны во все стороны расходятся. Успокоилась немножко, достала откуда-то гребень и сидит, расчёсывает волосы. Вдруг заметила она рыбака, тихо скользнула в воду и подплыла к лодке.
Парень как увидел её, слегка удивился, что кто-то, на ночь, глядя, купается. Девушка была очень красива, хотел он её спросить, почему она так далеко заплыла, но, вдруг, из воды показался большой рыбий хвост и ударил с такой силой по поверхности реки, что брызги радужной сеткой высоко поднялись к верху и засверкали, переливаясь в лучах заката. Понял парень, что перед ним русалка, дар речи потерял. А русалка ему говорит человеческим голосом «Что ты, молодец, на ночь, глядя, рыбу ловишь, аль не знаешь, какая нынче ночь?
« Какая» - спрашивает Иван, едва ворочая языком и заикаясь.
«Нынче ночь Ивана Купало. Сейчас выйдут на берег мои сёстры, братец водяной, кикиморы разные, да и прочая земная нечисть на берег заявится. Будут танцы, пляски, безумства до утра, ох и несдобровать же тебе. Но люб ты мне, молодец, я отпускаю тебя, уходи скорее, пока не передумала, а то найдут твоё молодое тело завтра на дне реки»
Иван прошептал дрожащим голосом слова благодарности, да и налёг на вёсла. Приплыл к берегу, вытащил лодку, схватил улов, да бегом домой. Встречает его Пелагея, жена молодая, да и спрашивает «Ты что, Иван запозднился, ужин давно готов, аль случилась что? Ты что такой бледный, будто кто гонится за тобой?»
«Ой, жена, не спрашивай, всё расскажу утром, ужинать не буду, пойду спать».
Ночь наступила тихая, ясная, звёзды ярче обычного светят, луна с любопытством заглядывает в окна домов, освещая на полу дорожку. Вдруг Иван проснулся от чего-то, не успев забыться по-хорошему сном. Уронил он взгляд на окно, а во дворе светло, как днём, и девы водят хоровод, а сами бледные, прозрачные, как неживые. И видит он среди них подругу жены, которая утонула прошлым летом, и понял Иван, что во дворе у него пляшут утопленницы, а в середине круга русалка, что отпустила его, да так ловко на хвосте крутится. Взглянула она через стекло на Ивана, у того душа в пятки ушла, а русалка его пальчиком во двор манит.
Как заколдованный вышел Иван, подошла к нему русалка и говорит «Отпустила я тебя, Ванюша, пожалела, а потом подумала, что со мной тебе будет хорошо, да и люб ты мне». Кладёт она ему руку на плечо, крепко так обнимает и ведёт к реке. А за ними, как глянул Иван, нечисть всякая, русалки, кикиморы, змеи ядовитые, так и норовят укусить. Просит Иван русалку «Отпусти ты меня, не могу я жену бросить люблю её, да и на сносях она, уж скоро родить должна». А русалка неумолима, тащит Ивана в воду.
« Господи, Милостивый, на тебя уповаю, помоги!» - взмолился Иван, и всё исчезло. Побежал он домой, помолился и лёг рядом с женой и задремал. Проснулся, когда на небе едва занималась заря, и вышел во двор по нужде, глядит, а двор весь в рыбьей чешуе.
«Значит, мне не приснилось, не сон то был, а явь» - воскликнул Иван, вспоминая события прошедшей ночи. И вдруг со стороны реки раздался жалобный, заунывный плач, и услышал он, что его кто-то зовёт «Ваня, Ваня, я жду тебя, иди ко мне».
И ноги парня непроизвольно пошли к реке, холодный, липкий пот покрыл всё тело. Наконец, догадался он обратиться к Богу с молитвой, и наваждение исчезло. Пришёл Иван домой, перекрестил окна, двери и углы, да и лёг под бочок к жене, решив, что ничего ей не расскажет, не будет её тревожить, ведь ей скоро рожать, да и не поверит ему никто. Наутро Иван и сам с трудом верил в свои приключения и готов был принять всё за сон, если бы не голос жены, доносившийся со двора «Иван, а чего это у нас двор весь в рыбьей чешуе?» на этом дядя Саша закончил свой рассказ.
«Ох, и засиделись же мы!» - воскликнул он – «Завтра рано вставать, скотину на пастбище провожать, пора спать».
На горизонте показалась слабая заря. Мы все разошлись по домам, по тёплым постелям, и вскоре вся деревня забылась сном. Утром разбудил нас колокольный звон, который зазывал сельчан в храм на утреннюю молитву. («Ольга 65»).
Русалка у лесного озера
Все мои летние каникулы проходили в Рязанской области в знаменитой Мещере.
Места там глухие, нехоженые. До «цивилизации» километров двадцать. Непролазный лес начинается прямо за огородами, дикие звери постоянные гости дворов. Километрах в двух от деревни есть Глухое озеро, недавно признанное государством заповедным местом. «Глухое», потому что в таком месте находится, да и не купался там раньше никто: вместо берега - плавающий мох, дна нет (разлом подводной реки)… Так вот, никто из местных в ту сторону не ходил, хотя ягод и грибов там всегда было много, и нас маленьких туда не отпускали.
Однажды я спросила у деда почему, и он мне рассказал. Надо сказать, что дед мой - ветеран войны и инвалид, на войне лишился правой руки, а так как детей в семье было шестеро, а бабушка была очень больна, то дед зарабатывал тем, что лес давал - собирал шишки, грибы, ягоды и т.д. Так что леса он не боялся, да и в «чертовщину» никогда не верил. К нему на выходные приезжала сестра из областного центра. Он ее проводил утром на автобус, а сам пошел к Глухому озеру за шишками. На подступах к озеру он увидел свою сестру, которую только что посадил на автобус, она сидела на большом пне и плакала, уткнувшись в ладони. Дед очень удивился и спросил, мол, как ты тут очутилась, а она молчит.
Он начал подходить к ней и тут только понял, что вместо ног у нее рыбий хвост, и не плачет она вовсе, а посмеивается. Дед говорил, что никогда не забудет этот жуткий смех и так быстро он еще никогда не бегал. Как только выбежал на поле - так смех и прекратился. И еще он вспомнил, как кто-то из сельчан поехал вечером к тому озеру зимой за ельником, погрузил бревна в телегу и погнал лошадь, а та встала, как будто привязанная, и телега ни с места. И тут в темноте смех слышится, мужик начал молитвы читать какие знал, и только после этого телегу отпустило и лошадь пошла, а из темноты голос: «Давно бы так!» Сейчас, конечно, все эти мистические истории забыты, и мы с друзьями частенько ходим туда купаться, но когда плывешь и тебя задевает под водой крупная рыба - жутковато… (Ингилия).
Русалки
В Переславле-Залесском, в Пронске, в Рязани, в Туле, и почти во всех местах великороссийских, с самою большою подробностью рассказывают о русалках. В Вожской засеке близ Рязани, в борах Муромских, в лесах Переславль-Залесских, в засеках около Тулы, вы встретите многих простолюдинов, которые расскажут вам, как и когда они видели русалок.
В Чёрном и Туровских лесах (около Сапожка и Ряжска) они водились целыми гнёздами. Иной видел их на уединённом берегу реки, тот возле озера, другой, когда они вечером качались на гибких древесных ветвях. В Чёрном лесу они имели у себя в услугах чертей, в Туровском они скакали на турах, и никакой князь не смел прикоснуться к тем турам. Всё это говорят очевидцы: по их словам, русалки все красавицы. Они дополнят вам, как русалки любят расчёсывать свои длинные русые волосы самым белым, самым чистым гребнем из рыбьей кости, или как они, в иную пору, закатывают их назад и распускают по спине и плечам.
Предания русского народа
Нравственность русалок пользуется добрым мнением в нашем народе. Беда тому, кто, с нескромным любопытством, вздумал бы взглянуть на стыдливую красоту их: русалки непременно защекочут до смерти и утащат с собою в омут дерзкого несчастливца. Он вечно будет осуждён караулить их кристальные чертоги. В этом отношении русалки наши одни и те же, что и германские, только наши белокурые, а у немцев - зеленоволосые. (М. Макаров)
По рассказам поселян, реки (Днепр, Десна, Сейм, Сула и др.), криницы, озера и моря населены русалками. Смотря по тому, где живут водяные жены и девы, их называют водянами (водявами, воденицами) и морянами; первые обитают в реках, озерах и колодцах, а последние - в море. Они любят селиться обществами и по преимуществу в пустынных местах - в омутах, котловинах и под речными порогами, устраивая там гнезда из соломы и перьев, собираемых по деревьям во время Зеленой недели.
По другим поверьям, у них есть под водой хрустальные чертоги, блестящие внутри (подобно волшебным дворцам драконов) серебром, золотом, алмазами, яхонтами, жемчугом, разноцветными раковинами и кораллами; дневное солнце сияет, и светлые волны с шумом катятся через прозрачные кровли и стены этих роскошных чертогов…
Выходя на поверхность вод, русалки плавают, плещутся, играют с бегучими волнами; или садятся на мельничное колесо, вертятся вместе с ним, любуясь брызгами, а потом бросаются вглубь и с возгласом: ку-ку! ныряют под мельницей. Эти черты принадлежат русалкам наравне с водяным дедом, под властью которого они и состоят, по народному убеждению.
Как водяной, так и русалки известны своими проказами: сидя в омутах, они путают у рыбаков сети, цепляют их за речную траву, ломают плотины и мосты, заливают окрестные поля, перенимают заночевавшее на воде стадо гусей и завертывают им крылья одно за другое, так что птица не в силах их расправить; о морских русалках в Астраханской губернии рассказывают, что, появляясь из вод, они вздымают бурю и качают корабли…
В некоторых местностях рассказывают о лесных русалках, и что, вообще, весною, выходя из глубоких вод, они разбегаются по соседним лесам и рощам и совершенно смешиваются с лесунками: так же любят качаться по вечерам на гибких ветвях деревьев, так же неистово хохочут, так же защекочивают насмерть и увлекают в омуты неосторожных путников, завидя которых - манят к себе ласковым голосом.
Вероятно, в связи с качанием леших и русалок на древесных ветвях возник старинный обычай ставить при начале весны (на Светлой и Троицыной неделях) качели как необходимую принадлежность тогдашних игр, - обычай, строго осуждаемый моралистами допетровской эпохи. До сих пор крестьяне свивают на Троицу ветви двух смежных берёз, чтобы, цепляясь за них, могли качаться русалки. Подобно лешим, русалки носятся по рощам и бьют в ладоши или, свернувшись клубком, с громким хохотом катаются по траве и дорогам, и хохот их далеко раздается в глубине лесной чащи; волосы у них обыкновенно зеленые или увенчанные зелеными венками; чешская vodnapanna носит легкую зеленую одежду и белое покрывало, усыпанное перлами. На Днепре есть старый густой лес, называемый гаем русалок.
Как владетельницы источников живой воды, все вызывающей к бытию, всему дарующей красоту, молодость и силы, русалки вечно юны и так же прелестны собою, как эльфы, с которыми у них много общего, близкого, родственного: ибо в сказаниях о тех и других лежат одни мифические основы. Лицо русалки исполнено несказанной, пленительной красоты: всегда распущенные русые, черные или зеленые косы ниспадают по спине и плечам ниже колен, стан - стройный, глаза - голубые или черные, с длинными пушистыми ресницами; но вместе с этим, как в существе стихийном, во всем ее теле замечается что-то воздушно-прозрачное, бескровное, бледное.
Сходно с эльфами, русалки большею частью представляются семилетними девочками; есть между ними и взрослые девы, с полными, хорошо развитыми и белоснежными грудями, но это - несчастные утопленницы, осужденные по смерти быть русалками. Кто увидит русалку и услышит манящие звуки ее голоса, поддается неодолимому обаянию ее красоты, кидается в волны и тонет - при злобном хохоте водяных дев. С русалками могут купаться одни ведьмы…
Поселянам случалось видеть, как русалки, сидя у колодца, на уединенном берегу реки, озера или на мельничном колесе, расчесывали гребнем, сделанным из рыбьей кости, свои русые или зеленые косы, с которыми целым потоком струилась неиссякаемая вода.
В Новгород-Северском уезде есть две криницы, Заручейская и Сухомлинская, пользующиеся в народе особенным уважением. На срубах этих колодцев каждый год на Зеленой неделе, при утреннем рассвете, сидят прекрасные девы с распущенными косами и расчесывают их гребнем. Девы эти называются криницами и русалками.
В том же уезде сохраняется предание о ручье Буковище. В его водах потонула когда-то девочка, у которой мать была ведьма; опечаленная мать стала клясть ручей и бросила в него горячую сковородку. Проклятие было так сильно, что нимфа этих вод удалилась с прежнего места на новое: красною девицею, в плахте, монистах и с растрепанной косою, пошла она из Юрнавки в Бялицу и так горько плакала, «аж дуброва стонала». Окрестные жители видели, как она села у Бялицы на кринице, расчесала свою косу, бросилась в воду и исчезла.
Если при русалке есть гребень, то она может затопить любое место, расчесывая свои волнистые локоны; но зато, если волосы ее обсохнут, она немедленно умирает. Вот почему русалки боятся отходить далеко от берегов реки или озера, не захватив с собою гребенки… Пока лед сковывает воды, - водяной покоится тихим сном и пробуждается не прежде вскрытия рек и озер; лешие проваливаются на зиму в подземное царство и выходят оттуда на свет Божий при первых начатках весны. Точно так же и русалки исчезают на все время холодной и суровой зимы. (А. Афанасьев)
В русальную неделю (8-ю по Пасхе), а также в ночь под Ивана Купала (24 июня), русалки (малки) делаются опасными для человека. В это время они стараются очаровывать его и, защекотав, унести в свое водяное жилище. Во многих местах Воронежской губернии народ не купается в продолжение русальной недели, боясь сделаться жертвою русалок.
Если взять во внимание, что русские поселяне купаются не в купальнях, а в реках, что они не разбирают того, когда лучше купаться: с тощим или полным желудком? напившись ли холодного квасу? и часто купаются в поту; то весьма понятно, что многие утопали просто вследствие удара или страшных судорог, так как вода в это время года еще довольно холодна, и спасибо скажешь старикам-предкам, что они поселили в реках таких опасных красавиц, как русалки, потому, что во многих местах Малороссии и Воронежской губернии народ боится во все дни русальной недели купаться в реках, под опасением быть жертвою русалок. Опасение так велико, что в Малороссии никто не осмеливается даже хлопать в ладоши на берегу реки или на реке.
В чистый четверг на Зеленой или Троицкой неделе девушки и даже женщины, боясь прогневать русалок, чтобы они не испортили скотины, не работают, называя этот четверг велик день для русалок. Взрослые девушки в этот день плетут венки и бросают их в лесу русалкам, чтобы они добыли им суженых и ряженых, после чего тотчас убегают. По их мнению, в этих венках русалки рыскают по ржи. В Белоруссии верят, что русалки бегают нагие, причем беспрестанно кривляются, так что видевший хоть одну из них, сам будет всю жизнь кривляться.
Народное поверье допускает любовь между русалками и людьми, о чем существует много поэтических рассказов. Замечательна одна, повторяющаяся почти в каждом из них следующая мысль: русалка, защекотав мужчину, уносит его в свое жилище, где он оживает и делается ее мужем; окруженный невообразимою роскошью, он начинает там новую жизнь, непонятную для людей, живущих на земле. Пользуясь всевозможным довольством, этот человек ограничен только желанием, - хоть на мгновение оставить водяное царство. Когда же у русских наяд бывают свадьбы на воробьиные ночи, тогда на воде раздается смех и плеск. (М. Забылин).