Дворовый дух, местом жительства которого является сарай. Точно также, как и другие дворовые духи: Овинник, Клетник, Огуменник, Хлевник, Сарайник то мироволит, то, без всяких видимых поводов, начинает проказить, дурачить, причиняя постоянные беспокойства, явные убытки в хозяйстве. В таких случаях применяют решительные меры и, вместо ласки и угождении, вступают с ним в открытую борьбу.
Сатаниил
(Сатана) - в славянских сказаниях злой дух. Имя Сатанаил восходит к христианскому сатане, однако функция Сатанаила связана с архаическими дуалистическими мифологиями. В дуалистической космогонии Сатанаил - противник бога-демиурга. В средневековом южнославянском и русском «Сказании о Тивериадском море» Тивериадское озеро в Палестине представлено как первичный безбрежный океан. Бог опускается по воздуху на море и видит Сатанаила, плавающего в облике гоголя. Сатанаил называет себя богом, но признает, истинного Бога «Господом над всеми господами».
Бог велит Сатанаилу нырнуть на дно, вынести песку и кремень. Песок Бог рассыпал по морю, создав землю, кремень же разломил, правую часть оставил у себя, левую отдав Сатанаилу. Ударяя посохом о кремень, Бог создал ангелов и архангелов, Сатанаил же создал свое бесовское воинство. «...Волхвы поведали о том, как бог мылся в бане, вспотел и отерся ветошкой, которую сбросил с небес на землю. Сатана стал спорить с Богом, кому из нее сотворить человека (сам он сотворил тело, Бог вложил душу). С тех пор тело остается в земле, душа после смерти отправляется к Богу» («Повесть временных лет»).
Смерть
Мифическое существо; русские памятники (старинные рукописи, стенная живопись и лубочные картины) изображают Смерть или страшилищем, соединяющим в себе подобия человеческое и звериное, или сухим, костлявым человеческим скелетом с оскаленными зубами и провалившимся носом, потому народ и называет ее курносою.
Смерть признавалась нечистою, злою силою, оттого и в языке, и в поверьях она сближается с понятием мрака (ночи) и холода (зимы). «...Вдруг повстречалась с ним старуха, такая худая да страшная, несет полную котомочку ножей, да пил, да разных топориков, а косой подпирается... Смерть (это была она) и говорит: «Я послана господом взять у тебя душу!» (сб. Е.В. Барсова. «Солдат и Смерть»).
Спехи и спорыньи
Духи, споспешествуюшие человеческим делам.
Спрыйя
(Прытка) - дух прыткости, сноровки, который рождается вместе с человеком и умирает вместе с ним, или же переходит к другому. Каков дух у того или иного человека - так он и в жизни успевает. Этот дух помогает, выручает. Если же спрыйя переходит к другому человеку - это видно, говорят «к нему пришла вторая молодость».
Страх
(Рах) - мифологический персонаж, упоминаемый в русских заговорах, воплощение огненного ветра - суховея. Ветры издревле олицетворялись как существа самобытные. На лубочных картинах ветр и «дух бурен» изображаются в виде окрыленных человеческих голов, дующих из облаков. По народному поверью, зимние вьюги бывают от того, что нечистые духи; бегая по полям, дуют в кулак.
Страшило
(Страшник) - домовые духи, производящие по ночам возню и стук, они показываются то легкими, воздушными привидениями, то принимают вид различных животных.
Суседко
По всему лесному северу России за свое охотливое совместное жительство с ПравоСлавным русским людом домовой зовется Суседком и Батаном. «- А соседушкой -... кикиморин муж - такой старой... Оброс весь... маленький, ровно кужель отрепей... и в избе они живут, на дворе у скотины... везде ходят... К лошадям... Ежели которых лошадей любит - сена подкладывает... да расчесывает, гладит... И сосвдушко видела ночью... никого не было в избе... Тихо так. И слышу, на голбце коло печи ровно шаргошит что-то. А сама на полатях лежала... Как повернула голову-ту... а с брусу ровно кошак серый на пол-то легко скок...» (Е.Честняков. «Бывальщина»).
Хапун
(Хлоптун, хватун, похититель) - неведомое и невидимое существо, персонаж мифологии западных славян. Если пропадает где-нибудь человек - то это дело невидимого похитителя. Куда тот его уносит, и что с ним делает - это никому не известно. Предполагается, что может он являться в виде бродяги, нищего, солдата; «Лейка, не нашед своего мужа в шинке, и не докликавшись его по двору, всплеснула руками, взвыла и закричала, что унес его Хапун, явившийся в виде солдата» (О.М. Сомов. «Сказки о кладах»).
Хлевник
Дворовый дух, живущий в хлеву. Называется так по месту обитания. В хлеву он хозяйствует и проказит. Является также помощником домового, как и другие дворовые духи: Сарайник, Банник, Овинник.
Ховала
(Ховало) - дух с двенадцатью глазами, которые, когда он идет по деревне, освещают ее подобно зареву пожара. Олицетворение многоочитой молнии, которой дано имя Ховалы (от «ховать» - прятать, хоронить), потому что она прячется в темной туче; припомним, что тождественный этому духу Вий носит на своих всё пожигающих очах повязку. Ховала любит жить там, где зарыт клад с сокровищами. «Поднялся Ховала из теплой риги, поднял тяжелые веки и, ныряя в тяжелых склоненных колосьях, засветил свои двенадцать каменных глаз, и полыхал. И полыхал Ховала, раскаляя душное небо. Казалось, там - пожар, там разломится небо на части и покончится белый свет» (А.М. Ремизов. «К Морю-Океану»).
Худой
Злой бес; худо - беда.
Черт
(Хитник, мерек, стрел, ляд, шатун, костодер, кожедер. Хромой, Антипа беспятая) - злой дух, нежить, чья цель пребывания на земле - смущать человеческий род соблазном и завлекать лукавством; причем люди искушаются по прямому предписанию самого князя тьмы или сатаны. Изображаются черными, мохнатыми и в шерсти, с двумя рогами на макушке головы и длинным хвостом. Некоторые уверяют, что черти - востроголовые, как птицы сычи, а многие уверены, что эти духи непременно хромые. Они сломали себе ноги еще до сотворения человека, во время сокрушительного падения всего сонма бесов с неба.
Самое любимое занятие у чертей - это игра в карты и кости. Черти либо проказят, прибегая к различным шуткам, которые у них, сообразно их природе, бывают всегда злы, либо наносят прямое зло в различных формах и, между прочим, в виде болезней. Для облегчения своей деятельности они одарены способностью превращений. Чаще всего принимают образ черной кошки, черной собаки. Остальные превращения идут в последовательном порядке: свинья, лошадь, змея, волк, заяц, белка, мышь, лягушка, рыба (предпочтительно щука), сорока. Не дерзают однако превращаться в корову, петуха, голубя и осла.
В областных наречиях черт называется хитником, о нем рассказывают, что он ворует все, что кладут без благословения. Есть много рассказов, в которых хранение золота приписывается чертям, потому Иисус назвал иудеев сыновьями дьявола за их непомерную любовь к золоту. В народных сказках черт нередко является искусным кузнецом, с чем гармонируют и его черный вид, и его пребывание в покрытых сажею и горящих адским пламенем пещерах.
Чертовки
Бесы женского пола, по характеру совпадают с облачными, водяными и лесными женами и девами.
Чертов конь
Сом, на котором обыкновенно ездит водяник; в некоторых местностях рыбу эту не советуют употреблять в пищу. Пойманного сома не следует бранить, чтобы не услыхал водяной и не вздумал отомстить за него.
Шерстнатый
Ночной демон. Можно предположить, что шерстнатым называют домового. В народе верят, что домовой весь оброс густой шерстью и мягким пушком; даже ладони и подошвы у него в волосах, только лицо около глаз и носа - голое. Ладонью шерстнатый гладит по ночам сонных, и те чувствуют, как шерстит его рука. Если он гладит мягкою и теплою рукою - это предвещает счастье, а если холодною и щетинистою - быть худу.
Шиш
Домовой, бес, нечистая сила, живущая обычно в овинах. Многим знакомо выражение: «Шиш - тебе!», соответствующее недоброму пожеланию. Играет Шиш свадьбы свои в то время, когда на проезжих дорогах вихри поднимают пыль столбом. Это те самые Шиши, которые смущают православных. К Шишам посылают в гневе докучных и неприятных людей. Наконец, «хмельные шиши» бывают у людей, допившихся до белой горячки (до чертиков).
Имя Шиша пристегивается также ко всякому переносчику вестей и наушнику в старинном смысле слова, когда «шиши» были лазутчиками и соглядатаями, и когда «для шишиморства» (как писали в актах) давались, сверх окладов, поместья за услуги, оказанные шпионством. «Шиш отроду голой, у его двор полой, скота не было, и запирать некого... Именья у Шиша - штей деревянный горшок, да с табаком свиной рожок. Были липовых два котла, да сгорели дотла» (Б.Шергин. «Шишовы напасти»).
Шишига
(Шишиган) - домовой, злой дух и праздношатающийся человек, шатун, то же, что и Шиш. Умные хозяйки ставят у печки с вечера тарелочку с хлебом и стакан молока - таким образом можно умилостивить шишиг. В некоторых местах под шишигами понимают маленьких беспокойных духов, которые норовят подвернуться под руку, когда человек делает что-нибудь в спешке. «...Закроет тебя шишига хвостом, и ты пропадешь и, сколько ни ищи, не найдут тебя, да и сам себя не найдешь...» (А.М. Ремизов. «Неуемный бубен»).
Шишко
Нечистый дух.
Шиликуны
(Шиликуны, шулюкуны, шликуны) - сезонные демоны, хулиганы. Шуликуны, связанные со стихией воды и огня, появляются в Сочельник из трубы (иногда на Игнатьев день) и уходят назад под воду на Крещенье. Бегают по улицам, часто с горячими углями на железной сковородке или железным крюком в руках, которым они могут захватить людей («закрючить и сжечь»), либо ездят на конях, на тройках, на ступах или «каленых» печах. Ростом они нередко с кулачок, иногда побольше, могут иметь конские ноги и заостренную голову, изо рта у них пылает огонь, носят белые самотканые кафтаны с кушаками и остроконечные шапки.
Шуликуны на Святки толкутся на перекрестках дорог или около прорубей, встречаются и в лесу, дразнят пьяных, кружат их и толкают в грязь, не причиняя при этом большого вреда, но могут заманить в прорубь и утопить в реке. Кое-где шуликуны носили в клеть прялку с куделью и веретеном, чтобы те напряли шелку. Шуликуны способны утащить кудельку у ленивых прядильщиц, подкараулить и унести все, что положено без благословения, забраться в дома и амбары и незаметно извести или своровать припасы.
По вологодским представлениям, шуликунами становятся проклятые или погубленные матерями младенцы. Живут они нередко в заброшенных и пустых сараях, всегда артелями, но могут забраться и в избу (если хозяйка не оградится крестом из хлеба), и тогда их выгнать трудно. На русском Севере шуликуны - название святочных ряженых.
Ареал и распространение огненных/летающих змеев
Большинство современных исследователей сходится во мнении, что образ Огненного Змея очень стар. В различных мифологических системах, где змей часто носит черты дракона (летает, имеет огненное тело или дыхание) обычно отмечается его отрицательная роль как воплощения Нижнего (водного, подземного или потустороннего) Мира.
В XVIII веке разразились целые эпидемии вампиризма в Восточной Европе (Россия, Украина и Беларусь) и на Балканах. Огненные змеи известны коренным народам Северного Кавказа, Малой и Средней Азии, Казахстана, Западной Сибири. Начало распространения данного феномена приходится на середину XVII век (В. Деружинский). Согласно поверьям жителей Самарской области, огненные змеи подымаются из глубин земли через систему разломов.
Чаще всего огненные змеи нападают на женщин, чьи мужья заняты отхожим промыслом (отхожий промысел – временная, чаще всего сезонная работа крестьян вне места постоянного жительства, когда нужно «отходить», уходить из села или деревни. Людей, уходивших на заработки называли «отходниками»). Уязвимы также вдовы и набожные женщины со слабой психикой. Замеченные закономерности:
1. Появляется всегда после заката или до восхода солнца, откуда-то со стороны (не с неба);
2. Всегда одинаковые параметры;
3. За редким исключением появляется всегда над населенными пунктами. Особо тяготеют к домам вдовых, где рассыпаются искрами или ныряют в трубу. В этом случае в избе появляется умерший (много очевидцев);
4. Очень были распространены до 1960-х годов. Сейчас наблюдаются редко. (По данным М. Герштейна и Д. Казакова). При глубоком анализе большего количества свидетельств об огненном змее (мифическом любовнике) прослеживается устойчивая связь: огненный змей – инкуб – вампир (покойник) – одержимость – полтергейст.
Сокращение наблюдений огненного змея после 1960-х годов может зависеть от двух причин:
1. Феномен мимикрии. В ногу с космической эпохой, началом которой служат 1958-61 года (полет первого спутника и первого космонавта), «огненные гости» все чаще стали принимать образ инопланетных астронавтов. Сексуальные контакты стали теперь входить в «программу исследования и улучшения человеческой расы». Если раньше от союзов огненных змеев с женщинами рождались кикиморы, то сейчас от «инопланетян» рождаются некие «человеческие гибриды». Если раньше человеческих детей крала или подменяла нечистая сила, то теперь этим занимаются «благородные и высокоразвитые инопланетяне».
Исследователь фольклора Н. Козлова отмечает, что в поздних воззрениях о мифическом любовнике (вторая половина XX века) отсутствует образ змея. Иными словами, свидетельницы уже не видят летающее существо, они просто контактируют с инкубами, которые появляются «из ниоткуда» (либо проникают через двери, окна, стены и т.п.).
2. Огненных змеев отпугивает повышенный электромагнитный фон в городах и поселках. Связано это с электрификацией населенных пунктов и постоянным повышением числа всевозможных электрических приборов (линии электропередач, мобильная связь, радио, телевидение и т.д.).
Хронология и ареал распространения:
928 год – Русь, пролет объекта, напоминающего Змея («Полное собрание русских летописей»).
XV век – Болгария, Старозагорская обл., с. Змеёво. По преданию, предки односельчан были людьми саженного роста», то есть более 2 м роста, потому что в старину одна женщина из села вышла замуж за змея.
XV-XVI века – Россия, Владимирская обл., г. Муром. В середине XVI века была написана «Повесть о Петре и Февронии Муромских»: «…диявол всели неприязненаго летящаго змия к жене князя того на блуд».
XV-XVI века – Россия, Архангельская губерния, поверья о летающем змее – «дракуне».
XV-XVI века – Россия, Татарстан, г. Казань. По преданию при основании Казани на новом месте колдун уничтожает огромное количество змей. Главный из них – крылатый змей Зилант улетает и скрывается в горе. Наводит ужас на жителей. Гора впоследствии получает название «Зилантовая».
Середина XVII века – Начало широкого распространения в Восточной Европе (Россия, Украина и Беларусь) и на Балканах легенд об Огненном Змее.
1683 год – Россия, Тюменская обл., г. Тобольск. Наблюдение «звезды»: «…тут же начала растягиваться, как пояс, в длину, изгибаться и свиваться как хлыст... От неё полетели искры».
XVII-XIX века – Украина, предание о семиглавой летающей змее Яза.
XVII-XIX века – Украина, Житомирская обл., предание о многоглавых змеях, прилетающих на Ивана купала и поедающих людей.
XVII-XIX века – Украина, Закарпатье, предания о могучем летающем змее «шаркане», стерегущем воду или насылающем сильный ветер. Говорят, что «шаркане» живут на краю света, где обитают великаны и куда уходит всякая нечистая сила. А также о радуге – огромной змее, пьющей воду, которая затем наполняет дождевые тучи.
XVII-XIX века – Украина, западные р-ны Правобережья, предания о летающем змее, вызывающем сильный ветер.
XVII-XIX века – Украина. По представлениям гуцул (Ивано-Франковская, Черновицкая и Закарпатской обл.) бури порождает крылатый змей «жеретва». Также существуют поверья о крылатой семиглавой гадюке Язя (р-н Коломыи, Берчов).
XVII-XIX века – Украина, Ровенское Полесье, Дубровицкий р-н и Озерск, предания об крылатом змее, живущем некогда в лесу.
XVII-XIX века – Польша, Хелмское воеводство, предания о пернатой змее, с красными крыльями и перьями. Взлетая, она оставляет на земле выжженную траву.
XVII-XIX века – Польша. Келецкое, Новосондецкое и Катовицкое воеводства; Длуголенка, Грыбув, Пшышова, Тымбарк, Забжеж, Лонцко и Плаза – предания о крылатой семиглавой змее.
XVII-XIX века – Польша, Краковское воеводство, предания о крылатом змее «лятавце».
XVII-XIX века – Польша, гурали окрестностей Бабей Гуры верят в существование крылатых змей, переродившихся из лягушек.
XVII-XIX века – Хорватия, Далмация, предания о летающих змеях, живущих в водной среде.
XVII-XIX века – Хорватия, Лика, предания о шестикрылом змее, живущем в озере.
XVII-XIX века – Сербия, предания о летающих змеях, вызывающих смерчи.
XVII-XIX века – Македония, Битола, поверья о летающем змее, который летает в Ад мучить грешников.
XVII-XIX века – Болгария, предания о летающем змее: Пловдивский округ, р-н Врацы, Мало Бабино, Оряхово, Малорат, Стакевцы, Орхание, Литаково, Бяла Слатина, Елены, Тюдовцы, Марян, Кулы, Берковицы, Михайловграда, Лома, Белоградчика.
XVII-XIX века – Болгария, предания о летающих змеях «хал», управляющих градовыми тучами.
XVII-XIX века – Болгария, обл. Баната, предания о летающих змеях «шарканах», пьющим воду из моря. От змей вода поступает в дождевые тучи.
XVII-XIX века – Болгария, горный р-н Сакар, предания о летающих змеях-юнаках, охраняющих посевы от града. Их задабривают особыми женскими трапезами.
XVII-XIX века – Болгария, р-ны София, Демирхисара, Пазарджика, Македония, Скопья и Велеса – предания о летающих змеях, охраняющих посевы от града.
XVII-XIX века – Болгария, р-ны Свиштов, Козар-Белене, Асеновграда и Марин; Софийский, Перникский и Пловдивский округа – предание о том, что в день Усекновения Иоанна Крестителя летающие змеи исчезают.
XVII-XIX века – Румыния, Моравская Валахия, предание о том, что колдун-чернокнижник периодически выпускает дракона, который производит мощный вихрь (смерч).
XVII-XIX века – Германия, Лужицы. По преданию лужичан (остатка славянского населения восточной Германии) существует летающий змей, которого можно приманить молочной кашей. Змей за еду приносит хозяевам зерно или деньги.
XVIII век – Россия, Ярославская обл., многочисленные наблюдения огненного ужа.
XVIII век – Россия, Московская губерния, Коломенский уезд, с. Уварово. Наблюдение огненного змея.
1745 год – Россия, г. Белгород, наблюдение огненного змея.
XIX век – Россия, Ярославская обл., многочисленные наблюдения огненного змея «летуна» («налета»).
XIX век – Россия, Смоленская губерния, многочисленные наблюдения огненного змея «любака». Предания о летающем змее, родившемся из петушиного яйца и вскормленного молоком.
XIX век – Россия, Рязанская губерния, многочисленные наблюдения огненного змея «любака».
XIX век – Россия, Орловская губерния, многочисленные наблюдения огненного змея «волокиты».
XIX век – Россия, Тамбовская губерния, многочисленные наблюдения огненного змея «любостая».
XIX век – Россия, Владимирская обл., многочисленные наблюдения огненного змея «летуна» («налета»)
XIX век – Сибирь и Алтай (юго-запад края и в 200 км от Бийска), широкое распространение легенд об опасном лесном змее «Огневке».
XIX век – Украина, Таврическая губерния (Симферополь), предание о летающем змее, несущем зло людям.
XIX век – Украина, Подольская губерния, Литин, предание о летающем существе, совратившем девушку в праздник на Ивана Купала.
XIX век – Украина, Харьковская губерния, г.Купянск. Девушка/женщина поднимает какой-то предмет на перекрестке. Мифический любовник начинает летать к ней.
XIX век – Белоруссия, Могилевская губерния, с. Лимчино, наблюдение огненного змея.
XVII-XVIII века – Сербия, сказания о Вуке Огненном Змее.
Вторая половина XIX века – Россия, г. Кемерово, наблюдение огненного змея.
Вторая половина XIX века – Россия, Тульская губерния, наблюдение огненного змея.
Вторая половина XIX века – Россия, Архангельская губерния, многочисленные наблюдения огненного змея.
Вторая половина XIX века – Россия, Псковская обл., с. Пыталово. Сообщение про опасного летающего гада.
Вторая половина XIX века – Россия, Костромская губерния, д. Шатенино. Мифический любовник летает огненным шаром к своей жертве.
Вторая половина XIX века – Россия, Нижегородская обл., г. Ветлуга, наблюдение огненного змея.
Вторая половина XIX века – Россия, Омская обл., Тевризовский р-н, пос. Утьма, наблюдение огненного змея.
Вторая половина XIX века – Россия, г. Симбирск, наблюдение огненного змея.
Вторая половина XIX века – Россия, Воронежская губерния, Бориславская волость, Волуйский повет, наблюдение огненного змея.
Вторая половина XIX века – Россия, Ярославская обл., г. Переславль-Залесский, наблюдение огненного змея.
Вторая половина XIX века – Россия, Саратовская губерния, с. Колено, появление покойника-змея.
Вторая половина XIX века – Россия, Калужская губерния, Жиздринский уезд, с. Теребень, наблюдение змея - «любака».
Вторая половина XIX века – Украина, Харьковская губерния, многочисленные наблюдения огненного Змея (например: слободки Араповка и Тарасовка, Купянский уезд: слободка Бело-Куракино, Старобельский уезд).
Вторая половина XIX века – Украина, Екатеринославская губерния, Новомосковский уезд, с. Мануйловка, наблюдение огненного змея.
Вторая половина XIX века – Украина, Хмельницкая обл., Каменецкий повет, с. Беньки (?), наблюдение огненного змея.
Вторая половина XIX века – Украина, Черниговская губерния, с. Выблях, многочисленные наблюдения огненного змея.
Вторая половина XIX века – Украина, Черниговская губерния, Прилуцкий уезд, с. Снетино, наблюдение огненного змея.
Вторая половина XIX века – Украина, Херсонская обл., Елисаветградский уезд, местечко Глодоссы, наблюдение огненного змея.
Вторая половина XIX века – Украина, Полтавская губерния, Лубенский р-н, с. Хитцы, наблюдение огненного змея.
Вторая половина XIX века – Украина, Полтавская губерния, Лубенский р-н, д. Листвяки, наблюдение огненного змея.
XIX/ XX начало-конец веков – Чувашия, Аликовский р-н, наблюдение огненного змея.
1900-04 года – Россия, Ярославская обл., Переславский р-н, у с. Городище, наблюдение огненного змея.
1910-49 года (сокращение наблюдений в 1920-е годы) – Россия, Ярославская обл., многочисленные наблюдения огненного змея.
1920-е года – Россия, Вятский край, многочисленные наблюдения огненного змея.
1922-24 года – Россия, Московская обл., окрестности Пущино, дважды наблюдался огненный змей.
1923-25 года – Россия, Свердловская обл., пос. Верхняя Тура, наблюдение огненного змея.
1930-1950-е года – Повышение активности огненных змеев, вследствие того, что множество мужчин были репрессированы или погибли на войне.
Начало 1940-х годов – Россия, Читинская обл., Нерчинский р-н, с. Пешково, наблюдение огненного змея.
1944 год – Белоруссия, Беловежская пуща, наблюдение огненного змея.
1945 год – Россия, Кировская обл., Лебяжский р-н, между с. Мелянды в дер. Чупраки, наблюдение огненного змея.
Конец 1940 годов – Россия, Кировская обл., дер. Малые Шорым, наблюдение огненного змея.
1949 год – Россия, Владимирская обл., между г. Суздаль в Гаврилов Посад, наблюдение огненного змея.
Вторая половина XX века – Россия, Кировская обл., Лузский р-н, д. Боровица, наблюдение огненного змея.
Вторая половина XX века – Россия, Кировская обл., Лузский р-н, с. Овсяниково.
Вторая половина XX века – Россия, Кировская обл., Белохолуницкий р-н, д. Антипята, наблюдение огненного змея.
Вторая половина XX века – Россия, Кировская обл., Белохолуницкий р-н, с. Всехсвятское, наблюдение огненного снопа – мифического любовника.
Вторая половина XX века – Россия, Кировская обл., у дер. Приверх, наблюдение огненного змея.
Вторая половина XX века – Россия, многочисленные наблюдения огненного змея в р-не пос. Аскулы на Самарской Луке.
Вторая половина XX века – Россия, северо-запад Самарской обл., по преданиям обитает в малонаселенных болотистых – местах, чуваши называют огненного змея Пата Кабуся.
Вторая половина XX века – Россия, северо-восток Самарской обл., а также гора Шихан, многочисленные наблюдения огненного змея.
Вторая половина XX века – Россия, Вологодская обл., предания об опасной змее, прыгающей высоко и далеко.
Вторая половина XX века – Россия, Астраханская обл., многочисленные свидетельства о летающей и прыгающей змее. По рассказам местных жителей около хвоста у них имеется некий шар размером с кулак среднего мужчины
Вторая половина XX века – Россия, Псковская обл., сообщения про опасного летающего гада. Живет в болотах, на голове/спине гребень.
Вторая половина XX века – Россия, Тверская обл., с. Вышний Волочек. По рассказам местных жителей в болотах обитает необычный агрессивный к людям летающий змей.
Вторая половина XX века – Россия, Новгородская обл., Кресцы. Известны два случая появления летающего змея у болот.
Вторая половина XX века – Россия, Новгородская обл., Старорусский р-н, с. Ивановское и Чижово, наблюдение огненного змея.
Вторая половина XX века – Россия, Новгородская обл., Пестовский р-н, с. Малышево и Ельничное наблюдение огненного змея.
Вторая половина XX века – Россия, Омская обл., Знаменский р-н, с. Чередово, наблюдение огненного змея.
Вторая половина XX века – Россия, Омская обл., с. Старомалиновка, наблюдение огненного змея.
Вторая половина XX века – Россия, Омская обл., Называевский р-н, с. Батареевка, наблюдение огненного змея.
Вторая половина XX века – Россия, Омская обл., Усть-Ишимский р-н, с. Еланка, огненный змей убил девушку и ее мать.
Вторая половина XX века – Россия, Омская обл., Усть-Ишимский р-н, г. Никольск, неоднократные наблюдения огненного змея.
Вторая половина XX века – Россия, Омская обл., Усть-Ишимский р-н, с. Паново, наблюдение огненного змея.
Вторая половина XX века – Россия, Омская обл., Усть-Ишимский р-н, с. Загваздино, наблюдение огненного змея.
Вторая половина XX века – Россия, Омская обл., Усть-Ишимский р-н, дер. Большая Бича, предание о конопле-обереге против огненного змея.
Вторая половина XX века – Россия, Омская обл., Горьковский р-н, с. Алексеевка, наблюдение огненного змея.
Вторая половина XX века – Россия, Омская обл., Тевризский р-н, с. Екатериновка, наблюдение огненного змея.
Вторая половина XX века – Россия, Омская обл., Таврский р-н, с. Заливино, наблюдение огненного змея.
Вторая половина XX века – Россия, Омская обл., Муромский р-н, с. Бергамак, наблюдение огненного змея.
Вторая половина XX века – Россия, г. Омск, наблюдение огненного змея.
1953 год – Россия, Владимирская обл., между совхозом «Гигант» и дер. Лукново, наблюдение огненного змея.
1960-е года – Россия, Читинская обл., Нерчинский р-н, с. Пешково, наблюдение огненного змея.
1961 год – Россия, Владимирская обл., г. Рудуга, наблюдение огненного змея.
1970 год – Россия, сельская местность под Пермью, наблюдение огненного змея.
1976 год – Россия, Горьковская обл., Арзамасский р-н, дер. Кирилловка, наблюдение огненного змея.
1980-е года – Согласно непроверенной информации среди альпинистов бывшего СССР бытовало поверье о целом «плоскогорье Огненных змей», расположенном на южной границе Дагестана в районе пика Гутон, главный Кавказский хребет и менее известном горном урочище Бочохмэер, Богосский хребет.
1980-е года – Россия, Ленинградская обл., Вепские болота. Многочисленные сообщения об опасном летающем гаде. С середины 1990-х годов в ближайших лесах найдено более десяти трупов погибших людей (местные или приезжие, раздеты, следов насильственной смерти, и присутствия алкоголя в крови не обнаружено; деньги, одежда и ценное имущество не тронуто).
1983 год – Россия, Саратовская обл., в 30 км от г. Аткарска. В апреле поздней ночью был замечен огненный шар с хвостом.
1989 год – Казахстан, Мартукский р-н, между с. Новоалексеевка и с. Каратугай, наблюдение огненного змея.
1991 год – Россия, Свердловская обл., г. Ивдель, наблюдение огненного змея.
2001 год – Россия, Кировская обл., Лебяжский р-н, у дер. Малый Рын, наблюдение огненного змея.
2005 год – Украина, Киев. Поздним вечером декабря объект двигался со стороны Жулян к Караваевым дачам. Объект светился белым светом, длина с хвостом 1,5-2 м.
Красный цвет проявления – области, где наиболее часто наблюдается летающий змей: Россия: Владимирская, Архангельская, Рязанская, Астраханская, Омская, Орловская, Тамбовская, Кировская, Новгородская, Самарская, Смоленская, Ярославская обл.,Украина: Закарпатье, Полесье, Черниговская обл.
Синий цвет проявления – области, где на протяжении нескольких веков наблюдались летающие змеи: Россия: Московская, Владимирская, Архангельская, Самарская, Саратовская, Омская, Ярославская обл.
Зеленый цвет проявления– области, где относительно редко быль замечен летающий змей:Россия: Московская, Ленинградская, Псковская, Нижегородская, Белгородская, Пермская, Тверская, Тульская, Воронежская, Саратовская, Свердловская, Калужская, Кемеровская, Костромская, Читинская, Тюменская обл., Чувашия, Казахстан. Украина: Киевская, Харьковская, Днепропетровская (Екатеринославская губ.), Полтавская, Подольская, Черниговская, Херсонская обл., Белоруссия, Могилевская губерния.