Как и когда появился образ Огненного Змея сказать практически невозможно. Версий по этому вопросу весьма немного и все они довольно без доказательны. Так, например самарский этнограф К.И. Серебренитский предполагает, что Огненные Змеи – это искаженный образ дракона. Необходимо отметить, что в поверьях славянских крестьян Огненные Змеи являлись лишь одной из разновидностей «Чудесного змея» – «подземный змей», «змей полоз» и «змей огненный».
В мифологии других, не славянских народов - этого образа практически нет! В некоторой степени возможным аналогом Огненного Змея можно считать: латинский - vivus ignis... - Живой огонь; японские «Фонари Тэнгу», существо «Ажи - Дахака» древне иранской мифологии, также в Европе локально известны такие существа как Лидерец в венгерской мифологии, Айтварас в литовской мифологии, Огневик – «денежный змей». Некоторые исследователи проводят параллели между образами Огненный Змей и Огненная Саламандра, но на наш взгляд это направление ошибочно.
Логично предположить, что образ Огненных Змей еще в древности у большинства народов Европы и Северной Америки (если он существовал) был замещен преданиями о так называемых Странных огнях - ignis fatuus, таинственных летающих огнях различной окраски. В народе они известны как «огненные шары», «фонари Джека», «Огни монаха», «Свечные огни», «Огни эльфов», на море «Огни Эльма», финны называли такие огни - «леккьо». Их характерное расположение в воздухе, на высоте человеческой руки.
В древности наблюдение этих огней считалось проявлением «запредельного мира». Главное отличие Странных огней от Огненных Змей – относительно небольшие размеры и обычная многочисленность. Тогда как Летуны практически всегда появлялись (за весьма редким исключением) в одиночестве. Уже упоминавшийся самарский этнограф К.И. Серебренитский склонен считать, что огненные шары (огненные змеи) есть вообще некая вторичная, довольно редко наблюдаемая форма существования человека. «Прослеживается цепочка человек + нечто, дает смерть в особой форме, трансформируя человека сначала в колдуна, а затем в огненный шар».
Принято считать, что количество наблюдений Летунов (огненных шаров) в последние годы заметно сократилось. Вероятно, что последнее наблюдение верно, хотя и не является достоверно точным, в силу специфики изменения восприятия. (Но по меньшей мере данное наблюдение совершенно справедливо для проявления шаровых молний. С чем это связано - сказать сложно.) Но в случае с рассказами об Огненных Змеях, мы можем иметь дело с ярким примером замещения старинного образа Летуна на современное НЛО и НЛОнавтов, демонстрирующих классический (с поправкой на эпоху) стиль поведения.
Погоня за Сказкой На протяжении ряда лет самарская группа историков-краеведов пыталась собирать и по возможности проверять данные рассказы. Самих «огненных шаров» нам увидеть не удалось, если не считать наблюдение некоего загадочного «роя». 15 августа 1990 года, около 22 часов (местного времени), я (И. Павлович), а также несколько моих товарищей наблюдали пролет над Жигулями группы огненных шаров. Группы летел большой одиночный шар с маленьким хвостиком, за ним двигалось девять шаров размером по меньше. Они двигались в ряд по три, «переливаясь» яркими и длинными хвостами. Сообщения о наблюдении этой группы в интервале от 22 до 24 (по местному времени) «поступали» с довольно большой территории, из различных районов Самары, п. Ермаково, п. Новодивичье, г. Сергеевска и т.д. Что было? Сегодня сказать невозможно.
Большинство подобных историй были довольно безадресными. Например, довольно много Огненных Змей во второй половине ХХ века видели в районе поселка Аскулы на Самарской Луке. В 1974 году в них там даже стреляли из ружей. Из средств массовой информации например известно, что 21 июня 2001 г. большой огненный шар видели в окрестностях с. Кинель-Черкасы, 24 мая 2002 г село Верхние Белозерки «посетила» группа огненных шаров. Они выбивали окна и поджигали деревья. Более интересные для нас огненные шары, способные обращаться в людей, довольно часто видели на северо-востоке Самарской области. В 1984 году самарская группа историков-краеведов решила проверить одну из историй об Огненных шарах, каким то образом связанных с местной Шихан горой.
На той горе - озера. Они никогда, даже в самую великую сушь, не пересыхают. Там обитает древний Дух Воды. Совершив определенный Ритуал, его можно упросить вызвать дождь в засушливое лето или разогнать тучи в слишком сырое. До революции многие ходили на те озера – «молиться». Место, где «обитает» Дух, было помечено «особым камнем». Вот на нем и оставляли подношения: хлеб, соль, мед. По преданиям, рядом с озерами находились какие-то развалины. Местные жители по установившейся традиции Среднего Поволжья именовали их «Землянкой Степана Разина».
После революции и гражданской войны, на гору практически не ходили (достойные плоды просвещения, запретов и культурной революции). Жертвоприношения прекратились, а «рассерженный дух» разлил озера, превратив их в болота. На горе поселились дикие чушки (кабаны), нападающие на человека, тревожущего их владения. Любопытно отметить, что подобные «идеи», о возможном слиянии человека и огненного змея, довольно распространены в современной теософской литературе. Которая даже утверждает, что появление представителей Третьей Расы – Лемурийцев, произошло благодаря «слиянию» последних Эволов и первых холоднокровных, так же появились Атланты и современный человек.
Подобные рассказы были характерны и для северо-запада нашей области. Поэтому нашу следующую экспедицию в 1994 году мы направили на северо-запад Самарской области, где так же сохранились верования об Огненных Змеях. В этой поездке нас сопровождал представитель Самарской историко-экологической ассоциации «Поволжье» этнограф Кирилл Серебренитский.
Трудно поверить, что в наш промышленный век, относительно недалеко от «кольца» крупных городов, сохранился практически не тронутым уголок дикой природы. В народе его любовно называют Волжскими Альпами. Это сумрачно красивые, истинно сказочные места. Неуловимо загадочные и удивительно безмолвные, даже птиц не слышно. Только совы ночью аукают. Да подниматься к небу, над невысокими холмами скалы-останцы, наследие давно минувших эпох.
В геологическом прошлом здесь бушевало многоводное море Тетис, а нынешние скалы, наиболее прочные породы слагавшие древние острова. У местных жителей с этими местами связаны мрачные верования. Даже сегодня они считают, что эти скалы, леса, болота населяют злые духи. И хотя напрямую никто не отваживается в этом признаться, они боятся этих мест и тех существ, которые они считают, тут обитают.
Хотя особенно и «признаваться» некому, в ближайших населенных поселках организованы в 30-х годах, выполняя сталинские директивы, осталось жилыми всего четыре дома, всего восемь человек, все - чуваши. Известно, что по своей воле, в историческом прошлом люди здесь не селились. Хотя непонятно, почему. Дичи полно, земля не тронута, вода - целебная... (Воду с этого горного массива нынче широко рекламируют и продают под названием «Вода Дворцовая») Кирилл Серебренитский, работая с местным населением выяснил, что почти все, кто из них хоть раз побывал ночью на этих болотах, видели блуждающие
огни - летучую нечисть. Они называют ее - Пата Кабуся. Другое звучание этого имени, хранимое более старшим поколением Патавка-бусь – «летучая голова» или «птица-голова». Позднее, вернувшись в Самару, Кирилл Серебренитский специально проконсультировался с чебоксарскими этнографами и выяснил, что «патавка» - в современном чувашском языке совершенно нераспространенное и непонятное слово. Наиболее близкое ему «пудовка» - означающее старинное пудовое ведро. Тогда получается, что Пата-Кабуся это некая «Летучая голова» в форме старинного пудового ведра. В современном чувашском языке слово «Патавка» совершенно нераспространенно и мало понятно. Наиболее близкое ему «Пудовка». Тогда Патавка - бусь некая «летучая голова» в форме старинного ведра. В чувашском языке «Бусь» (Пусь) имеет значение «исток», «начало».
По местным поверьям, живет Пата-Кабуся в большом моховом болоте, странным образом сохранившемся реликте давно минувшей ледниковой эпохи. Рассказывают, что если здесь кто-то умирал насильственной смертью и его не хоронили согласно соблюдения определенного обряда, мог прилететь Пата-Кабуся: «Огненный сноп летит в виде змея, голова толстая к хвосту все тоньше. Летит прямо в деревню...» Там он якобы экзальтировал мертвеца, а затем поводив умершего по окрестностям уводил на свое болото. Больше умершего, никто не видел. «Зачем шар это делает, местные не знают...».
В 1997 году нам рассказывали, что Патавка-бусь «охраняя свою территорию» уничтожил военный вертолет, три члена экипажа погибли. «МИ- 24» 3 августа 1997 года словно попал в некое воздушное сито. Машина потеряла горизонтальную составляющую скорости и камнем вертикально упала на землю.
Удар был такой силы, что сейсмический толчок фиксировался на расстоянии 30 - 40 км от места катастрофы. Работая в этом районе нам удалось выяснить ряд любопытных подробностей. Например, хотя обычно огненные шары появлялись ночью, когда летом сухие грозы они могут появляться и при полуденном солнце. Голубой шар – молодой. Красный шар – старый. Старые не опасны. Шары могут двигать холмы, менять течение рек, пробуждать родники. Тушат лесные пожары. Иногда два шара сходятся и начинают «давить» друг дружку, иногда молниями пуляются. Любопытно отметить, что именно в этих местах согласно инфомрации анонимного рассказчика происходило совершение некоего Ритуала, предотвратившего взрыв Юпитера от удара обломков кометы Шумейкера-Леви.
Как уже говорилось, согласно древним верованиям от «сожития» людей и Огненных Змеев иногда рождаются «дети». Обычно они долго не живут или... становятся колдунами. И если Пата-Кабуся обитал в болоте, то его «дети» или «говорящие» со змеями (и среди них конечно вспоминали Степана Разина) обитали в «Каменном Доме». Каменный Дом - предположительно это скала-останец, связанная с разветвленной системой пещер, тянувшихся на десятки километров, выходящих на берег р. Волги. «Гиблое то мест. Многие хотели узнать, что там внизу происходит. На вожжах спускались. Кто вернулся страсть напуганные, а какие поглупее в глубину уходили - те совсем ее вертались. Этажей в том «Доме» (пещерах) неисчислимо. Провалится человек и нет ему выход... Колдуны там жили, а может, и сегодня еще живут. Мы точно не знаем».
Расспросив местных жителей, мы двинулись в сторону этих пещер. Шли минут сорок через старый сосновый лес. Вскоре поверхностный слой почвы исчез, обнажив коренную каменную породу. Огромные трещины рассекали массив, открывая доступ в глубь земли. И опять недостаток свободного времени не дал нам возможности планомерно изучить весь этот район. Мы нашли только одну глубокую пещеру, откуда ощутимо тянуло холодным воздухом.
Протиснувшись в каменную трещину, мы попали в какой-то своеобразный подземный колодец, глубиной метров три. Дальнейший путь «перекрывался» большим острым камнем. Без проведения раскопок и удаления мелких мешающих камней, пройти дальше было невозможно. Так что эти пещеры так же ждут своих исследователей. Пробираясь по изломам этих трещин, мы еще раз ощутили некий едва уловимый дух смазки. Действительно путешествуя по останкам этих древних островов, буквально изрешеченных пещерами и обширными подземными пустотами, можно поверить в укрывшихся «до часа сужденного», последних представителей давно исчезнувшего мира.
И эти ощущения хорошо сплетались с легендами о «спящих в холмах», которые когда-то управляли этими землями, ныне ставшими болотами. Но в один предопределенный день - так повествует предание, они поднимутся из этих холмов и вновь вернут власть над миром. Огненных шаров увидеть нам не довелось. Но однажды ночь мы стали свидетелями довольно необычного явления. На большой поляне, образовавшейся между двумя сходящихся гряд холмов, мы увидели ярко горящие голубые огни. Всего их было три, расположившихся в форме треугольника, в бинокль было отчетливо видно, что они имели форму вытянутых ромбов, с четко очерченными ребрами. Я и еще один мой спутник Андрей, мы остались на склоне холма, чтобы
корректировать движение. А четверо наших товарищей, вооружившись дозиметрами, двинулись к огням, чтобы попытаться выяснить их природу. И вот что любопытно - чем ближе они подходили к огням, тем хуже они видели. Мы же с холма, продолжали отчетливо наблюдать и огни, и темные силуэты своих спутников. Голубой свет был настолько ярок, что у меня заслезились глаза, и я был вынужден передать бинокль своему напарнику. Пока я передавал его, наша поисковая группа проскочила огни и принялась удаляться от них. Криками и сигналами фонариков, мы развернули их. Тогда выстроившись цепью и включив свои фонарики, они двинулись назад. Пока я протирал слезящиеся глаза, произошло вот что. Они по-прежнему не видели огней. Мой напарник Андрей видел в бинокль, как луч одного из фонарей попал на один из голубых «ромбов». Андрей утверждает, что мгновенно тот стал более черным, чем окружающая нас темнота ночи, как бы вспыхнул наоборот и огни погасли.
Правда, через несколько минут они или подобные им опять загорелись, но значительно дальше в холмах. Мы еще раз попробовали приблизиться к ним, но повторилась прежняя история. Издалека огни были видны прекрасно, но при приближении к ним как бы исчезали. Дозиметры показывали норму. Стрелки компасов вели себя нормально. Запаха болотного газа также не ощущалось. Так что и эта загадка, еще ждет своего открывателя.
Огненные Змеи - кто они? Наиболее близким аналогом сказочных Огненных Змеев по внешним признакам являются Шаровые молнии. Шаровая молния - это светящееся тело, которое обычно появляется в воздухе во время грозы и достигает размеров от двух-трех сантиметров до нескольких метров. Свойства ее поведения настолько необычны, что еще совсем недавно многие ученые склонялись к мысли, что все рассказы о ней - выдумка. Но ее наблюдали слишком многие -так что в ее существование пришлось поверить. Отмечено, что шаровые молнии чаще всего появляются в районах высоких тектонических напряжений. Профессор Майкл Персинджер (Канада) предполагает, что изменения механических напряжений в некоторых типах каменистых пород генерируют электрический ток. Этот ток ионизирует столб воздуха, расположенный над породой, закручивает его вокруг оси. Так «рождаются» шаровые молнии и НЛО.
По многочисленным свидетельствам очевидцев над Жигулями часто наблюдаются ярко светящиеся шары (или другие объекты), видимый диаметр которых достигает размера полной Луны. Они перемещаются по сложным траекториям и способны мгновенно исчезать. И это не удивительно, на спокойной, «устойчивой» Русской платформе - этот участок суши проявляет повышенную активность. А «Волжские Альпы» вообще имеют тенденцию к росту. Возможно «активная энергетика» этих мест может послужить частичным объяснением почему к началу ХХ века в этих местах постепенно собрались приверженцы и хранители практически всех основных тайных и апокрифических учений России. (Игорь Павлович, г. Самара).
В Жигулевских горах бродят прозрачные карлики
Всего в нескольких десятках километров от областного центра - в Жигулевских горах - можно наткнуться на следы таинственной цивилизации, о которой историкам стало известно лишь в последние десятилетия ХХ века. По данным исследователей, эти волжане жили в нашем крае так давно, что по сравнению с ними древнейшие культуры все равно что младенцы рядом с глубоким стариком.
С этой цивилизацией связано множество мифов и легенд. Одни из них рассказывают о миражах - Мирном городе, Крепости пяти лун, Белой церкви, фата-моргане - которые, по словам очевидцев, до сих пор можно увидеть в нескольких местах Самарской Луки. Другие - о призрачных человечках, «таких прозрачных, что сквозь них видны деревья», внезапно появляющихся из-под земли и также внезапно исчезающих. Сто лет назад местные жители называли их «чудью подземной» и описывали так: «Человечек маленького роста, с костлявым телом, с кожей, покрытой чешуей, с огромными глазами, мертвящим взглядом и таинственным свойством к перемещению сознания из тела в тело». («Авеста»).
Про кабачную кикимору
В одной дистанции стоял кабак на юру близ оврага, и овраг-то обсыпался, так что кабак чуть лепился на овраге.
В этом селе были большие базары по понедельникам и пятницам, и шла в кабаке большая торговля вином, но ни один целовальник не мог долго усидеть в кабаке: постоянно проторговывался и разорялся. То находили у них недочет в деньгах, а главное дело - большую усышку вина и рассыропку, так что в откупной конторе все этому дивились, и еще тому дивились, что все целовальники рассказывали, как ровно в двенадцать часов кто-то у них вино цедит; и когда зажигали свечку, то видели карбыша, который бег от бочки и скрывался под полом, в нору. Откуп кому ни предлагал сымать кабак, все отказывались. Даже даром предлагал кабак, без всякого залогу, но никто не сымал.
Предложили одному пьянице и моту, и несколько раз оштрафованному и пойманному в приеме краденых вещей. Он был в крайности, потому что промотался, не имел себе пристанища и ходил из кабака в кабак, а был человек семейный, очень неглупый и отчаянная голова. Он согласился взять кабак, хотя и слышал много страшных рассказов об нем. Кабак стоял заброшен. В первую ночь, когда он поселился в нем, он приготовил сальную свечку, спичек, положил топор на стойку, выпил пол-штоф вина и лег спать. «Ну, говорит, теперь хоть сам черт приходи - никого не боюсь!»
Спустя короткое время, он услыхал, что кто-то вино из разливной бочки цедит. Он быстро зажег свечку, взял топор, осмотрелся, подошел к бочке, осмотрел ее, видит, что она не повреждена: печати все на ней целы, а кран заметно полуотворен. Постукал он топором в бочку и по звуку определил, что будто вина меньше; сорвал печати, накинул мерник, видит, что трех с лишком ведер нет. Он удивился и выругался, как ему хотелось. «Черт, что ли, отлил! Покорись мне! Ведь я чертей-то не боюсь: до чертиков-то я раз десять напивался. Не привыкать стать мне вашего брата видеть!» Тут он услыхал под полом треск: стала поворачиваться половица, и стало из-под пола вырастать странного вида дерево. Все растет и растет, распространяются сучья, ветви и листы, закрывают почти что весь кабак и склоняются над его головой!
Целовальник, собравши что есть силы, взмахнул топором рубить дерево и говорит: «Ну, так, брат, вот как по-нашему! Я тебе удружу!» В эту минуту топор его как будто во что воткнулся; он не может его сдвинуть и чувствует, что какая-то могучая рука удерживает топор. Целовальник не струсил. «Пусти, говорит, меня! Я знаю, что ты черт. Пусти! Я все-таки буду рубить!»
В это время слышит над своей головой тихий и кроткий голос: «Послушай, любезный, меня: не руби ты дерево! Это - я». - «Да кто ты?» - «Я тебе скажу. Ты со мной уживешься, мы будем с тобой друзьями, и ты будешь счастлив». - «Да кто ты? Говори скорей! Пусти топор, я хочу выпить!» - «Ну, брат, поднеси и мне!» - «Да как я тебя поднесу, когда я тебя не вижу?» - «Ты меня никогда и не увидишь, только когда с тобой прощаться буду, может, покажусь». - «Правду ли ты говоришь?» - «Давай выпьем, а потом поговорим». - «Ну, пусти же топор!»
Целовальник почувствовал, что кто-то топор пустил; зашел за стойку, взял штоф вина и хотел из него наливать, - голос ему и говорит: «Послушай, любезный, ты много теперь не пей. Для нас довольно и полуштофа. Вон возьми вон этот, у которого дёнышко-то провéрчено, в том, брат, вино-то хорошее, еще не испорчено». - «Да как это ты узнал? Я принимал: все пол-штофы были целы...» - «А ты ходил отпускать вино-то мужику-то, тебе нарочно дистаночный его и подменил, чтоб узнать наперед, будешь ли ты здесь мошенничать». Целовальник взял этот полштоф, посмотрел перед свечкой на его дно и увидал, что действительно на дне проверчена дыра (чтобы можно отлить и впустить туда, а после воском залепить).
«Ну, чертова образина, теперь я верю тебе, что ты черт». - «А ты не ругайся! Мы с тобой будем друзьями. Ты угости лучше». Целовальник налил два стакана, взял свой и выпил, сам скосился и смотрит на другой и видит: стакан поднялся сам собой и так в воздух и опрокинулся, как будто кто его пил, и так сухо, что капли не осталось, только кто-то крякнул. «Ну, брат, спасибо за угощенье!» - «Спасибо-то спасибо, а ты мне расскажи, кто ты». - «Я, брат, тебе расскажу. Слушай! Я - сын богатых родителей, сын купеческий и проклятый еще в утробе матери, и вот теперь скитаюсь по свету около тридцати лет и не нахожу себе пристанища. Отец меня проклял ни с того, ни с сего, а мать поклялась своей утробой в нечестивом деле (они душу человеческую сгубили: отравили своего родного брата, чтобы воспользоваться его богатством).
Так вот я кто такой! Теперь дальше слушай. Ты каждый день в двенадцать часов дня и ночи ставь в чело за заслонку по стакану вина и пресную, на меду, лепешку. Этим я буду кормиться, а ты себе торгуй. Не бойся ни поверенных, ни дистаночных, ни подсыльных: я тебе об них буду говорить; за десять верст ты будешь знать, кто едет, и кого подослали, чтоб тебя поймать в разливе вина; а теперь ложись и спи! Только, брат, образов не заводи и молебнов не служи, и как я отсюда уйду через год, так и ты выходи, а то худо будет тебе. Слышал?» - «Слышал». - «Так и поступай!» Целовальник выпил еще вина и лег. Посмотрел на дерево: оно стало меньше, все ниже и ниже, скрылось под полом, и половица опять легла на свое место, как ни в чем не бывало. Целовальник затушил свечу и заснул.
На другой день был базар. Он поутру встал рано и увидал, что у него открылась хорошая торговля, и он, полупьяный, целый день хорошо торговал, ни в чем не обсчитался; к вечеру проверил выручку и смекнул, что торговля шла на удивленье, а что говорил ему проклятый, он все это исполнил, и с этого дня целовальник стал торговать так хорошо, что все его товарищи стали ему завидовать. Он никогда не попадался ни под какой штраф, несмотря на то, что постоянно продавал вино рассыропленное, и заблаговременно знал, кто из дистаночных или поверенных приедет к нему его ревизовать. Удивлялись его аккуратности, его ловкости, его честности и больше всего тому, что целовальник, хотя пил вино, но пьян не напивался.
Прошел год. Наступила полночь. Целовальник по обыкновению спал на стойке и проснулся. Слышит вдруг голос: «Ну, прощай, брат! Я ухожу. Ты завтра же откажись от кабака и прекрати торговлю!» - «Ну что ж, покажись мне!» - «Возьми ведро воды и смотри в него!» Целовальник взял ведро воды, а в другую руку свечку, и стал на воду смотреть. Он увидал в ведре свое лицо и с левого плеча - другое лицо - красивого человека, средних лет, чернобрового, черноглазого, а в щеках как будто розовые листочки врезаны. «Видишь ли?» - «Вижу. Какой ты красавец!»
В это время кто-то вздохнул и раздался голос: «Не родись ни хорош, ни пригож, а родись счастлив». Все пропало. В печной трубе раздался страшный воп и плач. Целовальник все-таки не послушался и на другой день торговал по случаю базарного дня, и хотел еще зашибить копейку несмотря на то, что в течение года нажил мошенничеством и приемом краденых вещей до двух с лишком тысяч. В этот же день дистаночным был оштрафован на двести пятьдесят рублей, сдал должность и навечно отказался от торговли вином; перестал пить, купил себе постоялый двор и сделался набожным человеком. (Записано и сообщено М. И. Извощиковым).
Случай в Ширяевском овраге
Привет, Алексей. Времени прошло уже немало, и воображение могло наложить на воспоминания свои коррективы. К тому же, преувеличивать факты - свойство моей профессии. Но постараюсь убрать из тех событий все лишнее. Дело было на ноябрьские праздники в 1994 году.
Нас было трое, я и мои товарищи Александр и Дмитрий всем было по 22-23 года. Приехали мы в Ширяево из Тольятти (наше место жительства) ближе к полудню и сразу двинулись вверх по Ширяевскому оврагу. Миновав наиболее широкую часть долины, где овраг делает поворот, мы свернули налево в маленький овражек, оказавшись таким образом в лесу. Лес был не слишком густой, но попотеть пришлось, никаких троп не было. Пройдя, не сворачивая, чтобы не заблудиться метров 500, мы решили остановиться, т. к. почти совсем стемнело и дождь начал усиливаться. С самого приезда в Ширяево мелко моросило и пробираться нам пришлось по грязи, с целлофановыми накидками поверх рюкзаков. В лесу они стали цепляться за ветки, и пришлось их убрать. Так, что если не опасность промокнуть насквозь, мы бы может прошли еще дальше.
Попытавшись безуспешно подсушить на костре из тонких веток одежду, и отхлебнув из фляжки грамм по сто водки, мы залезли в палатку и довольно быстро уснули. Однако через некоторое время буквально во сне я ощутил какое-то тревожное чувство, какой-то душевный дискомфорт. Я открыл глаза и ничего не увидел: темнота была полная. Со звуками было тоже самое, абсолютная тишина.
Даже товарищи мои как назло спали тихо. Такой тишины я больше никогда слышал. Отсутствие зрительных и звуковых ощущений вызвало какое-то неприятное головокружение. Я лежал и смотрел в темноту, как вдруг перед моим взором стали появляться смутные очертания кого-то или чего-то. Взгляд мой был направлен к выходу из палатки, и в этом районе стало вырисовываться какое-то существо. Снизу вверх начал появляться силуэт, постепенно стал различим торс или туловище сидячего человека одетого в светлую или даже белую одежду.
Когда дошло до головы, то она начала приобретать далеко не человеческие контуры. Вскоре стало видно, что голова больше похожа на свиную или кабанью. На морде были будто светлые полосы, напоминающие окраску енота. Фигура была неподвижна и смотрела на меня.Выражение лица или морды зловещим не было, в нем присутствовало что-то человеческое. Может быть от этого или по какой другой причине страха я не испытал. Я даже не переставал осознавать, что это видение, а не реальность. Тем не менее, видения меня никогда не посещали. Даже в состоянии подпития или курения травки в далеком несознательном юношестве я всегда жалел о своей неспособности терять хотя бы на короткое время рассудок и через это снимать стресс.
Вскоре мой гость растворился в темноте, и глаза вновь потеряли способность что-либо различать в черной ночи. Я заснул, не слишком серьезно отнесясь к произошедшему. Ну, подумаешь, показалось! Через какое-то время (может через час) я снова проснулся. Теперь причиной был отдаленный треск сучьев в лесу. Когда появился фильм «Ведьма из Блэр» я испытал подлинное дежа-вю в сценах, где туристы в палатке прислушиваются к совершенно таким же звукам (к счастью в моем случае детских голосов не было).
Однако тут я уже немного струхнул. Еще бы! Турист я малоопытный, насквозь урбанизированный, а тут еще перед походом наслушался про секачей, активизирующихся по осени. Вряд ли по ночам, успокаивал я себя, прячась от звуков с головой в одеяло, дикие животные будут бегать по лесу. Но тогда кто?! Разыгравшееся воображение отогнало сон и, возможно оно и пригнало спустя некоторое время, когда звуки стихли, следующие видения. Их я уже помню с трудом.
Дело в том, что у меня вообще проблема с информативной памятью, я практически не запоминаюподробностей. У меня это компенсируется точной способностью фиксировать атмосферу, настроение, психологическое и душевное состояние, из чего и составляется моя «копилка» впечатлений. Но то что теперь «гостей» было несколько, и они были очень похожи на первого это точно.
Они также были неподвижны и «сидели» опять же у нас в ногах. Когда они растворились, я еще долго пролежалбез сна в тревожном ожидании повторения звуков и несколько раз их дождался. Они будто раздавались с разных от нас сторон, но примерно в одном радиусе. Не удаляясь и не приближаясь. Стихло к рассвету и я, наконец, отключился окончательно.
Утром я поделился своими ночными переживаниями с друзьями и, к моему удивлению, они надо мной не только не посмеялись, но даже рассказали нечто подобное из собственных впечатлений. Впрочем, их я здесь привести не могу, по вышеуказанной причине, но постараюсь в ближайшее время найти своих спутников и обо всем их расспросить. Дождь ночью стих и мы, перекусив, решили осмотреть местность. Я взял с собой старый ФЭД и не пожалел. Пейзаж вокруг нас был достаточно однообразный, похожие друг на друга черные голые деревья и кусты равномерно росли по оврагу и склонам.
В первую очередь мы решили подняться на ближайший от нас склон в юго-западном от палатки направлении. Хотелось хоть как-то осмотреться. Удалившись в рассыпную метров на 20-50 (плохо помню) от стоянки, один из товарищей неожиданно нас окликнул. Подойдя, мы увидели на земле перед ним груду костей. Они лежали в пределах видимости из лагеря, но кусты и стволы лежавших на земле деревьев, не позволяли нам обнаружить их ранее. Скелеты лежали скученно, но не вперемешку. Нам не сразу удалось их идентифицировать, но в результате по нашим неквалифицированным предположениям мы различили двух лосей и нескольких кабанов. С кабанами был, насколько я помню, «некомплект» и нам не удалось определить их точное количество, но то, что их было не меньше трех это точно.
Конечно, все это могли сделать разгорячившиеся охотники, но уж как-то аккуратно костяки лежали, без признаков разделки. Обнаруженная нами пара рогов также ставила версию с охотниками под сомнение. Следов пребывания человека мы вообще в нашей местности не обнаружили не разу... Вернее, почти не разу, но об этом чуть позже. Я сделал несколько снимков нашей находки, и если нужно, в ближайшее время постараюсь их найти и выслать. Тогда фотосалоны только завоевывали рынок, и черно-белые фотографии мы печатали сами. Печать этих фотографий неожиданностями никакими не сопровождалась.
С собой я также брал в поход аудиоплэйер. Он работал тоже без проблем. Впрочем, пригодиться ему не удалось. Дело в том, что у нас была в то время традиция всегда таскать с собой кассетник. Использовали мы его всегда изысканным образом: для усиления атмосферы. Послушать ночью у костра Pink Floyd, King Crimson, Doors, Led Zeppelin из наиболее «мистических» вещей которых мы составляли сборники, было настоящим шиком. Представляете «No Quarter» Led Zeppelin в глубине ширяевских штолен. Так вот атмосферка в том месте не нуждалась ни в каком усилении. Черные гнилые деревья, промозглая ноябрьская сырость, белеющие на многолетней толще листвы костяки и возобновившийся отдаленный треск сучьев начали возвращать уже при тусклом свете дня, как казалось, отступившую тревогу.
Не смотря на это, нашим следующим решением стало: налегке продвинуться вглубь леса. Моим более опытным друзьям захотелось докопаться до причины лесных звуков. Мне того хотелось не очень, но, раз уж здесь оказался, значит выбора нет. Я предложил согреться (для храбрости) и мы двинулись от палатки вверх по своему овражку. Дождя не было, и мы пошли в свитерах без курток, благо мороз еще за дело в этом году не принимался. Мы не прошли и ста метров, как стало накрапывать. С каждым нашим шагом вглубь леса дождь усиливался, и вскоре идти стало невозможно. Мы вернулись, но через несколько минут дождь быстро стих.
Посчитав, что это ненадолго, решили подождать, но дождь не возобновлялся. Снова двинулись в том же направлении: ситуация повторилась точно как в первый раз. В шутку предположили участие здесь каких-то местных сил. Пришлось вернуться. У палатки вновь накрапывать быстро перестало. На этот раз, всем «врагам» назло, взяли с собой целлофановые накидки. Третий раз - тот же сценарий, но мы уже, не смотря ни на что, идем дальше. Кусты и ветки деревьев становятся все гуще и нещадно срывают с нас накидки. Дождь оказывается, до этого момента атаковал нас вполсилы. Уже не накрапывало, а лило. Еще метров через 100 желание в связи с этими обстоятельствами дальше искушать природу или кого-то еще нас покинуло.
Остаток дня мы провели под растянутым над костром целлофаном, так как лить уже не переставало. Было ощущение, словно на нас кто-то не на шутку рассердился. К ночи дождь перестал, и лес снова погрузился в мертвую тишину. На этот раз она, к моему ужасу прерывалась не просто хрустом веток, а звуком падающих в таком же примерно от нас радиусе деревьев. Ветра не было совершенно, и что заставляло небольшие деревья самостоятельно падать на землю я не понимаю.
Пролежав в напряжении добрую часть ночи, я засыпал на короткие промежутки, чтобы тут же просыпаться от нахлынувших лесных кошмаров. Так вдоволь натерпевшись этой ночью первобытного ужаса, я уснул лишь под утро. Мои более брутальные товарищи, немного послушав со мной «звуки природы», уснули гораздо раньше. Видения, насколько помню, на этот раз не посещали. На следующий день дождь начал лить уже без наших провокаций.
Мы больше не устраивали вылазок и просидели весь день под навесом. Так как у нас закончилась вода, мы сделали водосток и приготовили поесть на дождевой воде. Мне вскоре понадобилось по известной причине ненадолго покинуть своих товарищей. Я поднялся на склон, что был слева от нас и неожиданно на земле обнаружил насквозь отсыревший лист газеты. Меня он удивил в первую очередь своей неуместностью. Также совершенно точно по этому поводу могу сказать две вещи. Во-первых: его не бросил здесь никто из нас, пролежал здесь он уже немало, может несколько месяцев; во-вторых: его не использовали с целью, с которой я оказался на этом склоне. Это был единственный лист, размером А-3, развернутый на всю площадь.
Дождь и другие сложности не позволили мне изучить его подробнее. Условия далекие от комфортных уже притупили интерес ко всяким странностям, и я вскоре до возвращения домой об этомфакте с легкостью позабыл. Может быть, не стоило ему уделять такого внимания (уж подобным вещам объяснения можно сыскать без труда), если бы не случай рассказанный мне вскоре тем же Дмитрием. Спустя некоторое время он оказался в тех же Ширяевских местах и в какой-то не меньшей глуши обнаружил не раскупоренную бутылку пива, датированную…внимание! числом, приходящимся на тот день. Где-то в фольклоре я читал, про подбрасывание лешими и всякой нечистью реальных вещей, в частности спиртного. Черт знает, может это курьез, а может все это имеет какую-то неведомую нам связь.
Загнанные в палатку непогодой и утомленные мрачной гнетущей атмосферой, мы перетерпели еще одну ночь и наследующее утро решили собираться домой. Как это не банально, но, как и следовало ожидать по всем правилам жанра, при подходе к Ширяево погода стала улучшаться. Воспоминания на этом мои заканчиваются. Надеюсь, вам удастся как-то классифицировать мою историю, и информация станет полезной для собираемого вами банка данных об удивительных жигулевских краях. С уважением. Толоченко Олег. Главный режиссер Тольяттинского ТЮЗа.
Леший самарской луки. Ведьмин Лес
Есть в Жигулёвских горах место, условно нами называемое Ведьмин лес. Что это такое, почему такое странное название. Попробую объяснить и рассказать. Первый раз услышали мы про это место, когда посвятили старенькую бабушку из села Торновое, у которой отдыхали, в свои планы пойти из села Торновое в село Ширяево через лес напрямую, а не по дороге через кордон Чуракайка по Ширяевскому оврагу. Нам не хотелось терять время, бездорожье не пугало, и всё равно везде есть просеки, т.е. заблудиться, как нам казалось, бесполезно. Но бабушка нас настоятельно отговорила от такого похода.
- Не ходите туда ребятки, там леший водит.
- Как это водит? (мы решили вести себя так, как будто мы и не слышали никогда ни про какого лешего).
- А так. Пошли мы как-то с подругой в Ширяево прямо через лес. Ходу то тут день. Пошли утром, да только всё идём, да идём, никак не поймем, лес не кончается, и не выходим мы к селу Ширяево. Заплутались совсем. И так мы ходили трое суток, пока не вышли назад, домой, уставшие и голодные. И решили больше никогда не ходить напрямую через лес.
Вот такой рассказ мы услышали. И, оказывается, это не единственное свидетельство о том, что в этом месте можно заблудиться. «Даже самые опытные путешественники, знающие лес как свои пять пальцев, словно завороженные, ходят там по кругу, раз, за разом возвращаясь к начальной точке! И компас там не помощник. Однажды я с приятелями пытался выйти из проклятого круга, так у нас отказали все компасы и электронные навигаторы, вдобавок ко всему у всех разом сломались мобильники! ...когда дома решили просмотреть карточки с цифровых фотоаппаратов, оказалось, что они все исчезли...».
Лихачева Виктория, Экспресс газета, Москва.
«По словам Рощупкина, в Жигулях есть места, где даже опытные туристы, словно завороженные ходят по кругу, возвращаясь к начальной точке путешествия. Жители окрестных деревень стараются обходить их стороной.
- На обратной дороге группе нужно было обойти все отроги Крестового оврага и спуститься к Гавриловой поляне, - вспоминает Юрий Митрофанович. - Но я увел группу не туда. По пути у всех ребят заглючили мобильники, компасы отказали, навигаторы. А у меня в сотовом полетела SIM-карта. Никто так потом и не объяснил, что с нами произошло.
- Неподалеку от села Подгоры, в 5-6 километрах за горой Плаксихой, есть такое место. Я там постоянно плутаю, - рассказывает Юрий Митрофанович, - хотя знаю в этом районе каждую осину. Интересно, что чаще всего это происходит, когда хожу с компанией, а не один. Я прозвал это место Кабаньим. Там проходят три глубоких оврага и в низинах прячутся кабаны. Как-то раз мы с женой поблизости нашли огромные лосиные рога. Рядом проходила дорога на пристань, каждый кустик здесь нам был известен. Мы шли по обыкновению прямо, никуда не сворачивая. А в итоге вернулись на то же место, где нашли лосиные рога. Для меня, человека, который хорошо ориентируется в лесу, это стало настоящим потрясением!»
Елена Корнева, Комсомольская правда, 06.02.2008г.
«В Самарской области женщина четыре дня блуждала в лесу. Женщина, отправившаяся в лес собирать целебные травы, пропала около села Гаврилова 26 мая. Найдена она была 30 мая». Поэтому, как-то незаметно, по общему согласию, прижилось у нас название этого места Ведьмин лес. Кроме рассказов о плутаниях по этому лесу, существует ещё теория про Самарскую луку, что большие массы воды реки Волга, перемещаясь по окружности, могут создавать сильнейшие электромагнитные поля в центре этой окружности, ведь вода это проводник электричества.
Другое дело, что русло реки Волга, ниже по течению Жигулёвских ворот, постоянно меняло своё расположение, перемещаясь то к западу, вплотную к Жигулёвским горам, то к востоку к Сокольим горам. И такой полноводной как сейчас река Волга напротив г. Самара была не всегда. Ведь раньше не существовало Саратовского водохранилища.
Если сложить воедино все эти факты, то можно составить что-то вроде вот такой схемы. Где примерные центры окружностей перемещались, время от времени, при «гулянии» русла реки Волга. На фоне этой теории может и всяческие байки про некий «геогенератор» в Жигулёвских горах не лишены некоторого смысла. Т.е. про огромную природную машину, создающую иногда сильные электромагнитные поля в Жигулёвских горах. И место возникновения этих полей, предположительно, попадает в район Ведьминого леса.
Центр окружности русла реки Волга и его перемещения. Но это не конец «копилки» историй про Ведьмин лес. Та же бабушка, посмеивающаяся над нами – молодыми да неопытными, когда мы решили как-то поехать искупаться, указав на грозовые тучи над районом города Новокуйбышевск (с высоты села Торновое все окрестности раскинулись внизу как на ладошке) сказала.
- Сидите, сынки дома, скоро к нам придёт.
Это при ветре, который дул на восток. Т.е. грозу, по идее, должно было унести за г. Самара.
- Как это?
Удивлённо спросили мы.
- А так. Всё равно в «гнилой угол» её принесёт.
Сказала бабушка, указав опять на лес в направлении села Ширяево. Т.е. «гнилой угол», по её же словам, находится где-то там же, в районе Ведьминого леса. И что вы думаете? Принесло! Вот чудеса. Причем не просто принесло. Сначала она ушла на г. Самару, потом куда-то в район села Курумоч. И описав огромную окружность, гроза пришла именно в указанный «гнилой угол»! Что там началось! Молнии били в деревья с завидным постоянством в одном и том же районе, и гроза остановилась там, а потом стала терять свою силу. Мы не поверили бы рассказанному, если бы не увидели всё это собственными глазами. Вот бы посмотреть спутниковые карты погоды, когда так по спирали в Жигулевские горы затягивает грозы. Хотя, возможно, за слоем облачности просто ничего не видно. (Анатоль Снарк).
Йети в Ширяевском овраге
Ширяево в нашем городе - достаточно популярное среди туристов место.
Как правило, дело ограничивается штольнями, Верблюдом ну и, конечно, Каменной Чашей. Меня и моих друзей интересовали больше места, где народу поменьше и побольше нетронутой природы. В таких случаях соединение с природой, стихией, энергетикой места носит, мне кажется, сакральный характер. Тогда мы этого еще не вполне осознавали, но интуитивно чувствовали нарастающую потребность в аккумуляции посредством этого скрытой в каждом человеке, я в этом уверен, первобытной природы.
Видимо, жителям такого умозрительного по своей сути города как Тольятти иногда требуются крайние, наиболее острые ощущения, переживания, способные погрузить сознание в первичное, чуждое всякой рациональности, состояние. Наиболее сильные впечатления, будь то онемение при виде раскинувшейся перед тобой красоты пейзажа или дикий ужас, пережитый ночью в палатке, формируют подлинно живое мироощущение, ничем уже после не перекрываемое. Туризм для меня занятие не регулярное и в ширяевских местах я был не больше десяти раз. В основном ходили на Верблюд, но несколько раз в Ширяевский овраг. Один из таких походов я уже описал. (кстати, с батарейками на плэйере проблем не помню).
А однажды летом в 1995 прошли вдвоем с Дмитрием за несколько дней весь овраг, от Ширяева до Бахилово. Было очень интересно, но ничего необъяснимого, кажется, не замечали. Кроме этого, мои излюбленные места в нашей области: Переволоки, Новодевичье. В районе Переволок, на левом берегу я люблю рыбачить. У моего отца там с 70-го года моторка. Так вот он, ВАЗовский работяга, далекий от нашей темы, клялся лет 10 назад, что видел с другом ночью в тех местах йети. Тот подходил, когда они сидели у костра, постоял и ушел. Большего из того я, к сожалению, не помню. На этом у меня пока все... С уважением, Олег.
В Ширяевском овраге, который проходит по краю Жигулевского заповедника, лесниками, похоже, обнаружен наконец «снежный человек».
Вышли на него по следам на снегу, которые привели к гроту на склоне оврага. Здесь жигулевский йети скрывался от непогоды.
Местные жители теперь все чаще вспоминают легенды Жигулевских гор, которых сохранилось много. Одна из них гласит, что троглодит украл женщину из села Елгуши и долгое время жил с ней в одной из пещер. У них родились мальчик и девочка. О подобных случаях не раз писал известный российский криптозоолог профессор Борис Поршнев. Однажды женщине удалось сбежать от троглодита, и она привела к пещере сельских мужиков с собаками. Но ни «снежного человека», ни детей там не оказалось. Уже в наше время йети не раз встречали в северных лесистых районах Саратовской области, на Кольском полуострове и в Сибири. Об этом не раз сообщалось в «Труде». Как считают ученые, последние особи тупиковой ветви человечества доживают свой век и на территории других стран мира.
Не исключено, что «снежный человек», пойманный в Жигулях, есть тот самый мальчик, рожденный много лет назад в пещере на склоне Ширяевского оврага. Вход в нее со временем обвалился. И теперь остался только грот, куда, возможно, и привел йети зов родины предков.