Тюменский натуралист, специалист по редким биологическим и аномальным явлениям Павел Ситников продолжает приоткрывать тайны всем желающим. Тайны, о которых мы, в общем-то знаем, но все еще в них не верим, благодаря обилию телевизионных передач с массой «достоверных фактов» и бесчисленных фейков в Интернете. Лекции проходят по средам в «Доме здоровья» на Водопроводной, 30 (Тюмень) и доступны для всех желающих. Вход бесплатный. На своей второй мультимедийной лекции Павел Ситников рассказал о снежном человеке, отделив правду от вымысла.
Аргумент сомневающихся один – где реальные фото и видео йети, сделанные очевидцами. Сотовые телефоны есть у всех, причем уже давно. Все туристы, рыбаки, охотники берут с собой фотоаппараты. И где хоть один снимок, которому можно поверить? Рассказов масса, а доказательств нет. Поэтому исследователь начал лекцию о йети с вопроса о буром медведе. Его кто-нибудь в дикой природе видел? Утвердительно ответят лишь единицы. И каковы были их ощущения от встречи с медведем? Было желание его сфотографировать?
«А ведь это самый обычный зверь, «Красная книга» ему точно не грозит, – уверен Павел Ситников. – Я две недели пробыл в Верхне-Тазовском заповеднике, где все тропы вытоптаны медведями. Там северный олень столько троп не вытопчет, как бурый медведь. Побывал в самых медвежьих местах, но мне так и не удалось сделать хотя бы один снимок медведя. С сожалением об этом сказал охотоведу, который ходил за мной с «мелкашкой».
«Ну и слава богу, Павел Сергеевич!» – ответил мне охотовед. Вы можете себе представить: в Тюменской области нет ни одного цветного снимка бурого медведя в естественных условиях обитания! Тут либо не везет, либо фотограф впадает в ступор. А при виде снежного человека – тем более! Снежный человек – это, скорее, не объект, а существо, у которого есть масса синонимов: сасквоч, бикфут, йети. А столько народных названий придумали снежному человеку аборигены на севере Тюменской области. Суть же одна. Научное название его «реликтовый гоминоид».
«Реликтовый» – значит чудом выживший, а «гоменоид» – это по сути человек. Зоологи придумали ему даже латинское название Pithecanthropus alalus. Аlalus – «неговорящий». Дело в том, что от него никто никогда не слышал никаких слов. Один раз кто-то смог различить бормотание, которое не стоит принимать за речь. Снежному человеку характерен страшный свист, ни одному человеку с его легкими не под силу так свистеть.
«Сразу вспоминаю русские народные сказки о соловье-разбойнике, – продолжает мыслить логический сталкер. – Какой человек полезет на дерево, чтобы пугать людей своим свистом? Судя по всему, своим свистом снежный человек (или леший, как его называли у нас в старину) метит свою территорию. Медведь оставляет царапины на стволе дерева: чем выше царапины, тем здоровее хозяин территории».
Название «снежный человек» закрепилось за ним после того, как в Тибете был обнаружен знаменитый след длиной 50 см. Раз следы нашли в снегу, значит это снежный человек. На самом деле никакого отношения к снегу реликтовый гоминид не имеет, – он просто обитает там, где есть укрытие. В лесах, в оврагах и горах, где много пещер, и где снег держится дольше, чем на равнине. Нередко снежного человека рисуют с белой шерстью. Но это, по словам Павла Ситникова, скорее исключение.
«В начале 1980-х годов случайно встретились с однокурсницей в самолете – летели в Краснодар, – вспомнил сталкер. – Так вот она мне рассказал случай, как под Салехардом она видела самку снежного человека с детенышем. У самки была шерсть белого цвета. К сожалению, в те годы я еще всерьез не интересовался этой темой. Иначе бы расспросил однокурсницу все вплоть до мельчайших деталей».
Павел Ситников отмечает, что в книгах пишут, мол, снежный человек, якобы гипнотизирует человека, поэтому он не может ничего сфотографировать. Категорически не согласен. Просто при встрече с тем существом, в которое он не верит, человек впадает в ужас, цепенеет от страха. «Снежный человек – это не выдумки журналистов, которые вешают лапшу на уши, – уверен Ситников. – Тому подтверждение гравюры XVI века. На одной из них изображен реликтовый гоминид с дубиной, а перед ним размахивает мечом рыцарь в доспехах. Никакой журналистики в те времена и в помине не было!»
Откуда же взялся снежный человек? Некоторые специалисты, по словам Ситникова, считают, что его создала не эволюция, как человека, и это не одичавшие люди, а чудом выжившие гигантопитеки – разновидность вымершего человекообразного вида, признанного биологами. Он как раз был довольно крупных размеров. В частности, находят скелеты существ до 5 метров высотой.
Со снежным человеком люди сталкиваются по всему миру. Составлен атлас, где отмечены такие места в СССР, вплоть до 1950–60-х годов. Судя по этому атласу, больше всего наблюдений зафиксировано на севере Тюменской области, особенно в Шурышкарском районе. Лидер российских сталкеров, руководитель «Космопоиска» Вадим Чернобров будучи в Тюмени заявил, что Тюменская область является одним из самых перспективных районов для изучения реликтового гоминоида.
Есть также атлас следов, оставленных снежным человеком. «Главное их отличие – в отсутствии свода стопы, – пояснил Ситников. – У йети плоскостопие. А как же он тогда ходит по тайге целый день? По идее с таким плоскостопием леший должен сидеть на каждом пеньке и выть от боли в ногах. Дело в том, что снежный человек ходит на полусогнутых ногах. Амортизация идет не за счет свода стопы, а за счет ног, полусогнутых в коленях, что дает ему хорошую подвижность.
Следы загадочного существа встречаются не только на севере Тюменской области, но и на юге. Павел Ситников рассказал забавную историю, как он недавно с группой туристов у самой стены Тобольского кремля на снегу обнаружил огромные следы, в длину не меньше 40 см.
«Ну, думаю, ничего себе! Я сроду не видел даже подделок следов снежного человека, – с юмором рассказал эту историю Павел Ситников. – Что интересно, как раз накануне вечером я рассказывал своим туристам о снежном человеке. И тут такая удача! Однако стоило нам пройти по следам, как все стало ясно. Следы «снежного человека» привели нас к следам от обычной обуви.
Очевидно, какой-то мужик рано утром здесь же на снегу переобулся и пошел народ забавлять. Нет еще тут опыта обманывать людей. Видимо, так начинают раскручивать новый бренд в Тобольске. Понимают, что на снежном человеке тоже можно заработать. В этом я лишний раз убедился, увидев в одном из сувенирных магазинчиков Гостиного двора игрушку снежного человека с мордой, как у клоуна из цирка. Не знаю, кто ее купит за 2000 рублей».
«Если вы думаете, что ученые не занимаются этой проблемой, то ошибаетесь, – подчеркнул рассказчик. – В ТюмГУ, в институте биологии есть кафедра зоологии, ее возглавляет Сергей Гашев, доктор биологических наук, профессор. Он в своё время не постеснялся написать в научный сборник областного краеведческого музея статью под названием «Снежный человек в Тюменской области». Сергей Гашев верит в существование снежного человека, и в своей статье он не просто описал все случаи, которые ему были известны. Он, как ученый, обыграл все эти факты с научной точки зрения и привел интересную карту-схему – места встречи людей со снежным человеком.
Судя по ней, основной ареал обитания йети – от Полярного круга до Уватского района. Так вот, судя по карте, везде, где видели снежного человека, его называют по-разному. Аборигены не читают журналистских статей, не смотрят американских фильмов о йети, они вообще не в курсе, что это существо кому-то может быть интересно, и воспринимают снежного человека также естественно, как бурого медведя. Я сам разговаривал с ненцами, и когда с ними сдружишься в течение дня (причем без алкоголя!), они совершенно адекватно рассказывают о снежном человеке, кто и когда его видел. Один даже признался, что его отец пристрелил двоих таких в тайге. Да, кстати, если вы увидите следы снежного человека, советую бежать за ним, а если боитесь – звоните мне. Следы должны привести к логову, где можно найти шерстинки, а шерстинка – это ДНК».
Сергей Гашев, по словам исследователя, привел схему, откуда появился реликтовый гоминид. Есть кривая эволюции обезьян, от самых примитивных до самой верхней черты (наше время), то есть до нас с вами, есть кривая эволюции человекоподобных существ, которые все уже вымерли, это неандертальцы. Долгое время неандертальцы жили параллельно с Homo sapiens. И есть еще одна кривая развития Pithecanthropus alalus. И эта ветвь эволюции дожила до наших дней.
Павел Ситников общался со многими очевидцами, кто видел йети своими глазами, видел их следы, просмотрел массу фотографией и видеосъёмок и легко может выявить фальсификацию, в том числе по косвенным признакам. Когда он работал в музее, к нему нередко обращались телевизионщики, к которым попадали такого рода материалы. Павел Ситников выступал в роли эксперта. Следы, снятые охотниками в Шурышкарском районе, он признал подлинными. Не только потому, что следы были уже не свежими (фейки обычно снимают сразу, чтобы их творчество не замело снегом), сыграло роль то, как был снят ролик. За кадром отчетливо ощущалось даже не волнение, а страх и … мат на мате. Точно также, не сдерживая эмоций, снимают НЛО и выкладывают видео в сеть.
Во время одной из северных экспедиций Павел Ситников встретился с Ольгой Кошмановой – автором книги «Взгляд в спину»: о снежном человеке, проживающем в Кондинском районе. Сама она йети не видела. Поверила в него, когда увидела огромный след на белом мху. Когда человек наступает на мох, тот быстро распрямляется. Мох же был буквально раздавлен.
Это существо весило не 60–80 кг, и не 100, и даже не 200 кг, а гораздо больше. Они тогда вместе с мужем собирали грибы в лесу. Побросав лукошки, побежали домой, испугавшись единственного следа. К сожалению, такое поведение довольно симптоматично. А вот если бы они аккуратно вырезали этот след и отнесли на руках домой и передали в краеведческий музей, туда бы выстроилась очередь, как в мавзолей. В этом Павел Ситников нисколько не сомневается.
В основу книги Ольги Кошмановой вошли свидетельства очевидцев, сталкивавшихся со снежным человеком. Таких случаев набралось очень много. Может быть, не случайно на древнем гербе Кондинского района изображен как раз-таки волосатый человек? Ведь на гербе изображают что-то характерное для данной территории.
«Из книги я узнал, что, оказывается, был даже случай, когда поймали реликтового гоминоида, – отметил Павел Ситников. – Это было в конце 1940-х годов. Автор описывает случай по воспоминаниям одной бабушки, которая хорошо помнила, как это все было. И в этот рассказ я даже поверил. Ситуация была такая. В одном из поселков потерялся пацан. Через какое-то время его нашли на краю деревни порванного пополам. И кто это сделал, сидел здесь же в позе шимпанзе и тупо смотрел на местных мужиков, которые его обнаружили. Существо связали по лапам, поняли, что убивать его не надо, так как это ценнейшая находка для науки, и решили показать его ученым.
Существо погрузили на катер и повезли по реке Конде в сторону Ханты-Мансийска, чтобы оттуда переправить в Тюмень и дальше. Пока везли пленника, останавливались в каждой деревне и показывали его всем желающим. Среди тех, кто видел снежного человека, была и та самая старушка. И я больше чем уверен, что местная жительница рассказала правду. По ее описанию, у существа на лбу шерсть росла от центра вверх двумя косичками. Эта особенность, которая ей так запала в душу, очень характерна для приматов и человекообразных существ, но о ней могут знать только приматологи, – бабуля не должна была знать таких нюансов». Не довезли снежного человека до ученых, вероятно, существо пришло в себя, вырвалось из катера на волю, имея такую силищу. И… утонуло!
В очередной раз Павел Ситников убедился в существовании снежного человека, когда с группой из «Космопоиска» побывал в дремучих лесах Кировской области. Специально вместе с другими сталкерами пытались зафиксировать пребывание йети. К серьезной экспедиции подтолкнул рассказ двух молодых парней из «Космопоиска», заночевавших в избушке охотника. Ночью они оба оцепенели от страха, когда избушку кто-то начал трясти. Йети решил сам наведаться в гости к сталкерам, а его не то чтобы впустить, а боялись даже пошевелиться.
К сожалению, во время экспедиции зафиксировать йети в кировских лесах сталкерам не удалось. Они обнаружили лишь характерные следы пребывания снежного человека, – сломанные молодые деревья, на высоте 3–4 метров. Во время экспедиции местные жители, также абсолютно трезвые, рассказывали Павлу Ситникову такие вещи, о которых неспециалисты знать не могут. Например, что когда от них убегала самка, и они шли по ее следу, то обратили внимание, что вершинки сосенок по пути ухода самки сломаны. Ломает ветки и тут же их оставляет. Эта особенность характерна не только для наших, но и для американских йети.
На тему снежного человека очень много откровенного вранья, среди которого встречаются реальные доказательства. Одно из достоверных видео, по мнению Ситникова, было снято в 1967 году, когда самка йети на дальнем плане пробегает перед камерой. «Настолько ловко она бежит, что артист по этому валежнику так бежать не будет, при этом еще повернув голову в сторону камеры, запнется и еще лицо разобьет. В это видео я верю!» – делает вывод тюменский сталкер. «Не мог я придраться и к снимку трупа снежного человека в ящике. Был случай, когда таможенники задержали ящик с истлевшим трупом снежного человека».
Эта новость обошла весь мир, а через три дня было сделано опровержение. Сообщили, что это был маскарадный костюм. Но если приглядеться к снимку, можно обратить внимание на открытые лучевые кости. Такого в маскарадном костюме быть не может. Скорее всего, этот факт был скрыт от общественности и стал достоянием частной коллекции. А вот скальп снежного человека, хранящийся для привлечения «паствы» как старинная реликвия в одном их тибетских храмов, на деле оказался подделкой. Ученые исследовали этот «скальп» на ДНК и пришли к выводу, что он был сделан из шкуры обычной серны.
На данный момент мне известен лишь один неопровержимый случай, подтверждающий существование снежного человека – кисти существа, похожие на приматов. Анализ ДНК показал, что кисти лап не принадлежат ни горилле, ни шимпанзе, ни человеку. А кому именно, сказать не могут, потому что нет эталонного образца ДНК снежного человека».
Гора Мертвецов и перевал Дятлова
Гора Холатчахль (или Холат-Сяхыл) на границе Свердловской, Тюменской областей и республики Коми как магнит притягивает туристов и съемочные группы телеканалов. Между ней и соседней безымянной высотой находится печально известный перевал Дятлова. Именно здесь, в горах Северного Урала, в ночь с 1 на 2 февраля 1959 года, при невыясненных до сих пор обстоятельствах погибла группа из девяти туристов под руководством опытного старшего товарища Игоря Дятлова, именем которого впоследствии назвали перевал.
Название Холатчахль переводится с мансийского как «гора мертвецов». Об этом гиблом месте рассказано столько, что, пожалуй, любой Тунгусский метеорит позавидует. Почти все обстоятельства гибели студентов вызывают массу вопросов, но более других смущал исследователей тот факт, что на одежде ребят была обнаружена радиация.
Свердловский журналист Анатолий Гущин, более 20 лет занимающийся изучением событий тех лет, так объясняет этот факт: «Уровень радиации, который обнаружили на одежде некоторых студентов, был невысок: лишь в два раза выше нормы. Но в горах уровень радиации всегда выше, чем на равнине. Кроме того, не так далеко - Новая Земля, возможно, радиация оттуда. Там, как известно, шли испытания ядерного оружия. До сих пор на острове жить нельзя из-за этого».
Кстати, в 2013 году пермские туристы обнаружили магнитную аномалию аккурат между горами Хозьяталяхчахль и безымянной вершиной 1088 метров. «Когда мы подошли к этому месту, сильно испортилась погода, опустился туман, и пришлось идти только по показаниям компаса. В какой-то момент я заметил, что стрелка показывает на одну и ту же точку, но не на север.
Чтобы окончательно не потеряться в пространстве, стали ориентироваться по спутниковому навигатору. Стрелка компаса вновь пришла в движение лишь тогда, когда мы достаточно далеко отошли от этого места», - рассказал доцент географического факультета ПГНИУ Андрей Королев. Глава тургруппы объяснил интересное явление просто: магнитная аномалия - нередкое явление в горах Северного Урала, поскольку имеющиеся здесь залежи железной руды влияют на стрелку компаса.
Загадка спасения
«Это случилось летом, когда мне было 6 лет. Я жила в деревне, в Тобольском районе. Мы с ребятами пошли к реке, увидели там плот и залезли на него. Плот оказался плохим, бревна ходили ходуном, и я упала в воду. Но почему-то не утонула, меня понесло к середине реки. Ребята побежали в деревню, но до нее минут 20. Как назло, на речке никого, некому меня спасти.
Вдруг вижу: прилетело какое-то существо больше меня, крылья похожи на те, что у летучих мышей. Лицо было почти человеческое, но серого цвета. Существо схватило меня своими когтями и осторожно отнесло на берег. В этот момент я от испуга потеряла сознание. Когда пришла в себя, был уже вечер. Вокруг толпа людей. Оказалось, одна из девчонок видела, как какой-то зверь с крыльями меня спас, и всем рассказала.
Люди стали шептаться, что меня спасла нечистая сила. Подруги из-за этого не стали со мной играть, вообще все отвернулись от меня. Поэтому, окончив 8 классов, я уехала из деревни. Не знаю, имеет ли это отношение к делу, но у меня вскоре развился дар предвидения. Я постоянно вижу вещие сны. А с 17 лет стала гадать на картах, и все всегда сбывается».
Карманный домовой
Несколько лет назад случай свёл меня с одним интересным человеком, о котором и хочу сейчас поведать.
…Брёл я из леса по грунтовке, ведущей к автомагистрали Тюмень-Свердловск. Впереди шагала семейная пара с сынишкой лет девяти-десяти. Вдруг парнишка подбежал к мужчине, дернул его за руку и стал что-то громко говорить, показывая в сторону разлапистой сосны. Я тоже глянул в ту сторону и чуть не ахнул от удивления и испуга. Из-за ствола дерева на нас смотрела страшная морда какого-то неведомого зверя. Местную лесную живность я знаю неплохо, с детства брожу по уральским лесам и перелескам.
И с хозяином леса, медведем, встречаться доводилось, и с волками тоже не раз. Рысь с её кисточками на ушах тоже. Но на этот раз на нас смотрело что-то необычное. Словно какому-то гиганту-мужику посадили на плечи огромную звериную морду, а к заду присобачили обезьяний хвост. Из оскаленной пасти выглядывали огромные клыки. Я уже было навострил лыжи, чтоб поскорее сбежать куда подальше, но тут произошло нечто совсем непонятное и поистине чудесное.
Мужчина сунул руку в карман куртки-ветровки, извлек оттуда какой-то пакет, что-то произнес негромко. Из пакета послышался тонкий писк-говор. Зверюга на сосне тотчас уставилась на руки мужика, тоже что-то пропищала и… стала на глазах растворяться в воздухе. Это было настоящее чудо. Плотная звериная масса медленно, но неуклонно превращалась в какое-то облачко, в туман и испарялась. Вскоре исчезла совсем.
Через пару минут мужчина вывел меня из столбняка:
- Очнись, парень… Понимаю, что такого чуда не каждый вынесет, подумает, что с ума сходит. Или во сне всё это привиделось. Я и сам, когда это чудо-юдо в первый раз увидел, чуть с ума не сошел. Да вот мой карманный охранник меня от этого спас. Шепнул мне на ухо, что это его добрый старый знакомый из потустороннего мира приветствовал, поговорить хотел. Он людей не обижает, жалеет.
- Какой еще охранник? - переспросил я, не понимая сказанного незнакомцем.
- Ладно, пошли вон туда, ко ключику, посидим, растолкую всё. А то мне тоже одному эту небыль нелегко переживать.
Вскоре мы сидели у пенька под зеленым кустом и Виктор Сергеевич, так отрекомендовался незнакомец, вместе с супругой и сынишкой рассказывали мне настоящую небывальщину. Честно говоря, мне тогда подумалось, что кто-то из них загипнотизировал меня и сейчас вешает мне лапшу на уши. Сказочки для малолетних рассказывают. Однако через какое-то время оказалось, что они и сами не знают, как им избавиться от этих самых чудес.
История оказалась поистине диковинная. Виктор Сергеевич вырос в нормальной интеллигентной советской семье. В храм и к бабушкам ведуньям никто в ней не хаживал. Правда, вспоминает он, бабушка его верила в нечистую силу, втихаря от других постоянно подкармливала «хранителя избы» - домового. Но Вите тогда казалось, что налитое ею в блюдце молоко, съедала их любимица-кошка. Поверить в чудеса ему пришлось уже много позднее. Когда институт закончил и на заводе инженером не один десяток лет отработал.
Около трех лет назад Виктору Сергеевичу досталось деревенское наследство. Умер его дядя – холостяк, и в завещании оставил его имя-отчество. Конечно, наследник бывал несколько раз в этом неказистом домике. Помогал, чем мог, старику. Слышал не раз, как соседи посмеиваются над дядей Лёшей. Потому что тот время от времени жаловался соседям, что ему надоедает неспокойный и временами настырный «хозяин». Но все думали, что старик просто чудит, или ему что-то мерещится.
Однако в первую же ночь новый владелец подворья сам встретился с непонятным явлением. Поздней ночью кто-то мягкий, пушистый, но довольно-таки тяжелый взобрался на его грудь. Виктор смахнул было его спросонья рукой, думал, кот пристроился. «Брысь, дескать, отсюда». А тот не уходит, сильнее к телу жмется. Зажег лежащий под подушкой карманный фонарик – никого не видно.
Устроился поудобнее на постели, начал было засыпать, как вновь кто-то или что-то к телу жмется. И так несколько раз. Разозлился, сел на кровати и давай всячески ругать домового. Дескать, я тебе не дядюшка мой мнительный, в нечистую силу не верю, атеист я до мозга костей. А если кто здесь и водится, так живо повыведу полностью. Такую электроловушку смонтирую, установлю, что не только черта-дьявола, но даже любого энергодвойника чистой или нечистой силы уничтожу.
Говорил так с полным знанием дела. Потому что был ведущим инженером одного из уральских заводов. Был знатоком самой совершенной электроаппаратуры, рационализатором-изобретателем. И потому высказывался обстоятельно. Конечно, не для какой-то там непонятной сущности, а чтобы успокоить свои расходившиеся нервы. Ведь он всерьез считал, что это происшествие ему только померещилось. Но «чудеса» продолжались и в следующие ночи. Тогда он, разозлившись, пообещал нечистику, привязавшемуся к нему, сжечь к такой-то матери всё подворье, чтоб и головешки малой не осталось.
Но тут же услышал внятный и грозный ответ: «Тогда я от тебя ни на шаг не отстану, буду на тебе жить» («хотя где-то в подсознании у меня таилась надежда, что голос этот я придумываю, или просто эта угроза у меня в мозгу отпечаталась» - говорит.). Так подробно, не тая ни слова, Виктор Сергеевич рассказал мне, узнав при том знакомстве, что я являюсь пресс-секретарем Свердловской ассоциации «Эниология», изучавшей аномальные явления. Фамилию мою вычитал в газетной рубрике «Феномен».
Искал именно такую организацию, которая могла бы помочь ему избавиться от эдакого беспокойного наследства. Ведь неприятно ощущать при себе (на себе, в себе) такой груз. «Нащупаю, сниму, отброшу – вроде бы полегчает. Но через несколько минут чувствую – незваный гость снова тут».
Конечно, бедолага обращался, куда только мог. В первую очередь, к врачам. Не упоминая, однако, о домовенке. Знал, сразу в психиатричку спровадят. Потому просто жаловался на свое невротическое состояние, бессонницу и дурные сны, на какие-то неприятные ощущения, головные боли, на разгулявшиеся нервы. То есть только намекал на свою беду-злосчастье. Врачи, которым он тоже надоел своими визитами и жалобами, ничего особенного не находили в нем. Так, обычные возрастные болячки лишь. Валерьянку, настои пустырника, душицы и других успокоительных трав прописывали.
В храм даже, несмотря на свой исконный атеизм, заходил. Свечи угодникам ставил с просьбой помочь избавиться от такой напасти. Помогало, на недельку, другую. Но потом снова начиналось неприятное сожительство. Домовой находил его даже в городской квартире. «Спокойнее становилось лишь тогда, когда я по-человечески, по-доброму пытался ублажить этот дядюшкин подарок», - рассказывал уже позднее бедолага, когда мы, члены ассоциации, пытались помочь ему своими средствами. «Легким становится, пушистым, словно невесомым.
Прижимается, ласкается, словно кошечка. Но все равно постоянно чувствуешь его при себе, тут. То на шее, то на груди. А когда сижу, на коленях любит понежиться. Но тут его не тронь. Рассердится, беда! Сразу становится тяжелым, грузным, неприятным. Причем, словно какими-то лучами невидимыми обжигает. Самого не видно (он показывается только вечерами, дома, у плошки с молоком), а твое тело щиплет, жжет, царапает. Так что лучше жить с ним в мире и дружбе. Он тогда и помочь не прочь, как это было при вас».
Члены ассоциации возились с этим человеком, пытаясь ему помочь, более года. Вначале многие из нас тоже считали, что у него явное изменение психики, нечто вреде белой горячки или похмельного синдрома. Но многочисленные исследования с помощью всех подручных аппаратов и приборов показывали иное. Мозги его были явно в порядке, нормальные. А вот наведённые на него биорамки самых опытных операторов-лозоходцев начинали сильно вращаться, показывая, что временами от него идет излучение, причем, довольно сильное и …непонятное. Причем именно там, где страдалец указывал местоположение своего невидимого «кота-котика».
…Виктор Сергеевич, пока не исчез куда-то из нашего города, жил, судя по его телефонным звонкам, вполне спокойно. И, как говорится, слава богу. А в моей картотеке сверхстранных явлений на нашем Среднем Урале появилось еще лишь два подобных особенных случая. С жителями Нижней Туры и Билимбая. А то, что домовые водятся во многих старинных избах, известно многим бабушкам и дедушкам, умеющим ублаготворить гостей из параллельного, как утверждают сейчас многие солидные ученые, мира.
О проблеме Снежного человека в Тюменской области
Проблема реликтового гоминоида (троглодита) или «снежного человека» (этот сборный русскоязычный и не самый удачный термин широко используется в обиходе – далее СЧ) далеко не нова и корнями уходит в глубокую древность, находя отражение в мифах и сказаниях разных народов. Первые публикации о СЧ (в разных районах мира ему даны свои названия: йети, аламас, алмасты, цзяго, махуа, каптар, чучуна, ксы-гиик, джез-тырмак, бигфут, патон, саскватч, чугайстыр, гульби-яван, меше-адам, губганана, абнауаю, адам-джапайсы, ми-ге, мэнкв, шурале, фавн, сильван, сатир, демон, дэв, ракшас, землемер, дедушка-медведушка, леший, соловей-разбойник и прочая, и прочая, и прочая...) относятся ко второй половине XIX века, однако, научное осмысление ее началось сравнительно недавно: с начала 20–х и с конца 50-х годов прошлого века, соответственно на Западе и в бывшем СССР (в 1958 году при АН СССР была создана Комиссия по реликтовому гоминоиду под руководством Б.Ф.Поршнева, которая, к сожалению, вскоре была ликвидирована).
В данной статье мы попытаемся обобщить лишь те материалы, которые затрагивают проблему реликтового гоминоида на территории Тюменской области. Заметим, что сам факт существования реликтового гоминоида мы считаем до сих пор научно не доказанным, однако, на наш взгляд, нельзя как сбрасывать со счетов факты о возможности его обитания в наши дни, так и безапелляционно заявлять об обратном.
Первое официальное сообщение о «диком человеке» в нашем регионе было опубликовано в Ежегоднике Тобольского губернского музея в 1907 году и касалось уголовного дела, материалы которого хранятся в архиве краеведческого музея в г.Салехарде, об убийстве осенью 1845 года остяком Ф.Лыкасовым и самоедом Обыль «необыкновенного чудовища: постав человеческий, росту аршин трех, глаза один на лбу, а другой на щеке, шкура довольно толстой шерсти, потонее соболиной, скулы голыя, у рук вместо пальцев когти, у ног пальцев не имел, мужеска пола». Отставным урядником А.Шаховым 16.12.1845 г. послано об этом доношение в Березовский земский суд. Этот факт широко известен как «Березовское чудо» и иногда ошибочно упоминается как факт добычи СЧ в Тобольске.
География же встреч реликтового гоминоида на территории области, как показал наш анализ имеющихся данных, много шире и представлена на карто-схеме. Рассмотрим фактический материал по этой проблеме, придерживаясь, в первую очередь, географической приуроченности и хронологии его накопления, т.к. более поздние публикации часто повторяют предыдущие и, к сожалению, не всегда корректны.
Далее находим у А.В.Головнева и следующую запись: «в начале промыслового сезона казымский хант разводит в лесу костер, кипятит чай, угощает им менквов (духов таежных урочищ, остроголовых великанов)». Казалось бы, речь идет о духах, но Н.Л.Гондатти пишет о вполне реальных качествах этих существ: «медвежьи шкуры, по представлениям манси, служат постелями менквам в их лиственничных домах, построенных в самых глухих местах, окруженных непроходимыми болотами» (сами менквы при их сотворении богом Нуми получились первоначально мохнатыми).
К числу менквов относятся, видимо, и указанные нами выше салымские вонт-кара-ими – таежная женщина и вонт-кар-ко – таежный мужик. У тромъеганских ханты имеются сказания об Унт-сунг ими (лесной женщине), а на Нижней Оби, по преданьям, земли волосатых человеко-собак пересекаются с землями мохнатых человеко-медведей (не троглодитами ли являются последние?). Анализируя название дикого человека «вэнтут», мы можем найти и сходство с названием собаки – «вэнэко», которое ассоциируется с таким кругом понятий: вэнза (плохая примета), вэнзу (злой), вэнолта (испугать), вэнга (иметь родственников среди покойников), вэ (плохо), которые часто приписываются и «дикому человеку».
Еще один интересный мифологический образ ненцев (как тундровых, так и лесных) – няд-нгаворта (мох-едящие). Он отчасти раскрывает «загадку» того, как крупное млекопитающее может выжить в довольно суровых условиях климата со сравнительно скудной кормовой базой? Эта разгадка заключается, во-первых, в способности впадать в зимнюю спячку в наиболее суровых районах, и, во-вторых, в широчайшей всеядности, когда наряду с некрофагией и, возможно, каннибализмом (для няд-нгаворта на это указывает А.В.Головнев) имеет место и употребление самого широкого спектра растительных кормов.
Г.А.Сидоров пишет о том, что нашел свидетелей, которые видели как СЧ поедает лишайники на камнях, кроме горных лишайников он охотно поедает бородач и ягель, причем, со слов Л.П.Каюкова из Юрт Каюковых на Большом Югане, маигики сначала вымачивает ягель в проточной воде, а уж потом ест в большом количестве, особенно весной. Все информаторы Западной Сибири указывают на то, что в период созревания кедровых орехов СЧ держится в кедрачах. СЧ ест различные ягоды, но также выкапывает леммингов и мышей, разоряет гнезда бурундуков, ест рыбу и яйца птиц и даже охотится на крупных млекопитающих.
Следующий герой ненецкого эпоса – Сюдьбя. Битва с Сюдбя – расхожий сюжет ненецких легенд, описывающих противостояние людей и звериноподобных инолюдей. «Великан» - общепринятый у ненцев перевод на русский язык имени Сюдбя, но дословно его можно перевести как «Мощноплечий» или «Свистящий» (способность издавать шипящий свист присуща всем разновидностям реликтового гоминоида, на чем основано и отнесение к разряду этих существ мифологических дивов и соловья-разбойника). Жилищем Сюдьбя служит яма, напоминающая по описанию берлогу, по одну сторону жилища лежат уже обглоданные скелеты, по другую – свежие «полупокойники» (опять «некрофагия»?).
Входом в жилище Сюдбя является маленькая «дырка». В условном сборном варианте Сюдбя многолик: чаще всего он изначально и до конца злой, однако немало сюжетов, где он становится справедливым судьей; третий вариант: Сюдбя - мститель-плут. В паре с Сюдбя мстителем выступает Нгаятар Вэсако, который тоже призван карать за непочтительное отношение к темным святыням леса. Его имя означает «мохнатый» или «шерстокожий».
Такой же образ видим мы в чертах лесных чудищ Пэдара нгылека (Лешего) и Пэдара Ерв (Лесного хозяина). И, наконец, еще один герой мифов – Парнэ. Лесные ненцы представляют его в облике существа, покрытого черной шерстью, и живущего под трухлявым березовым пнем. Надымские ненцы описывают Парнэ как мохнатую женщину с длинными ногтями (не когтями!). Характеризуя ее, ненцы для простоты часто поясняют: «обезьяна» (в последние годы к этому могут добавить: «снежный человек»). Парнэ может быть не только женского, но и мужского пола.
Таковы основные документальные и мифологические предпосылки для научного обсуждения проблемы «снежного человека» в Тюменской области. Однако, в нашем распоряжении имеются свидетельства об обитании СЧ и в южных районах области (в д.Маслянка Сладковского района 11.11.91 г. видели крупные следы - 36х14 см - неизвестного существа), а также в регионах, непосредственно прилегающих к Тюменской области как с запада – в бассейне р.Печоры, там его именовали «яг-морт», на Среднем и Северном Урале, где русское население называло его «большаком», а манси «лесбегом», так и с востока – в бассейне р.Енисей, где томские и симские эвенки именовали лесного человека «чулуком».
Подводя итог сделанного анализа, остановимся и на основных существующих гипотезах о месте «реликтового гоминоида» в эволюции и таксономии животного мира. Н.Дорожкин приводит следующую историческую справку. Еще в начале ХХ века отечественная наука располагала данными для сенсационного открытия! Молодой зоолог Виталий Андреевич Хахлов в 1914 году послал научную записку «К вопросу о диком человеке» в российскую императорскую академию наук.
В документе содержалось описание центральноазиатского дикого человека, и заявка на присвоение этому виду научного наименования «первочеловек азиатский». Записка в Академию осталась без ответа. Только в 1962 году, после долгих поисков, извлек ее на свет Б.Ф.Поршнев. Обнаружилась она в папке с надписью «Записки, не имеющие научного значения». В.А.Хахлов не случайно начал свою записку словами «вопрос этот не нов». Он знал об интересе к теме и определенной информированности в ней П.П.Сушкина, П.К.Козлова, Г.Е.Грумм-Гржимайло, Н.М.Пржевальского... Но Б.Ф.Поршнев и его соратники выяснили, что и классикам мировой науки являлась мохнатая тень гоминоида. Так Д.Ю.Баянов нашел работу Карла Линнея «О человекоподобных» и ее русский перевод, сделанный И.Тредиаковским (опубликован в Петербурге в 1777 году).
Великий систематизатор природы, оказывается, относил к роду «человек» не только «человека разумного», но и еще двух – «человека дикого» и «человека троглодитового». Их главное отличие от «гомо сапиенса» К.Линней видел в отсутствии речи и обволошенности тела. В рукописи «Звероподобный человек» К.Линней назвал дикого человека Homo nocturnus («человек ночи»). Но дикие люди были хорошо известны и во времена Плиния, и раньше. Как свидетельствуют документы тех времен, представляя собой не экзотическое, а достаточно обыденное и малоприятное явление повседневной жизни.
Читаем у Плутарха: «Около города Аполлония, в роще, посвященной нимфам, был спящим схвачен сатир, совсем такой, какими изображают их художники и скульпторы». Но и Плутарх, и Тит Лукреций Кар - люди науки. Отношение же греческих и римских крестьян к диким людям формировалось под непосредственными впечатлениями от встреч с ними. Очень точно говорила об этом Ж.И. Кофман: «Вреда большого от них нет: здесь разорен фруктовый сад, там похищен ягненок. Скорее, озорство. Но могучее телосложение, уродливая внешность, ночной образ жизни, сексуальная беззастенчивость в сочетании с какой-то беспомощностью и робостью этих карикатур на человека внушают этрусскому пахарю и эллинскому пастуху сложную гамму переживаний, где смешиваются брезгливость, страх, жалость и насмешка.
Это в точности тот набор чувств, который в наши дни возбуждает алмас у казахского или монгольского чабана». Настоящая «борьба за троглодита» началась в конце XIX века, когда Э.Геккель поставил вопрос о «недостающем звене» между высшими приматами и человеком, имея в виду описанного К.Линнеем «человека троглодитового» или пещерного (сам он назвал его Pithecantropus alalus - обезьяночеловек, лишенный речи). Далее вопрос был развернут Б.Ф.Поршневым. Весь современный материал об ископаемых гоминидах подтверждает вывод, что между ископаемыми высшими обезьянами (вроде дриопитека, рамапитека, удабнопитека, проконсула) и человеком современного физического типа расположена группа особых животных: высших прямоходящих приматов. От плиоцена до голоцена они давали и боковые ветви, и быстро эволюционировали.
Высшая форма среди них, именуемая палеоантропами, в свою очередь весьма полиморфная, вся в целом и особенно в некоторых ветвях - по строению тела, черепа, мозга - в огромной степени похожа на человека. Низшая форма, австралопитеки, напротив, - по объему и строению мозга, по морфологии головы, - в высокой степени похожа на обезьян, но радикально отличается от них вертикальным положением. На языке таксономии Б.Ф.Поршнев предложил выделить внутри отряда приматов новое семейство: прямоходящих, но бессловесных высших приматов - троглодитидов (Troglodytidae) .
В прежнем семействе Hominidae остается только один род - Homo, представленный единственным видом Homo sapiens sapiens. Его главное диагностическое отличие (церебро-морфологическое и функциональное) принимаем по Э.Геккелю – «дар слова». На языке современной физиологической науки это значит: наличие второй сигнальной системы, следовательно, тех новообразований в коре головного мозга (прежде всего в верхней лобной доле), которые делают возможной эту вторую сигнальную систему. Напротив, новое, выделенное Б.Ф.Поршневым, семейство троглодитиды (Troglodytidae) морфологически не специализировано, т.е. оно представлено многими формами.
Диагностическим признаком, отличающим это семейство от филогенетически предшествующего ему семейства понгид (Pongidae - человекообразные обезьяны), служит прямохождение, т.е. двуногость, двурукость, ортоградность, независимо от того, изготовляли они орудия или нет. В семействе троглодитид, которое в плиоцене в родословном древе приматов ответвилось от линии антропоморфных обезьян, достаточно отчетливо выделяются три рода:
1) австралопитеки,
2) археоантропы,
3) палеоантропы.
Каждый же из родов, делится на известное число видов, подвидов. От линии троглодитид в верхнем плейстоцене ответвилось семейство гоминид: на современной поверхности оно представлено лишь т.н. Homo sapiens sapiens, которому присуще такое новообразование, как органы и функции второй сигнальной системы и овладение огнем, примечателен также и необычайно быстрый темп этого ароморфоза. Таким образом, более чем столетним трудом археологов и антропологов открыто не что иное, как обширное семейство животных видов, не являющихся ни обезьянами, ни людьми. Они прямоходящие, двуногие, двурукие, но не обладающие речью и не овладевшие огнем.
Это семейство включает в себя всех высших прямоходящих приматов, в том числе и тех, которые не изготовляли искусственных орудий. И все троглодитиды, включая палеоантропов (предков гоминид), - абсолютно не люди (их мы и называем «троглодиты» - от Troglodytes, термина, впервые предложенного К.Линнеем); к ним мы относим все формы «снежного человека» - Pithecantropus alalus Haeckel (питекантропов – непосредственных потомков архоантропов, не исключаем, что более конкретно - тех из них, которых относят к линии гигантопитеков), а также, возможно уцелевших в тропических районах всех частей света потомков мелких австралопитеков. (С.Н.Гашев).
Где живут русалки
По легенде в русалок превращаются девушки, не дожившие до свадьбы, юные утопленницы и младенцы, умершие до крещения. Русалки из русских сказок, или, как их еще называют, мавки, живут вблизи рек, а женщины-рыбы из европейских легенд обитают в морях. Русалки никогда не бывают ласковы с человеком. Неосторожных путников они заманивают в реку или трясину, где щекочут до смерти, а моряков заставляют бросать корабли на рифы или вести суда прямо к разыгравшейся буре.
Откуда берутся легенды о русалках? Есть несколько объяснений. По одной из них, виной появления мавки можно считать фосфор, поднимающийся из почвы в болотистой местности. В ночное время он поднимается до двух метров над землей и имеет зеленоватый, светящийся оттенок. При малейшем порыве ветра он начинает движение, таким образом, человеку может показаться, что «русалка» манит его. Не удивительно, что оказавшийся вблизи болота человек, увидев подобное, начинал паниковать, попадал в трясину и погибал.
Что касается морских жительниц, то, возможно, моряки принимали за русалок крупных морских обитателей, таких как ламантин или морской котик. Двигаясь в водорослях, животные напоминают женщину с длинными волосами и рыбьим хвостом. Как правило, в этом случае причиной гибели судов становятся именно водоросли, которые скрывают от лоцмана опасные рифы и мели.
По другой версии, морские русалки – это не более чем мираж. Миражи над морем вызваны повышением температуры воздуха с высотой. Поэтому зона отражения здесь лежит над нашими головами и видны искаженные образы, находящиеся далеко за горизонтом. Особенно сильно эффект проявляется над опасными холодными морями и перед грозой. Именно поэтому считается, что появление русалки предвещает бурю.