Главная
МЕНЮ САЙТА
КАТЕГОРИИ РАЗДЕЛА
ГЛАВНАЯ [1]
НЛО [291]
КОНТАКТЕРЫ [0]
КРУГИ НА ПОЛЯХ [0]
АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ [259]
КРИПТОЗООЛОГИЯ [276]
ЖЕРТВОПРИНОШ. [0]
ПРИВИДЕНИЯ [283]
АСТРОЛОГИЯ [0]
МАСОНСТВО [0]
СПИРИТИЗМ [0]
ЯЗЫЧЕСТВО [0]
САТАНИЗМ [0]
КЛЕРИКАЛИЗМ [0]
ГОМОСЕКСУАЛИЗМ [0]
ПРОСТИТУЦИЯ [0]
НАРКОМАНИЯ [0]
ПЕДОФИЛИЯ [0]
ПРЕСТУПНОСТЬ [0]
НАЦИОНАЛИЗМ [0]
КОРРУПЦИЯ [0]
ФАШИЗМ [0]
РАБСТВО [0]
БОЛЕЗНИ [0]
БЕДНОСТЬ [0]
НЕРАВЕНСТВО [0]
НЕГРАМОТНОСТЬ [0]
БИБЛИЯ
ПОИСК ПО САЙТУ
СТРАНИЦА В СОЦСЕТИ
ПЕРЕВОДЧИК
ГРУППА СТАТИСТИКИ
ДРУЗЬЯ САЙТА
  • Вперёд в Прошлое
  • Последний Зов

  • СТАТИСТИКА

    Главная » Статьи » СТАТИСТИКА ОККУЛЬТИЗМА » КРИПТОЗООЛОГИЯ

    Таинственные животные в Тульской области. 3




    Домовой

    Домовой - домашний дух, мифологический хозяин и покровитель дома, обеспечивающий нормальную жизнь семьи, здоровье людей и животных, плодородие. Домовой существует в каждом доме и связан с определенным родом, предком которого он мыслится. В поверьях о домовом выделяется его связь со скотом; он обеспечивает его благополучие и плодовитость, но, вместе с тем, может изводить и мучить скотину. 

    Наряду с мужским образом домового существуют женские парные соответствия этому персонажу: в одних случаях это жена и дочь домового, в других - самостоятельные персонажи - мифологические хозяйки дома. Образ домового сближается с ю.слав. домашними духами - стопаном и домашней змеей по ряду признаков и функций: происхождению от умершего члена семьи, связью с жизнью хозяина дома, функциям покровителя семьи.

    По рассказам крестьян XIX-XX вв., домовой-дворовой чаще имеет человеческое обличье, но он предстает и змеей, ужом, жабой, лягушкой, а также мышью, крысой, петухом, коровой, свиньей, ягненком, кошкой, собакой, лаской, белкой и даже медведем (наиболее распространенные облики – змея, уж, петух, кошка, ласка). Упоминается и домовой-заяц.

    «Два брата разделились. Один переселился на новое жилище. Вдруг вскоре после этого соседи заметили, как из прежнего дома выскочил заяц, ударился бежать по улице и пропал на новом жилище. Вскоре дом, из которого выскочил заяц, сгорел, и его владелец переселился к брату» (Ушаков, 1896).

    Согласно повествованию из Тульской губернии, пока хозяин отстраивается после пожара, тоскующий домовой ходит на пепелище черной телушкой и козлом. Облики животных, пресмыкающихся, птиц обычно принимает домовой, обитающий во дворе. Нередко домового-дворового представляют змеей (ужом, гадюкой), а также лаской. В некоторых районах России прослеживается связь «ласки – хозяйки двора» со «скотьим богом Белесом» – ее именуют «Влас, ласка, дворовый хозяин». (Черепанова, 1983).

    Согласно верованиям крестьян Новгородской области, домовой может быть петухом; на Псковщине «дворовый хозяин» объединяет черты змеи и петуха: днем он показывается то как змея, то в виде змеи с петушьей головой, ночью же похож: на хозяина дома. Домовой может быть и медведем, а точнее полумедведем-получеловеком: его описывают как медведя, только с человеческими ступнями и головой; домовые «на взгляд неуклюжи, как медведи», - руки и ноги их толстые, они покрыты шерстью (Тульск.); в одном из южнорусских рассказов описывается превращение домового в медведя.

    Всех животных и пресмыкающихся, которые могли быть воплощением домового-дворового, запрещалось убивать в пределах двора, дома и возле них. Новгородцы, к примеру, боялись, что убийство возле дома лягушки, гадюки повлечет падеж лошадей, коров и даже смерть людей.

    Домового, дворового хозяина во многих местах представляли в облике «вещих» домашних птиц (петух) или насущно необходимых дому, хозяйству животных. Кроме того, в представлениях о домовом, дворовом - змее, звере присутствуют трансформированные понятия о наделенных особыми свойствами, способностями змеях и животных, которые, возможно, почитались некогда своеобразными божествами, предками-родоначальниками, «хозяевами» принадлежащих роду территорий: «...если принять во внимание, что в очень отдаленные времена предок родоначальник носил териоморфные черты, можно не без основания ожидать увидеть таковые в современных представлениях о домашних духах» (Харузина, 1906). 

    С.А.Токарев считает, что «животное - предок и сородич», родовое божество, с распадением родового строя и выделением семьи становится предком и покровителем отдельной семьи, двора, дома (Токарев, 1990) Естественно, что такое существо исходно не могло быть резко разделено на «домового» и «дворового». Это отразилось и в позднейших верованиях крестьян. Особое внимание привлекают животные, сопутствующие домашним, дворовым духам, поскольку именно они нередко знаменуют прежний звериный образ этих духов (Харузина, 1906).

    Обычно домовой считается умершим членом семьи, первопредком рода; умершим членом семьи, который за грехи назначен Богом в услужение живым домочадцам; умершим без покаяния мужчиной. Иногда полагали, что домового сотворил Бог, что он дается Богом каждому дому. Согласно легендам, домовой, как и другие персонажи – «хозяева» локусов, происходит из падших ангелов, которых Бог в наказание сбросил с неба на землю. Те из них, кто попал в жилища, превратились в домовых. Домовые образовались из капель воды, которые дьявол стряхнул со своих рук у себя за спиной.

    Домового представляют в облике хозяина дома, живого или умершего, последнего умершего члена семьи, самого старшего человека в семье. В доме, где есть мужчины, домовой имеет вид мужчины; если в семье одни женщины, домовой является а образе женщины. Одежда домового белая, но, если он своим появлением предвещает беду, его одежда становится черной. Как и другие демоны, домовой способен к оборотничеству. Он может принимать облик любого члена семьи, особенно отсутствующего, любого животного, особенно кошки, зайца, собаки, теленка, при этом шерсть животного имеет тот же цвет, что и волосы хозяина дома . Домовой может иметь вид змеи, медведя с человеческой головой и ступнями.

    Места обитания домового - дом, двор, хлев, особенно его северная сторона, ясли, конюшня, сенной сарай, место, где высыпают мусор, баня. Домовой обитает в местах, связанных с пребыванием душ умерших: в красном углу, на печи, за трубой, в запечье и подпечье, у порога входной двери, на голбце, на чердаке, в углу клети, в подполе. Домовой живет в подвешенной во дворе сосновой или еловой ветке с разросшейся хвоей. У домового есть своя дорожка, которую нельзя занимать. Если лечь в доме на место, любимое домовым, можно заболеть.

    Как и вся нечистая сила, домовой проявляет себя по ночам, когда занимается хозяйством. Днем он сидит на своем любимом месте - чердаке, за печью и пр. Особая активность домового приурочена к определенным календарным датам: к Рождеству и ко дню Настасьи-полурепницы (30.III ст.ст.), когда домовой бесится, разбрасывает по двору телеги и не узнает домашних; на Ивана Купалу, когда он замучивает лошадей; в ночь на Егория (23.IV ст.ст.), когда он заплетает лошадям гривы; в поминальные дни, когда он вылезает из подполья. Изредка подчеркивается сезонность его обитания в доме - весной он уходит в поля, а осенью возвращается в дом, проводя зиму на печке; летом живет в хлеву под яслями, а зимой - в подполье.

    Увидеть домового можно в полночь, глядя в зеркало, в полнолуние, смотря через борону или через хомут; если на Рождество или в Страстной четверг подняться со свечой на чердак, если на Пасху из храма прийти в хлев или на чердак со свечой, с которой отстояли все службы, начиная со Страстной пятницы.

    Поскольку благополучие скота целиком зависело от отношения к нему домового, перед покупкой новой лошади или коровы узнавали, скотину какой масти предпочитает домовой. Для этого в Страстной четверг поднимались на чердак и спрашивали о масти скота домового, сидящего около трубы; на ночь оставались в хлеву, прикрывшись бороной, и смотрели, какой у домового цвет волос - такой масти и покупали скотину. Приведя во двор нового коня или корову, ее отдавали под покровительство домового, прося его беречь и любить скотину. К домовому обращались с такой же просьбой весной перед первым выгоном на пастбище и осенью, когда скот загоняли на зиму в хлев.

    Иногда функции ухода за скотиной приписывались родственному персонажу - дворовому или хлевнику, который обитал в хлеву вместе со скотиной и имел облик маленького человечка. С именем дворового связан тот же самый комплекс поверий и обрядов, относящихся к скоту, что и с домовым, а часто эти персонажи вообще не различаются.

    Домовой своим поведением или появлением предвещает будущее, предупреждает об опасности, отводит беду. Обычно не видимый для домочадцев, он появляется в образе хозяина дома перед несчастьем, чаще всего смертью члена семьи; перед смертью хозяина он появляется в его шапке. Если дела в семье идут хорошо, домовой пляшет в клети или в сенях. Предвещая добро обитателям дома, домовой смеется, гладит мохнатой или теплой рукой; предвещая печальные события, особенно смерть кого-л. из домочадцев, домовой воет, стучит, хлопает дверями, мяукает, как кошка, оставляет на теле спящего человека синяки, гладит его холодной или голой рукой. Жена домового кричит перед несчастьем. Домовой кричит под окном, храпит по ночам, топчется по дому - к смерти, стучит в окно - к пожару, прыгает днем с чердака - к беде, начинает усердно ухаживать за скотом - к падежу. Домовой предотвращает пожар в доме, вовремя разбудив хозяина, спасает теленка, вызвав на двор хозяйку.

    Подобно море, домовой давит спящего человека. Если в этот момент его спросить: «К добру или к худу?», и он ответит, то это к добру, а если к худу - промолчит. У домового узнавали о своей судьбе или судьбе своих близких, вызывая его заговорами во дворе.

    Жизнь всей семьи зависит от расположения к ней домового. Если домовой любит семью и скотину, в доме царит благополучие, если он рассердится за что-л. на хозяев дома, то он приносит вред и убытки. Чтобы не рассердить домового, нужно соблюдать ряд запретов и предписаний: домовой любит мир и лад в семье, поэтому нельзя ругаться, особенно в хлеву и на дворе, стоять на мусорной куче, женщине нельзя выходить из дому с распущенными волосами и спать без белья, ложиться на любимое место домового или класть на него что-л., нельзя ночью работать и кормить ребенка, ложиться спать без ужина. В доме, где есть некрещеный ребенок, нельзя ночью тушить огонь, чтобы домовой не украл дитя.

    Чтобы домовой хорошо относился к семье, в определенные дни ему совершают приношення, т. н. «относы»: хлеб, который кладут под печку, в углы хлева, борщ, кашу, которые на Новый год относят на чердак, на заговины относят туда же кусок мяса или чашку молока – «заговеться хозяину» или перед ужином выходят во двор и на коленях просят домового на заговины, а после ужина оставляют еду на столе. Так же поступают на Пасху и Рождество. Чтобы задобрить рассерженного домового, краюшку хлеба кладут вместе с солью в чистую белую тряпку, во дворе становятся на колени и оставляют узелок около ворот со словами: «Хазяин батюшка частнай дамавой, хазяюшка дамавая, матушка частная, вот я вам хлеб-соль принес!». Угощение домовому оставляют на столбе, на котором держатся ворота.

    Согласно поверьям, домовой, оставшийся в старом доме, плачет и воет по ночам, а семью, не позвавшую домового, в новом доме ждут несчастья. Домового переводили в новый дом с частью старого хозяйства: хлебом, лаптями, помелом, дежой с тестом, горшком углей из старой печи, веником, куском навоза из старого хлева и др. В старой усадьбе открывают ворота или лаз из подпола и с приговором типа: «Хозяин домовой, пойдем со мной в новый дом» переносят эти вещи в новое жилище. 

    Первый ломоть хлеба, отрезанный за первым обедом в новом доме, закапывают в правом углу под избой, прося домового прийти в новый дом. Иногда считали, что переводить домового в новый дом лучше в день Усекновения главы Иоанна Предтечи (29. VIII ст.ст.), когда хозяин вынимал кол из яслей в старом хлеву и переносил его в новый двор. Новый дом часто не белят целый год или оставляют одно место в углу небеленым - для домового. Домовой без приглашения не может покинуть старый дом и мстит новому хозяину, изводя у него скотину, причиняя убытки в хозяйстве.

    Естественно, что в свете всех этих представлений видеть домового было нежелательно: увидевший домового умрет или онемеет; домовой днем не виден и наказывает тех, кто пытается его увидеть (Ушаков, 1896); домового можно увидеть на Пасху, но кто его увидит, тот долго не проживет; тот, кто увидит домового, будет болеть шесть недель (Тульск.).

    Те, кто все-таки решались поглядеть на домового, могли увидеть его через хомут или через борону (через три бороны), а также посмотрев в печку или опустившись на третью ступень лестницы, ведущей на двор, и глянув промеж ног. Увидеть домового можно было и в Чистый четверг, и на Пасху, между заутреней и обедней, пошарив по углам дома, двора со свечой от Пасхальной заутрени.

    Способы увидеть домового, дворового были иногда достаточно сложными. Крестьяне Архангельской губернии полагали, что для этого необходимо простоять всю праздничную пасхальную службу, держа красное яйцо и свечку. Затем ночью, до петухов, нужно с зажженной свечой и яйцом стать перед отворенной дверью хлева и сказать: «Дядя дворовый, приходи ко мне, не зелен, как дубравный лист, не синь, как речной вал, приходи таким, каков я; – я тебе яичко дам!» После этого из хлева выйдет дворовый в обличье двойника говорящего. 

    Однако нельзя никому рассказывать об этой встрече, иначе рассерженный дворовый сожжет дом, передавит скот, а хозяина доведет до самоубийства. Еще более сложный способ описывается крестьянами Вятской губернии: чтобы «сойтись с домовым», нужно взять траву плакун, растущую на болоте, и повесить ее себе на шелковый пояс. Затем взять озимь с трех полей, завязать в узелок и привязать к змеиной головке на гайтане (вместо нательного креста). В одно ухо положить козью шерсть, в другое – последний кусок пряжины, взятый тайно; надеть сорочку наоборот (наизнанку); идти ночью в хлев, завязав глаза тремя слоями материи. 

    Вера в домового издавна была общераспространенной на Руси: «...верят, что во всяком доме живет черт под именем домового, он ходит по ночам в образе человека, и когда полюбит которую скотину, то оную всячески откармливает, а буде не полюбит, то скотина совсем похудеет и переведется, что называется не ко двору», - писал в XVIII в, М. Д. Чулков.

    Д.К. Зеленин полагал, что древнейшее имя домового - мара. Оно «родственно древневерхненемецкому mara, английскому nightmare – «кошмар», французскому cauchemar...  Отсюда русское кикимора, маруха, как нередко называли злых домовых» (Зеленин, 1991). Само слово домовой появилось на Руси, по-видимому, не ранее XVII-XVIII вв. Тем не менее представления о духе двора и дома, бесе-хороможителе, сходном по некоторым проявлениям с домовым, прослеживаются в средневековых житиях (XIV-XVвв.).





    С йети и с русалками встречался сам Тургенев

    На границе Тульской и Орловской областей существовала Варварина поляна, названная так в память о Варваре Петровне Тургеневой - матери писателя. Рассказывали, что по злобе и коварству она превосходила многих. Долгое время спустя после ее смерти дворовые со страхом вспоминали строгую барыню, чинившую самоличный суд и люто каравшую провинившихся. 

    До сих пор происходят здесь странные вещи, когда современные люди, то мы с вами, а то и местные жители, знающие тут каждую тропку, в темный час идя в деревню, в полуверсте от нее блуждают до самого утра. А на рассвете, измученные, озябшие и напуганные странным и недобрым приключением с ужасом понимают, что всю ночь метались в одних и тех же злосчастных четырехстах метрах

    Барыня закружила, - уверенно говорят старухи, и нам нечего возразить в ответ… Сам Тургенев был не только благородным слушателем странных историй., но и свидетелем, и участником многих таких таинственных происшествий. Вот один из таких случаев, дошедших до нас в рассказе спасского священника. «На каникулы к одному из священников приехал сын из семинарии. Понятно, семья его, угощая, засыпала вопросами. Между тем, наступил вечер и уже поздний, ночь, можно сказать. Вдруг все явственно услышали голос в окно: «Иван» (имя семинариста).

    Кинулись к окну - никого. Спустя некоторое время зов повторился. Опять к окну - нет никого, После третьего зова священник-хозяин выбежал на улицу и увидел какую-то удалявшуюся фигуру (как он, испуганный, передавал нам по возвращении). На другой и третий вечер зовы повторились. Чуя в этом что-то недоброе, он пригласил для совета всех знакомых окружных священников.

    Собрались отцы и, после долгих совещаний - один предлагал одно, другой - другое - остановились на следующем; при наступлении вечера один из священников облачится, возьмет в руки крест и, как только раздастся зов, он, в сопровождении остальных священников, выйдет на улицу. Так и сделали. Подошло урочное врем, и зов раздался. Тогда священники выходят на улицу и все видят человеческую фигуру, удаляющуюся от дома. Они за ней, но диво - несмотря на ускоренные шаги, расстояние между ними и кем-то не уменьшается, а все остается одинаковым. Так прошли до самого болота, которое находилось верстах в двух от дома. Священники только что подошли к окраине болота, а силуэт уже был на середине. И вот - видим мы - сноп света, всплеск воды и видение исчезло...».

    Иван Сергеевич присутствовал при этом рассказе, и как вспоминает священник, очень горячился, рассуждая о непостижимых, непонятных явлениях. А вот что сам писатель рассказал друзьям в Париже. Среди слышавших это, были Полина Виардо, Мопассан и Флобер.

    Мопассан даже воспроизвел этот рассказ в новелле «Ужас». Процитируем интересующий нас фрагмент вслед за Б.Ф. Поршневым по его очерку «Борьба троглодитов». «Будучи еще молодым, он как-то охотился в русском лесу. Он бродил весь день и к вечеру вышел на берег тихой речки. Охотника охватило непреодолимое желание окунуться в эту прозрачную воду. Раздевшись, он бросился в нее. Вдруг чья-то рука дотронулась до его плеча. Он быстро обернулся и увидел странное существо которое разглядывало его с жадным любопытством. Оно было похоже не то на женщину, не то на обезьяну. 

    У него было широкое морщинистое гримасничающее и смеющееся лицо. Что-то неописуемое - два каких-то мешка, очевидно, груди, - болтались спереди длинные спутанные волосы, порыжевшие от солнца, обрамляли лицо и развевались за спиной. Тургенев почувствовал дикий страх, леденящий страх перед сверхъестественным. Не раздумывая, и не пытаясь понять, осмыслить, что это такое, он изо всех сил поплыл к берегу. Но чудовище плыло еще быстрее и с радостным визгом касалось его шеи, спины и ног. 

    Наконец, молодой человек, обезумевший от страха, добрался до берега и со всех ног пустился бежать по лесу, бросив одежду и ружье. Страшное существо последовало за ним; оно бежало так же быстро и по-прежнему взвизгивало. Обессиленный беглец - ноги у него подкашивались от ужаса - уже готов был сдаться, когда прибежал вооруженный кнутом мальчик, пасшим стадо коз. Он стал хлестать отвратительного человекоподобного зверя, который пустился наутек, издавая крики боли. Вскоре это существо, похожее на самку гориллы, исчезло в зарослях».

    Сам Тургенев подчеркивал, что успокоился сразу, как только узнал, что это, якобы, местная сумасшедшая. Но и Поршнев, и вслед за ним анализирующая эту ситуацию Майя Быкова в своей книге о снежном человеке «Легенда для взрослых» подчеркивают, что так измениться человек, даже больной, не мог. Таким образом, Тургенев видел настоящую русалку. Это в сказках их изображают красавицами. Случай этот реальный, произошел он не в Спасском-Лутовинове, но неподалеку.



    Старичок из болота

    История эта приключилась со мной и моими друзьями года 3 назад, в деревушке, в Тульской области, куда я ездила к сестре бабушки погостить, там воздух и все такое. Естественно, я была не единственным подростком, которого отправили туда на лето, к другим старичкам тоже приехали подростки, ну а мне на месте не сиделось, стала я молодежь собирать по вечерам у костра да байки травить. А места там гиблые, болотистые, но нас это не смущало, тем более что из 6 человек только 2 (я да паренек еще один) были там впервые, остальные те места отлично знали, и ходить по болотам были научены старшим поколением.

    Ну так вот, был очередной вечер баек, и сегодня рассказывать была очередь Никиты, как самый старший из нас (ему лет 18 было вроде), он рассказывал всегда то, что слышал от стариков про здешнюю местность и нас это завораживало, дальше история с его слов: «Бабушка моя историю сказывала, которая с ней случилась, будто на болотах этих люди гибли еще со времен Руси и вот почему:

    «Дед твой на фронте был на тот момент, а я детей воспитывала, маму твою, да еще двоих. И однажды вечером случилось быть грозе, младший испугался да плакать начал, пришлось его унести в другую комнату. А тем временем слышу дверь скрипнула «никак вошел кто по такой погоде». Глядь нет никого, а по полу следы от дверей, мокрые, и в комнату к детям ведут, так я тогда испугалась. Вбежала, а нет никого, вот так посреди комнаты заканчиваются, как сквозь землю исчез. Спрашиваю у Сережки (старшенького):

    - Кто тут был?

    - Дедушка.

    - Какой еще дедушка?

    - Белые волосы длинные такие и одет интересно.

    - А что на нем было?

    - Длинные штаны серые, и рубашка, а на ногах из соломы обувь.

    Как я тогда испугалась….перед иконами молиться побежала, защиты просить. Пошла я потом спать, а ночью сниться сон и вроде и не сон: стоит посреди комнаты старичок и говорит: «Мужа своего завтра увидишь, звать будет, да ты погодь не ходи, он далеченька еще так и знай. Да гляди, не забудь!» Меня как ледяной водой облило, проснулась, гляжу, ночь на дворе, встала воды напиться, а посреди комнаты в лужу воды стала… Да так и выбежала из комнаты со страху.

    Из головы слова старичка не выходят, целый день в голове вертелись, а потом в делах и забылось все как то. Поздно, вечером, вожусь я у печи, заканчиваю, когда глядь, а за окном Степка (муж) стоит радостный такой, я прямо таки и обомлела…в радость свою поверить не могу, а он мне и говорит: «Танюш, ну что же ты не встречаешь то, выходи бойца в дом веди, аль не рада видеть?»- И прямо светиться от радости, я в счастье свое не верю, хотела бежать было открывать, да кружку зацепила с водой, опрокинула, меня аж кольнуло, когда я слова старичка того вспомнила. 

    Перекрестилась прошептала «сбереги, Господи» выхожу во двор, а нет никого…только в кусты что то шасть и тихо. Я в дом, стала перед иконой, уж не знаю сколько я молилась, да только ноги так и млели после, по всему дому потом со водой прошлась, а через неделю пришло письмо, что деда твоего по ранению списали, да благо живой, он рядом с миной взорвавшейся оказался да выжил, спасибо Богу, сохранил и нас и его.»»

    Мы сидели слушали заворожено, когда услышали рядом всплеск, Дениска тут же побледнел, мы посмотрели куда глядит он, в метрах 10-15 мы увидели силуэт старичка того или другого не знаю, но проверять не стали, а побежали, побежали что было духу забыв про все на свете. Больше мы на костры не собирались после того случая, но поговаривали, что тот старичок многим помог, кому из трясины выбраться, кому дорогу найти, а кому и советом дельным. Про него у каждого жителя той деревни своя история найдется, и искренняя благодарность.





    Монстр сергеевского пруда

    Летом 2004 года молодой и энергичный тульский краевед В. Ю. Егоров сообщил мне и другим членам нашей группы о слухах про некоего монстра, с некоторых пор обосновавшегося в Сергеевском пруду, что неподалеку от его родного Белева, небольшого городка на юге Тульской области.

    Рассказывают о нем по-разному, но преимущественно в «классическом» стиле, с элементами триллеров. Так, чудовище, по мнению большинства информаторов, имеет массивное туловище и длинную шею и является не чем иным, как плезиозавром юрского периода. Обосновалось же оно в мирном пруду совсем недавно не без помощи военных и спецслужб: везли они на внешней подвеске вертолета выведенного в какой-то лаборатории ящера, а тот (даром что безмозглое пресмыкающееся) взял да и перекусил трос и плюхнулся прямо в сельский водоем. Где и живет теперь, наводя ужас на отдыхающих. Есть уже и пострадавшие: летом чудище прокусило резиновый матрац, на котором нежилась некая дама, причем неодушевленным предметом дело не ограничилось - была укушена и сама отдыхающая, долгое время после того провалявшаяся в больнице…

    Дело дошло до того, что одна из «независимых» тульских газет опубликовала про «динозавра Тульской области» солидную статью (краткое содержание каковой и изложено выше)… Однако, как ни неправдоподобно выглядит (на взгляд разумного человека) возможность обитания не ведомого науке чудовища В расположенном отнюдь не среди нехоженых лесов рыборазводном водоеме, мы решили провести расследование этой истории. Был в ней один интересный нюанс…

    Водились ведь некогда на Руси свои крокодилы! Точнее, похожие на них животные. С существованием их по крайней мере до Средневековья не спорят даже вполне серьезные ученые, слишком много найдено летописных упоминаний о «коркоделах - лютиих зверях». В своем фундаментальном труде «Язычество Древней Руси» известнейший наш историк и археолог академик Б. А. Рыбаков, рассматривая истоки культа хозяина подземного и подводного мира Ящера, широко известного в языческие времена на наших землях, прямо ставит вопрос о происхождении этого божества от реального животного, бывшего прежде у славян тотемом (священным животным). Рыбаков даже приводит отрывок из псковской летописи XVI века, ставший с его легкой руки знаменитым:

    «В лето 7090 (1582. - А.П.)… Того же лета изыдоша коркодили лютии звери из реки и путь затвориша, людей много поядоша. И ужасашося люди, и моляше бога по всей земли. И паки спряташа (коркодели. - А.П.), а иных избита».

    По мнению некоторых исследователей, в частности, писателя-зоолога В. Динеца, коркоделом русские летописцы именовали гигантскую саламандру - родственную тритонам амфибию, достигающую нередко в длину метра и более. В наши дни гигантские саламандры живут лишь в Китае и Японии, но еще совсем недавно (это доказано прямыми находками) были распространены гораздо шире…

    Впрочем, зоологическая принадлежность русского коркодела - вопрос отдельный. Сейчас для нас важно другое: хотя преимущественно культ «лютиих зверей» был распространен на Севере и Западе, его отголоски известны и южнее. В том числе и как раз на землях нынешней Тульской области! Более того - в Белевском районе!

    Обнаружил намек на существование его тот же Виталий Егоров. По словам исследователя, все началось с рассказа М. М. Пришвина «Крутоярский зверь», в котором писатель передает местную легенду о некоем озерном чудище: «Никто его не видел, но все знают, что губы у него телячьи. Никто его не слышал, но все знают, что кричит он черным голосом. И голос его роковой».

    Заинтересовавшись, Виталий начал расследование и довольно быстро вышел на озеро, выведенное Пришвиным под именем Крутоярского. Некоторые старожилы действительно вспоминали смутные предания о том, что «водился там какой-то зверь». Вполне возможно, что это и есть тот самый коркодел, точнее говоря, небольшая их популяция, сохранявшаяся почти до наших дней. Увы, именно почти: несмотря на все старания, энтузиасту не удалось встретить не то что людей, своими глазами видевших «чудозавра», но и хотя бы слышавших о встречах с таковым в XX веке. Но, может быть, коркоделы продолжали незаметно существовать в каком-то другом водоеме или болоте, а сейчас, восстанавливая на волне упадка сельского хозяйства и ослабления антропогенного давления численность, обжили Сергеевский пруд?

    Будучи всегда неравнодушен к криптозоологии, я захотел принять непосредственное участие в расследовании «тайны Сергеевского пруда» и лично побывать на его берегах, поговорить с людьми. Тем более что давно хотелось посмотреть и другую белевскую достопримечательность - не так давно тамошние краеведы обнаружили камень с рисунками… каменного века! О находке этой не писали центральные газеты, не сообщалось по телевидению и даже в специальной археологической литературе упоминаний почти нет. Между тем, коль и в самом деле на камне рисунки, а не «абстрактные» знаки вроде чашек или следов, в Восточно-Европейской равнине он просто уникален, аналогов ему нет.

    Вообще-то культовых (в той или иной мере) камней в Тульской области издавна известно много - и не все из них хотя бы поверхностно изучены. Чуть дальше, в Одоевском районе, по крайней мере в XIX веке находились два почитаемых камня, о которых знаменитый историк и собиратель фольклора И. П. Сахаров тогда же писал: «Камни Баш и Башиха находятся в 25 верстах от Одоева, среди поля. Фигура камней почти квадратная, небольшого размера. Поселяне не запахивают места кругом камней, опасаясь бед.

    Миф о камнях состоит в следующем: Баш был татарин, а Башиха - жена его. Другие же говорят, что они были кум и кума. Баши переселились на Русь, жили и померли. Добрые люди схоронили их на этом месте. Вскоре после того приплыли два камня из Оки в Упу, а из Упы пришли прямо на их могилы и остановились тут. То были тела Башей, не желавшие расстаться с ними и по смерти. Когда рассердился Баш на Башиху и ударил ее сапогом, на камне Башихи осталась ступня. Было время, когда любопытные хотели посмотреть на них со всех сторон. Баши не желали это, а когда начали обрывать их, они уходили в землю…».

    В современной литературе о Тульской области никаких новых сведений о Башах не приводится - создается впечатление, что никто их искать и обследовать не пытался. А между тем даже описание Сахарова позволяет заключить, что по крайней мере один из камней был следовиком, подобный известным по всему миру. И обнаружение его на землях вятичей могло бы, возможно, дать новые сведения о миграциях народов, истоках и взаимовлияниях культур…

    Поздним осенним днем 2004 года вдвоем с Сергеем Каминским мы отправились в Белев. Сразу возникла дилемма, подобная той, что стояла перед Ильей Муромцем: выбрать дорогу «прямоезжую» или «торную»? На любой карте имеется красная линия Калуга - Перемышль - Чекалин - Белев протяженностью всего в сотню километров, однако прямого автобусного сообщения по ней нет, и обычно в Белев все «нормальные» люди ездят через Тулу - крюк в лишних сто верст… На все про-все у нас были лишь выходные, а потому решили ехать по кратчайшему пути - в надежде сэкономить время. «Дорога, конечно, плохая, но ведь ездит же по ней кто-нибудь, подвезут…».

    Увы, в реальности трасса, обозначенная на карте как «магистраль федерального значения», оказалась «очень плохой», а посередине ее практически не было вовсе. И добираться пришлось весь день: треть пути на автобусах, треть - на попутках, не менее двадцати километров мы прошагали пешком… Добравшись до Белева, бежим в краеведческий музей - в холле его с некоторых пор лежит тот самый камень с петроглифами. Там же мы встретились и с его открывателем Е. Р. Барбашовым. Впрочем, скорее, краевед не «открыл» камень, а спас его. Евгений Ростиславович рассказывал об этом так:

    - Еше в начале XX века лежал этот камень возле храма Козьмы и Дамиана в селе Сныхово. Называли его Зубной Камень, и неспроста - было поверье, что исцеляет он зубную боль. У кого зубы болели, приходили, кусали камень - и, старики говорят, помогало. Село существует по крайней мере с XIII века, то есть фактически с дохристианской эпохи. И храм в нем построен, обратите внимание, был в честь - покровителей медицины. Что опять же свидетельствует - не камень к храму притащили, а храм у почитаемого с дохристианских времен святилища возвели… 

    В 1930-е годы, как водится, комсомольцы его в реку с высокого берега столкнули, на дне ее он и пребывал до последнего времени. Нашли мы его с другим белевским краеведом, Н. Е. Некрасовым. Прощупали ломами, потом вытащили. А когда помыли - обнаружили вот эти рисунки. Здесь три петроглифа: рыба, бобриха, а поверх ее хвоста наложен рисунок фаллоса. Если присмотреться, окажется, что бобриха беременна, у рыбы также живот вздут - она с икрой… В общем, все рисунки - символы плодородия. Возможно, предки просили у Камня, чтобы много было бобров, рыбы… Тульские археологи подтвердили, что рисунки выбиты каменными орудиями - металлические инструменты к камню не прикасались. То есть это - каменный век, по крайней мере XI тысячелетие до новой эры…

    Но пора взглянуть и на камень. Представляет он собой типичный ледниковый валун - неправильной формы «яйцо» из красного гранита. Рисунки для удобства демонстрации их посетителям, к нашему великому огорчению, обведены углем. Хорошо еще не краской… но и такая сравнительно аккуратная прорисовка, на мой взгляд, на подлиннике недопустима. На камне много мелких линий и углублений, обведены лишь немногие из них - то есть невольно посетителю навязывается интерпретация авторов открытия. Но даже и с учетом «подсказки» легко опознается лишь рыба, с фаллосом уже труднее, увидеть же бобриху мы так и не смогли… 

    Более того - в граните частенько попадаются прожилки слюды. Будучи более мягкой породой, она выкрашивается, остаются неглубокие бороздки… Честно говоря, у меня нет уверенности, что по крайней мере некоторые из линий Зубного камня не являются именно ими. Да и далеко не все археологи, насколько я знаю, солидарны с выводами краеведов, хотя большинство специалистов согласны, что камень подработан. При этом многие судят о белевском камне заочно - паломничества специалистов к нему не наблюдается.

    Вообще некое пренебрежительно-снисходительное отношение к «провинциальным» краеведческим музеям и тщательным исследованиям их экспонатов встречается у ученых сплошь и рядом. Буквально через пять минут, осматривая экспозицию того же белевского музея, мы получили наглядное подтверждение сказанному: на витрине с палеонтологическими образцами почти все подписи были с грубыми ошибками. Речь даже не идет о видах, родах и семействах - неправильно определены были типы окаменевших животных! На кусочке древнего кораллового рифа было, например, написано: «Раковина плеченого-го»! Отпечатки наутилоидей в известняках каменноугольного периода были обозваны аммонитами, появившимися гораздо позднее… Сотрудницы музея уверяли, что помогали им составлять подписи «тульские геологи»…

    Справедливости ради замечу, что неточности ничуть не снижают научной ценности образцов. Коллекции в музее неплохие. В особое восхищение привела нас витрина с плейстоценовой, «мамонтовой» фауной: здесь и куски бивней мамонтов, и черепа бизонов, и кости шерстистых носорогов… Почти все найдено «нештатными сотрудниками» - в гравимойках и просто по берегам рек…

    На следующее утро отправляемся к «водоему с динозавром». Он находится отнюдь не в глуши - прямо у трассы Белев - Тула, не магистральной, но все же с довольно оживленным движением. Встретивший нас Виталий Егоров поведал, что уже проводил опрос в нескольких домах на берегу водоема - без особого успеха. Хотя в том, что сообщение «уткой» не является, уверен - узнал он о «монстре» задолго до публикаций.

    - Я своей знакомой про свои «коркодельи» разыскания рассказывал, а та и говорит: у меня родственники в Сергеевке живут, там в пруду какое-то животное появилось, людей пугает…

    Осматриваемся более внимательно: водоем образован запруженной и разлившейся речушкой и довольно, по нашим меркам, большой - более километра в длину и метров двести шириной. Деревенские дома стоят на высоком коренном берегу, и если не из окон, то с огородов (задворков) водная гладь прекрасно видна. К воде спускаются многочисленные тропинки и проселки, так что потенциальных наблюдателей достаточно. Появляйся здесь чудовища - местные жители их бы обязательно замечали.

    Но никто из опрошенных нами крестьян никаких крокодилов и динозавров не встречал. Слышать о «чудище» - да, слышали, но либо от приезжавшей в гости городской родни, либо из тульской газеты. Одно ЧП летом на его берегах было - отдыхавшую женщину действительно укусила змея, и та попала в больницу. Но, по всеобщему мнению, виновницей была самая обычная гадюка.

    И нельзя сказать, чтобы с нами отказывались говорить, напротив, общались охотно, стараясь вспомнить хоть что-нибудь интересное. Например, неформальный сельский староста поведал про Гремячий колодец, считавшийся «святым»:

    - К нему люди приходили, воду брали, монеты оставляли, а на кустах ленты вязали. Когда в школе учился, нас посылали те ленточки срывать и сжигать. Ну, мы заодно и монеты выгребали на мороженое…

    Спускаемся к водоему. Накатанная грунтовка ведет к дамбе, земляной, но ухоженной, обложенной бетонными плитами. В центре плотины водосливные сооружения, а рядом - домик-вагончик, возле которого обнаружился человек в телогрейке. Знакомимся: А. Д. Гашенев, ихтиолог, работает в небольшом рыборазводном хозяйстве, ныне «владеющем» прудом. И вот что он поведал:

    - Работаю я здесь уже несколько лет и ручаюсь - никакие Несси в пруду не водятся. Где им здесь разместиться? К тому же пруд регулярно, раз в два-три года, спускают и чистят дно. Самое же главное - он у меня постоянно под наблюдением, сами видите, обзор отсюда прекрасный, видна практически вся поверхность, и смотрю я на нее постоянно.

    Анатолий Дмитриевич улыбается и продолжает:

    - Но вообще-то вам повезло - та история, с которой все эти разговоры начались, на моих глазах случилась. Приехала сюда компания молодежи на машинах. Остановились на берегу, как водится, костер развели, пикник устроили… А под утро прибегают ко мне, трясутся и говорят примерно так: «Прямо перед нами из воды какая-то тварь из воды вылезла! Мохнатая и, как человек, на двух ногах! Отряхнулась и в лес ушла!»

    Думаю, их плывущий кабан или лось напугал - иногда эти звери переплывают водоем, сам наблюдал. А то, что на двух ногах он вышел… ну, выпили ребята да и сонные уже были… Что ж, возможно, ихтиолог и прав. Но я бы не исключал и возможность того, что отдыхающие столкнулись с реликтовым гоминоидом - пресловутым снежным человеком. В массовом сознании он - житель высокогорий, обитает в Гималаях или на Памире… Однако исследователи, занимающиеся поисками нашего собрата, знают, что встречи с пережившими свою эпоху обезьянолюдьми происходили на гораздо большей территории: практически везде, где есть глухие леса, непроходимые (для нас) болота или камышовые заросли. И нередко реликтов видели «купающимися» - вспомните наблюдение «водяника» на Вепсской возвышенности. 

    Встречался с «водяным», точнее, «водяной», и не кто иной, как И. С. Тургенев. Впечатления и обстоятельства встречи поведал миру французский друг писателя, всем известный Ги де Мопассан. По его словам, Тургенев, купаясь в лесной речке, почувствовал прикосновение, а оглянувшись, «увидел страшное существо, которое разглядывало его с жадным любопытством. Оно было похоже на женщину и на обезьяну». «Водяная» погналась за выскочившим на берег будущим великим писателем, и неизвестно, чем бы все кончилось, не отгони «русалку» кнутом случившийся поблизости пастушонок.

    Тургенев не указывал точный район, где произошла встреча, вполне возможно, что было это и на берегах Десны, и в районе Спасского-Лутовинова, на стыке Тульской и Орловской областей… Не будем забывать, что со средневековья здешние «засечные леса» были заповедными, вырубать их запрещалось - лесные массивы служили «полосой обеспечения», защищали южные рубежи Московии от набегов с юга…

    Конечно, даже если предположение и верно, вряд ли в наши дни здесь существует стабильная популяция обезьянолюдей, однако сообщения о встречах с единичными особями приходят отсюда почти каждый год. И нет ничего невозможного в том, что один из «пережитков прошлого», проходя мимо Сергеевского пруда, решил понырять в нем. Конечно, не ради удовольствия, а чтобы подкормиться питательными корневищами рогоза и камыша (а может быть, и рыбой)…

    В любом случае массовые наблюдения здесь не происходят. Просто удивительно, какая волна слухов и домыслов иногда поднимается после одного-единственного, да и то весьма неясного столкновения с Неведомым.

    …Несмотря на моросящий с утра и не думающий прекращаться дождь (осень на дворе), все же добираемся но ближайшего к сахаровским Башам села, попасть в него оказалось не так просто, дорога абсолютно не соответствует показанной на карте, однако, намотав лишних километра три, подходим к околице. Дождь в это время несколько поутих, и во дворе перед грудой дров копался типичный такой сельский мужик в сапогах и телогрейке..

    - Да, были два камня, рассказывали. Но сам я только один видел - здоровый, круглый. По дороге к кладбищу. А сейчас его нет. Вроде спихнули в овраг. Пройдите дальше, там дед живет, может, он больше расскажет.

    - Никто его не спихивал - сказал дед Паша. - Сколько помню, лежал камень на краю поля и совсем близко к обрыву. Большой он был - руками наполовину не обхватишь… Потом река берег подмыла - и рухнул он вниз. Какое-то время торчал из воды, а потом пропал.

    - И давно случился оползень?

    - Да нет, недавно. Лет пять назад…

    Услышав это, мы переглянулись и от огорчения выматерились. Ведь Баши давно стояли в наших планах, но визит к ним мы все откладывали… Вероятно, если бы не байки про чудище в пруду - и в этот раз бы не добрались… Впрочем, в деревне время течет медленно и незаметно - позже некоторые другие ее обитатели уверяли, что случился оползень пораньше, лет десять - пятнадцать назад…

    Беседовали мы во дворе, и вскоре из дома вышла супруга старожила.

    - Что это вы от мово деда хотите?

    Узнав, в чем дело, присоединилась к разговору:

    - Ну, помню я эти камни. Старики говорили, упали они с неба на поле. Два камня. Их люди снесли, чтоб не мешали, а они на другой день опять на поле оказались. То место так и называлось - Баши. Раньше, говорили, они лежали повыше, а потом их все же к берегу скатили. Они целебные были. К ним с водой приходили, потом сливали эту воду по камню, собирали и больных поили. Деньги носили к камням, одежду… Кусочки откалывали и лечились ими… А кто говорил - наоборот, нельзя колоть камни…

    - Да, мне они как раз отомстили… Я кусок отломил и потом шесть ребер сломал. И вообще счастье пропало, - вдруг добавляет к сказанному дедушка…

    Позднее женщина средних лет, живущая в центре деревни, прибавила:

    - Эти камни в землю ушли, но, говорят, когда что-то плохое случится в стране, они опять выйдут.

    Судя по всему, это уже современная легенда… Вообще интересным и неожиданным было для меня, что хотя баек, поверий и легенд, связанных с камнями, нам поведали довольно много для начала XXI века, однако все они не имеют ничего общего с записанными Сахаровым. Чем объяснить такое изменение поверий за полтора века, не знаю. Впрочем, это один из множества вопросов…

    По крайней мере несомненно, что Баши в отличие от большинства обследовавшихся А. Левиным камней (о которых рассказывалось в предыдущей главе), несомненно, относятся к культовым объектам, пережившим дохристианскую эпоху, об этом четко говорят связанные с ними обряды. Жаль, что самих камней нет. Мы побывали на месте оползня. Раскопки возможны разве что экскаватором, да и вряд ли камни лежат не поврежденными - судя по описаниям, состояли они из мягкого песчаника… Если и были на их боках какие-то древние знаки, петроглифы, вряд ли они сохранились.

    Потерянного не вернуть, однако… результаты экспедиции со всей очевидностью показывают - с обследованием такого рода объектов тянуть нельзя. Получил информацию о пещере или мегалите - езжай на проверку! Хотя, впрочем, если сталкинг по-прежнему будет оставаться уделом любителей и поиски будут вестись в свободное время, чтобы объехать все известные «адреса», понадобятся десятки лет… (Андрей Перепелицын).


    1 2 3                       














    Категория: КРИПТОЗООЛОГИЯ | Добавил: admin (14.01.2017)
    Просмотров: 882 | Рейтинг: 5.0/1