В июле 1992 года молодой московский программист Игорь Песков со своим псом по кличке Сакур отправился на рыбалку в Тверскую область. С собой он взял карманный приёмник и из одной из радиопередач узнал, что ночь, которую ему предстояло провести на озере неподалёку от села Рождественное, совпала с началом Русальной недели, но Игорь не обратил на это особого внимания.
Ровно в полночь приёмник вдруг замолчал, а костёр, несмотря на большое количество дров, стал затухать. Через несколько секунд рыбак услышал колокольный звон, хотя ближайший храм находилась на расстоянии около сорока километров от озера. Сакур забеспокоился и начал подвывать.
«Прошло совсем немного времени, и неожиданно пространство над озером озарилось необычным голубым светом, - рассказывает Игорь. - Мне показалось, что какая-то сила загипнотизировала меня. Я отчетливо видел все окружающие предметы, казалось, прекрасно осознавал всё происходящее, но при этом был не в силах управлять своими действиями. Что-то потянуло меня к озеру. Я вошёл в воду и вдруг почувствовал, будто меня окутали водорослями и потянули на дно. Я стал тонуть и не находил сил сопротивляться.
В этот момент до меня донесся лай Сакура. Его голос буквально вернул меня из забытья. Я стал отчаянно сопротивляться и, как мне показалось, увидел под водой контуры человеческой фигуры. Спустя немного времени я почувствовал себя свободным от пут и кинулся к берегу. Я звал Сакура, который всё ещё был в воде. Наконец он поплыл к берегу. С моей помощью он выбрался из воды. Вся шея у него была в крови». Братья Р., столкнувшиеся с русалкой на одном из озёр вокруг Селигера, говорили о мощном телепатическом воздействии с её стороны. Один из них пошёл в воду, словно заворожённый и, как знать, что случилось бы, если бы не вмешался другой брат.
Ужас лесного озера
В прошлом году я и мой друг Николай ездили на рыбалку с ночевкой. Рыбу ловили на одном из озер неподалеку от деревни Сущеево, что в Тверской области. Оставив машину недалеко от дороги, мы отправились вдоль озера в поисках хорошего места. Рядом бежала моя собака Анчар. Озеро было большое, заросшее камышами. Мыс Николаем негромко переговаривались: нам обоим казалось, что рыбы здесь должно быть вдоволь. Но чем дальше мы шли, тем хуже становилось у нас настроение, нарастало чувство тревоги..
В конце концов мы выбрали местечко, как нам показалось, прикормленное. Поначалу клева не было, но ближе к вечерней зорьке рыба начала хватать, как ненормальная. Анчар, словно заразившись нашим азартом, бегал вокруг, лаял, ловил лягушек и всячески нам мешал. Изрядно уставшие, но очень довольные, мы принялись готовить уху на костре. Чувство тревоги, появившееся вначале, ушло. Наконец принялись за еду. Уха отлично шла под водочку, соленые огурцы и бутерброды. Анчар крутился возле нас, а мы бросали ему вареную рыбу, кусочки хлеба и колбасы.
Время шло, мы не заметили, как стемнело. Неожиданно резко усилился ветер, по воде побежала рябь. Камыши и прибрежные кусты стали раскачиваться. Вдруг метрах в двадцати от нас раздался всплеск и из воды показалась голова какого-то жуткого существа. Мы остолбенели, Анчар заскулил и, поджав хвост, попятился. Тем временем существо медленно приближалось к нам, а потом вдруг одним прыжком оказалось на берегу В свете костра мы сумели разглядеть его: крупная голова с большой зубастой пастью, длинное туловище, покрытое то ли шерстью, то ли чешуей, две когтистые лапы, а сзади - широкий рыбий хвост.
Забыв обо всем на свете, мы бросились бежать и остановились только у околицы деревни Сущеево. Здесь у одного из домов мы, задыхаясь от бега, бросились на лавочку, на которой так и просидели до рассвета, стуча зубами. Утром из дома вышла хозяйка, и мы рассказали ей о ночном происшествии. Она почти не удивилась и сказала, что озеро, на котором мы были, пользуется у рыбаков дурной славой и туда никто не ходит.
Но как бы там ни было, пришлось идти за машиной. Она оказалась на месте. Набравшись смелости, мы сходили и к месту нашей рыбалки. Оно изменилось до неузнаваемости: наши снасти, плававшие на воде, были переломаны и запутаны, садки с рыбой пропали, камыши и прибрежные кусты во многих местах были примяты или вырваны с корнем. Но самое печальное то, что мы нигде не нашли нашего Анчара. Видно, ночное чудовище утащило его в озеро. (Олег Смелков).
Оборотень
Город Тверь. Дело в том, что моя супруга именно родом из Твери. Я познакомился с ней, работая там в командировке руководства строительной фирмы. Мы возводили высотный дом на Хрустальной улице, задача была простая: разобраться с проектом и организовать работу субподрядных организаций.
Я помню ту ночь, как будто она была вчера: прохлада июньского времени года, на небе ни облачка, я сидел в кафе под названием «Арзи» и смотрел в окно, попивая прохладное безалкогольное пиво. Мои мысли уносились прочь от работы, от командировки, я, что называется, ушёл в себя. В отель идти не хотелось, я думал прокатиться на машине по Твери и посмотреть город, просто расслабиться. Я вышел из кафе и отправился к своей волжанке.
Господи, я плюну любому в лицо, кто скажет, что наши машины плохие, а особенно – «Волги», она мне спасла всю мою жизнь. Завелся двигатель, и я отправился путешествовать по городу. Не заметив, я покинул пределы Твери и направился в сторону Петербурга. Отъехав километров 50, я решил развернуться, да и время уже было позднее... И почему-то все мои чувства стали сходить с ума. Считайте это интуицией, но я попал, будто в фильм ужасов: на дороге ни души, даже кузнечиков и птиц не видно. И еще, как назло, я захотел в сортир.
Я развернулся прямо на месте, через две сплошные, и остановился на обочине. Открыв дверь, вылез из салона, и, как только я отвернулся к калису, я почувствовал, как кто-то на меня смотрит, причем ощущение реальности не поддавалось сомнению. Но когда я повернул голову в сторону от машины, мой взгляд приковала луна. Она была больше чем обычно и алого цвета. Я смотрел на нее, и мои чувства, вроде, притупились. Странной она мне казалась, я такой еще не видел. И тут я услышал рык, но не просто громогласный рык, а такой опасливый что ли, негромкий.
Я повернул голову в сторону звука и обомлел - на меня уставился огромный зверь с красными, как угли, глазами, рост его достигал примерно полутора метров, а шерсть развевалась каждый раз, как он рычал и подрагивал головой. Он открыл свою пасть - я увидел, как по его зубам стекает струйка крови вперемешку со слюной. Какое-то время мы просто смотрели друг на друга, и тут я не выдержал и запрыгнул в машину, благо двигатель я не глушил. Врубил передачу и тронулся, и тут зверюга кинулась на меня и разбила стекло со стороны водителя. На миг я потерял управление и слетел в кювет, благо он был не отвесный, а пологий, и поле было относительно ровным. Зверь буквально пытался забраться в салон, я почувствовал его дыхание и вонь, которая исходила от него самого.
Челюсти клацали, а лапы упирались в кузов авто, я что есть мочи нажал на газ и полетел по полю. Первая, вторая, тертья, четвертая передача - зверь не выдержал тряски по полю на скорости 120 км/час и вылетел из стекла, но не отстал, как должно было быть. В ночи при свете фар я увидел проселочную дорогу, которая вела к автостраде. Мне показалось, что можно расслабиться, и мне ничто не угрожает, и я снизил немного скорость, чтобы совсем не похоронить подвеску.
Зря, мой старый знакомый был тут как тут. В бок машины ударила масса, и меня качнуло в заднюю пассажирскую дверь. Чудовище долбило при каждой возможности, и мне пришлось, не жалея своей машинки, прибавить газу. Когда я уже вылетел на шоссе, зверь отстал и остановился возле поворота с проселочной дороги. Весь мокрый от пота и не только от него, я смотрел на чудовище в зеркала заднего вида и увидел, как тот поднял голову на луну и, видимо, завыл, так и не успев мной полакомиться.
Когда я добрался до гостиницы, у меня тряслось все: и руки, и ноги, и голова. В свете фонарного столба я увидел, что с моей 105кой: задняя дверь просто вмята в салон, со стороны пассажира разорванный метал. Да, именно разорванный, не поцарапанный, а разорванный когтями, по четыре когтя с каждой стороны двери. Я просто был в шоке. Но самое главное - я заметил в одной из царапин кусок шерсти, рыжий и твердый кусок, как мне показалось, волчей шерсти. Открыв дверь и забравшись в бардачок, я вытряхнул из маленького полиэтиленового пакетика предохранители и болтики и положил шерсть в него. А наутро я решил ехать в сервис. Охраник на стоянке, увидев машину, округлил глаза и произнес лишь одну фразу: «Вы уверены, что с вами все впорядке?» Я ответил: «Нет».
Но шок меня ждал наутро, я практически не спал и сомкнул глаза лишь с рассветом. Проснувшись в обед, я оделся и решил ехать в сервис, а потом на объект - надо было поработать. И когда я одел вчерашнюю ветровку, то в кармане я нащупал пакет. Когда я открыл его, то просто сел на пол. В пакете были обычные человеческие волосы!!!! Женские и тонкие человеческие волосы.
В Максатихе зверь «чупакабра» нападает на людей
Жара видимо сказывается на сознании людей. В контакте нашел странное сообщение о том, что в Тверской области появился невиданный до селе зверь. И пишет об этом не кто-нибудь, а «Вести Максатихи». У газеты В Контакте есть официальная страничка, так вот на ней поздно вечером 2 июля появилось вот такое сообщение:
«По Максатихе ходят слухи, будто бы в ночь с 30 июня на 1 июля у кафе «Афанасий» на кого-то из людей напало неизвестное науке существо «Чупакабра» и с утра нашли у кафе рубашку со следами крови. Я бы не обратил внимание на этот бред сивой кобылы, но мне весь день звонят и пишут. Просят рассказать подробности этого случая. Сообщаю всем, что у меня нет никакой подтверждённой информации о нападении. Это лишь слухи, которым я не верю».
Однако, в то, что это слухи, верят немногие. В комментариях к данному посту люди на полном серьезе делятся своими впечатлениями и даже есть очевидцы появления этого страшного зверя.
Вот лишь немногие комментарии:
- «Вы тут смеётесь, а у меня соседка из дома выходить боится. Говорит, что её сразу чупакабра укусит. Воду приготовила»
- Дмитрий Горячёв: «Блин ребят это похоже не слухи, щас в парке сидел увидел какую то херовину похожую на эту чупокабру, как то рассматривать не стал втопил»
- Дмитрий Горячёв: «Да я в парке щас гулял и видел эту хреновину, чуть поменьше собаки она»
- Эрик Матвеев: «У меня дядя его видел, ему повезло таксист её спугнул! А рубашка эта была разорванная со стороны спины, скорее всего это той 19 летней девушки которая пропала недавно, также которую нашли труп девушки в Фабриках! У Чупакабры тело кенгуру а голова собаки, рост около 2 метра! Завтра точнее уже сегодня я с другом собираемся поехать посмотреть на типо чудовище! Говорят что она скорее всего умнее человека!»
Раньше про чупакабру слышал многое и читал. Что только не сообщали и то, что кур он ест и пьет кровь у скота, встречался и в Воронежской области ив Тульской, и вот теперь Тверская…
Лесовик-леший
Лесовик-леший - дух и хранитель и хозяин леса в славянской мифологии, который живет в лесной чащобе. Образ лесного духа, лешего многогранен и сложен. В России отмечено более полусотни имен лесовика, которые характеризуют различные особенности его облика и занятий.
Он умеет оборачиваться, является в виде дряхлого старика, либо дерева, медведя. Иногда он кричит в лесу и пугает людей. Леший - волчий и медвежий пастух, ему подчиняются все звери в лесу. Он охраняет лес и лесных зверей, потому его опасаются лесорубы и охотники. Прознав, что в какой-то чаще живет леший, люди обходят ее стороной. Она считается заповедной, священной рощей, посвященной Святибору.
Рассказ очевидца о встрече в лешим: «У нас есть небольшой домик в Тверской области, рядом с городком Конаково, летом мы периодически туда выезжаем отдохнуть от нашей южной жары. Вокруг леса, море грибов и ягод, в общем, благодатный край. Однажды, когда мне было лет 12-13, мы с отцом пошли в лес за грибами. Я с ним заблудиться не боялась, так как он еще мальчишкой излазил местные леса вдоль и поперек, знал каждое дерево, каждую тропинку и с закрытыми глазами вышел бы к деревне с любого места.
Так вот шли мы шли и уткнулись в болотину, которая по расчетам отца должна находиться метров 500 левее, ну, решили обойти. Прошли метров сто, опять болото, повернули назад к деревне, снова оно и тишина какая-то неживая, даже ветра не слышно. Отец у меня человек бывалый, но тут даже он испугался. Места все знакомые, а выхода нет, как нет и высоких деревьев, залезть посмотреть куда идти.
Так мы часа три бродили по одному и тому же месту размером примерно 200 на 200 метров. В итоге решили через болотину пробираться, отец знал где брод был. Выбрались, естественно, не до грибов было, пошли в деревню. Но самое удивительное нас ждало впереди, когда мы без сил, грязные и мокрые добрались до дома. Оказалось мы отсутствовали не больше часа, это при том, что идти до того места минут 25. Потом когда начали разбираться, оказалось, за все наше путешествие, отец выкурил пачку сигарет, ну не мог он этого сделать, просто физически не смог бы за один час.
На следующий день отец взял своего брата и они вместе пошли на то место. Никаких странностей, только очень много наших следов и окурков. Что это было? Леший за нос водил или пространственно-временная аномалия?
Прошло лет десять, я опять приехала в эту деревню и, естественно, пошла в лес, теперь правда одна. В сторону болотины я не пошла, побоялась. Я вообще решила по краешку леса пройти, вглубь не ходить. И опять я сбилась с пути. Вроде вот он должен быть край леса, иду на яркий свет, а там очередная опушка и так до бесконечности. Что делать не знаю, на сотовом телефоне связи нет, иду в никуда. Наконец вышла, на противоположном конце деревни, километров в пяти от того места где заходила. И опять, как оказалось, отсутствовала не больше часа. Пять километров по лесу, через буреломы, не спеша и всего за час при нормальных раскладах пройти нереально. Странно все это».
Леший начальник над всеми деревьями и зверями, без его разрешенья в лес заходить не стоит. Леший ростом то с траву, то высотой с сосну, а обычно - простой мужичок, только кафтан у него запахнут на правую сторону и обувка обута наоборот; глаза горят зеленым огнем, волосы у Лешего длинные серо-зеленые, на лице нет ни ресниц, ни бровей. Обличьем с человеком схож да только весь с головы до пят шерстью оброс Встречному старается прикинуться человеком, но легко его разоблачить, когда глянешь через правое ухо коня. автор энциклопеди Александрова Анастасия
Леший любит морочить голову путникам и сбивает их с тропинки путая тропы и начиная водить кругами.
Леший может обойти вокруг неосторожного человека, и тот долго будет метаться внутри волшебного круга, не в силах переступить замкнутую черту. Но Леший, как и вся живая, природа умеет воздавать добром за добро. А нужно ему только одно: чтобы человек, входя в лес уважал лесные законы, не причинял лесу вреда. И очень обрадуется Леший, если оставить ему где-нибудь на пеньке лакомства, какие в лесу не растут, пирожок, пряник, и сказать вслух спасибо за грибы и ягоды.
Забавное поверье связано в народе с днем 17 октября. «На Ерофея,- считали крестьяне,- лешие с лесом расстаются». Именно в этот день они ломают деревья, гоняют зверей по лесу до тех пор, пока не проваливаются под землю. Не полагалось в эту пору даже заглядывать в лес - там страшно: «леший бесится».
Леший был полноправным господином лесов. Но при этом он не гнушался покинуть свою территорию и досаждать людям в их жилищах. Сказывают, что лешие жили в лесу в избушке, брали в жены заблудившихся девушек, и вели самое обычное хозяйство. Только им ни сеять, ни жать, ни коров доить было не надо. Необходимый скарб и еду лешие добывали в деревне: смотрели, кто из хозяек не благословляет пищу, кто ленится перекрестить домашнюю утварь и одежду, кто не читает молитву перед дойкой или севом,- а затем похищали все это не благословленное добро. Впрочем, одинокие лешие обитали в густых камышах или лесных трущобах, и в основном развлекались заморочиванием людей.
Человеку с лешим лучше всего не встречаться. Является он в разных видах, будучи по своей сути духом бескрылым, бестелесным и безрогим. Излюбленное его обличье - дряхлый старичок, вдруг ни с того - ни с сего возникающий перед путником в лесу. Может он действовать и заочно, издавая дикие, наводящие ужас крики, отчего человек сбивается с пути и затем долго плутает. Довольный, что шутка удалась, леший истошно хохочет и хлопает в ладоши, что, бесспорно, радости заблудившемуся не прибавляет. Единственным средством против этих злых козней в народе считался следующий метод: обнаружив, что пути-дороги потеряны, следует вывернуть и надеть абсолютно всю одежду наизнанку - и тогда чары развеиваются, и горе-путнику удается покинуть страшный лес... Подчиняются Богу Яриле и его отцу - Велесу. автор энциклопеди Александрова Анастасия.
Рассказа очевидца: «В 2003 году в лесу под Весьегонском Тверской области я лично встретила такого дедушку с собакой и зелеными глазами. Мы с семьей отдыхали у друзей, а я люблю до безумия тихую охоту. Ориентируюсь в лесу хорошо. Очень люблю лес! Но в погоне за боровиками немного плутанула. Ориентируясь по солнцу вышла к развилке трёх тропинок. Решила присесть перекусить и принять решение по какой двигаться дальше.Только развернула тормозок,откуда ни возьмись ко мне собака подходит, села молча напротив .
Тут старичок к развилке из группы ёлок выходит с корзинкой. В корзинке клюква. Я ж к нему сразу: «Доброго здоровья вам, дедушка. Не подскажете по какой тропке я к Самше (деревня) выйду?» А он спрашивает: «А ты откуда здесь такая? Говор не местный!» - С Донбасса, говорю, приехали к друзьям, детей привезли лес настоящий показать. – «Странно, говорит, степнячка, а глаза зеленые как у кошки!» А у самого дедули глаза тоже были как изумруд. Я его перекусить пригласила, чаю из термоса попили.
За жизнь поговорили, он меня учил, как в лесу не плутать, показал тропку. И пока я свои пакетики и корзинки собирала просто растворился. Меня аж холодок пробрал. Но вышла из леса быстро к трассе. Рассказала бабулькам соседским про встречу,а они меня уже просветили, что это был Митрич, их Леший. Никогда в чертовщину не верила, всегда была скептиком, а тут воочию убедилась, что многого мы еще не знаем в этой жизни».
Лесной хозяин, по поверьям, может быть очень высок, его называют «дядя большой», «долгий дядюшка»; он «волосатик», оброс длинными волосами; «гаркун», то есть любит кричать; леший – «блуд», «водило», сбивает людей с дороги, но он и «пастух», «полесовик», то есть владыка зверей, покровитель охотников и пастухов и т.п.
Как и многие другие духи, лесной хозяин чаще невидим, а лишь слышен. Невидимый леший ведет себя очень шумно: он свищет, щелкает, кричит на разные голоса, визжит, дразнится, хлопает в ладоши, сродни эху и шумящему под ветром лесу. Людям леший показывается чаще, чем водяной или домовой, но описания его разноречивы: лесной хозяин многолик, в одном из обращений к нему лесного духа просят появиться «не серым волком, не черным вороном, не елью», но человеком.
Нередко леший представляется мохнатым, его облик соединяет черты зверя и человека или напоминает облик нечистого духа, черта (с небольшими рогами, крыльями, хвостом). Одно из наиболее распространенных обличий лешего – стремительно летящий по ветру конь (или всадник, кучер, погоняющий резвых лошадей). Порой «лошадиный» облик лесного духа не вполне осознается, а лишь подразумевается; говорят, что леший «ржет и обходит человека».
Леший-конь не столько лесной, сколько стихийный дух: в облике летящих коней и всадников традиционно представляли стихийные явления, вихри, бури. По поверьям, особенно северных, лесных районов России, леший может принимать облик сильного ветра, вихря; он «приходит бурей и облаком». «Ветер – леший с крыльями», – считали в Тульской губернии. В вятской сказке леший говорит о своей смерти: «Ветер дунет – и ничего не будет».
Нередко леший персонифицирует и стихии, и лес: он огромен, «с глазами как звезды», ходит с ветром (и по направлению ветра можно узнать, куда идет леший); он не оставляет следов, бурлит водой в реке, шумит лесом, свищет, кричит разными голосами, то есть как бы заполняет собой весь мир.
Кроме того, по общераспространенным поверьям, леший обычно застегнут «наоборот» (по-женски, левая пола поверх правой), а иногда у него перепутана и обувь или подоткнута правая пола одежды. Отличает лесного хозяина и особенно зычный голос, а также любовь к повторению («эхом») последних слов собеседника. Леший любит свистеть, хохотать, хлопать в ладоши, петь. По этим приметам всегда можно распознать лешего, который способен принять облик любого человека – родственника, знакомого, а также старика-странника, священника, солдата в полной амуниции, атамана, генерала .
Лешего представляют и семейным, и одиноким. По ряду поверий, у него есть жена лешевица, лешачиха («косматка»), которая «некрасива и необрядна». (Однако лесной дух в женском обличье может быть и совершенно самостоятельным, не связанным с семейством лешего). Полагают, что леший часто женится на «отсуленных» ему, проклятых девушках, женщинах, а в рассказе, записанном в Олонецкой губернии, даже приезжает сватать понравившуюся ему девицу: «Так славно одет был: козловые сапоги, красная рубаха, тулуп и все, как есть – настоящий купец или приказчик какой из Питера.
Развернул бумажник – денег гибель, деревню покрыть можно. При нем также брат, мать и вся, значит, церемония свадебная. Ударили по рукам. Ничего, говорит, мне вашего не надо, девку одну надо... (просватанная девушка исчезает, и лишь через шесть недель, ночью, приходит на минуту, чтобы отдать отцу свой крест; рассказывает, что жить ей хорошо, «только молиться нельзя»). Женятся лешие очень шумно. «Поезд их всегда сопровождается сильным ветром и вихрем. Если поезд проезжает через деревню, то на многих домах сносит крыши, разметывает овины и клади, а в лесах – ломает сотни дерев».
Дети лешего – это и проклятые, унесенные и уведенные им крестьянские дети, и дети, рожденные в браке с проклятой, лешачихой или кикиморой. Сюжет о деревенской бабе-повитухе, принимающей по настоянию лешего роды у его жены, – один из самых популярных среди русских крестьян.
Ребенок лешего (которым он нередко стремится подменить обычное дитя) уродлив (криклив, «голова с пивной котел»), или незначительно отличается от прочих лесных духов. В Вятской губернии считали, что «плодом от сожития лешего с унесенной им девушкой бывает тоже леший, но не столько злой, как тот, который происходит от лешачихи. Людская кровь-де в том стоит за себя. Леший, родившийся от девушки, пожалуй, рад бы делать и добро людям, но другие лешие при разделе лесов всегда стараются отмежевать ему такой участок, от которого верст на тысячу во все стороны нет никакого жилья».
На Новгородчине и Вологодчине полагали, что «леший не суетлив, не вертопрашек; любит семейную жизнь, а потому его часто видят в кругу своей, то есть лешевой, семьи. Один мужик деревни Заозерья Уломской волости поехал в лес за дровами и видит – на пне сидит леший со своею старухой и едят кашу. Мужик им поклонился, и они ему. Мужик догадался, что это лешие, и сотворил Иисусову молитву. Духи исчезли. Другой видел их целую большую семью, состоящую из стариков, взрослых и ребятишек».
Тем не менее семья лешего в поверьях не всегда выглядит столь благообразно, скорее наоборот. В повествовании из Мурманской области проклятая девочка оказывается в избе лешего, где полно таких же проклятых, одетых в рвань ребятишек и среди них – неопрятная, в лохмотьях хозяйка избы.
По-разному называется и описывается и место жительства лешего: от огромного дома, дворца в лесу до маленькой избушки. На севере России лесной дух – исконный хозяин и обитатель охотничьих избушек, куда он пускает или не пускает на ночлег людей. По сведениям из Вологодской губернии, леший живет в избе, покрытой кожами. Иногда (подобно бабе-яге) он обитает в «избушке на курячьей голяшке» (Вятск.), в избе, «украшенной» различными частями человеческого тела (она «подперта ногой» и т.п.).
Лешие могут поселиться и просто в болоте, возле угольных ям (Новг.), в ущелье (Арх.), в лесной чаще (куда никто, кроме них, не в состоянии проникнуть) (Новг.). Обитают они и под землей, куда «проваливаются» в Воздвиженье, 27 сентября, и где проводят всю зиму. В Вятской губернии полагали, что у леших есть дома, но они «своего дома не держатся, разгуливают где им вздумается». Нередко в одном и том же районе России уживаются достаточно противоречивые понятия о том, как живут «лесные хозяева».
В лесные сети попал и бывший мэр Ржева Александр Харченко. Второй по значимости город Тверской области он возглавлял аж 18 лет: с 1991 по 2009 год. Сейчас чиновник на пенсии. Вместе с женой Александр Васильевич ехал на автомобиле из Селижарово в Ржев и решил остановиться по пути, чтобы собрать грибов. Из-за сильного дождя супруга быстро вернулась в машину, а мужчина остался «охотиться».
«Наклонился за лисичками, срезал, развернулся и, как тогда думал, пошёл по направлению к машине. Оказалось, заблудился. Стал кричать, но что услышишь в дождь?! Промок до нитки, кругом бурелом и болото, к одной берёзе по три раза выходил. Не иначе, как леший водил! - вспоминает Александр Харченко. - Когда наступила ночь, стало не по себе. Из-за ливня сильно заволокло небо, даже по звёздам не сориентироваться». Выбрался из леса экс-глава города только к утру: вышел к охотхозяйству. Первым делом попросил позвонить жене, успокоить её. Когда за Харченко приехали, в машину его заносили на руках: из-за холода не слушались ни руки, ни ноги. Ещё бы: он провёл в осеннем лесу 15 часов и протопал 30 километров.
Обычно «старший лесовик» («лес честной – царь лесной») предстает величественным стариком – патриархом или высоким человеком в белых одеждах. Он справедлив и «праведен», без причины не тронет человека; у него белая борода, высокий колпак, кнут, пощелкивая которым он может гнать стадо волков (Некоторые черты в облике такого лесного царя перекликаются с соответствующими же чертами в облике Егория, «волчьего пастыря» и покровителя пастухов, охотников). Подчиненные старшему лесовику лесные духи не столь благообразны, и их отношение к человеку двойственно.
Излюбленное время лесовиков – прежде всего, сумерки, ночь. Но в полумраке лесной чащобы, на дорогах и тропинках они появляются и утром, и днем. По общераспространенным представлениям, в лесах, болотах пролегают невидимые «дороги лешего», попасть на которые очень опасно: лесной хозяин может «отбросить» попавшегося ему на пути человека, покалечить его или увести за собой, сгубить.
«Распорядок жизни» леших связан и со сменой времен года, и с крестьянским календарем; с первыми морозами лесовики «проваливаются» сквозь землю, а весной «выскакивают из земли» . Как и многие другие духи, лешие празднуют весну, особенно Пасху: на Пасху им можно поднести «христовские яички» (которые очень любят лесные хозяева) или даже похристосоваться с ними.
Отмечен в «календаре леших» и канун Иванова дня (6 июля): по Поверьям, в это время лесного хозяина можно увидеть и заключить с ним договор. Праздником для лесных владетелей – является и 2 августа (Ильин день), когда «открываются» волчьи норы, а звери и гады «бродят на свободе». 4 сентября, в день Агафона-огуменника, лешие выходят из леса и бегают по селам, деревням, стремясь проникнуть на гумна, раскидать снопы, «потешиться над соломой».
Один из самых больших праздников для лесных духов – 27 сентября, Воздвиженье (до недавнего времени крестьяне избегали ходить 27 сентября в лес, опасаясь попасть на сборище змей, зверей и лесовиков). «Отгуляв» в Воздвиженье, лешие уходят на покой, под землю. Крестьяне некоторых губерний считали последним праздником леших не Воздвиженье, а Ерофеев день (17 октября), когда лесные хозяева «в полянах вырывают землю на семь пядей, загоняют зверей по норам, а сами проваливаются сквозь землю, откуда и появляются затем весною» «Сахаров, 1849».
Тем не менее, по столь же распространенным представлениям, леший может обитать в лесу и весь год, в том числе зимой, поздней осенью.
Образ лешего, лесного хозяина – один из центральных в поверьях русских крестьян, он многопланов и складывался на протяжении столетий (само же привычное нам название лесного владетеля – леший – упоминается в историко-литературных памятниках лишь начиная с XVII в.). Образ лешего впитал в себя и черты стихийного духа (олицетворяющего не столько ветер, сколько шумящий под ветром лес), и черты божества – зверя, птицы, растения, «хозяина» определенной территории и обитающих на ней зверей, одновременно и предка-покровителя живущих среди лесных просторов людей.
Леший – существо могущественное, вездесущее, обладающее властью не только над лесом, но и над многими важнейшими сторонами человеческого бытия. Не случайно образ лешего, по мнению некоторых исследователей, соотносим и с образом Волоса (Велеса) и с образами Георгия, Николая, властвующих и над растительностью, водой, плодородием, и над зверями, и над судьбой человека. Наиболее ярко в русских поверьях XIX-XX вв. проявились представления о лешем-стихии, лешем-судьбе и представления о лешем – «хозяине» зверей, покровителе пастухов и охотников.
Леший – стихийный дух – производит ветер, вихрь, бури. В Вологодской губернии действиям лешего приписывали вихрь, прошедший узкой полосой, а в Архангельской губернии череду вырванных с корнем деревьев считали следом свадьбы лешего с лешухой. Леший-вихрь – это нередко и воплощение судьбы человека. Леший «подхватывает вихрем» и уносит с собой проклятых ). Порой он уносит (под видом кучера на тройке, всадника) и припозднившихся путников, особенно пьяниц, мгновенно пролетая с ними огромные расстояния (например, от северной деревни до Казани, оттуда – до Москвы и обратно). Если леший хочет просто «пошутить», то возвращает унесенных: в рассказе, записанном на Вологодчине, замороченный лесным духом путник в конце концов оказывается на вершине дерева с шишкой в руке.
Леший «водит», сбивает с пути людей, пугает их шумом, хохотом, свистом, может даже защекотать или загрызть. Достаточно часто леший «водит» не в наказание за какую-либо оплошность, неправильное поведение в лесу, а без причины, «просто так». Кознями лешего крестьяне объясняли непонятные, трагические происшествия: в тех случаях, когда человек без видимой причины долго блуждал или исчезал в лесу, говорили, что его «обошел» лесовик, что он попал «на дорогу лешего», которая и увела его прочь с человеческих путей, сгубила. Проклятых и заблудившихся, не сумевших найти дорогу домой или не «отведенных», не спасенных родными лесной хозяин забирает себе «в присягу».
Избавиться от морочащего людей лесного духа можно было посредством молитвы или, напротив, матерной брани; рассмешив лешего; крикнув «овечья морда, овечья шерсть»; перевернув, перетряхнув одежду на левую сторону, переобувшись. По поверьям, леший страшился также соли и огня, очищенной от коры липовой палочки (лутошки) или рябиновой палочки, которую не мог перешагнуть. Напугать или убить лешего можно было, выстрелив в него медной пуговицей. Пропавших «отводили» с помощью молебнов, нередко обращались к колдунам, относили лесному духу дары.
Опасаясь быть «уведенными» лесным хозяином, крестьяне старались соблюдать определенные правила (избегали произносить проклятья, особенно «Веди, леший!», входили в лес, благословясь, испросив разрешения у лесовика, старались не шуметь, не оставаться в лесу в сумерки и т.д.) Но поскольку и «след лешего», и «недобрая минута», в которую могло «увести», представлялись в принципе невидимыми и невычислимыми, то лес всегда таил в себе множество непредсказуемых опасностей и случайностей, облик которых нередко принимали лесные духи.
Проклятые и «уведенные», заблудившиеся люди поступают на попечение лешего. Пока их участь не определена окончательно, они кружат с лешим-вихрем, а затем могут поселиться в его избе (большом доме в лесу). Отсюда лесной хозяин посылает их в деревни добывать неблагословленную еду, а также раздувать пожары. (Пожар, огонь, по поверьям, также находятся в ведении лешего – стихийного духа.
Кроме проклятых и потерявшихся в лесу людей, в подчинении у лесного духа находятся также самоубийцы и похищенные лешим (то есть неведомо как погибшие) дети. Таким образом, лес, издревле почитавшийся обителью мертвых (которых иногда и хоронили в лесной чаще), остается местом пребывания умерших неестественной смертью и в поверьях XIX–XX вв. Все эти покойники, по мнению крестьян, могут сами стать лесными духами, лешими; представления о лешем-стихии объединены здесь с представлениями о лешем – старшем покойнике, «лесном патриархе», предке, от которого могут зависеть жизнь и смерть человека. В Олонецкой губернии «уводящих» детей лесовиков называли «лесные старики», «лесные отцы».
Среди русских крестьян XIX-XX вв. популярны рассказы о том, как лесной хозяин не просто забирает к себе проклятую девушку, но и заботливо растит ее, выдавая затем замуж и возвращая людям. Возможно, что в подобных повествованиях отразились воспоминания о некогда бытовавшем обычае временной изоляции подростков, подготавливаемых к переходу в иную возрастную группу и вступлению в брак. Так или иначе, но лесовик и в этих рассказах выступает как умудренный особыми знаниями «хозяин» и леса, и человеческой судьбы.
Не случайно поэтому, что леший, по поверьям крестьян многих районов России, ведает будущее, наделен даром пророчества. «Мужик Кузьмин рассказывал мне и божился, – сообщает П.С. Ефименко из Архангельской губернии, – что выходит каждый год в лес на Святки, а он «леший» выйдет и спрашивает: «Что тебе надо?» А Кузьмин начинает расспрашивать: «Каков год? Каков хлеб? Будет ли солдатчина? Будет ли в море рыба?» Леший говорит – будет или нет; так до трех раз. За третьим разом леший захохочет и, сказавши: «Ах, дурак, все одно слово помнит!» (то есть все спрашивает об одном) – уйдет в лес» (Ефименко, 1864). Лесной дух может помогать и в святочных гаданиях.
Крестьяне верили, что леший может научить ворожить побывавших у него людей. В Олонецкой губернии полагали, что лесовик «и вся его стихийная братия» являются человеку исключительно перед бедой. По рассказам крестьян других районов России, нередко погибают и случайно встретившиеся с лесным хозяином люди.
Однако это лишь одна из граней образа многоликого лесного духа. Предсказать действия лешего-судьбы, договориться с ним действительно трудно, но в целом он не столько грозен, сколько «причудлив» и даже «любит тех, кто пожелает ему добра» (Новг.). Леший, невидимое и видимое бытие которого (как и сам лес) издревле сопутствовало жизни крестьян, наделен в поверьях многими человеческими чертами, даже слабостями. Он похож на людей, участвует в жизни крестьянской общины. С ним можно познакомиться, расположить его к себе.
Лесные хозяева под предводительством своего атамана любят забавляться, подвешиваясь на деревьях (Тульск.); они не прочь выпить и посещают «царевы кабаки»; лесовики играют в карты «на зверей». (В 1852 году, по рассказам крестьян, сибирские лешие проиграли русским и гнали проигрыш (лесных зверей) через Тобольск на Уральские горы.) У леших есть солдатчина, они воюют между собой и с водяными.
Появляющийся в деревне леший не только проказит, вредит или дразнится, но и следит за соблюдением важнейших правил поведения, например, наказывает за работу в праздники, посылает своих «подручных-проклятых» похищать еду, оставленную нерадивыми хозяйками без благословения.
Иногда лесной хозяин даже участвует в полевых работах, В Вятской губернии записан рассказ, напоминающий известную сказку о крестьянине и медведе: леший помогает поселянину вспахать поле (таскает на себе плуг) – в награду за «вершки» урожая (т. е. за ботву выращенной репы). Есть рассказы и о лешем, нанимающем человека к себе на службу (например, шить сапоги).
Лесной хозяин может и пригласить, повести к себе в гости; иногда он «шутит» со своими гостями, но иногда обходится с ними «по чести». В один из праздников мужик, пожелавший «погостить у лешова», встречает на дороге старичка, который приводит его в дом-особняк: «Пришли, смотрит мужик – на столе всего-то понаставлено: и пива, и вина, и пирогов-то всяких. Посадили мужика за стол, угощают. Мужик выпил рюмку, а сам думает: «К лешему, к лешему я попал, наверное, – надо выбираться».
И говорит хозяину: «Спасибо, дедушко, на угощении, – всем доволен, только ты уж, пожалуйста, проводи меня на дорогу: надо домой идти, боюсь, не заблудиться бы». – «Ладно, пойдем». Идут они тихонечко, и мужик все думает: «Эх! Заведет меня леший куда-нибудь, а делать нечего, пошел, дак иди». Вдруг старик и говорит: «Теперь, дядя, не заблудишься». И не стало старика. Мужик смотрит, а он у самого своего дома стоит на крыльце». Лесной дух вездесущ, разнолик, но наиболее важной для крестьян остается его роль «хозяина леса и зверей», от которого особенно зависит удача охотников, благополучие пастухов...
Неугодных ему людей леший не только пугает и уводит; он может вызывать тяжелую, порой смертельную болезнь. Откупиться от лесовика, смягчить его гнев можно подношениями, оставляемыми на пне, на лесном перекрестке. Крестьяне многих районов России считали, что в подарок лешему нужно обязательно положить яйцо. Если олонецкий крестьянин знал, что захворал в лесу, он должен был взять яйцо в левую руку и, встав на перекрестке, произнести: «Кто этому месту житель, кто настоятель, кто содержавец, тот дар возьмите, а меня простите во всех грехах и всех винах, сделайте здраву и здорову, чтобы никакое место не шумело, не болело» (яйцо оставляли на перекрестке).
Подчиненными лесовику, лесному царю считались звери и птицы, особенно медведи, волки: «Медведь у лешего любимый зверь. Леший, всегдашний охотник до вина, никогда почти не выпьет ни одного ведра, не попотчевав зауряд и медведя. Леший никого, кроме медведя, не берет в услужение себе. Подкутивший леший любит соснуть часок-другой, и медведь в это время ходит около него дозором... Леший угощает медведя вином, а медведь лешего – медом».
Согласно общераспространенным представлениям, леший, «хозяин» зверей, обладает способностью и губить домашнюю скотину, напускать на нее медведей, волков, и охранять стадо по договору с крестьянами. Леший, лешачиха могут и похитить, увести скот, и, при правильном обращении с ними, помочь его отыскать.
Обычно когда стадо первый раз по весне выходило в поле, то его поручали невидимому надзору Егория, но при этом пастух нередко заключал (или «подновлял») договор с лесным хозяином, лешим. Хороший пастух, по понятиям крестьян, должен был знать условия заключения и соблюдения такого соглашения (включавшего относ, жертву лесному духу). Знающиеся с нечистыми духами пастухи во многих районах России почитались колдунами. На Терском Берегу Белого моря местные жители еще недавно вспоминали о пастухах-поморах, «сильных» колдунах, которые сумели «закрыть» их скот, сделать его невидимым для зверей.
На севере России верили, что леший, заключивший договор с пастухом, охраняет стадо в течение лета. За это он получает молоко. «Для того чтобы скрепить этот договор, пастух произносит заговор и бросает в лес замок, запертый на ключ; леший поднимает замок и отпирает или запирает его, в зависимости от желания пастуха. При этом считается, что скот ходит только тогда, когда замок отперт...» (Зеленин, 1991).
Помогая пастуху, лесной хозяин может наделить его волшебными предметами. В рассказе из Олонецкой губернии мальчик-пастух плохо справляется со стадом. Появляясь под видом старика, лесовик забирает у мальчугана крест и пояс, что-то делает с ними и возвращает обратно: крест велит не носить, а пояс – связывать или распускать (в зависимости от того, когда нужно собрать или выпустить коров). Благодаря помощи лешего, мальчик становится хорошим пастухом.
По другим рассказам, лесовик наделяет пастухов помощниками, которые, согласно договору пастуха с лесным хозяином, все лето незримо пасут за него скот. В повествовании из Новогородской губернии это делает «кривой вражонок». По рассказу, записанному на Вологодчине, «леший-пастух» избирается из числа нечистых на Ильин день, 2 августа; «Леший – помощник пастуха – похваляется: «А у меня столько трудов вышло. Я всю вселенну обежал!»« (Померанцева, 1975).
Пасти скот может и лешачиха («оборванная жонка» или высокая, дряхлая старуха). Если человек, заключивший с лесными духами договор, нарушает хотя бы одно из его условий (например, не пытаться увидеть пастухов-лесовиков), то невидимые помощники исчезают, а разгневавшись, напускают на стадо зверей или уводят коров.
Потерявшихся, «уведенных» животных также возвращали с помощью жертв, относов лесным духам. На Пинеге при пропаже коров увязывали в платок пшеничную шаньгу и горшочек каши и в полночь оставляли на росстани на перекрестке. Считалось, что если горшочек исчезнет, то лесовики возвратят коров. «Чтобы вернуть коров, угнанных лешим, раньше суеверные люди через головы скота бросали хлеб, тем самым стараясь войти «дедушке в милость»« (Померанцева, 1975).
Нередко при отыскании скота обращались к колдунам, которые, в свою очередь, сносились с лесными духами. В повествовании, записанном на Печоре, колдун, знающийся с лешим, «за бутылку» отыскивает пропавших животных: выпьет и идет глухим лесом, «без всякого следа»; свистнет – и появляется потерявшаяся лошадь. Завести добрые отношения с лесным хозяином старались и охотники, также подносившие ему дары (чаще всего – блины, «христовские» (пасхальные) яички). Дружный с охотником лесовик мог выгнать зверя под выстрел охотника, направить его руку, сделать метким стрелком.
Порою леший сам начинает помогать соблюдающему все правила поведения в лесу или расположившему его к себе человеку. «И пошел дальше, да и заблудился. Блуждал, блуждал, до болота дошел. Совсем деться некуда. Туг вдруг леший пришел. «Ты, – говорит, – мое стадо пожалел, а я, – говорит, – тебя пожалею», Взял его на спину и понес. Несет, несет, аж в зубах свистит, Стали уж деревни. «Ну, – леший говорит, – свой дом узнай». Тот и уцепился за трубу. Да и проснулся на печке, за горшок с кашей держится».
Нередко лесовик, как и другие духи, «озорничает бессмысленно и зло», вредит без видимых причин или губит охотящихся в пределах его владений. В северных районах России популярен сюжет о ненасытном лешем-людоеде, поедающем охотников, которые останавливаются на ночлег в лесной избушке (он съедает сначала ужин охотников, а затем собак и самих охотников). («Охота в Тверской области»).