Главная
МЕНЮ САЙТА
КАТЕГОРИИ РАЗДЕЛА
ГЛАВНАЯ [1]
НЛО [291]
КОНТАКТЕРЫ [0]
КРУГИ НА ПОЛЯХ [0]
АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ [259]
КРИПТОЗООЛОГИЯ [276]
ЖЕРТВОПРИНОШ. [0]
ПРИВИДЕНИЯ [283]
АСТРОЛОГИЯ [0]
МАСОНСТВО [0]
СПИРИТИЗМ [0]
ЯЗЫЧЕСТВО [0]
САТАНИЗМ [0]
КЛЕРИКАЛИЗМ [0]
ГОМОСЕКСУАЛИЗМ [0]
ПРОСТИТУЦИЯ [0]
НАРКОМАНИЯ [0]
ПЕДОФИЛИЯ [0]
ПРЕСТУПНОСТЬ [0]
НАЦИОНАЛИЗМ [0]
КОРРУПЦИЯ [0]
ФАШИЗМ [0]
РАБСТВО [0]
БОЛЕЗНИ [0]
БЕДНОСТЬ [0]
НЕРАВЕНСТВО [0]
НЕГРАМОТНОСТЬ [0]
БИБЛИЯ
ПОИСК ПО САЙТУ
СТРАНИЦА В СОЦСЕТИ
ПЕРЕВОДЧИК
ГРУППА СТАТИСТИКИ
ДРУЗЬЯ САЙТА
  • Вперёд в Прошлое
  • Последний Зов

  • СТАТИСТИКА

    Главная » Статьи » СТАТИСТИКА ОККУЛЬТИЗМА » КРИПТОЗООЛОГИЯ

    Таинственные животные в Вологодской области. 2




    В Вологодской области обнаружена стоянка йети

    Традиционно считалось, что снежный человек обитает в горах Памира и Кавказа, куда, как правило, и снаряжаются поисковые экспедиции. Но вопреки утверждениям учёных недавно снежный человек объявился и на русском Севере. Охотоведу из Белозёрского района Виктору Башлакову и его товарищу Ивану Селезнёву в нынешнем году удалось увидеть «незнакомца» с максимально близкого расстояния. Они делали обход своих угодий и решили заночевать в охотничьем домике, расположенном на поляне посреди леса. Около полуночи уснувших охотников разбудил странный шум - будто бы кто-то скакал по крыше. 

    Причём был этот кто-то весьма тяжёлым: доски на крыше чуть ли не проламывались под его массой. Охотники побоялись выйти на улицу. Они на всякий случай подпёрли двери скамейкой, а сами стали смотреть в щель. Вдруг шум стих, с крыши соскочило некое обросшее шерстью существо и на двух ногах побежало в деревья. Опытный охотовед клянётся, что это был точно не медведь, и вообще существо не было похоже ни на одного обитающего в этих местах зверя. 

    А грибники из деревни Тимошино наткнулись на странное лежбище - несколько молодых сосен были согнуты почти до земли, образуя некое подобие шалаша, земля под ними была устлана лапником. Он был изрядно помят, будто на нём ночевало огромных размеров тело. Интересно, что сосны не были сломаны, а лишь погнуты под определённым углом. Чтобы придать им такую форму, требовалось поистине нечеловеческое усилие. 

    Прочитав соображения об обнаружении лежбища, вологодские криптозоологи тут же отправились в экспедицию в белозёрские леса. Александр Богунов, один из участников экспедиции, рассказывает: «За последние десять лет в Вологодской области зафиксировано несколько десятков случаев встреч людей с неизвестным существом. Жители неоднократно наблюдали, как по берегу бродило существо, похожее на человека, но ростом около двух с половиной метров, без одежды и всё покрытое густой шерстью. Было существо сутуло и имело несоразмерно длинные руки. Но близко к себе оно не подпускало и, заметив людей, скрывалось в лесу». Одно время всё в том же Белозёрском районе то и дело начали находить разорванных пополам собак. 

    Грешить стали именно на «лешего», как окрестили его местные жители. Рядом с погибшими собаками зачастую обнаруживали следы ступни большого размера. Был документально зафиксирован случай, когда «снежный» спас «разумного» из когтей медведя. Животное уже подмяло человека под себя и наверняка убило бы его, если бы откуда ни возьмись не появилось обросшее густой шерстью человекоподобное существо и не сцепилось с медведем. Дожидаться развязки их схватки человек не стал. 

    По мнеию Александра, снежный человек - это одна из разновидностей неандертальцев, которые, как полагают криптозоологи, не являлись неким промежуточным звеном перехода в homosapiens, а были отдельной ветвью развития человека. По наиболее распространённой версии, своих собратьев по разуму перебили сами же homo sapiens. Подтверждением тому, что в наших широтах водятся гоминиды, являются и старинные свидетельства. Конкретно уже о Вологодской области говорится в трудах известных фольклористов Соловьёвых. 

    Там рассказывается о довольно общительной самке гоминида, которая на протяжении долгого времени выходила из леса к работавшим неподалёку косарям и воровала у них обед. Косари заметили, что, похитив еду, «кикимора», как они её прозвали, располагалась неподалёку - садилась на один и тот же облюбованный ею камень и трапезничала. Как-то раз, чтобы отвадить «кикимору», они сильно разогрели этот камень. Усевшись на него, самка больно обожглась и, обидевшись, больше к людям не выходила. 

    Газета «Новгородский вестник» от 1905 года (в то время Череповецкий уезд входил в Новгородскую губернию) пишет, что из одного селения близ Череповца гоминид похитил пятилетнего ребёнка и утащил его в лес. Поиски, организованные населением, ни к чему не привели. Через три года ребёнок сам вернулся домой. Всё это время он жил в лесу, был пленником у самки гоминида. Говорить он не разучился, вот только кожа заскорузла настолько, что её не могли отпарить даже в бане. О том, что загадочный «йети» живёт где-то в лесах и по сей день, говорят и обычаи, сохранившиеся у местного населения. Отправляясь в лес, охотники и грибники обязательно кладут на пенёк подарок для «лешего». (Газета улица Заречная № 19 (147), 6 Мая 2004).



    Он большой, добрый и с крыльями

    Глухие все- таки места на севере Вологодской области. Никто туда не дошел - ни монголо-татары, ни поляки, ни французы, ни немцы, ни коммунисты... И из-за этого получилось так, что еще в начале 20-го века там жили язычники. Нет, ничего страшного, никаких кровавых ритуалов и человеческих жертвоприношений, просто жили себе люди и молились своим богам. Что с ними теперь? Да то же, что и с остальными деревнями в русской глубинке...

    Но это была предыстория. А сама история вот.

    Приехала как-то в деревню в те края летом молодая семья: отец, мать и сын лет 7-8. Мать была родом из тех мест, поступила в институт, вышла замуж и осталась в городе. Обычная история, в общем. И так получилось, что во время прогулки в лесу сын потерялся. Тоже обычное дело, в общем-то. Искали, конечно, всей деревней. Прошли уже почти сутки поисков, когда к матери в дом - а мать оставили в деревне, чтобы не мешала - постучалась древняя старушка, жившая в той деревне. И сказала: «Не волнуйся, живой он. О нем позаботятся». Сказала и ушла. 

    На вторые сутки, уже ночью, одна из поисковых групп вдруг услышала в лесу собачий лай. Естественно, побежали на звук, поскольку ушли они очень далеко от деревни и никаких собак там быть не могло. И когда уже подбегали к месту, вдруг услышали еще один звук, который уж совсем никак объяснить не могли - это был грохот огромных крыльев, как будто одновременно взлетели с десяток глухарей. Впрочем, об этих странностях тут же забыли, потому что на лесной поляне увидели пропавшего паренька. Он был цел и невредим, и даже на удивление чистый после почти двух суток в лесу. 

    Когда его привели домой, он вдруг спросил у матери: «Мама, а собачка еще вернется?». Никто, конечно, не понял, про какую собаку он говорит. И когда начали спрашивать, паренек рассказал, что, когда он потерялся в лесу, ему сначала было очень страшно. Но ближе к вечеру из леса вышел огромный крылатый пёс, который постоянно находился рядом с ним, показывал, где найти ягоды, чтобы поесть, а ночью ложился рядом и укрывал паренька крылом, чтобы тот не замерз. Мальчик так про него говорил: «Он большой, добрый и с крыльями»...



    Водяной - потомок атлантов

    Из специальной литературы мы узнали, что чаще всего водяного встречают в Вологодской, Новгородской и Ярославской областях. 

    Одним словом, ареал обитания водяного - северо-запад России. Это, видимо, связано с тем, что он предпочитает жить в реках с медленным течением, мутной водой. Причем эти реки обязательно должны проходить через глухие чащи и непролазные дебри. Если собрать свидетельства очевидцев и русский народный фольклор (что, в общем-то, одно и то же) вместе, то водяной у нас получится не очень симпатичный. Как правило, он высокого роста, обросший мхом или тиной. Большие, с блюдце, красные горящие глаза и длинные нечесаные волосы. 

    Водяной может, как помочь, так и навредить человеку. Упорно держится слух, что водяной требует жертв живыми существами. Наши предки в старину нередко сталкивали какого-нибудь запоздалого путника в заводь, чтобы задобрить подводного жителя. В наши времена в неурбанизированных деревнях можно встретить старожилов, которые до сих пор подносят к воде чашечку с мукой или крупой. Говорят, что водяные любят, чтобы по праздникам их побаловали водочкой или самогоном.

    Для того чтобы уберечь себя от водяного, помимо креста на шее, люди обычно берут с собой шерсть черного козла. Водяной ее очень не любит и ни за что не подойдет к вам в таком случае. Удача рыболовов также находится во власти водяных. В глухих и отдаленных деревнях, где вера и традиция доминируют над разумом, до сих пор придерживаются главного правила: одну рыбину из первого улова кидают обратно в воду как дань и жертву. Хорошо осведомленные люди привычно не едят раков и голых рыб (вроде угрей и налимов) - любимых блюд на столе водяного.

    Говорят, что с 21 по 24 июня водяной выходит на берег и собирает разные травы. Существует поверье, что если человек узнает, какую именно траву ищет водяной, то может сам ее собрать, а потом попросить у него взамен все, что угодно. Как правило, история исследования фольклора любой тематики, в том числе и этой, практически подтверждала его реальную основу. Комментирует эту тему астролог, уфолог, экстрасенс Игорь Манушин, исследовавший возможность версии реального существования фольклорных персонажей:

    - Если представить водяного не как фольклорный элемент, а как реально существующее существо, то мы можем его интерпретировать как человекообразное двоякодышащее (как под водой, так и на земле) млекопитающее. В 60-е годы прошлого столетия американская супружеская чета ученых Бенвенутти доказала, что при определенных обстоятельствах человек может жить под водой. Они изобрели специальный препарат, секрет которого, естественно, держится в тайне. Препарат вводят в кровь человека, и он приобретает способность долгое время находиться под водой.

    - Но все-таки, кто такой водяной?

    - Сегодня существуют две основные теории происхождения того, кого мы называем водяным. Одни считают, что в очень далекие времена, на печально известной Атлантиде тоже проводились опыты над человеком, которые бы позволили ему жить под водой. Можно предположить, что водяные - потомки жителей Атлантиды. Но есть и другая версия, более простая, но менее романтичная. Водяной - это мутировавший вид существовавшего когда-то древнего животного.

    - Вам известны случаи непосредственного контакта водяного с человеком? 

    - В моей практике, к сожалению, я с такими людьми не встречался. Могу только рассказать по принципу: знакомые моих знакомых говорили... Так вот, люди, наблюдавшие водяного с берега, пережили сильное волнение. А вот тем, кто видел его в воде, с лодки, повезло меньше. Рассказывают, что их охватило сильное чувство страха, оцепенение. Говорят, что тут же поднялись очень сильные волны, и лодку чуть не перевернуло. Но я бы не стал этому очень верить. Ведь у страха глаза велики. (Дмитрий Погодин).



    Лесные страхи

    Страх и крайняя степень его выражения – панический ужас - довольно-таки неприятные и коварные чувства, особенно в тех случаях, когда человеку совершенно непонятна вызвавшая эти тёмные чувства причина. Диапазон поступков, которые может совершить охваченный страхом или ужасом человек, может простираться от смешного и до трагичного. Непроизвольно поддавшийся этим тёмным чувствам человек, влекомый инстинктом сохранения своей жизни, способен, например, в лесу с ловкостью обезьяны невероятно быстро забраться на дерево, а дома выпрыгнуть из окна своей «охваченной ужасом» комнаты. 

    И винить его ни в коем случае нельзя. Всем известен феномен лесных или пещерных страхов, нападающих на человека без каких-либо видимых причин. Я не имею здесь в виду страхи, вызванные опасением заблудиться, встретиться со злодеем или диким животным и пр. Сильный человек способен преодолеть эти страхи. Я имею в виду случаи, когда даже сильный и в высшей степени мужественный человек оказывается не в состоянии владеть собой под влиянием внезапно и необъяснимо охватившей его волны ужаса.

    Об одной такой истории поведал Павел Гусев. Его очерк «Страх» был напечатан в моей любимой газете «Московский комсомолец» 21 февраля 1988 года.

    В конце августа предыдущего года Павел и три его сокурсника решили на моторной лодке подняться вверх по течению глухой, необжитой речушки в Вологодской области. Двое из его сокурсников были опытны в таких делах, а Павел и его друг Миша - здоровенный угловатый парень - знали о таких путешествиях лишь понаслышке. Дней через десять туристы добрались до почему-то заброшенного хутора - огромного домины с пристройками на высоком берегу реки. 

    Сразу же за домом начинался глухой плотный лес. На берегу, почти у самой кромки воды, стояла чуть покосившаяся банька. А на лужайке перед заброшенным домом, где расположились туристы, лежали старые, местами уже тронутые гнилые брёвна. Они лежали поодаль от дома: видимо, у хозяев были какие-то соображения на сей счёт, но они почему-то не были воплощены в дело… Все ушли, покинули это место. Когда, почему, зачем?

    Впрочем, эти вопросы посетили Павла и Мишу позже. А пока все вчетвером, удобно устроившись на тех брёвнах, держали, так сказать, военный совет: не оставить ли Павла и Мишу здесь вдвоём дней на десять, чтобы не затруднять их продолжением нелегкого для них способа продвижения. Решили так и сделать, договорившись встретиться здесь же дней через десять. 

    Павел и Миша остались одни. К вечеру они всё ещё были на той лужайке перед заброшенным домом. В сумерках его угрюмые, тяжёлые очертания, по словам Павла, разрослись и удвоились на фоне темнеющего неба. Сразу пропала охота подходить к дому за дровами. Дом притих, стал таинственным и, в воображении незадачливых путешественников, обитаемым… Но в этом они друг другу, конечно же, не признались. Для ночлега выбрали баньку, но утром завтракали всё равно наверху, на лужайке. Дальше стоит предоставить слово Павлу:

    - День - весь в заботах - подходил к концу. На нас сначала медленно, а потом всё быстрее и быстрее наваливалась темнота, забираясь сначала в дальние углы, в дом, а затем уже выходя по-хозяйски на поляну. Ужинали мы в баньке.

    К вечеру Мишка стал совсем молчаливым, а с темнотой забрался на нары в нашем скромном убежище, да так оттуда и не спускался.

    Я вдруг, вспоминая день, почувствовал какую-то тоску. А может, это была тревога? Днём сходил в сосновый бор, который манил к себе золотистым светом, грибами… Но прошёл немного, и захотелось вернуться. Даже не понял, почему. Хотелось быть на лужайке, на открытом месте. Больше в лес не тянуло. Так же прошёл ещё один день. Мишка сделался совсем угрюмым. Почти всё время проводил у реки с удочкой, искоса поглядывая на меня, как бы изучая моё поведение. Признаться, мне было не по себе. Я не мог оценить своё внутреннее состояние, не мог понять, что со мной происходит.

    На третий день решил сходить на охоту. Закинув ружьё на плечо, зашагал в сторону леса, который стоял плотной стеной за домом, в стороне от соснового бора. В лесу меня тут же плотным нудным облачком окутали комары. Лес был старый, весь заваленный умершими, состарившимися деревьями. Они цепляли за руки, ноги, как бы не желали пускать в свою глубину. Буквально метров через сто под ногами захлюпала, зачавкала вода. Сапоги проваливались всё глубже и глубже, и во впадинках следов пузырилась, крутилась чёрная вонючая жижа. Начиналось болото. Оно уходило в глубь леса, окружая со всех сторон, и лес казался мёртвым, лишённым жизни. Только комары да мошки липли на потное лицо.

    И вдруг я почувствовал, понял, что меня тревожило все эти дни. Я с ужасом осознал, что я здесь не один. За мной кто-то пристально наблюдал! Но откуда? Кто? Я лишь чувствовал, но не видел. Быстро повернув, я буквально побежал к поляне. Свалился, чертыхнулся, отряхивая налипшую грязь, и вскоре выскочил недалеко от заброшенного дома. Тяжело дыша, прошёл мимо дымящегося костерка, спустился к баньке, открыл дверь - Мишки не было. Не видно его было и на берегу. Выскочив наверх, я озирался по сторонам, а внутри всё сжалось от подступившего тошнотворного чувства одиночества. Оно наплывало, делая ноги ватными, непослушными. Мишки нигде не было. Я заорал так, что даже сам не понял, что кричу.

    Внезапно я услышал Мишкин голос. Он доносился откуда-то сверху. С трудом я разглядел его почти на самой макушке берёзы, которая росла на краю поляны, изящно изгибаясь и нависая над рекой. Я вскарабкался туда же и, еле отдышавшись, присел на сук чуть ниже Мишки. Он с испугом смотрел на меня, виновато моргая, отводя глаза. «Ты что?» - выдавил я. И тут выяснилось, что все эти дни Мишка находился в подавленном состоянии, потому что ощущал себя на поляне неуютно. Но главное он понял, только когда я ушёл в лес на охоту. Мишка явственно почувствовал, что за ним кто-то наблюдает.

    Он чувствовал на себе взгляд. Это и заставило его опрометью кинуться к дереву и лишь на его вершине осознать свою безопасность. Тогда я поделился своими ощущениями, которые почти полностью совпали с Мишкиными. Он побледнел, руки судорожно сжали берёзовые ветки, которые служили ему опорой.

    С дерева мы слезли, лишь когда наступили сумерки. Не разжигая костра, быстро прошли в баньку, закрылись, поужинали консервами. Утром долго не вставали, но о вчерашнем не говорили, старались не вспоминать свою тревогу. Позавтракали у костра, и вдруг, не сговариваясь, взглянули друг на друга: мы опять начинали чувствовать ужас чьего-то присутствия. Не сговариваясь, мы прихватили ружья и пошли к берёзе.

    На ней мы и провели остаток дня. Там, наверху, в шуршащей листве, у нас родился план. Завтра немедленно уходить из этих мест. Мы больше не могли выдерживать эту пытку страхом. Он нас сковывал, превращал оцепеневшие наши фигуры в какие-то мумии. Мы проклинали день, когда решили ехать в эту глушь. И шумные многолюдные московские улицы казались какой-то нереальной, фантастической мечтой.

    Утром следующего дня, собрав свои вещи, захватив немного еды, мы в буквальном смысле слова рванули что было сил из этого места. В баньке остались палатка, спальники, котелки, основная часть продуктов… И записка, в которой мы сообщали нашим друзьям, что решили уехать. Дверь мы приткнули крепкой палкой.

    Через пять дней натерпевшиеся страхов друзья были в Москве. А через две недели они встретились с оставившими их на том заброшенном хуторе товарищами. Те рассказали следующее. Когда они вновь попали на хутор, на месте стоянки Павла и Миши стояла мёртвая тишина. Никого не было. Они злились на Павла и Мишу, недоумевая: что же всё-таки случилось? Дверь в баню оказалась открытой настежь. В воде у самого берега лежал смятый котелок…

    Войдя в баньку, они увидели страшную картину: рассыпанная вермишель, крупа, разорванные спальные мешки. А самое необычное - содержимое канистры с топливом для лодочного мотора было вылито на пол. Для этого надо было отвернуть крышку! Собрав уцелевшее, они уплыли. Оставленную Павлом и Мишей записку не нашли… Больше, сообщил Павел Гусев, бывать в тех местах ему не доводилось. Остались лишь память и страх, панический страх, испытанный первый раз в его молодой жизни. Испытать такое вторично не было никакого желания. Я его очень хорошо понимаю. (Игорь Владимирович Винокуров).



    Где скрывается вепсский черт

    Наш рассказ о самом глубоком в области Косковском озере и прочих загадочных водоемах вызвал достаточно бурную читательскую реакцию. В письмах и телефонных звонках жители различных районов Вологодчины сообщали о многих других известных им таинственных озерах.

    - Километрах в 40 к северу от Кириллова есть небольшое лесное озеро, - делится своими воспоминаниями местная пенсионерка Анастасия Копичева. - Небольшое, внешне ничем не примечательное, очень мелкое и с ровным песчаным дном. Даже в многоводные годы в центре озера взрослому мужчине было, что называется, «по пупок». Так вот, это озеро славилось своими детородными способностями. Особенно в «мальчиковом плане». Считалось, что если в семье хотели наследника, молодая женщина должна была рано поутру приехать на озеро и, присев в воде по шею, около часа читать специальные заговоры. 

    И через девять месяцев у этой женщины обязательно ждали мальчикового прибавления в семействе. Я помню, как после войны, когда многих мужиков поубивало и требовалось восполнить половую пропорцию населения, на это озеро ездили целыми деревнями. Чуть ли не со всего района. И у подавляющего большинства женщин действительно рождались мальчишки! У мамы моей, и у соседок наших, и у других сельчанок, кто в конце 40-х побывали на том озере, в девяти случаях из каждых десяти на свет появлялись будущие мужчины. Вы проверьте - вам все подтвердят! 

    И мы действительно проверили. Увы, эта красивая легенда оказалась малоправдоподобной. По крайней мере, по архивным данным сельсоветов, в 1946, 1947 и 1948 годах рождаемость мальчиков и девочек в Кирилловском районе укладывалась в традиционную «детородную пропорцию» 106:100 (мальчиков всегда рождается чуть больше, так как у них выше смертность в младенческом возрасте и мудрая мать-природа тут «подстраховывается»). 

    Красивая легенда связана и с заболоченным озером Темное, что находится близ урочища с необычным названием Лешева Ноша, неподалеку от истока реки Свидь. Якобы решил как-то леший запрудить речку, чтобы вода в озере Воже поднялась и затопила когда-то шумную Чаронду. Нагрузил он в котомку огромных камней и понес к Свидскому устью. Нес-нес по болотам и лесам, а берестяные лямки возьми да оборвись. Все камни высыпались, вот и появилась Лешева Ноша.

    Был тот леший или не было его - теперь и старожилы не помнят. А то, что огромных валунов в округе много - факт, действительно не подлежащий сомнению. Кстати, один из камушков, что покоится сейчас аккурат посередине озера Темного, впечатляет своими размерами. Только выступающая над водой видимая часть имеет размеры два на два метра, а что там скрыто в глубине - одним аквалангистам было бы известно! Да и то - на ощупь, вода в озере мутная и на самом деле темная от частичек торфа.

    Впрочем, как выяснилось, по составу воды местные озера делятся не только на светлые и темные. 

    - На западе нашего Вытегорского района очень много озер, но три из них особые, - поведал Игорь Васильевич Клюшин. - Это Сурьярвь, Сарганское и Торозеро. Они сообщаются подземными протоками и ручьями, все вместе образуя эдакую выгнутую к югу подкову. Или, если смотреть с высоты - полумесяц. Так вот, по преданию, в дни, когда в небе зарождается новая луна, вода в озере становится мутно-серебристого цвета и словно бы кипит! 

    Я в это не верил, пока сам не побывал на Торозере в новолуние и лично не пронаблюдал за тем, как «закипает» вода. Длилось это минут 20-25, после чего на поверхность стала всплывать вялая и сонная рыбья мелочь. Мне потом старики рассказывали, что часть озера и взаправду «кипит» - потому что там, из глубин земли, якобы поднимается к поверхности теплая лава и пробивается наверх небольшими булькающими гейзерами, которые по какой-то не подвластной логике закономерности активизируются именно с приходом новолуния...

    Собственно говоря, история о «кипящих» озерах - для Вологодчины не нова. Еще с середины 50-х годов гидрологи стали получать эпизодические сообщения о кратковременных и быстрых повышениях температуры в некоторых наших водоемах. Возможно, это действительно как-то связано с глубинными процессами, но вот настоящих гейзеров на территории Вологодчины обнаружить пока не удалось (самофонтанирующие источники на Сухоне - здесь не в счет). Зато в Бабаевском районе есть небольшое озеро Кут, основу которого составляет пробившаяся на поверхность подземная минерализованная вода. Хотя на «газировку» она совсем не похожа - не шипит и не пенится. Зато ужасно пахнет сероводородом. Не случайно это озеро в народе прозвали «Тухлым».

    Есть у нас и свои загадочные места, наподобие шотландского Лох-Несса, где можно встретить (пусть даже теоретически) какую-нибудь бяку-закаляку с рогами. Долгое время сомнительную славу приписывали Гит-озеру на западе вытегорской земли. Когда-то окрестные жители искренне считали, что в его водах прячется двухметровое чудо-юдо, или просто нечистая сила. Ведь первая часть названия, «Hittu» - в переводе с вепсского как раз и означает «черт».

    Неподалеку от Гит-озера расположилось другое не менее загадочное озеро - Индоман. По преданию, именно здесь жили «лунные люди», которые передвигались по небу в больших бесшумных лодках. А это уже «пахнет» пришельцами и летающими тарелками. Много лесных озер, так или иначе связанных с культом нечистой силы и в Белозерском районе (он, кстати, когда-то считался одним из самых «колдовских» в Вологодской губернии). 

    Многие рыбаки и по сей день уверены, что в поход за щуками и окунями нужно обязательно собираться в одиночку (нечистый-де не любит компаний), на озере не шуметь и никогда вслух не петь песен! Иначе подводный хозяин обидится и не только не даст улова, но и может перевернуть лодку. Говорят также, что иногда в «канцелярии подводного царства» даже любят пошутить. Пройдутся мужики с бреднем, а вместо рыбы в сетке - старые лапти да дуги от конской упряжи. Но если, мол, в этот момент громко чертыхнуться, нечистый расщедрится и при следующем «забросе» обязательно навалит в бредень отборной рыбки.

     В этой связи нельзя не упомянуть и об Орех-озере, что находится на северо-западе Бабаевского района. Вопреки названию, славится оно не произрастающими по его берегам орехами (таковых там отродясь не видели), а опять-таки старинной легендой. Якобы именно в это озеро приходили купаться полулюди-полукони. Но было это 300 лет тому назад и с тех пор живых кентавров здесь, увы, не видели.

    Зато в последнее время растет таинственная популярность Красного озера под Кадуем. Расположенное посреди непроходимого болота, оно труднодоступно восемь месяцев в году (с декабря по март неподалеку проходит тракторный зимник). Тем не менее минувшим летом на берегу озера с воздуха несколько раз были замечены огни, напоминавшие латинскую букву «V», из разожженных костров. Природу этого явления объяснить пока не удалось, правда, и показания немногочисленных очевидцев достаточно путаны и противоречивы. Возможно, о феномене Красного озера мы расскажем как-нибудь отдельно. (Владимир Романов , «Вологодская неделя», 13.11.2003, Вологда, n42, стр.11).





    Там чудеса, там леший бродит...

    В детстве от своей бабушки, проживавшей в д. Олюшино Верховажского района, слышал много различных рассказов про леших, которые кругами «водят» людей по лесу и не дадут выйти домой. Но самое любопытное в том, что, случалось, блудили местные жители, охотники, хорошо знавшие здешние леса. А еще создавалось впечатление, что и время течет как-то по-другому.

    Тогда специальных карт не было, и наши деды, видимо неслучайно, давали местное название не только каждому полю, но и приметным перелескам и крупным лесным массивам, где располагались сенокосные поляны, например, Темница, Шаглы, Карпаты, чтобы легче ориентироваться и знать, куда ушли люди. До сих пор не забыть, как пошел за грибами в Жильник (тогда мне было 12 лет). Показалось, не успел зайти - и за считанные минуты будто «пролетел» по лесу два километра, и оказался на речушке Азеньга.

    После того, как в 1986 году была запущена в эксплуатацию автомагистраль Москва - Архангельск, очередную серию головоломок задали дальнобойщики. Они утверждали, что в различные дни на участке дороги от Сметанино до Чушевиц машину будто кто- то тянет «за хвост», давишь на «газ», а она не бежит.

    Все это всплыло в памяти вновь недавно, когда удалось получить первые научные объяснения тем непонятным явлениям. Помогли в этом наши давние друзья - истинный фанат своего дела научный сотрудник Верховажского музея Виктор Петрович Пивоваров и журналисты районной газеты «Верховажский вестник».

    «Труднообъяснимые и порой загадочные вещи случались у нас издавна. Примеры аномальных явлений отмечены в летописи храма Покрова за 1874, 1882, 1900 и 1910 годы. В феврале 1874 года, например, по свидетельству местного дьяка, раздались раскаты грома и засверкали молнии. Летом 1882 года небо разразилось сильным градобоем - градины были величиной с куриное яйцо. В декабре 1900 года вся земля вдруг окрасилась в зеленоватый цвет, раздался глухой гул и треск, жители Чушевиц испугались и попрятались по домам. А в 1910 году, в середине лета, выпало столько снега и установились такие холода, что в лес ездили на санях». 

    Кто бы мог подумать, что родина моих родителей, как выясняется сегодня, находится на границе нескольких аномальных зон, существование которых официально подтверждено. На фрагменте полетной карты 1960 года (на снимке) обозначена эллипсовидная аномальная зона, простирающаяся от Олюшина до поселка Дощаное, что недалеко от Солги в Вельском районе. На Верхневажской возвышенности в зоне магнитной аномалии вдоль реки Пежмы находятся деревни Косково и Морозово, Пежма, попадает в нее и участок федеральной дороги Москва-Архангельск. 

    В 1944 году в Верховажские «Бермуды» попались сразу пять военных самолетов. Причиной вынужденной посадки, скорее всего, оказались «зашкалившие» приборы. Летчики не погибли, но их увез энкэвэдэшный «черный воронок».

    По одной из версий, причиной аномалий мог стать трансформный разлом в земной коре под селом Чушевицы. Еще раньше есть свидетельства того, что в 1912 году, у членов экспедиции ученого Императорской академии наук Александра Лойдиса, исследовавших в верховьях Ваги в районе Чушевиц магнитное поле земли, все часы, в том числе и точнейший корабельный хронометр, дали сбой и вышли из строя. Есть и совсем недавние случаи странных явлений, произошедших здесь. Несколько лет назад Галина Александровна и Ольга Николаевна Соболевы видели в небе недалеко от села необычные шары малинового цвета. (Клин, Четверг, 16 Марта 2006).



    Леший – (Вологда-Космопоиск)

    Леший - лесная нечисть, полноправный и неограниченный хозяин леса: волчий и медвежий пастух. Все звери и птицы лесные повинуются ему. Живёт он в лесной чаще, куда редко ступает нога человека. Он умеет оборачиваться и обычно является людям в виде дряхлого старичка или простого мужичка в соломенной шляпе и с корзинкой полной грибов или без них, либо с котомкой (сумой) за плечами.

    Леший может быть с головы до пят в шерсти. Может носить бараний кафтан или бараний полушубок, который запахнут на правую сторону; обутка (обувь) его обута наоборот; глаза горят зелёным огнём, а волосы у него длинные серо-зелёные; на лице нет ни ресниц, ни бровей. Иногда его представляют одноглазым. Леший то ростом с траву, то высотой с сосну. Может также обратится в медведя или старое дерево. Иногда он кричит и пугает людей (обычно если они плохо себя ведут в лесу: шумят, мусорят и ломают деревья). В его задачи входит охранять лес и зверей в нём живущих, потому его крайне опасаются знающие лесорубы и охотники. Прознав, что в какой-то чаще живёт Леший, они стараются обходить её стороной. Такая чаща считается заповедной и священной. 

    Леший - начальник над всеми деревьями и зверями и всякой твари, живущей в лесу. Лес - это его стихия. И, потому, без его разрешения в лес заходить не стоит, а уж тем более причинять лесу какой бы то ни было вред. Леший носится по своему лесу как угорелый, с чрезвычайной быстрой и всегда без шапки. Людям, которые встретились ему в лесу, старается прикинуться человеком, но его легко разоблачить, ибо можно ясно разглядеть, что он корноухий (правого уха нет), и что волосы его зачёсаны налево. Леший любит морочить голову путникам и сбивает их с тропинки путая тропы и начиная водить кругами («кружит по лесу»). Он может обойти вокруг неосторожного человека, и тот долго ещё будет метаться внутри волшебного круга до полного изнеможения, не в силах преступить замкнутую черту. 

    Леший, как и вся живая природа, умеет воздавать добром за добро. А нужно ему лишь одно: чтобы человек, входя в лес, уважал лесные законы и не причинял лесу вреда. И очень обрадуется Леший, если оставить ему где-нибудь на пеньке лакомства, какие в лесу не растут, например, пирожок или пряник, а также попросить вслух его помощи в поиске грибов и ягод. Лесной хозяин обязательно наградит вежливого и уважающего его человека грибами и ягодами (выведет на то место, где растут таковые), а заблудшему человеку поможет выйти из лесу.

    Существует распространённое в народе поверье связанное с Ерофеевым днём: «На Ерофея, - считали крестьяне, - лешие с лесом расстаются». Именно в этот день они ломают деревья, гоняют зверей по лесу до тех пора, пока не проваливаются под землю. Не полагалось в эту пору даже заглядывать в лес - там страшно: «Леший бесится». 

    Не смотря на то, что Леший обычно живёт в лесу, он не гнушался покинуть свою территорию и досаждать людям в их жилищах. Сказывают, что лешие жили в лесу в избушках, брали в жёны заблудившихся девушек, и вели самое обычное хозяйство. Только им ни сеять, ни жать, ни коров доить было не нужно. Весь необходимый скарб и еду лешие добывали в деревне: смотрели, кто из хозяек не ценит пищу (дарованную Богом на днесь, то есть день), кто ленится ухаживать за домашней утварью и одеждой, кто не моет рук перед дойкой и севом, да кто неправедно живёт, а затем похищали у них всё добро. Впрочем, одинокие лешие обитали в густых камышах или лесных трущобах, и, в основном, развлекались заморачиванием людей. 

    Человеку лучше с Лешим не встречаться. Является он в разных видах, будучи по своей сути бескрылым, бестелесным и безрогим. Возникает в разных обличиях или издавая дикие, наводящие ужас крики, он сбивает с пути человека, который затем долго плутает по лесу. Довольный, что шутка удалась, леший истошно хохочет и хлопает в ладоши, что бесспорно, радости заблудившемуся не прибавляет. Единственным средством против этих злых козней в народе считался следующий метод: обнаружив, что пути-дороги (тропинки) потеряны, следует вывернуть и надеть абсолютно всю одежду наизнанку - и тогда чары развеются, и горе-путнику удаётся покинуть страшный лес. 

    Лешие не столько вредят людям, сколько проказят и шутят, и, в этом случае, вполне уподобляются своим сородичам - домовым. Проказят они грубо, а шутят зло. Самые обычные приёмы проказ - завести человека в чащу в такое место, из которого никак не выбраться, либо напустить в глаза тумана, что совсем собьёт с толку, и заблудившейся человек долго будет кружить по лесу. Однако леший всё-таки не ведёт человека на прямую погибель. Следует помнить, что он карает людей за употребление непотребных слов и произнесения проклятий и хулы в его адрес. 

    Лешие подчиняются богу Яриле и его отцу - Велесу. В Киевской и Черниговской губерниях различали лесунов и полевиков; первых представляли великанами сероватого и пепельного цветов, а о последних же рассказывали, что они равны с высотой хлеба, растущего в поле, и после жатвы делаются такими крохотными, как стерня (нижняя часть стебля зерновых культур). Сказывают, что иногда леший показывается голый. И тогда легко заметить, как сходен он с общепринятым изображением чёрта: на голове у него рога, ноги козлиные, голова и вся нижняя половина тела мохнатые, весь в космах, борода козлиная - клином, на руках длинные когти.

    На Вологодчине боровики (боровички) - маленькие старички ростом в четверть аршина. Они «заведуют» грибами (груздями, рыжиками), живут под грибами и питаются ими. Однако чаще всего боровой - это тот же леший, но обитающий в определённом месте леса - в бору, сосновом лесу, возвышенном месте в лесу. Иногда боровой описывается как «младший» лесной дух, подчинённый главному лесовику (Лешему).

    Может оборачиваться громадным медведем (по народным поверьям, медведь - хозяин леса), но без хвоста, чем и отличается от настоящего зверя. Питается животными, но иногда заедает и людей. Когда люди хотят увидеть Боровика, чтобы договориться с ним о благополучном выпасе скота, о том, чтобы вернул пропавших без вести (человека, скотину), излечил от привязавшейся в бору болезни - берут кошку, и начинают её душить. Заслышав кошачье мяуканье, Боровик выходит из лесу к человеку и вступает с ним в переговоры.

     

    Рассказы по Вологодской области:

    № 53. Потерялись три девочки - семи, семи и девяти лет. Пошли искать. Нет и нет. На тринадцатый день нашли. Нам, говорят, дяденька приносил кушать. А спать ложиться - подойдет к ели. Внизу все мхом, а сверху как одеяло. А заморозки до - 12. Летние платьица, в сандаликах. Он, говорят, каждый вечер за нами ухаживал, и хлеб приносил, и суп мы кушали. Он нас угощал все время (Вологодская обл., Белозерский район, Пятница, 1988). 

     

    № 54. В деревне мать прокляла дочку: «Леший тя унеси». И дочка ушла и ушла. И жила с вольним «Вольный - одно из наименований лешего». Она много годов жила. Каждый год рожала чертей. Говорит, рожу, сразу и убегут. Везде он ее водил, где только ни водил. Сама рассказывала. Стала мать ходить к колдунам. Наколдовали. Так он ее пнул, и она сколько катилась от него катком. Выкатилась в поле. Домой пришла. Но скоро померла (Вологодская обл., Белозерский район, Георгиевское, 1988).


    № 56. Девочка ушла на Троицу за березкой. Матери говорила: «Мама, я пойду в лес». А мать не пускала. А потом говорит: «А, лешак тебя возьми». И она ушла и ушла. Убежала и все. Долго искали. Ходили к колдуну. Колдун сказал отцу: «Обойдите всю паству с иконой 3 раза». И пошел отец, обходил. Такой ветер был, что отец думал, как живым остался. Береза отца как хрястнет, как хрястнет. 

    Ее отпустило, дедушко не мог ее дольше вести. И вот из этой деревни люди в Череповец поехали. Увидели ее. Она запомнила дедушку, который умер, он ее и водил, кормил ее. С краю-то деревни жила бабушка Степанида. Вот они под амбаром у нее отдохнули и пошли дальше. Лесом ее вел. Есть захочется - сойдут в деревню, он накормит. Или в магазин зайдет, накормит. Не боялась его - наш дедушко. Вывел ее в Череповец, в няньки нанял. А хозяйка говорит, наняла няньку странную. Ребенок ее боится, и она на ребенка не глядит. Привел ее пастух. Из леса вышла. Пусть, говорит, побудет у тебя в няньках. Лет 10-11 ей было. Евлановой Нюркой звали. Год не было дома. Наказал ей никому не говорить, где была. Она немного сказала, так ее под амбар забило. Она и не стала рассказывать. Она и сейчас живет, на Глебове (Вологодская обл., Белозерский район, Георгиевское, 1988). 

     

    № 59. Я когда в девках была, слыхала. В Ванюшине было. Ушла девка, Маруськой звали, березки копать. Нет и нету ее. А ее вольний водил. Она на дедушкин (Дедушкин след - след лешего) след ступила. Водил за левую руку, так положено. До чего доводил - оборвалась вся. 

    Она говорит, Машка эта, открывали сундук любой, брали, что нужно, поедят, где хотят, а люди не видят. Соседи говорят: «Ваша Машка скатерку трясла». А родители ее не видели. Три недели эдак шаталась. А у ее матери завет дан был на Казанскую Божью матерь. Так он сколько раз ее топил - никак. Два раза подводил к озеру топить, так зачнет топить - колокола зазвонят, он и бросит. А третий раз - как зазвонили колокола, он ей размахнулся да как кинет - на берегу она оказалась. Пришла домой. А он ей заказал - ни гу-гу. А еще, говорит, бывало, не могу через перешагнуть, он так держит за руку - ноги ни до чего не достают. А эта женщина после долго жила. В Ленинграде померла (Вологодская обл., Белозерский район, Акинино, 1988).


    № 65. На Новом Погосте Анна Максимовна живет. Она в поле жнет, а дети все в лес убежали. Она сыну кричит: «Воротись, воротись!» Он не вернулся. Ребята пришли, а он не вернулся. Она и пошла: ворожули где-то были. Ей сказали, иди. в гаэле, там будет копна, бери, чего там лежит. Она пришла в поле. Под одной копной ничего не было, под второй лежала змея. Она устрашилась, не взяла. Пошла домой, а он заревел: «Мама!» Еще ходила, не показалась больше змея ей. Так он и не вернулся. Она никому не призналась, а как-то проболталась, так ее под анбар запихало. Теперь ей нельзя рассказывать - задавит. Ока и сейчас живет в Глебово (Вологодская обл., Белозерский район, Георгиевское, 1988).


    N° 66. Со мной женщина работала санитаркой в больнице, так у ней в молодости ребенок трех лет потерялся. Она сама мне рассказывала, как это было. С ребятами убежал в лес. Они вернулись, а он нет. Не могли его никак найти. Так она ходила на Андому куда-то, к старичку одному. Он ей и сказал: «Там-то и там-то стоит копна, и что бы там ни лежало - бери руками». 

    А женщина эта из Ивановского. Ну, она идет и видит, копна стоит. Откуда она взялась? Перед деревней-то они не косят. Копну она подняла, а там змея… Ой, как она переживала, что ее не взяла. Испугалась, закричала. И все пропало: и копна, и змея. Только по лесу слышно, как ребеночек побежал и заплакал. Надо было ей взять, конечно. Может, это ее сын в змея превращен был. А может, просто где рядом за копной стоял. Так мальчишку и не нашли (Вологодская обл., Белозерский район, Георгиевское, 1988). 

     

    № 67. Теленка в первый раз выгоняли. Не хотел идти. Хозяйка сказала: «Чтоб тебя леший взял!» Он и пошел в лес стрелой. Не вернулся. К дому потом подбегал, держали его, да он вырывался. Пошли к колдуну. Тот сказал пойти на кресты (Кресты - перекресток или развилка дорог), взять, что там лежит. «Не трусь, - говорит, - взять надо». А там куча змей на крестах. Она и струсила, не взяла. Так и пропал теленок (Вологодская обл., Белозерский район, Бекренево, 1988). 


    № 125. Женщина рассказывала, что видела, как леший по деревне прошел. Он выше домов, а за ним ветер по деревне дет. Эта женщина ночью воду черпала. А ночью воду нельзя брать, ночью вода спит (Вологодская обл., Белозерский район, Георгиевское, 1988). 

     

    № 126. У меня сестра потонула. А пошла она за лошадью. Идет лесом и... выше лесу пошел кто-то. Идет он, и колпак медный на голове. И пересек ей дорогу. И ей уж не живать на свете. Так она и умерла в этом году (Вологодская обл., Белозерския район, Олькино, 1988). 

    № 127. На сенокос пошла. Идет весь черный, красным кушачком опоясан. Корзина на боку, будто за ягодам. Видела бочком. Потом боялася ходить. А если сказать: «Как на эти-то на ны надеть красные штаны», - он песню запоет. Но я-то не сказала, испугалась очень (Вологодская обл., Белозерский район, Ванютино, 1988).

     

    № 143. Бывает, что леший помогает человеку. Мне леший помогал дрова рубить. Праздник был, а у меня дров не было, лошадь-то не всегда дают. Я поехала в лес и взяла с собой сына Юру, он маленький тогда еще был. Смотрим, лесом какой-то человек идет. Мы едем, а он идет. Стали дрова рубить, я рублю и рядом кто-то рубит, эхо так и раздается. Не знаю, как и воз нарубила, как отмахала. Это мне леший помогал. (Вологодская обл., Кирилловский район, Благовещенское, 1979). 

     


    № 146. Вольный у ствола руку поставит - порох летит, а дробь ловит. Вольного только медью взять можно. Один мужик охотился. Стрельнет, а попасть не может. Догадался, медью патрон зарядил. Выстрелил, а ему: «Что ты мне, - говорит, - наделал. Я бы тебе, - говорит, - дробь-то бы отдал». Руку пробил. «Иди домой» - и три раза стегнул, но не больно. Мужик пришел, на 3-й день с тоски умер. Свинец вольного не берет, а медь взяла (Вологодская обл., Белозерский район, Лойда, 1988). 

    147. Коровы потерялись. Пошли к старику. Он сказал, сколько человек пойти должно и какие слова сказать. «Ищите, где стояли коровы». Пришли. Стоит чудище, одна нога на берегу, другая на другом. Сказали: «Как на эти-то на ны надеть красные штаны». Хлопнул в ладоши и пошел. Лес дак... Идет и так громко. Как он пошел, обернулись, коровы стояли позади людей (Вологодская обл., Белозерский район, Пятница, 1988).

     

    № 148. Раньше рассказывал старик лойденский (из с. Лойда). Знался один старик с вольнем. На Звижнев день (Здвиженье, Здвижнев, Звижнев день - праздник Воздвиженья креста Господня) варили пиво ушатами. Выносили вольнему ушат пива и просили сплясать или спеть. Но если сплясать, то все повалится. Выносили пиво и говорили: «Приходи мотыгой пиво пить». Он выпьет и спрашивает: «Ну что, вам теперь спеть или сплясать?» Да, видно, не просили. Если плясать будет, так все повалится (Вологодская обл., Белозерский район, Боярское, 1988). 


    № 149. Баба взяла ребенка на ниву. Сама жнет, а ребенок зыбке на кусту. Мужику наказала: «Поедешь, не забудь парня взять». Мужик поехал и забыл, в зыбке, на ниве-то. Прибежала баба, а Он качает: «Бай-бай, спи, дитятко, Матушка оставила, Батюшко забыл». Она растерялась, говорит: «Куманек, ты, батюшко, отдай-ко мне ребеночка». - «Ну, раз мой крестник, я ему принесу подарок». И корову ко двору пригнал (Вологодская обл., Белозерский район, Георгиевское, 1988). 

     

    № 150. В Бекреневе один рыбак на зимнике (Зимник - дорога, по которой ездят только зимой) ночевал, на озере. Идут два вольных. Один нашего прихода, другой - иного. Один говорит: «Я его растопчу. Невежа! Лег на зимнике». А наш: «Нет, надо обойти!» (Вологодская обл., Белозерския район, Ивановское, 1988).


    1 2 3                      















    Категория: КРИПТОЗООЛОГИЯ | Добавил: admin (14.01.2017)
    Просмотров: 875 | Рейтинг: 5.0/2