Главная
МЕНЮ САЙТА
КАТЕГОРИИ РАЗДЕЛА
ГЛАВНАЯ [1]
НЛО [291]
КОНТАКТЕРЫ [0]
КРУГИ НА ПОЛЯХ [0]
АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ [259]
КРИПТОЗООЛОГИЯ [276]
ЖЕРТВОПРИНОШ. [0]
ПРИВИДЕНИЯ [283]
АСТРОЛОГИЯ [0]
МАСОНСТВО [0]
СПИРИТИЗМ [0]
ЯЗЫЧЕСТВО [0]
САТАНИЗМ [0]
КЛЕРИКАЛИЗМ [0]
ГОМОСЕКСУАЛИЗМ [0]
ПРОСТИТУЦИЯ [0]
НАРКОМАНИЯ [0]
ПЕДОФИЛИЯ [0]
ПРЕСТУПНОСТЬ [0]
НАЦИОНАЛИЗМ [0]
КОРРУПЦИЯ [0]
ФАШИЗМ [0]
РАБСТВО [0]
БОЛЕЗНИ [0]
БЕДНОСТЬ [0]
НЕРАВЕНСТВО [0]
НЕГРАМОТНОСТЬ [0]
БИБЛИЯ
ПОИСК ПО САЙТУ
СТРАНИЦА В СОЦСЕТИ
ПЕРЕВОДЧИК
ГРУППА СТАТИСТИКИ
ДРУЗЬЯ САЙТА
  • Вперёд в Прошлое
  • Последний Зов

  • СТАТИСТИКА

    Главная » Статьи » СТАТИСТИКА ОККУЛЬТИЗМА » КРИПТОЗООЛОГИЯ

    Таинственные животные в Вологодской области. 3




    Болотница (Болотная баба)

    Молодая женщина, увлекающая людей в болото; дух болота, «хозяйка болота»; жена Болотника. 

    «При гадании на перекрёстке один из его участников выходит в круг, предварительно сняв крест, другой же с ухватом или сковородником ходит по-за кругу против Солнца и приговаривает: «Лешие, лесные, болотные, полевые, все черти, бесенята, идите все сюда, скажите, в чём моя судьба!» (Костромская область); «А ину пору видают среди чарусы (трясина видом луговины) Болотницу» (Владимирская область).

    Одно из описаний Болотного: человек с длинными руками, тело покрыто шерстью, хвост тоже длинный, крючком. В поверьях некоторых районов России отмечены Болотник и Болотница, «специализирующиеся» на затаскивании людей в трясину. Однако сведения о подобных существах немногочисленны. В поверьях Нижегородской губернии («литературная» версия П.И. Мельникова-Печерского) коварная Болотница «из себя такая красавица, какой не найдёшь в крещёном миру», но с гусиными ногами. 

    Чаще Болотниками именуются различные мифологические персонажи, обитающие в болоте и сохраняющие свои обычные характерные черты, а также нечистая сила неопределённого, расплывчатого облика. Болотные «хозяева» в народных воззрениях нередко смешиваются с Лешими, Водяными, а называются при это чертями. На Новгородчине полагали, что на болотах «живут болотные духи. По ночам они зажигают огни на болотах и заманивают к себе людей». 

    В рассказе Череповецкого уезда Новгородской губернии действиям болотных чертей приписывается порча леса, предназначаемого для постройки дома (при перевозке его через болото): «Это болото пользуется у народа дурной репутацией, говорят, что в нём много чертей живёт. Прежде чем купить уголок леса на избу, крестьянин решает вопрос: «Где купить - по эту или по ту сторону болота?» За болотом лес подальше от селений и продаётся подешевле, но дело в том, что некоторые соседи брали лес за болотом... да у них всё не ладно ладилось - то выгорят, то хозяин умрёт, то скотина плохо ведётся. То шалит над брёвнами «болотный чёрт», когда их провозят через болото. И решает мужик купить лес по эту сторону болота». 

    Подобно оврагам, провалам, ущельям, болото - опасное, неопределённое («ни вода, ни земля») место, излюбленное нечистой силой. В Вологодской губернии в болоте «селили» бесов, в Смоленской - Водяного; согласно общерусским поверьям, в болоте традиционно обитает Леший (на Урале кочечного, болотного чёрта (Лешего) именуют «Анцыбал»). 

    В огромном моховом болоте Муромского уезда «неоднократно видят русалок», схожих по облику, действиям и с Болотницами, и с водяницами. «Расчёсывая свои длинные волосы», русалки «кличут к себе путников на разные голоса и губят оплошавших» (Владимирская область) (Добрынкина, 1900 год). Болото - типичное место действия рассказов о чёрте, что отражено и в поговорках «Было бы болото, а черти будут»; «Всякий чёрт своё болото хвалит»; «Не ходи при болоте - чёрт уши обколотит» (Даль, 1880 год); «В тихом омуте черти водятся, а в лешом болоте плодятся» (Нижегородская область). 

    В ряде районов России Болотная баба напоминает Болотницу. В поверьях Вологодчины образ болотной «хозяйки» сливается с образом «вольной старухи», лешачихи: «Вольная старуха в шестьдесят шестом году с болота-то вышла. Голова что кузов». (Вологда-Космопоиск).



    Безымянная жуть обитает в российских лесах

    Много невероятного можно встретить, путешествуя по тайге или по горам. Впрочем, порой нет необходимости забираться так далеко, чтобы испытать неожиданный и ни с чем не сравнимый ужас. Случилось это в подмосковных лесах, недалеко от старинного русского селения Софрино. Здесь по сведениям, полученным от уфологов, находится небольшая, но каверзная аномальная зона. Я не собирался ее исследовать, а просто решил вместе с двумя приятелями пересечь и сравнить свои впечатления с официальным отчетом, полученным из школы выживания, руководимой тогда известным путешественником Виталием Сундаковым.

    Вологодчина

    Много лет назад студент Московского геологоразведочного института, а ныне главный редактор газеты «Московский комсомолец» Павел Гусев опубликовал рассказ о своем путешествии по лесной речке в Вологодской области. Поднимаясь вверх по течению, студенты увидели на высоком крутом берегу реки заброшенный хутор. Громадный - жилой дом и стоящая около воды банька хорошо сохранились. Место было удобным для стоянки. Туристы разделились: двое решили продолжить путешествие, а Павел и его друг Михаил вознамерились отдохнуть, пожив на заброшенном хуторе.

    О днях, проведенных на хуторе, Павел и Михаил потом рассказывали с ужасом. Их преследовало ощущение, что кто-то за ними непрерывно наблюдает. Две ночи они просидели... на березе. Оба были уверены, что это самое безопасное место. Павел писал: «Там наверху, в шуршащей листве, у нас родился план. Завтра немедленно уходить отсюда, мы больше не могли выдержать эту пытку страхом. Он нас сковывал, превратив оцепеневшие наши фигуры в какие-то мумии.

    Утром следующего дня, собрав свои вещи, захватив немного еды, мы буквально рванули, что было сил, с этого места. В баньке остались палатка, спальники, котелки, основная часть продуктов... И записка, в которой мы сообщали друзьям, что решили уехать». Путешествие Павла Гусева закончилось не очень удачно. Но, увы, в тайге, в так называемых аномальных зонах, часто происходят куда более печальные случаи.



    Водяной 

    (Водяник, Воденик, Водовик, Водыльник, Водяной дедушка, Дедко Водяной, Водяной Леший, Водяной Хозяин, Водяной царь, Воден-царь, Царь Водяник, Водяной шишок, Водяной шут, Кривохвостик и др.) - хозяин и владыка вод, водяной дух, нередко злой, а потому причисляется к настоящим чертям и нечистой силе. Сам по себе водяной добрый дух, однако любит побаловаться и затащить на дно какого-нибудь зазевавшегося у воды человека, чтобы он его развлекал. 

    Все утопленники после смерти служат Водяному. Водяного представляли в виде голого пузатого старичка, с опухшим лицом (свойственно утопленникам), пучеглазого и с рыбьим хвостом. Его образ вполне соответствует его стихийному характеру (имеется ввиду характеру стихии воды). Он весь опутан тиной, иногда имеет большую окладистую бороду и зелёные усы. Он может оборачиваться крупной рыбой, ребёнком или лошадью, которая стоит близ воды. Никогда не умирая, Водяные, тем не менее, на переменах луны (лунных фазах) изменяются: на молодике (новолунии) они и сами молоды, на ущербе (полнолунии) превращаются в стариков.

    Образ Водяного в славянской мифологии - один из наиболее распространённых, но в то же время самых сложных. Водяной – «живая» стихия воды, выглядит и ведёт себя в общем-то также, как и озеро, река или пруд. Он просыпается весной, по поверьям некоторых районов России - 16 апреля. Когда вода в реке рябит - это сердится водяной (Тамбовская обл.). Наводнение - свадьба водяных; мутный вал, несущийся по реке - их лошади («чёртовы кони»). На юге Руси водяные представлялись с человеческим туловищем, но с рыбьим хвостом вместо ног; водяные северных холодных лесов - чумазые и рогатые (видимо по этой причине их иногда отождествляют с Лешими и считают родственными с ними духами). 

    Водяной также может жить и на болотах, в этом случае он называется Болотняник. Показываясь людям, Водяной может принимать и обличье их знакомых, соседей или родственников. Жители Восточной Сибири (Читинской области) рассказывали, что у Водяного борода «как трава-то растёт, тина-то сама. Вот с этой тины борода длинная. Волосы большие, тоже с этой тины. Тело такое, переливается, как рыбья чешуя, а руки-то, как у лягушки - четыре пальца». Как и русалки и водяные женщины, Водяной хозяин любит расчёсывать свои длинные волосы. Такое расчёсывание считалось колдовским занятием, связанное со способностью водяных повелевать стихиями. 

    В человеческом обличье водяного, видимо, отражены и представления о нём как о покойнике. По общераспространенным русским поверьям, Водяной шут «утаскивает к себе» тонущих людей; некоторые из них впоследствии становятся водяными. Водяной может быть щукой без наросного пера, может напоминать налима или же быть просто громадной рыбой. 

    Рыба - традиционный образ водяного, хотя чаще всего он то рыба, то человек или же нечто среднее между человеком и рыбой. Часто он ездит на своей любимой рыбе - соме.  У водяного есть своя рыба, называемая лешня или чёртовая рыба (подкамешник). В некоторых местах и налим считается чёртовой рыбой и потому его не едят» (Вологодская обл.). 

    В Вятской области считали, что если во время рыбалки ранят щуку острогой, то следует ожидать мести водяного хозяина. Они приготавливали у костра изображающее рыбака чучело, которое, в свою очередь, прознал острогой появившейся у костра водяной. Считалось, что Водяного в образе рыбы можно поймать, а затем отпустить за выкуп. В XIX веке среди русских крестьян были популярны рассказы о гребне Водяного. Нашедший такой гребень должен был немедленно вернуть его Водяному хозяину, в противном случае его ждали беды и несчастья. 

    Иногда Водяной может принимать облик «бабы с гребнем», показываться в женском обличье, напоминающем водяниху или русалку. Водяные командуют русалками и пасут на дне рек и озёр сомов, карпов, карасей, лещей, щук и прочей рыбы. Излюбленные места жительства водяных по общеславянским поверьям - омуты (особенно у водяных мельниц), водовороты, глубокие и опасные места на реках. Водяной живёт в глубоких ямах, в озёрах или реках. На теми ямами он вертит воду. Такие места называют «чертовыми домовищами». 

    Обитает он также и в бездонных болотах, и в провалах под землёй, куда, по мнению русских крестьян, водяные уходят жить на зиму. Водяной уходит туда через отверстия в русле, таинственные отверстия эти бывают во всяком озере. Жилищем водяного может быть и дворец. Под водой у водяных есть целые царства. Он способен разрушить запруды, потому его надо умилостивить, принося в жертву какое-нибудь животное. Особой силой наделялись родниковые Водяные, ибо родники, по преданиям, возникли от удара молнии Перуна - самого сильного и грозного божества славян. Такие ключи назывались «гремячими» и это сохранилось в названии многих источников. 

    Водовики почти всегда женаты и имеют по многу детей; женятся они на водяных девах, русалках, утопленницах и тех несчастных девушках, которые были прокляты родителями и вследствие этого проклятия уведены нечистою силою в подводные селения. Водяной находится в непримиримо враждебных отношениях с дедушкой Домовым, с которым, при случайных встречах, неукоснительно вступает в драку. Жители Архангельской губернии полагали, что своих детей у водяного нет и потому он топит купающихся детишек. По поверьям Русского Севера, водяные женят своих детей между собой. Их свадьбы сопровождаются стихийными бедствиями - не только наводнениями, но и возникновением новых рек, исчезновением озёр. 

    Недоброжелательство Водяного к людям выражается в том, что он неустанно сторожит (следит) за каждым человеком, являющимся, по разным надобностям, в его сырые и мокрые владения. Он уносит на безвозвратное жильё всех, кто вздумает летней порой купаться в реках и озёрах после солнечного заката, или в самый полдень, или в самую полночь. Под водой он обращает свою добычу в кабальных рабочих, заставляет их переливать воду, таскать и перемывать песок. 

    Занятия Водяного разнообразны. Вода - насущно необходимая, всеохватывающая стихия, и Водяной, в поверьях некоторых районов России, предстаёт существом почти универсальным. Он (особенно в обличии коня и других животных) «хозяин» не только определённых территорий (даже вне воды), но и погоды, плодородия: Водяной поднимается над землёй тучей, он может создавать реки и озёра, а также двигать острова. 

    Видимо, именно как существа связанные со всеобъемлющей стихией воды, водяные обитатели наделяются способностью знать и предсказывать будущее. Один из распространённых способов гаданий - у проруби на конской или коровьей шкуре: «Носят кожу коровью или коневую к проруби, и тамо садятся на неё, очертясь кругом от проруби огарком. 

    По времени выходят из проруби водяные черти, взяв кожу, и с тою особою, которая сидит на оной, загадавши, носят мгновенно в дальние расстояния, например: в дом будущего жениха и прочая. По окончании же сей работы желают присвоить себя сидящую на коже и с великим стремлением летят к проруби, дабы погрузиться с нею в воду, где успевать должно выговорить при самой проруби «Чур сего места», чем спасти себя можно, а инако следует неминуемая погибель». 

    Отношения Водяного с рыбаками в этнографическим источниках описаны не очень подобно: традиционно Водяного «кормят» и угощают, приносят ему «жертвы». Перед началом лова ему бросают две-три рыбы, крошки хлеба, посуду с остатками еды. Ему возвращают, кидая в воду, и первую выловленную рыбу или часть улова. 

    Весною, когда хотят в первый раз ловить рыбу, то, прежде чем намочить сети, берут хлеб-соль и бросают в воду. Это делается для того, чтобы круглый год был хороший улов рыбы. Водяного хозяина одаривали не только рыбаки, но и жившие близ рек и озёр крестьяне. Обычно весной, при пробуждении Водяного, они бросали в воду или топили сдохших или живых лошадей, бараньи головы, петухов, хлеб, масло, мёд, приговаривая при этом: «На тебе дедушка, гостинец на новоселье, люби и жалуй нашу семью». 

    Хозяин вод тщательно следит за своими владениями и требует соблюдения при ловле рыбы определённых правил. Он любит почёт и мстит за злые шутки; ловля с подсветом и глубокое опускание невода его злят. Он может забраться на невод, порвать и спутать его, особенно если тот плохо починен или вязан в праздники. Водяной не любит шумных людей, не переносит когда у воды поминают богов или зверей, бранятся. 

    За это он может схватить и утащить под воду каждого, кто нарушает эти запреты. Он также рвёт удочки и сети, заталкивает в них траву, камни и грязь, разгоняет рыбу и т.п. Но если же человек ловит рыбу молча, то она сама идёт к нему в сети. Сожалея о выловленной рыбе, Водяной стонет два дня «так, что слышно во всей окрестности». Удачу на рыбном промысле нередко приписывали колдовству и нередко перед началом рыбалки читались особые заговоры и приносились требы (жертвы) водяному хозяину. 

    На Ярославщине оскорбивший бранью или каким-либо неуместным действием воду, опуская в неё кусочек хлеба с поклоном, произносил: «На море на океане, на острове, на Буяне, гулял добрый молодец, да соскучился, пришёл он к тебе, матушка вода, с повислою головой да с повиною. Прости меня матушка вода, простите меня и вы, водяные деды и прадеды, отцы и матери и ваши малые детушки, чем я кого прогневил». (Вологда-Космопоиск).

     

     

    Кикимора Болотная

    Злой болотный дух, жуткое русское создание, живущее в болотах и топях. Близкая подруга Лешего. 

    Обычно принимает внешность старухи, закутавшейся в ряднину, сотканную из мха и водорослей, с вплетёнными в волосы болотными и лесными растениями.  Однако, мало кто из живых видел Кикимору, людям она показывается редко, ибо предпочитает быть невидимой и только кричит из болота громким голосом. В некоторых местах болотные кикиморы назывались лесными (лешихи, лесунки), поскольку они любили поселяться в жилищах построенных вблизи болотистой местности. 

    Кикимора путает пряжу и ворует маленьких детей, заманивает заблудившихся путников в трясину, откуда нет возврата. Поверхность трясины, состоящая из спутавшихся мхов, неожиданно раскрывается... и появляется Кикимора, чтобы любоваться жуткой агонией медленно погружающегося в топь нечастного. Жертвы Кикиморы, как и всех злых болотных духов пополняют царство болотных мертвецов (всех погибших на болоте). К более мелким болотным духам, слугам Кикиморы и Лешего, относятся болотницы, хмыри, караконджалы, крыксы и злыдни. Все они враждебны людям и очень опасны. 

    Для того, чтобы уберечься от погибели, не в коем случае нельзя смотреть Кикиморе в глаза и лицо (это касается всех болотных духов, иначе могут зомбировать и подчинить их злой воле), идти на её крики или заговаривать с ней (иногда Кикимора пытается заговорить со своей потенциальной жертвой). Идите своей дорогой и не поддавайтесь ни на какие уловки нечисти, попросту игнорируйте её. (Вологда-Космопоиск).





    Кикимора Домовая

    Злой домашний дух тревожных, беспокойных снов, ночных мечтаний и приведений. Являются послами и служителями страшного славянского Божества - Вия (Выя, Ныя) - Владыки подземного пекельного Царства. Кикиморы - чертихи. Представлялись они в виде неопрятных, с растрёпанными, торчащими волосами, маленьких, тощих, с неприятным лицом и длинным носом, с занудливым характером женщин. Голова у кикиморы с напёрсточек, а тело сравнимо с соломиной. 

    Cчиталось, что от связи кикимор с домовыми духами мужского пола идёт продолжение рода и тех и других. Существовало поверье, что кикиморы - это проклятые собственными матерями во младенчестве умершие дети (дочери), которых уносят черти, а колдуны сажают к кому-нибудь в дом на житье к людям на некоторый срок. Считалось, что посадить в дом кикимор могут и плотники, если им не заплатили за их работу. 

    Знают кикиморы все деревни, все посёлочки, ведают про все грехи человеческие. Пробираются в избу незамеченные, поселяются за печкой неслышимо. Держат зло на уме на люд честной, замышляют выжить хозяев из дому. К мужчинам настроены более враждебно, нежели к женщинам. С теми и попрясть могут, только правда, больше пряжи попутают. Могут своровать из дома маленьких детей и отнести их к нечисти, злым ведьмам и колдунам. Кикиморы хотя и бывают невидимы, но с хозяевами репликами перебрасываются. Иногда кикимора оборачивается серой кошкой. Любит похулиганить в доме, гремит посудой, бросает и бьёт горшки и плошки, портит хлебы и пироги, кидается луковицами из подполья или из-за печки, стучит вьюшками, крышками от коробов. 

    Днём Кикимора сидит за печкой невидимкою, а ночью прядёт иногда или проказничает. То вдруг загремит в печи, затрещит на потолке; то впотьмах подкатиться клубком к кому либо из семьи под ноги и собьёт его как овсяный столп; то когда все уснут, ходит по избе, урчит, ревёт и сопит как медвежонок; то средь ночи запрыгает по полу синими огоньками...; ворует кур, выщипывает шерсть у овец - пакостят помалу. Вредят скоту и тем, что пересчитывают его, а считать-то умеют только до трёх. 

    Кикиморы всегда недовольны тем, что есть. И печь-то не так сложена, и стол-то не там поставлен, и лавка не так сделана. Всегда готовы на всё брюзжать и во всём людям мешать. Но всё же кикиморы, по сравнению с домовыми, считались менее беспокойными, поскольку были активны только ночью. Детей часто находили на рассвете спящими головой вниз, а ноги на подушке - это одна из любимых пакостей Кикиморы. 

    Домашняя Кикимора, в отличии от Болотной, не является очень уж опасным духом. Она, несмотря на всё своё злопыхательство, не может причинить человеку большого зла. Она беспокоит, тревожит человека, старается нагнать на него страх, но вызывает к себе преимущественно неприязненное отношение и насмешку. 

    Кикимору можно вывести из избы с помощью некоторых заговоров и обрядов. Ровно в полдень следует запрячь дровни, да не смотреть что дето. Дровни подвести к сеням, расстелить на них шубу мехом вверх. Взять старую метлу и мести ею избу, на потолке под крышей и приговаривать до трёх раз: «Честен дом, свЕтые углы! Отметайтеся вы от летающего, от плавающего, от ходящего, от ползущего, от всякого врага, во дни и в ночи, во всякий час, во всякое время, не бессконечные лета, от ныне и до века. Вон, окаянный!». Трижды перебросить горсть земли через плечо у сеней к дровням, да трижды плюнуть; после этого свезти дровни, и шубу в лес. 

    Есть и ещё один способ избавления от Кикиморы: в доме следует найти куколку и сжечь её на костре и тогда все проказы прекратятся и Кикимора уйдёт. В некоторых областях упоминается существо Чудинко (Пуганко), которое относится к роду кикимор. По поверью, Чудинко в виде маленькой куклы, тряпичной или деревянной, с целью наведения порчи на дом могли подложить под нижнее бревно дома при его строительстве. Избавиться от него можно только одним способом - уничтожив эту куклу. Крестьяне в этом случае, устав от проказ Чудинки, тыкали вилами в нижние брёвна дома, приговаривая: «Вот тебе, вот тебе за то-то и вот это». 

    Также обряд изгнания кикимор из домов проводился 4 марта (по старому стилю). Считалось, что в этот день они становятся тихими, смирными и ручными и что только в этот день от них можно избавиться. При изгнании Кикиморы обметали печь и все углы в избе, окуривали её с приговором: «Выходи ты, кикимора домовая, из горюница дома скорее, а не то задерут тебя калёными прутьями, сожгут тебя огнём-полымём, зальют чёрною смолою. Слово моё твердо». 

    Если и это не помогало, то пробовали задобрить божество Вия, но о требах и жертвах ему, разговор отдельный и делать то должен, человек ведающий. Кикимор, как и всех духов и существ, опасных и враждебных человеку, видит обыкновенная домашняя кошка, которую из суеверий в старину держали многие семьи в своих домах. Считалось, что кошка не только может во время «увидеть» и известить хозяев о нечисти поселившейся в доме, но также и не позволить ей поселиться в нём.


    Домовой

    (Домовой Хозяин, Царь Домовой, Домоведушка, Домовид, Домовитель, Домовидушко, Доброжил, Доброхот, Домовидый, Домовик, Домовитель, Домовитушко, Доможил, Доможир, Доможирко, Доможирник, Домоседушко, Дзяд, Дед, Хозяин-Батюшка, Дедушка-суседушко, Суседок, Батанушк и др. Если он не в ладу с жильцами дома, то его называют Некошн. По местоположению его называют Хлевник, Голбешник, Избной, Подпечник, Подпольник. По форме появления - Пастень, Стень, Глумица) - в общем смысле и значении он дух и «хозяин» дома и двора, хранитель домашнего очага.

    Имена домового характеризуют отношения домового к живущей в доме семье и хозяйству: он старший в доме, член семьи, предок и невидимый «хозяин». За охотливое совместное жительство домовой - Суседка. Крестьяне были твёрдо уверены, что «никакой дом не стоит без домового». Образ домового при внешней простоте - один из самых сложных, многозначных в крестьянских поверьях. Домовой наделяется разнообразными обликами, качествами и способностями.

    Внешний вид и облик:

    В народе полагают, что домовой обычно невидим и показывается людям только как предвестник какого-либо события. Чаще всего он предстаёт перед людьми в образе старичка полуметрового роста, плотного телосложения, с большой и пушистой седой, серой, чёрной или рыжей бородой. Домовой очень силён, лохмат, поросший шерстью, у него длинная голова, а руки - большие с широкими ладонями, поросшие мягкими волосами, на руках - длинные ногти. У него длинные торчащие уши, причём одного уха нет, что может свидетельствовать о его родстве с Лешим. Носит старый зипун, синий кафтан или белую (красную) рубашку, носит пояс. Одежда домового обычно белая, но если она становится чёрной то это предвещает беду.

    Домового представляют в облике хозяина дома, живого или умершего, последнего умершего члена семьи, самого старшего человека в семье. В доме, где есть мужчины, домовой имеет вид мужчины; если в семье одни женщины, то домовой является в образе женщины. Может показываться также в образе крохотного человечка. Иногда его можно увидеть в виде зеркального отражения человека, которому он показался, только тёмного и лохматого.

    По рассказам крестьян XIX-XX вв., домовой кроме человеческого обличья, предстаёт змеёй, ужом, жабой, лягушкой, а также мышью, крысой, петухом, коровой, свиньёй, ягнёнком, собакой, лаской, белкой и даже медведем с человеческой головой и ступнями. Упоминается также и домовой-заяц. 

    Нрав:

    Хоть и ворчливый, но всё же добродушный и весёлый старичок. Хотя, встречаются и не такие добродушные, которых называют некошнами и нрав у них вовсе недоброжелательный: вещи из рук выбивает, подножки ставит, а то и пнуть кого из домочадцев может. Однако, домовой прежде всего судьба семьи и судьба дома, переменчивая и не вполне предсказуемая; он может быть и добрым, и равнодушным и злым; он «прихотлив»; добр, но крайне обидчив; он очень капризен, «не знать как и угодить ему»; живя меж людей, домовушки привыкли к людям и «обрусели», то есть от настоящих-то чертей отстали; по крайности вреда людям не делают, окромя лишь того, что в иную пору балуют от скуки ли, от другого ли чего.

    Занятия:

    Он шумит, бродит ночами по комнатам, вздыхает и бормочет. Его основное занятие - забота о доме и домочадцах. Приглядывает, чтобы всё в доме было исправно. Следит за порядком, и создаёт то, что принято называть уютом. Он охраняет жилище от воров оборачиваясь хозяином дома или огромной злой собакой.

    Происхождение:

    Обычно домовой считается членом семьи, первопредком рода; умершим членом семьи, который назначен «высшими силами» в помощь живым домочадцам. Полагали также, что домового сотворил Бог и что она даётся каждому дому. Домовым духом может также стать существо, случайно или намеренно погубленное в пределах дома во время его строительства. В этих распространённых поверьях XIX-XX вв., можно видеть отголоски представлений о необходимости «строительной жертвы», и сохраняющейся веры в то, что первому вошедшему в дом суждено умереть.

    Подробнее об этом можно почитать в статье про обряд новоселья. Выбранная жертва (существо «измеренное» мастером-строителем) зарывалась под одним из углом будущего дома. Считалось, что после смерти она превращается в домового, но при этом сохраняет прежние отличительные черты и привычки (например, мяукая и царапаясь, если в жертву была принесена кошка и т.п.). Жители Архангельской области верили: «чтобы закласть дом на чью-либо голову», плотнику нужно только поставить кверху комлем то дерево, которое считали в основании главным.

    Продолжение рода:

    Представления о семьи домового противоречивы. Иногда считается, что он одинок, но часто, согласно поверьям он имеет семью, причём её состав в точности повторяет состав человеческой семьи в этом доме, а жизнь семьи домового повторяет жизнь семьи человека. Жена домового зовётся – «доманя», а дети – «домовёнки». Но их, в отличии от самого домового никогда не бывает видно и слышно. Сыновья домового поступают на службу в новые дома, а дочь домового – «домовинка» прядёт под полом.

    Места обитания:

    Живёт домовой в обитаемых жилищах, то есть он привязывается не к жильцам, а к дому, посему он может, как буянить в одиночестве, так и нет - сюжетов и про страдание в одиночестве, и про стойкое перенесение отсутствия человеческого общества не счесть. Считалось, что живёт он в углу, за печкой, но также может жить и в подполье (под голбцом), на чердаке и за стеной. Местами его обитания могут быть также двор, хлев (особенно его северная сторона), ясли, конюшня, сенной сарай, место, где выступают мусор, баня и т.п., то есть практически любые здания, построенные людьми. Русская печь - излюбленное место пребывания домового.

    Он также селится в красному углу, за трубой, в запечье и подпечье, у порога входной двери, на чердаке, в подполе и углу клети. Во Владимирской области считали, что домовой живёт в подвешенной во дворе сосновой или еловой ветке с разросшейся хвоей. У домового есть своя дорожка, которую нельзя занимать. Если лечь в доме на то место, которое любит домовой, можно сильно заболеть. 

    Время появления:

    Как и всякая «нечистая сила», домовой проявляет себя по ночам, когда занимается хозяйством. Днём он сидит на своём любимом месте - чердаке или за печью. Особая активность домового приурочена к определённым календарным датам: к Коляде или на Именины Домового, когда домовой бесится, разбрасывает по двору телеги и не узнаёт домашних; на Купалу, когда он замучивает лошадей, в ночь на Ярилу Вешнего, когда он заплетает лошадям гривы; в поминальные дни, когда он вылезает из подполья.

    Изредка подчёркивается сезонность его обитания в доме - весной он уходит в поля, а осенью возвращается в дом, проводя зиму на печке; летом же живёт в хлеву под яслями, а зимой - в подполье. Увидеть его можно в полночь глядя в зеркало, в полнолуние, смотря через борону или через хомут; если на Коляду или на его Именины поднятся со свечой на чердак.

    Способности и функции:

    Домовой мыслится как хозяин и покровитель дома, семьи, скота и хозяйства в целом. Домовой есть в каждом доме, в противном же случае - это приравнивается к проклятию и ведёт к бедности и разрушению хозяйства, мору скота, смерти членов семьи и прочим бедам и несчастьям домочадцев. Считается, что без домового «дом держаться не станет».

    Домовой выполняет все хозяйственные работы: вздувает и поддерживает огонь в печи, убирает дом, сушит зерно, ездит за водой, следит за отношениями между домочадцами, наказывая зачинщиков ссоры, лжецов и нерях. Если его рассердить, то он наносит вред хозяйству, пугает людей, шумит по ночам в подполе или на чердаке, скребёт стены, сбрасывает кошку с печи, бьёт посуду, швыряет горшки, камни, топчет ночующего на гумне (Огуменник), сбрасывает с человека одеяло, съедает всё, что не спрятали на ночь и т.д.

    Домовой завивает колтун человеку, зализывает волосы спящему (потому его ещё называют Лизуном). Домовой считается хозяином-опекуном скота и птицы в доме, влияет на их здоровье и плодовитость. Если домовой любит скотину, то она становится гладкой, сытой, здоровой, плодовитой. Домовой кормит и поит скот, подгребает корм в ясли, чистит скотину, расчёсывает гриву лошади, заплетает её в косички, привязывает красные ленточки.

    Отношение домового к скоту зависит от того, нравится ли ему масть (порода) скотины. Если скотина чахнет, худеет, а утром оказывается мокрой, то считается, что она пришлась домовому «не по двору», «не по масти», «не в руку». Нелюбимую скотину домовой мучает, гоняет по двору, загоняет под ясли, у лошади в гриве сбивает колтуны, отбирает у неё корм, а в кормушку кладёт навоз. Такую скотину люди обычно продавали, потому что считалось, что домовой всё равно её изведёт.

    Поскольку благополучие скота целиком и полностью зависело от отношения к нему домового, то перед покупкой новой лошади или коровы узнавали, скотину какой масти предпочитает домовой. Для этого ночью оставались в хлеву, прикрывшись бороной, и смотрели, какой у домового цвет волос - такой масти и покупали скотину. Приведя во двор нового коня или корову, её отдавали под покровительство и защиту домового, прося его беречь и любить скотину. К домовому обращались с такой же просьбой весной перед первым выгоном на пастбища и осенью, когда скот загоняли на зиму в хлев.

    В некоторых местах функции ухода за скотиной приписывались родственному персонажу - дворовому или хлевнику, который обитал в хлеву вместе со скотиной и имел облик маленького человечка. С именем дворового связан тот же самый комплекс поверий и обрядов, относящихся к скоту, что и с домовым, а часто эти персонажи вообще не различаются. Домовой грамотен в «домашних» науках. Способен бороться с нечистью и предупреждать домашних о её появлении: пусть и не самой сильной, но кое-какие способности в этом плане у него есть.

    Домовой своим поведением или появлением предвещает будущее, предупреждает об опасности, отводит беду. Обычно невидимы для домочадцев, он появляется в образе хозяина дома перед несчастьем, чаще всего смертью члена семьи; перед смертью хозяина появляется в его шапке. Если дела в семьи идут хорошо, домовой пляшет в клети или в сенях. Предвещая добро обитателям дома, домовой смеётся, гладит мохнатой или тёплой рукой; предвещая печальные события, особенно смерть кого-либо из домочадцев, он воет, стучит, хлопает дверями, мяукает как кошка, оставляет на теле спящего человека синяки и царапины, гладит его холодной или мокрой рукой.

    Согласно распространённым славянским поверьям: домовой кричит под окном, храпит по ночам, топчется по дому - к смерти, стучит в окно - к пожару, прыгает днём с чердака - к беде, начинает усердно ухаживать за скотом - к падежу. Домовой предотвращает пожар в доме, вовремя разбудив хозяина, спасает скотину и т.п. Домовой может давить спящего человека. Если в этот момент его спросить: «К добру или к худу?», и он ответит, то это к добру, а если к худу - промолчит.

    У домового узнавали о своей судьбе и судьбе своих близких, вызывая его особыми заговорами во дворе. В западных областях России и Белоруссии считалось, что колдуны могут наслать на семью чужого («наброжего» или «лихого») домового, который будет приносить хозяйству вред и убытки, мучить и морить скотину. Считается, что «свой» и «чужой» домовые дерутся по ночам в хлеву. Подобно кикиморе, домовой прядёт пряжу на оставленной на ночь прялке. Считается что «лихой» домовой может похищать детей, особенно проклятых своими родителями.

    Отношения с людьми и животными:

    Жизнь семьи зависит от расположения к ней домового хозяина. Если домовой любит семью и скотину, в доме царит благополучие; если он рассердится за что-либо на хозяев дома, то приносит вред и убытки. Чтобы не рассердить домового, нужно соблюдать ряд запретов и предписаний: домовой любит мир и лад в семье, поэтому нельзя ругаться, особенно в хлеву и на дворе, стоять на мусорной куче, женщине нельзя выходить из дому с распущёнными волосами и спать без белья, ложиться на любимое место домового и класть на него что бы то ни было, нельзя ночью работать и кормить ребёнка, ложиться спать без ужина и т.д. Чтобы домовой хорошо относился к семье, в определённые дни ему совершают приношения, так называемые «относы»: хлеб, который кладут под печку и в углы хлева; борщ и кашу, которые на Новый год относят на чердак; или же на его Именины оставляют для него на ночь угощенье на столе.

    Чтобы задобрить рассерженного домового, корюшку хлеба кладут вместе с солью в чистую белую тряпку, а затем оставляют узелок около ворот со словами: «Хозяин батюшка честный домовой, хозяюшка домовая, матушка честная, вот я вам хлеб да соль принёс!» Угощение домовому также оставляют на столбе, на котором держаться ворота. Домовой любит семьи, где между людьми царят мир, любовь и согласие, где дом содержится в чистоте и порядке. Любит вредничать и шалить, коли что не по нраву. Он привязан к детям и обожает с ними играть, часто является им в виде плюшевой игрушки.

    Любит также и всех домашних животных: холит их, расчёсывает шерсть, кормит и поит. Особенно он любит лошадей. К кошкам и собакам относится по разному, некоторые домовые любят их, другие же напротив пинают и бросают об пол. Из еды очень любит просоленную горбушку хлеба. Так же не откажется от молока, конфет и печенья. Любит сам выбирать себе место жительства в квартире, и уж коли выбрал - так никогда и не уйдёт, так что будьте снисходительны.

    Ещё доброхот большой любитель поиграть со старыми бусами, бижутерией, блестящими пуговицами и старыми монетками. Без людей домовой жить просто не может. Позабытый в заброшенном доме или на пепелище, лишившийся крова и хозяев домовой горько плачет, воет и кричит. Без человеческого общества домовой лютует - становится злым и агрессивным.

    Увы, таких домовых следует прогонять из дому. Его уже невозможно снова приучить к людям. Следует хорошенько запомнить, что домовой не выносит свист и иногда может почти сразу же покинуть дом. Домовых серьёзно раздражает табачный дым: этот дым потом никуда не выветривается, он оседает на мебель и скапливается по углам квартиры. Неприятных гостей домовой будет стараться выжить всеми силами: он начинает душить и давить на них.

    Так же никогда не стоит оставлять на ночь на столе колющие и режущие предметы (вилки, ножи, ножницы) и некоторые продукты (лук, чеснок, перец и соль) - всё это очень мешает домовому бороться против злых сил. В христианской традиции считается нечистью и домовым чёртом, но, в то же время защищает домочадцев от злых сил (что является логическим абсурдом - прим. «Славянской Библиотеки»).

    Обычай звать домового с собой при переезде в новый дом известен преимущественно в русской народной традиции. Согласно поверьям, домовой, оставшийся в старом доме, плачет и воет по ночам, а семью, не позвавшую домового, в новом доме ждут несчастья. Домового переводили в новый дом с частью старого хозяйства: хлебом, лаптями, помелом, горшком углей из старой печи, веником, куском навоза из старого хлева и т.д. В старом доме или избе открывают ворота или лаз из подпола с приговором: «Хозяин домовой, пойдём со мной в новый дом мой», а затем переносят вещи в новое жильё. Первый ломоть хлеба, отрезанный за первым обедом в новом доме, закапывают в правом углу под избой, прося домового прийти в новый дом.

    Общение с домовым:

    Домовой сам по себе существо не общительное, но известно немало случаев, когда он первым заговаривал с человеком. Речь у него не очень внятная, ибо голос тихий и шелестящий, но разобрать кое-какие слова можно. Чаще всего говорят домовые по ночам, когда хотят что-нибудь сказать хозяевам дома. Если услышите его голос - не пугайтесь, в противном же случае домовой обидится и больше никогда с вами не заговорит. В то же время не стоит задавать ему слишком много вопросов, иначе он может наказать человека и тот онемеет.

    Усмирение домового:

    Если домовой душит или давит человека, а также проказничает в хлеву со скотиной, то его можно отогнать матерной бранью и особыми заговорами. Следует отметить что домовой не боится никаких христианских заговоров или молитв, а также крёстных знамений (о чём неоднократно упоминается в этнографических источниках). Если же домовой мучит скотину в хлеву, то там помещали медвежью голову, убитых ястреба или сороку; вешали зеркало; зарывали под жильём череп козла; окуривали дом и двор медвежье шерстью или обводили вокруг двора медведя.

    Если домовой выщипывает курам перья на голове, в курятнике вешают старый лапоть, горшком с отбитым днищем, камень с дыркой и т.п. обереги. «Смиряя» домового, махали по всему двору липовой палкой, втыкали нож над дверью, вешали в хлеву веники. А чтобы выгнать со двора и из дому «чужого» домового, на Сварогов День хозяин обмакивает помело в дёготь, ездит на лошади, не любимой домовым, по двору, размахивая помелом; тычет вилами в нижние брёвна хлева. Чтобы помочь «своему» домовому одолеть «чужого», в хлев кладут пест от ступы, а если слышат драку между домовыми духами, бьют метлой по стене дома со словами «Бей наш чужого». «Чужого» домового выгоняли также и с помощью особых заговоров.





    В озере под Череповцом гигантские рыбы-инопланетяне

    Очередной бред телекомпании НТВ: ее журналисты «нашли» в озере под Череповцом гигантских рыб-инопланетян. Все это было показано в передаче «Таинственная Россия». «Водные ресурсы Вологодской области привлекают представителей внеземных цивилизаций. Местные жители говорят, что в озере недалеко от Череповца обитают гигантские рыбины, которые связаны с инопланетными существами», - сказано в анонсе к программе.

    В ней утверждалось, что Вологодская область уже давно стала местом массового посещения инопланетянами. «Многие жители Вологодской области уверены - НЛО существует. В этом регионе можно услышать нескончаемые рассказы о страшных и пугающих созданиях, обитающих глубоко под водой. Одно из этих существ даже нападало на лодки в озере», - было рассказано в программе.

    Также в кадре некая иссследовательница Юлия Вопсева рассказывала, что в озере Колоденском люди неоднократно видели таинственное существо. «Оно было похоже на гигантское бревно, двигалось хаотично», - рассказывала девушка. Далее авторы программы начали искать связь между речным монстром и частыми полетами в этих местах НЛО. В конечном итоге был сделан вывод – большие рыбы в озерах и реках Вологодчины были занесены к нам из космоса в доисторические времена. Сделано это было для того, чтобы провести биологический эксперимент, конечной целью которого может стать скрещивание землян с представителями инопланетной расы.

    Механизм создания подобных передач совершенно понятен. За основу берется местная легенда, пусть даже самая незначительная. Съемочная группа выезжает на место, а дальше создание сюжета уже становится делом техники. Нет нужды долго описывать с помощью каких технических приемов удается достичь эффекта правдоподобия. Это и загробный закадровый голос, специфический монтаж – короткие планы, за время которых невозможно разглядеть, что именно нам показывают, это и привлечение «экспертов» - уфологов, экстрасенсов, биоэнергетиков. 

    При этом, если внимательно вслушаться, местные жители не рассказывают ничего экстраординарного. Но их интервью сознательно сильно урезаются, так чтобы в передачу вошли лишь, зачастую вырванные из контекста фрагменты не более 5-7 секунд. За это время люди рассказывают что-нибудь вроде «рыба сильная таскала лодку с мужиками». После такого синхрона следует загробный голос, который сообщает: «недюжинная сила речного монстра явно имеет неземное происхождение». А потом в кадре появляется «эксперт», который развивает тему. И так на протяжении 40 минут. Естественно, что к концу программы зритель уже на 70 процентов уверен: в озерах Вологодской области живут рыбы-инопланетяне.

    Примечательно, что подобные способы создания передач на НТВ применяются уже более 15 лет. Так, в 2006 году череповецким телевизионщикам пришел заказ на съемки для некой программы. Тема была обозначена так: над Череповцом часто видят НЛО, которые притягивает сюда металлургический комбинат. В сценарии, по которому должны были работать череповецкие журналисты, было четко прописано как снимать. Например, собрать большую толпу возле Соборной горки. Все эти люди должны были напряженно смотреть в небо, а некоторые снимать небо на камеры и мобильные телефоны. 

    В результате в передаче можно было слышать как ведущий рассказывал, что над соборной горкой часто видят НЛО. Под этот текст шла смонтированная картинка: люди, задрав головы, смотрят наверх, снимают нечто на камеры. Плюс изображение перебивалось размытыми кадрами «реальных НЛО». Естественно у зрителя складывалось ощущение, что НЛО над Соборной горкой реально летают. 

    Еще по сценарию журналисты должны были взять интервью у местных жителей. Причем прописаны были не только вопросы, но и ответы людей. То есть журналист обязан был добиться именно таких ответов, которые хорошо ложились был в сценарий передачи.По таким же схемам НТВ строит и разоблачительны передачи о неугодных политиках. Только там масштаб и задачи другие. У тех, кто профессионально знаком с телевизионной кухней, все это вызывает лишь усмешку. («Город Че»).


    1 2 3                      

















    Категория: КРИПТОЗООЛОГИЯ | Добавил: admin (14.01.2017)
    Просмотров: 718 | Рейтинг: 5.0/2