Поражает своими геомагнитными аномалиями Каракольская долина в Онгудайском районе. На ее территории существует множество ритуальных мест, однако особое внимание привлекают курганы без захоронений – кенотафы. Ученые считают, что курганы – это сознательные сооружения со скрытой психофизической и функциональной ролью. Хранители древнего знания на Алтае утверждают, что эти объекты обеспечивают социальную, климатическую и сейсмическую стабильность территории, гармонизируют природные силы и взаимосвязи человека и природы.
При этом утверждается, что можно навлечь на себя «гнев духа», который в предельном случае приводит к гибели человека. В культовые места люди должны приходить только с чистыми мыслями и намерениями, соблюдая соответствующие обряды. По мнению ряда исследователей, биосферно-ноосферный потенциал Горного Алтая способен обеспечить экологическую безопасность и устойчивое развитие не только Алтайского региона, но и внести существенный вклад в укрепление глобальной экологической безопасности, поскольку Алтай является не только географическим, но и геополитическим, этнокультурным и биосферным центром Евразии.
В частности Каракольская долина в Онгудайском районе Республики Алтай отмечена геомагнитными аномалиями, необычными геофизическими полями. Каракольская долина воспринимается в ландшафтах Земли как регион высшего познания законов природы, высокой концентрации духовной энергии, а также более тонкой трансляции энергий во времени и пространстве, взаимосвязи человека и Вселенной, связи с информационным полем Земли, ноосферой. На данной территории существует возможность общения с высшими планами Вселенной.
С древних времен культовые сооружения, построенные в этих местах, играли огромную роль в благополучии проживающего здесь народа, усиливали их благотворное действие на человека и окружающую среду, позволяли гармонизировать отношения человека и природы. На территории Алтая, и, в частности, на территории Каракольской долины, существует множество ритуальных мест, имеющих важное функциональное значение в общей структуре психосоциальной деятельности коренного населения. Это, к примеру, курганы без захоронений, так называемые кенотафы, на которых обнаружены «магнитные метки».
Если это так, то всякое разрушение этих систем недопустимо. Их разрушение – это разрушение целой системы долговременных носителей психической и геофизической энергии, магнитного, электрического, радиационного, биолокационного полей. Посвященные люди («дьарлык» или «ярлыкчы»), с древних времен сохранявшие эти Священные знания, использовали их для гармонизации природных сил и взаимосвязей Человека и Природы. Хранители древнего знания на Алтае утверждают, что места сосредоточения археологических объектов через посредничество специально подготовленных людей (шаманов) и сейчас обеспечивают социальную, климатическую, сейсмическую стабильность территории.
В результате последних научных исследований стало известно, что подобные культовые места оказывают воздействие на физиологическое, психическое и эмоциональное состояние человека, находящегося на (и вблизи) них. Причем для одних людей такое воздействие положительное, для других – отрицательное. К тому же, духовная, эмоциональная и физическая подготовка человека также оказывает значительное воздействие на магнитные поля самих культовых мест. А человек, находящийся вблизи них, способен индуцировать эффект своего состояния на окружающих людей и животных, находящихся на значительном расстоянии от культовых мест. Эти места усиливают мыслеформы человека.
На что обратить внимание: На население долины, до сих пор находящееся в глубоком отрыве от современной цивилизации. Многие жители местных деревень даже не понимают русского языка и до сих пор поклоняются природе, проводя шаманские обряды. На пирамидальные священные горы, покрытые у подножия наскальными рисунками.
На древние курганы абсолютно одинаковой формы - места массовых жертвоприношений, как животных, так и человеческих. Примечательно, что разные люди чувствуют в долине разную энергетику. Кто-то положительную, а кто-то - геопатогенную. Последние называют Каракольскую долину Долиной Смерти. Интересно, что на курганах обнаружены «магнитные метки».
Ученые предполагают, что схема размещения таких курганов с метками абсолютно сознательна, а не случайна. Существует мнение, что такое расположение точек локального магнетизма обеспечивает климатическую, сейсмическую и культурную стабильность территории. Поэтому всякое разрушение курганов недопустимо. И маловероятно, учитывая, что долина не является местом массового туризма на Горном Алтае.
Гора Белуха
Эта уникальная гора считается мощным местом силы Алтая. Белуха - это энергетический мост между землёй и небом. Обитель богов и духов. Она равноудалена от мировых океанов и является своеобразным энергетическим центром планеты. Ее высота составляет 4506 м. Считается, что между Эверестом и горой Белухой проходит незримый энергетический мост. Шаманы утверждают, что Белуха – это вход в Шамбалу, страну счастья. Страна существует в другом измерении, и попасть в нее могут только избранные.
По другой легенде, у подножья Белухи когда-нибудь будет построен город, с которого начнет свой отсчет новая эра цивилизации. В центре Сибири стоит священная гора Белуха. Высотой в четыре с половиной километра. Самая высокая гора Сибири имеет, однако, ещё одно, более высокое измерение. Издревле алтайские шаманы обожествляли Белуху. Именно там, по преданию, находится вход в сибирскую Шамбалу, увидеть которую нельзя, не имея духовного зрения.
Долина Ярлу
Недалеко от Белухи находится долина Ярлу. Второе ее название – Долина эдельвейсов, здесь растут эти необыкновенной красоты цветы. А горы вокруг долины туристы иногда называют Синими. Они радуют глаз оттенками голубого, фиолетового и синего цветов, особенно яркими становятся после дождя, а на закате приобретают слегка розоватый оттенок. Хребет в верхней части Ярлу носит название Мать мира за его сходство с профилем женщины. Долина Ярлу считается сакральным и мистическим местом Алтая, она стала целью паломничества для эзотериков и медиумов, здесь они медитируют и заряжаются энергией. В свое время русский путешественник и философ Николай Рерих стремился в эти места, здесь основал свой лагерь.
В центре долины стоит белый гладкий камень, названный Камнем мудрости. По утверждениям местных жителей, эта глыба, ушедшая в землю почти на 70 м, постоянно растет над землей, ежегодно прибавляя по нескольку сантиметров. Полежав на камне, можно зарядиться его энергией. Позже энтузиасты возвели вокруг камня город – невысокую стену из камней. Долину Ярлу путешественники в основном посещают вместе с туристической группой. Обычно базовый лагерь стоит у подножья Белухи, и туристы совершают радиальные походы в близлежащие места. Попасть в долину можно по мосту через реку Аккем или переправиться по озеру на лодке от метеостанции.
Плато Укок
Самое известное место силы в Горном Алтае. Местные жители почитают плато священным преддверием небесного свода. Чтобы не потревожить духов, здесь разрешается разговаривать только шепотом. До сих пор Укок остается малоизученным и труднодоступным для большинства местом. Были случаи, когда посреди лета на перевале Теплый ключ начинался снегопад, фактически перекрывая единственно возможный путь к плато.
В 1993 году на раскопках кургана Ак-Алаха-3 обнаружили захороненную в колоде из лиственницы мумию молодой женщины. Мумию отвезли вертолетом в Новосибирск. Сейчас она хранится в музее археологии и этнографии СОРАН и известна в мире как Алтайская принцесса. По некоторым сведениям, ее возраст совпадает с возрастом принцессы Кадын, которую местные жители считают прародительницей всего сущего.
Через 10 лет на Алтае произошло сильное землетрясение, эпицентром которого стало место раскопок. Затем – несколько наводнений подряд. Местные считают, что таким образом «принцесса» мстит людям за то, что ее потревожили. По языческим верованиям плато Укок всегда было окружено ореолом священности, здесь даже кричать считается святотатством и оскорблением духов. Для местных жителей Укок означает «конец всего», и по их поверьям пастбища Укока лежат в преддверии небесного свода. Этой земле древние люди доверяли тела своих предков, отправляя их в последний путь с великими почестями; с великими жертвами просили богов о милости.
Здесь всегда ждали посланцев небес, сигнализируя им о месте прибытия гигантскими рисунками небо. На самом юге Алтая, на стыке границ России, Казахстана, Китая и Монголии, среди скалистых гор затерялось плоскогорье Укок. Плато стало особенно известным после того, как на нем были открыты скифские курганы с замерзшими погребениями. Укок суров. Высота более 2000 м над уровнем моря, резкие внутрисуточные перепады температуры, каждодневный дождь с ветром, иногда снег даже в июле.
Район здесь безлюдный - лишь изредка можно встретить стоянку чабана или отару овец. Можно сказать - забытое богом и людьми пространство. Но, оказывается, это не так. Плоскогорье издавна притягивало к себе скотоводов, ведущих кочевой и полукочевой образ жизни. Несмотря на суровые условия, Укок - прекрасное зимнее пастбище. Сильные ветры сносят снег в овраги и лощины, давая животным возможность добывать корм для вполне сносного пропитания.
Весной же, когда открываются перевалы, скот на все лето сгоняли вниз, в долины. Замкнутость и оторванность от мира способствовали тому, что Укок был всегда чрезвычайно богат зверьём, птицей, рыбой. Летом укокские озера дают пристанище уткам, гусям, журавлям. Кроме того, не только пастухи и охотники оставили на Укоке следы своего пребывания, но и волны миграций, неоднократно прокатывающиеся по этой пограничной территории оставили неизгладимый след в материальной и духовной культуре этносов, когда-то населявших Укок.
Очень важно, что памятники дошли до исследователей в совершенно не потревоженном состоянии. Но, пожалуй, самое главное это то, что суровые условия Укока сохранили в ряде курганов мерзлоту, этот природный консервант, благодаря которому до нас дошли уникальные предметы эпохи раннего железного века из кожи, дерева, войлока и шерсти, которые в других условиях просто не сохраняются.
Плато Укок - это суровое место. Погода здесь непостоянная и капризная: то ярко светит солнце, то вдруг небо покрывается тучами и начинается дождь с сильным ветром, может даже в июле пойти снег. Суровая и дикая красота этих мест поражает впервые попавших сюда, ведь до недавнего времени плато Укок являлось закрытой для туристов зоной.
Плато принадлежит к тем немногим территориям Южного Алтая, которые в меньшей степени подверглись изменениям с древних времен, а потому и сохранили в малоизмененном виде ландшафтную структуру ледниковой эпохи. Отсюда берут начало такие крупные сибирские реки, как Бухтарма и Ак-Алаха, несущие свои воды в Иртыш и Катунь. Укок богат зверем и рыбой. Здесь можно встретить не только медведя и волка, лисицу и сурка, марала и косулю, но и экзотического снежного барса, сибирского козерога и черного грифа.
Возвышающаяся громада Табын – Богдо – Олы завораживает взгляд. Это самый мощный горный комплекс оледенения в Сибири, во много раз превосходящий Белуху. Здесь находятся наиболее крупные ледники Алтая. В массиве выделяются пять основных вершин плоской и куполообразной формы. Главная из них – гора Найрамдал (Кийтын 4374м) является второй по высоте на Алтае.
По преданию, Чингисхан во время очередного похода проезжал мимо и увидел за Найрамдалом райское сияние - что-то вроде нимба. Тогда он велел назвать весь массив «Пять вершин» (то есть именно «Табын-Богдо-Ола»), а над Найрамдалом, говорят, чудесные лучи встают до сих пор.
На Укоке были открыты сотни разных по типам и культурам археологических памятников, включающих погребальные, культовые, поселенческие комплексы, наскальные изображения, каменные геометрические выкладки, оленные камни и древнетюркские изваяния. Самыми интересными местонахождениями, открытыми и изученными на Укоке, являются, пожалуй, курганы Пазырыкской культуры с мерзлотой. В них сохранились великолепные уникальные предметы пластического и декоративно – прикладного искусства из дерева, войлока, ткани и кожи, возраст которых составляет 2,5 тыс. лет.
Озеро Чейбеккёль (Мёртвое озеро)
Озеро неподалёку от достопримечательности Красные ворота на Улаганском тракте. Длина около 3 км, ширина от 500 до 80 метров. Примечательно озеро тем, что в нём никогда не водилась рыба, несмотря на то, что в округе рек и озёр, где рыба водится в изрядных количествах предостаточно. Местные жители алтайского происхождения связывают данный факт с тем, что в нём обитают злые духи. Русские же им возражают и говорят, что всему виной ртуть – она отравляет рыбу, ведь именно киноварь придаёт красноватый оттенок скалам Красных ворот.
Третьи говорят, что рыба просто не может подняться по реке Чибитке, питающей озеро, так как перепад высот русла на этом участке составляет 600 м на 6 км. Официально объявлено, что на Чейбеккёль рыбу будут разводить искусственно. Но с тех пор – тишина, и чем закончился этот эксперимент нам достоверно неизвестно. («Кузук»).
Кошмары забытых погостов
Во все времена люди относились к кладбищам с мистическим трепетом. Особенно это касалось вскрытия могил.
Считается, что нарушение покоя усопших повлечет весьма неприятные последствия. С такими явлениями нередко приходится сталкиваться и археологам, по роду своей деятельности имеющим дело с погребениями. На раскопках часто творятся странные вещи. Например, сны археологов там часто бывают пророческими. Существует легенда, что знаменитому немецкому предпринимателю и археологу-любителю Генриху Шлиману, нашедшему античную Трою на холме Гиссарлык, во сне явился бородатый царь (видимо, правитель Трои), который объяснил, где именно спрятана царская сокровищница.
На раскопках языческого капища в Новгородской области в ясную безветренную погоду возникло локальное движение воздуха, похожее на смерч, как будто какое-то большое невидимое существо носилось взад-вперед среди членов экспедиции. Это происшествие подтвердили несколько десятков свидетелей. А при раскопках древнего храма на Алтае подобные воздушные порывы были столь сильны, что опрокидывали людей и тяжелые предметы, извлеченные из могил.
Порой на археологов нападает беспричинный страх или мания преследования. В 1970-х группу археологов у древних аланских могильников на Северном Кавказе внезапно охватил такой ужас, что они, бросив все, полезли на деревья и просидели там до утра. С рассветом чувство тревоги уменьшилось, но работы все равно вскоре пришлось свернуть из-за ухудшившегося психического состояния членов экспедиции.
К аномальным происшествиям на раскопках можно отнести и моменты кратковременной потери памяти. Человек во время разговора вдруг умолкал и начинал недоуменно оглядываться по сторонам. При расспросах выяснялось, что он не помнил ничего из случившегося с ним в последние 5-30 минут или даже несколько часов. По некоторым сведениям, беспричинные ретроградные амнезии нередко случались у рабочих, которые вели раскопки в египетской Долине царей.
Все археологи знают, что к захоронениям следует относиться с уважением. В середине 90-х годов в состав экспедиции на Алтай, занимавшейся раскопками скифских курганов, входил аспирант, который, несмотря на замечания старших товарищей, мог жонглировать найденными человеческими костями или наряжать скелеты в шутовские наряды. В один из дней, оступившись, что называется, на ровном месте, он упал в глубокий раскоп и повредил позвоночник, да так, что навсегда остался инвалидом.
Наиболее известным случаем подобной мести мертвецов является проклятие Тутанхамона. Гробницу этого юного фараона обнаружила в 1922 г. английская экспедиция, возглавляемая египтологом Говардом Картером и археологом-любителем лордом Карнарвоном. Золотой саркофаг Тутанхамона стоял среди несметных сокровищ, а над ним якобы была высечена надпись: «Смерть не замедлит осенить своими крыльями всякого, кто войдет в эту священную гробницу».
Была ли надпись на самом деле или нет, но не прошло и двух месяцев, как внезапно скончался лорд Карнарвон. По одной из версий, смерть наступила от воспаления легких, по другой - от укуса москита, по третьей - от заражения крови.
Душа убийцы в квартире
Эта история случилась в 1992 году. Хотя я в какой-то мере был ее участником, но о сопутствующих мистических событиях знаю лишь со слов моей двоюродной сестры. Тем не менее, уверен, что все это с ней действительно происходило. Мы с женой и годовалой дочкой поехали в гости к моей двоюродной сестре в город Бийск Алтайского края. Посидели после встречи и вечером легли спать. Сестра с мужем и ребенком - в спальне за залом, а мы - на диване в самом зале. У них тоже дочка, примерно одного возраста с нашей.
И тут часа в два ночи мимо нас с диким криком «Я тебе ее не отдам!» к входной двери бежит сестра. Ее догоняет муж, хватает в охапку. Он крупный мужик, но еле справился, кое-как привел ее в чувство. Мы испугались, но Сергей сказал, что в эту ночь такого больше не повторится. А наутро они рассказали, в чем причина странного поведения сестры.
Они купили эту квартиру через агентство, и примерно через пару месяцев после покупки начали происходить странные вещи. Сами собой хлопали двери, билась посуда. Сестра рассказала, что почти каждую ночь ей снилась старуха, которая душила ее и забирала дочку. Вот она в беспамятстве и мчалась отбирать ребенка. А иногда она просыпалась с реальными синяками на шее.
Мы погостили еще дня два и уехали. Пока мы там были, ничего больше не происходило. Потом мы созвонились, и сестра сказала, что они пригласили священника. Тот попросил всех выйти из квартиры, и, стоя на площадке, сестра с мужем слышали, что там идет настоящая битва: что-то гремело и ломалось, слышались громкие крики. Часа через полтора священник вышел из квартиры и поведал, что там до них жил убийца, душу которого, когда он умер, не приняли ни земля, ни небо, и она металась неприкаянной. Вот ее-то он и выгонял. (Сергей Лысяков).
Хозяйка дома с привидениями
В 1992 году семья Федоровых переехала из Казахстана в Россию. На вырученные от продажи старенькой «копейки» и уютной трехкомнатной квартиры в центре Семипалатинска деньги глава семейства Иван Павлович приобрел домик на окраине городка Бийска в Алтайском крае. Поначалу низкая цена дома насторожила Федоровых. Иван Павлович старался найти какой-нибудь дефект бревенчатого строения. Безрезультатно!
Тогда он пригласил для осмотра жилища деда Василия, жившего на соседней улице и работавшего до пенсии строителем. Но и дед Василий уверил нового хозяина, что дом хотя и старый, но сработан на совесть... А примерно через месяц после вселения в доме стали происходить странные события. Однажды пятнадцатилетняя дочь Федоровых, Марина, заявила, что у нее пропал косметический набор, и обвинила в краже пятилетнюю сестру Аню. Та стала уверять, что не брала Марининой вещи.
Полдня вся семья искала исчезнувший набор, пока Иван Павлович случайно не наткнулся на него на чердаке. В другой раз супруга Федорова, Ирина Николаевна, обнаружила утром на кухонном полу толстый слой соли. В один из выходных дней, когда после завтрака вся семья собралась на рынок, заклинило входную дверь. Пришлось ее взламывать, а затем вставлять новый замок.
Кто-то стучит в пол!
Вскоре неприятности буквально посыпались на семейство Федоровых. То вдруг едва не случился пожар из-за возгорания газовой горелки, то однажды, спускаясь в погреб, Иван Павлович оступился и сломал ногу. Продукты портились даже в холодильнике. Домочадцы стали жаловаться на головные боли и усталость, что списывали на акклиматизацию. Как-то ночью маленькая Аня прибежала в родительскую спальню и заявила, что в детской кто-то стучит в пол.
Иван Павлович прошел в комнату, где жили дети, стал вслушиваться в тишину ночи и вдруг отчетливо услышал три коротких глухих стука из-под пола. Затем наступила непродолжительная пауза, и стук вновь повторился. Тогда глава семейства простучал костяшкой указательного пальца о доску пола первый пришедший ему в голову ритм. И тотчас кто-то,снизу откликнулся точно таким же, но едва уловимым стуком...
Наутро, оставшись дома один, Федоров вскрыл доски пола детской комнаты. В ноздри ему ударил гнилостный запах. Все пространство под полом было усыпано крысиными и мышиными скелетами и истлевшей ветошью. Иван Павлович выгреб лежавший на земляной подушке мусор и вернул доски на место...
Женщина растворилась в стене
Наступила осень. Вернувшись как-то вечером с работы, Иван Павлович решил истопить баню. Выйдя во двор, он заметил, что в оконце их баньки мерцает свет, а из трубы идет дым. Решив, что это жена расстаралась к его приходу, Федоров от души похлестал себя березовым веничком в отменно разогретой парной. Вернувшись же в дом, он, к своему изумлению, узнал, что никто из домочадцев баню не топил... Настоящая же паника поднялась, когда ночью дочери Федоровых выбежали с криками из своей комнаты. Оказалось, девочки увидели, как из-под пола вдруг поднялась белая женщина и, погрозив им пальцем, исчезла в стене.
Всю следующую неделю Иван Павлович оставался на ночь в комнате дочерей. Забываясь лишь на короткое время беспокойным сном, он пытался увидеть то, что так напугало детей. Однажды Иван Павлович уложил Марину и Аню в кровати, а сам устроился на надувном матрасе у окна. Сквозь неплотно прикрытые портьеры пробивался лунный свет, который ложился дорожкой от окна к двери. Электронные часы на столике в углу показывали половину второго ночи, и отяжелевшие веки Ивана Павловича начали смыкаться.
Еще минута-другая, и Федоров бы заснул, как вдруг увидел на лунной дорожке сероватую тень. Сон с него словно рукой сняло. В следующую секунду Иван Павлович отчетливо увидел поднимающийся из-под пола силуэт. Вот силуэт принял очертания полной женщины с высокой прической. С ее плеч ниспадал длинный балахон. Поднявшись над полом в полный рост, женщина подплыла к стене и через мгновение в ней растворилась...
Неожиданное богатство
Дождавшись выходных, Иван Павлович спровадил домочадцев в город, а сам, приготовив нехитрую закуску и выставив бутыль самогона, пригласил своего знакомца, деда Василия, и рассказал тому о чертовщине, которая творится в его владениях. Захмелевший старик поведал хозяину, что подобные вещи происходят здесь уже тридцать лет - с тех пор как бесследно пропала его первая хозяйка. Тогда милиция предъявила обвинение в убийстве пожилой женщины ее приемному сыну-алкоголику. Однако труп найти не удалось, и обвинение рассыпалось за недостаточностью улик. Вскоре пасынок хозяйки уехал куда-то, а у дома стали меняться владельцы, пугавшиеся загадочных событий, которые происходили в его стенах.
После того как дед Василий ушел, Иван Павлович вынес из комнаты мебель и снова вскрыл пол. Как и в предыдущий раз, он почувствовал тошнотворный запах, шедший откуда-то снизу. Схватив лопату, Федоров стал перекапывать землю в том месте, где появлялся призрак женщины, и скоро под полуметровым слоем грунта наткнулся на человеческий скелет с проломленным черепом и полуистлевшими остатками платья.
Несмотря на страшную находку, повинуясь неосознанному импульсу, Иван Павлович продолжил раскопки. Вскоре штык лопаты ударился о какой-то твердый предмет. Этим предметом оказался обитый ржавыми пластинами деревянный сундук, в котором Федоров обнаружил большую сумму дореформенных советских банкнот, а также золотые и серебряные украшения с драгоценными камнями, видимо, припрятанные хозяйкой дома от лихих людей...
Экспертиза установила, что найденные под полом останки принадлежали Екатерине Матвеевне М., той самой исчезнувшей хозяйке дома, которая вскоре, наконец, была похоронена на местном кладбище. Федоровы прожили в этом доме еще полгода, однако привидение их больше не тревожило. А по весне они приобрели просторную квартиру в престижном районе Бийска. И помогли им в этом деньги, вырученные от продажи причитающейся части клада, обнаруженного Иваном Павловичем под полом детской комнаты. (Сергей Кожурко).
Образ духа-хозяина дома в представлениях алтайцев
Культ духа-охранителя жилища являлся одним из самых устойчивых и распространенных. Свое развитие он получил в алтайской религиозно-мифологической системе. Изначально одну из главных ролей защитника очага, жилища и его обитателей выполнял дух огня, чаще представлявшийся в женском образе. В тюркской традиции, очаг был не только атрибутом божества – он и сам наделялся антропоморфными чертами (Традиционное мировоззрение, 1988, С. 137). Это хорошо видно из обращения к очагу:
К другой категории охранителей жилища и семьи относятся родовые и семейные духи. В качестве их олицетворения выступали различного вида скульптурные изображения антропоморфного и зооморфного типа, а также аниконические (т.е. не имеющие определенного образа). Алтайцы называли этих божков тургузу или тес (Дьяконова В.П., 2001, С. 180-181).
У тюрков Южной Сибири, в том числе и у алтайцев, большим почтением пользовался Эжик Тенерезi (Эжиктын-ээзi) – дух-хозяин дверей или Позого – дух-хозяин порога. Для алтайцев порог дома являлся одним из важнейших элементов внутреннего устройства жилища. В традиционном сознании, порог мыслился границей между освоенным и неосвоенным пространствами. И не удивительно, что порог являлся местом, где мог обитать «хозяин дома». По народным поверьям считается, что когда в доме порог чистый, то злые духи не могут пробраться в дом, если же грязный – входит беспрепятственно. Поэтому, все жилище и особенно порог алтайцы старались держались в чистоте. Строго запрещалось наступать, а тем более садиться на порог, так как «хозяин» дома мог обидеться.
Ввиду этих поверий, алтайцы, как и все тюрки Южной Сибири никогда не наступают, не здороваются и не передают что-либо через порог. В честь этого духа регулярно проводили обряд жертвоприношения. Известный исследователь алтайского шаманизма А.В. Анохин по этому поводу писал: «Обряд камлания Эжик Тенерезi совершает каждое семейство приблизительно через год после своего брака, а в дальнейшем при болезни кого-нибудь из члена семейства. Эжик Тенерезi в жертву приносят:
1. три туяса – конек «абырткы» (молочный продукт – Б.В.) (один из них маленький, а два больших);
2. толу – женские и мужские рубахи и кафтаны числом семь.
В мифо-ритуальный корпус алтайцев, в результате этнокультурного взаимодействия с русским этносом, органично вошел мифологический персонаж – Тордо (У-Ээзи, Сузетка) или домовой. Как известно, мифологические сюжеты, переходя от одного народа к другому, подвергаются изменениям не только соответственно конкретной обстановке национального быта и конкретным социально-историческим обстоятельствам, но и своеобразному мышлению, характерному для той или иной народной среды. Алтайцы наделили Тордо охранительными функциями. И в настоящее время, среди алтайцев можно услышать такое выражение: «Кижинин тордози атхан» – «Остался Тордо человека» (ПМА, Елбачева М.И.).
В народе до сих пор строго соблюдается обычай поклонения духу огня и «хозяину» дома при постройки нового жилища. Почитание духов производится различными способами: путем сжигания части пищи, выставлением блюда либо кроплением вина и разбрасыванием по углам кусочков пищи. «Кормят Тордо в углах, приговаривая: «Чахшы ажын! Чахшы кюр!». – «Хорошо покушай! Хорошо присматривай» (ПМА, Тазрочев С.С.).
При переезде в другой дом необходимо было «взять» с собой домового. «Когда переезжаешь из одного дома в другой, в другую деревню, то всегда звали Тордо с собой. Для этого брали ухват, клюку – кочергу, лопату и «звали» домового» (ПМА, Авошева В.Ф.). В некоторых случаях, чтобы «перевезти» домового алтайцы обращались к шаману. Он проводил камлание, угощал Тордо талканом (блюдо из ячменной муки) с чаем и наказывал духу хорошо смотреть за хозяйством (ПМА, Папикин М.И.).
Представления о внешнем виде домового духа у алтайцев размыты, обычно он был невидим, но мог появиться в антропоморфном облике – мужчины с бородой или женщины, как правило, оба они невысокого роста. В традиционных представлениях духов могло быть двое, и они жили как супруги. Наши информаторы говорили: «Тордо – это духи, которые живут в доме. Они маленькие, как куколки. Как-то, я сплю и вижу бородатого мужичка. Он мне сказал: «Ты что меня не кормишь?!». Я проснулась и поставила ему чашку с едой. Он больше не показывался. Хорошо охраняет дом» (ПМА, Мокошева А.А.).
Отношение «хозяина» дома к людям было неоднозначным, «он делает как хорошо, так и плохо» (ПМА Тудашев А.И.). С одной стороны этот дух обеспечивает благополучие дома и его обитателей. С другой стороны, он не любит незваных гостей, может обижаться, капризничать. Плохое расположение этого духа к людям обычно выражается в том, что ночью он причиняет некоторым людям дискомфорт: «Когда кто-нибудь спит, Тордо может его дернуть за ногу или за другую часть тела. Так, однажды, он дернул пожилую женщину, а она так закричала и стала ругать Тордо, что тот больше ее не трогал» (ПМА, Пустогачев А.А.).
Незнакомых и несимпатичных ему людей дух «давит» ночью во время сна и тем снятся кошмары. После пробуждения эти люди в груди ощущают тяжесть. Озорство домового может проявляться также и в том, что он может вытаскивать постель или подушку у спящего человека, заплетать женщинам волосы в многочисленные косички. «Вообще, Тордо любит шалить, женщинам волосы заплетет, а потом они и не и могут их расплести» (ПМА, Авошева В.Ф.).
В то же время, к таким косичкам относились трепетно. По алтайским поверьям, плетение косичек означает знак покровительства и симпатии со стороны Тордо. Женщинам которым домовой заплел косички всегда сопутствует удача. Обрезать такие косички строго запрещалось. Алтайцы верят, что заплетенные рукой домового косички через определенное время сами расплетаются (со слов информаторов, обычно после Рождества). Расплетать же волосы самим женщинам не рекомендуется. Считается, что в этом случае укоротится срок ее жизни либо на нее обрушатся несчастья. Нами зафиксированы случаи, когда женщины ходили с такими косичками несколько лет.
Согласно алтайским представлениям, «хозяин» дома отличается своим трудолюбием и любовью к чистоте. Очень важно было соблюдать в доме чистоту. Запрещалось на ночь оставлять немытую посуду. В случае, когда все же оставляли грязную посуду, то иногда слышали, как домовой «ночью ходит, чашками гремит, посуду моет» (ПМА, Авошева В.Ф.). В таком случае, домовой мог рассердится на хозяев дома и сделать какую-то неприятность.
Тордо воспринималась как покровительница домашних животных, особенно лошадей. Во многом от его хорошего расположения зависит благополучие людей. По словам информаторов: «Если корова отелится или лошадь ожеребится, то Тордо разбудит хозяев, не даст спать. Они обитают в стайках, живут со скотом. Любимой лошади заплетают в косички гриву и хвост. Лошадь же, которую не полюбит Тордо, может так загнать, что с нее пена течет. Понравившуюся корову выглаживает. А если корова не нравится, то она ходит вся в морщинах» (ПМА, Тазрочев С.С.).
Хозяйственность домового выражается в постоянной опеке домашних животных в самых разнообразных ситуациях. В связи с этим, представляют интерес, записанный нами рассказ: «Один мужик пришел домой, видит, прямо у окна сидит Сузетка – женщина. Мужик пошел в амбар – она там сидит. Ранним утром Сузетка кормит скот. У нее надо спрашивать разрешения и предупреждать, когда собираешься продавать скот. Так, например, если продашь коня, не сказав об этом Сузетке, то проданную лошадь он приводит обратно к хозяину. Но если лошадь или другой скот прогнать через реку, то Сузетка не может их обратно вернуть. В случае, когда человек прогневает Сузетку, то он потеряет свое счастье. Такой человек, сколько не будет трудиться, богатства и достатка не наживет» (ПМА, Папикин М.И.).
Считается, что Тордо может подражать голосу людей и даже отвечать на вопросы. «Как-то две коровы залезли в огород. Капусту едят. Одна из них бодается. Я ее очень боюсь. Крикнула бабушке, а она мне в ответ: «Сейчас!». Коровы так и съели капусту, а бабушка не пришла. На следующий день бабушка вся в печали – коровы капусту съели. А я говорю, что звала ее и она окликалась. На самом деле оказалось, что бабушки вообще дома не было, за нее ответил домовой (ПМА, Авошева В.Ф.).
Таким образом, мы видим, что иноэтнический персонаж домового органично вошел в мифологические представления алтайцев. Очевидно, что формирование образа «хозяина» дома, как представителя самостоятельной категории духов является теснейшим образом связано с древними местными традициями. В этом смысле, Тордо или Сузетка представляет собой локальное явление в тюркских верованиях. Этот дух встал в один семантический ряд с духами огня, дверей (порога) и семейно-родовыми духами-охранителями, основной функцией которых является обеспечение защиты обитателей дома и благополучия в хозяйственной жизни семьи. (Венарий Алексеевич Бурнаков).
Спасительный голос «матери»
Есть в Горном Алтае удивительный уголок природы - Чулышманская долина. Здесь очень красиво, а климат похож на субтропический. По ней протекает полноводная река Чулышман. Она впадает в жемчужину Сибири - Телецкое озеро. Километрах в десяти от озера находится село Балыкчы. До райцентра отсюда - 120 километров. До 1990-х годов автомобильной дороги туда не было, ездили на лошадях. Причем по пути нужно было пересечь очень бурную горную реку Башкаус.
В июне 1969 года было большое наводнение, реки вышли из берегов. Многие животноводческие стоянки и половина села оказались под водой. Я тогда работал председателем сельсовета Балыкчы. Наводнением унесло только что построенный деревянный мост через Башкаус, повалило телефонные столбы. Мы были отрезаны от райцентра. На той стороне Башкауса находится село Кок-Паш, там телефонная связь, насколько мы знали, еще работала.
Мы с секретарем парторганизации Гаврилом Моисеевичем Сугунушевым решили как-нибудь перебраться через Башкаус, чтобы по телефону доложить районному руководству о чрезвычайной ситуации. Мы на конях прискакали на берег. Река бурлит, все сметает на своем пути, вода темная, дна не видно. Гаврил Моисеевич говорит:
- Нам тут делать нечего. Поехали домой.
Я, однако, неплохо плавал и, конечно, надеялся на своего коня. Разделся до трусов, привязал одежду к седлу. Только хотел направить коня в воду, Гаврил Моисеевич перекрывает мне дорогу:
- Я тебя не пущу. Утонешь - как мне быть? Что я скажу людям и твоим родственникам?
Долго стояли, друг друга уговаривали. Все же я его убедил. Конь вошел в воду и поплыл. Я лег ему на спину и руками, ногами, как мог, цеплялся, чтобы мощный поток не оторвал меня от него. До противоположного берега было еще очень далеко, а тут водоворот... Вижу - конь потерял ориентир, не знает, в какую сторону плыть. Понимаю, что сейчас мы оба пойдем ко дну.
Была не была, думаю. Встал на седло и сиганул в сторону. Кое-как сориентировался, поплыл к берегу. Вижу, что конь в стороне от меня. Чувствую, что уже руки устали, течение меня сносит. Невольно у меня вырвалось: «Эне, эне!» - то есть «мама, мама!»
Я и раньше попадал в экстремальные ситуации, но никогда мать не звал. А тут после моих слов сквозь бурлящий рев воды мне послышался откуда-то далекий женский голос: «Не болды?» («Что случилось?»)
Товарищ оказался болтуном
Тут я как будто очнулся ото сна. Усталость ушла, я начал грести обеими руками. Доплыл до берега, схватился за какую-то корягу и вылез из воды. Хотел немного полежать после всего, но в голову пришла мысль: где мой конь? Вскочил и бегаю по берегу, кричу:
- Где ты, где ты?
Опять слышу:
- Не болды?
Глядь, а конь мой уже передо мной стоит. Бедняге, видать, тоже несладко пришлось, бока так и ходят.
Так мы вдвоем оказались на правом берегу Башкауса в селе Кок-Паш. Тут жила моя тетя Клавдия. Вместо того чтобы меня пожалеть, видя, что мы оба мокрые, давай меня ругать. Сообщил я в райцентр о наводнении. Обратно переплыл на лодке. Коня оставил тетке. С Гаврилом Моисеевичем договорились, что он моим родным об этом происшествии ничего не расскажет.
Мне пришлось в сельсовете по делам задержаться, вечером приезжаю домой, а меня родственники давай воспитывать, что, мол, за геройство? Гаврил Моисеевич не выдержал - все-таки проболтался им. Прошло уже столько времени, а я до сих пор думаю: на самом ли деле слышал вопрос: «Не болды?» И кто же спас меня и коня? (Алексей Николаевич Качанов, с. Улаган, Республика Алтай).
Гора Бобырган
Результаты исследований на горе Бобырган (Алтайский район) 30.04.2009 - 03.05.2009. Отчет составлен: уфологом-исследователем аномальных явлений, биоэнергетом, членом Алтайской краевой уфологической Ассоциации, консультантом по экологии человека Мельниковой Еленой Евгеньевной. Гора БобарганГора Бобырган. Находится в Алтайском районе, в 14 км к западу от пос. Платово. Абсолютная отметка - 1008,6 м., возвышение над уровне реки Катунь- 700м.
Гора является самой высокой на фасе Горного Алтая. Вершинный гребень её сложен отдельными скальными выходами высотой от 5 до 15м., имеющими живописные формы выветривания в виде башен. Северный склон горы, обращенный к Бийску, более крутой по сравнению с южным. Он является тектоническим склоном фаса Алтая. Горные породы представлены гранитами, гранитоидами и сиенитами.(Хребтов.1919г., Камбалов, Дулькейт 1963г.).
Есть информация водителя - дальнобойщика о наблюдении им призрачного города на седловине горы Бобырган. Есть сведения, полученные от мужчин из села Советское, отдыхавших на горе, о наблюдении ими призрака бродячей женщины в районе поляны. Кроме того, в районе горы в конце 80-х гг. в районе горы разбился самолет, следовавший в с. Алтайское. Есть также сведения о наблюдении над горой светящихся шаров.
Цель экспедиции: исследовать г. Бобырган методом биолокации на наличие геопатогенных и аномальных зон, пропеленговать зону поляны (лагеря) на присутствие некрогенной зоны с выходами элементала (призрака); провести пеленг горы по поиску возможного расположения там когда-то города- крепости, провести тщательный осмотр данного района по поиску исторических и археологических артефактов существования здесь поселений.
В алтайском шаманизме у каждой горы, реки, леса есть свои духи, которым следует поклоняться, чтобы получить снисхождение и доброе расположение духа. Этим занимаются преимущественно шаманы. Основу шаманизма составляет народное мировоззрение, наполненное мифическими представлениями о связях человека со стихийными силами природы.
Можно по-разному относиться к шаманизму, вере в духов гор, но, то, что гора является необычной, загадочной чувствуется уже на подъёме. Я, как учёный, отношусь ко всему этому нейтрально, но при исследованиях беру во внимание все точки зрения, в том числе и оккультные. Гора Бобырган давно привлекает моё внимание, но посетить её с исследовательской целью получилось только в этом году. Первая информация поступила ко мне примерно в 2000г. Из газеты «Алтайская правда». В статье некий дальнобойщик следовавший по трассе Платово- Шульгин Лог - Сетовка рассказывает о том, что он проезжая мимо горы Бобырган увидел в седловине горы окутанный дымкой город-крепость.
Возможно, уставшему водителю всего лишь показалось, ведь сами скальные выступы очень похожи на башни и бастионы, но проверить эту информацию стоит. Мною проведен сбор информации и установлено что на горе Бобырган действительно мог находиться город-крепость. Существуют легенды о двух городах-призраках, которые когда-то были воздвигнуты в предгорьях Алтая. Существуют документальные исторические источники, даже есть европейские картографические описания, в которых эти два города-призрака называются как Серпонов и Грустина. Почему у них славянские названия? Неужели здесь уже в XVI b. могли жить русские?