На Урале, в Сибири, на севере России и даже на Алтае во множестве преданий говорится о том, что когда-то в этих местах проживал древний народ под названием чудь. Эти предания чаще всего рассказывают к востоку от Онежского озера, по рекам Онеге и Северной Двине - там, где проживали финно-угорские народы, которых историки обычно и считают чудью.
По алтайским легендам, живший в стародавние времена народ назывался белоглазая чудь. Люди обитали в выкопанных в лесах ямах и естественных подземельях. Там же народ чудь прятал свои несметные клады. Племена славились своими мастерами, добывавшими и обрабатывавшими железо, серебро и золото. В то время в хвойных лесах Алтая еще не было берез. А когда они вдруг появились, народ чудь решил, что следом за белой березой придут белые люди, подданные Белого царя, и жить будет очень плохо. Племена ушли глубоко под землю, а проходы закрыли камнями. Клады чуди остались, но они охраняются особыми заклинаниями и недоступны для других людей.
Правда, при этом не принято учитывать то, что эти народы, в частности коми-пермяки, и сами рассказывают предания о чуди, называя ее совершенно другим племенем. «Еще недавно на Новой Земле наши рыбаки видели чудь. Увидят эти чудны люди рыбаков, да и скроются. Выглядят и одеты они как лопаришки. Ружья у них не было, только копьишко да стрелы» - повествуют «Северные предания».
Такие рассказы характеризуют чудь как чужих, чуждых нынешним жителям и в то же время - как необычных, чудных людей, живших давно, но и продолжающих пребывать где-то по соседству. Именно от названия этого древнего народа и происходит русское слово «чудак». Открытие на Урале в 70-80-е годы древнейшего города Аркаима и «Страны городов» Синташты несколько пошатнуло традиционную версию. Начали появляться версии о том, что чудь - это древние арии (в узком смысле - предки индо-иранцев, а в более широком - предки индоевропейцев в целом). Эта версия нашла немало сторонников среди ученых и краеведов.
В поверьях и преданиях эти полулегендарные первопоселенцы севера России наделяются необычными чертами и сверхъестественными способностями. Чудины выступают и как богатыри, и как чародеи, колдуны. В Архангельской губернии некоторые из живших в XIX веке семейств считали их своими предками и утверждали, что один из чудинов был так силен, что, чихая, убил барана, а «члены его поколения могли разговаривать между собою на шестиверстном расстоянии».
Не только в русском фольклоре, но и у коми, саамов и других северных жителей чудью белоглазой назывались мифологические персонажи, близкие к европейским гномам. Согласно преданиям, они умели добывать золото и серебро в рудниках. До сих пор в Сибири старые, заброшенные рудники называют чудскими копями. В приполярном Урале находят чудские могилы и следы поселений.
Там же распространены сказы о том, что у чуди были шаманы, жрецы или вожди, которые назывались панами. Можно их назвать и волшебниками', так как они владели тайными знаниями, благодаря которым держали в повиновении свои народ. Жили паны в укрепленных домах-крепостях и владели драгоценностями, которые добывались в рудниках. Сокровища свои они прятали в священных местах в лесах, под камнями.
Владимир Даль в своем «Словаре живого великорусского языка» пишет: «Чудаки и чудаки, сиб. чудь (то есть странный и чужой) ж. собират. - народ дикарь, живший, по преданию, в Сибири и оставивший по себе одну лишь память в буграх (курганах, могилах); испугавшись Ермака и внезапу явившейся с ним белой березы, признака власти белого царя, чудь или чудаки вырыли подкопы, ушли туда со всем добром, подрубили стойки и погибли».
В 1924-1928 годах семья Рерихов находилась в экспедиции в Центральной Азии. В книге «Сердце Азии» Николай Рерих пишет, что на Алтае пожилой старовер привел их на каменистый холм и, указывая каменные круги древних погребений, рассказал: «Вот здесь и ушла Чудь под землю. Когда Белый царь пришел Алтай воевать и как зацвела белая береза в нашем краю, так и не захотела Чудь остаться под Белым царем. Ушла Чудь под землю и завалила проходы каменьями. Сами можете видеть их бывшие входы. Только не навсегда ушла Чудь. Когда вернется счастливое время и придут люди из Беловодья и дадут всему народу великую науку, тогда придет опять Чудь, со всеми добытыми сокровищами».
По одному из источников чтобы поколебать у своих подопечных уверенность в словах Стефана, главный зырянский жрец Пама предложил тому пройти через огонь. Дескать, если прославляемый Стефаном Бог существует, то он защитит его от огня. Стефан помолился и решил пройти сквозь огонь. Только не в одиночку, а вместе с Памой, чтобы и его боги показали свою силу и защитили жреца от огня. Пама испугался такого испытания и признал свое поражение. Иногда кладоискатели, на протяжении вот уже нескольких веков ищущие чудские клады, кое-что находят. Чаще всего это скелеты и черепа в курганах-могилах, иногда медные и серебряные монеты, ножи, топоры, сбруя, глиняная посуда. Однако золота и каменьев никто так и не нашел.
Чудские духи в разных обличьях (иногда в облике богатыря на коне, иногда зайца или медведя) охраняют древние клады: «Слуда и Шудякор - чудские места. Там богатыри живали, из селения в селение топорами перебрасывались. Потом они в землю зарылись и золото с собой унесли. На Шудякорском городище спрятаны слитки-подушки, но никто не возьмет их: богатыри верховые на страже стоят. Деды нас предупреждали: «Мимо этого городища поздно вечером не ходите - кони затопчут!»...
Дальнобойщик
Скажу сразу, до последнего времени я не задумывался о чем-то неведомом, да и не верил во что-то сверхъестественное. Но случилось так, что я поневоле очутился объектом невероятного случая. Это произошло, когда мой путь пролегал через Алтай. Полная луна висела на чистом небе. Ночь была такой светлой, что были хорошо видны прилегающие территории, да и темных ночей я никогда не боялся, ведь у моего грузовика идеален как ближний, так и дальний свет фар.
Беспокоило меня в ту ночь лишь одно - я сидел за баранкой уже третьи сутки, а те несколько баночек энергетического напитка, что я выпил с вечера, уже начали попускать, спать хотелось просто невероятно. В голове то и дело всплывали мысли о том, что осталось уже совсем мало, скоро я приеду, посплю, а утром схожу в сауну и выпью пива с рыбкой. Но беспокоила меня одна, на первый взгляд, пустяковая деталь. На протяжении трех часов мне не попалось ни одной машины, не было ни встречных, ни попутных машин. Как сейчас помню, что я сам себя тогда успокаивал, что, мол, ночь на дворе, все нормальные люди или дома спят, или в придорожных гостиницах ночуют.
Включил радио и заметил боковым зрением, что что-то мелькнуло в зеркале. Опустив стекло и выглянув наружу, я сильно испугался, так как в нескольких метрах от моего грузовика бежало черное существо, похожее на собаку, но размеры явно превышали размеры обычной собаки. Это существо было просто гигантское, прямо как лошадь. И тут я начал понимать еще одну невероятную деталь, что существо двигалось со скоростью шестьдесят километров в час! Этого просто не могло быть, я подумал, что уснул, но сразу понял, что это не сон. Надавил на педаль газа, скорость достигла восьмидесяти километров в час, но существо не отставало и все также бежало рядом.
В тот момент в моем теле бурлили невиданные ранее дозы адреналина, я не мог поверить в то, что это не сон. Темная, как сама смерть, собака невероятных размеров, обладающая невероятной быстротой, поравнялась с грузовиком и не отставая бежала. Как такое могло быть возможным?! И тут случилось то, чего я так ждал. За поворотом начал мелькать свет городка, в который я и направлялся. Небольшой городок, который тогда я хотел увидеть больше всего на свете.
Но обрадовался я очень рано, так как далее случилось то, чего я никак не ожидал. Это существо подбежало к кабине грузовика, находясь буквально в метре от меня. Я с ужасом поднял стекло и добавил газа, скорость перевалила за девяносто километров, но было видно, что для этого животного такая большая скорость была не проблемой. Потом внутри меня все похолодело, существо повернуло свою черную голову ко мне и как будто заглянуло в самые далекие уголки моей души, и я понял, что оно видит все мои страхи.
Я видел эти большие глаза, в которых можно было разглядеть то, что обладает ими разумное существо, все понимающее и знающее многие вещи. И тогда я не понимал, как могут быть такие глаза у животного? Даже при скорости ста километров в час собака все также бежала рядом и отстала лишь тогда, когда я проехал указатель, уведомляющий меня о том, что начинается город.
Въезжаю в город, останавливаю свою фуру возле круглосуточного магазина, вываливаюсь из кабины с сигаретой в зубах. Пытаюсь осмыслить все то, что видел буквально несколько минут назад и списываю все на свою усталость. Ведь это просто безумие! Да, просто безумие! Пора поспать, вон уже и глаза видят то, чего нет и не было. Докуриваю сигарету, улыбаюсь мыслям, что пора посетить психиатра или не насиловать так свой организм. Вхожу в магазин, в котором сразу же вижу симпатичную девушку-продавца. Она стоит, улыбается, но не двигается.
Тут замечаю, что в магазине тоже никого нет, даже охранника, а девушка стоит, как в столб вкопанная. И тут я понял еще одно - я ничего не слышу, абсолютно ничего. Толкнул дверь, она не издала никаких звуков. Мое тело охватила дрожь, я стоял на одном месте, оглядывался вокруг. Пока что-то не перемкнуло, и я не услышал голос девушки. Она спрашивала, все ли со мной в порядке. Через несколько минут в магазин ворвались пьяные подростки, видимо, за добавкой, а из подсобки вышел охранник. Еще спустя несколько минут в супермаркет вошло еще несколько человек, и тогда я понял, что со мной наконец-то все в порядке.
Что со мной было, я так и не понял, но я понял тогда одно, что когда человек полностью истощен и падает с ног, он пребывает на грани «двух миров». Как только я тогда добрался до постели, сразу же свалился в нее, а наутро осознал, что одной ногой был «на том свете». Что-то помогло мне тогда без происшествий доехать до пункта назначения. Сейчас я считаю, что то существо, что сопровождало меня до городка, было посланником смерти, который ожидал, когда я совершу какую-то ошибку за рулем и разобьюсь насмерть, ведь я был тогда в таком состоянии, что это могло случиться в любую секунду.
Легенды Барнаула: Голубая дама
Самая популярная из них - это легенда о Голубой даме, поведанная миру известным алтайским писателем Марком Юдалевичем. Суть ее в том, что в здании, где ныне находится городская администрация, жил начальник Колывано-Вознесенского горного округа. Овдовев, он женился на прелестной девушке. Как-то на балу жена генерала много танцевала с приезжим горным инженером. Не успела отгреметь бальная музыка, как генерал взял жену под руку и повел в подземелье своего дома, где приказал замуровать свою молодую супругу.
Некоторые барнаульцы до сих пор верят, что призрак Голубой дамы появляется на улицах города, и при этом она обязательно играет на музыкальном инструменте и поет. Но не все знают, что у этой легенды есть три варианта. Старожил города историк-краевед Людмила Остертаг поведала еще о двух легендах, связанных с Голубой дамой.
Она тогда училась в девятом классе, и одноклассницы как-то принесли легенду о призраке, бродящем в Доме Советской Армии, где ныне находится городская администрация. Они рассказывали, будто в начале XIX века останавливался у градоначальника знатный гость, приезжал поохотиться. И услышал он в доме удивительную мелодию, но, как выяснилось, у хозяина вообще не было музыкальных инструментов.
Загоревшись этой загадочной историей, дочь градоначальника решила вызвать дух дамы при помощи блюдца, популярной забавы в то время. И вдруг ей явилась неприкаянная душа дамы в голубом платье с просьбой похоронить тело, которое преступники закопали под колодой в саду. Кстати, Людмила Михайловна отметила, что тогда перекопали весь сад, но никакого тела не нашли.
В третьей легенде о Голубой даме главным героем значится сын градоначальника. Мальчишка с другом решили испытать себя на храбрость. Как? Идти на кладбище банально. А, по словам Людмилы Михайловны, о доме градоначальника уже тогда легенды ходили, будто бы в подвале простилась с жизнью революционерка, которую туда посадили. Так вот, мальчишки не придумали ничего лучше, как организовать в подвале некий спиритический сеанс со свечами, зеркалами. В самом разгаре магического мероприятия, когда страх уже достиг пика, они услышали стук каблучков по железной лестнице и очень испугались. Потом дворецкий, насмехаясь над ними, поведал, что это матушка вернулась неожиданно с бала.
Но Людмила Михайловна считает, что эти легенды не имеют под собой реалистичной основы.
- Время действия этих историй ориентировочно приходится на 20-30-е годы XIX века. Но тогда это здание и должность начальника округа занимал очень уважаемый человек - горный инженер Пётр Кoзьмич Фролов (тот самый, о честности и принципиальности которого в Барнауле говорили: «Не боюсь ни огня, ни меча, а боюсь Фрола Кoзьмича...»). Трудно представить, чтобы он мог совершить такое чудовищное преступление, - уверена Людмила Остертаг.
Дождалась встречи с чертом...
Была у них с дедом соседка баба Валя. После того как заболела и умерла ее дочь, остались они с внучкой Аней жить вдвоем. Бабушка на нее налюбоваться не могла, души в ней не чаяла, да и внучка бабушку очень любила, всегда по хозяйству старалась помогать. Так и жили душа в душу, пока несчастье не произошло. Собрались как-то ребята местные отдохнуть да порыбачить и Анютку с собой позвали. Старший Сашка лодку моторную у отца выпросил, чтобы до острова добраться, места там красивые очень. Собрали провизию небольшую да отправились вечером. А на следующий день к обеду примчались ребята сами не свои, старший к отцу побежал рассказывать, что Аня утонула. Одному-то боязно было к ней домой идти рассказывать.
Пока Сашка к отцу бегал, ребята бабу Валю встретили, разревелись, да и рассказали ей, что Аня утонула. Что с бабушкой творилось, думаю, рассказывать не надо, сама от горя чуть там и не померла. А народ-то уже рядом собрался, бабу Валю успокаивает. Потом и председатель подоспел, давай на мужиков орать, мол, чего встали, рты раззявили, собирайтесь и на речку дуйте, ищите, где утонула.
Собрались мужики всем колхозом, Сашку с собой взяли, чтобы место показал, и отправились на поиски. Два дня искали, все вдоль и поперек облазили, а толку нет. На третий день нашли Аню в камышах всю изрубленную, живого места нет. Тут Сашка и сам не выдержал, разревелся и правду рассказал. Не тонула вовсе Аня, а упала с носа лодки и под винты попала. Привезли мужики Аню домой. Дед потом бабушке рассказывал, что баба Валя как внучку увидела, ни кричать, ни плакать не могла, просто взгляд помутнел, глаза как пеленой покрылись, потом вскочила и на отца Сашкиного кинулась. Кричать начала, что это, мол, все из-за ваших выродков, что, мол, сама в могилу не ляжет, пока их со свету не сведет.
Похоронили Аню, да и потекла жизнь заново в деревне свои чередом у всех, кроме бабы Вали, плакала она целыми сутками, из дома практически не выходила. Живность свою немногочисленную бабушке моей отдала, совсем нелюдимая стала. Где-то через месяц приехала к бабушке подруга, соседка из деревни неподалеку, и рассказала, что Валентина, соседка ее, в деревню к ним приходила к ведьме местной. Но та ее и на порог не пустила. Сказала, что ребят губить не будет, ни при чём здесь они, да и молодые совсем, им еще жить и жить. А грехов у нее и так, что на тот свет страшно.
Прошло еще какое-то время, и бабушка замечать начала, что выйдет баба Валя часиков в одиннадцать вечера, баньку затопит, да и ночует в ней до утра. Обмолвилась об этом как-то с подругами, а бабуля одна и говорит, что не повезло бабке с ведьмой, так теперь сама в бане ночью с нечистой встречи ищет, а может и с чертом самим. Побеседовали старушки на эту тему, да и забыли, ну помутился у бабы Вали рассудок после смерти внучки, человек-то в годах уже, да и потеряла единственного родного человека.
А тут пропала баба Валя, дня три видно не было, бабушка деда и попросила, чтобы глянул сходил, как бы не случилось чего. Залетел дед минут через десять в дом весь бледный, померла, говорит, баба Валя в бане. Сама под полок забилась, скрючилась вся, бардак ужасный, в двери две штакетины выломаны, как будто ломилась она оттуда. Дождалась, видать, баба Валя встречи с чертом, только стоило ли оно того? А с ребятами, которые на речке были, когда беда случилась, до сих пор все в порядке. Написал полностью, как рассказывала бабушка, я считаю, что к таким историям не нужны какие-то художественные дополнения, даже если и рассказ получился довольно сумбурный. На то они и есть истории из жизни.
Непрошеный гость
Помню, мы смотрели с ней документальный фильм, «Охотники за привидениями» назывался. Не тот, который сейчас по телеку гоняют, а основанный на реальных событиях. В году 2000 - 2001, если не ошибаюсь. Ну я и спросила маму, происходило ли с ней что-нибудь эдакое. Мама сказала, что не особо любит все эти истории, но все-таки рассказала мне парочку, коим сама была свидетелем.
Жили мы тогда в частном доме, Алтайский край. Я тогда подростком была, как сейчас помню, за окном вечер уже, темно. Я с младшей сестренкой играю во что-то. Папа что-то чинит, мама белье гладит. Гладильная доска у нас стояла прямо перед окном. И вдруг стук в окно. Мама шторку отдернула - никого. Стук слышали все. Мама гладить продолжила, а отец насторожился.
Дело в том, что перед домом стояла собачья будка. А собака у нас сторожевая, злющая была. Отец у нас строгий был и собаку так воспитал, что ни одна живая душа в дом не залезет. Она на цепи такой шум поднимет. Так вот, прошло пару минут, и стук в окно повторился. Тут отец не выдержал, подошел к окну, отдернул шторку, но никого там не оказалось. Смотрит он на собаку, а та лежит себе спокойно. И не успел отец разобраться что к чему, как постучали уже в дверь. Мама кинулась к двери, спросила, кто там. За дверью тишина. Отец говорит: «Не вздумай открывать». Так они стояли и молча друг на друга смотрели, а в дверь время от времени продолжали стучать. И все бы ничего, если бы не настораживала в этом во всем одна деталь: сторожевой пес, которому такое поведение в данной ситуации несвойственно.
И вот на следующий день соседка рассказала следующее: «Не спалось мне вечером, пойду, думаю, чайку попью. Смотрю на кухне в окно, а перед вашими окнами высокий силуэт стоит, и не понять - мужчина это или женщина. Как плащ на нем длинный. Стоит и в окно стучит. И тут я думаю, смущает меня что-то. На собаку гляжу, а та лежит, голову на лапы сложила и даже не смотрит в сторону непрошеного гостя».
Страшная ферма
Всем привет. Я хочу вам поведать историю, которая случилась со мной и моими друзьями этим летом. Живу я в селе Глядень, Благовещенского района, Алтайского края. Так вот, есть у нас в деревне одна ферма заброшенная, на которой мы с друзьями любим играть в краба (как прятки, только надо убегать от водящего и прятаться). Еще есть такая байка: ферма раньше была нормальной, там держали скот.
Но в один вечер владелец фермы пришел туда пьяным, а там в это время была его жена. В общем, он зарезал часть скота, убил жену и сам там повесился. А потом, как всегда горы ментов и прочая суета!!! На ферму еще продолжали после этого инцидента загонять скот, но вел он себя странно: некоторые животные умирали неизвестно от чего, а некоторые приходили в бешенство. Потом ферму просто забросили.
Перейдем к истории. Я со своими друзьями (Денисом, Русланом, Димой, Максом, Яшей, Данилом и Андреем) поехал туда играть в краба. Не знаю как объяснить, но когда я зашел на ферму, мне стало сразу не по себе. И так было каждый раз, когда мы приезжали туда.. Возникало некое чувство тревоги, и не у меня одного. Оно было почти у всех, но мы сквозь страх начинали играть. По нам всем пошел какой-то рок (полоса плохих событий): я на ферме разбил голову (кирпич упал, благо с маленькой высоты, я даже не потерял сознание) и порвал связки в голеностопе (упал с 3-метровой высоты, до дому мне помогли доехать друзья), и конечно, все это происходило не один раз, а несколько.
Денис (тоже в другой раз) перед самым началом игры разбил колено. Макс проткнул руку гвоздем (не насквозь, но кровь шла «мама не горюй», рану зажал футболкой), Андрей поцарапал грудь гвоздем (осталась большая царапина). Снова Макс: во время игры мы ничего не слышали, никаких стуков и ничего прочего не происходило, но когда пришло время ехать домой, у Макса оказался сломан велосипед, и сломан - это мягко сказано: заднее колесо было согнуто восьмеркой, причем такой, что даже прокрутиться не могло, а у звездочки передней один край был сильно изогнут. Ну не мог человек просто так погнуть звездочку, на это силы надо, а стука молотка даже слышно не было (если бы кто-то гнул ее молотком, мы бы услышали), но самое интересное произошло потом.
Мы закончили играть и все собрались в 1-ом отсеке фермы (их два, а между ними большой коридор, и можно было немного увидеть из 1-го отсека вторую часть), все были вместе кроме Руслана. Он по-прежнему где- то прятался. Мы стали его звать, а Андрей подошел ко входу в коридор и схватился за голову: он увидел, как кто-то пробежал во втором отсеке. Через 5 минут пришел Руслан. Мы спросили его - был ли он во втором отсеке? Он нам напрямую ответил: нет, но слышал как там кто-то ходил. Мы обошли ферму с пацанами, но никого не нашли.
Когда увидели, как за углом «прячется» темная фигура, мы дали деру так, что пятки свистели! И если бы это был кто-то из людей, нас бы либо уже напугали, либо стояли и ругали, говоря, что тут лазать нельзя. И еще 1 заметка: там есть задушенная и повешенная на веревку лиса, и один раз я сидел недалеко от нее. Когда я на нее посмотрел, ее голова была повернута прямо на меня и получилось, что она смотрела мне в глаза, а я ей. Странно, но ее голова свисала вниз, когда я ее в последний раз видел до этого. После этого случая я больше туда не езжу и не собираюсь.
Чертово озеро...
Произошло это давным-давно в одной из деревень Алтайской области. Деревушка была глухая, рядом - жуткий непролазный лес, а в его чаще - небольшое озеро. По слухам, озеро было очень глубокое и рыбы там водилось уйма, причем всякой разной. Иногда попадались даже такие крупные экземпляры, что невозможно поверить глазам. Поэтому местные рыбаки прозвали озеро Диковинным, или еще Чертовым...
Никто даже и не помнит уже как оно появилось, но говорят, что после падения крупного метеорита или кометы. Но вскоре озеро обрело дурную славу, один за одним без вести начали тонуть и пропадать рыбаки. Дело вот в чем. Два друга, изрядно выпив, решили пойти на озеро порыбачить. Им было недосуг, что говорили другие рыбаки, включая бабу Тоню. Тоня была местной повитухой, по-нашему - ведьмой.
Они пришли на озеро, буром пробурили несколько лунок и начали рыбачить. Рыба почему-то клевать и не думала. Тогда один из друзей сказал: «Мы возле берега-то рыбачим, пойдем на середину. Лед вроде толстый, не провалимся». Подойдя ближе к середине, рыбаки услышали резкий треск, гул и всплеск воды. Это выглядело как мини-взрыв. Нечто черное, напоминающее большую пиявку, утащило парня на дно.
Его товарищ был просто в шоке, он тут же бросился на помощь другу. Подбежав к круглой воронке на льду, он понял, что уже слишком поздно, что друга не спасти. В ужасе он, побросав снаряжение, бросился обратно домой, как вдруг за спиной услышал крик своего друга: «Помоги мне!» Из воронки он увидел руку друга, но подойдя ближе, он понял, что это не рука, а черное щупальце. Трясясь и заикаясь, он опрометью бросился в деревню. В последствие он потерял дар речи, а после, говорят, и вовсе сошел с ума...
Не видишь, купаюсь я!
Мои бабушка с дедом всю зиму живут в городе Новосибирске, практически по соседству с нами, а на лето уезжают в крохотный городок Заринск, что в Алтайском крае. Там живут мои тетя с дядей и двоюродная сестра Юля. В нескольких километрах от городка есть у них дача, вот там и живут «деды» все лето. Дело было этим летом. Взяла на работе отпуск с 3 июля на недельку и потопала собирать вещи.
Изначально собиралась ехать с подругой, но у нее в последний момент заболела кошка двоюродной сестры брата отца ее друга, и она свалила с к своему новому парню на дачу (в чем призналась намного позже). Я поехала одна. Выходные прошли хорошо, хоть и дождливо. Объедалась бабушкиной стряпней, спала до полудня, гуляла по старым местам, даже, несмотря на погоду, пару раз купалась в озере. Оно находится в 10-15 метрах от нашей дачи, а из-за того что воды слишком много в этом году, оно стало, так скажем, еще ближе, из бани в озеро самое то прыгать. А по вечерам сидела у костра с родственниками.
В понедельник вечером баню истопили поздновато, сначала не сильно жарко, чтобы старикам возможно было помыться, потом я подкинула дров, банька стала горячей, в самый раз попариться. Бабушка строго-настрого запретила купаться, мол, поздно уже, наступлю куда-нибудь не туда, упаду и головешку свою дурную расшибу (это со слов бабули). Все сидели за рюмочкой, поедая картошку с мяском и селедкой, а я потопала в баню одна, т.к. Юля уехала с сыном в город на ночь.
Время уже было 11-12 вечера. В общем, напарилась я, и черт меня дернул бегом прошмыгнуть мимо всех на озеро. Ну серьезно, какая баня без купания? Вышла из бани, чуть ли не ползком мимо окошка - и бегом к мостику. Прыгнула и поплыла на середину озера. Холодная водичка приятно покалывала распаренную кожу. Источник света - только луна, изредка поглядывающая из-за туч.
И тут слышу - метрах в 10 от меня из-под воды кто-то всплыл. Я остановилась. Испуг взял свое. Какой дурак в это время да в эту погоду в воду полезет? И тут оно говорит хриплым, грубым мужским голосом: «Ты чего приперлась сюда, а? Тебе бабка что сказала? А ну греби отсюда, не видишь, купаюсь я!» И как закричит нечеловеческим голосом! Я, что есть мочи, доплыла до мостика и, оставляя за собой кирпичную китайскую стену, бежала к дому под этот гул, пару раз подскользнувшись на мокром мостике и разбив коленку.
Спросила пьяненьких домашних, мол, не слышали, мужик кричал. Они только посмеялись, поблескивая красными щеками, и вернулись к разговору о том, что нынче в стране творится. В баню возвращаться желания не было. Я залезла под одеялко, согрелась, уснула только к утру, всю ночь казалось, как кто-то ходит под окнами. И приснилось мне в ту ночь (а вернее в то утро), как ко мне в окно скребся мужик, весь в водорослях и тине, и смеялся так мерзко.
На утро рассказала бабуле, на что та нахмурилась и сказала, что надо было слушать ее, но на все уговоры рассказать, что это было, она говорила, мол, какая разница что, было и было. В общем, после того я в озеро ни ногой. Может, и впрямь мужик какой-то тоже после бани купался да испугать решил, а на сон повлиял страх произошедшего. А может, и нечисть какая… Я вот в нее верю, но так близко не сталкивалась. Кстати, понедельник, 6 число, ночь творила.
Сростинский черт
Итак, Алтайский край, село Сростки. Лето 2010, июнь. Моя младшая сестра прибежала от подруги и начала мне увлеченно рассказывать, о том, что отец подруги запретил ходить им по дороге, которая называется Змеиный лог (узкая каменистая извилистая дорога, окруженная крутыми склонами, уходящими метров на шесть вверх, которые поросли крапивой выше человеческого роста и диким плющом). Дорога эта ведет к реке, и я сама довольно часто ею пользуюсь. Он сказал, что там, в кустах, живет черт, черный, с красными глазами.
Далее по селу постепенно расползлись слухи, что действительно многие видели некое черное существо, то в том самом Змеином логе, то на старом недействующем кладбище. Многие говорили об этом, но, казалось, никто не относился к этому серьезно. Приблизительно через месяц, во время сессии, мне позвонила мама и рассказала взволнованным голосом следующее: две моих младших сестры ходили летом на так называемую Детскую площадку. Проще - это лагерь при школе, в котором дети прибывают часов до четырех, а потом расходятся по домам. Так вот, после окончания дня дети решили не расходиться сразу, а посидеть на футбольном стадионе, который находился на территории той же школы.
В их компании было человек двадцать пять - тридцать. Вся эта орава дружно отправилась на стадион. Дальше начинается самое интересное. Кто–то из мальчиков вдруг закричал, что на дереве (футбольное поле обсажено по периметру вязами) кто- то сидит. Вдруг с дерева спрыгнуло, сломав при этом ветку, как описывают мои сестры, небольшое (чуть больше метра) черное существо, покрытое волосами. Оно приземлилось прямо перед одной из девочек, которая от страха упала на землю. Дети кинулись со стадиона, а существо метнулось через сломанную калитку и скрылось из виду (предполагаю, что на старом кладбище, которое находится прямо за стадионом школы. Им заканчивается тупиковая улица, идущая вдоль стадиона).
Девочку, перед которой приземлился «черт», отвели в школу, где еще долго не могли успокоить. Она рассказывала, что у существа красные большие глаза, величиной с пятак, и хвост. Многие говорили еще про рога, но так же некоторые говорили при этом, что их не было, так что их наличие далеко не факт. Дети рассказывали об этом взрослым, но им мало кто верил. Большинство думали, что их кто-то разыграл, однако я своим сестрам верю, а они говорили, что это был точно не человек.
Бабушка как раз работала в конце огорода, рядом с зарослями, стоя к ним спиной. Она что-то пропалывала, как вдруг на спину ей кто-то прыгнул. Бабушка не устояла и упала на землю. Существо тут же с нее спрыгнуло и метнулось в кусты. Бабушка только успела рассмотреть, как она описывала, черный волосатый зад, похожий на обезьяний. Все произошло очень быстро.
Когда существо прыгнуло на нее, баба почувствовала, как в плечи вцепились когтистые пальцы. По весу существо было как маленький, лет пяти, ребенок. Бабушка сначала так и подумала, что это чей-то ребенок решил пошутить, пока не увидела волосатую филейную часть. Затем, подумала на кошку, но для кошки это нечто было слишком тяжелым. Собака бы так уцепиться не смогла. Я много думала, о том, что это могло быть. Может быть обезьяна. Но как бы обезьяна могла пережить зиму?
Люди прозвали это существо чертом. Мама назвала его алмастыы. Это якутский аналог снежного человека. Так сказать, северный вариант йети, схожий по описанию со сростинским чертом: небольшое волосатое темное существо, пакостящее по мелочам, гоняющее скот по ночам, но не приносящее особого вреда и не представляющее опасности.
Эрлик
Эрлик - владыка подземного мира, высший правитель царства мёртвых.
Фигура Эрлика более универсальна, чем фигура Ульгеня, она широко распространена в верованиях почти всех тюрко-монгольских народов, как шаманистов, так и ламаистов. Имя Эрлик встречается уже в древнетюркских рунических памятниках. Предполагается, что это имя восходит к древне-уйгурскому представлению об Эрлик-кагане - владыке буддийского ада.
Эрлик вместе с Кудаем участвовал в творении земли. Он опустился под воду и достал оттуда первоначальный ил, из которого Кудаем была сотворена земля. Однако он утаил остаток ила во рту, а затем изрыгнул его на ровную поверхность, созданную Ульгенем. В результате на земле появились неровности - горы, сопки и болота. По мнению Ульгеня этим он испортил идеально гладкую поверхность земли.
Эрлик выпросил на время у Кудая луну и солнце и не хотел возвращать, тогда Кудай, схватив луну и солнце, быстро поднялся на землю и прибил их к синему небу. Эрлик соблазнил едой собаку, сторожившую человека, созданного Ульгенем, проник к нему и вдохнул в него душу. При этом он испортил созданного Кудаем человека, отчего человек оброс шерстью, и Кудаю пришлось чистить и даже брить человека.
За это Ульгень свергнул Эрлика с небес на землю. Он послал своего богатыря Мангдышире, который боролся с Эрликом и победил его. После сражения с Мангдышире, Эрлик стал просить хоть немного земли у Ульгеня, но тот отказал. Наконец, Эрлик попросил дать ему только столько земли, чтобы он мог воткнуть свой посох, на что Ульгень (Кудай) согласился. Эрлик воткнул свой посох в землю и оттуда выползли всякие гады, враждебные человеку, и заразные болезни. Тогда Ульгень сверг его под землю, а вместе с ним и его слуг, которые, стали тьеткерами, духами, причиняющими несчастья человеку на земле. Постоянными слугами Эрлика были кёрмёсы, души умерших людей и шаманов.
Эрлик создал зверей: медведя, барсука, крота, верблюда, свинью, корову. Создал богатырей Керей-кана и Караша. Подстрекал первых людей к нарушению запрета Ульгеня (Кудая) есть плоды с дерева. Эрлик постоянно состязался с Ульгенем. Самое известное состязание - из чьей чашки вырастет цветок, тот и станет творцом. Цветок вырос из чашки Эрлика, но Ульгень похитил цветок, подменив чашки.
По представлениям камов (шаманов) Эрлик описывается следующим образом: чёрные, густые, кудрявые волосы, спускающиеся на плечи, большие чёрные усы, которые он закладывает за уши, длинная до колен борода. Одевается в семь медвежьих шкур, спит на семи чёрных бобрах. Меч его сделан из зелёного железа, а чаша из человеческого черепа. Ездовым животным Эрлика является могучий чёрный бык, которого он погоняет вместо плетки луновидным топором.
Живёт Эрлик во дворце из чёрной грязи или синего (чёрного) железа на берегу реки Тойбодым, которая наполнена людскими слезами, через которую перекинут мост из одного конского волоса. Его стерегут чудовища - дьутпа. У дворца стоят караульные - слуги Эрлика (эльчи) с багром (кармак). Эрлик по силе равновелик Ульгеню, он принимает не менее активное участие в творении мира, чем Кудай(Ульгень). В шаманских призывах к Эрлику обращаются как к отцу «адам Эрлик». От Эрлика люди получают бесценный дар - искусство проникновения в другие миры. Первый кам принял свой дар и бубен (тунур) от Эрлика.
Ульген
По другим версиям, он является только «тосем», родовым покровителем, предком-божеством, которому поклонялись отдельные родственные сеоки алтайцев, от которого берут начало члены этого рода. В древних и средневековых письменных источниках это имя не зафиксировано, однако материал для характеристики Ульгеня дают этнографические сведения. В этой литературе он творец Вселенной. Обитает на девятом (по другим источникам 15-16-м) слое неба за месяцем и солнцем (на востоке где всходит солнце), где возвышается Золотая Гора (Алтын-туу). Ульгень живёт в золотом дворце с золотыми воротами, имеет золотой престол.
Создателем всего сущего, демиургом, Ульгень стал при помощи Священной Белой Матери (Ак-Эне). Творение продолжалось шесть дней. Ульгень сотворил не только землю, небо, солнце, луну, радугу, гром, огонь, но и создал первого человека, кости которого были сделаны из камыша, а тело из глины. Он сотворил собаку (Ийт) и велел ей сторожить первого человека. Он же сотворил богатырей Майдере и Мангдышире. Сотворил камни, деревья, посадил цветы. Он творец головы и пуповины у людей и скота, творец пастбищ и человеческих жилищ.
Перед потопом он поручил Наме построить плот и велел посадить всех зверей и птиц. Ульгень создал камов для защиты от Эрлика, он же награждает людей даром шаманства, определяет быть человеку шаманом или нет, и назначает будущему шаману духов-помощников, указывает, каким должен быть бубен (тунур). Некоторые сеоки южных алтайцев не почитали Ульгеня как высшее божество (например, сеоки сойон и иркит, переселившиеся в свое время на Алтай из Тувы). Внешность Ульгеня не изображалась, или очень условно, в виде человекоподобной фигуры, голова которой излучает сияние. В мифах упоминается о 7 (или 9) сыновьях и дочерях Ульгеня, но не говорится о женах. Его дети не родились, а откололись от отца.
Умай
Умай, или Умайя - древнейшее божество, которое занимало второе место после Тенгри в тенгрианстве. Иногда Умай рассматривают как женское олицетворение Тенгри, которые вместе формируют двуединое божественное начало. В памятнике в честь Кюль-тегина соответствующая строка в транскрипции и переводе П.М. Мелиоранского гласит: «Умај-тäг öгäм катун кутына інім кÿl-тäгiн äр ат болды», что значит: «Для (т.е. на радость) ее Величества моей матери-катун, подобной Умай, мой младший брат,Кюль-Тегин, стал зваться мужем». К переводу П.М. Мелиоранский дал следующее примечание: «В переводе я принял слово «кут, счастье» за титул... грамматически возможно перевести и «на счастье моей матери» и т.д. «Умай» есть известное божество, до сих пор почитаемое шаманистами на Алтае».
Умай выпадает из системы родственных связей, существующих между божествами и духами. Умай - особо высокочтимое земное женское божество, доброжелательный (байана) дух, покровительница детей и рожениц. Перед родами, охраняя роженицу и младенца, Умай располагалась у входа на левой стороне юрты, считавшейся чистой. Олицетворение женского начала отразилось и в самом имени Умай, что означало чрево матери, матку и даже отрезанную пуповину.
В честь Умай в переднем углу юрты подвешивали вместе с другими изображениями куколку, сшитую из синей материи, которую кормили кашицей, если ребенок заболевал. Под ее особой защитой находились новорожденные и дети колыбельного возраста, зыбку которых она качала, а затем оберегала ребенка до шести лет, пока он не встанет на ноги. От неё зависела жизнь и здоровье ребенка, так как она охраняла его от злых сил и духов.
Те или иные состояния детей связывались с действиями Умай. Если ребенок улыбается во сне, это значит, что с ним разговаривает Умай, если плачет, значит его пугают злые духи, а Умай на время отлучилась. Болезнь ребенка - это верный признак отсутствия Умай. В этом случае обращались к шаману, который при камлании узнавал, похищена ли его душа злым духом, так как это грозило смертью ребенка.
Символическое изображение Умай - маленький лук со стрелой, которые вешались над колыбелью. Изображалась богиня-мать с золотыми волосами, с гребневидной прической. Игрища ее располагались на Сурун-горе, она владела молочным озером (Сут кёл), в котором омываются родовые духи шаманов и очищаются души людей. Чистая Умай (Май-Эне) спустилась от Ак-Ульгеня.
Функции Умай у алтайцев теленгитов выполняла Дьайачы, имя которой означает «творец» (имя собирательное). У шаманистов Умай выполняет функции покровительницы рожениц, помогает им при родах, обрезает белой щепкой пуповину ребенку. Она не только добрый дух, но и ангел смерти, который берет душу умирающего. Кроме того, от неё зависело плодородие. К Умай обращались бездетные и малодетные супруги, испрашивая кут на детей. Умай также олицетворяла плодородие. Женщина была земным воплощением Умай.
Кайрхан
Кайракан - особо почтительное обращение к богам у алтайцев, олицетворение неба как начала всего сущего, главный среди богов, прародитель рода человеческого. Кайракан создал само небо, состоящее из множества слоёв, на которых есть деревья, камни, железо, озёра с его обитателями, и самый верхний 17-й ярус избрал местом своего постоянного проживания, считается, что когда заговорит Кайракан, тогда гремит гром и сверкает молния, в этом случае скребут железо, брызгают аракы-чегень, обращаясь к Алтаю, луне, солнцу, окуривают можжевельником (арчын) огонь.
На земле в качестве защитника и учителя людей он оставил великого Майдере. Кайракан создал трёх огромных рыб, на спинах которых он укрепил землю. Он создал существо себе подобное, которого впоследствии назвал Эрликом. Кайракан и человек (Эрлик) тихо парили над водой, подобно двум чёрным гусям, но человек захотел подняться выше Кайракана, за эту дерзость он был наказан. Он утратил способность летать, и был низвергнут в бездонные воды. Кайракан велел подняться из моря звезде, чтобы человек, не умеющий летать, мог сесть на неё. По велению Кайракана человек спустился на дно моря и достал из глубины землю.
Эту землю Кайракан рассыпал по поверхности вод и создал землю. Но Эрлик утаил во рту часть добытой земли, за что Кайракан прогнал его под землю. Он отправил Мангдышире для борьбы с Эрликом и дал ему копьё, которым тот разрушил небо Эрлика, разлетевшееся на мелкие кусочки, которые упали на землю. Кайракан вырастил на земле дерево с девятью ветвями и под каждой ветвью создал по человеку; эти девять человек были прародителями девяти алтайских племён. На слоях неба Кайракана обитает множество небожителей, большинство из которых являются покровителями алтайских сеоков. Из Кайракана путём эманации возникли три высших божества - Бай-Ульгень, Кызыган-тенери и Мерген-тенери.
Дьай
Дьайык - дух-небожитель и часть существа Ульгеня, отколовшаяся от его тела (сын или дочь Ульгеня). Дьайык - защитник и покровитель человечества, гарант его благополучия. От него зависело обновление природы, урожай и приплод. Существо, непосредственно опекающее людей. Живет на третьем слое неба или среди людей.
Главный посредник между человеком и Ульгенем, который послал его на землю и поручил охранять человека от всего худого и злого, поэтому к нему относились как к Кудаю. Описывался как светлый, с поводом из радуги, с плетью из белой молнии. Шаманы обращались к Дьайыку для восхождения на небо с жертвой Ульгеню, так как это невозможно без его участия.
Камлание Дьайыку устраивается в составе камлания Ульгеню для очищения юрты в 40 день после смерти, к нему же обращались за помощью, если не ведётся скот. Символическое изображение - шкурка белого зайца-самца, к которой иногда вместо глаз пришивали пуговицы, а к лапам привязывали белые (красные) ленточки. Заяц - покровитель Дьайыка, символ плодородия.
Дьайык почитался алтайцами повсеместно. Тубалары считали Дьайык «хозяйкой» всех таежных зверей, за что её особо почитали охотники. За непочтение она наказывала тем, что мешала охотнику целиться в зверя. Её также называли «Одноглазая Дьайык», так как она потеряла глаз от выстрела охотника, которому препятствовала целиться в зверя. Изображений Дьайык не делали и жертв ей не приносили. Таким образом, божество Дьайык у разных алтайских этносов выступало как сын, или дочь Ульгеня, как дух-посредник между людьми и богами.
От Ене
От-Эне (Мать-огонь) - особо почитаемое, благословенное, светлое божество в мифологии алтайцев. От-Эне представляли как девицу или мать о тридцати головах, с ушами из выгнутого камыша, с украшениями на голове, одетую в белые одежды. Она хозяйка трехногого (трех-гранного) очага, который является священным местом в жилище. К ней обращали многочисленные благопожелания с просьбой о защите жилища, детей, домашнего скота, покровительницей которых она считалась.
В качестве жертвы ей кропили огонь молоком и чаем. Обитает От-Эне на девятом слое неба, подчинена Кёк-Менку и является посредником между человеком, духами и божествами. Пока человек питался травой и плодами, он не имел нужды в огне и не знал его. После определения человеку иной пищи, Ульгень достал своей рукой с неба два камня - белый и черный, взял лист сухой травы и в ладонях измял его, потом положил траву на один камень, ударил другим, отчего вылетели искры, и трава загорелась. Так появился первый огонь.