Духи, демоны и привидения в республике Башкирия. 1
Привидения в Башкирии
Башкирская мифология, комплекс древних доисламских представлений и верований башкирского народа, сохранившийся в фольклоре, обрядности и некоторых элементах народного декоративного искусства. В этих представлениях объединяются разновременные пласты, связанные с тотемизмом, культом животных (медведя, волка, орла и др.), анимизмом, одухотворением природы (поклонение горам, пещерам, деревьям) и др.
Из письменных источников наиболее полное представление о древнебашкирской мифологии дают сведения арабского миссионера Ахмеда Ибн Фадлана о существовании у башкир двенадцати божеств, культов неживой и живой природы: «Мы видели, как одна группа поклоняется змеям, другая группа поклоняется рыбам, еще одна группа поклоняется журавлям Мне сообщили, что они (башкиры) когда-то вели войну с какими-то людьми из числа их врагов, причем враги обратили их в бегство, и что журавли закричали позади их врагов, так, что они испугались и сами обратились в бегство… Поэтому башкиры стали поклоняться журавлям и говорить: «Эти журавли наш господь, так как он обратил в бегство наших врагов».
Очень древние пласты башкирской мифологии представлены в эпических памятниках «Акбузат», «Заятуляк и Хыухылу» и др. (мифы о возникновении земли и небесных светил, происхождении людей и миропорядка, о верховных божествах Тенгри, Хумаи, Ер-хыу и др.). Ислам вытеснил из башкирской культуры многие древние верования и мифологические сюжеты, сейчас их можно лишь отчасти реконструировать по особенностям ритуалов, обрядов, сказочным образам и сюжетам, декоративному орнаменту. Так, с культом воды как источника жизни связаны ритуальные обливания водой во время весенне-летних обрядов моления дождю. В обычае закапывать в землю горсть зерна или другой пищи, разбрызгивать по земле кровь убитых животных отчетливо видны следы древних ритуалов жертвоприношения.
В башкирском фольклоре хорошо сохранились следы культа дерева и животных. Деревья представлялись вместилищами духов различных типов – духов-хозяев, злых духов, духовпредков. Рядом с ними устраивали жертвоприношения – у корней лили кумыс, в расщелины и дупла клали деньги, наконечники стрел и т.п. С культом птиц были связаны весенние праздники башкир – «каргатуй» и «кукушкин чай». Ученый-географ XVIII века И.Г. Георги писал о существовании у башкир колдунов (сихырсы), умеющих предсказывать будущее. Колдуны читали прошлое по «черным книгам», которые можно было получить только продав свою душу темным силам.
Известный этнограф С.И. Руденко приводит любопытную легенду о происхождении рода шайтан-кудей от молодого башкира, сумевшего увести у шурале-лешего его молодую жену. Башкирская мифология содержит своеобразные представления о душе: она представлялась как неопределенной формы белый комок или муха, странствующая во время сна или болезни человека. Душа, оставшаяся на земле после смерти человека, называлась «убыр». Днем она могла принять вид старухи, а ночью – летучей мыши с человеческим лицом. Ночью убыр летала над землей и насылала несчастья, болезни, пила кровь и т.п.
Чтобы нейтрализовать действие злых сил, башкиры-язычники вкалывали в ступню покойника иглу. Как злые духи выступали также албасты, аждаха, ен и др. К демоническим существам относились шурале, бисура, юха, пярий. Наиболее доброжелательными считались духи-хозяева, духи воды, горы и др. Каждое башкирское племя или род имело свое священное дерево и птицу. Например, у племени усерган священным деревом была рябина, птицей - журавль, у рода яик-суби-мин - береза и орел, у рода илькей-мин - дуб и ястреб. Усерганам нельзя было убивать журавлей, рубить рябину, иначе, считалось, падет несчастье на всех людей племени. Минцы в оперение стрел вставляли перья тотемной птицы. В трансформированном виде некоторые из этих представлений бытуют у башкир до сих пор.
Дом-музей С. Т. Аксакова
В Уфе на улице Зайнуллы Расулева (бывшей Димитра Благоева) под номером 4 стоит большой деревянный дом, который знает каждый местный горожанин и приезжий турист. Это дом-музей известного русского писателя Сергея Аксакова, написавшего в числе прочих произведений и хрестоматийные «Детские годы Багрова-внука».
Однако этот дом знаменит не только тем, что в нем прошли детские годы будущего писателя, но и тем, что в нем обитает настоящий призрак. Не один посетитель дома видел в доме полупрозрачную фигуру сурового древнего старца с огненными глазами; местные жители, хорошо знакомые с историей дома, поговаривают, что это ходит неприкаянная душа деда писателя, которая не может найти себе успокоения из-за семейной драмы, некогда разыгравшейся в семье Аксаковых.
Эти опущенные (падшие) ангелы любят запугивать слабовольных людей, т.к. бесы будучи изгоями
рассчитывают подняться за счёт унижения слабых. Но из-за своего позора трусливые
бесы страшно боятся тех, кто силён поставить астральную мразь на место
Дед писателя Николай Зубов был уважаемым человеком в городе. Он занимал высокий пост, дослужился до чина коллежского советника и честно выполнял свой служебный долг в должности товарища наместника. В его руках была немалая административная власть. Однако строгий и суровый на службе, дома он полностью подпадал под влияние своей второй жены.
Оказавшись вдовцом с малыми детьми, Николай Зубов решил жениться вторично, а в качестве будущей мачехи своим детям он выбрал красивую, но недобрую дочь уфимского помещика Александру Петровну Рычкову. Гордая красавица решила изгнать из дома дух прежней хозяйки и постепенно выселила детей от первого брака из барского дома в чуланы и на чердаки.
Особенно страдала от ненависти своей мачехи двенадцатилетняя Маша, будущая мать писателя. Несправедливость и жестокость обращения со стороны взрослых заставили девочку всерьез задуматься о самоубийстве, но в ночь, когда она решила напоследок помолиться перед образом Богородицы, одна из свечей возле образа внезапно вспыхнула.
Потрясенная девочка, которой явилось божье чудо, перестала думать о смерти, как ни тяжела была ее жизнь. Через несколько лет Маша превратилась в Марию Николаевну, одну из первых красавиц города, добрую и приветливую. Мачеха достаточно рано умерла при родах, в народе говорили, что она вполне заслужила смерть своим отношением к приемным детям; отец же, не перенеся смерти любимой жены и чувства раскаяния перед детьми, стал инвалидом - его разбил паралич.
Марии Николаевне остались хозяйство и отцовская служба: некоторое время до назначения преемника ей пришлось вести его канцелярию и даже принимать чиновников. Бог наградил Машу за ее смирение не только красотой и умом, но и добрым богатым мужем Тимофеем Аксаковым, который помог Марии выкупить родовой дом, заплатив за него небывалые по тем временам деньги.
Дом частично перестроили, но в память об отце Мария Николаевна попросила оставить его рабочий кабинет без изменений. Именно в этом кабинете и стал появляться призрак деда: его видели и сам писатель, и няня, не раз рассказывавшая ребенку о призраке, и других обитателях дома. По словам очевидцев, призрак в белом шлафроке, словно живой, сидел за столом и читал свои деловые бумаги. Видение так испугало мальчика, что от страха он упал в обморок.
С той поры прошло более 100 лет, однако призрак старика появляется в доме и сегодня. Особенно часто его видят в доме весной, когда умер Зубов, нередко он появляется накануне Пасхи. Привидение не всегда можно видеть, но зато его хорошо чувствует техника: стоит только установить телеаппаратуру для съемок в кабинете, как начинаются постоянные помехи, чего в остальных комнатах дома не наблюдается.
При этом все посетители дома отмечают, что необычен не только сам дом, но и участок, на котором он расположен. Берег реки Белой считается в Уфе местом с положительной энергетикой, намоленным. Неподалеку от этих мест во время археологических раскопок было найдено довольно много языческих капищ, впоследствии на берегу реки возводили православные храмы и мусульманские мечети.
Возможно, именно положительная энергетика места способствовала спокойной и доброй обстановке в доме: в семье Аксаковых царили мир и душевная теплота, но только пока с ними была любимая мать, концентрировавшая в себе энергию любви. После ее смерти счастливая атмосфера в доме нарушилась, дети разбрелись по всему свету и в большинстве своем остались бездетными. Возможно, в этом был виноват и не покаявшийся Николай Зубов, чей призрак до настоящего времени не оставляет дом в покое. (Шнуровозова Т. В.).
Брик-Алга
Небольшая деревня в тридцать дворов на юго-западе Башкортостана, каких сотни и даже тысячи по всей России, с недавних пор стала привлекать к себе пристальное внимание ученых-уфологов и журналистов. Во-первых, в окрестностях деревни были обнаружены ценные археологические находки, мало характерные для данной территории; во-вторых, неподдельный интерес вызвала аномальная зона, в которой располагается поселение.
Жители деревни давно знали, что с их землей творится что-то неладное, имеется какая-то тайна. Сама деревня - довольно позднего происхождения и появилась уже после Октябрьской революции, в 1919 г., когда романтично настроенные жители села Бижбуляк решили организовать свою коммуну и переехать на необжитое место, расположенное вдоль одной из областных дорог.
Выбрали Белебеевский район и основали свою деревню, которую назвали в чисто революционном ключе Брик-Алга, что в переводе с тюркского означает «Вместе вперед». До 1990-х гг. деревня жила своей полноценной жизнью, но с распадом колхозов и закрытием построенных ранее заводов деревня почти опустела.
И вероятней всего, что судьба этой бывшей коммуны повторила бы участь многих сотен деревень бывшего Советского Союза, если бы в деревне не стали происходить удивительные события. Как отмечают побывавшие в этом таинственном месте очевидцы, около деревни то опустится какой-то необычной и удивительно ровной длинной полосой густой туман, то появится странное и небывалое свечение, то обнаружится, а потом вновь исчезнет яркое пятно.
Иногда в лесу неподалеку от деревни раздаются странные шорохи и шумы, которые никак нельзя приписать зверям или проходящим по тропинке людям, тем более что в подозрительных местах не замечено никаких следов, но все время ощущается чье-то незримое присутствие. Рискнувшим остаться в лесу на ночь пришлось наблюдать еще более странное явление: они так и не смогли найти на небосводе луну, хотя звезды были видны хорошо и облаков на небе не было.
При археологических раскопках близ Брик-Алгы, кроме монет, были найдены уникальные предметы быта, датируемые XIV в.: топоры и рыболовные снасти с крючками, оружие, перочинные ножи и даже зеркало, украшенное изображениями четырех загадочных животных.
Поутру же вне зависимости от того, прошел ли ночью дождь или не выпало ни капли, над деревней встает яркая радуга. Но самым необычным и необъяснимым явлением стали обнаруженные на опушке леса странные поляны с порубленными деревьями. Стволы вековых деревьев были все срезаны на высоте около 3,3–3,5 м, а значит, человек срезать их верхушки не мог, просто не достал бы, тем более что стволы деревьев в их нижней части были полностью голыми и гладкими.
Таких полян в лесу несколько, и все обрезанные деревья составляют некий круг. Смерч тоже вряд ли мог бы выполнить ровный круг, совершенно не затронув слабые деревья вне его. Ряд полян поразил даже видавших виды журналистов: на них стволы деревьев, их кроны, трава под деревьями были закручены по спирали. Местные жители считают, что виноваты в этом все те же смерчи, которые закручивают в воронку все на своем пути, но не обязательно вырывают растительность с корнем.
Есть в деревне и свое привидение: сельчане нередко видели на рассвете гулявшую в окрестностях Брик-Алгы лошадь, которая затем с появлением первых лучей солнца бесследно растворялась в воздухе. Местные жители считают, что, возможно, это был дух лошади; после того как археологи нашли в раскопках многочисленные фрагменты сбруи, уздечки и седла и увезли их с собой, призрак исчез.
Аномальна в Брик-Алге даже погода. Весна здесь наступает заметно позже, чем в соседних селах, а осень - раньше, зимой деревню буквально засыпает снегом, ветер же дует с такой силой, что вырывает деревья. Возможно, это всего лишь климатические особенности данной территории, над которой нередко смешиваются теплые и холодные воздушные массы, вызывая град и многочисленные смерчи, не характерные для других районов Башкирии, но вполне вероятно, что погодные особенности деревни есть прямое отражение аномальности данной зоны, - в этом ученым еще предстоит разобраться. (Шнуровозова Т. В.).
Полуразрушенный деревянный дом в Уфе
Практически в центре города есть целый квартал с расселенными домами. Люди давно переехали в новые квартиры, а эти помещения словно все еще ждут: когда же скрипнет дверь и нога человека переступит порог. Один из таких домов расположился на ул. Султанова. Здесь уже почти два года никто не живет, но, по одной из версий, после полуночи из дома часто доносятся странные голоса. Местные жители в голос называют этот дом пристанищем зла. Но может это они о бродягах, которые тут вольготно обитают?
«Мистик-хаус» в Уфе
Еще одно заброшенное здание находится прямо в центре города. Наверно, нет человека, который не проходил мимо или не бывал там. Жуткое местечко находится неподалеку от автоколледжа. Здесь нет призраков и беспокойных душ самоубийц, но обстановочка что надо – мистическая. Ночью, во время сильного ветра и дождя из-за особенностей конструкции внутри здания образуется жутковатый свистящий звук.
Заброшенная недостроенная больница в Уфе
Здравницу начали строить еще в 90-е, но что-то пошло не так, и стройка была заморожена. «Заброшка» находится неподалеку от станции «Скорой помощи», что на ул. Ферина. Место окутано мистикой: к примеру, в подвале планировался морг. Поэтому все, кому довелось побывать здесь ночью, рассказывают о призраках, которые якобы бродят по подвалу. А еще старожилы говорят, что недостроенная больница высотой почти в четыре этажа нередко становилась местом, где люди сводили счеты с жизнью.
Пешеходный мостик через железную дорогу
Это место знакомо всем, кто любит ходить на «висячий камень». Мостик находится около оп. 1629 км, неподалеку от остановки «ГДК». По легендам, в этом месте часто попадали под поезд. Действительно, поезда здесь ходят очень часто, и мост располагается как раз над железнодорожными путями. Мол, бродят здесь души погибших детей и подростков, и кто-то их даже их видел. Но мы видели только то, что машинисты серьезно сбавляют скорость в этом месте – настороженно глядя на людей на мосту.
Проклятый старый дом в Уфе
Очередной заброшенный жуткий дом, который расположился на ул. Рудольфа Нуриева неподалеку от ТРЦ «Планета». Местные жители предполагают, что там водятся некие потусторонние существа: в доме часто слышат хлопанье дверей, звук шагов, иногда даже видят движущиеся огни и другие пугающие явления. А при сильном ветре дом и впрямь издает воющие звуки – будто в фильме ужасов.
«Башня сатанистов»
Старая водонапорная башня расположена на улице Алтайская неподалеку от мусульманского кладбища. Кстати, стоит отметить, что это место является памятником архитектуры и истории. Если верить слухам, тут опять же проводили свои страшные ритуалы сатанисты, из-за чего место и получило свое название. Стоит отметить, что это единственное место, рядом с которым, действительно было совершенно убийство: здесь лет 5-6 назад был найдено тело студентки БашГУ. Девушку искали всем городом, а после труп был обнаружен на свалке недалеко от «башни сатанистов».
Призраки во Дворце пионеров
Как и множество других зданий, он располагается на территории бывшего кладбища, причем похоронены здесь солидные богатые люди. По словам бывших работников Дворца, по вечерам они слышали голоса и истошные женские крики. Считается, что это блуждает неуспокоившаяся душа дочери одного из уфимских купцов, которой суровый отец не позволил обвенчаться.
Призраки в одном из корпусов Педагогического университета
Первоначально о его существовании догадывался лишь один из сотрудников, которому часто приходилось задерживаться допоздна. Мол, неизвестный дух ходит вечерами по коридорам, топает и хлопает дверями, но в контакт не вступает. Сотрудники библиотеки этого же корпуса также неоднократно сталкивались с Неизвестным. Они уверяли, что довольно часто слышали необычные шаги, вздохи и кряхтение, а несколько раз в библиотеке начинались трястись книжные стеллажи.
Заброшенный лагерь «Дубки»
Страшные истории после отбоя в компании ребят из отряда. Ну, у кого подобного не было в детстве? Другое дело, когда взрослые мужчины один за другим пересказывают абсолютно, казалось бы, немыслимые вещи. Детский лагерь «Дубки» успешно функционировал и радовал детишек веселым отдыхом. И в том, что оздоровительный комплекс закрылся, тайны тоже никакой нет. По стране подобных историй – сотни, а может быть, и тысячи.
Вот только ни об одном месте не рассказывают столько странностей, сколько о «Дубках». Любители экстремального отдыха отмечают, что там творится какая-то чертовщина. На территории лагеря слышен детский крик, сигнализация автомобиля включается автономно, постоянно хлопают двери корпусов. По одной из легенд, когда-то на территории лагеря скрывался убийца.
«Мы ходили по заброшенному зданию, я щелкал фотоаппаратом. Иногда были слышны скрип дверей и хлопанье форточек, но мы все списали на ветер, хотя он был не очень сильным. Один из нас подошел к окну (точнее, к тому, что от него осталось) и вдруг застыл, уставившись во двор.
Через пару секунд он крикнул, чтобы мы подошли к нему. Мы подбежали, стали всматриваться в темноту, но ничего не увидели. Он сказал, что видел в темноте силуэт маленькой девочки. Мы уверили его, что это ему показалось, и стали дальше бродить по зданию. И вдруг... мы услышали с улицы детский крик, причем такой пронзительный, что кровь застыла в жилах. Он оборвался так же резко, как и начался», – рассказывает Кирилл Овчинников.
В Башкирии массово наблюдали странный мираж города
В Бурзянском районе Башкирии жители деревни увидели город-призрак. Мираж появился в горах близ села Старосубхангулово. Местные жители, проезжавшие мимо, остановились, чтобы сфотографировать это загадочное явление.
Даригат Ямалов ехал на машине вместе с друзьями. Увидев что-то странное на горизонте, он решил остановиться. «Небо покрылось сине-зеленым цветом, четко видим самолет с двухэтажными крыльями. Начали появляться дома». Очевидцев на месте становилось всё больше. Например, библиотекарь Фарида Аитбаева. По её словам, город был как настоящий. Фарида Аитбаева, библиотекарь: «Улицы были видны, дома, крыши, проемы окон. Всё было видно. Я думаю, там какой-то портал, который ведет в параллельный мир».
Прошло несколько часов, прежде чем мираж исчез. За это время очевидцы успели сделать несколько десятков фотографий, некоторые из которых попали на страницы местной газеты. Тансылу Багаутдинова, журналист районной газеты: «Даригат говорит: смотрите туда, там горы, а над горами висит город». Среди свидетелей редкого явления есть и те, кто верит в его религиозное значение. Мы обратились за комментариями к мулле местной мечети. Расуль Мухамедьянов, имам-хатыб мечети с. Старосубхангулово: «Мы пока не знаем точно, не можем утверждать точно, что это такое было. Возможно, это одно из предзнаменований тому, что уже времена заканчиваются, что люди начинают видеть уже что-то сокровенное».
В больнице поселилось привидение
Уфимец Риф Сибатуллин загремел в больницу №22 с воспалением легких. Как-то он засиделся допоздна и наткнулся на нечто сверхъестественное.
- Было полпервого ночи. Я сидел в коридоре на кушетке рядом с палатой и раскладывал пасьянс на мобильном телефоне, – рассказывает «КП» Риф Сибатуллин. – Вдруг я почувствовал, что стало холодно, начал крутить головой, чтобы понять, откуда дует, и заметил это.
Полупрозрачный объект, похожий на сгусток белого дыма и напоминающий очертаниями человеческую фигуру, плавно перемещался по коридору в сторону выхода. «Призрак!» – подумал Риф, включил видеокамеру на мобильнике и пошел следом, стараясь держать привидение в кадре. Долетев до поста медсестры (последней за столом не было), загадочное нечто растворилось в воздухе.
Той ночью Риф спал плохо: ворочался, несколько раз пересматривал видеозапись – правда, на маленьком экранчике мобильного телефона загадочный призрак был виден намного хуже. На следующее утро необычное видео смотрело все отделение, прибегали даже с других этажей.
- Одна из медсестер сказала, что призрака в больнице уже видели, правда, на другом этаже здания. Мол, это дух умершего пациента, – вспоминает Риф. – Кстати, некоторые больные с тех пор перестали выходить из своих палат после 23.00. Страшно же – вдруг привидение в коридоре встретишь!
Встреча Рифа с загадочным пришельцем повторилась две ночи спустя. На этот раз дух пролетел совсем рядом, но преследовать ночного гостя Риф не стал.
- Меня била дрожь, все тело как будто кололи мелкими иглами. Очень странное ощущение, - признался он «Комсомолке». – Отпустило только после того, как призрак пропал из виду.
Неделю назад Риф окончательно вылечился, и врачи отпустили его домой. Загадочную запись Риф показывает друзьям и знакомым. Он считает ее уникальным материалом и надеется, что его съемкой заинтересуются ученые и исследователи потустороннего мира. Впрочем, начальство в самой больнице №22 придерживается совсем другого мнения:
- Первый раз слышу, чтобы наших пациентов беспокоили призраки, - говорит главврач Гафур Ишмухаметов. - Я уверен, что все эти рассказы о встречах с привидениями– плод чьей-то бурной фантазии. А съемка? Ну, это еще надо изучить, что именно на ней снято! (Комсомольская правда).
Мавзолей Турахана, Чишминский район
Мавзолей представляет собой небольшое каменное здание. Он был построен еще во времена татаро-монгольского ига в XII веке. Хотя о том, что там располагался именно Мавзолей, и по сей день идут споры, ибо саркофага внутри обнаружено не было. Тем не менее подобная постройка является одной из самых древних во всей России.
По некоторым данным, там мог располагаться зал суда, в котором судили, пытали и казнили преступников, по другим же источникам это была просто каменная юрта. Но испокон веков башкиры строение называли кешене, что в переводе – мавзолей. «Вот так и стоит это сооружение уже без малого тысячу лет – маленькое и таинственное. Сколько помнят его камни! Я бродил вокруг кешене, сражаясь с ветром, и мне казалось, что передо мной живое существо. Которое было совсем не радо, что я нарушил его зимний покой», – пишет в ЖЖ пользователь под ником Варандей.
Гора Большой Иремель
Располагается на границе Башкортостана и Челябинской области в Белорецком районе. Высота 1586 метров. Самый красивый путь до вершины пролегает через крутые и труднодоступные склоны с востока, со стороны каменной речки Тыгын и озёр в её верховьях. На Иремеле есть небольшие ледники, не таящие даже летом. Есть сведения о загадочных тамошних пещерах, в которых скрываются или живут какие-то люди, избегающие общения с внешними жителями. Раньше у башкир эта вершина считалась сакральной, соответственно - о ней сложено множество старинных легенд, среди которых очень часто упоминается Чудь.
Пенсионер, изгонявший бесов, чуть не лишил крова 12 человек.
Этот случай произошел в Белебее (Башкортостан) неделю назад. 77-летний пенсионер решил освятить свечой свою квартиру, в которой давно не бывал, так как жил у дочери. Старик в сопровождении 16-летнего внука отправился в свое жилище, прихватив свечку, чтобы изгнать злых духов, которые якобы за это время могли поселиться на его квадратных метрах. Но бесы, похоже, решили отомстить «изгоняющему дьявола» и квартире начался пожар.
О том, что в пустых жилищах, где давно не живет человек, заводится нечисть, пенсионеру рассказал знакомый, а пожилой мужчина безоговорочно поверил советчику. Старый и малый явились в квартиру и принялись «освящать» стены, но дедушка или забыл про зажженную свечу или уронил ее. В одной из комнат начался пожар и спасателям пришлось эвакуировать 12 человек, проживающих в доме – к счастью, никто не пострадал.
Как сообщили «МКС» в пресс-службе МЧС по Башкирии, все могло закончиться еще хуже, если бы рядом со стариком не находился его внук. Подросток почувствовал запах дыма и вызвал пожарных. Когда огнеборцы приехали – одна из «освященных» комнат уже была объята пламенем. Предполагаемая причина пожара – неосторожное обращение с огнем хозяина квартиры. («По материалам СМИ»).
В Стерлитамаке пешеход-призрак
В сети появилось необычное видео из Стерлитамака. Автор ролика утверждает, что камера видеонаблюдения на перекрестке улиц Дружбы и Нахимова засняла призрака. Если приглядеться, то с 30 секунды видно, как он переходит дорогу по пешеходному переходу.
«Призрак в Стерлитамаке переходит дорогу... На самом деле в такой мороз выходят из строя даже камеры и получается вот такая фигня», - сам себе попытался объяснить замеченный на съемке глюк автор данного видеоролика. Сюжет уже был показан в телепередачах. «На съемке видно, что вслед за двумя мужчинами, перешедшими дорогу, появляется тень и движется в сторону темного автомобиля, это было на улице Свердлова», - добавил нетипичный стерлитамаковец Марсель.
Гора Тратау (Тора-Тау)
Если ехать по трассе, соединяющей Салават, Ишимбай и Стерлитамак, будет трудно не заметить огромную гору, больше похожую на курган из светлого песка, расположившуюся с восточной стороны. Это символ Ишимбайского района, одна из визитных карточке Башкирии гора-одиночка (шихан) Тора-Тау, что переводится как Конь-гора.
Гора очень не обычная и когда-то очень давно, примерно 280 миллионов лет назад, была не горой, а коралловым рифом в центре древнего океана. Башкирия одно из не многих мест на земле, где сохранились подобные памятники природы. В долине реки Белая и окрестностях Стерлитамака существуют еще три шихана: Куш-Тау (Птица–гора) - 357 метров, Юрак-Тау (Сердце–гора) -338 метров и Шах-Тау (Царь-гора), от которой за шестьдесят с лишним лет промышленной разработки образовался котлован.
Тора-Тау самая высокая и самая знаменитая из них. Её высота около 275 метров над уровнем реки Белой и 402 метра над уровнем мирового океана. Гора привлекала людей еще в древние времена. Историки считают, что живущие предки, расселившихся в Ишимбайском, Стерлибашевском и Стерлитамакском районах Башкирии племен юрматов (юрматинцев), почитали Тора-Тау как священную. Кстати, юрматы - это древние кочевые племена родственные сарматам и уграм, переселившиеся, вместе, с булгарами из степей Приазовья на берега Волги.
У подножья горы расположилось небольшое, но чистое карстовое озеро Тугар-Салган. Берег озера и Тора-Тау были для местных жителей территорией, куда им запрещалось заходить. Это могли делать только жрецы и только в определенные дни года.
Запрет был очень строгим и старожилы окрестных деревень, свидетельствуют, что он негласно соблюдался почти до самой Революции. На священной земле нельзя было заниматься сельским хозяйством, пасти скот и заниматься собирательством. Смельчаков, решившихся нарушить запрет и вздумавших потревожить духа Тора-тау, найти было сложно.
Сегодня гора, популярное место отдыха жителей окрестных городов. Особой популярностью Тора-Тау пользуется у парапланеристов. Однако, годы на мистическую славу горы никак не повлияли. Очень многие, побывавшие там, считают что гора обладает очень сильной «положительной» энергетикой и настоящей магической силой.
Считается, что гора может исполнять желания и на неё восходят люди, желающие вступить в общение с Высшими Силами. Такой же славой пользуется озеро Тугар-Салган. Рыбаки утверждают, что в некоторых местах, эхолот не находит дна. Возможно, карстовые провалы действительно уходят в глубину и соединяют озеро с подземной рекой, которая по преданию течет под горой Тора-Тау.
Легенды об этих памятниках природы не сходят с уст жителей Ишимбайского района уже не один десяток лет. Одна из самых романтичных гласит, что в одной из пещер своим деспотичным отцом - колдуном была заключена красавица по имени Диафет, дабы воспрепятствовать её любви к русскому витязю. Вход в пещеру было поручено охранять огромный змею, с которым, нашему витязю пришлось, как следует «попотеть».
Кстати в Тора-Тау действительно существует несколько небольших пещер. Кроме того, есть предания, что на горе находятся могилы мусульманских верующих. Поднимаясь по одному из склонов, действительно можно увидеть памятный камень с надписью на башкирском: «На Тора-Тау похоронен башкирский мудрец…». Рядом находится береза, обвешанная разноцветными ленточками, с помощью которых, как и по всему миру, люди отмечают загаданные желания.
Установлено: В тех странах, где часто появляются призраки, полтергейст, НЛО и др.
- там и проявляется проституция в человеческом обществе
И вышел Дух воды...
«Моя мама, которой теперь уже 80 лет, обладает удивительными способностями – притягивать необычные явления, видеть вещие сны, разгадывать приметы. Вот два ярких события из ее детства. Это случилось, когда мама была маленькой девочкой. Жили они тогда в небольшой деревушке в Башкирии, там у них протекала речка и был пруд. Как-то раз летом, в жаркий полдень, моя мама со своей подружкой решили искупаться в этом пруду.
Вдруг во время купания мама заметила какого-то старика, сидящего в воде. Старик был весь белый-белый, длинная борода лежала на поверхности воды. И вот этот старик медленно и молча двигался в сторону мамы.
Она сильно испугалась и закричала подруге, что в воде плавает какой-то старик. Но подруга ничего не увидела, хотя мама указывала в сторону подплывающего старика. Они выскочили на берег и, схватив вещи, не оборачиваясь, нагишом бежали аж до самого дома. Когда потом рассказали эту историю в деревне, пожилые люди объяснили это так: нельзя купаться в полдень, потому что в полдень из воды выходит Дух воды, а они его побеспокоили.
Следующая история произошла, когда мама была уже подростком и ходила на вечеринки в местный клуб. Клуб, как было заведено в советское время, переделали из бывшей мечети. Танцы проходили в определенные дни, и в этот обычный, свободный от танцев вечер моя мама с одной из своих подруг просто прогуливались по деревне.
Вдруг они с удивлением услышали, как со стороны клуба доносится громкая музыка, топот, гогот и смех. Они, естественно, очень обрадовались такому повороту событий и что есть мочи кинулись в сторону клуба. Как же они были поражены и разочарованы, увидев, что в клубе стоит сплошная темнота и мертвая тишина!
Когда они потом рассказывали эту историю, им не все верили, говорили, что они якобы сами все выдумали или над ними кто-то подшутил. Но такая грандиозная шутка все равно со временем вылезла бы наружу. И опять-таки старые верующие люди высказали мнение, что это черти устроили разгул и веселье в бывшей мечети, радуясь богохульству и свободе». (Любида Шарова).
Гора Янган-Тау
Раньше она назвалась Карагош-Тау, но после крупного лесного пожара в 1758 году стала называться Гора Янган-Тау (т.е. «Горелая гора»).
И как оказалось, более точное название придумать было сложно. Гора действительно горит! Через пять основных (и еще множество мелких) точек из глубин горы в верх поднимаются газы, температура которых находится в пределах 370-1500 градусов. А на стометровой глубине температура достигает 3800!!!.
Никакой вулканической деятельности в окружающих горах нет. Ученые выдвинули несколько теорий, самая распространенная говорит, что внутри горы идет окисление битуминозных сланцев. Поэтому тепло от происходящей химической реакции нагревает воду, которая поднимается на поверхность уже в виде горячего пара. Кстати, микроклимат горы очень полезен, и здесь находится один из самых известных санаториев республики. Местные жители, ещё до появления всяких теорий, почитали гору как священную и считали, что в ней живет божественный огонь, дарующий долголетие и хорошее самочувствие тем, кто приходит сюда с добрыми мыслями.
Везучий пешеход или телепортация
Загадочные постройки и весьма любопытные археологические находки, обнаруженные в Башкортостане, вызывают у ученых множество вопросов. Некоторые склоняются к версии о том, что в древние времена там вовсю использовались телепорты.
Мы привыкли думать, что наши далекие предки владели лишь примитивными знаниями, и, кроме выживания, их почти ничего не интересовало. Но ученые все чаще находят сооружения и артефакты, которые говорят: нам известно далеко не все о жизни в те далекие времена. Возможно, узнавать этот мир и развиваться человеку кто-то помогал. Кто-то более мудрый и стоящий на уровне развития, который нам пока даже не снится.
В Республике Башкортостан было найдено множество загадочных объектов: святилища каменного века, древние пирамиды, наскальные рисунки. И все они хранят несметное число загадок. Ученые разводят руками, однако многое проясняет любопытная теория: в этих местах работают древние системы телепортации.
Речь идет о некой цивилизации, которая обладала невероятными технологиями. И на территории современной Башкирии находилось несколько построенных представителями этой цивилизации телепортов. Так называются устройства для мгновенного переноса из одной точки в другую. На данный момент это единственная версия, которая способна объяснить все удивительные явления. Она никак не вписывается в представления ученых о том, как был устроен древний мир, и основывается на местных легендах и народных преданиях. Но возможно ли это на самом деле?
Ролик, снятый в России на видеорегистратор, стал одной из самых горячих тем обсуждения в авторитетных британских изданиях. Daily Mail задается вопросом: это телепортация из научно-фантастических фильмов или очень везучий пешеход. Запись была сделана на дороге возле деревни Подымалово в Башкирии, его выложили на канале Paranormal Elite. Фигура в черном берете и белом пальто появляется в кадре буквально из-под колес КамАЗа. В комментариях к видео приводят различные версии произошедшего.
Упоминается и программа правительства РФ «Национальная технологическая инициатива»: она обещала реализовать телепортацию до 2035 года и стала предметом бурных дискуссий в интернете. Однако в НТИ речь шла не о телепортации из фантастических фильмов, а о квантовом процессе. Необходима пара частиц, «запутанных» (сцепленных) между собой. В соответствие с законами квантовой механики, они сохраняют информацию друг о друге на любом расстоянии. Изменение состояния одной частицы приводит к изменению состояния другой, и за счет этого можно быстро передавать информацию без проводов.