Молчаливые привидения
У привидений есть одна любопытная характерная черта. Многие из выходцев из могильной тьмы молчат, будто воды в рот набрав. Нет никакой возможности получить от них хоть какие-нибудь сведения о тех или иных приметах, характерных особенностях загробного существования. В том, что по ту сторону смерти активно функционирует нечто невероятное, у многих исследователей нет сомнений. Некие грандиознейшие сложнейшие процессы, о сути которых мы не можем даже строить догадки, совершенно определенно протекают там. И те, кого мы называем привидениями, призраками, выходцами из посмертной реальности, наверняка служат какими-то «винтиками», «элементами» уму непостижимых «загробных» процессов. Они что-то знают о них. Пускай, допустим, знают мало, даже очень мало, но все-таки знают. Однако, предпочитают помалкивать о своих знаниях. Им наверное запрещено делиться с живыми людьми секретами загробной жизни. Фольклорист В. Зиновьев записал в Читинской области рассказ о явлении призрака в наши дни на сороковой день после смерти человека: «Умер у нас дед. И вот на сороковой день пришел к нам в гости друг деда, чтобы его помянуть. Выпил из стакана маленько, остальное оставил и говорит: - Это покойнику. Он на сороковой день приходит и смотрит, как тут без него живут. Сказал это и ушел. А мы все спать легли. Вдруг часа в два ночи слышим: кто-то в дверь, что из сеней на двор ведет, сильно сильно стучится. Отец встал с постели, подошел к двери, спрашивает: - Кто? Никто не отвечает. Потом слышим: пошел кто-то вокруг дома. Шаги было слышно хорошо. Дело было зимой. Снег под ногами у того, кто ходил, громко хрустел. Пошел он к бане, затем к сараю. Весь огород обошел. Долго-долго ходил. А потом опять шаги послышались возле дома, и опять в дверь затарабанил. Отец снова выскочил в сени, спрашивает: - Кто там? Хотел было выйти на улицу, да мать его не пустила. Утром пошли все мы следы на снегу посмотреть. А нет ничего! Никаких следов нету! А между тем снегопада той ночью не было».
Полтергейсты на Руси
Генезис «русских полтергейстов» теряется во мгле веков. Интересно отметить, что феномен детально описывается во многих русских народных сказках. Выдающийся русский фольклорист Александр Афанасьев, живший в прошлом веке, писал: «Про домового рассказывают на Руси, что он иногда дозволяет себе проказы без всякой видимой причины, естественно вследствие своего шаловливого нрава. В таком случае достаточно его «оговорить» - и все пойдет хорошо. Так, в одном доме, - продолжает А. Афанасьев, - он бил кошек, бросал в них чем попадя. Раз ухватил он кошку и швырнул ее наземь, а баба тем часом и оговорила: «Зачем бросаешь? Разве это хозяйское отношение? Нам без кошки прожить нельзя». С той поры домовой перестал трогать кошек». Другой знаменитый фольклорист и этнограф XIX века Сергей Максимов в книге «Нечистая, неведомая и крестная сила» описывает, в частности, рецидив полтергейста, имевший место в одном деревенском доме в Вятской области в середине прошлого века. Хозяева дома «как ни сядут за стол... начнет некто швырять с печи шубами или с полатей бросаться подушками. Так и выжила Кикимора хозяев из дома». Современный русский фольклорист Валерий Зиновьев собрал в Читинской области целую коллекцию сообщений о встречах сибирских крестьян с «невидимой нечистой силой». Он включил их в книгу, изданную уже после его смерти в 1987 году. Она называется «Мифологические рассказы русского населения Восточной Сибири». Приведу лишь некоторые из этих сообщений. Вспоминает Федосья Обухова из села Кантил: «Напротив нас дом был. Хозяйка в подполье полезет - кто-то юбку тянет, тянет с нее. Вдруг стали из-за печи раздаваться скрипы. Как трахнет - старику, мужу хозяйки, кирпичом по голове попало». А вот сообщение жителя села Газамурский Завод Виктора Кузнецова: «Ночью закроешься одеялом - оно у тебя спадает, одеяло. Ты пойдешь за ним - оно будет летать!» «Пакостят. То золы, то коровьего кала намешают в еду... Мучились с ними. Потом кто-то научил попа позвать. Поп пришел, молитву читает. Народ в избе собрался. А Акулька с Дунькой (так сибиряки называют полтергейсты) пустили с печки в попа скалкой. Поп перепугался, народ тоже. Как давай все из избы! А Акулька с Дунькой ступеньки крылечка разобрали - все кубарем с него и покатились». Так свидетельствует очевидица события Елена Кудрявцева из села Ломы.
Как нечисть пугает
Этнограф В. Перетц, живший в прошлом веке, в статье «Деревня Будогища и ее предания» приводит рассказ о «стуках нечисти в дверь». Нечистая сила принялась однажды ночью барабанить в дверь дома местного лавочника. Хозяин дома, всполошенный стуком, кинулся к двери, распахнул ее, но никого не обнаружил за нею. Он закрыл дверь. Снова - громкий стук и очень громкий крик: «Открывай!» Лавочник опять открыл дверь. Никого за порогом не было. И так продолжалось до самого рассвета: - Открывай!.. Открывай!.. Или вот другая вполне типичная история о звуковых сигналах чуждого. Ончуков в «Северных сказках» цитирует воспоминания крестьянки Степаниды из деревни Корельский Остров. Степанида отправилась как-то раз по ягоды в лес. Едва она начала собирать ягоды, присела возле какого-то куста, как вдруг слышит - закричал из непролазной лесной чащи человек. Да и не просто человек, а родственница Степаниды, ее сватья Маланья. Крестьянка узнала ее голос. - Вставай, пошли! - кричит. Степанида опешила. А голос сватьи из лесной чащобы опять кличет ее: - Да пошли! Крестьянка потом рассказывала Ончукову: - Ой, до того он меня напугал, аж дрожь пошла по сердцу, переменилась я в лице. Еще сообщение на ту же тему, записанное Ончуковым. Николай Кузьмин из деревни Сюзань вспоминал: однажды заночевал он в избушке на берегу лесного озера, но выспаться не удалось. - Не дало, выжило. Ходит, гремит по крыше. Несколько раз выбегал Кузьмин с горящей берестой в руках из избы, освещал ею крышу, осматривал. Никого там не обнаружил. А едва снова входил в избушку, тут же кто-то начинал топать по крыше сапогами, ходить по ней туда-сюда. Они рассказывали: - Испугались оба, стали тикать. Как свистнул снова! Мы бежим, а лес над нами словно валится от свиста. Бежим мы, а «он» снова его нагибает и свистит, пугает. За лес выбежали, а «он» все над нами хлещет, свистит; смотрим вверх - ничего над собой не видим. Все, что у нас было, побросали - едва сами убежали. В 1927 году на железнодорожной станции Трудовой Читинской области случилось событие, отдаленно схожее с происшествием в доме лавочника в Бу-догищах. По словам непосредственного участника события Федота Дутова, в новогоднюю ночь в доме, где он жил со своими родителями и братьями, поднялся переполох. - Только мы легли, - рассказывает Дутов, - еще не уснули... Застукался! На террасах - там окна большие были - застукался так, что аж эти окна задребезжали. Федот схватил топор, а его старший брат Иннокентий - револьвер. - Вышли - никого нет, - вспоминает Федот. - Кругом обошли всю ограду - никого нет. Только в дом зашли, дверь заложили, еще не успели присесть - опять тошней старого застукался. Мы снова вышли - никого нету. И вот он примерно простукал так... Ну до часу ночи... Так продолжалось дней десять, наверное.
Мертвец казнил студентов
В семидесятые годы прошлого века на самом севере Читинской области остановилась экспедиция из студентов пединститута. В Чите прочих дел они раскапывали и изучали могилы на древнем кладбище. Сначала студентам было боязно, потом привыкли. Затем кто-то из них предложил добраться до одного места в тайге, где находилась могила местного шамана, которого жители весьма почитали. Нашил могилу быстро - она была на самом виду. Это была даже не совсем могила - труп находился в деревянном закрытом «мини-склепе» на поверхности (так у якутов и эвенков было принято хоронить шаманов до принятия христианства). Хотели был вскрыть склеп, но он не поддался. И тут студенты совершили непоправимую ошибку – стали ругаться и плевать на гроб. Ночью студенты проснулись из-за того, что снаружи палатки началась настоящая буря. Вдруг все услышали за этим шумом, что кто-то ходит вокруг палатки. Вскоре стало ещё хуже: кто-то стал со страшной силой долбить по палатке снаружи. Плотная ткань едва не расходилась под ударами. Девушки стали кричать. И тут мужской голос по-эвенкийски велел выйти из палатки двум студентам. Причем голос назвал их поименно. Именно эти двое старались отговорить друзей безобразничать на могиле. Парни вышли, осмотрелись - ничего не видно, темно, ветер беснуется, травы и листья летают по воздуху. Постояли пару минут, продрогли и залезли обратно. А там… все их друзья и подруги лежали на своих местах - мёртвые, с искажёнными от ужаса лицами. От такого зрелища парни несколько тронулись умом, стали кричать и бегать кругами. Наконец, кое-как пришли в себя, сели в автомобиль и в деревню, где сообщили в сельсовет об инциденте. Дальнейшая судьба этих двоих неизвестна. Известно лишь, что никакой бури в округе в ту ночь не было, и следствие изрядно потрепало парней, но в итоге их отпустили, так как выяснилось, что их друзья погибли от сердечного приступа. («Комментатор»).
Копии из параллельного мира
Наверное, с каждым из вас случалось такое: совершенно незнакомые люди вдруг называли вас другим именем и удивлялись – почему вы их не узнаете? Все это просто – по одной из теорий, у каждого человека есть двойник – в смысле внешних данных, так как количество внутривидового разнообразия у человечества невелики – всего по 144 генотипа в каждой расе. Но помимо двойников – живых людей, иногда в нашем мире появляются сущности куда страшнее. И встречи с этими объектами не сулят ничего хорошего. Явление Петра Сейчас об этой истории уже забыли, а вот в восьмидесятые годы ее передавали из уст в уста жители Красночикойского района. Там, в одном из сел несколько жителей одновременно увидели своего земляка Петра. Тот никого не узнавал и не отвечал на приветствия. Когда на следующий день, собравшиеся возле магазина по случаю завоза товаров сельчане, стали упрекать земляка в невежливости и заносчивости, он только растерянно хлопал глазами и никак не мог понять – в чем же виноват. А потом выяснилось, что Петра видели одновременно в разных местах – кто-то на окраине села, кто-то у скотного двора, кто-то на реке. Народ поудивлялся и разошелся. А через три дня Петр погиб от удара током. Внезапный резкий порыв ветра сорвал провод и тот упал на Петра. Смерть наступила мгновенно. Нехорошие детишки В газете «Антология загадочных случаев» приводится эпизод с появлением сразу двух двойников в Чите. Это было летом 1990 года, в доме № 14 микрорайона № 1. Мать отправила детей – сына и дочку в магазин за хлебом, а сама принялась за уборку. Не прошло и пяти минут, как дети вернулись. На вопрос матери – где хлеб? – они не ответили. И были одеты уже по-другому – в какие-то странные комбинезоны серебристого оттенка. Дети вообще не обращали внимание на родительницу, они молча двигались в сторону зала. Мать решила, что они разыгрывают ее и замахнулась шлангом от пылесоса. Раздался щелчок, вспыхнула искра, и женщину отбросило на диван. А дети обошли всю комнату и покинули квартиру. Вскоре явились и настоящие сын и дочь. Они недоумевали – что творится с матерью? Та полулежала на диване и отрешенно смотрела перед собой. Сын решил включить телевизор и тут же закричал от изумления: на экране было изображение матери, с поднятым шлангом от пылесоса, и разгневанно-удивленным выражением лица… И больше его никто не видел… Эту историю рассказал человек, далекий от мистики и прочих потусторонних суеверий. Перегонщик автомобилей Виктор Игнатьев, житель Читы, и сегодня с ужасом вспоминает события четырнадцатилетней давности. - Был у меня напарник, Вовка Татауров, мы на пару гоняли машины. Такого рэкета, как в 90-тые годы уже не было, но все равно, баловались иногда на трассе хулиганы, играющие в бандитов. С Вовкой было не страшно – он четыре года отслужил в 11-той десантно-штурмовой бригаде, потом в бандитах околачивался, короче – крепкий парень. В январе 2000 года гнали мы две машины – я Субару, а он – Ленд Краузер. Тогда еще по зимнику шли, трассы не было. В Чернышевском районе вышли с зимника, остановились поесть – было там местечко одно, хорошо готовили. Вовка всегда ел медленно. Обстоятельно. Потому я не стал ждать его за столом, вышел, сел в джип, запустил движок. Сижу, курю. Вижу – Вовка выходит. И почему – то без куртки, а в белой рубашке какой-то. Я еще удивился – у него же под курткой был свитер, а под ним тельник десантный, зимний. Откуда он рубашку – то взял? Я ему кричу – Вован, ты куда? Он рукой как-то так отчаянно махнул и пошел за кафе. Я подумал – в туалет. А тут опять Вовка из кафе выходит. Уже нормально одет. Я бросился за забегаловку – там никого. В сортире тоже пусто. За кафешкой до леса пустошь открывалась, он по – любому бы не успел никуда деться. Я почему-то не стал другу ничего говорить – и зря. Поссорились мы с ним капитально в этот раз. Он решил в Чернышевске заночевать, были там у него знакомые барышни. Такие, знаете, безотказные. Я же всегда опасался подобных связей. В общем, слово за слово – решил я ехать один, тем более до Читы всего – ничего осталось. А Вова погнал к девушкам. Больше его никто не видел. Только через два года в окрестностях нашли останки человека – скелет просто. Может, он был, но опознать так и не удалось. Версия Появление двойников может объяснить одним фантастическая гипотеза «временных петель». Согласно ей иногда в силу непонятных возмущений пространства, поток событий множится во временной ленте, и тогда происходят разом несколько событий с одними и теми же участниками. Часто бывает так, что разветвление потока событий предшествует смерти какого-либо из участников. Надо сказать, что к появлению призрачных двойников - доппельгангеров - люди издавна относились с суеверным страхом. Считалось, что это не к добру, а скорее всего - к тяжелой болезни или смерти. Так, своих двойников незадолго до кончины видели И.В. Гете, русские императрицы Екатерина I и Анна Иоанновна. Перед смертью императриц Елизаветы Петровны и Екатерины Великой в Зимнем дворце также наблюдали их фантомы. А в октябре 1923 года в Кремле видели двойника Ленина, который в это время лежал тяжелобольной в Горках. Выпили… В 1985 году двое студентов Читинского политехнического института, Александр и Игорь, как-то поздним вечером договорились попить вина, раздобытого по блату – на дворе царствовал сухой закон. Подходя к дому, где Игорь снимал комнату на первом этаже, приятели увидели в окне свет. Ключ был только у Игоря, и он прекрасно помнил, что утром, когда уходил из дома, свет был выключен. Заглянув в окно, парни пришли в оторопь: в комнате за столом сидели… они сами! В руках у двойников были стаканы с вином. Посмотрев в окно, оба рассмеялись и, приветственно подняв стаканы, выпили. Молодые люди бросились прочь от дома. Они долго ходили по улицам и обсуждали увиденное зрелище. В конце концов, пришли к выводу, что их посетила массовая галлюцинация. Вернувшись к дому Игоря, они обнаружили, что свет в окне уже не горит. Комната оказалась заперта на ключ, и никаких следов «пиршества» в ней не было. Поставив на стол бутылки и стаканы, приятели налили вина, выпили и вновь заговорили о своем загадочном приключении. «А может, эти наши двойники сейчас уцепились за подоконник и глядят на нас?» - пошутил Игорь. Взглянув в сторону окна, они засмеялись и подняли свои стаканы, как бы в приветствии. И только после этого поняли, что в точности повторили жесты увиденных ранее «клонов»! Анализируя впоследствии этот случай, исследователи пришли к выводу, что студенты ь каким-то немыслимым образом увидели собственное будущее! По мнению ученых, теоретически эффект «искаженного времени» может возникать в результате мощного гравитационного, электромагнитного или ядерного импульса, вызванного искусственной или естественной причиной. Живое существо или объект, подвергшийся такому воздействию, распадается на молекулы, которые затем вновь соединяются друг с другом. Порой мы можем даже не замечать кратковременного «отсутствия». Но иногда в результате подобных процессов происходят «чудеса» вроде встречи с собственным двойником. Справка: Исследователи аномальных явлений выделяют два типа двойников. Двойники бывают двух типов: 1) предзнаменования смерти, и 2) продукты билокации, или проекции, возникающие, когда человек находится в состоянии «отстраненности» (как сознательном, так и бессознательном). Поверье о том, что двойники являются предвестниками смерти, распространено в Британии и других европейских странах. Двойников-предвестников смерти люди обычно видят на некотором удалении от себя. Эти привидения в точности похожи на тех, кому предстоит умереть или кто только что умер. При этом двойник может выглядеть как обычный живой человек или иметь какой-то призрачный вид. В очень редких случаях люди видят собственных двойников незадолго до своей смерти. («Комментатор»).
Домовой
В 1976 году рассказал житель села Газимуровский Завод Газимурозаводского района Читинской области Виктор Константинович Кузнецов 1952 года рождения. А вот в отношении такой нежити, как домовой, способы борьбы практически отсутствуют, и понятно почему: главное назначение этого персонажа народной демонологии - охранять человека, а не вредить ему: он помогает по хозяйству, отводит беду, общается с людьми, предсказывает будущее, дает советы. За непослушание же, за нарушение обычаев наказывает. Иногда шалит и даже вредит, но его можно задобрить, надо только понять, что ему надо. Бывает, встреча с домовым даже подсказывает человеку правила безопасности при столкновении с нежитью. «Лежит женщина одна ночью и слышит, что прядет кто-то. Посмотрела: она сидит, суседка, суседиха. Вся в тряпье, в рубцах, страшная, маленькая. «Не смотри на меня, - говорит, - а то такая же будешь». И скоро у нее пожар был. Все сгорело, и она тоже. Нельзя смотреть на них, не к добру они показываются». Но не все встречи подобного рода заканчиваются столь трагически: «С моим дядькой так было. Лег он вместе с сыном спать. А сыну было лет десять. Сыну не спалось. Он открыл глаза и увидел как бы поросячий нос. И он так чмокает, как поросенок. И лезет к нему, а он к отцу под бок. И накрылся одеялом со страху. Потом дядька мой до поросячьего визгу напился, у него вытащили часы и зарплату. Потом моей тетке объяснили: это не к добру, когда видишь домового явно». («Мистические истории»).
Труп в трех шагах от дома
Житель поселка первомайский Виктор С., после сокращения на Забайкальском ГОКе решил перебраться в Читу. Он с трудом и по дешевке продал квартиру в своем поселке, и купил участок земли в Чите, в районе Большого Острова. Бывший владелец рассказал, что раньше тут стоял дом, принадлежавший его родственнику, но строение сгорело во время пожара лет десять назад. Продавец уверил Виктора, что при пожаре никто не погиб. С документами был полный порядок, и Виктор приступил к строительству дома – благо он был знаком и с плотницкими и со столярными работами. - Фундамент сохранился хорошо, и я на нем стал класть новые венцы. Рассчитал все, денег хватало в обрез, но я надеялся еще и на пособие, которое мне должно было выплатить предприятие. Пока строил, жил в бане – она не пострадала от пожара. Так что с крышей над головой и мытьем вопрос был решен. Однако вскоре начались какие-то странные дела. Часто по ночам я слышал, как в парилке (я поселился в предбаннике) звякали разы, ковши, иногда они падали на пол. Я думал – крысы бегают. Применял отраву, но все эти явления продолжались. А однажды поздно вечером. Когда вышел покурить на крыльцо бани, заметил, как в недостроенном доме мелькнула какая-то тень. Я подумал - кто-то забрался, что бы украсть стройматериалы и инструмент: вокруг жили еще те соседи, безработные алкаши, почти все судимые. Тем более что они поначалу стали наведываться – занять денег на бутылку. Я все отказывал. Вот, думаю, решили мне отомстить. Пошел в дом – там никого. Но мне, в какой-то момент, почудился отвратительный запах горелого мяса и волос. Решил, что где-то мусор горит. Может там труп собаки или кошки был. А на следующей неделе случилось то, о чем здоровый 43-летний мужик вспоминает с содроганием. - Мылся я вечером в бане, намылил голову, и вдруг чувствую – я тут не один. И опять этот мерзкий запах. Ополоснул лицо и вижу – силуэт стоит человеческий. Лампочка в бане слабая, но то, что я увидел при ее свете, было очень страшным. Это был человек со сгоревшим лицом. Челюсти оскаленные, один глаз вытек, кожа вся лохмотьями висит. И это существо стоит и шипит что – то невнятное. Я разобрал только: - убирайся, это мой дом, я тебя задушу. Я заорал от ужаса, запустил ковшом. Ковш словно сквозь эту фигуру пролетел и в стену ударился. И фигура исчезла. Потом страшный призрак являлся еще несколько раз. Виктор рассказал обо всем своей двоюродной сестре – она временно приютила его у себя. И она же пригласила практикующего экстрасенса для того, что бы разобраться в происходящем. Женщина – экстрасенс по имени Наталья походила по участку, а потом, побледнев, сказала: - Вызывайте милицию. Тут труп лежит. И, правда, через пару часов, неподалеку от пепелища, милиционеры выкопали обгорелые останки человека. Дальнейшее расследование показало, что владелец дома погиб по собственной неосторожности – в пьяном виде уснул с сигаретой. А родственники решили не утруждаться похоронами – и попросту зарыли тело тут же на участке, заявив всем, что хозяин еще полгода назад уехал куда-то на прииски, а дом загорелся сам по себе. - После этого призрак перестал являться, и я живу тут спокойно. Но все равно по вечерам делается не по себе, особенно в бане, - рассказал Виктор.
Детские призраки на Первой Чите
Старожилы Читы еще помнят легенду, которая ходила про один из сгоревших домов в районе бывшего клуба ТРЗ. По этой легенде там отец, которого забирали на русско-японскую войну, зарубил своих детей и поджег дом. Он сделал это в состоянии полупомешательства – его, вдовца с маленькими детьми на руках отправляли на фронт. И он не знал, как выживут без него дети, потому и совершил этот страшный поступок. А затем явился в призывную комиссию, сказав: - Ну, теперь берите, свои дела я справил. Убийцу отправили на каторгу, где он и умер, а на место пепелища через десяток дет построили дом другие люди. И они неоднократно видели, как вечерами по двору перемещаются две маленькие тени, напоминающие детские фигурки. Говорят, что их можно видеть и сейчас.
Девушка с яблоком
Читинец Виталий З., рассказал такую историю: - Случилось это семь лет назад. Есть у нас в крае село. Молодежи там нет – разъехались. А вот заброшенных домов - туча. Умер человек, захоронили, ну а дом остался. А у меня бабушка в том селе жила, я ее каждый год навещал. Вот как-то раз я приехал в это село, и расспрашиваю - как здоровье, как житье. И рассказала мне бабушка такую историю. В наше село приехала молодая пара, да не понравилась она чем-то моей бабушке. Говорит - злые они. Приехали сюда, не пойми зачем. Ходят по домам и спрашивают, не найдется ли чего, может денег или еды. Заселились в доме, где их дед помер недавно. А через месяц пожар случился в том доме, где жила та парочка. Тушили всем селом. Большую часть дома успели спасти, но людей там не оказалось. Собрался я, взял фонарик и нож с собой, на всякий случай, и решил посмотреть – что там и как? В доме было всего четыре небольших комнаты. Первая комната - прихожая. Я не заметил в ней нечего необычного. Вторая комната, по всем признакам - зал. В нем стоял диван, достаточно старый, судя по его обивке, на полу лежал красно-синий ковер, будто сплетённый вручную из капроновой нити, а на стене весела картина, на которой была изображена оголенная девушка с яблоком. Она сидела спиной ко мне, обернувшись. Больше в доме ничего, привлекающего внимания, не было. Приехав в деревню в следующий раз, моя бабушка сказала мне, что сама лично слышала, как оттуда доносились странные звуки. Какое-то громкое шуршание, скрипы, жужжание, стук. Будто там не заброшенный дом, а активная стройка! После этого, на следующей неделе, мы с друзьями направились в село. Нас было трое. Я, Андрей и Сергей. С собой мы взяли портативные рации. Один из нас должен был остаться в доме у моей бабушки, а двое должны отправиться в дом. Войдя в дом, мы стали рассматривать его внутри. Периодически мы спрашивали, слышит ли нас по рации Сергей, но он говорил, что не слышит нас, крича в ответ что-то типа: »Отзовитесь, эй! Вас не слышно! Я ничего не понимаю!!». Мы подумали, что неполадки в рации, хотя проверяли их перед выходом. Мы проходили по дому, я вошел в зал. Картины на стене не было. Я сильно удивился. Вернувшись из дома, мы увидели от страха побелевшего Сергея. Мы спросили у него, что же случилось? В ответ он предоставил нам аудиозапись – он писал на диктофон все, что раздавалась из рации. На этой записи я услышал крики людей, Но больше всего меня напугал искаженный крик в конце записи. Я долго изучал ее, пытаясь услышать слова в записи. Но кроме душераздирающих воплей я нечего не услышал, хотя в аудиоредакторе убрал шум помех рации, оставил то, что осталось Через некоторое время умер наш друг Сергей. Официально – от пневмонии. Он умирал в муках, в бреду как утверждали его близкие родственники. Когда я поинтересовался, что он говорил, они мне ответили, что говорил он о какой-то женщине, которая держала в руках яблоко. Она звала его. После его похорон и я, и Андрей невольно ждем каких-нибудь бед и несчастий – так потрясла нас эта экспедиция в сгоревший дом. («Комментатор»).
На этих могилах не ставят крестов…
Старинный еврейский погост в Сретенске – пожалуй, самое старое кладбище в Забайкалье, вместе с могилами декабристов в Петровском Заводе и Акше. Непривычные памятники и могильные доски, испещренные ближневосточной вязью, невольно привлекают внимание очутившихся здесь посетителей. Впрочем, сретенцы и сами знают про эту достопримечательность своего города. Но мало кто знает о некоторых тайнах этого места… Не снимать! Несколько лет назад, известный читинский режиссер Андрей Шаронов, работавший на читинском телевидении, рассказывал, что работник передающего узла релейной связи в Сретенске жаловался на странные явления, происходящие на еврейском кладбище. По его словам, ночью, особенно в полнолуние, над могилами можно было видеть силуэты, напоминающие человеческие фигуры. Они, то собирались в круг и невидно стояли какое-то время, то разбредались по погосту, то внезапно исчезали. Иногда были слышны невнятные звуки, напоминающие не то плач, не то стон. Порой же фигуры двигались совсем близко к сторожке, которая раньше была составной частью кладбища – в ней совершались религиозные обряды. - Однажды, уже более-менее привыкнув к этим посетителям, и убедившись, что они безопасны, я решился сфотографировать их, - передали корреспонденту «К» рассказ очевидца. – Я выбрал лунную ночь. Но в первый день полнолуния никто не появился. Во вторую ночь примерно в час после полуночи, появилось несколько фигур. Я заметил, что они двигаются по направлению к воротам кладбища, но не выходят за пределы погоста. Я сделал несколько снимков, но при проявке на них ничего не было видно. («Комментатор»).
Пара историй
Мне было лет 5-6 (1995-6 год), точно не скажу. Я жил в то время у деда с бабкой в селе Оловянное, Читинской области. Мне не особо сладко там жилось, бабка меня ненавидела. Каждый день я ждал, что за мной приедет мама. Это я к тому, что я реагировал на любой звук шагов, шум машины и т.д. Просыпался моментально. И вот, как-то я просыпаюсь ночью. Слышу звуки, кто-то ходит. Я встаю с раскладушки, иду на звук, выхожу в коридор (в сени, если точнее, дом частный). Но там никого нет. И вдруг мне становится страшно холодно. Я бегу обратно к раскладушке и ложусь под одеяло. И слышу шаги. Хорошо слышно, как скрипят доски. Я закрываюсь одеялом с головой, трясусь и мне кажется, что по мне кто-то ползает (на самом деле по мне холодный пот ручьём бежал, вот и казалось, раньше-то такого не было). И тут шаги приближаются и замирают. И я слышу голос, обычный голос, который спрашивает: «Где ты, Роман?» Я чуть не заорал, но страх разбудить бабусю был сильней. Даже под одеялом я зажмурился и приготовился к чему-то страшному. Но ничего не произошло. Стало тепло и тихо. Я выглянул из-под одеяла. И услышал крик сестры с улицы, что нужно таскать воду. Я побежал на улицу (время ночь, сестра спит, но я не подумал об этом). На крыльце лишь до меня дошло, что никого нет. Все спят. Я повернул голову в сторону хлева (дед баранов держал много, коров и прочей скотины), увидел там синий свет. Больше ничего с той ночи не помню, хотя, именно в эту ночь половина скота вместе с хлевом и сгорела. Когда мне было 12, мы ходили летом купаться на озеро. И среди нас, таких мелких, считалось, что кто не может с края до края переплыть - лох. И как-то настал мой день проверки. В одну сторону я доплыл нормально, а вот обратно силы кончились. Я все чаще оказывался под водой, выныривал только за воздухом. И смотрю, как около моего соседа Сашки (лет на 5-6 старше меня) стоит мальчонка, лет 5-ти, держится за него и смотрит на меня тревожным взглядом. Наконец я доплыл. Выслушал, что я «крутой чувак» и пошёл к Сашке. Спросил, кто это был. А он посмеялся и сказал, что я воды, видимо, нахлебался. Не было там никого. («Мистические истории»).
Громящий посуду полтергейст в Чите
В Чите много старых домов. Как правило, история их довольно безобидна: это либо дома купеческие, обитатели которых жили себе тихо, мирно со своими чадами и домочадцами вплоть до революции, а потом бежали от советской власти в Маньчжурию или Харбин, либо дома доходные, где постояльцы менялись довольно часто. Но нет-нет, да услышишь от кого-нибудь, что были ещё и дома «беспокойные». О них и поведаем. Известный читинский профессор Борис Кузник в своей книге «Джуна, Ванга и другие» рассказал, что «барабашки», привидения и полтергейсты - это не что иное, как результат разлома земной коры. В образующихся геопатогенных зонах появляются «небиологические сущности», своей деятельностью ставящие в тупик многих людей. Таких мест в городе немало. Вот, например, однажды в 1987 году к Борису Ильичу, как к специалисту в сфере паранормальных явлений, обратилась жительница дома по улице Лермонтова. У неё в квартире действовал самый настоящий полтергейст - на глазах лопались металлические кастрюли, трескалась посуда… И это ещё не всё. Надо сказать, что улица Лермонтова во все времена не отличалась особым спокойствием. Жительница микрорайона Сосновый бор рассказала «увлекательнейшую» историю о том, как ещё в советские времена она устроилась работать ночным сторожем в училище, что за главпочтамтом. С самого начала ей было странно слышать, что в этой должности никто надолго не задерживается, ведь работа «непыльная», да и платили сносно. Даже сам директор поначалу не мог толком объяснить причину странностей кадровой текучки. И вот начались ночные дежурства. И, вроде, всё ничего, но только ровно в 22 часа на втором этаже начинались непонятная возня и тревожный шум, словно кто-то волок нечто громоздкое и тяжёлое и всё никак не мог вытащить, а потом следовала череда глухих хлопков. Этот шум повторялся с аккуратной частотой, и новоиспечённый ночной сторож решила выяснить, что происходит наверху. Поднявшись, она проверила все кабинеты и обнаружила их закрытыми. Открыла - внутри всё нетронуто. Поудивлявшись ещё какое-то время, она обратилась к директору за объяснениями. Начальство нехотя призналось, что непонятный грохот по ночам - дело, как говорится, житейское и даже для него привычное. Но вот только ночные работники здесь не задерживаются, ведь глухие хлопки - не что иное, как звуки выстрелов, так как в 30-е годы здесь находился пыточный застенок НКВД, а грохот - это звук отъезжающей грузовой машины, в которой отвозили трупы на кладбище. После такой пугающей правды женщина решила, что хватит с неё «впечатлений» и уволилась. На кладбище - со швейной машинкой Почему-то в народе считается, что самое первое городское кладбище - это печально известное Старочитинское. Оно, вроде, и на планах всегда фигурировало, и слышно про него было многое. Однако самым первым всё же было кладбище, находившееся на улице Баргузинской. Старочитинское кладбище Где же оно там располагалось, спросите вы? Отвечаю: на том месте, где сейчас ДОУ № 71, чуть выше мечети. Просуществовало недолго - с 1851 по 1855 годы. А всё потому, что Чита стала быстро увеличиваться в своей восточной части. Коли так, то по санитарным нормам кладбище необходимо вынести за пределы города, что и сделали власти, определив для него участок на улице Петровско-Заводской. Тогда она носила название 1 -я и 2-я Кладбищенская (позже Деповская). Честно говоря, не хотелось бы оказаться на месте тех, кто волею судеб там проживал. Ночи там, вероятно, были тихие и располагающие к размышлениям… Но вернёмся к кладбищу, что на улице Баргузинской. Оно принадлежало госпиталю, располагавшемуся рядом. Когда кладбище закрыли, то, по существующим правилам, на этом месте ничего нельзя было строить четверть века. По истечении срока пустырь потихоньку стал застраивать частный сектор, а позднее подоспело и коммунальное строительство. И всё было спокойно до определённой поры, пока однажды в ближайшее отделение милиции не обратилась женщина, просившая навести порядок в её квартире. Когда спросили, в чём дело, она сбивчиво объяснила, что у неё поселился «барабашка», который буянит и не даёт ей покоя. В милиции, разумеется, заявление не приняли и посоветовали обратиться к соответствующему доктору. Дескать, там вам больше помогут. Но женщина проявила настойчивость, и тогда, видимо, из жалости или из любопытства опера взялись за дело. И, оказалось, не зря. Полтергейст действительно имел место быть. И всё из-за того самого кладбища, на месте которого теперь стояли дома. Что до кладбища Старочитинского, или, как его ещё называли, «Чита-третья», то его многие помнят не только как юдоль печали, но и как место, отличающееся своей необыкновенной атмосферой. Красивые фамильные склепы, каменные надгробия, резные кресты уважаемых людей города - всё это словно торжественно застыло во времени и не пугало, а, наоборот, превратилось в место нежной памяти об ушедших в мир иной. Ныне покойная Мария Ивановна Алферина, бывшая хранительница фондов Забайкальского краевого краеведческого музея им. А.К. Кузнецова, рассказывала, как ещё девочкой ходила с мамой на кладбище и там однажды увидела женщину, которая сидела в могильной ограде и строчила на швейной машинке. Видя удивление, «швея» объяснила, что у неё здесь похоронены все близкие и приходит она повидаться с ними, ну и заодно пошить в своё удовольствие. Сказала и, прекратив работу, убрала машинку в углубление в земле, заботливо прикрыв картонкой. А неподалёку была могилка той самой женщины-швеи… Другая история была рассказана автору горожанкой здравомыслящей - из тех, что говорит: «Пока сама не увижу - не поверю». Когда ей было 16 лет, она «дружила» со своим будущим мужем, служившим в то время в армии. Однажды, возвращаясь из увольнительной, они решили сократить путь через Старое кладбище. Была ночь. Тут, конечно, странности начинаются, но молодой человек, решив отойти на минутку, сказал невесте, чтоб спустилась в вырытую яму. Та подчинилась и стала ждать: мол, на поверхности было страшнее - кладбище всё-таки. После 10-минутного ожидания девушка выглянула из ямы и тут же в страхе спряталась обратно. Как потом рассказывала, наверху происходило непонятное «брожение»: светящиеся огни перемещались с места на место, казалось, что ходит много народу. В общем, наверху «кипела жизнь», если такое можно было сказать о кладбище. «Странности» Старочитинского кладбища на этом не заканчивались. Старожилы говорят, что стояли там два склепа - один племянника читинского врача Северинова, другой, просторный - жены какого-то офицера. Рассказывали, что офицер этот сошёл с ума, тоскуя по умершей супруге, привёз в склеп пианино и по ночам играл для неё. Вот оно, кладбище - юдоль спокойствия! («Чита»).
|