Полтергейст в Чите
О феномене полтергейста в последние годы много писалось в прессе, ученые на конференциях и конгрессах пытались дать ему научное объяснение: почему в некоторых квартирах летали тарелки, горшки с цветами, сами собой включались и выключались бытовые приборы и электрические лампы, раздавались странные голоса и стуки, шаги, передвигалась мебель, разрывались металлические петли на дверях. Мы уверены, что феномен полтергейста связан с нарушениями энергетических сетей (Хартмана, Карри), с концентрацией негативной психической энергии в данном месте, вызванной скандалами, стрессами, смертью родственников, страхом. Обычно полтергейсты возникают в местах с разломной обводненной тектоникой, то есть в отрицательных геопатогенных зонах. В конце 80-х годов начались интенсивные исследования ионосферных взаимодействий в уфологии и многих аномальных явлений, вторгающихся в жизнь людей. Автору в то время вместе с экстрасенсом Анатолием Тулуповым довелось побывать в нескольких домах Читы, где встречались случаи полтергейста. Ни в одном из них не отмечался «жестокий» полтергейст. Все зарегистрированные случаи носили более или менее невинный характер. В одной квартире якобы серебряные человечки посещали в течение двух месяцев тяжелобольную женщину. Об этом она рассказала мужу, дочери, внукам. Пришельцы, по ее словам, свободно проходили через стены. Но стоило появиться в квартире постороннему человеку, как они моментально исчезали. Больную женщину они звали с собой, обещали, что ей будет «там» очень хорошо. Где это «там», никогда не объясняли. Но однажды взяли ее с собой. Летели они очень быстро и прилетели «туда», где было много людей. Все они выглядели очень счастливо и, к удивлению женщины, много работали. В этом же доме после смерти этой пожилой женщины жильцов дома не оставляло чувство ее присутствия. У дочери возникло впечатление, что мать стремится внедриться в нее и руководить ее действиями. Это чувство внедрения было настолько осязаемо, что часто у дочери появлялись манеры, голос и выражения матери. Описание пришельцев всегда было одинаковым. Они были похожи на космонавтов. Одеты в серебристую или золотистую одежду, иногда на голове у них были скафандры, но чаще всего лицо было открыто. Форма головы смешила старую женщину, так как затылок был плоским, а уши очень небольшие, нос также маленький и без ноздрей. В этом же доме родственники этой женщины рассказывали о неожиданных встречах с умершими предками, которые начались много лет назад, когда семья жила в другой квартире. Чаще других на такие встречи приходил отец этой женщины. При обследовании этой квартиры с помощью рамочной биолокации мы обнаружили мощную геопатогенную зону, в которой размещалась кровать. В одном из домов Читы в августе 1989 года в течение нескольких дней творились странные вещи: перегорали лампы, разлетелась на мелкие части жаростойкая кастрюля, чашка, в которую был налит кофе, развалилась, и в руках у хозяйки осталась лишь ручка, самостоятельно отвинтился разбрызгиватель крана на кухне. При биолокационном обследовании квартиры мы обнаружили интенсивную геопатогенную зону, проходящую через кухню и туалет. В другой квартире на четвертом этаже многоэтажного дома на полу и в стиральной машине ночью появилось много воды, хотя краны были плотно закрыты, и для того, чтобы их открыть, нужно было приложить довольно большую силу. Вода в машине и на полу появлялась многократно. Телевизор на протяжении двух месяцев включался и выключался лишь тогда, «когда ему захочется». Все это время, пока происходили чудеса, младшая дочь хозяйки квартиры ночами спала очень беспокойно. В этой квартире мы обнаружили две аномальные геопатогенные зоны, пересекающиеся на кухне у посудного шкафа. В другой квартире также отмечались полеты различных предметов на расстоянии до трех метров. Разбилась вдребезги хрустальная ваза, пролетевшая 1,5 метра. Неожиданно в руках у хозяйки на мелкие части разлетелась чашка с водой. При этом создалось впечатление, что чашка раскалывается от высокой температуры, хотя вода в ней была холодная. Во всех описанных домах и квартирах с помощью биолокации были выявлены геопатогенные зоны, которые проходили как раз через участки, где наблюдались явления полтергейста. В трех квартирах отмечалась явная зависимость проявлений полтергейста от неблагоприятных геофизических дней. Однако только этими причинами объяснить наличие полтергейста не представляется возможным, ибо в квартирах этажами ниже и выше ни в одном случае полтергейста или других аномальных явлений не наблюдалось, хотя и в них фиксировались геопатогенные зоны. В отдельных случаях полтергейст проявляется с более зловещей стороны. В одной из квартир женщина после ванны, лежа на диване, смотрела телевизор и вскоре почувствовала, что кто-то за ней наблюдает. Она встала, позвонила по телефону сестре, и тут кто-то невидимый приподнял крышку дивана-кровати, и она с грохотом опустилась на место. По данным биолокации, эта квартира расположена в пределах одной из мощных геопатогенных зон, пересекающих дом. На одной из улиц Читы в начале 90-х годов отмечалось появление серебристых существ, вышедших из автобуса и прошедших через стену здания, стоящего в геопатогенной зоне. Места посадок НЛО также приурочены к мощным разломам в земной коре или к узлам геопатогенных зон, их пересечения (как возможным источникам энергии для НЛО). Подобный случай зафиксирован в поселке Гурульба под Улан-Удэ. В последние годы в связи со смещением магнитных полюсов, с изменением магнитного поля Земли, что предполагает усиление его излучений в геопатогенных зонах, участились и случаи полтергейста. В одном из поселков Бурятии Саган-Нуре, построенном на территории с разломной тектоникой вблизи угольного карьера, жильцы часто сталкиваются с полтергейстом. В одном из коттеджей летали книги и кухонная утварь, так что дети надевали шахтерские каски во избежание ударов. В другом коттедже на глазах у изумленного гостя открылась дверца в стенке, и оттуда медленно выплыла и упала на ковер большая хрустальная ваза. Во всех этих коттеджах и вокруг них биорамки зафиксировали наличие геопатогенных зон и их сочленений, трассируемых на местности и проходящих через коттеджи, о чем свидетельствует и карта биолокационной съемки ГПЗ п. Саган-Нур, выполненная операторами Байкальской ассоциации биолокации. В 1997 году мы приехали в один дом ниже улицы Калинина над спуском к реке Читинка. В одной из квартир практически ежедневно более двух недель в одном и том же месте на потолке и стене появлялось мокрое пятно, и вода заливала стену. Квартиру мы тщательно обследовали с помощью биолокации и обнаружили, что мокрая стена и вся аварийная комната находится на узле пересечения ГПЗ. После нейтрализации этих зон мокрое пятно и потоки воды исчезли. Эти мощные ГПЗ, очевидно, объясняются речной и береговой тектоникой, которая резко активизировалась в это время в этом месте. До нашего прихода в этой квартире трубы вскрывали и на потолке, и под полом. Но все было напрасно, ничего нигде из труб не протекало. Все случаи полтергейста, как показали исследования томских (Н.С. Новгородов), красноярских (Ф.Б Бакшт, В.Г. Прохоров) и московских ученых, в том числе и операторов биолокации, связаны с психокинетическими явлениями, с излучением геопатогенных зон, с энергетическими сетками, а также с изменением суммарного действия космофизических факторов. Подобные случаи не единичны и часто проявляются там, где полтергейст преследует ребенка или подростков, которые в квартирных полтергейстах считаются его носителями. Выбросом пси-энергий часто пытаются объяснить появление полтергейста. Так, например, вокруг постели 9-летнего мальчика, находившегося в больнице городка Нуоро (о. Сардиния), из досок пола вдруг начала просачиваться вода, заливая палату. И это проявлялось каждый раз при переводе его в другие палаты. А в покинутых палатах при исследовании полов источника воды не обнаруживали. В другом случае в доме сельского пастора в Норфолке в США из потолков и стен нескольких комнат сочилась очищенная нефть (смесь керосина и бензина), а потом начались «дожди» из смеси метилового спирта и сандалового масла, а пары жидкости заставили эвакуироваться людей. Когда продолбили стены и исследовали потолки, ничего не удалось обнаружить. Описанные случаи полтергейста в Чите объясняются глубинными геофизическими разломами, вызванными локальной гравитационной динамикой. Эти разломы многократно фиксировались нами при фотографировании этих мест - на фотографиях появлялись светлые лучи, полосы, шары, пятна или полупрозрачные силуэты человеческих фигур или животных. Некоторые люди, наблюдавшие по-лтергейст, отмечали, что световые образования вспыхивают лишь на доли секунды. Эти вспышки зафиксировали и видеокамеры немецких ученых, о чем рассказала передача телеканала РТР «Планета Земля» в ноябре 2001 года. Фотографирование полтергейстов лучше проводить с использованием биорамок и маятника, как это делает Валентина Лебедева в Москве. Из всевозможных версий возникновения полтергейста - наиболее убедительно объяснение, что это проявление эфирных обитателей (все призраки имеют эфирную природу). И те, кого мы принимаем за космических пришельцев в серебряных костюмах, - это, вероятно, эфирные двойники или воплощенные в эфирной материи мыслеобразы людей, проживающих в этих квартирах. Особенно сильно эти мыслеобразы проявляются там, где бушуют отрицательные эмоции, группы людей - при скандалах, криках ненависти и осуждения. Одержатели Тонкого Мира любят такую атмосферу, и человек в гневе становится вместилищем одержателя. Поэтому все Священные Писания призывают к покаянию, к молитве, к покою. Одним из интересных мест за рубежом, где практически выполнено фотоизучение всех сторон полтергейста, является частное владение в США - усадьба Блэк Форест семейства Ли, куда они переехали в мае 1991 года. Супруги Ли, однажды возвратившись домой, отметили, что в доме сами по себе включались и выключались бытовые приборы, зажигались и гасли лампочки, появлялись странные огни и причудливые тени, мелькающие по ночам в комнатах сыновей. Нередко по комнатам распространялся отвратительный запах, а однажды полтергейст разбушевался: по потолку так грохотало, будто на крыше танцевала толпа людей, при этом все лампочки в гостиной включились сами собой. Хозяин усадьбы Стив Ли заметил, что на фотографиях и фотопленках, отснятых в определенных местах их усадьбы, появились странные световые полосы и полупрозрачные лики. Такие дополнения к сюжетам съемок появлялись в гостиной, в большой спальне и у наружной стены. Не исключено, что их дом стоял на узле геопатогенных зон. Мастер спецэффектов Эдисон Уильямс в телепрограмме «Видения и привидения» рассказал, как, познакомившись в 1995 году с видеопленками и фотоснимками, он понял, что запечатленные на них световые изображения создать искусственно исключительно трудно, а «некоторые из них вообще противоречат всем законам оптики». Э. Боудин, «специалистка по привидениям» из штата Миннесота, определила, что в доме Ли обитает злобный дух мужского пола. С помощью специальной съемочной камеры удалось сфотографировать в инфракрасном свете привидение, являющееся, по словам Боудин, «виновником всего происходящего и считающее себя хозяином этого дома». Она отметила исключительно высокий уровень энергии потусторонних сил в этом доме. Через полгода со съемочной группой приехал Питер Джеймс - специалист по исследованию паранормальных явлений. Подходя к дому, Джеймс сообщил, что ощущает воздействие мощного энергетического вихря и, обследуя усадьбу, обнаружил сильное энергетическое поле на всей ее территории и почувствовал, как и супруги Ли, резкий неприятный запах. Во время обхода усадьбы Джеймс вдруг спросил хозяев о Говарде, их близком друге. Он почувствовал, что Джек, сын Говарда, якобы умерший от передозировки наркотиков (возможно, этим был вызван усиливающийся химический запах) проник в этот мир через разрыв в пространственно-временном поле, образовавшемся на территории усадьбы в результате вихря. Джек хотел вступить в контакт со своим отцом, и объяснить ему, что он не умер от наркотиков, а был убит. Возможно, поле усадьбы способствовало тому, что Джеймс, никогда не слышавший о существовании Говарда и его сына, сделал такое ошеломляющее сообщение супругам. Сведения о мощном поле и вихре в усадьбе подтвердил индейский шаман, приглашенный супругами Ли в усадьбу. Шаман сказал, что на этой территории располагается «радужный вихрь» - одна из трех известных на земле аномальных энергетических зон, где происходит непосредственный контакт земного мира с потусторонним. (Две другие подобные зоны, по его определению, находятся на частной территории в Аризоне и в Лондоне.) К началу 1997 года у супругов Ли скопилось более трех тысяч фотографий и около четырехсот видеокассет с записями всевозможных аномальных явлений. Практически ежедневно один-два фотоснимка фиксировали аномальные явления. Такая работа, выполненная Стивеном Ли, подтверждает необходимость фотомониторинга аномальных мест, в том числе проведения повторной фотосъемки на участках геопатогенных зон с проявлениями полтергейста, когда на фотопленке возникают необычные кадры, которые являются не только косвенным, но и фактически прямым подтверждением наличия невидимого мира и многомерных пространств. (Наталия Глазкова, Виль Ланда, г. Жуковский, «Тайная Доктрина»).
Зыково
Они не так известны, как знаменитые кадалинские дворцы. Тут не работали археологи, и местность эта не входит в список охраняемых природных территорий. Но от этого зыковские скалы не утрачивают своей привлекательности и загадочности. Грунтовая дорогая заканчивается в пяти километрах от Зыково. Дальше – пешком. До скал можно добраться только в сопровождении человека, уже бывавшего тут, лучше – неоднократно. Путь лежит по едва заметным тропинкам и звериным тропам: дичи тут хватает. На влажных почвах вблизи ручейков можно встретить как отпечатки копыт изюбря и гурана, так и когти росомахи и даже медведя. Впрочем, охоники тут появляются редко – нет хорошей дороги, и потому звери чувствую себя вольготно. А панорама, открывающаяся перед туристами, просто потрясает воображение. Если на Дворцах большая часть леса выгорела и была вырублена пиратами, а лужайки захламлены мусором, то тут – первозданная чистота и красота. На лужайках малиной пылает иван-чай. Синие ирисы и желтый львиный зев причудливо сочетаются с алыми вкраплениями саранок. Столетние мощные сосны чередуются с березовыми рощицами. Блестят на солнце источники – в дождливые года их особенно много. Тайга разговаривает на птичьем языке и хор этот не умолкает до заката. Но вот и конечная цель маршрута. Зыковские скалы не такие высокие, как Дворцы и не столь причудливой формы – они больше напоминают остатки крепостной стены. Скалы разбросаны в тайге на территории больше сотни гектар, и до сих пор не было сделано ни одного описания этих мест. Как и каждый такой природный объкт. Зыковские скалы хранят множество тайн и загадок, о которых уже мало кто помнит. Есть сведения, что вплоть до 50-х годов прошлого века в этих местах стоял скит отшельников – староверов. Когда в ССР началась борьба с религиозными культами, несколько семей из Читы. Прихватив все самое необходимое, бежали в тайгу и набрели на это место. Оно привлекло их скрытостью от стороннего глаза и обилием дичи. Даже природная соль тут встречается на солонцах. Ягод же и грибов в тайге за Зыково - изобилие. А ходким таежником не составляло труда пройти 25 километров до берегов тогда еще почти безлюдной Шакши и наловить там на зиму рыбы. Изредка посланцы от отшельников наведывались в город, продавали там имевшиеся у них украшения и покупали ткани, боеприпасы и прочие необходимые вещи. Но это был редко – почти все необходимое отшельники добывали на месте – даже хлеб пекли из корней Иван-чая и камыша. Сахар тоже получали из камышовых стеблей в период весеннего цветения. По некоторым данным, последний отшельник умер в 56 – 57 году. Впоследствии геодезическая экспедиция натолкнулась на землянку и останки последнего старовера. Поодаль было небольшое кладбище и некое подобие храма. Но не икон, ничего другого, особо ценного, геодезисты не нашли. Есть так же сведения, что схрон с драгоценностями и иконами до сих пор не найден и в нем хранится несколько уникальных творений иконописцев еще 17 века. А читинский охотник Андрей Хайдаров рассказывал, что когда промышлял тут дичь, то видел, как над скалами иногда появлялось буквально из ничего слабое бледное сияние. Оно наблюдалось всегда осенью, и над одним и тем же местом. Сияние имело вид тумана, и в течение двух часов словно разгоралось, иногда меня цвет с белесого до оранжевого. Однажды Хайдаров решился дойти до той самой скалы. - Кода дошел, то ощутил странное покалывание – руки, лицо. Голову словно кололи тысячи невидимых иголок. Потом напала слабость и разболелась голова. Я еле-еле ушел оттуда, потом отлеживался два для на стоянке - мучила тошнота, рвота, боли по всему телу. Больше я туда не хожу. Отметим, что это произошло в конце 70-х годов ХХ века. А в 2003 году пилот противопожарной авиации рассказывал, что подобное сияние он принял за начинающийся пожар. Но когда снизился, то понял – огня тут нет. А стрелки на приборах его самолета стали буквально сходить с ума – перепрыгивать по несколько делений сразу. Вдобавок прекратилась радиосвязь. Явления эти закончились, когда самолет ушел от странного места на удаление более 10 километров. Такой вот загадочный, но необыкновенно красивый участок тайги в двух десятках километров от поселка Зыково до сих пор ждет своих исследователей. («Комментатор»).
Белая Баба
Начнем с того, что я живу в Забайкалье, в месте, где старые заброшенные шахты, в которых добывали флюорит. Ещё тогда, когда наш поселок процветал и шахты не были заброшены, было это лет 30-40 назад. В одной из шахт рабочие слепили из неизвестного мне материала фигуру человека с ярко выраженными признаками слабого пола и надели на неё белое платье (где они его приобрели, или из чего смастерили, история умалчивает) и оставили в шахте, забыв про неё. Позже шахты забросили, и никто про них не вспоминал до сегодняшнего времени... Сейчас в нашем поселке много заброшенных мест, так вот, из уст людей: Женщина работает в детском саду, здание это довольно большое (сама я имела честь воспитываться в этом дет. саде), работает она вахтером. При обходе здания снаружи, она неоднократно замечала силуэт женщины в белом одеянии, плавно проплывавший мимо окон в лунном свете. Неоднократно женщина звала своего сына побыть с ней до конца её смены. Сам парень тоже замечал силуэты в окнах детского сада. Произошло это в нашем летнем лагере на природе за 5 километров от поселка. Ночью, когда парни, по обыкновению, ходят в комнаты девочек или просто по делам своим, группа из нескольких людей во главе с моим одноклассником ходили по ночному лагерю, рассказывая друг другу страшные истории и ужастики. Они остановились у беседки, в надежде разойтись по корпусам. Так вот, речь зашла о легенде про Белую Бабу, которую начал рассказывать один из мальчишек. Никто ему не поверил, и приятели начали дружно смеяться. Но буквально через пару минут лица мальчишек, стоявших лицом к роще, исказились гримасой страха и ужаса. Парень, стоявший к роще спиной, сначала не понял, в чем дело, но стоило ему повернуться к роще лицом, он сразу понял, в чем дело, в лунном свете белая фигура плавно продвигалась в глубь рощи (конечно, можно было умолчать об этом, но этот парень, мягко говоря, оконфузился от страха). Мальчишки с немым ужасом забежали в столовую, забились в угол и просидели там до утра, за что и отхватили на следующее утро от вожатого. Известно лишь то, что Белая Баба (как окрестили её позже) обитает в длинных и протяженных пространствах: коридорах, шахтах, дорогах и т.п. Как она выбралась из заваленной шахты, никому не известно...
Хозяйка читинки
В 90-е годы, помимо ельцинских реформ, население стали активно преследовать и гости из потустороннего мира. Как-то довелось наткнуться на некий журнальчик, изданный в Чите, но копий было настолько мало, что распространялся он из рук в руки. Несколько историй из него касались привидений, блужданий в аномальных зонах, но одна затрагивала тему реки, известной всем любителям прибрежных отдыхов – Читинки. Ещё одно происшествие, больше похоже на сюжет плутовского романа. Но обо всём по порядку. Гнев речного духа Рассказ пойдёт в форме воспоминаний, поэтому опустим хронологическую строгость и перейдём к делу. Когда интернета в домах не было, одним из развлечений детворы стало катание на санках. Так и поступил неизвестный паренёк, отправившийся с друзьями шалить около реки. Катались, катались и решили передохнуть. Кто постарше, пошли перекурить, а малышня околачивалась около спуска к водоёму, покрытому льдом. Сидевший спиной к реке, парень смеялся и не ощущал подвоха. Но случилось нечто из ряда вон выходящее. Конечно, сейчас трудно разобраться, толкнули его или нет, но как рассказывали очевидцы, санки буквально потащили незадачливого пассажира к спуску. Съехав на лёд, где неведомым образом оказалась прорубь, он утонул, и спасти его не удалось. Милиция списала всё на несчастный случай, родители горевали, друзья, отойдя от шока, занялись своими делами. Похороны прошли, время полетело… Но на этом конец не настал. Однажды, к матери, убитой горем, явилась девушка-экстрасенс, рассказавшая ей, что сына, мол, забрала Хозяйка Читинки. Ошалевшая от слов незваной гостьи, женщина, решила её прогнать, но та, пройдя на кухню, указала на штору. Посмотрев на то место, куда показывала экстрасенс, женщина поперхнулась и пришла к выводу, что гостью рано гнать взашей. Там красовался знак, похожий на крест от которого шел запах речной тины. Посидев и поговорив, мать погибшего узнала, что необходимо провести обряд на реке, дабы задобрить Хозяйку, а та, в свою очередь, отпустит душу ребёнка и он спокойно отправится в другие миры. Слово за слово, договорились. В назначенный день, мать и экстрасенс встретились на месте трагедии. По старой традиции, там лежали искусственные цветы. Женщина, поддавшись порыву чувств, разрыдалась, но девушка успокоила её. Проведя необходимые подготовки с энергией, она совершила обряд, принесла подношения и сказала женщине идти домой. Во сне к матери явился сын. Улыбающийся и счастливый он сообщил ей, что теперь душа его свободна, а он вернётся к ней через некоторое время. Так и вышло. Поскольку женщина была молодая, да и муж был при ней, то вскоре у них родился сын, как две капли воды, похожий на утонувшего. («Комментатор»).
Смех в темноте
Рассказывала мне эту историю бабушка в детстве, а ей - то ли ее бабушка, то ли мать, я уж не знаю теперь. Просто передали эту легенду, и все, как своеобразное семейное предание. Говорила, что мать в детстве пугала ее этой байкой похлеще всякой буки и бабайки. Дело было на Дальнем Востоке, в Забайкалье, как я понимаю, до революции, еще при царе Горохе. Бабушка моей бабушки была тогда маленькой, лет десяти или около того. Были вроде и еще дети, но она была самой старшей, и мать ее уже везде брала с собой помогать по хозяйству: на покос, вязку снопов, дрова рубить - в общем, познала она тяжелый крестьянский труд с малых лет. Мужа у матери, похоже, не было, раз все вдвоем с дочерью делали. Один раз задержались они в лесу - то ли грибы с ягодами собирали, то ли веники вязали на зиму в баню. Дело вроде как уже к осени было, в августе или в сентябре, наверное, но еще было тепло, готовились к осени. Стемнело. Дальше буду рассказывать со слов маленькой бабушки. «Мать говорит: «Ульяна, пошли быстрее, нам до ночи надо успеть из лесу выбраться, а то здесь волки водятся, страшно». Вот идем, идем, и вроде понимаем, что зашли куда-то не туда. Заблудились, в общем. Вышли черт разбери куда, к какому-то озеру. Ну, мать хорошо здешние места знала, сообразила, куда мы зашли. Говорит, нам туда-то надо. Ну и пошли вдоль этого озера по бурелому чуть поодаль от бережка. Тем временем стемнело окончательно, не успели до темноты. Луна еще засветло чуть висела над горизонтом, а теперь уже высоко так поднялась и освещала дорогу молочным бледным светом. Идем-идем, тут вроде стал доноситься звук такой со стороны воды, как будто в воде кто-то плещется. И смех такой серебристый, девичий будто. Мы сначала с матерью подумали, что нам причудилось, переглянулись еще так, и обеим вдруг стало страшно, будто водой ледяной окатили из ведра. Мы стали двигаться осторожнее в ту сторону, откуда шел звук. А плеск не прекращался. Все явственнее доносился он, иногда прерывался смехом. Мне было так жутко, никакие волки так не напугают. А мать мне наказала стоять на месте и подождать, а она пока сходит и посмотрит, что там. И стала пробираться через кусты в сторону берега - до него недалеко было. Я присела под кустик, чтобы меня не шибко видать было, а то мало ли что... Сижу, дрожу, боюсь. Матери не было минут семь, не больше. Она внезапно бегом выбежала из кустов, схватила меня за руку и как сумасшедшая бросилась бежать, не разбирая дороги, тащила меня за руку. Мне было больно, но я не стала спрашивать у матери, что случилось. На ней лица не было. Я не соображала тогда ничего, просто поняла, что мать увидала что-то на самом деле страшное, и надо просто бежать, не останавливаясь. А скоро показалось и село, мы совсем недалеко от него были. Всю последующую неделю мать ходила угрюмая и какая-то сама не своя, будто на нее давило что-то. Разговаривала неохотно, больше молчала. А потом сказала мне: «А знаешь, Ульяна, я ведь скоро умру!». Я испугалась от ее таких слов, стала говорить ей: «Мамочка, что ты, зачем ты такие страсти говоришь? Не надо так!». А она мне говорит: «Помнишь, там, в лесу, на озере - ведь то русалки были. Они саван мой стирали. Я, когда вышла к бережку-то, так их и увидела. Они вроде как девушки такие, волосы длинные, распущенные, сидят на берегу, на меня смотрят и смехом заливаются. И в воде полощут саван белый. Меня по имени позвали, говорят, Устя, иди-ка сюда, к нам! А я испугалась, откуда ж они, проклятые, имя-то мое знают. А русалка одна мне и говорит, как будто слышала, что я подумала: «Э, Устя, да мы все знаем-то!». И смеется сама. «А еще, - говорит, - ты, Устя, помрешь скоро, совсем недолго тебе жить осталось. Мы вот тебе саван стираем, готовим», - и показывает мне. Тут я и бросилась бежать оттуда, как угорелая, тебя схватила только...». Баба Устя померла месяца через четыре, как и предсказала. Бабушку моей бабушки с малыми взяли к себе в дом какие-то дальние родственники. Так и выросла она сиротой. Из малых поумирали все, только брат ее вроде выжил. Приемные родители обижали ее часто и не кормили толком, не одевали, только работать заставляли во всем доме самую грязную работу. Вот такая старая деревенская страшилка, которую передавали в нашем роду по наследству. Мне ее в детстве бабушка рассказывала, она меня хорошенько пугала, помню. Ну, а теперь и с вами поделился.
Изгнать невидимку
Современный русский фольклорист Валерий Зиновьев собрал в Читинской области целую коллекцию сообщений о встречах сибирских крестьян с «невидимой нечистой силой». Он включил их в книгу, изданную уже после его смерти в 1987 году. Она называется «Мифологические рассказы русского населения Восточной Сибири». Приведу лишь некоторые из этих сообщений. Вспоминает Федосья Обухова из села Кантил: «Напротив нас дом был. Хозяйка в подполье полезет, кто-то юбку тянет с нее. Вдруг стали из-за печи раздаваться скрипы. Как трахнет старику, мужу хозяйки, кирпичом по голове». А вот сообщение жителя села Газамурский Завод Виктора Кузнецова: «Ночью закроешься одеялом, оно у тебя спадает. Ты пойдешь за ним, оно будет летать!» То, что отчебучивают в русской Сибири полтергейсты, Ширли Хитчинс и не снилось. «Пакостят. То золы, то коровьего кала намешают в еду… Мучились с ними. Потом кто-то научил попа позвать. Поп пришел, молитву читает. Народ в избе собрался. А Акулька с Дунькой (так сибиряки называют полтергейсты. А. Я.) пустили с печки в попа скалкой. Поп перепугался, народ тоже. Как давай все из избы! А Акулька с Дунькой ступеньки крылечка разобрали, все кубарем с него и покатились». Так свидетельствует очевидица события Елена Кудрявцева из села Ломы. В одном доме в Читинской области, по показаниям свидетелей, «ночью как давай кто-то плакать: ребенок ревет, аж за душу тянет… Спать никак не могли. Местные старики посоветовали разобрать крышу. И мы нашли там, под крышей, куколку. Маленькая такая, из тряпочек сшита. Наотмашь ее бросили о землю, а потом в печь. С тех пор все кончилось». Сходную технологию борьбы с полтергейстами в Сибири мы обнаруживаем в других записях того же В. Зиновьева: «Начало чудиться. Хозяева поставят суп в русскую печь, когда в поле уйдут, а Акулька с Дунькой намешают в него всякой дряни… Утром кони в мыле, пена изо рта, косы в гриве откуда-то появились». Хозяева дома, где «чудилось», пригласили к себе «знающего старичка». Я цитирую: «Пошел он искать. Где-то из поленницы дров вытащил две куклы. Вот вам, говорит, Акулька с Дунькой». Куклы были по совету старичка немедленно сожжены, и безобразия в доме тут же прекратились. В селе Курумдюкан Читинской области тоже стал хулиганить невидимка. По совету местных стариков хозяева дома, где «стало нечисто», попытались зазвать к себе в гости некоего Кирика Захарыча из соседней деревни. Кирик Захарыч был известен в округе как колдун. Тот отказался идти, однако, пару минут поразмыслив, вдруг предложил: «Пошарьте в переднем углу дома в простенке у колоды дров (опять, как и в предыдущем сообщении, у колоды дров! А. П.). Там куколка подвязана. Это она фокусничает». И добавил, что нужно сложить на приусадебном участке костер и, когда он хорошо разгорится, наотмашь бросить куклу в огонь. Хозяева дома вернулись к себе домой и… нашли куколку в месте, указанном колдуном. Долго потом вся деревня удивлялась: «Откуда он узнал?!» Рядом с домом был разложен костер. Ему дали хорошо прогореть, а затем хозяин дома со всего маху швырнул бесовскую игрушку в огонь. Тут же в избе, где до сего времени все вещи ходили сами собой ходуном, все стихло. Полтергейст сгинул.
Как «пугало»
Этнограф В. Перетц, живший в позапрошлом веке, в статье «Деревня Будогища и ее предания» приводит рассказ о «стуках нечисти в дверь». Нечистая сила принялась однажды ночью барабанить в дверь дома местного лавочника. Хозяин дома, всполошенный стуком, кинулся к двери, распахнул ее, но никого не обнаружил за нею. Он закрыл дверь. Снова громкий стук и очень громкий крик: «Открывай!» Лавочник опять открыл дверь. Никого за порогом не было. И так продолжалось до самого рассвета: «Открывай!.. Открывай!» В 1927 году на железнодорожной станции Трудовой Читинской области случилось событие, отдаленно схожее с происшествием в доме лавочника в Будогищах. По словам непосредственного участника события Федота Дутова, в новогоднюю ночь в доме, где он жил со своими родителями и братьями, поднялся переполох. «Только мы легли, - рассказывает Дутов, - еще не уснули… Застукался! На террасах там окна большие были, застукался так, что аж эти окна задребезжали». Федот схватил топор, а его старший брат Иннокентий револьвер. «Вышли, никого нет, - вспоминает Федот. - Кругом обошли всю ограду, никого нет. Только в дом зашли, дверь заложили, еще не успели присесть, опять сильнее старого застукался. Мы снова вышли - никого нет. И вот он примерно простукал так… Ну, до часу ночи… Так продолжалось дней десять, наверное». Невидимка, «пугающий» в доме или в лесу, - один из наиболее популярных героев быличкового фольклора. Он деятелен, порою не в меру суетлив, всегда вызывающе дерзок, зачастую агрессивен и по числу упоминаний о нем занимает первое место в списке героев быличек двух последних столетий. Нет числа его проделкам! Да вот хотя бы такой случай. Его приводит Померанцева. По словам очевидца, он ехал зимой на пару со своим приятелем на санях по лесу. Лошадь, впряженная в сани, неожиданно остановилась, и никакие понукания не смогли сдвинуть ее с места. Очевидец сообщает: «И вдруг как с саней что-то невидимое повалилось, точно железа пуд! И покатилось, и застучало в сторону».
Матери привет передай...
В одном селе в Читинской области жила женщина с маленьким сыном. Была она разведена. Когда ребенку было года три, мать познакомилась с мужчиной, вышла замуж, родила еще двоих детей. Бывает иногда, к сожалению, так, что ребенок от первого брака не очень-то нужен родителям. Я имею в виду те пары, которые поженились просто потому, что им было интересно, ну как же - платье, цветы, шампанское... Они ж уже взрослые! Быстро следует развод, потом - вторая семья, уже более «правильная», в которой тоже родятся дети. А первенец в общем-то не особо нужен ни маме, ни тем более папе, и хорошо если есть сердобольные бабушки-дедушки. Именно они зачастую фактически воспитывают раннего внука, пока непутевая мама пытается устроить свою личную жизнь. Я ни в коем случае не обобщаю! Но если вы внимательно приглядитесь к знакомым семьям, то можете найти подтверждение этих слов. Наступили трудные девяностые годы, работы в селе не стало, бедность всеобщая. Старший сын отслужил в армии, вернулся домой. В город, как большинство сверстников, не поехал - не к кому, средств никаких, профессии тоже никакой. Образование с горем пополам 9 классов. Он матери и раньше-то не сильно был нужен, а тут двое младших детей, более любимых, более нуждающихся в защите и уходе. Пока в армии был, так хорошо было, особенно на проводах искренне пировали мать и отчим. А прошло два года, вернулся, а куда его... без него просторней было, сытнее. В общем, полной мерой почувствовать дали молодому человеку его ненужность. Работать рад бы, конечно, а если негде... Ну, встречу из армии отгуляли, и начались упреки. Дальше больше. Отчим еще и выпивает, а мать одна практически пятерых на себе тянет. Ну просто лишним стал двадцатилетний детина в семье. Нет, она конечно не желала ему смерти! Просто откровенно говорила, что хотела лишний груз с плеч скинуть. Знаете, как медведица бьет подросших медвежат-пестунов, чтоб уходили из берлоги и не мешали новорожденным. Очень трудно понять (вернее, принять), что материнская любовь к тебе прошла. Менталитет у нас другой, и в книжках про это не пишут, кино не снимают. А говорят, чего хочет женщина, того хочет Бог. Места там таежные, речка Шилка течет. Мужики потихоньку браконьерствуют, без этого не проживешь. Вот в один такой «поход» парень напросился, хоть той же рыбы домой добыть. И что уж там было - правды теперь не добиться. Может, сам утонул, может, пьяные мужики чего не поделили, а он под горячую руку попал. Факт - вернулись без него, рассказали, что несчастный случай произошел на реке. Расследование, поиски по тому времени были минимальные. Участковый-то местный был один на три села, сам всех боялся, как бы не утопили ненароком... Деревня, что поделаешь... Нет тела - нет дела. И похорон нет. Об отпевании даже говорить нечего. Погоревала семья, родной сын и братик все-таки. Прошло лето, и странные слухи пошли по селу. Стали поговаривать, что паренька то тут, то там в лесу видели, возле той речки. Всегда издалека, но узнавали его. И еще - сны. Брат с сестрой сколько раз в кошмарах просыпались. Видят они парня и каждый раз по-разному: то будто в городе каком-то, то на тракторе почему-то, то вовсе в месте непонятном... Грязный, худой, оборванный, а глаза страшные - выпуклые, коричневые и злобой горят. Единственное, что из его слов помнят - про мать говорит, а вот что конкретно, забывается во сне. А тут дочь средняя, которой от силы 17 исполнилось, подарок неожиданный преподнесла - срочно замуж выдавать пришлось, дело известное. Снится матери сон перед свадьбой - сын ее пропавший, нарядный, но хмурый, говорит: «Приду к Оле на свадьбу-то, и мне выпить налейте» (Это она его первый раз во сне увидела, в отличие от прочих членов семьи). Не знаю зачем, но мать за праздничным столом налила стакан самогона и поставила в стороне. На свадьбе, по ходу дела, не столько на залетных молодых смотрели, сколько на этот стакан - знали, кому поставлен. Деревенская свадьба - событие веселое, и в конце вечера никто уж не мог сказать, почему стакан разбит оказался - то ли кто задел, то ли еще что... В том же селе жил один мужичонка-браконьер, вечно пьяный шатался по лесам. И вот как-то вечером прибегает он к матери и орет во весь голос, трясется: видел, мол, сейчас парня-то твоего! Сказал он, мол: «Матери привет передай, а я уж больше не приду, за реку ухожу». Что такое «за реку» - не знаю. Факт, что больше семью призрак никак не беспокоил, и никто из односельчан в лесу его больше не встречал.
Зачем домовые приходят к людям
Пожалуй, первое место среди передающихся из уст в уста историй о сверхъестественном занимают рассказы о домовых. Чего только они не вытворяют! И шумят по ночам, пугая хозяев, и беспорядок устраивают, и вещи прячут... Вековой опыт сосуществования с подобными «постояльцами» помог выработать своеобразный этикет общения с этими потусторонними существами. Но о природе их никто толком ничего не знает. Кто-то утверждает, что это неприкаянные души, которые из-за грехов не могут попасть в загробный мир, кто-то считает их сущностями из низшего астрального измерения, нечистой силой. А кто-то убежден, что это представители некоей параллельной цивилизации, способные становиться невидимыми. Домовой выживает По поверью, если домовой кого невзлюбит - жди беды. Татьяну из Читы мистический «хозяин» чуть не довел до самоубийства! «Засыпая, я ощутила, будто кто-то легонько дунул в лицо. Решив, что это сквозняк, спокойно уснула. На другую ночь дуновение повторилось, хотя, как ни странно, форточка была закрыта. Я уже спала, когда меня разбудили птички, живущие в соседней комнате. Они беспокойно метались в клетке, издавая тревожные крики. Включив ночник, я вышла в коридор и услышала чьи-то шаги и неясное бормотание... Страх захлестнул. Я схватила на кухне нож, положила под подушку, и после этого все стало спокойно. А утром обнаружила на кухонном столе детскую лопатку, место которой в коридоре. Ни я, ни пятилетний сын не клали ее туда... С приближением ночи на душе стало как-то тягостно. Возникло ощущение, что рядом находится кто-то недобрый. Когда легла спать, охватил необъяснимый страх. Переведя взгляд на окно, вдруг поняла, что спасение там. Нужно только решиться и шагнуть в черный проем. Лишь услышав, как заворочался во сне сынишка, пришла в себя». Согласно поверьям, домовые обитают в каждом жилище. Но почему их дано видеть не всем? Почему одни и не подозревают о присутствии этих «подселенцев», а других они постоянно беспокоят? Парапсихологи считают, что некоторые люди действительно притягивают домовых. По всей вероятности, речь идет о тех, кто обладает экстрасенсорными способностями. Кроме того, есть «беспокойные» дома, где буянит домовой. Эти сущности могут преследовать обитателей дома, если там неблагополучная энергетика, или накануне каких-то событий, к примеру несчастья или смерти кого-то из хозяев или их близких. В любом случае, если у вас объявился домовой - стоит к нему прислушаться: почистить энергетику квартиры, иначе говоря, освятить ее. Хорошо бы сходить в храм и помолиться. Ведь потусторонние силы не станут просто так стучаться в нашу жизнь! («Х-files»).
|