Жительница Кокшетау рассказала о необычных явлениях
Загадочная история жительницы Кокшетау (Казахстан) о потусторонних силах в ее квартире кажется невероятной, но не верить ее рассказу, кажется, нет причин. Жительница Кокшетау Гульзия Алимбекова утверждает, что уже два года в квартире, где она живет вместе с сыном, невесткой и внуками, поселились потусторонние силы. За это время семье пришлось если не смириться, то привыкнуть к странному соседству.
Гульзие Алимбековой под 60. Это красивая, все еще цветущая, успешная женщина, мама двоих детей и бабушка четверых внуков. Пережив развод с супругом, снова замуж так и не вышла, посвятив себя воспитанию сына и дочери. Впрочем, унылой и несчастливой она не выглядит, радуют и живой блеск в глазах, и какая-то хорошая хитринка во всем ее облике.
«На судьбу не жалуюсь, дети красивые, здоровые, создали свои семьи, подарили внуков, - говорит Гульзия Курметовна. - И не сказала бы, что встречались мне трудности, которые я не могла бы преодолеть. В доме всегда был достаток: в советское время я работала в системе торговли, а после распада Союза стала возить товар, открыла свои отделы в местных магазинах. Часто ездили отдыхать, у ребятишек всегда было все самое лучшее.
Я из тех женщин, кто придерживается позиции: жизнь может подкидывать тебе какие угодно сюрпризы, но выстраивать свою тактику ты должна так, чтобы при любых обстоятельствах могла обеспечить будущее своих детей».
Нехорошая квартира
Однако примерно два года назад их налаженный быт потревожили.
«Стали случаться всякие странности, - вспоминает женщина. - Например, мы обнаруживали в комнате разные слова, вроде «привет», иногда нехорошие, сложенные из кубиков-букв внука. Сначала мы с сыном пытались делать замечания друг другу, мол, что зачем писать ругательства. Недовольные «записки» из кубиков я получала и когда приходила из гостей, где могла выпить вина. Сын отрицал, я тоже. Ну, не стали придавать значение в будничной суете».
«Однако со временем я поняла: никакая это не случайность. В квартире находится некто, кто двигает предметы, открывает шуфлядки (выдвижные ящики) шкафов, включает и выключает ноутбук, щелкает выключателем и делает еще много вещей, от которых голова кругом. Можно, конечно, сказать, что я на старости лет «съехала с катушек», но проделки таинственного существа видят и осознают мой сын и старший внук. Ребенок, играя в квартире, иногда просится в мою комнату со словами «Можно у тебя поиграю, а то там на меня аташка смотрит», - рассказывает Гульзия Курметовна.
Долгое время Алимбековы не представляли, как выглядит их новый домочадец.
«Но вот внук назвал его аташкой, - продолжает Гульзия Курметовна. - А не так давно сноха сделала селфи с пришедшей в гости подругой. Каков же был наш шок, когда мы увидели на фото приобнявшего ее (то есть подругу) мужчину из плоти и крови, да еще с часами на руке!» Странности в доме Алимбековых подтвердила и подруга Гульзии-тате Светлана Калина, с которой они как сестры уже много лет. Обе - одиноки, у обеих небольшой бизнес, обе сумели поставить на ноги детей и теперь нередко проводят вместе выходные и праздники, выбираются на отдых, коротают долгие вечера.
«Впервые я услышала об этом от Гульзии по телефону, когда была в отъезде, - рассказывает женщина. - Она была очень взволнованна. Конечно, первая мысль: что за чепуха! Но я знаю ее как сильного человека, здравого, руководствующегося исключительно рассудком, никак не эмоциями. Ее не так-то просто сбить с толку. Вернувшись в Кокшетау, первым делом - к ней домой. Обсудили и, как говорится, забыли. Неожиданно в квартире погас свет, а потом на гарнитуре мы увидели отпечаток руки с длинными пальцами. Знаете, как если бы к нему прикоснулись рукой и провели ее вниз.
Пальцы длинные, у людей таких не бывает. Было, конечно, не по себе. Но, по правде говоря, я всегда допускала существование потусторонних сил, а теперь еще и увидела тому реальное подтверждение». Нервы у Светланы, по-видимому, крепкие, поэтому она и после инцидента иногда ночует у подруги.
То мужчина, то ребенок
Сама Гульзия Алимбекова утверждает: существо ведет себя как ребенок, а иногда - как мужчина.
«Перед сном я убираю волосы на одну сторону и нередко ощущаю на шее его дыхание или легкое прикосновение. Я уже привыкла к тому, что, собираясь, к примеру, в ванную, вдруг обнаруживаю приготовленный (не мной) шампунь или бальзам для волос, крем для лица на краю трюмо… Говорю «спасибо» и продолжаю свои дела», - улыбается она.
Спрашиваю, как реагирует на происходящее в доме сын. Кстати, дать интервью и предоставить фото и видео «непонятностей» молодой человек наотрез отказался. «Лучше не стоит в этом копаться, я ничего давать не буду», - пояснил Тимур. «Он поначалу злился, - разводит руками собеседница. - Сын никак не мог понять, что происходит, и это сильно раздражало его. 9 сентября меня должны были оперировать в Астане. Накануне в час ночи звонит сын, он был в состоянии, близком к истерике. Говорит, сейчас вышлю видео.
Нужно отметить, я никогда никому не разрешаю ночевать в моей комнате. Это мои покои. Кроме того, там живет «он». Оказывается, младший внук плакал, и сноха, чтобы Тимур выспался, ушла с ребенком в мою спальню. Сын, проснувшись ночью, увидел дорожку из обуви, ведущую из их спальни к моей. Все дверцы шкафов и тумбочек в комнате были открыты. Я отругала их, зачем было нарушать мой запрет? Ему это не нравится. «Вас там не принимают, «он» хозяйничает», - сказала я».
«Со мной что-то не так»
Гульзия Алимбекова вспоминает: у нее и в юности были видения, она даже пыталась пересказывать их родителям. Но советские люди были атеистами, и девочке говорилось: мол, ты устала, может, это давление, приляг, отдохни.
«Мне часто снились сны, где я сижу на возвышении, а внизу две дороги, в конце одной из них - свет, и я понимала, что это вход в рай. Длинная вереница людей, на мой вопрос «Куда вы?» мне отвечала молодая женщина-славянка с ребенком на руках: «Мы все туда…» И наконец, главный вопрос: как трактуют происходящее сама героиня и ее дети? «В прошлом году меня пригласили на передачу на телеканале КТК. Так я познакомилась со знаменитыми медиумами, шаманами, экстрасенсами, нумерологами, такими как Антон Росс, Клара Кузденбаева, Наталья Казаченко… Некоторые побывали у меня в гостях.
Мне помогли связаться со знаменитым российским экстрасенсом Александром Литвиновым. Они сказали: дело во мне, это дар, который я должна принять. И даже если я продам квартиру, «он» все равно останется со мной. Еще говорили, что я сделала ошибку: я вступила с ним в контакт, эмоционально отреагировав на его проделки, заговорив с ним, и тем самым дала ему энергию.
О том, что со мной «что-то не так», я поняла еще в 90-е годы, когда училась вместе с другими товароведами и бухгалтерами на курсах менеджеров в Алматы. Было занятие по психологии, двое экстрасенсов почему-то демонстрировали нам, вернее, на нас гипноз. Так вот все погрузились в сон, а я нет. С беспокойством смотрела по сторонам и ждала окончания занятия, чтобы спросить, почему меня, единственную, гипноз «не взял». До сих пор помню фразу, брошенную вроде как в полушутку: «Ну что ж, мы с вами едим один хлеб», - вспоминает Гульзия.
Дар, который непросто принять
«Я понимаю происходящее так, что я должна начать читать намаз, соблюдать ритуалы ислама. Возможно, есть дар предвидеть будущее, помогать людям, лечить их, - признается женщина. - Неслучайно, наверно, «ему» так не нравится, когда в доме находятся люди подшофе. «Он» ведь обязательно дает нам это понять. Кто-то из шаманов в беседе со мной рассказал о дедушке, приложившем указательный палец к губам: не трогать, не торопить».
«У меня сильные предки, «аруах», как говорят казахи. Мама - внучка муллы, теперь все понимает и говорит «саған аруақ келеді», что значит «тебя посещает дух». Папин отец - мой дедушка - тоже был имамом. Моя семья является потомками знаменитого Казыбека би. И, конечно, я должна принять этот дар и постараться нести его. Он непростой, и я пока не готова», - констатирует Гульзия.
Призрак девушки помог найти золото
Существует поверье, будто умершим открывается то, что живым не дано воспринять. В ряде преданий говорится о том, как души тех, кто покинул этот мир навсегда, помогли отыскать клады, которые десятилетиями, а то и веками обнаружить не удавалось. Что касается геологии, то для обнаружения золота в недрах земли разработано немало научных методик, и в этой науке мистически-иррациональный опыт вроде не должен иметь места. Но он есть.
Будни геологов
В середине 50-х годов прошлого века небольшой отряд геологов вел изыскания золоторудных месторождений в юго-восточной части Казахстана. Перед очередным рабочим днем поисковики, как обычно, встали с восходом солнца и, наскоро позавтракав, уехали на стареньком грузовике к одному из отрогов безымянного хребта. Начальник отряда по имени Александр работал в паре с молоденькой аспиранткой Олей. Пешеходная часть маршрута пролегала по склонам небольшого горного кряжа. Для экономии времени геологи договорились вести исследования на противо-положных склонах хребта с тем, чтобы уже к вечеру закончить его описание. Начальник отряда, дав указания аспирантке ни в коем случае не подниматься наверх, если крутизна склона будет превышать 45 градусов, расстался с ней.
Трагедия
В этот жаркий июльский день на душе Александра было как-то неспокойно. Во-первых, тревожил накануне приснившийся сон, будто Оля покидает их полевой лагерь на черном, как уголь, автомобиле, а перед тем как отъехать, говорит всем, что скоро вернется с очень приятной для всех вестью. Размышляя обо всем этом, Буровая вышка над месторождением золота (Тургай, Казахстан)
Александр отбирал каменный материал на своем участке горного склона, как вдруг увидел крупного черного беркута. Снявшись с гортанным криком с отвесной скалы, птица устремилась вниз, как раз к тому месту, где, по предположениям геолога, находилась аспирантка. И другие стервятники полетели туда. Геолог громко позвал свою спутницу, но она не отозвалась, и только эхо многократно повторило имя девушки. Тогда Александр поспешил к тому месту. Предчувствие беды целиком оправдалось. Стервятники слетались к Оле, лежащей на камнях вниз лицом.
Небольшая лужица крови у правого виска говорила, что случилось непоправимое. Упала ли она, потеряв равновесие, с крутого склона, или скатившийся сверху камень убил ее, трудно сказать. Вечером начальник отряда обратился к шоферу Дмитрию и еще одному участнику похода Вячеславу со словами: «Оставлять тело погибшей в лагере хотя бы на сутки нельзя. Сами понимаете, что с ним будет при таком пекле. Посему немедленно выезжайте с телом в областной центр. Справку о несчастном случае я уже подготовил».
Невероятная встреча
Диме и Славе предстояло преодолеть около 500 километров. Договорились вести машину по очереди. Тело погибшей, аккуратно завернутое в спальный мешок, положили в кузов. Машина быстро бежала по твердой, как бетон, дороге. Вячеслав дремал, а Дима, всматриваясь в освещенную фарами дорогу, думал о погибшей девушке. Девушка ему очень нравилась, и трудно было примириться с мыслью, что ее больше нет. И странное дело: чем больше шофер думал о погибшей, тем сильнее ощущал, что Оля и не умерла вовсе, а живая и веселая находится где-то совсем рядом! Желая отвлечься от этих мыслей, Дмитрий перевел свой взгляд с дороги на левое боковое стекло. То, что он там увидел, потрясло его!
Из ночной тьмы прямо на него смотрело Олино лицо! Казалось, оно плыло по воздуху рядом с машиной. Сначала Дима подумал, что это галлюцинация от усталости, но когда, пересилив страх, еще раз глянул в левое окно дверцы грузовика, то едва не лишился рассудка: смеющееся лицо погибшей, словно сотканное из голубоватого лунного света, находилось не далее двух-трех метров от кабины! Более того, оно приближалось и как будто беззвучно о чем-то говорило!
Теперь Дима точно осознал, что имеет дело с духом Ольги. Он резко затормозил машину, отчего его спутник тотчас пробудился. «Что случилось, Дима? Почему мы остановились?» - спросил Вячеслав. Шофер как-то дико посмотрел на геолога и прошептал: «Она только что была здесь. Я видел ее как живую». И он показал взглядом на окно дверцы, за которым в этот момент уже ничего не было, кроме сиявших звезд. «Ну ты, брат, подустал! - сказал Вячеслав Диме. - Давай-ка я поведу машину, а ты хоть немного поспи».
Вещий сон
Грузовик плавно тронулся с места. Дима довольно скоро заснул, а когда через час пробудился, то поведал Славе странный сон, привидевшийся ему. «Мы шли с Олей по весенней степи, - рассказывал Дима, - и вот остановились, а она говорит: «Вы ведь не там золото ищете. Надо искать его совсем в другом месте». Я спросил: «А где?» Она улыбнулась своей светлой улыбкой и говорит: «Помнишь село Аккаргу? Прошлым летом мы там купались, и ты нарвал мне целый ворох белых лилий. Спасибо тебе, Дима, за лилии. Дари их теперь другим девушкам и помни Олю». Когда о странном сне узнал начальник экспедиции,он сразу же распорядился: «Берите бригаду буровиков, передвижную буровую установку и поезжайте. Хотя по результатам геологической съемки там золотом и не пахнет, но две-три скважины пробурить не мешает. Так что с Богом».
В районе Аккарги рабочие пробурили несколько скважин, но уже в первой на глубине 80 метров обнаружили высококондиционное золото с кварцем! Почти все последующие работы дали хорошие результаты.
Послесловие
Теперь в тех местах уже давно добывают коренное золото. Участники-экспедиции тогда получили хорошие премии. Начальника отряда вскоре после открытия месторождения отправили работать за границу. С той поры прошло несколько десятилетий. Золото, как и все, что было открыто в Казахстане российскими и особенно питерскими геологами, теперь России не принадлежит. Многие геологи сейчас без работы или на пенсии. То месторождение, которое было открыто благодаря Олиной душе, называется «Аккарга золотая».
Не так давно автор очерка, проведший в Казахстане несколько полевых сезонов, побывал в гостях у Вячеслава. После нескольких стопок коньяка мы добрым словом помянули Олю, а потом бывший начальник полевого отряда Среднеазиатской экспедиции показал мне кусочек белого, как снег, кварца с заметными вкраплениями золота. Он оттуда - из Казахстана, где прошли наши лучшие годы. (Юрий Метелев «Тайны ХХ века» № 43).
Казахский геолог рассказал историю о ревущей скважине
Несколько лет назад в казахстанской степи произошла одна необычная история. Нефтяники были вынуждены свернуть бурильные работы из-за того, что позже в официальных отчетах назовут «аномалиями окружающей среды». В редакцию казахстанской газеты»Экспресс К» обратился геолог по имени Жалел, который и рассказал эту странную историю:
– Наша частная компания получила подряд на проведение геологоразведочных и бурильных работ в пустынном регионе, где степь граничит с такырами и барханами. Мы поселились в геологическом лагере в комфортабельных вагончиках.
Чертовщина началась уже на следующий день. Ночью мы проснулись из-за того, что загорелся внедорожник. Он вспыхнул мгновенно и сгорел за считанные минуты. Вскоре среди нас поползли слухи о том, что это – проклятое место. Бурильщики слышали непонятный рев, напоминающий крик человека, который доносился прямо из скважины. Потом начались проблемы с бурением: оборудование выходило из строя. Людей мучили ночные кошмары.
Со мной это произошло во время второй вахты. Я проснулся среди ночи и не мог пошевелиться. Нечто приблизилось к моей кровати, а потом село мне на грудь. Я пытался крикнуть, но не мог. Вскоре вблизи от месторождения геологи обнаружили древние курганы. То, что они сначала приняли за сопки, оказалось захоронениями.
Из соседнего аула мы привезли аксакала, который прочитал молитву и предложил остановить бурение – место здесь священное. Руководитель нашей компании в приказной форме посоветовал выбросить из головы все суеверия и даже решил остаться здесь до утра. А ночью загорелся микроавтобус. Он стоял напротив камеры наблюдения, но просмотр видеозаписи показал, что к минивэну никто и близко не подходил. По словам Жалела, его компания полностью отработала заказ. Однако в официальном отчете было указано наличие «аномалий окружающей среды неизвестного характера». Поэтому заказчик разведочных работ решил не начинать здесь нефтедобычу. («Паранормальные Новости»).
Гульнара, студентка
К шагам сверху привыкли все жители новостройки: стены тонкие, бывает слышно даже разговоры. Поэтому я, по привычке не обращая внимание на такие звуки, не обратила внимание и в этот раз на тихие постукивания, доносящиеся из прихожей. Подумав, что это мой брат, я продолжила заниматься своими делами. Однако звуки не прекращались, а наоборот - становились всё громче и громче. Дело было ночью, я готовилась к экзаменам, и мне начало это конкретно мешать и раздражать. Тем временем топот, казалось, заполонил весь верхний этаж, став невыносимо громким.
Всё также сидя в комнате, я обратила внимание, что шаги ускорились и стали как-то дико звучать: ни на секунду не прекращались, попутно формируясь в некое подобие ритма. Через несколько секунд я поняла, что ни один человек не может двигаться с такой скоростью и, испугавшись, решила крикнуть: «Кто здесь?». В следующее мгновение настала полная тишина, а потом я услышала медленные уверенные шаги к двери моей комнаты и скрип открывающейся двери…
В панике я бросилась к большому шкафу, мечтая о том, чтобы это «нечто» не стало меня там искать. В последний момент перед тем, как захлопнуть дверцу, я успела увидеть это - гротескное, безволосое, стоящее на четырех конечностях существо, пританцовывающее на своих опухших ногах. Я сильнее вжалась в глубь моего убежища, но через секунду услышала, как «это» выбивает ритм на дверце шкафа.
Мне казалось, что это продолжалось вечность: без пауз, без остановки, только этот ритм, который уже и я начала отстукивать вместе с чудовищем. Внезапно всё прекратилось, и я выглянула наружу: в комнате было пусто, ощущение безопасности постепенно возвращалось ко мне… С тех пор прошло уже несколько лет, но этот ритм я запомню навсегда.
Старик
Я живу в городе Алматы. Это достаточно крупный город, когда то (до 1997 года) бывший столицей Казахстана. Но на сегодняшний день он остается деловым центром.
15 сентября 2008г. где- то в 15 30 я шел по делам в самом центре города. Если кто знает Алматы, то назову перекресток где я был: Кунаева (она же Карла Маркса)/Гоголя. Кто знает - это один из самых оживленных перекрестков в Алматы. Здесь сосредоточены крупные офисы компаний. Всегда очень шумно. Так вот, в указанное мной время никого на улице не было. Не было ни одного человека.
Не было ни одной машины. Я шел мимо магазина и вдруг меня кто-то очень сильно толкнул сзади, так сильно что я чуть не упал. Естественно я сразу обернулся. Но там никого не было. Вообще никого. Предполагать, что неизвестный хулиган убежал куда- то во двор я не мог, поскольку магазин занимает достаточно длинный отрезок улицы и спрятаться там совершенно невозможно. В сам магазин попасть он бы не успел. Занятно, что после толчка опять появились люди и машины.
- Офис моего первого места работы располагался в огромном здании. Что там было раньше к своему стыду я не помню. Однако сейчас (кстати адрес - Айтеке би 67) там располагается АФН (агентство финнадзора, тчнее уже комитет финнадзора). Наш кабинет (220) был на втором этаже. Кабинет был устроен таким образом: предбанник, затем само помещение и в конце кабинета небольшой чуланчик, за стеной которого был большой входной холл (он занимает два этажа). Когда оставались допоздна (ну где то в 9-10 вечера), в чулане начинался какой-то шум. Кто- то стучал. Смотря туда, ничего нет. Выходил посмотреть в холл, там тоже никого и ничего не было. В самой стенке ничего не проходит, никаких труб, кабелей и пр. Природу стука так и не выяснили.
2. Про моих родителей. Когда родители поженились они поехали работать по назначению в город Токтогул, что в Кыргызстане. Этот город стоит около огромной плотины электростанции. Когда строили электростанцию затопили большое кладбище, которое было на месте, предназначенном для водохранилища. Возможно с этим и были связаны странности:
- отец работал милиционером. Когда он оставался на дежурство ночью кто-то постоянно ломился в дверь, но снаружи никого не было. То что никого там нет было прекрасно видно из окна. Потом на втором этаже (где ночью никого не было) кто- то бегал. Причем бегал так, что было ощущение что на нем железные сапоги. Милиционеры много раз проверяли этаж, но так никого и не обнаружили.
- очень часто по ночам жители слышали стук в окно. Как будто стучат железной монеткой. Ладно если вы живете на первом этаже. Но стук слышали жители как второго, так и третьего этажей.
- однажды отцу надо было ночью сходить к родственникам (что- то случилось). Идти надо было мимо золоотвала. По поверьям на золоотвале обитают черти. Когда отец вышел из дома он увидел огромного старика с длинной бородой, который уперся на макушку дерева (насколько я помню яблони). Он забежал обратно домой с намерением взять ружье. Когда все выскочили на улицу все смогли лицезреть этого старика. Затем он плавно растворился. После этого отец отказался идти куда- то ночью
Абай, студент
Пару лет назад мои родители уехали на дачу на несколько дней, что случалось очень редко. В одну из ночей я засиделся за компьютером часов до 3-4 утра, но глаза начали слипаться. Проверил, заперты ли двери, уложил кошку рядом с собой и заснул. Вскоре меня разбудили неясные звуки, которые доносились из коридора. Решив, что это буянит наш второй кот, я встал его успокоить, но свет в комнате не включался, зато сработал детектор движения в коридоре - там загорелся свет.
Открыв двери, я увидел кучу народу: друзей семьи, родственников, родителей. Пройдя на кухню, увидел мать с подругой и спросил, почему тут все эти люди и почему вернулись раньше положенного. Она ответила что-то вроде: «Решили спонтанно собраться без повода, вот и пришлось вернутся пораньше». И тут меня осенило: у нас такая система замков, что если изнутри закрыть дверь и не вытащить ключ, то с другой стороны открыть невозможно. В следующий момент я проснулся в кровати. В квартире - тишина и темнота. Сразу попытался включить свет, но лампочка, как и во сне, не зажглась…
Тут меня начала пробивать жуткая дрожь, я ущипнул себя, чтобы убедиться в том, что в этот раз уж точно не сплю, рассмотрел всё до мельчайших деталей, потормошил кошку - всё нормально, проснулся. Чтобы успокоиться, пошел на кухню попить воды, но открыв двери, вновь увидел мать. Я сразу стал кричать: «Ты не могла войти в дом, это сон!», - на что она молча улыбалась…
И вот, опять просыпаюсь в своей кровати, весь в холодном поту. Щелкнул выключателем, свет загорелся - и мне сразу стало легче. Расслабившись, увидел кошку, которая щурила глаза из-за включенного света. Посмеиваясь, спросил у нее: «Чего смотришь? Кошмар мне приснился, бывает такое». На что она ответила человеческим голосом: «А ты уверен, что он кончился? Думаешь, мы так просто тебя отпустим?». В этот момент мой разум заполонил какой-то животный ужас. Желая вывести себя из этого состояния, я пытался двигать конечностями, упасть с кровати - сделать хоть что-нибудь.
Через какое-то время, показавшееся мне вечностью, я наконец смог пошевелиться и издать какие-то звуки. Сразу вскочив с кровати, побежал включать свет по всему дому, включил музыку, кому-то позвонил (была половина шестого утра, но мне было безразлично, лишь бы услышать живой голос). Часам к девяти я все-таки лег спать со светом, бьющим мне в глаза, и надеясь, что в этот раз «они» меня отпустят… К счастью, с тех пор подобные кошмары мне больше не снились, но я до сих пор боюсь продолжения того сна…
Ночь. Степь. Копыта…
«Сам я родом из одного посёлка городского типа (ПГТ) в Северном Казахстане. В начале «нулевых» годов близ этого ПГТ был построен большой и серьёзный завод, связанный с агропромышленностью. Назовём его БХ. Кстати, многим знающим людям идея стройки не нравилась, так как в перспективе завод мог существенно изменить экологию не в лучшую сторону. До последнего никто не знал, что завод построят.
А когда его в экстренном порядке всё же почти возвели, у жителей всех близлежащих населённых пунктов появилась возможность там работать. В итоге ныне, по-моему, нет ни одного местного жителя трудоспособного возраста, кто бы хоть чуть-чуть не работал на БХ - строителем, инженером, охранником и т. д. Отмечу: дело было в начале «нулевых». Как известно, Интернета тогда толком ни у кого не было, из газет - почти только один официоз, по ТВ - лишь три более или менее смотрибельных канала. Это я пишу к тому, что «устным плагиатом» эта история вряд ли является.
С момента старта строительства завода по ПГТ стали ходить устойчивые слухи, что неподалеку от объекта разные люди по ночам стали наблюдать женщину во всём белом, около трёх метров ростом, с копытами на нижних конечностях. Якобы женщина очень быстро перемещается, преследуя работающих круглосуточно водителей грузовиков, охрану и других людей, оказавшихся ночью на трассе близ степи, где находится завод.
Я и сам работал на этом заводе пару месяцев. Эту историю слышал неоднократно. Но не относился серьёзно, а потому не запоминал подробностей. Кажется, смертей из-за встречи с «женщиной с лошадиными ногами» не случалось, хотя слухи об её активности были устойчивыми. Причём не только из уст простых водителей и работяг, но и от серьёзных людей разных возрастов и социального статуса.
Хотя, нет, вру. Примерно через полтора - два года после «дебюта» в указанных местах призрака неподалеку от БХ всё же была зарегистрирована смерть. В километрах пятнадцати севернее от завода расположен как бы дочерний цех предприятия. В одну из ночей в некотором отдалении от территории этого цеха в степи был обнаружен труп сотрудника частного охранного подразделения. Молодой, физически развитый парень по официальной версии покончил жизнь самоубийством выстрелом в голову из служебного карабина. Якобы накануне его бросила девушка.
Уже по прошествии нескольких лет я случайно прочитал в сети «вагон и маленькую тележку» рассказов об идентичном персонаже. Якобы на трассах и просёлочных дорогах в России, а также на капчагайской трассе близ Алматы по ночам водители не раз в ужасе выжимали педаль газа до упора, стараясь оторваться от бешено мчащейся за ними девушки или женщины с копытами...
Думается, вряд ли все - и блоггеры из России, и форумчане Алматы, и жители моего родного ПГТ - сговорились между собой, чтобы на протяжении десяти лет в унисон врать про одного и того же призрака с трассы. А завод, кстати, закрыли, так и не достроив его до конца толком».
Привидения в казарме
«В армии я служил в конце «нулевых», в Алмате. Вернее, как бы в пригороде, на «семидесятом разъезде».
Служил год и ничего мистического не наблюдал, как ни странно. Хотя контрактники нам говорили, что в девяностых годах в нашей казарме едва ли не ежедневно происходили суициды: из-за «дедовщины» солдаты вешались на ремнях в туалете и мойке, прыгали из окна и так далее.
С тыльной стороны нашей воинской части идёт частный жилой сектор. Небольшие дома, огороды, сады. Если выйти из КПП и по дороге вдоль частного сектора двинуть налево, то можно прийти к БПК (банно-прачечный комбинат). Это такое давно не ремонтируемое здание, огороженное символичным забором, без ворот. Туда каждую субботу мы строем ходили помыться в «бане» и сдать в стирку постельное бельё.
Так как БПК находится в ведении нашей части, мы туда постоянно заступали в наряд (охрана). Суть наряда заключалась в упражнениях во сне, потому что объект был в отдалении от командования, и офицеры проверяли нас нечасто. Спали мы не в самом здании (запрещалось), а в своеобразной подсобке. А помещения комбината ночью через стёкла с улицы смотрелись крайне жутко, скажу я вам... Но суть не в этом.
Поскольку указанная местность находится как бы не в черте города, то там вокруг очень много военных объектов. Знаменитый институт АВОКУ (через забор от БПК, сразу), какая-то военчасть, выглядящая заброшенной, но заброшенной не являющаяся, ещё что-то...
Как-то пошли мы с контрактником нарвать веников для уборки (армия, ну а что делать). Какая-то непонятная местность, кусты, заросли, кочки, заброшенные корпуса зданий... Я ещё сказал, что как-то мрачно всё вокруг. А контрактник сказал, что да, действительно, мрачно. Якобы там, далее, расположены заброшенные солдатские казармы, из которых в конце семидесятых экстренно мобилизовали весь личный состав на войну в Афганистан. И никто из них почти не вернулся живым. И что самое интересное, периодически по ночам из старых зданий слышны голоса и смех солдат, моющихся в казарме...
Слова контрактника воспринимались как что-то само собой разумеющиеся. Тем более что «контрабас» этот никогда не то, что страстью к розыгрышам, но и вообще чувством юмора не отличался. Да и действительно, весьма гнетущая и тёмная атмосфера стоит по указанным координатам на том участке военного пригорода Алматы. Не верите мне - съездите туда на выходных, если вы оттуда, конечно».
Демонология казахов
Демонологические (мифические) представления являются важным элементом анимистического мировоззрения (веры в существование духов, в одушевленность всех предметов, животных и растений) казахов, которое корнями уходит еще в доисламскую эпоху. Люди верили, что духи управляют явлениями материального мира, не исключая и жизни человека. Они существуют самостоятельно, принимают различный облик, имеют широкую сферу деятельности и способны активно вмешиваться в окружающий мир. Кроме того, духи наделены разумом, волей, определенным характером и другими качествами.
Казахи делят духов на две большие категории: одна - добрые, покровительствующие «чистые» духи, другая - «нечистые», зловредные, демонические духи. К добрым, покровительствующим духам относятся: аруахи (духи предков), пиры, гайперены, чильтаны. Культ предков связан в своей исходной точке с почитанием предков и верой в духов умерших предков. Шокан Валиханов писал, что казахи «… всякую удачу приписывают покровительству арвахов». Причина порождения культа предков лежит в усилении главенствующей роли мужчины в почитании и обожествлении отца. Слово «аруах» казахи употребляли в двух смыслах. В широком смысле оно означало умерших вообще, а в узком - духов особо почитаемых предков.
У казахов, как и у многих народов Средней Азии, добрыми духами покровителями животных являются Камбар-ата, Шопан-ата, Ойсыл-кара, Зенги баба. Их почитают как первых пастухов, поэтому они являются представителями домашних животных, способствуют их сохранению и размножению. Покровителем диких животных является Гайперен. Он охраняет их от массового падежа, от зверей и человека. Если охотники убивали животных больше «допустимого» количества, то Гайперен их «наказывал».
Покровителем честных, благочестивых, добрых людей является дух Қыдыр әулие. Он якобы странствует по аулам в облике обычного человека, иногда даже в виде нищего. Казахи обычно говорят: «Қырықтың бірі Қыдыр», то есть «Один из сорока человек может быть Кыдыром». Қыдыр в народном сознании отождествляется с «бақ» - счастьем. О богатых, счастливых людях говорят: «Қыдыр дарыған, бақ қонған», то есть «Кыдыр благословил, счастье пришло к ним».
К добрым, чистым духам относится и «ие» (буквально хозяин). «Ие» были только у батыров, палуанов, людей, умеющих гадать, лечить, предсказывать будущее, у особо одаренных творческих людей - акынов, сал, сери, баксы. «Ие» характеризуется в образе хищных зверей (жолбарыс, арыстан, қөқбөрі - тигр, лев, волк). Они якобы в нужный момент показываются противнику батыра, борца, шамана и наводят на него страх. Существуют легенды о наличие «ие» батыров Богембая, Спатая, Барака и у шешена Казыбек бия.
К чистым безвредным духам относятся чильтаны. Казахи представляют их покровителями детей. С ними связан обряд шильдехана - праздник, устраиваемый после сорока дней с момента рождения ребенка. До сорока дней именно чильтаны охраняют его покой и здоровье. Только после сорока дней можно справлять праздник по случаю рождения ребенка, приглашать в дом гостей в дом и показывать им новорожденного.
Другой демонологический персонаж - пери - наделен противоречивыми чертами. Многие тюркоязычные и ираноязычные племена считают, что они относятся к злым духам, имеющим много общего с шайтанами. Но у казахов этот персонаж представлен в виде особого «народа», который делится на два племени. Пери бывают мусульманские и капиры, а также есть еще пери водяные - Су перісі. Считается, например, что пери - прекрасное воздушное существо, живущее между небом и землей на высоких горах Каф. Существует поверье, что девушки пери очень красивые и в них часто влюбляются люди.
К враждебным по своей природе духам относятся: албасты, марту, шайтан, джинн, иблис, жалмауыз кемпір, жезтырнак, дию, кульдыргыш, обр, уббе, сорель, конаяк, еге (домовой). Духи-демоны считаются исконными врагами человеческого рода, всегда изыскивают средства вредить людям.
Они никогда не покровительствуют человеку, а если временами оказывают ему помощь (иногда даже трудятся на него), то только будучи принужденными к этому силой. Чтобы избавиться от козней духов, не надо пытаться их умилостивить или служить им; их надо только изгонять, оберегаться от них. Главным и самым действенным способом считается чтение Корана - священной книги мусульман, ношение амулетов, именуемых дұға - кожаных мешочков с зашитой внутри молитвой, а также прибегают к помощи шамана - баксы.
Самым распространенным демоническим образом является шайтан. По представлениям мусульман, каждого человека сопровождают ангел и шайтан, побуждающие его соответственно к добрым и нечестивым поступкам. Казахи считают, что шайтаны невидимы, но могут являться в человеческом обличье, иногда имеют имена. Во главе шайтанов стоит Иблис (дьявол). Особенно опасными шайтаны бывают во время сумерек, при закате солнца. Их основное занятие - вредить людям. Так шайтаны могут испортить воду и пищу. Если человек увидит шайтана, то может заболеть. По мнению казахов, шайтаны боятся острых железных предметов - ножей, ножниц. Поэтому, чтобы отпугнуть злую силу, их кладут под подушку ребенку.
Большое место в верованиях казахов занимают поверья об албасты - этот злой демон представлен в образе уродливой женщины с длинными распущенными косами. Это демоническое существо приносит вред только женщинам. Казахи различали два вида албасты: кара албасты и сары албасты. Местом их обитания считались безлюдные развалины заброшенных построек, старое ореховое дерево, крутой обрывистый берег реки.
Именно в таких местах ждала албасты молодых женщин. Встречала очень приветливо, притворялась слабой беспомощной. Обычно просила помочь вычистить и помыть ей волосы. От прикосновения к ней, особенно к ее волосам, молодая женщина могла заболеть. Этот демон мог также подменить во время родов ребенка. Вероятно, в связи с этим поверьем у казахов осталось изречение: «албасты тастап кеткен» (оставленный албасты), «албастының қаны» (потомок албасты).
В казахской демонологии встречаются зловредные существа жезтырнак, обр, жалмауыз кемпір, конаяк, уббе.
Жалмауыз кемпір (прожорливая старуха) - сказочный персонаж сродни русской бабе-яге. Живет в лесу, в шалаше, поедает заблудившихся и забредших в ее дом людей, предпочитает молодое человеческое мясо. Старуха с 2–3 зубами во рту, эти зубы часто использует как орудие против людей.
Жезтырнак - медные когти - злое демоническое существо в облике красивой молодой женщины с медным орлиным носом и огромными медными когтями. Жезтырнак обладает чудовищной силой и громким пронзительным голосом. Своим криком она убивает птиц и мелких животных. В некоторых мифических сказаниях удачливые охотники побеждали жезтырнаков смекалкой. В одном из таких сказаний рассказывается, что поздним вечером к охотничьему костру вышла молодая женщина. Охотник пригласил ее поужинать с ним. Так как она все время, даже во время еды, закрывала свой нос рукавом, он догадался, что перед ним жезтырнак. После ее ухода охотник положил у костра бревно, закрыл его своей одеждой, а сам влез с ружьем на дерево. Ночью жезтырнак вернулась, бросилась на бревно, и когти ее глубоко застряли в дереве. Охотник метким выстрелом убил демона.
В казахской мифологии есть также рассказы о зловредных существах кульдыргыш, которые являются в образе девушек с огромной грудью. Их видят в лесу и в степи нагими и в одеждах; они разводят огонь. Они прельщают юношей своими песнями, ловят и защекочивают их до смерти; в полночь приходят в юрты; крайне надоедают, если у человека останется какая-либо их вещь. Эти существа напоминают, с одной стороны, албасты, с другой - жезтырнак. Правда, кульдыргыш в отличие от жезтырнак убивает человека сильным щекотанием, откуда и происходит само название, обозначающее «заставляющая смеяться».
О демоническом персонаже обр собраны очень скудные материалы. Обр - злой дух, представляющий собой бестелесный дух в виде огня. Как правило, он вселяется в тела старых женщин. Ночью обр вылетает изо рта старухи и отправляется на свои зловредные дела, которые вершит до наступления рассвета. Местом обитания обра считают болотистые места, кладбища.
Из материалов Ш. Валиханова мы узнаем о демонологическим существе сорель. Это леший, исконный обитатель леса. Он убивает человека, измучив щекотанием. Из этого же источника известно о злом существе конаяқ («ременная нога»). Считалось, что у этого злого демона было человеческое туловище, но длинные хвосты или ремни вместо ног. Он обитал на островах, в лесах и у дорог. Встречая человека, конаяқ нападал на него, садился верхом, обвивая хвостом (ремнями) и ездил. Ослабевшую жертву мог задушить и съесть.
Следующий демон, встречающийся у казахов, это уббе. Правда, он не имеет повсеместного распространения. По имеющимся данным, демон уббе известен присырдарьинским, семиреченским, сарыаркинским и синьцзянским казахам. Уббе – злой дух, который живет в подводном царстве. Он зовет жертву называя по имени. Человек помимо собственной воли идет в воду, несмотря на предупреждения посторонних и тонет. Испытывая в воде чувство страха, казахи обычно кричали: «Не трогай меня, Уббе!» - и тогда злой дух мог оставить человека в покое.
Сохранилось предание о том, что однажды стражи водяного забрали в свое царство купавшегося в речке мужчину. Он много лет служил уббе, женился на дочери подводного царя, но в конце концов смог вернуться на землю.
Демонологические представления казахов в течение последних веков менялись. Интересно отметить, что некоторые демонологические персонажи по своему происхождению связаны с мифологией других тюркских народов Средней Азии, Сибири, Ирана. Схожими являются названия духов, их воображаемые свойства, связанные с ними обряды и поверья. Это объясняется древними этнокультурными контактами предков, населявших евразийские степи.