Попытки навести среди уральских спелеологов и спелеодайверов справки насчет «подводного тоннеля» привели к обескураживающему результату – никто из них исследования в районе горы Чучек не проводил, и не слышал о таких... Точно так же и археологического ее изучения вроде бы не проводилось. Однако предания про живших когда-то низкорослых людей, то ли вытесненных, то ли выбитых народами-переселенцами, бытуют не только в Пермской области, напротив, распространены на Урале очень широко, хотя именовали карликов по разному:
- Был такой низкорослый народ - чудаки. Они себя, когда новое население пришло, живьем закапывали. Под Харино такое место есть, вроде их могилы. Там любой покажет. Летом на Троицу туда народ приходит, поминает их – просвещал меня молодой охотник в Коми-Пермяцком округе.
Этнограф, ныне редактор Кудымкарской газеты Елена Ивановна Коньшина обобщает:
- Таких рассказов у нас много ходит. Сама записывала. Обычно говорят, что карлики эти, чудь, как чаще их называли, сами себя хоронили, когда завоеватели пришли: копали яму, ставили на столбах крышу, подрубали столбы... Были долго слышны стоны и плач из-под земли. До сих пор туда люди каждый год приходят. Предками чудь не считают, но все равно уважают. На месте одной их «могилы» даже крест поставили.
Известный знаток уральских преданий П.П.Бажов про низкорослых людей слышал с детства, а жил он на юге нынешней Свердловской области: «Чаще всего говорилось о «старых людях». Эти «старые люди» натаскали тут всякого богатства, а потом, как наши пришли в здешние края, эти старые люди навовсе в землю зарылись, только одну девку оставили смотреть за всем». «Стары люди вовсе маленькие были. Они ходили под землей по одним им ведомым «ходкам» и «знали все нутро». «Стары люди – это не русские и не татарва, до них здесь жили».
Гномы, зетте, сиды, чакли, донбеттыры...
Вообще говоря, легенды о карликах-рудознатцах издавна бытуют по всей Евразии, только называют их по разному: гномы, зетте, сиды, чакли, донбеттыры... Однако уральские предания наиболее реалистичны: подземные жители здесь вовсе не «мальчики с пальчики»: рост их просто немного ниже, чем у обычного человека, обычная оценка: с «подростка». Получается, вполне реальные африканские пигмеи даже ниже легендарных подземных жителей! Да и «духами», выходцами с того света этих детей подземелий на Урале никогда не считали – просто умелый, искусный, но физически слабый народ, вытесненный завоевателями под землю. Из легенд и преданий можно даже выяснить особенности их общественного устройства и культуры. Так, необычно большое число дев-правительниц может говорить о матриархате у чучек. Не чуждо им и имущественное расслоение:
«Сирты (так называют наших героев ненцы) живут теперь внутри земли, потому что они не могут выносить света солнца, они имеют свой язык, но понимают и язык ненцев. Однажды ненец, роясь в земле, напал на пещеру, в которой жили сирты. Один из них сказал: «Оставь нас в покое, мы боимся света и любим мрак земли, но здесь есть ходы, ступай к нашим богачам, если ты ищешь богатства, а мы бедны.» Самоед побоялся идти темными ходами и снова завалил открытую им пещеру. (Н.А.Криничная Предания Русского Севера)
Таинственные невидимки
За легендами часто стоит пусть искаженная, но реальность. Я попытался поискать возможные следы чучек/чуди/старых людей не только в фольклоре, но и среди археологических данных – и их оказалось немало. Однако разрозненных и, как правило, несистематизированных. Еще известный академик Симон Паллас, по заданию Петра составлявший географическое описание Российской Империи, писал о «чудских копях» и даже о найденных в них предметах обихода: рукавичек и сумочке. Чуть позже в том же веке уже российский академик, Иван Лепехин писал:
«Вся самоядская земля и нынешний Мезенский округе наполнена запустевшими жилищами некоего древнего народа. Находят оные на многих местах, при озерах на тундре и в лесах при речках, сделанные в горах и холмах наподобие пещер с отверстиями, подобными дверям. В сих пещерах обретают печи, и находят железные, медные и глиняные обломки домашних вещей и сверх того человеческие кости. Русские называют сии домовища чудскими жилищами. Сии запустевшие жилища, по мнению самоедов, принадлежат некоторым невидимкам, собственно называемым по самоядски «сирте».
Особенно же впечатляет загадка «чудского литья». По всему Уралу найдены даже не тысячи, а десятки тысяч так называемых «шаманских бляшек»: литых медных и бронзовых миниатюр, изображающих животных и людей в удивительно экспрессивных позах. В 1910 году один из первых российских археологов А.А.Спицын выпустил целый атлас с рисунками таких вещиц. Изучают их и современные археологи: бляшки есть во многих уральских музеях. Искусствоведы даже термин ввели: «Пермский звериный стиль».
Удивительно, но в Средневековье культура их резко исчезает: на южном Урале чуть раньше, на Северном чуть позже. Бесспорно, под влиянием пришедших на Урал переселенцев – тюрков и русских. Куда исчез целый народ древних металлургов? Археологи, с коими я говорил на эту тему, пожимают плечами: часть могла быть перебита, часть ассимилирована. Однако все полуподземные жилища чуди выглядят скорее покинутыми, заметных следов битв нет. Куда же ушли их обитатели? Иногда потомками чуди, ушедшей в глухую тайгу, называют современных хантов и манси – однако, по моему, геометрические орнаменты их вышивок не имеют ничего общего с «пермским звериным стилем».
А вдруг правы легенды, и чудь ушла не в леса, а под землю? Тем более, что опыт сооружения полуподземных жилищ и устройства рудных шахт у этого народа уже был накоплен изрядный. Да и прецеденты имеются.
Подземные города
...Еще недавно даже коренные жители турецкого города Деринкуйю (в переводе означает Глубокие Колодцы) не могли объяснить назначение давших городу название глубоких, но сухих колодцев, и на вопросы лишь пожимали плечами: испокон веков были, кто их устроил и зачем – неизвестно. Только в конце ХХ века складской рабочий Омар Демир сделал поразительное открытие: под городом расположен второй город, подземный: с жилыми «квартирами», подземным храмом, помещениями для собраний... Вся «инфраструктура» расположена на пяти ярусах до глубины в шестьдесят метров.
Подсчитано, что здесь одновременно могли находиться более десяти тысяч человек. Неподалеку находится меньшее подземное поселение – Каймаклы. Предполагается, что будут найдены и другие – многие ходы закрыты каменными дверьми-колесами, что за ними - неизвестно. Археологи предполагают, что первыми строителями подземных городов были хетты, позже эстафету у них приняли христиане, стремившиеся сохранить свою веру и свою культуру под натиском завоевателей-мусульман...
Некоторые предания прямо говорят о подобных подземных городах на Урале. Более того – даже в ХХ веке находились люди, уверявшие, что «стары люди» еще живут даже на Среднем Урале: «Дивьи люди живут в Уральских горах, выходы в мир имеют через пещеры. В заводе Каслях, по Луньевской ж.-д. ветке, они выходят из гор и ходят между людьми, но люди их не видят. Культура у них величайшая и свет у них в горах не хуже солнца. Дивьи люди небольшого роста, очень красивы и с приятным голосом, но слышать их могут только избранные. Они предвещают людям разные события.
В некоторых селах в полночь слышится звон. Слышали его только люди хорошей жизни, с чистой совестью. Такие люди слышат звон и идут на площадь к храму. Приходит старик из дивьих людей и рассказывает о событиях, предсказывает, что будет. Недостойный человек ничего не слышит и не видит. Мужики тех местах знают все, что скрывают большевики». Записано собщение собирателем фольклра Н.Е.Онучковым в 1927 г в Свердловске. (Онучков Н.Е. Из уральского фольклора // Сказочная комиссия в 1927г. (Обзор работ) Л. 1928).
Конечно, сообщение выглядит уж очень неправдоподобным, но все же еще в 2001 году вместе с друзьями мы побывали в указанном месте. Оказалось, два старинных дома села бесспорно соединяет подземный ход – он четко прослеживается благодаря провалам. Еще в 1940 –х годах часть его можно было увидеть и изнутри.
- В том доме школа была, - рассказывала словоохотливая бабушка Маргарита. – Учительница нас оставит после уроков, а мы в подпол и туда. Кирпичом обоженный туннель был. Метров пятьдесят можно было пройти, а дальше завал...
Зачем было устраивать здесь ход? Дома явно принадлежали пусть и зажиточным, но не особенно богатым людям... Сельские предания говорят, что раньше вел он на Белую Гору, а там имелись уже совершенно особые пещеры. И сейчас имеются: можно подойти и заглянуть. Но пролезть в дыры сможет разве что ребенок. Мы так и не смогли однозначно решить: искусственного или природного происхождения пещеры в Белой горе, однако сточки зрения приведенной легенды, все логично: подземный ход могли «на паритетных началах» устроить посвященные в тайну «нижних людей» представители верхних...
Исследовать подземелья в районе Белой Горы с привлечением геофизических методов не помешало бы, но все же приведенная версия слишком фантастична, чтобы всерьез рассчитывать на ее подтверждение. Другое дело – рассказы ненцев. Во многих районах крайнего Севера и Полярного Урала и сейчас оленеводы относятся к сиртям как к реальности: якобы, до сих пор те выходят по ночам из пещер, иногда воруют рыбу и дичь из ловушек ненцев, а иногда, особенно в чуть более старые времена, ведут с ними меновую торговлю. Помимо кузнечного ремесла, являются подземные жители, по словам контактировавших с ними жителей Заполярья, искусными врачевателями, так что предложить в обмен на продовольствие им есть что...
Нет контакта
Однако, если остатки подземной чуди дожили до наших дней – почему они не идут на официальный, так сказать, контакт? Здесь остается только гадать: может быть, подземные вожди доходчиво объясняют подданным, что на поверхности людей на сковородах жарят, можно придумать и другие причины... А может быть, чудаки и в самом деле уже полностью исчезли... Во всяком случае, ясно – инициатива в поисках их следов (а может, чем черт не шутит, и самих карликов) должна принадлежать нам, «верхним людям».
Вместе с друзьями, я уже много лет мечтаю о серьезной экспедиции на Полярный Урал. Тем более, что некоторые предания указывают точное местонахождение «пещер чуди». Однако дилетантизм в таком деле недопустим! В поисках должны принимать участие не только спелеологи, но и археологи, этнографы, в конце концов, переводчики с языков малых народов... Плюс ко всему – места те весьма малонаселенные. Так что займет экспедиция много времени и влетит в не слишком большую, но все же неподъемную для любителей «копеечку». Может быть, интерес к поискам, грозящим открыть новые, неизвестные и неожиданные страницы отечественной истории, особенно истории Севера, проявят спонсоры из числа расположенных в интересующих нас районах нефтегазовых фирм? («Комсомольская Правда»).