Главная
МЕНЮ САЙТА
КАТЕГОРИИ РАЗДЕЛА
ГЛАВНАЯ [1]
НЛО [291]
КОНТАКТЕРЫ [0]
КРУГИ НА ПОЛЯХ [0]
АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ [259]
КРИПТОЗООЛОГИЯ [276]
ЖЕРТВОПРИНОШ. [0]
ПРИВИДЕНИЯ [283]
АСТРОЛОГИЯ [0]
МАСОНСТВО [0]
СПИРИТИЗМ [0]
ЯЗЫЧЕСТВО [0]
САТАНИЗМ [0]
КЛЕРИКАЛИЗМ [0]
ГОМОСЕКСУАЛИЗМ [0]
ПРОСТИТУЦИЯ [0]
НАРКОМАНИЯ [0]
ПЕДОФИЛИЯ [0]
ПРЕСТУПНОСТЬ [0]
НАЦИОНАЛИЗМ [0]
КОРРУПЦИЯ [0]
ФАШИЗМ [0]
РАБСТВО [0]
БОЛЕЗНИ [0]
БЕДНОСТЬ [0]
НЕРАВЕНСТВО [0]
НЕГРАМОТНОСТЬ [0]
БИБЛИЯ
ПОИСК ПО САЙТУ
СТРАНИЦА В СОЦСЕТИ
ПЕРЕВОДЧИК
ГРУППА СТАТИСТИКИ
ДРУЗЬЯ САЙТА
  • Вперёд в Прошлое
  • Последний Зов

  • СТАТИСТИКА

    Главная » Статьи » СТАТИСТИКА ОККУЛЬТИЗМА » ПРИВИДЕНИЯ

    Духи, демоны и привидения в Литве. 3




    Литовская мифология

    Литовская мифология - совокупность мифологических представлений литовцев, отразившихся в преданиях, легендах, различного рода произведений фольклора. Несмотря на богатство источников в форме исторических свидетельств о древнем литовском богопочитании, этнографических данных и народно-поэтических мотивов, сохраняющих дохристианские воззрения и верования, литовская мифология до недавнего времени ещё мало была разработана.

    Список литовских богов реконструируется на основе письменных источников и позднего фольклора. Литва приняла христианство в 1387 году, но элементы литовского язычества сохранялись в традиционной народной культуре вплоть до недавнего времени. Ранние письменные источники, оставленные путешественниками или христианскими авторами, лишь мельком касаются литовских богов. 

    Начиная с XVI века язычество начинает привлекать большее внимание авторов, но зачастую их сведения отрывочны и тенденциозны. Собирание и запись фольклора началось в XIX веке, но к тому времени языческая мифология уже преобразовалась, смешалась с христианством и сохранилась лишь фрагментарно. Культы старых божеств трансформировались в фольклоре без связанных с ними ритуалов. Разные авторы говорят о различных по составу пантеонах литовцев.

    Можно выделить следующие главные черты литовского богопочитания

    Литовцы почитали, как славяне и индусы, Перкуна, причём характеристичной мифической формулой является выражение: Перкун гоняет или убивает вельнаса или велинува (чёрта). Вельнас - близкий родственник велей, душ умерших предков. Сцена преследования этого чёрта, являющегося в образе чёрного кота, пса, козла, человека с кожухом наизнанку и застреливаемого при помощи чудесной пули (серебряной пуговицы), происходит непременно вблизи дуба или другого какого-нибудь дуплистого дерева. 

    Перкунопочитание тесно связано с почитанием стародавних дубов - в роде «Баублиса», прославленного поэтом Дионизом Пашкевичем, - у которых приносились жертвы крашеными нитками, яйцами, сыром и другими продуктами. Под влиянием христианских легенд Перкун принимает впоследствии роль карающего и милующего бога.

    Значительная часть древней литовской песенной литературы состоит из так называемых раудас - траурных или прощальных песен в роде великорусских причитаний или корсиканских voceri. В этих причитаниях упоминается слово Vele как название души умершего праведного человека. К родителям умершего, над которым причитывают, обращаются с просьбой отворить ему ворота и двери велей, взять за белы рученьки и провести на скамью велей. Молодой покойник называется зятем велей, молодая покойница - невестой велей, новопреставленный покойник - гостем велей. 

    В одном причитании плакальщица просит раньше умерших родственников собраться на могильном холме, чтобы, встретив новоприбывшего, посадить его на скамью велей. Белый хлеб дают покойнику в гроб для матери велей или в награду веленишам, маленьким велям, открывающим ворота. Невидимые покровители - предки из могильного мира - делаются покровителями домашнего очага и огня; отсюда возникает сильно развитое у литовцев огнепоклонничество.

    Поклонение земле, которой жертвовали чёрного поросенка, выразилось в культе жемины, так называемом жеминеляуть, в начале земледельческого года, во время вывоза навоза и при начале вспашки. Культ матери земли переобразовался с развитием хлебопашества в культ поля. Праздник окончания жатвы ржи (пабейктуве) был связан с почитанием жатвенного или растительного демона в виде последнего остатного снопа.

    Культ домовых и огня, называемый szventa Gabija, ażpelenie.

    Души умерших людей являются в млечном пути (по-лит. - пути птиц, paukszcziu kelias), подобно тому, как у латышей северное сияние - сражение павших воинов-предков. Солнце имеет прозвище мать: Солнцевыми дочерями называются звезды.

    Почитание леса и деревьев в сакральных рощах, в которых насыпались могильные холмы над остатками сожженных костей предков, связано с культом богини Медейны и заячьего бога русской летописи. Культ дейв или лайм связан с так называемыми камнями богинь (фей, парк, рожениц), которые считались богинями плодородия и домашнего счастия, покровительницами жита и скота.

    По отзывам средневековых проповедников и миссионеров, у литовцев строго соблюдался обычай поминальных обедов в честь умерших предков в осеннее время, в октябре месяце, посвящённом памяти покойников. Литовские боги - это боги народа, глубоко почитающего души своих предков, живущего на низкой ступени земледельческой культуры, в пущах, около широко разливающихся рек, и отличающегося терпимостью к чужим вероисповеданиям. Жрецы призывались для объяснения сновидений, для ворожбы, но главные священнодействия совершал, вероятно, домовладыка, а в делах государственных - народ и князья.

    Бубила, Бабилас - бог пчел, упоминается М. Стрыйковским и Я.Ласицким. Его почитали разбивая о печь кувшин с медом. М.Преториус упоминает божество пчел Бичбирбулиса в 17 веке. Имя очевидно связано с подражание звуку издаваемому жужжащими пчелами.  Бузинное дерево было очень почитаемо в некоторых регионах Пруссии (где жили жмуды?). Верили, что под ним живут подземные духи не выше локтями, которых называют «красными людьми», ночью они показываются при свете месяца, особенно больным людям.

    Буртинники - колдуны. В поверьях обычно не отличались внешне от других людей.Иногда могло считаться, что они не стригут волосы, бороду и ногти, что у них есть хвост. Буртинники обладают способностью оборачиваться в животных или превращать других людей в волков. Продают душу черту в обмен на помощь, не могут умереть без передачи знаний или не сделав щель в потолке. Их может лишить колдовской силы священник, перекрестив в храме. Наводят порчу и оморачивают людей, либо избавляют от колдовства, находят вещи, вора, прогоняют змей, мышей. представления о буртинниках аналогичны славянским представлениям о колдунах. Название вероятно происходит от наименования жрецов-гадателей буртонес (от «burt» колдовство, жребий) упоминаемых Преториусом. 

    Вайжгантас - божество льна. Я. Ласицкий следующим образом описывал обряд обращения к Вайжгантасу: «самая высокая девица с фартуком, наполненным лепёшками, в левой руке и льном и липовыми листьями - в правой, становится на стул и обращается к Вайжгантас с заклятием: «Вайжгантас, божок, вырасти мне лён длинный, как я сама; не дай мне ходить нагой!». Поздние источники упоминали, что в жертву приносили петуха. 

    Вейопатис («господин ветра»), Вейдиевс - бог ветра. М. Преториус в 17 веке писал об изображении Вейопатиса с двумя лицами, направленными в разные стороны, открытым ртом, крыльями, разведенными руками с рыбой и бочонком, и с петухом на голове. Преториус также упоминал гадателей по виду ветра.

    Весенний обряд. Стрыйковский описывает, что в Пруссии жмудины весной, когда показывалась трава, с нескольких сел собирали солод на пиво, собирались в один дом. И верховный жрец Вурскайт обращался с просьбой к Пергрубису о приумножении хлеба и «вытаптывании плевелов», потом просил Перкунуса об укрощении бурь и осадков, Свайстикса о свете для хлеба, птиц, цветов и домашних животных, Пилвита об удачном сборе урожая, и еще 11 богам. 

    Приводится описание, проводящегося тогда же праздника быка или козла. Из нескольких сел сходятся в одно, собирая деньги, хлеб и другое. Продают это, на вырученное покупают быка, пекут лепешки из смеси пшеничной и гречишной муки, и собираясь в одном доме, приносят в жертву быка или козла. Его кровью собранной в ушат вурскайт (жрец) кропит людей, а оставшуюся раздают людям, которые кропят ей скот как водой. Лепешки пекут перехватывая через пламя. Потом целую ночь пируют и поют, рано утром закапывают остатки трапезы на развилке дорог. 

    Визунас - в поверье в западной Литве, дракон которых пожирает умерших, которые пытаются взобраться на гору, но срываются с нее. 

    Вилктаки  - волки-оборотни. В фольклоре в вилктаков превращают раганы и буртинники, также в них превращаются самостоятельно перевернувшись через пень ивы или другими способами.  Эти представления соответствуют мотиву превращения в хищника распространенному во всех регионах (волк в Европе и Малой Азии, лев, леопард, гиена, крокодил в Африке, тигр в Юго-Восточной Азии, ягуар в Южной Америке и т.п.). 

    Габия, Габий, - божество огня и огонь домашнего очага (иногда и храмовый), который мог персонифицироваться как Габия (Gabija) или реже как мужское божество Габис. Выражение «Пойти за Габией» означает «умереть».

    Габьяуя, Габьяуис  -  божество богатства. Т. Шульц (17 в.) в 17 веке упоминает бога амбаров и овинов Габьяуи. М.Преториус в 17 веке называет Габьяуи богиней счастья и зерна. Описывает посвященный ей праздник после молотьбы, когда готовили пиво, мясо, хлеб и деньги и просили благословения. 

    Гильтине - богиня или дух смерти М.Преториус называет Гильтине богиней гнева и несчастья.  

    Гониглис Диевос - лесной пастуший бог, соответствующий сатиру и фавну. Ему жертвовали яйца коней, волов, козлов и других подобных животных, которые получали при их кастрации. Жертвы сжигали на камне, говоря «О бог наш Гониглис! Как этот камень тверд, нем и недвижим, так же пусть волки и всякие хищные звери не смогут двинуться, чтобы не могли повредить нашему скоту, поручаемому твоей защите».

    Гульби Диевос - у Стрыйковского ангел-хранитель каждого человека. Мужчины приносили ему в жертву белых каплунов, а женщины кур. 

    Дейве («богиня») и лауме - женские духи. Могут выходит замуж за людей, и уходить при нарушении условия. Могут представляется как аналоги славянских русалок. Преследует тех, кто прядет и ткет в четверг, одновременно помогает женщинам. Мажвидас в 16 в. сообщает о 100 Дейве у литовцев.

    Дидис Ладо – «Великий бог» в жертву которому приносили белых каплунов, а праздник продолжался 25 мая -25 июня в корчмах, женщины и девушки водили хороводы и пели песни. 

    Димстипатис («хозяин дома») - домовой и дворовой дух.

    Жемина - богиня земли. Ей приносили жертвы, оставляя в борозде хлеб и выливая на землю пиво. К земле обращались в заговорах, например от укуса змей. 

    Жертвоприношения - После победы или захвата награбленного от противника, одну треть добычи отдавали верховному жрецу, также часть жертвовали богам и сжигали нескольких пленников и коней

    Земенник или земляной - Языческий бог, для которого ухаживали за змеями, кормя их молоком и приносили в жертву белых кур. Также важный праздник «в Литве, в Жмуди, в Лифлянтах, в Курляндии и в некоторых русских краях» был в конце октября, когда урожая зерна был собран на хранение. Тогда устраивали трапезу, на которой стол усыпали сеном, ставили хлебы, пиво на четырех углах, забивали «теленка и телку, барана и овцу, козла и козу, кабана и свинью, петуха и курицу, гусака и гусыню и другую съедобную скотину и домашнюю птицу, самку и самца» Земеннику в жертву палками, одновременно благодаря его за то, что он хранил в здравии и процветании, и защищал от «огня, железа, морового поветрия и от всех врагов». Затем мясо готовили и ели, принося от каждого блюда кусочек в жертву. 

    Загробный мир и умершие - Стрыйковский описывал, что умершим ставят в гроб пиво и хлеб с солью, а также меч или топор (для мужчин) или нитки и иголку (для женщин).  Память умерших родственников отмечают в октября или ноябре. В Жмуди был праздник Илги, который начинался на всех верных, во время него пили пиво несколько недель поминая умерших. А прежде этот праздник отмечали в честь Перкуна. 

    По Стрыйковскому литовцы верили в воскресение в судный день однако с теми же материальными атрибутами что и при жизни. Поэтому вместе со знатью сжигали слуг, служанок, животных, вещи, с ремесленниками и крестьянами - их посуду и орудия труда. Кроме того, жгли когти рыси и медведей, с помощью которых умершие должны будут подниматься на большую и крутую гору, где будет проводится суд. Верили, что после смерти каждый умерший должен проходить мимо дома верховного жреца Криве.

    Каукас - дух, приносящий процветание дому. Помогает мужчинам. Представлялось, что каукасы живут под печью или землей. Их поят молоко и пивом. Я.Ласицкий в 16 веке писал, что это души умерших. «Камнями Каукаса» называли белемнит. 

    Кауриари – Языческий бог коней и войны, которому жертвовали петухов разного цвета, чтобы такие же рождались кони. Также его просили о мире «за печкой, сидя на седлах».

    Келю Диевос - дорожный бог, которому жертвовали белых кур. «Взяв в руку палку, перепоясавшись и обувшись в лапти, будто евреи на Пасху, просили его, чтобы счастливо проводил их в дорогу из дома и благословил домой».

    Крумине (Предок Колосьев )- Языческий бог который давал разное зерно, в жертву ему приносили петуха с низких и густым гребнем, рубя мясо на мелкие кусочки «чтобы жито было колосистым, а не высоким».

    Литуванис – Языческий бог, посылающий дождь, которому жертвовали кур разного цвета. 

    Милда - богиня любви известна по некоторым поздним источникам. Имя происходит от литов.  myleti, «любить».

    Пагирнейс, Пагирейс, Пагирмис – «домашний» бог, связанный с помолом, мужчины приносили ему в жертву свинью или быка, женщины - петухов (трижды в год). 

    Припаршис (Priparsas; parsas, «поросёнок») - божество, связанное со свиньями, которое упоминается у Я.Ласицкого в 17 веке и в источниках 19 века.

    Прокоримос – Н»аипервейший бог», которому в жертву забивали палками белых каплунов, часть которых ели сами, часть cъедали те, кто совершал жервоприношение, а третью часть сжигали.

    Пушкайтис - Бог земли, который живет в зарослях бузины. Жертвы (хлеб и пиво) ему приносили по вечерам у бузины. Ему просили чтобы он посылал им парстуков для сбережения и приумножения зерна. В некоторых местах Пушкайта и парстуков «кормили» на гуне щами, хлебом, мясом, сыром и маслом и другой пищей дважды в году. У неблагодарных хозяев парстуки по поверьям отнимают зерно. 

    Раугупатис - божество брожения и ферментации (приготовления теста, пива). Ему приносили в жертву пестрых молодых кур. 

    Ругучис - у Стрыйковского бог квашеных и кислых блюд, которому жертвовали пестрых кур. 

    Самбарис - божество плодородия. По сообщению Бродовского в 18 в. Самбарису на пасху жертвовали три горсти семян и три куска от каждого блюда, отдавая еду собакам, а семена разбрасывая на землю. Соотносился с римским Плутоном. Также имел аспект божества пива Zemberinnis Alius. Название происходит от sambaris, «складчина», «ссыпчина», крестьянский праздник по окончании уборки урожая.

    Свецпунсцинис - у Стрыйковского летающий бог птиц, которому не приносили жертв.

    Сейми Девос - у Стрыйковского бог домочадцев, которому в жертву забивали и сжигали кур и петухов. 

    Упинис Девос - бог рек, которому в жертву приносили белых поросят «для прозрачной воды».

    Скальса - рог изобилия.

    Совий - легендарный основатель традиции сжигать трупы. Совий упомянут западнорусским переписчиком во вставке 1261 к русскому переводу «Хроники» Иоанна Малалы:Совий уходит в преисподнюю из-за непослушание детей, который съели девять селезенок убитого им вепря, вместо того, чтобы испечь. Он сходит в ад через девятые ворота. А потом сын его ищет и найдя хоронит в земле, в дереве и наконец, сжигает. Каждый раз после похорон Совий воскресает, и только после сожжения остается довольным т.к. «крепко спал, как в колыбели». Там же сказано что трупосожжение введено для того, чтобы приносили жертвы «Андаю и Перкунасу, и Жворуне... и Телявелю-кузнецу, который ему солнце выковал».

    Солнце – Сообщается, что литовцы почитают железные топоры, с помощью которых Солнце освобождается из заключения

    Сотварос - у Стрыйковскго бог разных домашних животных, которому перед печью или огнем приносили в жертву разных каплунов.

    Телявель, Телявелик - бог-кузнец сковавший солнце. В Волынской летописи упомянут как бог, которому поклонялись литовцы втайне «первому Нънадею, и Телявелю, и Диверикъзу» 

    Тратитас Кирбиксту - домашнее божество, которое «уничтожает» или «заговаривает искр», т.е. хранит от пожара. Упоминается Ласицким и Преториусом. (Мифы народов мира, под ред. С.А. Токарева).


    1 2 3                          














    Категория: ПРИВИДЕНИЯ | Добавил: admin (15.01.2017)
    Просмотров: 749 | Рейтинг: 5.0/3