Духи, демоны и привидения в Магаданской области. 1
Духи и привидения в Магаданской области
Восточные окраины нашей страны безлюдны: всего 1 человек на 3 кв.км. населяет Магаданскую область.
История края, в отличие от европейской территории России, начинается не так давно – до начала XIX в. Магадан осваивался коренными народами. В 1800-х сюда пришли русские, обнаружившие спустя век большие залежи золота в крае. Разрабатывать прииски с 1930 г суждено было заключенным, которые с 1950 г. отправлялись на р. Колыма со всей страны, что дало ей недобрую славу: «Будете у нас на Колыме, милости просим…».
Главное богатство этой земли – ее суровая, но красивая в своей бесконечной силе природа. Достопримечательности Магаданской области можно описывать очень долго: заповедники, моря, острова, парки, реки, леса… Однако лучше посмотреть на все это самому. Одним из популярных мест у поехавших на Магадан с мистическими целями является заповедник «Остров Врангеля».
Здесь, в чрезвычайно жестких условиях, когда в течение всего года температура поднимается выше нуля лишь несколько раз, можно увидеть типичных представителей северной флоры и фауны, приспособившихся к холодам и мерзлой почве. Кроме того, человек завез сюда животных, которые никогда не обитали на островах, составляющих заповедник – оленей и овцебыков. За полвека жизни эти животные прекрасно адаптировались к среде, и в настоящее время их поголовье значительно превышает число собратьев, живущих в исконных местах обитания.
Достопримечательности Магаданской области могут быть и романтичными, чего не ждешь от этой земли.
Расположенный на берегу Охотского моря город-порт способен поразить своей суровой красотой, в которой есть нечто первозданное и величественное. Находящиеся поблизости две вершины Верхне-Колымского нагорья – пик Снежный и Абориген, сделали эту местность привлекательной не только для туристов, но и для альпинистов. А в верховье реки Колымы есть живописное озеро, названное в честь писателя Джека Лондона. Оно как бы является точной иллюстрацией к его рассказам.
Это озеро, окруженное цветущим лугом, могучими соснами, в водной глади которого отражаются вершины гор и даже летом плавают льдинки. В 300 километрах от города находится лечебный термальный источник, а возле него расположен бальнеотерапевтический курорт «Талая». Удивительным ландшафтом Магаданского заповедника лучше всего любоваться, совершая вертолетную прогулку. Только вертолетом можно добраться до самой восточной точки России – острова Ратманова, находящегося в Беринговом проливе, и от него, образно выражаясь, рукой подать до Аляски.
Кошмары Колымского тракта
Колымский тракт - одна из самых уникальных дорог на нашей планете. Официально ее называют федеральной трассой «Колыма». Самая необычная трасса в мире начинается в Магадане и заканчивается в Якутске. Она проходит через так называемый полюс холода, который расположен в районе поселка Томтор. Длина Колымского тракта составляет почти две тысячи километров.
В связи с развитием горнодобывающей промышленности в 1920-х годах, в Якутии и на Колыме Советское государство начало создавать сеть местных дорог. В ноябре 1931 года был создан «Дальстрой» - «Государственный трест по промышленному и дорожному строительству в районе Верхней Колымы», одной из задач которого стала постройка автодороги от Магадана до Усть-Неры и ответвления на Якутск с использованием труда заключённых Севвостлага.
Летом 1932 года заключёнными и вольнонаёмными специалистами были введены в эксплуатацию первые 30 км дороги и 90 км зимника. Остальные 1042 км до Усть-Неры строились до 1953 года. В конце 1941 года началась работа над «Хандыгской трассой», ведущей к Якутску через посёлок Хандыга.
11 июля 2003 года автомагистраль «Колыма» стала на 13 км длиннее. Её продлили до здания почтамта в центре Якутска.
Эти опущенные (падшие) ангелы любят запугивать слабовольных людей, т.к. бесы будучи изгоями
рассчитывают подняться за счёт унижения слабых. Но из-за своего позора трусливые
бесы страшно боятся тех, кто силён поставить астральную мразь на место
25 октября 2008 года, после ремонтных работ в Оймяконском районе Якутии, постройки ряда мостов, дорога официально открыта для круглогодичного движения на всём протяжении.
В 2012 начато строительство продолжения трассы «Колыма» до самого восточного города России Анадыря - участок Колыма - Омсукчан - Омолон - Анадырь.
Дорога представляет собой грунтовку, проходящую и по равнине, и по горам. Колымский тракт может похвастаться самым небольшим движением транспорта в отличие от городов центральной части России. Двигаясь по этой трассе, вы столкнетесь с необычайной, практически сказочной чистотой природы и прозрачностью рек и озер.
На трассе есть два места, где путь можно продолжить только с помощью переправы. В Якутске через реку Лену, а в Хандыге через реку Алдан. Летом через реки переправляются на паромах, а зимой прямо по льду. Весной и осенью переправы не работают вообще. В последние годы тракт немного удлинили за счет строительства нового участка, проходящего через Усть-Иеру.
В здешних местах необычайно суровый климат, а местные жители, которым приходится жить в таких тяжелых условиях, отличаются большим радушием и гостеприимством, они обязательно приходят на помощь всем путникам, попавшим в беду. Если у вас возникнут какие-либо проблемы в пути, то любая проезжающая мимо машина, всегда остановится и окажет вам необходимую помощь, правда машины проезжают по этому тракту крайне редко. Вам всегда будут рады в любом поселке, предоставят ночлег и никогда не попросят за это денег. Для местных жителей каждый новый человек - это источник новой информации.
Начало Колымского тракта - это северная часть города Якутск. Продолжается тракт на правом берегу Лены, поэтому вам придется переплыть через реку на пароме летом, а зимой преодолеть так называемый ледовый мост через реку. Поразительным является то, что этот ледовый мост длиной более двенадцати километров обладает необыкновенной «грузоподъемностью» - тридцать тонн!
После переправы через Лену вы попадете в поселок Нижний Бестяг, откуда ваш путь будет уже лежать по твердой земле. Здесь тракт проходит вначале через сосновый бор, а затем через лиственные леса. На полях вы встретите толстых и мохнатых пасущихся лошадей, которые ведут себя как олени, откапывая ногами старую траву и съедая ее, потому что здесь очень тонкий снежный покров. Пастухи наведываются к ним редко, раз в три-четыре дня, чтобы проверить, все ли нормально.
Трасса поражает и даже пугает своей пустынностью. За неделю здесь может проехать одна машина, и то не всегда, особенно зимой. С одной стороны на фоне городских пробок это, конечно же, просто замечательно, но с другой - очень опасно. Если у вас на пустом тракте, да еще при морозе в 50-60 градусов, поломается машина, то в ожидании помощи вы можете просто погибнуть от холода.
Местное население любит рассказывать жуткие истории о том, как попавших вдали от леса в беду водителей не всегда спасают даже костры, которые они разжигают из покрышек, бортов и самих своих машин, если не удается найти сухих дров.
Вдоль трассы везде встречаются обгоревшие до основания машины, причем порой сгоревшие машины можно увидеть чаще, чем целые проезжающие. И неизвестно, вовремя ли подоспела помощь к их владельцам или нет.
Не только пустота Колымского тракта удивляет путников, но и огромное количество пыли. Причем, если летом пыльный столб еще как-то можно объяснить, то совершенно непонятно, откуда она берется зимой при морозе в сорок градусов. От пыли просто не продохнешь, и ехать приходится, ориентируясь на приборы даже в дневное время.
Следующим крупным населенным пунктом на Колымском тракте является Хандыга. В сталинские времена Колымский тракт начинался именно с этого места. Весь транспорт с магаданских и колымских приисков доходил до Хандыги, а затем грузился на паромы, которые плыли до Усть-Кута.
После Хандыги дорога становится гораздо хуже и пустыннее, но далее следует граница цивилизации здешних мест - это село Теплый Ключ. Интересна горная часть трассы после поселка Развилка. В этом месте горы как бы сжимают тракт между собой. Одной из достопримечательностей здесь можно считать Чертовы ворота. В этих воротах трасса словно пытается протиснуться между двух остроконечных скал.
В районе Чертовых ворот очень часто случаются аварии. И такое опасное место здесь не одно. Они даже имеют собственные названия. Например, Черное, Желтое, Заячья петля - опасный горный серпантин, и даже Ласточкино гнездо, где, если верить народным преданиям, сидел пулеметчик, расстреливавший убегающих из лагерей заключенных.
Далее после водораздела начинается полюс холода Оймяконское нагорье, причем этот полюс является не какой-то точкой, а целой областью. Центром этого полюса считается въезд в село Томтор. Здесь даже установили по этому поводу две металлические стелы, на которых указаны рекорды низких для северного полушария температур, зафиксированных в этом месте. На второй, более новой стеле написано -71 градус Цельсия!
Славится Колымский тракт и удивительными местами. Через 140 километров после Хандыги вы попадете в волшебный лес. Непосвященный человек подумает, что оказался в сказке. Деревья в этом лесу увешаны десятками тысяч амулетов и разноцветными тряпочками.
Это место для якутов считается священным и называется Шаман-деревом. Все проезжающие мимо обязательно останавливаются около дерева и приносят дань местным божествам, оставляя на его ветках какую-нибудь дорогую для себя вещь. Даже самый воинственный материалист, проезжая по одному из опаснейших трактов в мире, пожалуй, попросит защиты у потустороннего.
Кроме Шаман-дерева в этом лесу есть еще одна достопримечательность - ручеек, который никогда не замерзает, даже в самый сильный мороз. Говорят, что вода в этом ручейке очень вкусная и сохраняется не один месяц. Каково же происхождение этого источника, почему он не замерзает? Ответа на этот вопрос пока дать никто не может.
На Колымском тракте вы встретите немало озер, но некоторые из них отличаются своими странностями и загадками. Например, говорят, что озера Красное, Лабынкыр и Ворота являются местами обитания каких-то хищных чудовищ.
Первым на своем пути из Якутска вы встретите озеро Красное, которое не сможете не увидеть, потому что оно располагается метрах в двух-трех от трассы. Длина озера около трех километров, ширина около километра, а глубина метров сто, но местные жители утверждают, что в некоторых местах озеро «бездонно». Говорят, что немало свидетелей наблюдало на озере неведомое хищное животное, которое, возможно, скрывается в каких-то других водоемах, а в Красное заплывает через гроты и подземные ходы.
Странным является и состав воды на дне Красного озера. Если в озеро опустить металлический предмет, а затем через небольшой промежуток времени вытащить, то окажется, что он покрыт неестественно толстым слоем ржавчины.
Далее по трассе вы встретите озеро Лабынкыр, которое считается самым большим и известным на Колымском тракте, и практически рядом с ним озеро Ворота. Эти озера расположены на километровой высоте над уровнем моря и имеют глубину около 60 метров. Они славятся своими загадками. Утверждают, что в Лабынкыре живет некое громадное реликтовое животное.
Причем в конце прошлого века здесь были проведены исследования эхолотом, которые доказали, что рассказы рыбаков отнюдь не сказки и легенды, и в толщах вод озера Лабынкыр и в самом деле обитает огромное живое существо. Однако исследователям не удалось пока ответить на вопрос о том, что это за существо, то ли чудовище, похожее на Лохнесское, то ли какая-то рыба-хищница, подвергшаяся мутациям, то ли что-то еще. Ответа ждут от следующей запланированной экспедиции.
Недалеко от Магадана вам встретиться еще одно странное озеро, которое называют Мертвым. Странность озера заключается в том, что как утверждает местное население, озеро безжизненно. Тут не водятся ни рыбы, ни птицы. И даже присутствие рядом с озером навевает на всех какой-то неописуемый страх и желание поскорее уйти подальше. Причин этого непонятного явления исследователи так и не обнаружили.
На некоторых участках Колымского тракта не раз наблюдались неопознанные летающие объекты.
Шаманий камень
Несколько лет назад в Магадан приезжал потомственный якутский шаман. Приехал не просто так: он искал в пределах города так называемое «место силы». И нашел его в районе Нагаевской сопки. Огромный камень, который обнаружил там и облюбовал шаман, с тех пор украшают три символа мира трех разных культур - их шаман изобразил на камне сам. Теперь к камню не только ходят местные путешественники и фотографы, но и водят экскурсии. Говорят, что шаманий камень «любит» исключительно женщин: их он заряжает здоровьем и той самой силой, а из мужчин, наоборот, высасывает энергию.
«Живая сопка»
В 1987 году возле рудника Джульетта находилась стоянка геологической партии. Места тут безрадостные, даже мрачные. Но как говорят те, кто были здесь, стоит только пройти пару километров, и ты попадаешь в первобытную сказку, когда перед тобой появляется древний, поросший мхом булыжник в человеческий рост.
Камень выглядит как маленькая модель сопки и весь как будто дышит. Не ясно, отчего именно он навевает ощущение жизни, но уже много лет у его основания люди оставляют что-нибудь на память, желательно металлическое. Он просто завален медными и железными пуговицами, монетами, ключами и карабинными гильзами.
«Место повешенного»
Рядом с ручьем Апкит (недалеко от поселка Анюйский) много лет назад стояло эвенское стойбище. В одной из семей росла красавицадочь на выданье. Как-то из другого стойбища к ним приехал жених девушки - через несколько дней они должны были пожениться. И вдруг, когда девушка ухаживала за гостем и подносила еду, она от волнения издала неприличный звук. Жениха это так рассмешило, что он никак не мог остановиться. За ним стали подшучивать над девушкой и остальные. Невеста молча вышла из юрты. Через несколько часов ее нашли повесившейся на лиственнице, совсем недалеко от жилища.
С тех пор ручей, протекающий поблизости, и прозвали «Апкит», что означает «место, где повесился человек». Нередко по ночам там были слышны вздохи, а уж для неженатых и незамужних появиться в этом месте вообще считается самой страшной приметой. Кстати, 19 июля 1981 года в районе прииска на ручье Апкит был найден железный метеорит, который тут же окрестили Анюйским. Его масса около 100 кг, а земной возраст приближается к 5 тысячам лет!
Ловушка желании
Ha самой верхушке Нагаевской сопки, откуда город виден как на ладони, расставлены «ловушки желаний»: выложены в виде круга или пирамиды множество камней. Суть, как объясняют «продвинутые» магаданцы, в том, чтобы взять у подножия сопки камень и отнести его на самую вершину, но в течение всего восхождения думать только о своем сокровенном желании.
Чем сокровеннее желание, чем оно менее выполнимо, тем чаще должны быть спуски за очередным камнем и восхождения - ведь за один раз можно поднять только один камень. Когда нужное количество камней собрано (достаточное для достижения цели), их выкладывают центрическими кругами или замысловатыми пирамидами - настолько сложными, что иногда даже не понятно, как они до сих пор не рухнули. Так человек «ловит» свое желание, «заключает его в рамки», чтобы оно не ускользнуло, а исполнилось.
Обрядовая поляна
Много лет в Магадане поляна возле устья Дукчи считается обрядовой. Именно там каждый год в день летнего солнцестояния с рассветом встречают эвенский Новый год Хэбденек. На поляне есть две стоящие рядом лиственницы (они символизируют птицу-мать и птицу-отца), между которыми натягивают специальную веревку «дэлбурге» -по представлениям древних эвенов, эта веревка была символом Небесных Врат.
Каждый год после «кормления» шаманом огня все люди проходят под «дэлбурге», повязывают на ней разноцветные лоскутки - свои желания и обходят два костра, разожженных возле каждого из деревьев. Только так, очистившись от забот и неисполненных желаний старого года, можно войти в год новый. Желания, загаданные на Хэб-денек, исполняются всегда - проверено много раз. Главное - точно сформулировать свою мечту.
Таинственные камни
Если подняться на сопку выше карьера в районе Дукчи, то можно набрести на очень таинственное место: на открытом пространстве горизонтально и чрезвычайно симметрично выложены «полоски» из камней. Они явно не природного образования, но очень древние, судя по количеству мха у основания.
Известный магаданский ученый-историк Александр Орехов никакой мистики тут не видит:
- По всей вероятности, эти симметричные камни - чукотские захоронения. Но более вероятно, что эти камни - часть ритуала поминовения усопшего. Так как чукчи (небереговые) - народность кочующая, то они, таким образом, переходя на новое место, вспоминали своих погибших родственников: сооружали из плоских камней солярный знак (кольцо) или «жилище» (столбики из камней, выложенные прямоугольником). Туда же выкладывали что-то съестное. (Анна Савицкая, «КП в Магадане»).
Мифология Арктики. Демоны и великаны Севера
Во многих культурах цветом смерти и зла считается белый. Побывав на крайнем севере, легко понять, почему. Полярная ночь похищает солнце. Ледяная пустыня простирается во все стороны в неверном свете луны и полярного сияния. Мороз обжигает, вьюга завывает, как орда призраков. И цветов, кроме белого, нет на замершей, укрытой снегом земле. Снег и в темноте белый.
Демоны сибирской тайги
Север ошеломляет не красотой или пышностью, а грандиозностью. Тайга и тундра подобны океану. Тибет и норвежские фьорды можно спрятать здесь, и никто не найдёт. А ведь даже в многолюдной Англии, где и в Cредние века на квадратный километр приходилось двадцать жителей, оставалось место для народца холмов и причудливых лесных существ. Что тогда сказать о Якутии, где плотность населения даже сегодня в сотню раз меньше?
Этой землёй люди никогда не владели по-настоящему. Горстки охотников и скотоводов боролись за существование в бескрайнем мире, принадлежащем призракам. В стране, где снег лежит семь месяцев в году, а температура зимой опускается ниже минус 60 градусов, невидимые властители тайги не прощали обид и могли диктовать условия.
Основную массу призрачного населения Якутии составляют иччи, духи природы. Подобно японским ками, они могут быть как персонификациями гор, деревьев и озёр, так и покровителями местности, воплощениями идей и явлений. Но если в Японии старая сосна становится воплощённой идеей дерева, то в Якутии духи не отождествляются с предметами. Иччи в дереве просто живёт и, если срубить его дом, не погибнет. Зато очень обозлится.
К счастью для лесорубов, духами «заняты» лишь некоторые стволы. Но тайгу, луга, болота, горы, речные разливы и озёрные просторы иччи контролируют так плотно, словно Якутия для них - одна большая священная роща. До сих пор вдоль дорог республики можно видеть изукрашенные ленточками деревья. Духи собирают с людей небольшую дань - это может быть сувенир, монета или глоток кумыса. Дань берут не за использование земли, а просто за вход на территорию.
Бестелесным, невидимым и не имеющим облика иччи удалось без потерь пережить даже христианизацию Якутии. Традиционные средства экзорцистов на них не действуют - к воде, кресту и молитвам духи тайги выработали полный иммунитет. Но, к счастью, иччи не злы. Самый могущественный из них, правитель лесов и шутник Баай Байанай, даже покровительствует охотникам. Пусть и не всем, а лишь достойным, выдержавшим необходимые испытания и соблюдающим обычаи. Правда, чувство юмора у этого бога специфическое, и даже достойные не всегда защищены от его шуток.
Настоящая злая нечисть якутских просторов - это призраки-абасы. Они тоже бестелесны, но в отличие от иччи могут показываться людям в разнообразном, неизменно пугающем обличье. Классические абасы предпочитают внешность в духе ирландских фоморов - одноногих, одноруких и одноглазых великанов. В последнюю пару столетий, как рассказывают, в моду у них вошла форма трёхметрового, непроницаемо тёмного, часто безголового силуэта. Если абасы появляются днём (а света они не боятся), то можно разглядеть огромные чёрные глаза на мертвенно-белом лице. Ног у абасы, как правило, нет - призраки просто скользят над землёй или скачут по дорогам на чудовищных конях. И в любом облике абасы издают нестерпимый запах разложения.
От абасы можно спастись. Его главное оружие - страх, и если призраку не удаётся напугать жертву и обратить её в бегство, то он сам приходит в замешательство. Призраки этого типа умеют манипулировать гравитацией - делать оружие или ношу невероятно тяжёлыми, а то и придавливать человека к земле. Опаснее всего, что абасы способны выпивать душу. Люди, столкнувшиеся со злыми духами в лесной чаще или в заброшенном доме, умирают, не получив никаких внешних повреждений. Но последствия для жертвы могут оказаться даже хуже смерти. Иногда злой дух входит в опустошённое тело, и появляется деретник - зомби.
Сибирские мертвецы настолько суровы, что африканские зомби им и в подмётки не годятся. Деретник не просто кровожаден и невероятно силён - он ещё и быстр как молния. Остановить его очень трудно: про серебро, чеснок и воду деретник никогда не слышал, а к пулям и ударам топора он, как и положено зомби, относится философски. Чтобы вывести деретника из строя, его нужно как минимум обезглавить. А чтобы мертвец не стал деретником, надо его обезглавить и похоронить животом вниз, зажав отрубленную голову между его ногами. По счастью, деретник недолговечен. Присутствие абасы ускоряет разложение трупа настолько, что зомби гниёт буквально на глазах.
Ещё опаснее якутские упыри - юёры. Похороненные без необходимых ритуалов самоубийцы и преступники возвращаются в виде причудливой помеси вампира с оборотнем. Днём юёр живёт под водой, где его никак не достать (Дракула до такого не додумался бы!). Выходя на ночную охоту, упырь принимает человеческий облик и без особого труда уговаривает жертв пустить его переночевать. Ну а в момент нападения юёр превращается в покрытого шерстью монстра, убить которого почти невозможно. Раны лишь заставляют юёра отступить.
Не вся сибирская нечисть безразлична к реликвиям. Сюлюкюны, аналог лавкрафтовских Глубинных (Deep Ones), обитающие в холодных озёрах Якутии, приняли веру. И теперь на Святки, когда вся вода становится «святой», им приходится эвакуироваться на сушу. А поскольку вместе с религией сюлюкюны заимствовали у русских водяных пороки и образ жизни, время на берегу рыболюды проводят за игрой в карты. В подводных же хоромах они оставляют мешки с золотом, которые ловкий ныряльщик может попробовать умыкнуть.
Правит этим пандемониумом Улу тойон - бог смерти и зла, живущий высоко в обледенелых горах. В облике непроницаемого тумана он иногда спускается в долины, чтобы крушить леса свирепыми бурями и насылать мор на стада. Улу Тойон пожирает сердца пленников и превращает души людей в свои орудия, вселяя их в тела хищников. Так и появляются одержимые медведи, готовые напасть на человека. Или на снежного человека.
Установлено: В тех странах, где часто появляются призраки, полтергейст, НЛО и др.
- там и проявляется проституция в человеческом обществе
Чучуна
Предания о «снежном человеке» обычно описывают два вида этого существа: бигфута и йети. Но в горах Якутии и южнее до Сихотэ-Алиня ходят легенды про третий, уникальный вид - чучуну. От других «реликтовых гоминид» чучуну отличают длинные, развевающиеся на бегу волосы. Стройный, среднего роста и атлетического сложения, среди прочих «снежных людей» он выделяется цивилизованностью. Чучуна покрыт шерстью и боится огня, однако носит грубые одежды из шкур и охотится, применяя оружие - камни, костяные ножи, а иногда и луки. И если бигфуты и йети всегда молчаливые одиночки, то чучуны обычно появляются вдвоём или втроём, переговариваясь с помощью пронзительного свиста.
Норвежские саги упоминают об утбурдах - нежити, в которую превращаются младенцы, брошенные в лесу в голодные годы. На Чукотке подобные демоны зовутся ангъяками. Но по сравнению с Арктикой Норвегию можно считать курортом. В ледяной пустыне не выжить и взрослому изгнаннику. Поэтому на берегах Ледовитого океана встречаются ещё и рэккены, не имеющие аналогов в тёплой Скандинавии.
Рэккенами становятся люди, изгнанные из стойбищ за жадность, злобу или трусость. После смерти преступник превращается в гнома с дополнительным ртом на животе. Детали описания зависят от местности: под сопками скрываются черноголовые карлики, в скалах - сероголовые, в море - синеголовые. Иногда среди признаков рэккена упоминаются крабьи клешни.
Разумеется, рэккены ненавидят людей. И изобретают куда более изощрённые формы мести, чем у ангъяков и утбурдов. На крошечных нартах, запряжённых невидимыми собаками размером с горностая, развозят они по стойбищам болезни и прочие несчастья. А страшнее болезни для воинственных чукчей ничего нет. Ведь только погибший в бою может попасть в арктическую Вальхаллу - «Облачную страну». Мужчины, умершие в постели, отправляются в промёрзшую пустыню Нижнего мира.