Молдавия - страна прекрасных ландшафтов, вкусных фруктов и потрясающего вина. Имеются тут и аномальные зоны. Например, на трассе Кишинев - Оргеев у придорожного кафе находится место, в котором нарушены законы гравитации, - автомобиль с заглушенным мотором здесь двигается в гору...
Парапсихологи наличие аномальных зон объясняют разломами в земной коре, вследствие чего изменяются сила и направление магнитного поля, «тянущего» людей и предметы вверх, то есть создающего своеобразный антигравитационный эффект. География аномальных зон с «неправильной» гравитацией весьма обширна - такие места есть в России, Грузии, Греции, Турции, Южной Корее, Бразилии и нескольких штатах США. В некоторых странах аномальные участки отмечены знаками, например, в Бедфорте (США. Пенсильвания) на трассе есть маркировка «GH» (гравитационный холм).
Мистическими тайнами окружены библейские места - холм Мегиддо, Кедронская долина. Особенность молдавской зоны с нарушенной гравитацией в том, что рядом находится уникальный объект - природно-исторический комплекс «Старый Орхей». Его название происходит от средневекового города Орхей, который существовал в XV-XVI веке. В середине XVII века по приказу царя Молдовы город был перемещен на 18 километров к северу, где он существует и сейчас под названием Оргеев. Музейный комплекс находится в 60 км от Кишинева, на его территории расположены села Бутучены и Требужены.
Подковообразный каньон реки Реут находится в гигантском кратере неизвестного происхождения. От красоты этого места захватывает дух. Это туристическая Мекка Молдовы, количество археологических и исторических памятников на один километр - одно из самых высоких в Европе! Местность издавна привлекала внимание людей. Первобытные поселения появились здесь более 20 000 лет назад. Прекрасная природа, запасы воды, плодородные земли, сухие и теплые пещеры, выгодное оборонное положение всегда способствовали заселению здешних мест.
Совсем недавно тут обнаружены остатки крепостей гетодакского периода. Самая известная из них – Бутученская, от которой сохранились оборонительные земляные валы. Ее расцвет пришелся на IV-III века до н.э.. в этот момент велась интенсивная торговля с греками. Фракийские племена rетдаков поклонялись ученику Пифагора Замолксису и верили в бессмертие души.
Во время грозы они пускали стрелы в небо - защищали своего бога, который жил на Земле. Сохранилось место, служившее алтарем для жертвоприношений. Кочевники, которые периодически совершали набеги на Орхей, были язычникам и их культы содержали элементы тотемизма, анимизма и магии, о чем свидетельствуют предметы, обнаруженные молдавскими археологами в могильниках.
В Xlll веке в излучине реки Реут был основан золотоордынский город Шахр-аль-Джеид – крупный административный торговый центр, чеканивший собственную монету. Местные гончары изготовляли поливную керамику и простые изделия для домашнего обихода. В середине XIV века город был разрушен.
На развалинах Шахр-аль-Джедида приблизительно в 20-х годах XV века возник молдавский город Орхей. На правом берегу Реута можно увидеть пещерный монастырь XV-XVll веков. После обрушения скалы в 1821 году жители села Бутучены пробили в толще земли 20-метровый туннель. Над его входом соорудили колокольню, которая сегодня и определяет местоположение древней скальной церкви.
Старый Орхей прекрасен и загадочен: в этом месте Реут вычерчивает заглавную букву «омега». Возможно, что это знак аномальности. Омега - символ богини, Иштар, означает единство, целостность пространства, времени и духа. Как гласят магические трактаты, это символ вечности и веры, начала и конца. Олицетворяет место встречи человечества с высшим разумом.
Старые кладбища, заброшенные здания, дома с темной славой - вот те места, где обычно можно встретить призраков. Кишинев (столица Молдавии) тоже богат этими достопримечательностями. Кишинев, которому в этом году исполняется 580 лет, знаменит не только своей многогранной историей, культурой и известными на весь мир людьми, но и привидениями и духами, о которых до сей поры ходят невероятные слухи и легенды. Вот лишь некоторые из призраков молдавской столицы, будоражащих воображение горожан. Верить или не верить их рассказам - дело читателей. Но задуматься есть над чем… Самым страшными зданиями в столице сами кишиневцы считают те, которые относятся к политике. Вершина ужаса - это мэрия, правительство и здание парламента.
Эти опущенные (падшие) ангелы любят запугивать слабовольных людей, т.к. бесы будучи изгоями
рассчитывают подняться за счёт унижения слабых. Но из-за своего позора трусливые
бесы страшно боятся тех, кто силён поставить астральную мразь на место
Женщина и девочка в Джамбо
В Кишиневе охранники торгового центра Jumbo рассказывают, что по ночам в коридорах здания появляется призрак женщины средних лет в национальной одежде. Однажды привидение подошло к ночному сторожу так близко, что он даже смог разглядеть его лицо. Еще один призрак того места - девочка, перебегающая ночью дорогу. Один из охранников рассказал, что в окне он увидел ребенка с длинными темными волосами в ночной рубашке на полуночной дороге, по которой на полном ходу неслись машины. Он сразу же выскочил из здания спасать ребенка. Но на дороге никого не оказалось.
Возможно, это привидения пациентов научно-исследовательского института туберкулеза, который в конце 50-х - начале 60-х годов был построен на месте кладбища солдат Первой мировой войны, которое ныне называют «Кладбищем героев». Десять лет назад это здание снесли, а землю продали частному лицу. А призраки тех, кто умер в больнице этого НИИ, до сих пор бродят неприкаянными, попадаясь на глаза людям в близлежащих зданиях, в том числе и в торговом центре Джамбо.
Хоровод призраков на Армянском кладбище
Кишинев. Считается, что на старых кладбищах хорошая энергетика, так как к умершим долго приходят их родственники, приносят цветы, вспоминают их при жизни. Один из таких некрополей - центральное православное или в народе - Армянское кладбище. Но из-за того, что городские власти оставляют за собой право самовольно выкапывать и перемещать куда угодно останки усопших, это место стремительно теряет свою былую известность.
Самый вопиющий случай - надругательство над скелетом молодой девушки, похороненной еще до революции. Говорят, что загробная жизнь этой молодой женщины оказалась трагической. В 80-х годах ее склеп снесли, а скелет девушки был сначала выброшен наружу, а потом пьяные работники кладбища закинули его в склеп дворянина Пурчела.
Туда же начали сбрасывать кости из всех старых могил. Их раскапывали ради нового заказного захоронения какого-нибудь очередного нувориша. Мертвые, как говорится, долго терпят. Но вот недавно по Кишиневу поползли слухи, будто после полуночи привидения тех, чьи кости выбросили из гробов, водят меж могилами свой мрачный хоровод и исчезают лишь с криками первых петухов.
Дама Красной мельницы
В старинной валашской балладе «Мастер Маноле» строители монастыря замуровали жену одного из них в стену здания, чтобы, согласно древнему поверию, облегчить процесс работы. Аналогичная легенда есть и в Кишиневе. Связана она с мельницей, построенной у подножья Пушкинской горки в середине XIX века.
В 1901 году здесь произошел сильный пожар, и мельницу пришлось перестроить практически полностью. Два верхних этажа были уложены красным кирпичом - отсюда и название «Красная мельница». Другие же считают, что Красная мельница получила такое название после того, как ее владелец убил свою семью в здании, а после поджег его. Красный цвет в названии символизирует якобы пролитую кровь.
Еще одна легенда гласит, что во время реконструкции строители замуровали в одну из стен девушку. Это, по их мнению, должно было сделать здание более крепким. Правда это или нет - неизвестно, однако после этого мельница проработала около 100 лет. В наши же дни появились те, кто утверждает - в окнах заброшенной ныне мельницы можно наблюдать и даже сфотографировать белый силуэт женской фигуры. Чей это призрак, кого-то из членов семьи владельца-душегуба или же замурованной строителями девушки, - до сих пор остается тайной. Обитают ли в этих местах призраки, или это лишь легенды, никто подтвердить или опровергнуть не может.
«Я слышал от соседей, что изнутри идут какие-то стуки. Я связываю это с тем, что мельница пустует», - говорит директор агентства по инспекции и реставрации памятников Ион Штефаница. В зловещей мельнице царит гнетущая атмосфера. Горожане говорят, что стена, в которую, предположительно, замуровали несчастную, не получается на фотографиях - изображение выходит расплывчатым. Более того, местные признаются, что несколько раз здесь видели женский силуэт. Был ли это призрак, или просто показалось, до сих пор остается загадкой.
По другой версии, «Красная мельница» получила такое название после того, как ее владелец убил свою семью в здании, а после поджег его. А красный цвет в названии символизирует пролитую кровь. Сегодня «Красная мельница» выглядит устрашающе. Местные стараются обходить ее стороной. В планах у властей и города отремонтировать ее. На первом этаже открыть национальную винотеку, а на верхних - школу по реставрации. Возможно, через несколько лет к зданию с печальной историей вновь потянутся люди, а про привидений никто не вспомнит.
Ворота города
Кишинев. Самая знаменитая достопримечательность после памятника Штефану чел Маре - это Ворота города. К сожалению, привлекает она к себе не только туристов, но и самоубийц. Если уж совсем честно, то их стоило бы назвать «воротами смерти». Статистика показывает, что каждый год там происходит от 5 до 10 прыжков в пустоту, которые заканчиваются трагедиями.
Кстати, местные экстрасенсы уверяют, что место буквально пропитано отрицательной энергией. С чем это связано однозначно сказать сложно: то ли дело в кладбище, которое когда-то было на месте зданий, то ли в тех самых самоубийцах. А может во всем виноваты проклятия, которые сыпятся на головы проектировщиков со стороны жильцов, уставших от вечного холода в квартирах и протекающих крыш.
Цирк
Кишинев. Когда-то кишиневский цирк был одним из самых красивых и удобных в мире. Те времена давно прошли и сегодня здание вызывает у прохожих только грусть и тревогу (вспомните хотя бы обезглавленного клоуна на фасаде). Внутреннее убранство стало бы отличной декорацией для фильма ужасов и даже сюжет придумывать не надо.
Существует легенда, что в подвалах здания часто слышен детский плач. Люди, работавшие в цирке, связывали это с тем, что цирк возведен на месте бывшего Городского кладбища. Проверить это сложно - в разные периоды истории кладбища могли появляться в любом уголке Кишинева. Зато у администрации есть удобная «отмазка» - любую неприятность вроде банкротства можно объяснить местом, на котором стоит кишиневский цирк.
Подземный переход возле универмага
Кишинев. Честно говоря, нам в редакции самым страшным казался переход, который ведет к Академии наук. Но с городскими легендами не поспоришь - пальму первенства прочно удерживает «подземка» на перекрестке бульвара Штефана чел Маре и Измаильской улицы. Ходит слух, что во время одного из наводнений там утонула маленькая девочка (когда был столь страшный потоп, не уточняется). Сторожа рассказывают, что после полуночи в закоулках перехода раздается детский смех. После этого по утрам на плитке можно заметить мокрые следы босых ножек.
Бульвар Дачия
Кишинев. Выявить здесь конкретный участок сложно. Местные экстрасенсы и астрологи уверяют, что опасность вызывают многочисленные высотки, которые, как молниеотводы, вызывают огонь на себя. Кстати, старое название - проспект Мира - отчасти гармонизировало пространство, но переименование было не лучшим решением. Астрологи вообще говорят, что прямые длинные проспекты для нашего города это не лучший вариант.
С эзотериками можно было бы поспорить, но есть еще и статистика патрульной службы. Бульвар Дачия оказался самой опасной улицей для водителей - именно здесь чаще всего происходят ДТП, которые заканчиваются смертельным исходом. («Комсомольская правда»).
«Тут кто-то есть!»
Была обнаружена страшная находка в поле неподалеку от села Куболта Сынжерейского района - череп человека.
Полиция направила находку на судмедэкспертизу. Но что говорить про отдельный череп, когда Кишинёв весь стоит на костях, и даже огромный жилой «квадрат» улиц Индепенденций -Траян-Дачия-Куза-Водэ, как говорят старожилы, был когда-то огромным кладбищем, так что храм Дмитрия находилась как раз в его центре. С тем, что судьба всех городов и мегаполисов - строиться на древних костях, можно примириться, а можно и запротестовать и объявить это варварством. Но хуже всего, что люди не только в чистом поле, как в Куболте, а и под полом, и на огородах хоронят умерших не своей смертью. А те… являются в дома незваными гостями.
Однажды знакомый художник С-кий рыл подвал в своём доме, что стоит ниже Госфилармонии (тогда эта улица ещё называлась Комсомольской, теперь - Эминеску), как вдруг натолкнулся на человеческие кости. Может показаться странным, но эта находка, во-первых, его совершенно не удивила, во-вторых - даже вызвала своего рода облегчение! Будто он получил ответы на трудные вопросы.
Дело в том, что перед этим происшествием в доме творились странные, необъяснимые вещи. Хозяин никак не мог закончить переделку простеньких пристроек, которой мешали самые неожиданные обстоятельства. Мало того, что человек опытный в строительстве, да к тому же непьющий, он несколько раз без всяких причин - будто кто-то толкнул - падал с высоты лесов (хорошо, что с невысоких!), но и сам собой, как по волшебству, застывал только что приготовленный раствор, терялись инструменты, разливалась краска. По ночам в узкой кухне отчетливо слышались постукивания, причём звук шёл откуда-то снизу. Да еще на картинах к утру мистически проступали детали, которых художник отнюдь не рисовал! Дом словно выживал своих новых владельцев или что-то требовал от них.
Каждое из этих явлений или происшествий можно было бы отнести к совпадениям или случайностям, но в том-то и дело, что их скапливалось раз за разом слишком много, чтобы просто махнуть на них рукой. А тут ещё и маленькая дочь хозяев стала уверять, что видела на кухне «что-то беленькое, похожее на куколку». Перепуганная семья даже начала оставлять для «домового» по углам чашки с молоком и кашу, только и это не помогало. Стуки и неясные «похрюкивания», звуки торопких «шажков» по ночам продолжались довольно долго… Причем, что интересно, в совершенно определённой зоне дома!
…В общем, после выноса и захоронения костей где-то за городом (к властям во избежание ненужных расспросов обращаться не стали, костям был явно не один десяток лет) дом наконец-то «успокоился» и разрешил себя достроить. Но теперь, когда хозяин решил выяснить подноготную строения, оказалось, что, согласно городским легендам и свидетельствам старожилов, в своё время в доме когда-то была «пыточная и допросная» - то ли сигуранцы, то ли НКВД. Кто теперь разберет!
Пустынный парк
Парк «Алунелул» в микрорайоне Скулянка находится точно на месте большей части Еврейского кладбища, варварски уничтоженной ради его разбивки в 1950-х годах. В отличие от парка «Ла Извор» или уж тем более «пушкинского» парка в центре Кишинёва, не говоря о бывшем Комсомольском озере, парк «Алунелул» мягко говоря, не пользуется широкой популярностью у кишинёвцев и гостей столицы. Неспроста в парке отсутствуют аттракционы и увеселительные заведения. Детские площадки и скамейки веселья в него тоже не принесли.
И в тридцатиградусную жару мало кто испытывает неотвратимое желание надолго укрыться в тени разросшихся деревьев, за исключением случайных пешеходов и жителей соседних домов, которым с детьми просто деваться некуда. А уж ночью прохожие инстинктивно стремятся обойти парк стороной, даже не зная предыстории его создания. Очевидцы рассказывают, что в безветренную лунную ночь ветви деревьев почему-то начинают сами собой шевелиться, и тогда слышится неясный шум. Что-то тёмное и тревожное кроется в глубине зарослей, что не дает насладиться природой. Здесь «неохотно» растут цветы, парк не любят птицы (кроме мрачных ворон). Влюблённые тут тоже не засиживаются. В общем, попытки сделать место любимым зелёным оазисом микрорайона провалились.
Когда здесь несколько лет назад попробовали что-то построить, то снова наткнулись на человеческие останки - не все могилы были перенесены. Так что можно сказать, парк этот в буквальном смысле стоит на костях и теперь «мстит» людям нерадостной атмосферой. А многие гости столицы и люди несведущие, не понимая, в чём особенность этого места, ругают его, называя «старым и неухоженным сквером по пути от остановки к военкомату».
Проклятие Духов Мест
Кстати, Еврейское кладбище - отнюдь не единственный некрополь, варварски раскопанный в Кишинёве. Счёт мест, где покоились чьи-то кости, в столице идёт на десятки. Это и лютеранское кладбище, которое раньше примыкало к Армянскому, а в 1950-х годах было уничтожено. Это и место захоронений возле 1-й горбольницы, на месте спортивного техникума, это бывшее кладбище на пр. Дачия (угол Куза-Водэ), это и многие военные кладбища в разных частях столицы, как, к примеру, захоронения времен ВОВ близ кинотеатра «Патрия», и старинное кладбище вокруг храма Константина и Елены на холме, на въезде в микрорайон Рышкановка - вблизи цирка. Но тут-то как раз история по варварскому размаху уникальная…
Когда в 70-х годах прошлого века строили объездную дорогу, вьющуюся у подножия холма, часть его, вместе с прицерковными захоронениями, не церемонясь, просто «отрезали» как ломоть пирога. Могилы обрушились, их буквально перемололи с камнями и землей, хотя они представляли настоящую историческую ценность: ведь там покоился цвет бессарабского дворянства. Однако у таких мест есть свои ангелы-хранители, говорят экстрасенсы. И эти духи мест мстят за людское варварство. По-своему, конечно. Причём, в долгосрочной, как оказалось, перспективе.
Так как же они мстят? А тем, что «свято место… пусто бывает»! Иначе говоря, ничего успешного и радостного на месте костей не будет, любое начинание и тем более строение рано или поздно придёт в упадок - внутри или снаружи. Ведь некогда весёлое и шумное, а ныне ободранное, запущенное здание кишиневского цирка тоже построено… на костях. Упомянутое прицерковное кладбище некогда простиралось на довольно обширную территорию, включающую и ту, где сегодня стоит здание цирка. Неспроста все попытки возродить кишинёвский цирк каждый раз упираются в какие-то неразрешимые проблемы и обстоятельства, а само пустеющее здание всё больше напоминает каменного паука, нагоняя какой-то мистический ужас.
Более того: не везёт и всей бывшей кладбищенской земле вокруг цирка. Пустырь рядом с ним так и остаётся пустырем не один десяток лет. А ведь многие замахивались на него, даже перекупали, чтобы что-то воздвигнуть, да дело каждый раз неотвратимо обламывалось!
Призраки крепости в Бендерах
Старинная Бендерская крепость широко известна далеко за пределами города и даже страны. Её начали возводить турецкие строители ещё в 1538 году после вхождения города Бендеры в состав Османской империи. Однако некоторые учёные считают, что до турок здесь уже давно существовала молдавская крепость, сооружённая из дерева, глины и земли, впоследствии перестроенная османами в мощную каменную крепость.
Распоряжение о строительстве здесь крепости дал сам турецкий султан Сулейман Великолепный, доверив возведение каменной твердыни гениальному турецкому зодчему, известному как Абдульменнан оглу Синанеддин Юсуф, а также как Ходжа Мимар Синан Ага и просто Мимар Синан. Судя по некоторым источникам, знаменитая Роксолана даже ревновала к Бендерской крепости своего супруга Сулеймана Великолепного, поскольку его мысли целиком и полностью были заняты строительством. И крепость удалась на славу. Её называли «крепким замком на османских землях».
С Бендерской крепостью связаны многие известные имена. Вот лишь некоторые из них: князь Григорий Потёмкин-Таврический, граф Пётр Румянцев-Задунайский, генерал-аншеф Пётр Панин, полководец Михаил Кутузов, предводитель крестьянского восстания Емельян Пугачёв, поэты Александр Пушкин и Василий Жуковский, художник Иван Айвазовский, шведский король Карл XII, гетманы Украины Иван Мазепа и Филипп Орлик, украинский писатель Иван Котляревский, российские императоры – Александр I, Николай I, Александр II и Николай II. И именно здесь, над Бендерской крепостью, «летал на ядре» знаменитый выдумщик барон Мюнхгаузен. А уже в наше время тут находился с миротворческой миссией прославленный российский генерал Александр Лебедь.
Бытует легенда, что у каждой крепости есть свой дух. Да что там крепость! Многие суеверные люди убеждены, будто бы незримый покровитель существует у любого архитектурного сооружения, будь то мост, башня, дворец, дом или же просто квартира, где живёт обычный домовой.
В некоторых зарубежных фортециях даже установлены скульптуры «Духам крепости». Например, в честь 500-летия финской крепости Олафа на острове Таллисаари воздвигнут памятник рыцарю «Дух крепости», который представляет собой основателя крепости датского рыцаря Эрика Аксельссон Тотта, стоящего в полный рост, чей пристальный взгляд навеки обращён в сторону цитадели.
Дух Бендерской крепости надёжно охраняет многие её тайны. Это призраки и привидения, пугающие в полнолуние местных жителей и солдат, проходящих службу в воинской части на территории крепости. Это и многочисленные туннели и катакомбы под крепостью, ведущие далеко за её пределы, пронизывающие насквозь землю всего города и его окрестностей. Поговаривают, что где-то в них в пределах крепости упрятаны бочки с золотом и драгоценностями, заколдованные клады, золотая корона шведского короля Карла XII и даже золотая карета гетмана Украины Ивана Мазепы, якобы в которой они с королём приехали сюда после поражения в Полтавской битве. Здесь же вполне могут быть зарыты и турецкие сокровища – драгоценные камни и золото, возможно, и легендарный 90-каратный бриллиант султана Мохаммеда IV.
Так или иначе, но Бендерская крепость всегда была сокрыта от глаз не только местных жителей и туристов, но и учёных-археологов. Видимо, дух крепости славно постарался, чтобы это был строго засекреченный объект. Ибо на всём протяжении своей истории здесь непременно дислоцировались войска различных армий – молдавской, турецкой, русской, румынской, немецкой, советской, российской, приднестровской.
Фото-, кино- и видеосъёмка в крепости и вокруг неё категорически запрещалась. Надо ли объяснять мою заветную мечту снять на видео хоть какой-нибудь крохотный эпизодик внутри крепости, когда в августе 2008 года я приехал в Бендеры снимать кино, посвящённое 600-летию города. Такой фрагмент не только украсил бы сам фильм, но и явил бы миру мощь и величие одной из крупнейших крепостей Европы.
Я тогда снимал сериал под названием «Дыхание времени» по одноимённой поэме и другим произведениям председателя Бендерской писательской организации Леонида Алексеевича Литвиненко, который был и исполнителем главной роли. Мэр города Вячеслав Васильевич Когут горячо поддержал идею съёмок фильма, выдав мне официальное разрешительное письмо и назначив куратором съёмок своего заместителя Валерия Валентиновича Авдеева.
Естественно, первым делом я стал добиваться у руководства города разрешения на съёмку в крепости. Но меня сразу же предупредили, что это практически невозможно, что это секретный объект, что он подчинён не городу, а Министерству внутренних дел республики… Однако я был непреклонен и постоянно беспокоил Валерия Валентиновича по этому вопросу. Предлагал даже воспользоваться моими давними связями с Генеральным штабом России, где мне довелось служить в чине подполковника.
Вскоре дух крепости, видимо, почувствовал крепость моего духа, поскольку вдруг начались позитивные подвижки. В первых числах сентября мне позвонил Валерий Авдеев и осторожно намекнул, что мой вопрос может быть решён положительно в самое ближайшее время, и чтобы я потихоньку готовился к съёмкам. Спустя несколько дней он опять позвонил, чтобы теперь сообщить приятное известие: 12 сентября я могу спокойно снимать в крепости своё кино.
– А нужно ли мне иметь какое-то письменное разрешение для съёмок на территории крепости? – забеспокоился я. – Ведь меня могут не пропустить туда бдительные часовые. Как я им докажу, что мне позволено снимать?
– Не надо никаких писем, – обнадёжил меня Валерий Валентинович. – Подходите в 10 утра к центральным воротам крепости со своими артистами, и вас примут с распростёртыми объятиями.
«Надо же, как всё просто! – радостно подумал я. – Мне фантастически повезло!».
В мои планы входило снять, как Леонид Алексеевич Литвиненко читает свои стихи о крепости на фоне цитадели. Он должен был традиционно декламировать якобы для приезжей журналистки, а она якобы должна была всё снимать на свою карманную видеокамеру. Роль журналистки великолепно исполнила бендерская писательница Надежда Евгеньевна Делимарская. Я оповестил её и Леонида Алексеевича о предстоящих съёмках 12 сентября. Они с удовольствием согласились, т.к. сами никогда не были внутри крепости.
Меня тогда смущало только одно: два человека на фоне огромного сооружения могли элементарно затеряться в кадре. Необходимо было добавить к ним ещё кого-нибудь. К тому же мне хотелось, чтобы из диалогов артистов зрители узнали какие-нибудь интересные подробности об истории крепости. А кто может лучше всех рассказать о таких нюансах? Только специалист, написавший книгу об истории города. Я вспомнил о писателе Викторе Венедиктовиче Кучеренко, у которого буквально накануне вышла книга «Бендеры – жизнь тому назад…». Её издание госадминистрация специально приурочила к 600-летию города. Я пригласил на съёмки и Виктора Венедиктовича, чтобы он показал зрителям свою книгу и приоткрыл завесу некоторых тайн крепости.
Но и этого мне показалось мало. Нужна была ещё какая-нибудь массовка для оживления действия в кадре. Листая книгу Виктора Кучеренко, я вспомнил, что обложку для неё рисовал директор Бендерского художественного училища Виктор Иванович Постойкин. А вот и массовка! Студенты, рисующие руины крепости, существенно украсят сюжет. Я позвонил Виктору Ивановичу и рассказал ему о своей идее: пусть его студенты сымитируют для моего фильма урок рисования в крепости.
– А зачем имитировать? – обрадовано ответил Виктор Иванович. – Они будут рисовать крепость по-настоящему! Ведь мы её ещё ни разу не рисовали. Я включу это занятие в официальный план обучения студентов училища. Мы оставим на память потомкам такие виды крепости, какими они выглядели до реставрации.
В общем, к 10 утра 12 сентября к центральным воротам крепости подтянулись все участники съёмки – наша съёмочная группа, Леонид Литвиненко, Надежда Делимарская, Виктор Кучеренко, Виктор Постойкин и группа молодых художников. Но мы там оказались не одни. У ворот стояли военные оркестранты с музыкальными инструментами, съёмочные группы Республиканского и Бендерского телевидения, несколько милиционеров в парадной форме и большой красивый автобус с воспитанниками Бендерского кадетского училища имени Дзержинского и школы имени Макаренко.
«Видимо, в крепости будет проводиться какое-то серьёзное мероприятие, – смекнул я. – Поэтому и нам заодно разрешили снимать. Ладно, пусть проводят, лишь бы не помешали нашим съёмкам». А никто и не собирался нам мешать. Ровно в 10 часов ворота распахнулись, вся эта огромная масса народу хлынула в крепость и повернула налево в сторону плаца воинской части. Мы же спокойно проследовали прямо, по направлению к цитадели крепости. Виктор Постойкин въехал в крепость на автомобиле, в багажнике которого лежали мольберты для художников. Никто нас не спрашивал – кто мы, куда и зачем направляемся. И это несказанно радовало.
Зайдя в цитадель, мы стали готовиться к съёмкам – разворачивать аппаратуру, устанавливать камеру на штатив, подключать радиомикрофоны. Студенты достали мольберты, кисти, краски, бумагу… В это время рядом с нами суетился какой-то офицер в камуфляжной форме, переливая бензин из цистерны в ведро. Увидев наши приготовления, он подошёл ко мне и спросил, кто мы такие и что собираемся тут делать.
– Мы готовимся к съёмкам фильма, – гордо ответил я. – А кто Вы такой?
–Я командир этой воинской части, – невозмутимо констатировал офицер. – А кто вам разрешил снимать?
– Не переживайте, всё со всеми согласовано, – заверил я.
– А почему же я ничего не знаю? – удивился командир. – Погодите снимать, я сейчас всё уточню.
Он достал мобильник и стал кому-то звонить, объясняя ситуацию.
– Начальство тоже ничего не знает, – ошарашил нас командир. – Вам придётся покинуть пределы крепости.
Здесь я почувствовал себя в роли Остапа Бендера, когда тот потерпел крах на аукционе мебели и его попросили покинуть помещение. Но тот тогда не сдался и самоотверженно продолжил борьбу за стулья, проявив чудеса находчивости. Я решил не отставать от великого комбинатора, у которого, кстати, фамилия произошла от названия нашего города, и чей папа был турецкоподданным.
– Позвольте! Этого не может быть! – воскликнул я. – Меня уверили, что именно сегодня можно снимать в крепости.
– Правильно, снимать в крепости сегодня можно, – спокойно пояснил командир, – но только вместе со всеми, на плацу.
– Да? А что там сегодня происходит? – полюбопытствовал я.
– Так ведь именно сегодня большой храмовый праздник. Рпц празднует память перенесения мощей князя Александра Невского из города Владимира в Петербург.
– Это хорошо. Но причём же тут Бендерская крепость?
– Ну как же! У нас же здесь стоит военный храм Александра Невского! Правда, он сейчас полуразрушен, но именно сегодня сам Архиепископ Тираспольский и Дубоссарский Юстиниан будет освящать стены храма и лично отслужит молебен.
– Круто, – восхитился я.
– Ещё бы! Освящение храма станет отправной точкой в его восстановлении и послужит началом реконструкции всей нашей крепости! Так что вам лучше быть сейчас на плацу, на торжественном митинге.
– Да там и без меня есть, кому снимать. При необходимости я возьму эти кадры на телевидении. И потом, оттуда совсем не видно крепости, – не унимался я. – Мне нужна цитадель! У нас свои планы на съёмки. Подождите, я сейчас тоже позвоню.
Я набрал телефон Валерия Авдеева и объяснил ситуацию ему. Он удивился и попросил несколько минут подождать, обещая всё уладить. Мы стали тревожно ждать. Было бы очень обидно уйти отсюда, «несолоно хлебавши», пустив под откос столько сложных приготовлений. Через некоторое время зазвонил телефон у командира. Он быстро переговорил и обратился к нам.
– Начальство разрешило находиться тут только художникам. Пусть спокойно рисуют. А кино снимать запретили.
– Как это – запретили?! – возмутился я. – Меня заверили, что всё согласовано. Я сейчас ещё позвоню.
И я опять позвонил Валерию Валентиновичу.
– Сам не пойму, но произошла какая-то непонятная накладка, – грустно ответил он. – Давайте снимем кино как-нибудь в следующий раз…
Но следующего раза могло и не получиться. И я решил продолжить штурм крепости.
– А где можно поговорить с вашим начальством? – обратился я к командиру.
– Да здесь недалеко, в нашем кадетском училище. Там есть отдельный кабинет начальника Управления по общественно-культурным связям и информации МВД ПМР, спросите подполковника Вилкова Георгия Станиславовича.
– Хорошо! Я сейчас быстренько слётаю к нему и всё утрясу, – решительно заявил я офицеру и обратился к своей группе. – Никуда не расходитесь без меня. Художники пусть начинают рисовать. Им можно.
– Я могу подвезти на своей машине, – любезно предложил Виктор Постойкин.
Через несколько минут мы с Виктором Ивановичем уже были в кадетском училище. Но подполковника Вилкова на месте не оказалось. Он находился в Тирасполе на каком-то служебном совещании.
– Что будем делать? – спросил я у Виктора Ивановича.
– Наверное, сегодня и вправду не судьба, – ответил он.
– Ну, уж нет! Я буду ждать, пока Вилков не вернётся!
И мы стали терпеливо ждать. Не прошло и часа, как Георгий Станиславович приехал на своё рабочее место. Начались долгие переговоры. Мне пришлось привести массу убедительных доводов в пользу сегодняшних съёмок в крепости. И то, что я уроженец и патриот города; и то, что снимаю фильм за свой счёт, будучи военным пенсионером; и что я такой же подполковник, как и он; и что привёз из Москвы свою собственную съёмочную аппаратуру; и что у меня есть официальное разрешительное письмо от мэра города…
– Это всё, конечно, хорошо, – ответил Вилков, – но для съёмок на территории крепости необходимо письменное разрешение от Министерства внутренних дел республики. Ведь крепость – режимный объект, подчинённый нашему ведомству, а не городу. Надо отправить письменный запрос на имя министра, его рассмотрят и вынесут вердикт – разрешить снимать или нет. Эта процедура займёт не меньше месяца.
– Но тогда мы точно не успеем снять фильм к юбилею города, – расстроился я. – И это даже при условии, что мне дадут разрешение на съёмку. Но ведь мне его могут и не дать…
И я с новой силой продолжил штурмовать крепость. Не буду говорить, чего мне это стоило, но разрешение на съёмку я всё же получил. Видимо, крепость моего духа покорила духа Бендерской крепости, и он сделал мне поблажку.
Мы вернулись в цитадель довольные и окрылённые. Съёмка началась с особым вдохновением. За время нашего отсутствия художники успели нарисовать живописные виды крепости, и в кадр попали уже почти законченные работы, что было гораздо выигрышнее, нежели пустые листы бумаги, если бы мы никуда не отлучались. «Дух крепости специально устроил задержку съёмки, чтобы я смог показать зрителям более эффектные кадры цитадели», – ликующе думал я. (Игорь Сметанников).
Плачь Марюки
Средневековая твердыня просто не может существовать без призраков. С этим в Бендерах никто даже не собирается спорить. Старинной Бендерской крепости с её непростым прошлым самой судьбой предназначено пленять воображение мифами. Очень долго вход за крепостные стены был строго воспрещён всем, кроме военных: сначала румынской, потом советской, теперь приднестровской армии. Вот так и получилось, что хранителями и сказителями легенд Бендерской крепости стали простые солдаты, проходившие здесь «срочную».
Когда служил в крепости, слышал разные байки, но не верил им, – рассказал бендерчанин Сергей Петраков. – Но однажды действительно был всерьёз испуган. Стоял ночью в карауле у здания бывшей конюшни. Вдруг отчетливо слышу внутри шаги, и даже будто заплакал кто-то. Посветил внутрь фонариком – никого. Закрыл дверь – через несколько минут всё повторилось. Так продолжалось до самого утра.
Шаги, рыдания и даже разговор слышали и другие солдаты. Но этими явлениями посланцы тонкого мира не ограничиваются.
В крепости есть своя «Белая дама»: белый женский силуэт, носящийся по воздуху. Приблизившись к человеку вплотную, он неожиданно исчезает. Верят, что эта не нашедшая покоя душа появляется не просто так, а к переменам в судьбе того, кому она является. По некоторым данным, неприкаянную обитательницу крепости при жизни звали Марией. Она была наложницей коменданта Мехмет-паши и вертела слабохарактерным старцем, как хотела. При этом красотка отличалась изощрённой жестокостью по отношению к единоверцам, за что и была прозвана Марюкой. Когда русские войска штурмовали крепость, Марюка бросилась вниз с башни, где жила.
Установлено: В тех странах, где часто появляются призраки, полтергейст, НЛО и др.
- там и проявляется проституция в человеческом обществе
Когда с неба падают камни
21 июля 1979 года в городе Каушаны (Молдавия) на крышу и во двор дома ИД Скиценко в течение полутора минут падали коричневые каменные шарики диаметром от 1 до 1,5 сантиметра. Хозяин подобрал несколько штук. Внутри шариков оказалась окалина сине-серого цвета, как после электросварки. Камешки кое-где были оплавлены и притягивались к магниту.
Часто загадочные камнепады связаны с проявлениями полтергейста. Они могут преследовать так называемые «беспокойные» дома и отдельных людей. Вечером 27 октября 1973 года двое мужчин рыбачили на озере Сканитлз (штат Нью-Йорк). Внезапно в воду рядом с ними упал большой камень. За ним еще один. Постепенно начался настоящий камнепад, правда, с неба сыпалась уже мелкая галька.
Когда рыболовы сели в автомобиль, камни продолжали их преследовать. Анализ, который провели эксперты геологического факультета Сиракузского университета, показал, что все камни были местного происхождения. 29 мая 1973 года на четыре дома в бельгийском городке Вильсель обрушился каменный дождь. Было отмечено, что камни падали, только когда поблизости находился 14-летний подросток, сын одного из жителей.
27 октября того же года «невидимка» кидался камнями в двух челове... в местечке Сканитлз (штат Нью-Йорк). Ни в одном случае не удалось установить причину камнепада. Возможно, это явление связано с психокинезом - способностью людей воздействовать на предметы на расстоянии. Кстати, некоторые исследователи считают, что древние египтяне использовали психокинетические способности при строительстве пирамид. (Ирина Шлионская).