Духи, демоны и привидения в республике Дагестан. 2
Мифология народностей Дагестана
Несколько веков дагестанцы исповедуют ислам, но до сих пор в высокогорных селениях еще сильны суеверия. В Дагестане нет общего наименования мифологических персонажей с одинаковыми функциями, почти каждый из народов имеет своих богов. Все мифологически существа условно можно разделить на несколько категорий.
1. Покровители рек, озёр, морей, горных вершин и т. п., а также охотников. Существуют легенды о хозяевах диких зверей, пасущих и доящих оленей и туров. Они дарят охотнику дичь, убивать которую без их разрешения воспрещается, а ослушник всегда наказывается. К их числу относится Абдал (у цахуров и лакцев). Иногда крадет из утробы матери еще не родившегося ребенка и делает его пастухом туров. Со временем ребенок становится Абдалом.
У аварцев покровители охоты - Будуалы, выступающие группой. Грешных людей забрасывают камнями, безгрешных же пропускают беспрепятственно. Иногда угощают охотника, при этом собирают кости съеденного животного и оживляют его после трапезы. По поверьям, если осенью на высохшей траве обнаружатся следы Будуалов, то будет засуха, но если подняться на гору и сделать жертвоприношение, то пойдет дождь. По некоторым поверьям забирают к себе невинных детей из утробы матери для замены умершего Будуала.
У лезгин особо почиталось божество земледелия и скотоводства Гупар.
2. Домашние духи (домовые). Этот образ распространен почти у всех народов. Местом обитания «домового» считается центральный столб дома. По поверьям, домовой может препятствовать краже скота, его падежу. По преданиям аварцев и рутульцев, «домовой» внезапно появляется перед вором при попытке кражи домашнего скота и тем самым препятствует ее совершению. Однажды вор намеревался украсть овцу. Как только он дотронулся до шерсти овцы, перед ним предстала женщина необычайной красоты и шерсть овцы тут же засияла неземным светом. Женщина повелительно сказала: «Не тронь овцу!» Вор убежал, не чуя под собой ног.
Лакцы называют домового Аццалов. Он бывает добрым и злым. Оказывает помощь обитателям дома. Иногда же начинает душить спящего. От него можно избавиться, сорвав с него ожерелье и бросив в маслобойку.
У татов - Нумнегир «имя, которое не произносится», у дидойцев – Кине, у даргинцев – Куне, у лакцев – Кини (или Кяла чири «белая борода»), у рутульцев – Тушедрышбе, у аварцев – Бакараб рух. Это добрые духи, покровительствующие роду, семейному очагу, приносят в дом изобилие. Они невидимы, но могут показаться в облике кошки, хомяка, змеи с ногами и золотыми рогами. Увидевшему Кини, суждено счастье. В представлениях же даргинцев Куне – женщина высокого роста, с большими грудями, с красными до пят волосами. Никогда не причиняет зла, но ее уход из дома предвещает беду.
В мифологии лакцев существует хозяйка ветров (Чассажи), существо с длинными распущенными волосами. Живет в доме, находящемся в безлюдном месте. На людей, совершивших дурные поступки, насылает ветер, сметающий все на пути. Для ее умилостивления вытапливают на огне сало жертвенного барана.
Мантули, Лки хллу (длинная коса) – у лакцев добрый горный дух в облике девушки с длинными золотистыми волосами. Живет в пещере. Помогает женщинам в их домашней работе, но об этом никто не должен знать. Согласно мифу, женщина, разболтавшая о ее помощи, была жестоко наказана – ее дом был разрушен, дети погибли.
Таты же представляют своего «домового» в облике ласки или большой крысы. По поверьям шкурка животного, прибитая над постелью роженицы, больной, может предохранить их от беды. Появление же домового рассматривается как предвестник несчастья.Тушедрышбе – у рутульцев добрый дух, покровитель ковроткачества.
Кроме доброго домашнего духа, по поверьям дагестанцев, существует и злой домашний дух. Кушкафтар – в мифологии табасаранцев, лезгин, рутульцев (Кашкафтар), цахуров (Ална йед), лакцев (Кавтар кари) – злой дух, в образе безобразной старухи с острыми, торчащими изо рта клыками, горящими глазами, с нечесанными длинными волосами, большими грудями. Живет с дочерью в лесу, похищает детей и сжирает их ночью.
Гамалакар – злой дух в мифологии жителей с. Шуланиб, антипод доброго духа, покровителя ковроткачества. Он собирает клубки ниток как подаяние в семьях, где были девочки. Если ему давали клубок ниток, который пряла не сама девочка, то дух отвергал подношение. Иногда Гамалакар требовал мальчика. Тогда ему в качестве выкупа давали нож. Представляется существом без рук, без ног, с кожаным мешком, наполненным шерстью.
Сухасулу – в мифологии лакцев, аварцев (Кегилу), лезгин (Квал), рутульцев (Хварц), табасаранов (Хварс), цахуров (Курчел) – имеет вид старухи в лохмотьях, с дряблыми грудями, распущенными волосами. Живет по закромам, наваливается на человека и душит его. Служит человеку, которому удалось похитить ее ожерелье. Квал принимает облик старика или домашних животных.
Аварский Бакараб рух и лакский Кяла Чири бывают, добрым, приносящим в дом достаток, или злым, приносящим в дом постоянную нужду. Предстает в облике мужчины с белой бородой в белоснежной одежде. Дух является верхом на коне, требуя еды. Те, которые насытили его, вознаграждаются благополучием; отказавших ему в еде – наказывает нищетой.
Лезгинский домашний дух, Квал, также выступает и как добрый (в образе доброго старика), и как злой дух. Появляется ночью и пытается задушить спящего. Иногда представляется с вывернутыми назад ногами, что сближает его с чертями. Домовой кумыков Басдырыкъ, также имеет привычку нападать на всех. Но чаще он нападает на больных хронической болезнью. Из-за этого его называют джинни азгъаны «худой измельчавший».
Андийский домовой Челкан, домашний дух в образе кошки, напоминающей своим обликом человека, хотя никого и не душит, но может вызвать у грудных детей кровь из носа, отчего они умирают.
Кибирхан – у даргинцев, посещает избранных людей к большой удаче или к большому несчастью, к перемене судьбы. Тому, кто сможет у него спросить «Что мне?» он предсказывает судьбу.
Хегело – злой дух у аварцев, сотворенный из обожженной глины. Ночью начинает душить спящего, не давая ему заговорить, крикнуть.
Цыр – у рутульцев плачущий дух. Просит жертвоприношений. Представляется в образе мужчины в черном или в образе белых мотыльков.
3. Божество огня. У лезгин Алпан, у лакцев Вилах. Обиталище духа – очаг дома. В прошлом горцы сохраняли в очаге тлеющий огонь. В очаг запрещалось плевать, выливать воду, бросать мусор и т.п.
4. Небесные божества. У лакцев - Барз, лезгин (Варз), даргинцев (Бадз), аварцев (Моз) – божество луны. Имеет облик прекрасноликой девушки. Распространен сюжет о пятнах на луне. Луна и солнце когда-то были влюблены друг в друга. Но луна стала хвастаться тем, что она красивее солнца и на нее смотрят больше чем на него. Тогда солнце бросило на лик луны комья несмываемой грязи, отсюда – пятна. Обидевшись, луна убежала от солнца, которое поняло свою вину и тщетно пытается догнать луну. Горцы Дагестана наделяли луну и солнце обликами девушки и юноши, в одних мифах они считались братом и сестрой, в других - возлюбленными. Особо почитаются божества грома и молнии Асс (у лакцев), Арш (у цахуров), божества дождя Зювил (у лакцев), Гудил (у табасаранцев), Гуди (у рутульцев), Годей (у цахуров), Пешапай (у лезгин).
5. Олицетворения болезней. Так как жизнь горцев очень сурова, то и в мифологии преобладали злые духи. Большую роль играли олицетворения различных болезней (шайтаны). У дагестанских народов шайтаны - это существа, обросшие волосами, с вывороченными ногами и руками, ростом меньше человека. Живут они в уединённых местах, ведут тот же образ жизни, что и люди: справляют свадьбы, рождают детей (при трудных родах приглашают женщину-повитуху); любят кататься на лошадях. Иногда принимают облик знакомого человека. Унтул эбел (Мать болезней), Рукъурлъи ила, Гадалъи ила – у аварцев дух, предвещающий несчастье. Если она назовет человека по имени, он умрет, если попросит еду – ожидается голод, тряпку - не будет мануфактуры, шкуру – мор скота. Чтобы умилостивить ее и уберечь себя от бед, надо дать ей выкуп.
Залзанагый, Йдлаин, Унтун, Эбл, Рукурли ила, Годаги ила, Аццалав – в мифологии рутульцев, аварцев, ийцев, ботлихцев и лакцев – злой дух, в облике женщины огромного роста, с длинным носом, нечесаными волосами, в лохмотьях. Ее появление влечет болезни, войны, голод и т.п. От нее можно откупиться едой или старой одеждой.Мамов, Молу – в мифологии лакцев, андийцев, даргинцев-акушинцев, татов, аварцев-андалальцев – духи, покровительницы рожениц. По другим поверьям - опасные, злобные духи, насылающие на детей болезни и смерть. Имеют облик старух в белых или черных одеждах.
6. Тотемы. У многих горских народов существовали тотемические представления. Тотемами выступали предки людей медведь, корова, собака, конь, орёл. Значительна роль змеи; у аварцев и лакцев змея - добрый дух, покровитель дома, у гидатлинцев - олицетворение воды, дождя и молнии.
7. Дикие люди. Галхулчи – у аварцев дикий человек с топором в груди. В некоторых преданиях выступает саблегрудая женщина, «Дангъалай». У других народов известны «Темиртеш» («Железная грудь»), «Кылычтеш» («Саблегрудый мужчина») – у кумыков, «Рикирал дак» («Грудь топором») – у лакцев, «Старец-кине» («Старец-призрак») – у даргинцев. Враждебен человеку, которого старается погубить при встрече с ним в лесу.
Рохдулай у аварцев воплощение злой женщины огромного роста, с вывернутыми назад ступнями, длинными черными волосами на ногах, одетой в лохмотья. Обитает она в скалах. Человек, увидев ее, заболевал и, мучимый лихорадкой, умирал. Она вступает в поединок со встреченным ею человеком и всегда одолевает его. Убить ее может только злаковый бульон
Возможно из-за того, что в мифологии Дагестана существовало много различных божеств, горцы так быстро приняли зороастризм. Он легко вписывался в древние местные верования, в основу которых было положено поклонение силам природы - солнцу, огню, воде и земле, без которых не мыслил себя человек-земледелец и скотовод.
Мифотворчество, составляя одну из основных форм понимания человеком окружающего мира и осмысления себя в нем, представляет собой важнейшее явление в культурной истории человечества. Кавказская мифология, к которой относится и аварская, сложилась в глубокой древности. О существовании в древнем Дагестане мифологии свидетельствуют результаты исследований археологов, этнографов, искусствоведов, фольклористов.
Эти исследования донесли до нас мифы о культе близнецов, о покровителях охоты, зверей, богоборческие, космогонические (о мироздании, о происхождении тех или иных явлений природы) и т.д. Культ божества плодородия, благодати, культ богини матери имел распространение как в мифологии и фольклоре, так и древнеземледельческих памятниках искусства горного Дагестана.
У народов Дагестана нет общего наименования верховного божества. В фольклоре аварцев его называли Бечед, Цоб, у лакцев - Зал, у кумыков - Тенгри и т.д. В данной статье мы остановимся на наиболее характерных для аварского фольклора мифологических персонажах. Здесь в трансформированной форме сохранились персонифицированные образы Ракьул эбел (Мать земли), Лъадал эбел (Мать воды), Гьорол эбел (Мать ветра), Унтул эбел (Мать болезней), которые изначально, видимо, восходили к образу матери-созидательницы.
В процессе исторического развития эти образы трансформировались, претерпевали существенные изменения и представали иногда как антиподы божества. Так, первоначальная функция Гьорол эбел, доброго духа или божества, покровительствующего социально-обездоленным, отчетливо проявляется в волшебной сказке «Мать ветра». В признательность за умелое выполнение своего поручения она окунает падчерицу в золотое озеро. В позднейшей стадии развития Гьорол эбел изображается как враждебная человеку сила в облике женщины с распущенными волосами, в изорванной одежде.
К древнейшим мифологическим воззрениям восходят представления о духах, приносящих болезни. Нам представляется, что первоначально Унтул эбел (Мать болезней) была добрым божеством или духом. Так, по верованию жителей сел. Зубутли Казбековского района, Унтул эбел может и напустить болезни, и исцелить больных, т.е. в такой трактовке образа сохранились изначальные магические функции доброго духа; в горных же районах она олицетворяет только зло. По рассказам, Унтул эбел демонологический персонаж, имеющий облик нагого ребенка с жестким, как кора дерева, телом.
По верованию аварцев сел. Анди, Миарсо Унтул эбел - существо в тряпках -полуплоть, полудух, женщина огромного роста, лица которой со впалыми щеками и длинным носом не видно из-за рыжих волос. Обычно она появляется в селении неслышно, ночью. Приход ее предвещает болезни, эпидемии. Чтобы умилостивить ее и уберечь себя от бед, надо дать выкуп, жертвоприношение, еду, старую одежду.
В сел. Хунзах Мать болезней называли еще Ухьила хер (Стонущей травой). По поверью, услышавший стон этого мифического существа должен задобрить его обещанием, произнося распространенные в народе-заговоры: «Дам тебе масла помазать потрескавшиеся руки, ноги», или «Иди вверх на гору, вниз по реке, перейди на траву, на землю». Форма словесного обращения-изгнания служит средством воздействия на дух.
Особый интерес представляют рассказы о голодном духе. Вера в загробную жизнь, почитание предков, страх перед мертвецами, видимо, стали основой для возникновения представления о голодном духе. Душе умершего, которая не получает жертв в народе дается название Бакъараб рухI (Голодный дух). По народному верованию, он старается вымещать на людях свое недовольство, мстит им за то, что они не совершают жертвоприношения, чтобы успокоить дух умершего.
Аварцы представляли Бакъараб Рух существом огромных размеров, достигающего неба. У него огромные, похожие на человеческие, руки и ноги. В с. Хиндах Шамильского района считали, что он бывает черный - злой или белый - добрый. Разнообразны, разнолики мифологические персонажи аварцев, восходящие в своей основе к отдаленной древности и рассказывающие о связях их с миром природы. Древние духи, божества обладали таким реликтовым общим признаком, как олицетворение плодородия, изобилия.
Редкий архаичный мотив превращения братьев в горы сохранился в андийском мифе «Бахарган и Моду», записанном X. Сайпуевым в сел. Рикваниб. В этом чудом сохранившемся мифе повествуется о верховном боге аварцев Цобе и его сыновьях-близнецах (Бахарган и Моду), непорочно зачатых от земной женщины. По наговору завистливых людей жестокие боги превратили одного брата в скалистую гору Бахарган, другого - в гору Моду покрытую пышной растительностью. После смерти матери сердце ее захоронили в центре горы Моду, у ее подножия - один глаз, а другой - у основания горы Бахарган. Из глаз матери и по сей день текут слезы, со скалистой горы капает холодная, леденящая вода, с живописной горы Моду - теплая, целебная.
Горы Моду, Бахарган выступали у андийцев как своеобразные культовые центры. По мифологическим сюжетам, бытовавшим в этом регионе, на вершине горы Бахарган обитало сообщество божеств, чье существование было уподоблено образу жизни людей. Верховным божеством их считался Цоб.
Одним из древнейших образов является образ покровителя дома, домашнего очага. Таков древнейший образ змеи, которая выступает в представлениях, верованиях горцев как символ богатства, благополучия и плодородия. По верованию гидатлинцев, от ее прикосновения разрастается все живое. Аналогичные образы встречаются и у других народов. По гидатлинским преданиям, домашний дух, представленный в облике женщины необычайной красоты, заботится о сохранности скотины. Позднее функции покровителя дома переходят к гостю, который, согласно народным представлениям, священен и неприкосновенен, он вносит в дом баракат (благополучие), мир, согласие, отводит беду.
Рассказывают, что в прошлом люди находили утром дома вычесанную домашними духами шерсть, вытканные ими ковры, паласы, выделанные бурки и т.д. По верованию зубутлинцев, Темирхъо - всевидящая молодая невеста, которая непосредственно управляет процессом изготовления войлочного паласа, незримо присутствует между женщинами, прессующими палас, магически воздействует на ритмичность их движений. В сел. Андых Советского района Темирхъо выступала и как покровительница пахоты.
В сел. Шуланиб Гунибского района бытуют рассказы о мифологическом персонаже ГIамалакIар. Это существо без рук, без ног, с кожаным мешком, наполненном шерстью. В семьях, где были девочки, ГIамалакIар требовал как подаяние клубок ниток или дочку (клубок ниток на аварском языке обозначается словом «г1амал», вероятно, отсюда и произошло имя этого персонажа). Когда ГIамалакIар требовал мальчика, ему в качестве выкупа давали нож. Говорят, что у тех, кто не давал ему подаяние, ГIамалакIар забирал детей.
Как добрая покровительница косарей предстает в преданиях Айзалул (с. Нитаб Шамильского района). Стоит ее позвать по имени, она тут же появляется вместе с двумя дочками. Никто не видит чудесных помощников косарей: об их присутствии свидетельствуют лишь огромные снопы сена.
В народе бытуют отдельные мифологические образы, фрагменты сюжетов или образные выражения, отражающие архаические представления, суть которых в настоящее время не всегда улавливается. Так, среди арчинцев и в настоящее время бытует выражение «Гьали гидан» - дословно «ради Бога». Народные представления о божестве Гьал позволяет предположить, что это божество в прошлом занимало значительное место в представлении горцев. Гьал (у лезгин - алпаб, у кумыков - алтасли, у лакцев - албасти) имеет параллели и в фольклоре других народов Кавказа. В Сванетии владычицу зверей называли Дал, а у вайнахов - Дела, Елта, у осетин -Да и т.д.
В фольклоре аварцев встречаются и сюжеты общекавказских преданий о встрече охотника с саблегрудным демоническим человеком Палхулчи (Дикий человек). В сел. Чох саблегрудную женщину называли Дангьалай. Заметим, что образ саблегрудной женщины сохранился только в этом регионе.
Содержание аварского предания о саблегрудном человеке Палихулчи (Дикий человек), записанного нами в сел. Бежта Цунтинского района, идентично общекавказским преданиям об этом персонаже. Встреча охотника с демоническим существом обычно предвещает несчастье, неудачу, гибель. В этом предании встреча оказывается гибельной для лесного человека. Такая развязка мифологического сюжета свидетельствует о преодолении в фольклорном творчестве древних представлений о зависимости человека от сил природы.
Утверждение в Аварии мусульманской религии, сопровождавшееся усилением культурных связей горцев с народами Среднего и Ближнего Востока, оказало заметное влияние на мифологические повествования. Наиболее показательны в этом плане богоборческие легенды об исполинах - самудилах, которые восходят в своей основе к кораническим сюжетам. В них изображается противодействие между монотеистическим богом и противостоящими ему героями-приверженцами языческой религии.
По представлению аварцев Ботлихского района, самудилы - добрые духи обитали на горе Танду. Они были огромного роста, обладали колоссальной силой. Приверженцы ислама потребовали от самудилов, чтобы они подчинились Аллаху, но самудилы отказались повиноваться ему. Разозлившись на них, Аллах послал смерч на гору Танду. Смерч был так силен, что сбросил с горы валуны, камни, обрушил целые скалы.
Укрывшиеся в пещере самудилы чудом остались живы. Но даже после смертельной угрозы они не покорились Аллаху. Тогда он с такой силой подул на гору, что заледенели и горы, и укрывшиеся там самудилы. Этим и объясняют в народе, что на этой горе снег чудного блеска, а родник, бьющий из горы, обладает целебными свойствами. Здесь местный сюжет о духах-покровителях людей перекликается с кораническим сказанием о гибели самудилов. Следует отметить, что по кораническому сказанию их наказывают молнией, криком, воплем, а не ветром, как в приведенной легенде.
Обращает на себя внимание и тот факт, что роль самудилов в легенде более значительна, чем языческих богов. Верующие, совершающие жертвоприношение на этой горе во время засухи, просят у самудилов не только дождя, но и счастья на этом свете и райской жизни на том. Последнее – результат явного влияния мусульманских представлений о загробном мире.
Тема противоборства явственно выражена и в легендах об исполинском богатыре Уже, пришедших в фольклор из Корана. В наказание за непослушание Аллах насылает на Ужа наводнение, мотив, характерный для коранических легенд. Но Уж не испугался его мести, считая, что верхом на коне сможет противостоять потоку. Но наводнение было таким сильным, что он вынужден был подняться на гору, но и там не нашел спасения. Даже когда Уж стал захлебываться, он не пожелал покориться божественной власти. Смерть непокорного Ужа здесь по-нартски величественна.
Итак, в аварской мифологии сохранились своеобразные мифологические образы (герои-близнецы, покровители охоты, зверей, ковроткачества, сенокосов), а также демонологические персонажи (Мать ветра, Мать болезней, Голодный дух и др.). В период утверждения ислама, языческие боги постепенно забываются, отдельные их черты перенимаются мусульманскими угодниками, наблюдается сочетание мусульманских представлений с языческими. («Открытый Дагестан»).
Праздник не удался...
Каждое лето мы всей семьей ездим в Дагестан, к своим родственникам. И каждое лето, там настает праздник Ураза-байрам, и дети идут собирать конфеты (прямо как в Хеллоуин, только чудиками не наряжаются). В такой же день, когда мне было 12, мы пошли с подружками, Патюлькой и Алькой, собирать сладости. Когда у нас была наполнена половина пакета, мы уже хотели идти в другое селение. Но Алька предложила пойти в дом, в котором уже не живет, и проверить, есть ли там кто. Дом был не старый и дряхлый, как вы наверняка уже представили, а красивый и двухэтажный.
Мама говорила, что его построили два богатых брата, которые умерли хрен знает от чего. Так вот, никто Альку не поддержал, мол, зачем идти в дом, в котором никого нет, надо бы идти в те дома, двери которых открыты. Мы оглянулись, а двери в этот дом открыты! Ну, ладно, думаем, пошли. Мы зашли в дом и сказали: «С праздником!» (по-аварски), но дома никого не было... Патюлька сказала:
- Видишь, здесь никого нету, пошли!
- Ну ладно...
Мы уже хотели уйти, как Алька увидела коробку конфет и воскликнула:
- Вот видишь! Здесь кто-то есть! Просто они ненадолго ушли!
- Ладно, подождем.
Я подошла к коробке, чтобы посмотреть какие конфеты, и от увиденного у меня глаза как два блюдца стали. В коробке лежали конфеты «Авиалетчик» и «Арктика», как я помню, такие конфеты были только в СССР! Я посмотрела на конфету - дата упаковки - 14. 02.1965! Я сказала девочкам:
- Пойдемте отсюда!
- Почему?
- Нет времени объяснять.
- Не пойду... О! Смотри! Там кто-то есть! - сказала Алька.
Мы повернули головы и увидели, что в конце коридора кто-то в два метра высотой стоит и машет нам! Блин, машет нам! Мы живо выскочили из дома и побежали со всей дури. Где-то на половине пути мы заметили, что с нами нет Патюльки! Решив пойти обратно, мы пришли к дому, но не решались зайти в него. Вдруг мы услышали чей-то крик, и звук разбитого стекла! Мы повернули головы к источнику звука, и увидели, как из окна кто-то вылезает! И что вы думаете: мы пошли посмотреть, что случилось?
Неееет, мы разом вспомнили все страшилки, и совсем забыли о Патюльке (блин, друзьями еще называемся), и опять дали деру. Вдруг мы заметили, что за нами кто-то бежит! Мы, не оборачиваясь, побежали еще быстрее (честное слово, обогнали бы гоночную машину!). Я вот только сейчас вспоминаю: ведь, пока это все происходило, на улице не было ни души! А до этого здесь было полно детишек. Так вот, мы, наконец, обернулись и увидели, что за нами бежит Патюлька! Мы остановились и она говорит:
Дальше с ее слов: «Стою я, значит, с вами, вы вдруг начинаете на конфеты пялиться. Я решила быстренько сходить на кухню, попить, и случайно попала в кладовку, и вдруг, дверь за мной захлопнулась. Я решила, что это вы решили пошутить надо мной (простите за тавтологию), как вдруг я увидела через окошко, как вы с криками бежите из дома, и тут я реально испугалась. Я услышала, как кто-то ломится в дверь, и закричала! Но тут я взяла молоток (как вы помните, она в кладовке), выломала окно (оно не открывалось), и выбежала из дома. Я бежала за вами, а вы, хрен знает зачем, от меня!»
Вот такая история. Я до сих пор не могу понять три вещи: первая - полное отсутствие людей на тот момент. Второе - конфеты из СССР, откуда, блин, они взялись здесь, в 21 веке, да еще и в Дагестане? И третье - мы идем собирать конфеты в шесть часов утра, по моим подсчетам, прошло где-то часа два, а когда мы пришли домой, был вечер! Да еще и родители говорят, что нас не было целый день, и они нас искали, и что тысячу раз проходили мимо того дома! Когда вспоминаю эту историю, у меня мурашки по коже, и одна мысль в голове: какого черта тогда произошло?
Кольцо
У меня родители родились в дагестанском высокогорном ауле.
Это очень старое село, хотя там до сих пор живет около 200 семей. В основном старики, которые ни в какую не хотят переезжать в город, к детям. По принципу: здесь родился, здесь и похороните. Аул расположен на вершине горы, и чтобы до него добраться, нужно ехать 9 км наверх по виражам под 80 градусов. С одной стороны гора, с другой пропасть. Много мистических историй я слышала в ауле от разных людей. Я всегда на лето езжу к старикам. Эту историю я напишу от лица одной бабушки, которая и рассказала мне. Кстати, она до сих пор жива, ей около 90 лет.
...Дружили мы с соседской девочкой Зулейхой, нам было по 16 лет. За водой вместе всегда ходили. В то время в селе был только один родник, и все новости женщины узнавали там. И вот мы слышим, что семья М...вых чинила дорогу возле своего дома (после сильного дождя ее смывало и образовывались глубокие ямы, люди заваливали землей дорогу, чтобы выровнять). И вот, когда закапывали очередную яму, оказалась, что это чья-то старая могила.
Мы из любопытства побежали с Зулейхой к тому дому, посмотреть. Яму еще не закопали, т. к. все пошли спрашивать старейшин, что делать. Мы посмотрели в яму, разглядели кости (кажется, это была рука). Зулейха нагнулась и подобрала что-то круглое, как кольцо, рядом с ямой. И мы пошли обратно. По дороге она чистила об платок эту железяку, оказалось, что это действительно кольцо.
Зулейха жила с матерью. И ночью, когда она собиралась лечь спать, вдруг почувствовала, что дом трясет, и по лестнице кто-то поднимается. Мать уже давно спала. 3улейха испугалась и замерла, уставившись на лестницу. Прямо на нее как бы плыла высокая женщина. Она поднималась все выше и выше, пока головой не уперлась в потолок. Женщина была одета в длинную белую простыню, которая тянулась шлейфом. Женщина молча смотрела на Зулейху, но и без слов было понятно, что она пришла за кольцом. Больше девушка ничего не помнит.
Рано утром мать нашла дочь возле лестницы. Зулейха была без сознания, лицо ее было перекошено, как при вывихе челюсти. На крики матери соседи позвали врача, который сказал, что она сильно чего-то испугалась, и у нее что-то с лицевым нервом. Зулейха больше никогда не говорила. Так и умерла с перекошенным лицом в возрасте 50 лет. Общалась она со мной с помощью карандаша и бумаги. Кольцо после той ночи исчезло. Многие односельчане, кто помнил Зулейху, подтверждают эту историю. Вот такие дела. Я после истории этой бабки несколько ночей заснуть боялась.
Анжела
Сегодня, 14 августа, годовщина моей свадьбы. Мы с мужем отметили саму церемонию скромно - посидели вчетвером со свидетелями в ресторане. Когда ехали обратно. решили заглянуть на мое бывшее рабочее место - раньше я работала продавцом в супермаркете, находящемся недалеко от наших с мужем домов. Так и зашли - я в свадебном одеянии, а муж в смокинге. В ночь дежурили охранник, кассир и продавец.
Кассир и охранник не обратили особого внимания на нас, зато Анжелка, ночной продавец, радовалась как дитя за нас. Обнимала, целовала и искренне желала счастья. Мне тогда было 21, ей 22. Никогда мы с ней не дружили, просто были сменщицами по одному отделу. Она - мусульманка с корнями из Дагестана, я - православная, но отец мой тоже из Дагестана. Зачастую шутили, что чуть ли не сестры. Потом я уволилась, за пару месяцев до свадьбы. Но в магазине бывала регулярно. Девчонка она классная: жила-снимала в общежитии с подругой лучшей (тоже работавшей у нас) комнату в общаге. И вот, прошло некоторое время после свадьбы, наступил обычный день 9 сентября. Муж заболел, и я пошла в наш магазин за «вкусненьким».
Девчонки были заплаканные. Оказалось, Анжелка в реанимации, на грани. Накануне ее бросил парень - со здоровьем по-женской части была беда. Врачи предлагали лечь в больницу, но она отказалась. Поехала на выходные к родителям в деревню. На остановке ее решил подбросить знакомый. Точно неизвестно, что за ссора произошла, но машина врезалась в дерево. Знакомый жив, хоть и в шоке, а Анжелка в реанимации. Лучшая подруга, с которой она жила, была ночью а больнице. Анжелка очнулась, но ничего не говорила. Только плакала. Потом подруга уехала домой.
Такие сведения мне сообщили мои бывшие коллеги. Я сильно переживала, ведь Анжела единственный искренний человек в коллективе гарпий, не сказавший слова дурного в адрес кого-либо. Я молилась, переживала сильно. Мы с ней неблизкие, чужие люди, но ее искренность поздравлений и эмоций в день свадьбы меня покорила. Мужу я дала лекарства, уложила спать. Сама же, почему-то, не могла отойти от окна. Все смотрела, ждала чего-то, курила и думала лишь о том, что бы она выжила.
В полчетвертого я легла, но не могла уснуть: смотрела в потолок и слушала шум проезжающих машин. Внезапно, раздались два громких выстрела за окном и душераздирающий женский крик: «Ранили или убили?» Я резко подскочила к окну, но никого и ничего не увидела. Тишина. Так я кое-как уснула к 8 утра. А ближе к обеду мне сказали, что Анжелочке сделали аллергический укол, последствия которого не смогли ликвидировать. Она умерла, не приходя в сознание. Только тогда я поняла значение своего, не знаю как назвать, видения или «слышания». Но почему я? Лучшая подруга была с ней, а произошло подобное со мной.
Парень ее бывший даже не зашел к родителям ее - ему все равно. Отец сказал, что они собираются и едут в Дагестан хоронить своего Ангелочка там. У нее есть брат и сестра, но родители вне себя от горя. От коллектива собрали деньги, но это все ерунда. Нет ее больше - солнечного, доброго и бескорыстного человечка, который слова плохого не знал.
Шайтан
Меня зовут Рустам, родился и жил я в Махачкале. Как-то раз летом мама затеяла ремонт в кухне. Дело было летом 2007 года, по-моему, в июле, точно не помню, и мы, упорно потрудившись на кухне, перенесли всю мебель с кухни в мою с братом комнату и начали делать ремонт. Потрудившись на славу, мы сходили с братом на море, придя домой, вырубились спать. Проснувшись ночью, оттого что сильно хотел пить, я глянул на часы, смотрю - ровно три часа ночи, и так как на кухне шел ремонт, холодильник был в моей комнате.
Встал, подошел, открыл дверцу холодильника, достал сок и начал пить из горла бутылки и тут я почувствовал резкий холод в комнате, несмотря на то, что летом в Махачкале жара градусов в 40, и почувствовал, что из-за двери холодильника, стоя в дверном проеме, на меня кто-то смотрит. В тот миг мне стало очень страшно, я положил бутылку в холодильник и стал закрывать ее, медленно смотря в сторону дверного проёма, и тут я увидел, что в дверном проеме стоит какая-то огромная тень с красными глазами, с рогами, я окоченел, суставы свело, я не могу ни крикнуть, ни пошевелится. От этого я рухнул сразу плашмя на свой матрац, брат спал в двух метрах от меня, но я не мог кричать, так как у меня было ощущение, что на мне лежит целая гора.
Я вспомнил, что мне говорила бабушка, что нужно читать суры из Корана, когда увидишь Шайтана, я стал еле как про себя выговаривать все молитвы, которые помнил, и меня стало понемногу отпускать. Боковым зрением я вижу, что Шайтан медленно подходит ко мне, его черт лица я не увидел, но глаза не забуду никогда: они горели очень ярко и красным цветом.
Тут я потерялся и очнулся к утру, оттого что меня будил брат на утреннюю пробежку. Я быстро вскочил, побежал в мечеть, которая была недалеко от нашего дома, и рассказал все имаму мечети. Имам мне сказал, что это все козни Шайтана, и посоветовал мне начать молиться. Я последовал его совету и больше со мной, слава Богу, такое не случалось. Вот такая была непростая ночь, которую я испытал.