В Якутии засняли полтергейст в доме, где было убийство
Неназванный якутянин заснял на камеру телефона страшные кадры, после просмотра которых невольно начинаешь верить в существование полтергейста. Видео 28 октября выложила группа «Криминальные новости Якутии 18+» в контакте. Бесстрашный мужчина забрел в дом, где по его словам, недавно произошло убийство. С тех пор в этом доме поселился злой дух. Мужчина включает камеру и начинает снимать. Когда он входит на кухню, то неожиданно посуда на столе начинает двигаться и с грохотом падает на пол. От страха оператор прекращает съемку и выбегает на улицу.
Городские легенды: лжепризрак в Якутске
Одна городская легенда изложена Николаем Бергом в 1860 году в журнале «Московский вестник». Это описание жуткого и комического случая, произошедшего в конце XVIII или начале XIX столетия в градоякутского Никольского храма. Сам автор статьи услышал эту историю от своей матери, Анны Ромадиной, записавшей ее в 1805 году. Накануне похорон в Никольского храма поставили гроб с покойником. Храмовый сторож ночевал в трапезной, и вот среди ночи ему послышалось, будто мертвец скрежещет зубами. Сторож взял свечу и отправился взглянуть на покойного. Подойдя к гробу, не заметил ничего необычного и вернулся к себе. Но вскоре опять послышался зубной скрежет. Мужчина вернулся и решил осветить помещение при помощи огнива. Тут он заметил, что от гроба метнулась в сторону какая-то тень. А на губах у мертвеца виднелась кровь. Сколько-нибудь живым он, однако, не выглядел. Тогда сторож решил схитрить. Сделал вид, что все в порядке, вернулся в трапезную, но не стал тушить свечку, а прикрыл ее горшком, так что огня не было видно. Несколько минут спустя он опять услышал скрежет. Опрокинув горшок, при свете свечи мужчина увидел, что над гробом склонилась фигура в белом. Привидений сторож не боялся, живо бросился к фигуре и ухватил ее за шиворот с криком: «Кто ты? Говори, а не то убью!» Тут «призрак» упал перед ним на колени. Это была молодая женщина. На ней саван - видимо, она всерьез рассчитывала, что ее примут за фантом. Девушка поведала, что полюбила одного молодого человека, а тот не отвечает ей взаимностью. Ворожея посоветовала добыть зуб покойника, вот только извлекать его изо рта трупа следовало при помощи… собственных зубов! Но, по словам ворожеи, дело было верное - владелец такого зуба мог исполнить любое свое желание… После вечерней службы девушка потихоньку спряталась в храме и попыталась «выкусить» зуб изо рта у мертвеца. Таким образом, скрежетала зубами живая женщина, а вовсе не оживший покойник. (Дмитрий Михайлов).
Злой призрак «пожалел» мать с детьми
Если о покойниках ничего плохого не говорят, то о привидениях – один сплошной негатив. То не дают житья, то пугают детей, то вообще перегрызли кому-то шею. Все они когда-то были среди живых, радовались жизни и в своё время покинули бренное тело. Но… по неизвестным причинам задержались в срединном мире. Тетя Зина очень любила своего супруга. Кларе, когда она подросла, рассказывали, что она еще в школе испепеляла его взглядом и бегала за хотон посмотреть украдкой, как он возвращается с большими девчонками с местной дискотеки. Игорь слыл первым парнем на селе, пригож, в речах сладок, да и характер приличный. Вернее был таким, пока не женился на тете Зине. Та подросла, вытянулась, похорошела. Что уж, молодость сама по себе прекрасна. Тут он её и заприметил. За три года Зина родила ему двух пацанов и маленькую девчушку Клару. Поначалу молодой папаша как-то крутился, зарабатывал, а потом взял да и сел на шею супруги. Попивать стал, поглядывать на молодых, которые стайкой вились вокруг него и противно хихикали. Первый раз ударил в пьяном угаре. На следующий день извинялся, говорил, что нечаянно, по глупости. А однажды ночью, придя домой, избил шваброй, оттаскал за волосы так, что клок остался в руках, и ушел к собутыльникам. Тетя Зина лежала без движения до первых петухов, маленькие зажались в угол и, плача, заснули. А наутро она собрала вещи и уехала в райцентр, ближе к родным. Бабушка жалела дочь, как могла, поддерживала. Через полгода её не стало. Жилье купили старое, но своё. Зинаида работала на двух предприятиях: днем стучала на печатной машинке, вечером махала шваброй. Дети помогали с уборкой, и все дружно шли домой. Новый дом выглядел мрачно, да и жилось нелегко. Молоко скисало за считанные часы, веяло сыростью и каким-то неприятным холодком. Может, оттого дети и бегали за ней, не хотели оставаться одни. Да и сама хозяйка чувствовала – что-то не так. С наступлением осенних дней страх усилился. По ночам на кухне лязгала посуда, двери захлопывались сами собой. Зинаида все слышала, но ничего не могла поделать. Уставала страшно. Однажды проснулась и видит – свет горит в комнате, а по коридору кто-то ходит. Все хотела подняться, да желание спать было сильнее. Этот кто-то подошел, и стал топтаться. «Хоть бы не убил», – подумала тете Зине и тут же провалилась в сон. Утром обнаружила на ногах фиолетовые полосы, будто крепко сжали рукой. Женщина отвела детей в садик-школу и побежала за свою печатную машинку. Ночью плохо спалось, опять хлопали двери, слышалось подвывание. А еще появился неприятный шорох, будто под кроватью ногти точили. Всё семейство стало спать вместе. Теплее и не так страшно. Тем выходным утром заглянула соседка и, горя любопытством, спросила: хорошо ли живется на новом месте? Дом ранее сдавался, и все жильцы со временем сбегали, жаловались на старика, который шаркал по дому и сживал постояльцев со света. Тетя Зина лишь пожала плечами. Вечером сгорела лампочка в коридоре. Клара приболела, все тело девочки горело в огне. Зинаида уложила сыновей в соседнюю кровать, измерила температуру дочери. Силы, казалось, на исходе, хотелось плакать. Проснулась она от того, что одеяло стягивалось вниз. Чьи-то черные пальцы ловили край белого пододеяльника. Тётя Зина закрыла глаза и умоляюще проговорила: «Пожалуйста, не обижай нас! Мне некуда идти! У меня трое детей… Муж бьет». Всхлипнула, пытаясь сдержать поток слез, но безуспешно. Как будто огромный котлован воды обрушился. Сквозь слезы, которые она никак не могла остановить, поделилась своей жизнью. И еще долго всхлипывала, засыпая. «После той ночи нас никто не теребил», – с улыбкой рассказывает Клара. Сейчас в этом доме она, повзрослевшая, живет с мужем, двумя детьми и мамой. У братьев свои дома, семьи, но они частые гости уютного гостеприимного дома. («Саха Пресса»).
В Якутии засняли призрака, наблюдающего за собирающими ягоды людьми
Необычное фото сделал житель Якутии в Таттинском районе. Как сообщил автор снимка Искандер Сапов, фото с привидением было сделано в 2013 году возле села Черкех. Искандер сфотографировал группу людей, собиравших ягоды. Они как раз устраивались на привал и никто из ягодников не почувствовал, что рядом с ними находятся потусторонние силы. И лишь дома, разглядывая снимок, автор увидел на нем явственное изображение привидения, которое как бы наблюдало за людьми. («Саха Пресс»).
Страшные истории Якутии: Крик из леса
Дело было весной в Якутии. Я только что окончил школу, и мы с тремя друзьями решили хорошенько отдохнуть перед предстоящей студенческой жизнью. Как раз было время охоты на уток. И вот мы собрались однажды вечером. Каждый принес немного еды в своих рюкзаках, и мы тронулись в путь. До места назначения было не так уж далеко. Шли примерно полтора часа. Как только мы добрались до укрытия (дугда - маленькое укрытие из палок, накрытое лохмотьем и травой), то хорошенько обстроились и оставили свои рюкзаки. Кстати, это укрытие я и отец построили возле речки, которая проходила по середине поля. До сумерек выслеживали в окрестностях уток и вернулись к точке сбора, когда потемнело. Поев, мы долго болтали о том о сем. Прошел где-то час, и небо окончательно потемнело, луна сияла в полную силу. Наш друг уснул, а мы и дальше продолжали разговор, как вдруг нас прервал шум из леса. Решили, что лошади шумят в лесу, и не обратили на это внимание. Через несколько секунд шум повторился. Было ощущение, как будто огромное существо ломало ветки. Мы с другом переглянулись, как вдруг раздался пронзительный крик из опушки леса. Мы чуть не наложили в штаны, когда услышали крик. На какое-либо животное крик не смахивал. Да и людей в окрестностях не было, да и еще и в такую глубокую ночь. Набравшись смелости, решили взглянуть, что там. Я высунул голову из укрытия, посмотрел в сторону леса. Как раз луну преградило облако, и из-за этого ничего не было видно. Только слышал, что неизвестное существо уходит вглубь леса, ломая ветки. Проснувшись утром, мы потопали домой. Не знаю, что это было, но было очень страшно. Догадываюсь, что это был покровитель охоты - Байанай. Кстати, нам в тот день крупно не везло. Уток было много, но мы все время промахивались. Вот сейчас думаю, что надо было угостить Байаная, чтобы задобрить его. Надо было, но не сделали. После этого случая без колебаний верю в неведомые человеку силы. («Саха Пресс»).
В Республике Саха пронесся смерч с древними всадниками внутри
Необычный, мистический случай произошел 27 июня в селе Соттинцы Усть-Алданского улуса (Республика Саха (Якутия). Во время грозы по местности прошлись мини-смерчи и местные жители увидели внутри них силуэты 20 скачущих всадников с древним оружием. То же самое случилось и на следующий день, однако на этот раз всадников было всего трое. Саша Павлов, ученик 8 класса школы № 2 города Якутска, очевидец: - Мы с другом, как обычно, гуляли по деревне. Поначалу я не заметил, как небо окутали густые темные тучи. Ветер сильный поднялся и стал гонять пыль. Затем я краем глаза увидел надвигающийся смерч, внутри которого были какие-то темные фигуры. Мы с другом присмотрелись и поняли, что эти фигуры имеют очертания людей на лошадях. Их было около двадцати. Они будто двигались по очереди. Мы наблюдали его некоторое время, пока смерч не скрылся за магазином «Уйгулаах алаас». Мы побежали и рассказали все двоюродной сестре друга. Она сильно испугалась, и мы все побежали домой. Дома бабушка сказала, что это примета к чему-то плохому. Я сам не знаю, что и думать. А сегодня около трех часов дня я вновь видел такое явление. На этот раз смерч был маленький и всадников было два или три. Алла Местникова, житель с. Соттинцы, очевидец: - Я стояла около магазина. Ветер налетел и поднял пыль, все вокруг стало бурым. Рядом были мальчики, они-то и указали мне на смерч, внутри которого я разглядела две тени. Приглядевшись, можно было заметить, что это люди, скачущие верхом на лошадях… Никаких поверий и предсказаний на этот счет не знаю, поэтому не знаю даже, как реагировать. Смерч - атмосферный вихрь, который возникает в грозовых облаках и распространяется вниз на землю в виде хобота или облачного рукава, имеющего в диаметре до сотен метров. Внутри образовавшегося конуса воздух постоянно поднимается, одновременно вращаясь, поэтому создается область с сильно разреженным воздухом. До сих пор очень трудно определить скорость вращения воздуха внутри воронки. По предположениям, она может достигнуть 1500 км/ч. Сама же воронка двигается со средней скоростью 60 км/ч. В Якутии, к счастью, смерчи редки и не обладают такой разрушительной силой, как, например, в Америке. А на территории России последний смерч прошелся по территории в районе города Благовещенска, поднимая в воздух автомашины и большие фуры. До этого в октябре 2010 года смерч прошелся по южным районам страны. В результате в городе Сочи он выбросил на сушу большой теплоход, на Кубани посадил на мель речное судно. Что касается необычного зрелища, то каждый может выбрать объяснение по вкусу – либо это действительно некое жутковатое предзнаменование, либо просто странный мираж, оптическое явление в атмосфере. Для наблюдателей такое отражение заключается в том, что вместе с отдаленным объектом (или участком неба) видно его мнимое изображение, смещенное относительно предмета. («Туркист»).
Шаманы Якутии
В 2008 году на жителей небольшой деревни Бетюнь в Амгинском улусе Республики Саха (Якутия) свалилась напасть. Их дома стали уходить под землю, а на поверхность начали один за другим выходить гробы. Сельчане пришли в ужас от нашествия мертвецов и дружно вспомнили о проклятии, которое наложили на Бетюнь шаманы. Вера в сверхъестественные способности шаманов в Якутии сильна так же, как и в старину.
Гробы как грибы Жители деревни вспоминают тот год с ужасом. Покойники возникали в самом центре Бетюни! То черепа, то кости, то скелеты. Такого страху все натерпелись, что словами не передать. А случилось все после того, как летом в Якутии наступила небывалая жара. Казалось бы, при чем тут мертвецы? Оказывается, посреди деревни в многолетнемерзлых породах образовались так называемые клинья вечной мерзлоты. При высокой температуре впервые за много лет они принялись таять, земля стала опадать, в ней образовались провалы. Сначала на деревню обрушилась одна беда - в провалы падали дома. А потом на краю провала сошел небольшой сель, и из открывшейся породы начали выпадать гробы. Они летели на дно увеличивающегося прямо на глазах оврага. Гробы бились о землю, раскалывались, из них вываливались человеческие останки. Деревенские собаки грызли кости и разносили черепа по Бетюни. Ближе к осени природа одумалась, и в Якутии ударили привычные морозы.Гробы вмерзли в землю. Зрелище не для слабонервных: прямо из земли торчали черепа с пустыми глазницами. Голливуд с его ужастиками отдыхал. Экологи били во все колокола: всему виной бездумное использование природных ресурсов Якутии, а именно то, что в советские годы отсюда грузовиками увозили гравий для строительства новой дороги, вот земля и «прохудилась». Надо срочно принимать меры, засыпать провалы землей, укреплять склон оврага, чтобы не «расходился» дальше. В противном случае, твердили специалисты, на всей деревне можно поставить крест, еще одного аномально жаркого лета она не переживет. У стариков было свое мнение. Жители Бетюни сами виноваты: не следовало тревожить покой древних шаманов, нашедших последний приют на местном кладбище. Они якобы и прокляли деревню и ее обитателей. Зоя Алексеевна Дуранова, известная якутская предсказательница и шаманка, подтвердила эти подозрения и еще больше напугала местных. По ее словам, земля вот-вот обрушится там, где похоронен великий шаман, и, когда это случится, его дух выйдет наружу, тогда мало никому не покажется. На деревенском сходе бетюнцы решили срочно принимать меры, не дожидаясь милости от властей. Все ледяные линзы засыпали опилками, сверху закидали землей, овраг укрепили и повторно захоронили вышедших на поверхность покойников. Во время похорон пригласили якутских шаманов для специального погребального обряда. От лица всех сельчан шаман попросил у мертвецов прощения и задобрил духов, с тем чтобы они не гневались на живых и вернулись в свой загробный мир.
Дух-зверь Якуты - особый народ. Вера в сверхъестественные способности шаманов в Якутии сильна так же, как и в старину. Со смертью шамана его сила никуда не девается, его дух-зверь 300 лет «дежурит» у его могилы, охраняя его покой. Беспокоить старое шаманское захоронение - значит навлечь проклятие. Тогда дух может натворить столько бед! Места упокоения шаманов считались священными. Народ саха всегда опасался шаманских могил, старался обходить их стороной. Самую большую опасность могилы представляли для тех, кто не являлся шаману родственником. Захоронения шаманов в земле стали практиковать относительно недавно - лишь с XVII века, что связано с распространением христианства. А до того колдунов хоронили в лесной чаще высоко над землей в специальных деревянных сооружениях - арангасах. Место выбирали глухое, вдали от жилья и дорог. По представлениям якутов, лес считался обиталищем духов природы, тут же находилось пограничье между миром живых и миром мертвых. Для сооружения «воздушной» могилы выбирали четыре рядом стоящих дерева и на высоте примерно полутора метров соединяли перекладинами, предварительно отпилив вершины. На помост ставили гроб, укрепляли его деревянными шестами. Часто шесты украшали скульптурами птиц - символом духа шамана и его грядущего возрождения. Для гроба выдалбливали колоду из двух половинок цельного ствола крупной лиственницы. Шаманов хоронили со всеми атрибутами и одеждой, а бубен, разломав, вешали над могилой. Колдунов хоронили в лесной чаще высоко над землей в специальных деревянных сооружениях - арангасах. Тело шамана находилось в лесу до тех пор, пока само собой не разрушалось. На это уходило обычно лет 100. Потомки мага тщательно ухаживали за его захоронением: обновляли фигурки птиц, укрепляли помост, приносили угощение. Если могила приходила в негодность, полагалось хоронить шамана заново по всем традициям. Новое захоронение строили девять девственных юношей, а также приносили в жертву черного жеребца с белой мордой. На его могиле другой шаман проводил обряд камлания. Через 100 лет останки шамана следовало снова предать захоронению по всем древним обрядам. А в третий раз его прах предавали земле.
Нарушить покой Мертвый шаман считался таким же сильным, как и живой. К его духу взывали о помощи в трудных ситуациях. Тогда любой человек шел к его могиле с дарами и обращался к нему мысленно. Просьбы были разные: родить здорового ребенка, отвести болезнь от близкого человека, наказать врага. Сила шамана была столь велика, что он мог наслать ураган на обидчика и разорить его жилище, поразить его молнией или лишить ума. Самое страшное для якутов - неуважительное отношение к могиле шамана, забвение. Стоило такому случиться, как шаман напоминал о себе - насылал проклятия, болезни, голод, падеж скота. Но еще страшнее - это беспокойство могилы шамана из праздного любопытства. Всякий якут знает страшную историю о том, как дух обошелся с двумя молодыми парнями, которые ради потехи осквернили его могилу. Компания друзей расположилась в лесу недалеко от места захоронения шамана. Один из парней подначил своего друга посреди ночи пойти к могиле и воткнуть в нее якутский нож. Дабы не показаться трусом, парень так и сделал. Он выполнил условия спора и вернулся обратно к палатке. Затем началось светопреставление: поднялся ветер, завыли волки, а потом раздались странные звуки - пение и удары бубна. Но самое ужасное случилось дальше, когда вокруг палатки начал кто-то ходить и бить колотушкой в бубен. Кошмар продолжался до рассвета. Утром молодые люди выбрались из своего укрытия и бросились в соседнюю деревню. Сельчане открыли рты - все парни как один были седые. Вечером того же дня нарушитель спокойствия погребенного шамана умер от остановки сердца, а вскоре за ним последовали и его друзья из-за разных болезней. Ужас был в том, что все они еще вчера были здоровы и крепки. Вторая история тоже передается в Якутии из уст в уста. Началось все со строительства в одном рабочем поселке взлетно-посадочной полосы. Старики обратились в администрацию с просьбой прекратить стройку или перенести ее в другое место, потому что тут покоится в земле шаман. Власти поселка не вняли советам старейшин. Взлетно-посадочная полоса была построена в срок. Первый же вертолет с деревенскими и их ребятишками рухнул брюхом на землю. К счастью, никто не пострадал. Это был первый сигнал. Увы, к нему не прислушались. Второй раз вертолет в воздухе потерял высоту и упал, частично развалившись. Пострадали все три человека, находившихся на борту, один из них серьезно, врачи диагностировали у него перелом ребер, сотрясение мозга. Аэродром закрыли, как оказалось, насовсем. Специальная комиссия установила, что он был построен с нарушениями. А позже все его строители, включая бригадира, утонули в речке. Такие рассказы в Якутии не редкость, и это доказывает тот факт, что шаман не утрачивает своей силы и после кончины. Более того, после смерти его связь с космосом усиливается. Именно поэтому даже пожары не приближаются к захоронениям шаманов. Исторический факт: страшные пожары в Вилюйском улусе 1948 года сожгли целые деревни, но обошли могилы великих шаманов стороной. («Мир Чудес»).
Месть мертвого шамана
Все, что связано с шаманами, таит в себе ощущение опасности. Даже после смерти места их захоронения считаются священными, сохраняющими мистическую силу ушедшего в мир иной. Не только люди, но и машины отступают перед шаманскими могилами, а стихии обходят их стороной. Любому, кто посмеет потревожить или оскорбить последнее пристанище шамана, грозит суровое наказание. Хоронили шаманов в непролазных чащах, подальше от людских поселений. Якуты верили, что лес - это некая граница между двумя мирами: живых и мертвых. Захоронение проводилось по воздушному типу. Для этого имелись свои причины. Во-первых, земля в этих местах промерзает настолько, что вырыть в ней могилу практически невозможно. Да и небольшая плотность населения позволяла это сделать без ущерба для санитарных норм. Во-вторых, в этих местах до сих пор сильны языческие традиции предков, именно так хоронивших своих покойников. Арангас Якуты устраивали похороны шаманов над землей в специальных сооружениях - арангасах. Для этого находили четыре рядом стоящих дерева, отпиливали макушки и соединяли их на высоте 1,5 метра перекладинами, на которых закреплялся гроб. Гроб шамана состоял из двух выдолбленных колод из ствола толстой лиственницы, соединенных деревянными клиньями. В него клали все атрибуты усопшего, а бубен, предварительно разломав, вешали над захоронением. Останкам шамана, согласно вековым традициям, полагалось находиться в арангасе до тех пор, пока тот полностью не разрушится. Но лиственница настолько прочна, что сохраняет целостность более века. Поэтому перезахоронение шамана назначалось через 100 лет. Из поколения в поколение передавалась дата этого важного события. Все эти годы потомки шамана следили за состоянием захоронения и приносили к нему дары. В назначенный срок девять девственников сооружали новый арангас. Останки перезахоранивали и приносили в жертву вороного жеребца с белой мордой. Третий раз беспокоили прах еще через 100 лет, и на этот раз останки предавали земле. Если родственники оказывались забывчивы, шаман непременно являлся к ним во сне или видениях, напоминая о долге. А если и это не имело действия, то весь род начинали преследовать несчастья. С приходом в эти места православия законным стало исключительно христианское погребение. Это объяснялось не только канонами, но и угрозой эпидемий. Однако для шаманов до прихода советской власти по-прежнему разрешалось воздушное погребение. Даже в наше время еще можно найти арангасы. Но следует помнить, что, независимо от типа захоронения шамана, его могила требует почтительного к себе отношения. В 60-х годах прошлого века студенты археологического факультета Якутского университета отправились в экспедицию, целью которой были раскопки старых захоронений. В какой-то из выходных молодежь решила съездить отдохнуть на озеро. Заодно и посмотреть могилу шамана, находящуюся неподалеку. Часть группы вначале воспротивилась этой затее, но победило советское атеистическое воспитание. Ребята поиграли в волейбол, искупались и, конечно, выпили. А когда потянуло на подвиги, пошли искать могилу. Арангас нашли быстро. Кое-кто выразил желание посмотреть, что там внутри, но не решились. Зато в остальном себе не отказывали - шумели, бросали мусор, двое парней даже справили нужду. Затем вернулись в палатку и уснули. Разбудил их ночью шум страшной бури. Никто не посмел и носа высунуть наружу. Вдруг на фоне грохота ветра они услышали, как вокруг палатки кто-то ходит. «Смельчаки» пришли в ужас от понимания того, что все свои на месте, а поселение находится на приличном расстоянии от озера. Пытались спрашивать, кто там, но ответа не дождались. А ветер между тем усиливался, ткань палатки едва выдерживала его удары. И тут снаружи прозвучал низкий сильный голос, веля выйти двум парням, которые особенно осквернили могилу. Понятно, что они не хотели выходить, но друзья, испугавшись, все же, вытолкали их. Однако никого около палатки не было, только ветер вырывал траву с корнем и срывал листву с деревьев. Постояв так какое-то время, парни вернулись в палатку. Тут-то и ждал их настоящий кошмар. Все члены экспедиции были мертвыми, с искаженными от ужаса лицами. В состоянии шока ребята добрались до деревни, где остановилась группа, и сообщили о произошедшем. После этого их затаскали по допросам и, надо сказать, изрядно потрепали. Ведь никакой бури в тот день в округе не было зафиксировано. Но потом подозрения с них сняли, поскольку экспертиза показала, что все молодые люди умерли от сердечного приступа. Покой мертвых шаманов могут нарушить не только люди, но и любое техногенное вмешательство. В одном из эвенкийских сел решили построить взлетно-посадочную полосу. Никто не хотел слушать увещевания стариков, говоривших, что нельзя ничего возводить рядом с могилой шамана. Но план есть план, и суеверия в этом случае не в счет. По случаю открытия полосы приехали почетные гости и устроили праздник. В Ан-2 посадили ребятишек, и самолет начал бег по взлетной полосе. А потом вдруг остановился. При выяснении причины остановки обнаружили поломку винта и отказ двигателя. Такие две неприятности практически не случаются одновременно. Радовало только то, что самолет не успел подняться в воздух. Старики объяснили это тем, что шаман пощадил детей. Зато вечером этого же дня в реке утонул бригадир строителей в месте, где утонуть просто невозможно. Через месяц после праздника в больнице от перитонита умер еще один строитель. Но в мистическую силу шамана по-прежнему никто не хотел верить. И вот по новой полосе побежал еще один самолет. Но тоже не взлетел. Анализируя причины, эксперты пришли к выводу, что все можно объяснить только мистикой, ведь приборы показывали, что системы самолета исправны, а действия экипажа правильны. Вот тут уже прислушались к старикам. Попросили их провести ритуал, чтобы добиться прощения шамана, и даже за счет колхозных средств выделили бычка для жертвоприношения. На этом неприятности закончились. (Галина Орлова, «Ступени. Тайны и загадки», № 11 2016).
Жуть в якутской квартире
Эта история была опубликована на якутском новостном сайте SakhaPress в рубриках «Темы номера» и «Эксклюзив Якутия». Автор ее не указан, ясно лишь, что пишет женщина. «Было это давненько уже. Точно больше трех лет назад. Дядька уезжал работать в Москву на пару месяцев, а я жила в его квартире. Это началось почти сразу же. Ночью из спальни я отчетливо слышала, как по залу кто-то ходит. Казалось бы, пусть себе ходит, я давно привыкла к подобным вещам. Почти в каждой квартире, где я жила, присутствовал один такой полтергейст (или просто странный звуковой эффект на подобии «феномена катающегося шарика»), который «жил» в коридоре или на кухне. В смысле, независимо от того, какую природу имели эти явления, к самому факту ночных шагов я давно привыкла... Да и их природа, честно сказать, никогда особо не занимала. Меньше знаешь - крепче спишь (причем в данном случае в самом буквальном смысле). Но эти звуки не были похожи на шаги взрослого человека, к которым я привыкла. Они были более тихими... и более частыми. Мне приходило в голову, что это шаги ребенка... и от этой мысли мне становилось как-то не по себе. В ужастиках наиболее жуткими персонажами (конечно же, после злобных клоунов) я считала злобных детишек. И мысль о том, что что-то подобное, быть может, бродит в соседней комнате была мне неприятна, но сама по себе спокойно спать еще не мешала. Но после стало интереснее. Как-то вечером, часов в девять (но была то ли весна, то ли лето и в это время еще не было темно), я пошла гулять с бабушкиной собакой, которая жила по-соседству. Вышла из подъезда и, уже пересекая двор, вспомнила, что забыла плеер. Я решила вернуться за ним, но сначала забрать псину. Войдя обратно в квартиру с собакой, из коридора мельком увидела (все произошло очень быстро), как из-под стола в зале выскочило что-то темное (высотой примерно мне до колена) и пронеслось в сторону балкона (с моей точки обзора оно почти сразу скрылось за углом). Все бы ничего... мало ли как может приглючить... но покачивающийся край скатерти весьма недвусмысленно намекал, что это не просто обман зрения. Но мало того... собака подняла уши, вытянула шею и с явным любопытством пыталась заглянуть за угол. По спине пробежал неприятный холодок. Но прежде всего, подумав о более банальных вещах, таких как воры или кошки (подумать о том, зачем воры сидели под столом или почему кошка такая огромная я не успела), я толкнула собаку, чтоб она шла впереди меня. Неожиданно собака поджало некое подобие хвоста (она была ротвейлером) и попятилась назад, наотрез отказываясь входить в комнату. Но я все же (можете закидать меня тапками) чуть ли не пинками впихнула ее в зал. В зале никого не было, и балкон был закрыт. Я зашла в спальню, на всякий случай заглянула даже в кладовку, но везде было пусто. Только скатерть до сих, как будто в насмешку, покачивалась. Я задумалась над тем, а что я, собственно, ожидала увидеть? Пожала плечами и пошла выгуливать псину. Когда возвращалась (естественно, уже без собаки) было слегка не по себе входить в квартиру, но из-под стола на этот раз больше ничего не выскочило, и я успокоилась. Хотя, отправляться спать в этот раз, конечно, было несколько жутковато. Если раньше я могла мысленно списать это на «кажется», «слышно соседей», «вот так вот странно скрипят, остывая, половицы», то теперь сделать это было несколько проблематично. Там и правда что-то бродит. Нет, сам факт, что что-то там бродит по залу меня особо не беспокоил... ну бродит и бродит, никому ведь от того нет никакого вреда. Если бы это нечто намеревалось причинить кому-то вред, то у него было масса возможностей, но в течении месяца оно только бродило. Но идея того, что что-то может бродить рядом, когда я сплю мне вовсе не импонировала. Я мысленно перебрала в памяти всех известных мне ночных топотунов, и все они топтались только в пределах какой-то одной комнаты. На том и успокоилась. Бывало подолгу не могла уснуть, прислушиваясь к шагам в зале, но трусливо сбежать из этой квартиры мне совесть не позволяла. Как бы потом в зеркало на себя смотрела, сознавая, что какая-то топающая хреновина выжила меня из квартиры? Но потом произошло нечто совсем веселое. Когда я вечером выходила из ванной, то в большом зеркале, висящем на открытой двери спальни (сам проход в спальню не был мне виден оттуда, только дверь с зеркалом), увидела, как что-то темное выскочило оттуда (из спальни), куда оно подевалось дальше мне уже не было видно. В голове пронеслось «...зрительные галлюцинации, как правило, не отражаются с зеркалах» (в смысле больные, видя некий зрительный образ, не видят его отражения в зеркале, если оно находится рядом). И я стояла и с тупым видом думала: радоваться мне тому, что это не глюк, или расстраиваться, потому что этот неглюк таки способен заходить в спальню. Я уселась в спальне так, чтоб мне одновременно были видны обе двери (входная и дверь в кладовку) и стала думать что же делать дальше. С одной стороны ничего ведь не изменилось: если оно выскочило отсюда сейчас, то могло заходить сюда и раньше. Но ничего со мной не случилось. С другой стороны, однако же, сам факт этого был мне неприятен, и я понимала, что едва ли смогу сегодня уснуть. Оставалось только это как-то выселить. Но я понятия не имела как... никогда до этого мне не доводилось прогонять безобидных полтергейстов, они мне никогда не мешали. Я посоветовалась в аське с другом, и он предложил мне начертить руны (уже не помню какие) над всеми дверными проходами. Я начертила. Ночью я не погасила ночника и долго прислушивалась к звукам из зала, но шагов так и не услышала и в конце концов уснула. Больше без происшествий. Ничего ниоткуда больше не выскакивало и ничего нигде больше не топало. Когда вернулся дядька, я рассказала ему о гадком топотуне, который (стыдоба какая) напугал меня до такой степени, что я решила его прогнать. На что он ответил: «Что, опять?». Я спросила, что значит это «опять», и он поведал мне следующую историю: Когда умерла его собака Ника (тоже ротвейлер), он ее похоронил... но через некоторое время начал слышать, как что-то бродит по залу (причем он тоже мог быть в зале, а не как у меня... я слышала звуки только из спальни) и дышит, стонет и возится под столом (там было никино место). В общем, занимается всем тем, чем занималась собака. Сначала дядьке это тоже не мешало, но потом, по его уверениям, с ее приходом по комнате начал распространяться трупный запах. С каждым днем все хуже. Когда вонь стала невыносимой, он сходил на могилку и попросил собаку не приходить больше. И она, как он уверяет, больше не появлялась. Но, видать, когда он уехал, она решила снова наведаться с гости... причем изо всех сил, по видимому, стремилась сохранить инкогнито: ходила только после того, как я ложилась спать или уходила из дома. Это по крайней мере объясняет почему шаги были такими частыми, как у ребенка, и стол. Тогда мне стало еще более стыдно от того, что я испугалась собаки. Но так или иначе это нечто больше не появлялось. Вот такая вот нелепая история. Я бы, наверное, с удовольствием спустя пару лет списала бы все это на то, что мне показалось... но всплывающие в памяти колыхающаяся скатерть и навострившая уши собака все еще не дают мне этого сделать». («Саха Пресса»).
Беспокойный экспонат №2104
В Якутске существует легенда о шумном духе шаманки, которая не давала покоя вахтерам, охранявшим в ночное время Якутский объединенный музей истории и культуры народов Севера имени Емельяна Ярославского. Мумия шаманки выставлялась там с 1937 по 1998 год. Сообщения о музейном полтергейсте публиковались в местных газетах, невероятные подробности мистических событий передавались из уст в уста. Автор статьи услышал рассказ о беспокойном экспонате под номером 2104 от сотрудников Отдела вневедомственной охраны УВД... В ночное время вахтеры музея слышали в здании шаги, шум, стуки, вздохи и даже сетования древней покойницы из-за того, что ее тело «не хоронят, мучают душу, издеваются». Иногда в залах начинали погромыхивать шаманские бубны. Не на шутку перепуганные вахтеры категорически отказывались от работы в ночное время, и службу по охране музея передали в ведение органов милиции. Но даже бывалым милиционерам служба в музее не показалась сахаром. Мумия лежала под стеклом в деревянной витрине. На особо впечатлительных посетителей она действовала плохо: ввалившиеся глазницы и рот, иссохшие руки, почерневшие пальцы производили удручающее впечатление... А каково было одиноким вахтерам в ночное время, когда они слышали гулкие шаги и вопли в пустом здании! По словам одного из сторожей, он «запирался в своей комнатушке и лихорадочно вспоминал все молитвы Богу!». Более того! Оказывается, она во снах являлась некоторым посетителям музея и требовала захоронить ее. Об этом есть записи в «Книге отзывов». В 1998 году по ходатайству искусствоведов и администрации села Суола Мегино-Кангаласско-го района Якутии была создана рабочая экспертная комиссия. Министерство культуры издало приказ о списании музейного экспоната «...в связи с физиотехническим устарением, участившимися случаями негативной реакции со стороны посетителей». Обряд погребения останков шаманки был совершен 14 апреля 1998 года. Директор музея предположил, что в постсоветское время якуты стали чересчур суеверными, появилось множество экстрасенсов, возродились языческие обряды, поклонение различным духам, преподношение даров языческим божкам, и многое другое. Но лично он, будучи христианином, воспринимает все эти обряды не как проявление религии, а больше как якутскую народную традицию. Даже русские охотники, бывает, не гнушаются привязать в тайге лоскуток материи к ветке так называемого шаман-дерева. Тем не менее, Егор Спиридонович признает: нечистая сила, бывает, может себя каким-то образом показать. К примеру, жители местности Бырама Мегино-Кангаласского района принялись утверждать, что на ферме у них орудуют черти. Для очистки фермы из Якутска были вызваны священники. Поначалу священнослужители были настроены весьма скептически, но после проведения обряда были вынуждены признать, что деревенские правы - в коровнике присутствовали абаасы - черти. После молитвенных обрядов очищения нечисть покинула это место. Однако в конце беседы относительно музейного шумного «экспоната №2104» Егор Спиридонович совершенно серьезно сослался на «избыточную впечатлительность» ночной охраны музея. Возможно, он что-то скрывал; вспомним откровенное нежелание администрации ознакомить меня с материалами относительно «шумной мумии». Но и рассказанное впечатляет! (Андрей Ефремов).
Нечисть села Тулома
Рассказывает Андрей Ефремов (Якутск): «Много лет я собираю и анализирую свидетельства очевидцев, столкнувшихся с непознанным в сибирской тайге. Бывает, такие люди сами на меня выходят и делятся сокровенными воспоминаниями. Причем буквально каждый рассказчик, вспоминая какой-нибудь произошедший с ним необъяснимый случай, обязательно заметит: «Не верю ни в черта, ни в Бога, но то, что произошло...». Вот одна из таких историй. Мне этот случай рассказал Анатолий Сердюк, камазист-дальнобойщик, заядлый рыбак и грибник. Детство его прошло в селе Тулома на Кольском полуострове, известном всему миру своими аномальными зонами и таинственными явлениями. Уже много лет Анатолий живет в Якутске, но когда приезжает на родину, часто при встречах с друзьями вспоминают мистическое происшествие, случившееся с ними в далеком детстве. Село Тулома, в то время колхоз, находится на одноименной реке. Случай, о котором пойдет речь, произошел в один из летних дней 1958 года, когда Толику было всего шесть лет. Он с другими детьми очень любил играть в каменистом, местами заводненном овраге неподалеку от реки. Там рос смешанный лес: сосна, береза, ель, рябина, и в том месте они собирали ягоды - голубику, смородину, морошку. Бесовские хлопоты Как-то раз дети в очередной раз спустились в овраг побегать по камням. И вдруг заметили на его склоне большое отверстие, похожее на свежевырытую нору. Дети удивились, ведь они знали овраг как свои пять пальцев и ничего подобного там раньше не замечали. Когда же они приблизились к норе, и вовсе опешили: около нее копошились какие-то маленькие мохнатые существа с хвостами и рожками. У них была светло-коричневая шерсть, колени выгнуты в обратную сторону, а вместо стоп - копытца. Будто эти существа вышли из преисподней. Черти - иначе и не назовешь! Дети притаились и стали наблюдать за этими странными существами. Ну, ни дать ни взять - сказочные бесенята! Ростом примерно около метра. Странные существа копошились возле своей норы. Было видно, что они ее только-только вырыли: рядом с дырой возвышалась кучка свежей земли, камни отвалены. Создавалось впечатление, что бесенята чем-то озабочены, что-то ищут. Не до вас сейчас! А детям и страшно, и интересно. Они попытались подойти поближе, чтобы рассмотреть этих существ. Те их заметили и внезапно побежали прямо на них. Дети стали убегать, визжа от ужаса. Бесенята преследовать их не стали. Такое впечатление, словно они просто хотели отогнать от норы случайных наблюдателей. Анатолий уверен: если б хотели догнать, догнали бы - бегали бесы очень проворно. Дети несколько раз возвращались к норе - любопытно же. Но бесенята снова и снова их отгоняли. Пробегут за ними какое-то расстояние и обратно к своей дыре возвращаются, будто показывают: не встревайте в наши дела, не мешайте, мол, не до вас нам сейчас, заняты! Видать, и в самом деле чем-то серьезным они там занимались. - Теперь я думаю: это хорошо, что им тогда не до нас было, - вспоминает Анатолий. - Если б было «до нас», нам, наверное, всем худо пришлось бы. Мы же, малыши, не понимали. Когда дети вернулись в поселок и рассказали взрослым про «нечисть» в овраге, те их на смех подняли. Никто, конечно же, не поверил. Это при том, что взрослые сами частенько долгими вечерами рассказывали разные истории и легенды о своем удивительном крае. - Конечно, история фантастическая, - рассуждает Анатолий. - Я и сам бы сейчас в такое не поверил. Да только я же был не один. Со мной все это видели мои друзья. Мы до сих пор, когда встречаемся, в мельчайших подробностях вспоминаем этот случай. Кстати, в наше время есть немало очевидцев, которые утверждают, что встречали на Кольском полуострове ужасных мохнатых существ, похожих на бобров, с человекоподобными лицами. Сохранились также саамские легенды о сиртя - низкорослом народце, живущем под землей. Его название в переводе с ненецкого означает «делающие дыру, отверстие». Кстати, по-якутски слово «сир» -«земля». Правда, народ сиртя, судя по описаниям, не имеет ничего общего с теми существами, которых видел Анатолий. Писатель-беллетрист и общественный деятель XIX века Василий Иванович Немирович-Данченко в своих очерках о Кольских краях упоминал о чахкли (чахклинг) - так в мифологии саамов называются жители подземелий. Их описывали как существ, похожих на людей, маленького роста, голых, обитающих под землей или под камнями, чрезвычайно суетливых. Если верить легендам, это очень добрый народ, правда, озорной. Чахкли своими проделками порой причиняют людям вред. Говорят, они часто резвятся на песчаных берегах - выскакивают из песка, снова в него ныряют, как в воду, опять показываются на поверхности, и так по многу раз. У саамов даже есть поговорка - про чересчур суетливых людей они говорят: «Что ты ныряешь, как чахкли?» Быть может, именно их встретил в детстве Анатолий?
|