Главная
МЕНЮ САЙТА
КАТЕГОРИИ РАЗДЕЛА
ГЛАВНАЯ [1]
НЛО [291]
КОНТАКТЕРЫ [0]
КРУГИ НА ПОЛЯХ [0]
АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ [259]
КРИПТОЗООЛОГИЯ [276]
ЖЕРТВОПРИНОШ. [0]
ПРИВИДЕНИЯ [283]
АСТРОЛОГИЯ [0]
МАСОНСТВО [0]
СПИРИТИЗМ [0]
ЯЗЫЧЕСТВО [0]
САТАНИЗМ [0]
КЛЕРИКАЛИЗМ [0]
ГОМОСЕКСУАЛИЗМ [0]
ПРОСТИТУЦИЯ [0]
НАРКОМАНИЯ [0]
ПЕДОФИЛИЯ [0]
ПРЕСТУПНОСТЬ [0]
НАЦИОНАЛИЗМ [0]
КОРРУПЦИЯ [0]
ФАШИЗМ [0]
РАБСТВО [0]
БОЛЕЗНИ [0]
БЕДНОСТЬ [0]
НЕРАВЕНСТВО [0]
НЕГРАМОТНОСТЬ [0]
БИБЛИЯ
ПОИСК ПО САЙТУ
СТРАНИЦА В СОЦСЕТИ
ПЕРЕВОДЧИК
ГРУППА СТАТИСТИКИ
ДРУЗЬЯ САЙТА
  • Вперёд в Прошлое
  • Последний Зов

  • СТАТИСТИКА

    Главная » Статьи » СТАТИСТИКА ОККУЛЬТИЗМА » ПРИВИДЕНИЯ

    Духи, демоны и привидения в республике Якутия. 3


    Мистические легенды БАМа

    «От Байкала до Амура мы проложим магистраль» - эти слова популярной в 70-е годы прошлого века советской песни, наверное, были знакомы каждому в СССР. БАМ (Байкало-Амурская магистраль) - одна из крупнейших железнодорожных магистралей в мире. Длина основного пути Тайшет - Советская Гавань составляет 4287 км.


    БАМ на костях

    Весной 1972 года началась отсыпка грунта первых километров знаменитой Байкало-Амурской магистрали, уже через два года объявленной Всесоюзной комсомольской ударной стройкой. Тысячи романтиков-добровольцев со всех концов многонациональной страны хлынули в Восточную Сибирь, чтобы стать участниками столь грандиозного, доселе невиданного проекта. Тогда мало кто в стране знал о том, что за четыре десятилетия до этого уже делались попытки проложить знаменитый БАМ и только начавшаяся Вторая мировая война помешала осуществлению планов советского правительства.

    Еще в 1926 году подразделения железнодорожных войск РККА начали проводить топографическую разведку будущей трассы БАМа - важной в стратегическом плане транспортной артерии. А через шесть лет вышло специальное постановление Совета народных комиссаров СССР, согласно которому строительство железной дороги передавалось в ведение Особого управления ОГПУ Осенью 1938 года был создан Бамлаг, в состав которого вошли шесть исправительно-трудовых лагерей. И вот в суровых климатических условиях, без специального оборудования и техники многочисленный спецконтингент начал «стройку века». Многие из них закончили свой земной путь на одном из участков магистрали.


    Поезд-призрак

    О нем рассказывали и местные жители-буряты, которые будто бы не раз видели паровоз, мчавшийся по некогда прорубленным просекам и мерзлым пустынным гатям и при этом не издававший ни единого звука. Старожилы небольших поселков, расположенных поблизости от железнодорожной магистрали, вспоминали историю о том, как в 1940 году заключенные лагеря 23/5, работавшие на участке между Кичерой и Янчуканом, подняли восстание и угнали паровоз с тремя грузовыми платформами, на котором по узкоколейке попытались прорваться на северо-запад, в заповедную Якутию.

    Руководство Бамлага для борьбы с беглецами применило авиацию, которая разбомбила и состав, и железнодорожное полотно. Однако уже через два года, когда стройку свернули и лагеря опустели, таинственный поезд стал время от времени появляться в тех краях. Да и разрушенная узкоколейка совершенно мистическим образом оказалась восстановленной, в чем смогли убедиться случайно наткнувшиеся на нее в 1973 году рабочие бригады Дмитрия Заречнева.

    К удивлению проходчиков, железнодорожное полотно, затерянное в тайге, находилось в идеальном состоянии: деревянные, будто вчера уложенные шпалы щедро пропитал пахучий креозот; ни болты, ни костыли не имели даже намека на ржавчину, а сами рельсы были настолько отполированы, словно по ним ежедневно шли десятки составов.

    Предположение о том, что узкоколейка в начале 70-х годов могла использоваться военными и советскими спецслужбами для подвоза грузов к секретным объектам, не нашло подтверждения: железнодорожная линия вела буквально в никуда, упираясь через двадцать шесть километров в высокий, поросший кедром холм. Кто поддерживал заброшенную железнодорожную ветку в столь идеальном состоянии, так и осталось загадкой.


    Тоннели в иные миры

    Во время строительства Байкало-Амурской магистрали, проходившего в сложнейших климатических и ландшафтно-географических условиях, было возведено 142 больших и малых моста и проложено восемь тоннелей, с которыми у строителей также связано немало захватывающих историй.

    Так, Байкальский тоннель был знаменит среди проходчиков тем, что временами из глубоких вертикальных трещин тоннельного свода там выплывали загадочные желто-огненные шары. Вскоре строители установили любопытную закономерность: через час-полтора после появления этих шаров наблюдался сильный приток подземных вод, откачать которые стоило больших трудов.

    Достопримечательностью строившегося на участке Витим - Чара Кодарского тоннеля (самого высокогорного на БАМе) стал... призрак, которого проходчики вскоре окрестили Белым Шаманом. Этот участок магистрали, известный своей повышенной сейсмоактивностью, иногда сотрясали землетрясения силой до 4-5 баллов.


    Своим появлением белый шаман словно предупреждал строителей о приближении катаклизма.

    Пожалуй, наиболее таинственным, по рассказам проходчиков, считался самый длинный в России Северомуйский тоннель, строившийся более четверти века. Помимо необходимости буквально на каждом километре решать все новые сложные технологические задачи, тоннель преподносил строителям и необычные, почти мистические сюрпризы.

    Так, в 1979 году на западном участке произошел прорыв плывуна, в результате которого погибли более 30 рабочих и еще несколько человек оказались замурованными каменными обломками. Когда операция по спасению проходчиков была завершена, один из рабочих рассказал, что, стараясь самостоятельно выбраться, он наткнулся в промытой плывуном нише в гранитной стене на огромную, зеленую от плесени металлическую дверь, все попытки открыть которую оказались безуспешными.

    В 1980 году, во время проходческих работ, на восьмом километре произошло внезапное обрушение одного из участков основания тела тоннеля, обнажившее широкий желоб, который вел вглубь горного хребта. По воспоминаниям рабочих, из черной пустоты стали доноситься звуки, похожие на стук отбойных молотков. Позже, после того как странный желоб был засыпан породой и залит высокопрочным бетоном, начальство предприятия «Бамтоннельстрой» объяснило этот факт высокой концентрацией в тоннеле газа радона, который мог вызвать у рабочих слуховые галлюцинации.


    Страхи Чертова моста

    До 2003 года, пока не был сдан в эксплуатацию Северомуйский тоннель, железнодорожное движение через хребет осуществлялось по Северомуйскому обходу, главной достопримечательностью которого был и остается знаменитый Чертов мост - высокая и крутая двухъярусная эстакада, проложенная над долиной реки Итыкит. Известно, что и сегодня машинисты грузовых поездов, въезжающих на Чертов мост, предусмотрительно крестятся - настолько сложным и опасным представляется путь по этому сооружению, где поезда идут со скоростью не более 20 километров в час.

    Поговаривают, что подобный ритуал железнодорожники совершают еще и для того, чтобы не встретить на путях чертей, которые, согласно преданиям, в изобилии водятся в тех местах. Старые машинисты уверяют, что хвостатые и юркие существа с поросячьими рожицами время от времени появляются на железнодорожном полотне перед медленно поднимающимся составом, а иногда даже прыгают на сцепку локомотива, ловко взбираются на крышу электровоза и устраивают там неистовые пляски...

    Сразу после развала СССР в прессе стало упорно муссироваться мнение о том, что строительство БАМа не было экономически оправдано и что у этой магистрали нет будущего. Какое-то время жизнь на бывшей «стройке века» действительно едва лишь теплилась, однако с наступлением нового столетия интерес к Байкало-Амурской магистрали возник с удвоенной силой. В настоящее время БАМ работает на пределе пропускной способности. Ведётся модернизация магистрали с целью увеличения грузопотока вдвое до 50 млн тонн в год.



    Страшные истории Якутии. Одержимый

    Мой брат всегда был полон странных идей. То ему взбредет в голову искать старинные клады, то отрастить усы до плеч, то выращивать овощи геометрических форм. Родители мирились с его сумасбродством, но окружающие считали его дураком или сумасшедшим. Несколько лет тому назад Сергею пришла мысль о том, что здорово было бы заснять на видео привидения или другую нечисть. Для этого, я знаю, он ездил по заброшенным местам и часами «сторожил» духов.

    Однажды он уговорил меня съездить в Таттинский район к Чертовым воротам. Мы торчали там две ночи, но ничего так и не увидели. Тогда, чтобы развлечь меня, Сергей рассказывал о том, как видел необычные вещи в других местах. Когда я спросил, а почему он не снял это на видео, он ответил, что всегда что-то мешало: камера переставала работать или необычное не фиксировалось на видео. Также он рассказал, что нашел человека одержимого демоном. Ты голливудских ужастиков насмотрелся, рассмеялся я. Но он продолжал утверждать, что этот человек одержим и пообещал мне его показать.

    Артур - молодой и довольно опрятный бомж, мне сразу не понравился . Я не верю, точнее тогда не верил, имел какую-то зловещую ауру. Он много улыбался, но улыбка выходила хищным оскалом и вызывала неприязнь. Артур со смехом рассказал, что мой брат считает его одержимым из-за его припадков, похожих на эпилептические. Для бомжа он был слишком разговорчивым и откровенным. Он сказал, что страдает какой-то болезнью нервной системы, только я не запомнил названия. Сергей же упрашивал его пойти на обряд изгнания. А кто это будет делать, спросил я его. Брат ответил, что он сам, так как много уже читал про это и теоретически знает, как это сделать. Он попросил меня помочь в этом, если Артур согласится.

    Через неделю он мне позвонил и попросил помочь меня найти Артура. По словам Сергея, Артур накануне вечером выпивал с какими-то другими бомжами под домом, где живет брат. Те рассказали, что у Артура начался внезапно припадок, после которого он набросился на них с кулаками, искусал одному руку и убежал. На поиски бомжа я ехать не захотел. Видите ли его не было сутки, но это ведь бомж, его месяцы может не быть.

    В тот же день Сергей его разыскал и сообщил, что уговорил родителей поселить его временно у нас на даче. Я был возмущен и поссорился с ним. От родителей узнал, что брат тоже переехал на дачу. В выходные я поехал к ним, чтобы уговорить брата выгнать этого Артура.

    Сергей выглядел сильно уставшим - синие круги под глазами, осунувшееся лицо, вялая походка. Он сказал, что пытался в одиночку заняться изгнанием демона, но не сумел довести дело до конца. Потом я увидел Артура, он выглядел еще хуже. Я даже не сразу его узнал, так как за эти пару недель он похудел почти вдвое и вроде бы состарился лет на 20. При первой встрече я не заметил у него седины, а сейчас у него над левым ухом серебрилась толстая прядка волос. Пока я его разглядывал, он начал меняться в лице. Внезапно по телу Артура пробежала крупная дрожь, и он упал на спину, затем у него начался припадок.

    Дальше я не поверил своим глазам, Артур оторвался от земли сантиметров на 30. Он летал! Тут Сергей закричал мне, чтобы я его держал за руки и прижал к земле. Я был в шоке, но выполнил его указания. Через несколько минут Артур уселся на землю и начал проклинать нас. Он сказал, что мой брат сдохнет, захлебнувшись в собственной рвоте, а меня по кускам будут собирать с асфальта. Я не выдержал и ударил его по лицу, а дальше в памяти сплошная черная дыра.

    Помню уже с того места, как я поднялся на ноги и огляделся. Сергей сидел рядом со мной на земле, из его носа текла кровь, а Артура нигде не было. Он пропал уже навсегда. Сергей его искал, хотя я уговаривал его этого не делать. Он не нашел его. А летом того же года, с ним случилось то, что и предсказал Артур. Брат уехал в район в гости к своему другу, вернулся в город уже в гробу. Официально, он умер от асфиксии, вызванной аллергией , родители постарались, чтобы никому не было известно, что он просто напился до чертиков и захлебнулся в рвоте. Когда мне рассказали, как он умер, меня чуть не хватил удар. Раз это предсказание бомжа сбылось, то, наверное, и про меня тоже сбудется. Я все время теперь боюсь, а по ночам меня мучают кошмары, и снится смеющийся Артур. («Саха Пресса»).



    Страшные истории Якутии. Злой домовой

    Происходило в начале девяностых, я был маленький, обстановка в стране способствовала проявлению всякой бяки, чем она и пользовалась. Началось все со звонка в дверь, прямо классика. Конечно поняли это уже потом, когда начало «чудить» в доме. А тогда на звонок в дверь побежали открывать без «кто там?», вот дурни-то малолетние…

    Конечно, за дверью никого не оказалось. Примерно с этого момента начались хождения по ночам. Жили мы втроем: Я сам, моя Мама и сестра(видимо она и была т.н. фокальным лицом, то бишь носителем). В большой комнате стоял ужасно скрипучий диван. И почти каждую ночь начинались хождения. Ночью тихо, поэтому все слышно особенно хорошо. И вот эти шаги начинались из коридора, слышно было как кто-то неспешно приближается к большой комнате, хлопая задниками тапочек, подходит к дивану, и заваливается на него всем телом. Скрип стоял ужасный. Надо ли говорить, что все мы очень здорово пугались. Постоянно пропадали с утра тапочки.

    Это уже как положено. Один тапок оказывался где-нибудь в коридоре. Часто чувствовалось чужое присутствие в комнате. Словами это не передать, но когда начинаешь чувствовать, спутать ни с чем нельзя. Жуткое чувство. Мы окрестили его меж собой Кузя, прикалывались между собой, но как-то в это все не верилось. Ну не могло такого быть, и все тут.

    Однажды пошли с сестрой в школу, и когда закрыли входную дверь, уже на лестничной площадке я ради прикола сказал: «Кузенька, пока!» Со стороны квартиры в дверь ударило как мячом, и он видимо отскочив от двери, покатился по полу. По крайней мере звук был именно такой. Мы в ужасе уставились друг на друга и пулей вылетели на улицу.

    Самый интересный случай произошел позже. Я пришел со второй смены домой и увидел, что входная дверь открыта нараспашку, и в комнате на полу валяется здоровенная колонка от магнитофона (у кого были советские магнитофоны, должны помнить такие бандуры кг четыре весом). Колонка была разбита в хлам. Я подумал, что сестра нечаянно разбила колонку, испугалась, что ее накажут, и убежала. Сидел, довольно потирал руки в предвкушении лицезрения расправы над сестренкиной задницей, и тут появляется она сама. Всю трясет, глаза дикие.

    Оказалось, когда она пришла со школы, полезла в ванную мыться. В дверь ванны постучали, она думала, что это я вернулся. Звала меня, звала – понятно без толку. Тогда она набросила халатик, и вышла из ванной. Заходит в комнату, зовет меня и начинает понимать, что дома никого нет. У нас стоял здоровый шифоньер, на котором стояли колонки от мафона.

    И вот когда она проходила мимо шифоньера, одна из колонок вдруг сорвалась с места, перелетела через нее, и грохнула об пол. У нее истерика конечно, убежала к подруге. Магнитофон не работал, так что от вибрации свалиться колонка не могла. Да и потом, где это видано, чтоб предметы падали по такой траектории, перелетая почти на противоположный конец комнаты.

    Потом, когда начал читать про полтергейст и, в частности, отверстия в окнах, вспомнил: у нас тоже были такие отверстия. Мелкие, со спичечную головку размером. Края оплавленные, в форме воронки. Сама воронка гораздо больше, чем отверстие. Я тогда еще удивлялся - куда делись осколки? И еще на фотках в «нехороших» квартирах часто присутствуют какие-то черные шарики, размером с мандарин. На одной из фоток того времени сфоткан мой дядя в окружении таких вот точно шаров. Мы тогда думали, что это брак пленки, кто знает, может и так.

    Мальчик - наш сосед пяти лет, пришел к нам (его мама заняла денег у моей, и его послала) и спросил: «А что это у вас за дедушка такой на подоконнике сидит? Маманя ясно дело, не в понятках, мол, какой дедушка? А вот говорит щас на подоконнике сидел, в лапоточках (так и сказал) вязанных, на меня смотрел, потом повернул голову на бок - и исчез. А где-то через полгода мы переехали, и все прекратилось совсем. У людей потом интересовались, не замечали ли чего странного в нашей бывшей квартире? Нет говорят, ничего такого не было…». («Саха Пресса»).



    Страшные истории Якутии. Лесные гостьи

    Историю рассказал мне мой дядя Альберт. В ту осень он и его знакомый Сергей условились съездить на охоту (последний всегда охотился где-то между Ленском и Сунтаром в Якутии). Сергей выехал на место раньше Альберта, ну а дядя приехал в хижину спустя две недели.

    Вечером первого же дня, уже лёжа на топчане, дядя увидел, как в хижину зашла какая-то молодая русская женщина довольно потрепанного вида (напомню, дело происходит в глухой тайге). Она сразу подошла к столу и стала есть то, что осталось после ужина. Довольно быстро Альберт уразумел, что это СОВСЕМ не человек, и в панике шепнул Сергею, который лежал на соседнем топчане и спокойно смотрел на это действо: «Я не знал, что у тебя бывают такие гости». На что Сергей тоже шёпотом ответил: «Их, вообще-то, две, только вот я вторую уже два вечера не видел». После такого дядя Альберт на следующий же день навострил лыжи обратно в Сунтар.

    Если верить словам старожилов, то в эти места где-то в начале сороковых годов приезжала экспедиция из Москвы. Две женщины из той экспедиции затерялись в лесу недалеко от охотничьего зимовника. Больше всего дядя Альберт был поражён тем, что привидение спало с ними в одной хижине, а под утро встало и куда-то ушло - как сказал Сергей, «по своим делам». Он-то к ним за десятилетия охоты в тех краях привык, а сам до сих пор пытается найти их останки - до последнего не теряет надежды похоронить их по-человечески... («Саха Пресса»).


     

    В Якутии боятся мести духов 

    В Якутии боятся мести духовВ 2007 году на экраны вышел фильм ужасов «Тропа смерти». А впоследствии - и его продолжение.

    Может быть, в этом не было бы ничего примечательного, если бы обе картины не были сняты якутскими кинематографистами, а в основу сюжета не лег местный фольклор, связанный с духами и шаманизмом. Кстати, к подобным поверьям якуты относятся довольно серьезно…

    По сценарию, компания из нескольких молодых людей в выходной день отправляется в лесной поход. Под влиянием алкоголя участники похода оскверняют растущее в лесу Шаман-дерево… Вскоре все они начинают умирать при странных обстоятельствах, преследуемые духом, связанным с этим деревом. Оказывается, что это дух девушки, некогда случайно подсмотревшей шаманский ритуал…

    Шаман-дерево - вовсе не выдумка авторов фильма. Одно из таких священных деревьев растет на Колымском тракте, проходящем через территорию Якутии. Путники останавливаются перед ним, чтобы оставить дань - деньги или любую личную вещицу, такую как расческа, платок или значок… Говорят, если умилостивишь потусторонние силы, путь будет удачным. Недаром трасса эта считается одной из самых опасных!

    Кроме того, здесь течет ручей, где вода не замерзает даже в 70-градусный мороз. Она удивительна на вкус и не портится месяцами. В октябре 1999 года исследователи из «Космопоиска» взяли пробы воды на анализ. Однако состав ее оказался самым обычным… Так или иначе, к духам и шаманской атрибутике местные жители относятся с особым почтением. Духам можно приносить дары, но ни в коем случае нельзя ничего забирать со священных мест. Нельзя также трогать вещи, принадлежащие шаманам и наносить им какой-то ущерб. Иначе навлечешь на себя гнев обитателей «Нижнего мира», с которым общаются шаманы…

    Много преданий ходит о загадочной Долине смерти на берегу реки Вилюй (или, как называют ее якуты, «Елюю Черкечех»). В этом месте нет ни животных, ни птиц и повсюду разбросаны странные металлические полусферы диаметром восемь-десять метров, так называемые «котлы»… Почему-то внутри их теплее, чем снаружи. Раньше в «котлах» оставались на ночевку заблудившиеся охотники. Но все они потом сильно заболевали и вскоре умирали. Теперь у якутов и эвенков место считается запретным. Они утверждают, что «котлы» в незапамятные времена свалились с неба. 

    Современные исследователи выдвигают свои версии: это наследие инопланетян или древних цивилизаций… Материалисты считают, что «гиблые» свойства этой местности связаны с радиацией… А местные шаманы предупреждают тех, кто едет в те места: если хотят вернуться живыми и здоровыми, нельзя оттуда ничего привозить - ни грибов, ни ягод, ни рыбы… И вообще лучше ничего там не трогать. Территория та охраняется духами: когда-то там погибло много людей, тела их сбрасывали в озера, а души сейчас бродят неприкаянными по долине…

    Жительница поселка Чернышевский Тамара Михайловская рассказывает, что ее бывший муж когда-то побывал в Долине смерти и привез с собой «дух шаманки». Началось все с того, что супруг Тамары Николаевны набрел в тех местах на пещеру с грудой больших камней посередине.

    Мужчина снял один камень сверху, под ним открылась огромная яма, и тут же по всей пещере пошел страшный гул и вой… От неожиданности Михайловский уронил камень и выскочил из пещеры. Но это его не спасло. В то время он работал на Эбеляхе, жил в избе. И вот там началась чертовщина: стали сами собой летать ложки, пропадать вещи… Зачем-то Михайловский сказал: «Если тут кто-то есть, я тебя приглашаю к себе домой!»

    С тех пор «нечисто» стало уже в квартире, где Михайловский жил с женой и сыном. «Я мыла посуду на кухне, - вспоминает Тамара Николаевна. - Вдруг трехлитровая банка разлетается. И по комнате начинает летать лупа. Так все прыгало, скакало до утра…» Но это еще не все. На семью Михайловских обрушились разнообразные несчастья. Супруги развелись, а от сына жена ушла к другому мужчине, намного старше ее. Вскоре она и внук Михайловских погибли в аварии. Сейчас Тамара Николаевна осталась вдвоем с сыном, который никак не может устроить свою личную жизнь…

    Лишь много времени спустя после того рокового случая в пещере бывший муж Тамары Николаевны узнал, что он потревожил захоронение шаманки… По-видимому, дух ее и навлек неприятности на всю семью… Так что жителям Якутии приходится постоянно сосуществовать с духами - как добрыми, так и злыми. И иногда жить по правилам «потустороннего» мира, как это веками делали их предки.



    Якутский Дух огня

    Для предков якутов, которые почти год, за исключением только трех летних месяцев, проводили в своем темном балагане, камелек был не только источником тепла и печкой для приготовления еды, но и средоточием всего самого интересного, что происходило в юрте.

    Вечерами, сидя возле камелька, беседовали о жизни, рассказывали истории и сказки, шили, латали одежду, рядышком играли дети… Якуты верили, что дети, еще не научившиеся говорить, могут разговаривать с огнем, и иногда в каких-нибудь спорных моментах люди спрашивали у огня через своих малышей и по щелканью огня могли судить о том или ином ответе.

    По верованиям учения Айыы, огонь – один из пяти разновидностей Эйгэ (сфера жизни, которая постоянно горит, одна из самых тонких сфер) – служит своего рода «переводчиком» между духами Айыы и простыми смертными. По преданию, Юрюнг Тойон, верховное божество, имел семерых сыновей. Самый младший – Танха Дьаралаксы – был Духом огня, это он подарил людям Срединного мира огонь. Видно, поэтому Дух огня оберегал домочадцев от всяческих невзгод и несчастий. Наши предки называли такое кюрёлююр (кюрё – изгородь, ограда).

    Допустим, если в юрту входил шаман, а он имел обыкновение заходить через заднюю сторону и поперечную матицу двери, а если имел плохие намерения, выходил под шестком камелька. В таком случае, если это счастливая семья, из камелька, подобно стреле, выскакивает уголек. Тот шаман, в которого угодил уголек, умирает от незаживающих кожных язв.

    Многие исследователи жизни якутов писали, что перед тем как отправиться в дорогу или перед решающим событием, якуты усаживались перед огнем и гадали по его звуку. «Уж сильно затрещал огонь, видно, замышляю нестоящее дело», - говорил человек и отказывался от задуманного дела или дороги.

    В старину, еще до прихода русских казаков, один мегинец по имени Суодьаах отправился в дорогу в поисках других благодатных земель. Он пришел на Яну, пересек речку Сартанг и поднялся на стоящую выше города Верхоянска излучину Хайыкаан. Это была совершенно дикая, еще не заселенная людьми земля.

    Суодьаах слез со своего коня и высек огнивом огонь и пустил пал, проговаривая заклинание: «Если на этой земле могут жить люди, коровы и лошади, пусть зажженный мною огонь не потухнет и будет тлеть целых три года!» Через положенное время мужчина возвращается на Хайыкаан и, к своей радости, видит, что огонь еще тлеет. Он находит поблизости небольшую круглую поляну и вбивает в ее середину сэргэ (коновязь). 

    Причем снова произносит слова благословения: «Сюда, в эти места, приедет моя суженая и привяжет на этой коновязи своего коня! Здесь появятся на свет мои дети и внуки. В течение девяти веков тут будет продолжаться мой род – и пусть это сэргэ простоит, не ломаясь, в течение этого времени!» Так и случилось: с этого человека пошли верхоянские якуты, сделавшиеся отдельным улусом. А вот рассказ одного старца из Чурапчинского улуса, который рассказывает, как стал предсказывать по огню:

    - Жил в нашем наслеге человек по прозвищу Бурдуктаах (от «бурдук», то есть с мукой). Был он бедный, имел жену и одного сына.

    Этот бедняк построил юрту в местности Ёсперюн, после этого решил строить рядом еще и амбар. Для этого он нанял плотников, а так как кормить их было нечем, посылал жену просить у ближайших соседей в долг то муку, то молоко, то еще что.

    Соседям постоянное попрошайничество не нравилось, пошли разговоры: мол, зачем бедным два дома, зачем строят еще один, ведь их всего-то трое? Однажды к моей жене пришли соседки и начали речь об этом. Тут я и скажи: «Так у них же сын подрастает, для него, наверное, стараются!» А в это время огонь в камельке как затрещит: «Чуут, чуут»!

    От неожиданности я вскочил с места и сказал: «Сын Бурдуктааха, видно, не жилец на этом свете! Огонь так говорит!» Женщины испуганно замолчали. Не прошло и несколько дней, как наслег облетела горестная весть: сын Бурдуктааха скоропостижно скончался от несчастного случая. С тех пор я стал пророчествовать по огню.

    Иногда Дух огня может спасти человека от абаасы (привидение).

    Однажды, проникнувшись благословенными словами, Дух огня спас самого Ексекюлляха (Алексей Кулаковский- якутский писатель. Основоположник якутской литературы) от женщины-дэриэтинньика (призрак), которая, приняв облик простой женщины, ищущей заблудившуюся корову, обманом заманила его в свой етёх (брошенный дом). После заклинания, которое произнес Ексекюллях (он даже не подозревал, в какую беду он тогда попал), из огня выкатился сам Дух огня – Бырдьа Бытык Хатан Тэмиэрийэ с длинной белой бородой.

    Он научил Кулаковского, что ему сделать, чтобы не быть съеденным женщиной-дэриэтинньиком. Испуганный мужчина сделал все так, как ему посоветовал Дух огня и избежал страшной участи. Правда, и прожил после этого происшествия всего два года. Однако не всегда Дух огня помогает человеку, иногда он может жестоко проучить. Особенно любопытных и хвастливых. Этот случай произошел очень давно, в первые годы советской власти, так сказать, во время воинствующего атеизма, когда новые хозяева жизни, коммунисты и комсомольцы, вели активную борьбу против шаманизма и прочих предрассудков старой жизни.

    Этот случай произошел очень давно, в первые годы советской власти, так сказать, во время воинствующего атеизма, когда новые хозяева жизни, коммунисты и комсомольцы, вели активную борьбу против шаманизма и прочих предрассудков старой жизни.

    Трое молодых комсомольцев-активистов поспорили с товарищами, что проведут ночь в одном заброшенном етёхе, который славился тем, что ни один человек не осмеливался даже близко подойти к нему. Об этом етёхе ходила дурная слава: будто бы когда-то там проживала довольно зажиточная многодетная семья. Жили хорошо и дружно, пока однажды глава семейства, будучи в дурном расположении духа, сильно не обидел местного шамана, обделив его при дележе карасей во время осенней ловли рыбы. Тот, естественно, затаил обиду на спесивого князька и заделался ярым врагом.

    Он прилюдно проклял своего обидчика страшными словами, после этого княжеские дети стали один за другим умирать от какой-то неизлечимой болезни. Не помогали ни знахари, ни другие шаманы, приглашенные несчастными родителями. Так некогда дружная и многочисленная семья  закончила свое существование. Первым после смерти детей умер отец, его сердце не выдержало такого большого горя. По слухам, перед смертью он созвал своих немногочисленных дальних родственников и велел им во что бы то ни стало донести до кровожадного шамана свои предсмертные слова: он, в свою очередь, страшно проклял своего врага.

    Те, зная, что в противном случае проклятие покойного коснется их самих, дрожа от страха, передали шаману все слово в слово. А тот, говорят, в ответ разразился просто гомерическим хохотом. Бедная мать, оставшись совершенно одна с одной только верной семьей хамначчитов (наемных работников), сошла с ума от горя и повесилась в хотоне (коровнике). С тех пор етёх стоял заброшенный и пугал одиноких путников, которые нечаянно забредали в те места.

    Так вот парни комсомольцы в один осенний вечер, прихватив с собой кое-какой провиант и ружья, отправились, как было условлено, на ночевку в заброшенный етёх. Они должны были доказать, что никаких абаасы в природе не существует, мол, все это ушло вместе со старыми пережитками. Друзья проводили их до начала алааса и обещали, что утром  будут ждать их на этом же месте.

    Как было уже сказано выше, смельчаков было трое. Они подошли к заброшенному покосившемуся якутскому балагану, с трудом открыли покосившуюся дверь, покрытую выцветшей коровьей шкурой, и вошли вовнутрь. В лица пахнуло застоявшимся затхлым воздухом старого жилья, было страшно холодно, так что решили первым делом затопить камелек, который вроде бы был еще цел. Да и страшновато было сидеть всю ночь в промозглой темноте.

    Парни заготовили дрова и разожгли камелек. О том, что нужно произнести какое-то заклинание, чтобы, по обычаю предков, умилостивить духа огня, комсомольцы или забыли, или проигнорировали. Стало теплее и веселее с огнем. Поужинали принесенной из дома нехитрой едой и, чтобы скоротать время, стали разговаривать. Вскоре и не заметили, как их сморил сон. Огонь в камельке стал затухать. Было тихо, раздавалось только посапывание спящих людей.

    Вдруг затухающее, еле тлеющее пламя разгорелось с новой силой, взметнулось вверх с громким треском, одновременно с этим из камелька выскочила голая женщина с огненно-красными волосами и стала швырять в проснувшихся от испуга парней горячими угольями. Те, обезумев от страха, выбежали из етеха и побежали, куда глаза глядят. Вслед им несся истерический хохот женщины-абаасы.  

    Двое, в которых попали уголья, упали по дороге и остались лежать в лесу. Спасся только один, он и рассказал впоследствии, что случилось в заброшенном етёхе. Пришедшие утром обнаружили недалеко от етёха уже застывшие тела своих товарищей. (Яна Протодьяконова. Газета «Эхо столицы», Якутск).

     


    Мифология Арктики. Демоны и великаны Севера

    Во многих культурах цветом смерти и зла считается белый. Побывав на крайнем севере, легко понять, почему. Полярная ночь похищает солнце. Ледяная пустыня простирается во все стороны в неверном свете луны и полярного сияния. Мороз обжигает, вьюга завывает, как орда призраков. И цветов, кроме белого, нет на замершей, укрытой снегом земле. Снег и в темноте белый.

    Основную массу призрачного населения Якутии составляют иччи, духи природы. Подобно японским ками, они могут быть как персонификациями гор, деревьев и озёр, так и покровителями местности, воплощениями идей и явлений. Но если в Японии старая сосна становится воплощённой идеей дерева, то в Якутии духи не отождествляются с предметами. Иччи в дереве просто живёт и, если срубить его дом, не погибнет. Зато очень обозлится.

    К счастью для лесорубов, духами «заняты» лишь некоторые стволы. Но тайгу, луга, болота, горы, речные разливы и озёрные просторы иччи контролируют так плотно, словно Якутия для них - одна большая священная роща. До сих пор вдоль дорог республики можно видеть изукрашенные ленточками деревья. Духи собирают с людей небольшую дань - это может быть сувенир, монета или глоток кумыса. Дань берут не за использование земли, а просто за вход на территорию.

    Бестелесным, невидимым и не имеющим облика иччи удалось без потерь пережить даже христианизацию Якутии. Традиционные средства экзорцистов на них не действуют - к воде, кресту и молитвам духи тайги выработали полный иммунитет. Но, к счастью, иччи не злы. Самый могущественный из них, правитель лесов и шутник Баай Байанай, даже покровительствует охотникам. Пусть и не всем, а лишь достойным, выдержавшим необходимые испытания и соблюдающим обычаи. Правда, чувство юмора у этого бога специфическое, и даже достойные не всегда защищены от его шуток.

    Настоящая злая нечисть якутских просторов - это призраки-абасы. Они тоже бестелесны, но в отличие от иччи могут показываться людям в разнообразном, неизменно пугающем обличье. Классические абасы предпочитают внешность в духе ирландских фоморов - одноногих, одноруких и одноглазых великанов. В последнюю пару столетий, как рассказывают, в моду у них вошла форма трёхметрового, непроницаемо тёмного, часто безголового силуэта. Если абасы появляются днём (а света они не боятся), то можно разглядеть огромные чёрные глаза на мертвенно-белом лице. Ног у абасы, как правило, нет - призраки просто скользят над землёй или скачут по дорогам на чудовищных конях. И в любом облике абасы издают нестерпимый запах разложения.

    От абасы можно спастись. Его главное оружие - страх, и если призраку не удаётся напугать жертву и обратить её в бегство, то он сам приходит в замешательство. Призраки этого типа умеют манипулировать гравитацией - делать оружие или ношу невероятно тяжёлыми, а то и придавливать человека к земле. Опаснее всего, что абасы способны выпивать душу. Люди, столкнувшиеся со злыми духами в лесной чаще или в заброшенном доме, умирают, не получив никаких внешних повреждений. Но последствия для жертвы могут оказаться даже хуже смерти. Иногда злой дух входит в опустошённое тело, и появляется деретник - зомби.

    Сибирские мертвецы настолько суровы, что африканские зомби им и в подмётки не годятся. Деретник не просто кровожаден и невероятно силён - он ещё и быстр как молния. Остановить его очень трудно: про серебро, чеснок и воду деретник никогда не слышал, а к пулям и ударам топора он, как и положено зомби, относится философски. Чтобы вывести деретника из строя, его нужно как минимум обезглавить. А чтобы мертвец не стал деретником, надо его обезглавить и похоронить животом вниз, зажав отрубленную голову между его ногами. По счастью, деретник недолговечен. Присутствие абасы ускоряет разложение трупа настолько, что зомби гниёт буквально на глазах.

    Ещё опаснее якутские упыри - юёры. Похороненные без необходимых ритуалов самоубийцы и преступники возвращаются в виде причудливой помеси вампира с оборотнем. Днём юёр живёт под водой, где его никак не достать (Дракула до такого не додумался бы!). Выходя на ночную охоту, упырь принимает человеческий облик и без особого труда уговаривает жертв пустить его переночевать. Ну а в момент нападения юёр превращается в покрытого шерстью монстра, убить которого почти невозможно. Раны лишь заставляют юёра отступить.

    Не вся сибирская нечисть безразлична к христианским святыням. Сюлюкюны, аналог лавкрафтовских Глубинных (Deep Ones), обитающие в холодных озёрах Якутии, приняли православие. И теперь на Святки, когда вся вода становится, им приходится эвакуироваться на сушу. А поскольку вместе с религией сюлюкюны заимствовали у русских водяных пороки и образ жизни, время на берегу рыболюды проводят за игрой в карты. В подводных же хоромах они оставляют мешки с золотом, которые ловкий ныряльщик может попробовать умыкнуть.

    Правит этим пандемониумом Улу тойон - бог смерти и зла, живущий высоко в обледенелых горах. В облике непроницаемого тумана он иногда спускается в долины, чтобы крушить леса свирепыми бурями и насылать мор на стада. Улу Тойон пожирает сердца пленников и превращает души людей в свои орудия, вселяя их в тела хищников. Так и появляются одержимые медведи, готовые напасть на человека. Или на снежного человека.



    Чучуна

    Предания о «снежном человеке» обычно описывают два вида этого существа: бигфута и йети. Но в горах Якутии и южнее до Сихотэ-Алиня ходят легенды про третий, уникальный вид - чучуну. От других «реликтовых гоминид» чучуну отличают длинные, развевающиеся на бегу волосы. Стройный, среднего роста и атлетического сложения, среди прочих «снежных людей» он выделяется цивилизованностью. Чучуна покрыт шерстью и боится огня, однако носит грубые одежды из шкур и охотится, применяя оружие - камни, костяные ножи, а иногда и луки. И если бигфуты и йети всегда молчаливые одиночки, то чучуны обычно появляются вдвоём или втроём, переговариваясь с помощью пронзительного свиста.

    Норвежские саги упоминают об утбурдах - нежити, в которую превращаются младенцы, брошенные в лесу в голодные годы. На Чукотке подобные демоны зовутся ангъяками. Но по сравнению с Арктикой Норвегию можно считать курортом. В ледяной пустыне не выжить и взрослому изгнаннику. Поэтому на берегах Ледовитого океана встречаются ещё и рэккены, не имеющие аналогов в тёплой Скандинавии.

    Рэккенами становятся люди, изгнанные из стойбищ за жадность, злобу или трусость. После смерти преступник превращается в гнома с дополнительным ртом на животе. Детали описания зависят от местности: под сопками скрываются черноголовые карлики, в скалах - сероголовые, в море - синеголовые. Иногда среди признаков рэккена упоминаются крабьи клешни.

    Разумеется, рэккены ненавидят людей. И изобретают куда более изощрённые формы мести, чем у ангъяков и утбурдов. На крошечных нартах, запряжённых невидимыми собаками размером с горностая, развозят они по стойбищам болезни и прочие несчастья. А страшнее болезни для воинственных чукчей ничего нет. Ведь только погибший в бою может попасть в арктическую Вальхаллу - «Облачную страну». Мужчины, умершие в постели, отправляются в промёрзшую пустыню Нижнего мира.



    Бестиарий эскимосов

    Эскимосы-инуиты, поселения которых разбросаны от Чукотского полуострова до Гренландии, - самый многочисленный народ Арктики. Ближе всех подобрались они к полюсу, выживая в условиях, которые ненцы, эвенки и чукчи нашли бы слишком суровыми. Но ещё храбрее были тунииты. 

    Это легендарное племя, согласно преданиям эскимосов, в древности жило на берегах Ледовитого океана, а с появлением «настоящих людей» (инуитов) отступило в совсем уж безжизненные ледяные пустыни. Было это две тысячи лет назад. Тем не менее случается, что и в наши дни северные охотники встречают рослых, невероятно мускулистых чужаков, пользующихся грубыми орудиями эпохи палеолита и одетых в непрошитые шкуры. Примитивный язык туниитов напоминает детский лепет. Тунииты легко впадают в ярость, но в целом миролюбивы.

    Куда опаснее встреча с великаншами инупа-сукугьюк. Они так могучи, что убивают медведя броском камня, и при этом настолько простодушны, что принимают людей за живых говорящих кукол и пытаются ими играть. Великанши дорожат своими игрушками, так что незадачливому охотнику много дней не удаётся вырваться из плена. Насколько опасна встреча с инупасукугьюк мужского пола, сказать трудно, ибо до сих пор никто не выживал после неё и не рассказывал о своих приключениях.

    Но от великанов есть и польза. Большая удача, если получится приручить их собаку, - тогда не нужен будет каяк. Огромный пёс может плавать в море с охотником на загривке и выносить на берег убитых нарвалов, как спаниель таскает уток из озера. Правда, счастливому хозяину могучего зверя придётся вести уединённый образ жизни, соседей гигантская собака обязательно съест.

    Для контраста с великанами есть крошечные ишигак - гномы, не достающие человеку до колена. Но их трудно найти, ибо карлики не оставляют следов на снегу. Несмотря на малый рост, ишигак - великие охотники на медведей. Зверя они побеждают хитростью: сначала превращают косолапого в лемминга, потом убивают, а уже после этого превращают обратно.

    У эскимосских монстров есть общая черта: все они опасны, но не злы. Чудища ледяного мира не ведут войну против людей - эту заботу они предоставляют суровой природе. Они лишь преследуют свои цели, не всегда понятные. Так, кваллупиллук (или аглулик) - тощие, чешуйчатые водяные, живущие в полыньях, - нередко крадут детей, заигравшихся у холодного моря. Но не едят их, как можно подумать, а, наоборот, колдовством защищают от холода и кормят. Поэтому в голодные годы эскимосы добровольно отдают младенцев жителям вод, а затем изредка видят своих детей, когда те выходят на берег поиграть. Кваллупиллук неравнодушны и к детёнышам животных, они яростно защищают молодняк от охотников. Но людям, добывающим зверя в положенный сезон, водяные склонны помогать.

    Не злы такрикасиут - люди-тени, живущие в параллельном мире, подобном дивной стране британских фэйри. Но услышать их голоса, а тем более увидеть такрикасиут - не к добру. Это значит, что граница между мирами истончилась. Ещё шаг - и можно навсегда покинуть привычную реальность, пути назад уже не будет.

    Не злы и оборотни ийрат, которые умеют принимать обличия ворона, полярной лисицы, медведя, оленя-карибу, человека, но всегда выдают себя сиянием кроваво-красных глаз. Они нередко вредят людям, но не по своей воле: ийрат исполняют волю духов инуитских предков. Иститок - гигантский, всевидящий летающий глаз - кружит над тундрой, высматривая нарушителей табу. К тем, на кого он пожалуется, предки шлют ийрат. Сначала с предупреждением. Потом с доказательствами того, что к предупреждению стоило прислушаться.

    Даже безумный демон махаха зол как-то по-особенному, нетипично. Беловолосый, голубокожий, жилистый и практически нагой, вооружённый внушительными когтями, он с хохотом преследует жертв среди льдов. А догнав, щекочет их холодными пальцами до тех пор, пока несчастные не умирают с улыбкой на лице.

    Типичным чудовищем кажется лишь амарок, гигантский волк, который пожирает охотников - достаточно глупых, чтобы отправиться на промысел в одиночку. Но описания этого зверя настолько подробны, что амарока многие считают не мифическим существом, а криптидом - неизвестным науке, но реальным или недавно вымершим зверем. Это мог быть canis dirus - «ужасный волк» - или ещё более древний хищник, общий предок псовых и медвежьих.



    Туунбак

    Демонический медведь из романа «Террор» - выдумка Дэна Симмонса, но основанная на реальном фольклоре инуитов. Имя чудища, Туунбак, означает «злой дух», а его прототипами можно считать мифических гигантских медведей - нанурлука и десятилапого кукувеака. Да и обычный белый медведь на инуитов производит впечатление - его зовут не иначе как «нанук», что значит «уважаемый».



    Этажи мира

    Мифологию племён, чьи стойбища разделяют сотни километров тундры, роднят лишь самые общие мотивы. Шаманы слишком редко встречаются друг с другом, чтобы выработать единую версию приключений своих пращуров. Как правило, сказания разных племён объединяет космогония - фундаментальные представления об устройстве мира, а также ключевые персонажи легенд - герои и божества. Они остаются узнаваемыми, несмотря на разнобой в описаниях внешности, деталях биографии и оценке поступков.

    Космогония самых древних народов обычно гласит, что души совершают круговорот перерождений, не покидая материальный мир. Более поздние концепции дополнились параллельными измерениями: «верхний мир», населённый духами предков, и «нижний» - мрачная бездна, порождающая чудовищ. Воззрения народов Арктики относятся ко второй категории и выделяются лишь в одном. Здесь в загробных мирах нет смены времён года.

    В верхнем мире всегда лето, кони и олени вечно скачут по цветущим лугам. Лишь астральным двойникам шаманов открыт путь в счастливую страну. На священной острой горе в дельте Лены, где воды великой реки вливаются в ледяной океан, стоят стражи верхнего мира - великаны с медвежьими головами, птицы с человеческими лицами и медные люди. Они встречают тех, кто достоин вступить на первый из девяти слоёв небесного царства, расположенного за обычным, видимым небом. Похожим образом загробный мир описывают и чукчи, помещая достойных покойников в «Облачную страну».

    Якутская преисподняя расположена под землёй и из-за царящей там кромешной тьмы изучена крайне слабо. Куда интереснее нижний мир инуитов - Адливун. Здесь властвует зима, но мрак полярной ночи смягчён сиянием звёзд и неугасающей северной авроры. Не огненные печи, не серный дым, а вечный холод и вьюга наполняют ад северных племён. Промёрзшая пустыня - это чистилище, через которое тупилак - души умерших - должны пройти, прежде чем обретут покой в серебристом свете Луны.

    В нижнем мире правит Седна, «Нижняя женщина», которой прислуживают оборотни-адлеты с человеческими лицом и телом, но волчьими ногами и ушами. Из Адливуна посылает она на землю демонов - туурнгаит. Те, что зовутся тыкывак, - олицетворения мороза. Прочие же, подобно чукотским рэккенам, приносят болезни и неудачу на охоте, пока их не изгонят шаманы.

    В представлении народов Арктики каждое живое существо и каждый предмет наделён собственной душой, которую эскимосы именуют анирниит. На высшем уровне идеи существ, предметов и явлений объединяются в Силлу - мировую душу, придающую материи форму и смысл.

    Даже злобные туурнгаит - составная часть Силлу. Мир един, а значит, не требует управления. Понятия справедливости и добра к нему неприменимы. Седна, сильнейшая из злых духов, владычица морских животных, и Теккеитсерток, покровитель оленей-карибу, враждебны людям, так как у оленей и моржей нет причин любить охотников. Но при этом они почитаются как боги - податели пищи. Жизнь и смерть - части космической гармонии. Так и задумано.


    1 2 3                          
















    Категория: ПРИВИДЕНИЯ | Добавил: admin (15.01.2017)
    Просмотров: 1009 | Рейтинг: 5.0/1