Друг из параллельного мира, ставший «братом»
Дело было в 2010 году, тогда уже открыл свое дело, поднял первые деньги, купил старенькую иномарку и в рассрочку квартиру в спальном районе Москвы. Был обычный серый октябрьский день, третий день подряд лупил дождь, после рабочего дня мы с молодой женой вдвоем решили отметить сразу два семейных праздника – новоселье и мое день рождение – мне тогда исполнилось 19 лет. Вдвоем. Нам никто не был нужен больше, ведь с ней мы закоренелые индивидуалисты до мозга костей. Ужин при свечах, красное виной… в общем я уже принял на грудь пару бокалов, и был слегка поддатый и тут звонок в дверь. Гостей мы не ждали, кто же вечером может заявиться? Открываю дверь – передо мной стоит мой сверстник, которого я совершенно не знаю, промокший, одетый совсем не по сезону – легкая футболка, джинсовые летние шорты чуть ниже колен, сандали на босую ногу, легкая дорожная сумка, уставшие глаза, ноги в мозолях, растерянность во взгляде, казалось, что попал он на другую планету и его взгляд ищет привычные ориентиры. - Женя! Слава Богу! – он крепко обнял меня, заплакал и долго висел на мне, пока я не впустил его в дом и не закрыл дверь. Кто это? Откуда он знает, как меня звать? Я напряг память, хоть убей, не знаю этого парня, откуда он знает, где я живу? Ведь свою новую квартиру кроме родителей и близких родственников никто не видел еще пока. - Ты прям как Паулюс под Сталинградом. Раз уж зашел, прошу к столу! – обычно я проявляю равнодушие, но это касается бомжей и бродяг, никогда не подаю милостыню, которая пойдет на покупку очередной бутылки водки. На этот раз был совсем другой случай – передо мной стоял человек в полнее благополучный, мало ли что могло произойти, растерянный и напуганный, тот момент, когда надо проявить христианское милосердие, все-таки у нас семейный праздник, считаю своим долгом впустить пришедшего, к тому же под алкоголем я начинаю любить весь мир. Хотя его появление в моем доме не входило в мои планы. - Господи, Женя, что с ним? – супруга дала полотенце гостю, что бы вытер лицо, - с вами все в порядке? – спросило у него, когда он сел на табуретке у батареи, трясясь и переводя взгляд то на меня то на нее. - Женя, ты хотя бы на месте! Выслушай меня, друг ты мой хороший, - он опять чуть не зарыдал ели держась. Кто он? Он ведет так, будто знает меня очень давно, я так и не вспомнил его. Может друг моих приятелей? Но тогда откуда знает мой дом? Я угостил его вином, тот долго сопротивлялся, но все же бокал выпил, ну а потом состоялся интересный диалог: - Хоть убей, но вспомнить тебя не могу, честное слово, даже не помню как звать. - Женя, ты шутишь? Прошу тебя, пожалуйста не надо! Я твой одноклассник – Леша Гутов. Помнишь, до 9-го класса учились? Ты ушел в колледж, я – остался. Помнишь? Я действительно ушел после 9-го класса, но Лешу Гутова я не помню, его не было ни на общих фотографиях, как потом спросил, никто его не знает из наших общих друзей, однако, то что рассказывал он дальше повергло меня в шок, многое не мог знать случайный человек, даже если придумывал все это целенаправленно, что бы втеретьсь в доверие, хотя было видно что человек полностью растерян. Оказывается, он «был» у меня в квартире 3 недели назад, когда мы только заехали в новую квартиру, а в друзьях он у меня уже как 10 лет, рассказывал многие события со школьных лет, и про поездку в Петербург всем классом, рассказывал о таких событиях, которые я не припомню, или просто не принимал участия… Действительно, 3 недели назад у нас были гости – свекры, соседка, пара подружек жены, попили чай с тортом и разошлись. После того как я спросил, что же такое произошло, что он пришел ко мне легко одетый в такое ненастье, он мне поведал историю, без всякой хронологической последовательности, перескакивая с одного события на другое, которую многократно повторял потом. С его слов произошло следующее: Леша Гутов, 18 лет, поехал в Турцию с родителями и младшим братом Ваней. При себе имел заграничный паспорт, трудно читаемую копию свидетельства о рождении, телефон и деньги. Гуляя на виноградниках около старой крепости, споткнулся и упал в кусты, немного отстав от группы, а когда поднялся и огляделся – никакой группы нет, а все во круг обычное – ходят туристы, машины ездят и все в порядкк. Вышел на дорогу, добрался до отеля, где надеялся, что семья его ждет там, но в том номере были совсем другие люди и персонал отеля не знает его, его нет ни в каких списках отеля. Поскольку денег на билет не хватало, Лешка с трудом уговорил экипаж грузового самолета взять его в рейс до Москвы, и фактически нелегально пересек границу с Россией ( к его же счастью, иначе проблемы бы возникли на таможне). В Москве первым делом он пробовал дозвониться до родных и друзей, но выяснялось, что звонит совершенно другим людям. Когда он добрался до своей квартиры – там жила какая-то старушка еще со времен Брежнева, хотя в той квартире Лешка родился и вырос, а квартиру его родители заполучили в 90-е. Поехал он к бабушке и опять пропал впросак. Окончательно рухнула надежда на то, что это какой-то розыгрыш. Судя по его реакции – я был для него последней надеждой, а когда он понял что я его не знаю, надежда рухнула, но что бы совсем не дать ему сорваться, я постарался принять его, как будто действительно мой давний друг детства, кстати, мой номер телефона, что у него был записан – неправильный. Сейчас, когда Лешка сидел передо мной за столом и мучился в догадках, что же такое с ним произошло, что он в этом мире остался совсем один, я не меньше мучился в догадках, что же произошло с ним такое, и почему из 10 млн. москвичей он пришел именно ко мне? Ведь познакомились-то мы с ним сейчас вот. К сожалению у меня в квартире места для ночлежки не нашлось, однако, соседка напротив на зиму уезжает в Баку, а мне оставляет ключи, что бы я ходил и поливал цветы. Предложил Лешке (именно так я стал его называть сразу же, хотя бы потому что он младше меня на год), и пообещал завтра же ему и во что бы то ни стало найти его семью. Дальше мы посидели на кухне, я накормил его отбивной, а он рассказал о своей семье: его отец бизнесмен, владеет небольшой сетью магазинов в подмосковье, мама – заведующая кафедрой в МГИМО, младший брат еще не пошел в школу, а сам Лешка учится на инженера-проектировщика чего-то там, помогает отцу по работе, и в свободное время «левачет» по своей специальности, продавая типовые проекты зданий. Сидели допоздна, Лешка мне рассказывал о своей жизни, до того злосчастного дня, не переставая меня благодарить и удивляться моему гостеприимству, которое раньше не приходилось проявлять. Наутро от принятого алкоголя болела голова и я вспоминал что же произошло вчера: то что, произошло вчера, это не пьяное видение, однако вчера, под вином у меня язык был развязан, что я наобещал человеку, у которого ели-ели держалась надежда, в три дня найти его семью. Ну кто же меня за язык тянул? Вспоминая вчерашнего Лешку, мне вспомнился сон, который видел, лет 5 назад, может раньше: я стоял перед стеклом, а по ту его сторону стояла женщина с таким же выражением лица как у Лешки вчера, и даже Лешка казался на нее чем-то похож. -Женя! Как мать тебя прошу: возьми моего сына к себе, у никого никого не осталось… Умоляю тебя, ты всегда был хорошим другом, мой сын будет тебе братом… Присмотри за ним, не дай ему свернуть с дорожки… - и заливалась слезами. Лешка проснулся на час позже меня, пришел ко мне позавтракать, помня про мои вчерашние обещания. Дал ему вещей по сезону, потом посадил в машину и мы поехали искать его родственников и друзей. Первый делом мы приехали туда, где должен был быть офис его отца, но никакого офиса не было – вместо него была какая-то фотостудия: - А вот тут был склад, и перед ним росла березка, - Лешка опять погрузился в раздумья – вроде все знакомое, но не такое какое должно быть. - Скажите пожалуйста, тут раньше офис был? – поинтересовался он у вышедшего на крыльцо покурить продавца. - Тут продуктовый раньше был. Уже к полудню, объездив в места предполагаемого проживания родных и близких Лешки мы вымотались – встречались незнакомые люди, которые даже знать не знают Лешку. Его не оказалось в списках группы своего института, Гутова Светлана Леонидовна так же никогда не работала в МГИМО, а Гутова Сергея Викторовича так же не было в списках юридических лиц. Далее поехали в МИД, в посольство, там ограничились тем, что выслушали Лешкину историю и взяли сканы загранпаспорта, однако, никто заниматься этим не стал. Обратились в МВД, сначала заявление долго не хотели брать опять отправляя нас в МИД, потом все же взяли, но через несколько дней пришло письмо с отказом, ссылаясь на то, что заявитель указал не верные данные (точнее заявителя официально не существует), объявить без вести пропавшими людей, которых никогда не существовало тоже нельзя. Лешки не было ни в каких базах – и базе ЗАГСа тоже, уж там какое-либо упоминание о нем должно было быть, по номеру в свидетельстве о рождения другой совсем человек. Поиск органами ЗАГСа упоминания о Лешке осложнялся тем, что мама родила его дома, а зарегистрировали его через несколько дней +-2 дня. В конце дня он был расстроен так сильно и совсем не понимал что происходит, у меня вопросов было не меньше и я уже на полном серьезе стал беспокоиться, что это уже однозначно не розыгрыш. На протяжении недели, он был в глубокой тоске, а я не прекращал слушать по вечерам его рассказы, в своем телефоне как-то он показал свою маму – это была женщина из того самого сна, который я видел 5 лет назад. Тогда я понял, что все это произошло не случайно, что именно мне выпала такая задача – что бы Лешка, оставшийся один наедине с миром в юном возрасте, не сгинул как личность. Он конечно, не маленький, однако пережить то, что случилось с ним – даже не каждый зрелый человек выдержит, поэтому, надо его поддерживать. Вопросы о документах отошли на второй план, главное что он верил, что его родные живы и ищут его, точно так же как он их: -Лешка, у тебя мама совсем молодая, ты на нее похож… Все в порядке с ними,-похлопал я его по плечу. Хотя некоторые фото в его телефоне меня удивили – это еще фото со школы, где были вместе я и Лешка, с другими одноклассниками. Ни о каком монтаже не могло быть речь – в таких ракурсах я еще не видел фото одноклассников в соцсетях, да и не один специалист так хорошо не подделает. Потом я решил его свозить в Тверь к ясновидящей, которая его выслушала, и сказала ему, что «его вышибло в наш мир», что в том его потеряли и никто не может его найти, а главное, что все родные живы. Лешка неоднократно говорил, что чувствует, что мама совсем где-то рядом, а ясновидящая сказала ему, что и мама тоже чувствует своего сына совсем рядом, но их отделяет невидимая грань. Попасть туда назад – не возможно, если обстоятельства не сложатся подобным образом (место силы + особый день + всплеск энергии), но и в этом случае вероятность попасть «совсем уж не туда» и еще в какой-то другой мир намного выше, однако, все равно все увидимся на том свете. А пока надо жить и радоваться, искать свой смысл жизни. После этого Лешка еще какое-то время не понимал, вышесказанного. Теперь передо мной стояли более реальные задачи: помочь легализоваться новому другу, помочь встать на ноги, занять его чем-то что бы он не свалился в депрессию или не подсел на алкоголь. Случайно обратил внимание на передачу по телевизору, где рассказывали о параллельных мирах, коих бесчисленное множество, о заблудившихся странниках, и оказывается с точки зрения науки такое возможно. Наложив все это на слова ясновидящей, получалось, что Лешка жил в чуть-чуть другой Москве, отличающейся на несколько событий, и я там был тоже. Попав в место силы в определенное время, непонятным для себя образом Лешка попал в «наш» мир, отличающимся от того на несколько, казалось бы не значительных событий: в этом мире, скорее все, родители (или более дальние предки) Лешки не встретили, он не появился тут на свет и никто его не знает. На этом мы договорились между собой, что бы больше не размышлять на непродуктивные темы. Лешка абсолютно здоров, если не считать состояние перенесенного стресса, документы у него настоящие, но никто так и не может сказать, откуда он взялся тут. Полиция по добру посоветовала не говорить об этом ( теории параллельных миров), а вот с оформление документов могут возникнуть трудности. Тогда мы думали поднять общественный резонанс, даже получили письмо с первого канала принять участие в малаховской программе, но было решено поберечь Лешку, ведь тогда он находился все еще в тяжелом душевном состоянии. В это время я ввел Лешку в курс дел, он помогал мне с бизнесом, я делал все, лишь бы не дать ему времени скатиться в свои воспоминания и рассуждения. Мои родители и родители жены стали очень хорошо к нему относиться, так что я аж завидовал (по хорошему). А вот легализоваться и получить паспорт без свидетельства о рождении и всех остальных документов (история про белого слона и бесконечная петля) так и не получилось, решили попытать счастья в бывших союзных республиках. Совсем недавно, после 3х лет проживания в Эстонии по ВНЖ, Лешка, наконец получил заветный паспорт. Все это время, пока он там жил по ВНЖ, ему удалось построить бизнес (не без моей помощи), заработать на двухкомнатную квартиру в столице, найти вторую половинку, теперь сыну, которого я называю своим племянником. Теперь мне Лешка не просто друг, он мне как брат, мои родители и свекры приняли в нашу семью его и его невестку. Самое главное, что Лешка никогда не забывает меня, и как мы ему тогда помогли, и что бы было с ним, если бы я закрыл дверь тогда. Тот день, 17 октября, когда Лешка появился в нашем доме, мы отмечаем как его день рождения, в этот раз всем табором ездили к нему в Таллин, и планируем туда перебраться. Очень хотелось бы сказать вам всем, что если вдруг на вашем пути встречается человек, просящий о реальной помощи, не спешите объявлять его неудачником, сумасшедшим, приставалой… Все может произойти в жизни. Я не призываю помогать каждому попрошайке, хотя там тоже не известно что может быть. У этой истории был бы другой конец, если бы тогда не переступил через свои принципы и убеждения, а обломал человеку последнюю надежду. Вдруг, на его месте окажетесь вы? Какова будет вероятность что вам попадутся добрые люди, которые помогут вам, выслушают, и вникнут в проблемы. (Евгений).
Старица - родина Кощея
Два года назад по России прокатилась сенсация. Найдены следы мифического персонажа Кощея Бессмертного. Мифический герой был королем древних готов и прожил более 1500 лет? Это подтолкнуло дискуссию о сроке, отпущенном Богом человеку для жизни? Можно ли прожить 150 или 300, 1500 лет? Заявление об этом открытии было сделано в Москве на специальной пресс-конференции, где присутствовали глава российского Федерального агентства по туризму Владимир Стржалковский и руководители Тверской области и Краснодарского края. Здесь тверской губернатор Дмитрий Зеленин и объявил, что его регион, по примеру Великого Устюга Вологодской области (его жители считают свой город родиной Деда Мороза), будет позиционировать г. Старицу как место рождения Кощея Бессмертного. Помимо того, что Старица интересна как один из центров древней Руси, в пользу сказочной версии свидетельствует ряд любопытных фактов и местных преданий, а также лабиринт пещер протяженностью свыше 90 км (к слову, якобы именно в них находится Александрийская библиотека - хранилище древнейших книг Античного мира и Египта). В Россию они попали во времена Ивана Грозного, будучи вывезенными из Византии. Похоже, что где-то здесь спрятаны и книги древнейшего философа Гермеса Трисмегиста, жившего в середине 2 тысячелетия до н.э. в Синей Руси в предгорьях Урала. Великие книги величайшего мага и основателя мировых религий вернулись на Русь через 3 тысячи лет, но таинственно пропали. А в них, предположительно, был секрет бессмертия. Есть много оснований, что монах-библиотекарь Максим Грек, специально вывезенный из Византии, спрятал их в лабиринтах под Старицей. Сам Максим Грек долгое время пребывал в заточении в тверском Отрочь монастыре. Как известно, древние славяне относили Кощея к злобным божествам, напоминавшего своей наружностью Смерть в мужском обличии. Если предстояло какое-нибудь дело государственной важности (например, военный поход), народ просил Кощея если не о помощи, то хотя бы не мешать. Но почему он бессмертный? Как это связано с книгами и магией бессмертия? Некоторые считают Кощея Бессмертного царем потусторонних сил. Это по их мнению злой, фантастически жадный враг народа русского. Впервые имя Кощея упоминается в летописях ХII века в качестве пленника, слуги, холопа. Все легенды об этом персонаже можно услышать, побывав на родине Кощея Бессмертного. Царем его объявил Пушкин. А окончательно Кощей вошел в нашу жизнь в 1945 году после фильма Александра Роу, где главную роль играл Георгий Милляр. Он в образе Кощея пародировал Гитлера. Долголетие Кощея объясняется просто: отказ от алкоголя и табака, воздержанность в еде, умеренные физические нагрузки. Существовал ли Кощей в реальном мире - трудно сказать. Сведения об этом бытуют самые разноречивые. По некоторым сведениям он был великим полководцем. Он был убит и ожил. В Старице оказался случайно по пути в Скандинавию. Климат пещер оказался для него благотворным и он остался в этих местах.
Кощей в мифологии
Плодились подобно роду людскому, боги Ирийские. Рождали сыновей и дочерей, богов и небожителей новых. Так и в чертогах Навьего мира, Чернобог детей своих тьмою вскармливал. Было у Чернобога трое сыновей: Вий, Горын да младший самый, Кощей. И пусть рождён был он последним, но сила его велика была. Братья перед ним, что перед владыкой тёмным кланялись. И по делу было, потому как самое жуткое место в Навьем мире охранял Кощей - Лунный Чертог, где покоился сам Чернобог. Все знавали о силе безмерной Кощея, о мече его да доспехах, заговорённых чарами тёмными, так что ни одно оружие его не брало. Душами мёртвыми ведал Кощей да тварями всякими, что в тени да под покровом ночи, обитали. И был страх перед ним велик, не только люди, но и боги светлые с ним встреч избегали. Люди страшились ночи, за порог не выходили, поговаривали что в это время сам Кощей из чертогов своих поднимается, да по земле смертной ходит, душы новые ищет. Только ошибались порой, потому как, пусть и ведал миром загробным Кощей, а жизнь ничью не отнимал. Не смертью был он. Лишь владыкой чертогов тёмных, куда души неверных уходили после смерти. Как появился Кощей. Когда нам в детстве рассказывали сказки про прекрасных Василис и Иванушек, что были слегка, а может и очень дурочками, всюду был злой и страшный Кощей. Он был бессмертным и воротил тёмные дела: похищал красавиц и пакостил добрым молодцам. Им пугали маленьких деток. Вряд ли мы задавались вопросом, откуда появился этот самый Кощей. Ведь старые народные сказки, и не сказки вовсе, а легенды, в которые охотно верили наши с вами предки в далёкие времена. Когда мы слышим имя Кощей, на ум сразу приходит несколько эпитетов, которые намертво вцепились в сказочный образ этого злодея: старый, костлявый, лысый, безбородый и бессмертный. Давайте заглянем в сказки поглубже и разберёмся кто же на самом деле наш самый большой злодей из детства?! Для начала определимся, что Кощей - это не просто персонаж сказок. Это отдельная и весьма значимая персона в славянском языческом пантеоне. Не побоюсь этого слова, Кощей - это языческий бог. Корень имени «кощ» и его происхождение среди исследователей вызывает бурные споры. Если верить Фасмеру, то имя данного языческого божества происходит от слова «кощун», что в переводе значит, тот, кто надсмехается, богохульник, одним словом. Срезневский даёт более развёрнутое толкование слов с корнем «кощ»: «кощуна» - рассказ, сплетня, скорее клевета, которая не содержит в себе ничего правдивого; «кощунание»- предаваться делу нечестивому, грешить, «кощь»- костлявый, очень худой. То есть, мы определённо можем видеть, то негативное направление, которое принимает происхождение этого слова. Впрочем, это и не удивительно, ведь с приходом веры на Русь, всё во что веровалось до этого, было объявлено язычеством и бесовским учением. Поэтому возможно, что те, кого называют сейчас кощунами, были не просто язычниками и сказателями басен, но почитателями культа Кощея. В бытовом понимании у слова кощей два значения, и они имеют разное происхождение: праиндоевропейское и тюркское. Сегодня мы используем слово кощей именно с тюркским пониманием, то есть худой, истощённый, нищий и даже раб. Если вспомнить те же самые старые русские народные сказки, то Кощей всемогущ, и он способен на многое. Но в более поздних пересказах появляется тот самый худой и истощённый Кощей, который в корне не соответствует изначальному лику языческого божества. Здесь можно предположить влияние христианства, которое пытаясь укорениться на русской земле стало менять устоявшиеся образы, на более выгодные себе, чтобы постепенно вызвать у людей отторжение от языческих верований. Если идти другим путём и придерживаться праиндоевропейского происхождения слова кощей, тогда мы опять-таки возвращаемся с теории Фасмера, о том, что Кощей, значит костяной. Но всё же есть некая недосказанность в этих суждениях. Что если праиндоевропейский «host» претерпел изменение и вместо слышимого к, мы получили г?! Тогда след уходит уже к английскому слову «ghost», что означает призрак, видение. То есть мы не теряем прежнее значение, костяной, но уже имеем потустороннюю подпитку для образа Кощея. Теперь можно смело выдвинуть теорию, что Кощей имеет связь с потусторонним миром. Стоит вспомнить, что из старых народных сказок известно, что Кощей подпитывает свою огромную силу из воды. Вот тут-то и возникает параллель с греческим аналогом потустороннего мира, где протекают вечные воды реки Стикс, и бог подземного мира Аид черпает свои силы именно из этой реки. Просто совпадение?! Не думаю. Возможно мы имеем дело со старославянским эквивалентом бога Аида, и Кощей тогда предстаёт перед нами богом загробного мира. Кто такой Кощей - бог или сказочный злодей? Так или иначе, мы уже имеем некоторое представление о возможных путях возникновения самого имени Кощея. Теперь рассмотрим его фигуру в сугубо языческом ракурсе. Итак, по легенде у Чернобога было четыре (в некоторых источниках три) сына: Вий, Аспид, Горын и Кощей. Существует гипотеза, что каждый из них был отдельным воплощением Чернобога, то есть не сыновья, а ипостаси одного и того же бога. Здесь можно применить теорию много сознательности богов в славянском пантеоне, «один за всех, и все за одного», так сказать. Опустим этот момент и перейдём непосредственно к Кощею. Он младший сын Чернобога. Повелитель мёртвых душ. Стоит не путать с самой смертью, так как Кощей не отнимает жизнь, он лишь властвует в загробном мире и повелевает уже мёртвыми душами. Опять параллель и подозрительное сходство с греческим Аидом. Но у славян Кощей не просто повелевает и заведует загробным миром, он может в любой момент поднять целую рать из мертвечины. Итак, Кощей славянский некромант. В его арсенале так же неисчерпаемые знания. Кощей своего рода и чернокнижник. Кощей искусный воин. О его владении мечом, ходит множество легенд. А ещё у него есть заговорённые доспехи, которые делают его практически неуязвимым. Ни в одном из древних преданий, сумевших дойти до нас, Кощей не был побеждён. Повержен да, но не убит. Рождается вопрос, а почему? Давайте вспомним, что говорят сказки о бессмертии Кощея: смерть его в игле, игла в яйце, яйцо в утке, а утка в зайце, заяц тот, сидит в железном сундуке и цепами прикован к дубу на острове Буяне. Итак, начнём анализ с образа иглы. Игла, или даже спица - это оружие для ткачей и прях. Если вспомнить, что древние славяне представляли свою судьбу в виде полотна, на котором каждая нить, это человек. То есть игла в этом случае орудие, для вышивки судьбы мироздания. Затем рассмотрим образ мифического яйца. Оно упомянуто не случайно. Что если это прямая подсказка к божественному происхождению сказочного Кощея и его непобедимости?! Яйцо - это символ мироздания у древних славян. Именно из яйца был рождён Великий Род и всё мироздание. Так может Кощей не победим, потому что его жизнь в яйце мироздания?! Тогда утверждение, что Кощей - это ипостась самого Чернобога, не выглядит таким уж абсурдным. В этом случае Кощей, как ипостась - Чернобога-это сила разрушения, что пришла в мир, вместе с силой созидания. Нерушимая материя, которая лежит в основе вселенной, именно поэтому её невозможно истребить. Конечно это всего лишь суждение, которое оставляет много вопросов открытыми. Вывод, читатель должен сделать для себя сам. Утка-это птица, которая символизирует матушку Макошь, что во чреве своём мир родила. Заяц - это символ плодородия, можно считать его отсылкой к богине Живе. А остров Буян и вовсе оплот создания всего мира и сосредоточие всех сил природы. Кощей и богиня Мара. Итак, давайте ещё раз пройдёмся по сказочному образу Кощея. Это злодей, который набирается сил, стоит ему только выпить много воды, и он постоянно похищает красавиц. Ну ведь не просто так, со скуки он это делает. Должна же быть веская причина, которая сподвигала бы Кощея на подобные злодеяния. Итак, давайте пойдём немного иным путём. Красавицы, от слова краса. Это сила юности, жизни, плодородия. А всё это в себе воплощают богини Лада, Леля и Жива, что приходят весной, чтобы вдохнуть жизнь в землю, скованную зимней стужей. Итак, Кощей напивается воды и похищает красавиц в свою тёмную обитель. А если представить, что речь идёт о природных явлениях?! Осенью земля впитывает в себя всю влагу, словно набирает силы для длительного перехода, и наступает зима. То есть похищение Кощеем красна девиц, можно рассматривать как наступление осени и затем зимы. Если вспомнить образ, который навязывается этому языческому персонажу, то это гниль и растлённое тело, то есть, то что получается при разложении плодов и растений осенью. В этом покрове хранятся зёрна. Что прорастут с наступлением весны Кощеевым цветом, зелёным. Итак, Кощей похищает красна девиц и всячески пытается помешать царевичам, которые ринулись спасать своих невест. Хотя если присмотреться, Кощей практически не наносит царевичам никакого урона, так мелкие шалости, с которыми герои легко справляются. А что если Кощей не похититель, а хранитель?! Не похищает он красоту весны и тепло её, а хранит её богатства в недрах матушки земли?! Да, да мы говорим о зёрнах и корнях, что скрываются под снегом зимой. И козни Кощея, это вовсе не палки в колёса героев, а ворчливая отеческая забота?! Интересная точка зрения не так ли?! Не забывайте, что у наших предков не было понятий абсолютного, беспричинного зла. Зло, древними славянами рассматривалось, как нечто столь же естественное, как и добро. Зло есть, потому что есть добро-это равновесие. Поэтому злодеи в русских сказках и не злодеи вовсе, а просто герои исповедующие другую сторону добра. Ведь по сути они совершали злодеяния, для того чтобы всякие царевичи могли совершить добрые дела. Странно, дико, но ведь в такое поверить возможно. И давайте вспомним, царевич на коне, побеждает Кощея на коне. Конь - это символика солярных богов, ведь именно на колеснице, запряжённой лошадьми, солнце проносится по небосводу. Битву между Кощеем и царевичем можно интерпретировать, как победу весеннего солнца над зимним. Что касается Мары, то это богиня смерти и символ её серп. Серп - это орудие жатвы и здесь речь идёт не только об урожае смерти, когда тёмная богиня забирает жизни, но это и самая обычная жатва. Не стоит забывать, что Мара считается богиней зимы. Тогда легенда о том, что Мара была супругой Кощея, выглядит, довольно убедительно. Сами посудите, Мара отнимает жизнь и властвует над миром в зимнюю пору, а Кощей хранит собранные ею души в своём подземном царстве, и оберегает землю, до весенних посевов. И когда царевич, побеждает Кощея, он выпускает на свободу саму весну и на этом кончается властвование Мары. Наступает время невесты и жениха, новый круг плодородия. Если вспомнить доводы о том, что Мара это тёмная ипостась Лады и других светлых богинь, то почему бы подобное суждение не допустить в случае с Кощеем. Быть может битва между ним и мифическим царевичем, олицетворяет перерождение тёмной силы в светлую?! Согласитесь, это довольно занимательная теория. Так или иначе, за каждым образом в славянской мифологии стоит свой сакральный смысл и мудрость. Нам остаётся только попытаться это постичь.
|