Главная
МЕНЮ САЙТА
КАТЕГОРИИ РАЗДЕЛА
БИБЛЕЙСКИЕ ПРОРОКИ [20]
БИБЛЕЙСКИЙ ИЗРАИЛЬ [20]
ИУДЕЙСКИЕ ДРЕВНОСТИ [15]
ИСТОРИИ ВЕТХОГО ЗАВЕТА [15]
ТОЛКОВАНИЯ ПРОРОКОВ [250]
ЗОЛОТАЯ ЧАША СЕМИРАМИДЫ [50]
ВЕЛИКИЙ НАВУХОДОНОСОР [30]
ЦАРЬ НАВУХОДОНОСОР [20]
ЛЕГЕНДАРНЫЙ ВАВИЛОН [20]
ВАВИЛОН. РАСЦВЕТ И ГИБЕЛЬ [20]
БИБЛИЯ
ПОИСК ПО САЙТУ
СТРАНИЦА В СОЦСЕТИ
ПЕРЕВОДЧИК
ГРУППА СТАТИСТИКИ
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
ДРУЗЬЯ САЙТА
  • Вперёд в Прошлое
  • Последний Зов

  • СТАТИСТИКА

    Главная » Статьи » 1. ВАВИЛОНСКИЙ ПЛЕН » ЛЕГЕНДАРНЫЙ ВАВИЛОН

    Вавилон легендарный и Вавилон исторический. 5
    На дымящихся развалинах Ашшура в конце августа 614 г. вавилоняне встретились с мидянами. Набопаласар и мидийский царь Киаксар заключили между собой договор о союзе, который был скреплен браком царевича Навуходоносора, сына Набопаласара, и мидийской царевны Амиитис (Амухеан). 

    Ассирийцы сделали отчаянную попытку отбросить врагов от своих рубежей. В мае 613 г. им удалось поднять восстание в провинции Суху, захваченной вавилонянами в 616 г. Набопаласар тотчас же двинулся в поход и 10 июня взял город Рахилу. Но затем счастье изменило ему. Крепость Анату, расположенная на островке посреди Евфрата, выдержала вавилонский штурм. Приближение главных сил ассирийцев заставило Набопаласара уйти. Однако этот частный успех уже не мог спасти Ассирию.


    «Сосудов дома Господня перенес Навуходоносор в Вавилон и положил
    их в капище своем в Вавилоне» (2Пар.36:7)

    Катастрофа разразилась в 612 г. Набопаласар и Киаксар одновременно выступили в поход, направляясь к Ниневии. И в это время на арене снова появились скифы. Теперь исход кампании зависел от того, чью сторону они примут - ассирийцев или их противников. Положение спас Киаксар. С небольшой свитой он смело направился в лагерь скифского царя Мадия как его клиент и данник.

    Ему удалось уговорить скифов принять участие в разгроме Ниневии. Перспектива громадной добычи взяла верх над всеми прочими соображениями, и варвары двинулись на ассирийскую столицу. Ниневия представляла собой большой и сильно укрепленный город. Периметр ее стен достигал 12 км, а площадь - 730 га.

    В городе жило около 300 тысяч человек. Его защищал многочисленный и боеспособный гарнизон, главные силы ассирийской армии. Осада Ниневии длилась три месяца, с июня по август 612 г. Судя по отрывочным рассказам древних и результатам археологических раскопок, события развивались примерно так.

    Объектом атаки союзники избрали северо - восточный угол стен Ниневии, самую возвышенную и уязвимую для штурма часть города. Разбив ассирийцев в трех сражениях, мидяне, вавилоняне и скифы овладели системой передовых укреплений и плотинами, посредством которых воды реки Хуцур подавались во рвы Ниневии.

    Осушив рвы, они вплотную подошли к городской стене, возвышавшейся более чем на 20 м, и подвели к ней тараны. Участок рва, прилегавший к северовосточному углу Ниневии, был завален обломками из большого пролома, сделанного в стене, - это показали раскопки. Ассирийцы защищались мужественно и умело. Позади пролома они возвели новую линию укреплений, и приступ осаждающих захлебнулся.

    Участь Ниневии была решена с помощью военной хитрости. Воспользовавшись тем, что внимание ассирийцев приковано к пролому, союзники отвели воды Хуцура во рвы, прикрывавшие южный фас восточной стены Ниневии, и внезапно ворвались в город по руслу реки через речные ворота.

    На улицах ассирийской столицы разыгрались дикие сцены расправы победителей над побежденными. Ненависть, веками копившаяся против ассирийцев и их логова Ниневии, прорвалась наружу. «Горе городу кровей! Весь он полон обмана и преступления, не прекращается в нем разбой. Хлопанье бича и стук крутящихся колес, ржание скачущего коня и грохот несущейся колесницы.

    Несется конница, и блестит меч, и сверкает копье - и множество сраженных, и груды трупов. Без конца тела, спотыкаются о тела убитых! Это - за многие блудодеяния красивой лицом развратницы, искусной в чарах, которая своими блудодеяниями продает народы и своими чарами - племена». Так говорит пророк Наум из Элькоша, еврейский пленник, которому довелось стать очевидцем падения Ниневии.

    Победители хватали младенцев за ноги и разбивали им головы о стены домов. Гордых ассирийских вельмож, закованных в цепи, делили го жребию. Ассирийский царь Син - шарру - ишкун, чтобы спастись от плена, зажег свой дворец и погиб в пламени. Библиотека Ашшурбанипала, находившаяся на втором этаже дворца, во время пожара рухнула.

    Много глиняных табличек при этом разбилось, но они все же не погибли. Превратившись от огня в кирпичи, они в таком виде и были найдены при раскопках. Кстати сказать, первыми «археологами», занявшимися раскопками дворца Ашшурбанипала, были вавилонские солдаты. Пока их бравые союзники, мидяне и скифы, неистовствовали на улицах, они тайком от них откопали в золе большое количество золота и серебра, сплавившихся от огня, бушевавшего во дворце. Впрочем, добыча была столь несметна, что ее хватило на всех.

    Победители оставили после себя руины и пепелища. Ниневия погибла. Такая же участь постигла Ашшур, Кальху, Арбелу, Дур - Шаррукин и остальные ассирийские города. Уцелевшие от резни ассирийцы либо были угнаны в плен, либо разбежались. С ними поступили точно так же, как они обычно поступали с побежденными.

    Падение Ниневии произвело огромное впечатление на окружающий мир, вызвало радость и ликование народов, изнывавших под ассирийским игом. «Где теперь логово львов и то пастбище для львят, где ходили лев, львица и львенок и никто не пугал их, лев, терзающий для насыщения своих львят и душащий для своих львиц и наполняющий добычей свои пещеры и свои логова растерзанным?» - восклицает пророк Наум и отвечает:

    «Спят твои пастыри, царь Ашшура, покоятся твои витязи, развеян твой народ по горам, и некому собрать его. Нет исцеления для твоей раны, смертельна язва твоя. Все, услышавшие весть о тебе, рукоплещут о тебе, ибо на кого не простиралась непрестанно злоба твоя».

    14 сентября 612 г. мидяне со своим царем Киаксаром покинули руины Ниневии и отправились домой с долей добычи и полона. После ухода Киаксара вавилоняне разграбили ассирийские провинции Нацибину и Руцапу в Северной Месопотамии и тоже удалились к себе. Территория Ассирии и большая часть добычи остались в распоряжении скифов, гегемонов Передней Азии. Но Ассирийская держава еще не погибла.

    Уцелела часть ассирийской армии и ассирийской знати, которые продолжали отчаянно сопротивляться. Их прибежищем стал город Харран на северо - западе Месопотамии. Здесь они избрали царем Ашшур - убаллита, младшего брата Ашшурбанипала, который был первосвященником Эхулхула, храма бога луны Сина в Харране. Ассирийцы уповали на помощь Египта, прилагавшего все силы для того, чтобы не допустить к своим границам скифов, мидян и вавилонян.

    В 611 г. вавилоняне начали операции в районе Харрана и овладели в его тылу городом Руггулити при впадении в Евфрат реки Сагур. Решительные бои за Харран разыгрались в следующем году. Набопаласap с вавилонянами выступил в поход в мае 610 г. и до ноября опустошал область Харрана. В ноябре к нему присоединились скифы, и вместе с ними он двинулся прямо на Харран.


    «И сказал Я вам: вы владейте землею их, и вам отдаю в наследие землю,
    в которой течет молоко и мед. Я Господь, Бог ваш» (Лев.20:24)

    Ассирийцы и египтяне в ужасе бросили город и бежали за Евфрат. Харран был разграблен, причем скифы уничтожили его знаменитый храм Эхулхул. В марте 609 г. союзники разошлись по домам. В Харране остался вавилонский гарнизон. Потеря Харрана не на шутку встревожила египтян. Фараон Нехо, сын и преемник скончавшегося в 610 г. Псамметиха I, в июне 609 г. двинулся в поход во главе своей армии.

    У Мегиддо путь египтянам неожиданно преградил иудейский царь Иосия со своим войском. Требование фараона пропустить его к Евфрату было отвергнуто, и началось сражение. В самом начале боя Иосия был смертельно ранен в горло египетской стрелой, и иудеи бежали. Вместо скончавшегося Иосии они возвели на престол его сына Иоахаза. А египтяне тем временем форсированным маршем спешили на север.

    Соединившись с ассирийским царем Ашшур - убаллитом, фараон Нехо перешел Евфрат и атаковал Харран. Тяжелые бои шли все лето. Вавилонский гарнизон мужественно отразил все приступы египтян и ассирийцев и удержал город. В сентябре 609 г. Набопаласар, получив помощь от мидян, двинулся на выручку Харрану. Фараон Нехо, узнав о его приближении, снял осаду и без боя отступил за Евфрат.

    Харран остался в руках вавилонян. С 609 г. ассирийцы и их царь Ашшур - убаллит навсегда исчезают со страниц истории. Ассирия пала, и не было силы, способной возродить ее, ибо ассирийский народ прекратил свое существование задолго до этого события. Вавилоняне одержали крупнейшую в своей истории победу, но напрасно мы будем искать в оставленных ими многочисленных надписях описание их триумфа.

    Набопаласар лишь глухо упоминает о победе над Субарумом - так в глубокой древности называлась Северная Месопотамия. В другой надписи он говорит: «Ассириец, который с давних дней господствовал над всеми народами и своим тяжким игом наносил ущерб народу Страны (т. е. Вавилонии), - я, слабый, смиренный, чтущий владыку владык, могучей силой богов Набу и Мардука, моих господ, отвратил их стопы от страны Аккад и сбросил их иго».

    А царь Набонид, один из преемников Набопаласара, прямо утверждал вопреки истине, что вавилоняне не принимали никакого участия в разгроме ассирийских городов, что все это было делом рук одних скифов. Набопаласар же, по словам Набонида, лишь молился богам и в знак печали спал не на ложе, а на земле.

    Победа над Ассирией принадлежала к числу таких успехов, которыми в Вавилоне стыдились гордиться. В результате ее был уничтожен братский народ, ставший смертельным врагом Вавилона лишь в силу обстоятельств, и вавилоняне горько сожалели о случившемся. Они понимали, что обязаны победой в первую очередь варварам - мидянам и скифам, в которых не без основания видели будущих страшных врагов своей родины.



    Глава 3. Величие Вавилона

    «Иегова! плюю, глумясь над тобой,

    Я - царь Вавилона, недруг твой!»

    (Генрих Гейне. «Валтасар»)


    Гибель Ассирии в корне изменила обстановку на Ближнем Востоке.

    Бывшие ассирийские провинции в Северной Месопотамии, Заречье и Малой Азии остались без хозяина. Их население, измолоченное ассирийским цепом, не имело сил отстоять свою свободу. Время мелких городов - государств на Древнем Востоке кануло в вечность. Настала эпоха империй. Едва пала Ниневия, как началась борьба за раздел «ассирийского наследства», в которой приняли участие и противники, и союзники разгромленной Ассирии.

    К 609 г. скифы, мидяне и вавилоняне завладели всей Северной Месопотамией. К этому же времени на Заречье наложили руку египтяне. Потерпев неудачу под Харраном, фараон Нехо отступил за Евфрат. Его ставка расположилась в Рибле близ Хамата, в самом центре Заречья. Египетские гарнизоны, сменив ассирийцев, заняли города и крепости страны.

    Иудейский царь Иоахаз, преемник Иосии, убитого при Мегиддо, не посмел ослушаться грозного приказа фараона и прибыл в Риблу. Нехо отправил его в плен, а на иудейский престол посадил его брата Иоакима, на которого наложил дань в 100 талантов (30,3 т) серебра и 1 талант (30,3 кг) золота в год.

    Вавилонянам предстояло отвоевать у египтян Заречье, свою долю «ассирийского наследства». Но сначала они должны были выполнить свой союзнический долг перед скифами. С конца 609 по август 607 г. вавилонские армии под командованием Набопаласара и его сына Навуходоносора вместе со скифами и мидянами громили бывших ассирийских союзников Урарту и Манну.

    Эти страны вошли в скифскую долю «ассирийского наследства». Скифы обложили их данью, но не лишили государственной автономии. В ряде крепостей, в частности в урартском Тейшебаини (руины Кармир - Блур в Армении), расположились скифские гарнизоны. Только в октябре 607 г. Набопаласар смог наконец повести вавилонскую армию на египтян. Началась ожесточенная борьба за переправы через Евфрат, длившаяся до весны 605 г.


    «И ныне Я отдаю все земли сии в руку Навуходоносора, царя Вавилонского, раба Моего,
    и даже зверей полевых отдаю ему на служение» (Иер.27:6)

    Первое предмостное укрепление, созданное Набопаласаром в декабре 607 г. у городка Кимуху на Евфрате, летом 606 г. после тяжелых боев было ликвидировано египтянами. Но осенью того же года вавилоняне создали второй плацдарм в районе городков Шунадири, Эламму и Дахамму. Все попытки египтян сбросить их в реку на этот раз потерпели неудачу. Настал час решительной битвы за Заречье.

    Весной 605 г. вавилонская армия выступила в поход. Старый и больной Набопаласар не мог лично возглавить ее и поручил командование сыну Навуходоносору. Фараон Нехо тоже направился к Евфрату с главными силами своей армии, в составе которой наряду с египтянами и ливийцами были нубийцы, лидийские лучники и греческие наемники.

    Противники встретились под стенами Кархемиша. Этот сильно укрепленный город на правом берегу Евфрата являлся ключом к главным речным переправам и дорогам в глубь Сирии. Владея Кархемишем, египтяне закрывали вавилонянам путь в Заречье. В конце мая 605 г. здесь произошло сражение, одно из крупнейших в древневосточной истории.

    Форсировав Евфрат южнее Кархемиша, вавилоняне атаковали египетский лагерь под городскими стенами. В ожесточенном рукопашном бою они сломили сопротивление солдат фараона и на их плечах ворвались в Кархемиш. На улицах разгорелись кровопролитные схватки. Начались пожары, заставившие египтян снова выйти в поле, где вавилоняне довершили их разгром. Остатки египетской армии в панике бежали к Хамату. Здесь победители настигли их и перебили. Потери египтян составили десятки тысяч человек.

    Одним ударом вавилоняне изгнали египтян из Азии и выиграли кампанию. Мелкие государства - клиенты в Сирии, Финикии и Палестине, уцелевшие от ассирийского меча, были ошеломлены разгромом фараона и не оказали сопротивления Навуходоносору. Они спешили откупиться от него дарами и заложниками. Так поступили и иудеи, когда вавилоняне приблизились к Иерусалиму. Царь Иоаким послал им часть сосудов иерусалимского храма и выдал в качестве заложников знатных иудейских юношей, среди которых был будущий пророк Даниил.

    В самый разгар кампании, 15 августа 605 г., в Вавилоне скончался царь Набопаласар. Халдейские вельможи, завладевшие царским дворцом, сразу же с помощью огненного телеграфа дали знать об этом Навуходоносору в Заречье. Тот немедленно прервал кампанию. Приказав своим военачальникам возвращаться с главной армией, добычей и пленными на родину, он сам в сопровождении небольшой свиты поспешил кратчайшим путем через пустыню в Вавилон. 7 сентября 605 г., на 23–й день после кончины отца, Навуходоносор занял царский трон.

    Навуходоносор не напрасно торопился в Вавилон. Вавилонские верхи в свое время неохотно, лишь оказавшись в безвыходном положении, согласились признать царем Набопаласара. И теперь они не были склонны считать Навуходоносора его законным преемником только на том основании, что он - старший царский сын.

    Вавилонские олигархи были против наследственности царской власти. Но здесь они столкнулись с халдейским офицерством, которое желало видеть на вавилонском престоле только халдея и только Навуходоносора. Навуходоносор прибыл вовремя. Олигархи не посмели оспаривать его права, подкрепленные военными заслугами, поддержкой армии и авторитетом победителя при Кархемише. Навуходоносор занял престол, и вся страна признала его царем.

    Уже осенью 605 г. Навуходоносор вернулся в Заречье и продолжил кампанию. В феврале 604 г. он возвратился и Вавилон «с тяжелой данью страны Хатту» (т. е. Заречья). В апреле 604 г. Навуходоносор отпраздновал в Вавилоне Новый год - первый год своего царствования - и уже в июне во главе армии отправился в Заречье, где пробыл до февраля 603 г.

    В надежде на легкую добычу вместе с ним в Заречье явились на правах его союзников и гегемонов скифы. Навуходоносор хорошо понимал, что в государствах - клиентах Заречья у власти стоят проегипетски настроенные круги, которые не хотят менять сравнительно легкую египетскую гегемонию на вавилонское владычество. Он также понимал, что эти круги будут яростно сопротивляться вавилонянам, как только придут в себя после шока, вызванного разгромом египтян при Кархемише. Так и случилось.

    Первым осмелился поднять оружие против вавилонян палестинский город Аскалон, рассчитывавший на помощь египтян. Ему и пришлось принять на себя удар вавилонских и скифских войск. Аскалонский царь Адон, когда враги вторглись в его владения и уже дошли до Афека (в 15 км севернее Лидды), стал взывать к фараону о немедленной помощи. Но египтяне не пришли, и в декабре 604 г. Навуходоносор взял Аскалон штурмом.

    Город подвергся разграблению и разрушению. Царь Адон, знать, уцелевшие граждане, ремесленники и матросы были угнаны в вавилонский плен. Скифы при этом разграбили сокровища аскалонского храма богини Астарты. Весть о падении Аскалона поразила все Заречье, особенно соседнюю Иудею, самое сильное из сиро - палестинских государств.

    В Иудее у власти стояла проегипетски настроенная олигархия во главе с царем Иоакимом. Еще при царе Иосии в 621 г. был принят свод законов, так называемое «Второзаконие», который должен был укрепить ряды иудейского гражданства. В нем, в частности, имелась следующая статья, направленная против долгового рабства:

    «Если продастся тебе брат твой, еврей, или еврейка, то шесть лет должен он быть рабом тебе, а в седьмой год отпусти его от себя на свободу. Когда же будешь отпускать его от себя на свободу, не отпусти его пустым, но снабди его от стад твоих, от гумна твоего и от точила твоего. Дай ему, чем благословил тебя Яхве, бог твой». Но олигархи грубо нарушали закон, и в Иудее продолжало процветать долговое рабство, подрывавшее силы народа. Против засилья олигархии и ее антивавилонской внешней политики выступали демократические слои иудейского общества. Выразителем их чаяний стал пророк Иеремия.


    «Ты, Господи, только для суда попустил его. Скала моя! для наказания Ты назначил его» (Авв.1:12)

    В описываемую эпоху пророком называли человека, который брал на себя смелость выступать от имени бога и учить народ… Пророк не был предсказателем будущего, как это принято считать ныне. Предсказаниями на Древнем Востоке занимались прорицатели и гадатели, с которыми пророки не имели ничего общего.

    Обращаясь к людям, пророк говорил им обычно о том, что они видели вокруг себя и что волновало их. Пророчества представляли собой, как правило, страстные и полные силы речи на общественно - политические темы, выдающиеся образцы ораторского искусства. Пророки были политическими деятелями, выражавшими интересы и мнения определенных кругов общества.

    Итак, в Иерусалим пришла весть о падении Аскалона. В городе, охваченном смятением, объявили пост. В это тревожное время и выступил пророк Иеремия. Он предвидел нашествие Навуходоносора и скифов и заранее продиктовал своему писцу Варуху обращение к иудейскому народу. В нем, между прочим, говорилось:

    «Непременно придет царь Вавилона и разорит эту землю, и истребит на ней людей и скот». Когда в Иерусалиме скопилось множество перепуганных сельских жителей, Варух прочитал обращение Иеремии толпе, собравшейся перед храмом бога Яхве. Варуха арестовали и доставили во дворец. Там он снова прочитал обращение, на этот раз членам государственного совета; многие из них были потрясены.

    Отобрав свиток с обращением у Варуха и посоветовав ему и Иеремии поскорее скрыться, советники доложили обо всем царю Иоакиму. Царь мрачно слушал пророческие слова. По мере того как ему читали обращение, он ножом отрезал полоски свитка и бросал их в жаровню, стоявшую перед ним, а затем велел схватить пророка и Варуха, но тех уже и след простыл.

    Пророчество Иеремии сбылось. В мае 603 г. Навуходоносор снова отправился в поход, поставив своей целью покорить Иудею. Вавилоняне везли с собой осадные орудия, предназначенные для взятия Иерусалима. Иоаким покорился, не дожидаясь осады, и обязался платить дань Вавилону. В 602 г. Навуходоносор завершил покорение Заречья.

    Вавилонское господство в Заречье, однако, не могло быть прочным, пока не был сокрушен Египет. В 601 г. Навуходоносор, как обычно, явился с армией в Заречье, собрал дань, а затем к нему подошли союзные скифские отряды, и в декабре он двинулся в Египет. Но фараон Нехо успел подготовиться к отпору. В ожесточенном сражении египтяне остановили врага.

    Навуходоносору пришлось отступить и вернуться в Вавилон. Потери вавилонян, особенно в коннице и колесницах, были настолько велики что понадобилось целых 20 месяцев, прежде чем Навуходоносор сумел восстановить боеспособность своей армии. Но и Египту победа досталась такой дорогой ценой, что фараон Нехо вообще отказался от мысли в ближайшие годы вести борьбу с Вавилоном за азиатские провинции.

    В Заречье неудача Навуходоносора вызвала подъем антивавилонского движения. Иудея прекратила платить дань Вавилону. Пророки антивавилонской партии уверяли народ: «Не увидите меча, и голода не будет у вас, но постоянно мир дан вам на сем месте». На Иеремию, продолжавшего утверждать обратное, обрушились гонения. Даже его земляки из селения Анатот сочли нужным предупредить его: «Не пророчествуй во имя Яхве, чтобы не умереть тебе от рук наших».

    И опять Иеремия оказался прав. В декабре 599 г. вавилонские авангарды снова появились в Заречье. Навуходоносор решил сломить Иудею. Целый год вавилоняне и их клиенты опустошали иудейскую землю. Наконец, в последних числах декабря 598 г. Навуходоносор выступил из Вавилона с главными силами и через месяц, в конце января 597 г., достиг Иерусалима.

    Иоаким не посмел сопротивляться. С дарами он явился к Навуходоносору, но тот приказал заковать его в цепи и отправить в Вавилон. Затем Навуходоносор передумал: Иоаким и его приближенные были убиты, а их трупы без погребения брошены у ворот Иерусалима. На иудейский престол Навуходоносор посадил Иехонию, 18–летнего сына Иоакима. 3023 знатных иудея были уведены в вавилонский плен.

    Однако и этого Навуходоносору показалось мало. Вавилонская армия снова подступила к Иерусалиму. Иехония, видя, что сопротивление бесполезно, в марте 597 г. сдал город без боя. Навуходоносор увел в плен самого Иехонию со всей семьей, около 7000 воинов и около 1000 ремесленников. Вавилоняне захватили в качестве добычи все сокровища царского дворца и храма в Иерусалиме. Это произошло в начале мая 597 г., через 3 месяца 10 дней после воцарения Иехонии.

    Так в 597 г. начался знаменитый «вавилонский плен» иудейского, народа. Общее число пленников достигло 10 тысяч человек, не считая угнанных вместе с ними домочадцев. Это был цвет иудейского народа, его имущие и наиболее социально - активные слои. Но часть иудейского гражданства осталась на родине. Навуходоносор сохранил автономию Иудеи и назначил ее царем Седекию, младшего сына царя Иосии, дядю Иехонии. Он наложил на иудеев дань и взял с Седекии клятву хранить верность Вавилону и не вступать в сношения с Египтом.

    Земли и прочее имущество угнанных в плен иудеев перешли в руки «бедного народа земли», оставшегося в Иудее. Пленники, находясь в Вавилонии, долго не могли примириться с этим. Они считали только себя истинным Израилем, а законным царем только Иехонию. томившегося в вавилонской темнице. К оставшимся на родине иудеям они относились с презрением, именуя их «очень плохими смоквами», а себя называли «очень хорошими смоквами».

    Египет оставался безучастным зрителем расправы над Иудеей. Война за «ассирийское наследство» закончилась. Вавилон стал хозяином всей Сирии, Палестины и Финикии. В вавилоно - египетском соперничестве наступила пауза. В эти годы внимание Навуходоносора и вавилонян было приковано к скифской угрозе. У ног хищных кочевников лежали разграбленные ими Мидия, Урарту, Манна, Ассирия, Заречье, Малая Азия. Только Египет и Вавилония, самые богатые страны Ближнего Востока, избежали этой участи. Египет был слишком далек и недоступен. И вот жадные взоры степняков обратились на Вавилон, который до этого времени считался их союзником.


    «Идут из отдаленной страны, от края неба, Господь и орудия гнева Его, чтобы сокрушить всю землю.
    Рыдайте, ибо день Господа близок, идет как разрушительная сила от Всемогущего» (Ис.13:5-6)

    В 597–595 гг. над Вавилонией нависла страшная угроза нашествия скифов. На границах происходили постоянные стычки. Отряды варваров прорывались до стен самого Вавилона и осыпали их своими свистящими на лету стрелами. Земледелие, основа жизни страны, пришло в упадок. Многие вавилоняне были оторваны от своих хозяйств: одни находились на военной службе, другие из-за скифов боялись работать в поле и прятались за стенами городов.

    Цена на ячмень и финики поднялась до 1 сикля (8,4 г) серебра за 2 суту (10 л), т. е. была в 15 раз выше нормальной. Навуходоносор в заботах об обороне страны метался между Кархемишем и долиной Тигра. А скифы собирали силы для вторжения в Вавилонию, потребовав вспомогательные войска от своих клиентов - Урарту, Манны и Мидии.

    В Вавилоне с трепетом следили за надвигающимся смерчем. Многочисленные пленники, в том числе иудеи, ждали неминуемой, казалось, гибели Вавилона. С одной стороны, они жаждали возмездия своим поработителям, а с другой - боялись, что скифский ураган унесет вместе с Вавилоном и их самих.

    Но сия горькая чаша миновала Вавилон. Избавление пришло неожиданно. В 595/94 г., в самый разгар подготовки скифов к вторжению в Вавилонию, мидийский царь Киаксар заманил скифских вождей с их свитой к себе на пир. Когда гости, утратив всякую осторожность, перепились, мидяне перебили их. Лишившись руководства, скифы потерпели жестокое поражение. Гегемонии их в Передней Азии, просуществовавшей 28 лет, пришел конец. Она пала так же внезапно, как и возникла. Разгромленные мидянами скифы бежали за горные цепи Кавказа в родные степи Причерноморья.

    Прошли века, и вот в степях Украины и Кубани при раскопках скифских курганов, относящихся к первой половине VI в. до н. э., археологи нашли знаменитые Мельгуновский, Келермесский и другие клады, составлявшие погребальный инвентарь похороненных под этими курганами вождей. Среди находок оказались драгоценные предметы азиатского происхождения, в том числе ассирийский меч с золотыми ножнами и золотым эфесом.

    Возможно, некогда он принадлежал самому Ашшурбанипалу, последнему великому царю Ассирии. Ныне ассирийский меч и многие другие вещи хранятся в Эрмитаже и других музеях Советского Союза. Это - остатки сокровищ, награбленных скифами в Ниневии, Харране, Аскалоне и других городах Передней Азии, немые свидетели их легендарных походов и эфемерного величия.


    1 ... 3 4 5 6 7 ... 20            

















    Категория: ЛЕГЕНДАРНЫЙ ВАВИЛОН | Добавил: admin (04.11.2016)
    Просмотров: 300 | Рейтинг: 5.0/1