Аномальные и загадочные места в Бурятской республике. 2
Мужчинасовершил суицид из-за того, что его звал призрак отца
Мужчина трижды пытался уйти из жизни. Последний раз оказался роковым. 30 августа в Заиграевском районе Бурятии к молодой семье в гости зашли мать и отчим. После семейных посиделок, 26-летний мужчина вышел из дома. Когда его жена увидела мужчину на заднем дворе, молодой человек прямо на детской качели пытался свести счёты с жизнью.
«Тогда женщине удалось предотвратить самоубийство. Как объяснил потом мужчина своим родственникам, он слышал голос отца, который его звал», - сообщил следователь Заиграевского следственного отдела СУ СКР по Бурятии Николай Батурин. Позже глава семейства снова вышел из дома и пропал на длительное время, домашние сделали обход участка. Не найдя его, легли спать, посчитав, что утром тот вернётся от друзей. Однако утром, на электрическом столбе женщина обнаружила труп.
Еще будучи пятилетним ребёнком, мужчина остался без отца. За 20 лет он так и не смог свыкнуться с потерей. Мужчина часто заявлял, что отец приходит к нему и зовёт к себе. Также вдова призналась, что около года назад мужчина также пытался покончить с собой. Отметим, что семейство часто выпивало. Супруга покойного нигде не работала, а сам покойный перебивался неофициальными заработками вальщика леса. Как сообщает следствие, смерть наступила в результате механической асфиксии, в связи с чем в возбуждении уголовного дела было отказано.
Город мертвых в Бурятии
В Бурятии в середине пятидесятых годов прошлого века дорожными строителями было обнаружено удивительное место, являвшееся, по сути, гигантским кладбищем, где веками местные народности хоронили умерших. Равнина, усеянная невысокими, поросшими редкой травой и хилыми кустарниками холмами и курганами, была окружена каменными валунами.
На валунах были начертаны странные знаки. За внешним периметром кладбища тянулась редкая болотистая тайга, отделявшая древний некрополь от населенных пунктов. Ветви тощих, изогнутых сосен были усеяны сотнями разноцветных ленточек - именно таким образом жители отдавали дань памяти отошедшим в иной мир предкам.
Местные старожилы уверяли строителей, что тем ни в коем случае нельзя входить в «город мертвых», ибо ничто живое без вреда себе не может посещать это страшное место. И действительно, рабочие были крайне удивлены тем, что на большом пространстве некрополя стояла по-настоящему гробовая тишина, не нарушаемая даже голосами птиц.
В подтверждение своих слов старики рассказали легенду о жительнице одного из близлежащих селений - молодой женщине, похоронившей много лет назад, еще до войны, в «городе мертвых» своего мужа. Через некоторое время после своей безвременной кончины мужчина едва ли не каждую ночь стал сниться женщине, тяжело переживавшей потерю любимого человека. И вот однажды, не выдержав, она решила нарушить табу, и пошла на кладбище, чтобы поклониться могиле мужа.
С тех пор живой женщину никто в поселке не видел. По преданию, она будто бы превратилась в соляной столб, оставшийся стоять навечно у края могильного холма. Несмотря на предостережение, проходчики приступили к работе -по проекту именно через "город мертвых" должна была пропечь трасса, которая позже соединила Улан-Удэ с Читой. Приехавшие позже археологи вскрыли ряд древних захоронений, возраст которых доходил до семисот лет, и были несказанно удивлены тому, как хорошо сохранились останки.
А возле одной из могил обнаружилась каменная стела высотой в полтора метра, покрытая толстым соляным слоем и напоминавшая формами человеческую фигуру. Несколько валунов, окружавших некрополь, ученые увезли в Новосибирск для расшифровки нанесенных на них таинственных знаков. Эта работа безрезультатно длилась на протяжении пяти лет, пока исследователи института археологии и истории Земли не наткнулись в архивах на фотографии тибетского «города мертвых», обнаруженного в начале сороковых годов в пещерах Гималаев.
Таинственные гималайские знаки чрезвычайно походили на бурятские. В итоге после тщательного их сопоставления археологи пришли к выводу, что на камнях почти тысячу лет назад были высечены заклинания-обереги, обязанные хранить мир живых от вторжения существ из мира мертвых.
Тем временем, пока шло строительство скоростного шоссе «Улан-Удэ-Чита», жители трех небольших селений, лежащих вблизи древнего некрополя, под разными предлогами покинули обжитые места и переехали в другие районы. Едва выехал последний житель, как пожары, одновременно вспыхнувшие во всех трех поселках, сожгли их дотла.
Да и на стройке в те годы происходило много необъяснимого. Так, в первый же день работ довольно нелепо погиб бульдозерист. В течение полугода от неизвестной болезни умерли трое инженеров, производивших геодезическую съемку местности. Прежде твердая суглинистая почва района вдруг стала чрезвычайно неустойчивой, а во многих местах отчего-то вдруг образовались топи, сводившие на нет усилия дорожников.
Лишь через полтора года строителям удалось пройти этот сложный участок. Уже гораздо позже, в семидесятые годы, аналитики из областного ГАИ, изучив многолетние статистические сводки, пришли к выводу, что на этом участке трассы количество ДТП почти на треть превышает средний уровень по региону.
Озеро Байкал – жемчужина России
Славное море, священный Байкал… К этому озеру или, как его обычно называют, морю, трудно относиться как к географическому объекту – это, скорее, живое существо, которое может быть и помощником, и врагом, – смотря как к нему относиться. Во всяком случае, многие легенды и сказания свидетельствуют именно об этом.
Одно из признанных семи чудес света России – озеро Байкал и само по себе не может не восхищать – это и самое большое и глубокое в мире озеро, и одно из самых разнообразно населённых озёр (как в водном, так и в прибрежном секторе), и одно из самых чистых. Более чем 25-миллионолетний возраст (а некоторые исследователи накидывают и ещё десятку миллионов лет) тоже вызывает уважение. Кроме прочего, с ним связано такое количество легенд и загадочных историй, что, кажется, их изучение и расшифровка не будут завершены и до конца этого века. Чего же мы не знаем об этом озере?
Природные загадки Байкала
Как уже было сказано, не нужно даже никакой мистики, чтобы восхищаться загадками озера Байкал. Например, зимой на нем образуется уникальное ледяное покрытие в форме скал и шатров, подобные объекты не появляются ни на одном другом озере. Ещё одним интересным явлением, которое можно встретить, например, на полуострове Святой нос, являются поющие пески. Они появляются и в некоторых других районах Земли, но крайне редко. Переливающиеся и издающие при этом монотонные и странно мелодичные звуки песчаные волны могут с непривычки напугать, но истинной опасности они в себе не таят, хотя их природа до сих пор не изучена.
Ещё одно пугающее и восхитительное по своей уникальности явление – свойственные тем местам подземные грозы. Неудивительно, что у местных жителей в арсенале было столько легенд, ведь при виде странных вспышек в ходах пещер и гор или деревьев с обугленными корнями (а не кронами, как бывает при обычных грозах), можно придумать немало мистических объяснений, но учёные остановились на подземной грозе.
Также в районе Байкала можно увидеть миражи, которые могут принимать произвольные формы, – города, люди, даже сцены прошлого. Причины их появления пока не имеют ни одной подтверждённой гипотезы. Помимо прочего, довольно часто на Байкале видят миражи или призраки огромной конной армии, которая пытается перейти озеро, что отправляет нас к легенде о войне между бурятскими и эвенкийскими племенами, во время которой бурятские конные войска пытались перейти озеро по льду, но тот треснул и тем самым положил конец войне.
На дне озера живут губки (эти организмы, как правило, встречаются только в морской воде, но Байкал стал исключением). Ещё одним представителем живого мира, вызывающим удивление исследователей, является байкальская нерпа, которая является реликтом, а также весьма интересным примером адаптации морской фауны к уникальным условиям проживания на Байкале. Кроме того, нерпа была обожествлена местными жителями.
В зоне гор, окружающих озеро, можно увидеть гигантские муравейники, происхождение которых до сих пор остается загадкой. Вообще Байкал привлекает к себе самые редкие виды фауны, начиная от рачков, которые очищают поверхность озера, и заканчивая чёрными аистами, орланами, сапсаном и т.д.
Что касается флоры, то одним из самых интересных её представителей, которых редко можно встретить на других участках, являются так называемые шагающие деревья, а также деревья со стволами странных изогнутых форм. Конечно, в горных условиях им непросто произрастать, но даже скудные условия проживания объясняют не все.
Мистические загадки Байкала
Количество загадок и феноменов, связанных с Байкалом или его прибрежьем, которые учёным ещё только предстоит разгадать, чрезвычайно велико, причём эти феномены являются не только «байками» байкальцев, но и свидетельствами серьёзно и даже скептически настроенных очевидцев. Например, скала Шаманка, расположенная на мысе Бухран, содержащая Шаманскую пещеру, является, по мнению некоторых, проходом в другое измерение, который открывается во время таяния льда. Но как именно это выражалось, к сожалению, неизвестно.
В Шаманскую пещеру приходили давать самые сильные клятвы и молиться, мимо скалы запрещено было проходить семьям, в которых недавно появился покойник, а также всем женщинам. А вообще считалось, что там живет Великий дух, поэтому к его покою следовало относиться с большим уважением. К сожалению, современные туристы плюют не только на покой духов, но и на элементарный порядок, с каждым днём все больше засоряя святыню.
Шаман-камень, который находится на Ангаре, тоже обладал силой, накопленной за времена посещения его настоящими шаманами, которые проводили там обряды. Шаман-камню доверяли роль высшего правосудия, оставляя на нем приговоренных к смерти преступников, которые должны были провести там ночь и остаться в живых, чтобы быть оправданными. Впрочем, надо отметить, что почти с каждой горой Байкала связана какая-нибудь легенда.
На Байкале часто случаются грозы, но и они далеко не всегда происходят по известным нам физическим законам. Например, после одной из таких гроз от целого посёлка Удэнка остались одни угольки и обгоревшие тела жителей, причём можно было определить, что никто не пытался бежать, гасить пламя и хотя бы как-то спастись – все случилось мгновенно.
Но есть и более позитивные истории, связанные с огнём, – например, считается, что в глубине Байкала ло сих пор живёт огненный дракон, который ранее даровал племенам, живущим на берегах озера, прекрасную жизнь и ”белые знания”, но затем, обидевшись на невнимание, ушел на дно. Наконец, одной из самых привлекательных, хотя и не мистических загадок Байкала, является золото Колчака, якобы затопленное в озере (по одной из версий). Что ж,если даже и так, это озеро умеет хранить свои загадки.
Как бы там ни было, сейчас Байкал остается гордостью России и одним из лучших озёр планеты, включенным в список природного наследия ЮНЕСКО. Но, чтобы сохранить это звание, необходимо спасти озеро от человека – от загрязняющих его воды предприятий, туристов, которые не видят разницы между озером и аквапарком, и браконьеров, уничтожающих уникальный живой мир озера. (Анастасия Берсенева; Ксения Кржижановская),
«Священная» долина Шумак (Бурятия)
В самом сердце Восточных Саян, скрытая от глаз людей неприступными горами, раскинулась одна из самых красивых и загадочных равнин Прибайкалья - священная долина Шумак. Сюда приходили буряты для обретения силы, здесь они приносили дары своим богам и просили их о ниспослании здоровья и долголетия.
Сегодня это уникальное место стало доступно и рядовым туристам, если у них хватает сил преодолеть горные перевалы, бурные и холодные горные реки, омыться дождями, ниспосланными природой, чтобы смыть грехи и зло; тогда им удается в полной мере насладиться уникальным даром бурятских богов.
Священная долина Шумак представляет собой небольшую равнину вдоль неширокой горной реки, с двух сторон зажатую пологими склонами гор. На левом берегу реки в 6 км от долины расположены Священные столбы, представляющие собой скалу, один склон которой осыпался и образовал высокие колонны. Буряты называют ее Хуухэйин-хада, что в переводе означает «Гора-ребенок», и считают, что именно в этом величественном месте обитает местное божество Шумака, охраняющее долину и дарующее людям таящие здоровье термальные источники.
Многие из посетивших это место в один голос говорят об удивительной атмосфере, царящей возле скалы. Негативные злые мысли уходят из головы сами собой; словно многочисленные поколения бурятов, приходившие почтить это место, смогли сконцентрировать в нем огромный заряд положительной энергии, который действует и по сей день.
На другом участке долины Шумак напротив Священных столбов стоят 2 женские головы божков, вырезанные из дерева. По древним бурятским традициям, если повязать на дерево возле священной фигурки ленту и мысленно попросить о желаемом, оно обязательно сбудется. К тому же данное место обладает особой энергией для медитации: мужчины-буряты уверяют, что именно здесь они понимают смысл своей жизни и видят будущее, а женщины приводят сюда своих детей и просят для них здоровья и силы, поэтому территорию около скалы также называют Женской долиной.
По легенде, целебные шумакские источники были открыты одним бурятским охотником из племени сойотов. Однажды, охотясь в горах, он подстрелил оленя, но так неудачно, что только ранил его. Олень помчался прочь. Охотник, не желая терять добычу, бросился за ним. В пылу охотничьего азарта он не замечал, как забирался все глубже в горы и дальше от своего поселения.
Наконец ему удалось найти подстреленного оленя - тот лежал в грязной луже. Охотник обрадовался, решив, что от потери крови зверь обессилел и представляет теперь легкую добычу, но стоило ему приблизиться к оленю на расстояние нескольких шагов, как зверь поднялся на ноги и, словно и не было ранения, совершенно здоровым ускакал прочь. Пораженный охотник и его племя остались на этот раз без добычи, но обрели более ценное - священную долину Шумак, дарящую здоровье и восстанавливающую силы.
В долине Шумак близ горной реки с одноименным названием выходят на поверхность более 100 термальных источников радоновых и минеральных вод различного состава, поэтому в народе она известна под названием Долины 100 источников. Места вокруг долины Шумак столь же чудодейственны и овеяны многочисленными бурятскими легендами.
Одна из них рассказывает об удивительных свойствах перевалов, ведущих к уникальной долине. Однажды престарелая женщина, у которой болели ноги и спина, решила сходить к целебным источникам, но пошла одна и с непривычки перепутала перевал - направилась к долине по более крутому и сложному в преодолении. Едва осилив гору, она увидела, что взбиралась на нее совершенно напрасно, так как спуска с перевала нет.
Неподалеку в стороне она увидела и нужный перевал. Было от чего прийти в отчаяние, но женщина была на редкость бодра: заветная цель достичь источников помогла ей и преодолеть нужную гору, и выйти в Шумакскую долину. Придя к источникам, она с удивлением обнаружила, что ни ноги, ни спина не болят и она чувствует себя полной сил. Как оказалось, даже перевал, ведущий к долине Шумак, обладает целительной силой, которая помогает достичь цели, если только ты идешь с чистыми помыслами и благими намерениями.
В связи с необходимым переходом через перевал существует и еще одно бурятское народное поверье: священную долину может отыскать только человек, чистый и душой, и телом, поэтому каждый странник на пути к Шумаку проходит обряд очищения либо дождем, либо водами горных рек. Людей, идущих к долине с мыслями о наживе или просто со злостью, горы не пустят к целительным источникам, дорогу преградят либо вспучившиеся от ливней горные реки, либо на перевале их встретит пурга и заставит повернуть назад. И только осознав и признав в душе силу горной природы, воздав должной богу долины Шумак, а заодно оставив ему в дар немного сладостей, можно дойти до священной долины и обрести силы и покой. (Шнуровозова Т. В.).
Шаман-Камень
В истоке реки Ангара находится, выступающая по середине реки, скала. В древности местные жители Приангарья наделяли Шаманский камень чудодейственной силой. По древним верованиям, это было место обитания хозяина Ангары - Ама Сагаан нойона. На Шаманском камне проходили особо важные шаманские обряды, здесь давали клятвы и молились, чтобы снять ложное обвинение или отстоять свою честь, сюда на ночь привозили преступника и оставляли его одного над холодным, леденящим потоком, чтобы к утру он сознался в содеянном. Если к утру вода не забирала его, если он не погибал от страха и студеного дыхания Байкала, его прощали. Свидетельством почитания священного камня является усыпанное монетами дно вокруг Шаманского камня.
Карта мыса Хобой
Мыс Хобой
Мыс Хобой (по-бурятски хобой – «клык, коренной зуб») - самый северный мыс на острове Ольхон. Эффектная столбовидная скала, напоминающая внешне острый клык, со стороны моря, имеет ярко выраженное сходство с профилем женской головы с бюстом, как на древних греческих галерах с востока и запада.
Местное название скалы - Дева. Существует бурятская легенда, согласно которой это - окаменевшая бурятка, просившая у тэнгриев из зависти к мужу такой же дворец, как и пожалованный ее мужу. Тэнгрии со словами: «Покуда на земле будет зло и зависть, будешь камнем» - превратили ее в скалу.
Мыс Хобой избран сейчас различными духовными школами для места медитаций. На его северной стороне эти «представители» не постеснялись наследить, оставив на самом видном месте рериховский знак - красный круг с тремя точками внутри. Но истинный, сокровенный знак острова совсем не этот.
Как символ шаманских сказаний на северной грани монолитной скалы, не просматриваемой с суши и обрывающейся в воду, на недоступной для человека высоте, сложены в расщелинах мыса два огромных орлиных гнезда. По бурятским легендам, первым, кто получил шаманский дар, был сын грозного хозяина-духа острова Ольхон, живший в образе белоголового орла. Почитание этой птицы как духа острова сохранилось до наших дней.
С мысом Хобой связана легенда о драконе, который, пролетая над священным озером, обронил свой клык. Упав на Хобой, клык мифологического животного ушел глубоко в землю, оставив в очертаниях острова характерный след. Некоторые ученые предполагают, что это предание связано с воспоминаниями о падении некоего космического тела (возможно, небольшого метеорита), случившемся много тысяч лет тому назад. Именно такая локальная катастрофа и могла стать причиной сильной геомагнитной активности, проявляющейся в этой части Ольхона.
Парапсихологи, часто посещающие Хобой, отмечают в районе мыса постоянный мощный выход астральной энергии, что сопряжено с многочисленными случаями появления здесь призрачных субстанций. Местные жители уверяют, что иногда на мысе можно встретить духов своих умерших предков или даже увидеть собственные прежние воплощения. Особую известность получил дух Белого шамана, выходящего из вод Байкала. Считается, что увидеть духа - к большой удаче.
Место примечательно многоголосым эхом, которое отражается от монолитной скалы. Встречаются здесь редкие и реликтовые травы. Зимой можно осмотреть гроты, сказочно украшенные наплесковым льдом и прозрачными сосульками. Находятся они на уровне уреза воды, их входы ориентированы на север. В скалах, на уровне воды, на мысе, имеются гроты длиной до 22 метров, осмотреть их можно только зимой со льда.
Стол Чингисхана
Легендарное место, связанное с именем великого воина, - это Стол Чингисхана («Чингис хаанай шэрээ») в междуречье Угутэрэ и Барун-Хандагай. Он представляет собой огромный валун, на который, по легенде, были нанесены древние письмена. Расположен в предгорьях Тункинских Гольцов, в 4 км западнее бывшего Хандагатайского дацана. Его размеры – 8х6х1,5 м, форма снизу яйцевидная, а сверху плоская.
С северной стороны «камень-стул» размером 3х1,5 м. Почитаемое у местных жителей место совершения буддистских и шаманских обрядов. Очень большое значение вкладывается в слово «шэрээ»: это не просто стол, а престол.
Стол Чингисхана
Белая гора
Священное эвенкийское место. Находится в центральной части Витимского плоскогорья, на восточной окраине Мало-Амалатской впадины, на левом берегу реки Багдаринка. У подножья Белой горы находится центр Баунтовского эвенкийского района - с. Багдарин. Село названо в честь горы – ее эвенкийское название Багда-урэ (белая гора).
Высота горы - 170 м. Она сложена светло-серыми доломитами, и поэтому издалека кажется белой. Крутой юго-западный склон полностью лишен почвы и растительности. Верхняя часть украшена целым рядом отвесных причудливых скальных останцев в виде башен, пирамидок, столбов. Белая гора имеет статус священного места. С давних времен совершают здесь молитвенные обряды с жертвоприношениями, предназначенными величественному и всемогущему духу горы.
Гора Жима
Жима – высочайшая точка Ольхона, являет собой гору 1276 метров высотой над уровнем моря. Находится на востоке острова, на мысе Ижимей. «Ижимей» уходит корнями к слову «эжин», означающему «хозяина местности». В шаманской мифологии древних говорится о боге грома, отпрыске самого Божественного Неба, возжелавшим обитать подле знаменитого ольхонского шамана Нагре-бо. Позднее дворец горы Жима перешел чете шаманов, Угэтэ-нойон переселился ближе к кромке воды.
Аборигены чтят гору, относятся к ней как святыне. Согласно преданиям, на Жиме обитали боги и духи. Макушку горы раньше венчала избушка, сложенная из дерева, также стоял сосновый шалаш, созданный руками ольхонских шаманов. Воплощение духа горы – седовласый и бородатый старик. Местные жители нередко рассказывали истории о заплутавших путниках, коим помог выйти к людям некий древний старец. Восхождение на гору вкупе со спуском займет весь день, а тропа как таковая попросту не существует. Идти придется, прибираясь сквозь густые заросли леса и источников воды на пути не встретится. Поэтому живительную влагу стоит захватить с собой.
Гора Бык
Аномалии, загадки и места силы озера Байкал
Гора возле села Торы Тункинского района Бурятии к северу от реки Иркут. Связана с культом сакрального предка представителей бурятского племенного союза булагатов Буха Нойона - земного божества, покровителя стихии земли и пастбищ, скотоводства. Культ Буха Нойона в дальнейшем заимствован хонгодорами. В настоящее время на этом месте проводят шаманские и буддистские обряды все тункинские буряты.
Тайны бурятского озера Соболхо
Это озеро находится в Бурятии и с давних пор овеяно тайнами и мистикой. Оно является одним из 33 озер, входящих в Еравно-Харгинскую систему, которую в Бурятии называют «Страной тридцати трех голубых озер». Все эти озера системы невероятно древние. Исследователи полагают, что они возникли еще во времена протерозоя. Многие из этих водоемов обладают мистическими свойствами, например вода одного из них излечивает заболевания глаз.
Для бурятов озера священны. Старожилы до сих пор вспоминают о том, как после Революции 1917 года большевики хотели создать систему орошения, взорвав горловину небольшого озера, вода в котором никогда не пересыхала. Документально зафиксировано, что пятеро рабочих, занимавшихся взрывными работами, скончались в течение недели один за другим от какой-то странной болезни. Озеро же ничуть не пострадало - уровень в воды в нем даже не снизился.
Само название Соболхо в переводе на русский язык означает «бездонное» или «сквозное». Такое имя озеру было дано неслучайно. До сих пор ученые не могут достоверно определить глубину этого водоема. Некоторые участки измеряются достаточно легко, а глубину других определить невозможно. Исследователи попытались высчитать уровень дна разными способами, но получили невероятные результаты - в некоторых местах глубина озера Соболхо достигает 200 м! А между тем озеро совсем невелико и такая глубина для него кажется совершенно невозможной.
Местное население с давних пор считает Соболхо гиблым. Здесь довольно часто пропадают люди, не говоря уж о постоянно исчезающих животных. Жители окрестных поселений стараются даже близко не подходить к зловещему озеру. Говорят, что купаться в нем - все равно, что призывать погибель, и решаются на это только самые отчаянные люди. Многие из них пропадают навсегда, поскольку Соболхо способно внезапно засосать человека в свою пучину.
Множество легенд и баек сложено о таинственном озере. Однако есть и реальные факты, подтверждающие гипотезу о том, что озеро является аномальной зоной. Так, многие люди, в том числе и ученые, наблюдали над водоемом странное розовое свечение. Исследователи полагают, что оно вызвано наличием в воде Соболхо специфических элементов - таких, например, как сероводород.
Также есть предположение, что причиной розового свечения являются выходы радоновых и углекислых термальных вод. Местные жители полагают, что розовое свечение - ни что иное как души утонувших в Соболхо людей, которые хотят, чтобы их пропавшие в пучине вод тела были найдены и упокоены.
Согласно научной теории, озеро образовалось в результате тектонического разлома, поэтому его дно представляет собой настоящий лабиринт из провалов, подземных тоннелей и ходов. С точки зрения исследователей, столь сложная конфигурация дна и провоцирует образование воронок, в которые иногда попадают люди и животные.
Чаще всего утонувшие в Соболхо люди исчезали навсегда. Не удавалось обнаружить даже их тела. Это и породило возникновение легенды о том, что озеро навеки поглощает свои жертвы. Однако отмечались и удивительные факты спасения. Так, пропавших людей иногда находили... но не в таинственном озере, а в других водоемах, расположенных неподалеку.
Все это натолкнуло ученых на мысль, что Соболхо связано с соседними водоемами подводными тоннелями. В 1995 году дно озера обследовали водолазы-любители из Иркутска. Одному из них удалось выйти по подводному проходу в соседний водоем. Однако водолаз при этом чуть не заблудился. К тому моменту, когда он вышел из подводного лабиринта, кислород в его баллонах практически кончился.
Скала Шаманка
На самом большом острове Ольхой на Байкале есть двухвершинная скала Шаманка, священное для бурятов место. Некогда в Шаманской пещере то ли естественного, то ли рукотворного происхождения происходили таинственные шаманские обряды, а сама гора была обиталищем одного из бурятских богов, покровительствовавшего шаманам.
Вход на гору был запрещен для женщин, а мужчины шли сюда только с дарами для бога и становились свидетелями настоящих чудес. Затем, когда на острове появился буддизм и в пещере стоял алтарь Будды, сюда нередко приходили паломники-буряты из близлежащих регионов и проводили религиозные обряды.
Однако у местных жителей пещера всегда вызывала неосознанный страх, они старались не ездить мимо нее на колесах, а только верхом; если в доме был покойник, то и вообще обходили скалу стороной. А в последнее время скала и вовсе стала проявлять недоброжелательность к проживающим на Ольхоне людям - смертельные случаи возле Шаманки стали происходить с леденящей душу частотой.
Шаман из Ольхона считает, что многочисленные туристы, не проявляющие должного почтения к покою бога, осквернили это место, разбрасывая мусор, испещряя стены пещеры и скалы неуместными надписями, чем и вынудили бога покинуть это место, а скала в ответ на поругание начала мстить людям. Впрочем, по мнению шамана, не известно, что оскорбило ольхонского бога больше: то ли вандалы-туристы, то ли строительство чужеродного этим землям христианского храма поблизости от священной бурятской Шаманки.
Однако что бы ни стало причиной гнева скалы, начиная с 2000-х гг., дорога, ведущая от поселка Хужира вниз к озеру и скале, стала смертельно опасной: здесь с высоты 20–30 м по тем или иным причинам стали срываться и гибнуть люди, машины, домашний скот. Можно объяснить это опасностью самой дороги, проходящей вдоль отвесного в сторону озера обрыва, однако до 2000-х гг. таких случаев падения практически не было. Первыми стали срываться коровы, которые до этого без проблем преодолевали скалистые склоны в поисках сочной травы. Однако животные быстро поняли возросшую опасность данного обрыва и стали обходить его стороной.
По местным поверьям, в Шаманской пещере в незапамятные времена проживал брат подземного бога злой и жестокий правитель моголов Гэген-бурхан, проливший немало крови местных жителей. Однако мудрый отшельник Хан-гута-бабай, обитавший на другой священной горе Ольхона, известной как Жима, или Ижемей, перехитрил злого мага и избавил народ от жестокости правителя, вынудив того покинуть Ольхон.
К сожалению, люди не обладают столь тонкой интуицией и предчувствием опасности, поэтому с горы сначала сорвалась женщина, спускавшаяся к озеру, затем не смог преодолеть спуска турист, потом жертвой скалы стал мотоциклист, которому однако, посчастливилось при падении остаться в живых, и его на следующий день подобрали у берега рыбаки.
После этого с обрыва упали еще 5 человек. А в 2003 г. частота падений стала возрастать. 8 марта двое жителей Иркутска поехали в Хужир навестить своих родственников; доехав до обрыва, машина по непонятным причинам сорвалась и упала в воду. Следующим продолжил печальный список жертв обрыва четырехлетний мальчик, отправившийся летом 2003 г. со своими товарищами порыбачить на озеро. Не удержавшись при подъеме с берега на дорогу, он упал и разбился о камни. Но самое ужасное происшествие случилось уже поздней осенью 2003 г. Объяснить гибель 4 парней оказалось сложно даже следователям из местной прокуратуры.
В тот день пятеро подвыпивших парней решили покататься на машине; как и почему они свернули к опасной дороге, так и осталось до сих пор загадкой, однако машина сорвалась с обрыва и стала падать в озеро. Двое парней сумели выпрыгнуть, еще двое, в том числе и водитель, выбрались уже после затопления автомобиля, еще один утонул. Казалось бы, пьяным парням просто повезло, но скала не отпустила своих жертв.
Первым погиб выбравшийся из машины водитель; по неизвестным причинам он, прекрасно знакомый с озером и находившийся всего в нескольких метрах от берега, поплыл в противоположную сторону и, выбившись из сил, утонул. Остальные трое ребят успешно выбрались на берег, однако сидеть на нем в мокрой одежде и ждать утра было холодно, и один из парней решил сбегать за подмогой.
Что случилось с ним по дороге, не известно, только он без сил упал на дороге, так и не дойдя до людей. Спустя какое-то время за подмогой отправился второй парень; оставшийся юноша услышал его рыдания, но потом все стихло. Прождав еще около часа и поняв, что помощи не дождаться, последний из выживших парней также решил выбираться с берега.
Поднявшись на дорогу, он увидел лежащего без движения первого юношу и после безуспешных попыток привести его в чувство бросился на свет дизельной станции. Первый парень скончался уже в больнице, так и не придя в сознание; второй из юношей по какой-то причине не пошел к электростанции, а бросился или сорвался с дороги в озеро и погиб, а тело водителя и владельца автомобиля найти так и не удалось.
Таким образом, из 5 парней выжил только один, но скала, словно не досчитав одной жертвы, забрала жизнь отца одного из погибших юношей: не выдержав гибели сына, тот покончил с собой. В результате количество жертв Шаманки увеличилось. Что послужило причиной гибели такого количество людей на одном и том же месте, на сегодняшний день пока не понятно. Однако ни у местных жителей, ни у приезжающих на Ольхон исследователей аномальных явлений нет сомнений, что и сама скала с пещерой, и место вокруг нее являются аномальной зоной, причем с древнейшего времени, когда местные жители стали регулярно видеть на вершине скалы призрак женщины в длинных белых одеждах.
Именно этот призрак, по местным поверьям, всегда появляется на вершине скалы в непогоду или туман, чтобы указать рыбакам безопасный путь к деревне. Некогда этот призрак, по мнению жителей Ольхона, был реальной женщиной, шаманкой острова, которая и при жизни старалась помогать людям, и после смерти продолжила свое благое дело.
Много вопросов у ученых вызывает и известная на острове 6-метровая пещера в скале. По бытующим в крае поверьям, именно в ней находится один из трех входов в иное измерение, а с приходящими в пещеру людьми начинают твориться невероятные вещи, которые они однако не могут передать словами, - это чувство восторга, легкости, радости можно испытать только на себе.
Стоит отметить, что ни в старину, ни сейчас женщинам и детям лучше бы не заходить в пещеру, так как ее слишком сильная шаманская энергетика может крайне негативно отразиться на здоровье более эмоциональных и соответственно, более чувствительных к внешнему воздействию людей.
Не стоит заходить в пещеру и эмоционально неустойчивым, а также впечатлительным мужчинам, которые могут неадекватно прореагировать на происходящие с ними изменения: несколько случаев странного сумасшествия и других серьезных нервных заболеваний после посещения пещеры в истории края уже наблюдалось. Что оказывает такое влияние на организм людей: намоленность ли пещеры, магнитная аномалия из-за близости георазлома или иные причины, - пока до сих пор не ясно. (Шнуровозова Т. В.).
Варварина гора – древняя стоянка эпохи позднего палеолита
Бурятия, Заиграевский район, долина реки Брянь – именно здесь расположено такое место, как Варварина гора. Это место хорошо известно археологам, антропологам и историкам, потому что здесь для тех, кто пытается восстановить прошлое человечества, настоящий кладезь материалов. Поселения времён позднего палеолита до сих пор дают исследователям богатую пищу для изучения, начиная от костей и заканчивая культовыми захоронениями.
Хотя раскопки на Варвариной горе проводились лишь в 70-х годах прошлого века, этот участок до сих пор посещается не только археологами-специалистами, но и любителями, ведь на площади менее чем в 0,15 квадратного километра расположено 4 культурных слоя, которые создавались в течение 40 тысяч лет, что позволяет говорить о поселении в районе Варвариной горы как об одном из старейших памятников палеолита в районе Байкала.
Здесь были найдены практически все объекты, необходимые для восстановления «жизни» тех времен, начиная от хозяйственных ям и заканчивая остатками палеолитических жилищ. В те времена, как мы помним, люди промышляли охотой, а объектами её в указанном нами районе были лошади, олени и даже носороги (тогда ещё они водились на указанной территории, но неоднократные изменения климата, зафиксированные при анализе слоёв почвы в поселении, полностью уничтожили их популяцию).
Полученное мясо не только употреблялось в пищу сразу, но и хранилось в устланных камнями хозяйственных ямах, которые служили не только кладовками, но и местами для проведения религиозных обрядов – в некоторых из них, помимо костей животных, служивших объектом промысла, были захоронены головы хищников. Но не только научных специалистов привлекает Варварина гора. Исследователи мистических явлений также не редкость в этих местах, но объектом их внимания, как правило, является не только поселение, но и сама гора.
В её скалах местные жители и исследователи замечали странные объекты, которые могут быть и оптическим обманом, но свидетели склонны объяснять появление странных шаров с «молниями» внутри двумя версиями – инопланетной деятельностью, а шары – теми самыми объектами, которые оставляют следы на полях; вторым вариантом является появление душ шаманов, которых хоронили в окрестностях горы. Впрочем, поскольку участки поселения вокруг горы являются охраняемой территорией, познакомиться с «мистическими сферами» поближе пока никому не удалось. (Ксения Кржижановская, Анастасия Берсенева).
Варварина гора
Гора Ехе-Ёрд
На правом берегу реки Анги всего в двух километрах от Байкала, в восьми километрах от поселка Еланцы над долиной возвышается в форме купола курган высотой в 42 метра. Очертания кургана, сложенного гнейсами, гранитными пегматитами, кварцевыми жилами, кажутся рукотворными, хотя до сих пор геологи не нашли признаков, указывающих на то, что эти плиты сюда привезли люди. Нет и на горе Ерд или рядом характерных обо - культовых пирамидальных груд камней, которые свидетельствовали бы, что в древние времена к горе Ерд, во время какого-либо праздника приносили или привозили камни.
Гора Ехе-Ёрд находится на одной прямой от Малой Ердинской сопки к священной горе на берегу озера Байкал, напротив этих двух сопок на скалах левого борта долины реки Анги хорошо сохранились наскальные рисунки с изображением животных. О древности рисунков свидетельствует и то, что нижние из них засыпаны осадочными породами. Древние рисунки включают в себя большое количество изображений бегущих оленей и рисунки рогатых людей.
Здесь, начиная с 2000 года, после перерыва длиною в сотню лет, раз в четыре года проводится Фестиваль коренных народов Байкала (Ердынские игры). Устные предания об играх сохранили главным образом ольхонские буряты. Обобщенные сведения о них сводятся к следующему. Игры проводились либо один раз в году, весной, в мае, когда земля покрывалась свежей зеленью, либо дважды в году, весной и осенью.
Главным событием на играх выступает многодневный круговой танец ехор вокруг сопки Ехе Ерд. Чтобы охватить сопку полностью по периметру танцующими, необходимо иметь не менее700 участников. Когда не собиралось на празднества такого количества людей, то игры считались неудачными, и приехавшие разъезжались. В соответствии с этим и в целом год признавался неудачным, не несущим людям счастья и благ.
Когда же собиралось много народу, до 2 - 3 тысяч человек, игры проходили в течение нескольких дней, причем танец ехор танцевали вокруг сопок и днем, и ночью, а за время праздника танцующие снашивали по несколько пар обуви. Во время праздника на вершину горы Ерд поднимались только шаманы, больше никто не имели такого права.
Гора падающих самолетов
Гора Шаман в Северобайкальском районе обладает выраженными паранормальными свойствами: люди испытывали здесь неприятные ощущения, самолеты, пролетая над ним, падали. Это можно объяснить тем, что гора с давних пор является культовым объектом местного населения. В окрестностях горы находится старинное кладбище, где еще с XVIII века хоронили шаманов. Они не обратили внимания на такое соседство, поскольку очень устали с дороги. Из расспросов местных жителей уже в Северобайкальске узнали интересные факты о горе Шаман.
Еще до Великой Отчественной войны над этой вершиной периодически пролетали самолеты с военным грузом, которые часто попадали в аварии над горой Шаман. Был такой эпизод из той военной поры, когда охотник-эвенок спас одного раненого летчика из самолета, упавшего в каньон у этой роковой горы, остальные четверо из экипажа погибли при падении. Летчик был ранен в ногу и ждал спасения трое суток, пока не пришел охотник-эвенок.
После войны самолеты, пролетавшие над вершиной, продолжали терпеть аварии. Одна из таких произошла в 1982 году. К счастью, экипаж остался жив, а самолет оказался почти неповрежденным, но зажат в узком проходе каньона. Вертолет Ми-8 с экипажем прославленного летчика, Героя Соц. Труда Л.Н. Ахметвалеева, смог вывести самолет из тесной горной расщелины. («Пассажир с Гор»).