Аномальные и загадочные места в Чукотском округе. 3
Китовая аллея – древнее святилище эскимосов
Немного на земле найдется мест, подобных Китовой аллее, уникальной в своем роде (из костей животных сооружались объекты и раньше, но совсем иные). Святилище эскимосов, созданное в непростых северных условиях, выглядит необыкновенно, как нечто неземное. Расположена Китовая аллея на Чукотке, на острове с труднопроизносимым названием Итыгран. Она представляет собой аллею из симметрично «посаженных» в землю костей гренландских китов. В качестве строительного материала использовались челюсти и черепа (как подсчитали учёные, всего в расчленённом виде в стройке принимало участие не менее 50 взрослых китов).
Можно себе представить, насколько непростым было сооружение аллеи, если учесть, что одна кость высотой примерно 5 метров. А в некоторых из них есть отверстия искусственного происхождения. Поскольку черепа и кости челюсти находятся на некотором отдалении друг от друга, то, вероятно, ранее аллея была более масштабной, чем в те дни, когда началось её исследование. Но и по сохранившимся объектам можно понять, что Китовая аллея создана очень точно и аккуратно, возможно – по заранее созданному плану.
Итак, много веков назад жители Чукотки постарались изо всех сил, чтобы создать своё святилище. По нему ведет вымощенная камнями дорога, которая заканчивается окруженной крупными валунами площадка с очагом в центре. Однако все эти объекты пока ни на шаг не приблизили учёных к ответу на главные вопросы: кто и зачем создал Китовую аллею?
Понятно, что она имела ритуальное значение, но вот какое именно – ещё загадка. Даже в легендах местных жителей не сохранилось внятного ответа. Зато, если обращаться к ним, то можно узнать, что остров считался главным хранилищем мяса, но, чтобы открыть «мясную яму», нужно быть шаманом.
По другой версии Китовая аллея стала местом битвы «летающих шаманов», но в чём заключалась эта битва и кто победил, история, увы, не может ответить. Также Китовую аллею считают чем-то вроде местного Колизея – упомянутые выше отверстия могли служить для испытания силы и ловкости охотников, возможно, таким образом, проходил отбор в привилегированную касту добытчиков.
Китовая аллея имела не только религиозное, но и вполне утилитарное назначение – кое-где между костей расположены остатки хозяйственных ям, где хранилось добываемое на охоте мясо. Надо заметить, что его действительно было много, и антропологи-историки полагают, что здесь пировали не только шаманы, но и все участники племён (мужского пола).
Кроме того, есть мнение, согласно которому Китовая аллея была и хранилищем, и святилищем, и спортивной площадкой… но главное – местом встречи участников первых «профсоюзов» охотников на китов и рыболовов вообще. А хранимые черепа считаются отметками для причалов лодок, чтобы представители этих профессий из разных племен могли легко найти дорогу, встретиться, обсудить проблемы и конфликты, а затем устроить общий пир.
В любом случае сам факт наличия такого объекта, как Китовая аллея, свидетельствует о том, что анекдоты про чукчей – не более чем глупый стереотип, потому что в непростых условиях они смогли создать достаточно сложную инфраструктуру, которая присуща более высокоразвитым цивилизациям, а также совершить одно из главных действий в истории развития человечества – объединиться, чтобы выжить, а не пытаться отобрать последнее у соседей. Так что Китовой аллеей можно восхищаться хотя бы за то, что она символизирует готовность к сотрудничеству и взаимопомощи, а также решение вопросы разговорами, а не кулаками». (Анастасия Берсенева, Ксения Кржижановская).
Чукотские петроглифы. И грибы для общения с НЛО
Удивлению ученых не было предела, когда в 1965 году на Чукотке, в долине реки Пегтымель, впервые обнаружили наскальные рисунки, сделанные чукчами. Поначалу попадались лишь изображения оленей - основного источника пищи у северного народа. Но когда археолог Николай Диков решил заняться этими петроглифами подробнее, то обнаружил среди рисунков совершенно непонятные изображения. То ли людей в огромных шляпах, то ли грибы со странными ножками, похожими на человеческие тела. Подобных рисунков на скалах ученые стали находить все больше и больше.
Все дело в шляпке
Поначалу возникло предположение, что эти петроглифы как-то связаны с инопланетными существами. Ученые, придерживающиеся более прагматичной позиции, пытались найти сходство изображенных предметов с чукчами в национальных одеждах. Но ни тем ни другим так и не удалось хоть как-то научно обосновать свои идеи. Тогда Николай Диков предположил, что это изображения таинственных человеко-грибов. Однако в то время его идея не получила поддержки в ученых кругах.
Так бы и остались очередной загадкой странные рисунки, изображенные чукчами на камнях, если бы в 1999 году известный этнограф Андрей Головнев при более подробном осмотре образов не обнаружил, что у грибовидных фигурок прослеживаются очертания ног, которые переданы замкнутой линией в виде ножки гриба. Эта находка сдвинула чашу весов в пользу гипотезы Николая Дикова. Но зачем и почему чукчи так настойчиво рисовали грибы с человеческими телами, предстояло еще разгадать.
По словам ученого секретаря Института археологии РАН доктора исторических наук Екатерины Дэвлет, «самые ранние «грибные» петроглифы датируются серединой первого тысячелетия нашей эры, а позднейшие - совсем недавним прошлым». Исходя из того, что чукчи на протяжении такого длительного периода рисовали человекоподобные грибы, ученые пришли к выводу, что это непременно связано с древним ритуальным обычаем северного народа.
Чтобы поставить точку в «грибном вопросе», в 2005 году на Кайкуульский обрыв была предпринята научная экспедиция, которую возглавила Екатерина Дэвлет. Исследователи отправились в долину реки Пегтымель с целью собрать максимально полный материал по чукотским петроглифам и изучить историю их происхождения. Место было выбрано не случайно.
Как рассказал «Итогам» участник экспедиции Игорь Георгиевский, «Кайкуульский обрыв Пегтымеля издавна был у чукчей чуть ли не единственным местом для переправы через реку. Здесь находится очень удобный брод, через который чукчи перегоняли оленей. Сначала диких, а потом, когда занялись животноводством, то и домашние стада». Соответственно, пережидая ненастья, люди расставляли там свои яранги и жили, пока река не успокоится, некоторые оставались на зимовку.
Споров о том, почему чукчи рисовали на скалах оленей, у ученых в принципе не возникало. «Известно, что северные народы, чтобы умилостивить духов, рисовали оленей на камнях как самой долговечной вещи на земле, - говорит Екатерина Дэвлет. - По их поверьям, такие изображения могли принести охотникам и оленеводам удачу». Но среди более трехсот групп рисунков, найденных за четыре экспедиции Екатерины Дэвлет, около 10 процентов как раз изображали грибных человечков. Зачем? Ответ на этот вопрос и предстояло найти экспедиции.
Живя рядом с чукчами, ученые, конечно же, постоянно контактировали с местными жителями, изучали их обычаи и культуру. «Оказалось, у чукчей существует самый настоящий культ грибов, причем не обычных подберезовиков или опят, а именно мухоморов», - говорит Игорь Георгиевский. Так на одну загадку стало меньше. И что означают пятнышки на шляпках рисованных человечков, теперь понятно. Но почему же они не рисовали грибы как они есть, а придавали им получеловеческий образ?
Уроки рисования
Не секрет, что некоторые народы в своих ритуальных обрядах использовали психотропные вещества для вхождения в состояние измененного сознания. В том числе различные ядовитые или галлюциногенные грибы поедали шаманы перед совершением таинств. Представители народов Севера и Сибири ели в том числе и мухоморы, но для них гриб был в большей степени средством достижения транса - не более того. Так же как вино для европейца или сахарные яства для восточного человека.
Для чукчей же мухомор был чем-то большим. Об этом свидетельствует хотя бы то, с каким усердием и какой ценой они выбивали свои рисунки на скалах. «Когда мы только начали изучать петроглифы, то не было и сомнений, что они сделаны каменными орудиями, - говорит Екатерина Дэвлет. - Ведь своего металла на Чукотке не было вообще. С середины первого тысячелетия он завозился с Амура, а потом из центральных областей России. Если какой-то предмет стачивался, то его не выбрасывали, а применяли для других целей».
Поэтому не могло быть и речи, что ценнейший материал использовался преимущественно для рисования на камнях. Но каково было удивление ученых, когда они провели трасологическую экспертизу и практическое исследование! Эксперименты питерского археолога Евгения Гири показали, что петроглифы наносились именно металлическими орудиями. «Если не жалко было этого драгоценного орудия, то можно себе представить, какую духовную ценность изображениям мухоморов придавали чукчи», - говорит Екатерина Дэвлет.
Раскрыть тайну странных рисунков во многом помогли и сами чукчи. Хотя они очень неохотно говорят с посторонними об обычаях своего народа и никогда ни при каких условиях не рассказывают про духовную сторону своей жизни, но историкам и этнографам удалось выяснить, что люди-мухоморы существуют в мировоззрении чукчей наравне с остальными людьми.
Оказывается, что северные народы используют мухоморы с вполне определенной целью. Их едят для общения с предками. «У всех народов развит культ почитания своих умерших родственников. Мы, например, ходим на кладбище по определенным дням в году, - рассказывает Екатерина Дэвлет, - и там, сидя у могилки, поминаем родителей или бабушек с дедами. Чукчи тоже не забывают о своих корнях, но процесс общения с предками происходит у них по-своему».
Могилы на Чукотке выглядят иначе. Обычно чукчи укладывают тела усопших родственников в тундре, и их растаскивают дикие животные. Иногда сооружаются каменные коробки в разломах скал. Но к останкам чукчи не ходят. Они посещают умерших в стране предков. По легенде, это большая долина, покрытая льдом из слез усопших людей.
Попасть в эту страну сам человек не может. Его должен провести туда человек-мухомор, который приходит только тогда, когда чукча съедает гриб и погружается в состояние, подобное опьянению. Если у других народов подобные психотропные препараты могли принимать только служители культа, то у чукчей мухоморы были доступны каждому.
По словам местных жителей, процесс посещения умерших родственников происходит следующим образом: чукча съедает нужное количество мухоморов. Обычно оно кратно магическому числу 7. (Хотя медики уверяют, что такое количество ядовитых грибов для обычного человека просто-напросто несовместимо с жизнью.) После этого принявший грибы ложится и ждет прихода тех самых людей-мухоморов. Затем грибы «ведут» к желаемому предку. Тот может рассказать ему о своей загробной жизни и ответить на волнующие вопросы. Например, что замыслил дух болезни или дождя.
Кто смел, тот съел
Походы в страну предков - это еще не все, что дают чукчам мухоморы. Как рассказал Игорь Георгиевский, «эти ядовитые грибы присутствуют чуть ли не во всех областях жизни народов Чукотки». Их издревле используют и как лекарственное средство, и как стимуляторы.
В эпосе чукчей существует множество легенд про чудо-богатырей и простых охотников, которые, чтобы преодолеть большие расстояния по тундре, принимали грибочки, дающие силу. Раненные зверем или в боях с враждебными племенами чукчи также ели мухоморы в качестве анестезирующего средства. В национальных костюмах чукчей как у мужчин, так и у женщин непременно присутствуют специальные мешочки - аптечки скорой помощи. В них, по преданиям, люди носили порошок из мухоморов.
Когда этнографы разгадали тайну людей-мухоморов, то, естественно, нашлись и такие, кому захотелось приобщиться к доселе неизвестной культуре чукчей. И, по рассказам как самих экспериментаторов, так и свидетелей, большинство таких попыток заканчивалось, мягко говоря, неудачно. Например, в 2007 году Чукотку посетила большая делегация американских этнографов. Некоторые из них решились отведать чудо-грибов. В итоге все дело закончилось банальным отравлением.
Надо признать, многие исследователи народов Севера пытались повторить ритуальные действия чукчей, но мало кто получил от поедания мухоморов ожидаемый эффект. Кто знает, может быть, на самом деле у этого кочевого народа помимо поверий есть какая-то особенность, дающая им возможность так мирно уживаться с ядовитыми грибами. («Итоги»).
Остров Врангеля
В далекой холодной Арктике среди ледяных глубин северных морей, навечно закованный в многовековые льды, сияя бескрайними белыми равнинами, лежит легендарный остров Врангеля. Остров Врангеля оставался terra incognita вплоть до девятнадцатого века, пока русская полярная экспедиция не обследовала берега Чукотки.
Возглавлял исследования известный ученый Ф.П. Врангель. В честь него и назвали остров. Экспедиция была очень тяжелой. Ученые использовали собачьи упряжки. Они объездили все побережье и составили подробную его карту, во время обследования побережья ученые узнали от местных жителей, что в хорошую погоду вдалеке за кромкой воды виднеются горы.
Исследователи сделали несколько попыток достичь неизвестной земли, но дальше двухсот километров продвинуться не смогли, путь преграждали колоссальные полыньи, ледяные горы, дрейфующие льдины. Все вместе это образовывало непреодолимые препятствия. Казалось, сама природа восстала против людей.
У исследователей кончились деньги, запасы и ученым пришлось возвращаться домой. Спустя пятьдесят лет вдоль берегов острова смог пройти на китобойном корабле американский гражданин капитан Лонг, в честь которого в дальнейшем и назвали пролив между островом и материком. Он благородно назвал открытый им остров именем русского ученого, которому так было и не суждено побывать на нем. Первым человеком, высадившимся на остров, был капитан Хупер, тоже гражданин Америки, приплывший на корабле «Корвина».
Советская власть многое сделала для изучения острова. В 1934 году на остров прибыли советские полярники, провели там зиму с научными целями, составили карту острова, установили в проливе научную станцию. Станция существует и в наши дни. В 1974 году остров взят под охрану государства и на нем организован единственный арктический заповедник СССР.
Погода на острове весьма холодная. Зима длится десять месяцев, начинается в сентябре и заканчивается в июне. В середине зимы на остров ложится полярная ночь, которая длится с ноября до января. В эти месяцы только северное сияние освещает бескрайние снежные просторы острова. Северные сияния на острове грандиозны и очень продолжительны, иногда небо переливается всеми цветами радуги по неделе.
На острове часто случаются ураганы. Ураганный ветер достигает скорости ста пятидесяти километров в час. Ветром снег с равнин сдувает в огромные сугробы, которые иногда достигают двадцати пяти метров. В июле наступает непродолжительное северное лето, которое очень быстротечно, длится всего два месяца июль и август.
Летом солнце не уходит за горизонт – наступает длинный арктический день. Лето совершенно преображает остров: весело журчат ручьи, шумят речки, поля покрываются изумрудной свежей зеленью и цветами. Растительность на острове весьма скудная, состоит в основном из карликовых кустарников, высотой не более 10 см. Среднегодовая температура на острове составляет минус одиннадцать градусов. В самые жаркие летние дни может достигать пятнадцати градусов.
Летом на острове успевает вызревать брусника, цветут маки, шумит северная осока, растет пряная полынь и ковыль. Рыба в водоемах острова не водится, так как суровой зимой они промерзают до самого дна. У морского побережья наблюдаются лежбища моржей. Они питаются в основном моллюсками, которых добывают из морского ила. Так же на берегу можно увидеть стада тюленей, которые промышляют ловлей рыбы. Особо богат остров на многочисленные шумные птичьи базары. На острове водятся кайры, чайки, бакланы, поморники. По данным ученых на острове гнездится более 200 000 птиц. Достопримечательностью острова является розовая чайка, зимующая на севере, где кормится из незамерзающих полыней рыбой.
На острове проживают уникальные дикие белые гуси. Рассказывая о фауне острова, никак нельзя обойти вниманием островного царя – белого медведя. Это огромный зверь весом до семисот килограмм, покрытый густой белой шерстью, защищенный от холода толстым слоем жира. Медведь питается в основном рыбой. На острове живет удивительный зверь – овцебык. Его завезли на остров в 1975 году, и с тех пор он отлично прижился и размножается, увеличивая популяцию. (Анастасия Берсенева).
Мамонтовы кладбища (частично и на Чукотке)
На территорию Якутии приходится около 80 % всех находок останков мамонтов в мире и других ископаемых животных с сохранившимися мягкими тканями. В 1799 году впервые в мире в дельте реки Лены в районе Быковского мыса охотником О. Шумаховым была обнаружена почти полная туша крупного мамонта. Мамонт находился в большой земляной глыбе, обвалившейся с крутого берега.
Во многих регионах Севера (на Чукотке, Колыме, Аляске и в особенности в Якутии) часто находят останки вымерших доисторических млекопитающих - мамонтов. Чаще всего подобные находки бывают случайными: их обнаруживают золотодобытчики в результате снятия больших пластов земли и торфа.
Одним из наиболее масштабных и широко известных мест скопления бивней, костей и даже значительных фрагментов почти не тронутых гнилью туш, является небольшой участок на берегу притока Индигирки, получивший название Берелехское кладбище мамонтов. Вокруг - лесотундра, равнина, поросшая низкорослой травой, мхом, карликовыми березами, ивняком, багульником и стлаником. Березы, кедры и кустарники вырастают по колено взрослого человека. Длинный отлогий берег реки Берелех - притока Индигирки - усыпан костями древних животных. У воды рассыпаны останки диких лошадей, мамонтов, шерстистых носорогов, бизонов, пещерных львов, волков, зайцев и росомах. Скованные вечной мерзлотой земли Якутии сохранили для нас многочисленные следы прошлого.
Около миллиона лет назад относительно недалеко от этого места временами перекидывался мостик между Азией и Америкой. На месте Берингова пролива возникала суша - Берингия. По этим землям проходили туда и обратно древние животные. В Аллаиховском улусе расположилось всемирно известное Берелехское кладбище мамонтов. Об этом месте стало известно еще в 1947 году, но только в 1970 было снаряжено две экспедиции для исследования местности. Это уникальное место образовалось в результате скопления животных, утонувших в водах озера. Из-за вечной мерзлоты бивни мамонтов сохранились в идеальном состоянии до наших дней.
Это кладбище мамонтов в 1970 году было исследовано Н.К.Верещагиным, Б.С.Русановым и соавтором этой книги П.А.Лазаревым. Ими здесь было собрано 7,5 тыс. различных костей. Из них 98,6% являются костями молодых и зрелых мамонтов. Были находки единичных костей шерстистого носорога, древней дикой лошади, бизона, волка, пещерного льва, зайца и росомахи. А недалеко от этого кладбища мамонтов была найдена стоянка людей-дюктайцев, живших здесь 12-13 тыс. лет тому назад. Все это вместе взятое является веским доказательством существования способа охоты загоном животных на лед.
Среди находок есть также нога мамонта, длиной 170 см, с сохранившейся на ней шерстью.
Учёные попытались установить причину гибели огромного количества мамонтов на реке Берелех. Во время этих работ была найдена замороженная задняя нога некрупного взрослого мамонта длиной 170 см. За многие тысячи лет нога мумифицировалась, но сохранилась достаточно хорошо – вместе со шкурой и шерстью, отдельные пряди которой достигали длины 120 см.
Абсолютный возраст ноги берелехского мамонта был определен примерно в 13 тыс. лет. Возраст других найденных костей мамонтов, которые были продатированы позже, составлял от 14 до 12 тыс. лет. На захоронении были найдены остатки и других животных. Например, рядом с замороженной ногой мамонта обнаружились замороженные и мумифицированные трупы древней росомахи и белой куропатки, живших в ту же эпоху, что и мамонты. Костей других животных, шерстистого носорога, древней лошади, бизона, овцебыка, северного оленя, зайца-беляка, волка, обитавших в районе Берелехского местонахождения в Ледниковую эпоху, было относительно немного – менее 1%. Кости мамонтов составляли более 99,3 % всех находок.
Одновременно в 1970 г. рядом с местонахождением костей мамонтов Н.К. Верещагин открыл одну из самых северных палеолитических стоянок человека в Евразии, которую относят к финалу ледникового периода (13 420–10 600 лет). Позднее стоянку исследовал известный якутский археолог Ю.А. Мочанов. Здесь же обнаружено более 1000 костей животных, на которых охотились древние обитатели стоянки.
Среди кухонных отбросов древнейших жителей Берелеха больше всего оказалось костей зайцев (827 экз.), а не мамонта. Обитатели палеолитической стоянки на Берелехе, так же как и жители палеолитических стоянок этой эпохи в Сибири и на Русской Равнине, охотились на зайцев. Найденные на Берелехской позднепалеолитической стоянке обожженные и расколотые кости мамонтов, судя по их сохранности, – не остатки животных, убитых на охоте, а кости, подобранные на соседнем кладбище мамонтов.
На самом деле, за многие десятилетия изучения мамонтов получено всего 1-2 прямых свидетельства массовых охот на мамонтов (памятники верхнего палеолита Костенки, Воронежская область и Мамонтовый ручей – Луговское, Ханты-Мансийский автономный округ). Очевидно, охота на этих древних слонов не была распространенным видом промысла для наших предков. В своем быту они использовали естественно образовавшиеся скопления костей мамонтов (для поддержания огня в безлесной зоне, а также для строительства жилищ) или же туши только что погибших животных.
Со времен первых экспедиций 1970-1971 годов, то есть на протяжении 40 лет крупные научные исследования на Берелехе не проводили. Сказалось труднодоступность и удаленность от «Большой земли». Иногда на Берелех наведывались сборщики мамонтовых бивней, но, пожалуй, этим визиты людей на знаменитое мамонтовое кладбище и ограничивались.
В июле 2009 года в рамках программы исследований по Государственному заказу Министерства науки и профессионального образования Якутии и контроля состояния памятников природы, ведущему научному сотруднику Института геологии алмаза и благородных металлов СО РАН (Якутск) Геннадию Гавриловичу Боескорову удалось посетить это местонахождение.
За прошедшие со времени экспедиций Верещагина 40 лет здесь практически ничего не изменилось. Оттаивающая под летним солнцем темно-серая мерзлая порода речного обрыва сползает по склону к воде, постепенно перемещая кости мамонтов к урезу воды. Их завал на берегу реки производил невероятное впечатление. Среди костей, лежавших на берегу и на склоне, попадались кости мамонтов разного возраста: фрагменты черепа, длинные кости конечностей, ребра, лопатки, позвонки и другие кости.
Еще прежние исследования коллекции костей мамонтов показали, что на Берелехском кладбище мамонтов присутствуют остатки взрослых самок и детенышей. Кроме того, здесь очень много костей молодых мамонтов (от 4 до 6-8 лет). Этот факт, а также строение древних речных отложений, из которых вытаивали кости, навело ученых на мысль, что кладбище формировалось в течение длительного времени при замывании трупов мамонтов, погибших в долине древней реки Берелех.
В древних отложениях, множество костей мамонтов было беспорядочно перемешано. Целых скелетов на Берелехе найти невозможно, а части замерзших трупов встречаются очень редко. Скорее всего, река многократно размывала и перезахоранивала мамонтовые остатки. Результаты нового визита на Берелех подтвердили это предположение.
На берегу реки и на склоне удалось насчитать 330 костей разных животных. Обычно в местонахождениях мамонтовой фауны на территории Якутии среди остатков крупных животных преобладают в сходных долях кости мамонтов, лошадей и бизонов. Причем остатки каждого из этих видов составляют от 25 до 30% от общего количества костей. Реже встречаются кости северного оленя (до 7 – 10%) и шерстистого носорога (до 4 – 5%).
Соотношение числа костей мамонтов к числу костей других животных было схожим с данными экспедиций 1970-1971 годов. Мамонты составляли 98,2%. Остатки других животных мамонтовой фауны (шерстистого носорога, древней лошади, северного оленя и бизона) были представлены лишь несколькими фрагментами костей. По подсчетам ученых кости мамонтов относились, как минимум, к 18 особям, среди которых было не менее 11 взрослых, 5 молодых и 2 детеныша – целая семейная группа. Видимо, окрестности местонахождения были гибельны именно для мамонтов.
Исследователи пришли к выводу, что гибель, перенос и захоронение остатков мамонтов в определенных участках речных долин вызваны особенностями экологии и поведения древних слонов. Их жизнь, поиск пищи и сезонные миграции происходили в долинах рек. В опасных участках речных долин слабые мамонты, или особи, попавшие в естественную ловушку, гибли, и год за годом здесь накапливалось огромное количество их костей. Скорее всего, именно так могло сформироваться Берелехское кладбище.
Другая ценная находка - голова мамонта, на которой сохранился кожный покров и бивни. На голове хорошо видны ухо, а также фрагменты волос.На кладбище мамонтов были найдены не только отсанки предка современного слона - в породах были обнаружены захоронения самых разных животных: пещерного льва, шерстистого носорога, зайца, дикой лошади, волка, бизона и других. Исследователями Б.С. Русановым, Н.К. Верещагиным и П.А. Лазаревым было собрано 7 500 различных костей животных.
Рядом с захоронениями мамонтов была открыта самая северная стоянка человека палеолитического периода - людей-дюктайцев, обитавших здесь 12 000-13 000 лет тому назад. Стоянка была тщательно исследована. Редультаты раскопок опровергли и поныне устоявшийся стереотип о том, что древние люди день и ночь охотились на мамонта - большая часть найденных костей животных принадлежала зайцу. В 2007 году кладбище объявлено особо охраняемым геологическим объектом республиканского значения (памятником природы).