Главная
МЕНЮ САЙТА
КАТЕГОРИИ РАЗДЕЛА
ГЛАВНАЯ [1]
НЛО [292]
КОНТАКТЕРЫ [0]
КРУГИ НА ПОЛЯХ [0]
АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ [258]
КРИПТОЗООЛОГИЯ [276]
ЖЕРТВОПРИНОШ. [0]
ПРИВИДЕНИЯ [273]
АСТРОЛОГИЯ [0]
МАСОНСТВО [0]
СПИРИТИЗМ [0]
ЯЗЫЧЕСТВО [0]
САТАНИЗМ [0]
КЛЕРИКАЛИЗМ [0]
ГОМОСЕКСУАЛИЗМ [0]
ПРОСТИТУЦИЯ [0]
НАРКОМАНИЯ [0]
ПЕДОФИЛИЯ [0]
ПРЕСТУПНОСТЬ [0]
НАЦИОНАЛИЗМ [0]
КОРРУПЦИЯ [0]
ФАШИЗМ [0]
РАБСТВО [0]
БОЛЕЗНИ [0]
БЕДНОСТЬ [0]
НЕРАВЕНСТВО [0]
НЕГРАМОТНОСТЬ [0]
БИБЛИЯ
ПОИСК ПО САЙТУ
СТРАНИЦА В СОЦСЕТИ
ПЕРЕВОДЧИК
ГРУППА СТАТИСТИКИ
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
ДРУЗЬЯ САЙТА
  • Вперёд в Прошлое
  • Последний Зов

  • СТАТИСТИКА

    Главная » Статьи » СТАТИСТИКА ОККУЛЬТИЗМА » КРИПТОЗООЛОГИЯ

    Таинственные животные в Ямало-Ненецком округе и ХМАО. 2


    Тайна Великого полоза

    На территории Свердловской, Челябинской областей, Ханты-Мансийского автономного округа сохранились предания о реликтовом животном. Манси называли его ялпын уй, русские именовали полозом, а марийцы - шем кишке.  Это животное было осторожно, порой агрессивно по отношению к людям, обладало чертами, которые могут показаться нам, представителям современного общества, лишь порождением больного воображения. Между тем животное существовало. А может, существует и по сей день? Собирая информацию о культуре марийцев Свердловской области, мне довелось услышать историю об интересном животном - шем кишке, «черной змее». Ее рассказал Геннадий Петров из деревни Артемейково Ачитского района.

    Эта змея, как явствует из названия, черного цвета. Длина шем кишке примерно два метра, толщина намного больше, чем у обычной змеи. Живет она в лесу, около водоемов - рек и озер. Ночует на дереве, после чего на нем находят следы от отростков на теле змеи, которые помогают ей фиксировать свое положение в столь необычном месте.  Такое местонахождение объясняется стремлением шем кишке обезопасить себя от собственного потомства, которое столь прожорливо, что может съесть свою родительницу. Кстати, у змей поедать себе подобных - не редкость. Например, у анаконд.

    Встреча с шем кишке в лесу - к беде. Тем более что змея имеет обыкновение нападать и убивать. Зато найти сброшенную шем кишке кожу в виде чулка - к добру. В сказках марийцев есть истории об «огромной, толстой, как бревно», змее, которая лежит в глубокой норе. Она владеет тайными знаниями, является царицей змей и иногда помогает человеку. Все это интересно, но только с точки зрения фольклора, народной фантазии.

    Однако у исследователя манси Валерия Чернецова есть описание подобной змеи, которое он сделал в тридцатые годы XX века со слов охотников-манси. Называют ее охотники ялпин уй, «священный зверь», и напоминает она, по их мнению, ящерицу. Длина ее до 7-8 саженей (до 16 метров), толщиной в руку, красно-бурого цвета с зигзагообразным рисунком. 

    Живет в воде и близ нее, спит не на земле, а только на дереве. После ее ночевок на нем остаются следы от чешуи. Услышать эту змею можно весной. Звуки, издаваемые животным, похожи на крик утки или на капание воды. «Неч, неч». Живет на Оби, в верховьях Сосьвы, в районе Руссуя и Ниль-танг-пауля.

    Подобных рептилий было в то время так много, что погибшие змеи хранились у охотников в Нильтанг-пауле в бочках. Тем не менее манси считали, что ялпин уй не умирает, а превращается в камень аммонит. По сообщениям других исследователей восьмидесятых годов прошлого века, в озере Тур-ват живет существо метров 6 длины. В ясные, солнечные дни он всплывает на поверхность озера и тогда «блестит как серебро». Тур-ват - священное озеро местных манси, а рядом с озером есть молебная гора Ялпын нер. В июне вогулы обычно проводили там свои языческие богослужения. Просили священное животное оберегать их землю.

    Исследователи религии манси И.Н. Гемуев и А.М. Сагалаев пишут, что в глубоководном озере Ялпын-тур (Ханты-Мансийский автономный округ) в середине сороковых годов прошлого (XX) века манси (вогулы) видели ялпын уя. Правда, ему приписывают образ то крокодила, то огромной щуки. И опять прослеживается тесная связь священного животного со священными местами. В двухстах километрах от Ивделя по реке Лусум (Лозьва) живут манси, которые хранят предания о том, что когда-то в реке жил похожий на змею с рогами речной людоед. И по сей день, в тех местах манси поклоняются Хул-хуринг-ойке Старику, подобному рыбе, хозяину местных людей, рыбы, зверя.

    В 1886 году мещанин Иван Шешин из села Никито-Ивдельского (ныне город Ивдель) в своих заметках «О кочевом племени вогул на севере Верхотурского уезда» писал: «По рекам есть у них (манси) такие священные места, через которые они никогда не ездят в лодках, не заденут даже шестом дна, а обходят эти места берегом, перетаскивая лодки на себе».

    Не потому ли манси не задевали шестом дно, что опасались грозного ялпын уя, а плавание в местах его обитания было чревато для человека гибелью? В конце своих заметок Шешин упоминает о зубе мамонта и «окаменелости змеи», которые хранятся у него. Что это за змея, автор не уточняет. Если названные останки принадлежат ялпып ую, можно предположить, что подобная змея жила на мансийском Урале с давних времен.

    О существовании в наши дни ялпын уя некоторые опытные манси-охотники не сомневаются.

    К примеру, у еще одного народа лесной цивилизации - нанайцев есть предания о дябдяне, существе, похожем на удава. Хотя не исключено, что это полоз Шренка (Elalhe schrenckii), названный так по имени исследователя Амурского края Леопольда Шренка. Другое название этой змеи, крупного представителя фауны России - амурский полоз. Продолжатель дела Шренка Владимир Арсеньев дважды упоминает в своих работах о встречи с таким полозом. В том числе указывает длину (1,9 м) и толщину (6 см) убитой змеи. Правда, современные зоологи утверждают, что амурский полоз не превышает в длину 1,7 метра. Но тем не менее факт остается фактом. Русскому населению Зауралья тоже известна огромная змея, которую они называли полозом. И об этом сохранились архивные материалы.



    Гиганские щуки - Кошмар севера

    Спустимся на юг, в бассейн великой Оби, к хантам, которые считают, что в гигантских щук превращается водяной дух Сарт-лунг. Рыба-оборотень живет в глубоких омутах и озерах и легко может перекусить лодку. Кстати, ханты считают щуку не рыбой, а зверем, которого верховный бог Торум создал безголовым, видимо, опасаясь его жестокости. Но щука не растерялась и сделала себе голову самостоятельно. Она поплыла по Оби, проглатывая все, что встречалось на пути, – лося, медведя, женщину с вязанкой дров, рыбака, ворона. Из съеденного получилась голова.

    Приготовив щуку, ханты разбирают ее череп по кусочкам, рассказывая детям, кого съела первая щука. Кости щучьей головы действительно напоминают по форме фигурки людей, животных и птиц. Таким образом ханты не только развлекают детей, но и внушают им, насколько опасен водяной людоед.

    Знают о существовании чудовищных щук и соседи хантов. Манси рассказывали фольклористам про йур-сорт – гигантскую озерную щуку с худым телом и большой головой и про аньтэн-сорт – четырехсаженную рогатую щуку, которая при случае может съесть человека.

    Невероятно, чтобы у столь разных народов, как чукчи и манси, были бы одинаковые сказания об одном и том же животном, если бы на то не было веских причин. Но все же допустим, что каким-то невероятным образом истории о щуках-людоедах придумали, например, селькупы, а всем остальным народностям они так понравились, что те начали пересказывать их на свой лад. В таком случае непонятно, как быть с аналогичными историями, которые есть у канадцев, финнов и даже калмыков.

    В преданиях канадских эскимосов рассказывается, как гигантская рыба съела сразу двух рыбаков. Это случилось, когда трое мужчин переплывали большое озеро у Санинайока. Двое сидели в связанных друг с другом каяках, третий плыл отдельно и неожиданно услышал громкий крик о помощи. Это громадная рыба напала на скрепленные каяки и проглотила их. Эскимос понял, что спасти товарищей не удастся, и быстро поплыл к берегу. Чудище пустилось за ним. Оно мчалось так быстро, что гнало перед собой волны, и те подталкивали каяк вперед. Как только лодка коснулась берега, человек выскочил и убежал.

    В финском эпосе «Калевала» говорится о щуке с реки Туонела, из челюстей которой были сделаны большие гусли-кантеле. Самое интересное поверье – у калмыков, которые считают, что в отдаленных степных озерах водятся очень старые, покрытые мхом щуки, которые проглатывают людей и лодки. Мало того, в полнолуние они выбираются на берег и ползают по полям в поисках еды, нападая на телят и коров.

    Сказания о щуках-гигантах распространены очень широко. Примечательно, что в них говорится не просто о рыбах-людоедах, но именно о щуках. Вряд ли это случайно. Помимо щук в мифологии есть множество других чудовищ, в том числе жестоких духов воды. Почему бы не списать беды и катастрофы на их счет? Зачем приписывать их рыбам, и не тайменям или, например, сомам, а именно щукам?

    Значит, истории имеют под собой реальное основание? Почему же гигантские щуки не встречаются нигде, кроме фольклора? В том-то и дело, что встречаются. Те же этнографы неоднократно видели останки чудовищных щук. Один из старых, еще дореволюционных исследователей сибирских народностей Н. Григоровский в своей работе «Очерки Нарымского края» писал, что гигантские щуки на самом деле встречаются «в здешних глухих местах, где еще не бывала нога человека». Он рассказывал, что в лесу «вблизи села Кетского» долгое время висела прибитая к дереву нижняя челюсть щуки длиной с лошадиную голову. Кстати, по его словам, местные жители называли челюсти щук салазками, что также говорит об их немалой величине.

    Видели огромные останки и советские ученые. Этнографы Владислав Кулемзин и Надежда Лукина в одной из своих книг упоминают щучью челюсть, прибитую к стенке хантовской избушки. У челюсти были такие зубы, что рыбаки вешали на них плащи и телогрейки. А путешественник Анатолий Панков в «Оймяконском меридиане» рассказал о бульдозеристе, который застрелил гигантскую щуку из ружья. Это произошло в Якутии, в низовьях Индигирки. Рыба была старая, покрытая водорослями, зелено-бурая, дряблая, как вата. В длину она достигала четырех метров.



    Уроды атакуют

    Летом 1949 года в поселке в верховьях Малой Сосьвы (Ханты-Мансийский автономный округ) случился сильный пожар. Люди соорудили временные хижины на окраине леса. Туда-то и наведались «уроды» – так их назвали очевидцы. Ночью люди проснулись оттого, что по крышам их хижин кто-то ползал. Один из мужчин, взяв ружье, вышел наружу, и тут ему на плечи спрыгнул «урод».

    «Уродов» описывали так: похожие на людей твари около метра ростом в темно-коричневой пузырчатой одежде (некоторые очевидцы утверждали, что это кожа), на спине что-то вроде гребня, голова «змеиная». Человек с «уродом» на плечах застыл, выронил ружье. Потом, не делая попыток сбросить с себя тварь, вошел в одну из хижин. Люди, находившиеся в помещении, бросились вон. Те, кто наблюдал из соседних хижин, заметили, как тварь приставила к голове мужчины небольшую металлическую трубку. Было такое впечатление, что она высасывает из человека мозг.

    Появились еще два или три «урода». Они передвигались довольно быстро и могли высоко подпрыгивать. Люди в ужасе кинулись врассыпную. Тем, кто побежал в лес, не повезло. Там на деревьях сидело не меньше десятка «уродов». Они спрыгивали на людей и, вцепившись в них, вставляли им в головы трубки. Спаслись те, кто побежал к реке или к обгоревшим развалинам поселка. Оттуда они видели, как люди с тварями на спинах бродят возле опустевших хижин.

    Некоторые из «носильщиков», не выдержав тяжести «уродов», опустились на четвереньки или вовсе легли на землю. Никто не пытался сбросить их с себя. Спрятавшиеся ожидали, что «уроды» доберутся и до них. Но неожиданно за деревьями показалось оранжевое свечение, как будто там низко над землей пролетел большой огненный шар.

    «Уроды», оставив людей, метнулись в ту сторону и скрылись из виду. Люди еще какое-то время не решались выйти из укрытий, а потом подошли к тем, на чьих плечах побывали странные существа. Пострадавшие были живы, но не понимали, что случилось. Они жили, не проявляя признаков какой-либо болезни, еще около десяти часов. А потом один за другим стали умирать.

    Последующее вскрытие показало, что их мозг превратился в желеобразную массу. Отверстий на голове не было, но у всех в области затылка или висков имелась трещина. Таинственных «уродов» не нашли. Собаки отказывались брать их след.

    Странная тварь, по описанию похожая на «уродов» с Малой Сосьвы, появилась два дня спустя, вечером, во дворе дома близ поселка Сергино, что почти в 120 километрах от места вышеописанных событий. Хозяйке дома сначала показалось, что она видит собаку. Но когда существо встало на задние лапы и прыгнуло в большую пустую бочку, женщина решила, что это обезьяна. Она не растерялась и выгнала «обезьяну» из бочки. Существо забежало в дом, наделав там переполох. Подобных тварей здесь никогда не видели. Размером она была с небольшую собаку, передвигалась на четвереньках, чаще прыжками, но могла ходить и на задних конечностях, как человек. При этом рост ее не превышал метра. Голова безволосая, тело покрыто бородавками, на спине просматривался двойной горб.

    В доме тварь забилась под кровать. Ее выгнали оттуда, и она скрылась на чердаке. Поднялись туда, но с чердака она куда-то исчезла… Хозяйка проснулась среди ночи от странного шороха. Прошла в комнату, где спал брат, и обнаружила, что тварь сидит у него на груди. Брат лежал с открытыми глазами, но почему-то не шевелился. По словам женщины, языком, похожим на трубку, тварь касалась головы лежащего. Женщина стала кидать в «нечистого» все, что попалось под руку, гоняла его палкой. В конце концов тварь выскочила в окно и скрылась. Больше ее не видели. Этот случай описан в рапорте участкового милиционера. Предположений о том, что это было за существо, не высказывалось.

    Любопытно, что собаки, жившие во дворе дома, удрали вечером незадолго до появления твари и вернулись только под утро. У брата хозяйки в верхней части лба появилось квадратное пятно, похожее на ожог. С тех пор у него стала болеть голова. Через год он умер. Ему было немногим больше тридцати лет.



    Сверхъестественные существа. Менквы

    Среди сверхъестественных существ, встречающихся в мифах и сказаниях хантов и манси, выделяется ещё одна совершенно особая группа духов, которую исследователи религиозных воззрений обских угров обозначают по-разному. К. Ф. Карьялайнен называет их «демонами», а А. Канисто – «социальными сверхъестественными существами». Это менквы, менгке (у восточных хантов – Сэвэс, Сэвс-ики). Что касается самого названия, то слово менкв считается заимствованным из иранских языков в период с III в до н. э. по VI-VII вв. н. э.

    Менквы – это первые люди, неудачно созданные Нум-Торумом из лиственницы и убежавшие в лес, где, как считается, они живут до сих пор. Их эпоха называется менквенг-торум – «менквов эпоха» (манс.). Внешний облик менквов подобен человеческому, но у них заострённые головы, которых может быть больше одной (до семи), железное тело, длинные ногти. Менквы живут в лесу, имеют семьи, охотятся, ходят только пешком. В мансийском фольклоре менквы часто рисуются людоедами.

    По представлениям сосьвинских манси, у менквов существуют своего рода общины со старшиной и десятником, они платят налоги Мир-сусне-хуму. Менквы – большие и сильные, но глупые и неумелые, это тип «глупых чертей». По другим версиям, менквы – это погибшие в лесу люди. У манси менквы тесно связаны с медведем. Менквы принимают участие в медвежьем празднике мансийской фратрии Пор, тотемом которой является медведь. Выступая в высоких масках из конских хвостов, они громко кричат и хохочут. Во время фратриальных церемоний они играют важную роль: несут культовые предметы к месту хранения, оканчивают церемонии.

    Кроме менквов, у северных обских угров встречаются рассказы о существах миш (Хант.), мис (манс.). Иногда их считают детьми менквов, или просто называют лесными людьми. Они живут в лесу, имеют семьи, охотятся на зверей, имеющих особые признаки, при охоте собакой им служит медведь или соболь с шёлковым шнурком на шее. Жилище лесных людей очень богато, обложено мехами, их женщины отличаются красотой и приветливостью. Они способны подарить охотнику охотничье счастье.

    Много рассказывают о лесных людоедах менквах, которые имеют человеческий облик, только головы у них заострены (иногда они имеют много голов). Они сильные и злые, но глупые. Считается, что в менквов могут превращаться погибшие в лесу люди. Сами менквы считаются родичами людей Пор. По другим мифам, менквы - это первые неудавшиеся люди: они были спущены с неба в море, но выбрались на берег. Как первобытные великаны в мифах других народов, они повсюду оставляли следы: лиственничные рощи - оставленные ими посохи, их тропы стали руслами рек. Однажды Тайт-котл-Торум сразился с менквом и поразил его стрелой: от крика раненого чудовища разверзлась земля и потекла река.

    Менквам посвящены святилища, где стоят их остроголовые деревянные идолы. Им не приносили кровавых жертв, но угощали чаем и спиртным. Но и менквы помогают любимому герою обско-угорских сказок Эква-пырищу. Во время первой охоты трехголовый, пятиголовый и семиголовый менквы впряглись в его нарты, а пока он разогревал для них воду, добыли столько пушнины, что герой с бабкой могли всю жизнь жить безбедно.



    Горы, где водятся менквы

    древнее предание манси из книги И.Гемцева и А.Сагалаева о религии этого народа: «Это было, когда земля установилась. Людей еще не было в те времена. Эти менквы с неба в море были спущены. Из моря они пешком вышли, вверх по Оби и Сосьве поднимались. Где они ночевали, в тех местах заметки есть. Выше Березова и ниже Шайтанки на высоком берегу останавливались. Там деревья стоят. 

    У Люликар, ниже Игрима, там тоже яр на левом берегу. Там семь лиственниц стоят - это их посохи оставлены. В устье Ляпина ночевали на левом берегу. Потом ниже Ломбовожа берег есть: мэнкэт рощ (песок менквов). Потом по Малому Кемпажу свернули. Как шли, так и река пошла. Малый Кемпаж - это и есть их дорога. Прямо из Мунгеса свернули туда. И по Кемпажу поднялись туда, где сейчас живут». 

    Где сейчас живут... Найду ли я следы таинственных менквов или хотя бы услышу о них?

    ...За очередным поворотом протоки показались шалаши. Покосы. После обильного весеннего паводка - на лугах буйство трав. Герасим, выбрав сеть, занялся разделкой рыбы, спросив: «Нярху едите?» 

    Услышав в ответ - «да», сразу к нам расположился. Нярха - традиционная хантыйская пища из сырой рыбы. Малосольная пятиминутка. За едой завязался разговор. Немало интересного знают эти люди, но совершенно напрасна попытка выведать у них что-то. Расскажут ровно столько, насколько вы внушаете доверие.

    Постепенно разговор вошел в нужное мне русло. Что самое удивительное, здесь, как и на Памиро-Алае, истории о ликом человеке чередовались с наблюдениями «огненных сфер». При этом чаще всего информаторы указывали именно на район Софьиных гор. Вот, например, что произошло в 1937 году. Тогда убили дикого человека за то, что он «повадился воровать оленя». По этому поводу «приезжали люди из центра», но ко времени их приезда от трупа остались лишь клочья шерсти.

    С Герасимом и вовсе фантастическая история приключилась. Недалеко от того места, где мы сейчас находились, в 1987 году, он с товарищем перегонял лодки. Шел первым, вторая лодка - на буксире. Неожиданно заметили справа по ходу вынырнувшую из воды голову «с одним большим глазом». Герасим схватил ружье, бывшее под рукой:

    - Хочу прицелиться, а не могу. Так и стрелял несколько раз, не глядя. А она, голова, выплывает то с одной стороны, то с другой. 

    - Попал? 

    - Нет, наверное. 

    На следующий день шли вверх по Лесмиегану. На ходу узнал от Георгия, что скоро будем проходить культовое место хантов - «святой стул».

    Смеркалось, когда мы ступили на песчаную отмель. Немного поплутав в прибрежном лесу, услышали возглас Георгия. Подошли. Что собой представляет этот «стул»? Из обкатанных камней размером с кулак и более (возили их, видимо, издалека, так как тут одна глина, изредка - песок) выложено нечто вроде каменного барьера, полукругом. В основании небольшая плита - ложе «стула». Высота сооружения немногим более метра. Каким целям служил «святой стул» - выяснить не удалось. Рядом с ним на кустах и сучках деревьев сохранились лоскутки материи, кое-какие ветви закольцованы: так обычно метят особые места.

    Несмотря на сумерки, я обнаружил невдалеке несколько уже поросших елями прямоугольных углублений в земле с едва намеченными траншейками-входами. Значит, несколько десятилетий назад (судя по диаметру елей) это место было обитаемо? Подтверждение догадки я услышал позже в Ямгорте: таежные реки в прошлом были более обжиты, чем сегодня. Люди просто не могли тогда селиться так кучно, как сейчас. Сегодня промысловик, охотник или рыбак, имея моторную лодку, за полчаса добирается до далекого угодья.

    Следующий день показал нам, что значит вычерпывать реку ведром. Моторки дальше не шли. А мы на своей резиновой лодке еле ползли сквозь заросли ивняка. Иногда срезали излучины посуху, но это было ненамного легче - всюду дебри. На перекурах сверяли пятикилометровки и с ужасом осознавали, что за двое суток напрямую прошли около 7-8 километров! Да и дымок все чаще накатывал - горело где-то недалеко. Труднее всего приходилось моим спутникам, братьям Мазеевым. К концу второго дня я понял, что наш коллектив распадется раньше, чем было задумано. Спутники молчали... 

    Гул моторной лодки положил конец неопределенности. Значит, начался долгожданный подъем воды в реке. Моторка пристала к берегу. Из нее вышли двое, сели к костру. Старший - Герман Вокуев - охотник-промысловик, имеет в верховьях Лесмиегана угодья. Младший - его племянник Саша. Оба из Овгорта. Герман не скрывал, что посещение своих избушек в столь несезонное время связано с нашей группой и, отчасти, с пожарами. Одним словом, здоровое чувство собственника в эпоху массового туризма. Избушки грабят безбожно, понять хозяина легко.

    Взвесив все обстоятельства, а именно: то, что время отпуска у братьев на исходе; усталость их - и физическую, и психологическую, я предложил расстаться. Предложение было принято с достоинством. Я пересел в лодку к Герману, и мы помчались вверх. Он согласился забросить меня к самому верховью Лесмиегана, но при этом не переставал отговаривать от безумной, с его точки зрения, затеи - идти одному на Софьины горы, на Кемпаж: «Ты даже не представляешь - какие там нюрмы! Уйдешь в сойм, и никто тебя искать не будет!»

    Поясню термины. Нюрм, или нюр, - по-русски болото. Когда мчишься на лодке и созерцаешь стройные ряды сосен и елей по берегам, с трудом верится, что это лишь «витрина» тайги, за которой или непролазный бурелом, или непроходимое болото. Сойм - ручей. Но, применительно к превратностям пути, имеется в виду опасная часть ручья, возле устья. Почва глинистая, даже небольшой ручеек прорезает приличной глубины узкую канаву, которая совершенно незаметна из-за разнотравья. Один неосторожный шаг с тяжелым рюкзаком -и можно «уйти в сойм». Так что искать действительно никто не будет. Или будут, но слишком поздно.

    По всему было видно, что Герман отлично знает фарватер. Камней тут почти нет, но всегда остается шанс налететь на корягу и остаться без винта... Прошли устье Артемванью, правого притока Лесмиегана. Излучины реки стали более крутыми и частыми. Сама она сузилась, скорость течения намного возросла. С каждым поворотом решимость моя таяла, и когда лодка, вспугнув лосиху с лосенком, уткнулась в глину берега, от нее, решимости, ничего не осталось. Я посмотрел на 55 килограммов груза, потом на удрученного Германа, походившего в этот момент на человека, который «видел его последним» (то есть меня) и... решил маршрут начать с Овгорта, Да, заново. С нуля. Иначе, подумал я, неудача все равно не отцепится.

    Оказавшись в Овгорте перед новой попыткой попасть на Софьины горы, я решил поподробнее расспросить о них местных жителей. Изучая карту, я был озадачен романтичностью и таинственностью названия этой небольшой возвышенности на границе Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского округов с максимальной отметкой 213 метров. Водораздел сразу нескольких рек: Лесмиегана, Несьегана и Кемпажа. Гидрография этого узла похожа на лабиринт. (Забегая вперед, скажу, что распутать его мне так и не удалось.) Но главное - я уже говорил - что меня притягивало: по преданию, там, на Софьиных горах, живут менквы. И речка Малый Кемпаж - их дорога...

    Мне легче контактировать с зырянами. При расспросах хантов невольно вторгаешься в ту область, которая, по крайней мере, для их дедов, была сакральной, а для чужих закрытой. Трудно балансировать на границе, где, с одной стороны, самолеты, банки, радио и так далее, а с другой - одухотворенный, во многом неведомый мир, где даже умершие не сразу покидают родных, а продолжают жить с ними несколько лет, воплотившись в небольшие фигурки-иттермы. Не в этом ли сосуществовании двух миров скрыта причина болезненного вживания северных народов в сегодняшнюю действительность?

    Событием стало знакомство с Анной Вальгамовой. С ее дочерью Светланой я познакомился в местном музее, разговорившись о хантыйском медвежьем празднике. Она пригласила меня домой. Про Анну и раньше многие говорили мне как про знатока именно тех мест, куда я стремился. Каково же было мое удивление, когда, войдя, я узнал в хозяйке одну из пассажирок теплохода! Она с внучкой возвращалась из Мужей, обе были в живописных национальных нарядах... После взаимных приветствий меня пригласили к столу. 

    - Где твои люди? - спросила Анна. И, выслушав объяснение, заметила: - Нельзя на Кемпаж ходить одному. Плохое место...

    Надо сказать, что большого противоречия в ее словах нет. Для человека неподготовленного эзотерическое познание может иметь плохие последствия, для сведущего - опыт благоприятен. 

    - А чем оно плохое? 

    - Там живут менквы. Когда мои дочери были маленькие, мы вместе с покойным мужем пасли там оленей. Очень часто слышали по ночам крики, свист. Очень страшно бывало. Жить там нельзя. 

    - Давно ли там перестали пасти оленей? 

    - Больше двадцати лет. Тропы все заросли. 

    - А менква видел кто-нибудь или только слышали? 

    - Видели не раз. Муж на Ворге встречал его. Олени чуют раньше и отказываются идти. Смотреть на него невыносимо. А тридцать лет назад недалеко отсюда на Несьегане был случай.

    Есть место, Патыкорт-соим называется. Там у нас чумы стояли. Однажды осенним вечером мужа менкв схватил. Держал долго силой. Иван говорил ему, мол, отпусти, у меня семья, дети. Отпустил. Но ушел не сразу. Отошел метров на десять, постоял, посмотрел. Муж говорил, что смотрел на него через силу. Лицо покрыто волосами, даже глаз не видно... До этого случая он по ночам тревожил оленей. Поговорили и про Софьины горы. Анна сказала: охотники туда не ходят, а куда ты идешь один? Такой молодой, наверно, мать есть... Не надо знать!  Что ответить? Я сам себе и кнут, и погонщик. («Вокруг Света»).



    Охотники в уральской тайге нашли следы йети

    Екатеринбургские путешественники из клуба «Дикий Север» изучают фотографии, полученные от охотников-манси Ямала. На них запечатлены следы огромного существа. Фотографии своей находки манси прислали екатеринбургскому путешественнику, члену Российского географического общества Владимиру Анищенко. На фото, сделанных в тайге прошлой осенью на реке Хулга, притока Текатловы, видны в глине следы босых человеческих ног необычайно крупных размеров. По словам мансийских охотников, это следы менква, более известного как йети или снежный человек.

    Владимир Анищенко, путешественник:

    - Судя по тому, насколько глубоко вдавлен след, можно предположить, что обладатель этой стопы весил килограммов 250. Проверить подлинность этого фото в данный момент нереально. Но я доверяю охотнику, который передал мне эти фотографии. И знаю, насколько серьезно ханты и манси относятся к менквам. Это для нас может быть похоже на сказку. А для них - часть природы, реальные лесные великаны.

    Владимир Анищенко является членом екатеринбургского клуба путешественников «Дикий Север», который в будущем июне готовит экспедицию на реку Текатлова, чтобы попытаться найти новые доказательства существования снежного человека. По словам Анищенко, он даже готовится взять с собой гипс, чтобы в случае находки снять слепок отпечатка ноги.

    Евгений Свитов, руководитель клуба «Дикий Север»:

    - Я бывал на этой реке. Мы редко туда летаем, потому что она безрыбная, на берегах много медведей и как будто там сбитая энергетика. Беспричинно хочется уйти подальше из этого места. Нынешним летом в ходе прохождения маршрута мы будем проводить изыскания. В случае успеха передадим наши находки ученым.

    Среди коренных народов Севера распространены верования о снежном человеке. Так, на севере Свердловской области при загадочных обстоятельствах, связанных, по словам местных манси, с появлением менква, все жители покинули поселок Суеват-Пауль. По рассказам бывших жителей поселка, мансийский шаман проклял деревню, после чего в ее окрестностях поселился менкв, который по ночам заходил в деревню, пугая жителей.

    Сегодня в Суеват-Пауле никто не живет. А еще 60 лет назад это был большой поселок, жители которого держали крупные стада оленей. Свердловская киностудия даже снимала там фильм о счастливой жизни в СССР коренных малочисленных народов Севера. Отметим, это будет не первая подобная экспедиция «Дикого Севера». Ранее члены клуба заявляли, что нашли на дне уральской реки череп древнего ящера. Однако после целой серии вертолетных экспедиций выяснилось, что это, к сожалению, обычный камень. («Уфолог»).



    Улыбка гоминида

    У  народа  ханты,  спокон  веков  живущего  в  этих  местах,  это существо  называют  «куль»,  то  есть  «страшный  зверь». Сибирские татары, добиравшиеся  до  этих  мест  по  торговым  делам, звали его «маймул», что с тюркских  языков  переводится  как  «большая обезьяна». Выходит, обезьяноподобный страшный зверь  все-таки тревожит жителей таежного поселка по сей день. Кто это на самом  деле - решать ученым, но сегодня одни  жители поселка  Азовы  опасаются  ходить  в  лес   по  грибы  и  ягоды, а другие воспринимают его как обычного обитателя окрестной тайги, где чего только  не водится». 

    Вполне возможно, что за «снежного человека» в некоторых случаях принимались люди с неестественным волосяным покровом или просто одичавшие люди. Но как быть с тем, что 29 августа 2002 года сразу несколько человек одновременно были очевидцами лохматого чудища на границе Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого округов? В 50-х годах его видели бегающим по лесу некоторые жители Сургутского района. Его так и назвали - «Лесбег». Повторяю, сам я никакого «Лесбега» никогда не видел, но мне посчастливилось разговаривать с теми, кто видел существо, у которого «глаза горят, как два изумруда, а звериный оскал напоминает добродушную улыбку». Вот как описывает свою неожиданную встречу с гоминидом геолог-нефтяник Л.И. Морозов. 

    Первое, что он отметил - нет, не размеры незнакомца, а отвратительный запах, исходящий от него. И рост его был обычный, не намного превышающий метр 70 см. Широко расставленные дикие глаза, изо рта выступало что-то, напоминающее пару клыков. Морозов успел подумать: «То ли бродяга, то ли одичавший человек». Он тогда (было это в августе 1961 г. в Монголии) не знал, что даже в экстремальной ситуации отшельник или заблудившийся человек, как бы долго ни скитался, не обрастает волосами, тем более сплошь. 

    На вышке всю эту картину наблюдал дежурный, не в силах понять, что происходит внизу. Наутро, выслушав рассказ о необычайном посетителе, рабочие-монголы начали смеяться, наперебой утверждая, что «снежный человек» здесь появляется довольно часто и что ничего плохого людям он не делает. Просто он такой любознательный, все ему хочется посмотреть и потрогать. Все в вахте были бородатые, а у Морозова лысина. Видимо, это обстоятельство и напугало гоминида, который с громким криком убежал и больше сюда никогда не придет.

    Млекопитающих, принадлежащих к отряду приматов, чудом сохранившихся с доисторических времен, воочию видели в урочищах Кон-динского района. Причем эта «честь» выпала на долю простых малограмотных охотников, которые не читают книг, не смотрят телевизор и не слушают радио. Одно время ходили слухи, что «снежного человека» застрелили где-то под Тобольском, но проверить этот факт не было никакой возможности, ибо все необычное в нашем мире держится во мраке секретности, видимо, до тех пор, пока не появится свой, доморощенный Эдвард Сноу-ден. 

    Зато в Центре изучения «снежного человека» канадской провинции Манитоба утверждают, что за последние 30 лет «йети» (гоминиды) встречались жителям Канады около 400 раз. Наконец, в ходе расследования причин гибели группы Дятлова, которое продолжается до сих пор, все большую основательность обретает версия нападения на становище «страшного существа, с ног до головы заросшего волосами». Кроме того, тибетские монахи утверждают, будто «йети» (СЧ) владеет волевым контролем, то есть гипнозом, и может даже остановить деятельность мозга человека. И это они испытали на себе уже не раз.

    Как «снежный человек» оказался на реке Пим, что в Сургутском районе, я, честно говоря, не знаю. Я только читал о том, что приставка «снежный» отнюдь не означает, что гоминид обожает суровый сибирский климат. Доподлинно известно, что лохматые «ребята» предпочитают южные края. А возле речки Пим свил себе гнездо какой-нибудь беглый «йети». И все-таки, почему снежный? Все объясняется просто. Так назвали его благодаря группе альпинистов, покоривших Эверест. Они обнаружили пропажу пищевых запасов, а затем услышали душераздирающий радостный крик, и на одном из заснеженных склонов в глаза им бросилась цепочка больших следов, похожих на отпечатки человеческой ступни.

    Недавно мне друзья показали копию видеофильма, героем которого является «снежный человек», случайно попавший в объектив кинокамеры путешественников где-то в Гималаях. Подлинник был изучен специалистами Центрального НИИ протезирования в Москве, которые констатировали характерность походки «бигфута» (СЧ), подчеркнули ее естественность и возможность исключить какие-либо подозрения в «механистичности» ее. Последнее означает, что демонстрировалось не виртуальное существо, не робот, а настоящее живое создание загадочного происхождения. 

    Профессор института физкультуры Л.Д. Донской отметил походку «бигфута», как нетипичную для человека, а скульптор Н.А. Лавлин-ский доказал, что снятое на пленку чудовище не может быть загримированным актером. Такие вот дела. Действительный член Географического общества А.И. Рыжиков на одном из заседаний научного совета вообще привел столько убедительных доказательств реального существования «снежного человека» в Западной Сибири, что коллеги приняли его доклад стоя и под грохот оваций. Между прочим, такое в научной среде бывает крайне редко, особенно, сегодня, в пору реформации Российской Академии наук. Будем надеяться, что под шумок перестройки академической системы не прикроют строительство уникального Центра - резиденции «Снежного человека» на горнолыжном курорте в Кемеровской области.

    Вернемся к упомянутому видеофильму. Я увидел существо, поразительно точно совпадающее своей внешностью с многочисленными описаниями свидетелей. Гоминид отличается от современного человека более полным и мускулистым телосложением, заостренной формой черепа, длинными руками, малой длинной шеей и массивной нижней челюстью. У него относительно узкие бедра, характерен густой волосяной покров по всему телу черного цвета (говорят, что бывают рыжие, белые и даже седые). Усы и борода у него очень редкие и короткие. Гоминиды хорошо лазят по деревьям, живут обычно в пещерах, лесные чудища строят гнезда на ветках деревьев, предпочитают растительную пищу и очень любят яблоки.

    Очевидцы утверждают, что ростом «снежный человек» от среднего человеческого до трех метров и более. Вчера в сквере видел одного такого. Правда, он сидел не в гнезде, а на скамейке, ростом был пониже, траву не щипал и не грыз яблоко. Он жадно глотал водку из горла и рычал, как «снежный человек» с речки Пим в Сургутском районе.

    А если говорить серьезно, то реликтовые гоминиды, по мнению ученых, живут небольшими группами, в основном семьями. Их везде называют по-своему: «йети», «энжей», «бигф-ут», «алмасты». В России, в частности в ХМАО, их кличут «лешими» или «авдошка-ми». Интересно, если «ав-дошка» - это он, т. е. мужик, то и название «леший» ему вроде как тоже подходит, а если женского рода, то как надо обращаться? Лешая, что ли? Я ведь не зря иронизирую. Многие видели «лесных женщин». Одну из них даже удалось приручить жителям деревни Тхина в Абхазии.

    Ее назвали Заной. Она не обладала способностью говорить. Кожа у нее была черной, все тело покрыто волосами, а выражение лица как будто принадлежало животному. Рослая, массивная и широкая, она до старости физически почти не менялась: у нее не выпадали зубы, не просматривалось седин в черной гриве. Даже зимой она ходила без одежды, а подаренные ей платья клыками рвала на куски. Она неоднократно рожала от жителей селения. Дети рождались вполне человеческого типа. Два сына и две дочери росли как обычные люди. Последнего из них похоронили в 1954 году. А Зана в тайне от всех ушла умирать в лес.

    Пришла в этот мир ниоткуда и ушла из него в пустоту. Грустная история, аж сердце щемит. Кстати, все время за этой семьей наблюдал академик Б.Ф. Пор-шнев, издав впоследствии свои впечатления отдельной книгой.

    У Мопассана есть рассказ, в котором он описывает случай, происшедший с писателем Тургеневым. Тот купался в реке и, выбравшись на берег, вдруг нос в нос столкнулся с огромным волосатым существом. Это был реликтовый гоминид. В голову прозаику почему-то пришла странная мысль хватить лохматого верзилу за ногу.

    «Снежный человек» отпрянул, долго смотрел на мокрого Тургенева большими, пылающими огнем глазами, потом вдруг улыбнулся и неторопливо зашагал прочь. Все было так неожиданно, что Иван Сергеевич не успел сообразить, кто это только что был перед ним. Запомнилась лишь улыбка. Нельзя сказать, что она была красивой и нежной. Но то, что она была доброй, классик запомнил хорошо. На всю оставшуюся жизнь запомнил. («Новости Югры»).



    Девочка в лесу

    Слышал от соседа по даче следующую историю. Его друг служил в Ханты-Мансийском АО. Кругом тайга на сотни километров и ни одной живой души. Километрах в 150 от части стояли пусковые ракетные установки. И вот посылает туда командир двух солдат что-то отвезти то ли на «Урале», то ли на «ЗиЛе-131» - в общем, на большом военном грузовике. И несколько раз особо подчеркнул (хотя это в любом случае было положено по инструкции): на дороге ни в коем случае не останавливаться, даже если сильно захотелось по нужде.

    Ребята без приключений отвезли к ракетам нужный груз и поехали обратно. А ночью в тайге понятно, какая видимость, поэтому фары включили на полную мощность. Когда до части оставалось совсем ничего (где-то 10 километров), они видят: впереди по дороге идёт девочка в белом платье. Они в недоумении: откуда в тайге в два часа ночи ходит ребёнок? Но всё же решили подбросить. Подъезжают вплотную к этой девочке, сигналят ей, она обернулась... и на людей посмотрела медвежья морда. Перепуганные солдаты увидели горящие глаза и когтистые лапы «девочки». Cущество было одето в человеческое платье, ходило по-человечески и что-то протяжно заверещало. Солдаты, не помня себя, на всех газах помчали грузовик вперёд. Уж и не помнили, как до части добрались...

    Вообще, места там странные - говорят, пропадают люди (причём один раз в 80-е годы там пропала чуть ли не экспедиция Академии Наук СССР), постоянно видят НЛО, по тайге разгуливают волосатые «снежные люди» (их неоднократно наблюдали и солдаты, и офицеры) , в таёжном озере или речке видели странных существ и т. д. Видимо, знал командир, о чём говорил, когда особо предупреждал солдат...


    1 2 3                       














    Категория: КРИПТОЗООЛОГИЯ | Добавил: admin (14.01.2017)
    Просмотров: 40 | Рейтинг: 5.0/1