Все природные пространства у славян имели мифических хозяев. В лесу хозяйничал леший, в реках и озерах - водяной и русалки, в болоте - болотник, в поле - полевой. Обжитое человеком пространство также было заселено духами. В доме тайно жил домовой, в бане - банник, в овине - овинник. А если в доме появлялась кикимора, то его обитатели ждали беды.
Леший
Хозяином леса славяне считали лешего. Как уже говорилось, они побаивались лесного духа и ожидали от него враждебных проделок. Правда, он, как правило, не губил людей, а наказывал их за нарушение обычаев и неправильное поведение в лесу. Леший представлялся в виде косматого старика, иногда даже обросшего корой. У него могут быть рога и козлиные ноги. Он меняет рост в зависимости от окружения: идет по лесу - вровень с деревьями, идет по лугу - вровень с травой. Может он превращаться в зверей и птиц, притворяться кустом, деревом или грибом. Леший часто появляется в сопровождении волков, перегоняет с места на место лесное зверье и птиц, стережет лес от охотников.
Если лешему удается заманить в чащобу человека, завести его в бездорожье, то он радуется - хохочет и хлопает в ладоши. Но если его задобрить и попросить хорошенько, он может вывести из чащи, помочь найти в лесу грибы и ягоды, отыскать пропавших домашних животных. Охотникам и пастухам полагалось заключать с лешим договор и никогда не нарушать его условий.
На Русском Севере еще в недавние времена говорили так: «Хозяин грибов, мха есть. Хозяин везде должен быть. Он вроде бы выйдет такой старичок старенький, выйдет из-под корня, с земли, окрикнет мальчишек: «Зачем так делаете неладно!», - если они грибы неправильно собирают. Это лесовой хозяин, он бережет, сторожит лес». Человек, заблудившийся в лесу, знал, как выбраться из-под власти лешего: надо было его обмануть, выйти из колдовского мира. Для этого полагалось снять с себя всю одежду, вывернуть ее наизнанку и снова одеть. В перевернутом мире человек оказывался неподвластен злому духу.
Водяной
Царь земных вод и рек водяной обитает, по поверьям славян, в «черной воде», в речных омутах. Водяной обликом похож на лешего: лохматый, покрытый тиной старик с большим брюхом, длинной бородой и зелеными волосами, весь покрытый грязью и тиной. Вера в водяного была порождена языческими представлениями об утопленниках, которые продолжают доживать свой век в воде.
Водяной почти всегда враждебен людям. Это злой дух, который позже представлялся в виде черта. Но и его старались задобрить игрой и пением на берегу водоема. Считалось, что водяной расположен к тому, кто уважает его и приносит в жертву животных и плоды. В договор с водяным должны были вступать рыбаки, а также мельники.
Рыбаки отдавали ему первую пойманную рыбу, бросали в воду лапоть со словами «На тебе, черт, лапти, загоняй рыбу!» Разгневанный водяной мог поднять бурю на воде, утащить человека в свое водяное царство, распугать рыбу. Еще больше злых духов, считали славяне, водится в болоте. «Было бы болото, а черти найдутся», - говорили в народе. Грозящим опасностями болотам язычники также приносили жертвы.
Русалки
Водяному служат русалки (украинцы называют их мавками), происхождение которых люди связывали с женщинами и детьми, умершими неестественной смертью или утонувшими. Русалки обладают вечной молодостью и красотой, у них зеленые волосы и чарующие голоса. (Славяне, в отличие от жителей Западной Европы, не представляли русалок в виде женщин с рыбьими хвостами).
В ясные летние ночи они играют, пляшут и поют на берегах рек, качаются на ветвях деревьев, плетут венки. Летом на Русальной неделе русалки выходят из воды и водят хороводы в полях. Многие думали, что, где русалка пройдет, там хлеб лучше родится. Встреча с русалками опасна: они могут защекотать встречного до смерти или утащить его в воду.
Домовой
В каждом доме, по поверьям славян, живет невидимый дух - домовой. Он покровительствует хозяйству, защищает дом и, как правило, не делает зла хозяевам. Зимой он живет в доме близ печки, а летом, если в хозяйстве есть лошади, помещается на конюшне. Домовой «скотину водит», он любит лошадей, холит их и кормит, заплетает им хвост и гриву в косички. Но если домовой невзлюбит скотину, то может ее замучить. Хозяева стремились держать лошадей той масти, которая «ко двору», то есть любима домовым.
Если домовой рассердится на хозяев, то он может ночью ущипнуть человека до синяков, может и напроказить - напугать, спрятать что-нибудь в доме. При переезде в другой дом в последнюю ночь в старом доме перед печкой стелили шубу и приглашали: «Дедушка-хозяин, милости просим к нам на новое жилье». Потом шубу заворачивали и переносили в новый дом, как верили, вместе с домовым. У славян к домовому было двойственное отношение. Его считали «своим», уважали и ублажали, но в то же время и побаивались. Дело в том, что этот мифологический персонаж был связан с культом предков. Изначально домовыми считались души умерших предков, основателей рода.
Домовой знакомой в городе Чаплыгин
Я приехала к себе в деревню, город Чаплыгин (Липецкая область). Этот рассказ я услышала из уст одной девчонки, звали ее Лариса, которая была со мной в компании. Одна знакомая ее мамы рассказала ей историю про домового (знакомую зовут Ольга). Пишу от лица подруги.
Как-то поздно вечером Ольга ждала своего мужа с работы (а дело было летом, мужья поздно с полей возвращались), стоит, ждет она, а время уже к 00.00 подходит... А его все нет, как-то неспокойно ей стало, переживать начала. Смотрит в окно и вдруг слышит - кто-то в дом вошел, ну она и расслабилась - наконец-то пришел. Поворачивается и видит, что он уже в комнате, раздевается, а ни слова даже не произнес, ну она и подумала, что устал с работы и разговаривать не хочет.
Снял с себя одежду, повесил на стул и лег на кровать, ну и она рядом с ним. Когда легла, то она почувствовала от него странный запах, не человеческий, а сыростью пахнет, и как только она к нему повернулась лицом, то от увиденного у нее ком в горле стал. Она видит, что ее муж стоит у двери, а тот, кто с ней лежал, моментально растворился. Ольга и ее муж были в шоке. Когда Ольга рассказала эту историю Ларискиной маме, та ей сказала, что домовой хотел, чтобы Ольга ложилась спать и не переживала за мужа. Вот такой заботливый домовой.
Кто живет в реке?
Историю эту рассказала одна местная жительница, которая всю жизнь прожила возле этого злополучного места. Речка соединяет две деревни плохоньким насыпным мостом. Низина. Деревни на высоких берегах. Весной полая вода заливает низину доверху, деревья скрываются. Мостик сносит каждый год, это отсыпают опять. Речка мелеет, образуются островки. Но возле мостика вода бурлит, течение быстрое, а мели чередуются с глубокими ямами. Идешь по колено - и резко проваливаешься в холодный омут, который затягивает тебя на дно.
Много народу тонет, особенно приезжих, местные знают, куда не надо соваться. Мель около мостика сплошь утыкана букетиками искусственных цветов. У некоторых утопленников нет могил, речка их не отпустила и после смерти. Парочка с ребенком проезжала мимо, места богаты ягодами, люди собирая их устали, решили освежиться. Мальчик семи лет плавал хорошо, но решил забраться на один из островков - мать удивить, и не справился с течением. Ребенка искали долго, вызывали водолазов, ныряли добровольцы. Не нашли. Посетовали на сильное течение, водовороты, мол, всплывет потом.
несчастные родители уехали.
Дочка моей рассказчицы все лето пропадала на речке , и часто стала рассказывать матери о мальчике, с которым познакомилась, какой он добрый и хороший, как плавает, только на берег не идет, играет только на островке и совсем не загорает- очень бледный. Мать, замотанная хозяйственными делами не обратила внимания на рассказы дочери.
А по деревне поползли слухи, что ночью возле моста кто-то тихонько плачет, а лихая молодежь пару раз видела маленького мальчика в плавочках, который просил позвать маму, и исчез, неизвестно куда, как только к нему приблизились. Как-то в выходные вся семья рассказчицы отдыхала на берегу. Женщина краем глаза наблюдала за дочкой, та с ведерком и лопаткой сидела на островке и о чем-то увлеченно сама с собой разговаривала. На минуту мать выпустила ее из виду.
А когда вновь обернулась - дочки на островке не было. Не помня и себя, и крича во весь голос женщина просилась в воду, и через пару секунд оказалась на отмели и тут же увидела ножки дочери. которые чуть виднелись из-под насыпи моста. Мать кинулась туда и быстро вытащила девочку, та сильно наглоталась воды, но была жива.
Вечером того же дня, когда девочка очнулась окончательно, она стала рассказывать, что решила помочь мальчику, который жаловался, что ему хочется гулять как всем детям, хочется к маме, но мост ему мешает, не пускает. Между островком и мостом небольшая полоска воды, вот туда и нырнула головой девочка, пытаясь разглядеть что-нибудь в мутной воде, а потом не смогла выбраться - как что-то держало ее под водой. Хорошо мать подоспела вовремя.
Уже догадываясь, в чем дело, женщина съездила в город, и рассказала там эту историю, в общем, почти ни на что не надеясь. Неожиданно ей поверили, прислали водолазов повторно. И именно в том месте, где ныряла девочка, прямо под мостом, нашли пропавшего ребенка, когда его туда затянуло, он зацепился плавками за арматуру. Тело отдали родителям, больше призрак маленького утопленника никого не беспокоил.